Как правильно решить вопросы с арендой земли?

Как бороться с увеличением размера платы за аренду земли?

Как правильно решить вопросы с арендой земли?

Согласно положения Основного законы Украины земля является основным национальным богатством, которое находится под особой охраной государства (ст. 14). Указанной нормой подчёркивается особый статус данного природного ресурса. В связи с этим особую значимость приобретают многие спорные и проблемные вопросы, касающиеся земельных правоотношений.

Так, в частности, с принятием Налогового кодекса Украины несколько новую окраску получила проблема, касающаяся перезаключения договоров аренды земли государственной или коммунальной собственности.

Изложим кратко суть проблемы на примере ситуации, в которой оказался один из наших клиентов.

Частное предприятие заключило договор аренды земельного участка (далее – Договор), арендодателем в котором выступает городской совет.

Договор заключен на 5 лет, по истечении которых предприятие-арендатор имеет преимущественное право на его возобновления на новый срок.

Условиями данного Договора предусмотрена арендная плата, причем ее размер может быть пересмотрен в случаях:

– изменения условий хозяйствования, предусмотренных Договором;

– изменения размеров земельного налога, повышения цен, тарифов, в т.ч. вследствие инфляции;

– ухудшения состояния арендованного земельного участка не по вине арендатора, что подтверждено документально;

– в других случаях, предусмотренных законом.

По истечении 3 лет после заключения Договора городской совет своим решением увеличил нормативную денежную оценку земельного участка почти в 4 раза. В связи с этим арендодатель направил арендатору уведомление, а затем претензию с требованием заключить дополнительное соглашение к указанному Договору в части изменения в сторону увеличения размера арендной платы.

Считаем, что для принятия единственно правильного решения в сложившейся ситуации необходим системный анализ правовой природы требований органа местного самоуправления.

Во-первых, необходимо взять во внимание то, что изменение условий договора возможно по общему правилу только по взаимному согласию его сторон.

Пунктом 288.1 ст. 288 НКУ определено, что основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды такого земельного участка.

Согласно п.288.4. ст.288 НК Украины размер и условия внесения арендной платы устанавливаются в договоре аренды между арендодателем (собственником) и арендатором.

В соответствии с ч. 1 ст. 651 Гражданского кодекса Украины изменение или расторжение договора допускается исключительно с согласия сторон, если иное не установлено договором или законом.

Заключенным договором аренды земли не предусмотрено право арендодателя в одностороннем порядке изменять условия договора. Законом также не предусмотрено такое право.

Согласно ч. 2 ст.21 Закона Украины от 06.10.98 г. № 161-XI «Об аренде земли» (далее – Закон об аренде земли) размер, форма и сроки внесения арендной платы за землю устанавливаются по согласию сторон в договоре аренды (кроме сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности, которые устанавливаются в соответствии с Налоговым кодексом Украины).

В соответствии с ч. 1 ст. 30 Закона об аренде земли изменение условий договора аренды земли осуществляется по взаимному согласию сторон.

Таким образом, вышеприведенные положения законов дают основания утверждать о невозможности изменения условий заключенного договора аренды земли в одностороннем порядке со стороны городского совета как арендодателя. Это возможно лишь при согласии предприятия как арендатора.

При этом, отдельно акцентируем Ваше внимание на том, что императивной регламентации подлежат только вопросы, касающиеся сроков внесения арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Однако, полученные от городского совета документы не содержат в себе пояснений такого значительного повышения размера арендной платы за землю: согласно предложенному дополнительному соглашению арендная плата повышается в 4 раза – до максимально возможного размера, ограниченного действующим законодательством (ч. 5 ст. 21 Закона об аренде земли). К тому же изменение ставки арендной платы, которая утверждена решением сессии городского совета, не может быть основанием для изменения условий заключенного между нами договора на тот срок, на который по взаимному согласию был установлен конкретный размер арендной платы.

Во-вторых,нормативная денежная оценка земельных участков определяется центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов

Вопросы налогообложения регулируются Налоговым кодексом и не могут устанавливаться или изменяться другими законами Украины, кроме законов, содержащих исключительно положения относительно внесения изменений в НКУ и / или положения, устанавливающие ответственность за нарушение норм налогового законодательства.

Положение НКУ регулируют отношения, возникающие в сфере взимания налогов и сборов, в частности, определяют исчерпывающий перечень налогов и сборов, взимаемых в Украине, и порядок их администрирования, плательщиков налогов и сборов, их права и обязанности, компетенцию контролирующих органов, полномочия и обязанности их должностных лиц при осуществлении налогового контроля, а также ответственность за нарушение налогового законодательства.

Согласно пп.14.1.147 ст.14 НКУ плата за землю – это общегосударственный налог, который взимается в форме земельного налога и арендной платы за земельные участки государственной и коммунальной собственности.

Как установлено пп.14.1.136 ст.14 НКУ арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности – обязательный платеж, который арендатор вносит арендодателю за пользование земельным участком. При этом отмечено, что далее в разделе XIII слова «арендная плата за земельные участки государственной и коммунальной собственности» определяются как «арендная плата».

Плата за землю взимается в соответствии с положениями раздела XIII НКУ.

Для определения размера налога и арендной платы используется нормативная денежная оценка земельных участков (п.289.1. 289 НК).

Для определения размера налога и арендной платы используется нормативная денежная оценка земельных участков (п.289.1. 289 НК).

Согласно п.п.14.1.125. п.14.1. ст.14 НК Украины нормативная денежная оценка земельных участков для целей раздела XIII, главы 2 раздела XIV настоящего Кодекса – капитализированный рентный доход с земельного участка, определенный в соответствии с законодательством центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов.

Согласно Указа Президента Украины от 8 апреля 2011 N 445/2011, которым утверждено Положение о Государственном агентстве земельных ресурсов Украины центральным органом исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов есть Государственное агентство земельных ресурсов Украины.

Однако, решение об увеличении нормативной денежной оценки земли было принято городским советом, который вообще имеет статус органа местного самоуправления.

При этом, согласно нормам ст.15 Закона Украины «Об оценке земли» основанием для проведения оценки земель является решения органов исполнительной власти или органа местного самоуправления.

Учитывая изложенное, к данной ситуации должен быть применен принцип «конфликта интересов», согласно которому в случае если норма этого Кодекса или иного нормативно-правового акта, изданного на основании настоящего Кодекса, или когда нормы разных законов или разных нормативно-правовых актов, или когда нормы одного и того же нормативно-правового акта противоречат между собой и допускают неоднозначную (множественную ) трактовку прав и обязанностей налогоплательщиков или контролирующих органов, вследствие чего есть возможность принять решение в пользу как налогоплательщика, так и контролирующего органа, решение принимается в пользу налогоплательщика (п.56.21. ст.56 Налогового кодекса Украины).

В третьих, законодательством установлен крайний срок внесения изменений в налоговой сфере

С 01.01.2011 года действует норма по п.п.4.1.9. п.4.1. ст.4 НКУ, согласно которой налоговое законодательство Украины базируется на таких принципах:

стабильность – изменения к любым элементам налогов и собраний не могут вноситься позднее как за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки. Налоги и сборы, их ставки, а также налоговые льготы не могут изменяться в течение бюджетного года.

Считаем очевидным тот факт, что поскольку размер арендной платы привязывается органом местного самоуправления к нормативной денежной оценке земельных участков, то последняя представляет собой базу налогообложения, т.е. непосредственным элементом налога. Поэтому на данные правоотношения распространяется действие нормы п.п.4.1.9. п.4.1. ст.4 НКУ.

В четвертых, закон не имеет обратной силы

Также необходимо указать, что в соответствии с положением части первой статьи 58 Конституции Украины закон не имеет обратной силы, то есть действует для тех отношений, которые будут возникать после его принятия.

То есть, поскольку денежная оценка земли предшествует заключению гражданско-правовых соглашений, в том числе договоров аренды земли, то установление новой денежной оценки земель порождает правовые последствия относительно договоров аренды земли, которые будут заключаться с момента ее утверждения, и не является основанием для внесения изменений в договор аренды. Для сторон остается неизменной и действующая на момент заключения нормативная денежная оценка арендованного земельного участка.

Кроме того, к существенным условиям договора аренды согласно части 1 статьи 15 Закона Украины «Об аренде земли» не относится нормативная оценка земли, следовательно, ее изменение или установление не приводит к пересмотру существенных условий договора, в том числе арендной платы.

Итак, нормы законов не предусматривают изменения размера арендной платы в зависимости от изменения или установления нормативной денежной оценки земли. Такое же правило действует и при изменении минимальных ставок аренды в период действия договора.

Таким образом, проведенный правовой анализ позволяет сделать следующие выводы:

ни нормы действующего законодательства, ни положения договора аренды земли не предусматривают право арендодателя в одностороннем порядке изменять условия договора;

полномочия по определению нормативной денежной оценки земельных участков принадлежит центральному органу исполнительной власти по вопросам земельных ресурсов;

решение об увеличении размера нормативной денежной оценки земельных участков принимается городскими советами, как правило, в конце года, т.е. значительно позднее, чем за шесть месяцев до начала нового бюджетного периода, в котором будут действовать новые правила и ставки;

установление новой денежной оценки земель порождает правовые последствия относительно договоров аренды земли, которые будут заключаться с момента ее утверждения, и не является основанием для внесения изменений в договор аренды.

Источник: https://protocol.ua/ua/kak_borotsya_s_uvelicheniem_razmera_plati_za_arendu_zemli/

Необходимо ли вносить арендную плату за земельный участок по истечении срока действия договора аренды

Как правильно решить вопросы с арендой земли?

Современные взаимоотношения налогоплательщиков и фискальных органов по поводу уплаты платы за землю свидетельствуют, что практика взимания данного платежа пошла намного дальше, чем его правовое регулирование.

Напомним только, к примеру, заключение субъектами хозяйствования разного рода временных соглашений об уплате за фактическое пользование земельным участком, которые не являются правоустанавливающими документами согласно закону, но широко используются как основание для уплаты платы за землю в бюджет во избежание претензий со стороны контролирующих органов.

В данном контексте, как говорится, достигается призрачный компромисс по принципу «волки сыты и овцы целы». Хотя проблему использования земельных участков без правовых оснований это не решает

В первую очередь обращаем внимание: арендная плата за земельные участки (далее — арендная плата) имеет «двойную природу». С одной стороны, основанием для начисления арендной платы является договор аренды земельного участка.

С другой — арендная плата — это по сути один из налогов, а следовательно, его взимание происходит с учетом норм НКУ.

Именно такая двойная природа приводит к возникновению многочисленных спорных вопросов, один из которых — уплата арендной платы по истечении срока действия договора аренды земельного участка.

Итак, сейчас речь идет о достаточно «ординарной» ситуации.

Субъект хозяйствования заключил договор аренды земельного участка. Срок действия данного договора истек. Но этот субъект продолжает пользоваться земельным участком, поскольку на нем расположены объекты недвижимости, принадлежащие ему на праве собственности. Как следствие — арендная плата за земельный участок пользователем земельного участка не уплачивается.

Настало время «Ч» — налоговая проверка, и с ней начисление субъекту хозяйствования арендной платы. Вероятные фактические выводы налоговой проверки следующие:

  • окончание договора аренды не является основанием для прекращения уплаты арендной платы;
  • если субъект хозяйствования продолжает пользоваться земельным участком по истечении срока действия договора аренды и не получил письменного возражения от арендодателя относительно использования земельного участка, то до возобновления действия договора аренды такой плательщик будет уплачивать арендную плату в соответствии с условиями предыдущего договора аренды земли.

Более того, переход к другому лицу права собственности на недвижимость, расположенную на арендованном участке, — также сам по себе не является основанием прекращения уплаты арендной платы.

Итак, прав ли фискальный орган? «Выкидывать ли белый флаг» или же целесообразно обжаловать налоговое уведомление-решение о доначислении? Данные вопросы нуждаются во взвешенной профессиональной оценке.

Прежде всего вспомним, что по этому поводу прописано в НКУ. Согласно п. 288.1 НКУ, основанием для начисления арендной платы за земельный участок является договор аренды данного земельного участка. С учетом этого логично следует вывод: арендную плату необходимо вносить только в период действия данного договора.

Однако, с другой стороны, в ст. 287 НКУ, определяющей срок уплаты платы за землю (в т.ч. арендной платы), указано: в случае прекращения права собственности или права пользования земельным участком плата за землю уплачивается за фактический период пребывания земли в собственности или пользовании в текущем году.

Итак, две вышеуказанные нормы не дают четкого представления относительно порядка начисления арендной уплаты по истечении срока действия договора аренды земельного участка, поскольку явно противоречат друг другу. Вместе с тем это является основанием для фискального разъяснения ситуации налоговиками.

К примеру, в подкатегории 112.01 системы «ЗІР» ГФСУ делает следующий вывод:

«…если плательщик продолжает пользоваться земельным участком по истечении срока действия договора аренды и не получил письменного возражения от арендодателя относительно использования земельного участка, то до возобновления действия договора аренды данный плательщик будет уплачивать арендную плату в соответствии с условиями предыдущего договора аренды земли».

Что же, вполне ожидаемый вывод. Но давайте посмотрим, что по этому поводу говорят суды.

Сразу же отметим, что судебная практика на данный момент неоднозначна.

Так, в постановлении от 06.07.2018 г.

по делу № 804/214/18 Днепропетровский апелляционный административный суд поддержал позицию фискального органа: на законодательном уровне основополагающим для установления обязанности лица уплачивать арендную плату за земельный участок является факт пребывания данного земельного участка в пользовании указанного лица. Акцент сделан на том, что плательщиком по истечении срока действия договора аренды земельный участок не возвращен по акту приемки-передачи.

Для нормативного обоснования судом применены среди прочего предписания из ч. 6 ст. 33 Закона Украины «Об аренде земли» от 06.10.1998 г.

№ 161-XIV (далее — Закон № 161), согласно которым установлено правило: в случае если арендатор продолжает пользоваться земельным участком по окончании срока действия договора аренды и при отсутствии в течение одного месяца по окончании срока действия договора письма-уведомления арендодателя о возражении в возобновлении договора аренды земли, данный договор считается возобновленным на тот же срок и на тех же условиях, которые были предусмотрены договором.

В качестве вывода — до возобновления действия договора аренды такой плательщик является землепользователем, а следовательно, должен уплачивать арендную плату в соответствии с условиями предыдущего договора аренды земли.

И все же есть основания для критического анализа обязательности уплаты арендной платы по истечении срока действия договора аренды земельного участка.

Прежде всего невозможно опровергнуть «договорную природу» арендной платы и, как следствие, целесообразно обратить внимание на практику хозяйственного судопроизводства относительно возобновления договоров аренды земельных участков.

Так, согласно выводам судебных инстанций для возобновления договора аренды земли по основаниям, предусмотренным ч. 6 ст. 33 Закона № 161, необходимо наличие следующих юридических фактов:

  • арендатор надлежащим образом исполняет свои обязанности по договору аренды;
  • до истечения срока действия договора он уведомил арендодателя в установленные сроки о своем намерении воспользоваться преимущественным правом на заключение договора на новый срок;
  • к письму-уведомлению арендатор приобщил проект дополнительного соглашения, продолжает пользоваться выделенным земельным участком;
  • арендодатель письменно не уведомил арендатора об отказе в возобновлении договора аренды (постановление Верховного Суда от 27.06.2018 г. по делу № 594/284/17).

Следовательно, по сути, если пользователь земельного участка не совершал вышеуказанных действий, направленных на возобновление договора аренды, то говорить о том, что он продолжает быть арендатором земельного участка по окончании срока действия договора аренды невозможно.

При этом автоматически действие договора аренды земельного участка не продлевается. А если отсутствует возобновление договора аренды, то нет и обязанности уплаты арендной платы пользователем! Данную позицию фактически поддержал и Киевский апелляционный административный суд в постановлении от 08.05.

2018 г. по делу № 826/10236/17).

Справедливости ради стоит отметить: вопросы относительно обязательности уплаты арендной платы требуют выяснения конкретных деталей, которые целесообразно учесть и оценить при решении налогового спора, — начиная непосредственно из содержания положений договора аренды земельного участка и заканчивая, в частности, перепиской с органами Государственного кадастра Украины или органами местного самоуправления.

Положения законодательства, принятые судебные решения и собственный опыт дают нам основания рассчитывать на то, что Верховный Суд в данном вопросе может принять сторону налогоплательщиков. Однако очевидно, что сейчас пользователям земельных участков без правоустанавливающих документов в случае неуплаты арендной платы нужно быть готовыми к судебному обжалованию решений налоговых органов.

Мария ЗОЛОТАРЕВА,

руководитель практики налогового и таможенного права
АО «Вдовичен та партнери», адвокат, к.ю.н.

Источник: https://interbuh.com.ua/ru/documents/oneanalytics/120313

Аренда земельных участков в Московской области

Как правильно решить вопросы с арендой земли?

Правовой центр ДВА М предлагает комплексное правовое сопровождение земельных правоотношений. Знания и богатый опыт наших земельных юристов позволят Вам минимизировать издержки и увеличить доходность Ваших активов.

Правовой центр ДВА М готов оказать услуги, связанные с предоставлением земельных участков в Московской области:

  • Оценка градостроительного регламента земельного участка, предполагаемого к предоставлению, с точки зрения возможностей его застройки либо иного коммерческого использования;
  • Подготовка юридических заключений с анализом возможностей и порядка реализации инвестиционных проектов по застройке земельных участков из публичной собственности;
  • Юридическое сопровождение получения земельного участка под застройку, исполнения такого договора;
  • Юридическое сопровождение формирования и предоставления участка в Московской области, занятого существующим объектом недвижимости;
  • Представление интересов в судах по спорам, связанным с получением земельных участков в Московской области.

Земельные участки в Московской области

Основания предоставления земельных участков в аренду либо в собственность регулируются федеральным законодательством, в связи с чем в данной части Московская область не имеет какой-либо особой специфики.

Для Московской области принципиально другое: процедура принятия решений в сфере распоряжения земельными участками.

В Московской области практически все распорядительные действия, связанные с государственными землями, согласовываются с уполномоченными структурами Правительства Московской области.

Исключение составляют лишь распоряжение земельными участками под ИЖС, а также ряд случаев согласования схем расположения земельных участков.

Остальные решения в отношении земельных участков (заключение и продление договоров аренды, выкуп земельных участков, изменение ВРИ и пр.) принимаются исключительно при согласовании Московской области.

Техника прохождения согласований следующая.

Землепользователь подает заявление о принятии распорядительного акта в орган местного самоуправления (администрацию муниципального района или округа).

Орган местного самоуправления обеспечивает формирование необходимого комплекта документов (включая акты осмотра земельного участка, заключение об отсутствии обременений в использовании участка, полученное от значительного числа уполномоченных органов).

Межведомственная комиссия (МВК) Московской области

Данный комплект документов направляется в Министерство имущественных отношений Московской области, которое проверяет формальную комплектность документа и направляет его на рассмотрение Межведомственной комиссии по вопросам земельно-имущественных отношений в Московской области (МВК).

МВК принимает решение о согласовании запрашиваемого распорядительного действия с земельным участком либо об отказе в нем.

В ряде случаев (касается участков, предоставленных для целей многоквартирного жилищного строительства, а также участков от 5 га), окончательное решение согласовывается Градостроительным советом Московской области, деятельность которого координируется губернатором.

С учетом данной системы согласований реальное время прохождения документов (от обращения заявителя до доведения до него принятого решения) может занимать от трех месяцев.

Стандартное время рассмотрения данных заявлений по закону – в среднем, один месяц.

Иными словами, установленные законом сроки принятия решений не соблюдаются.

По истечении установленного законом срока на рассмотрение заявления землепользователь вправе оспорить бездействие органа местного самоуправления в судебном порядке. Ответчиком по такому заявлению будет выступать администрация соответствующего муниципального района либо городского округа, Минимущество – третье лицо.

Приведенная выше информация имеет существенное значение для землепользователей в Московской области, так как позволяет адекватно оценивать временные и административные затраты, необходимые для получения решений, связанных с правами на государственные земли, в Московской области.

Правовой центр ДВА М осуществляет комплексное сопровождение проектов, включающих приобретение земельных участков в Московской области.

Мы оказываем правовую поддержку при принятии решения о том, какой земельный участок целесообразно приобрести для наиболее рентабельного осуществления проекта, в каких границах и с каким разрешенным использованием; производим урегулирование во внесудебном порядке споров с контрагентами и государственными органами.

Наш опыт и деловые связи позволят минимизировать затраты времени и избежать дорогостоящих ошибок.

Источник: https://www.2m.ru/uslugi/zemelnye-otnosheniya-v-moskovskoj-oblasti/poryadok-predostavleniya-v-arendu

Аренда земли – основная проблематика

Как правильно решить вопросы с арендой земли?

Аренда земли (укр. – оренда землі) – это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для ведения предпринимательской и других видов деятельности

Предприятия сталкиваются с необходимостью заключения договоров аренды различного имущества практически с момента их государственной регистрации. Уже тогда может возникнуть необходимость в аренде помещения, а значит и аренды земли, поскольку недвижимость расположена на земле, которая согласно ст. 181 ГКУ также являются недвижимостью.

Аренда земли сегодня

Увеличить плату за аренду земли от 2 до 40 раз предлагал еще Киевраде городской голова в 2008 году. Соответствующий проект решения появился в октябре 2009г. на рассмотрении в постоянной комиссии Киеврады по вопросам земельных отношений, градостроительства и архитектуры.

В проекте решения, который предложил на рассмотрение депутатам мэр, речь шла о том, что с 1 января 2009 года плата за аренду земли в Киеве должна вырасти в разы.

В частности, в 3,33 раза увеличится плата для пользователей жилищного фонда и строительства, в 2,66 раз – для производителей игрушек и спорттоваров, вдвое – для вещевых рынков, в 3 раза – для продуктовых рынков, в 8 раз – для поставщиков телефонной связи, в 4 раза – для заведений образования и в 40 раз – для рыбного и лесного хозяйства.

Депутаты Киеврады предупредили команду Черновецкого о том, что такое повышение платы за аренду земли спровоцирует новый скачок цен для киевлян.

Аренда земли – юридические аспекты

Аренда земли является одним из видов гражданско-правовых обязательств. Согласно ст.

792 Гражданского кодекса по договору найма (аренды) земельного участка арендодатель обязуется передать арендатору земельный участок на установленный договором срок во владение и пользование за плату.

При этом земельный участок может передаваться в аренду вместе с насаждениями, зданиями, сооружениями, водоемами, находящимися на нем или без них.

Земельный кодекс, являющийся основным нормативным актом, регулирующим земельные правоотношения в Украине, так же, как и Гражданский кодекс Украины, содержит термин “пользование (постоянное пользование)”, однако гл. 15 Земельного кодекс “Право пользование землей” содержит и термин “аренда земли“.

Так, согласно ст. 93 Земельного кодекса, право аренды земельного участка – это основанное на договоре срочное платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и другой деятельности.

Такой же, как и в Земельном кодексе, термин “аренда земли” содержится и в ст. 1 Закона об аренде земли, согласно которой аренда земли – это основанное на договоре срочное, платное владение и пользование земельным участком, необходимым арендатору для осуществления предпринимательской и других видов деятельности.

Операции аренды земли следует отличать от лизинговых операций. В нормативных актах, регулирующих вопросы налогообложения, в частности в п. 1.18 ст.

1 Закона о прибыли операции лизинга и аренды в целях налогообложения объединены в один термин – лизинговая (арендная) операция.

Однако эти операции аренды земли и лизинга нельзя отождествлять, так как по своей природе они различны, хотя в определенной мере их объединяет наличие элементов имущественного найма.

В отношении хозяйственных операций, объектом которых являются земельные участки, термин “лизинговая операция” неприменим, так как согласно п. 2 ст. 3 Закона Украины “О финансовом лизинге” земельные участки не могут быть предметом лизинга.

В п.п. 1.18.4 п. 1.18 ст. 1 Закона о прибыли такие операции также определены самостоятельным термином “аренда земли” – как хозяйственная операция, предусматривающая предоставление арендодателем земли в аренду в пользование другому юридическому или физическому лицу на определенный срок по целевому назначению и за арендную плату.

В зависимости от объекта юридические и физические лица могут брать в аренду земли сельскохозяйственного и несельскохозяйственного назначения, земельные участки водного и лесного фонда, земельные участки, на которых расположена недвижимость или предполагается строительство, и т. д.

Поскольку аренда каждого из перечисленных видов земельных участков имеет свои особенности, рассмотрим наиболее часто встречающиеся из них. 
Вернуться в начало страницы >>>

Объекты аренды земли

Согласно ст. 3 Закона об аренде земли объектами аренды могут быть земельные участки, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц Украины, коммунальной или государственной собственности. Земельные участки могут передаваться в аренду вместе с:

  • насаждениями, водоемами;
  • расположенными на них зданиями и сооружениями или без них.

Таким образом, каких-либо более конкретных ограничений по аренде земельных участков Закон об аренде земли не содержит ни в отношении арендодателей, ни в отношении объектов аренды земли.

Земельный кодекс конкретизирует объекты земельных правоотношений, указывая, что к землям Украины относятся все земли в пределах ее территории, в том числе острова и земли, занятые водными объектами, которые по основному целевому назначению делятся на категории, причем каждая из категорий земель Украины имеет особый правовой режим. Статьей 19 Земельного кодекса Украины предусмотрено, что земли Украины делятся на следующие категории:

  • сельскохозяйственного назначения;
  • жилой и общественной застройки;
  • природно-заповедного и иного природоохранного назначения;
  • оздоровительного назначения;
  • рекреационного назначения;
  • историко-культурного назначения;
  • лесного фонда;
  • водного фонда;
  • промышленности, транспорта, связи, энергетики, обороны и другого назначения.

Рассмотрим особенности аренды земли в зависимости от вышеуказанных категорий земель. Вернуться в начало страницы >>>

Аренда земли: земли сельскохозяйственного назначения

Землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, предоставленные для производства сельскохозяйственной продукции, осуществления сельскохозяйственной научно-исследовательской и учебной деятельности, размещения соответствующей производственной инфраструктуры или предназначенные для этих целей. К землям сельскохозяйственного назначения относятся:

  • сельскохозяйственные угодья (пашни, многолетние насаждения, сенокосы, пастбища);
  • несельскохозяйственные угодья (хозяйственные пути и прогоны, полезащитные лесные полосы и другие защитные насаждения, кроме угодий отнесенных к землям лесного фонда, земли под хозяйственными зданиями и дворами, земли временной консервации и т.п.).

Земли сельскохозяйственного назначения могут быть переданы в собственность или предоставлены в пользование, то есть в аренду земли:

  • гражданам – для ведения личного крестьянского хозяйства, садоводства, огородничества, сенокошения и выпаса скота, ведения товарного сельскохозяйственного производства;
  • сельскохозяйственным предприятиям – для ведения товарного сельскохозяйственного производства;
  • сельскохозяйственным научно-исследовательским учреждениям и учебным заведениям, сельским профессионально-техническим училищам и общеобразовательным школам – для опытных и учебных целей, пропаганды передового опыта ведения сельского хозяйства;
  • несельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям, религиозным организациям и объединениям граждан – для ведения подсобного сельского хозяйства.

Иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам и иностранным государствам земли сельскохозяйственного назначения могут передаваться, только во временное пользование, то есть в аренду. В собственность таким субъектам земли сельскохозяйственного назначения передаваться не могут.

Аренда земли сельскохозяйственного назначения возможна в постоянное пользование только государственным и коммунальным сельскохозяйственным предприятиям, учреждениям и организациям для научно-исследовательских, учебных целей и ведения товарного сельскохозяйственного производства.

В то же время государственные и коммунальные сельскохозяйственные предприятия, учреждения и организации, могут брать в аренду земли, находящиеся в собственности граждан и юридических лиц.

Пригодные для нужд сельского хозяйства, должны предоставляться в первую очередь для сельскохозяйственного использования, поэтому при заключении договоров аренды земли сельскохозяйственного назначения необходимо указать их целевое использование, не противоречащее действующему законодательству. Определение земель, пригодных для нужд сельского хозяйства, производится на основании данных государственного земельного кадастра.

Аренда земли: земельные доли (паи)

В связи с проведением земельной реформы, начиная с 1995 года, в Украине проходил процесс паевания земель. Согласно Указу Президента Украины от 08.08.95 г.

№ 720/95 “О порядке паевого раздела земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям” распаеванию подлежали сельскохозяйственные угодья, переданные в коллективную собственность коллективным сельскохозяйственным предприятиям, сельскохозяйственным кооперативам, сельскохозяйственным акционерным обществам (далее – КСП). Паевание земель совхозов и других государственных сельскохозяйственных предприятий могло быть проведено только после их преобразования в КСП.

Процесс паевания земель предусматривал определение размера земельной доли (пая) в коллективной собственности на землю каждого члена КСП без выделения земельных участков в натуре (на местности).

Право на земельный пай получили члены КСП, в том числе пенсионеры, которые ранее работали в данном предприятии и остаются членами указанного предприятия в соответствии со списком, прилагаемым к государственному акту на право коллективной собственности на землю.

При паевании стоимость и размеры земельных долей (паев) в условных кадастровых единицах всех членов КСП являются равными.

В результате распаевания земель каждый собственник земельного пая получил сертификат на право на земельную долю (пай), являющийся правоустанавливающим документом при реализации им права требования на отвод земельной доли (пая) в натуре (на местности).

Механизм паевания земель был определен Методическими рекомендациями по паеванию земель, переданных в коллективную собственность сельскохозяйственным предприятиям и организациям, утвержденными приказом Государственного комитета Украины по земельным ресурсам от 20.02.96 г.

№ 11 (далее – Методика № 11).

В случае выхода собственника земельного пая из КСП по его заявлению осуществляется отвод земельного участка в натуре и выдается государственный акт на право частной собственности на этот земельный участок.

После выдачи государственного акта на право частной собственности на земельный участок сертификат на право на земельную долю (пай) возвращается в райгосадминистрацию.

Выделение земельной доли (пая) в натуре из земель коллективной собственности производилось в соответствии с Методическими рекомендациями относительно порядка передачи земельной доли (пая) в натуре из земель коллективной собственности членам коллективных сельскохозяйственных предприятий и организаций, утвержденными приказом Госкомзема от 04.06.96 г. № 47/172/48

При аренде земельных долей (паев) у граждан, следует обратить внимание на следующее:

  • владельцы таких земельных долей (паев) имеют право на заключение договоров аренды земли при наличии у них сертификата на право на земельную долю (пай);

Источник: https://meget.kiev.ua/Statji/786-arenda-zemli-osnovnaja-problematika/

Аренда земельного участка в 2019 году: регистрация, продление и расторжение договора аренды, срок и стоимость | Земельный эксперт

Как правильно решить вопросы с арендой земли?

Арендой земли является форма владения и пользования земельным участком, при которой одна сторона передает землю во временное пользование другой стороне. При этом устанавливается определенная плата за передачу земельного участка.

Передать землю для ведения хозяйства могут собственники или государственные органы.

Участок, сдаваемый в аренду, должен соответствовать следующим требованиям:

  • включение в кадастровый учет;
  • наличие адреса и описания с указанием площади, назначения, категории земли;
  • допускается аренда необособленной части земли, если имеется ее описание.

Срок аренды устанавливается при заключении договора между сторонами. Краткосрочная аренда длится в течение 3-5 лет.

При долгосрочной аренде срок соглашения достигает 49 лет. Допускается заключать договор на неопределенный срок.

Срок аренды зависит от целей землепользования:

  • возведение или реконструкция здания – 3-10 лет;
  • сооружений объектов линейного типа – до 49 лет;
  • индивидуальное строительство – до 20 лет;
  • возведение дачных построек (для юридических лиц) – от 3 до 5 лет;
  • завершение строительных работ – до 3 лет;
  • ведение сельского хозяйства – от 3 до 49 лет;
  • разведение животных, создание огородов, сенокошение – до 3 лет.

Как взять в аренду земельный участок?

При передаче земельного участка во временное пользование другому субъекту заключается договор аренды (посмотреть и скачать можно здесь: [образец договора аренды]). Допускается заключение соглашения

В договоре отражаются следующие сведения:

  • характеристика земельного надела (номер кадастрового учета, вид пользования, размеры, план участка с указанием границ);
  • стоимость аренды;
  • срок передачи земли в пользование;
  • порядок оплаты за землю;
  • права и обязанности каждой стороны;
  • условия досрочного прекращения договора;
  • ответственности при несоблюдении положений документа;
  • порядок решения спорных вопросов.

Порядок аренды является следующим:

  1. Согласовывается стоимость и порядок передачи участка в аренду.
  2. Составляется текст соглашения с учетом необходимых требований.
  3. Подписание документа заинтересованными лицами.
  4. Регистрация договора в Росреестре, если его срок превышает один год.

Если договор заключает на период от одного года, то его обязательно регистрируют. Если срок соглашения не установлен, то в таком случае регистрировать документ не обязательно.

Список документов

Для оформления договора аренды требуются следующие документы:

  • подтверждение личности (для граждан);
  • документ о регистрации (для ИП и юридических лиц);
  • документ о постановке на учет в налоговых службах;
  • доверенность, заверенная у нотариуса (для ИП и юридических лиц);
  • справки, устанавливающие право пользоваться и распоряжаться земельным участком;
  • банковские реквизиты.

Для последующей регистрации соглашения в Росреестр предоставляются:

  • паспорт или учредительные документы юрлица;
  • подписанное соглашение (два экземпляра);
  • разрешение со стороны местных органов на передачу участка в аренду;
  • документ, устанавливающий право собственности на участок;
  • кадастровый паспорт надела;
  • правоустанавливающие документы на сооружения, расположенные на участке;
  • справка о перечислении госпошлины.

Продление аренды

При необходимости заключенный договор аренды может быть продлен. Для этого используются следующие способы:

  1. Заключение нового соглашения с указанием скорректированных сроков.
  2. Подписание дополнительного соглашения.
  3. Автоматический перенос сроков.

Если заключается новый договор, то его содержание может измениться или остаться прежним. Такой документ подлежит регистрации в установленном порядке.

Допускается подписание дополнительного соглашения, после чего проводится его регистрация. Соглашение опирается на заключенный договор и не имеет автономной силы.

В случае автоматического продления срок документа увеличивается, если стороны не высказали возражений. Прежний договор остается действовать на аналогичных условиях. Повторная регистрация документа не требуется.

Порядок продления договора стороны устанавливают на свое усмотрение. Если стороны являются физическими лицами, то между ними производится обмен письмами. Одна сторона отправляет другой уведомление о продлении договора. В ответ гражданин направляет свое письменное согласие на проведение процедуры.

Если арендодателем является юридическое лицо, то пишется заявление на имя уполномоченного лица (посмотреть и скачать можно здесь: [образец заявления]). Документ направляется лично, почтой или в электронном формате. После этого нужно дождаться официального решения о продлении документа.

Расторжение договора аренды

Основания, по которым договор подлежит расторжению, указываются в его тексте. Существуют также иные причины, по которым действие документа прекращается:

  1. Земля используется не по назначению.
  2. Нарушены правила использования земли, что привело к ухудшению экологической обстановки.
  3. Пагубное воздействие на плодородный слой за счет использования токсичных веществ, в результате чего земля пришла в негодность и не подлежит восстановлению.
  4. В течение оговоренного срока земли не использовались.
  5. Реквизиция земель или их изъятия под нужды государства или муниципалитета.

При расторжении договора нужно отправить уведомление об этом другой стороне. Документ составляется на базе положений договора, которые не были выполнены. Дополнительно указываются факты, говорящие о нарушении договоренности.

В течение месяца другая сторона должна сформулировать и направить ответ:

  • принятие требований и выражение намерения исправить положение;
  • выдвижение ответных требований;
  • согласие расторгнуть договор.

Если ответ не получен, то это становится основанием для обращения в суд. Для судебного заседания нужно представить веские доказательства касательно выявленных нарушений.

Заключение

  1. Право лиц пользоваться землей указывается в договоре аренды.
  2. Чтобы взять землю в аренду, требуется составить договор.
  3. Длительность аренды зависит от назначения земель.
  4. Разрешается заключить договор на неопределенный срок.
  5. При сроке аренды от одного года соглашение заключается в письменном виде.
  6. Арендовать допускается участок, состоящий на кадастровом учете.
  7. В документе указываются условия аренды, ее стоимость, порядок продления и расторжения.
  8. Договор может быть продлен по взаимному согласию сторон.
  9. Продление договора может происходить путем заключения нового документа или подписания соглашения.
  10. Если при пользовании землей зафиксированы серьезные нарушения, действие документа прекращается.
  11. Порядок аннулирования может быть указан в тексте документа.
  12. Одна из сторон может выступить с инициативой о расторжении договора.
  13. При нанесении ущерба окружающей среде и нарушении целевого использования договор аннулируется.
  14. При наличии нарушений соглашение расторгается в судебном порядке, если заинтересованные лица не пришли к соглашению.

Наиболее популярный вопрос и ответ на него по аренде земельного участка

Вопрос: Как производится аренда земли, находящейся в муниципальной собственности?

Ответ: Муниципальная собственность находится в ведомстве местных органов власти. Они отвечают за передачу земли в аренду физическим и юридическим лицам.
Узнать сведения о свободных участках можно в Росреестре или многофункциональном центре. На составление выписки отводится до 5 дней.

Для заключения арендного договора в таком случае нужно принять участие в аукционе. Обязательно предоставляется схема расположения участка на кадастровом плане местности. В ходе торгов определяется победитель, с которым заключается договор. В документе прописывается возможность и условия, при которых возникают арендные отношения между муниципалитетом и арендатором.

Если на муниципальной земле планируется возведение зданий, то проведение аукциона обязательно. Инициатором проведения аукциона могут стать граждане или местные органы власти.

Без проведения торгов участок может предоставляться в аренду гражданам, имеющим льготный статус. Обращаться нужно в местную администрацию с заявлением и схемой участка.

Заявка рассматривается в течение 30 дней, после чего заключается договор или направляется отказ.

Образцы заявлений и бланков

Вам понадобятся следующие образцы документов:

Вам будут полезны следующие статьи:

Позвоните прямо сейчас и решите свой вопрос – это быстро и бесплатно!

Источник: http://zk-expert.ru/zemelnye-otnosheniya/ispolzovanie-chuzhix-zemelnyx-uchastkov/arenda-zemelnyx-uchastkov/

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий