Административное дело о выдворении за пределы РФ

Административное выдворение за пределы РФ (депортация). Нежелательность въезда

Административное дело о выдворении за пределы РФ

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (далее – принудительное выдворение за пределы Российской Федерации), а в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, – в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (ст.3.10 КоАП).

Административное выдворение применяется при совершении иностранным гражданином или ЛБГ противоправных действий, противоречащих интересам государственной безопасности, охраны государственной границы или охраны общественного порядка, а также в целях  охраны здоровья и нравственности населения, защиты прав и законных интересов граждан Российской Федерации и других лиц, и в случае нарушения положений Федерального закона от 25 июля 2002 г. N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, иного законодательства РФ.

Законодательное регулирование вопросов выдворения из РФ (законы о выдворении): Кодекс об административных правонарушениях РФ от 30 декабря 2001 г., Федеральный закон от 15 августа 1996 г. N 114-ФЗ «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», Федеральный закон от 25 июля 2002 г.

N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”, Постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 19 декабря 2013 г.

N 40 “О внесении изменений в постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 года N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”, иные законодательные и подзаконные акты.

Административное выдворение производится в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Решение об административном выдворении за пределы РФ принимает суд (гл. 18 КоАП РФ).

В настоящее время около 80% от всего объема административных дел в районных судах занимают дела о выдворении (депортации) иностранных граждан.

Рассматривается дело в среднем 5 минут.

Выявлены случаи непредоставления переводчиков либо предоставления их с требованием переводчиком оплаты услуг, чтобы избежать “неверного перевода”, который может привести к утяжелению участи мигранта, а также игнорирования информации о наличии близких родственников- граждан РФ, наличия трудовых документов и иных оснований, которые “сводят к нулю” все основания для назначения такого рода наказания.

Единственным способом избежать ответственности является подача апелляционной жалобы в соответствии с требованиями КоАП РФ либо административной апелляционной жалобы по требованиям КАС РФ ( в последнем случае оплачивается госпошлина в размере 150р.)

Жалоба на постановление суда об административном правонарушении (выдворили, депортировали из России, РФ) рассматривается положительно при наличии близких родственников (супруг, родители, дети) – граждан Российской Федерации.

Исключение, которое подтверждено практикой: при наличии злостного нарушения законодательства о порядке пребывания в РФ иностранных граждан в течение нескольких лет постановление о выдворении (депортации) может быть оставлено без изменения (отказано в удовлетворении апелляционной жалобы).

Жалоба адвоката на постановление об административном правонарушении (жалоба по выдворению) подается в течение 10 дней с момента вручения копии такого постановления.

Если Вы опоздали с обжалованием выдворения (депортации) в суде первой инстанции, то есть возможность обжаловать выдворение (депортацию) в суде надзорной инстанции уже вступившего в законную силу постановления о выдворении из страны пребывания.

Необходимо не опускать руки и использовать данную возможность.

Особо! Не пропускайте 10-дневный срок обжалования Постановления о выдворении за пределы РФ!

Особое внимание обращаю на то, что при пропуске 10-дневного срока имеет смысл подать жалобу с ходатайством о восстановлении срока на подачу жалобы, если причины пропуска считаются уважительными заявителем и могут быть признаны уважительными судом. Практика свидетельствует о том, что даже при наличии значительного срока пропуска дело может быть принято к рассмотрению, но при условии удовлетворения ходатайства о восстановлении сроков.

Последствия применения административного выдворения иностранных граждан:

1) Исходя из ст. 27 Федерального закона 114-ФЗ от 15.08.1996 г. «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», срок выдворения составляет пять лет, т.е.

мера административной ответственности в виде выдворения за пределы РФ (выдворения из страны) подлежит применению по отношению к иностранному гражданину либо лицу без гражданства и представляет собой запрет въезда на территорию РФ в течение 5 лет со дня выдворения.

Исключение: при  выдворении должностными лицами Пограничной службы ФСБ России – в течение одного года.

При выявлении указанными органами попытки ранее выдворенного гражданина снова пересечь границу по документам, но с иными данными (н-р, паспорт на другую фамилию), лицо не допускается на территорию РФ и въезд закрывается уже по новым паспортным или иным данным на срок выдворения компетентными органами.

Помимо того, Кроме того, при выявлении очередного факта предоставления документов с измененными данными органами дознания Пограничной службы ФСБ России может быть возбуждено уголовное дело по ст. 322 УК РФ «Незаконное пересечение границы».

2) Исходя из Федерального закона ФЗ-115 от 25.06.2002г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации», последствием принятия решения судом о выдворении иностранных граждан и ЛБГ является отказ в выдаче разрешения на временное проживание, вида на жительство, гражданства и др.

Согласно ст.33 данного закона иностранец, незаконно находящийся в России либо подлежащий передаче или приему в соответствии с международным договором о реадмиссии, подлежит учету, фотографированию и обязательной государственной дактилоскопической регистрации с последующим помещением полученных сведений в центральный банк данных.

Административная ответственность в виде административного выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства является в настоящее время безальтернативным видом наказания в связи со внесением изменений в КоАП РФ.

Ваши действия в случае  административного выдворения за пределы РФ

Нет нарушения закона с Вашей стороны

Поскольку постановление о выдворении иностранного гражданина и ЛБГ за пределы РФ выносится судом, то обжалование постановления суда о выдворении из РФ производится посредством подачи апелляционной жалобы в суд апелляционной инстанции (вышестоящий) через суд, который вынес данное постановление, с просьбой об отмене  как незаконно вынесенного. Обязанность предоставления доказательств невиновности возложена на Вас.

Особо: при пропуске 10-дневного срока на обжалование решения о выдворении при наличии особых обстоятельств (рассматриваются отдельно адвокатом) возможно восстановление срока на обжалование. 

Вы нарушили закон

В данном случае Вам может помочь наличие близких родственников, которые являются гражданами РФ. В список входят родители, дети, супруги (-а).

Апелляционная жалоба подается также в течение 10 дней с момента вынесения постановления о выдворении в вышестоящий суд через суд, вынесший постановление.

В жалобе формулируется просьба об отмене постановления суда о выдворении из страны как нарушающего Ваши права, закрепленные в международных правовых актах.

В связи с ужесточением мер иммиграционного контроля при нарушении миграционного законодательства иностранным гражданином или лицом без гражданства серьезные нарушения законодательства могут привести к наступлению ответственности в виде административного выдворения за пределы РФ.

Возможна отмена выдворения как дополнительного наказания в соответствии со ст. 18.8 КоАП РФ при наличии существенных оснований (н-р, наличия близких родственников- граждан РФ).

Различие выдворения и неразрешения въезда (запрета на въезд)

1) Сроки : 5 лет- выдворение, 3 года  – запрет на въезд.

2) Орган, выносящий решение: выдворение – суд, запрет въезда – территориальный орган  ФМС РФ.

3) О принятом решении о запрете на  въезд сообщается лицу только на границе РФ, о об административном выдворении –  при участии в суде по вопросу выдворения из страны.

4) Сроки обжалования: решения о выдворении – 10 дней – в административном порядке, решения о запрете въезда – три месяца с момента, когда лицо узнало о существующем запрете – в гражданско-правовом порядке.

5) Отмена решения: решение суда о выдворении не отменяется в досудебном порядке, решение о запрете на въезд в РФ- может быть отменено в досудебном порядке.

Различие депортации и решения о выдворении

Согласно ФЗ-115 от 25.06.2002 г. «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» депортация –  принудительная высылка иностранного гражданина из Российской Федерации в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Решение о депортации принимается органом исполнительной власти и имеет принудительную форму исполнения в отличие от административного выдворения, исполняемого самостоятельно.

Иностранный гражданин или ЛБГ подлежит депортации, если срок проживания или пребывания в РФ официально сокращен, то лицу необходимо выехать в течение 3-х дней, а при аннулировании  РВП или ВНЖ – в течение 15 дней.

Решение о депортации принимается руководителем территориального органа ФМС  России на основании мотивированного представления начальника подразделения ПВСлужбы ОВД либо руководителя подразделения по делам миграции ОВД, о чем должно быть сообщено во время личного приема со вручением копии заключения о депортации под роспись.

Реализация решения о депортации возложена на территориальные органы ФМС и ОВД либо другими органами в рамках их компетенции.

В связи со вступлением  в силу с 01 января 2014 года изменений в Федеральные законы 114-ФЗ и 115-ФЗ, срок пребывания в РФ иностранного гражданина , прибывшего в РФ в порядке, не требующем получения визы, не может превышать 90 суток суммарно в течение каждого периода в 180 дней, за исключением случаев, предусмотренных федеральным законом , а также в случае, если такой срок продлен в соответствии с федеральным законом. Если же иностранец во время своего предыдущего пребывания в России превысил срок пребывания, ему запрещен въезд в Российскую Федерацию сроком на три года со дня выезда из России.

Если Вам или Вашим близким понадобилась юридическая помощь в связи с административным выдворением — Вы всегда можете обратиться за защитой в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры». Работаем круглосуточно.

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Первоисточник — http://ms-advokat.ru/migracionnye-voprosy/administrativnoe-vydvorenie-za-predely-r/

Источник: https://pravo163.ru/administrativnoe-vydvorenie-za-predely-rf-deportaciya-nezhelatelnost-vezda/

Административное выдворение – Управление персоналом

Административное дело о выдворении за пределы РФ

Привлечение к работе иностранного гражданина может обернуться не только экономией по заработной плате, но и неприятными последствиями как для работника в виде выдворения, так и для работодателя, в виде убытков, связанных с выдворением сотрудника, а также штрафами, налагаемыми на юридические, должностные и физические лица, связанных с нарушением миграционного законодательства. В статье мы рассмотрим основные риски и судебную практику, а также административную ответственность.

Общие положения о выдворении

Понятие «административное выдворение» содержится в Правилах расходования средств на мероприятия по депортации либо административному выдворению, принятых Постановлением Правительства РФ от 24.10.2002 № 769.

“Административное выдворение” – принудительное и контролируемое перемещение иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы Российской Федерации или контролируемый самостоятельный выезд иностранного гражданина (лица без гражданства) за пределы Российской Федерации, осуществляемые в соответствии с КоАП.

В отличие от «выдворения» «депортация» осуществляется в случае утраты или прекращения законных оснований для его дальнейшего пребывания (проживания) в Российской Федерации.

Административное выдворение как меру административного наказания за совершенное правонарушение также необходимо отличать от выдворения иностранных граждан и лиц без гражданства как меры административного пресечения, которая применяется в отношении лиц, пересекших Государственную границу РФ с территории иностранного государства без установленных для въезда в Российскую Федерацию документов.

Выдворение применяется как в виде основного, так и дополнительного административного наказания.

К нарушениям, за которые предусмотрено выдворение, относятся:

– нарушения установленного порядка режима пребывания,

– нарушения правил въезда иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ (ст. 18.8 КоАП РФ),

– поступление иностранного гражданина или лица без гражданства на работу или заключения им договора на выполнение работы (услуг) при отсутствии надлежащего разрешения, выданного на его имя (ст. 18.10 КоАП РФ).

В соответствии со ст.3.

10 КоАП административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами. Решение вопроса о применении административного выдворения отнесено к компетенции судей районных судов (ч. 2 и 3 ст. 23.1).

Не применяется данная мера к военнослужащим.

Кроме того, выдворение как административная мера не применяется к лицам, у которых родственники проживают в РФ. Европейский суд по правам человека неоднократно отмечал, что хотя право иностранца на въезд или проживание в какой-либо стране как таковое Конвенцией о защите прав человека и основных свобод (г.

Рим, 4 ноября 1950 г., вступившей в силу для России 5 мая 1998 г.) не гарантируется, высылка лица из страны, в которой проживают близкие члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции. Данный постулат подтверждается и российской судебной практикой.

Однако в 2011 году усилятся меры в отношении мигрантов, занимающихся распространением наркотиков, в соответствии с федеральным законом от 28.12.2010 N 417-ФЗ будет осуществляться их административное выдворение за пределы Российской Федерации.

Иностранному гражданину или лицу без гражданства, совершившим преступление или административное правонарушение, связанное с незаконным оборотом наркотиков, может быть не разрешен въезд в РФ, а совершившие такое преступление или административное правонарушение лица подлежат административному выдворению.

Ответственность, предусмотренная КоАП РФ

За незаконное осуществление трудовой деятельности Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрено наложение на иностранца штрафа в размере от 2000 до 5000 руб.

с административным выдворением за пределы России или без такового за осуществление иностранцем трудовой деятельности в России без разрешения на работу (ст. 18.10 КоАП РФ). Для работодателя в ст. 18.

15 КоАП РФ за общие нарушение миграционного законодательства предусмотрены более строгие наказания. Например, для юрлиц за привлечение иностранца при отсутствии у него разрешения на работу может быть наложен штраф в размере от 250 000 до 800 000 руб.

либо административное приостановление деятельности на срок до 90 суток, неуведомление ФМС грозит штрафом в размере от 400 000 до 800 000 руб. либо административным приостановлением деятельности на срок до 90 суток.

Кроме того, затраты на само административное выдворение могут быть взысканы с работодателя. В соответствии с Федеральным законом «О правовом положении иностранных граждан в РФ» от 25.07.2004 № 115-ФЗ административное выдворение осуществляется за счет средств выдворяемого иностранного гражданина, а при отсутствии у него средств, за счет пригласившего его органа, т.е.

за счет средств работодателя.

При этом органы ФМС, зачастую при привлечении иностранного работника просят работодателя представить не только ходатайство о привлечении, трудовой договор, учредительные документы юрлица, но и письменное обязательство возместить расходы Российской Федерации, связанные с возможным административным выдворением или депортацией привлекаемого специалиста за пределы государства. Такой порядок, в частности, применяется при привлечении высококвалифицированных работников. Таким образом, работодатель фактически подписывается под обязанностью возместить расходы по выдворению, кроме того, на юрлицо могут быть наложены значительные штрафы. Однако в случае возникновения подобной ситуации возможно постараться оспорить наложение расходов на административное выдворение в суде, поскольку в законодательстве имеются нормы, регулирующие осуществление выдворения за счет бюджетных средств. Согласно постановлению Правительства РФ от 24.10.2002 № 769 расходы, связанные с проведением указанных мероприятий, осуществляются за счет средств федерального бюджета в пределах лимитов бюджетных обязательств.

Вместе с тем, работодателю рекомендуется:

  1. подавать своевременно необходимые документы и правильно оформлять иностранных граждан;

  2. брать с иностранного гражданина заявление, согласно которому в случае выдворения он будет осуществлять затраты, связанные с выдворением, лично.

Кроме того, следует обратить внимание на положительную тенденцию в законодательстве. Федеральным законом от 29.12.

2010 N 438-ФЗ “О признании утратившими силу отдельных положений законодательных актов Российской Федерации” отменены нормы о внесении работодателями или заказчиками работ (услуг) средств, гарантирующих выезд привлекаемых к труду иностранцев из России. Ранее это было необходимым условием получения разрешения на работу.

Что делать, если Вашему работнику грозит выдворение?

Если работнику грозит выдворение, то необходимо подготовить документы, подтверждающие неправомерность данной меры административного взыскания. В частности, такими сведениями могут быть:

– наличие оформленных документов, свидетельствующих о работе иностранного гражданина (документы, запрашиваемые при приеме, трудовой договор);

– наличие разрешения на работу;

– уведомление уполномоченного органа о приеме на работу иностранного гражданина.

Кроме того, необходимо проверить правильность составления протокола, извещения работника. Протоколы об административных правонарушениях уполномочены составлять должностные лица органов внутренних дел (п. 1 ч. 2 ст. 28.3), пограничных органов (ч. 1 ст. 28.3), органов, уполномоченных в области миграции населения (п. 15 ч. 2 ст.

28.3). В них должны содержаться необходимые реквизиты, подписи уполномоченных лиц. Отдельное значение следует уделить наличию законных оснований и исследованию всех смягчающих обстоятельств. Часто в протоколах содержится только ссылка на норму КоАП без исследования оснований и возможных обстоятельств для замены данного решения.

Следует особо обратить внимание на тот факт, что данное административное наказание может быть оспорено в суде.

Однако работодатель может столкнуться и с другими правовыми рисками, кроме рисков потери сотрудника, наложения административного штрафа и издержек, связанных с процедурой выдворения. Например, работодатель обучил своего работника за свой счет, повысил его квалификацию в соответствии с нормами российского законодательства, однако впоследствии работник был выдворен.

Или может возникнуть другая ситуация, в соответствии с которой работник причинил убытки работодателю. Соответственно для возмещения данных потерь необходимо либо возмещение по заявлению работника в добровольном порядке либо возмещение через суд.

Для того, чтобы работодателю обезопасить себя, целесообразно включить соответствующие правовые нормы в трудовой договор с работником.

Судебная практика

Прежде всего, необходимо отметить, что исходя из судебной практики, административное выдворение не применяется, если данное административное наказание лишает супругов возможности вести совместную семейную жизнь на территории РФ.

Таким образом, работнику не будет грозить административное выдворение, если он вступил в брак с гражданином РФ.

Данная судебная практика сложилась еще в 2005 году, в Постановлении ВС РФ от 7 декабря 2005 года по делу N 86-ад05-2. Судом были исследованы доказательства, в том числе показания супруги. В резолютивной части судом было отмечено, что исполнение административного наказания в виде выдворения за пределы РФ в соответствии с п. 3 ст.

7 ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации” влечет невозможность получения К. разрешения на временное проживание в Российской Федерации в течение 5 лет.

Таким образом, не исключено серьезное вмешательство в право заявителей на уважение их семейной жизни (о чем они утверждают в жалобах, поданных в Верховный Суд РФ).

Аналогичный вывод сделан в решении Верховного суда от 1 ноября 2010 г. N 53-АД10-5. При этом суд встал на сторону правонарушителя несмотря на то, что тот признал свою вину, а также несмотря на то, что имелись конкретные доказательства вины: протокол об административном правонарушении (л.д.

2), рапорт участкового уполномоченного милиции ОМ N 34 ОВД по Эвенкийскому району (л.д. 3). Фактически судами брак с гражданином РФ рассматривается как смягчающее обстоятельство. Кроме того, смягчающим обстоятельством является наличие детей – граждан РФ.

Данное решение было принято Верховным судом от 28 июля 2010 г. N 18-АД10-7.

Подобное основание не является единственным. Так, была изменена мера наказания в виде выдворения в решении ВС от 28 июля 2010 г. N 2-АД10-4.

В этом решении судом было указано, что в силу пункта 4 статьи 12 Федерального закона “О беженцах” лицо, получившее временное убежище, не может быть возвращено против его воли на территорию государства своей гражданской принадлежности (своего прежнего обычного местожительства).

Вместе с тем, имеется и противоположная судебная практика. В Постановлении Верховного суда от 17 февраля 2011 г. N 11-АД11-1 суд исследовал обстоятельства, в соответствии с которыми отсутствуют данные о создании семьи с целью проживания с супругой именно в РФ. Следовательно, говорить о нарушении права на семейную жизнь оснований не имеется. Поэтому принятие решения о выдворении правомерно.

Аналогичный вывод не в пользу нарушителя сделан Верховным судом в Постановлении от 11 января 2011 г. N 38-АД10-5. Суд указал, что все обстоятельства по делу установлены и им дана оценка, мотивы назначения дополнительного наказания приведены и обоснованны.

Не удовлетворена была жалоба заявителя и в Постановлении Верховного суда от 1 декабря 2010 г. N 11-АД10-17. При этом суд отметил, что из материалов дела усматривается, что при назначении наказания требования статьи 4.

1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были соблюдены, учитывался характер административного правонарушения, личность виновного и другие обстоятельства дела.

Судом также было принято во внимание, что гражданин ранее привлекался к административной ответственности за нарушение режима пребывания на территории Российской Федерации и был подвергнут административному наказанию в виде административного штрафа.

Таким образом, смягчающими обстоятельствами, исходя из судебной практики являются:

– наличие супруга (супруги) гражданки РФ;

– наличие несовершеннолетних детей;

– статус беженца.

Не являются смягчающими обстоятельствами:

– факт отсутствия семьи;

– данные о цели проживания семьи именно в РФ;

– факт повторного нарушения законодательства.

Также отличием данных дел является тот факт, что заявители часто доходят до высшей судебной инстанции, а также то, что данные дела часто рассматриваются в суде, что подтверждается большим количеством недавних дел этой категории, а следовательно, многие работодатели могут столкнуться с этой проблемой.

В заключении хотелось бы отметить, что выдворение как административная мера применяется не так часто, ее осуществление связано со сложной процедурой.

Однако для того, чтобы себя обезопасить работодатель должен собрать и предоставить в ФМС все необходимые документы, а также при осуществлении договорных отношений возложить обязанности по компенсации расходов, связанных с выдворением, затратами на обучение и т.д. на самого иностранного гражданина.

Источник: https://www.top-personal.ru/lawissue.html?1978

В вопросах выдворения судья – не арбитр, а администратор

Административное дело о выдворении за пределы РФ

Несмотря на непрерывный процесс принятия законов и подзаконных актов в миграционном законодательстве, ситуация с правоприменительной практикой сегодня находится на оценочной шкале между «плохо» и «очень плохо».

В 2013 г. в ст. 18.8 (нарушение иностранным гражданином или лицом без гражданства правил въезда или режима пребывания (проживания) в РФ) КоАП РФ была введена ч. 3.1, а в ст. 18.10 (незаконное осуществление иностранным гражданином трудовой деятельности) – ч.

2, выделившие наказания за предусмотренные диспозициями частей первых названных статей правонарушения, если они совершены в Москве и Московской области, а также в Санкт-Петербурге и Ленинградской области.

Кроме того, обе статьи были дополнены нормами об ответственности за повторное нарушение указанных в них диспозиций, в соответствии с которыми административное выдворение за пределы РФ стало обязательным.

Судьи лишились возможности избирательного применения названной меры, а сотрудники полиции приобрели коррупционную лазейку – риск административного выдворения мигранта в случае его «выявления» в столичных регионах стал стопроцентным.

По данным Комитета «Гражданское содействие», с 2013 по 2015 г. включительно районными судами Москвы было принято 154 494 решения о выдворении. При этом доля решений о выдворениях, вынесенных по Москве, составила 30–33% от всех решений о выдворениях по стране в целом (за 2015 г. – 58 196 решений о выдворении по стране).

Федеральным законом от 28 декабря 2016 г. № 490-ФЗ законодатель смягчил административную ответственность по ч. 3.1 ст. 18.8 КоАП РФ. Теперь возможность применения (или неприменения) административного выдворения в столичных регионах вновь вернулась в рамки судебного усмотрения.

Однако «джинн» из бутылки уже был выпущен – с одной стороны, в современных условиях, если полиция приводит иностранного гражданина к судье, то понятно, что за выдворением. С другой, отделы полиции при задержании мигранта предлагают ему признать вину и уплатить штраф в 5 тыс. руб.

Протоколы при этом часто даже не составляются – вручается квитанция с реквизитами для уплаты штрафа. Следует напомнить, что два и более административных правонарушения, совершенных в течение 3 лет, влекут для иностранного гражданина запрет въезда в Россию в течение 3 лет (п. 4 ст. 26 Федерального закона от 15 августа 1996 г.

№ 114 «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию», далее – Закон о выезде и въезде).

Кроме того, «миграционщики» не ждут, когда административное взыскание будет обжаловано или решение вступит в законную силу, – сведение об административном правонарушении заносится в центральную базу данных учета ИГ (ЦБДУИГ) незамедлительно. Снятие запрета на въезд – процесс хлопотный и длительный.

Кроме того, продолжается практика «массовых выдворений», когда судьи конвейерно рассматривают дела об административных правонарушениях, по которым предусмотрено наказание в виде административного выдворения за пределы РФ. При этом в таких заседаниях отсутствуют адвокат, переводчик, да и самого иностранного гражданина могут не допустить в зал.

Как правило, суды апелляционной инстанции, оставляя постановления районных судов в силе, обращают внимание, прежде всего, на признание вины, которое органы внутренних дел получают под условие освобождения мигранта, оно же является гарантией (на словах), что суд не применит принудительное выдворение с помещением в ЦВСИГ.

Ввиду отсутствия переводчика административно выдворяемые зачастую даже не понимают сути инкриминируемого им обвинения.

Полагаю, что проблема бесправия трудового мигранта накладывается на «дремучесть» КоАП РФ, который как правовой инструмент регулирования не приспособлен для нынешних реалий. В частности, в нем не предусмотрены не только обязательность протокола судебного заседания, но и, самое главное, – состязательность сторон защиты и обвинения.

Представителей обвинения априори как бы нет – их функцию в судебном заседании в отсутствие прокурора или иного уполномоченного органа исполнительной власти осуществляет судья. Участие защитника в деле об административном правонарушении не обязательно. Защитник по назначению не предоставляется.

Поэтому, как правило, адвокат или иной юридически грамотный представитель при решении вопроса об административном выдворении также отсутствует.

В случаях, когда мигранту удается оперативно найти адвоката и пригласить его для защиты в суд, что само по себе проблематично, судьи зачастую или возвращают протоколы по делу об административном правонарушении без рассмотрения, или выносят постановления о прекращении дела либо ограничиваются штрафом без выдворения. Так, согласно данным Комитета «Гражданское содействие», только в Москве в 2015 г. было возвращено 2,5 тыс. протоколов по делам об административном выдворении (3,5% дел); 388 дел было прекращено (0,5 дела).

При этом санкции КоАП РФ по суровости сопоставимы с уголовным наказанием. В частности, последствия административного выдворения за пределы РФ – запрет въезда в Россию на срок 5 или 10 лет при повторном выдворении (п. 2, 2.1 ст. 27 Закона о выезде и въезде). Рушатся судьбы и семьи. Присутствует и возможность лишения свободы – водворение в ЦВСИГ на срок до 2 лет (ст. 3.10 КоАП РФ).

По моему мнению, несовершенство КоАП развязывает судьям руки. В вопросах административного выдворения судья из самостоятельного, независимого арбитра превращен в администратора.

В приватной беседе один председатель районного суда признался, что судам дается указание выдворять мигрантов.

Судья областного суда после оглашения решения об оставлении в силе решения районного суда о выдворении беженца сообщил мне о существовании указаний Верховного Суда РФ выдворять выходцев из Восточной Украины и Сирии.

Суд, увы, по факту встроен в «вертикаль» исполнительной власти и исполняет государственную регулирующую функцию.

Складывается впечатление, что осуществление правосудия отодвигается на последний план – суды участвуют в кампаниях – это, в частности, может быть предпраздничная акция, зачистка «миграционного поля» после какого-либо чемпионата или социальный заказ.

«Миграционщики» в выполнении плана по административному выдворению обоснованно рассчитывают на поддержку судейского сообщества и получают ее. Вышестоящие апелляционные инстанции «засиливают» судебные решения нижестоящих судов.

Адвокат добилась отмены административного выдворения доверителяОтказав в удовлетворении жалобы, Мосгорсуд все же признал обоснованными доводы защиты о наличии смягчающих вину правонарушителя обстоятельств, которые не были учтены судом первой инстанции

Никто не оспаривает суверенитет государства и его полномочия по регулированию миграционных потоков. Однако полагаю, что правовые нормы должны быть, прежде всего, понятны. У нас же существуют несколько разрозненных законов и с десяток подзаконных актов, регламентирующих сферу миграции.

В их многообразии сложно разобраться даже практикующему юристу, не говоря об иностранных гражданах, большинство из которых – трудовые мигранты из постсоветских республик.

Думается, что в данной ситуации необходима кодификация миграционного законодательства, а также реформа административного, ведь важна как прозрачность предписаний, так и возможность их обжалования в справедливом суде.

В нынешних реалиях, когда законодатель устранился от реформ, вопросами применения норм КоАП РФ занялся Конституционный Суд РФ, выискивая конституционный смысл в тех или иных правоотношениях. Весомым вкладом в перечень решений КС РФ стало Постановление от 23 мая 2017 г.

№ 14-П «По делу о проверке конституционности положений статей 31.7 и 31.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с жалобой лица без гражданства Н.Г. Мцхиладзе» (далее – Постановление КС № 14).

Революционное постановление облекло в правовую форму давно назревшие идеи о том, что нельзя долго содержать выдворяемого в условиях изоляции без судебной проверки сроков его содержания под стражей, тем более в условиях, когда выдворение за пределы страны невозможно и содержание в ЦВСИГ утрачивает правовую цель. Ранее об этом говорилось в Постановлении ЕСПЧ от 17 июня 2014 г. по делу «Ким против России» (жалоба № 44260/13).

В Совете Европы одобрили план действий России в отношении задержания иностранцев и апатридовВ 2019 г. Комитет Министров Совета Европы может снять с контроля исполнение решений ЕСПЧ по группе подобных дел

Постановление КС № 14-П выявило еще одно исключение, касающееся административного выдворения лиц без гражданства.

Теперь правоприменитель – прежде всего суд – обязан выяснять, наличествуют ли обстоятельства, свидетельствующие на момент рассмотрения вопроса о фактической возможности исполнения постановления об административном выдворении за пределы РФ лиц без гражданства.

КС РФ счел, что апатриды имеют право не менее чем раз в 3 месяца обращаться в суды с заявлениями о проверке законности и обоснованности содержания в ЦВСИГ. Суды могут как удовлетворить, так и отклонить такое заявление.

Как видим, Постановление КС № 14 касается только лиц без гражданства.

Оно расширило границы судебного усмотрения для неприменения административного выдворения – прежде всего, в отношении апатридов, хотя доводы мотивировочной части данного постановления КС можно и нужно использовать при обосновании невозможности административного выдворения иных иностранных граждан (например, при применении ЕСПЧ временных обеспечительных мер согласно Правилу 39 Регламента Европейского Суда). Положительным моментом стало то, что администрации ЦВСИГ и адвокаты стали обращаться в суды с заявлениями об освобождении принудительно выдворяемых апатридов на основании Постановления КС № 14-П.

Однако и тут судебная система, на мой взгляд, оказывает сопротивление. Так, некоторые суды отказывают в освобождении лица из ЦВСИГ ввиду отсутствия доказательств фактической невозможность его выдворения в какую-либо страну. Пока администрация ЦВСИГ или адвокаты запрашивают посольства и МИД РФ, дабы устранить сомнения судей, выдворяемые месяцами содержатся в спецучреждениях.

Постановление КС № 14-П помимо анализа конституционного смысла ст. 31.7 и 31.9 КоАП РФ предписывает федеральному законодателю внести в Кодекс изменения, обеспечивающие эффективный судебный контроль за сроками содержания апатридов в спецучреждениях.

В развитие данного предписания Правительство РФ направило в Госдуму законопроект «О внесении проекта федерального закона “О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях”».

Инициатор законопроекта справедливо предусмотрел необходимость судебного контроля за сроками содержания под стражей и его продления (непродления) свыше 90 дней не только для апатридов, но и для мигрантов.

Пока что существует лишь несколько условно перспективных ситуаций для защиты от выдворения. Это может быть официальный брак с гражданином РФ (в силу п. 23.1 Постановления Пленума ВС РФ от 24 марта 2005 г.

№ 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», введенного Постановлением Пленума ВС РФ от 19 декабря 2013 г.

№ 40) либо наличие статуса беженца или временного убежища, а также нахождение иностранного гражданина в процессе поиска убежища (принцип non refoulement – «отказ от выдачи» – согласно Конвенции ООН от 28 июля 1951 г. «О статусе беженцев»; ч. 1 ст. 10 Федерального закона от 19 февраля 1993 г.

№ 4528-I «О беженцах»). Условный характер означает, что административное выдворение не будет назначено, если иностранцу или его адвокату удастся представить судам первой или апелляционной инстанции доказательства наличия соответствующего статуса. 

Источник: https://www.advgazeta.ru/mneniya/v-voprosakh-administrativnogo-vydvoreniya-sudya-prevrashchen-v-administratora/

Что такое административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства? | Народный вопрос.РФ

Административное дело о выдворении за пределы РФ
0 нравится [ 0 ] не нравится [ 0 ]

Что такое административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранного гражданина или лица без гражданства?

Такая мера административной ответственности как выдворение за пределы РФ предусмотрена в отношении иностранных граждан и лиц без гражданства.

Как и всякое административное наказание, административное выдворение носит личный характер, т.е. применяется лишь к лицу, совершившему административное правонарушение. При этом применение административного выдворения рассчитано только на специального субъекта административной ответственности – иностранного гражданина или лицо без гражданства.

Применение же административного выдворения к гражданам РФ недопустимо как в силу конституционного регулирования (ч. 1 ст.

61 Конституции РФ), так и в силу того, что их право беспрепятственно возвращаться в Российскую Федерацию (ч. 2 ст.

27 Конституции РФ) делает смысл данного наказания ничтожным и вытекает из самой природы взаимосвязи лица с государством, где личность выступает не как объект государственной деятельности, а как равноправный субъект.

В силу этого исполнение постановления о выдворении (ст. 32.9 КоАП РФ) возможно только в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства. При этом КоАП РФ особо предусмотрено, что административное выдворение за пределы Российской Федерации не может применяться к военнослужащим – иностранным гражданам.

Административное выдворение за пределы Российской Федерации иностранных граждан или лиц без гражданства заключается:

а) в принудительном и контролируемом перемещении указанных граждан и лиц через Государственную границу Российской Федерации за пределы Российской Федерации (т.е. принудительное выдворение за пределы Российской Федерации);

б) в контролируемом самостоятельном выезде иностранных граждан и лиц без гражданства из Российской Федерации (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).

Указание на одну из вышеперечисленных форм административного выдворения в постановлении по делу об административном правонарушении является обязательным.

Если форма, в которой должно исполняться административное наказание в виде выдворения, не была указана в постановлении о назначении этого административного наказания, то указанный вопрос может быть разрешен судьей, вынесшим постановление об административном выдворении, на основании ч. 3 ст. 31.4 КоАП РФ по заявлению органа, должностного лица, приводящих постановление в исполнение, а также по заявлению лица, в отношении которого оно вынесено.

Названный вопрос также может быть разрешен судьей при рассмотрении жалобы, протеста прокурора на не вступившее в законную силу постановление об административном выдворении без его отмены при условии, если из материалов дела усматривается, что судьей, вынесшим постановление, была определена форма административного выдворения, но она не отражена в постановлении (например, судьей на основании ч. 2 ст. 29.10 КоАП РФ иностранный гражданин (лицо без гражданства) был помещен в специальное учреждение до его выдворения).

Выдворение лица из страны, в которой проживают члены его семьи, может нарушать право на уважение семейной жизни, гарантированное п. 1 ст. 8 Конвенции о защите прав человека и основных свобод.

Поэтому при назначении наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации судья должен исходить из действительной необходимости применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства такой меры ответственности, а также из ее соразмерности целям административного наказания, с тем чтобы обеспечить достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках производства по делу об административном правонарушении.

При этом конкретные обстоятельства, связанные с совершением административного правонарушения (длительность незаконного нахождения на территории Российской Федерации, повторное или неоднократное привлечение к административной ответственности и т.д.), подлежат оценке в соответствии с общими правилами назначения административного наказания, основанными на принципах справедливости, соразмерности и индивидуализации ответственности.

Если необходимость применения к иностранному гражданину или лицу без гражданства административного выдворения за пределы Российской Федерации как единственно возможного способа достижения целей административного наказания, связанного с предупреждением совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами (ч.

1 ст. 3.1 КоАП РФ), будет установлена, назначение ему дополнительного административного наказания в виде административного выдворения не исключается (п. 23.1 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 N 5 “О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях”).

Административное выдворение за пределы Российской Федерации как мера административного наказания устанавливается в отношении иностранных граждан или лиц без гражданства и назначается судьей, а в случае совершения иностранным гражданином или лицом без гражданства административного правонарушения при въезде в Российскую Федерацию – соответствующими должностными лицами.

В целях исполнения назначенного иностранному гражданину или лицу без гражданства административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации судья вправе применить к таким лицам содержание в специальном учреждении, предусмотренном Федеральным законом от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

Правила содержания (пребывания) в специальных учреждениях Федеральной миграционной службы или ее территориального органа иностранных граждан и лиц без гражданства, подлежащих административному выдворению за пределы Российской Федерации в форме принудительного выдворения за пределы Российской Федерации, депортации или реадмиссии утверждены Постановлением Правительства РФ от 30.12.

2013 N 1306.

Административное наказание в виде контролируемого самостоятельного выезда из Российской Федерации может быть назначено иностранному гражданину или лицу без гражданства в случае осуществления административного выдворения за пределы Российской Федерации:

а) за счет средств таких иностранного гражданина или лица без гражданства;

б) либо за счет средств пригласившего их органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является выдворяемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в ст. 16 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ “О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации”.

В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по административному выдворению иностранного гражданина за пределы Российской Федерации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.

Источник: http://xn--80aefurcfeajeho7k.xn--p1ai/Home/Article/3054

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий