Как встать на очередь жилья сироте 23 года

Дополнительные гарантии выпускников учебных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей на жилье

Как встать на очередь жилья сироте 23 года

Основным нормативно-правовым актом, регулирующим вопрос предоставления жилья выпускникам учебных учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является Федеральный закон от 21.12.1996г. №159 «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Действующим законодательством РФ четко прописываются обязательные условия, отвечая которым можно рассчитывать на получение социального жилья.

В частности, речь идет о таких условиях, как:

  1. отсутствие у сироты уже выделенного социального жилья, которое было получено непосредственно по договору найма, в том числе это касается и для его родственников либо же членов семьи;
  2. претендент на получение жилья в обязательном порядке не должен быть собственником социального имущества, которое раньше было получено по договору найма;
  3. претенденты на получение жилого имущества должны на текущий момент проживать в таких условиях, которые признаны более чем неприемлемыми.

Как было указано в последнем пункте, одним из ключевых условий принято считать такое понятие, как «невозможность жить в нынешнем месте». При этом необходимо учитывать, что сама по себе невозможность проживать на нынешнем месте признается в таких случаях:

  1. с сиротой на одной жилой площади проживают члены семьи, у которых имеются серьезные заболевания непосредственно хронической формы;
  2. с сиротой проживают на одной площади граждане, которые раньше были лишены родительских прав;
  3. жилая площадь, на которой проживает сирота, официально признана непригодной для жизни;
  4. жилое помещение полностью не соответствует санитарным нормам. Еще к одному условию, по которому можно получить жилье является уже полученная ранее жилплощадь, но при этом ее квадратура существенно меньше положенной по законодательству РФ.

С 1 января 2019 года в случае, если жиле помещение, занимается по договору социального найма несовершеннолетними и родителями, лишенными в отношении них родительских прав, иными лицами, совместно проживающими с несовершеннолетними, у законных представителей несовершеннолетних, органов опеки и попечительства и прокурора появится право предъявления в суд требования о принудительном обмене такого жилого помещения. А в случае, если совместное проживание граждан, лишенных родительских прав, с детьми, в отношении которых они лишены родительских прав, признано судом невозможным, они по требованию законных представителей несовершеннолетних, органа опеки и попечительства или прокурора могут быть выселены в судебном порядке из жилого помещения без предоставления другого жилого помещения, если иное не предусмотрено законом субъекта РФ.

Жилые помещения предоставляются детям-сиротам по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

С 1 января 2019 года вступит в силу положение о том, что заявление о включении ребенка-сироты в список нуждающихся в жилом помещении смогут подавать их законные представители.

На органы опеки и попечительства будет возложено осуществление контроля за своевременной подачей законными представителями детей-сирот заявления о включении детей в указанный список, а Правительство РФ будет наделено полномочиями по установлению порядка формирования списка детей-сирот, нуждающихся в жилом помещении.

Жилье для детей-сирот предоставляется исключительно по договору специализированного найма. Сам договор имеет период действия 5 лет.

С 1 января 2019 года органам исполнительной власти субъектов РФ в области опеки и попечительства будет предоставлено право принимать решение о необходимости заключения договора найма специализированного жилого помещения по истечении первого 5-летнего срока неоднократно в случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания детям-сиротам содействия в преодолении трудной жизненной ситуации.

При этом жилье для таких категорий граждан РФ предоставляется в порядке очереди, и получить его без очереди невозможно.

Важно учитывать, что после того, как истек 5-летний период действия договора найма, предоставленная жилая площадь может полностью перейти в бессрочное использование ребенка сироты.

При этом допускается возможность получить вместо жилого помещения денежную компенсацию, которой должно хватить на покупку жилья.

Для получения ребенком сиротой бесплатного социального жилья следует в первую очередь обращаться в органы опеки и попечительства со всеми необходимыми документами и встать в очередь.

Следует помнить о том, что обратиться в органы опеки и попечительства необходимо до того момента, пока не выполнилось 23 года.

Необходимо помнить о том, что после того, как ребенку сироте исполнилось 23 года, и он не подал соответствующих документов то право получить жилье пропадает.

При этом, если сирота в положенный срок встал на очередь, но не смог получить квартиру до 23-летнего возраста, по той причине, что его очередь не наступила, он не снимается с этой очереди и продолжает состоять в ней до тех пор, пока он не получит жилплощадь.

Сам алгоритм постановки в очередь регламентируется как региональным законодательством, так и Федеральным законом №159. В частности, алгоритм постановки на учет заключается в следующем:

  1. сироте необходимо получить справку в учебном либо исправительном учреждении (если был тюремный срок), либо же в военкомате об окончании учебы, исправительного срока либо же воинской службы;
  2. следует написать соответствующее заявление, в котором указываются текущие условия проживания;
  3. собрать все необходимые документы, которые подтверждают отсутствие в своей собственности любой недвижимости, в том числе и отсутствие возможности проживать совместно со своими родственниками;
  4. подать заявление в местные органы самоуправления, которые непосредственно занимаются вопросом предоставления жилья детям-сиротам;
  5. предоставить копию заявления в местные органы опеки и попечительства по месту своего проживания;
  6. дождаться периода рассмотрения заявки, который составляет не больше 1 календарного месяца;
  7. после этого следует подписать договор о специализированном найме;
  8. перезаключить договор спустя 5 лет на бессрочное право пользования жильем. Это возможно только в том случае, если коммунальная оплата производилась точно в срок без задержек.

Согласно действующему законодательству РФ, дети-сироты должны подготовить такой пакет документов:

  1. оригинал и копию паспорта;
  2. документ, который подтверждает наличие статуса ребенка сироты;
  3. оригинал справки о составе семьи;
  4. документ, который подтверждает факт отсутствия в собственности своей недвижимости;
  5. справку с места учебы либо же работы;
  6. оригинал свидетельства о регистрации брака, если сирота состоит в браке;
  7. свидетельства о рождении своих детей, при их наличии;
  8. 2 заявления: одно в органы опеки и попечительства, второе – непосредственно в местные органы самоуправления.

При этом недопустима подача документов доверенным лицом. Все документы подаются непосредственно самим ребенком сиротой, однако с 1 января 2019 года это смогут сделать и законные представители сироты.

Подготовила ведущий юрисконсульт Бородина П.А.

20 сентября 2018, 14:09 by root

Источник: http://buro.mosreg.ru/articles/dopolnitelnye-garantii-vypusknikov-uchebnyx-uchrezhdenij-dlya-detej-sirot-i-detej-ostavshixsya-bez-popecheniya-roditelej-na-zhile/

Несоблюдение очередности и ненадлежащее содержание жилья: прокуратура Минской области выявила факты нарушений жилищных прав детей-сирот

Как встать на очередь жилья сироте 23 года

 CREDITPROFY.COM

Дети и гнезда

Пожалуй, мало найдется сегодня молодых людей, которых так или иначе не волновал бы жилищный вопрос. Варианты его решения есть: аренда, покупка, строительство или, в конце концов, проживание с родителями.

Кстати, именно на поддержку мам и пап, моральную и материальную, опирается множество подросших детей. Правда, некоторым юным гражданам рассчитывать совершенно не на кого. Это дети­-сироты, чьи родители или погибли, или утратили право так называться.

Как соблюдаются их жилищные права — в этом корреспондент «Р» разбиралась вместе с сотрудниками прокуратуры Минской области.

Шаги в большой мир

До совершеннолетия дети, потерявшие родителей, находятся на полном государственном обеспечении.

Они получают кров и пищу, одежду и обувь, учатся и занимаются в кружках и секциях по интересам, организуется их отдых и досуг.

Однако в 18 лет, а в случае учебы — в 23 года сироты покидают стены заведений, где воспитывались, и выходят в большой мир. проблема, которая перед ними встает, — где дальше жить.

https://www.youtube.com/watch?v=2FAeaAuSGTc

В идеале жилищный вопрос сирот начинает решаться в тот самый момент, как ребенок получает статус «оставшийся без попечения родителей». Ситуация может развиваться в двух направлениях — в зависимости от того, имеется ли жилье у его матери или отца.

Если те владели домом или квартирой, ребенок закрепляется в этом жилище: регистрируется запрет на отчуждение, то есть его нельзя продать, подарить, обменять без разрешения органов опеки, которые, разумеется, не оставят сироту без жилья. Ни кадастровое агентство, ни нотариус не проведут и не зафиксируют ни одну сделку с таким жильем.

Пока ребенок подрастает, местные исполнительные и распорядительные власти должны заботиться о сохранности помещения и имущества, находящегося в нем. Два раза в год проводятся обследования и в случае, если дом или квартира начинают ветшать, их должны «реанимировать». Если же никакой жилой недвижимости нет, ребенок сразу ставится на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Кстати, дети­сироты — единственные люди, чей возраст при этом не имеет значения, все остальные граждане могут встать в очередь нуждающихся только по достижении совершеннолетия. 

Однако на практике этот алгоритм четко работает далеко не всегда.

На протяжении минувшего и этого года увеличилось количество обращений сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по фактам нарушения их жилищных прав.

Поэтому прокуратура Минской области проверила эффективность работы государственных органов по соблюдению законодательства о защите жилищных прав лиц сиротской категории. 


— Одно из самых распространенных нарушений случается при постановке этих детей на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, — рассказывает Ольга Клещенко, старший помощник прокурора Минской области по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи.

— По закону ребенка, у родителей которого нет жилья, необходимо ставить на учет нуждающихся с даты приобретения им статуса оставшегося без попечения родителей. В большинстве случаев это дата принятия решения об отобрании его у родителей.

При проверке выяснилось, что во многих районах области государственные органы делают это с даты вступления в законную силу решения о лишении его близких родительских прав.

Это неправильно! Ведь фактически с момента изъятия ребенка из семьи до решения суда проходит как минимум полгода, и этот срок может оказаться решающим при получении социального жилья. Дома сдаются не каждый день, и квартиру могут предоставить тому, кто встал на учет позже, а очереднику снова придется ждать.

К слову, согласно требованиям законодательства, жилые помещения социального пользования предоставляются сиротам в течение 6 месяцев после достижения ими совершеннолетия либо по их желанию в течение полугода после отчисления из учебных заведений, по окончании срочной военной службы.

С этим, конечно, есть трудности, ведь жилье предоставляют согласно очередности. Тогда сиротам выделяют места в общежитиях, скажем, от организации, где они работают. Поэтому очень важно сохранить имеющееся у них жилье (читай — и государственные деньги. — Прим. авт.). Но с этим тоже все не так просто… 

Разруха в отчих стенах

Дома, в которые возвращаются достигшие совершеннолетия сироты, могут быть совершенно непригодны для жилья. В некоторых, например, нет электричества, воды, в другие и вовсе входить опасно из­-за их ветхости. 

— Подобной ситуации в принципе не должно быть! Ведь существует такое понятие, как постинтернатное сопровождение сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — напоминает Ольга Клещенко.

— Местные исполнительные и распорядительные органы власти должны контролировать сохранность жилых помещений, предназначенных для таких детей.

Если при обследовании выясняется, что жить в доме или квартире невозможно, составляется акт о несоответствии его санитарным и техническим требованиям, а ребенка тут же ставят на учет нуждающихся в жилье.

Дом или квартира, имущество в отсутствие ребенка не остаются бесхозными, они передаются ответственному лицу, которое, как правило, является представителем местного исполкома. Доступ в жилище есть, так что организация, эксплуатирующая жилой фонд, вполне может оценить его состояние. 

— Увы, исполнительная власть не всегда контролирует положение дел. Бывает так, что сироты по полтора года просят сделать осмотр их жилища, а в это время им жить негде! — сокрушается Ольга Владимировна.

— Фактически жилье их ветхое, но в установленном порядке таковым не признано. Соответственно, на учет нуждающихся человека не поставят.

Между тем сделать это можно лишь до 23 лет, позже — только через суд, доказав, что были нарушены жилищные права. 

В подобной ситуации едва не оказался теперь 21­-летний Андрей Мирончик. Он жил с родителями в Логойском районе, а когда учился в седьмом классе, мальчика изъяли из семьи, потому что мать с отцом слишком много пьянствовали и не обращали внимания на ребенка. 

— Забрали прямо из школы, — вспоминает молодой человек. — Несколько лет жил в интернате в Копыле. После того, как закончил школу, поехал учиться в Червень, в профессионально­-строительный лицей.  Когда ребенок-­сирота учится, его опекуном является руководитель учебного заведения.

На протяжении полутора лет директор лицея обращался в Логойский райисполком с просьбой предоставить акт обследования жилого помещения, закрепленного за его подопечным, однако ответа так и не дождался. Дом осмотрели лишь после того, как с просьбой об этом обратился сам Андрей, когда ему исполнилось восемнадцать.

Обитель его пьющих родителей вполне ожидаемо признали непригодной для жилья, и юношу поставили на учет нуждающихся — с опозданием на полтора года. Впрочем, Андрей не унывает:

— Я по специальности отделочник, маляр, штукатур, сейчас живу в Клецке, работаю на стройке. От работы получил общежитие: комнату в двухкомнатном блоке.

Блок почти как квартира: здесь же кухня, ванная, туалет. 

С детской непосредственностью Андрей признается, что сначала жил на первом этаже общежития, а там было холодно, но сейчас переселился на второй и больше не мерзнет. В принципе, он доволен решением своей жилищной проблемы, но очень ждет, когда подойдет его очередь на социальное жилье. 

Жилье девочек-­близняшек из Борисовского района признали ветхим достаточно быстро. Но ставить их на учет нуждающихся не спешили. Прошел почти год, прежде чем соответствующее решение приняли после вмешательства сотрудников прокуратуры. 

Тонкие нюансы прочных стен

В ходе проверки выявились и другие нарушения. 

Оказывается, за детьми, лишившимися родителей, можно закрепить далеко не каждое жилое помещение.

Например, не подлежат такой процедуре арендное, служебное жилье, квартиры или дома, которые их родители снимали, комнаты или блоки в общежитиях ну и, конечно, чужая недвижимость, например, дом бабушки или дедушки. Значительную роль играет и метраж жилого помещения.

Тем не менее такие нарушения законодательства тоже случаются, и свидетельствуют они о том, что органы опеки и попечительства свои обязанности выполнили спустя рукава, даже не уточнив, кому принадлежит жилье, откуда забрали ребенка и сколько человек там зарегистрировано. 

— Дом в сельской местности находился на балансе СПК — сельскохозяйственного производственного кооператива, — приводит пример Ольга Владимировна. — Его предоставили родителям ребенка на время, пока они там работали.

Естественно, такое жилье нельзя закрепить за ребенком, тем не менее это было сделано. Получается, по документам у сироты есть жилье и на учет нуждающихся он не становится. Но фактически­то его нет.

Решение о закреплении жилого помещения незаконно, подлежит опротестованию с последующей постановкой на учет, но время­-то упущено!  

Иногда детей, оставшихся без попечения родителей, ставят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в сельских исполкомах — несколько таких фактов вскрылось в Минском районе. Формально получается, что права сироты соблюдены, а на деле сельсоветы даже не наделены правом строительства жилья, так что такая постановка на учет бессмысленна. 

Еще одно нарушение, которое грозит серьезными юридическими последствиями, — отсутствие государственной регистрации запрета на отчуждение дома или квартиры, закрепленных за ребенком.

— В 2017 году несовершеннолетнюю девочку передали на воспитание в детский дом семейного типа, — листает записи Ольга Владимировна. — При определении статуса ребенка жилищный вопрос своевременно не решили, хотя происходить это должно одновременно.

Два года за девочкой не была закреплена имевшаяся у родителей квартира, то есть не произошло государственной регистрации запрета на ее отчуждение. К счастью, за это время квартиру не продали и не разменяли, иначе ребенок остался бы ни с чем.

По документам квартира была бы «чистая» — изъятый из семьи ребенок обычно регистрируется по новому месту проживания. 

Очередь решает все

Необъяснимая история, потребовавшая вмешательства прокуратуры, произошла в Молодечно. Еще в 2008 году проживавшая там девочка Маша обрела статус оставшейся без родительского попечения, ее поставили на учет нуждающихся в жилье. Достигнув совершеннолетия, Маша стала лицом сиротской категории, за которым сохраняются права детей-­сирот.

Вскоре девушка родила дочь, которую зарегистрировала в июле 2016 года и… внезапно дата постановки ее на учет нуждающихся сместилась на восемь лет вперед, на дату регистрации дочери. Неизвестно, какими законами руководствовались при этом в Молодечненском исполкоме, однако очередность молодой мамы прокуратура потребовала восстановить.

 

В прокуратуре подчеркивают: недопустимо создание ситуации, когда ЖКХ пытается взыскать с повзрослевших детей­-сирот плату за коммунальные услуги, потребленные их родителями.

Кстати, в случае если родители­-воспитатели, опекуны, приемные родители более трех месяцев не оплачивают коммуналку в жилье, принадлежащем детям­-сиротам, местная администрация имеет полное право сдать это жилище в аренду.

Разумеется, договор найма будет расторгнут, как только вернется повзрослевший хозяин. 

Предоставить молодому человеку из категории детей­-сирот социальное жилье недостаточно, необходимо еще контролировать его целевое использование.

Так, сотрудники Мядельской и Солигорской прокуратуры при посещении квартир, выделенных такой молодежи, обнаружили, что в одной из них более двух лет никто не живет, а в другой поселился совершенно посторонний человек, а сам наниматель уехал в Минск.

Между тем в социальном жилье имеют право проживать только те, кто его получил, иное недопустимо. Если «метры» используются не по назначению, их могут изъять и передать действительно нуждающемуся человеку.

Районные и городские прокуратуры Минской области внесли 11 представлений в местные исполнительные и распорядительные органы об устранении нарушений законодательства о защите жилищных прав сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Сотрудники прокуратуры Минской области проанализировали практику в этой сфере, обобщили результаты и потребовали рассмотреть их на внеочередном заседании координационного совета Миноблисполкома, чтобы решить, какие дополнительные меры нужно принять для защиты прав сирот. 


КОМПЕТЕНТНО

Алексей ПОДВОЙСКИЙ, начальник отдела по надзору за исполнением законодательства о несовершеннолетних и молодежи Генеральной прокуратуры:

— Вопросы защиты прав детей-сирот, лиц сиротской категории находятся на постоянном контроле, причем не только в жилищном аспекте, но и многих других.

Дети, пребывающие в интернатных учреждениях, особенно отягощенные инвалидностью, — наиболее сложная категория, требующая особого внимания.

Они нуждаются в социализации, в замещающих семьях, и государство готово максимально содействовать таким семьям социальными льготами и услугами.

Лица сиротской категории, то есть сироты, достигшие совершеннолетия, могут встать на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 23 лет. Однако нередко при всем содействии государства они не способны самостоятельно реализовать свои жилищные права.

В этом возрасте молодых людей больше интересуют учеба, общение, работа, они довольны предоставленным общежитием и могут упустить время, а если еще при постановке на учет произошли ошибки, возможны проблемы, с которыми они не могут справиться.

Видимо, проведен все же не весь комплекс мер для полноценного включения их в общество. 

Генеральная прокуратура постоянно и системно поднимает темы, касающиеся детей-сирот и инвалидов. Обеспечение их прав и законных интересов — приоритетная задача нашей деятельности.

 Оксана НЕВМЕРЖИЦКАЯ

Оригинал материала: https://www.sb.by/articles/deti-i-gnezda.html

Источник: http://www.prokuratura.gov.by/ru/info/novosti/nadzor-za-ispolneniem-zakonodatelstva/o-nesovershennoletnikh-i-molodezhi/nesoblyudenie-ocherednosti-i-nenadlezhashchee-soderzhanie-zhilya-prokuratura-minskoy-oblasti-vyyavil/

Новый порядок обеспечения жильём детей-сирот

Как встать на очередь жилья сироте 23 года

В статье раскрываются основные положения порядка предоставления жилых помещений детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа, который реализуется с 1 января 2013 года.

Обновление от 11.02.2016: здесь размещен дополнительный материал по вопросу о судебной защите прав сирот после 23 лет.

Оглавление

Обеспечение детей-сирот жилым помещением
Изменения в законодательстве
Кому может быть предоставлено жилое помещение
Действия, необходимые для получения жилого помещения
В каких случаях может быть установлен факт невозможности проживания в имеющемся (ранее занимаемом) жилом помещении
Когда предоставляется жилое помещение
Местность, в которой может быть предоставлено жилое помещение
Требования к жилому помещению.

Обеспечение детей-сирот жилым помещением

Государство приняло на себя обязательство обеспечивать жильём граждан определённых категорий, в том числе детей-сироты, детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа. Обеспечение указанных лиц жильём является одной из гарантий социальной поддержки.

К указанным лицам относятся (ст. 1 Федерального закона от 21.12.1996 № 159-ФЗ):

  • Дети-сироты – лица в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель.
  • Дети, оставшиеся без попечения родителей – лица в возрасте до 18 лет, которые остались без попечения единственного или обоих родителей.

Попечение отсутствует, если родители:

  • отсутствуют или лишены родительских прав, ограничены в родительских правах,
  • уклоняются от воспитания детей или от защиты их прав и интересов,
  • отказываются взять своих детей из воспитательных, лечебных учреждений, учреждений социальной защиты населения и других аналогичных учреждений,
  • признаны безвестно отсутствующими,
  • объявлены умершими,
  • признаны недееспособными (ограниченно недееспособными),
  • находятся в лечебных учреждениях,
  • отбывают наказание в виде лишения свободы,
  • находятся в следственных изоляторах,
  • в иных случаях признания ребёнка оставшимся без попечения родителей в установленном законом порядке

Кроме того, на указанную поддержку имеют право лица в возрасте от 18 до 23 лет, у которых, когда они находились в возрасте до 18 лет, умерли оба или единственный родитель, а также которые остались без попечения единственного или обоих родителей и имеют в соответствии с законом право на дополнительные гарантии по социальной поддержке.

Изменения в законодательстве

Напомним, что ранее эта категория граждан имела право на внеочередное предоставление жилья при окончании образовательных учреждений, учреждений социального обслуживания, возвращении из учреждений исполнения наказаний, завершении службы в армии, оставлении приёмной семьи, детского дома, прекращении опеки и попечительства (п. 2 ч. 2 ст. 57 Жилищного кодекса).

В целях совершенствования законодательства порядок обеспечения жильём был изменён. Теперь дети-сироты, дети, оставшихся без попечения родителей, а также лица из их числа (далее в тексте используется «сироты») не имеют право на внеочередное предоставление жилого помещения по договору социального найма.

Следует пояснить, что ранее сирота получал жилье по договору социального найма, мог сразу же приватизировать это жилье, приобретая таким образом право собственности.

В дальнейшем из-за своих действий по распоряжению имуществом сироты лишались этого собственного жилого помещения в силу различных причин (неопытность молодых, незнание законодательства, недобросовестные действия других лиц и др.). Сироты опять становились нуждающимися в жилых помещениях.

Поскольку государство не может эффективно ограничивать распоряжение собственником своим имуществом при отсутствии общего запрета, то обеспечить разумное распоряжение сиротой полученным жильём не представлялось возможным.

Можно предположить, что данная проблема стала одной из основных причин разработки проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (законопроект № 589209-5).

Законопроект был принят в 2012 году – Федеральный закон от 29 февраля 2012 года №  15-ФЗ. Закон вступил в силу с 1 января 2013 года. Им, в частности, были внесены изменения в статью 8 Федерального закона от 21.12.

1996 № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и исключен пункт 2 части 2 статьи 57 Жилищного кодекса Российской Федерации.

В соответствии с этими изменениями жилые помещения теперь предоставляются не по договору социального найма, а по договору специализированного найма на срок 5 лет, что исключает возможность приватизации в указанный период, а также обмен этого жилого помещения или сдачу в поднаём.

Кому может быть предоставлено жилое помещение

Право на получение жилого помещения имеют дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей, лица из их числа (кто к ним относится – см. выше), а также лица в возрасте 23 лет и старше, если они не были обеспечены жильём ранее.

При этом указанные лица не должны являться нанимателями жилого помещения или членами семьи нанимателя или собственника жилого помещения либо, при наличии у них прав на жилое помещение, должны не иметь возможности реализовать данное право.

Действия, необходимые для получения жилого помещения

Источник: http://gosurburo29.ru/law-news/zashhita-prav-detej/novyij-poryadok-obespecheniya-zhilyom-detej-sirot

Не жильцы

Как встать на очередь жилья сироте 23 года

Виктория Тарасенко совместно с правозащитниками социальной сети «Так-так-так» и «Институтом развития прессы-Сибирь» проверила, как на практике исполняется закон о социальной поддержке детей-сирот

По закону сироты и лица, оставшиеся без попечения родителей, у которых нет собственного дома, имеют право на получение жилья. В действительности же свое законное право реализовать может далеко не каждый.

34-летний Николай Стариков только полтора года назад узнал, что ему как социальному сироте положено жилье. По его словам, на очередь его теперь не ставят.

Николай Стариков: «О том, что я как сирота имею право на получение жилья, мне никто не сказал. А теперь на очередь не ставят, ссылаясь на возраст» Виктория Тарасенко

«Воспитывался я в детдоме в Павловске, — рассказывает он. — Мать лишили родительских прав, когда мне было пять лет. В детдоме было сложно, периодически меня надолго отправляли в психиатрическую больницу за плохое поведение.

Я обозлился на весь мир, наломал дров и в 15 лет попал в колонию для несовершеннолетних. Оттуда вышел в 18 лет. Встретил меня директор детдома, отдал мои документы и сказал, чтобы я возвращался в Бийск к матери. Приезжаю — мать пьет, прописывать в квартире не хочет.

Пробовал устроиться учиться, но меня из-за судимости не взяли. На работе тоже отнеслись с подозрением, пришлось уйти. В итоге походил голодным пару дней… и снова начал чудить, сел в тюрьму. О том, что я имею право на получение жилья, мне никто не сказал.

Теперь же на очередь не ставят, ссылаясь на возраст. Я обратился к юристу, но, думаю, ничего у меня не выйдет…»

В Алтайском крае с 2013 года ведение единой краевой очереди и распределение жилья между сиротами входит в обязанности Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства.

Как выяснилось, на очередь отказываются ставить нуждающихся старше 23 лет. Ссылаясь на Федеральный закон № 159, чиновники говорят, что в этом возрасте человек утрачивает статус сироты. Юристы и правозащитники считают, что это незаконно.

Наталья Кудашева о своей проблеме написала на сайте «Вопрос Президенту»: «Здравствуйте, В.В. Путин! У меня вопрос такой: почему я до сих пор не могу получить квартиру? Я сирота… что мне делать, если не к кому обратиться? Мне уже 36 лет… Как быть, если местные власти никакого внимания на меня не обращают?»

Наталья Кудашева Виктория Тарасенко

Наталья оставила Путину  номер своего телефона. Вместо Путина позвонила я. Наталья согласилась со мной встретиться и показала ворох писем из разных инстанций — сплошные отказы в постановке на очередь.

«Началось все с того, что моя мать, которую почему-то не лишили родительских прав, вернулась из тюрьмы и забрала меня, 15-летнюю, из детдома. В то время я уже получала профессию, и все складывалось относительно хорошо. Но мама посчитала, что с ней мне будет лучше, — вспоминает Наташа.

— Вместе со мной она ходила по базарам Барнаула и воровала все, что плохо лежит. А я была прикрытием. Возможно, она готовила меня для своей «профессии». Прямо у меня на глазах маму арестовали, скрутили руки и увели. Про меня никто и не вспомнил эту цитатуИ вот однажды прямо у меня на глазах ее арестовали, скрутили руки и увели. Я же осталась стоять на улице.

Про меня никто и не вспомнил. Так началась моя самостоятельная жизнь».

После такого неудачного старта девушка никак не могла наладить жизнь: для учебы и работы требовалась прописка, которой не было, пришлось идти на низкооплачиваемую неофициальную работу, торговать на улице, работать на подмене. И все повторялось: нет прописки — нет полноценной работы.

О том, что Наталья имеет право на получение жилья, она узнала в 36 лет:

«Мне позвонила знакомая, которая тоже воспитывалась в детдоме: “Вышел закон, теперь сироте претендовать на жилье можно в любом возрасте. Хоть тебе 150 лет, закон на твоей стороне! Действуй, собирай справки!”»

Наталья Кудашева собрала документы и подала иск, чтобы решением суда ее поставили на очередь. Но 2 сентября в Барнауле в удовлетворении иска Наталье было отказано.

«Судья мотивировал это тем, что мне уже больше 23-х, и что моя мать не лишена родительских прав, хотя я с ней почти не жила.

И это несмотря на закон, в котором сказано, что граждане, чьи родители отбывали наказание, считаются детьми, оставшимися без попечения родителей. Теперь, чтобы получить жилье, мне надо оплатить судебные издержки и работу юристов.

И все равно шансов очень мало… Почему мне приходится через суд доказывать то, что положено по закону?» — говорит она.

То, что в России немало сирот, которые не получили поддержку государства и оказались на улице или в тюрьме, подтверждает руководитель Центра семейного образования и воспитания «Семья и дети» Надежда Артемова из Новосибирска.

«По статистике нашего центра адаптироваться к самостоятельной жизни получается лишь у 10% выпускников детских домов. И одна из основных причин: 40% сирот не имеют собственного жилья, — говорит Надежда Артемова.

— Социальное сиротство опасно тем, что оно воспроизводит само себя эту цитатуСоциальное сиротство опасно тем, что оно воспроизводит само себя. Получается замкнутый круг: нет жилья — нет регистрации, нет регистрации — нет работы.

Попадает в асоциальную компанию: наркотики, ранняя беременность. Рождается новый человек, его отдают в детдом, и все повторяется заново».

Кто же должен контролировать, чтобы сирота был вовремя поставлен на очередь? Проблема должна быть решена на уровне региона. В рамках постановления администрации Алтайского края включение в список по достижении 14-летнего возраста контролируют законные представители и органы опеки. Эту инициативу можно закрепить на федеральном уровне.

Неслучайно ФЗ № 159 в первой редакции от 1996 года начинался с описания: «Закон определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа в возрасте до 23 лет».

По-видимому, чиновники хорошо усвоили этот принцип. К ожидаемым переменам не привели даже изменения в законе, а именно добавление пункта 9 в статье 8 в 2012 году

«В пункте 9 статьи 8 ФЗ № 159 “О дополнительных гарантиях” четко говорится: “право на обеспечение жилыми помещениями сохраняется за лицами, которые относились к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и достигли возраста 23 лет, до фактического обеспечения их жилыми помещениями”. В моей практике есть прецеденты, на учет теперь принимают и после 23 лет, — говорит Наталья Кудрявцева, эксперт правозащитной сети “Так-Так-Так”».

Тем не менее в ответ на официальный запрос по поводу отказа в жилье 36-летней выпускнице детдома Наталье Кудашевой заместитель начальника Главного управления строительства, транспорта, жилищно-коммунального и дорожного хозяйства Алтайского края Николай Бренев пишет: «Одним из оснований для отказа во включении в Список является возраст, который на момент подачи заявления превышает 23 года».

Краевые чиновники аргументируют это тем, что взрослый человек не является сиротой, и ссылаются на тот же ФЗ № 159. Пункт 9 статьи 8 чиновники трактуют по-своему: гражданин может после 23 года претендовать на получение жилья, но только в том случае, если он успел встать на очередь вовремя.

«Мы неоднократно готовили исковые заявление в суд и доказывали, что выпускник детдома вовремя не был поставлен на очередь органами, на которые государство возложило право опеки и попечительства, — говорит руководитель центра “Семья и дети” Надежда Артемова. — Нам удалось доказать, что не исполненное жилищное право является ответственностью тех лиц, которые должны защищать интересы сирот. Были случаи, когда по решению суда на очередь ставили лиц из числа сирот в 30 и даже после 40 лет».

Общественники считают, что чиновники сознательно «забывают» о взрослых сиротах.

«Представляете, какое число людей придется обеспечить жилплощадью, если включить в очередь всех бездомных выпускников детдомов за последние 20-30 лет? — добавляет Надежда Сергеевна.

— Было время, когда дети пачками выпускались “в никуда”. Даже после принятия ФЗ № 159 в 1990-е сироты не обеспечивались ни жильем, ни какой-либо поддержкой.

Если разбираться, может всплыть множество нарушений: кто-то вполне мог оставить “сиротское” жилье себе».

Еще одна проблема — долгое ожидание своей очереди на получение жилья. Как отмечает юрист Анна Гулевич, до 2013 года в статье 8 закона № 159 говорилось, что бывшим детдомовцам, у которых нет жилья, оно предоставляется вне очереди. В обновленном же ФЗ № 159 не обозначены сроки, в течение которых сироте обязаны дать квартиру.

https://www.youtube.com/watch?v=Sp74jc1DWJk

При этом сироте рекомендуется самому быть активным и периодически «давать о себе знать». Иначе ожидание может растянуться на годы, а иногда и десятилетия.

«То, что с 2013 года убрали внеочередной порядок предоставления жилья, ущемляет права сирот. Фактически после окончания детдома мы выгоняем детей на улицу, — добавляет Анна Гулевич.

— Поэтому, если государство не может обеспечить всех нуждающихся сразу, будет справедливо выплачивать компенсацию за аренду, пока не дадут жилье согласно очереди. Такая программа действует в Новосибирской области.

В Алтайском крае программы я не нашла».

Евгений Дорофеев, инвалид I группы, сумел получить квартиру через суд, но прожить в ней успел всего несколько месяцев Виктория Тарасенко

29-летней Марине Бурыкиной из Бийска пришлось ждать квартиры более 10 лет. 23-летняя бийчанка Любовь Барсуковастоит на очереди с 19 лет и недавно числилась в списке под № 818. Люба – мать-одиночка, у нее трое детей.

«За 2014 год продвинулась в очереди на 100 позиций, при этом мой номер очереди то уменьшается, то снова увеличивается, — рассказывает девушка. — Говорят, мне еще года три стоять. При этом я уже выиграла два суда, и мне по суду обязаны предоставить жилье, но его по-прежнему не дают, ссылаясь на то, что не хватает средств, чтобы обеспечить жильем всех и сразу».

25-летнему Евгению Дорофееву, инвалиду I группы, удалось отстоять свои права. Он сирота, воспитывался в детдоме, потом жил в общежитии для сирот, где ему из-за болезни было крайне некомфортно.

Состояние здоровья не стало достаточной причиной, чтобы сразу обеспечить инвалида жилплощадью. Перед ним в очереди находились более тысячи человек. Женя обратился в прокуратуру.

Пройдя несколько судов, инвалид I группы получил долгожданные ключи от квартиры в бийской новостройке по ул. Ломоносова.

Я была у Жени на новоселье. Он стоял посреди комнаты, своей комнаты, и делился эмоциями: «Я очень рад. Здесь замечательно! Косметический ремонт, пластиковые окна, санузел, электроплита… Просто бери свои вещи и въезжай. Здесь другая аура»…

Но летом 2015 года Женя скончался. В своей квартире он успел прожить всего несколько месяцев.

***

В Алтайском крае строительство и приобретение жилья для сирот осуществляется за счет средств краевого бюджета и федеральных субсидий, сообщили в Главном управлении строительства Алтайского края.

В 2013 году в краевую собственность посредством электронного аукциона были приобретены 172 квартир, в 2014 году — 230, в 2015 году — 174.  При этом число нуждающихся растет.

На 1 января 2013 года в краевом списке числились 1710 человек, на 1 января 2015 года — 4983 человека (2927 человек в возрасте от 18 лет и старше). В настоящее время в списке 5514 человек (включая лиц от 14 до 18 лет).

Многие «сироты за 23» в эту официальную статистику не попали.

Очевидно, что обновленный закон ФЗ № 159 не исполняется в полной мере. Во-первых, не учитываются интересы тех, кто не был поставлен на очередь до 23-летнего возраста по вине чиновников.

Во-вторых, отменено внеочередное предоставление жилья сиротам и не оговорен срок, в течение которого его обязаны предоставить. В-третьих, система учета нуждающихся непрозрачна.

Участники расследования рекомендуют внедрить в регионах практику электронных очередей, пусть и закрытых во избежание нарушения закона о персональных данных, а также общественный контроль.

Спасибо, что дочитали до конца!

Каждый день мы пишем о самых важных проблемах в нашей стране. Мы уверены, что их можно преодолеть, только рассказывая о том, что происходит на самом деле. Поэтому мы посылаем корреспондентов в командировки, публикуем репортажи и интервью, фотоистории и экспертные мнения. Мы собираем деньги для множества фондов — и не берем из них никакого процента на свою работу.

Но сами «Такие дела» существуют благодаря пожертвованиям. И мы просим вас оформить ежемесячное пожертвование в поддержку проекта. Любая помощь, особенно если она регулярная, помогает нам работать. Пятьдесят, сто, пятьсот рублей — это наша возможность планировать работу.

Пожалуйста, подпишитесь на любое пожертвование в нашу пользу. Спасибо.

ПОДДЕРЖАТЬ

Хотите, мы будем присылать лучшие тексты «Таких дел» вам на электронную почту? Подпишитесь на нашу еженедельную рассылку!

Источник: https://takiedela.ru/2016/01/orphan/

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий