Как получить от автора песни разрешение на исполнение ее в видео?

О кавер версиях песен с точки зрения авторского права. статья анны успенской для веб-журнала о праве eli5

Как получить от автора песни разрешение на исполнение ее в видео?

ELI5 (explain I'm five)* – новый веб-журнал о праве опубликовал статью юриста ЮФ Гелон Анны Успенской о кавер-версиях с точки зрения авторского права. 

О кавер-версиях песен с точки зрения авторского права

Кавер-версия или просто кавер (от англ. “cover version”) – это исполнение либо запись (иногда в оригинальной переработке) ранее обнародованной музыкальной композиции кем-то иным, чем оригинальный исполнитель (автор). Если говорить проще, это «перепевка» известной песни другим исполнителем.

Использование кавер-версий выгодно, поскольку исполнитель получает в свои руки 100% хит, проверенный временем и полюбившийся публике. Иногда незначительная переработка композиции дает «второе дыхание» песне. Случается, также, что переработка становится популярнее оригинала, принося своим исполнителям мировую известность.

В это сложно поверить, но такие мировые хиты как «I will always love you» в исполнении Уитни Хъюстон, рок-н-рольная «Blue Suede Shoes» в исполнении Элвиса Прэсли, “Twist and Shout” в исполнении The Beatles, «Nothing Compares to You» в исполнении Шинед О`Коннор, “Cometogether” в исполнении Aerosmith (этот список можно продолжать) – ни что иное как каверы ранее исполненных хитов.

В Украине в последнее время начался настоящий бум на кавер-группы и исполнение каверов. Рынок нестабилен, участились отмены концертов зарубежными звездами – по неофициальным данным только за половину 2014 года было отменено более 500 культурных мероприятий. В таких условиях местные артисты, исполняющие, к тому же, любимые песни, популярны у зрителя как никогда.

Source: imcreator.com “Getting ready for a show” by Ryan McGuire. 

Creative commons license (Free for commercial use, attribution to the creator is required).

Законно ли использовать чужую песню?

Бытует мнение, что, если перед исполнением песни указать имя автора и/или исполнителя, а также ее название, авторские права не будут нарушены. На самом деле, использование песни возможно только в случае получения разрешения от правообладателя либо тогда, когда закончился срок правовой охраны произведения.

Напомним, что в Украине авторские права на песню действуют на протяжении жизни автора, а также 70 лет после его смерти. Соответственно, чтобы получить права на использование песни, автор которой умер, необходимо получить разрешение у наследников автора. Бывают также случаи, когда права на песню были переданы (проданы) автором при жизни по договору отчуждения авторских прав.

По окончанию указанного срока песня становится «общественным достоянием» (публичной собственностью) и может быть свободно использована любым лицом. Песни, перешедшие в разряд общественного достояния можно назвать настоящей находкой для кавер-исполнителей, поскольку у них возникают авторские права на кавер, и при этом нет необходимости платить роялти.

Другим исключением может служить использование песен по лицензии creative commons – лицензии, разработанные одноименной неприбыльной организацией, которые позволяют авторам в упрощенном порядке предоставлять разрешения на свободное использование своего творчества на территории всего мира на определенных условиях.

Следует добавить, что указанное «исключение» для Украины достаточно условно, так как нашим законодательством установлены требования к форме лицензионного договора – он должен быть оформлен письменно. С другой стороны, маловероятно ожидать претензию от автора, распространяющего произведения в сети интернет по лицензии creative commons.

Во всех иных случаях, необходимо обращаться за разрешением к правообладателю. На практике бывает сложно определить лицо, которому принадлежат имущественные авторские права. Поэтому сбором отчислений (роялти) за использование песен занимаются также отдельные организации – коллективные организации управления авторскими правами. Можно обратиться в одну из таких организаций для «очистки прав».

Чем же является кавер-версия с точки зрения авторского права?

Кавер может на слух отличаться от оригинала либо полностью его повторять. Но и в том, и в другом случае в основе остается одна и та же мелодия. Именно поэтому, с точки зрения авторского права кавер-версию нельзя назвать самостоятельным произведением.

Если был изменен ритм и/или гармония мелодии либо произведена аранжировка (оркестровка) музыкального произведения – речь идет о производном произведении. Согласно определениям Закона Украины «Об авторском праве и смежных правах», производное произведение – это произведение, являющееся творческой переработкой другого существующего произведения без нанесения вреда его охране.

Важно отметить, что у лица, осуществившего переработку песни, возникают авторские права на переработанную песню (кавер). Но это законно только лишь в том случае, если перед переработкой песни было получено соответствующее разрешения у автора (правообладателя).

Песня – это музыкальное произведение, состоящее из музыки и слов. Авторские права возникают отдельно и на музыку, и на слова. К тому же, и у музыки, и у слов могут быть разные авторы или даже несколько авторов. Для легального использования песни, в том числе для создания на ее основе кавер-версии, необходимо получить разрешения от каждого лица, которому принадлежат авторские права.

Иная сложность заключается в том, что в каверы не всегда привносится что-либо новое. Без оригинальной переработки у кавер-артиста возникают только смежные права на исполнение.

Действующим законодательством Украины не предусмотрено определение понятия «кавер-версия», поэтому необходимо со всей ответственностью подходить к подготовке лицензионных договоров. В лицензионном договоре рекомендуется четко указывать, что подразумевается под кавер-версией, способы использования оригинального произведения и границы такого использования.

Плюсы от лицензионного использования оригинала песни однозначны как для автора, так и для кавер-исполнителя. Например, Долли Партон – автор песни «I Will Always Love You» еще в 1992 году заработала на авторских отчислениях от исполнения песни Уитни Хьюстон не менее шести миллионов долларов.

В то же время, организаторы трибъют концертов (концерты, в которых используются исключительно кавер-версии) охотнее будут сотрудничать с артистами, которые побеспокоились об «очистке» авторских прав. Нередко правообладатели предъявляют претензии не к кавер-группам, а непосредственно к организаторам выступлений.

О кавер-версиях на You Tube

Большую популярность имеет создание видео с исполнением каверов с последующим их размещением на You Tube. Некоторые пользователи услуг этого сервиса считают, что поскольку администраторы не удаляют их контент, такое размещение легально. Другие стремятся разместить ссылки на автора либо правообладателя, тем самым якобы снимая с себя ответственность.

Безусловно, You Tube не может физически отследить все правонарушения, но с каждым годом это все активнее делают правообладатели. Выявив нарушение, правообладатель может либо «монетизировать» Ваш ролик по отдельному соглашению с You Tube, либо же потребовать удаление контента, размещенного с нарушением авторских прав.

С точки зрения пользования сервисом You Tube, жалоба правообладателя грозит нарушителю удалением аккаунта. Но этим ответственность за нарушение авторских прав не ограничивается, так как не исключена возможность предъявление иска к правонарушителю в судебном порядке. Особенно если ролик успешен коммерчески.

Не стоит наивно полагать, что компания You Tube будет привлечена соответчиком по делу. В условиях использования сервиса прописаны правила, в соответствии с которыми каждый пользователь несет персональную ответственность за размещенный контент и гарантирует You Tube наличие прав на его размещение.

О механической лицензии и распространенных заблуждениях размещения роликов на You Tube

В следствии развитой музыкальной индустрии в США, кавер-исполнители нередко выбирают для создания каверов популярные песни артистов из этой страны. При этом, продвинутые пользователи стараются найти максимально легкий и дешевый способ получить лицензию.

Одной из таких возможностей является получение так называемой «механической лицензии» (mechanical license), которые достаточно распространены в США. Получить их можно онлайн на сайтах специализированных компаний, например, Harry Fox Agency.

Механическая лицензия позволяет воспроизводить и распространять защищенные авторским правом музыкальные композиции (песни) на компакт-дисках, пластинках, кассетах, в качестве рингтонов, делать их доступными для скачивания в цифровом формате и прослушивания онлайн на специальных сервисах (iTunes, и т.д.). Подходит механическая лицензия и для создания и распространения записи кавер-версии, если основная мелодия и текст оригинального произведения существенно не изменяется.

Плата за получение механической лицензии, как правило, небольшая и может зависеть от предполагаемого количества загрузок кавера, длины выбранной песни, вида сервиса, где планируется размещение кавера и прочих подобных условий.

Тем не менее, не смотря на всю привлекательность данного типа лицензии, пользователи You Tube нередко заблуждаются относительно полных условий использования, передаваемых по механической лицензии.

К примеру, получив лицензию, важно разобраться на какую территорию распространяется ее действие. Игнорирование этого правила является типичной ошибкой лицензиата, получившего механическую лицензию. Механические лицензии могут быть предоставлены только на песни, которые были созданы и распространяются в США и только на использование таких песен на территории США.

Это означает, что нерезидент США может использовать приобретенную механическую лицензию только на территории США, включая продвижение на территории США через сеть Интернет. При этом, не имеет значения где физически находится компьютер либо сервер передачи цифровых данных лицензиата.

В правилах использования You Tube указано, что стороной, которая предоставляет услуги на данном сервисе является LLC You Tube. Согласно правилам, LLC You Tube зарегистрирована и ведет основную деятельность в штате Калифорния, США. You Tube работает по правилам материального права штата Калифорнии без учета его положений коллизионного права.

Именно поэтому, в сети Интернет можно найти информацию о том, что механическая лицензия идеально подходит для размещения видео с кавер версией на этом сервисе. И это второе популярное заблуждение, так как механическая лицензия не предоставляет лицензиату права на создание видеоряда с использованием песни, на которую получены права.

По американскому законодательству, для создания видеоролика, у пользователя должно быть 2 лицензии – механическая лицензия, а также лицензия на синхронизацию (synchronization license), которая предоставляет право использовать песню при создании таких аудиовизуальных произведений, как видеоролики, фильмы, телевизионные передачи, контент для вебсайта, а также в компьютерных и прочих играх.

И, безусловно, третьим распространенным заблуждением можно считать убеждение пользователя о возможности использовать песню американского артиста для последующего создания и распространения кавера на территории Украины либо иных стран без соответствующего разрешения.

Вместо выводов

Если Вы хотите создать и использовать кавер-версию:

– получите разрешение у автора(ов) либо правообладателя(ей), если Ваш случай не предусматривает возможность свободного использования произведения;

– закрепите разрешение в лицензионном договоре;

– внимательно проверьте существенные условия договора, обращайте особое внимание на определение понятия «кавер-версия», а также детальное описание способов использования произведения.

–  если Вы не можете найти правообладателя, это не дает Вам автоматическое право использовать произведение. В таком случае, обратитесь за консультацией к специалисту либо в организацию коллективного управления авторскими правами.

Помните:

– лицензия, выданная в одной стране, может не распространяться на другую страну;

– если вы автор и дали разрешение на создание и использование кавер-версии, вы, вероятнее всего, в последующем не сможете запретить использование его использование, так как у автора кавер-версии возникают авторские права на кавер. 

Специально для ELI5 

юрист, специалист по защите прав

интеллектуальной собственности

Успенская Анна

 юридическая фирма «Гелон» 

gelon.com.ua

*ELI5 – веб-журнал о праве с особенной концепцией. Девиз журнала – explain I'm five (years old) говорит сам за себя. Журналисты и эксперты веб-проекта стремятся максимально просто писать о сложных правовых категориях. Подобный подход позволяет приоткрыть мир юриспруденции каждому, кому это инетерсно. Больше о проекте здесь: http://elifive.info/

Источник: http://www.gelon.com.ua/ru/press/publications/coversongs-copyright

Проверка авторских прав на : авторское право на видео и музыку и его защита

Как получить от автора песни разрешение на исполнение ее в видео?

О самом важном для каждого автора канала на .

AIR Academy

Авторское право является одной из животрепещущих тем на , особенно среди авторов из стран СНГ, которые еще не так осведомлены в данном вопросе, как их западные коллеги.

Прежде всего, давайте определим понятия авторский контент и авторское право.

Авторский контент – это текстовое содержание, изображения, аудио, видео и прочие файлы любых расширений, самолично созданные автором (то есть от начала и до конца).

Авторское право – это юридический термин, используемый для описания прав, которыми обладают авторы на созданные ими литературные и художественные произведения, представленные в материальной форме.

Авторское право распространяется на такие виды контента:

  • аудиовизуальные произведения (телешоу, фильмы, онлайн-видео и т. д.),
  • звукозаписи и музыкальные композиции,
  • письменные произведения (лекции, статьи, книги, нотные записи и т. д.),
  • произведения изобразительного искусства (картины, плакаты, реклама и т. д.),
  • видеоигры и компьютерные программы,
  • драматические произведения (пьесы, мюзиклы и т. д.).

Не охраняются авторским правом:

  • идеи,
  • факты,
  • нематериальные процессы,
  • названия и заголовки произведений.

За соблюдение авторских прав на отвечают несколько функций

1. Content ID (подробнее о ней вы можете прочитать в данной статье.)

2. Форма уведомления о нарушении авторских прав. Любой автор, который увидел, что его произведение используется на без соответствующего разрешения, может сообщить об этом, используя специальную форму.

3. Программа проверки контента ( Content Verification Program Application). При помощи которой можно автоматизировать процесс уведомлений о нарушении авторских прав и блокировать видео нарушителей.

Существуют случаи, при которых использование чужих работ, защищенных авторским правом, не будет являться нарушением. Это так называемое добросовестное использование. С подробной информацией о данном понятии вы можете ознакомиться в Справочном центре .

Важно помнить, что владелец авторских прав всегда может подать жалобу на ваше видео, даже если вы:

  • – указали правообладателя (в самом видео, в его названии или описании);
  • – не монетизируете видео, которое нарушает авторские права;
  • – нашли похожие видео на ;
  • – купили контент в iTunes или других музыкальных сервисах, на CD или DVD-диске;
  • – самостоятельно сделали запись с телевизора, радио или в кинотеатре;
  • – указали, что не намереваетесь нарушать авторские права других пользователей.

Подробнее рассмотрим аспекты авторского права на некоторых видах контента на .

Игровой контент 

Большинство правообладателей игр разрешают публикацию видео с геймплеем. Подробнее о политике авторского права необходимо узнавать на официальных ресурсах разработчиков игр. Практически во всех играх присутствует музыкальное сопровождение.

Важно помнить, что правообладатель на музыку может разрешить ее использование исключительно в игре, то есть на весь остальной производный контент разрешения может не быть.

Авторы часто сталкиваются с проблемой получения заявок Content ID или жалоб за нарушение авторских прав именно на аудиодорожку видео с геймплеем.

Во избежание таких неприятных моментов мы рекомендуем не использовать фрагменты прохождения игры с аудиосопровождением или заменять оригинальную музыку на треки с очищенными авторскими правами.

Демонстрация интерфейса ПО, онлайн-сервиса в видео 

Как и в случае с компьютерными играми, правообладатели ПО могут разрешать демонстрацию интерфейса программы в видео. Но также необходимо узнавать политику по авторскому праву конкретного разработчика. Например, компания Adobe запрещает показ интерфейса программы Photoshop в видео.

ТВ-контент, спорт, концерты и прочее

Обратите внимание, что если вы снимали (вживую или с монитора) концерт, презентацию, выступление, спортивное или другое событие, телепередачу, сериал и тому подобное, это не значит, что у вас есть право на публикацию данного видео. Необходимо также узнавать политику правообладателей.

Даже у артистов, выступающих на определенных мероприятиях и тематических концертах, в большинстве случаев нет прав на публикацию видео со своим выступлением на этих мероприятиях на сторонних ресурсах (в т.ч. ).

Кавер-версии

Авторы, участвующие в партнерской программе , могут зарабатывать на своих роликах с кавер-версиями.

Для этого владельцы музыкальных издательств должны заявить права на такие видео, и часть доходов начнут получать авторы.

Вы сможете получать доход от ролика с кавер-версией, когда рядом с ним на вкладке “Коммерческое использование” появится сообщение: “Монетизировать видео. Это мое исполнение песни другого автора”.

Такое сообщение отображается в том случае, если оригинальная музыкальная композиция добавлена правообладателем в систему Content ID. Это относится как к новым, так и к старым загрузкам. В Менеджере видео вы можете посмотреть, разрешено ли коммерческое использование ранее добавленных видео с кавер-версиями.

Не все правообладатели могут разрешить монетизацию кавер-версий. Кроме того, такой тип доходов не разрешен для роликов, которые:

  • содержат коммерческую звукозапись, например, караоке или инструментальное сопровождение;
  • являются записями концертных выступлений.

Если вы использовали в своем видео аудио популярного исполнителя и хотите узнать его политику по использованию данного произведения, советуем воспользоваться разделом Условия использования музыки в Творческой студии канала. 

При использовании чужих произведений в своих видео, мы советуем вам всегда получать письменное разрешение на их использование.  Для удобства пользователей в Справочном центре подробно расписано, что необходимо включить в комплект документов.

Также очень важно помнить, что законодательство по авторскому праву может отличаться в зависимости от страны, в которой были зарегистрированы произведения.

Изучил все аспекты соблюдения авторских прав на ? Тогда самое время перейти на следующий уровень! Записывайся на курс AIR Academy. Мы научим тебя создавать качественный контент, успешно его продвигать на и получать с этого достойную прибыль.

Источник: https://academy.air.io/blog/proverka-avtorskikh-prav-na-youtube

Как подобрать музыку для видео и не нарушить авторские права

Как получить от автора песни разрешение на исполнение ее в видео?

Выбрали в качестве музыкального сопровождения своего видео композицию Rammstein? Придется раскошелиться или попрощаться с этой идеей. Рассказываем, как проверить, защищен ли трек авторским правом, чем грозит его нарушение и где найти легальную музыку для своего видеоролика.

Какие композиции защищены авторским правом

Для начала разберемся с терминами. Авторское право — это интеллектуальное право на произведение. К таким правам относятся: право авторства, право автора на имя, исключительное право на произведение, право на неприкосновенность и обнародование произведения. Все, что касается авторского права в России, регулирует Глава 70 ГК РФ.

Авторское право возникает с момента создания произведения, автоматически. Это значит, что автору не нужно регистрировать свое творение в каких-либо инстанциях.

Согласно российскому законодательству, действие исключительного права на произведение заканчивается через 70 лет после смерти автора (точнее, с 1 января года, следующего за годом смерти автора).

По истечении этого срока произведение переходит в общественное достояние.

Учтите несколько важных моментов:

  • в общественное достояние переходит право на нотную запись произведения, а не на его конкретное исполнение;
  • исключительное право на произведение может быть передано по наследству;
  • авторскими правом может обладать не только автор музыкальной композиции, но и компании звукозаписи.

Это значит, что даже если вы хотите озвучить свой ролик «заезженной» фугой Баха, хорошо бы проверить, не нарушаете ли вы права наследников или звукозаписывающего лейбла.

Чем грозит нарушение авторских прав

Вы по незнанию или умышленно выложили на свой -канал ролик, нарушающий авторские права? Если правообладатель это заметил, он может подать заявку через специальную систему Content ID.

Как вы об этом узнаете? Все такие заявки попадают в раздел Авторские права Творческой студии :

Заявка ContentID не влечет за собой автоматическую блокировку канала или требование удалить ролик. Правообладатель может применить к вам одну из следующих санкций:

  • блокировка во всех или некоторых странах;
  • отключение звука — ролик будет доступен без звуковой дорожки;
  • монетизация: в видео появится реклама, весь доход от которой пойдет правообладателю;
  • запрет для показа на отдельных платформах и приложениях.

Чаще всего правообладатель идет по третьему пути, получая доход от рекламы в обмен на разрешение использовать материал.

Гораздо больше проблем возникнет, когда выложенное вами видео получает предупреждение о нарушении авторских прав. Если администрация сочтет жалобу правомерной, то видео будет удалено.

Предупреждение вы увидите в том же разделе, что и заявки ContentID.

Можно дождаться окончания довольно длинного срока действия (90 дней), а можно связаться с автором жалобы: или попросите его отозвать предупреждение, или смело направляйте встречное уведомление, если считаете, что видео удалено неправомерно.

Фатальные последствия для канала наступают после получения трех предупреждений:

  • блокировка аккаунта и всех привязанных к нему каналов;
  • удаление всех видео с канала;
  • запрет на создание новых каналов.

Так что, если вы не владелец маленькой армии ботов, с авторскими правами на своем канале лучше быть осторожным.

Незаконное использование музыки, защищенной авторскими правами, является пиратством.

Законодатель предусмотрел за такую деятельность наказание от административного штрафа до исправительных работ и даже тюремного заключения сроком до двух лет (часть 2 статьи 146 УК РФ).

Самое безобидное последствие — блокировка ресурса, на котором размещен пиратский контент, в соответствии со статьей 15.2 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Как проверить, защищена ли музыка авторским правом

Есть несколько способов.

  • Заходим в раздел Условия использования музыки в Творческой студии , вбиваем в строку поиска название композиции и вуаля:
  • Создаем новый канал на , не подтверждаем по sms, загружаем туда видео со звуковой дорожкой и ждем письма с предупреждением. Довольно неудобный и трудозатратный метод. К тому же, если заявка ContentID все-таки поступит, придется переделывать озвучку.
  • Пользуемся поиском на сайте Российского авторского общества (РАО). Поиск в реестре произведений российских и зарубежных правообладателей по названию нужного трека занимает несколько секунд, но что делать с результатами, не совсем понятно:

На мой запрос по электронной почте юрист РАО ответил довольно пространным письмом. В переводе с канцелярского на русский ответ звучит примерно так: хотите использовать произведение для озвучки ролика — пишите нам, а мы расскажем, на каких условиях это можно сделать. Как-то слишком много телодвижений в наш цифровой век, вам не кажется?

Стоит ли пытаться обойти закон

На просторах интернета вы можете встретить рекомендации по обходу претензий правообладателей и системы ContentID.

К таким методам относятся: изменение тональности или скорости воспроизведения композиции в аудиоредакторе и использование отрывка менее 30 секунд.

Второй метод вполне бессмысленный, если вы не собираетесь делать из звуковой дорожки винегрет.

Первый теоретически можно попробовать, но я бы не советовала по двум причинам: трудозатратность и санкции вплоть до удаления канала, если мелодию все же смогут распознать.

Очень аккуратно нужно использовать музыку из пабликов ВК и  каналов, которые предлагают якобы «очищенные» от авторских прав композиции. Как проверить, не нарушаете ли вы авторские права, я уже рассказала.

На какие произведения не распространяется авторское право

Есть музыкальные композиции, которые вы спокойно можете использовать в качестве звуковой дорожки, не опасаясь претензий со стороны правообладателя. Только боюсь, вы не очень обрадуетесь, узнав, что это:

  • музыкальные произведения, авторство которых не установлено (народное творчество),
  • государственные гимны.

Где купить право на использование

Допустим, вы решили раскошелиться и заплатить за легальное использование музыкальной композиции. Как это сделать?

  • Обратиться к правообладателю напрямую. Возможен вариант, что правообладатель даст разрешение на бесплатное использование музыки в некоммерческих целях.
  • Обратиться к правообладателю через РАО.
  • Купить музыку с лицензией Royalty Free. По ее условиям, вы должны будете один раз заплатить за право использования. Приобрести такие треки можно на сайтах: www.premiumbeat.com, audiojungle.net и других.
  • Посерфить сайты с платным контентом за умеренную цену: Shutterstock, Epidemic Sound, Danosongs (сайт композитора Dan-O, нужно будет указать источник и пожертвовать минимум 10$ за трек), интернет-магазин Audiosocket.

При покупке обращайте внимание на следующие моменты:

  • можно ли использовать композицию в рекламных целях;
  • можно ли использовать музыку в видео, которое монетизируется;
  • на каких платформах разрешено использование;
  • в каких странах и городах разрешено использование;
  • срок лицензии (бывает на определенный срок и бессрочная);
  • нужно ли указывать какую-либо информацию в описании к видео (имена авторов, ссылка на трек и т.п.);
  • количество видео, в которых можно использовать трек.

Что делать, если платить не хочется

Нет желания расставаться с кровно заработанными? Вот список способов получить «очищенную» музыку к ролику бесплатно без регистрации и смс.

1. Зайдите на фонотеку  — здесь собраны бесплатные композиции и звуковые эффекты, которые можно свободно использовать. В некоторых случаях потребуется указать автора. Инструкция по добавлению музыки в ролик.

2. Закажите композицию молодому исполнителю или группе в обмен на pr или попросите уже ранее написанную. Искать таких авторов проще всего в соцсетях. Разрешение на использование лучше оформить письменно на случай, если через неделю мелодия взлетит на вершины чартов.

3. Создайте самостоятельно. Если вы не наделены композиторским талантом, воспользуйтесь программами Cubase, MAGIX Music Maker 2015, Mixcraft и подобными.

4. Используйте классические произведения. Я уже писала, что после определенного срока музыка переходит в общественное достояние. Но проверить, закончилось ли действие авторских прав, будет нелишним.

5. Найдите музыкальные произведения с бесплатными публичными лицензиями Creative Commons. При использовании трека нужно обращать внимание, какие условия лицензии CC на него распространяется:

  • Attribution: используем свободно, указываем автора.
  • Attribution Share A: используем свободно, указываем автора, можем изменять музыку.
  • Attribution No Derivatives: используем свободно, указываем автора, изменять мелодию или нарушать целостность произведения запрещено.
  • Attribution Non-Commercial: используем свободно с указанием авторства в некоммерческих целях.
  • Attribution Non-Commercial Share A: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах, также можно брать произведение за основу для производных в некоммерческих целях при условии, что указан автор и новые произведения лицензируются на тех же условиях.
  • Attribution Non-Commercial No Derivatives: можем использовать свободно с указанием авторства в некоммерческих проектах оригинальный трек без изменений.

Сайт с глобальным поиском файлов CC — search.creativecommons.org.

6. Зайдите на ресурсы с бесплатными композициями, «очищенными» от авторских прав. Перечислю самые популярные:

  • soundcloud.com — скачиваете бесплатно, ставите ссылку на трек.
  • www.jamendo.com — русскоязычный сайт, за коммерческое использование музыки придется платить.
  • incompetech.com — нужно указать сайт как источник композиции. Если хотите поблагодарить создателя, можете перечислить любую сумму в разделе Donate.
  • www.mobygratis.com — отличный сайт для любителей композиций Moby, можете бесплатно использовать их в качестве звуковой дорожки видео, но строго в некоммерческих целях.
  • Musopen и PAcDV— на этих сайтах в свободном доступе музыка, которая стала общественным достоянием.
  • ccmixter.org — все треки на этом ресурсе с лицензией Creative Commons.

Теперь вы знаете все о том, как подобрать музыку к видеоролику и не нарушить при этом авторские права. Творите, информируйте, развлекайте, монетизируйте и продвигайте видеоконтент, не вступая в спор с правообладателями!

Котики рекомендуют

Почитайте еще вот эту статью: Где на самом деле можно делать фото в России

Источник: http://madcats.ru/digital-marketing/kak-ne-narushit-avtorskie-prava/

Авторские права на музыкальное произведение с текстом, песня (музыка) как объект авторских прав и смежных прав

Как получить от автора песни разрешение на исполнение ее в видео?

Данная юридическая консультация по авторским и смежным правам на музыку (песни) объединяет в себе множество вопросов по авторским правам, из которых становится ясно, что необходим общий ответ, какие и у кого вообще есть права на музыку и текст к музыке, т.к. у многих отсутствует четкое представление.

В настоящей юридической консультации будет рассмотрен следующий случай: есть записанная исполненная музыкальная композиция (музыкальное произведение с текстом), необходимо определить, кто обладает авторскими правами и смежными правами и на что конкретно.

Понимание правового регулирования авторских и смежных прав на песню существенно важно для того, чтобы правомерно в соответствии с авторским законодательством:

  • использовать музыкальное произведение с текстом путем включения в другое произведение (использование в составе другого объекта авторских прав – например, в кино или рекламе),
  • переработать музыкальное произведение (например, сделать ремикс на музыку),
  • использовать музыку (песню) иными способами.

Нижеследующая информация поможет Вам понять “кто есть кто”, кто какими правами обладает, т.е. обладателей авторских и смежных прав на соответствующее музыкальное произведение.

Также данная юридическая консультация поможет Вам понять, с кем и какие договоры необходимо заключить, и избежать ситуации, когда Вы заключили договор только с одним из авторов (правообладателей), не понимая, что кто-то еще также обладает исключительным правом на “часть” музыкального произведения (на объект авторского права и/или объект смежных прав).

Если Вы не соблюдете авторские и смежные права в полном объеме, то рискуете, что в какой-то момент кто-нибудь из правообладателей предъявит Вам претензию.

Юридическая консультация

Для правомерного использования музыкального произведения, каким бы ни было использование (переработка, включая ремикс или аранжировку, включение в состав другого произведения, сообщение произведения, его распространение, размещение в Интернете и т.д.), необходимо заключить договор со всеми правообладателями прав (авторских и смежных прав) на соответствующее музыкальное произведение.

Ниже я приведу список всех возможных обладателей авторских и смежных прав на музыкальное произведение с текстом. Как правило, у многих песен есть все нижеуказанные авторы (правообладатели), однако вполне возможно, что их круг будет уже в силу того, что, например, у песни нет слов или одно лицо является создателем (автором) большей “части” песни и т.п.

Речь идет о полностью готовой песне: т.е. создана музыка и текст (слова), музыка и текст исполнены, исполнение музыки и текста записано, запись сведена и на выходе получена полноценная, готовая к использованию песня.

Авторские права на песню

  • авторские права на музыку (музыка в оригинале) – композитор,
  • авторские права на текст (слова) – поэт, автор стихов,
  • авторские права на переработку, как правило, аранжировку (уже “украшенная” музыка, т.е. перед нами не то, что написал композитор, а аранжированное произведение) – переработчик (аранжировщик).

Смежные права на песню

  • смежные права на исполнение музыки – музыкант,
  • смежные права на исполнение текста (слов) – певец,
  • смежные права на фонограмму – изготовитель фонограммы (лицо, взявшее на себя инициативу и ответственность за первую запись звуков исполнения или других звуков либо отображений этих звуков).

В указанном списке не освещены проблемные вопросы соавторства и соисполнительства, а также более сложные схемы создания песни, которые также влияют на порядок и условия заключения договоров с авторами и исполнителями.

Если лицо, которое осуществляет запись исполнения песни и сведение, также осуществляет творческую доработку (например, добавляет к записи сэмплы и другие звуки), то, во-первых, он должен быть либо автором (и исполнителем) таких сэмплов, либо иметь права на их использование (если такие звуки являются результатом творческой деятельности, т.е. являются объектом автроских и/или смежных прав – что, как правило, и имеет место быть) – иначе Вы рискуете получить претензию от настоящих авторов сэмплов и иных добавленных в песню звуков; во-вторых, такое лицо будет являться переработчиком, т.е. автором переработки (даже если автор самих сэмплов не он, т.к. именно он выбрал, какие звуки использовать, как и куда добавить). Также если такое лицо использовало уже записанные звуки, а не исполнило их само, то и здесь появляется изготовитель фонограммы (обладатель смежных прав).

Все договоры с указанными выше обладателями авторских и смежных прав должны быть заключены в письменной форме.

Согласно ГК права на песню можно получить, заключив с правообладателем договор об отчуждении авторских и/или смежных прав (полная и безвозвратная передача авторских и/или смежных прав) или лицензионный договор (предоставление авторских и/или смежных прав на срок и с ограничениями). Несоблюдение письменной формы указанных договоров влечет их недействительность (п. 2 ст. 1234 и п. 2 ст. 1235 Гражданского кодекса)!

Российским авторским законодательством не предусмотрена возможность передачи неимущественных прав и не предусмотрена возможность отказа от авторских прав (в том числе имущественных).

“Отказ от прав” должен быть оформлен в виде договора, в противном случае, если в таком “отказе” будут отсутствовать существенные условия договора об отчуждении исключительного права или лицензионного договора, такой документ не будет иметь юридической силы.

Практически не существует (по крайней мере, когда я с “такими” сталкивался, оказывалось, что не допускается их коммерческое использование) бесплатных и “свободных” библиотек сэмплов и иных звуков, фонотек, которые правообладатели разрешают использовать в чужих музыкальных произведениях. С учетом же вышесказанного очень желательно иметь письменные документы, дающие право на их использование в Вашей песне.

Даже если в Вашей песне использована непродолжительная “вставка”, на которую у Вас нет прав, автор такой “вставки” может полностью блокировать использование записанной песни, а Вам придется записывать новое исполнение песни.

Не в качестве рекламы юридических услуг, но в качестве рекомендации: если Вы планируете, что создаваемая Вами песня будет успешной, или если Вы планируете использовать музыкальное произведение в серьезном проекте, то лучше не заключать договоров без юриста по авторским правам, именно юриста, специализирующегося в области авторских прав.

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 21.12.2013.

Прочтений: 116941.

Источник: http://kolosov.info/yuridicheskaya-konsultaciya/oformlenie-avtorskih-prav-v-dogovore

Добросовестное использование

Как получить от автора песни разрешение на исполнение ее в видео?

Добросовестное использование – это юридическое понятие, согласно которому в некоторых ситуациях можно повторно использовать материалы, защищенные авторским правом, не получая специальное разрешение от правообладателя. Примеры такого использования можно найти в приведенных ниже видео.

В каждой стране понятие “добросовестное использование” трактуется по-своему. Например, в США чужой контент можно без разрешения подвергать творческой переработке для создания роликов с пояснениями, обзоров, научных и обучающих видео, а также новостных сюжетов.

Если вы без разрешения включили в свое видео чужой контент и не до конца уверены, допустимо ли это в вашем случае, проконсультируйтесь с юристом. Это позволит вам избежать правового конфликта и судебного разбирательства.

В США факт добросовестного использования определяет судья, оценивая каждый конкретный случай по четырем критериям.

1. Как и для чего используются материалы, например в образовательных целях или для получения дохода.

Обычно суды проверяют, носит ли работа производный характер, то есть изменен ли исходный замысел и содержание, или же контент был просто скопирован. Скорее всего, использование в коммерческих целях не будет считаться добросовестным, хотя есть способы получать прибыль от такого видео, не нарушая ничьих прав.

2. Какова суть работы, защищенной авторским правом.

Если исходный материал основан на общеизвестных фактах, а не является художественным вымыслом, то его использование в производной работе вполне может быть признано добросовестным.

3. Размер и значимость использованного фрагмента относительно всей работы, защищенной авторским правом.

Если заимствован лишь небольшой фрагмент, такое использование скорее будет признано добросовестным, чем если вы скопировали значительную часть исходного произведения. Однако если в отрывке заключена основная идея исходной работы, то суд может встать на сторону правообладателя.

4. Результат использования защищенных материалов для потенциального рынка или доходов правообладателя.

Использование исходного произведения обычно не расценивается как добросовестное, если в результате правообладатель потерял прибыль. Впрочем, когда дело касается пародий, возможны исключения.

Существует ошибочное мнение, что добавив несколько “волшебных” слов, можно автоматически перевести видео в категорию роликов, не нарушающих принципы добросовестного использования. На самом же деле это ничего не гарантирует. Суд рассматривает каждый случай в индивидуальном порядке с учетом всех описанных выше критериев. Вот некоторые распространенные мифы:

Миф № 1. Если я упомяну владельца авторских прав, то принципы добросовестного использования будут соблюдены.

Как вы могли заметить, когда суд рассматривает дело о добросовестном использовании, он обращает внимание на то, как вы изменяли чужой контент.

Даже если вы упоминаете авторов исходных работ, прямое копирование все равно не допускается.

Например, фразы “все права принадлежат автору” и “я не являюсь владельцем” не означают, что вы добросовестно используете материал или получили разрешение владельца на его использование.

Миф № 2. Если я опубликую информацию об условиях предоставления видео, такое использование будет добросовестным.

Мы уже отмечали, что нет таких волшебных слов, которые это сделают. Если в описании видео вы упомянули критерии добросовестного использования или написали, что все права остаются у создателя исходного материала, это не защитит вас от обвинения в нарушении авторских прав.

Миф № 3. Публикация материалов в развлекательных или некоммерческих целях – это всегда добросовестное использование.

Разумеется, суд учтет, с какой целью вы используете чужие материалы, но при этом рассмотрит и остальные три критерия. Заявление о том, что загруженный вами контент предназначен “только для развлекательных целей” или “некоммерческого” использования, само по себе не защитит вас при проверке добросовестности использования.

Миф № 4. Чтобы использование чужих материалов считалось добросовестным, достаточно добавить в них свой контент.

Даже если вы “разбавите” чужой контент своим, это ещё не гарантирует, что вы не нарушите принцип добросовестного использования. Особенно если ваши фрагменты не изменяют смысл или идею оригинала. Как мы уже упоминали, при рассмотрении дела суд будет учитывать все четыре фактора.

Нередко правообладатели забывают о существовании принципов добросовестного использования и просят нас удалить видео, в которых их контент используется без разрешения, но по всем правилам.

Если нам кажется, что проблем с роликом нет, мы просим владельца авторских прав проверить, действительно ли эти принципы нарушены.

Нам это удается не всегда, так как заявок поступает много, но мы делаем всё, что в наших силах.

А ещё для авторов, следующих принципам добросовестного использования, у нас есть специальная программа защиты. Ее условия таковы: если правообладатель потребует удалить ролик, защищенный , и подаст на вас в суд, мы компенсируем ваши судебные расходы в размере до одного миллиона долларов.

, которые уже защищены нашей программой, приведены выше. Пока что они доступны для просмотра только в США.

К сожалению, мы не можем предложить защиту всем, кто следует принципам добросовестного использования. Каждый год мы отбираем лишь несколько наиболее показательных видео. Стать участником программы может любой из авторов, но для этого он должен получить приглашение от нашего специалиста.

Помимо защиты мы стараемся помочь авторам и другими способами, например нередко просим правообладателей пересмотреть свои заявки. Мы даже восстанавливаем видео, которые были удалены несмотря на то, что авторы создали их в соответствии с принципами добросовестного использования. Вот несколько примеров:

  • с канала The Young Turks, в который в качестве иллюстрации были включены отрывки из рекламного ролика, вызвавшего негативную реакцию общественности.
  • Ролик с канала Secular Talk c фрагментом выступления политика Майка Хакаби, в котором он продвигает непроверенный метод лечения сахарного диабета.
  • Buffy vs Edward: Twilight Remixed — [original version], в котором сравнивается, как изображены женщины в двух подростковых фильмах про вампиров.
  • No Offense на канале NationForMarriage с высказыванием Переса Хилтона, которое демонстрирует агрессию сторонников однополых браков.
  • Political Payoffs And Middle Class Layoffs для педвыборной кампании Митта Ромни, в котором звучит отрывок из песни Эла Грина Let’s Stay Together в исполнении Барака Обамы.

Вернуться в раздел “Авторское право на ”

“,”author”:null,”date_published”:null,”lead_image_url”:null,”dek”:null,”next_page_url”:null,”url”:”https://www..com/intl/ru/about/copyright/fair-use/”,”domain”:”www..com”,”excerpt”:”Открыть меню Закрыть меню Главная странx”,”word_count”:33,”direction”:”ltr”,”total_pages”:1,”rendered_pages”:1}

Источник: https://www.youtube.com/intl/ru/about/copyright/fair-use/

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий