Иерархия нормативных актов России
Дата написания: 2013-10-01
При первом знакомстве с отечественным правом, как правило, бросается в глаза наличие большого количества нормативных актов. Согласно сведениям, которые приводят ведущие правовые системы (Гарант, Консультант+), сегодня, с учетом актов субъектов РФ, количество нормативной документации составляет несколько миллионов.
Если принимать во внимание только акты федерального значения речь идет о сотни тысячах. Только вдумайтесь в эти цифры!!! В таком обилии правовой информации довольно сложно ориентироваться даже опытному юристу. Поэтому хороший специалист в области права специализируется в какой то отдельной отрасли или даже направлении.
Никто не в состоянии удержать в голове такое количество нормативных актов. Более того, мало знать закон, не менее важно понимать и практику его правоприменения. Но это своя, отдельная, большая тема, первое же соприкосновение с правом происходит в момент знакомства с нормативными актами.
И для правильного их толкования конечно же надо понимать как все устроено.
Нормативные акты в правовой системе Российской Федерации существуют не хаотично. Они образуют некую систему, основы которой заложены в Конституции РФ. Необходимо понять, что любой нормативный акт, должен отвечать строго определенным для данного вида актов требованиям, по крайней мере формальным.
Ключом к пониманию системы нормативных правовых актов лежит понятие “юридической силы” документа.
К сожалению, в нашем законодательстве нет легального определения этому термину, тем не менее, наиболее часто “юридическую силу” определяют как свойство официального документа, способного порождать определенные юридические последствия.
Это свойство нормативных актов, наделяется действующим законодательством и органом издавшим его, ему пресуще обязательность его применения.
В зависимости от юридической силы нормативного акта в правовой системе выстраивается иерархия, т.е. определенная система соподчиненных правовых (нормативных) актов.
В самой общей классификации различают:
Законы обладают наивысшей юридической силой. Это особые документы, принимаемые по очень важным сферам общественных отношений, имеют достаточно сложную процедуру принятия и вступления их в силу. По юридической силе законы в России также имеют свою иерархию.
- Конституция
- Федеральные конституционные законы
- Федеральные законы
Конституция есть основной закон страны, из которого исходят все остальные правовые акты.
Согласно ст. 15 Конституции РФ
Конституция Российской Федерации имеет высшую юридическую силу, прямое действие и применяется на всей территории Российской Федерации. Законы и иные правовые акты, принимаемые в Российской Федерации, не должны противоречить Конституции Российской Федерации
Само по себе понимание основных принципов, заложенных в Конституции, дает вам совершенно иной, качественно другой подход к решению любого правового вопроса.
Далее после Конституции РФ по юридической силе следуют федеральные конституционные законы. Их очень небольшое количество. Они принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.
Основной же массив законодательной базы составляют федеральные законы. Ежегодно в России принимается сотни федеральных законов. Не все из них, конечно же, являются новыми законами. Большинство из них являются корректирующими, вносящими поправки в уже существующие законы.
Федеральные законы принимаются Государственной думой (законодательная власть), одобряются Советом Федерации, подписываются Президентом РФ, публикуются в официальных изданиях и затем только, спустя определенное время, вступают в силу.
Довольно сложная процедура издания законов продиктовано важностью регулируемых ими общественных отношений, а также их первостепенным (после Конституции) положением в системе нормативных актов России.
Кроме законов (Конституции, Федеральных конституционных законов и Федеральных законов) в систему нормативных правовых актов, как указано было выше, входит другая большая группа актов, так называемые подзаконные акты.
- Указы и распоряжения Президента
- Постановления и распоряжения Правительства
- Акты федеральных органов исполнительной власти
Это акты, которые по процедуре издания гораздо менее сложны чем законы. Оперативность их принятия гораздо выше, но и степень доверия к ним, как к актам исполнительной власти меньше, нежели к законам, как к актам законодательной власти.
По большому счету, их основная функциональность – “во исполнение федеральных законов”. Они не могут, да и не должны подменять собой законы в тех областях, где общественные отношения должны регулироваться исключительно законом.
Исключение составляют Указы Президента, которые временно могут принимать функции законов, до момента их принятия.
На практике, к сожалению, бывают ситуации когда законы, регулирующие определенную сферу отношений, вполне могут регулироваться подзаконными актами и наоборот, там где нужен закон порой действуют подзаконные акты. Это не совсем правильно.
Нельзя “размывать границу” между законодательной и исполнительной властью. Конечно, закон это инертный правовой регулятор, не всегда способный оперативно среагировать на происходящие реалии, но для этого он и не предназначен, его основная функция регулирование наиболее важных общественных отношений, а не удовлетворение сиюминутных интересов той или иной группы лиц. Но вернемся к существу вопроса.
Указы и распоряжения, издаваемые Президентом Российской Федерации не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам. Они обязательны для исполнения на всей территории Российской Федерации.
На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
Постановления Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.
Необходимо отметить, что распоряжения Президента и Правительства РФ, обычно носят индивидуальный или организационный характер, не являясь по сути нормативными документами, которые имеют неоднократное применение и адресованы неопределенному кругу лиц.
Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.
Таким образом, система нормативных актов, с учетом юридической силы выстраивается следующим образом:
Конституция |
Федеральные конституционные законы |
Федеральные законы |
Указы Президента |
Постановления Правительства |
Акты федеральных органов исполнительной власти |
Законы подлежат официальному опубликованию. Неопубликованные законы не применяются.
Кроме того, любые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, если они не опубликованы официально для всеобщего сведения.
Также, здесь необходимо отметить, что на вышеуказанную систему нормативных правовых актов влияют, как минимум, еще два не указанных здесь источника права:
- Международные акты
- Акты Конституционного суда РФ
Не учитывать их было бы неправильно. Их авторитет, а также влияние на правовую систему переоценить сложно.
Так, согласно ст. 15 Конституции РФ
Общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора
Кроме того, согласно ст. 125 Конституции РФ
Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; не соответствующие Конституции Российской Федерации международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению
Справедливости ради стоит отметить, что вышеуказанная система нормативных правовых актов приведена без учета правовых актов субъектов Российской Федерации. В то же время Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.
И часть общественных отношений находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Более того, вне пределов ведения Российской Федерации и полномочий Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации субъекты Российской Федерации обладают всей полнотой государственной власти.
Об этом стоит всегда помнить при принятии решения, основываясь на том или ином нормативном правовом акте.
Источник: http://vnedogovora.com/view_post_t.php?id=16
Иерархия нормативно – правовых актов РФ
Нормативно – правовой акт (НПА) – это основной источник права в современном государстве.
НПА издаются преимущественно государственными органами, которые имеют соответствующую компетенцию в данной области. Порядок издания НПА строго регламентирован.
НПА – это официальный документ, содержащий в себе правовые нормы, регулирующие общественные отношения .
В совокупности нормативно – правовые акты составляют законодательную систему, которая в свою очередь строится по строго иерархической структуре.
В соответствии с законами нормотворчества правовые акты вышестоящих органов имеют правовое преимущество (высшую юридическую силу) по сравнению с актами нижестоящих органов, т.е. последние обязаны издавать правовые акты на основании и во исполнении правовых актов вышестоящих органов.
Конституция РФ
Это основной закон государства.
Он определяет конституционную политику государства, государственный строй, права и свободы человека, а также основные права и обязанности граждан государства.
Конституция принимается народным волеизъявлением (референдум).
Конституция РФ была принята на референдуме 12 декабря 1993 года.
Конституция – это закон, обладающий наивысшей юридической силой на всей территории России, все остальные законы принимаются в соответствии с Конституцией.
Федеральные Конституционные законы
Регулируют вопросы, которые определены в Конституции. В статьях Конституции содержатся вопросы, по которым необходимо принять федеральный конституционный закон.
Например, в статье 88 Конституции РФ говорится о введении Президентом РФ чрезвычайного положения, а обстоятельства и порядок введения чрезвычайного положения устанавливаются федеральным конституционным законом.
Такой Федеральный конституционный закон “О чрезвычайном положении” № 3-ФКЗ принят 30.05.2001г.
Федеральные законы
Правовые акты, регулирующие вопросы в различных сферах общественных отношений (социальной, политической, экономической, семейной и других ). (Например, ФЗ «О защите прав потребителей», «О полиции», «Об образовании».).
К федеральным законам относятся в том числе и кодексы.
Кодекс – это законодательный акт, содержащий систематизированные нормы какой-либо отрасли права. (Налоговый кодекс, Гражданский кодекс, Арбитражный процессуальный кодекс, Семейный кодекс и др.)
Акты Президента
Президент может издавать указы и распоряжения. Указы могут иметь нормативный характер. Распоряжения не содержат норм права.
Акты президента не должны противоречить Конституции и законам.
Акты Правительства
Правительство может издавать постановления и распоряжения.
Акты Правительства не должны противоречить Конституции, законам, а также актам Президента, в противном случае Президент имеет право отменить такие акты.
Акты Правительства подписывает Председатель Правительства.
Тематика постановлений и распоряжений Правительства разнообразна – она затрагивает политические, экономичные , научные, образовательные вопросы, а также права человека
Ведомственные Акты
Органы исполнительной власти – Министерства, ведомства и др. могут издавать приказы, инструкции, методические указания, правила.
Ведомственные акты могут быть обязательными для исполнения соответствующими учреждениями, а могут быть и общеобязательными.
Например, Министерство финансов и Министерство образования могут издавать общеобязательные акты, которые распространяются на всех граждан.
Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, устанавливающие правовой статус организации или имеющие межведомственный характер, подлежат обязательной государственной регистрации в Министерстве юстиции РФ.
Вам может понадобиться информация из ментальной карты “Права потребителей”, в которой рассказано об ответственности продавца или исполнителя
Или узнайте ЗДЕСЬ, как осуществляется продажа товара через интернет-магазины
Корпоративные акты
Принимаются организациями и учреждениями для определения порядка работы и взаимоотношений внутри организации.
Они распространяют свое действие только на членов таких организаций.
Это уставы, приказы, правила, распоряжения и т.п. (Например, Устав ООО «ВЕГА», Правила внутреннего трудового распорядка).
Иерархическую структуру имеют и нормативно – правовые акты субъектов РФ
Все нормативные акты субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией, федеральными законами и не должны им противоречить.
Конституции и Уставы субъектов РФ
Конституции принимают республики РФ, а уставы – края и области РФ.
Например, Конституция Республики Адыгея, Устав Волгоградской области, Устав Краснодарского края.
Конституция (Устав) субъекта РФ – это основной региональный закон.
В ней определяются правовой статус субъекта, его административно-территориальное устройство, система и порядок деятельности местных органов власти, порядок издания и принятия нормативно – правовых документов
Законы субъектов РФ
Правовые документы, принимаемые законодательными органами субъекта РФ, и являющиеся обязательными только для граждан, проживающих на территории данного субъекта.
Законы субъектов РФ принимаются в соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами и Конституцией (Уставом) субъекта РФ.
Обладает высшей юридической силой после Конституции (Устава) субъекта, все остальные акты, принимаемые органами местного самоуправления не должны противоречить ему.
Акты органов местного самоуправления
Нормативные документы, принимаемые органами местного самоуправления по различным вопросам местного значения.
Например, постановления и распоряжения главы местной администрации, приказы и распоряжения должностных лиц местной администрации.
Помимо установленной иерархии нормативно – правовых актов, существует особое правило, установленное частью 4 статьи 15 Конституции РФ, которое гласит, что в случае противоречия между законодательством РФ и международным договором РФ, должны применяться правила международного договора, т.е. закреплено верховенство международных договоров.
Источник: https://legalmap.ru/articles/kp/norma/ierarkhiya-npa/
Правоведение для чайников – 3. Нормативные правовые акты как источники права
Продолжаю серию заметок “Правоведение для чайников”. Первые две части можно прочитать здесь – “Что такое право?” и “Правоотношения, юридические факты и правосубъектность”.
Напоминаю, что “Правоведение для чайников” – познавательные статьи для людей без юридического образования, которые хотят понять, что такое право, как оно регулирует нашу жизнь, откуда берутся законы, как работают суды в России и другие интересные и важные вещи.
Жду ваших откликов и комментариев – что хорошо, что плохо, что неясно, о чём ещё стоит сказать.В правоотношениях бывает, что кто-то нам что-то запрещает, или заставляет что-то делать, или отказывается выполнять наши требования.
То чиновник не выдаёт нужный нам документ, то продавец не возвращает деньги за некачественный товар, то гаишник говорит: «Нарушаем, гражданин. Здесь же нельзя поворачивать!»В этих ситуациях у нас возникает закономерный вопрос: «А где это написано?».
Если наш собеседник умный, он скажет: «Это написано в таком-то нормативном правовом акте. Статья такая-то пункт такой-то». Если глупый, то скажет: «Где надо, там и написано! Чё, умный что ли?».Не факт, что он будет прав – может быть, «где надо» или «в таком-то нормативном правовом акте» написано что-то другое.
Но в любом случае мы должны иметь документ, который определит наши права и обязанности в этом правоотношении.Так плавно мы подходим к понятию «источник права».
Итак, источник права – это то, куда судья, чиновник, полицейский и любой гражданин может заглянуть и понять, как правильно поступать в той или иной ситуации. Обычно источник права – это письменный документ, где собраны правила, касающиеся определённой темы или ситуации.
Другое полезное определение: источник права – это то, на что судья может сослаться в своём решении. Дело в том, что спор о любом правоотношении можно довести до суда, и уже суд решит, кто и как должен поступать в этой ситуации. Соответственно, зная, на что ссылается суд, мы заранее можем сказать, как поступать правильно, а как – нет.
Ну и совсем уж научное определение: источник права – это способ выражения и закрепления норм права.
Существуют следующие виды источников права:нормативные правовые акты;нормы международного права;обычаи;судебные прецеденты;акты высших судов;договоры нормативного содержания;научные труды (доктрина);религиозные нормы;принципы права.Все эти виды источников права сильно отличаются друг от друга по важности, объёму, количеству и ясности изложения.
Сегодня расскажу только о нормативных правовых актах, а о других источниках права – в следующий раз.
Нормативный правовой актНормативный правовой акт (встречается под аббревиатурой «НПА») – это письменный документ с правилами поведения, которые касаются определённой темы.
Обычно его содержание упорядочено по статьям, которые делятся на части и пункты. Статьи иногда объединяют в главы, а главы – в разделы.Нормативный правовой акт – главный источник права в большинстве стран. В России, пожалуй, не меньше 90% правил поведения, установленных государством, содержатся именно в нормативных правовых актах.
Сфера применения и внешний вид нормативных правовых актов могут сильно отличаться: это и краткая Конституция, которая даёт общее представление об устройстве нашего государства, и четырёхтомный Гражданский кодекс, где регулируются почти все возможные вопросы об имуществе, и Постановление Правительства РФ от 16 августа 2004 г.
N 413 «О миграционной карте», определяющее внешний вид и правила заполнения миграционной карты (её дают иностранцам при въезде в Россию).
Есть два вида нормативных правовых актов – законы и подзаконные акты. Законы можно разделить на три категории: Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Подзаконные акты тоже обычно делят на три категории: указы президента, постановления правительства и приказы министерств и ведомств.
Если расположить их в порядке убывания юридической значимости, это будет выглядеть так:
1) Законы
а) Конституция РФб) федеральные конституционные законы (ФКЗ)в) федеральные законы (ФЗ)
2) Подзаконные акты:
а) указы президента РФб) постановления правительства РФв) приказы министерств и ведомствЧем ниже, тем, соответственно, меньше у нормативного правового акта юридической силы. То есть те НПА, которые находятся в этом списке ниже, не должны противоречить тем, которые находятся выше.
Например, законы не должны противоречить Конституции, подзаконные акты не должны противоречить законам, а постановления правительства не должны противоречить указам президента. Если же возникает противоречие, то должен применяться акт с большей юридической силой.
Законы
Законы – самые важные нормативные правовые акты. В названии закона обычно кратко указывается, для чего он нужен и какие ситуации регулирует. Например, есть законы «О защите прав потребителей», «Об образовании», «О потребительском кредите», «О банках и банковской деятельности», «О судебной системе РФ», «О полиции», Налоговый кодекс, Уголовный кодекс, Земельный кодекс.
Принять закон может только парламент страны (в нашем случае – Государственная Дума РФ) или сам народ на референдуме. В России есть только один закон, принятый на референдуме – Конституция. Все остальные либо приняты Госдумой, либо достались нам в наследство от советского времени (но таких законов с каждым годом всё меньше).
Главный закон страны – Конституция, где изложены принципы, по которым устроено наше государство и право. Другое название Конституции – Основной закон. Все остальные нормативные правовые акты не должны ей противоречить. Однако написана она абстрактно и не очень конкретно, поэтому не всегда понятно, соответствует ли ей какой-то закон или нет.
Такие вопросы разрешает Конституционный суд РФ (но об этом в другой раз).
Отдельная категория законов – это федеральные конституционные законы (ФКЗ). Так называют законы, принятые по вопросам, предусмотренным Конституцией.
В некоторых случаях Конституция упоминает о существовании какого-то государственного органа или о какой-то важной процедуре и пишет, что по этому поводу нужно принять федеральный конституционный закон. Например, «судебная система РФ устанавливается Конституцией РФ и федеральным конституционным законом» (ч.
3 ст. 118 Конституции РФ). Для исполнения таких статей и принимают федеральные конституционные законы (в данном случае – ФКЗ «О судебной системе РФ»).
Федеральных конституционных законов не очень много.
Можно сразу их все и перечислить: «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О референдуме РФ», «О судебной системе РФ», «Об Уполномоченном по правам человека в РФ», «О Правительстве РФ», «О военных судах РФ», «О Государственном флаге РФ», «О Государственном гербе РФ», «О Государственном гимне РФ», «О чрезвычайном положении», «О военном положении», «О судах общей юрисдикции в РФ», «О Верховном суде РФ», «О порядке принятия в РФ и образования в её составе нового субъекта РФ».Федеральные конституционные законы выше по значению, чем все остальные законы и нормативные правовые акты (ч. 2 ст. 76 Конституции РФ). Конституционный закон может быть принят или изменён только после одобрения 2/3 членов парламента. Столько же требуется и для изменения самой Конституции. Именно поэтому 2/3 (или 300 из 450 депутатов Госдумы) называют конституционным большинством.
Лёгкая загадка для читателей: в каком из перечисленных выше федеральных конституционных законов есть фраза «серебряный всадник в синем плаще на серебряном коне»?
Ну и, наконец, большинство остальных законов – это федеральные законы, чаще всего сокращаемые до аббревиатуры ФЗ (ФЗ «О полиции», ФЗ «О бухгалтерском учёте», ФЗ «О рекламе»). До принятия Конституции РФ в 1993 г.
законы у нас было принято называть по-другому – «закон Российской Федерации» (или «закон РФ»). Некоторые из них до сих пор действуют и носят такое же название: например, закон РФ «О защите прав потребителей» (принят в 1992 г.
) и закон РФ «О приватизации жилищного фонда в РФ» (принят в 1991 г.).
Важный вид законов – кодекс. Как правило, кодекс содержит в систематизированном виде нормы, регулирующие какую-то одну большую сферу жизни общества. Наиболее важные: Гражданский кодекс РФ (ГК РФ), Уголовный кодекс РФ (УК РФ), Кодекс об административных правонарушениях РФ (КоАП РФ), Трудовой кодекс РФ (ТК РФ), Налоговый кодекс РФ (НК РФ).
Мода делать кодексы (или, как говорят юристы, «кодифицировать» или «проводить кодификацию») появилась в начале XIX в. Первопроходцем здесь стала Франция, где при Наполеоне Бонапарте были созданы первый Гражданский кодекс и Уголовный кодекс. Преимущества такого порядка очевидны, если сравнить их со странами, где кодексов нет.
Например, в Англии до сих пор нет ни Уголовного, ни Гражданского кодекса. Соответственно, нет документов, где собраны все возможные преступления или большинство возможных сделок, – всё это разбросано по множествам разных законов и судебных прецедентов.Формально кодексы – это всего лишь разновидность федеральных законов, и по идее они имеют ту же юридическую силу.
Но фактически кодексы имеют особое значение, а в некоторых даже написано, что никакие другие законы не должны им противоречить. Например, в ч. 2 ст. 3 ГК РФ указано: «Нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать настоящему Кодексу».
Может ли закон сам устанавливать то, что другие законы не должны ему противоречить, и нужно ли следовать этому правилу, – этот вопрос юридическая наука и суды пока не решили.
Подзаконные акты
Многие важные вещи вы в законах не найдёте. Скажем, ни в одном законе не написано, как гражданин России может оформить регистрацию по месту пребывания или по месту жительства (в просторечии – «прописку»).
В законе РФ «О праве граждан РФ на свободу передвижения…» по этому поводу сказано только следующее:
«При регистрации по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ граждане РФ представляют заявления по форме, установленной федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и иные документы, предусмотренные настоящим Законом и правилами регистрации и снятия граждан РФ с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах РФ».
Источник: https://hitch-hiker.livejournal.com/186929.html
Бухгалтерские и аудиторские термины — Audit-it.ru
Нормативный правовой акт – это письменный официальный документ, принимаемый уполномоченным органом государства.
Нормативный акт устанавливает, изменяет или отменяет нормы права.
Начало и срок действия нормативных актов
Нормативные акты действуют во времени, причем начало действия определяется моментом их вступления в силу.
В законодательстве РФ существует три способа установления этого момента:
- нормативный акт вступает в силу со времени его принятия или опубликования;
- время вступления в силу определяется истечением установленного срока после опубликования акта;
- нормативный акт вступает в силу с момента, прямо указанного в нем или в законе, утверждающем этот акт.
В зависимости от срока действия нормативные акты можно разделить:
- на временные акты;
- акты неопределенно длительного действия.
Виды нормативных актов
Все нормативные акты можно разделить на следующие виды:
- закон;
- подзаконные акты;
- международные законы.
Закон
Закон – это нормативно-правовой акт, издаваемый высшим представительным органом государственной власти и обладающий высшей юридической силой.
Акт такого типа принимается только органами власти (законодательными или представительными) или гражданами страны через референдум.
Отметить или внести изменения в закон может только издавший его орган власти.
Акты такого типа регулируют процессы, связанные с развитием государства и общества.
Можно указать на такие виды законов, которые действуют в Российской Федерации: Основной Закон, или Конституция, федеральные конституционные законы и федеральные законы.
Подзаконные акты
Подзаконные акты издаются на основе и с целью исполнения законов и представляют собой иерархически выстроенную модель, в которой нормы должны соответствовать тем, что прописаны в источниках большей юридической силы, и быть основой для актов уровнем ниже.
Основные виды нормативных актов подзаконного характера в России делятся на:
- общефедеральные акты (указы и распоряжения Президента РФ, постановления правительства, приказы министерств и ведомств);
- акты субъектов федерации (местные конституции, уставы, а также законы, принимаемые законодательными и исполнительными органами власти региона);
- муниципальные законы (распоряжения, решения или постановления, принимаемые мэриями, городскими советами и аналогичными структурами).
Международные законы
Особый вид нормативных актов – международные законы.
Они принимаются организациями во вне российской юрисдикции и делятся на два вида – директивы, которые дают правительству конкретных стран выбирать, как именно реализовывать принятые международные обязательства и постановления, где есть обязательные для прямого исполнения всеми государствами требования.
В Конституции России указывается, что принципы и нормы, характерные для международного права, и договоры РФ с другими государствами являются частью национальной правовой системы.
Иерархическая система нормативно-правовых актов
В общем виде иерархическую систему нормативно-правовых актов России можно представить следующим образом:
1) Конституция (Основной закон);
2) федеральные законы;
3) указы Президента;
4) постановления Правительства;
5) нормативные акты министерств и ведомств.
Особую группу образуют:
а) международные договоры России;
б) нормативные акты органов государственной власти субъектов Федерации.
Уровни нормативных актов
Действие нормативно-правовых актов может распространяться на нескольких уровнях.
Общефедеральные акты обязательны для исполнения на всей территории России.
Акты субъектов федерации распространяются на резидентов отдельных регионов, а также на всех лиц вне зависимости от прописки и гражданства, приезжающих в субъект или временно в нем проживающих.
Муниципальные правовые акты, которые являются главным инструментом местного самоуправления, распространяются на жителей города, округа или района, а также приезжающих туда лиц.
Также можно выделить локальные правовые акты, особенность которых заключается в узкой направленности.
См. также:
- Локальный нормативный акт организации
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Нормативный правовой акт: подробности для бухгалтера
- Какие гарантии положены воспитателям, работающим с детьми с ОВЗ? … и иным нормативным правовым актам РФ, законам и другим нормативным правовым актам субъектов РФ, нормативным правовым актам органов местного … соответствии с трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ и органов … установленными трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права (ст …
- Формирование учетной политики по стандарту … особенностями деятельности;
СГС «Учетная политика»;
нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … какого-либо объекта бухгалтерского учета нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … и формирования отчетности учреждения.
Если нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … ведения бухгалтерского учета, однозначно установленные нормативными правовыми актами, регулирующими ведение бухгалтерского учета и … - Перевод по медицинским показаниям: пошаговая процедура … , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, с его письменного согласия … , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, либо отсутствие у работодателя … , установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, в соответствии с которым … по новой должности ииными локальными нормативными правовыми актами, непосредственно связанными с его новой …
- Концептуальные основы бухучета в госсекторе … это установлено Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую … определению, установленному Стандартом, применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую … кроме случаев, установленных применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, бухгалтерскую … обязательств регулируются соответствующими применяемыми нормативными правовыми актами, регулирующими бухгалтерский учет, …
- Обзор писем Министерства финансов РФ за август 2019 года … принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами.
Письмо от 20 августа 2019 … данного понятия следует руководствоваться иными нормативными правовыми актами.
Для целей налогообложения применяются последние … , принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами или соглашением между участниками электронного … - Оспаривание нормативных актов средство для защиты нарушенных прав или …? … входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или … предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления … потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива … тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим …
- Оспаривание нормативных актов по КАС РФ и правовые последствия … входит проверка того, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или … предлагалось установить, что «Признанный незаконным нормативный правовой акт признается недействующим с момента вступления … потребителю коммунального ресурса ввиду установления нормативным правовым актом необоснованной цены (тарифа) или норматива … тепловую энергию, признанные не соответствующими нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, вступившим …
- Зарплата руководящего состава по новому … установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, субъектов РФ, органов … , федеральных государственных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами Правительства РФ;
территориальных ФОМС, государственных … РФ – нормативными правовыми актами субъектов РФ;
муниципальных учреждений, муниципальных унитарных предприятий – нормативными правовыми актами органов местного … субъектов РФ и муниципальным организациям нормативными правовыми актами субъектов РФ и органов … - Работодатель не оформил трудовые отношения по просьбе работника: каковы последствия? … , предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным … , предусмотренные трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным …
Источник: https://www.audit-it.ru/terms/agreements/normativnyy_pravovoy_akt.html
§ 1. Понятие и значение иерархии нормативных правовых актов
Нормативно-правовойакт является одним из основных источниковправа современного государства.
В нёмвыражается большинство правовых норм,которые регулируют наиболее важные сточки зрения личности, её интересов ипотребностей общественные отношения.
Другие источники права общерегулятивнойзначимостью не обладают. Они играютчастичную, вспомогательную илидополнительную роль в регулированииобщественных отношений2.
Приприменении на практике норм действующегозаконодательства, наряду с правиламиразграничения предписаний нормативныхдокументов по отраслям права, к которымони относятся, следует учитывать, чтовсе нормативные акты действуют в системеопределенной иерархической соподчиненностидруг другу. Градация соответствующихактов по значимости и статусу и определяетсилу действия их предписаний в сравнениис иными нормативными актами.
Дляопределения соподчиненности исогласованности правовых норм вюриспруденции используется термин«иерархия».
БольшаяСоветская энциклопедия определяетпонятие «иерархии» как расположениечастей или элементов целого в порядкеот высшего к низшему. Термин «иерархия»,был введён не ранее 2-й половины 5 в.
Дионисием Псевдо-Ареопагитом в трактатах”О небесной иерархии” и “Оцерковной иерархии” и до 19 в. употреблялсядля характеристики организациихристианской церкви.
В науке понятиеиерархии стало разрабатываться со 2-йполовины 19 в.3
Споявлением в XXв. общей теории систем понятие иерархиистало применяться для описания любыхсистемных объектов.
Сегодняданный термин широко применяется вразличных областяхсовременной науки, в том числе и вюриспруденции. В литературе справедливообращено внимание на то, что «вертикальные»аспекты получают свое самостоятельноеосвещение и разработку в юридическойнауке4.
Какотмечают М.И. Брагинский и В.В. Витрянский,вертикальная иерархия призвана датьответы на вопросы о том, на каком именноуровне должен быть принят соответствующийакт, и к какому именно виду этот актотносится. Горизонтальная иерархиядает ответ на вопрос об относительномприоритете норм, которые находятся наодной и той же ступени вертикальнойиерархии5.
Преждевсего, следует обратить внимание на то,что в науке о государстве и праве термин«иерархия» широко используется дляизучения организационных принциповпостроения государственной власти.
Всистеме ветвей государственной властипринцип иерархического построениянаиболее ярко проявляется в подсистемеисполнительных органов. Принципиерархичности системы управления вовсе времена являлся одним из организационныхпринципов государственного управления6.
Возможностииерархического построения отнюдь неограничиваются вопросами внутреннейорганизации государственного аппарата.Рассматриваемыйтермин весьма широко используется прихарактеристике широкойпалитры иных государственно-правовыхявлений.
Вюридической литературе справедливообращено внимание на то, что юридическая(правовая) процедура представляет собойиерархически построеннуюсистему7.В этом нетрудно убедиться, если рассмотретьлюбой из основныхюридических процессов: правотворческий,правоприменительный или интерпретационный.
Каждая из стадий этих процессов должнаосуществляться в определеннойочередности, последовательности.
Например, в законотворческомпроцессе, по общему правилу, существуетследующая очередность: законодательнаяинициатива – подготовка проекта закона- рассмотрение проекта законав Государственной Думе – одобрениезакона Советом Федерации – подписаниеи обнародование Президентом.
Вряде законодательных актов установленаочередность решения тех или иныхвопросов, удовлетворения тех или иныхтребований. Очевидно, что в основутакой очередности также положенаиерархия соответствующих ценностей(ч.3 ст. 25 ГК РФ).
Этодалеко не исчерпывающий переченьпримеров употребления термина «иерархия».Однако, этого достаточно чтобы сделатьдва принципиальныхпредварительных вывода.
Во-первых,термин «иерархия» применим исключительнодля характеристикисистемных объектов и явлений. Там, гденет системы, нет и не может бытьиерархии.
Во-вторых,иерархия применима не в любой системе,а лишь в той, котораяявляется многоуровневой или, по крайнеймере, двухуровневой. Одноуровневыесистемы не иерархичны8.
Сущностьиерархической системы состоит взависимости, подчиненности, неравенствеобразующих ее структурных элементов.Втакой системе один структурный элемент(субъект, источник и т.п.
) находитсяв определенном подчинении другомуструктурному элементу.
Отсюда иерархияпредставляет собой подчинение, зависимостьэлементов, находящихся нанижестоящих уровнях, от элементов,находящихся на вышестоящих уровнях.
Особенностьюиерархии нормативных правовых актовявляется наделение актов того илииного уровня строго определеннойюридической силой.
Вправоведении юридическая сила понимаетсяв двух смыслах. С одной стороны,как свойство правовых актов реальнодействовать, фактически порождатьюридические последствия.
В этом смыслеговорят о вступлении в действие,приостановлении действия, прекращениидействия нормативного правовогоакта или его части.
С другой стороны,как сопоставительное свойство, выражающеестепень подчиненности данного нормативногоакта актам вышестоящих органов, азначит, и его место в иерархическойструктуре законодательства9.
Категория«иерархия нормативных правовых актов»имеет большое теоретическое и практическоезначение.
Вместе с тем, в науке обращеновнимание на то, что эту категорию нельзярассматривать как ключевую, основополагающуюправовую проблему.Это, скорее, проблема, имеющаяинструментальный характер.
В то жевремя вряд ли обоснованно сводить ееисключительно к укреплению принципаединства законности10.Ее инструментальные возможностизначительно шире.
Целостнаяиерархия нормативных правовых актовспособствует выявлению пробелов взаконодательстве и определении того,какие нормативные акты необходимопринять, а также оказывает влияние наособенности юридической техники приразработке проектов новых нормативныхправовых актов. Строгоесоблюдение требований иерархии, с однойстороны,способствует предотвращению возникновенияиерархических коллизий,с другой – является надежным средствомих разрешения.
Безучета требований иерархии немыслима исистематизация законодательства,выступающая как постоянная формаразвития и упорядочения действующейправовой системы.
Можноутверждать, что детальная регламентациявопросов иерархическогопостроения системы нормативных правовыхактов РФ, с одной стороны, выступитв качестве одного из важнейших условийкачества действующего нормативного,интерпретационного и правоприменительногомассива, с другой – эффективногофункционирования всей системы правовыхактов.
Средифакторов, определяющим образом влияющихна состояние законностии правопорядка, особое место занимаетобеспечение строгой иерархиизаконодательства.Установление строгих правил соотношенияисточников права исоблюдение этих правил имеют принципиальноезначение для режима законности,являются, по существу, симптоматичнымпоказателем, критерием господствазаконности11.
Такимобразом, иерархия является одним изнеобходимых условий повышенияэффективности правового регулирования.
Решение этой проблемы предполагаетпринятиеспециального нормативного правовогоакта, в котором должна быть дана достаточнодетальная нормативная регламентациявсех аспектов иерархическогосоотношения источников права.Так,по мнению К.Б.
Толкачева, «нужнозаконодательно закрепить иерархиюправовых актов, установить, каксоотносятся между собой конституции,уставы, федеральные и региональныезаконы, указы Президента, постановленияПравительства, ведомственные нормативныеакты»12.
Врезультате рассмотрения общейхарактеристики иерархии нормативных правовых актов, можновыделитьследующие её признаки:
Иерархия – это свойство системы законодательства.
Иерархия представляет собой подчинение нормативных правовых актов нижестоящего уровня актам вышестоящего уровня.
Иерархия обусловлена определенной совокупностью факторов, посредством которых теоретически обосновывается необходимость придания одним актам (их видам) более высокой юридической силы, чем другим.
Иерархия выражается посредством особых правовых форм, благодаря которым теоретически обоснованный приоритет становится нормативно закрепленным.
Такимобразом, иерархиюнормативных правовых актов можноопределить как обусловленное совокупностьюфакторов,выраженное в правовой форме и проявляющеесяво взаимных связях, расположениенормативных правовых актов насоответствующих уровнях вертикальнойструктурызаконодательства13.
Говоряоб иерархии нормативных правовых актовнеобходимо обратить внимание и на теобстоятельства, которыми она обусловлена.Как указывают многие авторы,иерархия источниковправа любого государства детерминируетсяне только иерархиейгосударственных органов, но и целымрядом иных факторов, которыев свою очередь оказывают на неё весьмасущественное влияние.
Источник: https://studfile.net/preview/4378448/page:2/