Использование изображений художника на продукции

Как легально печатать картины на футболках?

Использование изображений художника на продукции

Помогите разобраться с законом об авторском праве. Я предприниматель, занимаюсь производством сувенирной продукции. Компания выпускает футболки и толстовки с принтами произведений искусства. Вопросов несколько.

Если автор картины умер более 70 лет назад, могу ли я использовать его картину для принта на футболке? А как зависит от местонахождения картины, например, какая-то в Третьяковке, какая-то в частной коллекции, в зарубежной галерее или вообще утеряна?

Если автор умер более 70 лет назад, нужно ли мне вообще смотреть, где хранится картина, и думать, можно ли ее использовать для производства продукции на продажу?

Если взята не вся картина, а только ее часть — не более 70% картины?

Вот конкретный пример. Рисунок Александра Дейнеки «Футбол». Автор умер менее 70 лет назад. Оригинал находится в Ивановском художественном музее. Рисунок «Футбол» сделан в 1928 году для журнала «Даешь!». Кому принадлежат права на воспроизведение — родственникам художника? Галерее? Журналу «Даешь!»?

В интернете есть разная продукция с шедеврами мировой живописи. Я сомневаюсь, что производители получили разрешение на эти принты. Какова ответственность за нарушение авторских прав?

Хотелось бы работать честно и популяризовать русскую и мировую живопись.

Благодарю за ответ. Иван.

Для начала подробно остановимся на охране авторских прав в России.

Существуют исключительные авторские права — право на воспроизведение, копирование, переделку, публичный показ, трансляции в эфир и т. д. Эти права закон охраняет в течение определенного срока. Автор может передать их кому угодно еще. Для вас это значит, что договариваться об использовании произведения искусства не всегда нужно с его автором.

Еще есть неотчуждаемые права автора, которые никто, включая самого автора, не может никому передать. Например, нельзя продать право на имя автора. Никто не может заплатить наследникам Энди Уорхола, чтобы называть себя автором его картины.

Авторское право — сравнительно молодая отрасль права для России. Четвертую часть ГК РФ, которая регулирует эти вопросы, приняли только в 2006 году. В советское время авторские права упоминались в ГК РСФСР, но защитой их никто серьезно не занимался.

Сейчас охрану прав авторов времен СССР регулирует ч. 2 ст. 6 ФЗ «О введении в действие части четвертой ГК Российской Федерации». По этому закону, если между годом смерти автора и 1 января 1993 года прошло более 50 лет, то произведение считается общественным достоянием и закон его не защищает. А если меньше 50 лет, то права автора защищаются в течение 70 лет с момента его смерти.

Если автор или его наследники передали музею не только саму картину, но и исключительные права, то спрашивать разрешения на использование картины надо у музея.

Если же картина хранится в музее, а художник давно умер и картина стала общественным достоянием, то по российским законам исключительные права принадлежат музею. Правда, в других странах такие правила встречаются редко.

Гражданский кодекс устанавливает, что защита от использования произведения (копирования, распространения, публикации и т. д.) действует 70 лет после смерти автора или последнего из соавторов.

Через эти 70 лет произведение искусства в России становится общественным достоянием. Это значит, что кто угодно может использовать его безвозмездно и ничего не платить.

В России существует путаница с законами. Для закона произведение существует сразу в двух вариантах: как объект авторского права и как экспонат музейной коллекции.

Гражданский кодекс определяет срок защиты авторских прав в 70 лет с момента смерти автора.

Закон о Музейном фонде говорит, что выпускать какую-либо печатную, сувенирную и тому подобную продукцию с изображением музейных предметов можно только с разрешения дирекции музеев.

Получается противоречие. В музеях хранятся картины художников, умерших двести, триста, а то и тысячу лет назад — намного больше, чем 70. Получается, что раз они выставлены в музее, то по закону о Музейном фонде охраняются бессрочно. А по ч. 4 ГК РФ вроде бы уже должны были стать общественным достоянием.

Суды в России до сих пор не имеют однозначной позиции по этому вопросу.

Вот, например, результаты крупного судебного дела между Эрмитажем и бизнесменом, который без разрешения музея использовал картину Томаса Гейнсборо «Дама в голубом». Художник умер в 1788 году.

Предприниматель использовал изображение с картины даже не для продажи, а для дизайна сайта. После трех лет судебных споров Эрмитаж выиграл дело и запретил бизнесмену использовать изображение.

Александр Дейнека опубликовал рисунок «Футбол» в 1928 году, а умер в 1969 году. С 1 января 1970 года по 1 января 1993 года прошло только 23 года — то есть меньше 50 лет. Значит, исключительные права на рисунок защищены с 1970 по 2040 год.

Публикация в журнале 1928 года вряд ли будет иметь значение: во времена раннего СССР автор и журнал вряд ли заключали какой-либо договор на отчуждение прав, после которого срок защиты считался бы с момента публикации.

Так как вы хотите использовать его картину для продажи сувениров, лучше попробовать получить согласие музея. Судебное дело в отношении рисунков Александра Дейнеки уже было: Курская картинная галерея имени А. А. Дейнеки взыскала с предпринимателя убытки за использование картин без ее согласия.

Что касается использования фрагмента картины или ее измененного варианта, например стилизации или коллажа, то это сложный вопрос, на который нет точного ответа.

Все вышеописанное работает, только если художник или его наследники жили и живут в нашей стране, либо картина хранится в российском музее, либо автор картины гражданин России. В других странах свои законы. А еще есть и международные нормы.

Если вы захотите легально использовать картины иностранных художников, живших в 19—20 веке, то придется разбираться, как работает система авторских прав в каждой отдельной стране.

Общее правило — должно пройти минимум 25 лет с момента смерти автора. Это установлено целым рядом международных договоров, например Всемирной конвенцией об авторском праве и Бернской конвенцией об охране литературных и художественных произведений. Эти документы только дают рекомендации и устанавливают минимальные сроки охраны. Страны — участники соглашений вправе эти сроки повышать.

Если произведение уже стало общественным достоянием, то мировые музеи прямо это указывают. Иногда пишут прямо на сайтах: In public domain. Это значит, что на произведение не распространяется авторское право (copyright) и его можно спокойно воспроизводить, в том числе и печатать на футболках.

Вот, например, картина «В лодке» Эдуарда Мане. Она написана в 1874 году и хранится в нью-йоркском музее Метрополитен. Эта картина признана общественным достоянием. Ее можно свободно печатать на футболках, кружках и других местах

Если у вас есть вопрос о личных финансах, дорогих покупках или семейном бюджете, пишите: ask@tinkoff.ru. На самые интересные вопросы ответим в журнале.

Источник: https://journal.tinkoff.ru/ask/printing-deyneka/

Использование изображений в коммерческих целях

Использование изображений художника на продукции

Среди Вас есть фотографы, не всем пригодится эта информация, тем не менее, размещаю.  

Использование различных изображений в сети встречается повсеместно. Это могут быть как фотографии, так и картины известных (и не только) художников.

При использовании изображений в рекламной деятельности  или в иных целях важно принять необходимые меры для соблюдения прав авторов произведений или иных правообладателей.

Для легального использования произведения изобразительного искусства или фотографии нужно заключить лицензионный договор с автором или иным обладателем исключительных прав (ст. 1286 ГК РФ), Если кого заинтересуют нюансы лицензионного договора, напишу.

Произведения изобразительного искусства (живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и др.), а также фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии, отнесены к объектам авторских прав (п. 1 ст. 1259 ГК РФ).

Если эти объекты используются в коммерческих целях без согласия автора (либо иного правообладателя) и выплаты ему вознаграждения, то нарушаются имущественные права автора (правообладателя). Есть исключение из этого правила: истечение срока действия имущественных прав автора.

Сейчас этот срок составляет 70 лет после смерти автора (ст. 1281 ГК РФ). При выборе объекта изобразительного искусства или фотографии стоит уточнять, как долго сохранялись авторские права на момент создания произведения.

Например, фотографии в послереволюционной России охранялись только 5 лет после их изготовления.

Использованием будет считаться, например, изображение трехмерного произведения – статуи на двухмерном носителе – в виде фото статуи на печатной продукции.

Изготовление в двух измерениях одного и более экземпляра трехмерного произведения и, наоборот, в трех измерениях одного и более экземпляра двухмерного произведения признается использованием исходного произведения (абз. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Фотографии скульптур, зданий, иных пластических объектов признаются использованием произведения в указанном смысле.

Статья 1226 Гражданского кодекса различает имущественные, личные неимущественные и иные интеллектуальные права.

К имущественным правам относится исключительное право автора или иного правообладателя (получившего исключительное право по договору с автором или по наследству), заключающееся в использовании произведения в любой форме и любым не противоречащим закону способом (п. 1 ст. 1229, п. 1 ст. 1270 ГК РФ). Пункт 2 статьи 1270 ГК  приводит открытый перечень таких способов.

Рассмотрим: воспроизведение произведения, распространение произведения, право на доведение произведения до всеобщего сведения, права на сообщение в эфир, сообщение по кабелю, право публичного показа произведения, право на переработку произведения.

Воспроизведение произведения. Это возможность изготовления одного и более экземпляра произведения или его части (подп. 1 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Например, включают фотографию в состав рекламных буклетов, товарного знака, этикеток, открыток, каталогов, – любой печатной продукции, которая будет представлять собой копию произведения в каком бы то ни было виде. Например,  изображение фрагмента картины И. И.

Шишкина «Утро в сосновом бору» на этикетках конфет «Мишка косолапый». При этом не имеет значения, каким способом и в каком количестве были выполнены копии.

Без согласия автора (правообладателя) и без выплаты вознаграждения допускается воспроизведение фотографического произведения и произведения изобразительного искусства, которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения (ст.

1276 ГК РФ). То же правило действует и в отношении права на сообщение в эфир или по кабелю.

Однако это исключение не действует, если речь идет об использовании в коммерческих целях, в том числе путем воспроизведения в рекламной и иной коммерческой продукции.

Распространение произведения. Это пуск в оборот путем продажи или иного отчуждения оригинала произведения или его экземпляров (подп. 2 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Если автор однажды пустит свое произведение в оборот или даст свое согласие на это, считается, что он дал согласие на дальнейшее распространение данного произведения (ст. 1272 ГК РФ).

Распространение произведения может осуществляться, например, путем продажи или отчуждения в иной форме календарей, проспектов, буклетов, каталогов и т. п.

 Седьмой арбитражный апелляционный суд удовлетворил иск медиацентра, который являлся обладателем прав на фотографию на основании договора с автором.

Изображение было воспроизведено в рекламном буклете и распространено среди посетителей выставки. Компанию, издавшую и распространившую буклет, обязали выплатить компенсацию в размере 200 тыс.

рублей (постановление от 29.06.09 по делу № 07АП-3522/09(А45-23073/2008-31/357).

Право на доведение произведения до всеобщего сведения. Направлено на использование произведения в сети интернет и заключается в таком использовании произведения, при котором любое лицо может получить доступ к произведению из любого места и в любое время по собственному выбору (абз. 11 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Статья 1270 Гражданского кодекса в качестве критерия публичности показа называет показ в месте, открытом для свободного посещения, или месте, где присутствует значительное число лиц, не принадлежащих к обычному кругу семьи, независимо от того, воспринимается произведение в месте его демонстрации или в другом месте одновременно с демонстрацией произведения.

Один из отелей Санкт-Петербурга разместил на своем сайте в разделе «Координаты отеля» фрагмент рисованного плана центральной части города.

На основании договора, заключенного с автором рисованного плана, обладателем исключительных прав на воспроизведение, распространение, сообщение для всеобщего сведения данного плана было картографическое издательство.

Поскольку отель разместил изображение фрагмента плана на своем сайте без договора с издательством, оно обратилось в суд, требуя денежную компенсацию за нарушение авторских прав.

Ответчик утверждал, что разработкой сайта по договору с ним занималась другая компания, а отель не знал и не мог знать о том, что в структуре сайта использовался фрагмент, защищенный авторским правом. Но суд указал, что факт нарушения авторских прав не зависит от наличия или отсутствия у нарушителя информации об авторских правах на произведение, и взыскал компенсацию (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 06.06.08 по делу № А56-28372/2007).

Права на сообщение в эфир, сообщение по кабелю. Это сообщение произведения для всеобщего сведения, включая показ (подп. 7–8 п. 2 ст. 1270 ГК РФ).

Сообщение в эфир подразумевает любое действие, посредством которого произведение становится доступным для зрительного восприятия независимо от его фактического восприятия публикой.

Иными словами, если в телевизионной рекламе продукта была использована фотография, то не имеет значения, смотрел ли ее хотя бы один зритель, важна сама возможность такого просмотра.

Право публичного показа произведения. Состоит в демонстрации оригинала или экземпляра произведения непосредственно или с помощью технических средств (подп. 3 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Например, путем размещения изображения картины или фотографии на афише или плакате, путем демонстрации на уличных экранах, служащих рекламным целям, и т. д.

Право на переработку произведения. Представляет собой право на «создание производного произведения на базе исходного» (подп. 9 п. 2 ст. 1270 ГК РФ). Такое произведение является новым, самостоятельным объектом авторских прав.

Переработкой является добавление каких-либо элементов к авторскому произведению и даже его обрамление таким образом, что восприятие может быть изменено.

Но нужно помнить о соблюдении права автора на неприкосновенность произведения – оно, в отличие от имущественных прав, действует бессрочно и может быть защищено наследниками автора даже после истечения семидесятилетнего постмортального срока (подп. 4 п. 2 ст. 1255, ст. 1266 ГК РФ).

При переработке произведения следует соблюдать права автора на решение о том, в каком виде его произведение предстанет перед обществом. Например, если без согласия правообладателя для украшения офисного помещения компания устроит творческую инсталляцию по мотивам картины, она будет являться новым объектом авторских прав, но в то же время нарушит права автора исходной картины.

Чтобы защитить свои прав в случае выявления использования Вашего фото, можно требовать пресечения действий, нарушающих право, возмещения убытков либо выплаты компенсации (ее размер определяется согласно ст.

1301 ГК РФ), изъятия материального носителя (например, рекламной продукции со спорным изображением), публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя (п. 1 ст. 1252 ГК РФ).

Источник: https://uurist.livejournal.com/25129.html

Авторское право художника и фотографа

Использование изображений художника на продукции
in Полезные статьи по рисованию

Как художнику, мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что мои картинки использовали без моего ведома, нарушая моя авторское право. Полагаю, фотографы с этим сталкиваются еще чаще.

Поэтому тема авторского права в среде искусства – больная мозоль.  Это и понятно – кому хочется, чтобы его права нарушали?

Однако объективно и другое – мы все в той или иной мере нарушаем закон об авторском праве.

Полагаю, среди читателей нет ни одного человека, кто не имел бы на своём компьютере хоть одну нелицензионную программу, кто не скачивал бы материалы с торрентов и не использовал бы чужие произведения.

Это происходит как от безграмотности, так и  от безысходности.

Купить некоторые программы простому пользователю бывает просто не под силу. Скачать фильм проще и быстрее, чем дождаться выхода его лицензионной версии. Источник вдохновения многие находят в чужих картинах, копируют их и, бывает, выставляют на продажу.

Ответственность за нарушение авторских прав

Между тем, закон достаточно строг. В некоторых случаях нарушение авторского права грозит нарушителю уплатой компенсации в сумме от 10 тысяч до 5 млн. рублей за каждый факт нарушения или даже уголовную ответственность в случае плагиата с причинением крупного ущерба.

Конечно, такие строгие меры применяются не всегда. В каких-то случаях назначается штраф в сумме двукратной стоимости продукта, в каких-то — блокируется доступ к интернет-ресурсу, нарушающему закон.

Но в любом случае,  происходит восстановление положения до нарушения права.

Давайте проведем небольшой ликбез, что можно и что нельзя.

В чем заключается авторское право?

Человек, создавший что-либо своим интеллектуальным или творческим трудом (книгу, картину, фильм, скульптуру, чертеж, карту, базу данных, компьютерную программу, рекламу и т.д.), имеет исключительное право на данное произведение.

Он может оставить это право за собой или передать его при помощи договора другому лицу, который становится легальным правообладателем.

Никто больше не имеет право без четкого согласования с владельцем использовать эти произведения:

  • воспроизводить,
  • копировать,
  • публиковать,
  • получать доход с этого продукта.

Правда, существуют некоторые частные случаи, где согласие автора не требуется, все они описаны в Гражданском Кодексе РФ.

Сроки действия авторского права

Право на имя – бессрочно.

Если вы что-то создали, то этот продукт навсегда будет связан с вашим именем. Никто другой не может написать свое имя на вашем произведении, даже если он купил его оригинал.

Имущественные права, которые включают воспроизведение, переработку, распространение, публичный показ, импорт, перевод, публичное исполнение, передачу в эфир или по кабелю, действуют в течение всей жизни автора и еще семьдесят лет после его смерти. (По закону РФ. В других странах этот срок может быть меньше.)

По окончании этого срока произведение становится общественным достоянием.

Возникновение авторских прав

Авторское право возникает с момента появления оригинального произведения. При этом не важно, было оно обнародовано или нет.

Обычно защите не подлежат факты или идеи, не выраженные в материальной форме. Поэтому их стоит превратить в какой-либо наглядный продукт: рукопись, картину, музыкальный файл.

Но помните, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется обязательная регистрация продукта или соблюдение каких-то других формальностей.

Но в случае возникновения споров об авторстве необходимо будет наглядно доказать, что автором являетесь вы.

Для  оповещения о праве на произведение автор  может  использовать на своих произведениях знак охраны авторского права, который состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования продукта.

И все же лучшая защита своего творения — официальная регистрация авторского права в одной из общественных организаций по коллективному управлению имущественными правами с участием нотариуса.

Процедура заключается в депонировании — принятии на хранение одного экземпляра с указанием даты представления и выдачи соответствующего свидетельства.

Что можно делать без разрешения правообладателя?

1. Можно использовать купленный авторский продукт для личных целей.

Купленную книгу, например, вы можете продать. А вот копировать  текст, распространять скопированный материал – нет.

Кстати, относительно перепродажи картин всё интересней. Здесь вступает в силу право следования. Художник имеет право требовать процент с каждой последующей перепродажи его картины.

2.Можно воспроизводить произведение, но только в личных некоммерческих целях.

Т.е. можно, например, копировать картину другого художника в целях обучения. Но эту копию нельзя продавать, демонстрировать  на выставках и в общественных местах (к коим Интернет тоже принадлежит).

3. Произведение разрешается использовать в информационных, научных, учебных или культурных целях, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.

Так, цитирование вполне допускается.

4. Чужое произведение можно использовать, если вы делаете на него пародию или карикатуру.

Полагаю, в этом случае нужно обязательно указать, что это именно пародия, и на какую картину…

5.Разрешается распространение тиража, выпущенного с согласия автора.

Т.е. можно распространять оригиналы или копии, если они выпущены с согласия автора. Например, книги, открытки, постеры.

6.Можно использовать произведения, ставшие всеобщим достоянием.

Если автор умер более 70 лет назад, то его произведение открыто для использования всеми.

«Антипиратский» закон для пользователей всемирной сети

С повсеместным распространением Интернета и информационно-телекоммуникационных сетей в виртуальном мире появилась масса контента, нарушающая исключительные права правообладателей: фильмы, музыка, копии книг и т.д.

Закон предписывает оперативное ограничение доступа к таким ресурсам и немедленное удаление «пиратского» материала, если владелец сайта желает отменить блокировку доступа к своему порталу.

Сегодня особо пристальное внимание в сети, в частности, на Фейсбуке и Ютьюб, уделяется видеоконтенту и музыкальным файлам.

Как на , так и на есть специальные разделы, в которых собрана информацию по поводу авторского права. Она включает перечень объектов, подлежащих защите, действия в случае нарушения ваших авторских прав, а также действия в случае, если вам пришло уведомление о нарушении чьих-то прав.

Разделы об авторском праве в соцсетях:

  • Раздел об авторском праве в
  • Раздел об авторском праве в

Ютьюб предлагает также специальный инструмент — Content ID, при помощи которого владелец контента может выявить нарушение своих авторских прав. Размещена здесь и информация по поводу принципов добросовестного использования аккаунта, которые в некоторых случаях позволяют использовать чужой контент, пользуясь специальной программой защиты.

С фотографиями и аналогами фотографий все немного сложнее.

Например, присутствие вашего изображения на фото еще не означает, что у вас есть авторские права на него. Другой пользователь в большинстве случаев может безнаказанно публиковать вашу фотографию, даже если вы против этого.

К вопросам размещения чужих картинок в соцсетях пока нет столь строгих мер, как к музыкальному контенту.

Для свободного воспроизведения в некоммерческих целях можно использовать изображения,  “которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю”.  К месту, открытому для свободного посещения, Интернет, как вы понимаете, тоже относится. Но вот как трактовать этот пункт закона, я не совсем понимаю. Позволяет ли он использовать в некоммерческих целях любое опубликованное в Интернете фото?..

Судя по тому, что на фотографии существуют различные виды лицензий их использования, нет… Давайте разберемся с лицензиями:

Виды лицензий

Создатель произведения может, сохраняя свои авторские права, позволить другим людям использовать каким-то образом свое творение при помощи заключения соответствующего договора и выдачи одной из лицензий.

Такие лицензии особенно широко используются в Интернете. При покупке изображения в фотобанке вы, например, можете встретить следующие виды:

1. Attribution (Атрибуция) CC BY

Дает самые многочисленные права, разрешает брать за основу произведение автора, редактировать, распространять и даже использовать в коммерческих целях, но с указанием авторских прав.

2. Attribution-ShareA (Атрибуция — На таких же условиях) CC BY-SA

Лицензия дает возможность брать за основу произведение, редактировать, распространять и даже использовать его в коммерческих целях, но с указанием авторских прав и лицензирования новых произведениях на таких же условиях, как авторский продукт.

3. Attribution-NoDerivs (Атрибуция — Без производных произведений)CC BY-ND

Разрешает коммерческое и некоммерческое распространение произведения, но целиком, в неизменном виде, с указанием авторства.

4. Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование)CC BY-NC

Лицензия позволяет брать за основу произведение некоммерческим образом, изменять и поправлять его.

Новые произведения должны быть некоммерческим, указывать авторство, но не обязаны быть лицензированы на тех же условиях.

5. Attribution-NonCommercial-ShareA (Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях)CC BY-NC-SA

Лицензия дает те же права, что и вышеуказанная Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование) CC BY-NC, но новые творения должны быть лицензированы на тех же условиях, какие получены от автора.

6. Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений)CC BY-NC-ND

Самая «жесткая» лицензия, разрешает только использование продукта в некоммерческих целях, без возможности изменения, с указанием авторства.

Что делать, если ваши права нарушили

Автор вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Если вы обнаружили незаконное использование своей авторской работы, к примеру, в интернете, то сначала попробуйте урегулировать вопрос без суда.

Для пресечения дальнейшего использования авторских объектов нужно отправить претензию провайдеру хостинга или владельцу сайта и добиться удаления материалов с портала или закрытию доступа к ресурсу.

Если защищенное авторским правом произведение используется без разрешения  на Фейсбуке, то стоит обратиться с жалобой к администрации через заполнение специальной формы или связаться с агентом, приложив к жалобе полное описание претензий.

 также способствует соблюдению авторских прав на своем портале и разбирает жалобы по поводу незаконного использования работ.

При невозможности урегулировать вопрос самостоятельно, можно обратиться для защиты своих прав в суд.

Автор произведения вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков (ст. 49 Закона).

и следуйте им

И, напоследок, несколько сайтов, занимающихся регистрацией авторских прав.

Сopyright.ru  —

АртРеестр  —

Надеюсь, эта информация была полезной для вас. Поделитесь ею в соцсетях, чтобы как можно больше людей знали о своих правах и не нарушали чужие.

Источник: https://izo-life.ru/avtorskoe-pravo/

Принты на одежде – кому принадлежат авторские права?

Использование изображений художника на продукции

За последние два месяца ко мне обратились три клиента с одним и тем же вопросом: «мы планируем выпускать одежду с узнаваемыми принтами. Нарушает ли это чьи-либо права?».

И действительно, в последнее время производство футболок, толстовок и курток с нанесенными на них известными изображениями (принтами) стало очень популярно. Однако зачастую этими принтами оказываются изображения известных людей или персонажей или картины современных художников или кадры из кинокартин. Так можно ли использовать такие изображения при производстве одежды?

Согласно ст.1270 ГК РФ, автору произведения или иному правообладателю принадлежит исключительное право использовать произведение в любой форме и любым не противоречащим закону способом. Другие лица (согласно ст.

1229 ГК РФ) не могут использовать соответствующие результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без согласия правообладателя (такое согласие обычно выражается в заключении лицензионного договора). Размещение принта, содержащего чье-то произведение является одним из способов его использования, т.

к изготовление одного и более экземпляра произведения или его части в любой материальной форме является воспроизведением согласно ст.1270 ГК РФ.

Таким образом, если при производстве одежды используется (воспроизводится) охраняемый объект интеллектуальной собственности (например, товарный знак или картина), то производство такой продукции будет нарушать права правообладателя. За такие нарушения законодательством предусмотрена гражданско-правовая (ст.1301 и 1515 ГК РФ), административная (ст.7.12. и 14.10. КоАП РФ) и уголовная (ст.146 и ст.180 УК РФ) ответственность.

 А как же обстоит дело с отдельно взятым персонажем или кадром из фильма? К сожалению производителей одежды – примерно так же. Согласно п.7. ст.

1259 ГК РФ, авторские права распространяются на часть произведения, на его название, на персонаж произведения, если по своему характеру они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора и  выраженны в какой-либо объективной форме, в том числе в письменной, устной форме (в виде публичного произнесения, публичного исполнения и иной подобной форме), в форме изображения, в форме звуко- или видеозаписи, в объемно-пространственной форме. Таким образом, персонажи тоже попадают под защиту и могут быть использованы только с разрешения правообладателя на основании лицензионного договора.

То же самое касается и кадров из фильмов. Хотя казалось бы, кадр не соответствует признакам охраняемого объекта авторских прав. И тут можно было бы сослаться на ст.1274 ГК РФ, говорящую нам о свободном использовании.

Однако не стоит забывать, что указанная статья строго определяет цели (информационные, научные, учебные, культурные), при которых можно использовать произведение без согласия правообладателя и без выплаты ему вознаграждения.

  

Некоторые предприниматели идут на «хитрость» и пытаются каким-либо образом изменить исходное изображение. Однако и тут нас ждут препятствия. Согласно ст.

1270 ГК РФ, переработка произведения также является одним из способов его использования. Переработка должна также осуществляться исключительно с разрешения правообладателя. Такая позиция нашла отражение в п.31.

Постановления Пленума Верховного Суда РФ №5/29 от 26.03.2009г.

Таким образом, общая картина такова, что производители одежды, желающие размещать известные изображения на своей продукции, со всех сторон обложены нормами об охране авторских прав.

Тремя основными выходами из данной ситуации являются:

а) Заключение лицензионных договоров с правообладателями на использование изображений. В качестве лицензионного вознаграждения можно предусмотреть как определенный процент от продажи продукции, так и паушальный (разовый) платеж.

б) Использование изображений, перешедших в общественное достояние. Такие изображения есть и их достаточно много, а современное увлечение всем винтажным может сыграть только на руку в данном случае. По общему правилу ст.

1281 ГК РФ исключительное право на произведение действует (а соответственно и охраняется) в течение всей жизни автора и в течение 70 последующих лет после его смерти. Датой начала течения 70-ти летнего срока является 1 января года, следующего за годом смерти автора. Согласно  ч.2 ст.6 Федерального закона от 18.12.

2006 №231-ФЗ «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса Российской Федерации», сроки охраны прав, предусмотренные статьями 1281, 1318, 1327 и 1331 ГК РФ, применяются в случаях, когда пятидесятилетний срок действия авторского права или смежных прав не истек к 1 января 1993 года.

Авторское право юридических лиц, возникшее до 3 августа 1993 года, прекращается по истечении 70 лет со дня правомерного обнародования произведения, а если оно не было обнародовано, — со дня создания произведения.

в) Заключение договоров с художниками, по которым будет осуществляться разработка принтов по заказу производителя.

Такие договоры являются договорами авторского заказа и в данном случае заказчик праве предусмотреть в договоре отчуждение ему исключительного права на произведение, созданное в его интересах.

  В таком случае Ваша компания будет являться правообладателем принта и уже сама сможет предъявлять претензии и требования в случае, если он будет кем-то незаконно воспроизведен.

Источник: https://zakon.ru/Blogs/printy_na_odezhde__komu_prinadlezhat_avtorskie_prava/16987

Художник, иди в суд!

Использование изображений художника на продукции

Dmitry Kostin/flickr.com

Случаи, когда художники подают в суд за нарушение авторских прав, крайне редки, хотя адвокаты оценивают их шансы на победу как высокие и считают, что, чем больше обращений, тем легче авторам будет отстоять свои права.

Художник-москвич Борис Матросов планирует подать в суд иск о нарушении авторских прав при коммерческом использовании изображения его работы «Счастье не за горами» на сувенирной продукции. В качестве компенсации он хочет получить 3 млн руб.

С пермским издательством «Сенатор», которое выпускает такие сувениры, агенту Матросова уже почти удалось договориться. Художник и издательство готовятся к подписанию лицензионного соглашения. Настольный сувенир с красными буквами «Счастье не за горами» на сайте «Сенатора» стоит 370 руб. Стоит отметить, что это единственная компания, которая пишет на упаковке имя автора работы.

Инсталляция «Счастье не за горами» была установлена в 2009 году на набережной реки Камы в Перми. Она полюбилась пермякам и стала одним из символов города, даже попала в фильм «Географ глобус пропил» и на заставку сериала «Реальные пацаны».

Одно время Борис Матросов хотел подарить ее музею PERMM, но потом передумал. «Мне привезли небольшой сувенир из музея, как раз вот эту мою надпись.

То есть музей PERMM сам решил выпускать такие сувениры, и нигде не указано мое авторство. Я хочу восстановить справедливость.

От меня музей требует полного отчуждения прав в свою пользу, а я всего лишь хочу отстоять собственные права», — говорит художник.

Музей выражал желание получить инсталляцию в свою коллекцию, но после истории с сувенирами Матросов за передачу прав на работу запросил сумму в 1 млн руб.

Елена Щербакова, директор PERMM, так комментирует эту ситуацию: «С автором неоднократно проводились переговоры по поводу данного арт-объекта, его безвозмездной передачи музею, поскольку денежные средства на приобретение отсутствуют.

На текущий момент они ни к чему не привели.

Сотрудники музея не оставляют надежды на то, что данный арт-объект будет находиться в музейной коллекции, поскольку он имеет большую художественную ценность, что, в свою очередь, позволит своевременно производить на нем все необходимые реставрационные и ремонтные работы».

Проблема заключается в том, что номинально инсталляция бесхозная и ответчика еще предстоит определить.

«Согласно нормам Гражданского кодекса РФ размещение арт-объекта в публичном месте города является его публичным показом, а размещение изображений арт-объекта на конфетах, брелоках или другой сувенирной продукции — воспроизведением его экземпляров и отчуждением таких экземпляров путем продажи.

Воспроизведение экземпляров арт-объекта без согласия правообладателя допускается только в некоммерческих целях. Однако такое использование без согласия автора и выплаты ему вознаграждения не допускается в целях извлечения прибыли», — разъясняет правовые тонкости Олег Молибога, адвокат юридической фирмы «Молибога и партнеры», который взялся защищать интересы художника.

Письмо с предложением о внесудебном урегулировании вопроса Борис Матросов направил и в ОАО «Кондитерская фабрика „Пермская“», которая также незаконно использует изображение инсталляции на упаковке своей продукции. Если договориться до суда не удастся, он готов предъявить к предприятию иск.

«Ведется сбор информации о других лицах, использующих произведение художника. Борис Матросов направил письмо в администрацию города Перми со своими требованиями и предложениями, касающимися указания авторства, содержания арт-объекта и по иным вопросам», — рассказывает адвокат.

Вероятность выигрыша в случае передачи дела в суд Олег Молибога оценивает как высокую. По его словам, судебная практика по искам о защите авторских прав художников, в отличие от нарушений прав писателей, композиторов и исполнителей, не очень обширна.

Тем не менее есть все предпосылки для положительного решения суда, поскольку авторы в любой сфере творческой деятельности имеют аналогичный набор прав, отличающийся лишь особенностями воспроизведения их работ. Что касается размера компенсации, то автор по своему выбору может требовать выплаты в размере от 10 тыс. до 5 млн руб. Сумму определяет суд, исходя из характера нарушения.

«Помимо материальных требований истец вправе требовать изъятия контрафактной продукции из оборота и ее уничтожения», — добавляет Молибога.

Вообще незаконное использование работ российских художников — обычная практика.

Самое известное граффити «Господи! Помоги мне выжить среди этой смертной любви», поцелуй руководителя ГДР Эрика Хонекера и генерального секретаря ЦК КПСС Леонида Брежнева, неоднократно воспроизведенное на сувенирной продукции и не только, было написано Дмитрием Врубелем на Берлинской стене в 1990 году. В суд художник так и не подал.

Еще один популярный «пострадавший» — художник и дизайнер Андрей Логвин. Его оптимистичный плакат «Жизнь удалась» (1997), надпись черной икрой по красной, превратился в исконно русский сувенир. В любом магазинчике на Арбате можно купить такой магнит.

В 2012 году Логвин решил подать в суд за незаконное тиражирование своей работы. Адвокаты оценивали его шансы, как и в случае Бориса Матросова, довольно высоко. «Я так и не подал в суд, — рассказывает четыре года спустя Андрей Логвин. — Не смог никого найти, кто бы этим занялся. Ни одного адвоката.

А сейчас уже момент упущен».

Другой весьма тиражируемый художник, Андрей Люблинский, живет и работает в Санкт-Петербурге, но копии своих произведений обнаруживает по всему миру. Последняя история связана с Китаем.

На центральной улице Пекина в качестве новогодней инсталляции были установлены его «Красные человечки», только выкрашены они были в голубой и розовый цвет. Предыдущая встреча случилась год назад в Москве, в лофте «Среда» неподалеку от станции метро «Курская» — там и цвет совпал.

Люблинский полагает, что обращаться в суд не имеет смысла: разбирательство может стоить порядка 150–200 тыс. руб. и максимум, чего можно добиться от ответчика, — удалить объекты, то есть время и деньги будут потрачены впустую.

Положительный опыт судебных тяжб по защите своих авторских прав демонстрирует петербургская арт-группа Doping-Pong. Ее идейный вдохновитель художник Дима Мишенин рассказал TANR, что начал выигрывать такие дела с конца 1990-х.

Он совсем не боится подавать в суд на правонарушителей. В частности, в 2014 году Doping-Pong выиграла дело у «Первого канала». Телеканал незаконно использовал работу «Салют» на заставках к своим программам.

Останкинский суд города Москвы обязал его выплатить пострадавшей стороне 250 тыс. руб.

Мишенин считает, что художники зря боятся обращаться в суд, это достаточно простая процедура. По его словам, есть два пути урегулирования такого рода конфликтов: договориться (в 70% случаев получается решить все мирным путем) или, если правонарушитель не идет на контакт, подавать в суд.

Чем громче будут суды художников по защите авторских прав, «тем легче будут урегулироваться эти дела, да и суммы компенсаций будут возрастать», уверен он.

То есть буквально призывает всех художников, столкнувшихся с незаконным использованием их интеллектуальной собственности, немедленно обращаться в суд.

Источник: http://www.theartnewspaper.ru/posts/2988/

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий