Как правильно обжаловать действия
(бездействие) судебного исполнителя
В каждом исполнительном производстве участвуют две стороны – должник и взыскатель. В ходе процесса принудительного исполнения у сторон могут возникнуть вопросы законности и обоснованности проведенных судебным исполнителем принудительных действий или вынесенных им постановлений и соответственно возникает вопрос каким образом сторонам защитить свои права и законные интересы, учитывая тот факт, что одним из принципов исполнительного производства является принцип равноправия и добросовестности сторон. Первое, что нужно понимать, что если вопросы касаются конкретного исполнительного производства и сторонами (должником или взыскателем) в обращении ставятся вопросы о действиях (бездействии) судебного исполнителя, о несогласии с постановлением судебного исполнителя, то данное обращение не подлежит рассмотрению в соответствии с Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях граждан и юридических лиц). Действительно, порядок обращения граждан и юридических лиц в государственные органы, иные организации и порядок рассмотрения таких обращений установлен Законом Республики Беларусь от 18 июля 2011 года «Об обращениях граждан и юридических лиц» (далее – Закон об обращениях граждан и юридических лиц), Указом Президента Республики Беларусь от 15 октября 2007 года №498 «О дополнительных мерах по работе с обращениями граждан и юридических лиц» (далее – Указ). Однако под действие данных нормативных актов попадают лишь вопросы касающиеся организации работы органов принудительного исполнения, соблюдении профессиональной этики и трудовой дисциплины (п. 12 Приложения к Указу). Между тем, в соответствии с абзацем третьим пункта 1 статьи 15 Закона об обращениях граждан и юридических лиц обращения могут быть оставлены без рассмотрения по существу, если они подлежат рассмотрению в соответствии с законодательством о конституционном судопроизводстве, гражданским, гражданским процессуальным, хозяйственным процессуальным, уголовно-процессуальным законодательством, законодательством, определяющим порядок административного процесса, законодательством об административных процедурах либо в соответствии с законодательными актами установлен иной порядок подачи и рассмотрения таких обращений. Поскольку вопросы о действиях (бездействии) судебного исполнителя (о несогласии с постановлением судебного исполнителя) в рамках конкретного производства носят процессуальный характер, и порядок их рассмотрения установлен отдельными нормами Закона Республики Беларусь от 24 октября 2016 года «Об исполнительном производстве» (далее – Закон об исполнительном производстве), соответственно обращение по данным вопросам поданное в рамках Закона об обращениях граждан и юридических лиц будет оставлено без рассмотрения по существу.
Таким образом, если у сторон исполнительного производства возникают вопросы к работе судебного исполнителя, то разрешение их возможно только в рамках обжалования постановлений, действий (бездействия) судебных исполнителей, иных работников органов принудительного исполнения, руководителя органа принудительного исполнения в соответствии с главой 12 Закон об исполнительном производстве. Иные лица, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа могут защитить свои интересы аналогичным образом (статья 124 Закона).
В соответствии со статьей 124 Закона об исполнительном производстве постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя, связанные с непосредственным исполнением исполнительных документов, могут быть обжалованы сторонами исполнительного производства, иными лицами, чьи права и законные интересы нарушены при исполнении исполнительного документа, прокурором в порядке подчиненности соответственно руководителю органа принудительного исполнения, вышестоящему руководителю органа принудительного исполнения, а в случае несогласия с их решением – в суд.
Это значит, что жалоба на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя подается начальнику районного отдела принудительного исполнения, при котором состоит судебный исполнитель. Жалоба рассматривается начальником отдела в десятидневный срок (учитываются только рабочие дни) и по результатам рассмотрения выносится постановление, которое направляется сторонам и лицу, подавшему жалобу. Если лицо подавшее жалобу несогласно с результатом ее рассмотрения начальником отдела, то дальнейшее обжалование постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя и постановления начальника отдела осуществляется в судебном порядке и подаются в суд по месту нахождения соответствующего органа принудительного исполнения. Таким образом жалобы на постановления, действия (бездействие) судебного исполнителя районного отдела не рассматриваются областным управлением принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома и в случае поступления такой жалобы она возвращается заявителю, как поступившая не по подведомственности. В компетенцию начальника управления принудительного исполнения главного управления юстиции облисполкома входит рассмотрение жалоб на постановления, действия (бездействие) начальников районных отделов принудительного исполнения связанные с непосредственным исполнением ими исполнительных документов. Особо обращаем внимание, что с учетом того, что обжалование действий, постановлений судебного исполнителя носит процессуальный характер, то Закон об исполнительном производстве устанавливает требования к форме и содержанию жалобы, а также устанавливает сроки подачи жалобы. Требования к форме и содержанию жалобы изложены в статье 126 Закон об исполнительном производстве. Здесь особое внимание следует обратить на то, что к жалобе должны быть приложены документ, подтверждающий направление копии этой жалобы и приложенных к ней документов сторонам исполнительного производства (должнику, взыскателю), судебному исполнителю постановления, действия (бездействие) которых обжалуются. Этим документом, например, может быть квитанция о направлении копий жалобы заказной корреспонденцией. Сроки подачи жалобы установлены статей 127 Закона об исполнительном производстве и составляют десять дней со дня получения соответствующих постановлений судебного исполнителя, либо со дня совершения судебным исполнителем действий (установления факта бездействия), либо со дня, когда лицо, подающее жалобу, не извещенное о времени и месте совершения таких действий, узнало или должно было узнать об их совершении. Соответственно из текста жалобы, приложенных к ней документов или исполнительного производства должно быть видно, что срок на обжалование не пропущен. Закон об исполнительном производстве предусматривает возможность восстановления пропущенного срока подачи жалобы. Порядок восстановления срока изложен в статье 128 настоящего Закона и предусматривает в обязательном порядке подачу ходатайства о восстановлении пропущенного срока подачи жалобы одновременно с этой жалобой. Следует обратить внимание, что в случае, когда пропущены сроки подачи жалобы, установленные статьей 127 настоящего Закона, и лицо, подавшее жалоб, не обратилось с ходатайством о восстановлении пропущенного срока либо в удовлетворении такого ходатайства отказано, а также когда не соблюдены форма и содержание жалобы, установленные статьей 126, то жалоба возвращается без рассмотрения. По результатам рассмотрения жалобы соответствующий руководитель органа принудительного исполнения вправе признать постановления, действия (бездействие) законными и отказать в удовлетворении жалобы или же признать жалобу обоснованной полностью или частично.
В случае признания жалобы обоснованной полностью или частично руководитель органа принудительного исполнения принимает одно из следующих решений:
отменить полностью или частично обжалованные постановления;
отменить обжалованные постановления и обязать судебного исполнителя принять новое решение в соответствии с законодательством или же самому принять новое решение;
признать обжалованные (опротестованные) действия (бездействие) судебного исполнителя незаконными и определить меры, которые должны быть приняты для устранения допущенных ими нарушений.
Также по результатам рассмотрения жалобы может быть принято решение о привлечении судебного исполнителя к ответственности в случае установления фактов нарушения требований законодательства, регулирующего принудительное исполнение.
Кроме того, перед направлением жалобы, с целью объективности изложения обстоятельств, на которых основана жалоба, а также с целью соблюдения установленных требований к форме и содержанию ее, рекомендуем сторонам ознакомиться с материалами исполнительного производства, так как предоставление судебными исполнителями письменной информации о ходе исполнения Законом не предусмотрено.
Управление принудительного исполнения
главного управления юстиции
Гродненского облисполкома
Источник: https://just.grodno.by/actual/975-kak-pravilno-obzhalovat-deystvie-bezdeystvie-sudebnogo-ispolnitelya.html
Как написать жалобу в прокуратуру на судебных приставов по алиментам
Как взыскатель, так и плательщик алиментов может столкнуться с бездействием или незаконными действиями судебного пристава-исполнителя. При этом одной из мер воздействия на пристава является обращение в прокуратуру.
Порядок подачи заявления регламентируется законодательством Российской Федерации. На странице также можно просмотреть и скачать образец жалобы на судебного пристава-исполнителя.
После проведения проверки прокурор извещает заявителя о ее результатах и выносит представление об устранении нарушений закона (в случае их обнаружения) руководителю органа Федеральной службы судебных приставов.
Когда можно написать жалобу в прокуратуру на бездействие приставов?
Обратиться с жалобой на определенное действие или бездействие должностного лица каждая из сторон исполнительного производства по алиментам может не только в порядке подчиненности (начальству ФССП) и в судебную инстанцию, но и непосредственно в прокуратуру.
Согласно ч. 4 ст. 19 Федерального закона 118-ФЗ «О судебных приставах» надзор за исполнением закона судебными приставами при реализации исполнительного производства осуществляется прокуратурой Российской Федерации.
Прокурорский надзор — особая форма деятельности органа прокуратуры, заключающаяся в обеспечении законности, выявлению, устранению и предупреждению нарушений законов.
Обратившись в прокуратуру, заявляющая сторона исполнительного производства должна знать, что:
- она может указать на недобросовестную работу судебного пристава, заключающуюся в нарушении законодательства и установить такую незаконность;
- она не может просить прокурора побудить пристава к каким-либо действиям — эти полномочия имеют лишь вышестоящее руководство судебного пристава либо суд.
При принятии решения о жалобе в прокуратуру на сотрудника конкретного Управления ФССП заявитель должен иметь обязательное документационное подтверждение своих доводов, ставшее основанием для жалобы.
Основаниями для подачи жалобы в прокуратуру являются:
- незаконно вынесенное постановление в рамках конкретного исполнительного производства, а любое действие приставы оформляют путем вынесения такого документа;
- бездействие должностного лица (в отношении какой-либо стороны);
- противозаконные действия (в том числе превышение служебных полномочий).
Как подать жалобу прокурору на бездействие по исполнительному производству?
Порядок обжалования действий и бездействия судебного пристава по взысканию алиментов регламентирован ст. 122-128 229-ФЗ «Об исполнительном производстве».
- Ответьте на несколько простых вопросов и получите подборку материалов сайта по своему случаю ↙
Важно помнить, что срок, выделяющийся законом на обжалование, равен 10 календарным дням с момента осуществления оспариваемого действия (вынесения постановления) или с того момента, когда заявителю стало известно о нарушении его прав.
Как такового четкого законодательного регламента составления жалобы в прокуратуру не существует, однако имеются определенные требования к данному документу, соблюсти которые заявителю необходимо во избежание отказа от рассмотрения поданного заявления.
Жалоба составляется в рукописном или печатном виде и может быть направлена прокурору:
- заказным письмом с уведомлением;
- передана в приемный день лично специалисту;
- отправлена электронным письмом через официальный сайт прокуратуры. На странице Интернет-приемной сайта Генеральной прокуратуры необходимо указать регион проживания заявителя. Система перенаправит вас на сайт соответствующего субъекта Федерации, после чего можно будет перейти к заполнению электронного заявления.
Последний вариант, однако, требует и сканирования прилагаемых документов к жалобе, без которых могут отказать в ее рассмотрении.
Как написать заявление в прокуратуру на судебных приставов (образец)
Текст жалобы составляется с учетом следующих обязательных элементов:
- «Шапка» заявления:
- наименование органа прокуратуры (городская или районная по месту нахождения территориального отдела службы судебных приставов с указанием адреса);
- Ф. И. О. заявителя с указанием адреса проживания и контактного телефона.
- Название документа: «Жалоба на действие (или бездействие) судебного пристава-исполнителя».
- Тезисное изложение предшествующих фактов:
- когда и каким судом выдан исполнительный лист (судебный приказ) по назначению алиментов;
- когда возбуждено исполнительное производство (желательны его номер и дата);
- занимаемая должность и Ф. И. О. (полностью) судебного пристава, ведущего производство и нарушившего права заявителя.
- Основная суть жалобы:
- описание совершенного приставом нарушения прав заявителя;
- ссылки на правовые нормы, подтверждающие данные нарушения.
- Требования заявителя (поскольку прокуратурой проверяется законность действий, требования должны исходить именно из этой надзорной функции):
- провести поверку деятельности конкретного должностного лица на предмет нарушения законности;
- привлечь виновное лицо к ответственности;
- принять меры прокурорского реагирования.
- Прилагаемые документы:
- копия паспорта заявителя;
- копия постановления о возбуждении исполнительного производства;
- копия обжалуемого постановления (или иные документы, подтверждающие нарушение прав заявителя).
- Подпись заявителя и дата составления.
Образец жалобы на судебных приставов в прокуратуру (взыскание алиментов)
Прокурору г. Краснодара, старшему советнику юстиции А. Е. Щукинуг. Краснодар, ул. Октябрьская, 31/1, 350060
Матюшиной Веры Ивановны,
г. Краснодар, ул. Монтажников, д. 12 Б, кв. 92,
тел. 8-987-654-32-10
Жалоба на бездействие судебного пристава-исполнителя
Источник: http://alimenty-expert.ru/ispolnitelnoe-proizvodstvo/xodatajstva-i-zayavleniya-storon/zayavlenie-v-prokuraturu-na-pristavov/
Прием граждан | Прокуратура Ивановской области
Приём граждан в прокуратуре области проводится в кабинете дежурного прокурора в течение всего рабочего дня с 09.00 до 18.00 (перерыв на обед с 13.00 до 13.45), а также в выходные и праздничные дни.
При личном приеме гражданин обязан предъявить документ, удостоверяющий его личность.Организация приёма в прокуратуре области осуществляется старшим помощником прокурора области по рассмотрению обращений и приёму граждан Шворак Людмилой Александровной.
Справочную информацию можно узнать по телефону дежурного прокурора 41-04-05.
График приёма граждан в прокуратуре области
Понедельник-четверг, с 9 до 18 час.
выходные и праздничные дни
Пятница с 9 до 16 час. 45 мин.
перерыв с 13 до 13 час. 45 мин.
Приём осуществляется дежурным прокурором
Дни и время приёма граждан руководителями прокуратуры области
Прокурор области
Ханько Андрей Викторович понедельник с 9 до 18 час.
перерыв с 13 до 13 час. 45 мин.
(с жалобами на решения заместителей прокурора области)
Первый заместитель прокурора области
Борздый Алексей Сергеевич вторник с 9 до 18 час.
перерыв с 13 до 13 час. 45 мин.
(с жалобами на решения руководителей структурных подразделений, прокуроров городов и районов)
Заместитель прокурора области
Ткаченко Василий Гаврилович четверг с 9 до 18 час.
перерыв с 13 до 13 час. 45 мин.
(с жалобами на решения руководителей структурных подразделений, прокуроров городов и районов)
Заместитель прокурора области
Романский Евгений Иванович среда с 9 до 18 час.
перерыв с 13 до 13 час. 45 мин.
(с жалобами на решения руководителей структурных подразделений, прокуроров городов и районов)
Уважаемые посетители сайта прокуратуры Ивановской области!
Свои обращения Вы можете направлять непосредственно в городскую, районные и специализированную прокуратуры, в компетенцию которых входит рассмотрение поставленных вопросов, а также в прокуратуру области и на сайт прокуратуры области.
В соответствии с ч. 1 статьи 7 Федерального закона от 02.05.
2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин в своём письменном обращении в обязательном порядке указывает либо наименование государственного органа или органа местного самоуправления, в которые направляет письменное обращение, либо фамилию, имя, отчество соответствующего должностного лица, либо должность соответствующего лица, а также свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), почтовый адрес, по которому должны быть направлены ответ, уведомление о переадресации, излагает суть предложения, заявления или жалобы, ставит личную подпись и дату.
В соответствии с ч. 3 статьи 7 Федерального закона от 02.05.
2006 №59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» в обращении, направляемом в форме электронного документа, гражданин в обязательном порядке указывает свои фамилию, имя, отчество (последнее – при наличии), адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, и почтовый адрес, если ответ должен быть направлен в письменной форме.
Отсутствие сведений о ФИО в обращении, поступившем в форме электронного документа, свидетельствует о неисполнении требований федерального законодательства и существенно затрудняет рассмотрение обращений в органах прокуратуры.
Убедительная просьба соблюдать требования вышеуказанного закона при направлении обращений в форме электронного документа.
При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы, в том числе в электронной форме.
Не подлежат возвращению документы и материалы, направленные заявителем в органы прокуратуры и учреждения прокуратуры в электронной форме.
Не подлежат разрешению обращения, содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры.
В соответствии с п.п. 3, 4 ст. 11 Федерального закона от 02.05.
2006 № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» будут оставлены без ответа по существу обращения, текст которых не поддается прочтению, а также обращения, в которых содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью и имуществу должностного лица, а также членов его семьи.
Обращаем Ваше внимание на недопустимость злоупотребления правом на обращение в государственные органы и предусмотренную законодательством ответственность в этой сфере общественных отношений.
В соответствии с ч. 2 ст.16 ФЗ от 2 мая 2006 года №59-ФЗ, если в обращении указаны заведомо ложные сведения, расходы, понесённые в связи с его рассмотрением, могут быть взысканы с автора.
Просим Вас руководствоваться указанными требованиями законодательства, указывать все предложенные реквизиты и четко формулировать суть обращения. Это значительно ускорит его рассмотрение в органах прокуратуры.
Обращения граждан, военнослужащих и членов их семей, должностных и иных лиц разрешаются в течение 30 дней со дня их регистрации в органах прокуратуры Российской Федерации, а не требующие дополнительного изучения и проверки — в течение 15 дней, если иное не предусмотрено федеральным законодательством.
Если установленный срок разрешения обращения истекает в выходной или праздничный день, последним днем разрешения считается следующий за ним рабочий день.
Источник: http://prokuratura.ivanovo.ru/reception/
Ответственность банка за неисполнение требований исполдокумента, предъявленного к счету должника
Согласно ч. 1 ст. 8 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем.
В судебной практике выработан подход, согласно которому в рамках исполнения требований исполнительного документа о взыскании денежных средств, предъявленного взыскателем непосредственно в кредитную организацию, банк наделен властными полномочиями по принудительному списанию денежных средств со счета должника.
Следовательно, в указанных правоотношениях банк выступает как агент государственной власти[1].
Банк, обслуживающий счета должника, обязан исполнить содержащиеся в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств незамедлительно, о чем в течение трех дней со дня их исполнения уведомить взыскателя. В ч. 2 ст.
114 ФЗ «Об исполнительном производстве» отмечено, что в случае неисполнения в установленный законом срок исполнительного документа, содержащего требования о взыскании денежных средств с должника, банком или иной кредитной организацией, осуществляющими обслуживание счетов должника, при наличии денежных средств на указанных счетах судебный пристав-исполнитель составляет протокол об административном правонарушении. После составления протокола судебный пристав-исполнитель направляет в арбитражный суд по месту нахождения банка или иной кредитной организации заявление о привлечении банка или иной кредитной организации к административной ответственности ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ. В ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ указано, что сумма штрафа должна равняться половине денежной суммы, подлежащей взысканию с должника, но не более 1 млн руб.
https://www.youtube.com/watch?v=pZnG-FXv6IA
К ответственности привлечь банк может не только пристав. Но и сам взыскатель, который вправе подать заявление в арбитражный суд о наложении судебного штрафа за неисполнение судебного акта по ч. 1 ст. 332 АПК РФ[2]. В соответствии с ч. 1 ст.
119 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Размер судебного штрафа, налагаемого на граждан, не может превышать две тысячи пятьсот рублей, на должностных лиц – пять тысяч рублей, на организации – сто тысяч рублей.
Неисполнение банком содержащегося в исполнительном документе требования о взыскании денежных средств со счета должника (при условии наличия на этом счете достаточной суммы денежных средств) является основанием для привлечения банка не только к административной ответственности за совершение правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 17.14 КоАП РФ и судебному штрафу по ч. 1 ст. 332 АПК РФ. Кроме того, взыскатель вправе предъявить требования о возмещении убытков, вызванных неисполнением исполнительного документа.
Несмотря на то, что банк выступает в качестве агента государственной власти, деликтную ответственность за нарушение властных полномочий по принудительному списанию денежных средств со счета должника несет не казна РФ, но кредитная организация как гражданско-правовой субъект за счет собственного имущества.
В отношении ответственности банков суды не применяют те иммунитеты (ограничения), которые традиционного действуют при взыскании вреда с казны за незаконные действия судебных приставов-исполнителей.
Во-первых, потерпевшему не надо признавать незаконными в судебном порядке по правилам АПК РФ действия кредитной организаций.
Невключение банка в список субъектов, действия которых могут быть признаны незаконными по правилам, предусмотренным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, не может служить основанием для отказа в защите лицу, чьи права и законные интересы нарушены оспариваемыми действиями (бездействием) банка[3].
Во-вторых, банк одновременно может быть привлечён как к ответственности в виде уплаты значительного по размеру штрафа государству, так и к имущественной ответственности в пользу потерпевшего.
В то время как пристав, чьи незаконные действия причинили вред, как правило, отвечает в размере среднемесячного заработка[4].
И то только в том случае, если убытки казны будут взысканы с него в регрессном порядке.
В-третьих, банк, не исполнивший требования исполнительного листа не вправе ссылаться на то, что взыскателем не утрачена возможность взыскания убытков с должника. Например, Верховный Суд РФ в определении от 31.10.
2014 N 306-ЭС14-3737 указал, что если в период, когда исполнительный документ подлежал исполнению, денежные средства на счете должника имелись и банк, действуя добросовестно и в соответствии с законом, имел обязанность и располагал возможностью перечислить спорную задолженность взыскателю, то для удовлетворения требования о возмещении убытков, причиненных банком, не имеет значения то обстоятельство, что у взыскателя остается формальная возможность получить присужденную сумму непосредственно с должника. Факт необоснованного уклонения от исполнения инкассового поручения является достаточным основанием для квалификации наличия у истца убытков в этой связи. В данном деле была доказана противоправность действий банка.
Автор настоящей статьи полагает, что кредитные организации не должны отвечать собственным имуществом перед потерпевшим за ненадлежащее исполнение требований исполнительных документов. Деликтную ответственность перед потерпевшим должна нести казна РФ с применением тех стандартов доказывания, которые действуют в отношении судебных приставов-исполнителей.
На сегодняшний день складывается парадоксальная ситуация, когда кредитные организации не только несут имущественную ответственность при реализации властных полномочий.
Но в отношении банков суды не применяют ограничения, которые традиционно защищают казну РФ от необоснованного смещения баланса общественных интересов.
Когда вред компенсируется только тем потерпевшим, которые продемонстрировали исключительно добросовестное поведение и приложили максимальные профессиональные усилия для достижения положительного результата, а не рассчитывали в качестве цели деятельности на гарантированные выплаты со стороны делинквента.
Обращаем внимание, что государство возложило на кредитные организации публично правовые обязанности, но не установило ясный порядок их реализации.
Первая проблема, возникающая у банков в рамках исполнения ст. 8 Закона об исполнительном производстве, связана с недостаточностью правового регулирования, которое позволяло бы кредитной организации надлежащим образом идентифицировать и устанавливать полномочия взыскателя, не являющегося клиентом банка[5].
Вторая проблема связана с неоднозначностью судебной практики по поводу перечисления долга на счет представителя взыскателя[6]. Неоднозначным является вопрос о возможности кредитования счета должника в целях исполнения требований исполнительных документов, предъявленных к счету последнего[7]. Не всегда ясно, может ли банк в целях ПОД/ФТ не исполнить исполнительный документ[8].
Как быть, если взыскатель предъявил исполнительный лист не в то структурное подразделение кредитной организации, в котором открыт счет должника[9].
Может ли банк принять к исполнению исполнительный лист о взыскании денежных сумм в иностранной валюте (доллары), предъявленный к рублевому счету должника непосредственно взыскателем, при отсутствии у должника в этом банке банковских счетов в указанной иностранной валюте[10]? Правомерна ли позиция банка, согласно которой срок исполнения исполнительного документа начинает течь с момента его получения филиалом, в котором у должника открыт счет[11]? Должен ли банк исполнить исполнительный лист, если должник исключен из ЕГРЮЛ, но на его счете есть денежные средства[12]? Вправе ли банк вернуть исполнительный лист взыскателю по причине того, что организация-должник находится в процессе ликвидации? Может ли банк исполнить исполнительный документ, предъявленный к счету должника, путем выдачи взыскателю наличных денег[13]? Список сложностей, с которыми сталкиваются кредитные организации можно продолжать достаточно долго. Часть вышеописанных проблем были проанализированы автором настоящей статьи в многочисленных статьях и экспертных консультациях для ведущих справочно-правовых систем.
Другие проблемы приходится анализировать, что называется в бою.
Например, недавно вышла статься автора в специализированном банковском журнале «Юридическая работа в кредитной организации» по теме «Должно ли ВСП банка принимать исполнительный лист в порядке ст. 8 Закона № 229-ФЗ?[14].
Автор описывает спор, в котором он представлял интересы клиента по иску к банку, который отказался принимать исполнительный лист, поскольку офис банка не имел статуса филиала.
Итак, взыскатель, у которого на руках был исполнительный лист, обратился в кредитную организацию (в операционный офис) с заявлением в порядке ст. 8 Закона об исполнительном производстве, поскольку у должника был открыт банковский счет.
Однако банк отказался принять документы, сославшись на то, что головным подразделением установлен запрет на принятие почтовой корреспонденции внутренними структурными подразделениями. Этим правом наделены филиалы и головной банк.
Поскольку в городе, в котором находился взыскатель банковские филиалы отсутствовали, то это означало, что взыскатель должен был выезжать в другой населенный пункт для предъявления исполлиста либо направлять его по почте.
Ни тот ни другой вариант взыскателя не устроил, поэтому он предъявил в суд иск о признании неправомерным бездействия кредитной организации, выразившиеся в непринятии исполнительного листа и заявления, оформленного в соответствии с ст. 8 закона об исполнительном производстве, к исполнению.
Интересы взыскателя представляла адвокат (автор настоящей статьи), который привел следующие доводы в пользу неправомерности действий кредитной организации. Истец, действуя в порядке ст.
8 ФЗ «Об исполнительном производстве», предъявила в банк, в котором открыт счет должника (ответчика), исполнительный лист и заявление. Данные документы не могут рассматриваться в качестве обычной почтовой корреспонденции, поскольку являются исполнительными документами.
Порядок исполнения исполнительных документов регулируется исключительно такими нормативно-правовыми актами как закон «Об исполнительном производстве» и Положение Банка России 10.04.
2006 N 285-П «О порядке приема и исполнения кредитными организациями, подразделениями расчетной сети Банка России исполнительных документов, предъявляемых взыскателями». Банк не вправе изменить порядок исполнения исполнительных документов, установленный законодателем в вышеназванным правовых актах.
В ст. 8 Закона «Об исполнительном производстве» законодатель указал, что исполнительный документ о взыскании денежных средств или об их аресте может быть направлен в банк или иную кредитную организацию непосредственно взыскателем. В рамках настоящего спора исполнительный лист был предъявлен в операционный офис «Волгоградский» южного филиала банка.
Согласно пп. 9.5.1.-9.5.2. Инструкции Банка России от 02.04.
2010 N 135-И «О порядке принятия Банком России решения о государственной регистрации кредитных организаций и выдаче лицензий на осуществление банковских операций» операционный офис вправе осуществлять все или часть банковских операций, предусмотренных выданной кредитной организации лицензией на осуществление банковских операций (положением о филиале), за исключением:
– операций (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже иностранной валюты как в наличной, так и в безналичной форме на межбанковском и биржевом валютных рынках;
– операций (включая операции за счет клиентов) по купле и (или) продаже ценных бумаг и иных финансовых активов, связанные с принятием кредитной организацией финансовых рисков (в том числе кредитного и рыночного), за исключением сделок, связанных с принятием кредитного риска на одного заемщика в размере менее пяти процентов собственных средств (капитала) кредитной организации.;
– предоставления займов (кредитов) кредитным организациям, а также размещения депозитов и иных средств в кредитных организациях;
– получения займов (кредиты), привлекать депозиты и иные средства от кредитных организаций;
– открытия и ведения корреспондентских счетов кредитных организаций (филиалов);
– открытия корреспондентских счетов в кредитных организациях (филиалах) для осуществления операций;
– выдачи банковские гарантии;
– осуществления акцептование и (или) авалирование векселей.
Принятие и исполнение исполнительных документов не названо в перечне операций, которые не вправе осуществлять операционный банковский офис. Таким образом, операционный офис является полноценным банковским подразделением, который осуществляет все операции, предусмотренные лицензий, в том числе операции по исполнению исполнительных документов, предъявленных к счету должника.
В соответствии с официальной позицией Ассоциации российских банков нормы закона «Об исполнительном производстве» даже, если счет должника открыт в другом структурном подразделении банка, это не обязывают взыскателя направлять исполнительный документ именно в то структурное подразделение банка, в котором открыт счет должника. Исполнительный лист может быть предъявлен в любое структурное подразделение кредитной организации (Заключение Ассоциации российских банков о порядке исполнения исполнительного документа, направленного взыскателем не в то структурное подразделение кредитной организации, в котором открыт счет должника № а-02/5-302 от 11.05.2012).
Источник: https://zakon.ru/Blogs/otvetstvennost_banka__za_neispolnenie_trebovanij_ispoldokumenta_predyavlennogo_k_schetu_dolzhnika/78038
Порядок обращения в ЕСПЧ
Разбирательство дела в Европейском Суде по правам человека начинается с подачи жалобы. Данный сайт посвящен исключительно рассмотрению индивидуальных жалоб. Наряду с ними в Страсбургский Суд может быть подана так называемая межгосударственная жалоба, то есть жалоба одного государства против другого.
С 01 января 2014 года Секретариат Европейского Суда по правам человека регистрирует новое разбирательство только в случае подачи полной жалобы на формуляре, полностью заполненном в соответствии со всеми предъявляемыми к нему требованиями, к которому приложены копии всех необходимых документов. С 01 января 2014 года Европейский Суд по правам человека не принимает предварительные жалобы, то есть подача таковых не приводит ни к регистрации жалобы, ни к пресечению шестимесячного срока на обращение в Страсбургский Суд.
Требования к оформлению жалобы также содержатся в Инструкции по заполнению формуляра жалобы.
Требования жалобы содержатся в Правиле (статье) 47 Регламента Европейского Суда по правам человека.
Критерии приемлемости, то есть условия, которым должна соответствовать жалоба, чтобы она могла быть рассмотрена Европейским Судом по правам человека по существу, описаны в разделе «Критерии приемлемости жалобы в Европейский Суд».
Жалоба и приложения к ней подаются в Европейский Суд по правам человека в одном экземпляре.
Язык жалобы
в европейский суд по правам человека
В соответствии с пунктом 2 Правила 34 Регламента Европейского Суда по правам человека жалоба может быть подана на любом из официальных языков Высоких Договаривающихся Сторон, то есть стран — членов Совета Европы.
Другими словами, жалобу не обязательно подавать на английском или французском языке, т.е. одном из официальных языков Страсбургского Суда.
Более того, никакой привязки языка жалобы к официальному языку государства-ответчика нет.
Таким образом, жалоба на Российскую Федерацию может быть подана не только на русском языке, но и на любом официальном языке стран — членов Совета Европы.
Официальными языками Высоких Договаривающих Сторон являются следующие языки:
азербайджанский | Азербайджан |
албанский | Албания, Черногория |
английский | Великобритания, Ирландия, Мальта |
армянский | Армения |
болгарский | Болгария |
боснийский | Босния и Герцеговина |
венгерский | Венгрия |
греческий | Греция, Кипр |
грузинский | Грузия |
датский | Дания |
ирландский | Ирландия |
исландский | Исландия |
испанский | Испания |
итальянский | Италия, Сан-Марино, Швейцария |
каталанский | Андорра |
латышский | Латвия |
литовский | Литва |
люксембургский | Люксембург |
македонский | Македония |
мальтийский | Мальта |
молдавский | Молдавия |
немецкий | Австрия, Бельгия, Германия, Лихтенштейн, Люксембург, Швейцария |
нидерландский | Бельгия, Нидерланды |
норвежский | Норвегия |
польский | Польша |
португальский | Португалия |
ретороманский | Швейцария |
румынский | Румыния |
русский | Россия |
сербский | Босния и Герцеговина, Сербия, Черногория |
словацкий | Словакия |
словенский | Словения |
турецкий | Кипр, Турция |
украинский | Украина |
финский | Финляндия |
французский | Бельгия, Люксембург, Монако, Франция, Швейцария |
хорватский | Босния и Герцеговина, Хорватия |
чешский | Чехия |
шведский | Финляндия, Швеция |
эстонский | Эстония |
Однако в соответствии с пунктом 2 Правила 34 Регламента Европейского Суда по правам человека с момента коммуницирования жалобы властям государства-ответчика разбирательство должно вестись на одном из двух официальных языков Страсбургского Суда, т.е. английском или французском.
Поэтому вся переписка с Европейским Судом по правам человека, предшествующая коммуницированию жалобы, может вестись на любом из официальных языков государств — членов Совета Европы, в т.ч.
на русском, а после коммуницирования по общему правилу должна вестись на официальном языке Страсбургского Суда.
При этом в соответствии с подпунктом А пункта 3 Правила 34 Регламента Европейского Суда по правам человека Председатель (Президент) Палаты (Секции) Европейского Суда по правам человека может позволить индивидуальному заявителю продолжить пользоваться одним из официальных языков государств — членов Совета Европы даже после коммуницирования жалобы властям государства-ответчика.
В случае, если речь идет о делах III степени важности (они же фактически являются делами V категории в смысле Правил определения очередности рассмотрения жалоб Европейским Судом), переписка с заявителем может не переходить на один из официальных языков Европейского Суда по правам человека.
Наконец, мне известны случаи, когда письменный отзыв заявителя, который должен был предоставляться на одном из официальных языков Европейского Суда по правам человека, однако был выполнен не на нем, а на официальном языке государства-ответчика, рассматривался Европейским Судом по правам человека как предполагающий заявление названного выше ходатайства, которое удовлетворялось Председателем (Президентом) Европейского Суда по правам человека, о чем было написано в ответном письме, которое подтверждало получение письменного отзыва заявителя.
Я рекомендую (при наличии возможности) представлять жалобы на английском (французском) языке в случае направления в Страсбургский Суд просьбы о принятии обеспечительных (срочных) мер.
Это связано с тем, что решение об удовлетворении или отказе в удовлетворении соответствующих ходатайств принимается Председателем (Президентом) Палаты (Секции) Европейского Суда по правам человека, не владеющим русским языком.
Ваши шансы на удовлетворение просьбы могут повыситься, если жалоба будет непосредственно сформулирована на английском языке, а не просто представлена Председателю (Президенту) Палаты (Секции) в виде резюме, составленного юристом Секретариата Европейского Суда по правам человека.
Особенно если ходатайство о принятии обеспечительных (срочных) мер базируется на тексте жалобы, а не подается до нее.
Однако прошу Вас прибегать к составлению жалобы на английском (французском) языке только тогда, когда Вы можете позволить себе обратиться к юристам, которые способны подготовить жалобу на соответствующем языке, или по меньшей мере лингвистам, специализирующимся на переводе решений Европейского Суда по правам человека (таковых в России единицы и найти их очень сложно). Пожалуйста, не обращайтесь к простым переводчикам, даже высокопрофессиональным, так как жалоба должна быть написана не просто на классическом английском или французском языке, но на английском или французском языке, который используется Европейским Судом по правам человека и почти полностью состоит из специальных терминов, выработанных в практике Европейского Суда по правам человека. Всегда лучше представить жалобу на русском языке, чем в плохом переводе на английский или французский язык. Если же на плохой английский или французский переведена жалоба, написанная на плохом русском языке и (или) имеющая немного связи с практикой (и языком) Европейского Суда по правам человека, то в переводе она может выглядеть абсолютным бредом, в то время как на языке оригинале еще быть доступной для понимания (конечно, лишь при большом желании, на которое не всегда следует рассчитывать).
В остальных случаях жалобу можно подавать на русском языке или на ином языке, не являющемся официальным языком Европейского Суда по правам человека. Более того, подача жалобы на официальном языке Европейского Суда по правам человека (в переводе на него или в т.ч.
в переводе на него), если он не является официальным языком государства-ответчика, практически лишена смысла.
Судьи Европейского Суда по правам человека на первом этапе рассмотрения жалоб не работают с ними непосредственно, а имеют дело лишь с резюме, составляемыми юристами Секретариата, владеющими языком, на котором написана жалоба, а также разбирающимися в правовой системе страны, против которой подана жалоба (по последней причине подача жалобы на официальном языке Европейского Суда по правам человека, отличном от официального языка государства-ответчика, практически не может привести к попаданию жалобы к юристам, не владеющим официальном языком государства-ответчика). В случае же перехода жалобы на последующие этапы рассмотрения, то есть в случае, если она не признана неприемлемой и не исключена из списка дел, подлежащих рассмотрению, на первом же этапе, она более почти не имеет значения, т.к. заменяется письменным отзывом (меморандумом) заявителя, который по общему правилу подается на официальном языке Европейского Суда по правам человека.
Заявитель не обязан переводить приложения к жалобе на какой бы то ни было язык. Другими словами, они подаются в Европейский Суд по правам человека в виде ксерокопий (называемых фотокопиями) с оригиналов.
Более того, требований о необходимости соответствия языка жалобы и языка приложений к ней также не предъявляется.
В случае, когда буквальный текст того или иного документа, приложенного к жалобе, или его части по той или иной причине имеет значение, и при этом язык этого документа не совпадает с языком жалобы, я рекомендую приводить его перевод (в виде закавыченной цитаты) прямо в тексте жалобы.
Пошлина за обращение
в европейский суд по правам человека
Обращение в Европейский Суд по правам человека не облагается какой бы то ни было пошлиной. Другими словами, в настоящее время Страсбургский Суд не берет никаких денег за обращение в него и (или) рассмотрение жалоб.
Однако это не значит, что оказываемая юристами помощь по подготовке жалобы, письменного отзыва (меморандума), других документов, адресованных Европейскому Суду по правам человека, а также консультирование по вопросам обращения в Страсбургский Суд всегда предоставляются бесплатно.
Порядок направления жалобы
в европейский суд по правам человека
Порядок направления жалобы в Европейский Суд по правам человека, а также почтовый адрес, телефон и факс Страсбургского Суда указаны в разделе «Адрес, факс и телефон Европейского Суда».
Читать @europeancourt
Метки как подать в Европейский Суд, порядок обращения в Европейский Суд
Источник: http://europeancourt.ru/poryadok-obrashheniya-v-evropejskij-sud-i-procedura-rassmotreniya-zhalob/