Есть ли сроки давности по возврату полученных от пенсионного фонда средств?

Кс запретил взыскивать излишне уплаченную по ошибке пенсию по инвалидности

Есть ли сроки давности по возврату полученных от пенсионного фонда средств?

Конституционный Суд опубликовал Постановление от 26 февраля 2018 г. № 10-П по делу о проверке конституционности ст. 7 Закона о социальной защите инвалидов, п. 1 и 2 ст. 25 Закона о трудовых пенсиях и ст. 1102 и 1109 ГК РФ.

По мнению заявительницы жалобы, данные законоположения противоречат основному закону, потому что по смыслу, придаваемому им правоприменительной практикой, они позволяют взыскивать с гражданина, признанного инвалидом, полученные им суммы пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты в случае, когда представленные для получения соответствующих мер социальной защиты справки, составленные по итогам медико-социальной экспертизы, признаны недействительными вследствие процедурных нарушений, допущенных при проведении такой экспертизы. При этом не устанавливаются  признаки недобросовестности или противоправности в действиях этого гражданина.

Поводом для обращения послужила следующая ситуация. В декабре 2009 г. гражданке была присвоена инвалидность III группы бессрочно, а затем 12 октября 2010 г. инвалидность II группы бессрочно и назначены соответствующие пенсия и выплаты.

Однако в марте 2014 г. в связи с обращением СУ СК РФ была проведена повторная медико-социальная экспертиза, по итогам которой указывалось, что перечисленные выше решения были приняты с нарушением п. 15, 16 и 29 Правил признания лица инвалидом, после чего они были отменены, а выданные справки об инвалидности признаны недействительными с момента их выдачи.

Гражданка обратилась в суд с административным иском о признании действий по проведению повторной медико-социальной экспертизы и решения от 28 марта 2014 г. незаконными.

При этом, как утверждала заявительница, тем же бюро медико-социальной экспертизы ей вновь была установлена инвалидность (решением от 14 июля 2014 г. – II группы на один год, решением от 23 июля 2015 г.

– II группы также на один год).

В январе 2016 г. суд отказал в удовлетворении ее требований в связи с пропуском срока исковой давности и отсутствием уважительных причин для его восстановления. Это решение было оставлено без изменения апелляционной инстанцией и областным судом. Судья Верховного Суда отказал в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебном заседании.

После этого областной суд, опираясь на п. 1 и 2 ст.

25 Закона о трудовых пенсиях, взыскал с гражданки излишне выплаченные суммы пенсии по инвалидности, ежемесячной денежной выплаты, а также расходы по уплате госпошлины на общую сумму в размере 467 тыс.

руб. Апелляционная инстанция согласилась с этим решением, в передаче кассационных жалоб для рассмотрения в судебных заседаниях было отказано.

Стоит отметить, что решением бюро медико-социальной экспертизы гражданке с 1 августа 2017 г. установлена II группа инвалидности бессрочно.

Рассмотрев материалы дела, Конституционный Суд указал, что федеральный законодатель, закрепляя в п. 1 и 2 ст.

25 Закона о трудовых пенсиях специальный механизм защиты публичных имущественных интересов, связанных с использованием средств Пенсионного фонда на выплату в определенном размере пенсий лицам, которые отвечают установленным требованиям, исходил из того, что эти пункты не предполагают возложения ответственности на гражданина, которому была назначена пенсия, если не установлена его вина в указанных в данной статье деяниях, а ущерб, причиненный Пенсионному фонду перерасходом средств на выплату пенсии, не являлся следствием противоправных действий (или бездействия) гражданина, неисполнения или ненадлежащего исполнения возложенных на него законом обязанностей.

КС пояснил, что учреждение медико-социальной экспертизы несет ответственность как за существо принятого решения, так и за соблюдение предусмотренного законом порядка признания граждан инвалидами, включая проверку представления необходимых для проведения экспертизы документов.

При этом его решение о признании гражданина инвалидом, оформленное справкой об установлении инвалидности, является обязательным для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления и организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Также Конституционный Суд подчеркнул, что нельзя не учитывать и то, что в соответствии как с прежним, так и с действующим правовым регулированием порядка рассмотрения заявлений о назначении трудовой (страховой) пенсии территориальный орган Пенсионного фонда наделен полномочиями по проведению проверки и оценки достоверности представленных в целях пенсионного обеспечения документов на всех этапах пенсионного процесса.

Суд указал, что ни ст. 25 Закона о трудовых пенсиях, подразумевающая виновный противоправный характер перечисленных в ней деяний в качестве необходимого условия применения к лицу соответствующих мер юридической ответственности, ни положения гл.

60 ГК РФ, рассматриваемые во взаимосвязи с закрепляющей презумпцию добросовестности действий участников гражданских правоотношений нормой п. 5 ст.

10 данного Кодекса, не предполагают возложения на гражданина бремени негативных последствий, связанных с допущенными при проведении в отношении него медико-социальной экспертизы формальными нарушениями, в виде взыскания сумм пенсии по инвалидности и ежемесячной денежной выплаты в порядке возмещения ущерба Пенсионному фонду или в качестве неосновательного обогащения.

«Хотя получение гражданином указанных сумм при отсутствии для этого законных оснований либо в размере большем, чем причитается по закону, подпадает под признаки неосновательного обогащения за счет средств Пенсионного фонда, приводит к нарушению публичных интересов в сфере пенсионного обеспечения, конституционных прав и свобод других граждан – участников системы пенсионных отношений, основанной на началах всеобщности и солидарности, следует учитывать, что возложение на гражданина обязанности возвратить полученные с момента вынесения соответствующего решения денежные средства, обусловленные выявлением лишь формальных (процедурных) нарушений порядка признания гражданина инвалидом, допущенных учреждением медико-социальной экспертизы, – при отсутствии установленных фактов недобросовестности (противоправности) со стороны самого заинтересованного лица – приводило бы к нарушению баланса публичных и частных интересов в пенсионной сфере», – указал Суд.

Таким образом, Конституционный Суд признал оспариваемые положения не противоречащими Конституции Российской Федерации и постановил пересмотреть судебные акты, вынесенные в отношении заявительницы.

Комментируя «АГ» постановление, адвокат Адвокатской конторы № 22 «Гражданские компенсации» Нижегородской областной коллегии адвокатов Ирина Фаст сообщила, что ситуации, описанные в решении Суда, происходят нередко. Она пояснила, что слабая сторона в процессе – гражданин – очень плохо защищена правоприменительной практикой.

«Такие ситуации касаются не только пенсий, как в этом случае, но и других выплат, полученных “по ошибке” от государственных органов. Самый наглядный пример, который «АГ» освещала ранее, – это обратное взыскание денежных средств с инвалидов, получивших их на основании решений судов, которые в итоге были отменены Верховным Судом.

В данном случае всеми нижестоящими по отношению к ВС РФ судебными инстанциями было установлено право на получение людьми компенсаций, отсутствовала недобросовестность со стороны истцов.

Природа выплат – возмещение вреда жизни и здоровью, но тем не менее Верховный Суд посчитал возможным поворот решений по данной категории дел», – рассказала Ирина Фаст.

Также адвокат отметила, что КС РФ в последнее время вынужден давать толкование очевидным и понятным любому незаинтересованному юристу ситуациям и корректировать судебную практику.

«По сути, Конституционный Суд исправил грубейшую ошибку судебных органов, которой не должно было быть при качественно настроенной, отлаженной, а самое главное – независимой судебной системе», – пояснила свою точку зрения Ирина Фаст.

Адвокат АП Волгоградской области Юлия Севастьянова также положительно отнеслась к данному постановлению: «Вывод, казалось бы, очевиден: если ошибся не пенсионер, но бюро МСЭ, то закон не предполагает возложения на гражданина бремени негативных последствий, связанных с допущенными при проведении медико-социальной экспертизы нарушениями, в виде взыскания с него излишне полученной пенсии по инвалидности», – пояснила эксперт.

Вместе с тем она заметила, что вряд ли можно утверждать, что теперь инвалиды надежно защищены. «Дело в том, что КС РФ анализировал нормы Закона о трудовых пенсиях, который на сегодняшний день практически утратил силу.

Теперь действует Закон о страховых пенсиях, который содержит схожие правила, но формально это совсем иной нормативно-правовой акт. Поэтому пенсионеры, подпадающие под Закон о трудовых пенсиях, имеют шансы защитить свои права в суде общей юрисдикции со ссылкой на постановление КС РФ.

А доводы пенсионеров, которым была или будет назначена пенсия по новым правилам, могут вновь столкнуться с формальным подходом правоприменителя», – заключила Юлия Севастьянова.

Источник: https://www.advgazeta.ru/novosti/ks-zapretil-vzyskivat-izlishne-uplachennuyu-po-oshibke-pensiyu-po-invalidnosti/

Есть ли среди нас юристы? Нужна консультация! — DRIVE2

Есть ли сроки давности по возврату полученных от пенсионного фонда средств?

Основными критериями вычета из пенсии являются:

решение суда о взыскании сумм пенсионного обеспечения и фиксированных выплат из-за злоупотреблений со стороны гражданина;решение органов ПФР, которые осуществляют пенсионное обеспечение, о взыскании пенсии и фиксированной выплаты к ней, излишне перечисленной пенсионеру;исполнительные документы.

В случае переплаты пенсии Пенсионный фонд может взыскать их из пенсии гражданина, однако удерживаемая сумма не должна превышать 20% (в некоторых случаях 50%).

Гражданин должен возвратить все незаконно полученные средства в бюджет ПФР. Тут существует два варианта: принудительный и добровольный.

При добровольном возврате переплаты, лицо пишет заявление и возвращает деньги наличным (уплата по квитанции через банк) либо безналичным (удержание из пенсии) путем.

Если гражданин отказывается возвращать излишне выплаченные ему средства, то управление ПФР вправе обратиться с иском в суд, и уплата произойдет после решения суда (с учетом всех судебных издержек).

Кроме того, если будет доказано, что гражданин сделал это умышленно, то ему грозит немаленький штраф и статья за мошенничество.

В некоторых, предусмотренных законом, случаях удержание из пенсионного обеспечения может производиться и без согласия пенсионера, сумма удержания в данном случае составляет не больше 20% от пенсии.

За какой период ПФР может удержать суммы?
В соответствии со ст. 196 ГК РФ:

Общий срок исковой давности равен 3 годам с момента, определяемого соответственно ст. 200 настоящего кодекса.Срок исковой давности не может превышать 10 лет со дня нарушения права, для защиты которого данный срок устанавливался. Исключение — случаи, установленные Федеральным законом от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ.

В то же время в качестве неосновательного обогащения не подлежат возврату:

имущество, которое передано во исполнение обязательств, когда закончился срок исковой давности;имущество, переданное во исполнение обязательства до наступления срока исполнения, если обязательством иное не предусмотрено;денежные средства и другое имущество, предоставленные во исполнение несуществующего обязательства, если приобретателем будет доказано, что лицо, которое требует возврата, предоставило имущество в целях благотворительности или знало об отсутствии обязательства;зарплата и платежи, приравненные к ней, пособия, алименты, пенсии, стипендии, возмещение вреда, причиненного здоровью или жизни и другие выплаты, которые получает лицо в качестве средства к существованию, если с его стороны отсутствует недобросовестность и счетная ошибка.Как происходит взыскании излишне выплаченной пенсии?

Излишне перечисленные суммы пенсионного обеспечения подлежат возмещению в случае представления пенсионером документов, которые содержат недостоверную информацию, несвоевременного сообщения либо несообщения о наступлении обстоятельств, влекущих изменение величины пенсии или же приостановление ее выплаты.

Решение ПФР об удержании излишне перечисленных пенсионеру выплат принимается на основании официальных бумаг: актов инвентаризации, ревизии, проверки и иных документов, в которых зафиксирован факт переплаты. Данное решение условно относится к числу исполнительных документов.

Удержания из пенсионной выплаты на основании решения ПФР производятся с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором было вынесено соответствующее решение. Ежемесячная величина удержания на основании решения ПФР не может превышать 20% пенсии (в некоторых случаях вычитать могут до 50%).

Решение ПФР об удержании из пенсионной выплаты или о взыскании излишне перечисленных сумм пенсии пенсионер может обжаловать в вышестоящем пенсионном органе либо в суде.

Если при проверке обнаруживается злоупотребление со стороны пенсионера, например предоставление бумаг с заведомо ложными сведениями, приведшее к незаконному установлению пенсионного обеспечения, органы ПФР передают материалы в прокуратуру. Прокуратура проводит расследование обстоятельств, привлекает к уголовной ответственности и одновременно направляет исковое заявление в судебную инстанцию на взыскание причиненного ущерба.

Как избежать взыскания или уменьшить сумму?
Совсем избежать взыскания может лицо, у которого нет никаких самостоятельных доходов и собственного имущества. Пенсионеру, скорее всего, не удастся это сделать при надлежащем выполнении приставами своих служебных обязанностей.

Поэтому у должника есть три варианта, которые могут облегчить его участь.

Первый — приостановление исполнительного производства. Для этого нужно обратиться в суд с соответствующим заявлением.
Исполнительное производство по заявлению должника может быть приостановлено в таких случаях:

если должник потерял дееспособность до того назначения ему опекуна либо принятия решения по делу;если взыскатель или должник проходит военную службу по призыву, находится в длительной командировке по работе, на стационарном лечении, идет розыск должника, его имущества или розыск отобранного у него ребенка — до увольнения со службы или начала прохождения службы по контракту, возвращения из командировки, выписки из стационара либо завершения розыскных действий в отношении должника, его имущества либо завершения розыска отобранного ребенка;если оспариваются исполнительные действия, а также исполнительные документы — до окончательного рассмотрения вопроса по существу;в других случаях — до прекращения обстоятельств, которые стали основанием для приостановки исполнительного производства.

Однако стоит отметить, что данный способ затягивает процесс исполнения, т.е. избежать взыскания можно только на какой-то период времени, но не освободиться полностью от обязанности уплаты долга.

Второй вариант избежать взыскания — прекращение исполнительного производства.
Заявление подается по тем же правилам, что и заявление о приостановке. В результате рассмотрения заявления судья выносит определение и направляет его копии судебному приставу-исполнителю, взыскателю и должнику.

Должник может направить заявление о прекращении исполнительного производства в следующих ситуациях:

если со взыскателем будет подписано и утверждено судом мировое соглашение;в случае признания должника безвестно отсутствующим или его смерти, если требования или обязанности не переходят к наследнику или управляющему имуществом отсутствующего;если истек установленный законом срок для этого вида взыскания;в случае отмены судебного акта.

Третий вариант — если оснований для приостановления или прекращения производства не удалось найти, то, чтобы избежать удержаний из пенсии, можно заплатить сумму имеющегося долга в добровольном порядке.

Это поможет избежать исполнительского сбора, начисляемого на взыскиваемую сумму, следовательно, должник уменьшит сумму своих расходов.

Если пенсионер-должник сменил место жительства в пределах территории РФ, исполнительный документ «последует» за должником по новому адресу проживания.

Как правило, исполнительный лист направляется по новому месту жительства вместе с пенсионным делом.

На основании этих данных ПФР по новому месту регистрации пенсионера продолжает удержание из пенсионного обеспечения излишне перечисленных сумм.

Источник: https://www.drive2.ru/b/1729382256910323038/

Выплата трудовой пенсии по старости: порядок назначения, изменения размера, удержания из пенсии – центр социально-трудовых прав

Есть ли сроки давности по возврату полученных от пенсионного фонда средств?

  • Сроки рассмотрения обращений граждан в органы Пенсионного фонда РФ
  • Сроки назначения и перерасчета размера пенсии
  • Приостановление и возобновление выплаты трудовой пенсии
  • Прекращение и восстановление выплаты трудовой пенсии
  • Удержания из трудовой пенсии
  • Взыскание с пенсионного органа «недополученной» пенсии
  • Выплата пенсии, неполученной в связи со смертью пенсионера

üБазовые правила, регламентирующие порядок обращения граждан в органы Пенсионного фонда РФ за пенсией (назначением, перерасчетом и т.д.), ее выплаты и доставки, содержатся в постановлениях Минтруда России и Пенсионного фонда РФ от 27 февраля 2002 г. №№ 17/19пб и 16/19па и постановлении от 16 февраля 2004 года № 15п/18.

üЕсли формирование накопительной части пенсии происходило по выбору застрахованного в негосударственном пенсионном фонде, то по вопросам назначения, перерасчета и выплаты накопительной части трудовой пенсии гражданин взаимодействует не с Пенсионным фондом РФ, а с соответствующим негосударственным пенсионным фондом (согласно ст. 36.2 Федерального закона от 7 мая 1998 года № 75-ФЗ «О негосударственных пенсионных фондах» негосударственный пенсионный фонд производит назначение и выплаты застрахованным лицам накопительной части трудовой пенсии в соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ», страховыми правилами фонда и договорами об обязательном пенсионном страховании).

То же касается и срочной пенсионной выплаты, и единовременной выплаты средств пенсионных накоплений[1] лицам, которые не приобрели право на установление трудовой пенсии по старости, и осуществления выплат пенсионных накоплений правопреемникам[2] умершего застрахованного лица, у которого накопительная часть формировалась в негосударственном пенсионном фонде.

Сроки рассмотрения обращений граждан в органы Пенсионного фонда РФ

Если обращение содержит предложение, жалобу на нарушение прав, просьбу о содействии в их восстановлении и реализации оно рассматривается по правилам Федерального закона «О порядке рассмотрения обращений граждан РФ»:

1) срок рассмотрения – 30 дней со дня регистрации обращения;

В исключительных случаях, а также в случае направления запроса в другие органы с целью получения необходимых для рассмотрения обращения документов, срок его рассмотрения может быть продлен, но не более чем на 30 дней с уведомлением об этом гражданина, направившего обращение.

2) если обращение содержит вопросы, решение которых не входит в компетенцию ПФР, или подлежит рассмотрению в ином органе (отделении) ПФР, оно направляется в течение 7 дней со дня регистрации в соответствующий орган, о чем автор обращения также уведомляется.

Если же обращение гражданина касается назначения трудовой пенсии (или ее части), то оно рассматривается – в соответствии с порядком, установленным Федеральным законом «О трудовых пенсиях в РФ» и Постановлением Минтруда России и ПФР от 27 февраля 2002 г.

№ 17/19пб – не позднее чем через 10 дней со дня приема этого обращения (заявления) либо со дня представления необходимых дополнительных документов. И тогда же принимается решение о назначении пенсии.

В случае отказа в удовлетворении указанного заявления орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, не позднее чем через 5 дней после вынесения соответствующего решения извещает об этом гражданина с указанием причины отказа и порядка его обжалования и одновременно возвращает все документы.

Сроки назначения и перерасчета размера пенсии

Назначается трудовая пенсия со дня обращения за ней (кроме того трудовая пенсия по старости может назначаться со дня, следующего за днем увольнения с работы, если обращение за ней последовало не позднее чем через 30 дней со дня увольнения с работы), но в любом случае не ранее дня возникновения права на нее.

Граждане могут обращаться за назначением трудовой пенсии в любое время после возникновения права на нее, без ограничения каким-либо сроком, путем подачи соответствующего заявления.

Заявление о назначении пенсии по старости может быть принято органом Пенсионного фонда и до наступления пенсионного возраста гражданина, однако не ранее чем за месяц до возникновения права на эту пенсию.

Днем обращения за трудовой пенсией считается день приема пенсионным органом заявления от гражданина со всеми необходимыми документами. Если заявление со всеми необходимыми документами пересылается по почте, то днем обращения за трудовой пенсией считается дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления (или дата подачи заявления в электронном виде).

!!! Прием от гражданина заявления о назначении/перерасчете пенсии со всеми необходимыми документами должен быть зафиксирован.

Дата приема заявления регистрируется в журнале регистрации заявлений и решений органа Пенсионного фонда.

Факт и дата приема заявления и необходимых документов от гражданина, обращающегося за пенсией, подтверждается распиской-уведомлением, выдаваемой органом Пенсионного фонда.

Если заявление и необходимые документы поступили по почте,расписка-уведомлениенаправляется в адрес заявителя в таком же порядке либо выдается ему на руки.

Как установлено п. 36 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах (утв. Приказом Минздравсоцразвития России от 14 декабря 2009 г.

№ 987н), при подаче заявления о назначении пенсии работник должен также обратиться к своему работодателю с заявлением о представлении на него (работника) в территориальный орган Пенсионного фонда индивидуальных сведений[3].

Работодатель, в свою очередь, в течение 10 дней со дня обращения работника должен представить указанные сведения в Пенсионный фонд.

Если к заявлению о назначении пенсии приложены не все необходимые документы (подтверждающие пенсионные права, приобретенные до регистрации гражданина в системе индивидуального (персонифицированного) учета), гражданин вправе представить на основании разъяснения органа Пенсионного фонда недостающие документы (список недостающих для назначения пенсии документов определяется органом Пенсионного фонда и отмечается в расписке-уведомлении). Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения соответствующего разъяснения, днем обращения за пенсией считается день приема заявления или дата, указанная на почтовом штемпеле по месту отправления заявления (или дата подачи заявления в электронном виде).

Если необходимые для назначения пенсии сведения (подтверждающие пенсионные права гражданина, приобретенные им после его регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета) отсутствуют в данных индивидуального (персонифицированного) учета, пенсионный орган назначает пенсию по имеющимся в его распоряжении сведениям. После представления страхователем (работодателем)[4] необходимых для назначения пенсии сведений производится доплата пенсии. Данная доплата производится за все прошедшее с момента назначения пенсии время, но не более чем за три года. А если назначение пенсии не в полном размере (т.е. без учета сведений персонифицированного учета) произошло по вине пенсионного органа, то доплата производится за все за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком.

Прежняя редакция (до 28.04.

2010) Правил обращения за пенсией, назначения пенсии и перерасчета размера пенсии, перехода с одной пенсии на другую[5], предполагала, что в случае отсутствия в данных индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования необходимых для назначения трудовой пенсии сведений или когда к заявлению приложены не все необходимые документы, орган пенсионного обеспечения разъясняет заявителю, работодателю, либо государственным (муниципальным) органам, какие документы необходимо представить дополнительно. Если такие документы будут представлены не позднее чем через 3 месяца со дня получения разъяснения, то днем обращения за трудовой пенсией считается день обращения за трудовой пенсией. В том случае, если недостающие сведения в 3-месячный срок не представлены, пенсионный орган был вправе принять решение о продлении указанного срока. И только с согласия заявителя могло быть принято решение об установлении пенсии по сведениям, имеющимся в распоряжении органа Пенсионного фонда.

ü  Что такое система индивидуального (персонифицированного) учета, когда происходила регистрация в ней граждан – см. в разделе «Разъяснение гражданам их пенсионных прав. Превентивные меры по устранению нарушений пенсионных прав».

После назначения трудовой пенсии, возникают ситуации, когда какая-либо из ее частей может быть пересчитана.

В одних случаях это происходит автоматически (когда пенсионный орган располагает достаточными сведениями для осуществления перерасчета).

В других – для перерасчета пенсионеру необходимо обратиться с заявлением и – если нужно – представить дополнительные документы в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение (это требуется в случае наступления обстоятельств, не известных органам пенсионного фонда, но влияющих на размер пенсии).

 

üСлучаи, когда происходит перерасчет пенсии (ее частей) и порядок такого перерасчета, – см. в подразделах раздела «Изменение размера трудовой пенсии».

Статья 292. Порядок определения доходов и их состав для плательщиков единого налога первой — третьей групп

Есть ли сроки давности по возврату полученных от пенсионного фонда средств?

292.1. Доходом плательщика единого налога является:

1) для физического лица — предпринимателя — доход, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме, определенной пунктом 292.3 настоящей статьи.

При этом в доход не включаются полученные таким физическим лицом пассивные доходы в виде процентов, дивидендов, роялти, страховые выплаты и возмещения, а также доходы, полученные от продажи движимого и недвижимого имущества, которое принадлежит на праве собственности физическому лицу и используется в его хозяйственной деятельности;

2) для юридического лица — любой доход, включая доход представительств, филиалов, отделений такого юридического лица, полученный в течение налогового (отчетного) периода в денежной форме (наличной и/или безналичной); материальной или нематериальной форме, определенной пунктом 292.3 настоящей статьи.

292.2. При продаже основных средств юридическими лицами — плательщиками единого налога доход определяется как сумма средств, полученных от продажи таких основных средств.

Если основные средства проданы после их использования в течение 12 календарных месяцев со дня введения в эксплуатацию, доход определяется как разница между суммой средств, полученной от продажи таких основных средств, и их остаточной балансовой стоимостью, которая сложилась на день продажи.

292.3. В сумму дохода плательщика единого налога включается стоимость бесплатно полученных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг).

Бесплатно полученными считаются товары (работы, услуги), предоставленные плательщику единого налога согласно письменным договорам дарения и другим письменным договорам, заключенным согласно законодательству, по которым не предусмотрены денежная либо другая компенсация стоимости таких товаров (работ, услуг) или их возврат, а также товары, переданные плательщику единого налога на ответственное хранение и использованные таким плательщиком единого налога.

В сумму дохода плательщика единого налога третьей группы, который является плательщиком налога на добавленную стоимость за отчетный период также включается сумма кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

В сумму дохода плательщика единого налога третьей группы (юридические лица) за отчетный период включается стоимость реализованных в течение отчетного периода товаров (работ, услуг), за которые получена предварительная оплата (аванс) в период уплаты других налогов и сборов, определенных настоящим Кодексом.

292.4. В случае предоставления услуг, выполнения работ по договорам поручения, комиссии, транспортного экспедирования или по агентским договорам доходом является сумма полученного вознаграждения поверенного (агента).

292.5. Доход, выраженный в иностранной валюте, пересчитывается в гривни по официальному курсу гривни к иностранной валюте, установленному Национальным банком Украины на дату получения такого дохода.

292.6.

Датой получения дохода плательщика единого налога является дата поступления средств плательщику единого налога в денежной (наличной или безналичной) форме, дата подписания плательщиком единого налога акта приема-передачи бесплатно полученных товаров (работ, услуг). Для плательщика единого налога третьей группы, который является плательщиком налога на добавленную стоимость, датой получения дохода является дата списания кредиторской задолженности, по которой истек срок исковой давности.

Для плательщика единого налога третьей группы (юридические лица) датой получения дохода также является дата отгрузки товаров (выполнения работ, предоставления услуг), за которые получена предварительная оплата (аванс) в период уплаты других налогов и сборов, определенных настоящим Кодексом.

292.7. В случае осуществления торговли товарами либо услугами с использованием торговых автоматов или другого подобного оборудования, не предусматривающего наличия регистратора расчетных операций, датой получения дохода считается дата изъятия из таких торговых аппаратов и/или подобного оборудования денежной выручки.

292.8. В случае если торговля товарами (работами, услугами) через торговые автоматы осуществляется с использованием жетонов, карточек и/или других заменителей денежных знаков, выраженных в денежной единице Украины, датой получения дохода считается дата продажи таких жетонов, карточек и/или других заменителей денежных знаков, выраженных в денежной единице Украины.

292.9. Доходы физического лица — плательщика единого налога, полученные в результате осуществления хозяйственной деятельности и обложенные налогом согласно настоящей главе, не включаются в состав общего годового налогооблагаемого дохода физического лица, определенного в соответствии с разделом IV настоящего Кодекса.

292.10. Не являются доходом суммы налогов и сборов, удержанные (начисленные) плательщиком единого налога при осуществлении им функций налогового агента, а также суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, начисленные плательщиком единого налога в соответствии с законом.

292.11. В состав дохода, определенного настоящей статьей, не включаются:

1) суммы налога на добавленную стоимость;

2) суммы средств, полученных по внутренним расчетам между структурными подразделениями плательщика единого налога;

3) суммы финансовой помощи, предоставленной на возвратной основе, полученной и возвращенной в течение 12 календарных месяцев со дня ее получения, и суммы кредитов;

4) суммы средств целевого назначения, поступившие от Пенсионного фонда и других фондов общеобязательного государственного социального страхования, из бюджетов или государственных целевых фондов, в том числе в рамках государственных или местных программ;

5) суммы средств (аванс, предоплата), которые возвращаются покупателю товара (работ, услуг) — плательщику единого налога и/или возвращаются плательщиком единого налога покупателю товара (работ, услуг), если такой возврат происходит в результате возврата товара, расторжения договора или по письму-заявлению о возврате средств;

6) суммы средств, поступившие в качестве оплаты товаров (работ, услуг), реализованных в период уплаты других налогов и сборов, установленных настоящим Кодексом, стоимость которых была включена в доход юридического лица при исчислении налога на прибыль предприятий или общего налогооблагаемого дохода физического лица — предпринимателя;

7) суммы налога на добавленную стоимость, поступивших в стоимости товаров (выполненных работ, предоставленных услуг), отгруженных (поставленных) в период уплаты других налогов и сборов, установленных настоящим Кодексом;

8) суммы средств и стоимость имущества, внесенные учредителями либо участниками плательщика единого налога в уставный капитал такого плательщика;

9) суммы средств в части излишне уплаченных налогов и сборов, установленных настоящим Кодексом, и суммы единого взноса на общеобязательное государственное социальное страхование, возвращаемые плательщику единого налога из бюджетов или государственных целевых фондов;

10) дивиденды, полученные плательщиком единого налога — юридическим лицом от других плательщиков налогов, обложенные налогом в порядке, определенном настоящим Кодексом.

292.12. Исключен.

292.13. Доход определяется на основании данных учета, который ведется в соответствии со статьей 296 настоящего Кодекса.

292.14. Определение дохода осуществляется для целей обложения единым налогом и для предоставления права субъекту хозяйствования зарегистрироваться в качестве плательщика единого налога и/или находиться на упрощенной системе налогообложения.

292.15. При определении объема дохода, дающего право субъекту хозяйствования зарегистрироваться в качестве плательщика единого налога и/или находиться на упрощенной системе налогообложения в следующем налоговом (отчетном) периоде, не включается доход, полученный как компенсация (возмещение) по решению суда за какие-либо предыдущие (отчетные) периоды.

292.16. Право на применение упрощенной системы налогообложения в следующем календарном году имеют плательщики единого налога при условии непревышения в течение календарного года объема дохода, установленного для соответствующей группы плательщиков единого налога.

При этом если в течение календарного года плательщики первой и второй групп использовали право на применение другой ставки единого налога в связи с превышением объема дохода, установленного для соответствующей группы, право на применение упрощенной системы налогообложения в следующем календарном году такие плательщики имеют при условии непревышения ими в течение календарного года объема дохода, установленного подпунктом 3 пункта 291.4 статьи 291 настоящего Кодекса.

Источник: https://i.factor.ua/law-23/section-109/article-16864/

Енпф возвращает казахстанцам ранее удержанный ипн. кто может рассчитывать на эти деньги?

Есть ли сроки давности по возврату полученных от пенсионного фонда средств?

Тысячам казахстанцев вернут деньги, которые ранее были изъяты в виде индивидуального подоходного налога с выплат пенсионных накоплений. Средства будет возвращать ЕНПФ.

На корректировку налогового вычета могут рассчитывать граждане только 10 категорий.

Основанием для возврата ИПН стали изменения в Кодексе РК “О налогах и других обязательных платежах в бюджет”, вступившие в силу в апреле 2019 года.

Корректировке с последующим возвратом средств, вычтенных в виде ИПН, подлежат все доходы, полученные с 1 января 2018 года по апрель 2019 года.

Возврат касается следующих категорий населения:

  • инвалиды I, II или III групп;

  • участники Великой Отечественной войны и приравненные к ним лица;

  • лица, награждённые орденами и медалями бывшего СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в тылу в годы Великой Отечественной войны;

  • лица, проработавшие (прослужившие) в тылу не менее шести месяцев с 22 июня 1941 года по 9 мая 1945 года и не награжденные орденами и медалями бывшего СССР за самоотверженный труд и безупречную воинскую службу в годы Великой Отечественной войны;

  • дети-инвалиды;

  • один из родителей, опекунов, попечителей ребенка-инвалида;

  • один из родителей, опекунов, попечителей лица, признанного инвалидом по причине “инвалид с детства”;

  • один из усыновителей (удочерителей), принявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в приёмную семью;

  • один из приёмных родителей, принявших детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

  • член семьи умершего человека, который имел пенсионные накопления в ЕНПФ, или лицо, осуществившее погребение умершего лица.

Для возврата удержанного в 2018-2019 годах ИПН необходимо представить в ЕНПФ:

  • заявление на применение корректировки дохода или налогового вычета (в том числе при единовременной выплате на погребение); форму заявления можно скачать на сайте ЕНПФ в разделе “Услуги, образцы бланков”.

  • оригиналы документов, подтверждающих принадлежность человека к одной из вышеназванных категорий (карточка №1).

За возмещением удержанного ИПН получатели пенсионных выплат могут обратиться:

  1. В офис ЕНПФ (место прописки и фактического проживания не имеет значения);
  2. Отправить документы через третье (поверенное) лицо;
  3. Отправить документы посредством почтовой связи.

В случае подачи документов через третье лицо, в дополнение к вышеуказанным документам этот человек должен предоставить в филиал ЕНПФ:

  • Оригинал нотариально удостоверенной доверенности или её нотариально засвидетельствованная копия;

  • Копия документа, удостоверяющего личность третьего (поверенного) лица, и оригинал для сверки;

  • Нотариально засвидетельствованная копия документа, удостоверяющего личность получателя перерасчёта;

  • Нотариально засвидетельствованные документы, подтверждающие право получателя на применение корректировки дохода или налогового вычета (каждая категория лиц).

При передаче документов по почте все документы заверяются нотариально, в том числе, и подпись получателя в заявлении. Это очень важный момент, из-за несоблюдения которого в ЕНПФ могут не принять заявление.

Заявление на перерасчёт рассматривают специалисты Единого накопительного пенсионного фонда:

  • Если все данные соответствуют правилам возврата ИПН;
  • Если получатели не воспользовались корректировкой дохода или налоговым вычетом в пределах, установленных налоговым законодательством, по другим видам доходов (не пенсия).

Сумма поступит на указанный в заявлении счёт (банковская карта по желанию получателя) в течение 10 рабочих дней с момента его подачи. Возмещение производит ЕНПФ.

Право на возмещение удержанного в 2018-2019 годах ИПН сохраняется за получателем в течение 5 лет после даты осуществлённой пенсионной выплаты.

Отказать в возмещении удержанного индивидуального подоходного налога могут в случаях, если:

  • получатель пенсионных выплат не относится к категории лиц, имеющих право на корректировку дохода или налогового вычета;
  • отсутствуют документы, подтверждающие наличие соответствующего права.
  • отказ можно получить, если представленные документы не соответствуют требованиям законодательства Республики Казахстан.

Источник: https://informburo.kz/cards/enpf-vozvrashchaet-kazahstancam-ranee-uderzhannyy-ipn-kto-mozhet-rasschityvat-na-eti-dengi-.html

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий