Могут ли выгнать с уроков, если ребёнок пришёл в школу без формы или с красными волосами
Шестой год ученики школ обязаны носить форму, при этом каждое учебное заведение самостоятельно устанавливает требования к внешнему виду. Ответственность за соблюдение правил лежит на родителях. Иногда руководство школы слишком ревностно следит за тем, во что одеты ученики. Могут, например, снять с уроков и отправить переодеваться (только делать так нельзя).
Первый класс. Рассылка
Ценные советы и бесценная поддержка для родителей первоклассников
1. Где прописаны требования к виду учеников и кто их составляет
С сентября 2013 года вступило в силу положение Федерального Закона «Об образовании в РФ» об одежде учеников — после двадцати лет свободного стиля в школы вернулась форма. Основные цели, которые преследовало Министерство образования:
- обеспечить детей удобной, безопасной и красивой одеждой;
- сгладить социальные, имущественные и религиозные различия;
- укрепить имидж школы;
- сформировать корпоративную идентичность.
Каждая школа самостоятельно устанавливает (после обсуждения с родительским комитетом, попечительским советом и так далее) цвет, фасон и внешний вид одежды для своих учеников.
Утверждает дополнительные аксессуары: нашивки, эмблемы, галстуки или шейные платки, значки и прочее.
Эти требования обычно прописывают в отдельном «Положении о школьной форме и внешнем виде» (как здесь), в «Положении о внутреннем распорядке» (как здесь) или других внутренних документах. Не все школы публикуют их на своём сайте.
Общие принципы создания внешнего вида едины — аккуратность, опрятность, сдержанность и умеренность. Основной стандарт одежды для всех — деловой стиль.
В школах выделяют три вида одежды в зависимости от назначения:
- повседневная (неярких цветов с незначительными украшениями, например, воланами и складками у девочек);
- спортивная (для занятий физкультуры);
- парадная (белая рубашка и галстук у мальчиков/белая блузка и бант у девочек);
- девушки совершенно свободно могут носить как юбки, так и брюки.
А вот то, что не относится к деловому стилю, в каждом случае определяется индивидуально. То есть каждая школа самостоятельно принимает решение о стандартах внешнего вида своих учеников.
В некоторых школах под запрет попадают даже брюки с низкой посадкой (например, вот в этой школе). В остальном требования похожи — никаких глубоких декольте, юбок короче сорока сантиметров, высоких каблуков, колготок-сеточек или прозрачных блузок. И мальчикам, и девочкам не рекомендуется носить одежду, обувь и аксессуары с травмирующей фурнитурой (те же туфли на высоком каблуке).
Маникюр и макияж обычно разрешён ученицам 9-11 классов, но в пределах разумного. То есть запрещают обычно красить ногти в яркие цвета (синий, зеленый, черный и т. п.). Не приветствуются яркий макияж, массивные украшения и кольца. Кроме того, перед уроком физкультуры необходимо снимать серьги и цепочки, чтобы избежать травм.
Отдельная история с пирсингом и татуировками. У школы могут быть индивидуальные требования на этот счёт (например, скрывать татуировки под одеждой или снимать пирсинг). Но проколоть ноздрю или набить татуировку во всю спину запретить никто, разумеется, не может.
Кстати, сделать это без разрешения родителей несовершеннолетний всё равно не может.
Статья 26 Гражданского кодекса РФ, которая регламентирует дееспособность несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет, содержит размытую формулировку «имеют право совершать мелкие бытовые сделки».
Поэтому в легальных салонах апгрейдить себя подростки могут только с письменного разрешения родителей и только при наличии паспорта и договора (то есть должны быть старше 14 лет).
3. Кто оценивает внешний вид школьника и как
Оценить, как выглядит ученик, может только сотрудник школы. Тут, конечно, появляется человеческий фактор с историями про учителей, которые отрезают девушкам прядь волосы из-за того, что те не были забраны в пучок или косу. Но есть и обратные ситуации.
Например, карельские прокуроры встали на сторону школьников и потребовали отменить некоторые запреты, которые существовали в школах региона.
Иногда и сами преподаватели не придираются к внешнему виду учеников, потому что уверены, что главное –это знания, общение, творческая деятельность.
4. Могут ли отчислить за внешний вид (нет)
Не допустить до занятий ученика пришедшего без формы администрация школы не может, потому что главное в деятельности школы — предоставление образовательных услуг. Если ребёнок живёт близко, могут отправить переодеваться, далеко — оставят в школе.
Посещение школы без формы является нарушением «Правил внутреннего распорядка». В этом документе помимо правил поведения в классе, столовой, на выездных мероприятиях, прописываются меры ответственности за те или иные проступки.
В некоторых случаях придётся писать объяснительную записку. О нарушении классный руководитель должен сообщить родителям по телефону в тот же день.
При повторном проступке — вызвать в школу для беседы (ответственность за внешний вид ученика лежит на родителе).
В США и Канаде нет единой школьной формы, а её наличие — вопрос традиций, престижа, бренда. Но существует дресс-код: длина шорт или юбок (например, строго до колена), закрытые плечи (футболка подойдёт, майка на бретельках — нет), к лосинам обязательно нужна длинная туника или блуза. Ученики частных американских школ носят форменную одежду с эмблемой учебного заведения.
Особенное отношение к школьной форме в Великобритании. Там форма впервые появилась в XVI веке в школе при госпитале Христа. Её покрой до сих пор остаётся неизменным.
Мальчики носят длинные чёрные сюртуки, белые галстуки, бриджи и жёлтые носки. В комплект одежды лондонской школы-пансиона для мальчиков Хэрроу до сих пор входит соломенная шляпа.
Парадная форма Итонского колледжа, в котором учились принц Уильям и принц Гарри, включает в себя фрак и яркий жилет.
Школьная форма в Японии не меняется вот уже 150 лет. Девочки предпочитают матроски (блузы с матросским воротником-гюйсом и короткие юбочки в складку), мальчики — гакуран (по сути костюм), напоминающий военный китель.
Форма китайских школьников — спортивный костюм и красный галстук. На первый взгляд выбор кажется странным, но дело в том, что одежда должна соответствовать стандарту, принятому ещё в 1993 году. То есть быть удобной, практичной и дешёвой (по цене тоже установлен стандарт). Так получилось, что подо все эти требования спортивная форма подошла идеально.
Иллюстрации: Shutterstock (Kat_Branch)
Источник: https://mel.fm/shkola/4539760-school_uniform
Защита прав учащихся: родители, школа, законы и практика
Совсем недавно в Чернигове школьницы жестко избили свою одноклассницу. Общество и социальные сети были шокированы этим происшествием и активно его обсуждали. Вопрос о том, как на практике защитить своего ребенка, становится все более актуальным.
Когда ребенок идет в школу, у него появляется масса новых обязанностей.
Но не стоит забывать и о том, что кроме обязанностей у ребенка есть и права. Законодательно права ребенка охраняются Конституцией Украины, Законом Украины “Об образовании”, Конвенцией о правах ребенка.
В этих нормативных актах перечисляются основные права ребенка, которые обязательно должны соблюдаться, в том числе и в общеобразовательных учреждениях.
Представителями интересов ребенка являются его родители. Только они вправе принимать решения об основных принципах воспитания сына или дочери. Педагоги имеют право только сообщать родителям об успеваемости ребенка, его поведении на уроках или о пропусках им занятий.
Защита прав ребенка в школе – совместная обязанность и родителей, и администрации. Задача родителей – заметить, что права ребенка ущемляются, и сообщить об этом администрации; задача администрации – разобраться в том, что произошло.
Юридическая ответственность по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск, например, на школу (как учебное заведение), невозможно. Привлекать к ответственности можно только отдельного педагога или руководителя администрации учебного заведения.
Распространенный случай: ребенок во время урока пользуется гаджетом для личной переписки, играет в игры или читает публикации в интернете. Бывает, что преподаватель отбирает у ребенка телефон и читает последнее сообщение из личной переписки при всем классе. Такими действиями учитель нарушает основной принцип статьи 3 Конвенции о правах ребенка: “Во всех действиях в отношении детей первоочередное внимание уделяется наилучшему обеспечению интересов ребенка”. К тому же, такие публичные порицания наносят детям огромный моральный ущерб, и таой поступок, согласно положениям ст. 60 Закона Украины “Об образовании”, может привести к судебному иску против педагога. Категорически недопустимо, когда поводом для порицаний становится даже не поведение ученика, а его убеждения или внешний вид. Конституция Украины, а именно ст. 34, устанавливает право на свободу мнений и убеждений: “Каждому гарантируется право на свободу мысли и слова, на свободное выражение своих взглядов и убеждений”. Из этого следует, что педагог в принципе не имеет права выносить на суд класса убеждения и мысли ученика без его согласия. Педагоги могут обсуждать личную жизнь учеников только в интересах самих детей, и в объеме, достаточном для оказания им возможной помощи. С жалобой на действия педагога в любом случае следует сразу обращаться к директору учебного заведения, который обязан принять соответствующие меры для защиты конституционных прав школьника. Не редки также конфликтные ситуации между учениками. Если вашего ребенка обижают другие дети, нужно для начала поговорить с его родителями, -возможно, этого будет достаточно. В том случае, если издевательства продолжаются, обратитесь в комиссию по делам несовершеннолетних. За поступки детей младше 14 лет отвечают их родители, которые обязаны компенсировать моральный и материальный ущерб. Если виновнику более 14 лет, за некоторые деяния он будет отвечать уже самостоятельно. В учебных заведениях очень любят использовать труд своих подопечных для благоустройства территории или для облагораживания или уборки помещения. Такие действия администрации учебного заведения не вполне законны. Согласно статьи 43 Конституции Украины, “использование принудительного труда запрещается”. То же самое записано и в статье 52 Закона Украины “Об образовании”: “отвлечение учеников за счет учебного времени на работу и осуществление мероприятий, не связанных с процессом обучения, запрещается”. Для того, чтобы привлечь учеников к физическому труду, школа должна получить не только согласие самих учеников, но и согласие их родителей. Если следовать букве закона, то даже если бы ученики сами стояли со швабрами в руках и умоляли позволить им убрать школу, директор не имел бы права им этого разрешить, пока они не принесут письменное согласие родителей.
Если следовать букве закона, даже если бы ученики сами стояли со швабрами в руках и умоляли позволить им убрать школу, директор не имел бы права им этого разрешить, пока они не принесут письменное согласие родителей.
В защиту интересов учащихся говорят нормы статьи 50 Закона Украины “Об образовании”, которая запрещает привлекать учащихся к труду, не предусмотренному образовательной программой, без согласия их родителей и их самих. Это означает, что школа также не может приказывать ученикам участвовать в дежурстве. Если школа заставляет ученика дежурить, то он может обжаловать действия администрации. Для начала ученик может обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя или иного конкретного педагога, который заставляет его заступать на “пост номер один”. Если директор откажется освободить ученика от дежурств, тот имеет право написать жалобу в управление (отдел) образования и органы по защите прав ребенка. Если же и это не поможет, родители ученика могут подать на школу в суд. Также ребенок имеет право на безопасные и приятные условия обучения. Несоблюдение правил техники безопасности на уроках физкультуры, запах краски в коридорах из-за незаконченного вовремя ремонта, холод в классах в зимнее время – все, что может нанести вред здоровью ребенка, дает вам полное право высказать свои претензии администрации учебного заведения. Защищая права своего ребенка и отстаивая его интересы, следует помнить, что любой конфликт разрешается прежде всего с администрацией учебного заведения, следующей инстанцией является комиссия по делам несовершеннолетних, управление образования и уже в самом крайнем случае дело может дойти до судебного разбирательства.
Катерина Лысечко
юрист в сфере практики семейного права
Подписывайтесь на аккаунт LIGA.net в , , ВКонтакте и Одноклассниках: в одной ленте – все, что стоит знать о политике, экономике, бизнесе и финансах.
Источник: https://www.liga.net/society/opinion/zashchita-prav-uchashchikhsya-roditeli-shkola-zakony-i-praktika
Права и обязанности учителей в школе по закону
Родители учащегося часто задаются вопросом касаемо взаимоотношений между учителем и его учениками. В Российской Федерации педагогический сегмент действует на основании профессионального устава, который имеет федеральное значение. Поэтому работники сферы образования — учителя осуществляют свою деятельность в соответствии с его положениями.
Какие права и формальные обязанности имеются у преподавателей школы, будет рассказано далее.
Какие права имеет учитель в школе в 2018 году
В любой учебной организации должная программа образования предполагает в отношении преподавателей школы следующие преференции:
- получать соразмерное денежное вознаграждения, согласно имеющейся квалификации;
- иметь все элементарные условия для оказания образовательных услуг;
- рассчитывать на помощь в организации учебного процесса со стороны руководителя школы;
- пользоваться всеми социальными и материальными гарантиями, рассчитанными законом для бюджетной категории;
- получать положенный отпуск в соответствии с графиком деятельности.
Имеет ли учитель право выгонять с урока ученика?
Такого права в отношении учителя нигде не закреплено. Если ученик систематически нарушает дисциплину, либо своими действиями мешает проведению учебного процесса, то преподаватель школы в этих случаях не сможет выгнать его из класса. Это является нарушением формальной должностной инструкции, что может послужить применением санкций в отношении специалиста.
Вместо того чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются.
О комендантском часе в СПБ для несовершеннолетних читайте по ссылке:
Есть ли право у учителя забрать телефон у ученика?
Отношения формально должны строиться на основе профессиональной преподавательской этики. Преподаватель школы, особенно в начальных классах, должен понимать, что работать ему придется в не самых легких условиях.
Но несмотря на это, применять самостоятельные меры воздействия по отношению у обучающимся нельзя. Это прописано в диспозициях методических рекомендаций за номером 351-ФЗ (МО ноябрь 2016 года).
Поэтому забирать телефон, даже на время урока — нельзя.
Скачать ФЗ № 351
В этом отношении родители задаются вопросом относительно того,имеет ли право учитель забирать телефон у ученика статья за это действие предусматривает ответственность? В первую очередь, такой статьи нет. Во-вторых, учитель должен обратиться к руководству школы с описанием сложившейся проблемы.
Законно ли повышение голоса на учеников?
Также родители интересуются, имеет ли право учитель повышать голос на ученика? В отличии от остальных оснований, здесь не следует относится к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением.
Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким.
Инструкции по охране труда в школе можно изучить и скачать бесплатно по ссылке:
Что не имеет права делать учитель по отношению к ученику?
Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем:
- нельзя делать никаких оскорбительных замечаний;
- оказывать физическое воздействие;
- ставить в угол;
- выгонять из классного кабинета;
- забирать (даже на время урока) личные вещи — телефоны, игрушки, плееры, и другие приспособления;
- кричать с отходом от учебного процесса;
- проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса.
- Эти действия специалист делать не имеет права в любой школе РФ.
Ответственность за оскорбление ученика
Такая ответственность может заключаться в разовом дисциплинарном взыскании. Если указанные нарушения являются уже систематическими, то закон в этом случае предполагает ответственность в виде прямого отчисления из штата школы.
Поэтому вопрос относительно того, имеет ли учитель право оскорблять ученика при всем классе, сам по себе является неуместным. Ни наедине, ни при всем классе прямые оскорбления в адрес учащегося не допускаются.
Обязанности учителя в школе по новому закону об образовании
Последние изменения профильный закон (351-ФЗ) претерпел в ноябре 2016-го года.
В соответствии с ними, преподаватели в рамках своей формальной деятельности несут следующие условные обязанности:
- работать в целях передачи знаний в рамках своей квалификации;
- оценивать старания, усердие, иные качества обучающихся только по объективным критериям;
- не использовать никакие субъективные схемы оценки знаний;
- при нарушениях не предпринимать самостоятельных действий;
- выходящих за обозначенные должностной инструкцией рамки, а немедленно связаться с руководством условной школы.
Популярные вопросы по данной статье Какие права у учителя в школе? В любой учебной организации преподаватель обладает следующими правами: получать денежное вознаграждение, иметь условия для оказания образовательных услуг, рассчитывать на помощь со стороны руководителя школы, пользоваться социальными и материальными гарантиями, получать положенный отпуск. Имеет ли учитель право выгнать ученика с урока? Вместо того, чтобы выгонять учащегося из класса, тем самым нарушая образовательный порядок, специалист должен вызвать в класс руководство школы, которое обязательно найдет пути решения описываемой проблемы. Самостоятельные воспитательные меры здесь к проведению не допускаются. Позволяется ли учителю отобрать телефон у ученика? Применять самостоятельные меры воздействия по отношению к обучающимся нельзя. Это прописано в 351-ФЗ. Поэтому забирать телефон, даже на время урока – нельзя. Лучше обсудить неприемлемое поведение ученика с руководством школы и вызвать родителей в школу для решения проблемы. Имеет ли право учитель повышать голос на ученика? Не следует относиться к этому слишком категорично. Если специалист кричит во время учебного процесса на ребенка, без перехода на личности и без прямых оскорблений, то это не будет считаться нарушением. Повышение голоса, как такового, вовсе может и не быть, потому что у человека от природы голос может быть высоким. Какие действия запрещено учителю делать по отношению к ученику? Недопустимые в рамках любой школы действия выражаются в следующем: нельзя делать оскорбительных замечаний, оказывать физическое воздействие, ставить в угол, выгонять из классного кабинета, забирать личные вещи, кричать с отходом от учебного процесса, проявлять к ребенку личное отношение в обход образовательного процесса. Если у Вас есть вопросы, проконсультируйтесь у юриста Задать свой вопрос можно в форму ниже, в окошко онлайн-консультанта справа внизу экрана или позвоните по номерам (круглосуточно и без выходных): (9 3,44 из 5)
Загрузка…
Источник: https://classomsk.com/zashhita-prav-rabotnika-i-rabotodatelya/prava-i-obyazannosti-uchitelej-v-shkole-po-zakonu.html
Защищаем права ребенка в школе
Как правило, с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».
Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.
Гендерное равенство
Гендерное равенство – это когда каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.
Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.
Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.
Что делать?
Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.
Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.
Школа и религия
Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.
Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.
Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.
В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».
Что делать?
Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин, вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.
Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.
В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к уполномоченному по праваам ребёнка.
Уважение чести и достоинства школьника
Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и достоинства.
Возможный вариант нарушения— разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.
Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.
Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.
Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.
Что делать?
Выяснить у учителя суть конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником и получил ли его согласие на публичное обсуждение его действий.
В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.
Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.
Право на охрану здоровья
Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.
Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание и поставил школьнику двойку.
Что делать?
Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.
Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.
Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.
Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.
Обязательные дополнительные занятия, факультативы
Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы, секции и т.д. могут быть только добровольными.
Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.
Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.
Что делать?
Исходим из того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.
Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.
Общественно полезный труд
«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».
Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по классу, по школе, убирать территорию и т.д.
Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».
Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»: школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.
Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.
Что делать?
Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители могут обжаловать действия школы.
Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.
Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.
Иногда ссылаются на Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.
Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.
Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам с просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.
Также заранее следует выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».
Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию, согласие родителей необходимо.
Если родители не согласны с привлечением детей к общественно полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.
Самообслуживание в школе, конечно, должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся, руководствуясь действующим законодательством.
Право на образование
Все граждане России имеют конституционное право на образование.
Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.
Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.
Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.
Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.
Что делать?
Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.
Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.
Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.
Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.
При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов
Защищаем права ребенка в школе
Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/
Конфликт с учителем: какие меры наказания учеников незаконны?
О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.
О каких законах забывают педагоги, выгнав ученика из класса, отобрав телефон, прилюдно зачитывав школьную переписку или поставив двойку за отсутствие на уроке? Рассказывает юрист Ксения Печеник.
Очень часто родители сталкиваются с жалобами подростков на действия учителей.
Как соблюсти грань между интересами ребенка, педагогическим процессом и не поссориться с администрацией школы на ровном месте? В последние годы уровень правосознания как школьных педагогов, так и учеников и их родителей, заметно повысился.
Дети стали более грамотными, а учителя балансируют на грани воспитательного процесса и закона. Тем не менее, нередко от школьников можно услышать жалобы на применение не педагогических, а порой и незаконных мер воспитания и наказания к ним. Так на что же имеет право учитель? Давайте разбираться.
Согласно п.4. ст. 55 Закона «Об образовании» при исполнении профессиональных обязанностей педагогические работники имеют право на свободу выбора и использования методик обучения и воспитания. Однако как определить границы допустимости педагогических методов? На что учитель имеет право, а на что нет? Рассмотрим наиболее типичные ситуации.
Не секрет, что ученики бывают сложными, но, несмотря на это, п. 6 ст. 15 Закона «Об образовании» запрещает применение насилия, выраженного в физической или психической форме.
В случае, если учитель ударил ребенка, дал подзатыльник или пощечину, он понесет дисциплинарную, гражданскую или даже уголовную ответственность. Все зависит от характера причиненного ущерба здоровью. Известен случай, когда учителя одной из школ Петрозаводска уволили за подзатыльник ученице 6-го класса.
Возможность увольнения учителя за применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и (или) психическим насилием над личностью обучающегося, предусмотрена ч. 4 ст.
56 Закона «Об образовании» в качестве дополнительного оснований прекращения трудового договора по инициативе работодателя помимо тех, которые предусмотрены Трудовым Кодексом.
Конечно, случаи рукоприкладства, в особенности с тяжкими последствиями для учеников, со стороны педагогов крайне редки, однако если это случилось, необходимо зафиксировать этот факт. Это может быть видеозапись, свидетельские показания и т.д.
В случае, если имеются следы побоев, их необходимо зафиксировать в ближайшем медпункте и сфотографировать, после чего можно обращаться с заявлением в полицию или с жалобой в прокуратуру.
В зависимости от тяжести причиненного здоровью вреда, противоправные действия педагога могут быть квалифицированы по ст. 116 УК РФ (побои), ст. 115 УК РФ (умышленное причинение легкого вреда здоровью), ст. 112 УК РФ (умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью), ст.
113 УК РФ (причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью в состоянии аффекта), ст. 111 (умышленное причинение тяжкого вреда здоровью).
Критерии определения степени тяжести вреда здоровью представлены в Правилах определения степени тяжести вреда, причинённого здоровью человека, утвержденных постановлением Правительства РФ от 17 августа 2007 г. № 522.
и в Медицинских критериях определения степени тяжести вреда, причиненного здоровью человека, утвержденных Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 24 апреля 2008 г. № 194н.
Согласно действующего уголовного законодательства есть несколько градаций причиненного вреда.
• вред, опасный для жизни человека; • потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа или утрата органом его функций; • прерывание беременности; • психическое расстройство; • заболевание наркоманией либо токсикоманией; • неизгладимое обезображивание лица; • значительная стойкая утрата общей трудоспособности не менее чем на одну треть;
• полная утрата профессиональной трудоспособности;
• длительное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице более 21 дня);
• значительная стойкая утрата общей трудоспособности менее чем на одну треть.
• кратковременное расстройство здоровья (если пострадавший находится на лечении в больнице до 21 дня включительно);
• незначительная стойкая утрата общей трудоспособности.
Таким образом, если, не дай Бог, Ваш ребенок пострадал от действий педагога, его ответственность будет определяться правоохранительными органами, на основании последствий, причиненных здоровью ребенка.
Частым случаем нарушения прав ребенка является изъятие у него в школе каких-либо предметов (телефона, планшета, украшений и др).
Вопрос о том, имеет ли учитель право изъять у ученика телефон, планшет или иное имущество, которое, по его мнению, мешает образовательному процессу, едва ли не самый популярный в сети.
Ответ: нет и еще раз нет. Даже если нечто подобное предусмотрено школьным Уставом, такие действия учителя могут быть квалифицированы как грабеж (открытое хищение чужого имущества). Если такое произошло, то необходимо обратиться сначала с жалобой к директору школы, и, если не поможет – в полицию – с заявлением о факте незаконного завладения имуществом.
Имеет ли право учитель выгонять ученика с урока? О таком праве ничего не сказано, зато четко прописано другое. Согласно ст. 43 Конституции РФкаждый имеет право на образование.
Гарантируются общедоступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных или муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях.
Следовательно, если учитель выгнал ученика с урока или не пустил на урок, можно написать заявление директору школы об устранении препятствий доступа к образовательному процессу. Если ситуация повторяется неоднократно, и жалобы директору не принесли никакого результата, можно обращаться с жалобой в прокуратуру или суд.
Не надо забывать также о том, что, выгоняя ученика с урока или не допуская его к занятиям, учитель рискует быть привлеченным к ответственности вплоть до уголовной в случае, если в это время с учеником произойдет несчастный случай, либо гражданской – если ученик совершит какое-либо правонарушение. Согласно ч.3. п.3 ст. 32 Закона РФ «Об образовании», ответственность за жизнь и здоровье обучающихся, воспитанников и работников образовательного учреждения во время образовательного процесса несет образовательное учреждение.
Это неправомерно. Согласно ст. 23 Конституции РФ каждый имеет право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени. Каждый имеет право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений.
Ограничение этого права допускается только на основании судебного решения. Дети – не исключение. Право на неприкосновенности частной жизни гарантируется ст.
12 Всеобщей декларации прав человека, согласно которой «никто не может подвергаться произвольному вмешательству в его личную и семейную жизнь, произвольным посягательствам на неприкосновенность его жилища, тайну его корреспонденции или на его честь и репутацию.
Каждый человек имеет право на защиту закона от такого вмешательства или таких посягательств». Все это имеет непосредственное отношение в том числе, записок учащихся.
Учитель не имеет права так поступать, поскольку в соответствии с Законом «Об образовании», система оценок применяется только для оценивания знаний учащихся.
Возникает вопрос: что же тогда делать учителю, если практически все привычные методы запрещены законом? Для того, чтобы достичь желаемого порядка и дисциплины в классе существует множество других педагогических приемов и методов, не связанных с нарушением прав учеников. К примеру, пригрозить нерадивому ученику жалобой директору школы, либо вызовом родителей в школу.
Вместе с тем, каждому родителю следует детально изучить Устав учебного заведения. Как правило, в нем содержатся все допустимые меры наказания учеников. Однако, в случае наличия противоречий с действующем законодательством, Устав школы можно оспорить в судебном порядке.
Безусловно, «топорные» методы борьбы с администрацией школы или с конкретным педагогом не сделают жизнь ребенка в школе лучше.
Если ситуация еще не зашла слишком далеко, и есть возможность урегулировать вопрос мирно, не привлекая юристов, следует рассмотреть вопрос о привлечении к переговорному процессу с администрацией школы психолога школы или независимого медиатора (посредника в урегулировании конфликта).
Источник: https://letidor.ru/obrazovanie/konflikt-s-uchitelem-kakie-mery-nakazaniya-uchenikov-nezakonny.htm