Из какого населённого пункта может быть юрист, участвующий в судебном процессе?

Приказ Министерства юстиции Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации от 5 сентября 2012 г. N 174/122н г. Москва

Из какого населённого пункта может быть юрист, участвующий в судебном процессе?

Зарегистрирован в Минюсте РФ 12 сентября 2012 г.

Регистрационный N 25446

В соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г.

N 400 “О размере вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда” (Собрание законодательства Российской Федерации, 2003, N 28, ст. 2925; 2007, N 40, ст. 4808; 2008, N 30 (ч. II), ст. 3641; 2012, N 23, ст. 3013) приказываем:

1. Утвердить прилагаемый Порядок расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела.

2. Признать утратившим силу приказ Министерства юстиции Российской Федерации и Министерства финансов Российской Федерации от 15 октября 2007 г.

N 199/87н “Об утверждении Порядка расчета оплаты труда адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела” (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 17 октября 2007 г., регистрационный N 10349).

Министр юстиции

Российской Федерации

A. Коновалов Министр финансов

Российской Федерации

А. Силуанов

Приложение

Порядок расчета вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда, в зависимости от сложности уголовного дела

1. Настоящий Порядок разработан в соответствии с пунктом 6 постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2003 г.

N 400 “О размере вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда” (далее – Постановление) в целях определения (расчета) размера вознаграждения адвоката, участвующего в качестве защитника в уголовном судопроизводстве по назначению органов дознания, органов предварительного следствия или суда (далее – адвокат), в зависимости от сложности уголовного дела.

2. В соответствии с Постановлением размер вознаграждения адвоката составляет за один день участия:

с 1 июля 2012 г. – не менее 425 рублей и не более 1200 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время – не менее 850 рублей и не более 2400 рублей;

с 1 января 2013 г. – не менее 550 рублей и не более 1200 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время – не менее 1100 рублей и не более 2400 рублей.

3. Время занятости адвоката исчисляется в днях, в которые адвокат был фактически занят выполнением поручения по соответствующему уголовному делу вне зависимости от длительности работы в течение дня по данному уголовному делу, в том числе в течение нерабочего праздничного дня или выходного дня, ночного времени.

4. С 1 июля 2012 г. органы дознания, органы предварительного следствия или суда с учетом степени сложности уголовного дела устанавливают размер вознаграждения адвоката за один день участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве, руководствуясь следующими критериями, существующими на момент вынесения соответствующего постановления (определения):

1) в размере 1200 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время 2400 рублей – по уголовным делам:

рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, а также судом с участием присяжных заседателей;

отнесенным к подсудности Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и окружного (флотского) военного суда (статья 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2001, N 52, ст. 4921; 2002, N 22, ст. 2027; 2003, N 27 (ч. I), ст. 2706, N 50, ст. 4847; 2005, N 23, ст. 2200; 2009, N 1, ст. 29, N 52, ст. 6422; 2010, N 19, ст. 2284, N 30, ст. 3986, N 31, ст. 4164; 2011, N15, ст. 2039, N 45, ст.6322, 6334, N 48, ст. 6730, N 50, ст. 7362; 2012, N 10, ст. 1162, 1166, N 24, ст. 3071, N 31, ст. 4330, ст. 4332);

2) 945 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время 1890 рублей – по уголовным делам:

в отношении трех или более подозреваемых, обвиняемых (подсудимых) лиц;

в случае предъявления обвинения по трем или более инкриминируемым преступлениям;

при объеме материалов уголовного дела более трех томов;

3) 690 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время 1380 рублей – по уголовным делам:

рассматриваемым в закрытых или выездных судебных заседаниях;

в отношении несовершеннолетних;

в отношении подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство;

в отношении подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), которые в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

4) 425 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время 850 рублей – по иным уголовным делам, не предусмотренным подпунктами 1-3 настоящего пункта.

5. С 1 января 2013 г. с учетом степени сложности уголовного дела органы дознания, органы предварительного следствия или суда устанавливают размер вознаграждения адвоката за один день участия в качестве защитника в уголовном судопроизводстве, руководствуясь следующими критериями, существующими на момент вынесения соответствующего постановления (определения):

1) в размере 1200 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время 2400 рублей – по уголовным делам:

рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, а также судом с участием присяжных заседателей;

отнесенным к подсудности Верховного суда республики, краевого или областного суда, суда города федерального значения, суда автономной области, суда автономного округа и окружного (флотского) военного суда (статья 31 Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации);

2) 980 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время 1960 рублей – по уголовным делам:

в отношении трех или более подозреваемых, обвиняемых (подсудимых) лиц;

в случае предъявления обвинения по трем или более инкриминируемым преступлениям;

при объеме материалов уголовного дела более трех томов;

3) 765 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время 1530 рублей – по уголовным делам:

рассматриваемым в закрытых или выездных судебных заседаниях;

в отношении несовершеннолетних;

в отношении подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), не владеющих языком, на котором ведется судопроизводство;

в отношении подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), которые в силу физических или психических недостатков не могут самостоятельно осуществлять свое право на защиту;

4) 550 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время 1100 рублей – по иным уголовным делам, не предусмотренным подпунктами 1-3 настоящего пункта.

6.

Размер вознаграждения адвоката по уголовным делам, указанным в подпунктах 2-4 пунктов 4 и 5 настоящего Порядка может быть увеличен на основании мотивированного постановления (определения) органа дознания, органа предварительного следствия или суда с учетом степени тяжести вменяемого преступления, количества подозреваемых, обвиняемых (подсудимых), объема материалов дела, необходимости выезда адвоката в процессе ведения дела в другой населенный пункт и совершения преступления отдельными категориями граждан:

с 1 июля 2012 г. на 255 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время – на 510 рублей;

с 1 января 2013 г. на 220 рублей, а за один день участия, являющийся нерабочим праздничным днем или выходным днем, а также в ночное время – на 440 рублей.

Источник: https://rg.ru/2012/09/21/advokat-dok.html

Оплата труда адвоката за оказание юридической помощи по назначению: проблемы, обозначенные практикой

Из какого населённого пункта может быть юрист, участвующий в судебном процессе?

(Колоколов Н. А.) («Адвокатская практика», 2010, NN 4, 6; 2011, N 1)

ОПЛАТА ТРУДА АДВОКАТА ЗА ОКАЗАНИЕ ЮРИДИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ ПО НАЗНАЧЕНИЮ: ПРОБЛЕМЫ, ОБОЗНАЧЕННЫЕ ПРАКТИКОЙ

/»Адвокатская практика», 2010, N 4/

Н. А. КОЛОКОЛОВ

——————————— Kolokolov N. A. Payment for advocate’s work related to rendering legal assistance on appointment: problems, determined by practice.

Колоколов Н. А., судья Верховного Суда РФ (в отставке), профессор кафедры судебной власти и организации правосудия Государственного университета — Высшей школы экономики, доктор юридических наук (г. Москва).

Конституция РФ декларирует каждому право на бесплатную квалифицированную помощь. Очевидно также, что оказание такой помощи для общества и государства будет стоить немалых денег. Читателю предлагается серия из трех статей, в которых автор анализирует ход решения проблемы (Статья N 1. К истории вопроса).

Ключевые слова: адвокат, адвокатская деятельность, квалифицированная юридическая помощь, право на оказание квалифицированной юридической помощи.

The Constitution of the RF declares the right of free qualified assistance to everybody. Evidently the rendering of such assistance will cost a lot to society and state. The reader is presented with a set of three articles in which the author analyses the course of solution of the problem (Article 1. On History of Problem).

Key words: advocate, advocate activity, qualified legal assistance, right of rendering qualified legal assistance.

Статья 48 Конституции РФ декларирует, однако отнюдь далеко не гарантирует право каждого на получение квалифицированной юридической помощи. Кроме того, в силу названной нормы Основного Закона в определенных случаях юридическая помощь нуждающимся в ней лицам может оказываться безвозмездно.

Ожидалось, что государство, закрепив право на получение безвозмездной юридической помощи на конституционном уровне, в скором времени детально регламентирует механизм выплаты гонорара конкретному адвокату. Однако проблем не удалось избежать и в этом, казалось бы, простом деле.

Гарантируя право на бесплатную юридическую помощь, Конституция РФ не связывает возможность ее оказания ни с конкретным видом судопроизводства, ни с определенными стадиями процесса. Буквальное прочтение конституционной нормы позволяет утверждать, что право на бесплатную юридическую помощь может возникнуть у лица в конституционном, административном, гражданском и уголовном судопроизводстве.

Таковы общепризнанные мировые стандарты, кроме того, в этом направлении в принципе развивается и отечественное законодательство. С момента принятия Конституции РФ минуло уже почти семнадцать лет. Тем не менее федерального закона, определившего хотя бы общие начала оказания бесплатной юридической помощи, ни нуждающиеся в ней участники процесса, ни правоприменители так и не дождались.

Чтобы правильно разобраться в сути вопроса, для начала проследим генезис и эволюцию института организации бесплатной юридической помощи неимущим в России. В советский период труд адвоката, привлеченного к участию в деле, оплачивался за счет средств юридической консультации. Если адвокат участвовал в деле по назначению, то в силу ст.

322 УПК РСФСР суд одновременно с постановлением приговора выносил определение о размере вознаграждения, подлежащего выплате юридической консультации.

Участие адвоката в уголовном процессе в те годы носило фрагментарный характер: защитник, как правило, приступал к исполнению своих обязанностей лишь с момента ознакомления обвиняемого с материалами уголовного дела, да и само судебное разбирательство редко когда затягивалось более чем на один день.

Подавляющее большинство уголовных дел в те годы рассматривалось и вовсе без участия адвокатов, как, впрочем, и в отсутствие прокуроров, поскольку процессуальные функции обвинения, защиты и разрешения уголовного дела совмещал суд. В результате этого затраты рабочего времени на участие в процессах были минимальны.

Кроме того, все осужденные в условиях социализма работали, поэтому взысканные в них на основании судебных определений суммы исправно поступали в бюджеты адвокатских образований. Как видим (пусть и с учетом специфики момента), затронутый в настоящей статье вопрос в Советском государстве был разрешен на идеологическом, экономическом и правовом уровнях.

Проблема, обусловленная необходимостью выделения государством денежных средств на оплату труда адвокатов, выступающих в процессе по назначению, долгое время искусственно игнорируемая, со всей остротой проявилась с переходом страны на рыночные отношения.

Как только прежний механизм оплаты труда адвокатов перестал работать, защитники тут же потребовали от государства «живых» денег, и не в счет будущего заработка осужденного, а непосредственно после оказания юридических услуг.

Если расценивать работу адвоката, участвующего в процессе, как услугу, то неудивительно, что лицо, ее выполнившее, имеет право на соответствующее вознаграждение за счет заказчика, в данном конкретном случае — государства. В 1989 г. адвокатское сообщество Молдавской ССР официально отказалось от выделения своих представителей для участия в «бесплатных» процессах.

Объявленный адвокатами бойкот продолжался около года, пока противостояние между Республиканской коллегией адвокатов и Правительством республики не получило логического разрешения: руководство страны изыскало средства на то, что в принципе было прямо предусмотрено законом о бесплатной юридической помощи, но что по традиции не предусматривалось бюджетом.

Автор в те годы работал следователем в системе МВД Республики Молдова. Что в отсутствие механизма оплаты труда адвокатов помогало следователям, а также судьям находить защитников по назначению? Единственно — личные контакты с адвокатами.

В тех регионах России, где мне довелось работать впоследствии, означенная проблема столь остро не стояла: тотального игнорирования адвокатами вызовов в суды для оказания юридической помощи по назначению никогда не было. Руководители адвокатских образований (коллегий, консультаций) своих представителей в «бесплатные» процессы направляли практически безропотно.

В то же время нечасто доводилось видеть случаи, когда защитники по назначению трудились честно. При этом многие из них не стеснялись заявлять в судебных прениях, что работают бесплатно.

Как указывалось выше, проблема оказания бесплатной юридической помощи имеет как минимум три аспекта: идеологический (комплекс морально-нравственных и политических критериев), экономический (достойная зарплата за качественный и квалифицированный труд) и правовой (безупречный в юридико-техническом смысле нормативный акт, регламентирующий порядок начисления и выплаты адвокатам денежных средств). Согласно ч. 5 ст. 50 УПК РФ, если адвокат участвует в производстве предварительного расследования или судебном разбирательстве по назначению дознавателя, следователя, прокурора или суда, то расходы на оплату его труда компенсируются за счет федерального бюджета. Каков, с точки зрения правоприменителя, должен быть механизм действия данной нормы? Подозреваемый, обвиняемый — дознавателю, следователю и прокурору, подсудимый, равно как и осужденный, — суду вправе на любом этапе уголовного процесса в устной или письменной форме заявить, что они нуждаются в бесплатной гарантированной им не только процессуальным законом, но и Конституцией РФ юридической помощи. В данном случае дознаватель, следователь, прокурор и судья обязаны незамедлительно сообщить в территориальный орган адвокатского сообщества о том, что в их производстве находится уголовное дело, для участия в котором им необходимо направить адвоката, причем, по возможности, персонально того, о назначении которого ходатайствует лицо, нуждающееся в бесплатной юридической помощи. Форма оповещения органа адвокатского сообщества о выделении адвоката по назначению может быть любой: традиционное письмо, сообщение по телефону, факсу, электронной почте (если адвокату для исполнения своих обязанностей следует прибыть незамедлительно). С этого момента вышеперечисленные процессуальные фигуры свою задачу по обеспечению бесплатной юридической помощью нуждающихся в ней лиц вправе считать выполненной. Иными словами, их совершенно не должно интересовать, кто из адвокатов явится персонально и, главное, как будет оплачен его труд. Впрочем, почему адвоката должна приглашать сторона обвинения или суд? Лучшие мировые стандарты таковы: нуждающееся в бесплатной юридической помощи лицо самостоятельно обращается в избранную им структуру, специализирующуюся на оказании бесплатных юридических услуг, и самостоятельно приглашает защитника. Функция органа государственной власти в данном случае куда проще: разрешить задержанному вовремя сделать звонок. Более того, если поток задержанных велик, то «бесплатный» адвокат постоянно дежурит и в отделе полиции, куда с улицы доставляются подозреваемые, и в суде, рассматривающем ходатайства стороны обвинения о необходимости заключения задержанных под стражу . ——————————— Кстати, с такой постановкой вопроса полностью согласно российское адвокатское сообщество. В п. 2 решения Совета Адвокатской палаты г. Москвы от 16 декабря 2002 г. N 1 за подписью ее Президента Г. М. Резника читаем: «В целях выполнения требований закона об обязательном участии адвоката в качестве защитника по назначению в случаях задержания подозреваемого, а также рассмотрения судом ходатайства в отношении подозреваемого (обвиняемого) в качестве меры пресечения заключения под стражу президиумам коллегий адвокатов и заведующим юридическими консультациями надлежит организовать дежурства адвокатов коллегий, в том числе в выходные и праздничные дни. По согласованию с судами, межрайонными прокуратурами и окружными управлениями внутренних дел дежурства осуществляются непосредственно в помещениях судов и правоохранительных органов или юридических консультаций. При нахождении выделенных адвокатов в выходные и праздничные дни на дому президиумы коллегий адвокатов и заведующие юридическими консультациями обеспечивают с ними оперативную связь, своевременно информируют суды, прокуратуры, органы дознания и предварительного следствия об их домашних и мобильных телефонах».

К сожалению, отечественная практика пока далека от лучших мировых стандартов.

В результате игнорирования очевидных фактов отечественные дознаватели, следователи, прокуроры и судьи на протяжении вот уже целого десятилетия во внепроцессуальном порядке вынуждены не только исхитряться привлекать «бесплатного адвоката» в процесс, но и на основании значительного количества временных, к тому же постоянно меняющихся, противоречивых по сути ведомственных инструкций начислять ему заработок. Тот факт, что прежний порядок оплаты юридической помощи, «оказав положительное влияние на укрепление адвокатуры кадрами, повышение эффективности адвокатской деятельности» , себя изжил, поскольку мало «способствовал переходу адвокатуры на рыночные отношения» , осознали еще до распада СССР. Если ранее Минюст, по существу, руководивший адвокатурой, утверждал максимальные ставки гонораров, то 10 апреля 1991 г. принимаются уже минимальные размеры оплаты юридических услуг. Согласно изданной Инструкции «Об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам», «бесплатный» адвокат должен работать по минимальным ставкам . ——————————— Письмо Министерства юстиции СССР от 11 апреля 1991 г. N к-12-208. Там же. См.: п. 1 Инструкции об оплате юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам, предприятиям, учреждениям, организациям и кооперативам, от 10 апреля 1991 г.

https://www.youtube.com/watch?v=A650uql_PD8

Несмотря на то что в начале 1992 г. цены на все без исключения товары и услуги понеслись вверх, союзная инструкция с расценками от пяти до нескольких десятков рублей продолжала действовать.

В отсутствие нормативной базы, адекватной экономической ситуации, российским адвокатам, выполнявшим функции защитника по назначению, несколько лет практически ничего не платили, т. е. все это время безденежных участников процесса адвокаты защищали бесплатно.

У них не было выхода: в России профессиональный долг адвоката сродни клятве Гиппократа ! ——————————— Отказ адвоката исполнять требования закона об осуществлении защиты по назначению по распределенному ему коллегией адвокатов делу является серьезным проступком и влечет меры дисциплинарной ответственности вплоть до прекращения статуса адвоката (см.: п. 3 решения Совета Адвокатской палаты г. Москвы от 16 декабря 2002 г. N 1).

Источник: http://center-bereg.ru/j1199.html

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий