Хозяин машины вовремя не обратился в страховую компанию

Водитель не вписан в полис ОСАГО: можно ли ездить и как вписать

Хозяин машины вовремя не обратился в страховую компанию

Вопросы, рассмотренные в материале:

  • Какие бывают виды полиса ОСАГО
  • Как вписать водителя в электронный полис ОСАГО
  • Можно ли ездить, если водитель не вписан в полис ОСАГО, но хозяин рядом
  • Какой полагается штраф, если водитель не вписан в полис ОСАГО
  • Что делать при ДТП с не вписанным в полис ОСАГО водителем

У каждого автолюбителя были случаи, когда ему приходилось ехать за рулем чужой машины. При этом многие не понимают, что если водитель не указан в страховке, то это может повлечь за собой неприятные последствия. Чтобы вы избежали подобных проблем, в этой статье мы расскажем, допустимо ли управлять автомобилем, если водитель не вписан в полис ОСАГО, и что стоит учитывать в такой ситуации.

Виды полиса ОСАГО

В нашей стране существует две разновидности страховки ОСАГО для автовладельцев:

  • Ограниченная.
  • Неограниченная.

Ограниченная страховка – это полис, который позволяет водить транспортное средство только лицам, которые вписаны страхователем и (или) только в тот период, который указан в документе.

Если вы собираетесь сделать доверенность, чтобы вашей машиной управлял другой человек, то его нужно также включить в договор об обязательном страховании.

Бывают моменты, когда во время действия ограниченного полиса нужно посадить водителем кого-то другого. В такой ситуации вы должны сразу же уведомить страховую организацию о том, что за рулем водитель, который не вписан в полис ОСАГО. Страховщик вносит в бланк изменения, но за данную процедуру придется заплатить.

ОСАГО может быть в стандартном и электронном виде. Чем они отличаются?

Электронный полис пользуется популярностью, и это подтверждает статистика: его оформили уже более 300 000 человек. Однако многие люди предпочитают иметь традиционный бумажный вариант. Чаще всего это водители среднего возраста и старше. Молодежь, наоборот, выбирает электронный документ, который можно заказать онлайн.

Как проверить, вписан ли водитель в полис ОСАГО

Благодаря базе страховых компаний проверить полис ОСАГО легко. Это делают по номеру телефона, номеру машины или другими способами. И, наоборот, зная номер страховки, можно выяснить государственный регистрационный знак автомобиля. Существует три вида проверки полиса:

  1. Проверка статуса документа по его номеру. По ссылке, указанной ниже, можно проверить электронный или бумажный полис в базе данных Российского Союза Автостраховщиков и узнать, до какого срока он действует: https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/bsostate.

    htm

    Это сервис для ревизии электронных и бумажных страховок серии XXX, которые были куплены онлайн. Как правило, электронный документ поступает в базу сразу после того, как был оформлен, но иногда сервис из-за перегрузки обновляет данные в течение нескольких дней.

    Действующая страховка имеет статус «находится у страхователя». Если вместо него стоит отметка «находится у страховщика», то не нужно беспокоиться, возможно, агент не успел внести данные в базу. На это может потребоваться пара дней. Есть статусы, из-за которых стоит переживать. Например, «утратил силу» и «утерян».

    Если указано, что полис «напечатан производителем», то значит, документ ещё не передали в страховую компанию.

    Проверка таким способом позволяет обнаружить явные подделки и бланки, которые были украдены. Но существует вероятность, что мошенники сделали дубликат документа. Чтобы убедиться в том, что перед вами не «дубль», необходимо посмотреть, какой автомобиль застрахован по данному полису.

  2. Проверить, какая машина застрахована по документу. Кроме государственного номера, номера кузова и ВИН-кода, в сервисе можно получить информацию о статусе полиса. Если он не действует, то можно узнать, по какой причине: договор досрочно прекратил своё действие или страховая потеряла документ. https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/osagovehicle.htm
  3. Проверить номер полиса ОСАГО по номеру автомобиля, ВИН-коду или номеру кузова. Также можно узнать, указан ли в страховке водитель. Это обратный вариант предыдущего способа проверки, так как в этом случае по автомобильным данным можно понять, какая компания страховала транспортное средство, номер полиса и его вид (ограниченная страховка или нет). Идентификация по VIN дает самую полную информацию. По номеру государственной регистрации можно сделать проверку, если страховщик передал такие сведения, но это редко встречается.

    Если страховка предполагает ограниченное количество водителей, то на втором этапе проверки сервис предложит вам по номеру водительского удостоверения и его серии посмотреть, указан ли конкретный человек в страховке.

    https://dkbm-web.autoins.ru/dkbm-web-1.0/policy.htm

    По правилам страховая компания обязана внести новые сведения в АИС РСА в течение 5 дней. Поэтому если новый водитель не вписан в полис ОСАГО и вы решили указать его или поменяли в документе ещё какую-то информацию, то будьте готовы, что она не сразу появится в базе.

Согласно Федеральному закону №40, который приняли в 2002 году, нет максимально допустимого количества лиц, привязанных к полису. Однако в самом бланке есть лишь пять строк для того, чтобы указать сведения о предполагаемых водителях. Если в этом есть потребность, то список лиц, допускаемых к управлению, можно дописать на обратной стороне документа, которая также заверяется печатью страховой.

Фирмы вносят дополнения в список водителей бесплатно. Страховая компания может потребовать дополнительно оплатить услуги в том случае, если лица, которых нужно вписать, не соответствуют требованиям основного тарифа: возраст – от 23 лет, стаж вождения – от 3 лет.

Можно ли ездить, если водитель не вписан в полис ОСАГО, но хозяин рядом

Многие автовладельцы допускают ситуации, когда за руль садится водитель, не вписанный в полис ОСАГО. Часто это член семьи, друг или лицо, имеющее доверенность на управление. Иногда хозяин авто находится рядом, на пассажирском сидении. Многие задаются вопросом, можно ли не указывать водителя в страховке, если владелец транспортного средства едет в той же машине?

По большому счету, нет никакой разницы. Даже если хозяин находится в том же автомобиле, в любом случае будет отмечено правонарушение, за которое предусмотрен штраф 500 рублей. Авто, конечно, не конфискуют, так как владелец присутствует. В такой ситуации ГИБДД считает правонарушителями обоих лиц: и хозяина авто, и водителя.

Есть ли вариант уклониться от ответственности за такие действия? Вас не оштрафуют в том случае, если владелец машины и водитель заключили между собой соглашение о безвозмездном пользовании.

По своим условиям такой документ близок к договору купли-продажи, но без права переоформления ТС и денежных взносов.

В договоре безвозмездного пользования хозяин авто указывает список людей, которые могут сесть за руль вместо него.

В договоре нужно поставить дату. После его подписания обе стороны в течение десяти дней могут внести дополнительную информацию в ОСАГО.

Такой документ удобен в том случае, если транспортным средством в течение ограниченного периода будет пользоваться другой водитель.

Какой полагается штраф, если водитель не вписан в полис ОСАГО

Как уже упоминалось выше, если страховка ограниченная и водитель не вписан в полис ОСАГО, но при этом хозяин транспортного средства находится рядом, то инспектор выпишет штраф 500 рублей. Но поскольку сотрудники ГИБДД обязаны пресекать подобные правонарушения, то ответственность понесут и владелец авто, и водитель.

Единственное, что может помочь избежать штрафа, – заключение договора безвозмездного пользования, о котором мы также уже сообщали выше. Сейчас такой документ редко упоминается, но именно он позволяет водителю вполне законно управлять чужим транспортным средством.

Ведь в отличие от договора о купле-продаже ТС, такое соглашение не предполагает денежных выплат и переоформления машины. В договор вносится список лиц, допускаемых к управлению. После его заключения в течение 10 дней можно изменить сведения, указанные в страховке.

Если раз в десять дней переоформлять такой документ, то можно не опасаться, что водитель не вписан в полис ОСАГО, поскольку ваш автомобиль на время переходит в его собственность.

Самое важное здесь – доверить авто человеку, который будет аккуратно обращаться с ним и не станет злоупотреблять своими правами на чужое имущество.

Подводя итог, можно сделать вывод о том, что если в 2019 году водитель не вписан в полис ОСАГО, то штраф за такое правонарушение может составлять пятьсот рублей. Но если вы достаточно сообразительны, то на вполне законных основаниях можете избежать денежных взысканий.

Что делать при ДТП с не вписанным в полис ОСАГО водителем

В случае аварии есть три сценария развития событий:

  • водителю, который не вписан в полис ОСАГО, при ДТП не грозит ничего, кроме штрафа, а владелец авто получит выплаты от страховщика;
  • если водитель виновен, то он получает регресс от страховой компании в объеме возмещенной суммы к данному водителю, хозяин машины при этом не несет ответственности.
  • собственник авто, за рулем которого находился водитель, не допущенный к управлению, может требовать возмещения от страховой.

В двух последних пунктах для владельца ТС будет увеличен коэффициент бонус-малус для следующего страхового периода. Таким образом, за страховку ему придется заплатить больше из-за наличия ДТП.

https://www.youtube.com/watch?v=1GC9OBed_qc

Рассмотрим главный вопрос: какие последствия влекут за собой различные ситуации при авариях.

  • если водитель, не вписанный в полис ОСАГО, в ДТП не виновен;
  • если, наоборот, он является виновником аварии;
  • если виноваты обе стороны;
  • если человек покинул место аварии.
  1. Если не вписанный в полис не виноват 

    Если гражданин, управляющий ТС и не вписанный в страховку, попал в ДТП и его посчитали невиновным, то вы, как владелец авто, получаете полную компенсацию, поскольку ОСАГО страхует ответственность водителя, а не ущерб, нанесенный имуществу.

    Важно понимать, что невиновным водителя должны признать сотрудники ГИБДД или судья, если дело дошло до судебного разбирательства.

    Это означает, что водитель, не вписанный в полис ОСАГО, при ДТП не получит штраф за нарушение правил дорожного движения. Другой же стороне выписывают постановление или определение.

    Чтобы обратиться в страховую за возмещением, вам необходимо сделать копию любого из этих документов.

    Если водитель не вписан в полис ОСАГО, при ДТП ему всё равно выпишут штраф. Это регламентировано частью 1 статьи 12.37 КоАП. Однако такое нарушение не связано с дорожным происшествием, так как является самостоятельным событием, и за него инспекторами ГИБДД, прибывшими после аварии, будет назначено наказание (если ДТП при этом не фиксировалось по европротоколу).

  2. Если водитель – виновник ДТП

    В случае, когда лицо, управляющее ТС, было признано виновником происшествия, денежная компенсация владельцу или ремонт автомобиля всё равно подразумеваются. Но это не повод радоваться.

    В такой ситуации страховщик выплачивает возмещение другому автомобилисту, а после этого выставляет регрессное требование водителю, который не был вписан в страховку.

    Федеральный закон «Об ОСАГО» позволяет страховым компаниям действовать таким образом. В этом законе есть конкретная статья о регрессе. Она говорит о том, что страховщик выплачивает компенсацию за причиненный ущерб, но вправе требовать эту же сумму с виновника. В части 1 статьи ФЗ говорится следующее:

    « К страховщику, осуществившему страховое возмещение, переходит право требования потерпевшего к лицу, причинившему вред, в размере осуществлённого потерпевшему страхового возмещения, если:

    д) указанное лицо не включено в договор обязательного страхования в качестве лица, допущенного к управлению транспортным средством;».

    То есть, если водитель не вписан в полис ОСАГО, при ДТП он обязан возместить ущерб.

    Размер компенсации наверняка будет больше, чем если бы виновник договорился с хозяином поврежденного авто самостоятельно. Обычно в реальности ремонт обходится дешевле, чем когда его просчитывают в страховых компаниях по единой методике. Исключением являются лишь старые автомобили, у которых высокая степень износа.

  3. Если вина обоюдная 

    Если ни одна из сторон не обратилась в судебные органы, чтобы установить степень вины, то она признается обоюдной. В этом случае ответственность делится поровну, то есть, например, 50 на 50, если участников ДТП двое, и по 33,3 %, если трое.

    Если хотя бы одна сторона не согласна со степенью вины, то она может обратиться в суд с требованием установить степень ответственности за ДТП.

    Но в любом случае возмещение ущерба будет пропорционально доле вины. Так, если в дорожном происшествии вина первого участника составляет 30 %, а второго – 70 %, то согласно калькуляции по единой методике, первому лицу страховщик выплатит 70 % от ущерба, а второму – 30 %.

Источник: https://rad-star.ru/pressroom/articles/voditel-ne-vpisan-v-polis-osago/

ОСАГО: что это такое и как работает

Хозяин машины вовремя не обратился в страховую компанию

Каждый автолюбитель знает: нельзя садиться за руль без полиса ОСАГО. Это предписано законом. Разберемся, что это такое и как работает.

ОСАГО – это обязательное страхование автогражданской ответственности. То есть если по вине владельца полиса ОСАГО случилось ДТП, платить пострадавшим будет не он, а его страховая компания.

Зачем нужен полис ОСАГО

Если кратко, ОСАГО защищает вас от непредвиденных трат в случае ДТП:

  • Если вы стали виновником ДТП, ваша страховая компания за вас возместит ущерб имуществу и здоровью пострадавших. Ремонтировать свой автомобиль придется самостоятельно (если вы не приобрели заранее полис автокаско).
  • Если разбили вашу машину, её ремонт оплатит страховая компания виновника аварии.
  • Если в аварии виновны оба водителя, страховые компании заплатят обоим – обычно возмещают половину нанесенного ущерба. В спорных случаях степень ответственности каждого участника ДТП и соотношение выплат определяет суд.

Максимальный размер выплаты на ремонт по ОСАГО составляет 400 000 рублей. Если восстановление авто обойдется дороже, пострадавший вправе потребовать от виновника ДТП доплатить разницу между фактическим ущербом и страховым возмещением.

Чтобы свести к минимуму риск денежных потерь, в дополнение к ОСАГО вы можете купить полис ДСАГО – добровольной автогражданской ответственности

Покрытие по такому полису может быть гораздо выше – хоть до 30 млн рублей. В этом случае, даже если по вашей вине сильно пострадает очень дорогой автомобиль, вам не придется оплачивать его ремонт.

Какие документы нужны для оформления полиса

По закону нужны следующие документы:

  1. паспорт или иной удостоверяющий личность документ – для физического лица;
  2. свидетельство о государственной регистрации юридического лица – для юридического лица;
  3. ПТС или другой документ о регистрации транспортного средства – свидетельство о регистрации, технический паспорт или технический талон;
  4. водительское удостоверение или его копия – для всех, кто будет управлять транспортным средством;
  5. диагностическая карта транспортного средства, которая подтверждает его соответствие обязательным требованиям безопасности;
  6. заявление на страхование.

Как купить полис ОСАГО, не выходя из дома

Электронный полис ОСАГО – удобная альтернатива привычному бумажному. Список компаний, у которых можно приобрести полис онлайн, вы найдете на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).

Электронный полис достаточно распечатать и возить с собой. По серии и номеру сотрудник ГИБДД может проверить актуальность полиса через горячую линию или информационную базу РСА. Вы и сами можете заглянуть в эту базу, если потребуется.

Если нужен полис на бланке строгой отчетности, вы можете получить его в офисе страховщика или по почте за небольшую дополнительную плату.

Как не купить фальшивый полис ОСАГО

  1. Проверьте лицензию

    Проверить, имеет ли компания лицензию на ОСАГО, можно на сайте Банка России. Скачайте таблицу «Субъекты страхового дела», найдите там нужную компанию и сверьтесь.

    Также наличие лицензии можно проверить онлайн с помощью Справочника участников финансового рынка (официальная информация Банка России).

    Страховщик не вправе продавать полисы, если его лицензия отозвана, приостановлена или ограничена.

  2. Покупайте в надежном месте

    Приобретайте полис в офисе продаж или на официальном сайте лицензированной страховой компании.

    Переходите по ссылкам на официальные сайты страховщиков с сайта РСА.

    Полис в бумажном виде также можно приобрести у страхового агента, уполномоченного на заключение договоров ОСАГО. Чтобы избежать возможных неприятностей, проверьте договор страхового агента со страховщиком.

  3. Проверьте полис

    С 1 января 2018 года на каждом полисе на бумажном бланке должен быть QR-код в правом верхнем углу. Это дополнительная защита от подделки.

    Считайте QR-код (например, с помощью специального приложения на смартфоне) и посмотрите название страховой компании, номер полиса, дату выдачи и срок его действия. Обязательно проверьте также марку, модель, VIN-код и госномер вашей машины.

    Если найдете хотя бы одну ошибку, не приобретайте полис – он не защитит вас от убытков в случае аварии по вашей вине. 

Сколько стоит ОСАГО

Цена полиса ОСАГО складывается из базового тарифа и различных коэффициентов. При этом учитываются:

  1. тип транспортного средства – грузовое или легковое;
  2. кто собственник – физическое или юридическое лицо;
  3. регион;
  4. возраст и водительский стаж водителя.

На тариф также влияют мощность машины, количество аварий, в которых был виноват покупатель полиса, и другие факторы. Подробнее о том, как формируется стоимость полиса и как можно проверить правильность расчета самостоятельно, можно прочитать в статье «Как рассчитывают цену полиса ОСАГО».

Что делать, если случилось ДТП

Все участники аварии должны заполнить извещения о ДТП и передать их в свои страховые компании в течение пяти рабочих дней. Если офиса вашего страховщика поблизости нет, вы можете передать извещение его представителям в регионе, где произошло ДТП.

Но прежде чем приступать к оформлению европротокола, определите, возможно ли это в вашем случае.

К кому обращаться за возмещением по осаго

  • Если в аварии пострадали только транспортные средства и у всех водителей есть действующие полисы ОСАГО, вы можете подать заявление о страховом возмещении своему страховщику.
  • Если в аварии пострадали люди, заявление нужно подавать в страховую компанию виновника ДТП.
  • Если у вашего страховщика отозвана лицензия, подавайте заявление в страховую компанию виновника аварии.
  • Если и у его страховщика отозвана лицензия, вы можете получить возмещение по ОСАГО в РСА

Страховщик обязан рассмотреть заявление о страховом возмещении в течение 20 рабочих дней.

Если за этот срок страховщик не выдал направление на ремонт, он должен будет заплатить вам неустойку – 1% от размера страхового возмещения за каждый день просрочки.

Как возмещают ущерб

С апреля 2017 года по закону об ОСАГО приоритетная форма возмещения ущерба – восстановительный ремонт. Страховщики отправляют пострадавшие легковые автомобили россиян на свои партнерские станции технического обслуживания (СТО). Если у вас новый автомобиль – не старше двух лет, вас направят к официальному дилеру вашей марки.

  • Без учета износаПри восстановительном ремонте, в отличие от денежной выплаты, страховая компания не учитывает износ деталей и агрегатов. На ваш автомобиль поставят только новые запчасти.
  • Гарантия качестваМинимальный гарантийный срок на ремонт автомобиля – 6 месяцев, на кузовные и лакокрасочные работы – 12 месяцев.
  • Фиксированный срокПредельный срок ремонта – 30 рабочих дней со дня поступления автомобиля на СТО. За нарушение сроков ремонта страховщик заплатит вам неустойку – 0,5% от суммы страхового возмещения.

Можно ли выбрать автосервис самому

Вы можете выбрать любой автосервис из списка страховщика в радиусе 50 км от вашего дома или места аварии. Сделать выбор можно как при покупке полиса, так и на этапе урегулирования убытка.

https://www.youtube.com/watch?v=6uj4G8J6kAA

Страховщик обязан публиковать на своем сайте актуальный список партнерских СТО с адресами, марками обслуживаемых автомобилей и примерными сроками ремонта.

Если вы хотите отремонтировать автомобиль в автосервисе, с которым у страховщика нет договора, надо получить письменное согласие страховой организации. В заявлении о страховом возмещении укажите полное наименование выбранной СТО, ее адрес и платежные реквизиты, чтобы страховщик мог перевести ей оплату за ремонт.

Получить деньги можно в следующих случаях:

  • В списке страховой компании нет СТО недалеко – в пределах 50 км – от вашего дома или места аварии. И вы не согласны на транспортировку автомобиля за счет страховой компании в удаленный автосервис.
  • Автомобиль новый, а в списке страховой компании нет официального дилера нужной марки.
  • Страховая компания не может направить машину на ремонт на СТО, выбранную при заключении договора.
  • Ущерб от ДТП превышает 400 тысяч рублей, и потерпевший не согласен доплачивать за ремонт на СТО страховщика.
  • Машина не подлежит восстановлению.
  • Владелец поврежденного автомобиля – инвалид.
  • Владелец погиб или получил сильные травмы. Деньги могут получить близкие: супруг, родители или дети.
  • Все участники ДТП признаны виновными и не согласны сами доплачивать за ремонт. Автовладелец и страховая компания заключили соглашение о возмещении ущерба деньгами.

Что делать, если качество ремонта не устраивает

Во время гарантийного срока вы можете написать заявление страховщику с требованием исправить недостатки. Эксперт страховой компании обязан осмотреть ваш автомобиль в течение 5 дней и отправить на ремонт, если информация о недостатках подтвердится.

Куда жаловаться в случае проблем

Если вы считаете, что страховая компания нарушает ваши права, направьте жалобу в Банк России .

Источник: https://fincult.info/article/osago/

Реформа ОСАГО: пишите жалобы

Хозяин машины вовремя не обратился в страховую компанию

Омбудсмен будет разбирать споры между автомобилистами и страховыми компаниями по ОСАГО на сумму до 500 тыс. рублей с 1 июня. Его решения обязательны для исполнения, но могут быть оспорены в суде как автовладельцем, так и страховой компанией.

Для россиян обращение к омбудсмену будет бесплатным, но страховщики будут платить за рассмотрение жалобы 45 тыс. рублей, если решение примут в пользу клиента.

Если в пользу страховщиков, то страховой компании платить не придется. При этом если во время рассмотрения жалобы компания добровольно выполнит условия потерпевшего, то тариф будет варьироваться от 7,5 тыс. рублей до 30 тыс. рублей.

К омбудсмену можно обратиться даже по выплатам трехлетней давности.

Если, например, в прошлом году потерпевший обращался в страховую компанию и даже получил компенсацию, но ему показалось, что финансовое решение по ДТП несправедливое, он также можно обратиться с жалобой к омбудсмену. Если же по спору вынесено решение суда, то омбудсмен его рассматривать не будет.

Компенсации наследникам

Также с 1 июня вступают в силу еще несколько изменений в закон об ОСАГО. Например, водители смогут оформить документы о ДТП без участия уполномоченных сотрудников полиции, даже если в аварии участвовала автомашина, зарегистрированная и застрахованная за рубежом.

Поправки также расширяют список тех, кто имеет право на компенсационные выплаты. Это наследник, представитель потерпевшего (по нотариальной доверенности). При наличии несогласия страхователя по величине произведенной страховой компанией выплаты по договорам автострахования автовладелец сначала должен написать претензию страховщику.

Если со дня нарушения прошло не более 180 дней, заявление составлено по форме, утвержденной финансовым омбудсменом, и направлено в страховую компанию в электронном виде, то страховщик обязан дать мотивированный ответ на него в течение 15 рабочих дней.

Если претензия страхователя будет представлена в ином виде, то на подготовку ответа страховой компании отводится 30 дней.

«Мы уверены, что институт финансового уполномоченного позволит резко сократить количество судебных споров по ОСАГО. Уже сейчас, благодаря натуральному возмещению, их число снизилось почти в 2 раза — с 400 тысяч в 2017 году до примерно 200 тысяч в 2018-м», – пояснял ранее президент Российского страхового союза Игорь Юргенс.

Полис подешевел?

Но самих автовладельцев больше интересует, не вырастет ли стоимость полисов ОСАГО из-за нововведений? На этот вопрос 28 мая ответила председатель Банка России Эльвира Набиуллина в нижней палате российского парламента.

Глава Центробанка заверила законодателей, что повышение тарифов ОСАГО некоторыми страховщиками в Москве не спровоцировало рост средней цены полиса.

По ее словам, в среднем москвичам полис стал обходиться дешевле на 6% с начала реформы.

В конце мая некоторые СМИ сообщили о повышении крупными страховщиками ставок по ОСАГО в столице. «Но пока это повышение все равно не превысило среднюю цену полиса, которая была до реформы», — заверила глава ЦБ.

Изменения во взаимоотношениях водителей и страховых компаний ожидаются и с 1 октября 2019 года.

По всей стране у автовладельцев появится возможность получить по европротоколу (по упрощенной схеме) максимальную выплату, возможную при ОСАГО — 400 тыс. рублей.

Сейчас такую сумму выплат назначают только в четырех регионах: Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и Ленинградской области. Для получения выплаты в 400 тысяч рублей участники аварии не должны иметь разногласий, а обстоятельства ДТП должны быть зафиксированы с помощью системы «Эра-ГЛОНАСС» или мобильного приложения.

Ряд изменений в ОСАГО этого года касается нетрезвых водителей.

Так, если виновник ДТП отказался от прохождения медицинского освидетельствования на опьянение, страховая компания может предъявить ему регрессивное требование (заставит оплатить выплату пострадавшим в аварии).

До этого момента такое правило распространялось только на водителей, которые прошли медицинское освидетельствование, и факт опьянения доказан.

Также теперь электронные и бумажные полисы получили равный статус. Исключен порядок двойного учета полисов ОСАГО с помощью присвоения каждому уникального порядкового номера. Это исключит путаницу в учете полисов. Напомним, с 1 апреля 2019 года вступили в силу поправки в закон об ОСАГО, касающиеся коэффициента «бонус-малус»: он начисляется водителю один раз в год.

Дтп становится меньше

В 2018 году, по данным ГИБДД, произошло 168099 ДТП, что на 0,8% меньше, чем за аналогичный период 2017 года.

Количество погибших на дорогах страны за годовой период уменьшилось на 4,6%, или на 18 тыс. человек.

С грузовыми автомобилями произошло почти 11 тыс. ДТП (рост на 0,1%). Был отмечен рост ДТП с участием водителей автобусов (3,7%) и мотоциклистов — 4500 (+5,1%).

Страховщики рассчитывают получить положительный финансовый результат (сборы минус выплаты и расходы) около 2,5 млрд руб. по договорам ОСАГО 2018 года против убытков в 2016-2017 годах.

Об этом 28 мая сообщил исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев. В 2016 году результат страховщиков по ОСАГО составил минус 12,3 млрд руб., в 2017 году — минус 15,7 млрд руб.

, следует из данных РСА.

В 2018 году страховщики собрали по ОСАГО 230,7 млрд руб., прогноз выплат по договорам 2018 года — 228, 4 млрд руб., они растянутся на несколько лет, следует из данных РСА. Из них 42,1 млрд руб. было выплачено в 2018 году, 103,5 млрд руб.

страховщики ожидают выплатить по итогам 2019 года. Еще 53,05 млрд руб. составят расходы на ведение дел и комиссионное вознаграждение агентам.

РСА ожидает, что финансовый результат по договорам 2019 года останется примерно на уровне прошлого года.

Источник: https://www.gazeta.ru/auto/2019/05/31_a_12387661.shtml

Верховный суд встал на сторону владельцев ОСАГО. Обзор пяти дел

Хозяин машины вовремя не обратился в страховую компанию

Что разрешено страхователям с точки зрения высшей судебной инстанции

Есть обновление от 16:55 →

Комитет Госдумы рекомендовал принять законопроект о санации страховщиков

ТАСС, Игорь Акимов

Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU – Страховщики продолжают при малейшей возможности уклоняться от выплат по полисам ОСАГО, а суды не всегда могут распознать злоупотребления, свидетельствуют материалы новой серии “страховых” судебных споров, которые дошли до Верховного суда (ВС) РФ.

Эксперты отмечают, что кассационная инстанция остается на позиции защиты интересов слабой стороны – страхователя и отчасти нивелирует влияние лоббистов на законодательство.

Отраслевые эксперты в свою очередь опасаются, что решения ВС открывают новые возможности для злоупотреблений “недобросовестных страхователей”.

На протяжении ноября Верховный суд опубликовал серию кассационных определений по делам, в рамках которых автовладельцы оспаривали отказы страховых компаний выплатить компенсации по ОСАГО.

Эти дела объединяет то, что во всех случаях суды районного звена удовлетворяли требования к страховщикам, после чего апелляция эти решения отменяла.

Верховный суд разобрал ошибки судов второй инстанции и вернул им все пять дел на пересмотр.

Страховщик не может диктовать условия осмотра

Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.

Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал “Интерфаксу” заместитель гендиректора СК “МАКС” Виктор Алексеев.

В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. “Росгосстрах” на этом основании платить не стал.

Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход.

В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении.

А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.

Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности.

“Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра – это вполне разумные действия”, – сказал “Интерфаксу” начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.

Теперь же автоюрист мог бы сослаться на решение ВС, указав, что раз суд вернул дело, то потерпевший, который игнорировал предложение страховщика, прав. “Данное решение мы не можем оценить как благоприятное для страховщиков”, – отметил он.

Утраченному праву на экспертизу – еще несколько месяцев

Второе дело – тоже “росгосстраховское”. Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. “Росгосстрах” посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.

Это неправильный подход, указал ВС. В подобных случаях судам следует обращать внимание не на дату ДТП, а на момент заключения договора, разъяснила кассационная инстанция. А бумага эта была подписана до изменения 12-й статьи закона об ОСАГО.

Подобные ситуации возникают в периоды внесения изменений в профильное законодательство, когда и страховщик, и потерпевший не всегда понимают, какие нормы закона об ОСАГО работают в зависимости от дат, фигурирующих в деле (дата ДТП, дата заключения договора, дата вступления в силу изменений в закон об ОСАГО), считают в РСА.

При этом подход ВС союз приветствует. “Решение суда затруднит поиск лазеек между датами для предъявления неправомерных требований”, – сказал Маклецов из РСА. Бывают, по его словам, и добросовестные заблуждения, неверное понимание нововведений.

“Нужно отказаться от поправок в закон об ОСАГО в нынешних реалиях, чтобы дать практике устояться и избежать неправомерных претензий, основанных на различном понимании нововведений”, – резюмировал сотрудник РСА. Впрочем, директор судебно-правового департамента Страховой компании “Согласие” Анна Полина-Сташевская считает, что определение ВС по этому делу четко основано на положениях действующего законодательства.

Ущерб можно обосновать непосредственно в суде

В центре третьего спора оказался отказ страховой компании “ВСК” платить из-за неполного пакета документов, который направил автовладелец.

В последовавшем затем судебном процессе размер ущерба был установлен, страховщик его не оспаривал. А раз так, то лишать права на страховое возмещение нельзя, решил ВС.

Можно отклонять только дополнительные требования: компенсацию морального вреда, неустойку штраф и пр., следует из кассационного определения.

“Верховный суд принял обоснованное решение”, – считает Полина-Сташевская. Не согласен с ней Алексеев из СК “МАКС”, у которого решение Верховного суда вызывает серьезные опасения. По его мнению, суд должен установить не только ущерб, но и документально подтвердить сам факт аварии, иначе все “пьяные” наезды на препятствия могут превратиться в ДТП.

“Злоупотребления по таким ситуациям были и раньше, а на фоне отмены с 20 октября справки о ДТП (так называемая форма №154 – ИФ) можно получить всплеск сфальсифицированных ДТП”, – предупреждает он. “Действия недобросовестных страхователей могут быть весьма неприятны”, – опасаются в РСА. Представители РСА видят в этом почву для конфликтов и роста числа обращений в суд.

Страховщик не может отказать в выплате вместо банкрота

В четвертом деле виновник ДТП был застрахован в страховой компании “Оранта”, у которой отозвали лицензию 29 апреля 2015 года. Потерпевший обратился к своему страховщику – “СК Мегарусс-Д” – за компенсацией, но получил отказ.

Так делать нельзя, указал ВС. Страховая компания потерпевшего в подобных случаях должна заплатить, а потом может обратиться за компенсацией в профессиональное объединение страховщиков, следует из кассационного определения.

Это уже устоявшаяся практика. Если виновник ДТП был застрахован у страховщика, у которого затем отозвали лицензию, мы направляем заявку на акцепт, а затем выставляем требование на оплату в РСА, говорит Алексеев. По его словам, не было случая, чтобы РСА отказал в компенсации.

По закону об ОСАГО, в этом случае потерпевший обращается за прямым возмещением убытков, а страховщик затем обращается в РСА. Такая практика существует с 2014 года, когда вступили в силу соответствующие поправки, отмечают в союзе страховщиков: “Таким образом выплачивается около двух третей всех компенсационных выплат – безо всяких судов, просто по закону”.

Доверенность – это тоже владение

Пятое дело возникло из-за отказа страховой компании “Гелиос” компенсировать автовладельцу ущерб от аварии, в которую попали два его автомобиля. Автомобиль Toyota, где хозяин был за рулем сам, ударил Mercedes, которым управляли по доверенности.

Суды двух инстанций поддержали страховщика на том основании, что кредитор и должник в случае такой аварии едины в одном лице, но ВС направил дело на новое рассмотрение.

Он указал, что водитель Mercedes владел машиной в момент ДТП и, значит, на него распространяются все связанные с владением обязанности.

“Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции не указали каких-либо норм, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица”, – говорится в определении ВС.

Работа над ошибками

Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. “Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны”, – сказал “Интерфаксу” адвокат Алексей Михальчик.

В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. “Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты”, – сказал Михальчик.

Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. “В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства”, – отметил Михальчик.

“Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями”, – отметила руководитель юридического отдела юридического бюро “Падва и Эпштейн” Татьяна Манакова.

При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.

Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.

Источник: https://www.interfax.ru/business/589199

Защита от регрессного иска страховой компании в случае ДТП

Хозяин машины вовремя не обратился в страховую компанию

Очень часто страхователи (лица, которые застраховали свои имущественные интересы) после заключения договора страхования считают, что в дальнейшем, в случае наступления дорожно-транспортного происшествия (далее — ДТП), их единственной проблемой будет своевременно уведомить страховую компанию (далее — СК) о наступлении ДТП и подать необходимые документы для выплаты страхового возмещения. Но если Вы являетесь виновником ДТП то ни страховой полис КАСКО, ни страховой полис ОСАГО скорее всего не сможет полностью защитить Вас от регрессных требований СК пострадавших при ДТП. Кроме того, при наличии определенных обстоятельств Вы можете получить регрессный иск даже от СК, в которой Вы застраховали свою гражданскую ответственность.

Согласно действующему законодательству к СК, которая выплатила страховое возмещение по договору имущественного страхования, переходит право требования к лицу, ответственному за причинение убытков.

СК может обратиться к Вам, как к виновнику ДТП, с регрессным требованием в таких распространенных случаях:

1. Выплаты по ОСАГО недостаточно для полного покрытия убытков, причиненных при наступлении ДТП.

Действующим законодательством установлено, что размер страховой суммы по договорам обязательного страхования гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств за ущерб, причиненный имуществу потерпевших, составляет 100000 гривен, а в случае оформления ДТП по европротоколу — 50000 гривен.

Из указанного следует, что

То есть, в случае если размер ущерба превышает указанные суммы, тогда сумма убытков, которая превышает предельные суммы страховых возмещений, должна быть компенсирована за Ваш собственный счет.

2. Вы нарушили требования статьи 38 Закона Украины «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» (далее — Закон) и Ваша СК обратилась к Вам с регрессным требованием.

Это может произойти в случае, если:

  • страхователем пропущен срок уведомления страховщика о наступлении ДТП;
  • страхователь не имел права управления транспортным средством соответствующей категории;
  • страхователь при управлении автомобилем находился в состоянии алкогольного, наркотического, токсического опьянения или находился под воздействием лекарственных средств, которые снижают внимание и скорость реакции водителя или водитель отказался пройти обследование на состояние опьянения;
  • страхователь скрылся с места ДТП;
  • установлено, что ДТП наступило в результате несоответствия технического состояния автомобиля страхователя требованиям ПДД;
  • страховой случай наступил с использованием застрахованного транспортного средства в период, непредусмотренный договором страхования;

3. СК потерпевшего, выплатив страховое возмещение потерпевшему, обратилась к Вам с регрессным требованием, как к виновнику ДТП или СК, в которой застрахована Ваша гражданская ответственность, не осуществила выплаты страхового возмещения или отказала в выплате такового.

Согласно действующего законодательства, имущественный ущерб, причиненный имуществу физического или юридического лица действиями физического или юридического лица, возмещается лицом причинившим такой ущерб. Также устанавливается обязанность лица, причинившего вред, возместить его, и право потерпевшего на его возмещение. Кроме этого,

Указанные нормы являются основанием для обращения СК с регрессными требованиями к лицам виновным в причинении убытков.

Также СК, в которой застрахована Ваша гражданская ответственность, при наличии обстоятельств, определенных статьей 37 Закона, вправе отказать в выплате страхового возмещения. К таким обстоятельствам относятся:

  • умышленные действия страхователя, водителя авто или потерпевшего для наступления страхового случая;
  • совершение страхователем, водителем авто или потерпевшими умышленного преступления, которое привело к наступлению страхового случая;
  • невыполнение потерпевшим или лицом, имеющим право на возмещение, обязанностей определенных вышеуказанным Законом;
  • неподача заявления на получение страхового возмещения в течение одного года с момента наступления страхового случая.

В случае отказа СК, в которой Вы застраховали свою гражданскую ответственность, осуществить выплату, возмещать причиненные в результате ДТП убытки придется Вам за свой счет.

Получение от СК регрессного требования, еще не означает, что в ближайшее время Вам придется «распрощаться» с определенной суммой средств. В некоторых случаях возможно уменьшить размер регрессных требований страховщика или вообще оспорить требования страховой компании.

В случае возникновения спора между Вами и СК по поводу регрессных требований последней,

а следовательно и Вашей вины в нанесении ущерба. Согласно законодательству лицо, причинившее ущерб, освобождается от его возмещения, если докажет, что ущерб причинен не по его вине.

Если же Ваша вина в причинении убытков отсутствует, то и у СК отсутствуют основания для обращения с регрессным требованием.

Подтверждением наличия или отсутствия Вашей вины в ДТП может быть решение суда, который рассматривал дело об административном правонарушении, а в случаях оформления ДТП по европротоколу, сам протокол, составленный участниками ДТП.

Если Вы являетесь виновником ДТП, то следует обратить внимание на то, что существует возможность уменьшения размера регрессных требований.

Согласно действующему законодательству размер возмещения, подлежащего выплате лицом, виновным в причинении вреда, может быть уменьшен при условии наличия вины потерпевшего и ее степени, а также учитывая материальное положение лица, виновного в причинении вреда.

Бывают случаи, что по истечении определенного времени, за которое Вы даже забыли о ДТП, Вам от СК потерпевшего может прийти заявление на возмещение причиненных убытков при ДТП, которое произошло несколько лет назад. В таких случаях следует сразу обращать внимание на сроки исковой давности.

По регрессным требованиям СК к лицу виновному в причинении вреда, законодательством специальных сроков исковой давности не предусмотрено.

Это означает, что в случае пропуска трехлетнего срока исковой давности СК потеряла право по требованию возмещения причиненных Вами убытков, а поэтому ее притязания являются незаконными и соответственно такими, которые не подлежат удовлетворению в судебном порядке.

Конечно, суд вправе при наличии уважительных причин пропуска СК срока исковой давности, восстановить такой срок. Но такое восстановление срока может быть обжаловано Вами, уже на этапе обращения СК в суд с соответствующим заявлением.

Особое внимание следует уделить так называемым служебным авто. Согласно законодательству юридическое или физическое лицо возмещает ущерб, причиненный их работником при исполнении им своих трудовых (служебных) обязанностей. В таких случаях должником по регрессным требованиям выступает работодатель.

Следует помнить, что работодатель возмещает причиненный его работниками вред, только во время выполнения ими своих трудовых (служебных) обязанностей. Если на момент наступления ДТП водитель служебного автомобиля не выполнял своих трудовых (служебных) обязанностей, должником по регрессным требованием СК должен выступать водитель служебного авто.

Не последнюю роль при применении этой нормы играет характер правоотношений между водителем служебного авто и автовладельцем.

Если между водителем и владельцем транспортного средства заключен договор об оказании услуг, то в случае, если на момент наступления ДТП водитель служебного автомобиля действовал по заданию заказчика (владельца авто), ответственность за причинение вреда несет владелец авто. В противном случае ответственным за причинение ущерба будет выступать водитель служебного авто.

Законом предусмотрена обязанность страхователя в течение трех рабочих дней со дня наступления ДТП сообщить СК о наступлении ДТП. В случае невыполнения страхователем этой обязанности, СК имеет право после выплаты возмещения обратиться к страхователю с регрессным требованием.

Действительно, в судебной практике споры относительно несвоевременного сообщения страхователем СК о наступлении ДТП является одной из самых распространенных категорий дел связанных с регрессными требованиями СК.

До 2015 года позиция страхователей в такой категории дел была достаточно сложной, поскольку до высказывания Верховным судом Украины (далее — ВСУ) своей позиции относительно рассмотрения такой категории дел, суды по таким делам обычно принимали сторону именно СК.

Решая похожий спор, ВСУ отметил, что обязанность страхователя сообщить СК о наступлении ДТП предусмотрена для обеспечения возможности СК осуществить проверку обстоятельств совершения ДТП собственными силами, и предотвратить необоснованные выплаты. Но в случае если СК признала ДТП страховым случаем, и в дальнейшем добровольно выплатила потерпевшему, то исключительно неуведомление виновником ДТП СК о наступлении ДТП не может быть основанием для удовлетворения регрессных требований СК.

Отдельно следует отметить, что

Поэтому в случае обращения к Вам СК с регрессным требованием, в связи с неуведомлением о наступлении о ДТП, следует принимать во внимание указанную позицию ВСУ и положения законодательства, освобождающие страхователя от обязанности сообщать о наступлении ДТП при наличии уважительных причин.

Указанные законодательные нюансы известны далеко не всем. Их знания и правильное применение во время досудебных, а главное — судебных тяжб со страховой компанией является залогом успешной защиты прав страхователя.

Поэтому, если к Вам обратилась страховая компания с регрессным иском, следует не теряя времени привлекать профессиональных юристов, специализирующихся на данной категории дел.

Это поможет Вам сохранить не только собственное время, но и избежать лишних затрат.

Источник: https://www.consoris-lawyers.com.ua/ru/regres-pozov/

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий