Как написать заявление на разрешение на землю
В соответствии с земельным законодательством РФ, участки, которые находятся в собственности государства и его отдельных субъектов, могут передаваться в пользование гражданам и организациям.
Передача может происходить как на возмездной (купля-продажа, аренда), так и на безвозмездной основе.
Необходимость оплаты зависит от получателей земли, а также от целей, в которых она будет использоваться.
Бесплатное предоставление земельных участков допускается только в случаях, предусмотренных законодательством. Для использования земли на безвозмездной основе нужно собрать определенные документы, обратиться с ними в уполномоченный государственный орган и получить соответствующее разрешение.
Когда может понадобиться данное разрешение
Разрешение на использование земельного участка – это документ, который дает его получателю право на совершение определенных действий на территории участков, находящихся в государственной и муниципальной собственности.
Чтобы получить этот документ, нужно обосновать, для чего именно нужен участок и в каких целях он будет использоваться.
В соответствии с законодательством, допустимыми являются действия, при которых заявитель собирается:
- начать строительство вспомогательных или временных сооружений, а также хранить на территории участка материалы и технику, которые необходимы для строительства (на время этих работ);
- проводить геологическое изучение недр (при наличии на это действующей лицензии);
- проводить инженерные изыскания (сроком не более года).
Также разрешение выдается бессрочно представителям малочисленных коренных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока РФ, если земли относятся к местам их исторического или традиционного проживания.
Во всех остальных случаях действие документа имеет ограниченные сроки, в течение которых земельный участок может законно использоваться заявителем.
Вид разрешенного использования земельного участка может быть подвергнут изменениям.
Порядок выдачи разрешения: необходимые документы, сроки и стоимость
Для получения разрешения нужно подготовить комплект документов и обратиться с ними в уполномоченный орган. В каждом регионе существует свой местный орган исполнительной власти, который вправе заниматься рассмотрением вопросов, связанных с землей. Документы можно принести как лично, так и через своего законного представителя. Также заявитель может подать их и с помощью других способов:
- обратиться в МФЦ;
- выслать бумаги почтой;
- подать заявку в электронном виде (по e-mail или на web-сайте).
Перечень документов, которые необходимо подготовить и предоставить
Заявление, в котором должны быть указаны такие данные:
- ФИО – если заявителем является физическое лицо;
- полное наименование и организационно-правовая форма – для юридических лиц;
- адрес регистрации гражданина или юридический адрес организации;
- контактный номер телефона;
- цель, для которой будет использоваться участок;
- кадастровый номер и адрес местонахождения участка, на который заявитель хочет получить разрешение;
- срок, на который заявитель хочет получить участок в пользование.
Заявление может быть написано в произвольной форме или на бланке, который можно получить в уполномоченном органе, а также в электронной форме.
Обязательно должна иметься личная подпись или печать (для гражданина и организации соответственно).
Еще потребуется:
- Оригинал и копию документа, удостоверяющего личность заявителя (паспорт).
- Доверенность, выписанная на законного представителя (если документы подаются таким способом).
- Схема границ предполагаемого к использованию земельного участка (или его части).
- Кадастровый паспорт или выписка о земельном участке.
- Выписка из ЕГРП.
- Лицензия на проведение геологического изучения недр (если это является целью получения земли).
Возможные результаты рассмотрения заявления
Срок рассмотрения поданной заявки – до 25 дней. Услуга предоставляется бесплатно. После этого принятое решение должно быть доведено до заявителя в течение 3 дней. После рассмотрения возможны два результата:
Получение разрешения, которое дает право на целевое использование земельного участка в течение срока, установленного в документе. В нем должны содержаться такие сведения:
- указание обязанности заявителя выполнить установленные ЗК РФ требования, если использование участка приведет к разрушению почвы;
- информация о возможности прекратить действие выданного документа досрочно.
Письменный отказ в получении разрешения, обоснованный в соответствии с положениями законодательства.
Последнее решение заявитель вправе обжаловать в порядке, установленном действующим законодательством.
Основания для отказа
Перечень случаев, в которых заявитель может получить отказ в предоставлении услуги, установлен законодательством. К основаниям для отказа относятся такие ситуации:
- Цели использования земельного участка, указанные в заявлении, не соответствуют требованиям законодательства.
- Документы, приложенные к заявлению, оформлены неправильно или не соответствуют установленным требованиям (например, имеются исправления, повреждения, опечатки).
- Земельный участок, который является объектом обращения, уже отдан в пользование другому физическому или юридическому лицу.
- Подача заявления происходила с нарушением установленных требований.
- Заявитель предоставил не все документы, необходимые для получения разрешения.
В постановлении об отказе в предоставлении услуги обязательно должно быть указано, на каком основании принимается такое решение.
Как обжаловать отказ
В досудебном порядке оспорить отказ на выдачу разрешения можно только в том случае, если основание для него не предусмотрено законодательством РФ. Происходит это путем подачи жалобы в орган, который принял подобное решение. Жалобу можно подать лично, отправить по почте, подать через МФЦ или отправить в электронном виде.
Кроме этого, предусмотрен и судебный порядок оспаривания принятого решения. В этом случае необходимо обратиться с иском в районный суд и предоставить копию отказа, а также другие необходимые документы. В ходе судебного слушания нужно будет доказать, что отказ был неправомерным и законных оснований не имеет.
Проблема легализовать самовольную постройку? Читайте об этом в нашей статье
Что такое условное разрешение на использование земельного участка и когда оно выдается
В зависимости от категории, к которой принадлежит земельный участок, для него существует перечень допустимых действий и видов разрешенного использования.
В общих случаях (для основных видов использования) собственнику не нужно получать разрешений или каких-либо согласований от соответствующих органов.
В некоторых случаях разрешенное использование земельного участка является условным – это значит, что для выбора одного из его допустимых видов необходимо обязательно получить соответствующее разрешение. В том числе и право безвозмездного срочного пользования земельным участком.
За получением документа нужно обращаться в специально созданный орган местного самоуправления. При этом положительное решение – это право, но вовсе не обязанность такого органа.
Принятие решения происходит в процессе проведения публичных слушаний участниками этого органа – они рассматривают заявку и направляют рекомендацию главе местного самоуправления.
На основании этого глава сам принимает решение о том, предоставлять или нет заявителю необходимое разрешение.
В соответствии с законодательством, использование земельных участков может происходить только в тех целях, которые предусмотрены для его конкретной категории или вида.
В некоторых случаях за получением разрешения нужно обращаться в специальные государственные органы – чтобы получить это документ, придется доказать, что это действительно необходимо и не противоречит законодательству.
Бесплатная горячая линия
+7 499 350 80 66 Москва
+7 812 309 43 30 Санкт-Петербург
Прирезка земельного участка
Прирезкой земельного надела принято считать расширение границ имеющейся территории за счёт самовольно присоединённых земель, которые расположены рядом. Поскольку количество самовольно добавленных участков возрастало, то правительство решило узаконить и регулировать процесс прирезки.
Источник: http://konsultantgrazhdan.ru/zemelnye-otnoshenija/kak-napisat-zajavlenie-na-razreshenie-na-zemlju.html
Прирезка земельного участка в 2020 году
С 01 марта 2015 года прирезка земельного участка стала законным способом увеличения площади используемой земли.
В результате прирезки земельного участка можно увеличить его площадь за счет земель, примыкающих к основному (используемому) участку.
В земельном кодексе нет такого понятия – прирезка земельного участка.
Прирезка — это обывательское название юридического термина — перераспределение земли.
В результате перераспределения земли на месте основного участка появляется новый земельный участок, который по площади больше изначального (основного).
Иными словами, основной участок перестает существовать, а на его месте появляется новый участок с увеличенной площадью.
Чтобы сделать перераспределение земельный участок должен быть в собственности.
Перераспределение земельных участков можно разделить на 2 вида:
- перераспределение государственных или муниципальных участков между собой.
- перераспределение государственных или муниципальных участков и участков, находящихся в частной собственности.
Первый вид перераспределения земли для нас неинтересен, потому что он не приводит к увеличению участков, находящихся в собственности граждан и/или организаций.
Второй вид перераспределения земли интересен, потому что с его помощью можно увеличить свой участок.
В этой статье рассмотрим 2-ой вид перераспределения земли, так как он позволяет нам расширить земельный участок за счет прилегающей земли.
4 основания прирезать участок.
Прирезка или перераспределение земли допускается в 4-х случаях:
а)Прирезка участка в границах застроенной территории, в отношении которой заключен договор о развитии застроенной территории.
Данное основание перераспределения земли используется для приведения границ земельных участков в соответствие с утвержденным проектом межевания территории.
Иными словами, если в отношении застроенной территории заключен договор о ее развитии, то можно перераспределять землю с целью приведения границ участков в соответствие с проектом межевания территории.
Данное основание для нас не очень интересно, потому что не часто встречается в подавляющем большинстве населенных пунктов.
б)Перераспределение допускается, когда земельные участки образуются для размещения объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения.
Полный перечень объектов капитального строительства, при образовании которых возможно перераспределение, указан в статье 49 ЗК РФ.
Среди этих объектов можно выделить:
- автомобильные дороги,
- объекты обороны,
- объекты транспорта, связи и т.д.
Очень часто перераспределение земли по данному основанию связано с изъятием земельных участков для государственных или муниципальных нужд.
Данное основание тоже не интересно для нас, потому что не позволяет гражданам увеличивать свои участки за счет прирезки.
в) Перераспределение земель и земельных участков на территории, для которой утвержден проект межевания.
Проект межевания устанавливает однообразные размеры и форму границ земельных участков.
Другими словами, проект межевания упорядочивает размещение земельных участков, которые приобретают границы правильной формы и единообразные размеры.
Перераспределение участков, на территории где действует проект межевания, допускается для исключения вклинивания, вкрапления, изломанности границ и чересполосицы.
Иными словами, перераспределение имеет цель упорядочить земельные участки на территории, для которой утвержден проект межевания.
Если у вас есть участок, который вы получили до утверждения проекта межевания, то у вас есть возможность перераспределить землю, таким образом, чтобы он соответствовал упорядоченным участкам.
В любом случае, площадь вашего нового земельного участка не может превышать максимальный размер, установленный Правилами землепользования и застройки.
Данное основание имеет для нас интерес, потому что в отдельных случаях такое перераспределение приводит к увеличению площади участка.
Однако, поскольку территорий с утвержденными проектами межевания значительно меньше территорий, где проекты не утверждаются, то данное основание для перераспределения имеет узкий круг случаев для реального применения.
Источник: https://paruslex.ru/prirezka-uchastka/
Зачем нужно разрешение на строительство?
Анна Мазухина,
Эксперт Службы Правового консалтинга компании “Гарант”
Любой владелец участка – и не важно, каким образом тот ему достался и какое имеет назначение – рано или поздно планирует построить на нем дом. Кто-то думает о загородной даче, где будет проводить лето и периодически приезжать зимой, кто-то – о полноценном доме для постоянного жительства.
Возможность строительства зависит от определенных характеристик участка: категории земель и вида разрешенного использования. Их можно узнать из кадастрового паспорта (плана, выписки) земельного участка.
Со строительством дома на участке, не относящемся к “землям населенных пунктов”, могут возникнуть определенные сложности.
Полбеды, если это “земли сельскохозяйственного назначения” – тут возможности перевода участка в нужную категорию довольно большие; впрочем, если владельцу не нужно свидетельство именно на “жилой дом” и не нужна прописка, или он готов прописываться через суд1 – можно и не мучиться с переводом.
Сложнее, если речь идет о землях особо охраняемых территорий, обороны, связи и иных – там разрешение на строительство могут не выдать, а перевод таких земель в другую категорию обычно сопряжен со значительными трудностями, а где-то и вовсе невозможен2.
С назначением (видом разрешенного использования участка) тоже могут возникнуть проблемы.
Строго формально, например, закон разрешает строить жилой дом на дачном участке или участке, предназначенном для ведения личного подсобного хозяйства (если он расположен в границах населенного пункта), но запрещает делать это на садовом или огородном участке3.
Однако даже при строительстве на участке, предназначенном для садоводства, – на построенный объект можно будет зарегистрировать право собственности, а также прописаться в нем по суду4.
Если участок предназначен “для индивидуального жилищного строительства” или “под обслуживание и эксплуатацию жилого дома” – задача упрощается.
Не верьте тому, кто говорит, что сейчас разрешение на строительство не нужно.
Да, права на дом, расположенный на участке, предназначенном под ИЖС или ЛПХ в границах населенного пункта, до 1 марта 2015 года возможно зарегистрировать без такого разрешения, а также разрешения на ввод в эксплуатацию5 (при этом для регистрации прав на дом, построенный на дачном или садовом участке, эти разрешения не потребуются и после этой даты6).
Однако само по себе разрешение на строительство как документ, дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, по-прежнему нужно7, за осуществление строительных работ без него работы законом предусмотрена административная ответственность8 (причем при продолжении работ штрафовать могут сколько угодно раз).
Частному застройщику (то есть тому, кто собирается строить жилой дом, предназначенный для проживания одной семьи, высотой не более трех этажей9), для получения разрешения нужно всего три документа: правоустанавливающий документ на участок (свидетельство о регистрации, постановление о выделении участка или иной документ), градостроительный план участка и схема планировочной организации. Последний документ оформляется застройщиком самостоятельно и представляет собой условную схему расположения будущего дома на участке (можно снять копию со второй страницы кадастрового паспорта участка и на ней при помощи линейки и ручки начертить предполагаемую область застройки, надписав сверху гордые слова “Схема планировочной организации земельного участка по такому-то адресу”).
Градостроительный план нужно получать в местной администрации.
Как правило, там вручают длинный список того, что застройщику нужно собрать и принести для оформления такого плана: технические условия на свет, газ, воду и канализацию, свежую топографическую съемку участка, справку от местного органа по охране культурного наследия, некоторые даже проект дома требуют. Скажем сразу: ничего этого застройщик собирать не обязан. Ему достаточно лишь написать заявление о выдаче градостроительного плана (при желании – может приложить к нему копию все того же правоустанавливающего документа на участок, но может и не прикладывать), все остальные документы будет собирать сама местная администрация. На это указал еще в прошлом году Верховный Суд РФ10, и подтвердил свою позицию по данному вопросу в нынешнем11. Градостроительный план оформляется в течение 30 дней, причем бесплатно12.
После получения плана застройщик прикладывает к нему правоустанавливающий документ на участок (если права на участок зарегистрированы – администрация может запросить данный документ и самостоятельно13) и схему планировочной организации участка, сдает документы опять же в местную администрацию, и через 10 дней получает разрешение14.
При этом если предыдущий владелец участка уже получал разрешение на строительство, и десятилетний срок его действия еще не истек, то новому собственнику заново получать разрешение не надо – оно не привязано к конкретному лицу, а действует в отношении участка в целом, за исключением отдельных случаев15.
Обращаем внимание: если строится дом, предназначенный для проживания более чем одной семьи (многоквартирный или сблокированный – т.н. “таунхаус”) – такая “упрощенная” процедура получения разрешения к нему не относится, застройщику нужно готовить все документы, перечисленные в ч. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ16.
1 Постановление Конституционного Суда РФ от 30 июня 2011 г. № 13-П “По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” в связи с жалобой гражданина А.В. Воробьева”.
2 См., например, определение Верховного Суда РФ от 16 июня 2010 г.
№ 19-В10-7.
3 Абзацы второй, четвертый ст. 1 Федерального закона от 15 апреля 1998 г. № 66-ФЗ “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан”, п.п. 2 и 3 ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. № 112-ФЗ “О личном подсобном хозяйстве”.
4 Постановление Конституционного Суда РФ от 14 апреля 2008 г.
№ 7-П “По делу о проверке конституционности абзаца второго статьи 1 Федерального закона “О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан” в связи с жалобами ряда граждан”.
5 Пункт 4 ст. 25.3 Федерального закона от 21 июля 1997 г.
№ 122-ФЗ “О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним” (далее – Закон № 122-ФЗ).
6 Пункт 1 ст. 25.3 Закона № 122-ФЗ, ч. 17 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
7 Часть 1 и 2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ
8 Часть 1 ст. 9.5 КоАП РФ.
9 Часть 3 ст. 48 Градостроительного кодекса РФ.
10 Решение Верховного Суда РФ от 14 мая 2012 г. № АКПИ12-290.
11 Определение СК по административным делам Верховного Суда РФ от 27 марта 2013 г. № 6-КГ12-11.
12 Часть 17 ст. 46 Градостроительного кодекса РФ.
13 Части 9.1 и 9.2 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
14 Часть 11 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
15 Части 21, 21.
1, 21.5 ст. 51 Градостроительного кодекса РФ.
16 Письмо Министерства регионального развития РФ от 29 декабря 2007 г. № 24322-СК/08.
Все записи автора
Все авторы
Источник: http://www.garant.ru/ia/opinion/mazuhina/4/
Верховный суд разобрался с землей, на которой стоят частные дома
Кому по закону принадлежит земля, на которой стоит жилой дом, – собственнику земельного участка или новому хозяину дома? Такой “земельно-домовой” вопрос оказался до такой степени острым и болезненным, что рассудить спор смог только Верховный суд. Вынесенное им решение по одному частному спору может оказаться важным не только для тех граждан, которые непосредственно участвовали в этих судебных процессах, но и остальным собственникам земли и частных домостроений.
Суть возникшего конфликта проста. В Краснодарском крае некий гражданин оказался владельцем земельного участка и стоящего на нем жилого дома. Недвижимость перешла к нему по наследству.
Новый хозяин по дарственной уступил дом женщине, а она оформила на дом право собственности и зарегистрировала свою недвижимость в госреестре. Причем дама узаконила одновременно свои права и на дом, и на землю, на которой этот дом стоит.
Оформив все документы, гражданка дом благополучно продала.
Собственник земли пошел в районный суд с жалобой на действия женщины и нового хозяина дома.
Он потребовал аннулировать запись в Едином государственном реестре прав о регистрации земельного участка и признать сделку женщины и ее покупателя по купле-продаже земли и дома недействительными.
Он считал, что только у него есть право собственности на землю под домом, и женщина могла распоряжаться лишь строением, не трогая его участок.
Районный суд полностью удовлетворил требования истца, вернув ему землю. Краснодарский краевой суд с таким решением не согласился и отменил решение районного. Но решение второй инстанции отменил уже президиум краевого суда. Он вернулся к началу и сказал, что районный суд, пойдя навстречу собственнику земли, был полностью прав.
В итоге дело дошло до Верховного суда, который сказал – нет, не прав был президиум краевого суда, и подобные земельные споры надо решать иначе.
Вот логика главного суда страны. Итак, хозяин через дарственную передал женщине дом. Участок, на котором дом стоит, хозяин ей не передавал.
Женщина регистрирует на себя право собственности на дом и землю. Потом недвижимость продает. Районный суд, приняв от собственника земли иск, согласился вернуть мужчине землю. Вторая инстанция назвала это решение ошибочным.
Потому, что вопрос о признании прав мужчины на участок земли на повестке заседания районного суда не стоял. Там речь шла об аннулировании регистрации дома и земли, а также признании незаконным договора купли-продажи дома с землей.
А требования о признании права собственности мужчины на землю в иске не было прописано. Но почему-то районный суд этот вопрос решил. Судебная коллегия краевого суда на такую ошибку указала и районное решение отменила.
Президиум краевого суда все вернул на “районный уровень” и подтвердил, что право на спорный земельный участок принадлежит мужчине.
Верховный суд с таким вердиктом не согласился и указал судьям на Земельный кодекс. В нем установлен принцип единства судьбы земельных участков и прочно связанных с ним объектов. Это статья 1 пункт 1 подпункт 5. Согласно этой статье все “прочно связанные с земельным участком объекты следуют судьбе земельных участков”, за исключением случаев, установленных федеральным законом.
В другой статье – 35-й того же Земельного кодекса дословно записано следующее: при переходе права собственности на здание, строение, сооружение, находящееся на чужом земельном участке, к другому лицу оно приобретает право на использование соответствующей части земельного участка, занятой зданием, и необходимым для его использования. Причем землю под домом и около пользует новый собственник на тех же условиях и в том же объеме, что и прежний собственник.
Кстати, подчеркнул Верховный суд, точно такое же положение содержится и в Гражданском кодексе. Это статья 552. В ней говорится, что при продаже недвижимости, находящейся на земельном участке, не принадлежащем продавцу на праве собственности, покупатель приобретает право пользования части земельного участка на тех же условиях, что и до него имел продавец недвижимости.
Кроме этого, напомнил коллегам Верховный суд, есть еще один Федеральный закон. Он так и называется “О введении в действие Земельного кодекса”.
И в нем также предусмотрено, что граждане, к которым перешли права собственности на здания, объекты и сооружения, которые стоят на государственной или муниципальной земле, вправе зарегистрировать права собственности на такие участки, кроме случаев, когда земля не может предоставляться в частную собственность.
Верховный суд из всех этих правовых норм делает однозначный вывод – право пожизненного и наследуемого владения частью земельного участка, занятого зданием, переходит в порядке правопреемства от прежнего собственника к новому одновременно с приобретением права собственности на здание.
Так что, получив дом, женщина получила пожизненное право владения участком, на котором он стоит. По ходу разбора этого гражданского дела неожиданно выяснилось, что мужчина, подаривший даме дом, свой земельный участок в собственность не оформлял.
Он считал себя хозяином участка, но соответствующего документа у него не было. Так что право на однократное, бесплатное приобретение в собственность земли также перешло к даме.
Верховный суд встал на сторону новой хозяйки, которая по закону оказалась права.
Источник: https://rg.ru/2013/05/21/zemlya.html