Целевой прием
Правила целевого приема и обучения изменились в 2019 году. Министерство науки и высшего образования приняло Федеральный закон № 337, который вступил в силу 1 января 2019 года. Последние коррективы на сегодняшний день внесло постановление Правительства РФ №302 от 21 марта 2019 года.
Прием на целевое обучение позволяет абитуриентам поступить на бюджетные места. После завершения обучения студент-целевик обеспечивается рабочим местом на предприятии, которое направило его в вуз, как минимум на три года.
Для поступления в рамках целевой квоты обучения будущим студентам следует заключить договор с предприятием, абитуриент должен сделать это самостоятельно, в том случае если он не достиг совершеннолетия, дополнительно потребуется письменное согласие от родителей или законных представителей.
На выбор поступающим предлагается девять видов организаций, с которыми возможно заключение контракта:
- федеральные государственные органы, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления;
- государственные и муниципальные учреждения, унитарные предприятия.
- государственные корпорации.
- государственные компании.
- организации, включенные в сводный реестр организаций оборонно- промышленного комплекса, формируемый в соответствии с частью 2 статьи 21 Федерального закона от 31 декабря 2014 года N 488-ФЗ «О промышленной политике в Российской Федерации».
- хозяйственные общества, в уставном капитале которых присутствует доля Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования.
- акционерные общества, акции которых находятся в собственности или в доверительном управлении государственной корпорации.
- дочерние хозяйственные общества организаций, указанных в п. 4, 6 и 7.
- организации, которые созданы государственными корпорациями или переданы государственным корпорациям в соответствии с положениями федеральных законов об указанных корпорациях.
Абитуриент, который поступает по целевому направлению, участвует в конкурсе только с теми, кто так же, как и он заранее заключил договор о приеме на целевое обучение. Места на каждое направление определяет Правительство России в зависимости от экономической необходимости данного субъекта. Количество целевых мест вуз опубликует 1 июня.
При подаче документов в вуз абитуриент, заключивший договор с заказчиком, должен предъявить его вместе с остальным комплектом документов. Если подача заявления проходит онлайн, копия договора заверяется печатью и подписью представителя организации, с которой он был заключен. При лично подаче документов примут и простую копию документа, если будет предъявлен оригинал.
Если же абитуриент не смог поступить на целевое место договор между ним и заказчиком расторгается. Стороны освобождаются от ответственности за неисполнение обязательств.
Кроме целевого приема существует механизм целевого обучения. Это возможность заключения договора уже во время обучения в университете. Главное отличие от ребят, поступивших в рамках целевой квоты, является то, что заказчиком целевого обучения могут выступать любое юридические лица и индивидуальные предприниматели.
На сегодняшний день Правительством РФ уже разработан вид типового договора. В нем могут быть указаны университет, направление или специальность, форма обучения, субъект РФ (по которым правительство установило квоту) и права и обязанности сторон.
Также могут быть прописаны стимулирования для студента: место прохождении практики, оплата дополнительных услуг, не входящих в обязательное обучение, или же обеспечении жильем.
Примечательно, что сегодня заказчик (работодатель) может прописать в договоре любой обязательный критерий, который гражданин (студент) должен будет реализовать. К примеру, освоение определённых дисциплин не менее, чем на оценку «хорошо».
Несоблюдение условий договора грозит штрафными санкциями. Если заказчик не исполнит свою обязанность трудоустроить выпускника, он должен будет выплатить гражданину штраф – в размере трех среднемесячных заработных плат по региону.
Кроме того, предприятие обязано будет уплатить штраф и вузу, который окончил целевик в размере расходов федерального бюджета на обучение. При условии, что студент прервет свое обучение без уважительных причин, прописанных в положении в 19 пункте, он также должен будет возместить материальный ущерб предприятию за срок своего обучения.
Расторгнуть договор без оснований, прописанных в положении нельзя, даже при условии согласия сторон.
Основаниями для расторжения договора, при которых целевик освобождается от выплаты штрафа, прописаны в Положении 19 пунктом. В каждом случае для прекращения действия контракта студент должен в письменном виде с прикрепленными копиями документов уведомить Заказчика и вуз.
- гражданин осуществляет уход за сыном, дочерью, родителем, супругом (супругой), признанными в установленном порядке ребенком инвалидом, инвалидом I группы, если гражданин обучался по образовательной программе по очной или очно-заочной форме обучения не по месту постоянного жительства соответственно сына, дочери, родителя, супруга (супруги) и отчислен по инициативе гражданина в связи с указанным основанием из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой он обучался в соответствии с договором о целевом обучении;
- гражданин является супругом (супругой) военнослужащего, за исключением лиц, проходящих военную службу по призыву, если гражданин обучался по образовательной программе по очной или очно-заочной форме обучения не по месту военной службы супруга (супруги) и отчислен по инициативе гражданина в связи с указанным основанием из организации, осуществляющей образовательную деятельность, в которой он обучался в соответствии с договором о целевом обучении;
- гражданин признан в установленном порядке инвалидом I или II группы.
Источник: https://www.dvfu.ru/admission/target-enrollment.php
Обучение без отработки, или Когда деньги можно не возвращать – ilex
Иногда выпускники-бюджетники отказываются работать по распределению либо хотят уволиться до окончания срока обязательной отработки. В таких случаях приходится возмещать государству затраты на обучение. Но есть исключения.
С кого могут потребовать возмещение
Возвращать деньги за обучение обязаны молодые специалисты (в том числе молодые рабочие (служащие)), которые не отработали по распределению (направлению) определенный срок .
Чтобы стать молодым специалистом, нужно отучиться на дневном отделении за счет бюджета и получить свидетельство о направлении на работу. И не обязательно получать бесплатное среднее специальное или высшее образование на дневном отделении все время. Достаточно и половины срока .
Обратите внимание!
Если молодой человек учился на дневном отделении платно, его тоже могут распределить (направить) на работу. Но исключительно по желанию. Если он передумает или вскоре захочет уволиться, никаких ограничений для этого не будет .
Вернуть деньги, вложенные государством в образование, в определенных случаях должны те, кто планировал пойти работать в Вооруженные Силы (другие войска и воинские формирования), ОВД, Следственный комитет, Госкомитет судебных экспертиз, органы финансовых расследований Комитета госконтроля, органы и подразделения МЧС .
Обратите внимание!
Если за учебу платил работодатель, стоит изучить договор на обучение. Он может предусматривать обязанность компенсировать затраты в случае досрочного увольнения.
Сколько надо отработать, чтобы не платить
Срок обязательной отработки указывается в свидетельстве о направлении на работу. Он начинается с даты заключения трудового договора. Для медиков — с даты заключения трудового договора по должности врача-специалиста. Интернатура в срок отработки не входит .
Обратите внимание!
По желанию молодого специалиста в срок отработки засчитают отпуск по уходу за ребенком до трех лет, службу по призыву и в резерве . Как показывает судебная практика, зачет возможен независимо от времени, когда проходила военная служба — в период обучения или после.
С кого не взыщут возмещение
Молодые специалисты, кроме учившихся по договору о целевой подготовке
Освобождаются от возмещения расходов на обучение | Условия освобождения |
1. Дети-сироты; дети, оставшиеся без попечения родителей; лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей; лица от 18 до 23 лет, которые потеряли последнего из родителей в период обучения.2. Дети-инвалиды в возрасте до 18 лет, инвалиды I или II группы.3. Лица, уволенные в связи с переходом на выборную должность на профессиональной основе (например, на должность депутата Парламента, члена Совета Республики, председателя профсоюза) .4. Лица, отслужившие после распределения (направления) в армии по призыву, а также по контракту (отслужившие не менее срока отработки).5. Лица, которые имеют льготы в связи с катастрофой на Чернобыльской АЭС | — |
1. Лица, уволенные по причине:— сокращения или закрытия организации (ИП) ;— нарушения нанимателем норм о труде ;— состояния здоровья, препятствующего продолжению работы ;— длительной нетрудоспособности (больше четырех месяцев, не считая больничного в связи с родами) ;— восстановления на работе ранее выполнявшего ее работника ;— нарушения правил приема на работу .2. Лица, у которых один из родителей, или муж (жена) — инвалид I или II группы, или ребенок-инвалид.3. Лица с медицинскими противопоказаниями к работе по специальности, квалификации.4. Беременные женщины, матери (отцы), имеющие ребенка до трех лет.5. Лица, мужья (жены) которых работают и постоянно проживают в Беларуси не по месту распределения (направления);6. Дети военнослужащих, сотрудников ОВД, органов госбезопасности, финансовых расследований Комитета госконтроля, которые стали инвалидами, погибли при боевых действиях или выполнении служебных обязанностей | Во-первых, молодой специалист должен обратиться за перераспределением (последующим направлением).Во-вторых, учреждение образование не должно иметь возможности перераспределить молодого специалиста (в зависимости от категории):— на другую работу;— на другую работу по месту жительства его, его детей; по месту жительства (работы) родителей, супруга |
Молодые специалисты, которые учились по договору о целевой подготовке .
Освобождаются от возмещения средств на обучение | Условия освобождения |
1. Лица, поступившие на военную службу по контракту, которые отслужили не менее срока отработки | — |
2. Дети-инвалиды до 18 лет, инвалиды I или II группы.3. Лица, у которых один из родителей, или муж (жена) — инвалид I или II группы, или ребенок-инвалид.4. Лица с медицинскими противопоказаниями к работе по специальности, квалификации.5. Лица, уволенные по причине:— сокращения или закрытия организации (ИП) ;— нарушения нанимателем норм о труде ;— состояния здоровья, препятствующего продолжению работы ;— длительной нетрудоспособности (больше четырех месяцев, не считая больничного в связи с родами) ;— восстановления на работе ранее выполнявшего ее работника ;— нарушения правил приема на работу | Во-первых, молодой специалист должен обратиться за последующим направлением.Во-вторых, учреждение образование не должно иметь возможности перераспределить молодого специалиста (в зависимости от категории):— на другую работу;— на другую работу по месту жительства его, его детей; по месту жительства (работы) родителей, супруга |
Источник: https://ilex.by/news/obuchenie-bez-otrabotki-ili-kogda-dengi-mozhno-ne-vozvrashhat/
Целевиков найдут. И накажут?
Депутаты Госдумы РФ намерены обсудить меры наказания нерадивых выпускников вузов. Речь идет о молодых специалистах, которые, отучившись по целевому договору и получив диплом, не желают иметь дело с работодателями, отправившими их учиться.
Соответствующий законопроект вскоре должен пройти первое чтение в нижней палате парламента. Документ гласит, что причины, по которым студент, отучившийся по целевому набору, может отказаться от заранее оговоренной работы, должны быть прописаны в федеральном законе.
Ветер перемен дует из Кирова
В Заксобрании Кировской области, где «родился» проект закона, уверены, что пока эти условия регламентируются самими работодателями, выпускники-целевики и дальше будут от них бегать. Не все же предприятия настолько подкованы, чтобы грамотно составить такой договор.
В новом законе предлагается установить четкий перечень оснований для освобождения гражданина от исполнения обязательства по трудоустройству.
Войти в него должны следующие пункты: наличие заболевания, препятствующего трудоустройству, признание гражданина инвалидом I или II группы, необходимость ухода за больным отцом, матерью, ребенком, предоставление работы не по месту службы супруга-военнослужащего, наличие обстоятельства, не зависящего от воли гражданина.
Отдельным пунктом предусматривается повышение уровня материальной ответственности гражданина при неисполнении своих обязательств в иных случаях — с двукратного возмещения размера расходов, связанных с предоставлением ему мер социальной поддержки, до четырехкратного. «Данная мера основана на том, что нынешняя сумма штрафа не стимулирует граждан к исполнению своих обязанностей по трудоустройству и им выгоднее заплатить этот штраф и, получив образование, трудоустроиться самостоятельно», — поясняют авторы законопроекта.
Это предложение, напомним, не первая попытка ужесточить ответственность слишком хитроумных целевиков. Наказание для них ввел и федеральный закон «Об образовании», действующий с сентября 2013 года.
Согласно ему, если выпускник-целевик не приходит работать на предприятие, с которым вуз заключил контракт, или предприятие отказывает ему в работе, то нарушитель должен в двукратном размере возместить государству все расходы, связанные с предоставлением мер социальной поддержки.
Удачно устроились
С каждым годом целевой набор укрепляет свои позиции в вузах, причем речь идет в том числе о социально значимых специальностях. Так, в 2015 году по этому показателю лидировали медицинские вузы — в них целевики заняли 43% бюджетных мест. На инженерные специальности целевой прием составил около 13% от общего числа бюджетных мест. На педагогические специальности — 10%.
В прошлом году целевая подготовка «добралась» даже до госслужащих. Президент подписал закон, согласно которому органы местного самоуправления будут заключать с желающими получить соответствующее образование специальный договор.
В нем указано, что после обучения служащий должен будет отработать по специальности определенный срок. В каждом договоре он будет устанавливаться индивидуально, но точно не превысит пяти лет.
Право на обучение имеют все совершеннолетние граждане России, кто еще не получал среднее профессиональное или высшее образование за счет бюджетных средств.
Учить госслужащих будут на деньги из местного бюджета. Предполагается, что желающих получить такое образование будет настолько много, что договоры с ними придется заключать на конкурсной основе. Информацию о конкурсе организаторы будут размещать в СМИ не позже чем за месяц до его начала.
А нужен ли закон?
Перечень условий, по которым целевой договор может быть нарушен, действительно должен быть регламентирован на федеральном уровне, уверен Александр Шершуков, секретарь Федерации независимых профсоюзов России (ФНПР).
Правда, вовсе не для того, чтобы студент не обманул работодателя, а чтобы не ущемлялись права самих молодых специалистов.
«В противном случае у работодателей может появиться соблазн составить договор таким образом, чтобы удержать с молодого специалиста неустойку даже в том случае, если он не может прийти работать на предприятие по объективным причинам», — пояснил эксперт.
Впрочем, сами работодатели страдают от происков вчерашних студентов намного чаще. Причем главным образом удар приходится на государственные учреждения образования и здравоохранения.
«Я с большим трудом себе представляю, что эта проблема распространена в частном бизнесе, — отметил Михаил Тарасенко, первый заместитель председателя комитета Госдумы РФ по труду, социальной политике и делам ветеранов.
— Что, скажем, металлургическое предприятие отправило на учебу студента, вложило в его обучение деньги, а после окончания вуза молодой специалист развернулся и демонстративно отказался на этом предприятии работать. Как правило, договоры с целевиками эти предприятия составляют таким образом, что нарушить их без возмещения всех затрат работодателя просто невозможно».
В то же время, по мнению Михаила Тарасенко, для федерального законодательства норма с перечнем условий, по которым можно целевой договор разорвать, выглядит избыточной. «Вносить ее в закон — то же самое, что микроскопом забивать гвозди», — пояснил он.
По словам депутата, перечислять такие условия нужно в ведомственных документах.
А предприятиям и государственным учреждениям стоит более грамотно составлять соответствующие договоры, чтобы убрать оттуда лазейки, которыми могут воспользоваться несостоявшиеся работники.
Не фиксируют побега целевиков и транспортные вузы — 100% молодых специалистов отрасли возвращаются работать на те предприятия, которые отправили их учиться.
«Целевой набор в профильные вузы в нашей сфере составляет до 70%, причем 50% этих детей — выходцы из семей железнодорожников», — подчеркнул Борис Левин, президент Ассоциации вузов транспорта, ректор Московского государственного университета путей сообщения.
При этом, по словам эксперта, семейные традиции — далеко не единственное, что удерживает новоиспеченных железнодорожников от соблазна нарушить договор о целевом обучении. «У нас работодатели ежегодно оплачивают практику студентов на рабочих местах.
В общей сложности за время обучения студента работодатель тратит на него около 300 тысяч рублей», — рассказал Борис Левин. Отказаться работать на этом предприятии без возмещения этих сумм по условиям договора невозможно.
Возьмем, к примеру, государственные университеты путей сообщения Новосибирска, Омска, Иркутска, а также Улан-Удэнский колледж железнодорожного транспорта. Только им в 2015 году Восточно-Сибирская железная дорога за целевую подготовку студентов перечислила более 34,3 млн рублей. Кроме того, свыше 8,6 млн рублей составили выплаты дополнительной стипендии студентам-отличникам.
Врачи и учителя — в первых рядах
Намного острее проблема стоит в учреждениях системы здравоохранения.
«Многие целевики, отправленные на учебу государственными больницами и поликлиниками, действительно впоследствии отказываются устраиваться к ним на работу и уходят в частные клиники, — признала Разиет Натхо, член комитета Госдумы РФ по охране здоровья.
— Поэтому очень важно, чтобы молодой специалист, отучившийся в вузе на бюджетном месте, но решивший в итоге нарушить целевой договор, нес настолько ощутимую финансовую ответственность, что ему пришлось бы просто отказаться от этой идеи».
Решить проблему необходимо как можно быстрее: несмотря на все предпринимаемые в последнее время меры, дефицит медицинских кадров в стране сохраняется.
«Мало того что медработников отдельных специальностей остро не хватает, так еще ежегодно достигают пенсионного возраста и уходят с работы около 50 тысяч врачей», — отметила Разиет Нахто.
К тому же доля целевиков в вузах, подведомственных Минздраву, будет увеличиваться: если в 2016 году таких студентов в них около 50%, то в планах правительства довести их количество до 90%.
Очередной способ борьбы за кадровую оснащенность государственных больниц и поликлиник в Минздраве уже нашли и недавно обнародовали.
Планируется запретить молодым медикам работать в частных клиниках, не отработав несколько лет в государственных медицинских учреждениях.
Срок, который необходимо будет отработать, в настоящее время обсуждается, но уже известно, что он точно не будет превышать пять лет.
Не «забывают» о целевиках и в Министерстве образования и науки. «Инструменты целевого приема мы активно используем для реализации проекта «Новые кадры для оборонно-промышленного комплекса», — рассказал заместитель министра образования Александр Климов.
— В рамках проекта подготовки кадров для оборонно-промышленного комплекса обучается свыше 6 тысяч студентов-целевиков».
По словам замминистра, в настоящее время в Минобрнауки разрабатываются поправки в закон об образовании, которые «уточнят работу по целевому обучению» и предпишут обязательную трехлетнюю отработку целевиков на предприятиях, отправивших их учиться.
Источник: https://iz.ru/news/605269
Целевое направление 2019: что такое, стоит ли брать, плюсы и минусы?
В горячке вступительной кампании абитуриенты чуть ли не душу дьяволу готовы продать за столь желанное место в вузе. Для некоторых спасательным кругом становится целевое направление. Адукар изучил Положение о целевой подготовке и расскажет, что такое целевое направление, кто и где может его получить, какие есть плюсы и минусы.
Что такое целевое направление?
Целевое направление позволяет бесплатно получить профессионально-техническое, среднее специальное, высшее (бакалавриат и магистратура) и послевузовское образование (аспирантура, докторантура). Договор о целевой подготовке — документ, который подписывается тремя сторонами: абитуриентом, организацией-заказчиком и учреждением образования.
Организации, которым нужны определённые специалисты, могут подавать заявки в местные или республиканские органы госуправления, в подчинении которых находятся учреждения образования, где готовят таких специалистов.
Затем органы управления, куда поступают заявки на целевую подготовку, формируют цифры целевого набора с учётом планируемого приёма и сообщают эти сведения Министерству образования, организациям-заказчикам и учреждениям образования.
Подавать заявку на целевую подготовку кадров могут государственные и частные организации.
Для кого предназначено целевое направление?
Обзавестись целевым направлением может не каждый. Целевая подготовка кадров предусмотрена для региональных организаций, где есть нехватка специалистов. Так жителям областных центров и столицы обучение по целевому направлению пока не положено. Прописка не играет ключевой роли, т. е.
брать целевое можно в организации, которая находится не в том городе, где прописан абитуриент. Главное — в какой организации абитуриент хочет взять целевое направление, есть ли у неё такая возможность.
Однако Министерство образования планирует изменить условия предоставления целевого направления.
Как получить целевое направление?
Можно пойти двумя путями. Позвони в приёмную комиссию вуза, колледжа или лицея и узнай, из каких организаций можно приносить целевое направление на интересующую специальность. Больше ориентируешься на место отработки, тогда обратись в организацию, где хотел бы работать, и спроси о возможности получить целевое направление.
Обзавестись целевым направлением можно в приёмной комиссии учреждения образования при условии, что есть вакантные места на целевую подготовку.
Сколько мест выделяется на целевиков?
Количество мест для целевиков ограничено и составляет до 60% от плана набора для сельскохозяйственных специальностей, до 50% – для специальностей профиля «Здравоохранение» и до 40% – для всех остальных.
Получив на руки долгожданное направление, расслабляться не стоит, ведь в вузе (лицее, колледже) придётся пройти по конкурсу среди целевиков. К примеру, на какую-то специальность выделено три места на целевую подготовку, а желающих пять.
Из них выберут первых трёх с наибольшим количеством баллов, оставшиеся два могут участвовать в общем конкурсе.
Если целевые места не заполнятся, их по усмотрению учреждения образования могут передать на общий конкурс или оставить вакантными. Во втором случае на свободные места, заключив договор о целевой подготовке, могут перевестись студенты этой же специальности или схожей, причём с платного отделения тоже.
Можно взять целевое направление и не подавать его в приёмную комиссию, а участвовать в общем конкурсе.
К слову, студент-целевик ничем не отличается от остальных бюджетников, кроме срока отработки.
Много целевых мест выделяют медицинские колледжи и университеты
Сколько отрабатывать по целевому направлению?
Получившим высшее образование — не менее пяти лет, среднее специальное — не менее трёх лет, профессионально-техническое — не менее двух.
В срок обязательной отработки по желанию выпускника может быть включён, к примеру, период прохождения военной службы по призыву или в резерве Вооруженных Сил Республики Беларусь, других войсках и воинских формированиях Беларуси, декретный отпуск (до достижения ребёнком возраста трёх лет). Учёба в магистратуре и аспирантуре на сокращение времени отработки не влияет.
Причины не отрабатывать по целевому направлению
Во время обучения договор может быть расторгнут по следующим причинам:
— установление гражданину, не достигшему 18-летнего возраста, инвалидности;
— установление гражданину инвалидности I или II группы;
— установление одному из родителей или мужу (жене) гражданина инвалидности I илиII группы или инвалидности ребенку гражданина;
— возникновение медицинских противопоказаний к работе по получаемойспециальности (направлению специальности, специализации) и присваиваемойквалификации;
— ликвидация организации-заказчика;
— досрочное прекращение образовательных отношений по обстоятельствам, не зависящим от воли гражданина, учреждения образования.
Причины не отрабатывать по целевому направлению прописаны в Положении о распределении. Это может произойти из-за получения инвалидности, болезней, несовместимых с работой по специальности, ликвидацией учреждения, выдавшего целевое направление и т. д.
Если уж совсем не хочется работать по целевому направлению, можно вернуть средства, затраченные на обучение.
Стоит ли брать целевое направление?
Заключение такого договора подойдёт тем абитуриентам, которые планируют вернуться после учёбы в родные края или хотят заранее обеспечить себя рабочим местом.
Если же для тебя главная цель — обучение на бюджете, лучше семь раз подумать, прежде чем решиться на заключение данного договора. Никто не знает, как повернётся жизнь через несколько лет, и спасательный круг может оказаться тяжкой обузой.
Юридическая консультация не будет лишней при подписании столь серьёзного документа.
***
Если материал был для тебя полезен, не забудь поставить «мне нравится» в наших соцсетях ВКонтакте, Instagram, , ASKfm и поделись постом с друзьями. А мы сделаем ещё больше материалов, которые пригодятся тебе для учёбы.
Перепечатка материалов с сайта adukar.by возможна только с письменного разрешения редакции. [email protected]
Источник: https://adukar.by/news/celevoe-napravlenie
Обзор судебной практики по целевому обучению (за январь-февраль 2017 года)
Обзор судебной практики по целевому обучению (за январь-февраль 2017 года)
Практика целевой подготовки с последующим трудоустройством выпускника вуза известна ещё с советских времён. В Федеральном законе от 29 декабря 2012 г.
№ 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» целевому приёму посвящена статья 56, в которой указываются основания целевого приема в вузы, условия и субъекты договора о целевом приеме и договора о целевом обучении, квоты на целевой приём и др.
Вместе с тем, в настоящее время существует большое количество споров в рассматриваемой области, в связи с чем представители Минобрнауки России неоднократно высказались о необходимости совершенствования правового регулирования целевого обучения. Только с начала 2017 года было рассмотрено уже около десятка судебных дел. Подавляющее количество дел касались не верного исполнения, нарушения условий договоров о целевом обучении.
Так, Саратовским областным судом было вынесено Апелляционное определение от 9 февраля 2017 г. по делу № 33-984, где в качестве истца выступало следственное управление Следственного комитета Российской Федерации по Саратовской области (далее – СУ СК России по Саратовской области) с требованием к К. о взыскании затрат на обучение.
Между СУ СК России по Саратовской области, Саратовской государственной академией права и К. был заключен договор о специальной подготовке студента в Институте прокуратуры РФ Саратовской академии с последующим трудоустройством К. в органы Следственного комитета при прокуратуре РФ, по условиям которого К. после окончания обучения обязана отработать по месту назначения не менее 5 лет.
Ответчик возражала, ссылаясь на условия договора, в соответствии с которыми СУ СК России по Саратовской области обязано трудоустроить студента, успешно прошедшего итоговую аттестацию и получившего документ об образовании, в органы Следственного комитета при прокуратуре РФ, назначив на оперативную должность, и предоставить работу, соответствующую уровню и профилю его профессионального образования.
Суд решил дело в пользу ответчика, посчитав, что СУ СК России по Саратовской области надлежащим образом не выполнило обязанность по трудоустройству выпускника.
Доводы истца о том, что законом не предусмотрен порядок извещения студента о наличии вакансий, а информация о вакантной должности была размещена на сайте следственного управления (однако К.
документы для участия в конкурсе не подавала), признаны несостоятельными.
Похожее дело о взыскании затрат на обучение явилось предметом рассмотрения Свердловского областного суда (Апелляционное определение от 17 января 2017 г. по делу № 33-243/2017(33-23037/2016).
Однако, акцент в обосновании решения в пользу ответчика – выпускника вуза был сделан на пропуске истцом срока исковой давности в силу неправильного применения к спорным правоотношениям норм гражданского, а не трудового законодательства.
Между истцом – Следственным управлением по Кировской области, ответчиком Л.
и ФГБОУ ВО “Уральский государственный юридический университет” был заключен договор о специальной подготовке студента в Институте прокуратуры в составе Уральской юридической академии с последующим трудоустройством в органы прокуратуры РФ, по условиям которого образовательное учреждение обязалось обеспечить целевую специальную подготовку ответчика прокурорско-следственной направленности сверх государственного стандарта, начиная с первого курса, а истец трудоустроить ответчика после получения диплома о высшем образовании. В свою очередь, ответчик обязался пройти обучение, а после его завершения отработать в Управлении не менее 5 лет, а также возместить расходы, понесенные на целевую подготовку в случае неисполнения взятых на себя обязательств. После окончания образовательного учреждения Л. к работе в Управлении не приступил.
Разрешая спор, суд пришел к правильному выводу о том, что к возникшим между сторонами отношениям подлежат применению нормы трудового законодательства, в связи с чем при пропуске истцом срока обращения в суд, предусмотренного ч.
2 ст.
392 Трудового кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) с требованием о возмещении расходов, связанных с ученичеством, имеются безусловные основания для отказа в его удовлетворении.
При этом, суд дал надлежащую оценку правовой позиции истца о том, что договор о специальной подготовке студента носит гражданско-правовой характер и возникшие из них отношения подлежат регулированию нормами гражданского права (ст. ст. 309, 310 ГК РФ), которую признал несостоятельной, поскольку их применение к трудовым отношениям противоречит положениям ст.
5 ТК РФ, согласно которым регулирование трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений (ч. 2 ст.
1, ст. 15 ТК РФ) осуществляется трудовым законодательством, иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективными договорами, соглашениями и локальными нормативными актами, содержащими нормы трудового права.
Не согласился суд первой инстанции и с доводами истца о том, что ответчик на момент заключения договора не состоял в трудовых (служебных) отношениях с Управлением, в связи с чем к правоотношениям сторон должны применяться нормы гражданского законодательства, а не трудового, которые признал основанными на неверном толковании норм материального права, в том числе ст. 198 ТК РФ, согласно которой работодатель имеет право заключать ученический договор, как с работником данной организации, так и с лицом, ищущим работу, а также положений ст. 205 ТК РФ, предусматривающих распространение на учеников трудового законодательства, включая законодательство об охране труда. Заключенный между сторонами договор и вытекающие из него обязательства, в том числе, обязанность ответчика возместить расходы на его обучение, основаны на положениях гл. 32 ТК РФ “Ученический договор” (ст. ст. 198 – 208).
В силу ч. 2 ст.
392 ТК РФ (в редакции, действовавшей на момент спорных правоотношений) работодатель имеет право обратиться в суд по спорам о возмещении работником ущерба, причиненного работодателю, в течение одного года со дня обнаружения причиненного ущерба. Если работодатель пропустил срок для обращения в суд, суд вправе отказать в иске.
Также проблемой становится не только не желание выпускника устраиваться в организацию, оплатившую обучение, но и непредоставление указанной организацией должности, соответствующей полученной выпускником квалификации. Подобный спор явился предметом судебного разбирательства в Санкт-Петербургском городском суде (Апелляционное определение от 25 января 2017 г. N 33-2232/2016).
ОАО “РЖД” обратилось в Куйбышевский районный суд Санкт-Петербурга с иском к З.
о взыскании денежных средств за обучение, процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных расходов, ссылаясь в обоснование требований на то обстоятельство, что ответчик не выполнил принятых на себя обязательств по договору о целевой подготовке специалиста с высшим профессиональным образованием по специальности “Строительство железных дорог, путь и путевое хозяйство”, по условиям которого РЖД взяло на себя обязательства возмещать затраты на целевую подготовку, а З. взял на себя обязательство овладеть предусмотренными образовательным стандартом знаниями, проработать в подразделении РЖД в течение 5 лет после окончания Университета. В результате, З. был расторг трудовой договор с РЖД ранее, чем прошло 5 лет, таким образом он не выполнил взятые на себя обязательства.
Вместе с тем, суд выявил, что истцом – ОАО «РЖД» не представлено доказательств обоснованной необходимости и исключительности для направления ответчика исполнять обязанности по рабочей, а не квалифицированной должности, в течение 2-х лет и 9 месяцев. При указанных обстоятельствах, судебная коллегия пришла к выводу, что ответчиком З. были выполнены требования ученического договора, однако ответчиком не было предложено работы по соответствующей должности,
Поскольку невозможность трудиться связана с бездействием ОАО “РЖД”, не предоставившего ответчику для работы должность, соответствующую полученной в Университете квалификации, то судебная коллегия пришла к выводу о том, что расторжение трудового договора преждевременно вызвано уважительными причинами,. Таким образом, в удовлетворении исковых требований ОАО “РЖД” к З. о взыскании денежных средств, затраченных на обучение, а также требований о взыскании процентов за пользование чужими денежными средствами и судебных расходов отказано.
Споры в отношении целевой подготовки связаны также с неопределенностью или отсутствием некоторых условий договоров, заключаемых между будущим студентом и организацией – будущим работодателем. В качестве примера такого дела можно привести Апелляционное определение Московского городского суда от 10 февраля 2017 г. по делу № 33-5465/2017.
Выпускник Университета, в обоснование исковых требований о взыскании с ОАО «РЖД» денежных средств, указал, что в соответствии с договором от 31.08.2007 г.
Московское отделение Октябрьской железной дороги, являющееся филиалом ОАО “РЖД”, обязалось оплатить его обучение в Петербургском государственном университете путей сообщения.
Однако, обучение на 5-м курсе он оплатил самостоятельно, в противном случае его бы отчислили. Направленные им ответчику претензии о возврате денежных средств были оставлены без ответа.
Не принимая в качестве допустимого доказательства представленный истцом договор о целевой подготовке специалиста с высшим (средним) профессиональным образованием, между Университетом, ОАО “РЖД” и выпускником, суд обоснованно указал на то, что заключенный между ними договор не содержит даты его заключения и не подписан исполнителем. Дополнительное соглашение к договору, которым определена стоимость обучения также не было принято судом в качестве допустимого доказательства, поскольку указанное соглашение не подписано заказчиком – Московским отделением Октябрьской железной дороги филиала ОАО “РЖД”. Отклоняя довод истца о том, что ответчик в письмах гарантировал оплату за его обучение, суд первой инстанции исходил из того, что обязательства сторон по договору на даты направления писем были прекращены.
Утверждение истца о том, что в связи с нахождением в академическом отпуске срок действия договора был продлен, судебная коллегия нашла необоснованным по следующим основаниям. Статья 708 ГК РФ предусматривает, что в договоре подряда указывается начальный и конечный сроки выполнения работы.
Предусматривалось, что договор вступает в силу со дня поступления оплаты на расчетный счет исполнителя и действует в течение всего срока обучения.
Дополнительное соглашение к договору об изменении срока обучения истца, ввиду академического отпуска, лица, подписавшие указанный договор, не заключали.
Целевая подготовка в некоторых случаях имеет сходство с повышением квалификации. Тем не менее, данные институты являются совершенно разными по своей правовой природе и имеют разные правовые последствия.
Так, Ставропольским краевым судом вынесено Апелляционное определение от 7 февраля 2017 г. по делу № 33-1049/2017, суть которого в следующем.
ООО “Центр доктора Бубновского на КМВ” подал иск в отношении П., который являлся работником Центра, и прошел обучение на специальном курсе по профилактике и лечению заболеваний костно-мышечной системы человека по методу Бубновского. Впоследствии П. уволился без уважительных причин до срока, который был должен отработать после обучения, не возместив затрат на обучение.
Возражая против заявленных требований, ответчик сослался на то, что ученический договор с ним не заключался, а направление ответчика для прослушивания семинаров по методу Бубновского является необходимым условием осуществления истцом соответствующей деятельности.
После прослушивания семинаров первой и второй ступени, какая-либо профессия, специальность или квалификация им не получалась, дипломы государственного образца, подтверждающие возникновение у него новой профессии, образования, либо специальности ему не выдавались. Присутствие П.
на обучающих мероприятиях носило характер повышения квалификации, которая оплачивается за счет работодателя, и не подлежит взысканию с работника.
Суд согласился с ответчиком, указав, что в соответствии со ст.
196 Трудового кодекса Российской Федерации, регулирующей права и обязанности работодателя по подготовке и дополнительному профессиональному образованию работников необходимость подготовки работников (профессиональное образование и профессиональное обучение) и дополнительного профессионального образования для собственных нужд определяет работодатель. В отличие от профессионального обучения и переобучения, повышение квалификации определяется как обучение той же профессии, без перемены этим работником трудовой деятельности, направлено на совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, обновление теоретических и практических знаний специалистов. Повышение квалификации работника оплачивается за счет работодателя и не может служить предметом ученического договора.
Селиверстова Ольга Игоревна, к.ю.н, старший научный сотрудник ФГБНУ «ФЦОЗ»
© О.И.Селиверстова, ФГБНУ «ФЦОЗ»
Возврат к списку
Источник: http://www.lexed.ru/obrazovatelnoe-pravo/analitika/obzory/detail.php?ELEMENT_ID=6376