Трудовой Кодекс – ТК РФ – Глава 26. ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ РАБОТНИКАМ, СОВМЕЩАЮЩИМ РАБОТУ С ОБУЧЕНИЕМ
Статья 173. Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения
Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения высшего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в этих учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах соответственно – по 40 календарных дней, на каждом из последующих курсов соответственно – по 50 календарных дней ;подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – четыре месяца;сдачи итоговых государственных экзаменов – один месяц.Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:работникам, допущенным к вступительным испытаниям в образовательные учреждения высшего профессионального образования, – 15 календарных дней;работникам – слушателям подготовительных отделений образовательных учреждений высшего профессионального образования для сдачи выпускных экзаменов – 15 календарных дней;работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации – 15 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – четыре месяца, для сдачи итоговых государственных экзаменов – один месяц.Работникам, успешно обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения соответствующего учебного заведения и обратно.Работникам, обучающимся по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях высшего профессионального образования на период десять учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.По соглашению сторон трудового договора сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня в течение недели.Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях высшего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.
Статья 174. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, и работникам, поступающим в указанные образовательные учреждения
Работникам, направленным на обучение работодателем или поступившим самостоятельно в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм по заочной и очно-заочной (вечерней) формам обучения, успешно обучающимся в указанных учреждениях, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для:прохождения промежуточной аттестации на первом и втором курсах – по 30 календарных дней, на каждом из последующих курсов – по 40 календарных дней;подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – два месяца;сдачи итоговых государственных экзаменов – один месяц.Работодатель обязан предоставить отпуск без сохранения заработной платы:работникам, допущенным к вступительным испытаниям в имеющие государственную аккредитацию образовательные учреждения среднего профессионального образования, – 10 календарных дней;работникам, обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования по очной форме обучения, совмещающим учебу с работой, для прохождения промежуточной аттестации – 10 календарных дней в учебном году, для подготовки и защиты выпускной квалификационной работы и сдачи итоговых государственных экзаменов – два месяца, для сдачи итоговых экзаменов – один месяц.Работникам, обучающимся по заочной форме обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, один раз в учебном году работодатель оплачивает проезд к месту нахождения указанного образовательного учреждения и обратно в размере 50 процентов стоимости проезда.Работникам, обучающимся по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях среднего профессионального образования, в течение 10 учебных месяцев перед началом выполнения дипломного проекта (работы) или сдачи государственных экзаменов устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на 7 часов. За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.По соглашению сторон трудового договора, заключаемому в письменной форме, сокращение рабочего времени производится путем предоставления работнику одного свободного от работы дня в неделю либо сокращения продолжительности рабочего дня (смены) в течение недели.Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях среднего профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.
Статья 175. Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в образовательных учреждениях начального профессионального образования
Работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию образовательных учреждениях начального профессионального образования независимо от их организационно-правовых форм, предоставляются дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи экзаменов на 30 календарных дней в течение одного года.
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в образовательных учреждениях начального профессионального образования, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.
Статья 176.
Гарантии и компенсации работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях
Работникам, успешно обучающимся в имеющих государственную аккредитацию вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях независимо от их организационно-правовых форм, работодатель предоставляет дополнительные отпуска с сохранением среднего заработка для сдачи выпускных экзаменов в IX классе – 9 календарных дней, в XI (XII) классе – 22 календарных дня.
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, не имеющих государственной аккредитации, устанавливаются коллективным договором или трудовым договором.
Работникам, обучающимся в вечерних (сменных) общеобразовательных учреждениях, в период учебного года устанавливается по их желанию рабочая неделя, сокращенная на один рабочий день или на соответствующее ему количество рабочих часов в течение недели).
За время освобождения от работы указанным работникам выплачивается 50 процентов среднего заработка по основному месту работы, но не ниже минимального размера оплаты труда.
Статья 177. Порядок предоставления гарантий и компенсаций работникам, совмещающим работу с обучением
Гарантии и компенсации работникам, совмещающим работу с обучением, предоставляются при получении образования соответствующего уровня впервые.
Указанные гарантии и компенсации также могут предоставляться работникам, уже имеющим профессиональное образование соответствующего уровня и направленным на обучение работодателем в соответствии с трудовым договором или соглашением об обучении, заключенным между работником и работодателем в письменной форме.
К дополнительным отпускам, предусмотренным статьями 173 – 176 настоящего Кодекса, по соглашению работодателя и работника могут присоединяться ежегодные оплачиваемые отпуска.
Работнику, совмещающему работу с обучением одновременно в двух образовательных учреждениях, гарантии и компенсации предоставляются только в связи с обучением в одном из этих образовательных учреждений . trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_glava_26.html
14.08.2019 – Валерий Коровенко
Источник: https://trudkodeks.ru/trudkodeks/trud/trudovoj_kodeks_-_glava_26.html
Почему я ухожу из КПИ
Это последний год, когда я читаю в КПИ курс «Операционные системы». Пролистав архив переписки, я посчитал, что начал там преподавать в 2009 году, то есть 6 лет назад, и за это время через меня прошло более 500 студентов. Выходит, я проработал преподавателем уже больше, чем проучился в институте. Иными словами мой долг перед альма матер можно считать исполненным 🙂
В этом тексте я хочу описать свой опыт и ответить на вопрос, почему решил уйти. Начнем с конца: потому что, кроме меня, это, по большому счету, никому не нужно. А у меня с каждым годом остается все меньше и меньше времени делать никому не нужные вещи.
Далее расскажу по порядку.
Карт-бланш для экспериментов
Шесть лет назад я начинал создавать этот курс с чистого листа. Мне нравилось, что был полный карт-бланш для экспериментов и выбора методик преподавания. Это дало возможность попробовать много всего и понять, что работает (для меня), а что нет.
Для студентов это не всегда было благоприятно, так как не все эксперименты были успешными, но, все же, я считаю, что это лучше, чем то, что было у нас, когда этот курс просто спускался на тормозах (это, собственно, и была моя изначальная мотивация прийти читать его).
Каждый год я ставил себе условную оценку за проделанную работу, и если вначале это была твердая двойка, то сейчас, я считаю, что это минимум 4 или 4+ (в прошлом году я также попросил студентов поставить мне оценку, и у них тоже в среднем вышла четверка).
В целом, курсом я преследовал такие цели:
- ввести студентов в парадигму системного программирования, показать ее интересные стороны и задачи;
- дать им альтернативный взгляд на разработку ПО (а не только ООП и C#, которые являются основными на нашей кафедре);
- научить работать с Unix-средой и консолью;
- научить не боятся ассемблера и, вообще, низкоуровневых вещей;
- чуть-чуть познакомить с новыми языками программирования, которые актуальны для системной разработки;
- познакомить с опен-сорсом.
Не все из этих целей я достигал в рамках курса в тот или иной год: иногда получалось лучше что-то одно, иногда другое. Но, думаю, что все они актуальны. Кроме того, если задаться целью, то на основе этого курса легко можно сделать продвинутое продолжение — «Разработка ОС» (аналог MIT Operating System Engineering).
За 6 лет удалось собрать достаточно материала, который доступен в виде конспекта и заданий (а также исходников к ним). Более того, в качестве побочного продукта я разработал небольшую систему публикации материалов (свой leanpub), а также тестирования теории.
Единственное, до чего так и не дошли руки — это система автоматического тестирования лабораторных. Если придумать, как эффективно масштабировать такую штуку, то это был бы, действительно, золотой грааль. Но, к сожалению, основная работа тут, кажется, все равно будет заключаться в написании ручных тестов.
А главный закон преподавателя: ручная проверка практических работ — самый большой убийца мотивации…
Почему это никому не нужно в КПИ?
Четыре года назад я написал колонку на ДОУ «Украинский Стенфорд», в которой изложил свой ограниченный взгляд на проблемы, вызовы и возможности нашего высшего технического образования.
С тех пор ситуация конкретно в КПИ скорее ухудшилась: ушли многие из старых профессоров, многие из хороших молодых преподавателей также по разным причинам не задержались. Похоже, что еще лет 5 и на ФИВТе преподавать останутся только люди, не имеющие особого отношения ни к индустрии, ни к науке.
Впрочем, это не значит, что такая ситуация везде: мне кажется, сейчас достаточно 1-2 ориентированных на модернизацию людей в руководстве какого-то факультета или кафедры, чтобы организовать там вполне качественное обучение (все остальное, в принципе, есть).
Иными словами, с моей точки зрения основным тормозом изменений университета сейчас является его руководство (на всех уровнях). В связи с этим интересно посмотреть, как будет развиваться ситуация в ХНУРЕ, куда ректором пришел Эдуард Рубин…
Что также интересно, внешне КПИ меняется в лучшую сторону. Хорошо развивается кампус, причем в этот процесс активно включились студенты с такими проектами, как Белка, Вежа или Радио КПИ. Много движения в культурной и социальной жизни (вопреки инерции системы).
Отличная инициатива — Летняя школа, которая проходит уже 10 лет и в которой я участвовал последние 2 года.
В прошлом году мы даже провели TEDxKPI! Обычно такие позитивные внешние проявления следуют за изменением внутренних процессов, но тут имеет место несколько иная динамика: университет — это по определению открытая система, которая постоянна испытывает приток новой крови, и среди этой новой крови действуют те же тренды, что и по всей стране («бери и делай»). Но, в то же время, с такой же легкостью, с которой новая энергия прибывает сюда, она здесь и надолго не задерживается: активным студентам почти нет стимула оставаться в аспирантуре, а для многих преподавателей это, фактически, волонтерство (например, моя зарплата в КПИ более чем в десять раз меньше тех денег, которые я могу заработать в индустрии), которое почти всегда не стабильно. Именно поэтому я говорю о том, что ситуацию можно было бы поменять при правильной ориентации руководства: на улучшение качества студентов (за счет их количества), поддержку новых инициатив, уменьшение бюрократии.
Однако, к сожалению, стратегического видения развития университета нет.
Модели высшего образования
С моей точки зрения, есть две рабочих модели высшего образования:— элитарная, когда отбирается небольшое количество самых талантливых и мотивированных студентов, и преподаватель работает с ними индивидуально (к ней есть хороший «анекдот» про астрофизика, который читал свой курс в какой-то далекой обсерватории только для двух студентов, оба из которых потом стали Нобелевскими лауреатами);
— массовая, когда набирается большая группа студентов, и их всех подтягивают до какого-то базового уровня.
Очевидно, что КПИ реализовывает второй подход: на последнем потоке второго курса, которому я читал, учится около 100 человек. И таких потоков по направлению компьютерных наук в университете несколько. Но чтобы массовая система работала, она должна быть действительно системой (в которой нет слабых звеньев). В первую очередь, студенты должны быть мотивированы. По принципу кнута и пряника.
Позитивной мотивацией должно быть желание получить современную и перспективную специальность, а в процессе делать интересные и прикольные штуки, а негативной — реальная возможность вылететь. К сожалению, в КПИ обе эти мотивации недоразвиты.
По большому счету, в наших реалиях на первом и втором курсе нужно выгонять минимум 20% студентов (примерно столько людей у меня на курсе вообще ничего не делает по ходу семестра и начинают пытаться что-то сдать в лучшем случае к его концу, если не к сессии).
Но систематической политики выгонять нет, скорее, наоборот, есть вялое сопротивление тем, кто пытается это делать.
Что до позитивной мотивации, то в КПИ ее перебивает передающаяся из поколения в поколения совковая традиция этого университета, который можно выразить несколькими популярными у студентов мемами:
- главное — это сдать зачет/сессию/получить диплом (и для этого хороши все способы, в том числе обман);
- то, чему нас учат, никогда не понадобится в реальной жизни;
- лучший друг студента — это шара.
Но хорошая новость в том, что спрос на качественное техническое образование есть, и он никуда не денется. И чем больше будут деградировать существующие институции, тем больше места будет открываться для новых начинаний и форм.
Я думаю, что в течение ближайших 5 лет у нас появится минимум один технический «университет» нового образца, в котором можно будет получить образование на мировом уровне (как я написал, для этого, в принципе, есть всё, кроме некоторой доли лидерства). Я также надеюсь, что сам смогу чем-то помочь в этом.
Но, чтобы начать что-то новое, нужно сначала завершить старое. Жаль только, буду скучать по парку КПИ, тополям и каштанам…
Источник: https://dou.ua/lenta/columns/kpi-no-more/
10 главных проблем студентов первого курса
Ну все, можно с облегчением выдохнуть! Нелегкая двухступенчатая вступительная кампания позади: бюджетники зачислены на бюджет, платники собирают деньги на платное… Не подозревая, что поступление – далеко не последняя проблема, с которой им предстоит справиться.
ПРОБЛЕМА №1. Придется переехать, найти квартиру или заселиться в общежитие
Эта трудность касается в основном иногородних студентов. Фактически в 17 – 18 лет для них начнется самая настоящая взрослая жизнь: нужно будет самому готовить, стирать, убирать и практически наверняка сожительствовать с незнакомыми людьми.
Снять квартиру в Минске недешево ($350 за одну комнату, $450 – за две, $500 за три), а вероятность попасть в общежитие далека от 100%. Например, БГУ в этом году заселил чуть больше половины своих студентов.
И если для кого-то это время станет лучшим в жизни («Ну не здорово ли? Можно делиться учебниками, просить помощи и одалживать тушь!»), то кому-то придется очень непросто («Сосредоточься тут: один сериал смотрит, второй выступление на английском репетирует»).
ПРОБЛЕМА №2. Вместо уроков – пары, и расписание какое-то непонятное
К полуторачасовым парам вместо 45-минутных уроков привыкнуть непросто. Но возможно, особенно если между половинами есть пятиминутный перерыв (так, например, в БГУИР).
Расписание вы почти наверняка найдете около деканата или на сайте университета – мини-версию даже можно распечатать и носить с собой. Главные отличия от школы: оно составляется не на четверть, а сразу на полгода, и работает система четных и нечетных недель.
На четных, скажем, будут лекции, а на нечетных – проводиться семинары, лабораторные или практические занятия. А еще в университете бывают форточки.
Это значит, что занятия идут не подряд: например, в понедельник у вас первая, вторая и четвертая пара, а на третьей можно сходить в столовую или что-нибудь почитать в библиотеке. Важно помнить еще и то, что ведут пары не учителя, а преподаватели, старшие преподаватели, доценты и профессора.
ПРОБЛЕМА №3.Учебников не хватит
Одинаковых стопок из двадцати книг, как в школе, в вузе не дадут, полный комплект не достанется наверное никому.
В итоге у вас может не оказаться ни одной книжки по экономике, но будет три разных учебника по маркетингу и два по логике – придется делиться с одногруппниками! В этом, пожалуй, заключается суть университетского образования: студенты сами ищут информацию из ста пятидесяти разных источников, а не берут все из одной книжки. При этом важно следить, чтобы не просрочить их: часть нужно будет сдать после первого семестра, часть – в конце года.
ПРОБЛЕМА №4. Преподаватели ничего не объясняют, прогуливать нельзя
Прогуливать нельзя при условии, что вы собираетесь без затруднений закончить университет. В некоторых вузах за прогулы назначают отработки. Работать лишнее время преподавателям, понятное дело, не нравится, поэтому благосклонного отношения от них не ждите.
А в некоторых нужно заплатить: пропущенная лекция, лабораторная, зачет или экзамен стоит недешево: от 11 до 280 тысяч рублей. Причем деньги нужно будет не преподавателю отдать, а в окошко в банке. Потом отнести квитанцию в деканат, а после этого пройти многоступенчатый квест по поиску преподавателя.
Да-да, преподаватели – не учителя, они работают не только на вашем факультете (а иногда не только в вашем вузе), так что чтобы сдать зачет по медицине, вам, возможно, придется приехать в 8 утра в субботу на другой конец города. И еще один момент: не ждите на лекциях каких-то объяснений или диктовки.
Преподаватели рассказывают все самое важное, вы конспектируете. А попросить объяснить или задать вопросы сможете на практических занятиях, которые проводятся не для целого потока, а для более малочисленной группы.
ПРОБЛЕМА №5. Нельзя получить двойку
Точнее, нельзя чего-то не сдать. Это в школе можно было схватить тройку за контрольную по математике и спокойно закончить четверть. В университете нужно обязательно сдать все.
Рефераты, презентации, тесты, практические работы – все это нужно, чтобы получить зачет или допуск к экзамену. И за все это нужно получить оценку не ниже 4 баллов, зачетную оценку.
Лайфхак: сдать все это в начале семестра проще, потому что в конце к преподавателю будет стоять очередь из ленивцев, к которым он будет особенно требователен и строг.
ПРОБЛЕМА №6. Каникул в октябре не будет
Не будет четырех каникул, как в школе. Из вашей жизни исчезнут осенние и весенние перерывы, и придется учиться по полгода. Теперь отдых ждет вас после сессий: две недели зимой (кстати, попрощайтесь на пять лет с Новым годом) и 2 – 2,5 месяца летом. В части университетов нужно будет проходить практику, которую можно расценить как отдых от учебы.
ПРОБЛЕМА №7. А экзаменов будет в два раза больше!
Вы, как стреляный воробей (экзамены в 9 классе, в 11 классе, три ЦТ, и, может, еще и в ссузе), к ним уже привыкли.
Но все равно неприятно: раньше испытания поджидали только в конце года, а тут – давай, сдавай каждые шесть месяцев по три-шесть штук! И это если пронесет, и все зачеты будут легкими.
Зато когда вы их сдадите (советы для удачной сдачи можно почитать здесь) и увидите в зачетке строчки, заполненные преподавательским почерком, отдых будет особенно сладким.
ПРОБЛЕМА №8. Вас легко могут отчислить
В отличие от школы, в университете никого не держат. Особенно это заметно на первой сессии, которую сдают зимой на первом курсе.
– У нас отчислили почти половину группы: оказалось, что кто-то не знает математики, а кто-то почти весь семестр не ходил, – вспоминает студент четвертого курса БГУИР Никита.
– Самое ужасное, что если вылететь после первого курса, то восстановиться нельзя! Нужно опять сдавать ЦТ, следить, куда ты проходишь… Все остальные после этого стали усерднее учиться – то ли от испуга, то ли от того, что стало меньше людей и больше внимания от преподавателей.
Отчисление из школы – скорее запугивание (хотя бывают и исключения, как в прошлом году, когда десятиклассника выгнали из школы за то, что он ругался матом), а в вузе все по-настоящему.
ПРОБЛЕМА №9. Стипендия слишком маленькая
Первоначальная стипендия для гуманитариев и технарей одинаковая – 672 100 рублей. Она изменится после первой сессии. В зависимости от среднего балла ее умножат на коэффициент (1,2, 1,4 и так далее) и она увеличится до 806 520, 940 940 или 1 075 360 рублей соответственно. А если учиться на девятки и десятки, вы можете заработать именную стипендию (250% обычной).
А если учиться на девятки и десятки долго, можно получить красный диплом и после окончания БГУ, БНТУ, БГЭУ или БГПУ им. М.Танка получать на 10% больше зарплаты, чем другие выпускники.
Узнайте, какие оценки попадут в диплом, получите 7, 8, 9 и 10 (три четверти 9 и 10), сдайте на 9 или 10 госэкзамен и диплом (это после блестящей учебы несложно) – и наслаждайтесь собственным превосходством.
ПРОБЛЕМА №10. Платить слишком много
В этом году стоимость высшего образования поднялась на 15 – 20%. В среднем сумма колеблется у отметки в 15 – 18 миллионов. А на популярных факультетах (международных отношений в БГУ, стомфак в медицинском или компьютерных систем и сетей в БГУИР) – 20 – 22 миллиона! Но это можно исправить.
Прямо с первого курса активно участвуйте в жизни университета: идите в органы самоуправления вуза, спросите, чем помочь, участвуйте в спортивных соревнованиях, узнайте, когда проходит научно-практическая конференция, что нужно сделать, чтобы там поучаствовать, пишите научные курсовые и дипломные работы… И хорошо сдавайте экзамены. Если сделать все по плану, можно платить за учебу меньше (на 20% со средним баллом от 7,46 до 8,25, на 40% со средним баллом от 8,25 до 9,0 и на 60% со средним баллом от 9). Скидка начнет действовать с 1 сентября следующего курса до конца учебного года.
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Медалист, который поступил в пед без экзаменов: «Сеять разумное, доброе, вечное буду два года. И ни днем больше!»
– Вступительная кампания – это кошмарный сон! – негодует будущий учитель биологии Дима из Минска. – До сих пор не могу прийти в себя. Весь год готовился к поступлению, хотел в медицинский – а тут взял и завалил ЦТ! Да так завалил, что сразу стало ясно: ни в какой мед я не прохожу.
По белорусскому набрал 54 балла, по биологии 32, по химии 28. Сели с родителями, стали думать. Быть учителем никогда не собирался, но в армию хотелось еще меньше. Честно говоря, не понимаю, зачем девчонки, провалившие тесты, идут в пед.
Могли бы дома год посидеть, поготовиться…(Читайте далее…)
Чтобы получить красный диплом, с первого курса нельзя завалить ни одной сессии
Все, что нужно знать про белорусские вузы, чтобы к последнему курсу не пожалеть об упущенных возможностях? (Читайте далее…)
Что делать, если не поступил в вуз?
К сожалению, случиться может всякое: не покорится ЦТ, застанет врасплох болезнь или не окажется денег, чтобы платить за обучение. Так что же делать тем, кому не удалось перемахнуть через высокий забор высшего образования? (Читайте далее…)
Льготы для студентов в мире: на проезд скидка 90%, а в музеи можно ходить бесплатно
Традиционно студенты – народ небогатый: почти все время уходит на учебу, а подработками много не накопишь. Поэтому именно студентам, как правило, перепадает большое количество разнообразных льгот, скидок и финансовых поблажек.
Увы, белорусам так не повезло. А вот в других странах студенческая братия здорово экономит на самом нужном: еде, транспорте, ксерокопиях и даже развлечениях. А вот в Беларуси студенты сидят вообще без каких-либо скидок…
(Читайте далее…)
Образование за границей: истории белорусских студентов (Читайте здесь)
Источник: https://www.kp.by/daily/26273.5/3150314/
Вся правда о штудиенколлеге
Когда я поступал в штудиенколлег, мне было очень странно от того, что грамотной информации в интернете об этом заведении практически нет. Немцы, с которыми я вёл переписку, тоже практически ничего не знали. Было ощущение, что я поступаю в то самое «туда, не знаю куда», куда мечтали добраться герои русских сказок.
Всё, что мне удалось найти — «статья» на дойтше велле и несколько отзывов на каком-то сайте. Отзывы были разные: одна девочка писала, что за прошедший год спилась и забыла даже тот немецкий, который знала; другие же писали, что год пошёл на пользу, и вообще было круто.
Одним словом, я не знал, на что рассчитывать и чего ожидать.
Оказалось, что не так страшен чёрт, как о нём умалчивают. Для тех, кому этот вопрос важен, я попытаюсь подробно описать, что такое штудиенколлег, и с чем его едят.
Штудиенколлег — заведение для иностранных студентов, которые хотели бы продолжить или начать обучение в ВУЗе Германии. Поступить в него можно если вы а) отучились несколько семестров в университете на вашей родине или б) если вы закончили школу с серебряной или золотой медалью.
В штудиенколлеге есть чёткое разделение курсов относительно предмета, который студент хочет учить в дальнейшем.
Эти курсы везде одинаковые и большинство из них, при условии хорошей успеваемости студента, длятся два семестра, по окончанию которых надо сдавать экзамен, подтверждающий, что ваш домашний аттестат — не просто бумажка, а на самом деле свидетельствует о достаточных для обучения знаниях. Курс можно выбрать среди следующих вариантов:
- Технический курс (T-Kurs). Для тех, кто хочет учить инженерные специальности, естественные науки (кроме биологии), а также математику и науки, так или иначе связанные компьютером (кроме экономической кибернетики).
- Медицинский курс (M-Kurs). Для будущих биологов, фармацевтов и медиков. К этому курсу предъявляются самые жёсткие требования, так как в Германии медицина — бренд.
- Гуманитарный курс (G-Kurs). С этого курса можно идти учить политологию, коммуникации, историю и культуру других народов. Как показывает практика, на этом курсе самый большой процент «золотой молодёжи» и так называемой «литературной элиты». Это связано скорее всего с тем, что на этом курсе нагрузка минимальна, и, как следствие, легче учиться.
- Экономический курс (W-Kurs). Из названия следует, что выпускники могут учить разнообразные виды экономики, начиная от управления предприятием и заканчивая экономической кибернетикой.
- DSH-Kurs. Это особенный курс: на него могут поступить только те, кто отучился на родине не меньше трёх семестров и хочет продолжать обучение в Германии по той же специальности. В отличии от остальных, курс длится один семестр, и по окончании его студенты сдают только экзамен немецкого языка DSH.
Экзамен FSP или DSH можно сдать в конце года экстерном, то есть не учась в штудиенколлеге, но идти на этот шаг не рекомендуется: у каждого человека есть только две попытки сдать экзамен в одной и той же федеративной земле. Третьей попытки не будет даже за деньги.
Кстати о взятках. В Германии их не берут и не дают, по крайней мере, в ВУЗах.
Наш штудиенколлеговский учитель физики часто рассказывал нам историю о том, что один ученик пришёл к нему и предложил дать денег в обмен на экзаменационные задания.
Учитель, естественно, отказал ему и ужасно возмутился, сказав что-то из серии «в какой стране это слыхано, чтобы учителям давали деньги за экзамены?!» Все мы, к сожалению, такую страну знаем и даже учились в ней.
Если вы успешно сдали экзамен, то в награду вам выдадут аттестат. Последний содержит в себе средний балл заключительного экзамена (FSP или DSH соответственно) и оценки второго (верхнего) семестра по изученным дисциплинам.
Забавно, что оценки, полученные в первом (нижнем) семестре, нигде не фиксируются и служат лишь для того, чтобы вас перевели в следующий.
Проходной балл из нижнего семестра в верхний составляет всего 5,5 балла из 6 возможных, причём 6 — наименьшая возможная оценка, которая в отечественных вузах приравнивается к единице и нужно быть полным идиотом, чтобы её получить.
Если же вам это удалось, то существует и «спасательный круг» в виде устного экзамена по заваленной дисциплине. Из моего курса трое арабов попали в устный экзамен, чтобы повысить балл. Один из этой троицы не прошёл даже устного экзамена и был отчислен. За весь поток отчислили около пяти таких «счастливчиков».
Но что же делать, если вы дважды были таким же талантливым учеником, как этот араб, и два раза не сдали экзамен в одной и том и том же штудиенколлеге? Не стоит паниковать: штудиенколлегов в Германии очень много, их полный перечень есть на официальном сайте www.studienkollegs.de. На этом же сайте на двух языках — английском и немецком — вкратце объясняют что такое коллег, но читать то, что там написано, ввиду водянистости содержания, я не рекомендую. Разве что в качестве практики языка.
Так как штудиенколлег — организация при каком-нибудь ВУЗе, то, учась в нём, вы считаетесь полноправным студентом. Единственное, что вы не сможете делать — выбирать себе общежитие (хотя это и к лучшему).
Штудиенколлег бронирует комнаты на своих студентов заранее, а потом эти комнаты в случайном порядке среди них распределяются, при этом общежитие не выдаст студентам коллега комнат больше, чем было заказано.
Отсюда бывают ситуации, когда некоторым личностям забронированных комнат не хватает, и они вынуждены снимать квартиры по совсем не студенческим, «взрослым» ценам.
Чтобы поступить в коллег, вам нужна студенческая виза. Эту визу можно сделать в посольстве в вашей стране. Если вы приедете с туристической, то, скорее всего, ваши документы даже не станут рассматривать.
Студенческая виза из посольства, впрочем, быстро заканчивается, поэтому в течении трёх месяцев вам надо получить ВНЖ в отделе по делам иностранцев.
Основанием для получения ВНЖ, помимо прочих, служит документ из коллега о том, что вы в него зачислены на правах студента ВУЗа.
Студенческую карточку вместе с бонусами первокурсника вы получите через месяц после регистрации. Благодаря этой карточке вы будете получать скидки в магазинах и пользоваться всеми привилегиями «настоящих» студентов. Внимательно ознакомтесь со всеми указанными в ней акциями: многие являются действительными только в течении первых недель/месяцев.
Хочу ещё раз обратить ваше внимание на то, что отучившись, например, на техническом курсе, у вас не будет шансов пойти учить экономику.
В коллеге нам много рассказывали, что получаемый аттестат равен аттестату немецкой гимназии, и учить с ним можно хоть арабскую грамоту, но на моём опыте я убедился: дальше рамок, установленных курсом, вас не пустят.
Если вдруг кто-то передумает учить то, что хотел в начале года, выход один:повторять весь курс (или хотя бы половину).
Моя субъективная оценка штудиенколлега — скучно, три с минусом. В нём не заваливают домашней работой или новым материалом, как следствие — огромное количество свободного времени, которое каждый тратил, как хотел. Кто-то шёл на неофициальную работу, кто-то ехал домой в учебное время, остальные ходили по клубам и проматывали родительский капитал.
Всем, кто поступает в штудиенколлег, могу дать следующие советы:
- Выбирать землю следует по логике «восток Германии — легко учиться, запад — трудно». Бавария — отдельная тема, о ней я напишу в следующий раз;
- Если у вас спросят немцы, чем вы занимаетесь в их стране, отвечать надо так: «Я нахожусь на языковых подготовительных курсах при университете», потому что слово штудиенколлег для 95% немцев — пустой звук;
- С марта 2011 года был введён новый закон, который гласит, что ученик, прогулявший более определённого количества часов того или иного предмета, не допускается к экзамену (что, как вы понимаете, значит позорное отчисление). Советую записывать все прогулы, потому что в крайних случаях не помогает даже справка о болезни.
- И, наконец, не стоит относиться к этому заведению как к чему-то важному или существенному: его основная цель — обучить студентов специальной лексике, расширить словарный запас и упорядочить знания немецкого языка. Если вы не араб, а в голове у вас чуть больше серого вещества, чем у улитки, то штудиенколлег станет для вас милым, приятным, но немного скучным местом, которое, однако, даст вам время и возможность познакомиться с новым местом жительства и его фауной.
Удачного всем поступления! 🙂
Источник: https://studieren.ru/alles-ueber-studienkollegs/
Сайт кафедры Прикладной и компьютерной оптики
В этом разделе приведены ответы на те вопросы, которые первокурсники наиболее часто задают своему куратору.
1. Какие дисциплины обычно вызывают наибольшую трудность?
По опыту кураторской работы можно сказать, что самые сложные дисциплины для студентов первого курса – химия и физика.
Это связано с тем, что, во-первых, эти дисциплины имеют значительно углубленное содержание относительно школьной программы, а во-вторых, эти дисциплины отличаются высоким уровнем трудоемкости и большим объемом самостоятельной работы.
Помимо этого, дисциплины включают в себя лабораторный практикум, специфика которого плохо знакома бывшим школьникам. Рассмотрим особенности данных дисциплин.
По химии сложность возникает при сдаче лабораторных работ. Во-первых, перед тем как Вас допустят к выполнению лабораторной работы, необходимо ответить на теоретические вопросы (сдать коллоквиум). Во-вторых, нужно выполнить саму лабораторную работу, а многие из них объемные и требуют много времени.
И, в-третьих, нужно выполнить и сдать отчет по лабораторной работе. Пока не выполнена предыдущая работа, студент не допускается к сдаче коллоквиума по следующей. Таким образом, один не сданный вовремя коллоквиум может застопорить выполнение лабораторных работ на долгое время.
Как избежать проблем по химии и что сделать, если они уже возникли? Во-первых, при необходимости лабораторные работы можно выполнить либо в дополнительное время, либо вместе с другой группой – договорившись с лаборантом.
Во-вторых, у преподавателя, который ведет лабораторные работы, должны быть консультации, во время которых он принимает должников. Если Вы не успеваете сдать коллоквиум во время занятий, приходите на консультации.
При изучении курса химии студентам следует помнить, что у каждого преподавателя учится большое количество студентов, «пробиться» к преподавателю на консультациях очень сложно. Поэтому работы следует выполнять своевременно и сдавать как можно раньше, не откладывать до окончания семестра.
По физике возникают проблемы и из-за сложности самой дисциплины, и из-за большого количества заданий, которые надо выполнить. Как и по курсу химии, лабораторные работы предусматривают предварительное изучение теоретического материала и получение допуска к выполнению лабораторной работы.
Для успешного прохождения лабораторного практикума рекомендуется защищать отчеты по лабораторным работам на следующем занятии, не откладывать на «потом». Защита отчетов может происходить на консультациях преподавателя. Отработки лабораторных работ обычно проходят на последней неделе модуля.
Запись на отработку лабораторных работ осуществляется у дежурного инженера кафедры. Практические занятия предусматривают решение задач, выполнение домашних заданий, контрольные работы. Тестирование по теоретической части у студентов первого курса может проводиться во время лабораторных работ на портативных PALM-устройствах.
Запись на пропущенное тестирование происходит у дежурного инженера кафедры.
Для успешного обучения следует стараться вовремя проходить тестирование, выполнять лабораторные работы, домашние задания, типовые расчеты и др. Даже если не удается выполнить или сдать задание вовремя, не следует откладывать до окончания модуля (семестра). Необходимо посещать отработки и консультации. Преподаватель должен видеть вашу активность и целеустремленность.
Для накопления достаточного количества баллов по изучаемым предметам следует помнить об оценивании преподавателем личностных качеств студента – активности на занятиях, эффективном управлении временем и др. Качественная аудиторная и самостоятельная работа студента гарантирует высокую успеваемость.
2. Обязательно ли посещать все занятия?
Посещение практических и лабораторных занятий обязательно. Посещение лекций желательно. Если Вы не посещаете лекции, то тогда придется изучать конспект лекций по дисциплине самостоятельно. Следует посещать лекции, на которых преподаватель отмечает отсутствующих, дает тесты, выставляет баллы за посещение.
3. Что делать, если Вы по уважительной причине пропустили занятия у строгого преподавателя?
Лучше всего, если Вы подойдете к преподавателю, объясните ему, что Вы не могли присутствовать по уважительной причине, и спросите, как можно компенсировать свое отсутствие на занятии. Возможно, преподаватель вам даст дополнительное задание, возможно, предложит придти с другой группой, а возможно, скажет, что ничего не надо делать.
4. Что делать, если Вы постоянно не можете посещать занятия по конкретному предмету по уважительным причинам (работа, любимый кружок, и т.д.)?
Лучше всего, если Вы подойдете к преподавателю и спросите его, как можно компенсировать свое отсутствие на занятиях.
Возможно, он предложит вам написать реферат, или даст дополнительное задание на экзамене, возможно, просто предложит изучать предмет самостоятельно по книгам.
Если кто-то из вашей группы уже подходил к преподавателю, и он уже разрешил ему не ходить, не значит, что вся группа может не ходить на занятия, каждый должен подойти индивидуально.
Если Вы не можете посещать больше 30% всех предметов, возможно, вам стоит отказаться либо от учебы, либо от работы.
5. Что необходимо выполнить для успешной аттестации по предмету? Что является допуском к зачету (экзамену)?
Бально-рейтинговая система оценивания успеваемости студентов предусматривает непрерывное накопление баллов по предмету за выполнение предусмотренных лабораторных работ, практических заданий, тестирование и пр., а также посещение лекций и за личностные качества.
Если аттестация по дисциплине происходит в виде зачета, студенту необходимо набрать от 60 до 100 баллов. Если аттестация по дисциплине происходит в виде экзамена, студенту необходимо набрать минимум 48 баллов и сдать экзамен как минимум на 12 баллов.
Обращаем внимание, что для получения допуска к зачету (экзамену) студент должен не только набрать соответствующее количество баллов, но и выполнить все предусмотренные дисциплиной задания.
6. Что делать, если Вы не сдали экзамен?
В первую очередь нужно узнать, когда этот преподаватель будет принимать экзамен у других групп. Возможно, Вы сможете буквально на следующий день придти с другой группой, но это следуют делать, только если Вы твердо уверены, что хорошо подготовлены к экзамену. Кроме экзаменов по расписанию преподаватели обычно назначают специальное время для пересдачи.
Нужно либо следить за объявлениями, либо спросить непосредственно у преподавателя. Если в Вашей или в параллельной группе есть студенты, которые тоже не сдали этот экзамен, старайтесь договариваться о пересдаче все вместе или обменивайтесь информацией. Для пересдачи надо взять направление в деканате.
Срок действия направления – 3 дня, поэтому за направлением надо приходить непосредственно перед пересдачей.
7. Что делать, если после окончания сессии у Вас остались долги? Сколько экзаменов и зачетов должно быть сдано, чтобы не отчислили из института?
По правилам к концу сессии должны быть сданы все экзамены и зачеты. Однако, если несданных предметов не очень много (2-3), или если есть справки о болезни, то обычно назначается время для “доп. сессии”, примерно 1 месяц. Решение об отчислении принимает деканат.
Если у Вас есть долги, лучше всего подойти в деканат и обсудить свою конкретную ситуацию. Если у Вас есть справки о болезни, особенно о болезни во время сессии, то их обязательно нужно, во-первых, зарегистрировать в мед.
кабинете (сразу после выздоровления) и, во-вторых, предъявить в деканате.
1. Какие обязанности должен выполнять староста?
Староста – это «лицо» группы. Староста занимается всеми организационными вопросами: ведет журнал группы, представляет интересы группы в деканате, решает общие вопросы с куратором группы, преподавателями, диспетчерами относительно расписания занятий, своевременно информирует группу, взаимодействует со студенческим советом и т.д.
2. Как записаться в библиотеку?
В библиотеке для каждой группы первого курса выделяется специальное время, в которое вся группа приходит и без очереди может записаться и получить необходимую литературу (не забудьте взять с собой список литературы!). Лучше всего, если староста заранее подойдет в библиотеку и узнает какое время выделено для группы. Если в выделенное время у Вас проходят занятия по расписанию, можно договориться о переносе.
3. Нужно ли брать форму на первое занятие по физкультуре?
Нет, не нужно. Первое занятие обычно организационное: распределение по спортивным секциям, знакомство с преподавателями и т.д.
4. Как доехать до здания на Вяземском пер.?
Проще всего доехать до станции метро Петроградская, а оттуда идти пешком, как указано на рисунке: вначале по Каменноостровскому проспекту в сторону Каменного острова, затем свернуть налево на ул.Профессора Попова, а затем направо на Вяземский пер.
5. Как купить проездной?
Нужно подойти в кассу метро со своим студенческим и с паспортом. Все студенты первого курса должны быть занесены в базу данных, из которой берут сведения в кассах метро. По всем вопросам, связанным с проездным необходимо обращаться в профком студентов (а.413, пр.Кронверкский, 49).
6. Что делать, если вашей фамилии нет в базе данных для проездных?
Нужно зайти в профком (а.413) не позднее 15 числа, и сообщить им о своих проблемах, тогда Вы получите карточку на следующий месяц.
7. Где взять справку родителям на работу?
Такие справки выдаются в деканате.
8. Когда будут платить стипендию?
Стипендию платят, начиная со 2 семестра, тем студентам, которые сдали предыдущую сессию без троек. Студенты, получившие все пятерки, получают повышенную стипендию.
Если три сессии подряд сданы на одни пятерки, студент получает возможность участвовать в конкурсе на стипендию Ученого Совета Университета ИТМО.
Если кроме хорошей учебы Вы занимаетесь научной деятельностью на кафедре, Вы имеете возможность участвовать в конкурсе на различные именные стипендии (Президента России, Правительства Российской Федерации, губернатора Санкт-Петербурга и др.).
9. Когда приходить на занятия по иностранному языку, если в расписании не указано время?
Для занятий по иностранному языку всех студентов вначале тестируют, а потом в зависимости от результатов тестов распределяют на группы с разными уровнями знания. После распределения для каждой группы (для каждого преподавателя) назначается свое время занятий. Расписание преподавателей должно быть вывешено около кафедры иностранных языков (ул.Чайковского, д.11).
Тестирование проходит на первой или второй неделе первого семестра, на информационном стенде университета или около деканата должно висеть объявление о времени тестирования. Если объявления нет, можно спросить об этом в деканате.
10. Что делать, если в аудитории, в которой у Вас занятия по расписанию, сидит другая группа и утверждает что занятия в это время именно у них?
В этом случае группа остается стоять около аудитории (чтобы Ваш преподаватель не подумал, что вся группа пропустила занятие), а староста выясняет вопрос. Скорее всего, либо ваша, либо другая группа перепутали расписание. Подойдите вначале к своему расписанию и убедитесь, что Вы все поняли правильно.
Обратите внимание на различие четных/нечетных недель. Если ваше расписание верное, то посмотрите расписание той группы, которая претендует на вашу аудиторию. Если и там написана в то же время та же аудитория, то значит, в расписании произошла накладка.
В этом случае надо подойти к диспетчеру, который составлял расписание (напротив ксерокса на 3 этаже) и сообщить ему об ошибке.
Источник: http://aco.ifmo.ru/student_advice.html