Верховный суд встал на сторону владельцев ОСАГО. Обзор пяти дел
Что разрешено страхователям с точки зрения высшей судебной инстанции
Есть обновление от 16:55 →
Комитет Госдумы рекомендовал принять законопроект о санации страховщиков
ТАСС, Игорь Акимов
Москва. 27 ноября. INTERFAX.RU – Страховщики продолжают при малейшей возможности уклоняться от выплат по полисам ОСАГО, а суды не всегда могут распознать злоупотребления, свидетельствуют материалы новой серии “страховых” судебных споров, которые дошли до Верховного суда (ВС) РФ.
Эксперты отмечают, что кассационная инстанция остается на позиции защиты интересов слабой стороны – страхователя и отчасти нивелирует влияние лоббистов на законодательство.
Отраслевые эксперты в свою очередь опасаются, что решения ВС открывают новые возможности для злоупотреблений “недобросовестных страхователей”.
На протяжении ноября Верховный суд опубликовал серию кассационных определений по делам, в рамках которых автовладельцы оспаривали отказы страховых компаний выплатить компенсации по ОСАГО.
Эти дела объединяет то, что во всех случаях суды районного звена удовлетворяли требования к страховщикам, после чего апелляция эти решения отменяла.
Верховный суд разобрал ошибки судов второй инстанции и вернул им все пять дел на пересмотр.
Страховщик не может диктовать условия осмотра
Первое из этих пяти дел касается ситуаций, когда владелец имеет право не доставлять поврежденную машину в страховую компанию и заказать оценку ущерба самостоятельно.
Это актуальная проблема, считают эксперты. Мошенники зачастую приглашают представителя страховщика на осмотр в населенный пункт, расположенный в сотнях километрах от областного центра, заведомо зная, что никто туда не поедет, сказал “Интерфаксу” заместитель гендиректора СК “МАКС” Виктор Алексеев.
В случае, который рассмотрел ВС, хозяин автомобиля Mitsubishi Pajero, у которого в результате аварии разбилось в том числе и стекло, не поехал в офис страховой компании, несмотря на два вызова, проигнорировал и приглашение приехать для согласования осмотра, высланное уже после отправки претензии и проведения экспертизы. “Росгосстрах” на этом основании платить не стал.
Это неправомерно, решили судьи ВС. Если машина повреждена настолько, что эксплуатировать ее нельзя (даже если просто разбито стекло), то страховщик должен организовать осмотр на территории пострадавшего в течение пяти дней. Не должна страховая компания требовать и доставки аварийной машины на эвакуаторе, вводя ее владельца в дополнительный расход.
В противном случае потерпевший при любых повреждениях машины признавался бы способным транспортировать его к страховщику, что противоречит закону об ОСАГО, отметил ВС в своем определении.
А раз компания не удосужилась организовать осмотр, то потерпевший вправе самостоятельно обратиться за экспертизой, и страховщик должен будет признать ее результаты, резюмировали судьи.
Представители страховой индустрии опасаются, что это решение создаст им серьезные сложности.
“Потерпевшего дважды приглашали на осмотр, после чего ему предложили приехать для согласования даты, времени и места осмотра – это вполне разумные действия”, – сказал “Интерфаксу” начальник управления методологии урегулирования убытков Российского союза автостраховщиков (РСА) Андрей Маклецов.
Теперь же автоюрист мог бы сослаться на решение ВС, указав, что раз суд вернул дело, то потерпевший, который игнорировал предложение страховщика, прав. “Данное решение мы не можем оценить как благоприятное для страховщиков”, – отметил он.
Утраченному праву на экспертизу – еще несколько месяцев
Второе дело – тоже “росгосстраховское”. Компания отказалась выплатить страховое возмещение пострадавшему, когда тот представил результаты самостоятельно заказанной экспертизы ущерба. “Росгосстрах” посчитал, что такого права у хозяина машины уже не было, так как 4 июля 2016 года вступил в силу запрет на такие действия (ст. 12 закона об ОСАГО), а авария произошла 22 июля 2016 года.
Это неправильный подход, указал ВС. В подобных случаях судам следует обращать внимание не на дату ДТП, а на момент заключения договора, разъяснила кассационная инстанция. А бумага эта была подписана до изменения 12-й статьи закона об ОСАГО.
Подобные ситуации возникают в периоды внесения изменений в профильное законодательство, когда и страховщик, и потерпевший не всегда понимают, какие нормы закона об ОСАГО работают в зависимости от дат, фигурирующих в деле (дата ДТП, дата заключения договора, дата вступления в силу изменений в закон об ОСАГО), считают в РСА.
При этом подход ВС союз приветствует. “Решение суда затруднит поиск лазеек между датами для предъявления неправомерных требований”, – сказал Маклецов из РСА. Бывают, по его словам, и добросовестные заблуждения, неверное понимание нововведений.
“Нужно отказаться от поправок в закон об ОСАГО в нынешних реалиях, чтобы дать практике устояться и избежать неправомерных претензий, основанных на различном понимании нововведений”, – резюмировал сотрудник РСА. Впрочем, директор судебно-правового департамента Страховой компании “Согласие” Анна Полина-Сташевская считает, что определение ВС по этому делу четко основано на положениях действующего законодательства.
Ущерб можно обосновать непосредственно в суде
В центре третьего спора оказался отказ страховой компании “ВСК” платить из-за неполного пакета документов, который направил автовладелец.
В последовавшем затем судебном процессе размер ущерба был установлен, страховщик его не оспаривал. А раз так, то лишать права на страховое возмещение нельзя, решил ВС.
Можно отклонять только дополнительные требования: компенсацию морального вреда, неустойку штраф и пр., следует из кассационного определения.
“Верховный суд принял обоснованное решение”, – считает Полина-Сташевская. Не согласен с ней Алексеев из СК “МАКС”, у которого решение Верховного суда вызывает серьезные опасения. По его мнению, суд должен установить не только ущерб, но и документально подтвердить сам факт аварии, иначе все “пьяные” наезды на препятствия могут превратиться в ДТП.
“Злоупотребления по таким ситуациям были и раньше, а на фоне отмены с 20 октября справки о ДТП (так называемая форма №154 – ИФ) можно получить всплеск сфальсифицированных ДТП”, – предупреждает он. “Действия недобросовестных страхователей могут быть весьма неприятны”, – опасаются в РСА. Представители РСА видят в этом почву для конфликтов и роста числа обращений в суд.
Страховщик не может отказать в выплате вместо банкрота
В четвертом деле виновник ДТП был застрахован в страховой компании “Оранта”, у которой отозвали лицензию 29 апреля 2015 года. Потерпевший обратился к своему страховщику – “СК Мегарусс-Д” – за компенсацией, но получил отказ.
Так делать нельзя, указал ВС. Страховая компания потерпевшего в подобных случаях должна заплатить, а потом может обратиться за компенсацией в профессиональное объединение страховщиков, следует из кассационного определения.
Это уже устоявшаяся практика. Если виновник ДТП был застрахован у страховщика, у которого затем отозвали лицензию, мы направляем заявку на акцепт, а затем выставляем требование на оплату в РСА, говорит Алексеев. По его словам, не было случая, чтобы РСА отказал в компенсации.
По закону об ОСАГО, в этом случае потерпевший обращается за прямым возмещением убытков, а страховщик затем обращается в РСА. Такая практика существует с 2014 года, когда вступили в силу соответствующие поправки, отмечают в союзе страховщиков: “Таким образом выплачивается около двух третей всех компенсационных выплат – безо всяких судов, просто по закону”.
Доверенность – это тоже владение
Пятое дело возникло из-за отказа страховой компании “Гелиос” компенсировать автовладельцу ущерб от аварии, в которую попали два его автомобиля. Автомобиль Toyota, где хозяин был за рулем сам, ударил Mercedes, которым управляли по доверенности.
Суды двух инстанций поддержали страховщика на том основании, что кредитор и должник в случае такой аварии едины в одном лице, но ВС направил дело на новое рассмотрение.
Он указал, что водитель Mercedes владел машиной в момент ДТП и, значит, на него распространяются все связанные с владением обязанности.
“Отказывая в удовлетворении исковых требований, судебные инстанции не указали каких-либо норм, в силу которых страховщик освобождался бы от выплаты страхового возмещения в случае причинения лицом, ответственность которого застрахована, вреда имуществу другого лица”, – говорится в определении ВС.
Работа над ошибками
Эту серию дел объединяет то, что страховые компании допустили явные злоупотребления, а нижестоящие суды не смогли их распознать, отмечают эксперты. “Верховный суд в целом остается на позиции защиты прав страхователя, как слабой стороны”, – сказал “Интерфаксу” адвокат Алексей Михальчик.
В последнее время под давлением лоббистов страховой отрасли происходит дрейф законодательства не в пользу пострадавших, отметил он. “Требования к страхователям ужесточаются под предлогом борьбы с мошенниками, но в результате мы получаем формулировки закона, de facto устанавливающие презумпцию недобросовестности лица, обратившегося за получением страховой выплаты”, – сказал Михальчик.
Но практика ВС, по его словам, отчасти нивелирует эту тенденцию. “В указанных судебных актах совершенно правильно разъясняется, что основополагающим обстоятельством для страховщика является факт ущерба, а не сопутствующие формальные обстоятельства”, – отметил Михальчик.
“Эти решения Верховного суда пресекают злоупотребления, допущенные страховыми компаниями”, – отметила руководитель юридического отдела юридического бюро “Падва и Эпштейн” Татьяна Манакова.
При этом, по ее словам, они почти полностью основаны на разъяснениях, которые ВС дал в постановлении от 29 января 2015 года №2 “О применении судами законодательства об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств”.
Значит, резюмирует Манакова, ожидать изменения судебной практики не стоит.
Источник: https://www.interfax.ru/business/589199
Что делать при ДТП в 2019 году: порядок действий, 8 советов
В 2018 году в России ГИБДД было зарегистрировано более 168 000 дорожно-транспортных происшествий.
А число мелких аварий, участники которых решают конфликт без представителей органов правопорядка, подсчитать и вовсе не представляется возможным.
Каждый водитель, даже самый аккуратный, ежедневно рискует попасть в ДТП и боится этого. Но за рулем будет куда спокойнее, если точно знать, как действовать в случае аварии.
Каждый день в России происходит около 450 ДТП
Мы подготовили для вас видео с короткой и понятной справкой о порядке действий при ДТП. А дальше подробно разберем, как вести себя, если вы стали участником аварии.
Первые действия в случае попадания в ДТП
Если вы попали в аварию, в первую очередь оцените обстановку и выполните следующие обязательные действия:
- Заглушите мотор.
- Включите стояночный тормоз.
- Включите аварийные сигналы.
- Установите знак аварийной остановки сзади автомобиля на расстоянии 15 метров, если находитесь в населенном пункте, и 30 метров, если авария произошла за пределами населенного пункта.
Установка аварийного знака – обязательное действие при ДТП
- Если есть пассажиры – опросите и осмотрите их на наличие травм.
- Подойдите к машине/машинам других участников ДТП, установите наличие в салоне пострадавших.
- Вместе со вторым водителем сфотографируйте место происшествия в разных ракурсах. Необходимо, чтобы по снимкам было легко понять, где находятся автомобили, какие повреждения ими получены. Фотографируйте так, чтобы в кадре были номера машин. Дополнительно можно провести видеосъемку.
- Если пострадавших нет, после фото/видеосъемки уберите автомобили с дороги, чтобы они не создавали препятствий другим участникам дорожного движения. Это требование является обязательным согласно пункту 2.6.1 ПДД РФ.
Дальнейшие действия зависят от того, какой вред причинен имуществу и участникам ДТП и как владельцы автомобилей договорились оформлять аварию.
Как быть, если виновник аварии скрылся с места ДТП?
Скрыться с места ДТП водитель может по разным причинам. Если авария серьезная, это обычно попытка избежать ответственности. Если же владельца машины рядом нет и повреждения незначительные, например, немного помят бампер или треснуло зеркало, виновник может не заметить их по невнимательности.
Если виновник ДТП скрылся, выполните все предусмотренные ПДД действия при аварии и как можно быстрее сообщите об инциденте в полицию или ГИБДД.
Попытайтесь найти свидетелей и попросите у них контактные данные, чтобы они могли дать показания в вашу пользу.
По возможности, запишите как можно больше подробностей о виновнике ДТП: марку, модель, цвет, госномер автомобиля, направление, в котором он скрылся и т. д.
Скрывшегося с места ДТП водителя ждет лишение прав на 1-1,5 года или арест на 15 суток
Что делать, если виноват?
Вы виноваты в ДТП? Не пытайтесь скрыться с места аварии, иначе рискуете лишиться прав или сесть за решетку на 15 суток, даже если нет пострадавших. Помните, что попытки избежать наказания обычно заканчиваются дополнительными штрафами, увеличением срока лишения свободы и другими неприятным последствиями.
Выполните все предусмотренные ПДД действия, в том числе по фиксации места ДТП. Если ущерб незначительный, попытайтесь договориться со вторым участником аварии об урегулировании конфликта без привлечения ГИБДД. Если есть пострадавшие или причинен серьезный ущерб чужому автомобилю, дождитесь представителей ГИБДД и страховой компании.
Чтобы понести наказание только за то, в чем вы действительно виноваты, следите, чтобы все обстоятельства аварии отражались в протоколе и других документах объективно, принимайте активное участие в экспертных действиях. При необходимости можете привлечь независимых экспертов. Обязательно запрашивайте копии всех документов, которые предъявляются пострадавшей стороной в страховую компанию или судебные органы.
Что делать, если у виновника нет ОСАГО?
В ч. 1 ст. 1064 ГК РФ и в ст.4 ФЗ № 337 от 28.11.2011 года говориться, что виновник ДТП обязан возместить ущерб, причиненный пострадавшему. Это правило действует и в случае отсутствия у него полиса ОСАГО.
Вы можете договориться с виновником аварии об оплате ремонта автомобиля в добровольном порядке или же обратиться для возмещения ущерба в судебные органы.
Если виновник готов возместить ущерб добровольно, но нужной суммы у него при себе нет, как и возможности сразу перевести деньги вам на карту, не забудьте составить расписку.
Если у виновника аварии нет страховки, он все равно обязан возместить ущерб
Кстати, за езду без страховки или с просроченным полисом виновному в аварии водителю придется заплатить штраф в размере 800 рублей (ст. 12.37 КоАП РФ).
Оформление ДТП без пострадавших
ДТП, в которых нанесен ущерб только имуществу участников, оформляются двумя способами – без участия инспекторов ГИБДД и с их участием. Рассмотрим каждый вариант.
По европротоколу
С июля 2015 года большинство ДТП могут оформляться без участия инспектора ГИБДД. Участники аварии сам фиксируют ее факт и сообщают о ней в страховую компанию. На ближайший пост ГИБДД или в отделение полиции передается только извещение. Это так называемый «европротокол». ДТП по нему можно оформить, если:
- участвует не более 2 автомобилей;
- повреждено только имущество участников аварии;
- не нанесен ущерб государственному имуществу;
- у обоих участников оформлены полисы ОСАГО;
- у участников аварии нет разногласий по поводу виноватой стороны, обстоятельств ДТП, размера ущерба.
Максимальная сумма возмещения ущерба по европротоколу – 100 000 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге она увеличена до 400 000 рублей, если обстоятельства аварии зафиксированы с помощью специального приложения или системы ГЛОНАСС.
В течение 5 дней после оформления европротокола пострадавшей стороне необходимо обратиться в страховую компанию. Там потребуется предъявить извещение, заполнить заявление, пройти оценку повреждения авто и подписать акт.
Для получения страхового возмещения по европротоколу важно правильно заполнить извещение об автоаварии и составить схему ДТП
С участием ГИБДД
Если у участников аварии есть разногласия или ущерб автомобилям явно превышает установленные для европротокола суммы, то нужно вызывать на место ДТП инспектора ГИБДД. Представитель Госавтоинспекции проводит следующие действия:
- осматривает место происшествия, при необходимости огораживает его;
- если виновник аварии скрылся, выявляет направление его движения;
- обеспечивает присутствие на месте происшествия водителей и свидетелей, если должна прибыть оперативная группа;
- опрашивает свидетелей;
- проводит замеры, составляет схему ДТП;
- заполняет протокол;
- предоставляет участникам ДТП возможность ознакомиться с протоколом.
Протокол подписывается участниками аварии только в том случае, если они согласны с его содержанием.
По итогам оформления ДТП нужно получить следующие документы:
- Постановление об административном нарушении, если водитель нарушил ПДД.
- Протокол ДТП со схемой аварии, перечнем механических повреждений ТС, показаниями участников и свидетелей.
Эти документы, а также извещение о страховом случае по форме страховой компании, передаются страховщику для получения компенсации по полисам ОСАГО или КАСКО. Они же необходимы для предоставления в судебные органы, если возмещение ущерба приходится требовать через суд.
Инспектора ГИБДД осматривают место ДТП и составляют его схему
При оформлении ДТП можно вызвать аварийного комиссара – независимого или от страховой компании. Но учтите, что специалист только помогает правильно оформить аварию, свидетелем он не является.
Оформление ДТП с пострадавшими
Если после ДТП вы обнаружили, что ваши пассажиры, водитель или пассажиры другого автомобиля получили травмы, необходимо выполнить следующие действия:
- определить состояние пострадавших путем внешнего осмотра и опроса;
- оказать первую помощь. Порядок действий можно найти в Памятке МЧС;
- вызвать бригаду скорой помощи;
- если пострадавший в критическом состоянии – организовать его срочную доставку в медицинское учреждение на своем транспорте или на проезжающем мимо автомобиле. В этом случае вы не будете считаться скрывшимся с места ДТП;
- вызвать полицию, сообщив, что в ДТП есть пострадавший/пострадавшие;
- дождаться приезда представителя Госавтоинспекции;
- дать подробные пояснения по ДТП;
- подписать протокол, предварительно ознакомившись с его содержанием. Если вы не согласны с протоколом и инспектор не вносит в него ваши замечания, не ставьте подпись.
Какая ответственность предусмотрена за невыполнение обязанностей в связи с ДТП?
Статьей 12.27 КоАП РФ устанавливаются меры наказания для граждан, которые не выполняют свои обязанности в связи с дорожно-транспортными происшествиями. Приводим их в таблице.
Невыполнение предусмотренных ПДД обязанностей, связанных с ДТП | Штраф в размере 1 000 рублей |
Оставление места ДТП виновником аварии, если нет признаков уголовного преступления | Лишение права на управления автомобилем на 1-1,5 года или лишение свободы на 15 суток |
Невыполнение требований о неупотреблении алкогольных, наркотических и психотропных веществ после ДТП до проведения освидетельствования/освобождения от освидетельствования | Лишение права на управления автомобилем на 1,5-2 года и штраф в размере 30 000 рублей |
Ответственность за ДТП, в которых есть тяжело пострадавшие или погибшие люди, устанавливается Уголовным Кодексом РФ. Виновник такой аварии может получить наказание в виде принудительных работ или лишиться свободы на срок до 9 лет по статье 264 УК РФ.
Типичные ошибки при попадании в ДТП
Мы рассказали, что нужно делать при ДТП, а теперь перечислим, чего делать нельзя, если вы не хотите получить отказ в компенсации ущерба от страховой компании, нарваться на штрафы и другие наказания.
В состоянии стресса из-за аварии многие водители допускают следующие ошибки:
- Вносят некорректные данные в протокол, извещение о страховом случае и другие документы. Не торопитесь и несколько раз проверьте все сведения, включая дату рождения, госномер автомобиля и т. д.
- Забывают зафиксировать место ДТП на фото/видео или делают это неправильно.
- Неправильно или неполно заполняют форму европротокола. Обязательно пользуйтесь инструкцией по заполнению извещения, которая всегда к нему прилагается, вносите полные сведения в каждую графу документа. Уделяйте особенное внимание составлению схемы ДТП.
- Договариваются о добровольном возмещении ущерба без привлечения страховой компании и не составляют расписку.
- Подписывают протокол, не ознакомившись с его содержанием.
- На эмоциях совершают неосмотрительные действия – скрываются с места аварии, затевают драку с другими участниками ДТП и т. д. В этой ситуации обычное ДТП, которое можно было оформить без привлечения ГИБДД, нередко перерастает в уголовное дело.
Не поддавайтесь эмоциям, если попали в ДТП
Обезопасить себя от ДТП на 100% невозможно. Даже если вы откажетесь от личного транспорта, вы все равно можете стать участником аварии как пешеход или как пассажир автобуса или такси.
Но все же, если соблюдать ПДД и не отвлекаться от дороги, шансов попасть в ДТП куда меньше.
А чтобы точно знать, как вести себя в случае аварии, распечатайте и положите в бардачок короткую памятку или сохраните нашу статью в закладках браузера своего смартфона.
Источник: https://www.tts.ru/blog/pdd-shtrafy/chto-delat-pri-dtp/
Виновник ДТП заплатит дважды
После ДТП с чужой дорогой иномаркой вам, возможно, придется ремонтировать ее за свой счет в стране-производителе
Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.
Возмещение «на бис»
В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт.
В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ.
Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.
В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.
Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей.
Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму.
Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели.
От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.
В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».
Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).
«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.
«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.
В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ.
Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС.
Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.
Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.
От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.
ОСАГО не защищает?
В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума.
«А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene.
— А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».
Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может.
«Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов.
— С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».
В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист.
К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ).
Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.
Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско.
«Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он.
— Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.
ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».
А судьи что?
Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.
ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.
ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».
Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.
В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков.
«Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.
ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».
Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.
Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно.
«Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.
«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую.
«Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».
Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение.
Страховщики против… страховщиков
Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.
Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру).
«В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».
Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа.
Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП.
Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.
Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде.
Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного.
То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.
Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.
Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru
Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10539446
Что делать при ДТП, чтобы получить страховое возмещение
Стоит признать, что автомобилистам периодически приходится сталкиваться со страховыми случаями. Происходит это чаще всего по причине дорожно-транспортных происшествий.
На данный момент законодательством определено, что на территории Украины запрещена эксплуатация транспортных средств в дорожном движении (за исключением определенных типов) без полиса обязательного страхования гражданско-правовой ответственности.
Таким образом, достаточно актуальным на сегодня является вопрос: что делать при наступлении ДТП, что и когда подавать в страховую, как получить возмещение от страховой компании.
Учитывая, что страховщик, выдавший полис обязательного страхования гражданско-правовой ответственности, не заинтересован платить вообще, и, как следствие, пострадавшие в ДТП получают от сотрудников страховых компаний информацию о своих правах и обязанностях, а также о процедурном порядке выплаты возмещения, не совсем ту, которая регламентирована Законом, а выгодную страховщику.
Поэтому, мы решили, на основании действующего законодательства, подготовить пошаговою инструкцию для потерпевших в ДТП с оптимальными сроками урегулирования выплаты страхового возмещения (в этой статье мы не рассматривали порядок оформления европротокола и урегулирование ДТП без вызова ГАИ, об этом мы напишем в следующих статьях).
Действия потерпевшего в следствии наступления ДТП (при повреждении автомобиля)
Первая стадия. Произошло ДТП.
1. Выполнить указанные в Правилах дорожного движения обязанности водителя, причастного к ДТП.
2. Проинформировать других участников ДТП о себе, своем месте жительства, названии страховой компании и информацию о полисе ОСАГО.
3. Позвонить на номер горячей телефонной линии своей страховой компании, а также страховой компании других участников ДТП
Вторая стадия. Обращение в страховые компании, подача уведомления, заявления, документов.
1. Необходимо немедленно, но не позднее 3 (трех) рабочих дней, предоставить в страховую компанию, с которой Вы заключали полис ОСАГО (можно обратиться непосредственно в офис страховой или отправить документы по почте):
- Уведомление о ДТП;
- ведомости о местонахождении Вашего поврежденного автомобиля;
- контактный номер телефона и свой адрес.
2. Не позднее 7 (семи) рабочих дней после ДТП предоставить в страховую компанию виновника ДТП:
- Уведомление о ДТП;
- ведомости о местонахождении Вашего поврежденного автомобиля;
- контактный номер телефона и свой адрес;
- все имеющиеся документы, которые связаны с ДТП: справки ГАИ, фото с места ДТП.
3. Для получения страхового возмещения в страховую компанию виновника ДТП необходимо предоставить Заявление о страховом возмещении. Такое заявление должно быть подано на протяжении 30 (тридцати дней) с момента подачи уведомления о ДТП, но не позже 1 (одного) года с момента наступления ДТП.
Мы рекомендуем заявление о страховом возмещении подавать как можно быстрее, возможно в день подачи уведомления о ДТП. Поскольку с момента подачи заявления рассчитывается срок для осуществления страхового возмещения.
Заявление о страховом возмещении должно содержать:
- наименование страховщика;
- фамилия, имя, отчество заявителя;
- содержание имущественного требования (пример: материальный ущерб за поврежденный автомобиль в размере) и документы, которые это подтверждают при наличии (пример: счет СТО, отчет оценщика);
- информацию о проведенных взаиморасчетах с другим участником ДТП;
- подпись заявителя и дата подачи.
К заявлению необходимо приложить такие документы:
- паспорт гражданина или другой подтверждающий личность документ;
- документ, подтверждающий право заявителя на получение возмещения (доверенность, договор аренды, другие) если заявитель не потерпевший;
- справка о присвоении идентификационного кода;
- свидетельство о регистрации автомобиля;
- ведомости о банковских реквизитах заявителя (при наличии).
Указанные документы можно подать в оригиналах для копирования сотрудником страховой или заверенных заявителем копиях. Страховщик имеет право требовать оригиналы документов для осмотра.
Закон не обязывает потерпевшего добывать и предоставлять в страховую компанию материалы ДТП и постановление суда о признании виновника ДТП.
Мы рекомендуем Вам получить постановление суда самостоятельно и предоставить его в страховую компанию, это поможет ускорить сроки выплаты.
Третья стадия. Согласование размера страховой выплаты.
Законом предусмотрено, что страховщик в случае согласования с потерпевшим размера страхового возмещения и признания таких требований, обязан на протяжении 15 (пятнадцати) дней с дня согласования осуществить выплату.
На этой стадии мы рекомендуем:
- ознакомиться с оценкой проведенной страховой (если такая есть);
- предоставить в страховую свою оценку, счет/акт СТО;
- ознакомиться с расчетом страхового возмещения проведенного страховой компанией;
- если вы согласны с посчитанной сумой возмещения, обращайтесь в страховую с письменным заявлением в котором сообщите о своем согласии суммой возмещения и требуйте оплату в течение 15 дней с дня получения вашего уведомления.
- если не согласны необходимо писать свои возражения как в страховую, так и в надзорные органы.
В любом случае советуем не ждать сложа руки 90 (девяносто) дней, а действовать.
Наши рекомендации.
Все заявления и уведомления, которые подаете, обязательно регистрируйте в страховой компании и просите предоставить вам копии. Если отправляете почтой, то с уведомлением о вручении. Всегда просите сотрудника страховой компании фиксировать письменно и предоставить вам письменное подтверждение перечня документов, что приняты от вас страховой компанией.
Потерпевший не имеет права каким-либо образом изменять состояние поврежденного автомобиля до его осмотра представителем страховщика.
Такой осмотр должен быть проведен на протяжении 10 (десяти) рабочих дней с момента подачи вами уведомления о ДТП в страховую виновника ДТП.
В случае неприбытия представителя страховой на протяжении указанного времени Вы имеете право заказать собственную оценку и далее ремонтировать автомобиль. Стоимость оценки обязана оплатить страховая компания.
Действия страховой компании при поступлении уведомления о ДТП от потерпевшего
Первая стадия. Сбор документов.
Страховая компания виновника ДТП обязана на протяжении 2 (двух) рабочих дней с момента получения от потерпевшего уведомления о ДТП начать расследование (это значит: осуществить подготовку и подачу запросов во все необходимые органы (ГАИ, суд и другие) для своевременной выплаты возмещения.
Вторая стадия. Проведение оценки размера причиненного вреда, изучение обстоятельств ДТП. Определение размера страхового возмещения.
1.
Страховая компания виновника ДТП обязана на протяжении 10 (десяти) рабочих дней с дня получения от Вас уведомления о ДТП направить по указанному Вами местонахождению поврежденного автомобиля своего представителя для осмотра автомобиля с целью определения размера ущерба и причин ДТП.
Если представитель страховой компании не прибыл, заказывайте собственную оценку в оценочной компании.
2. Страховая компания после: получения постановления суда (или иных документов) что подтверждают виновность участника ДТП, уведомления о ДТП, заявлении о страховом возмещении и документы которые прилагаются к заявлению, документы подтверждающие размер убытка, обязана принять решение о выплате страхового возмещения или об отказе в выплате страхового возмещения.
Третья стадия. Принятие решения о выплате или отказе в выплате страхового возмещения.
1.
Страховая компания обязана на протяжении 15 (пятнадцати) дней с дня согласования с заявителем (потерпевшим) размеров страхового возмещения, (при наличии заявления о выплате страхового возмещения и документов, что подаются с ним, уведомления о ДТП), но не позже 90 (девяносто) дней с момента получения заявления о выплате страхового возмещения:
- в случае признания требований заявителя выплатить страховое возмещение;
- в случае непризнания требований отказать в выплате страхового возмещения
Страховщик обязан на протяжении 3 (трех) дней с момента принятия решения уведомить заявителя о принятом решении письменно.
Источник: https://blog.liga.net/user/aukrainskij/article/15812