- Почему инспектор ДПС не может быть свидетелем
- Кого можно привлекать в свидетели по факту нарушения ПДД
- Свидетели и понятые при составлении протокола ГАИ | Издательство Монолит
- Основные правила общения с ГИБДД – общие рекомендации
- Может ли инспектор ГИБДД быть свидетелем по делу об административном правонарушении? » АвтоСуд
- Пикет под камерой: где инспектор ГИБДД имеет право остановить водителя :
Почему инспектор ДПС не может быть свидетелем
Автомобилисты, которым довелось отстаивать свою правоту в ГАИ или суде, знают, что “побороть” показания инспекторов ДПС очень сложно. Изначально считается, что инспектор непредвзят, а потому объективен. И информация, которую он изложил в рапорте или сообщил во время опроса в качестве свидетеля, как правило, ложится в основу обвинительного постановления.
Опустим тот нюанс, что, по сути, мы все равно в сухом остатке имеем “слово инспектора” против “слова водителя”, что с точки зрения “весомости” доказательств по идее равнозначно.
Сегодня мы предлагаем продолжить разговор о законности таких доказательств в принципе. Наверняка читатели помнят, как в прошлом году мы рассказали о судебном прецеденте, подтвердившем, что рапорт инспектора ДПС не может служить доказательством в деле об административном правонарушении.
Но проблемы возникают не только с рапортами. Этот наш разговор – о привлечении инспекторов ДПС в качестве свидетелей при подготовке к рассмотрению или при рассмотрении дела об административном правонарушении. Своим видением ситуации поделился адвокатПавел Латышев:
– Использование в административном процессе в качестве одного из основных доказательств данных, содержащихся в протоколе опроса инспектора, составившего протокол об административном правонарушении, и в протоколе опроса его напарника – сложившаяся годами правоприменительная практика.
Законно ли это? Предлагаю разбить проблему на две составляющие.
1. Протокол опроса инспектора, составившего протокол об административном правонарушении
Изначально данный инспектор ДПС выступает в процессуальном статусе должностного лица органа, ведущего административный процесс, на стадии подготовки дела к рассмотрению. Однако когда административный материал передается его начальнику или заместителю начальника для рассмотрения, в материалах дела часто появляется протокол опроса данного инспектора ДПС.
В этом протоколе опроса отражается суть произошедшего. То есть этот же самый инспектор ДПС проходит по делу уже свидетелем. Получается, что один и тот же инспектор ДПС по одному и тому же делу об административном правонарушении имеет два различных процессуальных статуса: должностное лицо органа, ведущего административный процесс, и свидетель.
По моему мнению, такое совмещение является недопустимым.
С одной стороны, статья 4.6 ПИКоАП не содержит прямого запрета на опрос в качестве свидетеля должностного лица органа, ведущего административный процесс.
Статья 4.6. Свидетель
1. Свидетелем является лицо, в отношении которого имеются основания полагать, что ему известны какие-либо обстоятельства по делу об административном правонарушении, вызванное судьей, должностным лицом органа, ведущего административный процесс, для дачи объяснений либо дающее объяснения.
2. Свидетелем не может быть:
- лицо, в отношении которого ведется административный процесс;
- лицо, которое в силу возраста, физических либо психических недостатков не способно правильно воспринимать обстоятельства, подлежащие установлению по делу об административном правонарушении, и давать о них объяснения;
- защитник и представитель потерпевшего, лица, в отношении которого ведется административный процесс, – относительно обстоятельств, которые им стали известны в связи с исполнением обязанностей защитника или представителя;
- священнослужитель – относительно обстоятельств, известных ему из исповеди.
С другой стороны, действующим законодательством, в первую очередь нормами ПИКоАП, не предусмотрено, что должностное лицо органа, ведущего административный процесс, составившее протокол об административном правонарушении, может быть опрошено при ведении административного процесса в качестве свидетеля. Статья 3.30 ПИКоАП не содержит прямого закрепления соответствующего правомочия для должностных лиц, имеющих право составлять протоколы об административных правонарушениях.
Такое право совмещения процессуальных статусов ПИКоАП допускает ТОЛЬКО в отношении понятого – часть 4 статьи 4.10 ПИКоАП.
Статья 4.10. Понятой
4. Понятой может быть опрошен в качестве свидетеля об обстоятельствах, связанных с производством процессуального действия, в котором он участвовал.
Как поступить в условиях, когда закон не запрещает, но и не предусматривает какое-то действие? Здесь органу, ведущему административный процесс, необходимо руководствоваться требованиями Директивы Президента Республики Беларусь №2, согласно которой в случае неясности или нечеткости предписаний правового акта решения должны приниматься исходя из максимального учета интересов граждан.
Полагаю, что здесь необходимо исходить из аналогичной нормы, которая содержится в пункте 5 части 2 статьи 60 УПК.
2. Не подлежат допросу в качестве свидетелей:
5) прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, секретарь судебного заседания (секретарь судебного заседания – помощник судьи) – об обстоятельствах уголовного дела, которые стали им известны в связи с участием в производстве по уголовному делу, а судья – в связи с обсуждением в совещательной комнате вопросов, возникших при вынесении судебного решения.
Подобный запрет на опрос в качестве свидетеля должностного лица органа, ведущего административный процесс, должен быть введен и в административном процессе.
– Почему в данном случае можно говорить о том, что нормы УПК и ПИКоАП следует применять аналогично? Процессы разные, у каждого своя специфика.
– В первую очередь отмечу, что здесь речь идет не о применении аналогии права, которая, к сожалению, не может быть применена в подобной ситуации, а именно аналогично, исходя из предписаний Директивы №2.
Да, специфика действительно есть, но в отношении процессуального статуса участвующих лиц они практически идентичны. И понятие свидетеля в данном случае одинаково – это лицо, которое обладает соответствующей информацией.
При этом УПК возможность выступать в качестве свидетеля, его права и обязанности описывает подробно, а в административном процессе много “белых пятен”.
– Если исключить протоколы опросов инспекторов из процесса рассмотрения дел об административных правонарушениях, что мы должны получить в итоге?
– Инспектор фиксирует факт правонарушения и составляет протокол об административном правонарушении. В фабуле он описывает само правонарушение, как он его увидел.
Далее он излагает суть обвинения, что и является позицией этого должностного лица.
Инспектор как должностное лицо органа, ведущего административный процесс, на этой стадии административного процесса полностью выполнил возложенную на него законом функцию.
– Павел, с тех пор как мы обсуждали проблему использования рапорта в качестве доказательства в административном процессе, прошел год. Что-нибудь поменялось? Меньше ли стали привлекать в этих целях рапорты?
– Меньше, но само явление как таковое остается. В Гомельской области суды в своих постановлениях по-прежнему указывают должностным лицам органов, ведущих административный процесс, чтобы они оценивали рапорт как источник доказательств. То же самое и в Брестской области. Но здесь многое зависит от конкретного судьи.
Я всегда рекомендую людям в своих жалобах делать ссылку на то самое постановление Верховного суда, о котором шла речь год назад, как на соответствующий случай из практики. Иногда судьи принимают его во внимание, иногда – нет. Однозначно единой практики по этому вопросу пока не выработано.
Неизвестно, сколько еще лет пройдет, пока рапорты полностью исчезнут из административного процесса.
2. Напарник может быть свидетелем, если он что-то видел и все правильно оформлено
– Рассмотрим вторую ситуацию. Известно, что инспекторы ДПС, как правило, несут дежурство в паре. В случае фиксации правонарушения один из них составляет протокол об административном правонарушении. А что же второй инспектор? Он мог видеть, а мог и не видеть факт нарушения закона. Если он ничего не видел, все очевидно: ни о каких свидетельских показаниях речи быть не может.
А если видел? В каком случае этот второй инспектор может выступать в качестве свидетеля и быть опрошенным? В соответствии с частью 2 статьи 10.2 ПИКоАП протокол об административном правонарушении должен содержать: фамилии, имена и отчества, адреса потерпевших и свидетелей, если они имеются. Это прямое императивное требование закона.
Есть свидетели на месте выявления правонарушения – необходимо занести, нет – оставить соответствующие графы пустыми. Протокол об административном правонарушении – это бланк строгой отчетности. Он номерной. В нем есть соответствующие графы.
Поэтому при составлении протокола об административном правонарушении прямая обязанность должностного лица – инспектора – выявить всех свидетелей по делу. И если второй инспектор действительно видел факт совершения правонарушения, его данные обязаны быть вписаны в соответствующие графы протокола об административном правонарушении, тогда он может выступать свидетелем.
В таком случае его показания являются допустимыми, достоверными по делу доказательствами, которые могут служить основанием для привлечения лица к административной ответственности.
Правда, за свою практику я ни разу не видел, чтобы данные напарника были вписаны в протокол об административном правонарушении в графе “свидетели”.
Что это влечет с точки зрения закона? Мы получаем двоякую ситуацию.
Во-первых, если второго инспектора все-таки опрашивают при отсутствии соответствующей записи в протоколе, то такой протокол об административном правонарушении получен с нарушением закона (статья 10.
2 ПИКоАП) и является недопустимым по делу доказательством. Во-вторых, сомнения в достоверности самих показаний. Поскольку ФИО инспектора в протоколе нет, откуда мы знаем, был ли этот человек на месте событий, мог ли что-то видеть?
– Вы пытались указывать на этот момент в суде?
– Да, мы всякий раз подчеркиваем это в своих жалобах и докладываем в судебных заседаниях, но в постановлениях, выносимых судами по результатам рассмотрения наших жалоб, отсутствует письменная оценка судом этих моментов.
– Подводя итог обеих ситуаций, получаем, что несовершенство ПИКоАП в данном случае очевидно, но на это все закрывают глаза и действуют по “накатанной” схеме?
– Да. Это принципиально важно еще и потому, что подобные опросы инспекторов в качестве свидетелей всегда ложатся в основу постановлений. Постановлений, когда решения о привлечении лица к ответственности принимались только на основании показаний инспекторов ДПС, несметное множество.
Начальник или замначальника, принимая решение, как правило, указывает: оснований не доверять показаниям инспектора нет. Показания инспектора ДПС являются достоверными и достаточными доказательствами для привлечения лица к административной ответственности.
А вот насколько правомерно получены эти показания – никто не считает нужным задуматься.
В уголовном процессе все описано достаточно подробно, подобных проблем не возникает, а в административном – сплошь и рядом. И всем сторонам будет проще и понятнее, если эти пробелы будут устранены.
Наталья ЖУРАВЛЕВИЧ Фото из архива редакции
ABW.BY
Источник: https://www.abw.by/novosti/law/190114
Кого можно привлекать в свидетели по факту нарушения ПДД
Общение с сотрудниками ГИБДД Свидетель нарушения ПДД
Время чтения: 2 минуты
Все мы иногда нарушаем правила дорожного движения, после чего приходится отдуваться за свои действия перед инспектором ГИБДД. Если наши нарушения носят явный характер, когда вы и сами прекрасно понимаете, что переступили черту закона, то смысла отнекиваться нет. Лучше сознаться во всем, так как на основании пункта 1 части 1 статьи 4.2 КоАП РФ, раскаяние является смягчающим обстоятельством.
На сегодняшний день у сотрудников ГАИ стало модным прятаться за поворотом или в кустах и вылавливать нарушителей, штрафуя за все подряд.
Иногда инспектор может преувеличить и сказать вам, что вы, например, пересекли сплошную, хотя на самом деле вы ее попросту коснулись краем колеса.
Для того, чтобы доказать вашу вину, ему понадобятся свидетели, о которых мы сегодня и поговорим в нашей статье.
Довольно часто можно услышать от инспектора, что родственники не могут являться свидетелями. Это неправда! Давайте обратимся к части 1 статьи 25.6 КоАП РФ.
В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
Часть 1 статьи 25.6 КоАП РФ
Как мы видим тут нет никакой конкретики, соответственно свидетелем может быть любое лицо, даже родственники. Но, к сожалению, свидетельствовать может так же напарник инспектора ГИБДД. А это может существенно повлиять на ход дела. При составлении протокола необходимо указать свидетелей и потерпевших в соответствующих графах, об этом нам сообщает часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении указываются дата и место его составления, должность, фамилия и инициалы лица, составившего протокол, сведения о лице, в отношении которого возбуждено дело об административном правонарушении, фамилии, имена, отчества, адреса места жительства свидетелей и потерпевших, если имеются свидетели и потерпевшие, место, время совершения и событие административного правонарушения, статья настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение, объяснение физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых возбуждено дело, иные сведения, необходимые для разрешения дела.
Часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ
Запомните, если в протоколе предусмотрено место для подписи каждого лица, то они обязательно должны быть проставлены. Так же, обратите внимание на то, что если строчки всего две, а свидетелей куда больше, это не значит что будет отбор людей. Свидетели по делу должны быть указаны все.
Если инспектор отказывается вносить в протокол больше двух людей, то при составлении объяснения, необходимо указать данный момент, после чего необходимо самостоятельно вписать всех свидетелей с указанием ФИО и адреса места жительства. Если сотрудник ГИБДД не впишет данные сведения в протокол, то тем самым он нарушит часть 2 статьи 28.2 КоАП РФ, а это, в свою очередь, может повлечь за собой отмену дела, то есть протокол будет считаться недействительным.
Если инспектора не устраивают ваши свидетели или они попросту отсутствуют, то он может остановить любое транспортное средство и привлечь водителя в качестве свидетельствующего лица.
Но в таком случае вам необходимо сообщить сотруднику ГИБДД, что данный водитель не может быть свидетелем, так как он не видел произошедшее. Он увидел лишь то, что вы стояли рядом со своей машиной и инспектором.
Если сотрудник правоохранительных органов все-таки вписал такого свидетеля, то он тем самым нарушил часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ.
Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона. (часть 3 в ред. Федерального закона от 14.10.2014 N 307-ФЗ)
Часть 3 статьи 26.2 КоАП РФ
В свою очередь, вы должны напомнить инспектору, что приобщив к делу такого свидетеля он совершает подлог, а это наказуемо по статье 292 Уголовного Кодекса РФ.
Для того, чтобы инспектор был привлечен за совершение данного преступления (осуществление подлога), вам необходимо составить письменную жалобу и направить ее к вышестоящему начальству, либо в прокуратуру.
Напоследок хочется сказать, если вы когда-нибудь нарушите ПДД, то при составлении протокола обязательно настаивайте на своих свидетелях, а так же тщательно проверяйте их наличие в списке свидетельствующих лиц. Запомните, у вас есть права и вы в праве их отстаивать.
Юридическая консультация
Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди!
Дата обновления: 14 декабря 2016 г.
7.5 из 10
Проало 2
Источник: https://zakon-auto.ru/info/gibdd/svidetel-narusheniya.php
Свидетели и понятые при составлении протокола ГАИ | Издательство Монолит
Читати українською мовою: Розділ 11. Свідки та поняті
СвидетелиПрежде чем начать разговор о роли свидетелей в административном процессе, не лишним будет определиться с самим понятием «свидетель». В Кодексе Украины об административных правонарушениях1 указано следующее:В качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано любое лицо, которому известны какие-либо обстоятельства, подлежащие установлению по данному делу. »Это означает, что свидетелем может быть любой совершеннолетний пассажир вашего автомобиля, муж, жена, брат, сестра, друг, теща и т. д., если они могут дать показания по делу об административном правонарушении.Очень часто инспекторы не принимают во внимание показания пассажиров, мотивируя это тем, что они заинтересованные лица и свидетелями быть не могут. В такой ситуации прочтите инспектору текст 272-й статьи КУоАП (смотрите трактовку выше), а также обязательно отразите ваши претензии в графе пояснений в протоколе (подробнее на этой странице), в дальнейшем это упростит процесс обжалования в суде вынесенного постановления (подробнее на этой странице).Бывают случаи, когда данные о свидетелях появляются в протоколе уже после того, как он был подписан. Чтобы предотвратить подобное незаконное внесение информации в документ, позаботьтесь о том, чтобы во всех пустых графах протокола стоял «знак Зорро» (Z).Если с вами все же произошла подобная неприятная ситуация – в графе «Свідки» вы неожиданно для себя обнаружили новые фамилии – тогда при обжаловании постановления в суде (подробнее на этой странице) ходатайствуйте о вызове указанных «свидетелей» в зал суда для дачи показаний. Вы будете приятно удивлены, насколько трудно отвечать на вопросы судьи человеку, который не видел самого правонарушения, а явиться в суд его обязывает все та же статья 272 КУоАП (она приведена на этой странице).Следует знать, что если инспектор ГАИ вписывает в протокол «липовых» свидетелей или отказывается указать в качестве свидетелей пассажиров вашего авто, то он совершает уголовно наказуемое деяние – служебный подлог, ответственность за которое предусмотрена Уголовным кодексом Украины2 и предусматривает наказание в виде штрафа или лишения свободы сроком до трех лет. Сообщите об этом инспектору, возможно, у него проснется совесть и он начнет действовать, как и положено – в рамках Закона. Также «липовых» свидетелей и понятых можно разоблачить, обратившись к адвокату. Он может составить запрос в адресное бюро и таким образом проверить факт регистрации указанных людей по адресу, записанному инспектором. В распоряжении адвоката есть и множество других приемов, которыми он может воспользоваться для защиты ваших интересов.Не менее распространенной является ситуация на дороге, когда инспектор, составляя протокол, останавливает другой автомобиль и просит водителя этого автомобиля выступить в качестве свидетеля и подписать протокол. Что обидно, многие подписывают, не задумываясь, радуясь, что остановили не за нарушение, а просто расписаться. В таком случае сообщите псевдосвидетелям, что будете ходатайствовать о вызове их в суд для дачи показаний. Разъясните им, что по закону они обязаны будут явиться на судебное заседание. А также напомните, что дача зеведомо ложных показаний является преступлением, за которое статьей Уголовного кодекса Украины3 предусмотрено наказание – исправительные работы на срок до двух лет или арест на срок до 6 месяцев, или лишение свободы на срок до двух лет. | 1Статья 272 КУоАП ВАЖНО:Только суд может дать объективную оценку свидетельским показаниям. Обязанность инспектора ГАИ – внести в протокол всех свидетелей вашего нарушения, а ваша задача – проконтролировать это при подписании протокола. 2Статья 366 Уголовного кодекса Украины 3Статья 384 Уголовный Кодекс Украины |
ПонятыеДля соблюдения законности при рассмотрении дел об административных правонарушениях в случае личного досмотра или досмотра вещей (подробнее об осмотре и досмотре – на этой странице) необходимо присутствие понятых.КУоАП4 определяет, что личный досмотр может производиться уполномоченным на то лицом только одного пола с досматриваемым и обязательно в присутствии двух понятых того же пола. Обязательность привлечения понятых предусмотрена и при досмотре вещей в не терпящих отлагательства случаях и при отсутствии лица, в собственности (владении) которого они находятся. Также понятые могут выступать и в качестве свидетелей по обстоятельствам правильности действий должностных лиц при составлении процессуальных документов, например, при проведении работником милиции процедуры осмотра водителя на предмет алкогольного опьянения с использованием специальных технических средств (раздел «Алкогольное опьянение»). | 4ст. 264 КУоАПВАЖНО:Понятым может быть любое не заинтересованное в исходе дела лицо. Не могут выступать в роли понятых родственники, друзья, знакомые. Напарник инспектора также не имеет права быть понятым. |
by
Источник: https://monolith.in.ua/avtourist/svideteli-ponyatyie/
Основные правила общения с ГИБДД – общие рекомендации
Остановка автомобиля инспектором дорожной полиции – дело неприятное. Но не всегда это событие сулит водителю штраф или проблемы. Одним из ключевых факторов в этом случае будет общение с представителем власти на дороге. Стоит рассмотреть правила, которые помогут избежать неприятностей и значительно увеличат ваши шансы уехать с места остановки без протокола о нарушении.
В последнее время появилось много видео и руководств, которые рекомендуют сразу резко заявлять о своих правах представителям ГИБДД. На самом деле, это не лучший вариант, так как опытный полицейский при желании легко найдет повод для штрафа. Стоит помнить базовые правила, но и о законных правах водителя также забывать не стоит.
В любой ситуации следует расположить инспектора к себе. Поздоровайтесь с сотрудником полиции, выслушайте его приветствие и спокойно послушайте причину остановки. Не следует перебивать полицейского, не давать ему договорить причину остановки или его требования.
Существует несколько важных правил, которые стоит помнить при остановке вашего автомобиля на трассе или в городе:
- Не следует грубить. Такая тактика чаще всего будет работать против вас. У каждого водителя найдется, за что выписать внушительный штраф, и инспектор не упустит такой возможности после вашей грубости.
- Постарайтесь выяснить как можно больше информации. Вы имеете полное право знать причину остановки, посмотреть на удостоверение полицейского, узнать номер экипажа.
- Не выходите из авто. Вы не обязаны покидать автомобиль, достаточно полностью открыть боковое стекло автомобиля. Приготовьте документы, их обязательно попросят предъявить.
- Не проходите тест на содержание алкоголя на месте. Вы не обязаны «дуть в трубочку», имеете полное право отказаться от этого, настаивая на медицинском освидетельствовании в медучреждении.
- При любых действиях, кроме проверки документов, вежливо требуйте доказательства, показания свидетелей, камер или других средств фиксации нарушений. Нужна доказательная база.
Если инспектор собрался выписывать вам штраф за нарушение правил дорожного движения, попросите указать доказательства нарушения ПДД, собрать подписи свидетелей.
Если вы не согласны с обвинением, просто напишите это при подписании документа. Обязательно требуйте выдачу копии протокола нарушения ПДД, иначе ничего доказать у вас не получится.
Не платите за нарушение на месте – таких услуг ГИБДД не предоставляет.
Сотрудник ГИБДД не имеет права остановить автомобиль просто для проверки документов. Если такое произошло, вы можете смело звонить на горячую линию ГИБДД в вашем регионе. Телефон этой службы стоит записать в свой сотовый телефон. Причина остановки обязательно должна быть названа инспектором, если водитель этого требует. Но причиной может быть не только зафиксированное нарушение.
Существует несколько законных поводов для остановки авто на постах ГИБДД в России:
- патруль может остановить вас на стационарном посту или при патрулировании в городе или на трассе, а также при преследовании;
- поводом для остановки может быть зафиксированное или визуально определенное нарушение ПДД водителем;
- подозрение у сотрудников ГИБДД в том, что водитель или пассажиры связаны с совершенным ДТП, административным или криминальным нарушением;
- признаки того, что авто было угнано, участвовало в ДТП, а также соответствие транспортного средства ориентировке;
- принудительная остановка возможна в том случае, если вы стали свидетелем ДТП, но вы можете отказаться свидетельствовать;
- остановить авто сотрудник ГИБДД на трассе может для поиска понятых, но вы также можете отказаться;
- полицейский может остановить машину для регулировки движения (при закрытии улицы для проезда, к примеру);
- остановить машину сотрудник полиции может в том случае, если ваше транспортное средство необходимо полиции для срочных действий.
Еще один вариант остановки – проведение оперативно-розыскных мероприятий, объявление плана-перехвата в городе или районе. В этом случае вас могут попросить открыть багажник, осмотреть салон. Об особенностях осмотра автомобиля поговорим ниже. В этом случае сотрудники полиции предъявят вам по требованию документы, свидетельствующие о проведении оперативных мероприятий.
Когда водителя могут попросить выйти из авто?
В законах России указано, что сотрудник ГИБДД может предложить вам выйти из автомобиля, но никак не заставить сделать это. Возможно такое предложение в том случае, если нужно устранить определенные проблемы с автомобилем, протереть знаки, накачать колесо. Также это предложение может поступить при сверке номеров агрегатов и кузова, при досмотре автомобиля.
Но есть ряд ситуаций, при которых вам придется покинуть автомобиль по требованию инспектора ГИБДД:
- На вас составлен протокол о задержании, вы не сможете покинуть место остановки на своем автомобиле.
- Составлен протокол о досмотре автомобиля, найдены понятые, все происходит в законном поле.
- На вас составлен протокол о вождении в состоянии алкогольного опьянения, вождение без необходимых документов.
- Вы сами хотите покинуть авто, чтобы доказать свою правоту, отсутствие нарушения или для других целей.
Не рекомендуется выходить из авто для составления документов о нарушении. Вы можете пригласить инспектора в ваш автомобиль или подписать все документы с водительского места.
Как производится досмотр автомобиля по закону?
Это важный момент, который знают лишь немногие водители.
Перед проведением любых подобных действий инспектор ГИБДД обязан составить протокол досмотра, найти минимум 2 понятых, не заинтересованных в результатах досмотра.
После этого в присутствии понятых вы открываете багажник авто, инспектор переписывает его содержимое и заполняет все бумаги. Документ готовится в 2 экземплярах, подписывается инспектором, водителем и понятыми.
Обязательно сохраняйте второй экземпляр документации досмотра. Без составления данных бумаг вы не обязаны открывать багажник, пускать инспектора в ваш автомобиль и даже выходить из машины. Но если протокол уже составлен, выйти и показать содержимое багажника все-таки придется.
Заполняет протокол шариковой ручкой инспектор ГИБДД. Не подписывайте документ, если он заполнен карандашом, в нем есть исправления или неразборчивые и непонятные формулировки. Вы также не обязаны подписывать документ, в котором не заполнены все поля. Есть несколько важных рекомендаций, которые стоит учитывать при составлении протокола о нарушении правил дорожного движения:
- обязательно требуйте копию, которую вы можете забрать себе (она должна быть подписана инспектором);
- если вы уверены в своей правоте, не пишите, что согласны с выписанным штрафом, это снизит шансы оспорить документ;
- в течение 10 дней после получения протокола обратитесь в суд, если вы решили доказывать свою правоту;
- для дальнейшего оспаривания лучше напишите, что вы не согласны с нарушением ПДД, и поставьте подпись;
- вы не обязаны идти в патрульное авто для составления и подписания бумаг – вас могут посадить в полицейское авто только при задержании.
Нередко сотрудники ГИБДД всячески заманивают водителя в патрульное авто, чтобы составить там протокол. На деле разговор будет приближаться к предложению «решить» все вопросы на месте. Если вы хотите избежать такого разговора, не садитесь в патрульный автомобиль, оформите все документы возле вашего авто. Вы имеете право записать разговор при согласии инспектора ГИБДД.
Как оспорить протокол за превышение скорости?
Данный вид нарушения оспорить крайне сложно, если нарушение зафиксировано различными приборами фиксации. В таком случае чаще лучше заплатить штраф, чем начинать доказывать свою правоту. Но если скорость вы не превышали, можно обратиться в суд и описать ситуацию. Будет разумным привлечь свидетелей к данному процессу.
Статистика данных дел в судах не в пользу водителей, но шансы оспорить штраф есть. Особенно, если документ был составлен с нарушениями.
Что делать, если оштрафовали за не пристегнутый ремень?
В этом случае протокол выписывается на основании личного наблюдения сотрудника ГИБДД, и такой штраф легко оспорить в суде. Вы можете привлечь свидетеля, который был с вами в автомобиле или дать запись регистратора, на котором слышно, что вы отстегиваете ремень уже после остановки. Но оспорить штраф можно лишь в том случае, если вы действительно не нарушали правила.
Важная деталь – во время составления протокола о нарушении потребуйте от представителя ГИБДД доказательства вашей вины. Скорее всего, на этом закончится оформление протокола, и вы сможете поехать по своим делам без штрафа.
Протокол за грязные знаки – законно ли это?
Вас могут остановить и штрафовать за грязные знаки только в том случае, если нарушение заметили на посту или во время патрулирования. Если инспекторы ГИБДД просто ехали рядом на служебном авто без включенных мигалок, они не имеют права вас останавливать и штрафовать. В таком случае протокол можно элементарно оспорить.
Если же штрафуют вас на посту, следует сразу же найти свидетеля, который подтвердит, что знаки читаемые, нет никаких глобальных загрязнений и других проблем. В таком случае в суде можно будет легко доказать отсутствие вашей вины.
Получить штраф на российских дорогах очень просто. Существуют сотни правил и ограничений, которые каждый водитель, так или иначе, нарушает. Но во многих случаях можно избежать наказания и даже не допустить составления протокола. Для этого достаточно знать свои права и выполнять все обязанности.
Не последнюю роль играет и отношение к инспектору. Не стоит сразу же видеть в нем врага и пытаться защититься любыми средствами. Сотрудники ГИБДД ежедневно сталкиваются с сотнями оскорблений и неадекватных реакций на остановку. Поэтому шанс уехать с поста без штрафа значительно вырастет при нормальном отношении к полицейскому.
Помните о своих правах и обязанностях, а также не нарушайте правила на дороге. Это сохранит вашу жизнь, ваше имущество и ваши денежные средства.
Источник: https://blank-dogovor-kupli-prodazhi.ru/prava-voditelya-pri-obshenii-s-gibdd.html
Может ли инспектор ГИБДД быть свидетелем по делу об административном правонарушении? » АвтоСуд
Ситуация: инспектор ГИБДД вписан в протокол об административном правонарушении в качестве свидетеля. Правомерно ли это? Может ли инспектор выступать в качестве свидетеля по административному делу в суде? Насколько правомерно будет использование судом подобных показаний для признания водителя виновным в совершении нарушения?
При рассмотрении дел об административных правонарушениях судьям предписано руководствоваться Кодексом РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ), являющимся основным законом, регулирующим порядок привлечения к административной ответственности. Однако не стоит забывать, что наряду с Кодексом немаловажную роль играет и сложившаяся судебная практика по административным делам, а также официальные разъяснения применения норм закона Верховным судом Российской Федерации.
Для того чтобы более полно разобраться в интересующем нас вопросе, проведем анализ законодательства, а также разъяснений Пленума Верховного суда РФ по интересующей теме.
Так, согласно ст. 25.6 КоАП РФ, в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении может быть вызвано лицо, которому могут быть известны обстоятельства дела, подлежащие установлению.
Свидетель обязан явиться по вызову судьи, органа, должностного лица, в производстве которых находится дело об административном правонарушении и дать правдивые показания: сообщить все известное ему по делу, ответить на поставленные вопросы и удостоверить своей подписью в соответствующем протоколе правильность занесения его показаний.
Таким образом, КоАП РФ не содержит каких-либо строго определенных требований к лицу, привлекаемому в качестве свидетеля по делу об административном правонарушении. То есть, свидетелем по административному делу может быть абсолютно любое лицо, будь то любой посторонний человек, знакомый, друг или даже близкий родственник лица, привлекаемого к административной ответственности.
Единственным условием, которому должен отвечать свидетель, является то, что ему должны быть известны обстоятельства дела о лишении водительских прав. Таким образом, нормы Кодекса не запрещают судьям опрашивать в качестве свидетелей любого из присутствовавших при совершении вменяемого водителю правонарушения сотрудников ГИБДД, в т.ч.
и составлявшего протокол об административном правонарушении.
Теперь обратимся к разъяснениям Верховного Суда РФ, согласно которым органы и должностные лица, составившие протокол об административном правонарушении, не являются участниками производства по делам об административных правонарушениях, круг которых перечислен в главе 25 КоАП РФ (Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2005 № 5).
Однако в том же Постановлении Пленума Верховного суда РФ имеется и поправка, согласно которой, при рассмотрении дел о привлечении лиц к ответственности за административное правонарушение, а также по жалобам и протестам на постановления по делам об административных правонарушениях, в случае необходимости не исключается возможность вызова в суд указанных лиц для выяснения возникших вопросов.
Что же это у Верховного суда получается: свидетелем по делу составивший протокол об административном правонарушении сотрудник ГИБДД не является, а в тоже время может быть допрошен в качестве свидетеля?!
В то же время можно сделать вывод о том, что согласно разъяснениям Верховного суда, инспектор ГИБДД все же может быть участником судопроизводства, если составил протокол по нарушению не он.
Однако в чем же разница между составившим протокол инспектором и его напарником? Оба, хоть и находятся при исполнении служебных полномочий, но в то же время уполномочены на сбор и представление в суд доказательств совершения правонарушения, на составление протокола об административном правонарушении и других доказательств по делу о лишении прав, которые в дальнейшем подлежат изучению судом для принятия решения в отношении водителя. В то же время можно придти к выводу и о том, что как составивший протокол инспектор ДПС, так и его напарник могут иметь служебную заинтересованность в исходе дела.
Тем не менее, поскольку КоАП РФ не содержит такого требования к свидетелю как отсутствие прямой или косвенной заинтересованности в исходе дела, то, из комплексного анализа норм права в совокупности с разъяснениями Пленума Верховного суда, можно придти к выводу, что сотрудники ГИБДД, являющиеся очевидцами совершенного нарушения, вполне законно могут быть привлечены в качестве свидетелей по делу, что на практике довольно часто и происходит.
В тоже время имеется и другой вопрос: насколько свидетель инспектор ДПС будет непредвзят и правдив в своих показаниях? Однако этот вопрос уже подлежит решению в рамках судебного рассмотрения дела и, однозначно, ни законом, ни разъяснениями Верховного суда не трактуется.
Однако не стоит забывать, что никакие доказательства, в том числе и показания любых свидетелей по делу, не должны иметь для суда заранее установленной силы, а задачами производства по делу об административном правонарушении является полнота и всесторонность его рассмотрения.
Источник: http://avtosud.ru/page19.html
Пикет под камерой: где инспектор ГИБДД имеет право остановить водителя :
Водители жалуются, что получают штрафы за неправильную парковку, выполняя требования сотрудников ГИБДД об остановке. Полицейские могут потребовать у водителей остановиться практически в любом месте, и автомобилистам иногда приходится нарушать ПДД: например, переезжать через сплошную линию разметки или заехать на остановку общественного транспорта.
Некоторые водители намеренно игнорируют требования инспекторов, опасаясь административных штрафов, и проезжают дальше до разрешенного для стоянки/остановки места. В ГИБДД Москвы по запросу Autonews.
ru разъяснили, в каких случаях такая остановка законна и какие требования должны соблюдать сами сотрудники полиции, чтобы оградить водителей от последующих проблем.
Нарушения ПДД не допускаются, но есть исключения
Согласно административному регламенту МВД (утвержден приказом МВД России от 23 августа 2017 г.
№ 664), инспектор ГИБДД может остановить любое транспортное средство, только если это не противоречит ПДД, причем с учетом мер, направленных на обеспечение безопасности других участников дорожного движения. То есть инспектор должен понимать, что его требования не приведут к аварийной ситуации на дороге.
В ГИБДД Москвы объяснили, что не допускается тормозить транспортные средства на участках дорог, где их остановка запрещена ПДД. Однако есть исключения.
Например, такая остановка может быть связана с необходимостью пресечения преступления — инспекторы могут разыскивать конкретный автомобиль по ориентировке.
Либо если сотрудник ГИБДД видит, что автомобилист совершает административное правонарушение.
Также инспектор может подать сигнал об остановке даже в запрещенном знаком или разметкой месте, если работает над предотвращением реальной угрозы причинения вреда жизни, здоровью, имуществу участников дорожного движения. Например, если произошла серьезная авария и водители должны дождаться устранения ее последствий, либо если у инспектора есть основания предполагать, что за рулем находится преступник.
РБК
Иногда инспекторы обустраивают временные посты либо устанавливают заграждения при проведении спецопераций — например, ловят нетрезвых автомобилистов.
В таком случае патрульные автомобили должны стоять с включенными специальными световыми сигналами.
«В случае необходимости остановки транспортных средств в местах, где их остановка запрещена правилами дорожного движения, сотрудником принимаются меры по обеспечению безопасности дорожного движения», — объяснили в ГИБДД Москвы.
Инспектор имеет право останавливать водителей везде
Поводами для остановки помимо проверки документов являются непосредственное нарушение ПДД, а также информация о том, что автомобиль или водитель могут быть замешаны в противоправных действиях, объяснил в беседе с Autonews.
ru ведущий юрист Европейской юридической службы Орест Мацала.
Также, по словам эксперта, инспектор ГИБДД может остановить водителя, чтобы привлечь его в качестве свидетеля или понятого либо при необходимости использовать гражданский автомобиль в служебных целях.
Мацала также поясняет, что в соответствии с п. 2.4 ПДД и нормами законодательства водитель обязан выполнить требование сотрудника ГИБДД об остановке немедленно. «При подаче сигналов об остановке должно быть указано место, где это нужно сделать.
Поскольку водитель не может на месте определить, была ли у сотрудника ГИБДД обоснованная причина остановки транспортного средства в конкретном месте, то такое требование, безусловно, должно быть выполнено, — сказал юрист.
— При этом сам инспектор обязан проконтролировать, чтобы такая остановка не была запрещена и не создавала угрозу безопасности другим участникам дорожного движения, за исключением ситуаций, когда это обоснованно».
Когда можно не останавливаться
Существуют исключения и из этих правил. Так, если водитель видит требование инспектора ГИБДД об остановке, но оно создает явную угрозу жизни, здоровью и имуществу самого автомобилиста или других людей, то такое указание можно проигнорировать, объясняет адвокат. Это не означает, что можно просто проехать мимо: нужно остановиться максимально близко, но в безопасном месте.
«В этом случае опереться можно на положение ст. 2.7 КоАП, согласно которому нельзя считать административным правонарушением причинение лицом вреда охраняемым законом интересам в состоянии крайней необходимости», — сказал Мацала.
РБК
Что, если не заметил указания инспектора
Если водитель не остановится по требованию инспектора ГИБДД, нарушителя ждет ответственность согласно ч. 2 ст. 12.
25 КоАП России «Невыполнение требования о предоставлении транспортного средства или об остановке транспортного средства». За это предусмотрен штраф от 500 до 800 рублей.
В таком случае за автомобилистом, скорее всего, устроят погоню, после чего проведут более тщательную проверку.
Иногда водитель может просто не заметить, что инспектор указал ему на остановку. В таком случае избежать ответственности можно. «Сигналы сотрудника ГИБДД участникам дорожного движения должны подаваться четко и понятно, — уточнил адвокат.
— Если инспектор нечетко обозначил свое требование, то наказывать водителя не за что». Однако при обжаловании вышестоящее должностное лицо или суд может просто не поверить словам водителя.
Поэтому такая позиция может быть успешной лишь при наличии в автомобиле видеорегистратора либо свидетельских показаний.
Что делать, если исполнил требования, но получил штраф
Случаи получения штрафов с камер за нарушения ПДД в момент общения с инспекторами ГИБДД регулярно происходят в Москве. Недавно один из автомобилистов рассказал, что вынужден был по требованию инспектора оставить машину в запрещенном для парковки месте и уехать на медосвидетельствование, после чего получил штраф от Московской административной дорожной инспекции (МАДИ).
В ГИБДД Москвы тогда заявили, что работа МАДИ по постановлениям за административные правонарушения не находится в компетенции полицейского ведомства. Но подчеркнули, что при несогласии с составленным материалом за административное правонарушение водитель вправе обжаловать его в порядке, установленном главой 30 КоАП.
РБК
В МАДИ же Autonews.ru объяснили, что, если остановка под запрещающим знаком была вынужденной, автомобилист может обжаловать постановление. Подать жалобу можно онлайн, причем заполнение формы на портале mos.ru займет не более 10 минут.
Как говорить с инспектором
Инспекторы ГИБДД по просьбе корреспондента Autonews.ru дали несколько советов водителям о том, как правильно общаться при проверке документов. «Представьте, как бы вы сами хотели, чтобы с вами разговаривали в этот момент, — говорят опрошенные инспекторы.
— Если водители отвечают на вопросы спокойно, не нервничают, выглядят адекватно, то у нас не возникнет никакого желания устраивать им «тяжелую жизнь», из вредности везти на медосвидетельствование, которое занимает много времени и требует составления множества бумаг.
Наоборот, нам хочется быстрее отпустить такого человека и заняться более важными делами».
Инспекторы также признаются, что если заподозрят водителя в употреблении алкоголя или запрещенных средств, то все дальнейшее общение и наводящие вопросы будут сконцентрированы вокруг этой темы. Ведь инспекторы в том числе несут ответственность и за то, что отпустят водителя в измененном сознании обратно на дорогу.
Источник: https://www.autonews.ru/news/5de8a2c99a7947de4de045e0