Как учитывается мнение профсоюза, при принятии локальных актов?

В каких случаях работодатель принимает решения с учетом мнения профсоюзного органа или по согласованию с ним?

Как учитывается мнение профсоюза, при принятии локальных актов?
Несмотря на то, что весь комплекс прав по управлению организацией принадлежит работодателю, последний в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, принимает соответствующие решения только после завершения процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (представительного органа работников).

Несмотря на то, что весь комплекс прав по управлению организацией принадлежит работодателю, последний в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом Российской Федерации, принимает соответствующие решения только после завершения процедуры учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (представительного органа работников).

Коллективным договором или соглашениями может быть предусмотрено принятие локальных нормативных актов по согласованию с представительным органом работников (ч. 3 ст. 8 ТК).

Локальные нормативные акты, принятые работодателем без соблюдения установленного порядка учета мнения представительного органа работников, недействительны и не подлежат применению (ч. 4 ст. 8 ТК).

Трудовой кодекс предусматривает, что с учетом мнения выборного органа решаются следующие вопросы:

введение и отмена ранее срока режима неполного рабочего времени при угрозе массового увольнения из-за изменений определенных сторонами условий трудового договора (ст. 74 ТК);

рассмотрение вопросов, связанных с расторжением трудового договора по инициативе работодателя работников, являющихся членами профсоюза (ст. ст. 82, 373 ТК);

проведение аттестации, которая может послужить основанием для увольнения работников (ст. 82 ТК).

привлечение работников к сверхурочным работам в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 99 (ст. 99 ТК);

определение перечня должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК);

установление режима разделения рабочего дня на части (ст. 105 ТК);

определение размера и порядка выплаты вознаграждения за работу в нерабочий праздничный день (ст. 112 ТК);

привлечение работников к работам в нерабочие праздничные дни в случаях, не предусмотренных ч. 2 ст. 113 (ст. 113 ТК);

установление с учетом производственных и финансовых возможностей работодателя дополнительных отпусков (ст. 116 ТК);

утверждение графика отпусков (ст. 123 ТК);

принятие мер по предотвращению массового увольнения (ст. 180 ТК);

утверждение правил внутреннего трудового распорядка организации (ст. 190 ТК).

определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, утверждении перечней необходимых профессий и специальностей (ст. 196 ТК);

установление норм бесплатной выдачи работникам специальной одежды, специальной обуви и других средств индивидуальной защиты, улучшающих по сравнению с типовыми нормами защиту работников от имеющихся на рабочих местах вредных и (или) опасных факторов, а также особых температурных условий или загрязнения (ст. 221 ТК);

установление порядка применения вахтового метода (ст. 297 ТК);

увеличение продолжительности вахты до 3-х месяцев (ст. 299 ТК);

утверждение графика работы при вахтовом методе (ст. 301 ТК);

установление надбавки за вахтовый метод работы у работодателей, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 302 ТК);

установление размера, условий и порядка компенсации расходов на оплату стоимости проезда и провоза багажа при использовании отпуска работниками, занятыми у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 325 ТК);

установление размера, условий и порядка компенсации расходов, связанных с переездом работников, занятых у работодателей, расположенных в районах Крайнего Севера, не относящихся к бюджетной сфере (ст. 326 ТК);

принятие локальных нормативных актов, устанавливающих особенности регулирования труда спортсменов, тренеров (ст. 348.1 ТК).

С учетом мнения представительного органа работников решаются следующие вопросы:

установление порядка проведения аттестации (ст. 81 ТК);

определение перечня работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК);

составление графиков сменности (ст. 103 ТК);

принятие локальных нормативных актов, устанавливающих системы оплаты труда (ст. 135 ТК);

утверждение формы расчетного листка (ст. 136 ТК);

установление размеров повышенной оплаты труда на тяжелых работах, работах с вредными и опасными условиями (ст. 147 ТК);

установление конкретных размеров оплаты за работу в выходной или нерабочий праздничный день (ст. 153 ТК);

установление размеров доплат за работу в ночное время (ст. 154 ТК);

применение систем нормирования труда (ст. 159);

принятие локальных нормативных актов, предусматривающих введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162);

утверждение правил внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК);

определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечня профессий и специальностей, форм профессиональной подготовки и переподготовки работников (ст. 196 ТК).

Наконец, при разработке и утверждении правил и инструкций по охране труда (ст. 212 ТК) работодатель учитывает мнение выборного органа первичной профсоюзной организации или иного уполномоченного работниками органа.

Трудовой кодекс Российской Федерации устанавливает необходимость использования процедуры учета мнения выборного профсоюзного органа, во-первых, при принятии отдельных локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, во-вторых, при расторжении трудового договора с работниками — членами профсоюза по инициативе работодателя по отдельным основаниям и, в-третьих, при принятии отдельных управленческих решений.

Под представительным органом работников следует понимать орган, представляющий работников в отношениях социального партнерства (выборный орган первичной профсоюзной организации, уполномоченный законом или работниками на представительство, иной представительный орган работников).

Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов установлен ст. 372 ТК РФ. Особого порядка учета мнения представительного органа работников Трудовой кодекс не устанавливает, поэтому на практике следует руководствоваться порядком, предусмотренным ст. 372 ТК РФ.

Порядок учета мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при расторжении трудового договора по инициативе работодателя установлен ст. 373 ТК РФ.

Статьей 374 ТК РФ установлены гарантии работникам, входящим в состав выборных коллегиальных органов профсоюзных организаций и не освобожденным от основной работы.

Перечень вопросов, решаемых работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации или по согласованию с ним, может быть расширен коллективным договором, соглашением.

Отдел защиты прав трудящихся

Пермского крайсовпрофа

← Вернуться

Источник: https://www.permsovprof.ru/dejatelnost/pravozawitnaja-dejatelnost/kommentarij-jurista/v-kakih-sluchajah-rabotodatel-prinimaet-reshenija-s-uchetom-mnenija-profsojuznogo-organa-ili-po-soglasovaniju-s-nim.html

Локальные документы, требующие мотивированное мнение первичной профсоюзной организации

Как учитывается мнение профсоюза, при принятии локальных актов?

БЮЛЛЕТЕНЬ № 14                                                                                     ( сентябрь 2013)Профсоюз работников народного образовании и науки Российской ФедерацииВЫ СПРАШИВАЛИ – МЫ ОТВЕЧАЕМ

Локальные документы, требующие мотивированное мнение первичной профсоюзной организации

В соответствии со статьей  372 Трудового Кодекса Российской Федерации  работодатель в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, коллективным договором учреждения, Соглашением между МОиН РТ и рескомом профсоюза работников образования и науки на 2010-2013 годы, перед принятием решения обязан направить проект локального нормативного акта  и обоснование по нему в выборный орган первичной профсоюзной организации, представляющий интересы работников.

По согласованию с выборными органами первичных профсоюзных организаций рассматриваются следующие вопросы (ст.371):

ü расторжение трудового договора с работниками, являющимися членами Профсоюза, по инициативе работодателя (ст.82, 374 ТК РФ);

ü привлечение к сверхурочным работам (ст.99 ТК РФ);

ü разделение рабочего времени на части (ст.105 ТК РФ);

ü привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни (ст. 113 ТК РФ);

ü очередность предоставления отпусков (ст.123 ТК РФ);установление заработной платы в соответствии с трудовым договором и в соответствии с действующим данного работодателя системы оплаты труда (НСОТ) (ст.135 ТК РФ);

ü применение систем нормирования труда (ст.159 ТК РФ);

ü массовые увольнения работников (ст.180 ТК РФ);

ü установление перечня должностей с ненормированным рабочим днем (ст.101 ТК РФ);

ü утверждение Правил внутреннего трудового распорядка (ст.190 ТК РФ);

ü создание комиссий по охране труда (ст.218 ТК РФ);

ü      установление графиков сменности, расписаний занятий, уроков (ст103 ТК РФ);

ü      установление размеров доплат за вредные и иные особые условия труда (ст.147 ТК РФ);

ü   определение форм профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации работников, перечень необходимых профессий и специальностей (ст.196 ТК РФ);

ü размер повышения оплаты труда в ночное время (ст.154 ТК РФ);

ü применение и снятие дисциплинарного взыскания до истечения 1 года со дня его применения (ст.193, 194 ТК РФ);

ü установление сроков выплаты заработной платы работников (ст.136 ТК РФ);

ü другие вопросы, затрагивающие социально-трудовые права работников, предусмотренные действующим законодательством

Статья 372. Порядок учета мнения выборного органа первичной профсоюзной организации при принятии локальных нормативных актов

          Выборный орган первичной профсоюзной организации не позднее пяти рабочих дней со дня получения проекта указанного локального нормативного акта направляет работодателю мотивированное мнение по проекту в письменной форме.

    В случае, если мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации не содержит согласия с проектом локального нормативного акта либо содержит предложения по его совершенствованию, работодатель может согласиться с ним либо обязан в течение трех дней после получения мотивированного мнения провести дополнительные консультации с выборным органом первичной профсоюзной организации работников в целях достижения взаимоприемлемого решения.

   При недостижении согласия возникшие разногласия оформляются протоколом, после чего работодатель имеет право принять локальный нормативный акт, который может быть обжалован выборным органом первичной профсоюзной организации в соответствующую государственную инспекцию труда или в суд. Выборный орган первичной профсоюзной организации также имеет право начать процедуру коллективного трудового спора в порядке, установленном  Трудовым Кодексом  Российской Федерации.

   Государственная инспекция труда при получении жалобы (заявления) выборного органа первичной профсоюзной организации обязана в течение одного месяца со дня получения жалобы (заявления) провести проверку и в случае выявления нарушения выдать работодателю предписание об отмене указанного локального нормативного акта, обязательное для исполнения.

Примерный образец

Обращения работодателя к выборному органу первичной профсоюзной организации о получении мотивированного мнения

 и обоснования по нему

Дата и исходящий                                       _____  ________________________________

номер документа                                                     ________________________________

(наименование выборного органа

первичной профсоюзной организации)

ОБРАЩЕНИЕ

О даче мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации в соответствии со статьей 372 Трудового кодекса РФ

_____________________________________________________________________________________________

(наименование организации (филиала, представительства или иного обособленного структурного подразделения)

направляет проект приказа о

____________________________________________________________________________________________________________________   

(наименование локального нормативного акта)

и обоснование по нему с приложением всех необходимых документов.

            Прошу в течение пяти рабочих дней направить в письменной форме мотивированное мнение по данному проекту нормативного акта.

            Приложение на ______ листах.

Полномочный

представитель

работодателя ________________         __________________________

                                     (подпись)                                                      (фамилия и инициалы)

Примечание: обращение печатается на фирменном бланке организации  и должно регистрироваться с указанием исходящего номера и даты.

Примерный образец мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации по проекту локального нормативного акта

Дата и исходящий                                                              

номер документа                                                                 _________________________

(наименование организации)

_________________________

(должность, Ф.И.О.,  представителя работодателя)    

ВЫПИСКА ИЗ РЕШЕНИЯ

_____________________________________________________________________________

(наименование выборного органа профсоюзной организации)

О мотивированном мнении по вопросу принятия работодателем локального нормативного акта

_____________________________________________________________________________ (наименование проекта локального нормативного акта)

_________________________ рассмотрел полномочным составом Обращение

(наименование выборного профоргана)

работодателя № ______ от «______» _______________ 20__ г.

по проекту _______________________________________________________________________________                                                (наименование проекта локального нормативного акта)

обоснование по нему и документы, подтверждающие необходимость и законность принятия нормативного акта работодателя.

На заседании «____» _______________ 20__г. ______________________

(наименование выборного  профоргана)

на основании статей 371, 372 Трудового кодекса РФ проверено соблюдение работодателем норм, предусмотренных  ТК РФ, иными нормативными правовыми актами, условий коллективного договора и соглашений при подготовке проекта ___________________________________________________________________________

                               (наименование проекта локального  нормативного акта работодателя)

и утверждено следующее мотивированное мнение:

МОТИВИРОВАННОЕ МНЕНИЕ

_____________________________________________________________________________

(наименование выборной профорганизации)

по   проекту___________________________________________________________________                                               (наименование проекта локального нормативного акта)

Представленный работодателем проект

_____________________________________________________________________________

(наименование проекта локального нормативного акта)

и приложенные к нему документы, подтверждающие (не подтверждающие) правомерность  его принятия соответствует  (не соответствует) требованиям, установленным статьями _________ Трудового кодекса РФ, статьями _______________ иного федерального закона и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, регулирующих принятие данного нормативного акта, пунктам (статьям) _______________________соглашения, пунктам (статьям)____________________________ Коллективного договора,  не ухудшает (ухудшает) положение работников.

Иные замечания и дополнения к проекту по содержанию, срокам введения, предлагаемых изменениях и т.д. _______________________________________________

_____________________________________________________________________________

На основании изложенного ___________________________________________________________ ____________                                                                                    (наименование профоргана)

считает возможным  (невозможным) принятие работодателем

_________________________________________________________________________________________

            (наименование проекта локального нормативного акта)

Примечание: если возможность принятия локального нормативного акта связана с необходимостью изменения его редакции, то мотивированное мнение может содержать измененную редакцию проекта, утвержденную выборным органом первичной профорганизации.

Председатель

первичной

профорганизации _____________________       __________________________

                                         (подпись, печать)                        (Ф.И.О.)

            Мотивированное мнение выборного органа первичной профсоюзной организации ________________________________________________

(наименование профоргана)

от « ____» ___________________ 20__ г.

Получил(а)___________________________       

                   (Ф.И.О. представителя работодателя)

 «____»_________________ 20__г.                      __________________________

(подпись)

 Статья 8 Трудового Кодекса Российской Федерации

Локальные нормативные акты, содержащие нормы трудовые права

 В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, коллективным договором, работодатель при принятии локальных нормативных актов учитывает мнение представительного органа работников.

    Нормы локальных документов, ухудшающие положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашением, а также локальные нормативные акты, принятые без установленного статьей 372 настоящего Кодекса порядка учета мнения представительного органа работников,  не подлежат применению.

   В таких случаях применяются трудовое законодательство и иные нормативные правовые акты, содержащие нормы трудового права, коллективный договор, соглашение.

за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных
правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением
условий коллективных договоров, соглашений  (извлечение)

   Профессиональные союзы имеют право на осуществление контроля за соблюдением работодателями и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, выполнением ими условий коллективных договоров, соглашений.  Направлять работодателям представления об устранении выявленных нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, обязательные для рассмотрения. 

Источник: https://edu.tatar.ru/laishevo/stolbishi/dou1/page1604674.htm

Какие локальные нормативные акты принимаются с учетом мнения выборного профсоюзного органа?

Как учитывается мнение профсоюза, при принятии локальных актов?

В соответствии со ст. 8 ТК с учетом мнения представительного органа работников принимаются локальные нормативные акты в случаях, предусмотренных ТК, законами, иными нормативными правовыми актами, коллективными договорами, соглашениями.

Многие статьи ТК предусматривают необходимость учета мнения представительного органа работников при принятии локальных актов конкретного вида. Например, локального акта, устанавливающего перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем (ст. 101 ТК), определяющего систему оплаты труда в организации (ст. 135 ТК), графиков сменности (ст. 103 ТК).

С учетом мнения представительного органа работников устанавливаются конкретные размеры повышенной оплаты труда за работу в ночное время (ст. 154 ТК), утверждаются локальные нормативные акты, предусматривающие введение, замену и пересмотр норм труда (ст. 162 ТК), принимаются правила внутреннего трудового распорядка (ст. 190 ТК) и другие локальные акты.

Профсоюзная организация (профсоюз) является самым распространенным представителем работников, поэтому в большинстве случаев указание закона об учете мнения представительного органа работников реализуется путем учета мнения профсоюза.

https://www.youtube.com/watch?v=2vOKQ6D1ync

Некоторые нормы ТК прямо предусматривают необходимость учета мнения выборного профсоюзного органа. Так, при принятии локального нормативного акта, предусматривающего разделение рабочего дня на части (ст. 105 ТК), учитывается мнение выборного профсоюзного органа данной организации.

Надо ли при принятии локального нормативного акта учитывать мнение иного (непрофсоюзного) представительного органа работников?

ТК (ст. 8 ТК) предусматривает учет мнения представительного органа работников без указания на характер этого органа (профсоюзный или непрофсоюзный).

В соответствии со ст. 372 ТК учитывается мнение выборного органа первичной профсоюзной организации, представляющего интересы всех или большинства работников данной организации. В то же время нормы о принятии конкретных видов локальных нормативных актов предусматривают необходимость учета мнения представительного органа работников, т.е.

как профсоюзного, так и непрофсоюзного представителя (ст. ст. 103, 135, 147, 154, 162, 190 и др.). Статья 8 ТК, устанавливающая общий порядок принятия локальных нормативных актов, также указывает в качестве субъекта, участвующего в локальном правотворчестве, представительный орган работников. И наконец, ст. ст.

29 и 31 ТК допускают представительство интересов работников при осуществлении социального партнерства органами, избранными работниками.

На основании анализа указанных норм, а также с учетом того, что непрофсоюзный представительный орган избирается при отсутствии профсоюзной организации либо ее малочисленности (ст. 31 ТК), надо признать, что учет мнения иного (непрофсоюзного) представительного органа работников необходим.

Какой орган представляет интересы работников, не являющихся членами профессионального союза?

ТК предусматривает несколько вариантов представительства интересов работников, не являющихся членами профессионального союза.

Если в организации (у индивидуального предпринимателя) действует первичная профсоюзная организация, объединяющая более половины работников данного работодателя, она представляет интересы всех работников, в том числе не являющихся членами профессионального союза (ст. ст. 30, 37 ТК).

В том случае, когда действуют 2 и более первичных профсоюзных организации, в совокупности объединяющие более половины работников данного работодателя, они могут создать единый представительный орган. Такому органу предоставлено право представлять интересы всех работников (ст. ст. 30, 37 ТК).

Если ни одна из первичных профсоюзных организаций не объединяет более половины работников, а единый представительный орган создать не удалось, общее собрание (конференция) работников может определить ту первичную профсоюзную организацию, которой поручается провести коллективные переговоры в интересах всех работников (ст. 37 ТК). Возможность поручить первичной профсоюзной организации представительство интересов всех работников существует и в том случае, когда у работодателя действует одна немногочисленная (объединяющая менее половины работников) первичная профсоюзная организация.

Наконец, если ни один из перечисленных выше вариантов не был реализован либо профсоюзная организация вообще не создана, работники могут избрать иного представителя (представительный орган).

Какие решения работодатель должен принимать с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации?

ТК предусматривает ряд правоприменительных действий, которые должны осуществляться с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. К ним относится, например, введение неполного рабочего времени, когда в организации меняются организационные или технологические условия труда и это может повлечь за собой массовое увольнение работников (ч. 5 ст. 74 ТК).

В этом случае учитывается мнение выборного органа профсоюзной организации. Отмена неполного рабочего времени до истечения установленного срока также производится с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 7 ст. 74 ТК).

Увольнение членов профсоюза по п. п. 2, 3 и 5 ст. 81 ТК допускается с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ст. 82 ТК). Порядок учета мнения установлен ст.

373 ТК и предполагает ознакомление выборного органа первичной профсоюзной организации с проектом приказа об увольнении члена профсоюза и документами, являющимися основанием для принятия решения об увольнении и проведения консультаций в том случае, когда профсоюзный орган не согласен с увольнением.

С учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации производится привлечение к сверхурочной работе, если основанием производства работ выступают не чрезвычайные обстоятельства, указанные в ч. 3 ст. 99 ТК, а другие причины.

Привлечение к работе в выходные и нерабочие праздничные дни также производится с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации, если оно обусловлено не наличием производственной аварии, катастрофы и других обстоятельств, указанных в ч. 3 ст. 113 ТК, а иными потребностями работодателя.

Какая ответственность предусмотрена за нарушение прав профсоюзов?

Специальных норм об ответственности за нарушение прав профсоюзов законодательство не предусматривает, поэтому в данном случае необходимо использовать общие нормы, устанавливающие ответственность за нарушение законодательства о труде. В частности, ст.

195 ТК допускает возможность привлечения руководителя организации и его заместителей к дисциплинарной ответственности за нарушение трудового законодательства, в том числе норм, устанавливающих права и гарантии для профсоюзов. Статья 5.

27 КоАП предусматривает наложение штрафа или дисквалификацию за нарушение законодательства о труде.

Статья 5.

38 КоАП устанавливает санкцию в виде предупреждения или наложения административного штрафа за воспрепятствование организации или проведению собрания, митинга, демонстрации, шествия или пикетирования, проводимых в соответствии с законодательством РФ.

Это напрямую может затрагивать права профсоюзов. Статья 149 УК за то же деяние, совершенное должностным лицом с использованием своего служебного положения либо с применением насилия или с угрозой его применения, устанавливает уголовную ответственность.

Источник: https://primtrud.ru/content/kakie-lokalnyie-normativnyie-aktyi-prinimayutsya-s-uchetom-mneniya-vyibornogo-profsoyuznogo-organa.html

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий