Нарушены ли авторские права, если издательство нарушает сроки издания книги?

Авторское право писателя. Защита авторских прав – Юрий Окунев

Нарушены ли авторские права, если издательство нарушает сроки издания книги?

Это текстовое дополнение к видео «Авторское право писателя». Ниже приведены полезные ссылки, а также полный текст Правового заключения от платформы Ridero.

Авторское право писателя

Если появятся вопросы или комментарии — пишите под статьёй. Если вспомню что-то полезное — сразу дополню.

Полезные ссылки к видео Авторское право писателя

Закон об авторском праве: http://base.garant.ru/10164072/71/#friends
РАО и регистрация прав: http://rao.ru/index.php/pravoobladatelyam/avtor/registratsiya
Книжная палата: http://www.bookchamber.ru/

Общество защиты авторских прав АЗАПИ: http://azapi.ru/

Правовое заключение по защите авторских прав в интернете от Ridero

— Как обстоят дела с защитой авторских прав на русскоязычном рынке? (Для писателей)

Если речь о защите в сети Интернет, то защита авторских прав на русскоязычном рынке в настоящий момент достаточно серьезно реформирована. В силу вступил ряд поправок, в соответствии с которыми разработан механизм защиты.

Для решения проблемы защиты прав был разработан Федеральный закон №187 -ФЗ “О внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ по вопросам защиты интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях”. Данный Федеральный Закон установил механизм защиты авторов в сети Интернет.

Если правообладатель обнаружил, что информация распространяется с нарушением его авторских прав, он вправе обратиться в суд с заявлением о применении обеспечительных мер в виде ограничения доступа к информационному ресурсу. Подробнее об этом — ниже.

В настоящий момент в России не предусмотрено какой-либо официальной процедуры регистрации авторский прав на произведения (кроме программ для ЭВМ).

В соответствии с действующим законодательством, в России действует презумпция авторства. Что это значит? Авторство признается юридически достоверным до тех пор, пока не будет доказано обратное.

Автором произведения считается лицо, указанное автором на оригинале или экземпляре произведения, пока не доказано обратное.

Что касается способов защиты. Основной закон, регулирующий авторские и исключительные права на произведение — это Гражданский кодекс Российской Федерации. В соответствии с действующим законодательством, для возникновения и защиты авторских прав не требуется какая-либо регистрация произведения. То есть, для того, чтобы произведение считалось объектом авторского права, его нужно создать.

Как показывает практика, иногда приходится доказывать своё авторство. Существуют разные способы, выработанные авторами произведений и примененные на практике, которые могут помочь при возникновении в будущем спора об авторстве.

  1. Необходимо сохранять все исходные материалы, как бумажные, так и цифровые.
  2. Заверение у нотариуса. Можно пойти к нотариусу с распечатанным текстом произведения, заверить у нотариуса либо копию документа, либо удостоверить время предъявления документа, либо подлинность подписи на оригинале произведения.
  3. Депонирование авторских прав. у одной из организаций, к примеру РАО. Депонирование не является государственной регистрацией прав, но фиксирует дату и время предъявления произведения, и в случае спора об авторстве, такие сведения могут быть использованы в качестве одного из доказательств. О депонировании произведения в РАО можно почитать здесь: http://rao.ru/index.php/pravoobladatelyam/avtor/registratsiya
  4. Отправка объекта авторских прав себе по почте заказным письмом с уведомлением. Письмо не вскрывать. Таким образом, при возникновении спора об авторстве будет доказательства существования и отправки автором экземпляра произведения (на конверте обязательно ставится дата отправки). Минус данного способа — конверт в качестве доказательства может использоваться только один раз, когда будет вскрыт в суде.

Что касается защиты авторских прав в сети Интернет, то здесь, в случае, если правообладателем обнаружено незаконное использование материалов, порядок действий может быть следующим: Правообладатель должен направить владельцу ресурса в сети Интернет претензию, в которой необходимо изложить суть нарушения, и требование о том, чтобы материал был удален.

Как показывает практика, при получении подобного письма информация с интернет ресурса удаляется. Если возникают сложности с поиском адресата, можно воспользоваться сервисом, позволяющим связаться с администратором домена. Информация содержится в базе данных РосНИИРОС.

Для осуществления блокировки (предварительного обеспечения защиты авторских прав) в сети Интернет, правообладателю необходимо обратиться в суд, и предоставить документы, подтверждающие факт использования в информационно-телекоммуникационных сетях, в том числе в сети «Интернет», объектов исключительных прав и права заявителя на данные объекты.

После предварительного обеспечения защиты авторских прав, в срок не позднее 15 дней необходимо подать исковое заявление.

В соответствии со статьей 26 Гражданского кодекса Российской Федерации, подсудность данной категории дел — Московский городской суд, который рассматривает в качестве суда первой инстанции дела, связанные с защитой интеллектуальных прав в информационно-телекоммуникационных сетях.  К владельцу страницы в сети-интернет предъявляются требования об удалении информации, нарушающей исключительные права, в случае, если требовании об удалении не исполнены, производится блокирование через интернет-провайдера.

Ridero, как издательская платформа, работающая с текстами авторов, обеспечивает соблюдение авторских прав несколькими способами.

Все книги проходят процедуру предпубликационной проверки, в рамках которой сотрудники Ridero проверяют тексты  в том числе и с точки зрения плагиата.

Тексты книг, загруженные в систему, не передаются никаким третьим лицам, все сотрудники, имеющие доступ к текстам произведений, соблюдают требования сохранения конфиденциальности и строгого следования нормам ГК РФ.

— Есть ли серьёзная разница для крупных и мелких писателей? (скорее всего есть, но какая на практике?)

Глобально, порядок защиты своих прав для всех один и тот же. Для “крупных” авторов более высок шанс работать с традиционным издательством, которое соблюдает права автора, следит за их соблюдением и борется с их нарушением. поскольку исключительное право на произведение передается самому издательству, т.е. традиционное издательство в первую очередь защищает свои права, как правообладателя.

Все писатели могут заказать услуги защиты своих авторских прав. Ряд организаций занимаются защитой прав авторов, в том числе в сети Интернет. Такими организациями проводится постоянный мониторинг реестра информационных ресурсов.

В случае выявления каких-либо нарушений прав автора, данные организации всеми доступными законом способами выполняют действия по написанию претензий, жалоб, и даже исковых заявлений за авторов, действуя от имени автора на основании доверенности и договора.

Все авторы, публикующиеся в системе Ridero, пользуются одинаковым объемом функциональности сайта и равные возможности по защите своих авторских прав. Требования соблюдения авторских прав, предъявляемые к сотрудникам Ridero,  распространяются абсолютно на все произведения, вне зависимости от статуса “крупности” автора.

— Какие преимущества предлагает в этом смысле издательство, по сравнению с авторами самиздатом или на издательских платформах?

В зависимости от того, какой договор заключается с издательством, способ и порядок защиты и охраны авторских прав может оговариваться отдельно.

Это может быть схема: 1) автор передает произведение для распространения, защитой прав на свое произведение занимается самостоятельно и за свой счет.

2) автор передает права на произведение, устанавливается вознаграждение за проданный экземпляр, Издательство же, как правообладатель, самостоятельно и в интересах своих и автора осуществляет защиту авторских прав.

Как правило, крупные издательства, заключают договор о передаче прав, становятся правообладателями произведения, приобретают права на распространение произведения, получения прибыли от продаж данного произведения, выплачивают роялти автору, и следят за соблюдением авторских прав. В случае заключения подобного договора автор теряет право распоряжения своим произведением, например, опубликовать его в другом издательстве или распространять самостоятельно.

— По сети гуляют жалобы, что издательства не слишком уж стараются защищать права писателей, особенно маленьких. Что скажете?

Практически по данной теме что-либо сказать сложно, мы не сталкивались с практикой действий традиционных издательств.

Исходя из теории права, в первую очередь необходимо смотреть договор с издательством, определить, кто согласно условиям договора является правообладателем, кто занимается защитой авторских прав.

Если издатель должен осуществлять такую защиту, то необходимо урегулировать данный вопрос последовательно: а) путем переговоров; б) в претензионном порядке; в) в судебном порядке.

Ridero не принадлежат права на книги, публикуемые через сервис, поэтому мы не вправе осуществлять активные действия по защите авторских прав авторов, произведения которых опубликованы с нашей помощью.

Но мы стараемся оказать максимальную помощь авторам — на сайте в свободном доступе указана подробная информация в FAQ о том, как защитить свои авторские права.

Если у авторов возникают конкретные вопросы, касающиеся нарушений их авторских прав, авторы могут обратиться к юридическому советнику, который предоставит правовое заключение по конкретному случаю нарушения и будет готов представлять интересы обратившегося автора.

— Проскочила информация, что некоторые торговые платформы (не будем называть какие) без разрешения продают книги автора. Что в таком случае делать, куда обратиться?

Распространение произведения без разрешения автора, либо иного правообладателя, является нарушением исключительного права на произведение. Меры по защите исключительных прав включают в себя предъявление одного или нескольких требований в судебном порядке:

1) о признании авторства, если автором произведения указано другое лицо;

2) о пресечении действий, нарушающих право, если книга распространяется без разрешения правообладателя;

3) о возмещении убытков, если такие убытки причинены;

Необходимо отметить, что вместо взыскания убытков автор или правообладатель вправе требовать компенсации. Размер компенсации определяется судом в размерах от нуля до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

Требование о пресечении действий можно отправить в адрес площадки, которая распространяет произведение без разрешения. Это самый быстрый способ пресечь продажу книг, но не самый надежный. Для возмещения убытков или получения компенсации и применения других мер по защите права необходимо обратиться в районный суд по месту нахождения нарушителя прав.

В судебном процессе автор должен подтвердить факт принадлежности ему авторского права, а также факт использования данных прав нарушителем. В связи с этим, желательно зафиксировать факт распространения книги, как минимум сделать скриншоты экрана.

— Вообще, как защитить свои авторские права и права на доход в эпоху свободного доступа к информации? Например, если он публикует отрывки на блоге или писательских сайтах? Как доказать, что именно ты являешься автором?

Чтобы защитить свое право на “доход от авторства” нужно беречь свое произведение как материальную ценность, с должной степенью осмотрительности и разумности подходить к опубликованию произведения — публиковать произведения на специальных площадках, пользовательское соглашение с которыми не предусматривает передачу прав на произведение площадке или неограниченному кругу лиц. Подробнее о доказательстве авторства — ответ на вопрос 1.

— Каким образом издательства отчитываются перед автором по объёмам продаж? Есть ли шанс как-то проверить это?

В личном кабинете Пользователя Ridero есть раздел Статистика, где отражены объемы продаж произведений.

При заключении договора с Пользователем Ridero берет на себя ответственность за предоставление реальных данных о количестве проданных книг.

Кроме того, в соответствии с пользовательским соглашением Ridero несет ответственность за все сведения, данные и сообщения, которые видит Пользователь на сайте или получает посредством электронной почты.

Порядок отчета иных издательств перед автором может быть установлен в договоре между автором и этим издательством, и нам, увы, неизвестен.

Источник: https://yokunev.com/blog/2017/03/13/avtorskoe-pravo-pisatelya-zashhita-avtorskix-prav/

Кому принадлежит авторское право, если автор умер

Нарушены ли авторские права, если издательство нарушает сроки издания книги?

Сейчас, во времена большого потока информации, все чаще встает вопрос авторского права после смерти автора.

 Что происходит в этом случае с переизданием книг, размещением музыки в публичном пространстве, литературными произведениями, репродукциями картин, фотографиями? Что является предметом авторского права и кому принадлежат права? Какое наказание предусмотрено, если взять произведение автора без согласия правообладателя?

Авторское право: вопросы закона

Исключительное право дает возможность автору контролировать применение его интеллектуальной собственности, — итог творческого труда. Срок действия: в течение всей жизни и 70 лет после смерти автора. Отсчет начинается с 1 января, следующего за годом смерти.

Личные неимущественные права автора состоят из:

  • права на имя (право использовать подлинное имя, псевдоним или публиковать анонимно);
  • права авторства (признаваться автором произведения);
  • права на неприкосновенность произведения (право на защиту и охрану произведения и его названия от внесения изменений, сокращений, дополнений, искажений);
  • права на обнародование произведений.

В законе закреплена бессрочность охраны авторства, имени и репутации автора и неприкосновенности произведения.

Автор и правообладатель — субъекты авторского права. Изначально автор всегда является правообладателем. Однако при жизни он может передать исключительное право на произведение, и правообладателем может стать другое лицо. После его смерти обладателями исключительных прав становятся наследники автора (правообладателя) или издательство, или музей (в случае с репродукциями картин).

Для того чтобы больше узнать про авторское право, скачайте и посмотрите бесплатный вебинар «8 шагов по защите авторского права».

Скачать вебинар «8 шагов по защите авторского права»

Ввиду того что в 1995 году Россия присоединилась к Бернской конвенции, все советские и российские произведения получили за пределами России защиту авторских прав.

Авторские права на литературные произведения и переиздание книг

Как уже было сказано, правообладателем при жизни является сам автор. После его смерти эту прерогативу получают наследники. Только с их разрешения можно переиздавать литературные произведения, использовать фрагменты кинофильмов, фотографии и другие объекты авторского права, которые определены в перечне.

Всем известный роман М. Булгакова «Мастер и Маргарита» был опубликован после смерти писателя. Наследницей стала его вдова Е. С. Булгакова, а затем — ее потомки. Роман впервые полностью опубликовали в 1967 году, поэтому он является объектом авторского права и охраняется законом до 2038 года.

Как известно, Е. С. Булгакова дорабатывала рукопись романа более 20 лет после смерти М. Булгакова. Если будет признано соавторство, то срок авторского права продлится еще на три года, так как Е. С. Булгакова скончалась в 1970 году.

В 1994 году режиссер Юрий Кара экранизировал роман «Мастер и Маргарита». Но из-за разногласий о правах на съемки и последующий показ между продюсерами и наследниками зрители увидели фильм только спустя 16 лет, в 2011 году.

А если нет наследников?

Что происходит с объектами авторских прав после смерти автора, если и наследники ушли из жизни?

В таком случае по прошествии семидесяти лет после смерти автора его произведения переходят в общественное достояние.

Это означает, что результат творчества можно использовать без чьего-либо согласия и без выплаты авторского гонорара. При этом права автора на имя и авторство сохраняются, так же как и неприкосновенность самого произведения.

Так, например, все работы поэтессы Марины Цветаевой с 1 января 2016 года перешли в общественное достояние.

А как быть с репродукциями картин, авторы которых уже давно умерли?

Здесь не все так однозначно, потому что существует

Согласно статье 36 названного закона, права на публикации музейных экспонатов и коллекций закреплены за музеем, в котором они находятся. Кроме того, изготовление любой продукции с изображениями музейных предметов можно осуществлять только с разрешения самого музея.

Так, например, Государственный музей Эрмитаж в 2011 году подал в суд на дизайнера-модельера Ию Викторовну Йоц. Руководитель модного дома «Ия Йоц» использовала картину «Дама в голубом» Томаса Гейнсборо в своем магазине и на модном показе коллекции в качестве фона для подиума.

Состоялось несколько судебных заседаний: факт нарушения прав Эрмитажа на картину был установлен. Модельеру запретили использовать картину и обязали выплатить судебные издержки.

Еще пример: всем известная картина И. Шишкина «Утро в сосновом лесу» успешно воспроизводится на конфетной обертке с разрешения Третьяковской галереи.

Воспроизведение и использование отрывков из кинофильмов

В последнее время в сети все чаще встречаются статьи, где в качестве иллюстраций используют кадры из кинофильмов. Насколько это легитимно?

Картинка (скриншот) киноленты — часть творческого труда, и на нее распространяются исключительные права правообладателя кинофильма.

Однако статья 1274 ГК РФ разрешает свободно использовать произведение в информационных, научных, учебных или культурных целях без согласия автора и правообладателя, но с обязательным указанием имени автора.

Если в статье или на сайте используется часть кинофильма или его кадр, то необходимо указать следующее:

— автора или правообладателя;

— источник заимствования;

— материалы преследуют учебные цели;

— форму для направления возможных претензий.

Приняв такие меры предосторожности, вы сможете избежать жалоб правообладателей.

Незнание закона не освобождает от ответственности

Любое произведение — продукт творческого и интеллектуального труда автора, который охраняется законом. Нужно помнить, что и после смерти автора исключительные права на произведения находятся под защитой.

Использовать их в своих целях можно с разрешения наследников или правообладателей. Если не уверены, что такие есть, лучше перепроверить во избежание возможных претензий, ведь размер компенсаций может быть очень внушительным.

Анна Сватенко, Lawinweb.ru

Источник: http://lawinweb.ru/komu-prinadlezhit-avtorskoe-pravo-esli-avtor-umer/

Ответственность за нарушение авторских прав

Нарушены ли авторские права, если издательство нарушает сроки издания книги?

Скажите, пожалуйста, что мне грозит по минимуму и максиму за нарушение авторских прав. Как я понял, судя по Вашим ответам в разделе авторские права, распространение программ, музыки и фильмов через Интернет без разрешения авторов является нарушением авторских прав.

Если это так, не могли бы Вы подробнее указать, какая вообще предусмотрена ответственность за нарушение авторских прав в случае подобного незаконного использования (по сути ведь я распространяю чужие объекты авторских прав)?

Юридическая консультация

Конечно, чтобы оценить более конкретно, какая ответственность грозит Вам за Ваши действия, лучше всего обратиться за платной консультацией, и проанализировать Вашу деятельность.

Тем не менее, минимум и максимум за нарушение авторских прав, конечно, указать можно.

Также обратите внимание, что при распространении музыки через Интернет Вы нарушаете не только авторские права, но и смежные прав. Рассмотренная ниже ответственность предусмотрена не только за нарушение авторских прав, но и смежных. Поэтому далее, говоря об авторских прав, я подразумеваю то же и в отношении смежных прав.

Ответственность за нарушение авторских прав зависит от характера осуществляемых Вами действий. Ваши действия, нарушающие авторские права, могут влечь за собой несколько типов юридической ответственности.

Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав

Административная ответственность за нарушение авторских прав

Уголовная ответственность за нарушение авторских прав

Гражданско-правовая ответственность за нарушение авторских прав

Данный тип ответственности за нарушение авторских прав, пожалуй, самый распространенный. Регулируется четвертой частью Гражданского кодекса.

Гражданско-правовая ответственность может наступить в случае предъявления Вам требований от обладателей исключительных имущественных авторских прав, а также от лиц, ими уполномоченных, или от организаций по управлению имущественными правами на коллективной основе.

Правообладатель вправе сам выбрать, какое требование, из предоставленных законом, предъявить к нарушителю авторских прав.

Статья 1252. Защита исключительных прав

1. Защита исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации осуществляется, в частности, путем предъявления в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, требования:

1) о признании права – к лицу, которое отрицает или иным образом не признает право, нарушая тем самым интересы правообладателя;

2) о пресечении действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения, – к лицу, совершающему такие действия или осуществляющему необходимые приготовления к ним, а также к иным лицам, которые могут пресечь такие действия;

3) о возмещении убытков – к лицу, неправомерно использовавшему результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации без заключения соглашения с правообладателем (бездоговорное использование) либо иным образом нарушившему его исключительное право и причинившему ему ущерб, в том числе нарушившему его право на вознаграждение, предусмотренное статьей 1245, пунктом 3 статьи 1263 и статьей 1326 настоящего Кодекса;

4) об изъятии материального носителя в соответствии с пунктом 4 настоящей статьи – к его изготовителю, импортеру, хранителю, перевозчику, продавцу, иному распространителю, недобросовестному приобретателю;

5) о публикации решения суда о допущенном нарушении с указанием действительного правообладателя – к нарушителю исключительного права.

2.

В порядке обеспечения иска по делу о нарушении исключительного права могут быть приняты соразмерные объему и характеру правонарушения обеспечительные меры, установленные процессуальным законодательством, в том числе может быть наложен арест на материальные носители, оборудование и материалы, запрет на осуществление соответствующих действий в информационно-телекоммуникационных сетях, если в отношении таких материальных носителей, оборудования и материалов или в отношении таких действий выдвинуто предположение о нарушении исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации.

3.

В случаях, предусмотренных настоящим Кодексом для отдельных видов результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, при нарушении исключительного права правообладатель вправе вместо возмещения убытков требовать от нарушителя выплаты компенсации за нарушение указанного права. Компенсация подлежит взысканию при доказанности факта правонарушения. При этом правообладатель, обратившийся за защитой права, освобождается от доказывания размера причиненных ему убытков.

Размер компенсации определяется судом в пределах, установленных настоящим Кодексом, в зависимости от характера нарушения и иных обстоятельств дела с учетом требований разумности и справедливости.

Если одним действием нарушены права на несколько результатов интеллектуальной деятельности или средств индивидуализации, размер компенсации определяется судом за каждый неправомерно используемый результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации.

При этом в случае, если права на соответствующие результаты или средства индивидуализации принадлежат одному правообладателю, общий размер компенсации за нарушение прав на них с учетом характера и последствий нарушения может быть снижен судом ниже пределов, установленных настоящим Кодексом, но не может составлять менее пятидесяти процентов суммы минимальных размеров всех компенсаций за допущенные нарушения.

4.

В случае, когда изготовление, распространение или иное использование, а также импорт, перевозка или хранение материальных носителей, в которых выражены результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации, приводят к нарушению исключительного права на такой результат или на такое средство, такие материальные носители считаются контрафактными и по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению без какой бы то ни было компенсации, если иные последствия не предусмотрены настоящим Кодексом.

5. Орудия, оборудование или иные средства, главным образом используемые или предназначенные для совершения нарушения исключительных прав на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, по решению суда подлежат изъятию из оборота и уничтожению за счет нарушителя, если законом не предусмотрено их обращение в доход Российской Федерации.

6.1. В случае, если одно нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или средство индивидуализации совершено действиями нескольких лиц совместно, такие лица отвечают перед правообладателем солидарно.

7. В случаях, когда нарушение исключительного права на результат интеллектуальной деятельности или на средство индивидуализации признано в установленном порядке недобросовестной конкуренцией, защита нарушенного исключительного права может осуществляться как способами, предусмотренными настоящим Кодексом, так и в соответствии с антимонопольным законодательством.

Статья 1253. Ответственность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей за нарушения исключительных прав

В случае, если юридическое лицо неоднократно или грубо нарушает исключительные права на результаты интеллектуальной деятельности и на средства индивидуализации, суд в соответствии с пунктом 2 статьи 61 настоящего Кодекса при наличии вины такого юридического лица в нарушении исключительных прав может принять решение о его ликвидации по требованию прокурора. Если такие нарушения допущены гражданином при осуществлении им предпринимательской деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, деятельность гражданина в качестве индивидуального предпринимателя может быть прекращена при наличии его вины в нарушении исключительных прав по решению или приговору суда в установленном законом порядке

Статья 1301. Ответственность за нарушение исключительного права на произведение

В случаях нарушения исключительного права на произведение автор или иной правообладатель наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров произведения;

3) в двукратном размере стоимости права использования произведения, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование произведения тем способом, который использовал нарушитель.

Статья 1311. Ответственность за нарушение исключительного права на объект смежных прав

В случаях нарушения исключительного права на объект смежных прав обладатель исключительного права наряду с использованием других применимых способов защиты и мер ответственности, установленных настоящим Кодексом (статьи 1250, 1252 и 1253), вправе в соответствии с пунктом 3 статьи 1252 настоящего Кодекса требовать по своему выбору от нарушителя вместо возмещения убытков выплаты компенсации:

1) в размере от десяти тысяч рублей до пяти миллионов рублей, определяемом по усмотрению суда исходя из характера нарушения;

2) в двукратном размере стоимости контрафактных экземпляров фонограммы;

3) в двукратном размере стоимости права использования объекта смежных прав, определяемой исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за правомерное использование такого объекта тем способом, который использовал нарушитель.

Наиболее распространенное требование, предъявляемое правообладателями при нарушении авторских прав, – требование о выплате компенсации. При этом, следует обратить внимание, что компенсация в размере от 10.

000 до 5.000.000 рублей выплачивается за каждый случай нарушения, что подразумевает, если Вы нарушили авторские права на 10 объектов авторского права, то указанную компенсацию надо умножить на 10.

Источник: http://kolosov.info/yuridicheskaya-konsultaciya/otvetstvennost-za-narushenie-avtorskih-prav

Право на фанфикшн, или Как не нарушить чужое авторство

Нарушены ли авторские права, если издательство нарушает сроки издания книги?

Наверняка вы хоть раз задумывались над тем, как могли бы развиваться события после основного сюжета вашей любимой книги. Или размышляли о том, что осталось «за кадром», что еще могло происходить в жизни героев. А может даже и писали фанфики.

И ведь очень часто бывает, что у оригинального произведения (фильм/игра/комикс/манга) очень творческая фанбаза. Будет точнее сказать, что фанарт и фанфикшн — это отдельная вселенная, где есть свои звездные авторы.

Но есть важный нюанс: публиковать фанфики в интернете — это одно, а издавать книгу с целью продажи — другое. Если в первом случае вам скорее всего ничего не грозит, то во втором могут быть последствия со стороны правообладателей.

Сложность состоит в том, что авторское право — это не та сфера, где все понятно и однозначно. Чтобы хотя бы немного пролить свет на непростые отношения авторского права и фанфикшена, мы задали несколько вопросов юристу.

Что именно является нарушением чужих авторских прав?

Авторские права распадаются на исключительное право (право по своему усмотрению разрешать или запрещать использование произведения, устанавливать плату за использование произведения) и личные неимущественные права (право признаваться автором, право на указание имени автора, право на защиту произведения от изменений/искажений, право на обнародование).

Поэтому нарушением будет полное или частичное копирование и распространение произведения с целью продажи без согласия автора, использование персонажей и их имен, а также любых других частей книги, если они являются уникальными, то есть придуманы автором и обладают характерными чертами.

Также нельзя включать в свое произведение части другого, выдавая за свое творчество. 

В какой форме достаточно получить согласие автора?

Исходя из определения, по общему правилу для использования произведения требуется письменное разрешение автора (лицензия), которое может предоставляться как за плату, так и бесплатно. Соответственно, нарушением исключительного права будет использование (копирование/распространение) произведения без такого разрешения. О лицензионном договоре вы можете почитать здесь.

Что не будет являться нарушением?

Есть исключения — случаи свободного использования произведения: копирование произведения в личных целях, использование произведения в информационных, научных, учебных или культурных целях. Последнее предполагает использование произведения не целиком, а в части, оправданной целью использования, например, цитирование критикуемого утверждения из работы другого автора.

А можно ли напечатать чужую книгу просто для себя? Не для продажи, а чтобы поставить себе на полку

Вопрос противоречивый. Закон допускает воспроизведение гражданином при необходимости и исключительно в личных целях правомерно обнародованного произведения (например, печать книги). Ключевой момент здесь — кем и для чего осуществляется воспроизведение.

Гражданин вправе самостоятельно изготовить экземпляр опубликованной правообладателем книги и использовать его для собственных нужд. Но вот издательство не может печатать книги просто так.

Если оно выпустит книгу без разрешения обладателя прав на неё, это будет нарушением, хотя бы книга и печаталась для личного использования заказчиком и в одном экземпляре.

Допустим, вам очень нравится книга о Гарри Поттере, но вы считаете, что события должны были развиваться совершенно не так.

Что можно сделать? Можно написать книгу в схожем жанре, стилистике (например, приключения мальчика-волшебника, который в различных ситуациях противостоит злу, олицетворённому злым волшебником) — идея авторским правом не охраняется, поэтому никакого нарушения здесь не будет. НО! Нельзя скопировать текст, имена собственные (вымышленных героев, места действия), детальный сюжет.

Иными словами, нельзя скопировать половину книги о Гарри Поттере, а вторую половину дописать самому. Здесь хорошим примером будут книги о Тане Гроттер и Порри Гаттере: всем понятно, какая книга вдохновила авторов, но они все-таки остаются оригинальными произведениями.

Можно ли издавать книги по существующим вселенным, но со своими персонажами (S.T.A.L.K.E.R., миры Джона Толкина, вселенная Marvel)?

Однозначного ответа дать нельзя, но скорее всего необходимо связаться с авторами оригинального произведения или нынешними правообладателями, чтобы получить разрешение. Ведь авторским правом может охраняться и само название места действия, его описание и особые признаки, сюжетная канва. И будет очень сложно написать новое произведение, никак не затронув оригинал.

А если просто использовать имена известных героев, но в другом сюжете и с другими характерами?

В отношении героев закон устанавливает, что они охраняются авторским правом, если они могут быть признаны самостоятельным результатом творческого труда автора. То есть персонаж описан подробно, у него есть уникальные черты, по которым его легко узнать. Например, если в литературном произведении фигурирует Гарри Поттер — это нарушение авторских прав Роулинг.

Если же в произведении фигурирует просто некий мальчик-волшебник, это, разумеется, не будет нарушением чьих-либо авторских прав (даже если его отдельные черты совпадут с чертами героев иных произведений). Понятно, что использование имени не всегда тождественно использованию персонажа.

Здесь важна уникальность имени персонажа: если оно обычное (например, Мария Игоревна Иванова) — вряд ли можно говорить об устойчивой связи имени и героя, использовать такое имя можно, не опасаясь нарушения чьи-либо прав.

Если же имя устойчиво ассоциируется именно с данным персонажем и произведением (например, Эраст Фандорин или Гарри Поттер), либо выдумано автором данного произведения (например, Златопуст Локонс), использование такого имени будет тождественно использованию персонажа и, соответственно, будет нарушением авторских прав.

На какие произведения можно писать и издавать фанфики без ограничений?

Существуют произведения, по которым можно писать и издавать фанфики без ограничений, а равно и использовать их любым способом. Это произведения, перешедшие в общественное достояние. Таковым является любое произведение науки, литературы и искусства после истечения 70 лет с 1 января года, следующего за годом смерти автора.

Именно после этого срока по общему правилу прекращается действие исключительного права автора и его наследников. Но следует помнить, что неимущественные права, о которых мы уже упоминали, действуют вечно.

Поэтому, даже в отношении перешедшего в общественное достояние произведения недопустимо присваивать авторство, не указывать имя автора (если он сам это не разрешил), искажать замысел произведения.

Когда мы говорим о том, что Шерлок Холмс — это общественное достояние, нужно помнить один важный момент. Например, в 2017 году вышла книга, написанная сыном Артура Конан Дойла, Адрианом Конан Дойлем, и Д.Д. Карром по названием «Неизвестные приключения Шерлока Холмса».

Она и масса других книг о Шерлоке Холмсе, которые опубликованы недавно, охраняются авторским правом. Поэтому под понятие общественного достояния попадают только книги, написанные Артуром Конан Дойлем, они могут свободно использоваться с 1 января 2001 г.

(именно тогда истёк срок действия исключительного права автора и его наследников).

Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что авторское право — вещь очень неоднозначная, но все-таки всегда важно помнить, что если вы не уверены в правомерности какого-то действия, лучше лишний раз проконсультироваться со специалистом. Это поможет избежать неприятностей. И самое главное — это уважать чужое творчество, тогда все авторы будут довольны и счастливы.

Переходите в редактор и начните писать книгу прямо сейчас или загружайте готовую рукопись, чтобы опубликовать ее в нашем каталоге! 

Источник: https://bookscriptor.ru/articles/99605/

Во исполнение решения суда (текст приведен ниже) «ООО Издательство Астрель» в полном объеме публикует его текст

Нарушены ли авторские права, если издательство нарушает сроки издания книги?

28 апреля 2016 года г.Москва

Пресненский районный суд города Москвы в составе:

председательствующего судьи Лебедева Ю.В.,

при секретаре Булатовой А.П.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело 2-194/2016 по иску Бакеевой Гузель Владимировны к 000 «Издательство Астрель», 000 «Белония М», ГУП «Объединенный Центр «Московский дом книги» о признании авторства, компенсации за нарушение исключительных прав,

Истец обратилась в суд с вышеуказанным иском, просила суд с учетом уточненных требований: признать авторство на фотографии «Украшение с раковиной аммонита», фотографии «Украшение из бисера с аммонитом»; фотографии «Кулон с бисером и натуральной бирюзой»; фотографии «Браслет с лабрадором» в печатной книге «Все о драгоценных камнях»/авт.-сост. В.Н. Пашинский – М.

: Астрель; СП6.: Полигон, В84 2012., ISBN 978-5-271-30390-6 (000 «Издательство Астрель»), ISBN 978-5- 89173-450-0 (000 «Издательство «Полигон») за Бакеевой Гузель Владимировной; признать экземпляры печатной книги «Все о драгоценных камнях»/авт.-сост. В.Н. Пашинский – М.: Астрель; СПб.: Полигон, В84 2012.

, ISBN 978-5-271-30390-6 (000 «Издательство Астрель»), ISBN 978-5-89173-450-0 (000 «Издательство «Полигон» ) контрафактными; взыскать с 000 «Издательство Астрель» 3 270 000 рублей в качестве компенсации за неправомерное использование результата интеллектуальной деятельности; 20 000 руб. в качестве компенсации за причинение морального вреда в пользу Бакеевой Г.В.

; взыскать с 000 «Белония М» 80 000 руб. в качестве компенсации за неправомерное использование результата интеллектуальной деятельности в пользу Бакеевой Г.В.; взыскать с ГУП « ОЦ «МКД» 40 000 руб. в качестве компенсации за неправомерное использование результата интеллектуальной деятельности в пользу Бакеевой Г.В.

; обязать 000 «Издательство Астрель» опубликовать решение суда в полном объеме в печатном издании газеты «Ведомости».

В обоснование своих требований истец указала следующее. Бакеева Г.В. является обладателем исключительных авторских прав на 4 фотографии изделий из бисера, а именно: на фотографии «Украшение с раковиной аммонита», фотографии «Украшение из бисера с аммонитом»; фотографии «Кулон с бисером и натуральной бирюзой»; фотографии «Браслет с лабрадором ».

Без разрешения правообладателя данные фотографии были размещены в печатной книге «Все о драгоценны камнях» авт.-сост. В.Н. Пашинский. -М.: Астрель; СПб.: Полигон, В84 2012.

, ISBN 978-5-271-30390-б, ISBN 978-5-89173-450-0, а именно с. 28: фотография «Украшение с раковиной аммонита», фотография «Украшение из бисера с аммонитом»; с. 38: фотография «Кулон с бисером и натуральной бирюзой»; с.

79: фотография «браслет с лабрадором».

В соответствии с информацией, указанной на первой и последней странице данной книги издателем являлось 000 «Издательство Астрель », которое выпустило Книгу тиражом 3000 экземпляров. В дальнейшем, 000 «Издательство Астрель» заключил договор на распространение Книги с 000 «Белония М». В свою очередь, 000 «Белония М» заключил договор на поставку Книг в ГУП «ОЦ» «МКД».

Истица и ГУП «ОЦ» «МКД» заключили договор купли-продажи Книги.

По мнению истца, организовав продажу Книги, Ответчики фактически осуществили незаконное воспроизведение и распространение произведений (фотографий), принадлежащих истице.

Считая свои права нарушенными, истец обратилась в суд с вышеуказанным иском. Представитель истца по доверенности Семенников Д. А. в судебное заседание явился, исковые требования поддержал по вышеизложенным основаниям.

Представитель ответчика 000 «Издательство «Астрель» по доверенности Алиев Т.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, просил суд в их удовлетворении отказать по основаниям, указанным в письменных возражениях на иск, указав следующее.

Спорные фотографии были изготовлены без реализации какого- либо художественного замысла, и лицом, которое не является фотографом, то есть не обладает специальными знаниями и приемами используемыми фотохудожниками. Не всякая фотография защищается как объект авторского права. Истцом выбран неприменимый в данном случае способ защиты.

Размер компенсации истец рассчитал исходя из двойной стоимости экземпляра книги. В деле отсутствую какие-либо данные о том осуществляла ли истица использование своих фотографий на коммерческой основе, реализовывая права на них.

Требование к 000 «Издательство Астрель» о выплате компенсации за нарушение информации об авторском праве не подлежит удовлетворению поскольку не доказано, что оригинал или экземпляр произведения содержал какую-либо информацию об авторском праве, которая была удалена или изменена.

Источник: https://www.vedomosti.ru/salesdepartment/2018/06/29/vo-ispolnenie-resheniya-suda-tekst-priveden-nizhe-ooo-izdatelstvo-astrel-v-polnom-obeme-publikuet-ego-tekst

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий