Новости прокуратуры
Одно из основных экономических богатств Курской области – земельные ресурсы. В этой связи регион по праву считается аграрным, и органы прокуратуры области уделяют пристальное внимание соблюдению земельного законодательства на территории области.
По итогам 2015 года прокуратурой области пресечено более 2600 нарушений земельного законодательства. В соответствие с измененным федеральным законодательством в 2015 году приведено более 250 нормативных актов органов местного самоуправления. Разработаны и утверждены административные регламенты государственных и муниципальных услуг, регулирующие порядок распоряжения земельными участками.
Активная работа прокуроров позволила выявить и пресечь более 2600 нарушений, связанных с незаконным использованием земельных участков, переводом земель в иные категории.
Не допущено незаконное распоряжение сельскохозяйственными землями, защищены права граждан и предпринимателей на своевременное предоставление земельных участков в установленном порядке. Благодаря принятым мерам устранено более 740 нарушений порядка и сроков предоставления земельных участков.
Пресечены отдельные случаи незаконного предоставления земельных участков с нарушением порядка проведения аукционов.
Мерами прокурорского реагирования обеспечено надлежащее информационное взаимодействие между уполномоченными органами при осуществлении кадастрового учета земельных участков. За нарушение порядка взаимодействия в 2015 году более 60 должностных лиц органов местного самоуправления привлечены к административной ответственности по ч. 3 ст. 14.35 КоАП РФ.
Особое внимание прокуратурой области уделяется оценке законности и полноте мер, принимаемых органами местного самоуправления при обороте земель сельскохозяйственного назначения.
Общая площадь всех земель на территории Курской области составляет около 3 млн. га.
Землями сельскохозяйственного назначения считаются земли, находящиеся за границами населенного пункта, предназначенные и предоставленные для нужд сельского хозяйства.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, а также земли, занятые дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, а также зданиями, сооружениями. В структуре земель сельскохозяйственного назначения Курской области сельскохозяйственные угодья составляют более 92 %.
Одной из наиболее актуальных проблем на территории области в последние годы является использование невостребованных земельных долей и включение таких земель в гражданский оборот на законных основаниях.
Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал эту земельную долю в аренду или не распорядился ею иным образом в течение 3-х и более лет подряд.
Проблема использования невостребованных земельных долей заключается в том, что собственники – (в большинстве случаев это бывшие работники колхоза) – умерли, а их наследники своевременно не зарегистрировали право собственности, не имеют права распоряжаться землей и в большинстве случаев не желают ее использовать.
Органы местного самоуправления также не уполномочены распоряжаться такими земельными долями до принятия их в муниципальную собственность.
Специальный порядок признания земельных долей невостребованными и принятия их в муниципальную собственность определен законом № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».
До прохождения установленной законом процедуры и признания судом права муниципального образования на земельные доли никто не вправе распоряжаться ими. Любой случай их использования является незаконным.
Анализ состояния законности показал, что в 2011 году на территории Курской области имелось более 240 000 га земель, в отношении которых было необходимо проводить процедуру признания невостребованными и принимать их в муниципальную собственность для дальнейшего включения в оборот и законного предоставления для использования фермерами и сельскохозяйственными организациями.
Однако в ходе прокурорских проверок установлено, что работа на данном направлении органами местного самоуправления не велась. Такая ситуация являлась крайне недопустимой, поскольку препятствовала законному включению земель в оборот и извлечению местными бюджетами доходов от их использования.
Прокуратура области занимает принципиальную активную позицию и принимает полный комплекс мер, направленных на понуждение поселковых администраций формировать списки и обращаться в суд для принятия земель в свою собственность, чтобы иметь законные основания распоряжения ими.
В результате принятых мер прокурорского реагирования работа была активизирована.
Благодаря прокурорскому вмешательству в период с 2011-2015 гг. органами местного самоуправления проведены собрания и сформировано более 780 списков невостребованных земельных долей на более чем 210 000 га.
В тот же период решениями судов общей юрисдикции признано право муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, общей площадью более 75 000 га.
Прокурорами продолжается работа по надзору за полнотой мер, направленных на оформление права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли. В этой связи статистические данные о результатах работы местных администраций систематически оцениваются территориальными прокурорами, которые при наличии оснований незамедлительно реагируют на допущенные нарушения.
Указанные меры направлены на активизацию деятельности органов местного самоуправления по признанию и регистрации права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли, что позволит обеспечить не только законное распоряжение и использование земельных участков, но и будет способствовать повышению доходной части бюджетов.
Практика прокурорского надзора в последние годы показала, что многочисленными являются случаи использования невостребованных земельных долей до их принятия в судебном порядке в муниципальную собственность по так называемым «Соглашениям» с администрацией поселка или района.
Указанный способ использования земель сельскохозяйственного назначения является незаконным, в связи с чем при выявлении таких Соглашений районные прокуроры не только привлекают землепользователей к административной ответственности, но и вносят представления в органы местного самоуправления с требованием об их расторжении, привлечении к дисциплинарной ответственности должностных лиц, заключивших их в отсутствие законных оснований.
Источник: http://prockurskobl.ru/4110.html
Невостребованные земельные доли: путь к пополнению бюджетов органов местного самоуправления?
(Савенко Г. В.) («Реформы и право», 2013, N 3)
НЕВОСТРЕБОВАННЫЕ ЗЕМЕЛЬНЫЕ ДОЛИ: ПУТЬ К ПОПОЛНЕНИЮ БЮДЖЕТОВ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ?
Г. В. САВЕНКО
——————————— Статья основывается на материалах Владимирской и Ивановской областей.
Савенко Георгий Владимирович, кандидат юридических наук, партнер юридической фирмы «Кузин, Мохорев, Савенко и партнеры» (г. Владимир).
В статье раскрывается механизм образования земельных участков из состава земель сельскохозяйственного назначения в счет невостребованных земельных долей. Анализируется также гражданско-процессуальный аспект, формуляр иска, с которым органы местного самоуправления обращаются в суд.
Ключевые слова: невостребованная земельная доля, органы местного самоуправления, списки собственников невостребованных долей, иск о признании права собственности на невостребованную земельную долю, образование земельного участка, доходы местного бюджета.
Unclaimed land parcels: is it a way to replenish the budgets of local governments? G. V. Savenko
The paper shows the mechanism of formation of land parcels from the agricultural lands on account of unclaimed land parcels. The author decribes the aspect of civil procedure, the form of the claim with which local governments apper before a court.
Key words: unclaimed land parcel, local government, lists of owners of unclaimed parcels, a claim for recognition of ownership of unclaimed land parcels, formation of land parcel, local budget revenues.
Конструкция «невостребованная земельная доля», как известно, существует более 18 лет, хотя и не разрабатывается современной цивилистической наукой, не выходя за рамки Федерального закона от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» .
Несмотря на временный правовой режим своего существования, невостребованные земельные доли все еще продолжают оставаться одним из элементов оборота земельных долей. Об этом свидетельствуют статистические данные, которые поступают из различных регионов Российской Федерации. Например, в Ставропольском крае по состоянию на 2011 год в наличии было более 200 тыс.
га земельных участков, состоящих из невостребованных долей . Во Владимирской области к концу 2001 года под невостребованными земельными долями находилось 123,6 тыс. га (43,6%) . По информации Управления Федерального агентства объектов недвижимости по Краснодарскому краю, на начало 2010 года площадь невостребованных земельных долей составила 187,8 тыс. га .
По данным Государственного (национального) доклада о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2008 году, на 1 января 2009 года в России площадь невостребованных земельных долей оценивается в 25,6 млн. га (23,9% земель) . Хотя в последнем случае приведенные данные необходимо воспринимать достаточно критически.
Во-первых, как показывает судебная практика по делам о признании недействительной кадастровой оценки земельных участков, ГУП «ФКЦ «Земля», подготовившее общенациональный доклад, не отличается безупречностью и достоверностью данных, которые использует.
Во-вторых, для того чтобы земельную долю признать невостребованной, необходимо юридически закрепить все процедуры такового признания.
В действовавшей до 2011 года редакции Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» крайне сложно было реализовать право органов местного самоуправления на участки, образованные в счет невостребованных земельных долей. Во Владимирской области, например, до 2011 года не известно ни одного такого случая .
Поэтому еще раз подчеркнем: до тех пор пока мы не будем знать, какого рода источники информации используют составители различного рода докладов и отчетов о состоянии и использовании земель как в Российской Федерации в целом, так и в отдельных субъектах Российской Федерации, нет оснований доверять приводимой в них статистике относительно количества невостребованных земельных долей. ——————————— Федеральный закон от 24 июля 2002 года N 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2002. N 30. Ст. 3018; 2003. N 28. Ст. 2882; 2004. N 27. Ст. 2711; N 41. Ст. 3993; N 52. Ст. 5276; 2005. N 10. Ст. 758; N 30. Ст. 3098; 2007. N 7. Ст. 832; 2008. N 20. Ст. 2251; N 49. Ст. 5748; 2009. N 1. Ст. 5; N 19. Ст. 2283; 2011. N 1. Ст. 32, 47. Левушкина С. В., Сахнюк Т. И. Управление невостребованными долями как залог эффективного пользования земельными ресурсами // Научный журнал КубГАУ. 2011. N 72(8). С. 8. Здесь и далее в тех случаях, когда приводятся конкретные данные о количестве невостребованных долей, необходимо воспринимать их крайне осторожно. Сомнение в достоверности таких данных связано с тем, что невостребованной земельная доля может стать только при соблюдении определенных процедур и решения суда. Использованные источники не сообщают, понимают ли они под «невостребованными» земельные доли на основании данных из сельскохозяйственных предприятий, сельских и поселковых администраций или же они основываются на вступивших в законную силу решениях судов. Доклад о состоянии и использовании земель во Владимирской области в 2011 году. Подготовлен в 2012 году Управлением Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Владимирской области. Нечаев В. И., Барсукова Г. Н., Кравченко Н. П., Юрченко К. А. Земельные реформы: история и современность // Экономика сельского хозяйства России. 2011. N 5. С. 35. Государственный (национальный) доклад о состоянии и использовании земель в Российской Федерации в 2008 году. М.: ГУП «ФКЦ «Земля», 2009. Справка по результатам обобщения практики рассмотрения судами Владимирской области в период с 2009 по 2012 годы дел, связанных с применением законодательства об обороте земель сельскохозяйственного назначения // http://files. sudrf. ru/1561/user/doc/g/Obobschenie_sud_praktiki_zeml_sel_naznachen. rtf (дата обращения: 24.09.2013).
До принятия Федерального закона от 29 декабря 2010 года N 435-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования оборота земель сельскохозяйственного назначения» действовало следующее правило: земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости (п. 5 ст. 13 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения»). То есть существенным элементом этой конструкции являлось возникновение права органов местного самоуправления на земельный участок, а не на земельные доли. ——————————— Собрание законодательства Российской Федерации. 2011. N 1. Ст. 47.
Сейчас уже можно вполне уверенно говорить о том, что первоначальный вариант образования земельных участков путем выдела в счет невостребованных земельных долей не нашел единообразного решения ни в практике органов местного самоуправления, ни в судебной практике по делам о «невостребованных земельных долях».
В соответствии с Рекомендациями о порядке распоряжения земельными долями и имущественными паями, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 1 февраля 1995 года N 96 «О порядке осуществления прав собственников земельных долей и имущественных паев» ), невостребованными признавались земельные доли, собственники которых в установленный срок не получили свидетельства о праве собственности на земельные доли либо, получив их, не воспользовались своими правами по распоряжению земельными долями. Невостребованные земельные доли с указанием их собственника должны были передаваться по решению внутрихозяйственной комиссии по приватизации земли образованным в ходе реорганизации сельскохозяйственным коммерческим организациям с их согласия для осуществления ими представительства в отношении указанных долей в соответствии со ст. 183 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее — ГК РФ), а в случае отказа сельскохозяйственной коммерческой организации от использования невостребованных земельных долей они зачисляются в фонд перераспределения земель района. Статья 183 ГК РФ устанавливает, что при отсутствии полномочий действовать от имени другого лица или при превышении таких полномочий сделка считается заключенной от имени и в интересах совершившего ее лица, если только другое лицо (представляемый) впоследствии прямо не одобрит данную сделку. Рекомендациями устанавливалось, что сельскохозяйственная коммерческая организация, осуществляющая представительство в отношении невостребованных земельных долей в соответствии со ст. 183 ГК РФ, несет ответственность перед собственниками невостребованных земельных долей по всем претензиям, которые они могут предъявить в отношении пользования принадлежащими им, но невостребованными земельными долями. Указом Президента Российской Федерации от 7 марта 1996 года N 337 «О реализации конституционных прав на землю» было уточнено, что невостребованные земельные доли, на которые не поступили заявления на получение свидетельств на право собственности на земельные доли, передаются (сохраняются за) сельскохозяйственным организациям, которые используют их в течение трех лет. Если в течение этого времени собственник указанной земельной доли не подал заявление на получение свидетельства на право собственности на земельную долю и не принял решения об использовании земельной доли, она остается в пользовании сельскохозяйственной организации еще на три года. ——————————— Собрание законодательства Российской Федерации. 1995. N 7. Ст. 534. Собрание законодательства Российской Федерации. 1994. N 32. Ст. 3301. Собрание законодательства Российской Федерации. 1996. N 11. Ст. 1026 (документ утратил силу).
Источник: http://www.center-bereg.ru/i92.html
О проблемах оборота земельных долей в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения и пути решения
В начале 90-х годов в рамках земельной реформы при реорганизации колхозов и совхозов все имущество и земля сельскохозяйственных предприятий были безвозмездно переданы в частную собственность членов трудовых коллективов и поделены на доли (паи), т.е. поделена поровну между работниками и пенсионерами хозяйства.
Таким образом, 11,8 миллиона граждан стали собственниками земельных долей общей площадью 115 миллионов гектаров сельскохозяйственных угодий.
Собственник земельной доли получил следующие права:
– выделить земельную долю в натуре для ведения фермерского или личного подсобного хозяйства;
– продать или подарить земельную долю другому участнику долевой собственности либо сельскохозяйственной организации;
– обменять земельную долю на имущественный пай;
– передать земельную долю на условиях договора о ее внесении в уставный капитал (паевой фонд) сельскохозяйственных организаций, созданных на месте бывшего колхоза или совхоза.
Фактически земельная доля должна была иметь временный характер и быть выделена в тот или иной земельный участок. Однако этого не произошло.
В настоящее время наличие долевой собственности, по сути, тормозит развитие хозяйственной деятельности на землях сельскохозяйственного назначения. Для упорядочения землепользования необходима инициатива всех собственников земельных долей.
Только они могут распорядиться земельным участком, находящимся в долевой собственности.
Однако на протяжении уже более 20 лет земля остается практически невостребованной, в том числе потому, что средний возраст собственника земельной доли составляет уже порядка 66 лет.
Договоры дольщиков с сельскохозяйственными организациями, использующими земельные участки, находящиеся в общей долевой собственности, зачастую не заключаются.
Выдел земельных участков в счет земельных долей производится хаотично, что приводит к массовой чересполосице.
Все это мешает процессу перераспределения земель сельскохозяйственного назначения между эффективными хозяйствующими субъектами и вовлечению их в хозяйственных оборот.
Имеется еще один аспект, затрудняющий легитимное использование сельскохозяйственных земель. Около 24 миллионов гектаров пашни приходится на невостребованные земельные доли.
А коль собственника земельной доли не найти, то и купить его земельную долю или оформить ее в аренду невозможно.
В то же время контрольно-надзорные органы привлекают сельскохозяйственных товаропроизводителей к ответственности, если земля ими используется без оформления прав и документов, то есть за самовольный захват пашни.
Внесенные изменения в законодательство значительно упростили порядок выявления, утверждения и передачи в муниципальную собственность невостребованных земельных долей.
Понятие “невостребованная земельная доля” и порядок ее изъятия в муниципальную собственность уточнены в статьях 12.1, 13.1, 14 и 14.1 Федерального закона “Об обороте земель сельскохозяйственного назначения”.
Невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, принадлежащая на праве собственности гражданину, который не передал ее в аренду или не распорядился ею иным образом в течение трех и более лет подряд.
Также невостребованной земельной долей может быть признана земельная доля, собственник которой умер, и отсутствуют наследники как по закону, так и по завещанию, или никто из наследников не имеет права наследовать, или все наследники отстранены от наследования, или никто из наследников не принял наследства, или все наследники отказались от наследства, при этом никто из них не указал, что отказывается в пользу другого наследника.
Список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, составляет орган местного самоуправления. Список этих лиц опубликовывается в средствах массовой информации за 3 месяца до проведения общего собрания собственников земельных долей.
Лица, которых ошибочно зачислили в список, в эти 3 месяца могут подать заявление об исключении их из списка. Исправленный список лиц, земельные доли которых могут быть признаны невостребованными, утверждается на общем собрании собственников земельных долей.
Также общее собрание определяет границы земельного участка, который будет сформирован в счет невостребованных долей. Проводятся кадастровые работы по установлению границ этого земельного участка.
Орган местного самоуправления обращается в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на невостребованные земельные доли.
Собственники земельных долей имеют возможность оформить и добровольный отказ от права собственности на земельную долю и в силу закона право собственности на эту земельную долю, а соответственно и право распоряжения возникает у органа местного самоуправления, на территории которого расположен земельный участок.
Указанная норма применима в случае, когда собственники земельных долей не имеют финансовых возможностей выделить земельный участок в счет земельной доли или отсутствуют потенциальные приобретатели выделенного земельного участка.
В 2017 году на территории Томской области таким образом в собственность муниципальных образований поступило 262,1 га земель – это бывшие земли АОЗТ «Семилуженское», КСХП «Хмелевское», ТОО «Вершининский».
Заинтересованы в завершении этой работы и сельскохозяйственные товаропроизводители, так как земельный участок, образованный из невостребованных долей, передается сельскохозяйственной организации или крестьянскому (фермерскому) хозяйству в собственность или аренду без проведения торгов.
Успешное разрешение проблем, которые возникли в результате приватизации сельскохозяйственных угодий, принадлежавших колхозам и совхозам, зависит исключительно от эффективности совместной работы собственников земельных долей и органов местного самоуправления. Выгоду получат все.
У муниципалитетов появится возможность использовать по назначению огромные площади бесхозных, необрабатываемых сельскохозяйственных земель, находящихся в долевой собственности, в целях увеличения доходов местных бюджетов от распоряжения указанными землями и вовлечения их в гражданский оборот. А собственники земельных долей наконец избавятся от финансового бремени в виде земельного налога за не приносящую доход собственность и административной ответственности, предусмотренной действующим законодательством за неиспользование земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Оксана Геннадьевна Бобкова, заместитель начальника отдела государственного земельного надзора Управления Россельхознадзора по Томской области
Источник: http://www.rsn.tomsk.ru/news/rsn/i_rom