Рейтинг юридических компаний по банкротству физических лиц


Ответ на вопрос: Экономические преступления в сфере государственных закупок

 


Экономические преступления в сфере государственных закупок

Уголовная ответственность за преступления в сфере госзакупок

Экономические преступления в сфере государственных закупок

Уголовная ответственность за преступления в сфере госзакупок касается двух основных субъектов заказчиков и участников закупок. 

Преступления со стороны заказчиков

Нарушения в сфере закупочной деятельности при освоении бюджетных средств со стороны   заказчиков, могут быть квалифицированы по целому ряду статей. В основном они закреплены в гл.

30 УК РФ «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления».

Субъекты этих преступлений в силу служебных полномочий должностные лица представители заказчика либо организаций, должностных лиц, наделенных полномочиями заказчика.

Нецелевое расходование бюджетных средств

Когда речь идет о хищениях в госзакупках, первое, что  приходит в голову, это нецелевое расходование бюджетных средств. Уголовная ответственность за это предусмотрена ст. 285.1 УК РФ. Если сумма нецелевого использования была крупной 1,5 млн руб.

иболее1, то виновному грозит наказание в виде   лишения свободы до 2 лет и права занимать должности до 3 лет или без него. Это самая жесткая мера наказания в рамках ч. 1 ст. 285.1 УК РФ.В случае если не по назначению потратили 7,5 млн руб.

и более (особо крупный размер), действия могут быть квалифицированы уже по ч. 2 ст. 285.1 УК РФ

Она предполагает лишение свободы до 5 лет и права занимать должности до 3 лет или без этого.

Злоупотребление служебными полномочиями

Злоупотребление должностными полномочиями квалифицируется по ст. 285, 286, 292 или 293 УК РФ и предусматривает наказание от штрафа до 80 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет. При тех же действиях в случае наступления тяжких последствий виновного лишают свободы на срок до 10 лет без права занимать должности до 3 лет (ч. 3 ст. 285 УК РФ).

Еще один вид преступлений в сфере госзакупок превышение должностных полномочий. Оно подпадает по ст. 286 УК РФ и наказывается от штрафа до 80 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет.

 Если свои полномочия превысило лицо, занимающее государственную должность РФ или субъекта РФ, или глава органа местного самоуправления, то его в лучшем случае оштрафуют до 300 тыс. руб., а в худшем лишат свободы до 7лет, как и права занимать должности до 3 лет или без этого.

В случае если такие преступления совершены с применением насилия, оружия, спецсредств или с причинением тяжких последствий, кодекс предусматривает лишение свободы до 10 лет без права занимать должности до 3 лет.

В сфере госзакупок распространен также такой вид преступлений, как служебный подлог, когда в официальные документы вносят заведомо ложные сведения, исправления, которые искажают их действительное содержание. Нарушителей наказывают в соответствии со ст.

 292 УК РФ,начиная от штрафа до 80 тыс. руб. и заканчивая лишением свободы до 2 лет.
В случае существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, государства закон предусматривает наказание от штрафа до 500 тыс. руб.

 до лишения свободы до 4 лет без права занимать должности до 3 лет или без этого.

Халатность

Халатность в сфере госзакупок явление нехарактерное. Ведь нецелевой характер расходования средств бюджетов сам по себе предполагает конкретное действие, направленное, как правило, на личное обогащение или иную личную заинтересованность должностного лица.

Именно поэтому такое преступление отнесено к категории небольшой тяжести, за которое в соответствии со ст. 293 УК РФ может быть назначен штрафдо 120 тыс. руб., обязательные либо исправительные работы или арест до 3 мес.
Даже в случае причинения особо крупного ущерба (ч. 1.1 ст.

293 УК РФ) законодателем в качестве наиболее жесткого наказания предусмотрен арест до 6 мес.

Преступления со стороныучастников закупки

Среди субъектов преступления те, кто претендует на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, а также непосредственно поставщики. Они, как правило, посягают на экономические правоотношения, сложившиеся в сфере госзакупок. Составы этих преступлений содержатся в разделе VIII УК РФ «Преступления в сфере экономики».

Мошенничество

Среди участников закупок в рассматриваемой сфере правоотношений наиболее распространено мошенничество.Учитывая, что уголовный кодекс не предусматривает мошенничество в сфере госзакупок (оно подразумевается в области кредитования, предпринимательской деятельности, страхования и др.

), действия участников закупок в зависимости от тяжести негативных последствий и иных признаков следует квалифицировать по различным частям ст. 159 УК РФ.Так, по ч. 1 предусмотрено наказание от штрафа до 120 тыс. руб. до лишения свободы до 2 лет.

 За мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, как и в крупном размере, грозит в лучшем случае штраф до 500 тыс. руб., а в худшем лишение свободы до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс. руб. либо без него (ч. 3 ст. 159 УК РФ).Самое строгое наказание предусмотрено ч. 4 ст.

159, по которой за мошенничество, совершенное организованной группой либо в особокрупном размере, предусмотрено лишение свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. либо без него.

Так, исходя из материалов прокуратуры района Ханты-Мансийского автономного округа Югры, следственный орган возбудил уголовное дело по ч. 3 ст. 159 УК РФ.

 Проверка прокуратуры показала, что должностные лица учреждения здравоохранения похитили бюджетные средства в сумме почти 400 тыс. руб.

 Они действовали по предварительному сговору, подписав и оплатив счета-фактуры на оказание транспортных услуг, в которые внесли недостоверные сведения об объеме оказанных услуг.

Присвоение и растрата

Другое распространенное  преступление среди участников закупки присвоение или растрата. За него ст. 160 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до 120 тыс. руб., обязательных работ до 240 ч, исправительных работ до 6 мес., ограничения свободы до 2 лет, принудительных работ до 2 лет, л/с до 2 лет.

За те же нарушения, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, как и в крупном размере, по ч. 3 ст. 160 УК РФ предусмотрено наказание от штрафа до 500 тыс. руб. до лишения свободы до 6 лет со штрафом или с ограничением свободы либо без этого.

Если же их совершила организованная группа либо в особо крупном размере, то согласно ч. 4 ст. 160 УК РФ этих лиц наказывают лишением свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. и с ограничением свободы до 2 лет либо без этого.Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 50 млн руб.

, а доходом в особо крупном размере 250 млн руб. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 10 млн руб., а особо крупным ущербом 30 млн руб.

Причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием.

 Еще один очень характерный вид преступления у участников закупок причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием. Ответственность за него предусматривает ст. 165 УК РФ.

Если это преступление совершено при отсутствии признаков хищения в крупном размере, то виновных лиц наказывают от штрафа до 300 тыс.руб.

 до лишения свободы до 2 лет со штрафом или без него и с ограничением свободы или без этого.

За то же действие, совершенное группой лиц по предварительному сговору либо организованной группой, причинившее особо крупный ущерб, срок лишения свободы увеличивается до 5 лет (ч. 2 ст. 165).

Ограничение конкуренции 

В рассматриваемой плоскости правоотношений фигурирует также и ограничение конкуренции заключение между хозяйствующими субъектами-конкурентами соглашения (картеля), запрещенного в соответствии с антимонопольным законодательством РФ.

 Такое правонарушение переходит в уголовно-правовую плоскость, если ограничение конкуренции причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо повлекло извлечение дохода в крупном размере.
В этом случае в соответствии с ч. 1 ст. 178 УК РФ виновных должностных лиц наказывают штрафом до 500 тыс. руб.

, лишением свободы до 3 лет иправа занимать должности до 1 года либо без него. По части 2 этой же статьи такие деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, причинившие особо крупный ущерб либо повлекшие извлечение дохода в особо крупном размере, наказываются более строгими видами и размерами уголовного наказания.

В частности, это может быть лишение свободы до 6 лет со штрафом до 1 млн руб. или без него и с лишением права занимать должности до 3 лет или без этого.

Злоупотребление полномочиями

В числе преступлений со стороны участников закупки УК РФ выделяет и злоупотребление полномочиями, но только в случае, если это причинило существенный вред правам и законным интересам граждан или организаций либо охраняемым законом интересам общества или государства.

Тогда виновных лиц в соответствии с ч. 1 ст. 201 УК РФ наказывают от штрафа до 200 тыс. руб. до лишения свободы до 4 лет.
По части 2 ст. 201 УК РФ то же действие, повлекшее тяжкие последствия, наказывается штрафом до 1 млн руб.

, лишением свободы до 10 лет без права занимать должности до 3 лет.

 Коммерческий подкуп 

И наконец, в качестве еще одного вида преступлений, на которые идут участники закупок, можно назвать коммерческий подкуп. Он выражается в незаконной передаче лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, денег, ценных бумаг, иного имущества.

Кроме того, ему могут оказывать услуги имущественного характера, предоставлять иные имущественные права за совершение действий (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением. За это ст.

 204 УК РФ предусматривает штраф до 50-кратной суммы коммерческого подкупа с лишением права занимать должности до 2 лет, лишением свободы до 3 лет. При наличии квалифицирующих признаков наказание возрастает.Заказчики несут уголовную ответственность в соответствии с УК РФ: за нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.

1); злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285); превышение должностных полномочий (ст. 286); служебный подлог (ст. 292); халатность (ст. 293).

В числе преступлений участников закупок, подпадающих под действие УК РФ: мошенничество (ст. 159); присвоение или растрата (ст. 160);причинение имущественного ущерба путем обмана или злоупотребления доверием (ст. 165); ограничение конкуренции (ст.

 178); злоупотребление полномочиями (ст. 201); коммерческий подкуп (ст. 204). 11 Размер причиненного бюджету ущерба является линией разграничения между административной (ст. 15.14 КоАП РФ) и уголовной ответственностью (ст. 285.

1 УК РФ) за одни и те же действия.

Архивы Выберите месяц Август 2019 Июль 2019 Июнь 2019 Май 2019 Апрель 2019 Март 2019 Февраль 2019 Январь 2019 Декабрь 2018 Ноябрь 2018 Октябрь 2018 Сентябрь 2018 Август 2018 Июль 2018 Июнь 2018 Май 2018 Апрель 2018 Март 2018 Февраль 2018 Январь 2018 Декабрь 2017 Ноябрь 2017 Октябрь 2017 Сентябрь 2017 Август 2017 Июль 2017 Июнь 2017 Май 2017 Апрель 2017 Март 2017 Февраль 2017 Январь 2017 Декабрь 2016 Ноябрь 2016 Октябрь 2016 Сентябрь 2016 Август 2016 Июль 2016 Июнь 2016 Май 2016 Апрель 2016 Март 2016 Февраль 2016 Январь 2016 Декабрь 2015 Ноябрь 2015 Октябрь 2015 Сентябрь 2015 Август 2015 Июль 2015 Июнь 2015 Май 2015 Апрель 2015 Март 2015 Февраль 2015 Январь 2015 Декабрь 2014 Ноябрь 2014 Октябрь 2014 Сентябрь 2014 Август 2014 Июль 2014 Июнь 2014 Май 2014 Апрель 2014 Март 2014 Февраль 2014 Январь 2014 Декабрь 2013 Ноябрь 2013 Октябрь 2013 Сентябрь 2013 Август 2013 Июль 2013 Июнь 2013 Май 2013 Апрель 2013 Март 2013 Февраль 2013 Январь 2013 Декабрь 2012 Ноябрь 2012 Октябрь 2012 Сентябрь 2012 Август 2012 Июль 2012

Источник: https://pershickow.ru/ugolovnaya-otvetstvennost-za-prestupleniya-v-sfere-goszakupok.

Экономические преступления в сфере государственных закупок

Экономические преступления в сфере государственных закупок

Основными направлениями предотвращения мошенничества в сфере государственных закупок можно назвать следующие:

  • получение информации до начала планирования процесса торгов;
  • требования к закупкам должны быть четко сформулированы;
  • процесс торгов должен быть четко распланирован, чтобы обмен информацией между участниками был максимально затруднен;
  • информирование сотрудников о возможных мошеннических действиях, способах их совершения;
  • анализ и мониторинг рынка;
  • повышение квалификации служащих;
  • совершенствование законодательства, в том числе путем выделения в качестве отдельного состава преступления мошенничество при проведении государственных или муниципальных закупок.

Список литературы:

  1. Данные результатов мониторинга применения Федерального закона РФ от 05.04.2013 г.

Так, следственным органами ГСУ СК РФ по г.

Москве возбуждено уголовное дело по факту мошеннических действий, совершенных должностными лицами ФСИН России и ФГУП «Центр инженерно-технического обеспечения и связи» ФСИН России при заключении государственных контрактов о создании и поставке оборудования системы электронного мониторинга подконтрольных лиц, по признакам преступления, предусмотренного ч. 4 ст. 159 УК РФ.

По данным следствия, должностные лица ФСИН России, действуя в рамках реализации постановлений Правительства Российской Федерации о создании системы и поставки оборудования СЭМПЛ для нужд уголовно-исполнительной системы, в нарушении законодательства неправомерно отказались от проведения открытого аукциона и, действуя в интересах подконтрольного им ФГУП ЦИТОС ФСИН России, в целях устранения конкурентов заключили между собой ряд государственных контрактов.

Внимание

Однако заявка бизнесмена была отклонена из-за того, что он якобы не приложил ряд документов. В итоге победителем оказалось второе юрлицо.

Как было сказано выше, предприниматель обратился в прокуратуру, которой было установлено следующее: заявка бизнесмена содержала все необходимые документы и была отклонена неправомерно.

Важно

Ко всему прочему, цена, предложенная бизнесменом, была более выгодной.

Прокуратура посчитала, что действия заказчика являются дискриминацией. В Уголовном кодексе есть статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности». Именно по ней было возбуждено уголовное дело в отношении должностного лица заказчика.

Ситуация 5.

Фальшивые документы

К уголовной ответственности в сфере закупок могут быть привлечены и представители поставщика.

В действительности же данные работы не проводились. Аналогичное предложение А. сделал и П., организация которого осуществляла технический надзор за фактически невыполненными ремонтными работами1. Размер похищенных денежных средств в сумме 53 млн руб., которыми завладели указанные лица, убедительно характеризует их корыстный мотив.

К наиболее часто встречающимся преступлениям, совершаемым сотрудниками контрольных органов, можно отнести вымогательство и получение взяток за предоставление преференций при рассмотрении жалоб участников размещения заказа, затягивание сроков их рассмотрения, неприменение мер по выявленным нарушениям закона в целях присуждению победы на торгах «своим» участникам.

  • [1] Федеральный закон от 25 декабря 2008 г. № 273-ФЗ (ред. от 28 декабря 2013 г.«О противодействии коррупции» // СЗ РФ. 2008. № 52 (ч. 1). Ст.

Уголовная ответственность за преступления в сфере госзакупок

Кроме того, недобросовестные поставщики вступают в преступные сговоры с представителями заказчика в целях получения победы на торгах и сдачи работ, не соответствующих условиям контрактов.

Широкое распространение получили мошеннические схемы недобросовестных поставщиков, использующих подложные банковские гарантии в целях выигрыша в торгах, получения аванса якобы для исполнения контрактных обязательств без намерения фактического их исполнения.

Нередки факты появления на рынке закупок так называемых псевдопоставщиков, исполнителей, подрядчиков контрактных обязательств — несуществующих организаций, сведения о которых при проверках не подтверждаются.

Уголовная ответственность за преступления в сфере госзакупок

  • подача предложений-прикрытий характеризуется тем, что конкурирующий участник, вступая в сговор с остальными участниками закупки, подает предложение с ценой выше предложения назначенного победителя, а после заключения с ним контракта, передает его на исполнение третьему лицу. Сложность в расследовании таких материалов состоит в том, что подобными действиями создается иллюзия реальной конкуренции, в результате чего проверяющие органы могут быть введены в заблуждение;
  • отзыв предложения состоит в том, что участник соглашается за определенное денежное вознаграждение отозвать ранее поданную заявку либо не участвовать в процедуре торгов;
  • раздел рынка – по заранее осуществленному сговору, рынок делится не только по отраслям экономики, но и по географическим характеристикам. При этом участие «чужака» практически исключается.

По одному из уголовных дел признаны виновными бывший начальник отдела развития инфраструктуры одного из департаментов Минэкономразвития России А., а также генеральный директор ООО «…» К. и генеральный директор ООО «…» П. в совершении преступлений, предусмотренных ч. 4 ст. 159, ч. 3 ст. 30, ч. 4 ст. 159 УК РФ. Установлено, что чиновник и бизнесмены похитили более 53 млн руб.

в результате проведения работ по реконструкции устаревших электро- и теплосетей здания на основании заключенных государственных контрактов с указанными организациями. По предложению А., К. подготовил и передал А.

Рубрики

Правовое регулирование сферы государственных закупок является сложным и многогранным. Наряду с гражданско-правовой, дисциплинарной и административной ответственностью существует и уголовная.

В УК РФ есть немало статей, включая появившиеся совсем недавно, под которые попадают преступления, совершенные в связи с закупками.

В этом материале рассмотрим применение норм уголовного законодательства к конкретным нарушениям.

Ситуация 1.
Контракт за «откат»

Система заключения соглашений за так называемый «откат», то есть личное вознаграждение представителя контрагента, существует в российском бизнесе с момента его появления. Не избежала этого и сфера госзаказа. Уголовная ответственность за такое преступление предусмотрена статья 290 «Получение взятки».

Пример — уголовное дело в отношении главврача родильного дома в г. Ухта Республики Коми.

Например, довольно остро стоят вопросы мошенничества в сфере государственных закупок, выражающегося в незаконном завладении бюджетных денежных средств, государственных субсидий, халатности участвующих в торгах лиц и лиц, ответственных за организацию таких процедур, коррупции, принуждения при проведении торгов, а также, в целом, неосведомленности и неподготовленности кадров.

Несмотря на то, что в Уголовном кодексе Российской Федерации [5] (далее – УК РФ) присутствует ряд норм, которые ставят под охрану интересы участников и организаторов торгов (хотя и косвенно), многие крайне негативные проявления остаются за рамками уголовно-правового воздействия, что обусловлено отсутствием единого подхода к экономическому и правовому содержанию происходящих в экономике процессов.

Архивы

За те же нарушения, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, как и в крупном размере, по ч. 3 ст. 160 УК РФ предусмотрено наказание от штрафа до 500 тыс. руб. до лишения свободы до 6 лет со штрафом или с ограничением свободы либо без этого.

Если же их совершила организованная группа либо в особо крупном размере, то согласно ч. 4 ст. 160 УК РФ этих лиц наказывают лишением свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб. и с ограничением свободы до 2 лет либо без этого. Доходом в крупном размере признается доход, сумма которого превышает 50 млн руб.

, а доходом в особо крупном размере 250 млн руб. Крупным ущербом признается ущерб, сумма которого превышает 10 млн руб., а особо крупным ущербом 30 млн руб.

Учитывая, что уголовный кодекс не предусматривает мошенничество в сфере госзакупок (оно подразумевается в области кредитования, предпринимательской деятельности, страхования и др.), действия участников закупок в зависимости от тяжести негативных последствий и иных признаков следует квалифицировать по различным частям ст.

159 УК РФ. Так, по ч. 1 предусмотрено наказание от штрафа до 120 тыс. руб. до лишения свободы до 2 лет. За мошенничество, совершенное лицом с использованием своего служебного положения, как и в крупном размере, грозит в лучшем случае штраф до 500 тыс. руб., а в худшем лишение свободы до 6 лет со штрафом в размере до 80 тыс.

руб. либо без него (ч. 3 ст. 159 УК РФ). Самое строгое наказание предусмотрено ч. 4 ст. 159, по которой за мошенничество, совершенное организованной группой либо в особокрупном размере, предусмотрено лишение свободы до 10 лет со штрафом до 1 млн руб.

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» при наличии всех признаков состава преступления.

К подобным деяниям относятся:

  • • злоупотребление должностными полномочиями (ст. 285);
  • • нецелевое расходование бюджетных средств (ст. 285.1);
  • • нецелевое расходование средств государственных внебюджетных фондов (ст. 285.2);
  • • превышение должностных полномочий (ст. 286);
  • • присвоение полномочий должностного лица (ст. 288);
  • • незаконное участие в предпринимательской деятельности (ст. 289);
  • • получение взятки (ст. 290);
  • • служебный подлог (ст. 292).

Кроме того, преступные деяния со стороны представителей государственного заказчика (заказчика) могут быть квалифицированы в соответствии с УК РФ как мошенничество (ст.

Источник: http://pravo60.ru/ekonomicheskie-prestupleniya-v-sfere-gosudarstvennyh-zakupok

Уголовная ответственность в сфере госзакупок

Экономические преступления в сфере государственных закупок

Федеральным законом от 23.04.2018 № 99-ФЗ внесены изменения в УК РФ, которыми в том числе была установлена ответственность за преступления в сфере госзакупок. С 4 мая эти изменения вступили в силу. В статье расскажем подробнее про суть преступлений, ответственность и на кого распространяются новые требования Уголовного Кодекса.

Законом устанавливается уголовная ответственность как для работников заказчика, руководствующегося при закупках Законом N 44-ФЗ, так и для лиц, подкупающих таких работников в своих интересах.

К работникам заказчика, на которых распространяются изменения Уголовного кодекса РФ, отнесены:

  • работники контрактной службы,
  • контрактные управляющие,
  • члены комиссии по осуществлению закупок,
  • лица, осуществляющие приемку товаров, работ, услуг,
  • иные уполномоченные лица, представляющие интересы заказчика в сфере закупок.

Ст. 200.4 УК РФ. Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд

Если работник (сотрудник контрактной службы или контрактный управляющий, член закупочной комиссии, лицо, принимающее товар /выполненные работы / оказанные услуги, уполномоченное лицо, представляющее интересы заказчика) из корыстной или иной личной заинтересованности и причинил крупный ущерб, то он наказывается:

  • штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо
  • принудительными работами на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие особо крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от двухсот тысяч до одного миллиона рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от шести месяцев до трех лет, либо
  • принудительными работами на срок до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до семи лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Ст. 200.5 УК РФ. Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок

Подкупом признается незаконная передача работникам заказчика или тому, кому они укажут, денег, ценных бумаг, иного имущества, незаконные оказание услуг имущественного характера, предоставление других имущественных прав за совершение действий (бездействия) в связи с закупкой по Закону № 44-ФЗ.

Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок наказывается:

  • штрафом от 300 до 500 тыс. руб. или
  • штрафом в размере зарплаты или другого дохода осужденного за период от 6 мес. до трех лет, или
  • исправительными работами на срок до двух лет, или
  • принудительными работами на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового, или
  • лишением свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до десятикратной суммы подкупа или без такового.

Те же самые действия, совершенные по предварительному сговору или причинившие крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от 500 тысяч до 1 миллиона рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • принудительными работами на срок до пяти лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового, либо
  • лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до двух лет или без такового.

Те же самые действия, совершенные группой лиц по предварительному сговору и причинившие особо крупный ущерб, наказываются:

  • штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов пятисот тысяч рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • лишением свободы на срок до восьми лет со штрафом в размере до сорокакратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Обратим внимание, что лицо, совершившее подкуп, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, добровольно сообщило о его совершении в правоохранительные органы, либо в отношении этого лица имело место вымогательство предмета подкупа.

Кроме того, в этой же норме предусматривается и уголовная ответственность для работников заказчика за то, что они получили предмет подкупа.

За получение денег, других ценностей или услуг работником контрактной службы, контрактным управляющим или членом комиссии по закупкам положены:

  • штраф в размере от четырехсот тысяч до одного миллиона рублей или
  • штраф в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо
  • принудительные работы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо
  • лишение свободы на срок до трех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Если те же деяния совершены группой лиц по предварительному сговору, сопряжены с вымогательством предмета подкупа, совершены в крупном размере, то они караются:

  • штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет либо
  • лишением свободы на срок до десяти лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

То же, но в особо крупном размере наказывается:

  • штрафом в размере от двух миллионов до пяти миллионов рублей или
  • штрафом в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до пяти лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо
  • лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до пятидесятикратной суммы подкупа или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

Крупным размером подкупа признаются сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающие сто пятьдесят тысяч рублей, особо крупным размером подкупа — превышающие один миллион рублей.

Новые курсы, которые помогут разобраться с изменениями и позволят работать без ошибок и штрафов.

  • Подготовьтесь к изменениям, связанным с переходом на электронные закупки
  • Только самое важное, что надо знать для эффективной работы
  • Эксперты с многолетним опытом в закупках
  • Простое изложение новых норм

2 экспресс курса:

Источник: https://School.Kontur.ru/publications/1615

Практика уголовной ответственности в закупках | Контур.Закупки

Экономические преступления в сфере государственных закупок

Правовое регулирование сферы государственных закупок является сложным и многогранным. Наряду с гражданско-правовой, дисциплинарной и административной ответственностью существует и уголовная.

В УК РФ есть немало статей, включая появившиеся совсем недавно, под которые попадают преступления, совершенные в связи с закупками.

В этом материале рассмотрим применение норм уголовного законодательства к конкретным нарушениям.

Ситуация 1. Контракт за «откат»

Система заключения соглашений за так называемый «откат», то есть личное вознаграждение представителя контрагента, существует в российском бизнесе с момента его появления. Не избежала этого и сфера госзаказа. Уголовная ответственность за такое преступление предусмотрена статья 290 «Получение взятки».

Пример — уголовное дело в отношении главврача родильного дома в г. Ухта Республики Коми.

В течение нескольких лет он обеспечивал заключение подведомственным ему лечебным заведением контрактов на поставку лекарственных средств и медизделий с группой из нескольких поставщиков.

Было доказано, что в качестве благодарности компании перечисляли главврачу денежные средства на счета третьих лиц.

Регистрация в ЕРУЗ ЕИС

С 1 января 2019 года для участия в торгах по 44-ФЗ, 223-ФЗ и 615-ПП обязательна регистрация в реестре ЕРУЗ (Единый реестр участников закупок) на портале ЕИС (Единая информационная система) в сфере закупок zakupki.gov.ru.

Мы оказываем услугу по регистрации в ЕРУЗ в ЕИС:

Заказать регистрацию в ЕИС

Поскольку общая сумма вознаграждения превысила 1,2 млн рублей, то была применена часть 2 статьи 290 УК РФ. В итоге виновное лицо получило наказание в виде лишения свободы сроком на 5 лет и конфискации полученной суммы взятки.

К слову, взятка не обязательно должна быть в форме денежных средств. Это может быть предоставление каких-то иных благ или преференций.

Ситуация 2. Удовлетворение личных нужд за бюджетные деньги

Довольно часто на практике можно столкнуться с ситуациями, когда руководитель или иное уполномоченное лицо заказчика превышает свои должностные полномочия или злоупотребляет ими. Например, понуждает сотрудников без необходимости приобретать путем закупки имущество, которое потом используется в личных целях руководства.

Примером может служить дело, фигурантом которого стал бывший руководитель Государственного бюджетного научного учреждения «ГНТЦ Наука».

Прокуратура заподозрила его в том, что он дал распоряжение уполномоченным сотрудникам путем неконкурентной закупки приобрести оргтехнику стоимостью примерно полмиллиона рублей.

Через год после приобретения эта техника была списана и по фиктивным документам утилизирована.

В отношении бывшего директора научного учреждения было возбуждено уголовное дело по части 1 статьи 285 УК РФ «Злоупотребление должностными полномочиями».

Также итогом подобных преступлений может быть возбуждение уголовного дела по статье 286 УК РФ «Превышение должностных полномочий».

Примером является дело в отношении должностных лиц администрации одного из городских поселений Ростовской области.

Следствие придерживается такой версии: подозреваемые помогли знакомому предпринимателю получить контракт на поставку, монтаж и пусконаладку системы видеонаблюдения. Инцидент произошел в апреле 2018 года, и дело пока находится в процессе производства.

Рекомендуем также прочитать статью об административной ответственности заказчиков по 44-ФЗ.

Ситуация 3. Закупки, «заточенные» под нужных поставщиков

Нередко на практике встречаются нарушения в форме так называемой заточки закупки под конкретного исполнителя.

Подразумевается составление закупочной документации таким образом, чтобы ей соответствовала заявка нужного участника, тогда как остальные отклонялись.

Заниматься подобным могут не только заказчики, но и вступившие в сговор с участниками закупочной деятельности сторонние организации, специализирующиеся на сопровождении закупок.

Контролирующие органы выявили в Хакасии целое преступное сообщество, занимающееся «заточкой» аукционной документации. Документы подгонялись под нужных исполнителей, в частности, поставщиков медицинских препаратов и изделий.

В процессе следствия выяснилось, что так закупались товары для городского перинатального центра и районной клинической больницы. За каждый заключенный таким образом контракт преступная группа получала «откат» в размере 10-20 % от его стоимости. Правоохранительным органам удалось установить, что общая сумма похищенных средств составила более 90 млн рублей.

Итогом стало дело по статье 159 УК РФ «Мошенничество», а именно по части 4, подразумевающей ответственность за преступление, совершенное в особо крупном размере организованной группой. Один из фигурантов уже осужден.

Изначально ему было назначено наказание в виде лишения свободы на 4,5 года. Однако оно было заменено на условное с испытательным сроком 4 года, поскольку осужденный ранее не привлекался к ответственности, признал себя виновным и еще при досудебном разбирательстве содействовал следствию.

Что касается прочих фигурантов этого дела, то им вряд ли будет вынесен такой мягкий приговор.

Ситуация 4. Уголовное дело за бизнес-дискриминацию

Стать фигурантом уголовного дела должностное лицо заказчика рискует даже в том случае, если неправомерно отклонит заявку. Чаще всего при этом участники жалуются в ФАС, но можно также подать обращение в прокуратуру. Именно так поступил бизнесмен из Мордовии.

Средняя школа объявила закупку кресел для актового зала в виде электронного аукциона. Было подано две заявки: от упомянутого бизнесмена и другого юридического лица. Однако заявка бизнесмена была отклонена из-за того, что он якобы не приложил ряд документов. В итоге победителем оказалось второе юрлицо.

Как было сказано выше, предприниматель обратился в прокуратуру, которой было установлено следующее: заявка бизнесмена содержала все необходимые документы и была отклонена неправомерно. Ко всему прочему, цена, предложенная бизнесменом, была более выгодной.

Прокуратура посчитала, что действия заказчика являются дискриминацией. В Уголовном кодексе есть статья 169 «Воспрепятствование законной предпринимательской или иной деятельности». Именно по ней было возбуждено уголовное дело в отношении должностного лица заказчика.

Ситуация 5. Фальшивые документы

К уголовной ответственности в сфере закупок могут быть привлечены и представители поставщика. Примером является закупка в рамках реализации в Москве государственной программы по развитию физкультуры и спорта.

Объектом закупки были услуги по разработке проектно-сметной документации на строительство физкультурного комплекса. Районная прокуратура выяснила, что один из поставщиков приложил к заявке фальшивые документы.

Именно наличие этих документов позволило нечестному исполнителю получить государственный контракт стоимостью более 16 млн рублей.

В соответствии с нормами 44-ФЗ, при выявлении недостоверных сведений заявка должна быть отклонена, а контракт — расторгнут. Поэтому заказчику было вынесено предписание расторгнуть контракт с указанным исполнителем и передать сведения о нем в РНП.

Ответственным лицам компании, приложившим подложные документы, грозит преследование по факту выявленных нарушений. Сейчас следственный орган решает, имеет ли место состав преступления по частям 1 и 3 статьи 327 УК РФ «Подделка, изготовление или сбыт поддельных документов, государственных наград, штампов, печатей, бланков».

Ситуация 6. Вымогательство и коммерческий подкуп

Не секрет, что в системе закупок существуют так называемые жалобщики. Их «деятельность» заключается, по сути, в вымогательстве. Используя систему обжалования, они грозят сорвать закупку, если не получат определенную сумму отступных. Потерпевшим может являться заказчик или добросовестный поставщик, желающий принять участие в закупке.

Подобное дело имело место в республике Удмуртия. Суть в следующем: руководитель ООО предпринимал действия, мешающие добросовестному поставщику принять участие в аукционе на поставку автомобилей скорой медпомощи. За прекращение своих действий он требовал 2,5 млн рублей.

Поставщик не хотел упускать аукцион, поэтому согласился на требования вымогателя. Однако параллельно обратился в полицию. Вымогателю была передана первая часть требуемой суммы (1,5 млн рублей), после чего он был задержан правоохранительными органами.

За получение подкупа в особо крупном размере, сопряженного с вымогательством, в его отношении было возбуждено уголовное дело по части 8 статьи 204 УК РФ «Коммерческий подкуп». Итогом стало осуждение руководителя ООО на 7 лет лишения свободы в исправительной колонии строгого режима, а также запрет в течение 4 лет занимать управленческие должности в коммерческих структурах.

В заключение отметим, что с 4 мая 2018 года в УК РФ появились две специализированные статьи для сферы закупок:

  • 200.4 «Злоупотребления в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд»;
  • 200.5 «Подкуп работника контрактной службы, контрактного управляющего, члена комиссии по осуществлению закупок».

Подробно о мерах ответственности, предусмотренных статьями 200.4 и 200.5, мы рассказали в материале Закупки по 44-ФЗ: уголовная ответственность.

Источник: http://zakupki-kontur.ru/news/praktika-ugolovnoj-otvetstvennosti-v-zakupkax/


.