Как происходит продажа идеи вместе с авторскими правами?

Авторское право и глобализация в век компьютерных сетей – Проект GNU – Фондсвободного программного обеспечения

Как происходит продажа идеи вместе с авторскими правами?

Это перевод страницы, написанной на английском языке.

Авторское право и глобализация в век компьютерных сетей

Далее следует исправленный конспект речи, произнесенной в MIT на Форуме посредствам связи во вторник, 19 апреля 2001 года с 17:00 до19:00

Дэвид Торнберн, ведущий. Наш сегодняшний лектор, РичардСтолмен,— легендарная фигура в мире вычислительной техники, и я многоузнал, пока пытался найти оппонента, который разделил бы с ним трибуну. Одинвыдающийся профессор MIT рассказал мне, что к Столмену нужно относиться какк харизматической фигуре в библейской притче — своего родаветхозаветной поучительной истории.

— Представьте себе,— сказал он,— Моисея илиИеремию — лучше Иеремию.

И я ответил:
— Ну, это просто превосходно.

— Звучит чудесно. Это подтверждает мои представления о том,какого рода вклад он внес в мировое сообщество. Почему тогда вы не желаетеразделить с ним трибуну?

Он сказал:
— Как Иеремия илиМоисей, он просто ошеломил бы меня. Я не могу встать рядом с ним, но если бывы попросили меня назвать пять живущих ныне людей, которые по-настоящемупомогли всем нам, то Ричард Столмен был бы одним из них.

Ричард Столмен. Мне следует [начать с разъяснения того,почему я отказался позволить транслировать запись этого форума в Интернете],на случай, если не совсем ясно, в чем проблема.

Программы, которые применяютдля трансляции в Интернете, требуют от пользователя установки определеннойпрограммы, чтобы получать трансляции. Эта программа не свободна.

Онадоступна по нулевой цене, но только в виде исполнимого файла,представляющего собой таинственную кучу чисел.

Что она делает — это секрет. Вам нельзя ее изучать; вам нельзя ееизменять; и вам, конечно, нельзя опубликовать свою собственную измененнуюверсию. А это входит в те свободы, которые составляют важную частьопределения свободной программы.

Итак, если предполагается, что я — честный защитник свободногопрограммного обеспечения, я едва ли могу выступать тут и там с речами, апотом оказывать давление на людей, чтобы они пользовались несвободнымипрограммами. Я подрывал бы свою собственную работу. А если я не станупоказывать, что я серьезно отношусь к своим принципам, я не могу ожидать,что кто-то другой будет относиться к ним серьезно.

Однако эта речь — не о свободных программах. После того как япроработал в движении за свободное программное обеспечение несколько лет илюди начали пользоваться некоторыми частями операционной системы GNU, менястали приглашать выступить с речью, [в которой] … люди начали спрашиватьменя: “Ну, а как идеи о свободе пользователей программ обобщаются надругие предметы?”

И, конечно, люди задавали такие глупые вопросы, как “Ну, а должна либыть свободной аппаратура?” “Должен ли быть свободен этотмикрофон?”

Так вот, что это означает? Должны ли мы быть вольны копировать его илиизменять его? Так вот, что касается изменений, то если вы покупаетемикрофон, никто не собирается мешать вам изменять его. А что до копирования,то ни у кого нет устройства копирования микрофонов.

Такое бывает только вфантастических фильмах. Может быть, когда-нибудь появятся молекулярныеанализаторы и сборщики и действительно станет возможно скопироватьфизический объект, и тогда эти вопросы о том, вольны ли вы делать это,начнут становиться по-настоящему важны.

Мы увидим, как агротехническиекомпании пытаются помешать людям копировать пищу, и это станет серьезнойполитической проблемой, если такая техническая возможность когда-нибудьбудет существовать. Я не знаю, будет ли это; в настоящий момент это простодосужие рассуждения.

Но для другого рода информации этот вопрос поставить можно, потому чтоинформацию любого вида, которую можно хранить в компьютере, вероятно, можнокопировать и изменять.

Так что этические вопросы свободного программногообеспечения, проблемы права пользователя копировать и изменять программы,точно таковы же, как аналогичные вопросы для других видов опубликованнойинформации.

Я сейчас не говорю о конфиденциальной информации, скажем, оличной информации, которую никогда не предполагалось предоставлять дляобщего доступа. Я говорю о правах, которые у вас должны быть, если выполучаете копии чего-то опубликованного, когда это не пытаются хранить всекрете.

Чтобы пояснить свои мысли об этом предмете, я хотел бы сделать обзор историираспространения информации и авторского права. В древности книги писаливручную, пером, и любой, кто умел читать и писать, мог скопировать книгупочти так же эффективно, как кто бы то ни было еще.

Ну, тот, кто занималсяэтим целый день, научился бы делать это несколько лучше, но грандиознойразницы не было. А поскольку копии делались по одной за раз, увеличениемасштабов производства не давало слишком большой экономии. Чтобы сделатьдесять копий, нужно было потратить в десять раз больше, чем для того, чтобысделать одну.

Не было также ничего, что принуждало бы к централизации; книгуможно было копировать где угодно.

Источник: https://www.gnu.org/philosophy/copyright-and-globalization.ru.html

Продажа прав

Как происходит продажа идеи вместе с авторскими правами?

Автор и любой правообладатель может заработать на своих правах, используя свое произведение в коммерческих целях, разрешая это делать другим лицам или передавая им свои имущественные авторские права или права промышленной интеллектуальной собственностиКак при этом уберечь свои деньги и нервы от постоянных капризов судьбы? Можно дать один очень простой совет: надо как можно больше знать о своих правах, пользоваться всей полнотой доступной информации, консультироваться со специалистами, юристами и спрашивать у коллег.

Желательно самому разбираться во всех деталях отношений, возникающих в связи с созданием и использованием произведений, фонограмм и других объектов интеллектуальных прав. Разумеется, это очень не легко. «Сверх сил своих стремиться ввысь — на то и небеса…»¹

Во многих случаях лучше воспользоваться услугами секретаря, агента, юриста или иного квалифицированного специалиста.

Для правильной продажи прав и защиты прав необходимо:

1. знать, где, сколько и за что платят в среднем («в аналогичных случаях при сходных обстоятельствах»), что можно потребовать и сколько можно получить;

2. заранее позаботиться о подтверждении авторства и осуществить регистрацию прав. При наличии Свидетельства о регистрации будет меньше соблазна воспользоваться плодами творчества без разрешения автора и без выплаты гонорара.

3.

всегда внимательно читать предлагаемые договоры передачи прав, добиваться обсуждения всех деталей, по мере возможности стараться получить независимое юридическое заключение на любой проект договора, не спешить подписывать договор, особенно, если Вас очень торопят поставить свою подпись (пожалуйста, помните, что слишком выгодных только для автора сделок в жизни обычно не встречается);

4. уделять особое внимание возможностям контроля за соблюдением условий договора и вопросам ответственности за нарушение его условий.

Помните, что авторский договор и иной Лицензионный договор обладает рядом особенностей, что законодательство об интеллектуальной собственности предусматривает специальные меры для защиты авторских прав.

Не ослабляйте защиту своей интеллектуальной собственности поспешными и неосторожными действиями.

Во многих случаях для эффективной реализации авторских прав необходимо стать членом специализированной российской организации по управлению имущественными авторскими или смежными правами на коллективной основе.

При некоторых способах использования произведений, исполнений и фонограмм это единственно возможный способ реального осуществления авторских и смежных прав (при использовании музыкальных произведений на радио, телевидении, публичных площадках, использовании фотографий, литературных и музыкальных произведений в интернете и т.д.).

Консультация: (495) 921-22-31; Задать вопрос юристу

¹Браунинг Р., (Robert Browning, 7 мая 1812, Лондон  — 12 декабря 1889, Венеция)  — английский поэт и драматург.

  • Не нарушать
  • Права нарушены

Статьи и новости по теме:

Глава Федеральной службы по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций Александр Жаров на встрече с Владимиром Путиным отчитался >>>

Итак, вы обнаружили ваши фотографии, другие изображения или статьи на чужом сайте или портфолио. Что следует сделать, чтобы предотвратить нарушение ваших прав и избежать подобных рисков в будущем? >>>

Возглавляемый Никитой Михалковым Российский союз правообладателей (РСП) разработал концепцию «глобальной лицензии» для всех видов контента в сегменте российского интернета. Первый вице-премьер Игорь Шувалов поручил нескольким ведомствам оценить нововведение и представить свои рекомендации >>>

Издательство «ЭКСМО», получив отказ по иску к ВКонтакте, в связи с незаконным, по мнению издательства, размещением на пользовательских аккаунтах ссылок на книгу «50 оттенков серого» Э.Л.Джеймса и других произведений, продолжает бороться против социальной сети и отстаивает свои требования компенсации на 700 тысяч рублей >>>

Нынешней эпохе в истории российского законотворчества по интеллектуальным правам можно присвоить название «антипиратской».

То ли в силу мощнейшего лобби со стороны правообладателей, то ли в связи со вступлением России во Всемирную торговую организацию (ВТО), то ли благодаря пристальному вниманию чиновников высшего эшелона к потенциалу творческой экономики – правовой подход к охране интеллектуальной собственности в нашей стране обещает измениться кардинальным образом >>>

На первом заседании Попечительского совета Государственного института искусствознания (ГИИ) обсуждалась проблема перехода прав на использование партитур многих произведений русских классиков (таких как Чайковский и Мусоргский) западным издательствам. А есть ли здесь реальная проблема? >>>

Знаменитейший роман Харпер Ли, по версии ВВС входящий в ТОП-200 лучших литературных произведений планеты, станет «героем» судебного разбирательства. Не сам роман, а права на него, оспариваемые автором у родственника своего бывшего литературного агента >>>

Согласно результатам представленного исследования, наступает эпоха «самиздата», когда издательские дома могут утратить роль посредников между авторами и читателями >>>

Начиная с 15-го января 2013 года в Интернете стали активно публиковаться новости относительно новой программы Министерства образования, касающейся открытой публикации на официальных сайтах ВУЗов студенческих работ >>>

После тревожных сообщений о серьезных проблемах издательской группы «АСТ» с финансами и законом, появилась информация о слиянии «АСТ» с его крупнейшим партнером по отраслевым объединениям и главным конкурентом – издательством «ЭКСМО» >>>

[  1   2   3  ]

Источник: http://www.copyright.ru/ru/documents/practika/zarabotat_na_pravah

Авторские права. Ремиксы и авторское право. Нарушаю ли я авторские права, делая ремикс

Как происходит продажа идеи вместе с авторскими правами?

Есть ли разница между тем, что, к примеру, музыкальная композиция написана мною полностью, от начала до конца, и тем, что я взял одну, две или три чужих музыкальных композиции и сделал на их основе свою музыкальную композицию?

Другими словами – многочисленные «диджеи» выпускают «ремиксы» на чужие песни –

1. Кто в данном случае является правообладателем «ремикса»? «Старый автор», основа которого была взята, новый автор или они делят права пополам?

Интересует с коммерческой точки зрения: если я взял чужую композицию, изменил и решил получать с неё прибыль.

Должен ли я делиться ею, и как и где это прописано? И вообще, есть ли смысл вот в этом случае вообще мне депонировать у нотариуса свой «ремикс»?

2. Как быть в вышеуказанном случае, если автор изначальной музыкальной композиции – иностранный гражданин, и его произведение зарегистрировано, к примеру, в США?

Я собираюсь связаться с изначальным автором – дать ему оценить другое воплощение его идеи.

И в связи с этим думаю, стоит ли сначала себя защитить, в случае, если кто-то захочет просто украсть мой «микс» или же в любом случае как бы я не переделывал песню – вся прибыль и авторство принадлежит автору источника.

Юридическая консультация

Вопросы авторских и смежных прав урегулированы Частью четвертой Гражданского кодекса.

1. Автором ремикса является сам создатель ремикса.

А вот использовать свой ремикс каким бы то ни было образом (даже для вывешивания на собственном сайте для бесплатного скачивания ремикса) автор ремикса не вправе, если не получил согласие на создание ремикса от авторов и, что важно(!), исполнителей и производителей фонограмм (все вместе – правообладатели) использованных им оригинальных (первоначальных) музыкальных произведений.

Обращаю внимание, что при создании ремикса Вы, как правило, перерабатываете не только объект авторских прав (само музыкальное произведение и, если есть, порой даже текст музыкального произведения), но и объекты смежных прав (исполнение музыки и, если есть, исполнение текста, а также запись исполнения – фонограмму).

Права на переработку за правообладателями закреплены пп. 9 п. 2 ст. 1270 Гражданского кодекса (для авторов), пп. 9 п. 2 ст. 1324 Гражданского кодекса (для производителей фонограмм), для исполнителей в законе это право не выделено (скорей всего, недоработка, но не будем вдаваться в юридические тонкости), однако едва ли можно его не признать за ними.

Другое дело, не всегда в результате ремикса осуществляется переработка исполнения.

Согласно ст. 1260 Гражданского кодекса автору ремикса (ремикс, аранжировка и т.п. считаются производными произведениями – переработками) принадлежат авторские права.

Однако автор ремикса, а равно аранжировки или иного производного произведения, осуществляет свои авторские права при условии соблюдения прав авторов произведений, использованных для создания производного произведения (п. 3 ст. 1260 Гражданского кодекса).

Ремикс, если он создан законно, автор ремикса вправе использовать самостоятельно, по своему усмотрению. Весь доход от использования ремикса его автор получает себе.

Если ремикс создан без заключения договора с правообладателями оригинального произведения, то такой ремикс считается незаконным, и Вы в случае использования незаконно созданного ремикса можете быть привлечены к ответственности (как гражданско-правовой, так и в ряде случаев – уголовной). Подробнее об ответственности за нарушение авторских прав.

Соблюсти права правообладателей можно и нужно путем заключения договора. Как правило, это лицензионный договор. Обращаю внимание, что несоблюдение письменной формы лицензионного договора влечет его недействительность (п. 2 ст.

1235 Гражданского кодекса)! Лицензионный договор, по которому правообладатели оригинального музыкального произведения (авторы, исполнители, производители фонограмм – в зависимости от ситуации) разрешают переработку (создание ремикса), необходимо составлять/проверять у юриста по авторским правам (юриста по интеллектуальной собственности), а не ограничиваться обычным «согласием», пусть и письменным, иначе Вы рискуете будущим своего ремикса. В том числе, в таком договоре и должен быть решен вопрос, на каких условиях Вы будете использовать созданный Вами ремикс.

Депонирование у нотариуса призвано обеспечить Вас доказательствами временного приоритета. Подробнее о способах защиты авторских прав.

2. Конечно, я бы рекомендовал сохранить за собой доказательства авторства. Это могут быть исходные файлы, рабочие материалы и т.п. Отправлять свой ремикс на ознакомление лучше в заниженном качестве. Предпринимать ряд иных мер неюридического характера. Если Вы серьезно оцениваете перспективу своего ремикса, то лучше воспользоваться и юридическими способами защиты авторских прав.

* Актуальность ответа проверена на соответствие законодательству, действовавшему на 08.01.2012.

Прочтений: 65513.

Источник: http://kolosov.info/yuridicheskaya-konsultaciya/avtorskie-prava-i-remiksy

Как можно запатентовать идею и название сайта

Как происходит продажа идеи вместе с авторскими правами?

Идея сайта – можно ли запатентовать идею сайта? Патент идеи

По общему правилу, установленному законодательно, авторское право не распространяется на идеи, процессы, методы деятельности, как таковые.

Это означает, что хотя идеи, которыми готов поделиться с пользователями создатель интернет сайта, могут быть новаторскими и революционными, и таким образом, представлять для их носителя особую ценность, но они, сами по себе, не являются объектами авторского права.

Более того, идеи, как таковые, не являются также и объектами права интеллектуальной собственности, в более широком понимании этого понятия, нежели просто авторское право, и не подлежат правовой охране. Поэтому нельзя получить авторские права на идею сайта или запатентовать идею сайта и соответственно получить патент на идею сайта.

Необходимо определить иные объекты права интеллектуальной собственности, которые, возможно, могут возникнуть при создании сайта. В частности, идея, будучи субъективной категорией, может получить материальное воплощение.

К примеру, при создании интернет сайта любые идеи его создателя трансформируются в его наименование, контент и дизайн сайта.

И поэтому, как правило, в этом случае ценность интернет сайта зависит от уникальности его содержимого, то есть уникальности его наименования и контента в сочетании с уникальностью его дизайна.

В итоге, идея создателя интернет сайта материализуется, и возникают уникальные, сами по себе, наименование сайта, его контент и дизайн, которые вместе являют собой уникальный веб-сайт. Так, что же из указанного выше может быть объектом права интеллектуальной собственности и подлежать правовой охране?

Наименование интернет сайта – можно ли и как запатентовать название сайта?

Если рассматривать наименование веб-сайта изолированно, к примеру, от его контента или сайта, то само по себе название сайта, как правило, не рассматривается как объект права интеллектуальной собственности.

Можно предположить, что в определенных случаях оригинальное название сайта (текст, который высвечивается в верхней строке браузера над доменным именем) можно рассматривать, как произведение, и в таком случае оно является объектом авторского права.

Таким образом, в определенных случаях зарегистрировать авторские права на название сайта, скорее всего, возможно, но его запатентовать уж точно у создателя не получится.

Вместе с тем, правовая охрана предоставляется коммерческим наименованиям и торговым маркам.

Поэтому если, к примеру, наименование сайта совпадает с коммерческим наименованием юридического лица, которому принадлежит интернет сайт, и который используется в его коммерческой деятельности, то теоретически можно предположить, что при определенных обстоятельствах, в рамках охраны коммерческого наименования можно пытаться препятствовать законными способами использованию третьими лицами аналогичного наименования на их интернет сайтах. Но рассчитывать на правовую охрану исключительно таким способом неправильно, поскольку достичь желаемого результата будет очень сложно.

Значительно проще это будет сделать, если зарегистрировать знак для товаров и услуг, который будет совпадать с наименованием интернет сайта.

Основное предназначение торговой марки – это идентификация определенных товаров или услуг, установление их связи с конкретным производителем, и создание у потребителя субъективного восприятия таких продуктов или услуг отличного от восприятия аналогичных продуктов или услуг, представленных на рынке иными производителями. Поэтому использование зарегистрированного знака для товаров и услуг в наименовании коммерческого веб-сайта не противоречит целям, в которых торговые марки используются обычно. Поскольку торговая марка является объектом права интеллектуальной собственности, то, при дублировании ее в наименовании своего коммерческого сайта, значительно проще получить защиту своих прав при незаконном использовании третьим лицом на его сайте аналогичного названия.

Так же необходимо понимать, что можно рассчитывать на правовую защиту названия сайта как составляющего элемента иных объектов права интеллектуальной собственности, о чем пойдет речь ниже.

Контент интернет сайта — можно ли запатентовать контент сайта?

Как правило, к контенту интернет сайта относится та информация и материалы (изображения, статьи, видео и аудиофайлы, новости, рекламные объявления и прочее), которые размещаются на нем его администратором.

Зачастую, у большинства веб-сайтов контент непостоянен, он периодически меняется (дополняется).

В связи с этим, по нашему мнению, контент интернет сайта, как единое целое, не является объектом права интеллектуальной собственности, за исключением тех случаев, когда он имеет признаки базы данных.

В тех случаях, когда контент упорядочен на интернет сайте, и у такого упорядочивания присутствуют признаки базы данных (осуществляется поиск, данные упорядочены по составляющим по определенным критериям, что является результатом интеллектуальной деятельности), то он может быть расценен как объект авторского права. Но в этом случае правовой охране будет подлежать не содержание контента, которое является его составляющей, а именно сама база данных, как система упорядочивания по определенным критериям.

Как правило, контент интернет сайта – это его информационное наполнение, которое включает в себя, как объекты права интеллектуальной собственности, к примеру, изображения, статьи, видео и аудиофайлы, правообладателем которых может быть и сам собственник (администратор) сайта, и третье лица, с разрешения которых такие объекты размещаются на таком сайте, так и объекты, которые не подлежат правовой охране, в частности, новости, рекламные объявления и прочая подобная информация.

Поэтому на контент интернет сайтов, как на единый объект права интеллектуальной собственности, как правило, нельзя зарегистрировать авторские права, за исключением тех случаев, когда контент является базой данных, и уж  тем более не получится его запатентовать.

При этом не составит труда получить правовую охрану на отдельные объекты права интеллектуальной собственности, выкладываемые на веб-сайте, в частности, такие как, изображения, статьи, видео и аудиофайлы и прочие.

Дизайн интернет сайта — можно ли запатентовать дизайн сайта?

Дизайн интернет сайта является важной неотъемлемой его составляющей, но при этом — может рассматриваться, как отдельное произведение или несколько произведений (к примеру, на много страничных сайтах).

Поэтому представляется возможным зарегистрировать авторские или имущественные права (возникшие из договора) на дизайн интернет сайта.

При определенных условиях на уникальный дизайн веб-сайта можно получить и патент на сайт как на промышленный образец.

Хотя, существует высокая вероятность, что такая дополнительная охрана дизайна интернет сайта, как объекта промышленной собственности в Украине, будет неоправданной из-за сложности, длительности и, соответственно, значительной стоимости такой процедуры. Узнайте больше о защите авторских прав на контент и дизайн сайта в нашей статье.

Веб-сайт — можно ли запатентовать сайт?

Если говорить о веб-сайте, как об объекте права интеллектуальной собственности в Украине, то его необходимо рассматривать, прежде всего, как компьютерную программу, позволяющую разместить в сети Интернет определенную информацию. При этом в некоторых странах применяются иные подходы, к примеру, законодательство США допускает выдачу так называемых «софтверных патентов» на программное обеспечение, как на определенную технологию.

С технической точки зрения интернет сайт – это программа, состоящая из упорядоченного по определенной системе набора инструкций в виде слов, цифр, кодов и прочее, выраженных в пригодной для считывания компьютером форме (написанных на определенном компьютерном языке), и которые приводят компьютер в действие для достижения определенной цели или результата.

Соответственно интернет сайт, как компьютерная программа, является в Украине объектом авторского права и подлежит правовой охране, как литературное произведение. Поэтому можно зарегистрировать авторские или имущественные права (возникшие из договора) на веб-сайт, как на произведение.

Описанный выше подход в оценке интернет сайта, как объекта авторского права, оправдан в отношении большинства ныне используемых веб-сайтов в Украине.

Рассматривать же интернет сайты, как более сложные объекты права интеллектуальной собственности, в частности, как полезную модель, изобретение или промышленный образец, с целью получения патента на сайт, возможно только в тех случаях, когда его техническая реализация осуществлена в составе программно-технического комплекса и имеет «промышленную пригодность». Соответственно, запатентовать сайт, как полезную модель, изобретение или промышленный образец, вероятно, можно, но процедура будет сложной и длительной.

ВЛАДИСЛАВ ЗОЛКИН, юрист ЮФ «Центр правового консалтинга»

Другие услуги ЮФ «Центр правового консалтинга» 

Источник: https://cpk.ua/publications/articles/full/kak-mozhno-zapatentovat-ideyu-nazvanie-i-dizayn-sayta/

Правовое регулирование авторских прав: на международном уровне и национальном уровне

Как происходит продажа идеи вместе с авторскими правами?

Правоинтеллектуальной собственности(ИС)  объединяетавторское право, смежные права и правопромышленной собственности (патентноеправо). Объекты права интеллектуальнойсобственности:

права,относящиеся к изобретениям, открытиям,промышленным образцам, товарным знакам,фирменным наименованиям, «ноу-хау» ;

защитапротив недобросовестной конкуренции ;

правана литературные, художественные инаучные произведения;

права,связанные с интеллектуальной деятельностьюв производственной, научной, литературнойи художественной областях, исполнительскойдеятельностью и воспроизводствефонограмм.

Основнымисточником права ИС в РФ является IVчасть ГК РФ ,вступившая в силу 01.01.2008 г.

ПонятиеИС определено в Конвенции об учрежденииВсемирной организации интеллектуальнойсобственности  1967г. Источник права ИС  —не обязательство, а непосредственноинтеллектуальная деятельность. В связис этим права ИС называют «исключительными».

Общим для результатов интеллектуальнойдеятельности и средств индивидуализацииявляется то, что их использование можетосуществляться третьими лицами толькос согласия непосредственногоправообладателя. Исключительное право —это абсолютное право на нематериальныйобъект.

Использование понятия«интеллектуальная собственность»является условным, поскольку объектомявляется не вещь, в отличие от правасобственности, а содержание результатовтворческой деятельности.

ПравоИС имеет строго территориальный характер,оно возникает, признается и защищаетсятолько на территории того государства,где создано произведение, зарегистрированоизобретение или открыт секрет производства.

Для признания своих прав в другихгосударствах авторы или изобретателидолжны повторно заявлять о своих правахлибо путем издания книги, либо путемполучения нового патента на территориисоответствующего иностранногогосударства.

Единственным способомпреодоления территориального характераэтого права является заключениемеждународных соглашений (универсальных,региональных и двусторонних) о взаимномпризнании и защите прав на результатытворческой деятельности, возникших вдругих государствах.

Помимотерриториального характера, права наинтеллектуальную собственность имеютряд других особенностей. К ним относятся:ограниченный срок защиты, специфическоесодержание, особый порядок передачиправ, неотчуждаемость исключительныхправ и т.д.

Авторскоеправо  можноопределить как совокупность правовыхнорм, регулирующих порядок использованияпроизведений литературы, науки иискусства. Объектами авторскогоправа  являютсяпроизведения литературы, науки иискусства, компьютерные программы ибазы данных.

Особенностиавторских прав заключаются в их делениина исключительные и неисключительные .

Исключительныеавторские права :

правоавторства;

правона имя;

правона обнародование;

правона отзыв произведения;

правона защиту репутации автора;

праводоступа;

правона перевод;

правона распространение и воспроизведение;

правона переработку;

правона импорт;

правона публичный показ и публичное исполнение;

правоследования.

Исключительныеправа имеют как личный неимущественный,так и имущественный характер. Субъектыавторского права  —это лица, обладающие исключительнымиправами на произведение, и их наследники.

Субъективные авторские права  можноразделить также на имущественные иличные неимущественные. Имущественныеправа, как правило, имеют подчиненноезначение.

Личные неимущественныеправа принадлежат автору независимоот его имущественных прав и сохраняютсяза ним в случае уступки исключительныхправ на использование произведения.

Авторскиеправа не распространяются на идеи,концепции, принципы, методы, процессы,системы, способы, предлагаемые решениятехнических задач, открытия, сюжеты.Однако авторским правом будут охранятьсяспособы изложения, форма произведения.

Пообщему правилу иностранцы в сфереавторского права пользуются национальнымрежимом: если произведение автора-иностранцабыло обнародовано на территории данногогосударства (и ранее не обнародовалосьза границей), то за таким автором обычнопризнаются все те права, которые вытекаютиз местного законодательства. Какправило, условия предоставлениянационального режима авторам-иностранцамсодержатся и в национальном законе, ив международных соглашениях. Международныесоглашения в основном предусматриваютвзаимное (на условиях материальнойвзаимности) предоставление национальногорежима.

Субъективныеавторские права, возникшие на основеиностранного закона, признаются иохраняются на территории РФ при наличиимеждународного соглашения и на условияхвзаимности.

Специфика и условия охраныавторских прав с иностранным элементомзаключаются в том, что они определяютсязаконом того государства, на территориикоторого имел место юридический факт,послуживший основой для возникновенияавторского права.

Признание авторскихправ основано на принципе национальностипроизведения, но учитывается инациональность автора.

Вотношении произведений иностранныхавторов, впервые опубликованных натерритории РФ, авторские права признаютсяза авторами-иностранцами.

Авторскиеправа российских граждан на произведения,созданные за границей, признаются заэтими гражданами.

Авторскиеправа иностранцев на произведения,созданные за границей, признаются в РФтолько при наличии международногосоглашения.

Вотношении произведений иностранныхавторов, впервые изданных за границей,в России  действуютдва различных режима.

Охраняемыепроизведения  —это произведения, опубликованные послевступления для РФ в силу ВсемирнойКонвенции об авторском праве  1952г. (после 27 мая 1973 г.), и произведения,подпадающие под действие БернскойКонвенции об охране литературных ихудожественных произведений  1886г.

, впервые опубликованные после 13 марта1995 г. (вступление этой Конвенции в силудля РФ), а также произведения, подпадающиепод действие двусторонних договоровРФ о взаимном признании и защите авторскихправ (с Австрией ,Болгарией ,Венгрией ,Кубой ,Швецией  идр.).

Режим таких произведений определяетсякак нормами российского права, так иположениями международных соглашений.

За исключением случаев, когда вмеждународных договорах естьунифицированные материально-правовыенормы, к таким произведениям в силупринципа национального режима применяетсяроссийское законодательство об авторскомправе.

Неохраняемыепроизведения  —это произведения, не подпадающие поддействие Всемирной и Бернской конвенцийи двусторонних договоров РФ. Авторытаких произведений не вправе претендоватьна уплату вознаграждения за опубликованиеих произведений в России.

Иностранныеавторы вправе заключать на территорииРФ договоры на издание их произведений— о передаче исключительных прав и опередаче неисключительных прав.

Срокиохраны авторских прав:

авторскогоправа в РФ — жизнь автора плюс 70 летпосле его смерти;

поБернской Конвенции по охране литературныхи художественных произведений 1886 г. (вред. 1971 г.) — жизнь автора плюс 50 лет;

поВсемирной (Женевской Конвенции) обавторском праве 1952 г. — жизнь автораплюс 25 лет.

Поистечении указанных сроков произведениепереходит в ранг общественного достояния.

Всемирнаяконвенция устанавливает ряд существенныхльгот для развивающихся государств:

выдачугосударством принудительных лицензийна перевод произведений в целях развитиянациональной науки, культуры и образования;

правосвободного перевода произведения поистечении 10 лет после его опубликования;

свободурадио- и телепередач и свободноеиспользование опубликованных произведенийв учебных и научных целях.

НормыКонвенции не имеют обратной силы.

Всемирнаяконвенция (как и Бернская) исходит изпринципа национального режима.

Выпущенныев свет произведения граждан любогогосударства-участника, как и произведения,впервые опубликованные на территориитакого государства, пользуются в каждомдругом государстве-участнике охраной,которую такое государство предоставляетпроизведениям своих граждан, впервыеопубликованным на его территории.

Невыпущенные в свет произведения гражданкаждого государства-участника пользуютсяв каждом другом государстве-участникеохраной, которую такое государствопредоставляет не выпущенным в светпроизведениям своих граждан.

Любоегосударство-участник может в порядкесвоего внутреннего законодательстваприравнять к своим гражданам лиц безгражданства, постоянно проживающих наего территории.

Объемавторских прав определяется национальнымзаконодательством государств-участников.Ст. 1242 ГК РФ предоставлена возможностьсоздания некоммерческих организаций,осуществляющих коллективное управлениеавторскими и смежными правами.

Основаниемполномочий таких организаций являетсядоговор о передаче полномочий поуправлению правами, заключаемый вписьменной форме.

Организации поуправлению правами на коллективнойоснове вправе от имени правообладателейили от своего имени предъявлять требованияв суде, совершать иные юридическиедействия для защиты прав, переданных вуправление на коллективной основе.

Источник: https://studfiles.net/preview/6703925/page:2/

Авторское право художника и фотографа

Как происходит продажа идеи вместе с авторскими правами?
in Полезные статьи по рисованию

Как художнику, мне не раз приходилось сталкиваться с тем, что мои картинки использовали без моего ведома, нарушая моя авторское право. Полагаю, фотографы с этим сталкиваются еще чаще.

Поэтому тема авторского права в среде искусства – больная мозоль.  Это и понятно – кому хочется, чтобы его права нарушали?

Однако объективно и другое – мы все в той или иной мере нарушаем закон об авторском праве.

Полагаю, среди читателей нет ни одного человека, кто не имел бы на своём компьютере хоть одну нелицензионную программу, кто не скачивал бы материалы с торрентов и не использовал бы чужие произведения.

Это происходит как от безграмотности, так и  от безысходности.

Купить некоторые программы простому пользователю бывает просто не под силу. Скачать фильм проще и быстрее, чем дождаться выхода его лицензионной версии. Источник вдохновения многие находят в чужих картинах, копируют их и, бывает, выставляют на продажу.

Ответственность за нарушение авторских прав

Между тем, закон достаточно строг. В некоторых случаях нарушение авторского права грозит нарушителю уплатой компенсации в сумме от 10 тысяч до 5 млн. рублей за каждый факт нарушения или даже уголовную ответственность в случае плагиата с причинением крупного ущерба.

Конечно, такие строгие меры применяются не всегда. В каких-то случаях назначается штраф в сумме двукратной стоимости продукта, в каких-то — блокируется доступ к интернет-ресурсу, нарушающему закон.

Но в любом случае,  происходит восстановление положения до нарушения права.

Давайте проведем небольшой ликбез, что можно и что нельзя.

В чем заключается авторское право?

Человек, создавший что-либо своим интеллектуальным или творческим трудом (книгу, картину, фильм, скульптуру, чертеж, карту, базу данных, компьютерную программу, рекламу и т.д.), имеет исключительное право на данное произведение.

Он может оставить это право за собой или передать его при помощи договора другому лицу, который становится легальным правообладателем.

Никто больше не имеет право без четкого согласования с владельцем использовать эти произведения:

  • воспроизводить,
  • копировать,
  • публиковать,
  • получать доход с этого продукта.

Правда, существуют некоторые частные случаи, где согласие автора не требуется, все они описаны в Гражданском Кодексе РФ.

Сроки действия авторского права

Право на имя – бессрочно.

Если вы что-то создали, то этот продукт навсегда будет связан с вашим именем. Никто другой не может написать свое имя на вашем произведении, даже если он купил его оригинал.

Имущественные права, которые включают воспроизведение, переработку, распространение, публичный показ, импорт, перевод, публичное исполнение, передачу в эфир или по кабелю, действуют в течение всей жизни автора и еще семьдесят лет после его смерти. (По закону РФ. В других странах этот срок может быть меньше.)

По окончании этого срока произведение становится общественным достоянием.

Возникновение авторских прав

Авторское право возникает с момента появления оригинального произведения. При этом не важно, было оно обнародовано или нет.

Обычно защите не подлежат факты или идеи, не выраженные в материальной форме. Поэтому их стоит превратить в какой-либо наглядный продукт: рукопись, картину, музыкальный файл.

Но помните, авторские права не распространяются на идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования.

Автором произведения считается лицо, указанное на оригинале или экземпляре произведения, если не доказано иное.

Для возникновения, осуществления и защиты авторских прав не требуется обязательная регистрация продукта или соблюдение каких-то других формальностей.

Но в случае возникновения споров об авторстве необходимо будет наглядно доказать, что автором являетесь вы.

Для  оповещения о праве на произведение автор  может  использовать на своих произведениях знак охраны авторского права, который состоит из следующих элементов: латинской буквы «C» в окружности; имени или наименования правообладателя; года первого опубликования продукта.

И все же лучшая защита своего творения — официальная регистрация авторского права в одной из общественных организаций по коллективному управлению имущественными правами с участием нотариуса.

Процедура заключается в депонировании — принятии на хранение одного экземпляра с указанием даты представления и выдачи соответствующего свидетельства.

Что можно делать без разрешения правообладателя?

1. Можно использовать купленный авторский продукт для личных целей.

Купленную книгу, например, вы можете продать. А вот копировать  текст, распространять скопированный материал – нет.

Кстати, относительно перепродажи картин всё интересней. Здесь вступает в силу право следования. Художник имеет право требовать процент с каждой последующей перепродажи его картины.

2.Можно воспроизводить произведение, но только в личных некоммерческих целях.

Т.е. можно, например, копировать картину другого художника в целях обучения. Но эту копию нельзя продавать, демонстрировать  на выставках и в общественных местах (к коим Интернет тоже принадлежит).

3. Произведение разрешается использовать в информационных, научных, учебных или культурных целях, но с обязательным указанием имени автора и источника заимствования.

Так, цитирование вполне допускается.

4. Чужое произведение можно использовать, если вы делаете на него пародию или карикатуру.

Полагаю, в этом случае нужно обязательно указать, что это именно пародия, и на какую картину…

5.Разрешается распространение тиража, выпущенного с согласия автора.

Т.е. можно распространять оригиналы или копии, если они выпущены с согласия автора. Например, книги, открытки, постеры.

6.Можно использовать произведения, ставшие всеобщим достоянием.

Если автор умер более 70 лет назад, то его произведение открыто для использования всеми.

«Антипиратский» закон для пользователей всемирной сети

С повсеместным распространением Интернета и информационно-телекоммуникационных сетей в виртуальном мире появилась масса контента, нарушающая исключительные права правообладателей: фильмы, музыка, копии книг и т.д.

Закон предписывает оперативное ограничение доступа к таким ресурсам и немедленное удаление «пиратского» материала, если владелец сайта желает отменить блокировку доступа к своему порталу.

Сегодня особо пристальное внимание в сети, в частности, на Фейсбуке и Ютьюб, уделяется видеоконтенту и музыкальным файлам.

Как на , так и на есть специальные разделы, в которых собрана информацию по поводу авторского права. Она включает перечень объектов, подлежащих защите, действия в случае нарушения ваших авторских прав, а также действия в случае, если вам пришло уведомление о нарушении чьих-то прав.

Разделы об авторском праве в соцсетях:

  • Раздел об авторском праве в
  • Раздел об авторском праве в

Ютьюб предлагает также специальный инструмент — Content ID, при помощи которого владелец контента может выявить нарушение своих авторских прав. Размещена здесь и информация по поводу принципов добросовестного использования аккаунта, которые в некоторых случаях позволяют использовать чужой контент, пользуясь специальной программой защиты.

С фотографиями и аналогами фотографий все немного сложнее.

Например, присутствие вашего изображения на фото еще не означает, что у вас есть авторские права на него. Другой пользователь в большинстве случаев может безнаказанно публиковать вашу фотографию, даже если вы против этого.

К вопросам размещения чужих картинок в соцсетях пока нет столь строгих мер, как к музыкальному контенту.

Для свободного воспроизведения в некоммерческих целях можно использовать изображения,  “которые постоянно находятся в месте, открытом для свободного посещения, за исключением случаев, когда изображение произведения таким способом является основным объектом этого воспроизведения, сообщения в эфир или по кабелю”.  К месту, открытому для свободного посещения, Интернет, как вы понимаете, тоже относится. Но вот как трактовать этот пункт закона, я не совсем понимаю. Позволяет ли он использовать в некоммерческих целях любое опубликованное в Интернете фото?..

Судя по тому, что на фотографии существуют различные виды лицензий их использования, нет… Давайте разберемся с лицензиями:

Виды лицензий

Создатель произведения может, сохраняя свои авторские права, позволить другим людям использовать каким-то образом свое творение при помощи заключения соответствующего договора и выдачи одной из лицензий.

Такие лицензии особенно широко используются в Интернете. При покупке изображения в фотобанке вы, например, можете встретить следующие виды:

1. Attribution (Атрибуция) CC BY

Дает самые многочисленные права, разрешает брать за основу произведение автора, редактировать, распространять и даже использовать в коммерческих целях, но с указанием авторских прав.

2. Attribution-ShareA (Атрибуция — На таких же условиях) CC BY-SA

Лицензия дает возможность брать за основу произведение, редактировать, распространять и даже использовать его в коммерческих целях, но с указанием авторских прав и лицензирования новых произведениях на таких же условиях, как авторский продукт.

3. Attribution-NoDerivs (Атрибуция — Без производных произведений)CC BY-ND

Разрешает коммерческое и некоммерческое распространение произведения, но целиком, в неизменном виде, с указанием авторства.

4. Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование)CC BY-NC

Лицензия позволяет брать за основу произведение некоммерческим образом, изменять и поправлять его.

Новые произведения должны быть некоммерческим, указывать авторство, но не обязаны быть лицензированы на тех же условиях.

5. Attribution-NonCommercial-ShareA (Атрибуция — Некоммерческое использование — На тех же условиях)CC BY-NC-SA

Лицензия дает те же права, что и вышеуказанная Attribution-NonCommercial (Атрибуция — Некоммерческое использование) CC BY-NC, но новые творения должны быть лицензированы на тех же условиях, какие получены от автора.

6. Attribution-NonCommercial-NoDerivs (Атрибуция — Некоммерческое использование — Без производных произведений)CC BY-NC-ND

Самая «жесткая» лицензия, разрешает только использование продукта в некоммерческих целях, без возможности изменения, с указанием авторства.

Что делать, если ваши права нарушили

Автор вправе защищать свои права способами, предусмотренными Гражданским кодексом Российской Федерации.

Если вы обнаружили незаконное использование своей авторской работы, к примеру, в интернете, то сначала попробуйте урегулировать вопрос без суда.

Для пресечения дальнейшего использования авторских объектов нужно отправить претензию провайдеру хостинга или владельцу сайта и добиться удаления материалов с портала или закрытию доступа к ресурсу.

Если защищенное авторским правом произведение используется без разрешения  на Фейсбуке, то стоит обратиться с жалобой к администрации через заполнение специальной формы или связаться с агентом, приложив к жалобе полное описание претензий.

 также способствует соблюдению авторских прав на своем портале и разбирает жалобы по поводу незаконного использования работ.

При невозможности урегулировать вопрос самостоятельно, можно обратиться для защиты своих прав в суд.

Автор произведения вправе требовать от нарушителя выплаты компенсации. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения независимо от наличия или отсутствия убытков (ст. 49 Закона).

и следуйте им

И, напоследок, несколько сайтов, занимающихся регистрацией авторских прав.

Сopyright.ru  —

АртРеестр  —

Надеюсь, эта информация была полезной для вас. Поделитесь ею в соцсетях, чтобы как можно больше людей знали о своих правах и не нарушали чужие.

Источник: https://izo-life.ru/avtorskoe-pravo/

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий