Производим замену лампы стоп-сигнала самостоятельно
Лампа стоп-сигнала выполняет две функции: защитную и является одним из элементов экстерьера автомобиля.
Защитная функция заключается в предупреждении водителей о том, что нажата педаль тормоза, чтобы они могли предпринять соответствующие действия. Как и любая деталь машины, иногда лампы требуют замены.
В статье рассказывается, в каких случаях необходима замена лампочки автомобиля заднего стоп-сигнала, а также дается инструкция, как ее поменять.
Замена лампы стоп-сигнала обычно требуется, если она перегорела.
Старая и новая лампочки
Как и любая поломка, происходит это в самый ответственный момент. Возможен вариант, когда лампочка работает, но не совсем корректно. Например, она призвана выполнять функцию габаритных огней и стоп-сигнала.
Иногда возникают ситуации, когда с первой функцией лампа справляется полностью, а вот как стоп-сигнал она не работает. Порой лампочки не горят, как им положено, а лишь мигают. Это говорит о плохом контакте.
Прежде чем приступать к замене лампы, следует убедиться, что причина, по которой не горит задний стоп-сигнал, именно в ней.
Задние огни могут не гореть по следующим причинам:
- неисправен предохранитель стоп-сигнала: окислились контакты или он перегорел;
- перегорела лампа;
- неисправности в механизме включения задних стопов;
- окислились контакты в гнезде, куда вкручивается лампочка;
- повреждена электропроводка.
Замена штатного элемента на светодиодный
Мы рассматриваем вариант, когда перегорела лампочка. Чтобы принять решение о замене лампочки, нужно убедиться, что причина в ней.
Для этого можно воспользоваться рабочими лампочками с повторителей или других приборов авто. Если вкрутив их вместо сгоревших, сигналы загорелись при нажатии на педаль тормоза, то нужно менять лампочки.
Если стоп-сигнал не засветился, значит, причину нужно искать в другом месте.
В некоторых моделях автомобилей при выходе из строя одной лампочки стоп-сигнала, автоматически не загорается и другая. При тестировании ламп это следует учесть.
Есть ситуации, когда меняют даже рабочие осветительные элементы. Это происходит, когда выполняется тюнинг автомобиля. На заводе в качестве лампочки стоп-сигнала устанавливается простая лампа накаливания. Если водитель хочет модернизировать свое авто, то меняет штатные изделия на двухконтактные светодиодные лампочки.
Обычная и светодиодная лампы
Делается это из-за преимуществ, которые водитель получает в результате замены:
- светодиодные огни служат дольше, время их выработки 100 тыс. часов (у обычной – 2 тыс. часов);
- имеют улучшенные показатели светоотдачи;
- мгновенно разгораются, за 70 наносекунд, что увеличивает время реагирования для водителя машины, движущейся сзади;
- благодаря конструкции имеет лучшие эксплуатационные качества.
Если принято решение о замене лампочки заднего стопа, то эту операцию можно выполнить в домашних условиях (автор видео — Дмитрий Буссе).
Руководство по замене
Процедура замены несложная, поэтому с ней справится любой автолюбитель. Правда, азы электроники следует знать. Для уверенности можно заглянуть в руководство по эксплуатации авто и найти электросхему подключения заднего стопа. Далее нужно подготовить материалы и инструменты.
Инструменты и материалы
Сначала следует определиться с выбором лампы для заднего стоп-сигнала.
Лампы могут быть разных видов:
- С цоколем и без цоколя. Цокольная система постепенно уходит в прошлое, так как имеет такие недостатки как неплотное прилегание к другим контактам и плохое крепление. Поэтому рекомендуется использовать безцокольный вариант.
Лампы для стоп-сигнала
- С двумя нитями накала (для выполнения функции габаритных огней горит одна нить, при торможении зажигается вторая).
- С тусклым или цветным стеклом. Для ламп накаливания цвет стекла не имеет значения. Если устанавливается двухконтактная светодиодная лампочка, то лучше использовать ее красного цвета. Из-за повышенной светоотдачи свет от нее проскакивает сквозь фонарь и порой мало похож на красный, чем может привести в заблуждение участников движения.
Изделия красного цвета
- Мощность ламп может варьироваться от 5 до 21 ВТ. Мощность влияет только на светоотдачу: чем больше мощность, тем сильнее светит лампочка. Но слишком мощная лампа может ослепить водителя сзади и стать причиной аварийной ситуации. Кроме того, более мощные варианты потребляют больше электоэнергии.
Приобретя необходимые лампочки для стоп-сигнала, нужно приготовить соответствующий инструмент:
- набор ключей для выкручивания гаек;
- крестообразную отвертку для выкручивания винтов, удерживающих фонарь.
Во избежание неприятных ощущений от удара тока, перед работой следует выключить зажигание.
Алгоритм действий
Приготовив лампочки и необходимые инструменты, можно приступать замене, которая состоит из следующих действий:
- В первую очередь нужно крышку багажника автомобиля.
- Затем необходимо демонтировать декоративную панель стойки. Проблем с ее снятием обычно не возникает, так как она удерживается четырьмя клипсами. Теперь появился доступ к барашковой гайке.
- Для доступа к нижней барашковой гайке, нужно снять крышку с потайного ящика, который находится там же, где и декоративная панель.
- На следующем этапе необходимо открутить верхнюю и нижнюю барашковые гайки. Первая гайка находится в удобном месте и с ее откручиванием трудностей не возникнет.
Выкручивание барашковых гаек
- Со второй придется повозиться, так как она расположена в неудобном месте и ее трудно сорвать руками. Для того чтобы легко выкрутить гайку, нужно на нее надеть головку на «22». После этого выкрутить гайку не составит труда. При этом следует проявить осторожность и не упустить гайку с головкой, так как достать их будет проблематично.
- Выкрутив барашковые гайки, можно приступать к демонтажу задней фары. При этом важно, чтобы верх и низ выходили одновременно, иначе фара может стать в распор. Для этой операции понадобится помощник.
- На вытащенной фаре выкручиваем три самореза. Теперь мы получили доступ непосредственно к лампочке. Выкручиваем старую лампу и закручиваем на ее место новую.
- Поменяв лампочку, сборку задней части машины осуществляем в обратном порядке согласно снятию.
- Нажимаем на педаль тормоза и проверяем работу стоп-сигнала.
Таким образом, заменить лампочку стоп-сигнала не составляет труда. Если замену выполнить собственными илами, можно сэкономить время и деньги на СТО.
Извините, в настоящее время нет доступных опросов.
«Замена лампочки стоп-сигнала на светодиодную лампу»
В этом видео демонстрируется, как заменить на Лада Гранда лампу накаливания на светодиодную с доработкой (автор — Кит Shopping).
Источник: https://labavto.com/elektronika/svet/zamena-lampochki-stop-signala/
Можно ли ставить мигающий стоп сигнал на автомобиль, будет ли штраф?
Существующие Правила дорожного движения не допускают изменять количество световых приборов, их режим работы, цвет и вид. Но как быть со стоп-сигналами, можно ли их изменять и ставить дополнительные? Их можно сделать мигающими, чтобы они стали заметнее, установить лазерный стоп-сигнал, который проецирует на дорогу. Данные вопросы рассмотрим в нашем обзоре.
Как трактуют Правила
В этом вопросе нам важны два положения из ПДД:
- Они точно устанавливают, что нельзя менять заводское количество, расположение, тип и режим действия световых сигналов. Об этом сказано в п. 3.1 Правил.
- Кроме того, этот нормативный акт запрещает изменять устройство автомобиля без согласования с ГИБДД, о чем говорится в п. 7.18 ПДД.
Но как понимать световые приборы, входят ли в них стоп-сигналы, как понимать режим работы и расположение фонарей? Давайте выяснять это в отношении определенных моментов установки.
Можно ли оснащать автомобиль мигающими стоп-сигналами
Такое изменение конструкции не допускается. Чтобы разобраться в этом вопросе, нужно понять, какие условия нарушаются. Правила трактуют о неизменном режиме работы световых фонарей. Это понятие нам и необходимо разобрать. Но в тексте нормативного акта отсутствует определение этого названия. Если внимательно изучать законы, то если нет разъяснения, можно применять другие нормативные акты.
В этом случае нам поможет такой документ, как ГОСТ33997-2016. В нем режим работы объясняется так:
- Режим работы световых приборов – общие характеристики действия наружных фонарей транспортного средства, которые отражают условия и алгоритмы их автоматического и ручного подключения и отключения, регулировки интенсивности света, его непрерывности.
Как становится ясно, что только из-за непрерывности действия стоп-сигнала изменяется его определенный заводом-изготовителем режим работы. Поэтому, при подключении мигающего стоп-сигнала, режим действия нарушается.
Но можно ли назвать стоп-сигнал таким прибором? Да, можно. Но Правила не содержат объяснения этого понятия, поэтому найдем данное понятие в Техническом регламенте, устанавливающем безопасность транспортных средств. В нем говорится, что внешние световые приборы предназначены для освещения проезжей части, госномера, а также для подачи световых сигналов.
Стоп-сигналы оповещают о торможении автомобиля, поэтому их можно отнести к внешним световым приборам. В связи с этим, мигающие стоп-сигналы устанавливать нельзя.
Можно ли ставить дополнительные стоп-сигналы
Как быть с дополнительными световыми устройствами, можно ли их ставить? Он не обязательно может мигать, а действовать как заводской, это ведь не нарушение?
Как было сказано выше, ПДД устанавливают условие, чтобы не изменялось количество «стопов». Поэтому дополнительные световые сигналы запрещены, о чем написано в п. 3.1.
Законна ли светодиодная и лазерная проекция
Правильным будет вывод, что и в этом случае изменится количество приборов, а именно стоп-сигналов, сверх количества, установленного изготовителем автомобиля.
Поэтому формально лазерные «стопы» ставить на машину нельзя, так как такое мероприятие изменяет конструкцию авто. Но данные замены можно делать тогда, когда есть разрешение от Госавтоинспекции.
Для его получения нужно пройти несколько этапов, для которых потребуется много времени и денег:
- Получить разрешение на установку стоп-сигналов, которые будут превышать заводское количество.
- Пройти техническую экспертизу на допустимость изменений конструкции.
- Установить стоп-сигналы в аккредитованной автомастерской с предоставлением декларации и акта работ.
- Пройти другую экспертизу о том, что изменения конструкции соответствуют закону.
- Пройти технический осмотр.
- Предоставить машину для осмотра инспектору ГИБДД.
- Получить новое свидетельство о регистрации автомобиля с отметкой о изменении конструкции.
Кроме этого, непосредственно стоп-сигнал должен соответствовать следующим условиям:
- Количество должно соответствовать Техническому регламенту. В противном случае Госавтоинспекция не даст разрешения на изменение конструкции. Стоп-сигналов должно быть два, и еще 1 в центре, обычно устанавливается под задним стеклом автомобиля. Если на Вашей машине нет центрального «стопа», то его можно поставить в качестве дополнительного.
- Существуют условия по утверждению дополнительного стоп-сигнала по Правилам ООН.
Источник: https://mirmotor.ru/article/read/mozhno-li-stavit-dopolnitelnyj-migayushhij-svetodiodnyj-ili-lazernyj-stop-signal
Глючит дополнительный стоп сигнал
09.10.2009, 09:02 #1
Доброго времени суток! Решил поставить вместо обыкновенной лапочки на дополнительном стоп сигнале светодиодные лампы. Разобрал доп стоп сигнал снял лампочку и кустарным способом вставил две светодиодные лампы. подключил их параллельно к проводу идущему к стоп сигналу и они сразу же загорелись причем при нажатии на педаль тормоза они чюток гаснут, когда основные стоп сигналы загораются нормально. Этой фишки я ваще ни понял. Решил поставить обыкновенную лампу в штатное гнездо доп стоп сигнала, так она вообще ни горит даже при нажатиина тормоз, а при замыкании на массу загорается без нажатого тормоза. Что делать? в чем может быть причина подскажите пожалуйста!
Заранее спасибо.
09.10.2009, 12:00 #2
Не всё понятно. Доп. сигнал уже стоял и работал, до того, как вскрыли его или только подключили?
Потом, светодиодные лампы имеют полярность. Поэтому можно перепутать выводы.09.10.2009, 14:01 #3
Не всё понятно. Доп. сигнал уже стоял и работал, до того, как вскрыли его или только подключили?
Потом, светодиодные лампы имеют полярность. Поэтому можно перепутать выводы. Если перепутать полярность, светодиоды вообще гореть не будут.STufa, смотрите цепь от этого фонаря (по проводу центральному), центральный +12 в, подлключается параллельно фонарям стопа (задние левый и правый).
Что то странное у Вас, получается что на нем уже есть +12 в, если Вы пишите, что при подключении на массу лампочка загорается и стопы задних фонарей нормально работают.
Проверьте еще раз все внимательно.
09.10.2009, 23:04 #4
Посмотрел я почти полный путь от лампочки доп стоп сигнала и далее….провода выходят в багажик и соеденяются с пучком прводов для аудио колонок, далее этот пучек соединяется с более толстым пучком идущем со стороны задних фонарей в салон. Разматав изоленту большого пучка и выделив проводв от доп стоп сигнала я наткнулся на релешку похожою на реле пворотника крепящаяся давольнотаки маскированно с внутренней стороны мталлической панели на которой располагается осветитель багажника. причем в эту релюшку идет только один провод от доп стоп сигнала, другой провод же уходит в салон плутаая в общем пучке проводов. Так же к релешке идут два провода от стопаря левого заднего фонаря.так как в электрике я не силен определить не могу рабочая эта релюшка или нет. В сервисах советовали ставить обыкновенную ВАЗовскую реле поворотника но от этих советов эфекта ни какого. Не работает ни х,ра. Пробовал замыкать провода в гнезде релюшки на прямую без самой релюшки: при соединении проводов идущих от стопаря с задней фары с проводом идущим от доп стоп сигнала лампочка на доп стопар загарается причем при НЕ нажатой и Нажатой педали тормоза. Думается мне что всетаки эта релюшка сгорела и работает она по принципу: если идет сигнал с основных стопарей она замыкает на массу и допстопарь загарается, хотя может и по другому…. Slaveni .Доп стоп сигнал у меня уже стоял и исправно работал, но так как у меня заднее стекло танировано, в темное время суток тражение от допстопаря меня напрягало и я решил поджать допстопарь к стеклу и в место обыкновенной лампы поставить светодиодные лампочки.. причем две параллельно.Я думаю не могла ли сгореть релешка при проверке когда я подсоединял два светодиота к допстопари при помощи ножика;D (больше под рукой в этот момент ни чего не нашлось) может я замкнул как то или еще что….
В общем вазовские релешки не работают, а этой же маркировки реле найти в Уфе пока не удалось. (а моет мне вообще на прямую провод с левого заднего стопря на допстопярь бросить??? лампочка от этого на основном стопаре меньше гареть не станет???)
10.10.2009, 13:01 #5
причем в эту релюшку идет только один провод от доп стоп сигнала, другой провод же уходит в салон плутаая в общем пучке проводов. Один провод от доп стопаря должен идти на массу в любом ближайшем к кузову месте. Второй идёт к реле. Дальше – “другой провод же уходит в салон плутая в общем пучке проводов” – это плюсовой провод. Сообщение от STufa
Также к релешке идут два провода от стопаря левого заднего фонаря.
Эти два провода идут к катушке реле – т.е., когда загорается лампочка стопаря, это напряжение также подаётся к обмотке реле, стержень катушки внутри реле намагничивается, притягивает якорь, который замыкает остальные два провода, которые иду к реле. Соответственно плюсовой провод от реле, который “плутает в общей проводке” соединяется через контакты внутри реле с проводом, который идёт к доп стопсигналу.
Конечно можно эти два провода, которые идут от левого стопаря, соединить напрямую к допстопу, но, лучше развязать через реле.10.10.2009, 13:07 #6
Что-то я не припоминаю никаких реле на стоп-сигналах…….
10.10.2009, 13:22 #7
Что-то я не припоминаю никаких реле на стоп-сигналах……. STufa пишет про реле доп стопсигнала. Вполне возможно, что стали ставить. У меня и доп стопсигнала-то не было.
10.10.2009, 13:29 #8
STufa пишет про реле доп стопсигнала. Вполне возможно, что стали ставить. У меня и доп стопсигнала-то не было. У него машина 2005 г.в. Реле там вообще не нужно- не то потребление тока. Доп. стоп.сигнал подключен параллельно основным. Что он там нашёл за реле- понять не могу. Так же, как и рекомендации насчёт ВАЗовских реле поворотников…….
10.10.2009, 14:30 #9
У него машина 2005 г.в. Реле там вообще не нужно- не то потребление тока. Доп. стоп.сигнал подключен параллельно основным. Что он там нашёл за реле- понять не могу. Так же, как и рекомендации насчёт ВАЗовских реле поворотников……. Может до него кто самоделку поставил. В принципе да, реле не нужно, может это мигалка?
10.10.2009, 19:19 #10
Может до него кто самоделку поставил. В принципе да, реле не нужно, может это мигалка? Возможно и самоделка, на работе человек машину сменил, дополнительный стоп мигающий.
Источник: https://www.nexia-club.ru/f/elektrooborudovanie/15358-glyuchit-dopolnitelnyi-stop-signal/
Техосмотр: что можно, что нельзя
Плюс ко всему за зимние месяцы многочисленные комментаторы и толкователи автомобильных тем навертели вокруг ТО столько всего, что и не разберешь, где слухи, где просто домыслы, где правда.
В результате многим так и непонятно, например, какие прибамбасы все-таки можно устанавливать на автомобили, какие – нет.
Отчасти масла в огонь подливают некоторые инспекторы ДПС, придираясь на дорогах к “излишкам” навесного оборудования. Не последнюю роль сыграла и недавняя операция ГИБДД по выявлению чересчур тонированных автомобилей.
Мол, сегодня проверяют прозрачность стекол, завтра потребуют снятия кенгуринов, порогов, а что будет послезавтра?
Сразу оговоримся, что проверять техническое состояние транспортного средства имеет право не любой сотрудник ГИБДД, а только государственный инспектор технического надзора.
Главный документ для него – это Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации. Параметры, по которым проверяются автомобили, прописаны в ГОСТе Р 51709-2001 “Автотранспортные средства.
Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки”. Это основной закон для автомобиля при прохождении ТО.
Надо сказать, ГОСТ у разработчиков довольно требовательный: он запрещает большинство новомодных приспособлений и устройств, которые не предусмотрел в конструкции производитель транспортного средства. Начнем с самого больного – с кенгуринов.
Кенгуру и кенгурин
В России кенгуру на автомобили не прыгают. Но…
Передние дуги безопасности, которые призваны защищать решетку радиатора, фары и углы автомобиля, самостоятельно лучше не ставить. По ГОСТу это устройство должно быть предусмотрено изготовителем в эксплуатационной документации. Если нет, то оно должно быть покрыто эластичными материалами. В противном случае установка “кенгурятника” не допускается.
Также ГОСТ не оговаривает отдельно боковую и заднюю защиту авто. Потому, несмотря на все строгости этого документа, при проведении техосмотра отдельных жестких требований к защите порогов и заднего бампера не предъявляется.
Сразу оговоримся: разработчики ГОСТа уже сами признают, что их требования несколько преувеличены. В связи с этим изменения, внесенные в стандарт и вступившие в силу с 1 марта, пока отложены до лучших времен. То есть до того момента, как их пересмотрят и поправят.
По-прежнему главным документом для госинспектора технического надзора остаются “Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации”, а также приложение к ним – “Перечень неисправностей и условий, при которых запрещена эксплуатация транспортных средств”.
Установку кенгурина, если изначально она не предусмотрена изготовителем автомобиля, инспектор вполне может отнести к внесению изменений в конструкцию машины. А может и не отнести…
Больше света?!
Установка фары-прожектора или фары-искателя допустима, если она предусмотрена изготовителем транспортного средства. Однако изготовители предусмотрели подобные аксессуары только на машинах, предназначенных для нужд оперативных служб и прочей спецтехники. Поэтому самостоятельная установка таких световых приборов незаконна. Вы не пройдете ТО и с модными “люстрами” на крыше вашего авто.
Что можно? Можно установить один дополнительный стоп-сигнал над основными, две противотуманные фары спереди и не более двух противотуманных фонарей сзади.
Установка других фар, сигнальных фонарей и световозвращателей, не предусмотренных изготовителем, не допускается.
Учтите, что тонировка фар также запрещена.
Какого цвета должны быть фары и поворотники
ГОСТ прописывает: ближний и дальний свет должны быть белого цвета, передние габариты обязаны светить белым, задние – красным. Передние противотуманки – белым или желтым, задние – красным, фара заднего хода – белым, поворотники – желтым. Сигнал торможения – красным, подсветка регистрационного знака – белым.
Такая редакция документа запрещает эксплуатацию машин американского и японского производства, ведь поворотники у них красные. Поэтому изменился перечень неисправностей и условий, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств. И инспекторы техконтроля оперируют именно этим перечнем. В нем теперь сказано, что эксплуатация запрещена, если установлены:
l спереди – световые приборы с огнями любого цвета, кроме белого, желтого или оранжевого, и световозвращающие приспособления любого цвета, кроме белого;
l сзади – фонари заднего хода и освещения государственного номерного знака с огнями любого цвета, кроме белого, и иные световые приборы с огнями любого цвета, кроме красного, желтого или оранжевого, а также световозвращающие приспособления любого цвета, кроме красного.
Такой формулировкой удалось убить двух зайцев: вернуть право на передвижение по дорогам автомобилям, у которых от рождения цветовая гамма приборов отличается от ГОСТа, и запретить эксплуатацию машин с лишней иллюминацией.
А как же любимые некоторыми подсветки? Техосмотр вы не пройдете, если на вашем автомобиле светятся синим, зеленым или любым иным, кроме утвержденных выше цветов, брызгалки стеклоомывателя, если номерной знак освещается не белым.
Тонировка
Разрешается применять тонированные стекла (кроме зеркальных), светопропускание которых соответствует ГОСТу 5727-88. В нем сказано, что светопропускание ветрового стекла должно быть не менее 75 процентов, а светопропускание стекол передних дверей – не менее 70 процентов. Остальные стекла можно спокойно тонировать хоть в ноль – на прохождение техосмотра это не повлияет.
Разрешено также устанавливать жалюзи и шторки на задних стеклах. Но при наличии с обеих сторон наружных зеркал заднего вида!
Крепить же на лобовое стекло различного вида пропуска не допускается. Конечно, с пропусками все видят, насколько хорошо хозяин авто устроился в жизни, но они ограничивают обзорность с места водителя.
внимание!
Когда проходить техосмотр
Срок указан в вашем талоне техосмотра. Напомним, что с прошлого года новые автомобили (с 2006года выпуска) после первого техосмотра, если он пройден в том же году, когда машина выпущена, представлять на следующий осмотр надо через 3 года. Затем – через 2 года.
Машины с возрастом до 7 лет включительно представляются на техосмотр раз в два года. Старше – каждый год.
Какие документы надо брать с собой
На ТО вам потребуются водительское удостоверение, паспорт, свидетельство о регистрации транспортного средства, доверенность (если машину предъявляет не владелец), медицинская справка, полис ОСАГО.
На всякий случай напомним, что страховой полис считается действительным еще в течение месяца после окончания его срока действия. Однако это не повод забыть о страховке до следующего ТО – через месяц у вас может состояться крупный разговор с первым же инспектором ДПС.
а как у них?
В Европе “кенгурятники” запрещены
Европейская комиссия еще в 2005 году запретила продажу в автосалонах автомобилей с передними отбойниками или так называемыми “кенгурятниками” (такие приспособления впервые стали применять в Австралии на тяжелых грузовиках для защиты от столкновения с кенгуру).
Как постановила Еврокомиссия, “кенгурятники” представляют большую опасность для пешеходов, которые в случае наезда на них автомобилей получают тяжелые травмы. Особенно опасны эти приспособления для детей, так как часто “кенгурятник” бьет им прямо по голове.
Техосмотр: скидки для различных категорий граждан
Источник: https://rg.ru/2007/04/13/texosmotr.html
ATtiny13a: Контроллер управления СТОП-сигналом и габаритными огнями автомобиля
Здравствуйте! Ехал с работы домой, думая о прекрасном, о жизни размышляя, под ненавязчивую музыку. Я думал, как хорошо будет поужинать, налить горячего чаю, наблюдая, как за окном кружится этот мокрый и липкий снег, который в моем городе дорожные службы то ли отказываются убирать, то ли не могут. И вот на тебе! Пробка… А ехать еще и ехать.
Путь не близкий, с учетом пробки — это не менее 3 часов до дома. Ну, соответственно: подбадриваю себя, что, мол, дома ужин, чай, снег за окном. И вроде настроение возвращаться начинает, как внезапно с правой полосы Toyota Prius (ну, знаете такой — на батарейках весь), включает левый поворот и лезет прямо перед моей машиной… «Хорошо, дружище! Езжай, все равно вместе стоять 3 часа.
» Встроился, проехал два метра и встал. Как положено на дороге в пробке, зафиксировался тормозом. Я видел разные машины, видел разные реализации СТОП-сигналов, но то, что произошло в тот момент, было со мной лишь однажды. Когда я в первый раз прикупив ультра-ярких светодиодов пришел домой и решил сразу «испытать».
Боль пронзила мои глаза аж до затылка, когда я подключил это дело к батарейке. Это надолго оттолкнуло меня от желания заниматься подобными устройствами. Вот и в этот раз, в пробке, я вновь испытал это чувство. Не знаю, были ли настроены на такую яркость его СТОП-сигналы, или же это мокрое стекло имело эффект линзы.
В общем, как я не пытался и не старался, а пришлось ехать вслед за ним все 3 часа — либо справа, либо слева, а то и прямо за этим «адом». Все произошедшее со мной не затронуло бы меня настолько, если бы прямо в те дни я не раздумывал над реализацией своей идеи о замене штатных ламп в СТОП-ах на светодиодные сборки.
Я всерьёз задумался об их яркости и о том, какой вред они могут оказать водителям сзади (к слову о реализации — она была выполнена на 50%, но в силу новых обстоятельств пришлось отложить).
В этот момент я и столкнулся с тематикой микроконтроллеров, один из которых (ATtiny13a) и было решено применить для устранения описанного эффекта, а заодно и упростить реализацию моей задачи, вместе с этим позволив применить экономию и эстетичность выполнения. Суть разработки в следующем: 1. Устранить зависимость от раздельных источников света в СТОП-сигнале; 2.
Ограничить яркость двумя верхними пределами — отдельно для габаритных огней и для СТОП-сигнала; 3. Реализовать приглушение яркости СТОП-сигнала, если педаль тормоза нажата продолжительное время, и в то же время позволить отличать полученный уровень яркости от габаритных огней; 4.
Реализация должна быть выполнена с использованием штатной схемы авто, без существенных изменений, а уровни яркости — соответствовать штатным уровням соответствующих огней; 5. И последнее: задуманное реализовать в виде модулей, которые можно использовать независимо в каждом фонаре, заменять, а также иметь возможность снятия в нужный момент для перепрошивки или доработки.
В результате получился такой алгоритм: 1. Формируем аппаратный ШИМ с выводом на (PB0) (частота должна превышать 100Гц для устранения мерцания); 2. Инициализируем вход АЦП (PB4) в непрерывном режиме; 3. Cчитываем значение АЦП (на который приходят два сигнала — один от габаритных огней, второй от педали тормоза с разными соответствующими уровнями); 4.
Формируем флаги: 1 — нажат тормоз, 2 — включены габариты; 5. Если выставлен флаг педали тормоза, задаем скважность ШИМ равную верхнему пределу СТОП-сигнала, и запускаем счетчик длительности нажатия; 6.
Если педаль тормоза была отпущена, то останавливаем счетчик и восстанавливаем верхний порог яркости для СТОП-сигнала, если при этом включены габариты, то плавно меняем уровень яркости до верхнего предела яркости габаритов; 7. Если педаль тормоза все еще нажата, то каждую секунду отнимаем от верхнего предела СТОП-сигнала — 1, пока не достигнем нижнего порога яркости для СТОП-сигнала.
Когда нижний порог яркости для СТОП-сигнала достигнут останавливаем счетчик; 8. Если выставлен флаг габаритов и педаль тормоза не нажата, то плавно изменяем скважность ШИМ до верхнего предела яркости для габаритов; 9. Изменяем значение регистра аппаратного ШИМ и переходим на п.3. Прошивка создана в Atmel Studio, и ее работоспособность протестирована в Proteus 8.1.
Частота ШИМ — 300Гц, размер кода прошивки — 250 байт, оперативная память и EEPROM не используются. Текст программы получился очень кратким, но это не конечный вариант (после тестов прототипа будут внесены корректировки, которые затронут изменения и в этой статье): Тестовый проект в Proteus: Питание контроллера решено брать прямо с питания приходящего на лампы, они же — сигналы для АЦП.
В схеме не указаны стабилизаторы они будут применены при реализации. Честно сказать, я еще новичок, и у меня еще даже нет контроллеров, поэтому все создаю виртуально. Как поведет себя схема и прошивка в реальных условиях — не могу сказать, еще не проверил. Поэтому очень жду от вас конструктивных предложений и комментариев к схеме. Буду очень признателен.
Может я не учел какие-то особенности. Тем не менее, хочется успешно закончить начатое и довести дело до конца. P.S.: По поводу экономии: Машина — Mark II, лампы накаливания СТОП-сигнал — 4 * 25 Вт, габариты 4 * 5 Вт — итог 120 Вт (габариты и СТОП включаются вместе в темноте). Вместо них планирую ставить диодные сборки (читать как «мощные светодиоды») красного свечения по 10 Вт, значит при максимальной яркости — 40 Вт. ~800 люмен каждая сборка, с применением моей разработки получаю габариты — ~1000 люмен и СТОП-сигнал>2000 в сумме. Значит при среднем потреблении 10-30 Вт получается экономичней в 4-8 раз. Напомню, что в машинах, в которых не предусмотрены ДХО, согласно правил ГИБДД необходимо ездить с включенными фарами, соответственно габариты работают и днем и ночью. А это, при длительных расчетах отражается на кармане.
По ссылке можно найти прошивку, проект для Proteus 8.1 и исходный код.
Использованные материалы и нормативные документы:
ГОСТ 8769-75:
Приборы внешние световые автомобилей, автобусов, троллейбусов, тракторов, прицепов и полуприцепов. Количество, расположение, цвет, углы видимости
ГОСТ Р 41.48-2004:
Единообразные предписания, касающиеся сертификации транспортных средств в отношении установки устройств освещения и световой сигнализации Использование в коммерческих проектах, перепродажа исходного кода и использование с целью наживы, запрещено.
Исходные тексты распространяются бесплатно, в случае использования на других сайтах, либо в других источниках, указание автора и уведомление о размещении — обязательно.
- 11 января 2016 в 14:56
- 9 октября 2015 в 15:02
- 21 января 2015 в 08:47
Источник: https://habr.com/ru/post/247799/