По каким договорам можно передавать авторские права?
Договорная работа в области авторского права – это одно из важнейших направлений. Пожалуй, договорной работе стоит уделять даже большее внимание, чем судебной или досудебной защите авторских прав, т.к.
договор – это реальный и работающий инструмент как для предотвращения потенциального нарушения, так и для последующей защиты, если нарушение все-таки произошло.
Зачастую происходит путаница с тем, какой же все-таки договор заключать в том или ином случае.
Предлагаю тезисно разобраться с видами договоров, которые существуют в авторском праве.
На самом деле, всё достаточно просто. Существуют следующие виды договоров:
- Договор авторского заказа
- Договор на создание произведения
- Договор об отчуждении исключительного права
- Лицензионный договор
- Другие договоры, в которых может быть предусмотрен переход интеллектуальных прав
Заметьте, в этом списке нет авторского договора. Понятие «авторский договор» не используется в действующем законодательстве.
1. Договор авторского заказа
По договору авторского заказа одна сторона обязуется по заказу другой стороны создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства. Стоит помнить, что исполнителем по договору авторского заказа может быть только физическое лицо – автор (или несколько соавторов), т.к.
процесс создания произведения связан с творческим трудом, который совершается непосредственно автором или авторами.
В договоре авторского заказа необходимо определить, кому будет принадлежать исключительное право на создаваемое произведение. Закон (ст.
1228 ГК РФ) позволяет предусмотреть как отчуждение исключительного права заказчику, так и предоставление заказчику только лишь права использования произведения.
Существенным (обязательным) условием договора авторского заказа, помимо предмета договора, является еще и срок его исполнения. Исполнителю может быть предоставлен льготный срок для завершения произведения по такому договору.
Также необходимо предусмотреть условие о вознаграждении исполнителя за распоряжение исключительным правом (за отчуждение или за предоставление права использования). Договор авторского заказа заключается в простой письменной форме. Нотариальная форма не требуется.
2. Договор на создание произведения
Договор на создание произведения похож на договор авторского заказа, но все же несколько отличается от него. Во-первых, исполнителю по договору на создание произведения не положен льготный срок для завершения произведения.
А во-вторых, исполнителем по договору на создание произведения может быть и индивидуальный предприниматель и юридическое лицо.
По умолчанию исключительное право на создаваемое по такому договору произведение принадлежит заказчику, но эта норма является диспозитивной, а значит договором может быть предусмотрено иное.
Правила о договорах на создание произведения не распространяются на договоры, где исполнителем является сам автор; к таким договорам применяются правила о договоре авторского заказа. Договор на создание произведения заключается в простой письменной форме. Нотариальная форма не требуется.
3. Договор об отчуждении исключительного права
По договору об отчуждении исключительного права на произведение автор или иной правообладатель передает принадлежащее ему исключительное право на произведение в полном объеме приобретателю такого права (ст.1285 ГК РФ).
Важным моментом при заключении договора об отчуждении исключительного права является указание на то, что право переходит в полном объеме. Какие-либо ограничения по сроку, территории или способам использования недопустимы. В противном случае такой договор будет признан лицензионным, а если суд не сможет однозначно квалифицировать договор, то он будет признан недействительным в силу п.13.1.
Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5 и Пленума ВАС РФ №29 от 26.03.2009г. Договор об отчуждении исключительного права заключается в простой письменной форме. Нотариальная форма не требуется. В некоторых случаях может потребоваться регистрация сделки в Роспатенте (если объект, исключительное право на который отчуждается, был зарегистрирован).
4.
Лицензионный договор
Лицензионный договор – это самый распространенный вид договоров в области авторского права. По лицензионному договору одна сторона (лицензиар) предоставляет другой стороне (лицензиату) право использования произведения в установленных договором пределах.
Существенными (обязательными) условиями лицензионного договора является его предмет (путем указания на конкретное произведение), а также способы использования, которыми лицензиат вправе использовать произведение. В лицензионном договоре также указываются срок и территория использования.
Лицензионный договор может быть заключен на условиях о предоставлении исключительной лицензии или на условиях о предоставлении простой (неисключительной) лицензии (ст.1286 ГК РФ).
Исключительная лицензия подразумевает, что лицензиар не вправе выдавать аналогичные лицензии другим лицам. Кроме того, лицензиар лишается права использовать произведение самостоятельно, если стороны в договоре не предусмотрят специальное право на самостоятельное использование произведения лицензиаром.
Простая (неисключительная) лицензия подразумевает, что лицензиар вправе выдавать аналогичные лицензии другим лицам. Лицензионный договор с условием о простой (неисключительной) лицензией может быть заключен в упрощенном порядке. Такая конструкция называется открытой лицензией (ст.1286.1. ГК РФ).
5.
Другие договоры, в которых может быть предусмотрен переход интеллектуальных прав
Помимо указанных выше договоров, интеллектуальные права могут передаваться и по другим договорам. Это договоры, при исполнении которых может возникнуть результат интеллектуальной деятельности.
В частности, к таким договорам относят договоры, при выполнении работ по которым были созданы результаты интеллектуальной деятельности, хотя создание таких результатов и не было предусмотрено предметом договора (подряд, возмездное оказание услуг, НИОКР и др.).
Исключительное право по умолчанию при создании таких «непредвиденных» объектов по таким договорам принадлежит исполнителю. Но эта норма является диспозитивной, а значит договором может быть предусмотрено иное. Также к этой группе относятся трудовые договоры.
Если в результате исполнения своих трудовых обязанностей и по заданию работодателя работник создает какое-либо произведение, то тако произведение считается служебным. По умолчанию исключительное право на служебное произведение принадлежит работодателю.
Заключайте правильные договоры!
Источник: https://zakon.ru/comment/474701
Ответственность за нарушение авторских прав
Нарушение авторских прав влечет наступление юридической ответственности.
Но помимо самого по себе факта нарушения необходимо наличие и других условий привлечения к ответственности, которые зависят от вида ответственности.
Ответственность за нарушение авторских прав делится на несколько видов в зависимости от сущности нарушения, последствий нарушения авторских прав и установленных законом санкций.
Согласно ст. 51 Закона “Об авторском праве и смежных правах” защита авторских и смежных прав совершается в порядке, установленном гражданским, административным и уголовным законодательством. Таким образом, можно сказать, что за нарушения авторских прав может наступать гражданско-правовая, административная и уголовная ответственность.
За защитой своего авторского права и (или) смежных прав субъекты авторского права и смежных прав имеют право обращаться в установленном порядке в суд и другие органы в соответствии с их компетенцией.
При нарушениях любым лицом авторского права и (или) смежных прав субъекты авторского права и (или) смежных прав имеют право:
- требовать признания и восстановления своих прав;
- обращаться в суд с иском о восстановлении нарушенных прав и (или) прекращении действий, нарушающих авторское право и (или) смежные права или создающих угрозу их нарушения;
- подавать иски о возмещении морального (неимущественного) ущерба;
- подавать иски о возмещении убытков (материального ущерба), включая упущенную выгоду, или взыскании дохода, полученного нарушителем в результате нарушения им авторского права и (или) смежных прав, или выплате компенсаций;
- требовать прекращения подготовительных действий к нарушению авторского права и (или) смежных прав, в том числе приостановления таможенных процедур, если есть подозрение, что могут быть пропущены на таможенную территорию Украины или с ее таможенной территории контрафактные экземпляры произведений, фонограмм, видеограмм, средства обхода технических средств защиты, в порядке, предусмотренном Таможенным кодексом Украины;
- принимать участие в инспектировании производственных помещений, складов, технологических процессов и хозяйственных операций, связанных с изготовлением экземпляров произведений, фонограмм и видеограмм, в отношении которых имеются основания для подозрения о нарушении или угрозе нарушения авторского права и (или) смежных прав, в порядке, установленном Кабинетом Министров Украины;
- требовать, в том числе в судебном порядке, публикации в средствах массовой информации данных о допущенных нарушениях авторского права и (или) смежных прав и судебные решения по этим нарушениям;
- требовать от лиц, нарушающих авторское право и (или) смежные права истца, предоставления информации о третьих лицах, задействованных в производстве и распространении контрафактных экземпляров произведений и объектов смежных прав, а также средств обхода технических средств защиты, и о каналах их распространения;
- требовать принятия иных предусмотренных законодательством мер, связанных с защитой авторского права и смежных прав.
Согласно ч. 1 ст. 52 Закона Украины “Об авторском праве и смежных правах” субъект авторского права для его защиты имеет право подавать иск о возмещении морального ущерба, а также о:
- возмещении убытков (материального ущерба), включая упущенную выгоду, либо
- взыскание дохода, полученного нарушителем вследствие нарушения им авторских и (или смежных прав), либо
- выплату компенсации в размере от 10 до 50000 минимальных заработных плат.
Конкретные виды гражданско-правовой ответственности, к которой будет привлекаться нарушитель, определяются самим субъектом, права которого нарушены, в исковом заявлении.
К гражданско-правовой ответственности могут привлекаться любые субъекты, совершившие нарушение авторских прав своими действиями. Под нарушением авторских прав в контексте деятельности файлообменников согласно ч. 1 ст. 50 Закона Украины “Об авторском праве и смежных правах” можно выделить следующие действия:
- Нарушение личных неимущественных прав субъекта авторского права (например, неуказание его авторства при демонстрации произведения).
- Нарушения имущественных прав субъекта авторского права, а именно незаконное, без согласия на то автора, доведение произведений до общего ведома публики таким путем, что ее представители могут осуществить доступ к произведениям с любого места в любое время по их выбору.
- Пиратство, а именно опубликование, воспроизведение, распространение контрафактных экземпляров произведения. Форма распространения контрафактных произведений не имеет значения. Поэтому интернет-пиратство, активно развивающееся нынче в нашей стране, наказуемо.
Таким образом, к гражданско-правовой ответственности могут привлекаться:
- лица, незаконно выкладывающие контент, – за доведение до общего ведома публики произведений, защищенных авторским правом, без согласия автора либо за пиратство как опубликование произведений без согласия автора;
- лица, скачивающие такой контент, – за воспроизведение (тиражирование) произведений без согласия автора.
Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав наступает при наличии ряда условий. Далее будут описаны общие условия и перечислены исключения из них.
- Наличие нарушения личных неимущественных или исключительных прав автора. Нарушение исключительного права выражается в использовании произведения без заключения лицензионного договора. Нарушение личных неимущественных прав может являться результатом несанкционированного изменения, дополнения или искажения произведения, неуказания имени автора на экземплярах объекта авторских прав, обнародования произведения без согласия автора.
- Наличие вины нарушителя. По общему правилу, защита авторских прав гражданско-правовыми способами возможна, если нарушитель знал о том, что нарушает авторские права, или не проявил должную степень заботливости или осмотрительности, чтобы избежать нарушения. Однако это правило знает целый ряд исключений, когда ответственность за нарушение авторских прав наступает без вины. Во-первых, доказательства вины нарушителя не требуются при предъявлении требования о прекращении нарушения и требования о публикации решения суда о допущенном нарушении. Впрочем, такие требования не являются мерами ответственности в строгом смысле этого слова. Во-вторых, без вины отвечают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность. Так, индивидуальный предприниматель будет нести ответственность за нарушение авторских прав и в том случае, если он не знал и не должен был знать о нарушении. Например, когда он добросовестно полагал, что используемая им в предпринимательских целях программа для ЭВМ является лицензионной.
- Наличие убытков. Как правило, имеет значение только для нарушения исключительного права на использование произведения, хотя возможны ситуации, когда убытки причинены в результате нарушения личных неимущественных прав автора. Кроме того, правообладатель не обязан доказывать наличие убытков, если заявил требование о взыскании компенсации.
- Причинно-следственная связь между нарушением авторских прав и убытками. Это условие устанавливается, если по обстоятельствам дела необходимо доказывать убытки.
Гражданско-правовая ответственность призвана восстановить потери автора в результате нарушения (как имущественные, так и неимущественные). Она наступает только по требованию автора или правообладателя и применяется для защиты его частных интересов.
Защитить нарушенное авторское право в гражданско-правовом порядке означает обращение в суд с исковым заявлением о защите авторских прав. В этом заявлении необходимо ставить сразу три вопроса:
- запретить нарушителю владеть, пользоваться и распоряжаться результатами творческой деятельности, на которые имеется авторское право;
- возместить материальный ущерб, если таковой имеется (по определению диспозиции ст.176 УК Украины, материальный ущерб должен быть всегда), его расчет и обязанность доказать размер ущерба лежит на авторе;
- возместить моральный ущерб.
При определении денежного эквивалента своих моральных “лишений” автор основывается исключительно на своем внутреннем убеждении, о том, что именно такая-то конкретная сумма денег может компенсировать испытываемые душевные страдания и психологический дискомфорт, причиненные нарушителем.
Есть вопрос к юристу?
Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут
Согласно ст. 512 Кодекса Украины об административных правонарушениях нарушением является незаконное использование объектов интеллектуальной собственности, присвоение авторства либо иное другое умышленное нарушение прав на объект интеллектуальной собственности, который охраняется законом.
Административная ответственность наступает за:
- введение в оборот и иное незаконное использование экземпляров произведений, если такие экземпляры являются контрафактными или на экземплярах указаны ложные сведения об авторах или правообладателях;
- иное нарушение авторских прав в целях извлечения дохода.
Таким образом, к административной ответственности может быть привлечен не только изготовитель контрафактных экземпляров, но и их распространитель, импортер, а также лицо, которое нарушает авторские права в иных формах.
В случае если ущерб от нарушения авторских прав составляет значительный размер, а именно в двадцать и больше раз превышает необлагаемый минимум, нарушителю грозит уголовная ответственность по ст. 176 Уголовного кодекса Украины.
Согласно данной статье преступлением являются незаконное воспроизведение, распространение произведений науки и искусства, компьютерных программ и баз данных, а также незаконное воспроизведение, распространение исполнений, фонограмм, видеограмм и программ вещания, их незаконное тиражирование и распространение на аудио- и видеокассетах, дискетах, других носителях информации или другое умышленное нарушение авторского права и смежных прав, если оно причинило ущерб в значительном размере.
Важно! Под необлагаемым минимумом при уголовно-правовой квалификации понимают размер налоговой социальной льготы (п. 5 подр. 1 раздела XX Налогового кодекса Украины). Согласно ст. 169 Налогового кодекса Украины налоговая социальная льгота предоставляется в размере прожиточного минимума для работоспособного лица с расчетом на месяц.
Однако данная норма будет действовать с 01.01.2015 г., а до этого времени налоговая социальная льгота будет равна 50 % от такого прожиточного минимума (п. 1 раздела XIX Налогового кодекса Украины). На сегодняшний день такой прожиточный минимум равен 1073 грн. (ст. 12 Закона Украины “О Государственном бюджете Украины на 2012 год”). Соответственно, социальная льгота равна 536,5 грн.
Таким образом, преступлением будет признано нарушение авторских прав, которое причинило ущерб в размере от 10730 грн. и более.
Есть вопрос к юристу?
Задать вопрос Задать вопрос юристу Ответ в течение ~15 минут
К уголовной ответственности лицо привлекается в том случае, если нарушение авторских прав было совершено в крупном или же особо крупном размере.
Также преступлением признается:
- Плагиат – присвоение авторства, причинившее автору крупный ущерб. Это преступление выражается в нарушении личного неимущественного прав автора на имя, когда лицо выдает себя за автора чужого произведения, выпускает произведение под своим именем или не указывает имени своего соавтора.
- Незаконное использование объектов авторского права или смежных прав, а также приобретение, хранение, перевозка контрафактных экземпляров в целях сбыта, если деяние совершено в крупном размере. Совершение указанных действий в особо крупном размере группой лиц по предварительному сговору или организованной группой или с использованием служебного положения влечет уголовную ответственность вплоть до лишения свободы на срок 6 лет.
Важно! Привлечение нарушителя авторских прав к уголовной ответственности не исключает привлечение его к гражданско-правовой ответственности!
Материальный ущерб считается причиненным в крупном размере, если стоимость экземпляров незаконно воспроизведенных или распространенных произведений в сто и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан, а причиненным в особо крупном размере – если их стоимость или сумма дохода в тысячу и более раз превышает необлагаемый минимум доходов граждан.
Привлечение к уголовной ответственности возможно и в том случае, если нарушитель авторских прав не получал дохода от такого нарушения и не имел цели извлечения дохода от нарушения авторских прав, иными словами, если распространял объекты авторских прав на некоммерческой основе.
Источник: https://uristy.ua/articles/intellectual-property/otvetstvennost-za-narushenie-avtorskih-prav/
Нарушают ли авторские права персонажи мультиков на торте, изготовленном по индивидуальному заказу?
Правообладатель заказал и получил торт с изображением мультперсонажей. После этого он подал на кондитера в суд с требованием денежной компенсации за нарушенные права.
Суды отказали в компенсации: ведь это было не массовое изготовление, а индивидуальный заказ. Однако Суд по интеллектуальным правам (СИП) пояснил, что должны были оценить суды для установления факта нарушения прав. При повторном рассмотрении суд первой инстанции частично удовлетворил иск правообладателя.
Суть дела
ООО «Студия анимационного кино «Мельница» (далее – Общество, Студия) является правообладателем товарных знаков «Лунтик», «Кузя», «Божья Коровка Мила», «Гусеницы Вупсень и Пупсень», а также обладателем исключительных авторских прав на произведения изобразительного искусства-рисунки (изображения) этих персонажей.
В апреле 2018 года Общество заказало у ИП Н. (далее – предприниматель) торт с изображением персонажей мультфильмов «Лунтик» и «Смешарики». Получив торт, Общество направило претензию в адрес предпринимателя с предложением об уплате компенсации в размере 300 000 руб. за нарушение исключительных прав на товарные знаки.
Кондитер не ответил на претензию, и Общество обратилось в суд. Оно потребовало взыскать с предпринимателя 90 тысяч руб. за нарушение исключительных прав на товарные знаки и изображения мультипликационных персонажей («Лунтик», «Кузя», «Божья Коровка Мила», «Гусеницы Вупсень и Пупсень»), а кроме этого судебные расходы и расходы на экспертизу.
Что решили суды?
Позиция ответчика
Предприниматель пояснила, что:
- Она изготавливает торты на заказ, по желаниям заказчика; в свободную продажу торты никогда не поступали, каталога в кондитерской у нее также нет;
- Представитель истца сам попросил изготовить торт с изображением героев мультипликационного сериала «Лунтик» и мультипликационного сериала «Смешарики».
По мнению предпринимателя, в действиях истца усматриваются признаки злоупотребления правом, т.к. торт был заказан исключительно для получения в дальнейшем компенсации. Общество является более сильным участником гражданского оборота, который пытается заработать на более слабом.
Суд первой инстанции отказал истцу в удовлетворении требований.
Почему?
- Истец заказал и получил торт с изображением персонажей мультсериалов «Лунтик» и «Смешарики». Однако в торговой точке предпринимателя отсутствовало предложение о продаже такого торта, также не было в свободном доступе и каталога с изображениями персонажей. Предприниматель изготовила торт исключительно по просьбе заказчика, и продажа таких тортов неопределенному кругу лиц не планировалась;
- Действия истца суд расценивает как злоупотребление правом, «поскольку действия по заказу торта совершены исключительно с целью последующего заявления требования о взыскании компенсации»;
- В силу абз. 2 п. 1 статьи 1229 ГК РФ, «правообладатель может по своему усмотрению разрешать или запрещать другим лицам использование результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации». Представитель правообладателя, сделав заказ торта с изображением конкретных персонажей, по сути дал предпринимателю разрешение на использование результата интеллектуальной деятельности.
Суд пришел к выводу, что у истца отсутствуют правовые основания для предъявления иска о взыскании компенсации.
Апелляция согласилась с этим решением.
Студия обратилась в СИП.
Что решил СИП?
Позиция истца
Общество в кассационной жалобе указало:
- В торговой точке предпринимателя были фотографии для демонстрации потенциальным заказчикам той продукции (тортов), которую она может изготовить. В том числе, с персонажами мультфильмов, права на которые принадлежат Обществу. По мнению истца, эти фотографии «являются каталогами в связи с тем, что имеют определенную структуру – последовательное размещение в несколько рядов, а также с соблюдением определенной тематики – «детские торты»»;
- «изготовление на заказ для украшения торта фигурок, являющихся объектом исключительных прав, является использованием произведения и не зависит от квалификации договора, посредством которого такое использование произошло»;
- Суды расценили действия Общества, которое заказало торт, как злоупотребление правом без наличия соответствующих доказательств. Однако «действия общества по выявлению фактов неправомерного использования товарных знаков и рисунков персонажей из анимационного сериала совершены им с целью защиты своих нарушенных исключительных прав, в связи с чем основания для применения положений статьи 10 ГК РФ отсутствовали».
СИП решения судов отменил.
Почему?
1. Установлено, что представитель истца заказал у предпринимателя торт по каталогу.
В данном случае «каталог представляет собой не информационный ресурс, то есть совокупность отдельных документов, массивов документов, обычно структурированных в базы данных и используемых определенной информационной системой, а является предложением к продаже товаров по образцам (пункт 1 статьи 497 ГК РФ), содержащимся в каталогах, проспектах, буклетах, представленным в фотографиях и других информационных материалах».
В соответствии со статьями 1259, 1273, 1286 ГК РФ «введение товара в гражданский оборот на территории Российской Федерации может выражаться, в том числе в предложениях к продаже либо оказанию услуг по его изготовлению».
2. Нижестоящие суды должны были в совокупности оценить доказательства истца, подтверждающие не только размещение предпринимателем в каталоге предложения по изготовлению торта с персонажами мультфильма «Лунтик» и его единичное изготовление, но и саму возможность изготовить такой торт по заказу любого лица.
3. Нижестоящие суды расценили действия истца как злоупотребление правом. «При этом злоупотребление правом должно носить достаточно очевидный характер, а вывод о нем не должен являться следствием предположений».
Однако доказательств, свидетельствующих о злоупотреблении правом со стороны истца, не представлено.
Сам по себе факт обращения истца в суд за защитой своих нарушенных авторских прав не может говорить о злоупотреблении правом.
СИП направил дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции.
Суд первой инстанции, рассмотрев дело повторно, иск Общества удовлетворил частично.
- Истец доказал факт нарушения его прав на изображения персонажей мультфильма «Лунтик». Торт с изображением этих персонажей могло заказать любое лицо, обратившееся в торговую точку предпринимателя. На видеозаписи процесса покупки торта видно, что предприниматель передала представителю истца фотографии тортов, распечатанные из Интернета, в том числе и с изображениями персонажей указанного мультсериала;
- Предприниматель в судебном заседании указала, что Общество злоупотребило правом, т.к. при заказе торта могло сразу предупредить о недопустимости изготовления торта с персонажами. Но вместо этого оно обратилось в суд. Однако этот довод не принимается судом: правообладатель, чьи права нарушены, вправе выбирать способ защиты своих прав (ст. 12 ГК РФ).
Суд, учитывая все обстоятельства дела, снизил размер компенсации на 50%: до 45 000 руб. (по 5 тысяч руб. за 5 товарных знаков и 4 персонажа).
Что касается возмещения расходов на экспертизу (10 000 руб.), то суд пояснил:
- Вопрос об оценке товарного знака и обозначения на предмет их сходства до степени смешения «не может быть поставлен перед экспертом, так как такая оценка дается судом с точки зрения обычного потребителя соответствующего товара, не обладающего специальными знаниями адресата товаров, для индивидуализации которых зарегистрирован товарный знак (далее – обычный потребитель)»;
- Суд считает нецелесообразным проведение такого экспертного исследования, так как «заключение эксперта составлено по вопросам, установление которых в силу процессуального законодательства отнесено к компетенции суда».
Суд не принял заключение эксперта в качестве доказательства и отказал истцу в компенсации расходов на экспертизу.
Источник: дело № А13-15191/2018.
По теме:
Россиян не оставили без воображения
Правообладатель «Ждуна» продолжает защищать свои права
Пленум утвердил Постановление об особенностях разрешения споров по охране и защите интеллектуальных прав
16.09.2019
Источник: https://ceur.ru/news/zakony_sudy/item358821/
Пиратство в авторском праве: что это такое и как с ним бороться?
С развитием технологий покушение на авторские права приобретают все более значительные объемы. Теперь любые плоды творчества гораздо проще скопировать и затем распространить без ведома автора. Некоторые это делают из корыстных побуждений, зарабатывая на чужом таланте. А другие – из принципиальных соображений, просто не признавая интеллектуальную собственность как таковую.
Однако эти убеждения категорически не разделяет законодательство практически всех стран, включая и нашу. В нашей стране это регламентирует Гражданский кодекс РФ. В частности, он четко определяет все личные неимущественные права автора относительно творческого плода его труда. А заодно определяет и то, что покушения на эти плоды являются откровенным нарушением закона.
Какие личные права автора защищает закон?
Что в списке личных неимущественных прав автора? Он не так уж мал, это многочисленная категория прав на:
- авторство (п. 1 ст. 1265 ГК РФ);
- имя (п. 2 ст. 1265);
- обнародование (ст. 1268 ГК РФ);
- неприкосновенность объекта творчества (ст. 1266 ГК РФ);
- отзыв созданного произведения из публикации (ст. 1269 ГК РФ).
ГК РФ определяет ряд исключительных прав автора, которые касаются использования созданного им объекта. Только он может выбирать где, когда, в какой форме, каким способом будет использоваться и распространяться созданное им произведение.
В перечне исключительных прав автора, касающихся использования плодов его труда и таланта, относятся права на воспроизведение, на распространение, на публичный показ, на импорт, на прокат, на публичное исполнение, на передачу в эфир, на публичную передачу по кабелю, на перевод или иную переработку произведения, на практическую реализацию, на доведение до массового сведения.
Пиратство в авторском праве
Как видим, закон вроде бы защитил все мыслимые и немыслимые права автора, однако распространение такого явления как «пиратство», только нарастает.
В контексте защиты прав автора этот термин стал использоваться довольно давно. Считается, что впервые его применил Альфред Теннисон в 1879 году в предисловии к изданной им поэме «The Lover’s Tale». Он утверждал, что некоторые части этого его произведения «недавно подверглись безжалостному пиратству», то есть распространены без его ведома.
В последние годы этот термин приобрел такое распространение, что в отдельных странах даже появился в официально оформленных нормативных актах.
В России же в правовых источниках на федеральном уровне понятие «пиратство» применительно к защите авторского права пока не применяется.
Тем не менее, в практике оно встречается уже довольно часто (в том числе в судебных решениях и даже специализированной юридической литературе).
Отдельные эксперты предполагают, что появление понятия «пиратство» (от англ. piracy) в первую очередь было связано с нелегальным использованием программного обеспечения (ПО) в обход лицензирования, а затем уже он прижился и для обозначения незаконного использования музыки, кино, фотографий, книг, технологий.
В любом случае «пиратство» означает нарушение прав автора в формате не санкционированного им распространения произведения, которое защищается авторским правом.
Чем грозит пиратство и как наказывается?
Выражается «пиратство» в создание незаконной копии произведения, ее продаже, несанкционированной передаче кому-либо, а также в перепродаже легально приобретенной копии. Размеры нарушения прав правообладателей и их материальные потери, как правило, определяют либо сами правообладатели, либо привлеченные эксперты.
Отличие «пиратства» от плагиата как раз и заключается в основном в материальной составляющей, поскольку главной целью первого явления становится именно получение незаконной материальной выгоды от использования чужого произведения.
Закон настроен достаточно жестко по отношению к «пиратам», которые покушаются на плоды чужого труда.
Правообладатель вправо потребовать через суд прекратить незаконное использование плодов его труда, а также возместить все полученные им убытки.
Другой вариант возмещения – взыскание с «пиратов» в свою пользу владельцем исключительных авторских прав всех доходов, которые были получены от нелегального использования произведения.
Суд также вправе установить законную компенсацию за причиненный вред. Ее размер определяет суд в зависимости от обстоятельств произошедшего, но она может достигать до 50 тыс. минимальных месячных оплат труда.
Источник: https://www.juristbox.ru/piratstvo-v-avtorskom-prave/
Авторское вознаграждение
Гражданское законодательство России предусматривает право автора получать вознаграждение за использование произведений третьими лицами.
Это представляется вполне логичным, ведь любая работа должна оплачиваться, и интеллектуальная, творческая деятельность – не исключение.
Если человек вкладывает талант и силы в создание произведения, тратит на это время и ресурсы, он должен иметь возможность получить материальную или иную выгоду.
Существует несколько путей получить авторское вознаграждение, рассмотрим их по порядку:
Авторское вознаграждение по договору
Авторское вознаграждение по договору авторского заказа
Авторское вознаграждение за служебное произведение
Доходы от коллективного управления правами
Кто может претендовать на авторское вознаграждение
Расчет и выплаты авторского вознаграждения
Авторское вознаграждение по договору
Это первый и самый распространенный способ получения авторского вознаграждения. Когда произведение уже создано, автор может передать свои права на произведение третьему лицу – организации, которая осуществит издание этого произведения или иным способом начнет его коммерческое использование.
Передача прав возможна на двух основах:
1) временное предоставление прав (лицензионный договор, статья 1235 Гражданского кодекса);
2) полная передача прав (договор об отчуждении исключительных прав, статья 1234 Гражданского кодекса).
Решение вопроса о вознаграждении является существенным условием таких договоров. Иными словами, любые договоры могут быть заключены и на безвозмездной основе, однако отсутствие упоминания о вознаграждении в договоре автоматически приводит к признанию его незаключенным. Следовательно, необходимо особенно внимательно подходить к этому условию при составлении договора.
Вознаграждение по договору авторского заказа
Несмотря на то, что его можно было бы отнести и к первой категории, авторское вознаграждение по договору авторского заказа следует вынести отдельным пунктом ввиду иного характера деятельности автора.
Если в первом случае был рассмотрен вариант, когда предоставлялись права на уже созданное произведение, то по договору авторского заказа (статья 1288 Гражданского кодекса), автор обязуется создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства по заказу. Данное условие является очень важным, поскольку может ограничить свободу творчества автора рамками задания заказчика. В договоре необходимо максимально точно отразить какой результат заказчик хочет получить и какие требования предъявляются к будущему произведению. Переход исключительных прав на созданное по договору авторского заказа произведение может осуществляться как на условиях лицензионного договора, так и на условиях договора об отчуждении исключительных прав. Размер и порядок выплаты вознаграждения определяется договором.
Вознаграждение за служебное произведение
Создание служебного произведения отчасти схоже с созданием произведения по договору авторского заказа, с той разницей, что заказчик в данном случае является работодателем автора.
Личные неимущественные права на произведение науки, литературы или искусства, созданное в пределах установленных для работника (автора) трудовых обязанностей (служебное произведение), принадлежат автору (статья 1295 Гражданского кодекса). В то время как исключительные права на такое произведение, то есть право использовать произведение, принадлежит работодателю, если договором не будет предусмотрено иных условий о распределении прав.
Следует обратить особое внимание на условия, при которых у автора возникает право на вознаграждение за служебное произведение:
В течение трех лет с даты предоставления произведения работодатель должен произвести одно из следующих действий: начать использование произведения, передать права третьим лицам или сообщить автору о сохранении произведения в тайне. Если данное условие выполняется, то у автора возникает право на вознаграждение.
По истечению трехлетнего срока, если работодателем не были предприняты указанные действия, исключительные права на произведение возвращаются к автору.
Однако в этом случае у работодателя остается право использовать произведение, исключительные права на которое принадлежит автору, на условиях простой (неисключительной) лицензии, с выплатой вознаграждения.
Условия о размере и порядке выплаты вознаграждения указываются в договоре, заключаемом между работодателем и автором. Неверное отражение договоренностей может привести к судебным разбирательствам.
Доходы от коллективного управления правами
В случаях, когда осуществление прав автором затруднено или когда законом допускается использование произведений без согласия правообладателей, но с выплатой им вознаграждения, авторы и иные обладатели авторских прав вправе создавать основанные на членстве некоммерческие организации, на которые возлагается управление соответствующими правами на коллективной основе. Рассмотрим основные случаи использования произведения без согласия правообладателя, но с выплатой вознаграждения.
1. В соответствии со статьей 1263 Гражданского кодекса в случае, если музыкальное произведение было использовано в аудиовизуальном произведении (например в фильме, рекламном ролике и т.п.) у автора музыкального произведения сохраняется право на получение вознаграждения за использование музыкального произведения при показе данного аудиовизуального произведения.
2. Авторы и иные правообладатели имеют право на получение вознаграждения за воспроизведение (копирование) фонограмм и аудиовизуальных произведений в личных целях (статья 1245 Гражданского кодекса). Такое вознаграждение носит компенсационный характер и выплачивается за счет средств, собранных аккредитованной организацией по управлению правами на коллективной основе с изготовителей и импортеров оборудования и материальных носителей, используемых для такого воспроизведения.
3. Художники, авторы произведений изобразительного искусства и рукописей, продавшие оригиналы своих произведений, сохраняют право на получение вознаграждение в виде процентных отчислений от цены каждой дальнейшей перепродажи такого оригинала, если в качестве посредника участвует юридическое лицо или индивидуальный предприниматель (аукционный дом, галерея изобразительного искусства, художественный салон, магазин). Размер процентных отчислений, условия и порядок их выплаты определяются Правительством Российской Федерации. Такое право называется правом следования, статья 1293 Гражданского кодекса.
Кто может претендовать на авторское вознаграждение
В первую очередь сам автор. Право на вознаграждение возникает у автора одновременно с авторскими правами на произведение. Однако такое право может переходить к иным лицам.
Право получать вознаграждение за использование произведения может переходить одновременно с исключительными правами по наследству, передаваться по договору, переходить от одного юридического лица к другом в результате правопреемства, например, при реорганизации.
Расчет и выплаты авторского вознаграждения
Законодательно предусмотрено несколько вариантов начисления и выплаты вознаграждения. В абсолютном большинстве случаев размера вторского вознаграждения определяется договором между автором или иным правообладателем и приобретателем права (пользователем, лицензиатом).
Однако в некоторых случаях, размер вознаграждения может устанавливаться и государством, как, например, в случае с правом следования, рассмотренном выше. Помимо размера авторского вознаграждения, при заключении договоров следует обратить внимание и на способ выплаты.
В соответствии с законом вознаграждение за использование произведения по договору может выплачиваться в одной из следующих форм:
– фиксированные разовые или периодические платежи;
– процентные отчисления от доходов (выручки) – роялти;
– в иной форме.
Таким образом законодательство оставляет за сторонами договора широкий выбор форм выплаты вознаграждения, удобный для сторон.
Как мы видим, авторское вознаграждение – важная часть взаимодействия автора (правообладателя) с пользователем произведения.
Неверное договорное закрепление условий об авторском вознаграждении может привести не только к претензиям и судебным спорам, но и к недействительности самого договора.
Лицензионный авторский договор – передача авторских прав
Заключение Авторского договора
Проверить или заказать проект лицензионного договора
Консультация: ; Задать вопрос юристу
Статьи и новости по теме:
Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>
Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем? >>>
Европарламент принял правовые документы для ратификации Марракешского договора о доступе к материалам для чтения для слабовидящих >>>
Источник: http://www.copyright.ru/ru/documents/practika/avtorskoe_voznagragdenie