- 10. Художественный мир произведения. Компоненты и предметные детали изображения: пейзаж, интерьер. Персонаж. Психологизм. Речь персонажа как предмет художественного изображения. Система персонажей
- Нелегкая судьба авторских прав на «образы персонажей» Маугли
- Урок ИЗО в 6 классе по теме
- Имидж бренда и рекламный персонаж
- Использование образов персонажей из фильмов и сериалов в рекламе: как найти грани дозволенного?
10. Художественный мир произведения. Компоненты и предметные детали изображения: пейзаж, интерьер. Персонаж. Психологизм. Речь персонажа как предмет художественного изображения. Система персонажей
Мирлитературного произведения далеко нетождествен миру писателя, в которыйвходит прежде всего круг выражаемых импредставлений, идей, смыслов. Подобноречевой ткани и композиции, мирпроизведения является воплощением,носителем художественного содержания(смысла), необходимым средством егодонесения до читателя.
Это – воссозданнаяв нем посредством речи и при участиивымысла предметность. Он включает всебя не только материальные данности,но и психику, сознание человека, главноеже – его самого как душевно-телесноеединство. Мир произведения составляетреальность как «вещную», так и «личностную».
В литературных произведениях эти дваначала неравноправны:в центре находится не «мертвая природа»,а реальность живая, человеческая,личностная (пусть лишь потенциально).
Мирпроизведения составляет неотъемлемуюгрань его формы (конечно же, содержательной).Он находится как бы между собственносодержанием (смыслом) и словесной тканью(текстом).
Всоставе литературного произведенияразличимы 2 семантики: собственноязыковая, лингвистическая, составляющаяобласть обозначенных словами предметов,и глубинная, собственно художественная,являющаяся сферой постигнутых авторомсущностей и запечатленных им смыслов.
Понятие«художественный мир произведения»(иногда именуемый «поэтическим», или«внутренним») у нас было обоснованоД.С. Лихачевым. Важнейшие свойства мирапроизведения – его нетождественностьпервичной реальности, участие вымыслав его создании, использование писателямине только жизнеподобных, но и условныхформ изображения. В литературномпроизведении царят особые, собственнохудожественные законы.
Мирпроизведения – это художественноосвоенная и преображенная реальность.Он многопланов. Наиболее крупные единицысловесно-художественного мира –персонажи, составляющие систему, исобытия, из которых слагаются сюжеты.
Мир включает в себя, далее, то, чтоправомерно назвать компонентамиизобразительности (художественнойпредметности): акты поведения персонажей,черты их наружности (портреты), явленияпсихики, а также факты окружающего людейбытия (вещи, подаваемые в рамкахинтерьеров; картины природы – пейзажи).
При этом художественно запечатлеваемаяпредметность предстает и как обозначенноесловами внесловесное бытие, и как речеваядеятельность, в виде кому-то принадлежащихвысказываний, монологов и диалогов.
Наконец, малым и неделимым звеномхудожественной предметности являютсяединичные подробности (детали)изображаемого, порой четко и активновыделяемые писателями и обретающиеотносительно самостоятельную значимость.
11. Персонаж
Влитературных произведениях неизменноприсутствуют и, как правило, попадаютв центр внимания читателей образы людей,а в отдельных случаях – их подобий:очеловеченных животных, растений ивещей (сказочная избушка на курьихножках). Существуют разные формыприсутствия человека в литературныхпроизведениях.
Это повествователь-рассказчик,лирический герой и персонаж, способныйявить человека с предельной полнотойи широтой. Этот термин взят из французскогоязыка и имеет латинское происхождение.Словом «persona» древние римляне обозначалимаску, которую надевал актер, а позднее– изображенное в художественномпроизведении лицо.
В качестве синонимичныхданному термину ныне бытуют словосочетания«литературный герой» и «действующеелицо».
Однако эти выражения несут в себеи дополнительныезначения: слово «герой» подчеркиваетпозитивную роль, яркость, необычность,исключительность изображаемого человека,а словосочетание действующее лицо»–тот факт, что персонаж проявляет себяпреимущественно в совершении поступков.
Персонаж– это либо плод чистого вымысла писателя(Гулливер и лилипуты у Дж. Свифта;лишившийся носа майор Ковалев у Н.В.
Гоголя) либо результат домысливанияоблика реально существовавшего человека(будь то исторические личности или люди,биографически близкие писателю, а то ион сам); либо, наконец, итог обработки идостраивания уже известных литературныхгероев, каковы, скажем, Дон Жуан илиФауст.
Наряду с литературными героямикак человеческими индивидуальностями,порой весьма значимыми оказываютсягрупповые, коллективные персонажи(толпа на площади в нескольких сценах«Бориса Годунова» А. С. Пушкина,свидетельствующая о мнении народном иего выражающая).
Персонажимеет как бы двоякую природу. Он,во-первых, является субъектом изображаемогодействия, стимулом развертываниясобытий, составляющих сюжет.
Во-вторых,и это едва ли не главное, персонаж имеетв составе произведения значимостьсамостоятельную, независимую от сюжета(событийного ряда): он выступает какноситель стабильных и устойчивых (порой,правда, претерпевающих изменения)свойств, черт, качеств.
Персонажихарактеризуются с помощью совершаемыхими поступков (едва ли не в первуюочередь), а также форм поведения и общения(ибо значимо не только то, что совершаетчеловек, но и то, как он при этом себяведет), черт наружности и близкогоокружения (в частности – принадлежащихгерою вещей), мыслей, чувств, намерений.
И все эти проявления человека влитературном произведении имеютопределенную равнодействующую – своегорода центр, который М.М. Бахтин называлядром личности, А.А. Ухтомский –доминантой, определяемой отправнымиинтуициями человека. Для обозначенияустойчивого стержня сознания и поведениялюдей широко используется словосочетаниеценностная ориентация.
Ценностныеориентации (их можно также назватьжизненными позициями) весьма разнородныи многоплановы. Сознание и поведениелюдей могут быть направлены на ценностирелигиозно-нравственные, собственноморальные, познавательные, эстетические.
Они связаны и со сферой инстинктов, стелесной жизнью и удовлетворениемфизических потребностей, со стремлениемк славе, авторитету, власти.
Героилитературы разных стран и эпох бесконечномногообразны. Вместе с тем в персонажнойсфере явственна повторяемость, связаннаяс жанровой принадлежностью произведенияи, что еще важнее, с ценностнымиориентациями действующих лиц.
Существуютсвоего рода литературные «сверхтипы»– надэпохальные и интернациональные.Подобных сверхтипов немного(авантюрно-героический, житийно-идиллический).
Литературные персонажи могут представатьне только «носителями» ценностныхориентаций, но и воплощениями безусловноотрицательных черт либо средоточиемпопранной, подавленной, несостоявшейсячеловечности (антигерой).
Авторнеизменно выражает (конечно же, языкомхудожественных образов, а не прямымиумозаключениями) свое отношение кпозиции, установкам, ценностной ориентациисвоего персонажа. При этом образ персонажапредстает как воплощение писательскойконцепции, идеи, т.е. как нечто целое врамках иной, более широкой, собственнохудожественной целостности (произведения).
Он зависит от этой целостности, можносказать, по воле автора ей служит. Присколько-нибудь серьезном освоенииперсонажной сферы произведения читательнеотвратимо проникает и в духовный миравтора: в образах героев усматриваеттворческую волю писателя.
Соотнесенностьценностных ориентаций автора и героясоставляет своего рода первоосновулитературных произведений, их неявныйстержень, ключ к их пониманию, поройобретаемый весьма нелегко. «Отношениеавтора к герою может быть по преимуществулибо отчужденным, либо родственным, ноне нейтральным. О близости или чуждостисвоим персонажам писатели говорилинеоднократно.
В литературных произведенияхтак или иначе наличествует дистанциямежду персонажем и автором. Она имеетместо даже в автобиографическом жанре,где писатель с некоторого временногорасстояния осмысливает собственныйжизненный опыт.
Автор может смотретьна своего героя как бы снизу вверх (житиясвятых), либо, напротив, сверху вниз(произведения обличительно-сатирическогохарактера). Но наиболее глубоко укорененав литературе (особенно последнихстолетий) ситуация сущностного равенстваписателя и персонажа (но не тождества).
Источник: https://studfiles.net/preview/8112879/page:9/
Нелегкая судьба авторских прав на «образы персонажей» Маугли
Тема авторских прав на персонажей произведений не устает занимать меня.
Проблематика использования переработок персонажей как самостоятельных объектов авторского права различными способами и определения их правообладателей является не такой простой, как кажется на первый взгляд, и уже исследовалась мною (см. http://regforum.ru/posts/3794_o_personazhah_multfilmov_i_pravah_na_nih/).
И вот в продолжение темы, в начале июня известное дело по защите прав на персонажей серии аудиовизуальных произведений «Маугли» наконец завершилось после его пересмотра вынесением Постановления СИП (Постановление от 5 июня 2019 г. N С01-531/2016 по делу N А40-133098/2015).
Чем мне понравилось это дело?
Немного вводных моментов
«Издательство АСТ» (Истец) подало в суд на Издательство «САМОВАР» (Ответчик). Причиной стало то, что Ответчик осуществил издание книги Р. Киплинга «Маугли», в которой использовались в переработанном виде в качестве оформления (обложки) и иллюстраций персонажи аудиовизуальных произведений «Маугли».
Исключительное право на аудиовизуальные произведения «Маугли» принадлежит Госфильмофонду России как правопреемнику Киностудии «Союзмультфильм». При этом «Издательство АСТ» (Истец) обладает исключительной сублицензией на использование фильмов киностудии «Союзмультфильм».
Согласно выданной лицензии, Истец приобрел право использовать фильмы, в том числе такими способами, как переработка фильмов в произведения изобразительного искусства (рисунки) и использование фильмов в переработанном виде в целях подготовки, издания и распространения книгопечатной продукции.
При этом Издательство «САМОВАР» (Ответчик) полагало, что использует иллюстрации персонажей «Маугли» правомерно, так как получило разрешение у наследника художника Винокурова А.В., создавшего образы персонажей спорных аудиовизуальных произведений при работе на кинокомпанию.
В качестве третьего лица по делу был привлечен также правообладатель аудиовизуальных произведений «Маугли» – «Киностудия Союзмультфильм».
Заинтересовало в этом деле меня два момента:
1. Проблема разграничения прав автора эскизов на «образ персонажей» и прав правообладателя на сами персонажи как объекты авторского права
Первый вопрос связан тем, что при рассмотрении данного дела «по первому кругу» судом первой и апелляционной инстанции был сделан вывод, что «художник, создавший визуальные образы персонажей аудиовизуального произведения, обладает авторским правом на эти образы как на часть произведения и вправе распоряжаться ими по своему усмотрению». Данный вывод послужил основанием для отказа в удовлетворении исковых требований «Издательство АСТ».
То есть позиция судов заключалась в том, что ответчиком при создании иллюстраций для книги «Маугли» были использованы самостоятельные объекты живописи и графики, созданные Винокуровым А.В.
, а не аудиовизуальные произведения и не части этих произведений, в том числе персонажи, права на которые принадлежат истцу, и вправе распоряжаться ими по своему усмотрению.
Такой вывод суда, представляется весьма сомнительным.
По сути суды признали самостоятельность еще за одним объектом (помимо персонажа) – «образом персонажа» как произведения изобразительного искусства, созданного до начала создания аудиовизуального произведения или в процессе такого создания с целью развития визуального образа персонажей, и наделили его охраной. Безусловно, данный вывод не основан на нормах закона и практике.
Радует, что при повторном рассмотрении дела суд отметил, что созданный художником визуальный образ персонажа аудиовизуального произведения не может быть использован отдельно от использования самого персонажа, не может представлять собой самостоятельный объект авторского права, поскольку «образ персонажа» – это внешний вид действующего лица произведения, который фиксируется художником именно в рисунках, эскизах. В связи с чем «образ персонажа» и является тем самым персонажем произведения в силу наличия индивидуализирующих его характеристик, выраженных в объективной форме, а именно в рисунках, эскизах (Постановление Суда по интеллектуальным правам от 5 июня 2019 г. N С01-531/2016 по делу N А40-133098/2015).
Суд также правильно отметил, что рисунки и эскизы разрабатывались художником именно с целью создания визуального образа персонажа, в связи с чем после воплощения таких рисунков и эскизов в персонаж аудиовизуального произведения, использование самих по себе рисунков и эскизов отдельно от использования персонажа не представляется возможным.
В итоге, СИП правильно, на мой взгляд, сделал вывод, что правомерность действий ответчика по использованию персонажей мультипликационного фильма «Маугли», в целях художественного оформления книжной продукции, не подтверждена.
2. Вопрос пределов правомочий исключительного лицензиата при защите исключительного права на произведение
В данном деле истец и ответчик хотели заключить мировое соглашение по делу. При этом в тексте соглашения стороны определили, что права на «образы персонажей» в рисунках, эскизах, набросках сделанные до съемок мультипликационного фильма, и использованные в фильме «Маугли», принадлежат автору с момента их создания.
То есть, по сути, стороны предприняли попытку своим мировым соглашением изменить правовой режим и порядок перехода прав на созданные объекты авторского права, которые установлены законом. Помимо этого, надо иметь в виду, что истцом по делу являлся не сам правообладатель, а исключительный лицензиат.
Суд, рассмотрев условия такого мирового соглашения, пришел к обоснованному выводу, что
анализ условий представленного сторонами мирового соглашения свидетельствует о том, что утверждение указанного мирового соглашения на предложенных сторонами условиях приведет к нарушению прав и законных интересов правообладателя спорного произведения и будет противоречить законодательству и правоприменительной практике.
Во-первых, правообладатель спорного аудиовизуального произведения «Маугли» не являлся стороной мирового соглашения, которое затрагивало его права.
Сам истец (лицензиат) вправе использовать результат интеллектуальной деятельности только в пределах тех прав и теми способами, которые предусмотрены лицензионным договором.
Таким образом, по договору о предоставлении исключительной лицензии лицензиату предоставляются только отдельные виды правомочий по использованию произведений, а часть правомочий сохраняется за правообладателем.
Помимо этого, вполне логичным представляется вывод, что закон предусматривает право на судебную защиту за исключительным лицензиатом, но при этом лицензиар (правообладатель) также сохраняет право на защиту. В такой ситуации возможны случаи конфликта интересов правообладателя и исключительного лицензиата при реализации последним права на судебную защиту (прим. – мнение автора).
В данном случае лицензиат при формулировке условий мирового соглашения вышел за рамки предоставленных ему правомочий и изъявил волю распорядиться исключительным правом, предоставляя ответчику права на объекты авторских прав, принадлежащих «Киностудия Союзмультфильм».
В этой связи, по моему мнению, правообладатель абсолютно обоснованно имел право возражать против заключения мирового соглашения на подобных условиях, так как лицензиат в одностороннем порядке (если иное прямо не согласовано сторонами) не имеет возможности определять юридическую судьбу предоставленного ему лицензиаром права на результат интеллектуальной деятельности, что является важнейшим отличием статусов правообладателя и исключительного лицензиата. Право исключительного лицензиата не является самостоятельным – оно зависимо от исключительного права лицензиара (прим. – мнение автора).
Как следует из судебных актов, сторонам по делу неоднократно предлагалось рассмотреть вопрос о возможности заключения трехстороннего соглашения с участием правообладателя спорного произведения, между тем «Издательство АСТ» и «Издательство «Самовар»» таким предложением не воспользовались.
Во-вторых, согласно действующему на момент создания мультфильма закону права на персонажи аудиовизуальных произведений – мультипликационных фильмов, созданных до 3 августа 1992 года, принадлежат предприятию, осуществившему съемку мультфильма, то есть киностудии (или ее правопреемнику).
У физических лиц, принимавших участие в создании мультфильмов в указанный период, отсутствуют исключительные права на мультфильмы и их персонажи. Следовательно, истец и ответчик в мировом соглашении также хотели изменить императивный порядок перехода авторских прав, установленный законом.
В итоге, суд правильно отказал в утверждении мирового соглашения, так как оно противоречило закону и нарушало права и законные интересы правообладателя.
Источник: https://zakon.ru/blog/2019/7/8/nelegkaya_sudba_avtorskogo_prava_na_obrazy_personazhej__maugli
Урок ИЗО в 6 классе по теме
САТИРИЧЕСКИЕ ОБРАЗЫ ЧЕЛОВЕКА
Цел и : познакомить учащихся с переплетением понятий прав-жизни и языка искусства, приемом художественного преувеличения, сатирическими образами в искусстве, с видом изобразительно искусства – карикатурой и ее разновидностями; учить отби-детали и обострять образ при изображении сатирическихобразов или создании дружеских шаржей; развивать наблюдательность, технику рисования карандашом; воспитывать интерес к человеку, творчеству, созиданию, положительное отношение к юмору; укреплять межпредметные связи (литература, технология, изобразительное ицкусст;во); формировать умение находить смешные, саркастические образы человека (литературного персонажа), тонко и тактично изображать друзей в юмористическом решении.
Оборудование: репродукции различных видов карикатуры; образец педагогического рисунка.
Словарь: карикатура, шарж.
Ход урока I. Организационный момент.
1. Приветствие.
Учитель. Послушайте несколько стихотворений и попробуйте догадаться, как их содержание можно связать с темой нашего урока.
Куплеты
С позволения сказать,
Есть над чем и посмеяться:
Надо всем, друзья, признаться,
Глупых можно тьму сыскать ,
Между дам и между нами,
Даже, даже … меж царями,
С позволения сказать.
А. С. Пушкин
Мои друзья – загадка для меня
(Пародии на Евгения Винокурова)
Мои друзья – загадка для меня: Мы сверстники, погодки, – почему же Я лучше становлюсь день ото дня, А вот друзья день ото дня все хуже? Тот оплешивел, этот окривел, Тот с зонтиком, у этого калоши. Собачки, дачки, карты – их удел. Мои друзья – плохие. Я – хороший.
Владимир Лифшиц
Его стихи для уха сладки В твореньях малых и больших; Они, как пол лощеный, гладки: На мысли не споткнешься в них.
А. Я. Римский-Корсаков. 1827 год
Почему авторы этих строк утрируют некоторые черты характера своих героев? Для чего это нужно? Чего они достигают таким приемом? (Ответы учащихся.)
Вспомните знакомые вам смешные, сатирические образы литературных персонажей, театральных пьес, кинофильмов. А приходилось ли вам самим придумывать безобидные, но смешные дружеские стишки для своих знакомых?
Свои зрительные и ассоциативные впечатления смешных образов вы попробуете сегодня воплотить в рисунке.
2.Проверка готовности учащихся к уроку.
П. Сообщение темы урока.
Учитель. Знаете ли вы, как называется изображение, намеренно подчеркивающее и преувеличивающее отрицательные особенности объекта и несмотря на это пользующееся неизменным интересом?
Ученики. Это карикатура.
Учитель. На сегодняшнем уроке вы узнаете о разновидностях карикатуры, научитесь приемам создания сатирических образов и дружеских шаржей.
III. Изучение нового материала.
1. Терминологическая работа.
Карикатура – 1) рисунок, комически или сатирически изображающий кого-что-нибудь. (Злая карикатура; карикатура на бюрократов.); 2) смешное, жалкое подобие чего-нибудь. (Эта картина –карикатура на искусство.)
Карикатурист – художник, рисующий карикатуры.
Карикатурный – смешной, подходящий для карикатуры образ. (Карикатурная фигура.)
Шарж – шуточное или сатирическое изображение кого-нибудь с карикатурным подчеркиванием наиболее характерных внешних черт.
2. Знакомство с карикатурой как видом изобразительного
искусства.
Учитель. Карикатура является тем видом изобразительного искусства, где отрицательные образы, отрицательные типы, явления негативного характера выступают наиболее выпукло, наиболее остро.
Слово карикатура (итальянского сапсаШга) означает перегрузку, преувеличение> Карикатура – это рисунок, высмеивающий какое-либо, .явление или человека с помощью преувеличения их характерных черт.
Карикатура является одной из самых распростаненных форм сатиры в изобразительном искусстве. Элементы карикатуры существовали уже в античном искусстве, отчасти в средневековье, а также в искусстве Возрождения (рисунки Аннибале Караччи и Леонардо да Винчи), но в то время они были сравнительно редки.
Как особый сатирический жанр изобразительного искусства карикатура сложилась в конце ХУШ-начале ХЕК века. Само слово впервые было употреблено в названиях картин английского художника У. Хогарта в 1748 году.
В карикатуре недопустима усложненность, излишняя насыщенность деталями – все должно быть просто для восприятия. Нежелательно слишком большое приближение к натуре: тогда карикатура перестанет быть смешной, то есть потеряет свое главное качество.
Некоторые полагают, что карикатура – это более или менее уродливый рисунок, который проще сделать, чем обыкновенный, серьезный рисунок. Это глубокое заблуждение..Сложные вопросы пространства, света и цвета, анатомии и перспективы в карикатуре, правда, решаются упрощенно и в своеобразной форме. Но это упрощение требует от художника серьезного владения всеми этими средствами.
Художник-карикатурист должен быть человеком не только остроумным, но и очень наблюдательным, уметь подмечать едва заметные для других черты, чтобы смелым, гротескным преувеличением их вызывать смех.
Несмотря на тенденциозное преувеличение, карикатура не должна слишком отрываться от оригинала, который должен оставаться узнаваемым. За любым преувеличением должен угадываться подразумеваемый персонаж.
На рисунке показан как бы постепенный процесс окарикатуривания. Шаг за шагом, подчеркивая самое характерное в обрюзгшем старческом лице короля, выдающийся французский художник ХГХ века О.
Домье довел изображение до обыкновенной груши!
Нет сомнения, что, увидев эту карикатуру, современники тотчас же догадывались, кого изобразил художник. Можно легко себе представить, как они покатывались со смеху и как бесился сам король и его приближенные.
Карикатура может быть юмористической или сатирической. Юмористическая карикатура отличается шутливым, добродушным отношением художника к изображаемому. Сатирическая карикатура разит зло и беспощадно. Рассмотрите рисунок Н.
Елина и попробуйте догадаться, о чем спросил ребенок свою маму, что лежит в его основе. Еще один вид карикатуры -это шарж (от франц. СЬаг§е -искаженное изображение).
Шаржи делаются на людей, к которым автор„относится очень хорошо, с больфи-уважением, дружественно. Смех его чисто приятельский.
В шаржах должно сочетаться полное портретное сходство, точная и меткая характеристика изображаемого с остроумным и комическим преувеличением характерного. Однако в этом жанре не позволяется никакое подчеркивание физических недостатков, ничего задевающего личное достоинство.
Вот что по поводу своих шаржей говорит известный советский художник Ф. Решетников: «Свои шаржи я делаю только на тех людей, которых хорошо знаю…
Мне просто хочется весело рассказать о неповторимой оригинальности их внутреннего мира, сделать наглядным то, что раскрывается лишь в минуты наибольшей непосредственности поведения».
3. Особенности работы над карикатурой и шаржем.
Учитель. Чтобы уметь изобразительными средствами выделить существенное и характерное в персонаже, нужно уметь тонко и остро подметить эти черты в натуре и очень точно передать их в рисунке, безошибочно отбросив все второстепенное.
Карикатурист должен упорно тренировать зрительную память, так как ему более чем другим художникам приходится работать по памяти и по представлению.
Для тренировки полезны два способа. Первый – постоянно делать быстрые наброски с натуры, когда художнику приходится передавать только главное. Второй – постоянно работать по памяти, то есть повторять по памяти свои «академические» рисунки.
Человек – основной персонаж карикатуры. Он бывает изображен в ней в самых различных положениях – он может лежать, сидеть, бежать или прыгать, выполнять различные работы. В процессе создания карикатур такие фигуры лучше первоначально набрасывать обнаженными, чтобы острее почувствовать движение, а затем уже их «одевать» (причем без излишних подробностей).
Один из труднейших компонентов – лица персонажей с их характерными индивидуальными чертами, выражением, мимикой. Решая эту задачу, следует особенно много приложить старания, непрерывно делая наброски различных типажей с натуры, остро подмечая характерные черточки.
Лицо каждого человека своеобразно и неповторимо, поэтому нужно внимательно вглядываться в объект изображения, находя 1 главное и отличительное, что потом следует подчеркнуть. Зарисо-| вывать следует так, чтобы человек не подозревал об этом, не позировал.
Руки – немаловажный элемент в карикатуре. Их надо уметь I верно изображать в любых положениях и ракурсах, что вызывает необходимость делать многочисленные зарисовки с натуры.
IV. Актуализация знаний.
Учитель. Сегодня на уроке перед вами стоит задача: выполнить рисунок с изображением сатирического образа литературного героя.
Рассмотрим рисунок А. А. Агина, выдающегося иллюстратора ' «Мертвых душ» Н. В. Гоголя. (Показывает.) Как вы думаете, какой образ литературного героя из этой книги изображается чаще всего сатирически? Конечно же, это Плюшкин. Посмотрите, каким он показан на рисунке.
Благоговейно, с молитвенным выражением р взирает он на только что полученные деньги. Плюшкин изображен сутулым, с морщинистым лицом, укутанным в рубище. -Рисунок выполнен точными, подчеркнуто четкими линиями и штрихами, выявляющими главное – позы, жесты, выражение лица.
Заострив внимание на внешности Плюшкина, художник великолепно выявил суть стяжательства и скряги.
Физкультминутка
Выполнение упражнений:
-
Исходное положение – стоя, держась за спинку стула. Насчет «раз» – подняться на носки; на счет «два» -. присесть; на счет «три» – вернуться в исходное положение. Повторить 15-20 раз.
-
Исходное положение – сидя, откинувшись на спинку стула. Прикрыть веки, крепко зажмурить глаза, открыть веки. Повторить 5-6 раз. Исходное положение – сидя прямо, не опираясь на спинку стула, руки на поясе. Наклониться вперед и коснуться руками нос
ков ног. Повторить 12-14 раз. -
Исходное положение – сидя на краю стула, руки на затылке, ноги врозь, выпрямленные. Сделать по 8 круговых движений в левую сторону, а затем в правую сторону. Повторить 5-6 раз.
-
Исходное положение – сидя, руки вперед. Посмотреть на кончики пальцев,.поднять руки вверх – вдох; следить глазами за руками, не поднимай головы, руки опустить – выдох. Повторить 4-5 раз.
-
Исходное положение – сидя. Смотреть прямо перед собой наклассную доску 2-3 секунды, перевести взор к кончику носа на 3-5
секунд. Повторить 6-8 раз.
-
Исходное положение – сидя, закрыть веки. В течение 30 се
кунд массировать их кончиками указательных пальцев.
V. Практическая работа.
Задание. Выполнить рисунок с изображением сатирического образа литературного героя и дружеского шаржа.
Учитель. Прочитайте записанные на доске стихотворные портретные зарисовки, которым я дала общее название «Улыбки сатиры», представьте описанные образы, если они вам понравились, и можете их изобразить на своих сатирических портретах и шаржах.
Во время практической работы учитель делает целевые обходы: 1) контроль организации рабочего места; 2) контроль правильности выполнения приемов работы; 3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения; 4) контроль объема и качества выполненной работы.
VI. Итог урока.
1.Выставка работ учащихся.
2. Заключительное слово.
Учитель. Мне приятно было убедиться в том, что вы умеете подшучивать над другими по-доброму, безобидно, неоскорбительно. И эти шутки выглядят на ваших рисунках добродушно-ироничными. В своих работах вы сумели добиться портретного сходства. Но в то же время при этом выделили наиболее характерные черты модели, юмористически заострив их.
Домашняя работа: подобрать иллюстрации из газет и журналов с изображением сатирических образов, описать их, придумать к ним текст соответствующего содержания; индивидуальное задание по желанию: подготовить сообщение о творчестве одного из карикатуристов
Источник: https://infourok.ru/urok_izo_v_6_klasse_po_teme_satiricheskie_obrazy_cheloveka-186165.htm
Имидж бренда и рекламный персонаж
В настоящее время процесс превращения торговых марок в узнаваемые бренды принимает глобальный характер, в связи с тем, что каждая компания стремится выстраивать долгосрочные отношения со своими потребителями, а в эпоху постиндустриального общества это требует не просто производства качественной продукции, но предложения потребителям особых нематериальных преимуществ товара. Причем под нематериальными преимуществами товара понимается не только престижность последнего, обеспечивающая своему владельцу определенный социальный статус, принадлежность к избранной группе людей, но некие «неосязаемые свойства» товара, позволяющие индивидууму не только потреблять, но и осуществлять межличностную коммуникацию через потребление.
Что же такое бренд? Приведем классическое определение: «Это неосязаемая сумма свойств продукта: его имени, его упаковки и цены, его истории, репутации и способа рекламирования. Бренд также является сочетанием впечатления, которое он производит на потребителей, и результатом их опыта в использовании бренда»
В этом достаточно емком определении перечислены те составляющие, которые ложатся в основу имиджа бренда (brand image) –это имя бренда (brand name), история бренда и способ рекламирования бренда.
В настоящей статье мы не ставим целью освещение всех этапов построения имиджа бренда, а ограничимся рассмотрением этапа проведения рекламной кампании и, в частности, какую роль в построении имиджа бренда играет рекламный персонаж как основное действующее лицо рекламного сюжета.
Для начала попытаемся дать исчерпывающее определение этому явлению: рекламный персонаж – это вымышленный герой, в имени или визуальном образе которого присутствует обязательная привязка к бренду, наделенный положительными характеристиками, проецирующимися в сознании потребителей на бренд. Иначе говоря, рекламный персонаж – это ожившая сущность товара, но представленная в том виде, который максимально соответствует маркетинговым целям компании.
Функции рекламного персонажа. Рекламный персонаж выступает в качестве посредника в коммуникациях с целевой аудиторией. Причем это взаимодействие иногда приводит к тому, что герой, изначальной функцией которого было существование внутри рекламного пространства, покидает его и становится независимым.
Классический пример подобного случая – созданный в 1931 г американским художником Хэддоном Сандбломом (Haddon Sandbloom) образ Святого Николаса, теперь всемирно известный как Санта-Клаус, который предназначался для стимулирования продаж тонизирующего напитка «Coca-Cola» в зимний период.
Воплотившийся в доброго и веселого старичка, Санта-Клаус полностью соответствовал фирменному стилю «Coca-Cola», и, вопреки фольклорным традициям, расхаживал в бело-красном наряде. Это позволило герою без труда вписаться в зимний вариант упаковки «Coca-Cola».
Любопытно, что Санта-Клаус сразу обрел привычки, которые позже и позволили ему стать популярным героем мультфильмов: он лазил в дымоход, говорил «Хо-хо-хо!» и разъезжал в упряжке с двенадцатью оленями, то есть изначально имел определенный образ, черты которого должны были проецироваться в сознании потребителей на имидж бренда.
Непоследовательная рекламная кампания привела к тому, что этот персонаж вышел далеко за рамки маркетинговых целей компании «Coco-Cola», в связи с чем ассоциативные связи между его образом и имиджем бренда ослабли.
Происхождение рекламных персонажей.
Первые рекламные персонажи служили целям продвижения товаров, как, например, «Uneeda Biscuit Boy» («Мальчик Юнида»), нарисованный одним из первых художников, выполняющих заказы коммерческих фирм, Фредериком Стэнли (Frederic Stanley) для «National Biscuit Company» (Nabisco) в 1899 г.
Одетый в желтый непромокаемый плащ и шапочку, «Мальчик Юнида» стал самым узнаваемым рекламным персонажем не только в США, но и в Европе в первой половине XX века.
Забавный мальчуган, несущий под дождем большую коробку печенья «Uneeda», должен был демонстрировать утилитарные свойства упаковки, тем самым просвещая потребителей, привыкших покупать мучное на развес. Показательно, что рекламный персонаж, созданный более ста лет назад в рамках первой общенациональной рекламной кампании, появляется на упаковке печенья «Uneeda» и по сей день.
После успеха рекламного персонажа «Uneeda boy» многие компании стали отдавать предпочтение созданию забавного детского образа, вызывающего в сознании потребителей массу положительных ассоциаций с товаром. В качестве более позднего примера можно привести рекламный персонаж, разработанный агентством «N. W.
Ayer & Son» в 1912 г для «Morton Salt». «Девочка Morton» («Morton girl»), просыпающая соль под дождем, пришлась по душе потребителям, несмотря на свою неаккуратность.
Создание одноименного персонажа для такого обыденного товара как соль, не обладающего особыми отличительными чертами, было оправданным ходом, как доказала история: «Девочка Morton» рекламирует соль и в наши дни.
Рекламный персонаж, вошедший в историю американской рекламы как один из самых успешных, был создан почти пятнадцать лет спустя, в 1928 г, художниками из агентства Leo Burnett, хотя идея разработать для продвижения консервированных овощей Зеленого Великана (Green Giant) принадлежала самой компании, выпускающей эти продукты, «Minnesota Valley Canning Co». Но попытка графического воплощения мифологического героя, ассоциирующегося с богом плодородия, не увенчалась успехом: Великан получился слишком мрачным и скорее отпугивающим, чем привлекающим внимание. Специалисты из агентства Leo Burnett сумели изменить характер рекламного персонажа, придав ему дружелюбный вид, в связи с чем изменилось и само имя Великана (Jolly Green Giant – Веселый Зеленый Великан). Дружелюбный гигант принес такой маркетинговый успех компании, что в 1950-м г она была переименована в «Green Giant Co».
В период Творческой революции в рекламе было создано множество рекламных персонажей, вошедших в историю рекламы, но самый известный среди них – легендарный Ковбой Мальборо. Этот рекламный персонаж, разработанный агентством «Leo Burnett co» в 1955 г, стал одной из удачнейших находок Лео Барнетта.
Изначально «Marlboro» позиционировались как дамские сигареты (неслучайно названием послужило имя легендарного соблазнителя – герцога Мальборо), даже красный фильтр был разработан специально, чтобы скрыть следы губной помады.
Поэтому перед Барнеттом стояла достаточно сложная задача привлечения к торговой марке мужской аудитории: Лео понимал, что нового дизайна упаковки и удачного слогана мало для перепозиционирования. Тогда был создан образ брутального ковбоя «Marlboro Man» («Ковбой Мальборо»), в котором наиболее ярко проявились мужественность и сила настоящего мужчины.
Увлечение вестернами в 1950-е гг. также способствовало успеху рекламного персонажа, и в следующей рекламной кампании потенциальных потребителей стали призывать прийти в Страну Мальборо (Marlboro Country).
Первый трехмерный рекламный персонаж был сделан в 1960-е гг агентством Leo Burnett: «Pillsburry Doughboy» (Человечек Pillsburry) был разработан для компании «Pillsbury», производящей мучные полуфабрикаты. Образ был придуман копирайтером Руди Перцем (Perz) и стал первым трехмерным корпоративным героем.
Как и все антропоморфные существа, «Человечек Pillsburry» обладал харизматичностью, не говоря уже о внешней привлекательности и навыках шеф-повара – все эти качества сразу же были спроецированы в сознании потребителей на бренд, в результате чего бренд обрел определенное лицо, привычки, историю; перестал быть безмолвным продуктом в ряду идентичных товаров.
Один из самых успешных анимированных рекламных персонажей – кролик Квики («Quicky the Nesquik Bunny») появился в 1973 г на упаковке какао для детей. Его характер был прописан заранее: самым любимым занятием забавного кролика было проведение досуга с друзьями.
Это позволило специалистам делать Квики участником самых разнообразных рекламных сюжетов, таких как игра в футбол летом и катание на сноуборде зимой.
Приключенческая атмосфера, радующая детей, стала ассоциироваться с употреблением напитка «Nesquik», что, безусловно, способствовало формированию положительного образа продукта.
Необычный рекламный персонаж был задействован в рамках рекламной кампании автомобилей «Isuzu Trooper» (производитель – «General Motors») в 1987 г.
Имя персонажа – «Лжец Джо Исузу» («Lying Joe Isuzu») – говорило само за себя: благодаря нестандартной рекламной идее Джо Исузу рассказывал небылицы про новый автомобиль, заведомо преувеличивая его возможности.
Интересно, что в результате этой успешной рекламной кампании «Джо Исузу» стал именем нарицательным – американцы стали называть так всех лгунов.
В 1990-х гг. рекламодатели обратились к такой технологии как «ретро-маркетинг»: они стали возрождать старые слоганы, джинглы, рекламных персонажей.
Наиболее удачный пример этого подхода – использование известного персонажа «коровы Элси» (Elsie), разработанной в 1936 г для «Borden dairy product» директором по рекламе компании «Borden» Стюартом Пибоди (Stuart Peabody).
В начале рекламной кампании изображение безымянной коровы с теленком появилось в медицинских журналах, рисунок настолько понравился врачам, что они стали обращаться к Бордену с просьбой прислать им аналогичные плакаты.
Затем были придуманы карикатурные коровы, в том числе Элси, и именно для нее в 1938 г было придумано рекламное письмо, которое прочитал по радио известный ведущий Руш Хьюз (Rush Hughes). Рекламная уловка имела успех, и еще несколько писем были прочитаны в последующих трансляциях.
Затем Элси стала героиней комиксов и вскоре обзавелась семьей. Несмотря на то, что Элси прочно утвердилась на упаковке молочных продуктов «Borden», в конце 1960-х полюбившееся потребителям изображение убрали, сменив статичным красным овалом, и вернулось оно только в 1990-е гг. Этот пример показывает, что по сравнению со статичным изображением рекламный персонаж более эффективен, в силу своего главного преимущества – динамичности.
Проанализировав вышесказанное, можно условно классифицировать рекламных персонажей по следующим критериям:
1. Происхождение персонажа:
1. Вымышленные антропоморфные существа («Pillsburry Doughboy», «Quicky the Nesquik Bunny»)
2. Мифологические герои («Jolly Green Giant»);
3. Сказочные существа (Santa Claus);
4. Антропоморфные животные (корова Elsie).
Преобладание вымышленных персонажей связано с неограниченными возможностями этой группы, ведь сказочные и мифологические существа всегда обладают историей и в каких-то случаях не раз перерабатываются культурой. Истории вымышленных персонажей, как и сами персонажи, разрабатываются креаторами в рамках рекламной стратегии, поэтому в большой степени соответствуют маркетинговым целям компании.
2. Характер персонажа:
1. Героический персонаж («Marlboro Man»);
2. Комический персонаж («Lying Joe Isuzu» – «Лжец Джо Исузу» – рекламная кампания автомобиля компании «American Isuzu Motors»);
3. Персонаж-друг («Quicky the Nesquik Bunny»);
4. Персонаж-советчик (корова Elsie).
3. Формальная привязка к бренду:
1. Вербальная – в этом случае персонаж присваивает имя бренда («Morton girl»)
2. Визуальная – внешние признаки персонажа носят черты фирменного стиля (цвета наряда Санта-Клауса совпадают с фирменными цветами «Coca-Cola»).
Подводя итог вышесказанному необходимо отметить, что создание образа, персонифицирующего товар, является одним из наиболее эффективных способов формирования положительного имиджа бренда на этапе проведения рекламной кампании.
Характер рекламного персонажа, как правило, складывается из отличительных черт, присваиваемых бренду, и это связывает воедино все те представления о бренде, которые накапливаются в сознании потребителя, делает персонаж неотделимым от бренда.
В то же время, попадая в рекламный сюжет, персонаж получает возможность полноценного раскрытия своего образа, следовательно, имидж бренда представляется потребителю более завершенным.
В качестве подтверждающего примера приведем историю такого узнаваемого рекламного персонажа как кролик Energizer («The Energizer Bunny»).
Он был создан в 1989 г рекламным агентством «Chiat/Day» для батареек «Energizer» и сразу же затмил спортивных знаменитостей, рекламировавших товар до него: независимый характер персонажа мгновенно очаровал потребителей, и, хоть кролик и стал посещать телевизионные шоу как вполне самостоятельный зверь, его рекламный образ прочно утвердился в сознании потребителей, равно как и вербальная привязка имени кролика к имени бренда.
1. Мамлеева Л., Перция В. Анатомия бренда. М.: Издательство «Вершина», 2007.
2. Ромат Е. В. Реклама. СПб. : Питер, 2007.
3. Сивулка Дж. Мыло, секс и сигареты. СПб.: Питер, 2002.
4. Франк Н., Кирьянова Е. Просто сделай это! М.: Издательство «Аст»,2007.
Источник: http://www.advertiser-school.ru/sciense-article-advertising/brand-image-and-advertising-hero.html
Использование образов персонажей из фильмов и сериалов в рекламе: как найти грани дозволенного?
Кейс о том, как “Пицца Темпо” после после выхода нового сезона “Игры престолов” запустила акцию “Еда Престолов” и сменила свой фирменный стиль, вызвал бурное обсуждение в нашем .
Людей интересовало, насколько легально использованы образы из известного сериала.
Marketing.
by попросил Надежду Хаданович, адвоката Адвокатского бюро «Степановский, Папакуль и партнеры», пояснить, что делать и к кому обращаться, если нужно использовать в рекламе чужую интеллектуальную собственность, и как вообще ее можно использовать.
Вопросы заимствования в рекламе возникают в ежедневной практике любой компании, которая хочет следовать трендам и усиливать свое маркетинговое присутствие.
Ведь действительно, многое хорошее уже придумано до нас, почему бы этим не воспользоваться? Однако любой искушенный в правовых вопросах маркетолог хорошо знает простую истину: нельзя брать то, что чужая интеллектуальная собственность.
По крайней мере, без спроса, то есть запроса согласия правообладателя на использование.
«Правообладатель близко»
К сожалению, к вопросам надлежащего оформления прав на чужие объекты интеллектуальной собственности в Беларуси принято относиться достаточно попустительски. Существует убеждение, что Беларусь – это слишком маленький рынок для того, чтобы нарушение было замечено.
А если и замечено, то рынок все ещё слишком мал для того, чтобы были предприняты какие-либо активные действия по его устранению.
Тем не менее на сегодняшний день многие транснациональные корпорации, включая крупнейшие кино- и телекомпании, присутствуют в странах СНГ (обычно, в России), откуда и ведется наблюдение за соблюдением на рынках Центральной и Восточной Европы прав на объекты интеллектуальной собственности. К примеру, известная телесеть HBO сотрудничает с российской компанией «Амедиа», чей онлайн-сервис «Амедиатека» совсем недавно получил статус «Home of HBO».
«Авторское право не то, чем кажется»
Авторское право в XXI веке уже далеко отошло от авторского права образца Статута королевы Анны 1710 года – первого закона об авторском праве.
Сегодня неправомерно размещенный контент безжалостно блокируется правообладателями из любой точки мира, а причиной всему – Интернет, с помощью которого можно легко отследить и пресечь нарушение.
Многие уже обращали внимание на то, что часто при желании посмотреть любимый сериал онлайн можно столкнуться с многократно повторяющейся в поисковой выдаче надписью: «В ответ на жалобы, поданные в соответствии с Законом США «Об авторском праве в цифровую эпоху», мы удалили некоторые результаты с этой страницы». Действительно, законодательство США является одним из наиболее прогрессивных в данном плане. И вот тут стоит помнить: большинство правообладателей (из кино- и телеиндустрии) – также компании из США, соответственно, они могут пользоваться данным инструментом в полной мере.
Аналогично и при проведении рекламной кампании (а какая рекламная кампания сегодня не проводится в сети Интернет либо с тем или иным ее задействованием). Правообладатель может не только установить, но и зафиксировать факт нарушения своих прав, что позволит ему впоследствии обратиться с требованием о прекращении нарушения.
Например, упомянутая выше телесеть HBO, которой принадлежат права на уже культовый сериал «Игра Престолов», рассылает уведомления о нарушении прав в автоматическом или полуавтоматическом режиме, что иногда приводит к достаточно неожиданным казусам.
Так, в прошлом году HBO, руководствуясь нормами приведенного выше Закона США «Об авторском праве в цифровую эпоху», запретило размещение на художественном хостинге RedBubble рисунка 13-летней девочки с надписью «Winter is coming» («Зима близко»), охраняемой в США в качестве товарного знака (подробнее об этом случае можно прочесть здесь).
При этом следует также учитывать, что Республика Беларусь c 1970 года является членом Всемирной организации интеллектуальной собственности и, как следствие, страной-участницей ряда международных соглашений в сфере авторского права и смежных прав. Согласно нормам этих соглашений, объекты авторского права и смежных прав получают правовую охрану не только в стране возникновения, но и в Беларуси.
Как следствие, использовать в Беларуси, к примеру, образы миньонов из мультфильма «Гадкий Я», Дарта Вейдера из «Звездных Войн» и птичек из Angry Birds можно только при условии, что соответствующий правообладатель (Universal, Disney или Rovio) дал на это свое согласие.
«Бренд, я твой отец!»
Часто юристам задают вопросы вроде «что нужно поменять, чтобы была возможность использовать чужую интеллектуальную собственность»?
Есть три ответа на этот вопрос:
1. Попросить разрешение
Да, этот вариант кажется несбыточным, но, поверьте, это действительно работает, и корпорации охотно дают разрешения на использования своих произведений, включая образы персонажей.
В качестве примеров таких коллабораций на белорусском рынке можно привести: тропическую колу Angry Birds и безалкогольный напиток Hello Kitty со вкусами малины и карамели от ОАО «Лидское пиво» (в обоих случаях была получена лицензия от соответствующих правообладателей).
В целом, большинство компаний-правообладателей достаточно охотно выдают такие «продуктовые» лицензии. Это позволяет брендировать продукт соответствующим образом и использовать нужных персонажей в рекламных целях.
При этом законность такого использования всегда будет прозрачной и для внимательного потребителя, так как на упаковке товара будет обозначено, что изображение персонажа используется по лицензии (обычно это одно из условий подобной лицензии – указание на принадлежность прав конкретному лицу, а равно и на факт осуществления использования по лицензии). Такое использование только положительно повлияет на имидж компании и даже сможет повысить потребительскую лояльность.
2. Использовать, но таким образом, чтобы возникала только ассоциативная связь с объектом заимствования
Это высший пилотаж. Речь идет об использовании таким способом, чтобы связь возникала только лишь ассоциативная, при этом не было прямого копирования.
Напомним, что авторское право защищает только форму, но не содержание, и, как следствие, не защищает саму идею от копирования.
Соответственно, запрещено лишь прямое копирование, а заимствование идей (в том числе в рекламе) имеет право на жизнь.
Удачным примером такого заимствования является реклама сэндвича «Биг Тейсти» от Макдональдса «Теория большого вкуса». Данная реклама представляла собой изображение, на котором по орбите бургера двигались его составляющие ингредиенты на фоне космоса.
И даже несмотря на то что отсылка к известному сериалу «Теория большого взрыва» являлась хорошо читаемой и понятной для целевой аудитории, речь шла не о прямом копировании (которое имело бы место, если бы, к примеру, в данной рекламе кто-то из персонажей сериала ел данный бургер), а об идейном, ассоциативном созвучии.
Другой пример – бонстики от Евроопта, которые стали настоящим вирусом. При этом они повторяли идею, которая ранее неоднократно использовалась в различных торговых сетях США и Европы.
Отличие белорусской реализации заключалось в данном случае в том, что дизайн и имена игрушек являлись оригинальными, не воспроизводили то, что уже было реализовано в мире. Хотя сама по себе идея выдавать в качестве бонуса за определенную сумму в чеке маленькую коллекционную игрушку охраноспособной не является.
3. Отказаться от этой идеи и придумать что-то другое
Иногда гораздо дешевле (как финансово, так и репутационно) и проще придумать что-то оригинальное, способное стать запоминающимся и вирусным. Чтобы стать «вирусом», необязательно «паразитировать» на чужих идеях, и особенно на их воплощенной кем-то другим реализации.
Сама по себе концепция «что-то поменять» в чужом произведении, без получения на то согласия правообладателя оригинального произведения, является порочной практикой. По Закону Республики Беларусь от 17.05.2011 № 262-З «Об авторском праве и смежных правах» переработка произведения для создания производного произведения является одним из способов использования объекта авторского права.
В целом авторское право на производное произведение имеет зависимый характер.
Так, авторское право на осуществленную переработку произведения принадлежит автору такой переработки только при условии соблюдения прав автора оригинального произведения.
Соответственно, если такие права (как имущественные, так и личные неимущественные) не были соблюдены, то авторские права на производное произведение у его автора не возникают. Следовательно, не возникает и объекта правовой охраны.
Таким образом, если правообладатель оригинального произведения обратится с требованием к лицу, которое создало такой производный объект, то позиция последнего будет достаточно уязвимой с правовой точки зрения.
Разумеется, идеи имеют право на второе прочтение или интересное обыгрывание. Но стоит помнить: намеренное прямое копирование без разрешения правообладателя уже довольно часто не остается без внимания этого самого правообладателя, в том числе и в Беларуси.
Поэтому основной девиз – «больше креатива, хорошего и разного»! А где нужно – добавляем в эту формулу разрешение на использование произведения.
Источник: https://marketing.by/mnenie/ispolzovanie-obrazov-personazhey-i-atributiki-iz-filmov-i-serialov-v-reklame-opredelyaem-grani-dozvo/