Как определить участника ДТП, если совершая движение задним ходом машина спровоцировала столкновение

Суд объяснил, какое столкновение автомобилей считается ДТП

Как определить участника ДТП, если совершая движение задним ходом машина спровоцировала столкновение

Само по себе столкновение двух автомобилей – еще не дорожно-транспортное происшествие. А поэтому у водителя не возникает обязанности немедленно остановить автомобиль, выставить знак аварийной остановки и не перемещать предметы. А также не оставлять место происшествия.

К такому неожиданному выводу пришел председатель суда Ненецкого автономного округа, разбирая дело гражданки Медведевой, которую ранее лишили прав за оставление места ДТП.

На парковках регулярно случаются такие ситуации: кто-то пытался выехать в узком пространстве, случайно задел соседнюю машину, не заметил этого и уехал. Владелец пострадавшего автомобиля вызывает ГИБДД.

При этом на уехавшего водителя заводится административное дело за оставление места ДТП. За это предусмотрена ответственность частью 2 статьи 12.

27 Кодекса об административных правонарушениях в виде лишения прав на срок от года до полутора лет.

камеры выявили много поддельных полисов ОСАГО

Подобная история произошла с гражданкой Медведевой. Она выезжала с парковки задним ходом, потом выровняла автомобиль и поехала вперед, как вдруг сзади раздался сигнал. Она остановилась, к ней подошел мужчина и сказал, что она наехала на припаркованный “ВАЗ”. Медведева осмотрела свою машину и “ВАЗ”, повреждений не увидела и уехала.

Однако свидетель сообщил о происшествии в дежурную часть. Он же встретил вышедшего из магазина хозяина припаркованного “ВАЗа” и рассказал ему о наезде. А вечером к Медведевой приехали сотрудники ГИБДД и оформили протокол о неисполнении обязанностей при ДТП.

Мировой суд признал ее виновной, несмотря на заявления о том, что она звука столкновения не слышала и повреждений на машинах не обнаружила, и лишил прав на год.

При этом суд сослался на то, что повреждения на автомобилях усмотрели сотрудники ГИБДД: нитевидную царапину на заднем бампере автомобиля обвиняемой и повреждение лакокрасочного покрытия на правом переднем крыле “ВАЗа”.

Выводы мирового судьи поддержал и городской Нарьян-Марский суд. Однако председатель суда Ненецкого автономного округа признал решения нижестоящих судов незаконными. И вот по каким основаниям. Мировой суд установил, что Медведева при движении на своем автомобиле задним ходом совершила наезд на стоящий “ВАЗ”, после чего уехала.

Само по себе соприкосновение машин между собой без последствий, указанных в правилах, не может квалифицироваться как ДТП

Это подтверждается доказательствами, исследованными мировым судьей, и по существу не оспаривались Медведевой. Хотя она и заявила, что столкновения при совершении маневра не слышала.

ГИБДД раскрыла положение всех камер фотовидеофиксации нарушений ПДД

Признавая ее виновной, мировой судья сослался на имеющиеся в материалах дела доказательства, а именно: на протокол об административном правонарушении, схему места ДТП, справку о ДТП, а также на письменные объяснения пострадавшего и самой обвиняемой.

Но выводы мирового судьи о наличии дорожно-транспортного происшествия, предусмотренного Правилами дорожного движения РФ, сделаны были без всестороннего, полного и объективного исследования всех обстоятельств дела в их совокупности на основании доказательств, представленных ГИБДД.

Согласно пункту 1.2 Правил дорожного движения под дорожно-транспортным происшествием понимается событие, возникшее в процессе движения по дороге автомобиля и с его участием, при котором погибли или ранены люди, повреждены транспортные средства, сооружения, грузы либо причинен иной материальный ущерб.

Само по себе взаимодействие, соприкосновение машин между собой без наступления указанных последствий не может квалифицироваться как дорожно-транспортное происшествие и на водителя не могут быть возложены обязанности, предусмотренные правилами при ДТП, указал председатель суда.

Если касание машин не расценивается как авария, то водитель не обязан остановиться, выставить знак аварийной остановки и вызвать ГАИ

В то же время в протоколе об административном правонарушении нет указаний о наличии каких-либо последствий наезда автомобиля Медведевой на “ВАЗ”. В объяснении владельца “ВАЗа” нет сведений о том, что его автомобилю был причинен какой-либо материальный ущерб.

Сама Медведева отрицает повреждение своей машины в результате наезда. Из справки о ДТП видно, что на автомобилях есть повреждения.

Но ни ГИБДД, ни мировым судьей время и механизм образования этих повреждений не выяснялся: образовались ли они в результате наезда или были на транспортных средствах до наезда.

Оформить ДТП можно будет на смартфоне

То, что по данному делу не проводилась автотехническая экспертиза на предмет наличия соотносимых между собой повреждений машин, не позволяет сделать однозначный вывод об имевшем место дорожно-транспортном происшествии с их участием. Собранных доказательств недостаточно для того, чтобы вменить Медведевой оставление места ДТП.

А поэтому председатель суда Ненецкого автономного округа отменил решения нижестоящих судов и прекратил производство по делу в связи с недоказанностью.

В общем, чтобы доказать, что авария была, необходимо, чтобы были повреждения на автомобилях, и еще требуется доказать, что они появились в результате взаимодействия этих машин.

Действительно, об аварии в данной ситуации сотрудникам ГИБДД и потерпевшему стало известно только со слов свидетеля. Пострадавший не предъявлял материальных претензий.

Виновница якобы произошедшего ДТП тоже не заметила никаких повреждений своего автомобиля.

Получается, что авария высосана из пальца сотрудниками ГИБДД только на основании показаний некоего свидетеля, который неизвестно что увидел, при этом суды его не допрашивали.

Разъяснение “РГ”

Напомним, в каких случаях водитель может спокойно уехать с места ДТП и ему за это ничего не будет. Все они прописаны в правилах дорожного движения и законе об ОСАГО. Увы, водителям необходимо знать постулаты этих документов. Потому что правила дорожного движения отсылают именно к закону об ОСАГО.

Если в аварии получили повреждения только автомобили и не пострадали люди, то можно передвинуть машину на обочину и оформить аварию без вызова ГИБДД. То есть по Европротоколу. На обе машины должны быть оформлены полисы ОСАГО. При этом не причинен ущерб третьим лицам. Например, ни одна из машин не въехала в отбойник или тросовое заграждение.

Если у автовладельцев вообще нет претензий к друг другу, то также можно смело уезжать.

Источник: https://rg.ru/2019/09/23/sud-obiasnil-kakoe-stolknovenie-avtomobilej-schitaetsia-dtp.html

Является ли ДТП удар дверью на парковке?

Как определить участника ДТП, если совершая движение задним ходом машина спровоцировала столкновение

ДТП на парковке: кто виноват, как действовать, в каких случаях составляется европротокол, особенности и нюансы аварии

Опасная ситуация на дороге может возникнуть с любым водителем, независимо от его опытности и аккуратности вождения.

Нередки и случаи дорожно-транспортных происшествий  на парковках. Но если при аварии на дороге автомобилисты знают, что делать, то при инциденте на стоянке многие теряются и действуют неверно, допуская ошибки.

В статье мы разберем подробно  ДТП на парковке: кто виноват, как действовать и куда обращаться потерпевшему.

Дтп на парковке: кто виноват, считается ли такой случай аварией

Само понятие ДТП трактуется так: это столкновение автомашины с другим транспортным средством или наезд ТС на любой стационарно установленный объект.

ДТП может произойти не только на самой дороге, но также на парковке либо любом другом объекте автодорожной инфраструктуры. Данная трактовка общепринята во всех областях: юриспруденции, аварийной экспертизе, страховании.

При этом важно понимать, что такое мелкомасштабное событие, как легкий удар дверью в бок рядом стоящего автомобиля, не может считаться ДТП. При классификации аварии учитывается сила удара, величина ущерба и другие факторы.

В этих случаях руководствоваться следует положениями Гражданского Кодекса РФ,  не принимая во внимание закон «Об ОСАГО», в котором в качестве страховых рассматриваются более серьезные случаи.

Действия во время ДТП

Когда случается ДТП на парковке, что делать знают не все автомобилисты.

Аварийные ситуации на проезжей части и на стоянке имеют некоторые отличительные особенности, поэтому действовать надо таким образом:

  1. Для начала успокойтесь и не паникуйте.
  2. Если один из автомобилей-участников аварии продолжает двигаться, он должен остановиться, иначе это может усугубить ситуацию и нанести дополнительный вред другим машинам или неподвижным объектам.
  3. Установите знак аварийной остановки и включите аварийную сигнализацию. Это прописано в ПДД и нужно для предупреждения других автомобилистов об опасности.
  4. Если пострадал человек, вызовите скорую помощь, окажите ему первую медпомощь, применяя подручные средства или автомобильную аптечку.
  5. Вызовите патрульную службу.

Алгоритм действий при ДТП на стоянке (видео)

Определение виновника

Статистика утверждает, что около 20% аварийных столкновений происходит именно на парковочных стоянках. И не так важно, где они находятся: около жилого дома, возле большого торгово-развлекательного комплекса, многоэтажного офисного здания.

Установлением  виновника аварии на стоянке будет заниматься сотрудник ГИБДД. Его придется вызвать в случае, если участники ДТП не смогли прийти к согласию.

Если же обе стороны нашли общий язык, то для оформления ДТП на парковке европротокол  может стать более удобной альтернативой справке сотрудника ГИБДД.

Обычно виновником происшествия признается тот, кто нарушил правила маневрирования автомобилем. Зачастую он сам понимает свою ошибку и соглашается на составление европротокола, где подтверждает его собственную вину.

Однако нередко автомобилист-нарушитель в панике уезжает с места аварии в надежде, что его не найдут и он не будет наказан. Часто такое случается при  движении автомашины задним ходом. Водитель замечает, что задел припаркованный сзади автомобиль, и решает незаметно удалиться.

Если, совершив ДТП на стоянке, виновник скрылся, его ожидает потом достаточно суровое наказание – он может лишиться водительских прав.

Во избежание такого строгого наказания виновнику лучше остаться на месте и подождать владельца поврежденной автомашины, чтобы мирно урегулировать проблему.

Если же вы пострадали от неизвестного нарушителя, который уехал прежде, чем вы заметили повреждения на своем авто, обязательно вызовите дорожно-патрульную службу и зафиксируйте факт наезда.

Оформление дорожно-транспортного происшествия

Оформлять ДТП следует в соответствии с правилами, что поможет избежать всевозможных проблем с законом и страховщиками.

  • Решите вопрос о том, насколько необходим вызов ГИБДД. По обоюдному согласию и при ущербе в установленных действующим законом рамках вы можете составить европротокол и обойтись без участия дорожно-патрульной службы.
  • Если вы решили сотрудников ГИБДД не вызывать, то обязательно сделайте фотографии или запишите видео на месте аварии со всеми видимыми повреждениями.
  • Как можно быстрее уберите автомашины с дороги, чтобы не создавать помехи для других транспортных средств. Но делайте это только после того, как зафиксируете их положение после аварии на камеру, иначе доказать факт аварии будет трудно.

Сотрудником ГИБДД, прибывшим на место инцидента по вызову, составляется схема ДТП на парковке, производится осмотр поврежденного автомобиля и стационарных объектов, с тем чтобы классифицировать характер инцидента и причиненного убытка.

В ваших интересах проконтролировать выполнение всех этих действий.

Также сотрудник ГИБДД должен определить, кто является виновником аварии, и опросить свидетелей. Когда очевидцев нет, служащий может изучить видеозапись с камер наружного наблюдения, установленных на парковке для уточнения хода событий.

Все полученные результаты и выявленные факты фиксируются в протоколе. Проверьте информацию, указанную в документе, на месте, исправления в него внести потом будет невозможно.

Копии протокола получают все участники дорожно-транспортного происшествия. Данный документ необходим как доказательство вины нарушителя и представляется страховщику, который будет выплачивать компенсацию, или суду, если пострадавший решит подать иск.

Составление европротокола возможно только при участии в столкновении двух автомашин, владельцы которых не имеют разногласий, связанных с размером убытка и виновностью конкретного лица. Пострадавшая сторона имеет право потребовать страховое возмещение.

Если у водителей есть действующий полис ОСАГО, то компенсация выплачивается страховщиком. Если страховки нет, то вопрос регулируется согласно положениям Гражданского Кодекса РФ.

Составляя европротокол, соблюдайте следующие правила:

  • Зафиксируйте место аварии на видео или фотокамеру.
  • Постарайтесь найти свидетелей инцидента и запишите их контактные данные.
  • Составьте схему ДТП, включите ее в бланк извещения.
  • Подробно опишите все повреждения.
  • Укажите виновника аварии.
  • Подпишите извещение сами и удостоверьтесь, что вторая сторона тоже поставила свою подпись.
  • После заполнения извещения уберите ваши автомашины с места аварии.

Во избежание недоразумений при оформлении убытка в офисе страховщика позаботьтесь о том, чтобы схема ДТП была составлена правильно. В ней следует указать следующее:

  • Зону паркинга, где произошел инцидент. Если рядом стояли другие автомобили, они тоже должны быть отражены на схеме.
  • Точное местоположение всех автомашин-участников ДТП.
  • Направление движения каждого автомобиля (если двигалось только одно транспортное средство, стоит указать это в европротоколе).
  • Разметку мест для стоянки автомашин, другие знаки, имеющиеся в зоне ДТП.
  • Название фирмы, предприятия, расположенного рядом объекта, соседней улицы – если это ведомственный паркинг на территории конкретной организации.
  • Информацию о поврежденных местах.

В случае решения конфликта посредством составления европротокола пострадавший обязан уведомить о страховом случае свою компанию и оставить заявление на выплату компенсации в его офисе.

Помните, что вариант с европротоколом приемлем лишь при участии в дорожно-транспортном происшествии двух и не более автомашин.

Если участников аварии больше, прямое возмещение невозможно, вам придется обращаться в ГИБДД и брать там копию протокола.

Согласно измененным пару лет назад Правилам ОСАГО, дорожно-транспортные инциденты на автостоянках квалифицируются как страховые случаи.

Получение страхового возмещения возможно, но при условии,  что парковка:

  • занимает цокольный этаж в торговом или ином комплексе/строении,
  • расположена рядом с многоквартирным домом,
  • находится перед общественным зданием.

Источник: https://advocat-tech.com/yavlyaetsya-li-dtp-udar-dveryu-na-parkovke/

Мне въехали в задний бампер что делать?

Как определить участника ДТП, если совершая движение задним ходом машина спровоцировала столкновение

  • 1 Смотрите, какая тема — Въехал в зад – ДТП: в каких случаях тот, кто сзади, не виноват?
  • 2 Советы новичкам – въехали «в зад», кто виноват?
  • 3 Въехали в задний бампер
  • 4 Въехали в задний бампер новой машины что делать
  • 5 Сдавал задним ходом и врезался в машину: что делать
    • 5.1 Что делать, если врезался в припаркованный автомобиль
    • 5.2 Порядок действий при ДТП
    • 5.3 Подводные камни
    • 5.4 Оформление ДТП
    • 5.5 Сдавал задним ходом и врезался в машину
    • 5.6 Порядок действий, если врезался в машину ДПС
    • 5.7 Общие правила, если врезался в автомобиль при движении назад
    • 5.8 Chevrolet Lanos Лаки › Бортжурнал › Страховой случай по ОСАГО. Инструкция, что делать после того, как в тебя въехали. Личный опыт
    • 5.9 Может ли быть обоюдка, если въехали в зад, и в каком случае?
    • 5.10 Дтп — инструкция
    • 5.11 OPCK › Блог › Советы новичкам – въехали «в зад», кто виноват?
    • 5.12 Мне въехали в задний бампер при попытке перестроиться, кто виновник ДТП?
    • 5.13 Авария э, въезд в задний бампер
    • 5.14 Въехали в задний бампер
    • 5.15 Мне въехали в задний бампер, что делать?
    • 5.16 Лада Гранта Лифтбек LF люкс › Бортжурнал › Первая авария, въехали в заднюю часть крепко.

И вроде самое очевидное ДТП: ехавший сзади автомобиль не соблюдал дистанцию и въехал в заднюю часть ехавшего или стоящего впереди транспортного средства.

Но не всегда причиной является несоблюдение дистанции, поэтому не всегда задний оказывается виноват при таких авариях. Ниже мы и рассмотрим не совсем стандартные ситуации.

Что говорят ПДД?

В целом, в Правилах есть 2 предписания относительно нашей темы:

  • тот, кто едет сзади, должен соблюдать дистанцию; при этом, нет чёткого обозначения размера дистанции. В ПДД указывается лишь, что она должна быть безопасна, это говорит пункт 9.10;
  • тот кто просто едет, должен вести автомобиль с такой скоростью, чтобы избежать столкновения с внезапно появившимся препятствием – это говорит пункт 10.1 ПДД.

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения.

10.1. …Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства.

Как видим, в пункте 9.10 речь идёт только о движущихся впереди машинах. Если вы въехали в заднюю часть стоящей машины, то 9.10 тут не применим, а усматривается нарушение пункта 10.1 Правил дорожного движения.

Теперь давайте в примерах рассмотрим различные ДТП, когда не обязательно вина ложится на того, у кого разбита передняя часть машины.

Когда тот, кто сзади, не виноват?

Итак, начнём мы с того, что вину в ДТП уполномочен устанавливать только суд. Инспекторы ГИБДД лишь выявляют нарушение одного из участников аварии или обоих и выписывают постановления со штрафом или протокол с лишением или иной санкцией.

Суды же при принятии решения о виновности рассматривают ДТП с точки зрения причинно-следственной связи (ПСС), которая особенно важна при обоюдной вине и установлении степени последней для каждого из участников. Так, полезно бывает ответить на следующие вопросы:

  • чьё нарушение больше привело к ДТП,
  • отсутствие чьего нарушения ПДД не привело бы к ДТП более вероятно?

Как правило, ответы на эти вопросы дают очевидный взгляд на степень виновности. Также и мы будем рассматривать ситуации с авариями с въехавшим сзади автомобилем, учитывая ПСС виновности.

Если передний двигался задом

И начнём мы с самого очевидного! Конечно же, если задний автомобиль стоял, и в него въехал едущий впереди него задним ходом автомобиль, то и виноват тот, кто ехал.

Причинно-следственная связь здесь усматривается в том, что стоящий ну никак не может быть виноватым, даже если стоял с нарушением ПДД. Почему? Всё очень просто. Если бы вместо автомобиля стоял пешеход, хоть дерево, помогло бы это избежать ДТП или нет? Разумеется, если двигающийся задним ходом утверждает, что не заметил стоящий авто, то и дерево бы он не заметил.

Следовательно, виноват «передний». Но нарушение здесь не пункта 10.1, конечно же, а 8.12, который предписывает водителю двигаться задом только если этот манёвр безопасен. Штрафа за нарушение этого пункта нет, а вот гражданской ответственности – хоть отбавляйте!

А вот если задний автомобиль не стоял, а двигался вперёд, то дело уже будет рассматриваться в динамике – при прочих равных велика вероятность обоюдной вины.

Если въехавшего в зад самого сначала ударили сзади

Теперь рассмотрим ещё более сложную ситуацию: ДТП из 3 автомобилей:

  1. первый притормозил, так как ему нужно скоро повернуть,
  2. второй начал резко тормозить, чтобы избежать столкновения,
  3. третий, не соблюдая дистанцию, въехал в заднюю часть второго,
  4. в результате второго отбросило вперёд, и он въехал в зал первого.

Как на схеме:

Здесь одно ДТП, и в этом случае очевидна вина третьего, так как если бы он не ударил второго, то ДТП с первым бы не произошло. То есть второй соблюдал безопасную дистанцию и вёл автомобиль по Правилам, так как успел затормозить перед первым, а удар в него произошёл именно по вине удара третьего во второй автомобиль.

То есть здесь второй, хоть и въехал в заднюю часть первого (чёрного) авто, вся вина в аварии лежит на самом последнем, так как все удары произошли по его вине.

Если во въехавшего в зад ударили потом

Ещё больше усложним задачу:

  1. первый автомобиль притормаживает,
  2. второй из-за несоблюдения дистанции практически на полном ходу въезжает в зад первому,
  3. третий ударяет второго, который внезапно остановился из-за удара.

Картинка схемы аварии здесь та же самая:

Итак, вина второго автомобиля, который врезался в зад первого, очевидна. Он нарушил пункт 9.10 ПДД, не соблюдая дистанцию.

А вот вина третьего не столь очевидна! Пункт 9.10 говорит о дистанции до движущегося впереди, второй же на момент ДТП стоял. Пункт 10.1 Правил говорит о том, что водитель должен успеть остановиться, только когда он может обнаружить появившуюся опасность.

Но водитель третьей машины мог не видеть (не обязан был видеть), что второй не соблюдает дистанцию и вёл автомобиль с такой скоростью, чтобы остановиться в том случае, если второй начнёт экстренно тормозить. Но второй затормозил о первый автомобиль – то есть остановился, можно сказать, колом.

Поэтому и виновность третьего не разумеющаяся.

Конечно, это очень сложный пример, и здесь довольно много других тонкостей, которые заставляют рассматривать каждое такое ДТП индивидуально и в динамике. Так, на виновность третьего влияют следующие факторы:

  • сколько вообще времени прошло между двумя ударами: вторым в первого и третьим во второго; вполне вероятно, что водитель третьего мог обнаружить опасность, но сам не держал дистанцию; если так, то сотрудники ГИБДД могут признать это вообще двумя отдельными дорожно-транспортными происшествиями, а не одним;
  • скорость всех участников этой аварии, но в особенности, третьего; речь идёт не только о превышении, но и о её зависимости от погодных и дорожных условий;
  • объяснений участников – если, к примеру, водитель третьей машины напишет, что засмотрелся в телефон, то это существенно повысит его шансы стать виновным;
  • наличие видеорегистраторов в каждом автомобиле – второй может сказать, что он въехал в зад первого уже после удара его третьим участником, и доказать обратное будет нелегко, при отсутствии доказательств возможна обоюдная вина (хотя трасологическая экспертиза может определить причины и следствия ударов).

Может ли быть задний не виноват, если передний тормозил без причины?

В теории может быть и должна быть обоюдная вина (но с большей степенью виновности сзади едущего всё же). На практике же 2019 года всегда виноватым будет тот, кто ехал сзади и ударил в зад первый автомобиль.

Почему обоюдка? Да потому что ПДД чётко запрещают экстренно тормозить, если это не требуется для предотвращения ДТП – пункт 10.5 говорит об этом. Таким образом, нарушение здесь усматривается у обоих участников дорожно-транспортного происшествия. Но по той же причинно-следственной связи, бóльшая виновность лежит на въехавшем в зад.

Вину переднего автомобиля (опять же, в теории) могли бы увеличить доказательства того, что тот специально тормозил – так называемый «учитель на дороге». Опасное вождение (п. 2.7 ПДД) – более грубое нарушение, нежели просто резкое торможение.

Также у нас отдельно раскрыта тема о том, может ли быть невиновным въехавший в зад, если передний автомобиль ехал на шипованной резине, но знака «Шипы» у него не было.

Источник: https://AutoTonkosti.ru/q/vehal-v-zad-dtp-v-kakih-sluchayah-tot-kto-szadi-ne-vinovat

Советы новичкам – въехали «в зад», кто виноват?

(5 votes, average: 5,00

Источник: http://fast-and-clean.ru/mne-vehali-v-zadniy-bamper-chto-delat/

Когда можно и нельзя ехать задним ходом, и какое наказание предусмотрено за нарушение правил

Как определить участника ДТП, если совершая движение задним ходом машина спровоцировала столкновение

Большинство водителей признают, что именно движение задним ходом, по их мнению, является наиболее опасным видом манёвров.

Ведь в такой ситуации нужно смотреть назад, контролировать ситуацию, используя одновременно несколько зеркал. При этом часто появляется угроза наехать на пешехода, столкнуться с другой машиной и спровоцировать ДТП.

И тут вовсе не обязательно совершать резкие и быстрые движения. Порой аварии случаются на минимальной скорости.

Несмотря на степень опасности подобных движений задним ходом (ЗХ), в ПДД не так много материалов и правил, посвящённых этой теме. Возможно именно это стало основной причиной того, что у автомобилистов возникает огромное количество вопросов, ответы на которые никто не спешит давать.

Если же ПДД нарушить, тогда водителя ждёт штраф, административные санкции, а в некоторых случаях даже уголовная ответственность.

Последний вариант актуален для тех ситуаций, в которых страдают люди, наносится ущерб их здоровью.

Пользуясь слабостью в ПДД, мошенники часто устраивают автоподставы, а также намеренно бросаются под колёса выезжающей задним ходом машины, пытаясь затем взыскать с виновника деньги.

Основные правила

Прежде чем разбираться со штрафами за неправильную езду задним ходом на автотранспортном средстве, нужно заглянуть в ПДД.

Тут актуальным является пункт действующих ПДД 8.12.

В нём говорится, что двигаться на ТС на задней передаче, то есть задним ходом, можно в условиях, когда манёвр будет максимально безопасным и при этом также не станет создавать возможные опасные помехи для всех остальных присутствующих участников дорожного движения. При этом, чтобы безопасно выехать, автомобилист имеет право воспользоваться помощью других лиц, включая пассажиров собственного авто.

Под другими присутствующими участниками дорожного движения подразумеваются автомобилисты, мотоциклисты, пешеходы, велосипедисты и пр.

Исходя из этого рассмотренного пункта правил, не сложно догадаться, что в случае ДТП, которое возникло в процессе движения автотранспортного средства на задней передаче, виноватой стороной будет именно водитель, нарушивший установленные в пункте 8.12 правила.

В такой ситуации не стоит сразу же отчаиваться и готовиться платить штраф, либо нести ответственность иного характера за причинённый ущерб. Как один из вариантов, можно попробовать отыскать возможные нарушения поведения на дороге в действиях другого водителя или иного участника движения, с которым произошло столкновение.

Ошибка при движении задним ходом может привести к ДТП

Если текущая дорожная ситуация довольно сложная, правильно будет воспользоваться помощью другого лица. Чаще всего это пассажир вашего же автомобиля.

Его задача сводится к тому, чтобы выйти из авто, проконтролировать выезд задним ходом, подавая сигналы. Так можно вовремя остановиться, если начнёт ехать машина, с которой потенциально есть риск столкновения.

Также помощник может подсказать, как правильно выруливать, дабы не задеть припаркованные рядом автотранспортные средства.

Но даже в ситуациях, когда другие лица оказывают вам помощь при движении задним ходом, с водителя не снимается ответственность за спровоцированное ДТП. Вы, как автомобилист, обязаны всячески стараться не создавать всевозможные помехи любым другим участникам движения, что и указано детально в пункте 8.12.

Когда действует запрет

Многих водителей, которые не обладают достаточным опытом или необходимыми знаниями, интересует вопрос о том, разрешено ли им движение задом или на задней передаче на перекрёстке. Если нет, то какой за это накладывается штраф.

Как в случае с перекрёстком, так и при езде задним ходом по одностороннему движению вам потенциально действительно грозит штраф, что сказано в КоАП. Чтобы не схлопотать денежный штраф за неправильную езду, используя заднюю передачу, нужно разобраться в этом вопросе более подробно.

Первым делом следует понять, когда движение задним ходом считается запрещённым манёвром. Затем вы сможете узнать, какой штраф предусмотрен в той или иной ситуации. Речь идёт не только о манёврах на перекрёстке.

Здесь следует заглянуть в ПДД и посмотреть на пункты 16.1 и 8.12. Тут чётко сказано, что двигаться на задней передаче категорически запрещено, если это:

  • перекрёстки;
  • пешеходные переходы;
  • тоннели;
  • мосты;
  • путепроводы;
  • железнодорожные переезды;
  • эстакады;
  • проезды под мостами, эстакадами и путепроводами;
  • участок автодороги, где предельная видимость составляет меньше 100 метров;
  • дорожные зоны, где останавливаются маршрутные автотранспортные средства;
  • автомагистрали.

Если в рассмотренных подобных условиях водитель начнёт движение задним ходом в обратном направлении по той же автомагистрали, это потенциально может спровоцировать опасную аварийную ситуацию со всеми неприятными вытекающими последствиями. Затем узнаем, какой полагается штраф в подобных случаях.

Иногда при движении назад необходима помощь еще одного человека

Тут же важно добавить, что манёвры разрешается совершать, если речь идёт о дороге с односторонним движением. Но двигаться ЗХ можно только до момента, когда машина не достигнет перекрёстка, моста, тоннеля или иного вида сооружений, указанных ранее в списке.

Обязательно запомните этот перечень, чтобы не оказаться в затруднительной ситуации и не навлекать опасность на себя и остальных участников дорожного движения.

Не забудьте про пункт 8.11. Здесь указывается, что двигаться ЗХ запрещается на любых участках, где нельзя осуществлять развороты.

Запрещающие знаки

Чтобы не получить нежелательный штраф за неправомерное движение задним ходом, также следует знать про действующие запрещающие знаки.

В рассматриваемом случае в качестве запрещающего знака выступает Въезд запрещён. То есть под кирпич ехать не рекомендуется. Установка подобного знака говорит о том, что въезд автотранспортных средств на этот участок автодороги запрещён.

Если водитель ослушался требований ПДД, и выехал на дорогу с односторонним движением, он может получить денежный штраф или же лишиться прав на управление автотранспортным средством сроком от 4 до 6 месяцев.

Двигаться задним ходом под кирпичом по прилегающей территории также не стоит. Иначе придётся отдать в государственную казну в качестве погашения штрафа 500 рублей. За такое правонарушение водительских прав не лишают.

Не забывайте про знак, означающий, что движение запрещено. Тут водителям не разрешается двигаться в обоих направлениях. В противном случае водителя также ждёт денежное наказание.

Налагаемые штрафы

Размеры штрафов за движения задним ходом для автомобилистов во многом зависят от того, где именно совершается правонарушение.

Есть ситуация, когда водитель включает заднюю передачу и начинает движение в обратном направлении в рамках автомагистрали. Подобный случай считается крайне опасным в плане создания угрозы безопасности дорожного движения. Потому и штраф составляет 2,5 тысячи рублей.

Все остальные случаи, предусмотренные КоАП, предусматривают более скромные денежные взыскания в размере 500 рублей.

Не стоит забывать о суммировании разных штрафов за совершённые правонарушения, наезды на пешеходов и причинение ущербов другим участникам. Потому в общей сложности водитель, двигавшийся задним ходом и нарушивший ПДД, может заплатить значительно больше. Также нельзя исключать вероятно лишения прав, а также ответственность по уголовным статьям.

При движении назад важно внимательно смотреть на дорогу

Учитывая все возможные риски, возникающие при движении на автомобиле задним ходом при одностороннем потоке и других ситуациях, за которые предусмотрен штраф, совершать опасные манёвры крайне не рекомендуется. Вы несёте ответственность не только за себя и своих пассажиров, но также и других участников движения, которые могут пострадать от ваших неаккуратных и фактически противозаконных действий.

ДТП

Довольно редко можно встретить ситуации, когда человек просто едет прямо по дороге, после чего резко включает заднюю передачу и движется в противоположном направлении, создавая прямую угрозу безопасности.

В подавляющем большинстве случаев, ДТП с участием машин, которые двигались задним ходом на своих ТС, происходят именно на парковке или стоянках.

Автомобилист начинает осуществлять параллельную парковку, либо выезжает со стоянки около супермаркета задним ходом, в результате чего задевает другой автомобиль, сбивает пешехода.

Подобные столкновения при движении задним ходом преимущественно происходят по вине самого водителя автотранспортного средства, который не смотрит, как положено по правилам, во все имеющиеся в машине зеркала заднего вида, а использует лишь одно из них. Наиболее неприятной считается ситуация, когда водитель задним ходом сбил человека. При этом у сбитого могут быть травмы различной степени тяжести. И тут не всегда наказание ограничивается простым штрафом.

Если по вашей вине произошла авария, нести ответственность за ДТП придётся по всей строгости закона. Стоит заранее узнать, какой возможен штраф при правонарушении задним ходом, чтобы учитывать всю тяжесть возможных последствий.

Одно дело, когда водитель, включая заднюю передачу, сталкивается с другой машиной, задевая слегка бампер или крыло. Тут можно разобраться на месте, либо обменяться данные по страховке, после чего страховая сама компенсирует все убытки.

Есть и другие вероятные случаи, когда по вине паркующегося неаккуратно и невнимательно задним ходом водителя происходит ДТП, но без его участия. Это редкость, но всё же подобное происходит на наших дорогах.

Водители, увидев впереди машину, включившую заднюю передачу, иногда пугаются и резко бьют по тормозам, либо же сами начинают сдавать назад, врезаясь при этом во впереди идущую машину.

Самое интересное в этой ситуации то, что водитель, из-за которого испугался и резко затормозил другой автомобилист, участником ДТП не является. Потому любые попытки взыскать с него штраф или потребовать компенсацию не увенчаются успехом.

При движении задним ходом помогут зеркала

Отдельно стоит рассмотреть вопрос, когда автомобилист задним ходом сбивает человека пешехода. Наказание и ответственность во многом зависят от того, о какой степени тяжести нанесённого вреда здоровью идёт речь. В зависимости от этого, ответственность может быть административной или уголовной.

  • Если это лёгкий ущерб здоровью, то по статье 12.24 КоАП водитель будет обязан заплатить 2,5-5 тысяч рублей. Либо же его лишат прав на срок от 1 до 1,5 лет;
  • Если ущерб средней тяжести, штраф возрастает до 10-20 тысяч рублей, либо же водитель остаётся без прав на 1,5-2 года;
  • Уголовная ответственность предусмотрена при нанесении тяжких повреждений. Особенно не повезёт водителю, который дополнительно ещё и находился в состоянии алкогольного опьянения. Меру пресечения избирает суд.

Вы наглядно можете видеть, что сбивать пешеходов крайне не рекомендуется. Это угроза здоровью людей, а также вероятность лишиться прав и крупной суммы денег, заплаченной в виде штрафа.

Как избежать ДТП

Дадим ещё несколько важных и полезных рекомендаций, которые помогут вам не допустить ошибок и не стать виновником ДТП, включая на машине заднюю передачу и начиная движение задним ходом. Также эти рекомендации пригодятся тем водителям, которые сами столкнулись с автомобилистами, движущимися на своём автотранспортном средстве задним ходом.

  1. Если при движении вперёд вы заметили, что на вас начинает ехать машина на задней передаче, ни в коем случае сами не пытайтесь начать двигаться назад. Следует плавно остановиться при возникновении такой необходимости, и обязательно подать громкий звуковой сигнал. Водитель просто мог не заметить вас. Сигнал заставит его остановиться и изменить манёвр, который будет безопасным.
  2. Если же водитель не слышит и никак не реагирует на ваши действия, следует отъехать в сторону. Но только вперёд. Если включите заднюю передачу, можете сами спровоцировать контакт с другим автомобилистом или участником движения, оказавшись в результате невольным виновником ДТП.
  3. Осуществляя на авто движение задним ходом, вы вполне можете сами услышать со стороны звуковой сигнал. В этой ситуации следует незамедлительно остановить транспортное средство. Порой намного разумнее нажать на тормоз, выйти из машины и посмотреть по сторонам. Не исключено, что сигнал адресовался не вам.
  4. Двигаясь на задней передаче, смотрите во все зеркала. Это касается боковых зеркал и салонного зеркала заднего вида. Поочерёдно смотря в них, вы сможете полноценно оценить ситуацию и принять правильное решение.
  5. Через парковочные ряды ехать следует на минимальной скорости, параллельно наблюдая за автомобилями с левой и правой стороны. Некоторые водители могут не посмотреть в зеркала и начать движение задним ходом. Либо их обзор ограничивают другие авто. Пока они хотя бы частично не выедут с парковочного места, движущиеся машины могут и не заметить.
  6. Старайтесь использовать задний ход лишь при крайней необходимости и когда есть время. Если нужно припарковаться на стоянке или около магазина, лучше заехать на паркоместо задним ходом, чтобы затем иметь возможность выехать уже передом.

Нельзя забывать, что основная масса ДТП происходит тогда, когда машина выезжает задним ходом, а сам водитель спешит, не обращая внимания на ситуацию вокруг и игнорируя основные правила.

Изученный материал даёт наглядно понять, что движение на задней передаче действительно является крайне опасным манёвром для любого автомобилиста, вне зависимости от его опыта и стажа.

Хотя штрафы небольшие в большинстве случаев именно за движение задним ходом, вы можете спровоцировать ДТП и нести за него ответственность.

А там уже совершенно иные штрафы, помимо которых вас также могут привлечь по статьям уголовного кодекса.

Источник: https://drivertip.ru/osnovy/kogda-razresheno-zaprescheno-dvizhenie-zadnim-hodom.html

Пдд для бывалых: когда чревато включать заднюю

Как определить участника ДТП, если совершая движение задним ходом машина спровоцировала столкновение

Этот Ford зазевался и сдал назад, ударив автомобиль. Хотя последствия такого ДТП очень похожи на наезд сзади, вина в данном случае целиком на водителе Ford

4WDNN/

За это нарушение редко штрафует ГИБДД, но часто наказывает сама жизнь: движение задним ходом является популярной причиной ДТП. В новом выпуске проекта «ПДД для бывалых» мы вспоминаем тонкости правил при езде задом наперёд.

При всей очевидности таких ДТП доказать кто на кого наехал бывает непросто
: 4WDNN/

С точки зрения ПДД движение задним ходом является самым «бесправным» маневром, потому что уступать нужно всем в безусловной манере. Пункт 8.12 ПДД возлагает на водителей ответственность за все инциденты и не допускает даже жалоб на плохую обзорность — если она не позволяет увидеть потенциальные опасности, водитель должен прибегнуть к помощи других людей.

— Есть очень специфические ситуации, например, когда один из водителей, проезжая перекрёсток по главной, решил сдать назад и столкнулся с водителем, который выезжал в этот момент со второстепенной дороги, — комментирует автоюрист Лев Воропаев.

— Раньше судебная практика была такой, что виновным признавали того, кто выезжает со второстепенной дороги.

Но после недавних решений Верховного суда РФ позиция изменилась: двигаться через перекрёсток задним ходом запрещено, поэтому виновным признают водителя, который ехал по главной, но задом.

: Александр Александров/

А как решается вопрос, если оба участники ДТП ехали задним ходом?

— Если это произошло, например, на парковке, то чаще всего считается, что нарушили оба — не убедились в безопасности маневра, — поясняет эксперт.

В совсем уж специфических ситуациях могут работать другие пункты, например, 8.9 ПДД — он, напомним, требует уступать помехе справа, если очередность проезда не оговорена как-то по-иному. Возникает вопрос: а где находится правая сторона при движении задним ходом? То есть нужно ли её определять относительно водителя, который смотрит вперёд или назад (по ходу движения)?

— Это очень специфическая ситуация, в которую лучше не попадать, но если подходить к вопросу формально, то правая сторона берется относительно водителя, который смотрит вперёд, — поясняет Лев Воропаев.

Движение задним ходом не запрещено на односторонних дорогах, и водители одно время этим злоупотребляли: в Москве, например, появилась мода объезжать пробки по односторонним дорогам, двигаясь против шерсти. Естественно, такой способ очень опасен.

Точку в спорах поставил Верховный суд РФ, и, не углубляясь в дебри, нынешняя практика такова: если водитель движется задним ходом по односторонней дороге ради парковочного маневра — нарушением это не считается. Аналогично при необходимости сдать назад перед объездом препятствия.

Если же водитель проехал задним ходом целый участок улицы, его накажут по части 3 статьи 12.16 КоАП — это штраф 5000 рублей или лишение прав на 4–6 месяцев (на год за повторное).

: SandraKrasnodar/

Бывают ДТП, при которых один из автомобилей, двигаясь задним ходом, бьет в переднюю часть стоящий сзади автомобиль. В этом случае передний водитель иногда утверждает, что стоял на месте и получил удар в багажник.

— При отсутствии видеозаписи или показаний очевидцев доказать такую ложь можно, но сложно и дорого: для этого понадобится автотехническая экспертиза, — поясняет Лев Воропаев. — В зависимости от сценария удара меняется высота повреждений. Но подобные ДТП, как правило, мелкие, и далеко не все хотят тратить десять и более тысяч рублей на экспертизу.

Напомним ситуации, при которых пятиться запрещено. Во-первых, делать этого нельзя на перекрёстках. Это касается и случаев, когда водитель не рассчитал с траекторией разворота и решил выполнить его в два захода.

Езда задним ходом запрещена на автомагистралях, в тоннелях, на пешеходных переходах, на мостах и виадуках (и под ними), на железнодорожных переездах, близ остановок общественного транспорта. А ещё — при видимости дороги менее 100 метров хотя бы в одном из направлений.

А для новичков, ещё не овладевшим искусством парковки, лучший совет такой: сомневаетесь — выйдете из машины и оцените обстановку. А если она совсем гиблая, попросите кого-нибудь стать вашим штурманом. 

А теперь — небольшой тест.

Нужно ли включать сигнал поворота при движении задним ходом?

Источник: https://63.ru/text/auto/66082975/

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий