Имеет ли право инспектор по делам несовершеннолетних забирать личные предметы учеников в школе?

Защищаем права ребенка в школе

Имеет ли право инспектор по делам несовершеннолетних забирать личные предметы учеников в школе?

Как правило,  с одной стороны, — незнание, а, с другой стороны, — нарушение прав школьников приводит к конфликтным ситуациям «школа — ученик – родитель».

Как родители могут защитить права ребенка в школе? Рассмотрим несколько примеров.

Гендерное равенство

Гендерное равенство – это когда  каждый человек имеет равные права, независимо от того, принадлежит он к мужскому или женскому полу.

Возможный вариант нарушения – дискриминация по половому признаку: девочкам было приказано мыть полы, а мальчиков отпустили домой.

Справка. Если человека ограничивают в правах и возможностях по половому признаку, то это ничто иное, как дискриминация. Международным правом и российским законодательством дискриминация категорически запрещена.

Что делать?

Попытайтесь решить проблему мирным путем: обратите внимание классного руководителя, что  нельзя налагать больше обязанностей на девочек, чем на мальчиков, предложите не делить учащихся на юношей и девушек, а обратиться за помощью ко всем ребятам.

Если это не поможет, то действуйте по схеме: администрация — управление образования — суд.

Школа и религия

Школа не имеет права принуждать учеников заявлять о своей принадлежности к той или иной религии – это личное дело каждого.

Возможный вариант нарушения – представим себе, что Планом общешкольных или классных мероприятий предусмотрено посещение православного монастыря. Среди учеников есть не только православные, но и мусульмане, буддисты или последователи других религий и это мероприятие может противоречить их религиозным убеждениям.

Справка. Каждый человек имеет право на свободу совести и вероисповедания, т.е. каждый имеет право сам решать, верить в Бога или нет, и какую религию выбрать. Каждый имеет право не только верить или не верить, но и поступать так, как диктуют ему вера или убеждения. Также по разным причинам не все могут открыто сказать о своих религиозных убеждениях и чувствах.

В законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» говорится: «Запрещается вовлечение малолетних в религиозные объединения, а также обучение малолетних религии вопреки их воле и без согласия их родителей или лиц, их заменяющих».

Что делать?

Школе необходимо отказаться от проведения мероприятий, имеющих религиозную окраску, ибо  школа не может проводить никакие мероприятия, связанные с религией, например, собирать пожертвования на нужды религиозных общин,  вовлекать учеников в религиозные обряды, т.к. при этом нарушается норма Закона о светском характере образования.

Ученики имеют полное право отказаться от участия в мероприятиях, имеющих отношение к религии.

В случае, если учеников пытаются привлечь к этим мероприятиям принудительно, то следует подать письменную жалобу директору школы, обратиться в управление образованием, к  уполномоченному по праваам ребёнка.

Уважение чести и достоинства школьника

Обучающиеся имеют право на уважение своей чести и  достоинства.

Возможный вариант нарушения разбирательство учителя с учеником в присутствии всего класса или вынесение  на суд класса обсуждение мнений, убеждений ученика без его согласия.

Справка. Публичные разбирательства входят в противоречие с правом обучающихся на уважение своего человеческого достоинства, которое закреплено в Законе «Об образовании» (статья 50, пункт 4), являются оскорбительными и недопустимыми.

 Конституция России устанавливает право на свободу мнений и убеждений: «Никто не может быть принуждён к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (статья 29, пункт 3). Кроме того подобные «судилища» наносят детям огромный моральный ущерб.

Применение таких методов воспитания педагогом не допустимо.

Что делать?

Выяснить у учителя суть  конфликта. Переговорил ли заранее педагог с учеником  и получил ли его согласие на публичное обсуждение  его действий.

https://www.youtube.com/watch?v=swimT6mYAlI

В случае нарушения законодательства обращайтесь с жалобой к директору школы.

Вы также имеете право обратиться в суд о защите чести и достоинства ребёнка.

 Право на охрану здоровья

Школа несёт ответственность за жизнь и здоровье детей во время учебного процесса.

Возможный вариант нарушения – ученик освобождён от физических нагрузок и об этом имеется справка. Однако учитель физкультуры не принял это во внимание  и поставил  школьнику двойку.

Что делать?

 Учителю физкультуры можно объяснить, что ученику бегать и прыгать после операции – опасно для здоровья.

Обратиться за помощью к классному руководителю и завучу. «Двойка» должна быть отменена, и в будущем таких случаев повторяться не должно.

Если не помогают устные обращения, то пишите заявление директору школы с требованием провести по этому факту дисциплинарное расследование.

Если всё же учитель заставил заниматься ребенка и такая «физкультура» нанесла  вред его здоровью — запаситесь необходимыми документами, и смело идите в суд.

Обязательные  дополнительные занятия, факультативы 

Все дополнительные занятия, такие как кружки, факультативы,  секции и т.д.  могут быть только добровольными.

Возможный вариант нарушения – иногда в школе принуждают детей посещать дополнительные занятия.

Справка. В каждой школе есть учебный план. В нём записано, какие предметы изучаются в данном классе и сколько на эти предметы уделяется времени. Поэтому  никто не может заставить школьника посещать дополнительные занятия. Например, если в учебном плане нет «физики твердого тела» как обязательного предмета, то этот спецкурс можно не посещать.

Что делать?

Исходим из  того, что любой преподаватель высоко оценит ученика, который имеет дополнительные знания, полученные на спецкурсе. При сдаче экзамена по основному предмету, это только пойдёт ученику на пользу.

Если вы опасаетесь, что все же учитель будет относиться к ребенку предвзято, обсудите ситуацию с учителем, завучем школы, напишите заявление директору.

Общественно полезный труд

«Привлечение обучающихся, воспитанников гражданских образовательных учреждений без согласия обучающихся, воспитанников и их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается» — записано и в статье 50 Закона «Об образовании».

Возможный вариант нарушения – детей заставляют дежурить по  классу, по школе, убирать территорию и т.д.

Справка. Статья 37 Конституции РФ гласит: «Принудительный труд запрещён».

Обратите также внимание на формулировку статьи 50 Закона «Об образовании»:  школа должна получить не только согласие самих учеников на помощь школе своим трудом, но и согласие их родителей. Это означает, что школа не имеет права приказывать школьникам брать тряпки в руки и отправляться вытирать лужи в школьных коридорах, участвовать в дежурстве, мести улицы, чистить остановки и лесопарки.

Если следовать букве закона, то даже, если бы сами ученики стояли с тряпками и метлами в руках и умоляли бы разрешить им участвовать в трудовом десанте, то директор не смог бы им этого позволить, пока они не принесут письменное согласие родителей.

Что делать?

Если школа всё же принуждает ученика дежурить, убирать территорию школы или общественные места, то родители  могут обжаловать действия школы.

Можно обратиться к директору с письменной жалобой на действия классного руководителя, который заставляет детей выполнять работу, дежурить по классу, мыть полы, заступать на «пост номер один». Если директор откажется освободить ребенка от дежурств, работ – пишите жалобу в управление образования и органы по защите прав ребёнка.

Если и это не поможет, родители могут подать на школу в суд.

Иногда ссылаются на  Устав школы. Прочитайте его и убедитесь, что такая норма там действительно есть. Очень вероятно, что её там не окажется. Но в любом случае Устав школы не может противоречить Закону и Конституции.

Если противоречие есть, то нужно руководствоваться не Уставом (или приказом директора, или неким положением), а именно Конституцией и Законом. При этом родители могут обратиться к учредителю, а также в прокуратуру.

Если школе действительно требуется помощь, то она может обратиться к ученикам  с  просьбой, а не приказывать. Школьники вправе самостоятельно решить, откликнуться на просьбу школы или нет.

Также заранее следует  выяснить позицию родителей по вопросу привлечения их детей к труду. Это относится не только к экстренным случаям, но и к обычным дежурствам, генеральным уборкам и прочим «трудовым десантам».

Обратите внимание, что даже если ребёнок трудится на благо школы по своему собственному желанию,  согласие родителей необходимо.

Если родители не согласны с привлечением детей к общественно  полезному труду, то у них есть все основания жаловаться на школу не только в органы управления образованием, но и подать в суд.

Самообслуживание в школе, конечно,  должно быть, но искать решение этой проблемы нужно вместе с учениками, правозащитниками и родителями обучающихся,  руководствуясь действующим законодательством.

Право на образование

Все граждане России имеют конституционное право на образование.

Возможный вариант нарушения – удаление ученика с урока или не допуск до занятий.

Справка. Учитель не имеет права не пускать ученика на урок или выгонять его из класса. У учителя нет права произвольно решать это.

Если ученик пришёл в нетрезвом виде или начал громить школьную мебель – тогда учитель обязан реагировать: вызывать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые из рук в руки примут ученика у педагога и продолжат с ним работать.

Но когда поведение школьника не представляет никакой опасности, учитель обязан пустить его в класс. Учить школьника — это его обязанность, работа, за которую ему платит деньги государство.

Что делать?

Если такое произошло, постаратесь выяснить все обстоятельства конфликта.

Если вы установили, что ваш школьник всё же нарушил Правила для учащихся, то почитайте Устав вашей школы, и узнайте, какие меры наказания за это предусмотрены. Такого наказания как отстранение от урока в них не должно быть.

Напишите жалобу директору школы. Если и после этого ситуация не изменится, подайте жалобу в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования. Закон «Об основных гарантиях прав ребёнка в Российской Федерации» даёт на это право.

Уважаемые родители! Не позволяйте унижать себя и своих детей! Научите детей постоять за себя.

При подготовке были использованы материалы ряда интернет-сайтов

Защищаем права ребенка в школе

Источник: https://eduinspector.ru/2012/10/06/uvajaem-i-soblyudaem-prava-rebenka/

Каких несовершеннолетних ставят на учет в полиции?

Имеет ли право инспектор по делам несовершеннолетних забирать личные предметы учеников в школе?

Вроде ничего страшного нет в том, что ребенок может попасть на учет в полицию, но приятного в этом тоже мало. Например, на сегодняшний день, с наступлением вступительных экзаменов в учебные учреждения, в отделения внутренних дел поступают запросы о несовершеннолетних лицах, состоящих на учете. А вот информация в военные комиссариаты направляется сотрудниками внутренних дел ежемесячно.

Что же нужно знать, чтобы сотрудник подразделения по делам несовершеннолетних (далее ПДН) не стал частым гостем в вашем доме?

Самое главное — не забывать, что вы родители. И кроме прав, у вас есть еще огромная ответственность за свое чадо, и избежать неприятностей с органами правопорядка можно только уделяя ему — чаду — ежесекундное внимание.

Кроме того, необходимо знать, за что ребенка могут поставить на учет в ПДН и какие меры могут быть к нему применены. Не забывайте, вы — родители!
depositphotos.com

В соответствии с Приказом №-569 МВД РФ от 26 мая 2000 года, подразделения по делам несовершеннолетних органов внутренних дел проводят индивидуальную профилактическую работу в отношении несовершеннолетних:

  • Употребляющих наркотические средства или психотропные вещества без назначения врача либо употребляющих одурманивающие вещества.
  • Совершивших правонарушение, повлекшее применение меры административного взыскания.
  • Совершивших правонарушение до достижения возраста, с которого наступает административная ответственность.
  • Освобожденных от уголовной ответственности вследствие акта об амнистии или в связи с изменением обстановки, а также в случаях, когда признано, что исправление несовершеннолетнего может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия.
  • Не подлежащих уголовной ответственности в связи с недостижением возраста, с которого наступает уголовная ответственность.
  • Не подлежащих уголовной ответственности вследствие отставания в психическом развитии, не связанного с психическим расстройством.
  • Обвиняемых или подозреваемых в совершении преступлений, в отношении которых избраны меры пресечения, не связанные с заключением под стражу.
  • Условно-досрочно освобожденных от отбывания наказания, освобожденных от наказания вследствие акта об амнистии или в связи с помилованием.
  • Получивших отсрочку отбывания наказания или отсрочку исполнения приговора.
  • Освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, вернувшихся из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа, если они в период пребывания в указанных учреждениях допускали нарушения режима, совершали противоправные деяния и (или) после освобождения (выпуска) находятся в социально-опасном положении и (или) нуждаются в социальной помощи и (или) реабилитации.
  • Осужденных за совершение преступления небольшой или средней тяжести и освобожденных судом от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия.
  • Осужденных условно, осужденных к обязательным работам, исправительным работам или иным мерам наказания, не связанным с лишением свободы.
  • Нужно обратить внимание, что возраст, с которого несовершеннолетний может быть привлечен к уголовной ответственности, определяет статья 20 УК РФ. По некоторым деяниям — это 14 лет.

Какие же меры могут быть применены к несовершеннолетнему?

Конечно, основная задача инспектора ПДН — профилактика правонарушений.

Однако бывают случаи, когда таковых мер недостаточно и ребенка направляют в Центр временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (далее ЦВИНП).

Необходимо помнить, что решение о направлении в ЦВИНП может принять только суд. И направляются туда лица, достигшие 14-летнего возраста. Решение о направлении в ЦВИНП принимает суд
depositphotos.com

При каких же ситуациях ребенок может быть направлен в ЦВИНП:

  • При злостном уклонении несовершеннолетнего от явки в суд либо от медицинского освидетельствования.
  • Самовольно ушедших из специальных учебно-воспитательных учреждений закрытого типа.
  • Совершивших общественно опасное деяние до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, в случаях, если необходимо обеспечить защиту жизни или здоровья несовершеннолетних или предупредить совершение ими повторного общественно опасного деяния, а также в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации, где ими было совершено общественно опасное деяние.
  • Совершивших правонарушение, влекущее административную ответственность в случаях, если их личность не установлена либо они не имеют места жительства, места пребывания или не проживают на территории субъекта Российской Федерации.

И последнее:

  • Решение о постановке на учет в ПДН несовершеннолетнего принимается в комиссии по делам несовершеннолетних (далее КДН), поэтому, если вам сообщили, что ребенка ставят на учет, подготовьте все возможные документы (грамоты, благодарности, характеристику из школы, спортивных учреждений), которые могут положительно характеризовать ваше чадо.
  • Не пропускайте день заседания КДН.
  • Во время рассмотрения деяния ребенка КДН постарайтесь убедить присутствующих, что вы проведете соответствующую профилактическую работу самостоятельно и впредь будете особо внимательны к тому, чем занимается ребенок. И не забывайте это делать в действительности.

Заботьтесь о своих детях
depositphotos.com

Если все же ребенка поставили на учет в ПДН, то знайте — через 6 месяцев вы имеете полное право ходатайствовать о снятии его с такового. Не забудьте это сделать, так как от инспектора ПДН тоже требуют план — количество несовершеннолетних, поставленных на учет, и порой ребенка не снимают с учета только из-за этих цифр.

Заботьтесь о своих детях! Будьте внимательны к ним! Не оставляйте их один на один с их бедами!

Что еще почитать по теме?

Как быть с детским воровством?
Несовершеннолетние преступники — кто они?
Правда ли, что СМИ провоцируют подростковую жестокость? полиция, несовершеннолетние

Источник: https://shkolazhizni.ru/law/articles/4775/

Учителя Владивостока — о травле со стороны учеников

Имеет ли право инспектор по делам несовершеннолетних забирать личные предметы учеников в школе?

Как учителю защититься от буллинга, разобрался «The Village Владивосток»

Когда автор статьи учился в школе, нравы там были спартанскими. Однажды наш 9-й класс изумленно наблюдал, как взбешенная учительница бросила парту вслед хулигану — и всех это скорее рассмешило, чем возмутило. Никто не переживал о криках или коронном «А голову ты не забыл?!». В конце 90-х учитель и ученик выясняли отношения по настроению — и это казалось нормой.

С новым поколением и гаджетами в школу пришли и новые правила: учитель теперь не имеет права повышать голос, выгонять учеников из класса во время урока, отбирать личные вещи — будь то мобильник или книжка-детектив — или наказывать учеников отправкой в угол. Юридически подкованные дети знают свои права, знают, что учитель по закону 152 «О персональных данных» не имеет права даже снять фото или видео с их хулиганствами без согласия родителей.

Этими привилегиями пользуются сложные подростки, чтобы затравить неугодных педагогов. И хотя тема буллинга обширна: дети мучают одноклассников, учителя выбирают любимчиков, школьные коллеги разбиваются на группы — в этой статье мы сосредоточимся на вопросе травли учителей учениками.

Исследователи НИУ ВШЭ провели опрос 2800 преподавателей из 75 регионов РФ и выяснили: буллингу со стороны учеников подвергался каждый 20-й учитель. Дети дразнят педагогов, придумывают им клички, игнорируют задания и отказываются выполнять требования.

«В нашем опросе 5,7 % учителей признались, что постоянно являются жертвами травли.

Если учесть, что в России всего 1,3 млн учителей, выходит, что в состоянии «униженных и оскорбляемых» находятся 75 тысяч работников, а это население небольшого города», — рассказали представители НИУ ВШЭ на Московском международном салоне образования в апреле 2018 года.

Во Владивостоке мы встретились с тремя учителями, которым довелось столкнуться с буллингом в школах. Публикуем рассказы от первого лица (все имена изменены по просьбе героев).

 Екатерина, 25 лет, преподает русский язык и литературу 5-11 классам: «Дети кукарекали на весь этаж, закидывали женское белье в класс и сбегали… Это 11-е классы создали закрытую группу и давали там друг другу задания «на слабо».

Унижать конкретного учителя цели не было: подростки подрывали дисциплину шутки ради. Понятно, что не со зла — они выпускают пар, набивают себе цену в глазах одноклассников. Но оставлять такие выходки безнаказанными — значит признать свое бессилие.

Иллюстрации

Аня Михайлова

А мы не знаем, как бороться с закрытыми группами, в которых сидит вся старшая параллель. Мы и сумку проверить не можем, и мобильник забрать. Метод «Я так сказал потому что я тут главный» уже не работает. Сейчас не ученик, а учитель боится сказать лишнее: в США давно рекомендуют не оставаться с ребенком вдвоем в кабинете — может обвинить в сексуальных домогательствах.

Думаю, тут идет отпор школьной системе в целом: дети не принимают авторитеты на веру. Они растут осознанными, им нужно логичное объяснение, зачем тратить время на школу, зачем им дисциплина.

Они требуют партнерства, а не подчинения — и чем больше мы стараемся загнать их в рамки, тем агрессивнее борьба. Тут сработает только диалог, если он вообще возможен. А иногда он невозможен: ребенка воспитывает семья, в которой могут происходить какие угодно странности.

Половина начальной школы вон ходит со смарт-браслетами с прослушкой — что дети, что учителя под контролем невротичных родителей».

 Михаил, 31 год, преподает геометрию 5-11 классам: «Я уволился из-за буллинга. Мне тогда дали 7-й класс после заслуженного преподавателя: опыт, старая закалка… И полное неведение о гаджетах.

Он не учел, что существуют приложения-решебники: загружаешь задачу и списываешь ответ. Весь 5-й и 6-й класс мои будущие ученики получали липовые «отлично». А когда я проверил их настоящие знания, волосы дыбом встали и у меня, и у них.

Дети не знали элементарщины, и новую программу без этой базы усвоить не могли.

Сначала дело пошло неплохо: всем наняли репетиторов, я дал двойную нагрузку. Но скоро подопечные взвыли, их недовольство росло пропорционально сложности предмета. В итоге меня стали бойкотировать. Ученики не выполняли задания, игнорировали меня, сдавали пустые листы. Их родители тоже посчитали, что я плохой учитель, раз «весь класс на репетиторстве, а учится на двойки».

А я, признаться, пустил вопрос на самотек: помимо этого класса у меня было еще четыре. Можно было обратиться к директору, собрать подтверждения — но мне просто хотелось поесть и высыпаться. Кончилось тем, что в школе устроили собрание и всей когортой надавили на мою молодость, мол, неопытный.

В итоге класс отказался от меня. Обидно было очень. Работа с пятью классами вкупе с буллингом вымотали меня, я психанул и ушел из школы. Сейчас думаю, что главной ошибкой было допустить выгорание.

Надо было твердо сказать «нет», когда меня уговаривали взять сразу столько учеников, и при первых звоночках с непутевым 7-м обращаться к директору».

 Валерия, 23 года, преподает математику 5-9 классам: «Костя, неформальный лидер пятого класса, почему-то меня невзлюбил. С первых дней он саботировал уроки, кривлялся, подговаривал друзей на эксперименты: один раз они поставили «белый шум» с телефона и ждали, замечу ли я.

Я видела, что мальчишка — зачинщик. Но замечания он игнорировал: «Все дурачатся, а придираетесь вы только ко мне!». Я подумала, что ученик просто не понимает предмет, говорила с ним, звала на консультации. Но он не пришел ни на одну. Через год конфликт разросся до предела: меня с его подачи задирала уже половина класса, а его родители отказывались даже поговорить.

Меня спасло обращение к директору: договорились, что весь месяц на уроках будет сидеть завуч. Он смотрел, как дети отвечают, как пишут контрольные. Подростки при нем боялись хулиганить — худо-бедно, но и Костя стал решать примеры, хотя сначала сбивался и нервничал. Постепенно атмосфера выровнялась, мониторинг прекратился, кончилась и травля».

Когда сталкиваешься с подобной ситуацией, всё как в кошмаре. Каждая неловкая шутка вроде «Ну что ж вы киваете, как китайские болванчики» может вызвать шквал осуждений, мол, «эта злая училка назвала детей болванами». Самое важное, что нужно делать в случае травли — искать защиту.

Просите завуча или директора присутствовать на уроках, собирайте вещдоки: листы с записками, контрольные, скриншоты в соцсетях. Фотографируйте работы, прежде чем раздать их — дети могут исправлять их постфактум. Нужно хранить динамику оценок за год. И если никто не пришел на консультацию, зафиксируйте пропуск. Число, время, подпись администратора.

Чем больше у вас будет доказательств, что ребенок действительно саботирует учебный процесс, тем больше вероятность, что вы не окажетесь козлом отпущения.

Осведомленность о своих правах и конфликтность еще не делают детей «плохими».

В школе сложно всем: подростки учатся дружить и враждовать, отстаивать себя и искать компромисс — и всё это в процессе когнитивных нагрузок. В идеале учитель должен помочь ребенку сориентироваться в этих условиях.

И тут важно не допускать собственного профвыгорания: в исследовании НИУ ВШЭ опрос показал прямую связь хронической усталости и буллинга.

В апреле 2018 года Общероссийский профсоюз образования провел конференцию «Стоп насилию в образовательной среде». Там поднимали вопросы защиты учителей и учеников от буллинга.

Полезные материалы (методички от ЮНЕСКО, предложения поправок к законам РФ и многое другое) хранятся здесь.

Среди спикеров о причинах детской агрессии емко высказался директор Федерального института развития образования Александр Асмолов: «Агрессия началась тогда, когда исчезли дворы. Невротики — те, кто не доиграли в детстве».

Тем не менее, понимание причин поведения детей — не повод «подставлять вторую щеку». Если травля началась, ее нужно пресекать. И преподаватель не должен справляться с этим в одиночку. Во-первых, всегда нужно привлекать к делу администрацию. Во-вторых, есть специальные организации, где учителям и ученикам помогают профессионалы.

 Антонина Логинова, педагог-психолог МУП «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи Владивостока»: «Чем чаще учитель будет выражать строгость и нетерпение, тем большую агрессию будет проявлять «трудный» школьник. Но если преподаватель начнет смотреть на внутреннюю позицию ученика, если попробует понять настоящие интересы ребенка, его цели, мотивы — есть шанс договориться.

Люди часто представляют конфликт как борьбу сторон за победу. Но продуктивнее принимать конфликт как сотрудничество, а своего «соперника» считать партнером по решению задачи. Нужно уметь выслушать друг друга, вникнуть в точку зрения другого человека, проявлять уважение, понимать чужие интересы и находить общий интерес.

Трудный ребенок — партнер педагога по конфликту. И если учителю первична дисциплина в классе, то ребенку важно самоутвердиться. Разрешить конфликт поможет объединение целей: к примеру, взрослый может дать ученику задание, в котором ученик упрочит свое «я».

Специалисты нашего учреждения по запросу школ проводят диагностику учащихся, проводят тренинги для учеников и учителей, принимают участие в педсоветах и родительских собраниях. Мы разбираем сложные случаи и помогаем всем участникам образовательного процесса адаптироваться к разным ситуациям».

 Директор одной из средних школ Владивостока: «Представим гипотетическую ситуацию: я веду урок, и вдруг ученик пинает дверь, с грохотом сбрасывает стул с парты и убегает. Можно сильно разозлиться — урок сорван, субординация нарушена.

Но как только я ставлю себя на место ребенка, злость сменяется беспокойством.

Почему он так поступил? Это ведь сильная эмоция — а вдруг у него случилось несчастье в семье, и он не знает, как справиться? Вдруг его терроризируют старшеклассники и заставили это сделать угрозами? Прежде чем принимать меры, всегда нужно узнать причину поведения.

https://www.youtube.com/watch?v=kwel9g4VNcU

Опять же, всё зависит от контекста. Какой возраст у хулигана? Систематически он нарушает порядок или разово? У одного учителя или у всех? Может, ученик талантлив в физике и математике, но совершенно не интересуется литературой и от скуки сходит с ума на уроке. Тогда наша задача — объяснить, как предмет применим к жизни, рассказать, чем литература может быть полезна.

За годы работы в школе я понял, что для учителя самое первое правило — держать свое слово. Если вы обещаете что-то детям и не делаете этого, ученики теряют доверие. Грозитесь поставить «два» — ставьте. Обещали найти кино на английском ищите и включайте. Пусть слова не расходятся с делом, и тогда дети будут прислушиваться к вам.

В крайнем случае, если ребенок вредит здоровью окружающих, есть юридический рычаг воздействия: постановка на учет в комиссии по делам несовершеннолетних. Если педагоги и психологи не справляются с девиацией, можно обратиться к инспектору.

Но готовы ли вы взять на себя такую ответственность? Ребенок может перерасти протестный возраст, а «неблагонадежная» запись останется. Это серьезная мера. Если это возможно, проблему лучше решить на уровне педсоветов и родительских собраний».

 «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи г. Владивостока». В центре помогают детям и учителям адаптироваться к учебной программе и коллективу.

Работники центра проводит тренинги для педагогов, участвуют в педсоветах и родительских собраниях, проводят дошкольную подготовку детей и помогают ребёнку выбрать профессию, получить мотивацию к учебе и наладить общение со сверстниками, учителями и родителями. телефон 264-85-41

 Приморская краевая организация профсоюза работников народного образования и науки РФ. Сюда можно обратиться при любых сложностях в образовательном процессе. Организация следит за соблюдением трудового кодекса, участвует в различных собраниях и конференциях, помогает всем учителям. В профсоюз достаточно позвонить или прийти лично — вам всегда помогут.

 «Учительская». Группа молодых учителей Владивостока: тут коллеги проводят круглые столы, делятся опытом, советами и поддержкой.

 Всероссийский сайт «Школа и право». Служба поддержки участников образовательного процесса. Отвечают онлайн на любые вопросы о правах учителей и учеников в школе, есть большая база предыдущих ответов и группа для общения онлайн.

 Всероссийская группа «Омбудсмен образования». Тут можно получить юридическую консультацию об образовательном процессе и просто поддержку коллег. Вы задаете вопрос, его публикуют и выносят на обсуждение. Можно писать анонимно.

Отдельно проясним ситуацию с видеозаписью в школе. Законодательство не регулирует ситуацию о проведении видеозаписи во время уроков.

Однако учителю с камерой могут предъявить претензии на основании Федерального закона «О персональных данных». Съемка может быть расценена как обработка персональных данных, и в случае конфликта педагога могут привлечь к гражданской или административной ответственности.

Изображение гражданина находится под особой защитой. Статья 152.1 Гражданского кодекса РФ называет его нематериальным благом. Соответственно, каждый гражданин вправе запретить получение своего изображения или запись видео о себе.

Если школа допускает осуществление видеозаписи на территории школы  оно обязано уведомить об этом Роскомнадзор и указать, с какой целью собираются данные, какие локальные документы гарантируют защиту данных.

По закону учитель должен получить письменное согласие родителей каждого ученика на ведение видеозаписи и обозначить цели использования записей, порядок хранения и доступа к ним.

Каждый родитель, в соответствии с законом “О защите персональных данных” имеет право получать информацию о целях видеозаписи, о лицах, которым они передавались, имеет право знакомиться с записями, требовать уничтожения записей и требовать прекращения видеозаписи.

Источник: https://www.the-village.ru/village/people/experience/326497-bulling

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Имеет ли право инспектор по делам несовершеннолетних забирать личные предметы учеников в школе?

Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:

  • на бесплатное образование;
  • на  выбор учебного заведения;
  • на выбор формы получения образования: в школе  и вне школы путем семейного образования и самообразования;
  • на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
  • на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
  • на  бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
  • на  участие в школьном самоуправлении;
  • на помощь учителей во время обучения;
  • на свободу совести и выражение личных убеждений;
  • на обучение в безопасных условиях;
  • на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
  • на помощь школе на добровольных началах;
  • на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
  • на доступ к информации;
  • на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
  • на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
  • на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
  • на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
  •  имущественные права.

Нарушать права ребенка, в том числе и в школе,  недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:

«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».

Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.

Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и  учитель не  допустил его до уроков. Когда ученика  не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.

В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие  меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой  меры,  как отстранение от урока — нет.

Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или  ученик могут написать жалобу директору школы,  в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.

Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками  мер физического воздействия к ученикам недопустимо.

Бывает, что  учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.

 Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.

Если такие «методы воспитания» практикуются в школе,  то это повод для родителей  обратиться в суд.

Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель  может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.

Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.

Это ничто иное  как   применение мер психического насилия по отношению к ученику,  унижение его чести и достоинства.

В таком случае  родители вправе не  только обратиться к администрации школы, но и  в прокуратуру, и в суд.

Не единичны факты, когда  школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.

Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей  есть все основания обратиться  с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.

Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.

В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».

Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.

Следует отметить, что  Министр образования и науки О.Ю.Васильева  считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.

Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила  она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре  26 сентября 2016 года.

Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.

Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если  родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен  обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.

Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.

Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка,  в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в  Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные  случаи без разбирательства.

Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.

Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно  выполнять.

К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия  в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы,  уважать честь и достоинство других учеников и работников школы,  выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами   школы, а на федеральном уровне —  законом об образовании.

Примечание

С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.

В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями,  ответ на свою жалобу заявитель должен получить  в срок, не превышающий 30 дней.

Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей

Декларация прав ребенка

Конвенция о правах ребенка

Конституция РФ

Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей

Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей

Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»

Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»

Федеральный закон  «Об образовании в Российской Федерации»

Также в блоге

Защитим наших детей

Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся

Из школы в школу

Защищаем права ребенка в школе

Безопасность ребенка в школе

Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации

Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой

Источник: https://eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий