- Фонд земель сельских
- Почему бывшие сельхозземли не надо переводить в земли лесного фонда
- Если земля сельскохозяйственного назначения не используется
- Минсельхоз хочет упростить изъятие неиспользуемых земель
- Что делать, если нет возможности обрабатывать земли сельскохозяйственного назначения, либо отсутствует необходимость в земельном участке?
- Заброшенные сельхозземли не останутся без хозяина
Фонд земель сельских
Две трети российских полей могут передать в новую федеральную структуру
В правительстве обсуждают идею создать федеральный фонд земель сельхозназначения: в него могут войти земли федеральной и муниципальной собственности, бесхозные участки и территории, изъятые у частных собственников
Донат Сорокин / ТАСС
Власти начали обсуждение идеи создать федеральный фонд земель сельскохозяйственного назначения, рассказали РБК два источника в правительстве.
По данным одного из собеседников, предполагается, что в фонд войдут не только федеральные сельхозземли, но и территории, принадлежащие регионам и муниципалитетам, а также бесхозные участки.
Кроме того, в фонд попадут сельскохозяйственные земли, изъятые у частных собственников, которые не используют их по назначению.
В пресс-службе правительства отметили, что «вопрос [создания фонда] — в проработке».
«Есть мнение, что создание фонда стало бы эффективным инструментом вовлечения земель сельхозназначения в оборот», — пояснил один из источников РБК, уточнив, что создание фонда может способствовать обеспечению продовольственной безопасности и развитию экспорта, а также улучшить качество жизни на селе.
«Но пока много противоречий, поэтому вопрос будет обсуждаться и аргументы будут исследоваться самым тщательным образом», — сообщил источник в правительстве, заметив, что решение о создании фонда пока не принято.
По словам другого источника РБК, цель создания фонда — эффективное использование земель, в том числе, например, за счет их фактического применения под сельхоздеятельность или сдачу в аренду.
Какие земли могут достаться новому фонду
Сельскохозяйственные земли, по последним доступным данным Росреестра на 1 января 2018 года, занимают 383,2 млн га. Из них гражданам и юридическим лицам принадлежит чуть больше трети.
В государственной и муниципальной собственности находится 255,5 млн га — эти земли потенциально могут войти в новый фонд.
Эта площадь почти равна территории Казахстана или Франции, Германии, Италии, Испании, Польши и Украины, вместе взятых.
Большинство государственных сельхозземель России не распределено по конкретным собственникам. Муниципалитетам, по данным Росреестра, принадлежит 12,9 млн га, регионам — 10,6 млн га, в федеральной собственности — 6,3 млн га.
Какие проблемы способен решить фонд
Если целью фонда станет вовлечение земель сельхозназначения в оборот, то это поможет решить проблему неиспользуемых земель, уверена директор департамента стратегического маркетинга компании «Евроэксперт» Евгения Шалихманова.
По ее мнению, федеральный центр, вероятно, не планирует владеть этими землями бессрочно.
Цель фонда — сгруппировать, сконцентрировать их у одного собственника для облегчения дальнейшей продажи тем, кто действительно может и будет эту землю использовать.
Одной из главных проблем для инвестора, заинтересованного в развитии аграрного бизнеса, является поиск подходящего участка.
«Чаще всего на вопрос: «Почему вы выбрали именно этот регион для реализации инвестпроекта?» — его инициаторы отвечают: «Потому что тут была земля и удалось договориться с местными властями».
Если у инициаторов проектов будет одна точка входа, это может оказаться удобным», — поясняет Шалихманова, сделав оговорку, что потенциальную коррупцию, связанную с распределением сельхозугодий, также проще контролировать в одной точке.
Если сельхозземли будут собраны в единый фонд, это может усложнить их перевод под другие виды использования, например под жилую и коммерческую застройку, считает юрист Национальной юридической службы «Амулекс» Андрей Еремин. Включение в государственный фонд станет препятствием для изъятия плодородных, имеющих высокую кадастровую стоимость и развитую инфраструктуру, сельскохозяйственных угодий из сельскохозяйственного оборота», — поясняет он.
Еще одна задача, которую может решить фонд, — эффективное распределение субсидий. Большая часть территории России относится к зоне рискованного земледелия, напоминает Еремин. В связи с этим государство предоставляет субсидии сельхозпроизводителям.
«Создание единой базы, введение нормы плодородия и паспорта для каждого сельскохозяйственного участка позволит направлять государственные сельскохозяйственные субсидии туда, где они действительно необходимы.
В итоге создание фонда сельхозземель позволит продвинуться в решении проблемы продовольственной безопасности», — считает эксперт.
Как отнеслись к идее агрохолдинги
Агрохолдинги часто берут сельскохозяйственную землю в аренду у государства, напоминает гендиректор «Русагро» Максим Басов. В 2018 году «Русагро», по версии консалтинговой компании BEFL, занимала третье место в России по размеру земельного банка — 650 тыс.
га с учетом участков, как принадлежащих компании на праве собственности, так и арендованных. По словам Басова, холдинг арендует около 40% земли, но арендованной именно у государства не очень много.
Региональные власти знают местных сельхозпроизводителей, и поэтому им проще найти арендатора, но контролировать одну структуру будет легче, считает Басов.
Крупнейшим владельцем сельхозземли в 2018 году был агрохолдинг «Мираторг», который, по версии BEFL, контролировал 1 млн га, оттеснив на второе место прежнего лидера — «Продимекс» Игоря Худокормова (865 тыс. га). Президент «Мираторга» Виктор Линник отказался от комментариев. РБК направил запрос в «Продимекс».
Борьба с неиспользованием земель по назначению
Правительство за последний год приступило к разработке нескольких законопроектов, которые упростят изъятие бесхозных земель и сельхозземель, не используемых по назначению.
В июне стало известно, что вице-премьер Алексей Гордеев поручил рассмотреть вопрос о введении нормы плодородия и паспорта для каждого сельскохозяйственного участка.
С идеей усилить контроль государства за состоянием земель сельхозназначения и плодородием почв выступила «Опора России».
Минувшим летом Минэкономразвития также разработало два законопроекта, в которых прописан механизм изъятия частных земельных участков, если их собственники не соблюдают нормы пожарной безопасности при их эксплуатации.
В законопроекте не были прописаны конкретные нарушения, за которые можно изъять участок.
Однако в сводном отчете авторы документа привели примеры нарушений — «сжигание пожнивных остатков, зарастание земельного участка сорной растительностью, накопление бытовых отходов».
Источник: https://www.rbc.ru/newspaper/2019/10/10/5d9da82d9a79471dbbd818f3
Почему бывшие сельхозземли не надо переводить в земли лесного фонда
Мнение эксперта 6 минут 06/11/2019
5 ноября 2019 года Greenpeace, WWF и FSC опубликовали открытое обращение к главе Правительства РФ Дмитрию Медведеву с просьбой внести в российское законодательство ряд изменений, позволяющих лесу официально расти на землях сельскохозяйственного назначения, а собственникам этих земель — вести лесное хозяйство, выращивать лес.
В частности, по мнению природоохранных организаций, нужно внести изменения в статью 78 Земельного кодекса РФ (которая сейчас запрещает вести лесное хозяйство на землях сельхозназначения), а также утвердить специальный правительственный правовой акт, определяющий особенности обращения с этими лесами. Существование этого акта предусматривается недавно вступившей в силу статьёй 123 Лесного кодекса РФ — «Леса на землях сельскохозяйственного назначения», и разработать его проект должно Минприроды России.
К сожалению, подготовленный Минприроды проект запрещает вести лесное хозяйство на сельхозземлях, и допускает всего два варианта решений по уже существующим таким лесам: или всё срубить, землю расчистить и вовлечь в сельскохозяйственное использование, или перевести в земли лесного фонда, и хозяйствовать по утверждённым для них правилам. Природоохранные организации просят Медведева этот проект ни в коем случае не утверждать.
Минприроды сразу же отреагировало на это обращение природоохранников, показав, что его позиция остаётся неизменной: лесное хозяйство на выбывших из использования сельхозземлях можно вести только после того, как они будут переведены в земли лесного фонда.
Единственное исключение Минприроды допускает для защитных лесных насаждений — но это исключение и так предусматривается действующим законодательством (всё той же статьёй 78 Земельного кодекса РФ) и никак не относится к абсолютному большинству бывших сельхозземель или самовольно выросших на них лесов.
Петицию за права россиян выращивать лес подписали более 34 тысяч человек
Почему Минприроды неправо, а его позиция вредна для лесов, людей и развития нашей страны в целом?
По оценке экспертов российского отделения Greenpeace, площадь бывших сельскохозяйственных земель, заброшенных в период с 1985 года, неиспользуемых в течение 6 лет и более (то есть тех, которые можно считать в целом заброшенными), составляет в нашей стране 76,3 млн га. Есть и более старые заброшенные земли, но по ним данных пока нет.
По оптимистической оценке Минсельхоза, в период до 2024 года в сельскохозяйственное использование можно вернуть примерно 4,8 млн га таких земель (скорее всего, это сильно завышенная оценка). Из всех этих заброшенных земель по меньшей мер 60 миллионов гектаров — это безнадёжно заброшенные земли, которые уже заросли лесом (не менее 30 миллионов гектаров), или постепенно зарастают им.
Хотя для сельского хозяйства эти земли непригодны или неинтересны, для лесного хозяйства они весьма хороши — лесное хозяйство менее требовательно к качеству земель, климату, инфраструктуре и трудовым ресурсам.
При правильной организации лесного хозяйства на этих землях можно выращивать ежегодно больше ценной древесины, чем её сейчас заготавливается и воруется во всех официальных лесах России — и за счёт этого не только создать рабочие места и доходы для развития сельских территорий, но и снять нагрузку и угрозы со многих ценных природных территорий.
Сейчас эти заброшенные земли и самовольно вырастающие на них леса никак не используются — поскольку за сам факт существования такого леса собственник земли может быть оштрафован на большую сумму (до 50 тыс. руб. для граждан, до 700 тыс.
руб. для организаций), а земля может быть изъята. Более того — чтобы избежать штрафов и изъятия земли, собственники часто просто сжигают такие леса, и это является одной из важнейших причин крупных лесопожарных катастроф в нашей стране.
Тот вариант решения проблемы, который предлагает Минприроды — переводить заброшенные и зарастающие лесом земли сельхозназначения в земли лесного фонда, и только потом вести на них полноценное лесное хозяйство, проблему не решит. Главных причин две.
Во-первых, чтобы перевести эти земли в земли лесного фонда, их нужно будет отобрать у нынешних собственников (поскольку Лесной кодекс РФ однозначно говорит, что земли лесного фонда могут принадлежать только Российской Федерации).
А это процесс несправедливый (собственники не виноваты, что законодатели не разрешают использовать самым эффективным и во многих случаях единственно возможным способом — для лесовыращивания), долгий (в подавляющем большинстве случаев, даже если правительство придумает упрощённый порядок перевода, земли придётся отбирать через суд) и дорогой. Если переводить так, как это делается сейчас, то для перевода всех пригодных для лесного хозяйства заброшенных сельхозземель в земли лесного фонда потребуется несколько столетий, и стоить это будет несколько миллиардов рублей ежегодно.
Во-вторых, в рамках действующего лесного законодательства эти земли, если их перевести в земли лесного фонда, так и останутся просто заброшенными.
Связано это с тем, что нынешнее лесное законодательство ориентировано не на развитие лесного хозяйства, а на простое использование существующих спелых лесов как природного месторождения древесины (эта модель лесопользования называется «экстенсивной», или «бесхозяйственной»).
В рамках этого законодательства организовать на новом месте, например, на заброшенной сельхозземле, эффективное лесное хозяйство практически невозможно.
Таким образом, государство, потратив колоссальные деньги и много времени, получит в собственность всего лишь десятки миллионов гектаров спонтанно зарастающих лесом пустошей. Это не принесёт ни рабочих мест, ни доходов, необходимых для развития сельских территорий.
Что предлагают природоохранные организации?
Предложение простое: пойти по тому же пути, по которому давно идёт большинство стран мира, заботящихся о развитии своих сельских территорий.
Путь этот состоит в том, чтобы лучшие сельхозземли использовать для современного высокоэффективного сельского хозяйства (которое позволяет с этих лучших земель получать в разы больше продукции, чем десятки лет назад).
А те земли, которые для этого высокоэффективного сельского хозяйства не годятся, отдать под разные варианты лесного и смешанного хозяйства (плантационное лесоразведение, лесное фермерство, классическое лесное хозяйство, агролесоводство, а местами и под восстановление утраченных ценных лесных экосистем). При этом землю ни у кого не отбирать, а дать возможность использовать её самым эффективным с точки зрения собственника образом, для сельского или лесного хозяйства, или для сочетания их в разных пропорциях.
Правовое регулирование выращивания лесов на таких землях должно быть упрощённым — чтобы, например, фермеру или иному землевладельцу не приходилось содержать целый штат писарей для поддержания такого бумагооборота, без которого нельзя обойтись в подведомственных Минприроды государственных лесах.
В мире такого опыта полно: например, в Китае на выбывших из использования сельхозземлях в период с 1990 года высажено уже около 95 миллионов гектаров лесов, главным образом ради борьбы с опустыниванием, повышения эффективности сельского хозяйства, выращивания древесины, борьбы с бедностью.
В Европейском Союзе масштабы не такие впечатляющие, но в рамках долгосрочной программы по облесению низкопродуктивных и неудобных сельскохозяйственных земель, для повышения эффективности сельского хозяйства, выращивания древесины и сельского развития с 1994 года создано около 2,5 млн га новых лесов (это не считая тех, которые собственники создают сами, без какой-либо господдержки).
Если сделать так, то в перспективе, при некоторой государственной поддержке на начальных этапах, на заброшенных и сейчас пустующих сельхозземлях в перспективе можно будет выращивать до трехсот миллионов кубометров древесины в год, и поддерживать за счёт одного только лесного хозяйства до ста тысяч постоянных рабочих мест.
Но чтобы это светлое и счастливое лесное будущее когда-нибудь наступило консервативные государственные чиновники должны ему хотя бы не мешать.
лес
Источник: https://greenpeace.ru/expert-opinions/2019/11/06/pochemu-byvshie-selhozzemli-ne-nado-perevodit-v-zemli-lesnogo-fonda/
Если земля сельскохозяйственного назначения не используется
А. Б. Сухов, эксперт журнала
В сельском хозяйстве большое значение имеет эффективное использование земель. С учетом недостаточно благоприятного для разведения сельскохозяйственных культур климата нашей страны важно эффективно использовать уже освоенные участки.
При этом применяются разные методы стимулирования владельцев земельных участков для работы на них, в том числе налоговое регулирование.
При неиспользовании участка по назначению ставка повышается
В соответствии со ст. 389 НК РФ земельные участки, в частности сельскохозяйственного назначения, являются объектом обложения земельным налогом. Но для участков разных категорий установлены различные налоговые ставки (ст. 394 НК РФ).
В общем случае применяется ставка в размере 1,5%, но для некоторых категорий земельных участков она равна 0,3%, в том числе для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства[1]>.
Согласно ст. 77 ЗК РФ землями сельскохозяйственного назначения считаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.
В составе земель сельскохозяйственного назначения выделяются сельскохозяйственные угодья, земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, коммуникациями, лесными насаждениями, предназначенными для обеспечения защиты земель от негативного воздействия, водными объектами (в том числе прудами, образованными водоподпорными сооружениями на водотоках и используемыми для целей осуществления прудовой аквакультуры), а также зданиями, сооружениями, используемыми для производства, хранения и первичной переработки сельскохозяйственной продукции.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в частности земле как природному объекту (ст. 42 ЗК РФ).
Из пункта 3 ст. 6 Федерального закона от 24.07.2002 № 101‑ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» следует, что факт неиспользования земельного участка для ведения сельского хозяйства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности устанавливает орган государственного земельного надзора.
До принятия в судебном порядке по иску названного органа решения о принудительном изъятии такого земельного участка у его собственника отводится не менее трех лет, в течение которых данный собственник может все же приступить к использованию участка по целевому назначению.
К сведению:
Признаки неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности приведены в Перечне, утвержденном Постановлением Правительства РФ от 23.04.2012 № 369 (для признания неиспользования достаточно одного из них):
- на пашне не производятся работы по возделыванию сельскохозяйственных культур и обработке почвы;
- на сенокосах не производится сенокошение;
- на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади земельного участка;
- на пастбищах не производится выпас скота;
- на многолетних насаждениях не производятся работы по уходу и уборке урожая многолетних насаждений и не осуществляется раскорчевка списанных многолетних насаждений
- залесенность и (или) закустаренность составляет на пашне свыше 15% площади земельного участка;
- залесенность и (или) закустаренность на иных видах сельскохозяйственных угодий составляет свыше 30%;
- закочкаренность и (или) заболачивание составляет свыше 20% площади земельного участка.
В Письме Минфина России от 16.07.
2014 № 03‑05‑04‑02/34879[2]> указано, что, если земельный участок признан уполномоченным органом неиспользуемым для сельскохозяйственного производства, налогообложение в отношении всего этого участка должно производиться по налоговой ставке, установленной представительным органом муниципального образования в отношении прочих земель и не превышающей 1,5%, начиная с налогового периода, в котором вынесено решение о выявленном нарушении, до начала налогового периода, в котором нарушение устранено (см. также Письмо Минфина России от 03.06.2015 № 03‑05‑04‑02/32131).
Согласно п. 1 ст. 393 НК РФ налоговым периодом по земельному налогу является календарный год.
Пример.
В августе 2016 года выявлен факт неиспользования собственником земельного участка сельскохозяйственного назначения в соответствии с данной целью. В сентябре 2017 года признано, что это нарушение устранено.
Согласно разъяснению Минфина за все отчетные периоды 2016 года, в том числе за I, II и III кварталы, земельный налог собственник должен уплатить по ставке 1,5% как для прочих земель.
За все отчетные периоды 2017 года земельный налог уплачивается по ставке 0,3% как для земель сельскохозяйственного назначения.
За прошедшие до вынесения того и другого решения отчетные периоды следует представить уточненные декларации.
Если нарушение было недолгим
Добросовестный хозяйствующий субъект, если в отношении него выявлен факт неиспользования земельного участка по сельскохозяйственному назначению, старается как можно быстрее исправить нарушение. Возможно, он сможет это сделать в том же налоговом периоде, когда нарушение зафиксировано.
По данному вопросу в Письме Минфина России от 23.08.
2017 № 03‑05‑04‑02/54186[3] отмечается, что НК РФ не определен порядок применения налоговой ставки для земельного участка, отнесенного к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах, который не используется для сельскохозяйственного производства, если полномочным органом государственного земельного надзора в налоговом периоде было выявлено правонарушение, связанное с неиспользованием земельного участка для сельскохозяйственного производства, а налогоплательщиком данное правонарушение было устранено в этом же налоговом периоде.
Чиновники напомнили, что согласно п. 7 ст. 3 НК РФ все неустранимые сомнения, противоречия и неясности актов законодательства о налогах и сборах толкуются в пользу налогоплательщика.
В связи с этим, по их мнению, в таком случае исчисление суммы земельного налога должно производиться по налоговым ставкам, установленным нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в соответствии с пп. 1 п. 1 ст. 394 НК РФ.
То есть в течение всего налогового периода следует применять пониженную налоговую ставку, установленную для земель сельскохозяйственного назначения.
Каковы перспективы?
Впрочем, в последнем названном письме Минфин указал на то, что подготовлен проект закона, который при неиспользовании земельного участка в соответствии с его сельскохозяйственным назначением предусматривает применение ставок земельного налога все-таки с точностью даже не до отчетного периода, а месяца.
В этом законопроекте Минсельхоз, который его разработал, предложил дополнить ст. 396 НК РФ пунктом 17. Согласно ему для земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах (за исключением земельных участков, указанных в абз. 3 – 5 пп. 1 п. 1 ст.
394 НК РФ), не используемых для сельскохозяйственного производства, исчисление суммы налога производится по налоговым ставкам в соответствии с пп. 2 п. 1 ст. 394 НК РФ (то есть как для прочих земель) начиная с налогового периода, в котором установлен факт неиспользования таких земельных участков, до месяца, в котором указанное правонарушение устранено.
Отсюда следует, что налог должен исчисляться по общей ставке весь налоговый период, в котором зафиксировано нарушение, а в том налоговом периоде, когда оно будет устранено, данная общая ставка применяется с начала периода до месяца устранения.
Однако такая формулировка совершенно не проясняет, как же поступать, если само нарушение и его устранение принадлежат к одному периоду. Непонятно, почему Минфин именно в Письме № 03‑05‑04‑02/54186 сослался на этот законопроект.
По нашему мнению, совершенно необходимо с точностью до месяца определять и начало применения общей ставки.
Или, например, указать, что по общей ставке надо считать налог с начала налогового периода, в котором допущено нарушение, до месяца, в котором оно исправлено.
[1] См. статью Н. К. Сенина «О пониженной ставке по земельному налогу для сельхозземель», № 4, 2016, стр. 66. [2] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 30.07.2014 № БС-4-11/14944@. [3] Доведено до территориальных налоговых органов Письмом ФНС России от 28.08.2017 № БС-4-21/16987@.А если соответствующая поправка в законопроект не будет внесена, то по-прежнему, как правильно указал Минфин, с учетом п. 7 ст. 3 НК РФ весь такой налоговый период можно будет применять пониженную ставку земельного налога.
Бухгалтер Крыма: учет в сельском хозяйстве, №4, 2017 год
Источник: https://www.audar-press.ru/selskohozyaystvennaya-zemlya-ne-ispozuetsya
Минсельхоз хочет упростить изъятие неиспользуемых земель
Минсельхоз планирует упросить правила изъятия неиспользуемых земель и подготовил проект изменений в федеральный закон об обороте земель сельхозназначения. Его публичное обсуждение продлится до 5 сентября, следует из данных портала проектов нормативных правовых актов.
Документ направлен на устранение недостатков действующего законодательства, регулирующего оборот земель сельскохозяйственного назначения, выявленных правоприменительной практикой, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Законопроект позволит сократить сроки изъятия земельных участков, которые не используются по целевому назначению.
Сейчас при выявлении таких земель Россельхознадзор обязан в течение следующих трех лет подтверждать, что участки по-прежнему не используются, и лишь затем может добиться их изъятия у владельца через суд.
В случае принятия поправок, службе не нужно будет подтверждать факт неиспользования земель в течение трех лет. Исключением станут ситуации, когда собственник участка сменился до установления факта его неиспользования, в этом случае у него будет год на освоение земли. Таким образом срок вовлечения земель в оборот может быть уменьшен на три года, рассчитывает Минсельхоз.
Критерии, по которым можно будет определить, как использовалась земля, должно утвердить правительство. Признаки неиспользования земельных участков для ведения сельскохозяйственного производства утверждены постановлением правительства № 369 от 23 апреля 2012 года. В частности участок может быть признан неиспользуемым, если на пашне не производятся работы по возделыванию агрокультур и обработке почвы, на культурных сенокосах содержание сорных трав в структуре травостоя превышает 30% площади участка, если залесенность и (или) закустаренность превышает 15% площади пашни и др. По информации «Известий», за последние три года было выявлено свыше 2,3 млн га неиспользуемых участков. После изъятия и продажи земли бывшему собственнику выплатят сумму, полученную на торгах. Однако поправки в закон предусматривают, что стоимость участка может оказаться существенно ниже рыночной, если он пришел в негодность для ведения сельского хозяйства и необходимо проведение культуртехнической мелиорации, следует из пояснительной записки. Сейчас начальная цена такого участка может быть уменьшена не более чем на 20%, поправки допускают снижение не более чем на 85%. Ориентировочные затраты на ввод неиспользуемых земель в оборот в зависимости от различной степени зарастания деревьями и кустарниками, заболачивания, развития эрозионных процессов достигают 83 тыс. руб./га, что зачастую превышает кадастровую стоимость участков, поясняет ведомство. Кроме того, если земля не была продана на повторных открытых торгах, то владелец соседнего участка сможет купить ее на 10% ниже стоимости, заявленной на вторые торги. Это связано с тем, что неиспользуемые земли оказывают негативное влияние на фитосанитарное состояние и пожарную безопасность посевов на соседних земельных участках, говорится в пояснительной записке к законопроекту.
Действие законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не распространяется на относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения садовые, огородные земельные участки, участки, предназначенные для ведения личного подсобного хозяйства, гаражного строительства (в том числе индивидуального гаражного строительства), а также на земельные участки, на которых расположены объекты недвижимого имущества, обращает внимание Минсельхоз. Земли изымаются в судебном порядке при условии неустранения выявленных нарушений после назначения административного наказания, а также с выплатой бывшему собственнику земельного участка средств, вырученных от его продажи. В случае устранения выявленных нарушений земля остается у собственника.
Директор Совхоза им. Ленина Павел Грудинин в эфире Национальной службы новостей сказал, что если огромные количества сельхозземель в России не используются, то потому что это невыгодно. «Минсельхозу надо заняться другим — обеспечением доходности сельхозпроизводства. Тогда туда пойдут инвестиции, начнут производить много продукции, а Минсельхоз хочет отобрать [землю], чтоб потом опять кому-то дать. Это обыкновенные рейдеры. Этим не достигается увеличение производства сельхозпродукции», — подчеркнул он.
В середине мая премьер-министр Дмитрий Медведев отчитал чиновников за низкую исполнительскую дисциплину при выполнении поручений, в том числе был поднят вопрос вовлечения в оборот земель сельхозназначения.
Если бы он был решен, то АПК мог показывать более существенные темпы роста, отмечал глава кабмина.
Министр сельского хозяйства Дмитрий Патрушев тогда говорил, что у ведомства есть определенные разногласия с Минэкономразвития и Минфинов, в том числе относительно изъятия неиспользуемых земель.
В 2015 году президент Владимир Путин в послании Федеральному собранию предложил изымать у недобросовестных владельцев сельхозземли, которые используются не по назначению, и продавать их на аукционе. В июле 2016-го статья о возможности изъятия земель была внесена в Гражданский кодекс.
Кроме того, Минсельхоз заявлял о намерении создать госреестр сельхозземель, чтобы вести оперативный учет. По оценке агроведомства, в России не используется 40 млн га сельхозугодий, однако проведенная в 2016 году сельскохозяйственная перепись показала, что их площадь составляет 97,2 млн га.
Согласно поручению главы государства, к 2024 году посевные площади в России должны быть увеличены на 10 млн га.
Источник: https://www.agroinvestor.ru/markets/news/32308-minselkhoz-nameren-uprostit-izyatie-neispolzuemykh-zemel/
Что делать, если нет возможности обрабатывать земли сельскохозяйственного назначения, либо отсутствует необходимость в земельном участке?
Как показывает практика Управления Россельхознадзора по Томской области (далее – Управление), значительная часть правонарушений на землях сельскохозяйственного назначения связана с фактом неиспользования таких земель.
Чаще всего при проведении проверок именно граждане (собственники) привлекаются к административной ответственности по ч. 2 ст. 8.
8 КоАП РФ (неиспользование земель сельскохозяйственного назначения для ведения сельскохозяйственного производства или осуществления иной связанной с сельскохозяйственным производством деятельности).
Большинство граждан на территории Томской области получили безвозмездно земельные участки сельскохозяйственного назначения от бывших колхозов, либо покупали земли сельскохозяйственного назначения в связи с их незначительной стоимостью как вложение средств.
Как правило, именно такие земельные участки зарастают сорной и древесно-кустарниковой растительностью. Неиспользование земель сельскохозяйственного назначения зачастую происходит из-за отсутствия технической и финансовой возможности.
Однако это не является основанием для неисполнения своих обязанностей по использованию земель сельскохозяйственного назначения.
Обязанности собственников земельных участков и лиц, не являющихся собственниками земельных участков, по использованию земельных участков прописаны в статье 42 Земельного кодекса РФ.
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны:
использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту;
сохранять межевые, геодезические и другие специальные знаки, установленные на земельных участках в соответствии с законодательством;
осуществлять мероприятия по охране земель, лесов, водных объектов и других природных ресурсов, в том числе меры пожарной безопасности;
своевременно приступать к использованию земельных участков в случаях, если сроки освоения земельных участков предусмотрены договорами;
своевременно производить платежи за землю;
соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов, осуществлять на земельных участках строительство, реконструкцию зданий, сооружений в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности;
не допускать загрязнение, истощение, деградацию, порчу, уничтожение земель и почв и иное негативное воздействие на земли и почвы;
не препятствовать организации – собственнику объекта системы газоснабжения, нефтепровода или нефтепродуктопровода либо уполномоченной ею организации в выполнении ими работ по обслуживанию и ремонту расположенных на земельных участках и (или) под поверхностью земельных участков объектов системы газоснабжения, нефтепроводов и нефтепродуктопроводов, аммиакопроводов, по предупреждению чрезвычайных ситуаций, по ликвидации последствий, возникших на них аварий, катастроф;
выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом, федеральными законами.
По результатам проведенных Управлением проверок за 9 месяцев 2018 года выявлено 318 нарушений на общей площади более 4 тыс. га. Выдано 277 предписаний об устранении правонарушений.
Наибольшее количество правонарушений (83,9%) установлено по части 2 статьи 8.8 КоАП РФ (неиспользование земельного участка), а также по части 2 статьи 8.
7 КоАП РФ (невыполнение установленных требований и обязательных мероприятий по улучшению, защите земель и охране почв от ветровой, водной эрозии и предотвращение других процессов и иного негативного воздействия на окружающую среду, ухудшающих качественное состояние земель).
Самой распространенной мерой правового регулирования по-прежнему остаются административные штрафы, которые достаточно высоки.
У собственников земельных участков часто возникает вопрос, что делать, если нет технической, финансовой возможности обрабатывать земли сельскохозяйственного назначения, либо отсутствует необходимость в земельном участке сельскохозяйственного назначения?
1. Передать в аренду земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения.
Техническая возможность обрабатывать земельные участки сельскохозяйственного назначения есть у сельхозпроизводителей. Узнать сельхозпроизводителей на территории Томской области можно по адресу: http://catalog.agro.tomsk.ru/.
Передав в аренду свой земельный участок, вы решите вопрос с использованием и останетесь собственником такого участка.
Безусловно, привлекательность земельного участка сельскохозяйственного назначения для аренды зависит от его расположения и доступности подъездных путей.
2. Продажа земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Источник: http://www.rsn.tomsk.ru/news/rsn/chto_delat_esli_net_vozmozhnosti_obrabatyvat_zemli_selskokhozjajstvennogo_nazna
Заброшенные сельхозземли не останутся без хозяина
Правительство и депутаты Госдумы сняли основные разногласия в вопросе, что считать заброшенной землей. И уже 7 июня законодатели планируют рассмотреть во втором, ключевом, чтении законопроект «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Минсельхоз подготовил ряд поправок (есть в распоряжении «Известий»), которые будут учтены в новой редакции законопроекта.
Минсельхоз подготовил проект постановления правительства, уточняющего признаки неиспользования земель.
К таким признакам относятся: отсутствие работ по возделыванию сельхозкультур на пашне, некошеная трава на сенокосах, сорных травы, занимающие свыше 30% площади земельного участка, отсутствие скота на пастбищах, залесенность и закустаренность пашни свыше 15% площади всего земельного участка и т.д. По информации «Известий», в настоящий момент документ дорабатывается (по результатам согласительного совещания с Минэкономразвития).
Первоначально Госдума предложила все признаки обозначить в приложении к принимаемому закону. Но теперь, как рассказал «Известиям» руководитель комитета по аграрным вопросам Госдумы Николай Панков, депутаты готовы поменять свою позицию.
— Меня как автора данного законопроекта беспокоит вопрос об утверждении признаков неиспользования земель сельскохозяйственного назначения.
Надо понимать, что это один из основополагающих моментов в законопроекте, и в соответствии с этими признаками будет приниматься решение об изъятии земельных участков.
Для этого изначально и было принято решение о включении этого перечня в текст законопроекта.
— Минсельхоз предлагает предоставить право определить этот перечень правительству России, а не прописывать его в законе, — пояснил депутат.
— Для нас главное, чтобы закон заработал сразу — с момента его принятия, имел практическое применение и способствовал вовлечению в оборот неиспользуемых сельхозземель.
В связи с этим мы готовы согласиться с предложением Минсельхоза при условии, что действующие признаки доработают в соответствии с поправками депутатов и постановление правительства об их утверждении будет принято одновременно с вступлением закона в силу.
Вместе с тем политики и чиновники до сих пор решают, через какой срок может быть изъят земельный участок. Минсельхоз предлагает в случае неиспользования изымать земельный участок через три года (в законопроекте предусматривался срок в два года). По действующему законодательству такой срок составляет пять лет.
— Мы предлагаем сократить общий пятилетний срок до трех лет. Два года на освоение земельного участка должны быть включены в трехлетний срок, — подчеркнул в комментарии «Известиям» заместитель директора департамента земельной политики, имущественных отношений и госсобственности Минсельхоза России Эдуард Галишин.
Чтобы избежать еще одной лазейки, благодаря которой собственники годами не используют землю, Минсельхоз предлагает ввести требование, что новый собственник земельного участка, который не использовался три года, должен приступить к обработке земли в течение одного года. Собственники, не выполняющие это требование, должны привлекаться к административной ответственности. Для этого вносятся изменения в КоАП.
— При возбуждении Россельхознадзором административного производства собственники понимают, что им грозит штраф, и быстро организуют фиктивную продажу земли своим же аффилированным структурам и тем самым не дают возможности завершить процедуру изъятия. Россельхознадзору приходится заново проводить все процедуры, отсчитывать пятилетний срок использования земли, — пояснил Эдуард Галишин.
Особое внимание в Минсельхозе обратили на несовершенство процедуры проведения торгов при изъятии земельных участков.
На практике органы власти субъекта часто не могут продать изымаемый участок по результатам первых публичных торгов. При этом действующее законодательство не дает ответа, имеют ли они право проводить повторные торги и снизить цену земельного участка при его продаже на повторных торгах.
— Решение суда об изъятии у нерадивого собственника есть, но в ЕГРП сохраняется запись, что он по-прежнему является собственником земли. Никто, до того как запись в ЕГРП будет изменена, распорядиться участком не может.
Для выработки единой практики Минсельхозом в качестве начальной цены участка, выставляемого на публичные торги, предлагается использовать либо кадастровую, либо рыночную стоимость земли. Причем выбор должен делать суд, когда рассматривает иск об изъятии земли.
Сегодня используется только рыночная стоимость.
Если выставленный на торги участок земли не пригоден для сельхозпроизводства (к примеру, зарос деревьями), то из начальной цены участка на торгах предлагается вычитать средства, необходимые для его приведения в состояние, пригодное для ведения сельхозпроизводства, — уточнил Галишин.
И в министерстве, и в Думе говорят о необходимости определиться с дисконтом при продаже изъятых земельных участков.
В Минсельхозе предлагают в случае, когда на первых публичных торгах земельный участок не был продан, предусмотреть в законе возможность выставить его на повторные публичные торги. Цена на повторных торгах должна снижаться на 20%.
Если и на повторных торгах участок не приобретен, то муниципалитет сможет приобрести его в собственность за 50% от стоимости, которая была объявлена на повторных торгах. Если и муниципалитет отказался от приобретения участка, то его обязан купить субъект федерации за те же 50%.
В Госдуме говорят, что необходимо четко определить процент дисконта, который не приведет к большим затратам бюджетов субъектов. По мнению депутатов, этот дисконт должен составлять не менее 50%.
В России площадь сельхозземель на 1 января 2015 года составляла 196 млн га. При этом согласно сведениям, представленным субъектами Российской Федерации, в 2014 году не использовалось около 12,4 млн га таких земель, находящихся в частной либо государственной и муниципальной собственности, предоставленной гражданам и юридическим лицам на правах аренды и других правах.
Источник: https://iz.ru/news/616413