Страхование груза или ответственности?
При перевозке грузов возможны различные непредвиденные ситуации, которые могут повлечь частичную или полную утрату либо порчу груза. Любая транспортная компания должна обезопасить себя от таких случаев, в связи с чем, она страхует ответственность или груз. Владелец перевозимого груза также может предотвратить свои финансовые потери, застраховав товар на его полную стоимость.
Понятие страхование груза
Страхование груза – это заключение договора со страховой компанией о том, что в случае наступления страхового случая, она будет обязана выплатить грузоперевозчику или грузовладельцу компенсацию за испорченный либо утраченный товар. Таким образом, ответственное лицо снимает с себя риски в случае непредвиденных обстоятельств и перекладывает их на страховую компанию.
Застраховать товар может, как грузоперевозчик, так и владелец товара. При страховании заключается договор, где прописываются условия финансовой компенсации со стороны страховщика и ее сумма. Приблизительный перечень страховых случаев:
Авария, приведшая к утрате либо повреждению товара;
Ненадлежащее осуществление сохранности, в результате чего товар был потерян;
Непредвиденные природные явления, которые привели к порче товара;
Несоблюдение условий перевозки, и как следствие его порча или утрата полезных свойств;
Превышен срок доставки по независящим от перевозчика причинам, что также привело к порче груза.
Любая страховая компания заинтересована в том, чтобы грузовладелец или перевозчик застраховал свой товар от большого числа случаев, ведь за каждый из таких случаев ему придется доплачивать.
Однако далеко не всегда такие финансовые вложения оправданы, т.к. даже при наступлении одного из таких страховых случаев, страховщик может найти лазейку, чтобы не выплачивать компенсацию.
Поэтому каждый пункт договора должен быть внимательно изучен.
Страхование ответственности при грузоперевозке
За сохранность груза во время его транспортировки отвечает в первую очередь не водитель, а экспедитор. Он должен следить за передвижением груза и своевременности его доставки.
Тем ни менее, существуют риски, что товар будет доставлен не вовремя, полностью или частично утрачен, либо поврежден.
Для снятия с себя материальной ответственности экспедитор компании перевозчика страхует свою ответственность при грузоперевозке.
Именно наличие страховки ответственности у грузоперевозчика дает ему преимущество при поиске клиента. Ведь владелец груза заинтересован в возмещении ему материальной компенсации в случае непредвиденных обстоятельств. Экспедитор также преследует свои интересы, при страховке ответственности, все претензии грузовладельца будут удовлетворены именно страховой компанией.
Еще одна причина, по которой грузоперевозчик должен страховать ответственность – это возмещение ущерба страховщику груза. Допустим, владелец груза его застраховал, и во время перевозки товар был испорчен.
Страховщик сразу же выплачивает компенсацию владельцу груза, но при этом он должен возместить свои потери. Поэтому страховая компания ищет виновника произошедшего, которым, естественно, оказывается экспедитор.
Благодаря наличию страховки ответственности, грузоперевозчик перекладывает свою ответственность на страховую компанию, которая и покрывает все расходы.
Взаимосвязь страхования груза и ответственности
Страхование груза в широком смысле этого понятия подразумевает страхование имущества владельца товара. Страхование происходит на каждый конкретный груз, и на каждую поездку. Страхователем груза может являться как сам владелец товара, так и компания, занимающаяся его транспортировкой. Сумма страховых выплат должна соответствовать стоимости груза.
Страхование ответственности призвано защитить грузоперевозчика от финансовых потерь в случае возникновения ситуаций, которые привели к утрате или порче груза.
В отличие от страхования груза, страховка ответственности заключается не на одну поездку, а на определенный период. На протяжении этого срока может совершаться сколько угодно грузоперевозок, и каждая из них будет застрахована.
Таким образом, страхование ответственности распространяется только на грузоперевозчика, защищая его интересы.
Грузоперевозчик может страховать, как груз, так и свою ответственность. Нередко эти виды страховок совмещаются.
Ведь в случае страхования лишь одной ответственности, страховая компания может потребовать материальную компенсацию перевозчика после выплаты страховки.
Если застрахован груз, перевозчик становится посредником между владельцем груза и страховщиком. В результате этого посредничества грузовладелец получает полное возмещение своих потерь.
Что же страховать, груз, или ответственность?
Грузоперевозчик и владелец груза могут вовсе не страховать, ни ответственность, ни сам груз – на законодательном уровне это не обязательная процедура.
Однако при поиске перевозчика клиенты в первую очередь обращают внимание на условия компенсации, в случае возникновения порчи или потери товара.
Если у компании перевозчика имеется страховка ответственности, то к ней возникает более доверительное отношение, чем к перевозчику без нее.
Что касается страхования груза, то на этот шаг может пойти, как сам владелец груза, так и грузоперевозчик. Когда страхует груз перевозчик, он снимает с себя ответственность за потерю или порчу товара, что не всегда может обеспечить страхование ответственности. Однако выплаченная компенсация не всегда покрывает потери клиента. Поэтому имеет смысл и самому владельцу груза его застраховать.
Таким образом, страховка ответственности – это необходимая процедура для грузоперевозчика, позволяющая не только себя обезопасить, но и привлечь потенциальных клиентов. Страховкой же груза может воспользоваться, как перевозчик, так и владелец груза.
Источник: https://www.foursidelogistic.com/news/201-strakhovanie-gruza-ili-otvetstvennosti
Учет возмещения потери груза транспортной компанией
В бухгалтерском учете сделайте следующие проводки:
Дебет 45 Кредит 41Сторно – сторнирована отгрузка товара в адрес покупателя;
Дебет 76 субсчет «НДС, начисленный по отгруженным, но нереализованным товарам» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» Сторно – сторнирован начисленный НДС по отгруженному товару;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – восстановлен НДС, ранее принятый к вычету;
Дебет 76-2 Кредит 41 – отражена задолженность транспортной компании в части себестоимости утраченного товара;
Дебет 76-2 Кредит 19 – отражена задолженность транспортной компании в части входного НДС по утраченному товару.
Дебет 51 Кредит 76 Субсчет «Расчеты со страховой компанией» – зачислена на расчетный счет сумма страхового возмещения, полученного от страховой компании;
Дебет 76 Субсчет «Расчеты со страховой компанией» Кредит 76-2 – зачтена задолженность транспортной компании в счет полученного страхового возмещения.
Обращаем ваше внимание на то, что входной НДС по утерянным товарам нужно восстановить.
Если транспортная компания потеряла только часть груза покупателя, то на основании составленного покупателем акта об обнаружении недостачи товаров (например, по форме № ТОРГ-2) составьте корректировочный счет-фактуру. Если же был утерян весь груз по накладной, запись о счете-фактуре на данную поставку аннулируйте.
Обоснование
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как отразить в бухучете и при налогообложении порчу и недостачу товаров
Если организация выявила недопоставку (порчу) при приемке товаров (т. е. до постановки товаров на учет), то инвентаризацию проводить не нужно. Для документального отражения торговыми организациями факта такой недостачи (порчи) постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 предусмотрены типовые формы:
- № ТОРГ-2 (если получены товары российского производства);
- № ТОРГ-3 (если получены товары импортного производства).
В некоторых отраслях вместо формы № ТОРГ-2 (№ ТОРГ-3) могут использоваться другие акты. Например, в отношении медицинских товаров в аптеках – акт по форме № А-1.2 (раздел 4 Методических рекомендаций, утвержденных Минздравом России 14 мая 1998 г. № 98/124).
Документы, в которых фиксируется факт недостачи или порчи, являются основанием для предъявления претензии поставщику (ст. 518, 519 ГК РФ).
Если товар перевозила специализированная транспортная организация, для предъявления претензий перевозчику нужно использовать форму акта, действующую на транспорте. Такие правила установлены в указаниях, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
Например, при перевозках железнодорожным транспортом составляется коммерческий акт (п. 2.1 Правил, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 45). Его форма утверждена приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 45.
Однако если типовой формы документа для отражения потерь при перевозке соответствующим транспортом не установлено, для предъявления претензий перевозчику можно использовать акты по формам № ТОРГ-2 и № ТОРГ-3.
При отсутствии типовых форм для отражения факта недостачи (порчи товаров), выявленных при приемке товаров, организация может составить документ в произвольной форме, отразив в нем все необходимые реквизиты (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Подробнее об этом см. Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении предъявление претензии.
Из рекомендации «Как отразить в бухучете и при налогообложении порчу и недостачу товаров»
Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг)
Ситуация: в какой момент нужно начислить НДС к уплате в бюджет, если право собственности на отгруженные товары переходит от продавца к покупателю в особом порядке (например, после их оплаты или ввода оборудования в эксплуатацию)
Начисляйте НДС в момент отгрузки товаров.
Начислить НДС к уплате в бюджет нужно либо в день отгрузки (передачи) товаров (работ, услуг), либо в день их оплаты (частичной оплаты) – в зависимости от того, какое из этих событий произошло раньше. Такой порядок предусмотрен в пункте 1 статьи 167 Налогового кодекса РФ.
Следовательно, обязанность начислить НДС у продавца может возникнуть ранее даты перехода права собственности на отгруженный товар. Например, если право собственности на отгруженный товар переходит от продавца к покупателю после оплаты или в момент доставки товара на склад покупателя.
Таким образом, если операция изначально является объектом налогообложения, то при определении налоговой базы не имеет значения, когда на отгруженные товары переходит право собственности.
Этим надо руководствоваться и в том случае, когда право собственности на отгруженные товары переходит от продавца к покупателю в особом порядке (письма Минфина России от 11 марта 2013 г. № 03-07-11/7135, от 8 сентября 2010 г. № 03-07-11/379).
И если в подобной ситуации отгрузка предшествует оплате, то НДС начисляйте в момент отгрузки товаров. О том, как в этом случае начислить НДС в бухучете, см. Как отразить НДС в бухучете и при налогообложении.
Из рекомендации «Как начислить НДС при реализации товаров (работ, услуг)»
Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как составить корректировочный счет-фактуру, зарегистрировать его в книге продаж и книге покупок
Когда меняется стоимость отгруженных товаров, выполненных работ, оказанных услуг или переданных имущественных прав, продавцы оформляют корректировочные или единые корректировочные счета-фактуры.
Вызвать изменение стоимости может увеличение или снижение цены, количества или объема поставляемых ценностей. Такой порядок следует из положений абзаца 3 пункта 3 статьи 168 Налогового кодекса РФ.
Вот несколько ситуаций, когда продавец обязан оформить корректировочный (единый корректировочный) счет-фактуру:
- покупателям предоставлены скидки;
- в процессе приемки покупатель выявил недостачу или несоответствие по качеству товаров, работ, услуг или имущественных прав и продавец признал эту претензию;
- покупатель возвращает товары, не принятые к учету;
- покупатель обнаружил некачественные товары, которые он успел принять на учет, но продавцу их не возвращает, а утилизирует собственными силами, о чем стороны отдельно договорились;
- товар возвращает покупатель, который не платит НДС;
- покупателю отгружены товары по предварительным ценам, а впоследствии они были пересмотрены с учетом цен, по которым эта продукция была реализована потребителям.
Об этом сказано в письмах Минфина России от 31 января 2013 г. № 03-07-09/1894, от 13 июля 2012 г. № 03-07-09/66, от 3 июля 2012 г. № 03-07-09/64, от 30 ноября 2011 г. № 03-07-09/44, ФНС России от 12 марта 2012 г. № ЕД-4-3/4143.
Из рекомендации «Как составить корректировочный счет-фактуру, зарегистрировать его в книге продаж и книге покупок»
Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
В каких случаях нужно восстановить входной НДС, ранее принятый к вычету
Ситуация: нужно ли восстановить входной НДС по товарам, которые перевозчик утратил, доставляя их покупателю. Право собственности на товар покупателю не перешло
Да, нужно.
Ведь вычет входного НДС возможен только по имуществу, которое используется в облагаемых операциях (п. 2 ст. 171 НК РФ). А в рассматриваемой ситуации это условие не выполняется, поскольку реализация товара не состоялась. То есть передачи права собственности на товар покупателю не произошло, и значит, облагаемой операции не было.
Продавец не выполнил условия договора купли-продажи, соответственно, договор считается расторгнутым (п. 3 ст. 450 ГК РФ). В связи с этим операции по отгрузке и начислению НДС на дату передачи товара перевозчику в бухгалтерском и налоговом учете необходимо сторнировать, а сумму входного НДС по этому товару – восстановить.
Если по итогам квартала, в котором товар передали перевозчику, вы перечислили НДС в бюджет, то излишне уплаченные суммы вы можете вернуть или зачесть.
А в инспекцию нужно подать уточненную декларацию по НДС, чтобы скорректировать налоговые обязательства.
Сделать это нужно в том квартале, в котором вы спишете товар с учета на основании документов, подтверждающих факт его утраты перевозчиком. Например, на основании акта об утрате.
Заметьте, что от перевозчика можно потребовать вернуть утраченное имущество или же компенсировать ущерб.
В первом случае, если возвращенный товар ваша организация начнет использовать в облагаемых операциях (скажем, продаст), то ранее восстановленные суммы налога нужно скорректировать. Для этого в налоговую инспекцию опять придется сдать уточненную декларацию за период, в котором налоговые вычеты по данному имуществу были восстановлены.
Во втором случае, получив от перевозчика компенсацию, корректировать суммы ранее восстановленных налоговых вычетов не понадобится. Объясняется это тем, что такая выплата не связана с оплатой товаров. Поэтому объекта обложения НДС не возникает (ст. 39, п. 1 ст. 146 НК РФ).
О том, что при выбытии товаров по причинам, не связанным с их реализацией, нужно восстанавливать входной НДС, говорится и в письмах Минфина России от 5 июля 2011 г. № 03-03-06/1/397, от 7 июля 2011 г.
№ 03-03-06/1/332, от 15 мая 2008 г. № 03-07-11/194, от 1 ноября 2007 г. № 03-07-15/175 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 20 ноября 2007 г. № ШТ-6-03/899), от 31 июля 2006 г.
№ 03-04-11/132 и от 6 мая 2006 г. № 03-03-04/1/421.
Пример восстановления входного НДС по товарам, которые были переданы для доставки покупателю и утрачены перевозчиком. Право собственности на товар покупателю не перешло
В январе ООО «Торговая фирма “Гермес”» приобрело товары для перепродажи. Покупная стоимость товаров – 767 000 руб. (в т. ч. НДС – 117 000 руб.).
В марте «Гермес» заключил договор поставки этих товаров. По условиям договора право собственности на товары переходит к покупателю после их доставки на его склад.
В марте товары были переданы перевозчику для доставки покупателю. Продажная стоимость – 1 180 000 руб. (в т. ч. НДС – 180 000 руб.). Перевозчик утратил товары, о чем сообщил поставщику. Документы, подтверждающие утрату груза, датированы маем. В июне перевозчик возместил поставщику полную стоимость товара – 767 000 руб. (в т. ч. НДС – 117 000 руб.).
Для учета расчетов с покупателями бухгалтер использует субсчета, открытые к счету 62 «Расчеты по авансам полученным» и «Расчеты по отгруженным товарам». Начисление НДС до передачи права собственности на товары он отражает по субсчету «НДС с отгруженных, но нереализованных товаров», открытого к счету 76.
Бухгалтер «Гермеса» в бухучете сделал следующие проводки.
В январе:
Дебет 41 Кредит 60
– 650 000 руб. – отражено поступление товаров (с учетом расходов на доставку);
Дебет 19 Кредит 60
– 117 000 руб. – учтен входной НДС;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 117 000 руб. – принят к вычету входной НДС по приобретенным товарам.
В марте:
Дебет 45 Кредит 41
– 650 000 руб. – отгружен товар в адрес покупателя;
Дебет 76 субсчет «НДС, начисленный по отгруженным, но нереализованным товарам» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 180 000 руб. – начислен НДС по отгруженному товару.
В апреле:
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 51
– 63 000 руб. (180 000 руб. – 117 000 руб.) – уплачен НДС по отгруженным товарам (в составе общих платежей по декларации за I квартал).
В мае:
Дебет 45 Кредит 41
– 650 000 руб. – сторнирована отгрузка товара в адрес покупателя;
Дебет 76 субсчет «НДС, начисленный по отгруженным, но нереализованным товарам» Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 180 000 руб. – сторнирован начисленный НДС по отгруженному товару;
Дебет 19 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 117 000 руб. – восстановлен НДС, ранее принятый к вычету;
Дебет 76-2 Кредит 41
– 650 000 руб. – отражена задолженность перевозчика в части себестоимости утраченного товара;
Дебет 76-2 Кредит 19
– 117 000 руб. – отражена задолженность перевозчика в части входного НДС по утраченному товару.
В июне:
Дебет 51 Кредит 76-2
– 767 000 руб. – поступили деньги от перевозчика в погашение задолженности по утраченному товару.
В результате проведенных операций переплата по НДС к зачету (возврату) по итогам II квартала составляет 63 000 руб. (180 000 руб. – 117 000 руб.).
Из рекомендации «В каких случаях нужно восстановить входной НДС, ранее принятый к вычету»
Источник: https://www.glavbukh.ru/hl/187502-qqqm11y16-uchet-vozmeshcheniya-poteri-gruza-transportnoy-kompaniey
Транспортная компания потеряла груз: что делать
Деятельность грузоперевозчиков характеризуется большим количеством факторов риска, которые могут стать причиной существенных убытков как для транспортной компании, так и для ее клиента. С перевозимым имуществом в пути может произойти большое количество негативных ситуаций, наиболее опасной среди которых является его потеря.
Если потеряли груз в транспортной компании, то это, как правило, приводит к длительным и убыточным судебным разбирательствам.
Специфика таких дел обусловлена особенностями самой сферы грузоперевозок: транспортируемое имущество зачастую имеет высокую изначальную стоимость и объемы, поэтому сумма требуемой клиентом компенсации в определенных ситуациях способна обанкротить компанию-перевозчика.
Поэтому необходимо знать, какие действия предпринимать при потере груза, как определяется и выплачивается сумма компенсации, а также другие важные нюансы. Первое же, что необходимо предпринять транспортной компании, – обратиться к квалифицированным юристам, специализирующимся именно на транспортной отрасли российского Законодательства.
Как быть, если транспортная компания потеряла груз?
Утрата груза или его части в процессе перевозки наносит его отправителю, владельцу и получателю материальный ущерб, и они имеют законное право требовать его компенсацию. Для этого должны быть правильно и своевременно составлены определенные документы.
Прежде всего, это соответствующий акт, который оформляется сразу же, как только выявляется факт утраты перевозимого имущества. При этом должны присутствовать представители получателя груза и компании-перевозчика, которые визируют акт своими подписями после его составления.
Если представитель транспортной компании не согласен с предъявляемой претензией, то он имеет право не подписывать документ. Однако он приобретает юридическую силу и при наличии подписи только получателя.
Во многих случаях грузоперевозчику выгоднее урегулировать конфликт мирным путем. Это обусловлено спецификой всей транспортной отрасли:
- судебные разбирательства способны нанести серьезный удар по репутации компании, что скажется на ее доходности;
- закон в большинстве случаев встает на сторону клиента, поэтому выплаты компенсации при отсутствии особых обстоятельств и квалифицированной юридической помощи избежать практически невозможно;
- расходы на судебный процесс дополнительно бьют по бюджету компании, кроме того, клиент, выигравший дело, имеет право требовать компенсации не только стоимости утраченного груза, но и судебных издержек.
При невозможности мирного решения грузополучатель имеет право обратиться с исковым заявлением в суд.
Основными документами здесь будут описание обстоятельств утраты груза, акт, составленный при выявлении данного факта, а также аргументированное обоснование величины понесенного ущерба.
Для того, чтобы максимально защитить свои права в ходе судебного разбирательства, грузоперевозчику следует заблаговременно позаботиться о квалифицированной юридической защите.
Услуга | Что получаете | Цена |
Консультация автоюриста | За 30 минут своего времени вы получите подробную бесплатную консультацию, правовой анализ вашей ситуации, оценку рисков и перспективности вашего дела, разработанный алгоритм действий. | Бесплатно |
Транспортная компания потеряла груз: что делать | Окажем профессиональную помощь участникам конфликта и поможем найти оптимальный путь выхода из сложившейся ситуации. | от 10 000 рублей |
Кража груза при перевозке | Вы получите юридически грамотно составленную и оформленную претензию, которая может выступать доказательством факта кражи либо непричастности к ней представителей компании-перевозчика. | от 5 000 рублей |
Решение конфликтных ситуаций по перевозке грузов | Мы проанализируем и составим договор, сформируем доказательную базу, составим претензию и иск, будем представлять Ваши интересы в суде. | от 11 000 рублей |
Перевозка опасных грузов | Мы учтем нюансы законодательной базы и поможем выполнить доставку без хлопот, штрафов и уголовной ответственности. | от 11 000 рублей |
Юридические основы для решений споров
Процесс и особенности разрешения споров, когда транспортная компания потеряла груз, закреплены в различных законодательных актах. Основополагающее значение здесь имеет ст. 796 Гражданского кодекса России. В ней законодатель однозначно определяет, что ответственность за сохранность перевозимого груза несет перевозчик либо сотрудник отправителя, выполняющий задачи экспедитора.
Здесь же говорится, что исполнитель грузоперевозки обязан в полном размере компенсировать клиенту материальный ущерб, возникший в результате полной либо частичной утраты перевозимого имущества. Ответственность же экспедиторов, как показывает юридическая практика, может быть лишь частичной. Другими словами, с грузоперевозчика в любом случае будет взыскана компенсация.
Дополнительно обязанность возмещать клиенту понесенный в результате потери груза ущерб закреплена ст.223-224 ГК РФ. Их положения устанавливают полную ответственность исполнителя с момента передачи ему имущества и составления соответствующей документации до факта получения перевозимого груза получателем, что также фиксируется документально.
Таким образом, грузоперевозчик при потере либо повреждении доверенного ему груза попадает под действие презумпции виновности.
Это означает, что если отправитель, получатель или другое заинтересованное лицо направит в суд исковое заявление по поводу утраты перевозимого имущества, то транспортная компания по умолчанию признается виновной, если она не сможет собрать и предоставить неопровержимые доказательства непричастности и невиновности.
Основным документом, без которого возбуждение разбирательства невозможно, в данной ситуации является акт приемки груза отправителя транспортной компанией, завизированный подписями ее представителей.
Также в пользу перевозчика играет то, что сроки подачи исков по поводу утраты или порчи перевозимого имущества законодательно ограничены и индивидуально определяются для разных способов и условий транспортировки.
Ответственность грузоперевозчика
Как уже отмечено, Законодательством установлена практически неопровержимая виновность грузоперевозчиков за утрату и порчу груза.
Однако ответственность транспортных компаний при возникновении таких ситуаций может быть различной – она зависит от объема нанесенного ущерба, обстоятельств происшествия и других индивидуальных условий.
В отечественной юридической практике на утратившего груз перевозчика могут налагаться следующие санкции:
- если компания потеряла груз частично либо в полном объеме, то возмещение производится в объеме, рассчитываемом по указанной в документах стоимости;
- при повреждении груза в ходе перевозки в первую очередь должна быть установлена возможность его восстановления. Если ремонт допускается, то перевозчика суд обязывает компенсировать только стоимость восстановительных работ и потерю стоимости товара. Если же ремонт невозможен, то транспортная компания должна возместить его полную стоимость;
- клиент компании-перевозчика также имеет право требовать компенсации затрат непосредственно на транспортные услуги.
Какие документы регламентируют ответственность транспортной компании
Документальная база, регламентирующая ответственность перевозчика при утрате либо повреждении груза, зависит от различных условий, среди которых:
- способ транспортировки;
- география маршрута.
Основополагающее значение имеет Гражданский кодекс – его нормы распространяются на все виды транспортных услуг и имеют первостепенное значение. Основные положения, определяющие характер отношений перевозчиков и клиентов, зафиксированы в ст. 796-797 ГК РФ.
Для сферы автомобильных грузоперевозок также главенствующее значение имеют положения «Устава автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», утвержденного ФЗ №259. В гл.2 данного документа приводится исчерпывающая информация о правилах оформления и осуществления грузоперевозок.
При международных грузоперевозках определяющее значение имеет «Конвенция о договоре международной перевозки грузов автомобильным транспортом». Ее нормы действуют на территории 55 стран, при этом необязательно, чтобы и пункт отправления, и пункт прибытия находились на их территории. Достаточно, только один из них размещался в стране-участнице Конвенции.
Юридической силой также обладают договора и соглашения, заключаемые между транспортной компанией и отправителем груза. В них могут быть зафиксированы индивидуальные условия ответственности сторон при повреждении либо утрате груза.
Для того, чтобы минимизировать свои риски в данном случае, настоятельно рекомендуется пользоваться квалифицированной юридической помощью.
Специалисты «Общества защиты прав автомобилистов» проведут экспертизу имеющихся договоров и разработают проекты новых соглашений, что позволит минимизировать риски перевозчика.
Порядок действий, если утерянный груз застрахован
В ситуации, когда транспортная компания потеряла застрахованный груз, действия перевозчика и его клиента будут иметь иной характер. Основной целью страхования является как раз защита от непредвиденных материальных потерь. Наиболее часто страхуются грузы с высокой ценностью, утрата или повреждение которых способны нанести существенный ущерб.
При наступлении страхового случая обязанность компенсировать понесенный ущерб возлагается на компанию-страховщика. Для этого страхователь должен обратиться в офис своей СК с полученным ранее полисом и пакетом документов, подтверждающих факт получения ущерба.
Страховщик же, в свою очередь, имеет законное право требовать возмещения своих убытков с виновника, которым в большинстве случаев выступает перевозчик.
В данном случае доказать свою невиновность транспортной компании становится существенно сложнее – все страховщики имеют в штате высококвалифицированных юристов, а также финансовую возможность привлекать лучших правозащитников.
Поэтому ответчику потребуется профессиональная юридическая помощь, которой нужно заручиться как можно раньше. Только в этом случае спор со страховой компанией может оказаться успешным.
Как возместить ущерб за потерянный груз?
Здесь следует действовать в следующем порядке:
- Попытаться решить возникшую проблему в досудебном порядке. Это сэкономит вам время и деньги. Однако нужно помнить, что и мирное урегулирование конфликта должно подкрепляться соответствующими документами.
- Обратиться в суд, если предыдущий шаг не принес требуемого результата. Необходимо подготовить соответствующий иск и направить его в судебную инстанцию по месту расположения компании-перевозчика. Заявление необходимо подкрепить пакетом определенных документов: копией договора с перевозчиком, сопроводительной документацией на груз, актом, подтверждающим утерю либо повреждение груза, копии направленной в транспортную компанию претензии и ответа на нее.
При составлении искового заявления необходимо максимально точно и подробно описать возникшую ситуацию, обосновать сумму понесенного ущерба и прочих трат, связанных с искомым прецедентом.
«Общество защиты прав автомобилистов» – мы поможем вам восстановить справедливость
Юристы нашей компании окажут профессиональную помощь участникам конфликта и помогут найти оптимальный путь выхода из сложившейся ситуации.
В своей работе мы строго соблюдаем принцип объективности и преследуем цель восстановить справедливость.
Поэтому нашими клиентами являются как транспортные компании, которым необходима помощь в доказательстве своей невиновности, так и их клиенты, чей груз был утерян либо поврежден в процессе перевозки.
Узкопрофильные специалисты
Не даем пустых обещаний
Более 10 лет на защите прав автомобилистов
Нашей основной сферой интересов является транспортная отрасль российского Законодательства, что обеспечивает обширный объем теоретических знаний, внушительный практический опыт разрешения споров различного уровня сложности и специфики. Каждый наш юрист – это полноценный профессионал своего дела, действующий исключительно в интересах клиента и в рамках закона. С нашей поддержкой вы сможете восстановить свои права и добиться справедливости!
Источник: https://autopravo.spb.ru/services/208-transportnaja-kompanija-poterjala-gruz.html
Повреждение или потеря груза транспортной компанией: как компенсировать ущерб?
Транспортные компании предоставляют услуги по перевозке грузов из отправной точки к пункту назначения. Эта отрасль предпринимательской деятельности пользуется огромной популярностью как среди физических субъектов, так и среди предпринимателей.
Быстрая, удобная, выгодная с финансовой позиции, надёжная доставка товаров – так свои услуги регламентируют большинство товаротранспортных компаний. В нынешнее время, согласно статистическим подсчётам, за сутки отправляется более миллиона стандартных бандеролей и габаритных грузов посредством транспортных организаций.
Большинство из них доставляются в целости и сохранности адресату в положенное время, однако нередкими являются и ситуации, когда товар не доходит до получателя, привозится в неполной комплектации или испорченном виде.
В этой статье рассмотрим, как поступить в ситуации, если произошла утрата груза перевозчиком, кто виноват в подобном прецеденте, есть ли возможность компенсировать потери и каким образом это сделать.
Как действовать при порче или утере транспортной компанией груза.
Юридические основы, регулирующие ответственность за утрату груза при транспортировании перевозчиком
При частичной или полной утере груза транспортной организацией или его повреждении во время перевозки получатель и грузоотправитель являются лицами, получившими ущерб. Чтобы определиться, что делать, если транспортная компания повредила груз или потеряла его, необходимо ознакомиться с законодательной базой урегулирования форс-мажорных прецедентов.
Согласно действующей законодательной базе, в главе 40 Гражданского кодекса РФ, статье 796, ответственность за сохранность груза возлагается на перевозчика или экспедитора.
В соответствии с нормативно-правовым актом, при повреждении или пропаже товара после его поступления к исполнителю и до момента выдачи потребителю в обязанности перевозчика входит полная компенсация финансового ущерба, доставленного заказчику.
Дополнительно при доказывании факта утраты груза при перевозке стоит ссылаться на статьи 223 и 224 ГК.
В них указано, что исполнитель берёт на себя абсолютную ответственность за товар, с момента его поступления в компанию и подписания соответствующей товаротранспортной накладной до факта выдачи груза адресату, если в договоре по предоставлению услуг компанией не оговорены иные нормативные стандарты. Доказательством приёма товара грузоперевозчиком является подписанный договор и акт приёма-передачи.
Исходя из материалов, изложенных в нормативных документах, можно сделать вывод, что при утрате транспортной компанией материальных ценностей или их повреждении при погрузке, разгрузке или в процессе следования по маршруту доставки, относительно к грузоперевозчику применяется презумпция виновности. При подаче соответствующих документов грузоотправителем, получателем или страхователем товара в исполнительные инстанции, ответственность за утрату или повреждение груза понесёт перевозчик, если не представит суду неопровержимые доказательства своей невиновности.
Для заведения судебного дела у истца обязательно должны быть в наличии документы, подтверждающие факт принятия транспортной компанией груза, с подписями уполномоченных лиц перевозчика. В ином случае судебное дело открыть невозможно, прецедент будет считаться безосновательным с юридической позиции.
Сроки подачи исков на транспортные компании за порчу или потерю груза являются ограниченными, составляют один год с момента обнаружения утери, при этом отсчёт временного промежутка регламентируется дополнительными нормативными документами, варьирующимися от типа перевозки и условий транспортирования товара.
Дорожно-транспортное происшествие как причина повреждения груза
Нередкими являются прецеденты, когда повреждение багажа происходит в результате ДТП при перевозке в пункт назначения.
Компания в этой ситуации с целью уклонения от ответственности может аргументировать свою правоту тем, что аварийная ситуация случилась по вине третьего лица.
При ДТП, независимо от факта, кто является виновником аварии, грузоперевозчик или третье лицо, ответственность за повреждение груза, согласно юридическим нормам, перед заказчиком несёт исполнитель.
Предусматривается, что грузоперевозчик сможет обратиться в судовые инстанции с целью разбирательства по поводу аварии и с требованием компенсации материального ущерба, в том числе и оплату повреждённого груза.
Аварийные ситуации на дороге, поломка автомобиля, его возгорание и другие ситуации, связанные с транспортом перевозчика, которые повлияли на выполнение его обязанностей перед заказчиком, не являются поводом для отказа судом в компенсации убытков грузовладельцу.
Хищение груза в пути или на складе товаротранспортной организации
Кража, так же как и ДТП, не считается прецедентом, которым исполнитель может доказать свою правоту в суде перед заказчиком, избежать возмещения ущерба потребителю.
При возникновении ситуации с воровством, компания имеет право на законодательном уровне обратиться в правоохранительные структуры, а соответственно и перспективы возместить свой ущерб, потому ответственность за утрату груза в результате кражи не снимается с перевозчика.
Когда грузоперевозчик не несёт ответственности
Освободить ответчика от возмещения ущерба могут предоставленные убедительные факты, подтверждающие возникновение прецедента по обстоятельствам, не зависящим от перевозчика. К таковым могут причисляться стихийные бедствия, природные катаклизмы, форс-мажорные прецеденты, возникшие в результате непредсказуемых условий.
Регламент оформления исковой документации грузополучателем
Суд – это инстанция, которая руководствуется при рассмотрении дела исключительно документально подтверждёнными аргументами. В интересах грузополучателя сразу же после обнаружения недостачи груза или его полной утери корректно оформить документы, подтверждающие прецедент.
Первым делом грузополучатель должен составить акт по утрате груза, ориентируясь на официальный образец, который можно получить в компании. Оформить документ желательно в день обнаружения пропажи багажа или же на второй день после выявления прецедента.
В документе важно указать информацию о масштабах ущерба, дополнительно можно сфотографировать повреждения, если речь идёт о порче товара. Они помогут доказать правоту грузополучателя в суде, если дело будет доведено до исковых тяжб.
Немаловажно при заполнении бланка корректно оценить сумму ущерба пострадавшей стороной. Если товар штучный, указывается количество единиц продукции, пришедших в негодность или отсутствовавших при выдаче.
Когда груз невозможно посчитать в единицах, проводится его контрольное взвешивание, при заполнении бланка указываются весовые размеры недостачи.
Если уполномоченное лицо организации отказывается подписываться под документом, тогда грузополучатель заполняет акт утраты груза в одностороннем порядке, уведомив об этом представителей компании грузоперевозчика.
Дальнейшим действием пострадавшего лица является написание претензии в транспортную компанию, повредившую или потерявшую груз.
Об оформлении жалобы необходимо сообщить в организацию посредством отправления на адрес грузоперевозчика дублирующего образца заполненного документа заказным извещением или передав лично, если исполнитель не отказывается от признания своей вины.
Законодательством предусмотрены сроки рассмотрения жалобы клиента в период, не превышающий месяца. На этом этапе вопрос о возмещении ущерба может решиться во внесудебном режиме.
Дальнейшая инстанция – Арбитражный суд, в который направляется исковое заявление пострадавшим, если он получил отрицательный ответ на претензионный запрос от грузоперевозчика или же в установленный законодательством период жалоба не была рассмотрена.
Пострадавший имеет право обратиться в суд на протяжении одного года с момента происшествия.
Образец претензии об утере или повреждении багажа, акт, исковое заявление и другие необходимые шаблоны документов, применяемые в области грузоперевозок и других сферах услуг, можно найти на сайте https://dogovor-blank.ru или же взять у своего юридического консультанта.
Алгоритм действий, если груз застрахован отправителем
Страховка – это один из действенных методов обезопасить себя от непредвиденных обстоятельств, которые могут произойти с багажом в процессе следования к адресату. Применяется страхование зачастую в ситуациях, когда отправляемый багаж имеет значительную материальную ценность.
В случаях, когда при транспортировке произошла утрата застрахованного груза, процесс возмещения ущерба ложится непосредственно на страховую организацию.
Субъект, застраховавший багаж, должен обратиться в страховую компанию с полисом, а также заполненной документацией, свидетельствующей о пропаже или повреждении груза при перевозке, на основании которых страховщик будет заниматься взысканием убытка с виновника происшествия.
Если материальная ценность груза велика, лучше позвонить в компанию страховщика при обнаружении его пропажи или порчи и проконсультироваться о дальнейших действиях. Для освидетельствования прецедента компания может выслать своего представителя для оценки масштабов ущерба.
Как вернуть деньги за потерянный груз через суд
На вопрос, что делать, если транспортная компания повредила или потеряла груз при процессе перевозки, законодательство даёт вполне конкретные ответы в нормативных документах, касающихся области грузоперевозок.
Согласно правовым нормам, первым делом, вопрос о возмещении ущерба необходимо попытаться решить в досудебном режиме.
Для этого составляются все фиксирующие прецедент документы, оформляется претензионный запрос в компанию грузоперевозчика.
Если решить таким способом конфликт не удаётся, необходимо подготовить исковое заявление в суд, где должны быть указаны все обстоятельства спорного вопроса.
Иск подаётся по месту официального расположения транспортной компании, так как законодательством предполагается подсудность грузоперевозчика. В дополнение к исковому заявлению, истец должен приложить следующие документы:
- Дубликат договора о предоставлении услуг грузоперевозчиком.
- Сопроводительные документы на груз.
- Заполненный акт, доказывающий, что компания испортила или потеряла багаж.
- Дубликаты претензионного запроса и ответа на него.
В исковом заявлении пострадавший должен детально описать сложившуюся ситуацию, указать максимально точную сумму ущерба, а также дополнительные растраты, если таковые имеются. От корректности заполненной документации напрямую зависит вердикт Арбитражного суда.
Пострадавший от действий грузоперевозчика при подаче искового заявления также должен помнить о сроках исковой давности: ГК РФ регламентирует рассмотрение прецедента утери или повреждения груза транспортной компанией в течение одиннадцати месяцев, за исключением месячного периода на досудебное решение спора.
По истечении этого срока пострадавший не сможет компенсировать ущерб, привлечь грузоперевозчика к ответственности, в связи с исковой давностью прецедента.
Подведём итоги
Несмотря на презумпцию виновности товаротранспортной компании при любых прецедентах с уверенным ей грузом, потребитель услуг должен быть готов, что при утере или повреждении товара, ему предстоит затяжной процесс доказывания своей правоты.
Чтобы добиться возмещения ущерба, пострадавшему лицу необходимо безотлагательно действовать согласно законодательным стандартам.
Специалисты рекомендуют при возникновении подобного прецедента заручиться поддержкой юриста, который поможет корректно составить претензионную и фиксирующую ущерб документацию, что отобразится на повышении вероятности добиться компенсации.
Источник: https://econom-trans.ru/useful/transportnaya-kompaniya-isportila-poteryala-gruz.html