- «С места ДТП уехал, так как испугался ответственности»
- Из потерпевших – в правонарушители. Оставление места ДТП (Инна Еньшина)
- Уехал с места ДТП: последствия 2019
- Оставление места ДТП в 2019: что грозит водителю, если он скрылся с места ДТП, штраф и наказание
- Уехал с места ДТП как решить вопрос – Все по шагам
«С места ДТП уехал, так как испугался ответственности»
Редко какие сводки о ДТП, направленные для публикации в СМИ, не содержат фраз «нарушитель с места происшествия скрылся». Об ответственности водителей, уехавших после совершения дорожной аварии, – в беседе со старшим инспектором оГИБДД ОМВД России «Котласский» (дислокация – г. Коряжма) Ириной Стец.
– Ирина Анатольевна, есть ли в ГИБДД статистика по теме нашего разговора?
– Есть, но только по ДТП, в которых пострадали люди, так называемым учётным. По остальным с точностью проследить невозможно. Ряд ДТП не требует специального оформления, водители могут договориться и на законных основаниях оставить место происшествия.
– Каковы же цифры по учётным ДТП?
– Возьмем последние три года. В 2014-м на дорогах произошло 44 происшествия, в результате которых пострадали люди. Шестеро водителей после совершения ДТП скрылись, впоследствии найдены были пятеро.
В 2015-м, в 44 случаях учетных происшествий, так поступили пятеро водителей. Установлен был один. В прошлом году произошло 32 ДТП с пострадавшими.
Пятеро водителей после случившегося оставили место происшествия, найдены позже были двое.
– Как ведется розыск нарушителя, оставившего место происшествия?
– Очень часто – пострадавшие в ДТП или, к счастью, оставшиеся невредимыми сами сообщают в ГИБДД марку и госномер машины нарушителя, и далее сотрудникам Госавтоинспекции остается только взять информацию из баз данных.
Бывает, что на месте происшествия остаются очевидцы, видевшие момент аварии, и они сообщают сведения о нарушителе. Иногда автомобиль нарушителя попадает на камеры торговых центров, банков, на частные камеры, устанавливаемые горожанами в личных целях, на видеорегистраторы оказавшихся рядом машин…
Также сотрудники инспекции опрашивают жильцов ближайших к месту ДТП домов, продавцов торговых точек, просматривают комментарии в социальных сетях…Они используют все возможные источники информации.
Чтобы найти, обработать и проанализировать весь собранный материал, приходится немало побегать, обзвонить десятки людей, проехать по адресам возможного нахождения скрывшегося автомобиля и нарушителя-водителя.
Мне запомнился такой случай. Сотрудник дорожно-патрульной службы заметил на осколках запчастей автомобиля, попавшего в ДТП, номер от производителя. По Интернету нашел, на каких деталях возможно нанесение таких маркировок, на машины каких марок и годов производства устанавливались такие детали. Затем по базам данных ГИБДД установил в городе автомобили данной марки и в итоге нашел нарушителя.
– Понятно, что большая роль в разбирательстве по факту ДТП принадлежит пострадавшим. Насколько ответственны они в этом плане?
– Не всегда в той мере, в какой хотелось бы. Бывает, что и пострадавшие оставляют место происшествия, а заявить о произошедшем могут спустя некоторое время. В результате установить все обстоятельства случившегося бывает трудно.
Часто так поступают пешеходы, на которых совершил наезд автомобиль. Ответственность за оставление места ДТП предусмотрена только в отношении водителей – пешеходов за такое не наказывают. Но замечу, что в этих случаях не всё просто.
– Что вы имеете в виду?
– Бывало, и не раз, когда пешеход уходил с места происшествия, заявив водителю, что всё в порядке, травм нет. Водитель принимает решение уехать, поскольку «никто не пострадал».
А через пару часов или на следующий день человек, которого сбила машина, обращается в больницу: почувствовал себя плохо, или что-то у него заболело, или кто-то посоветовал «зафиксировать» самочувствие, чтобы потом получить денег с водителя, – и такое бывает. Из больницы поступает информация о факте травмы при ДТП.
В результате имеем случай оставления водителем места происшествия, со всеми вытекающими последствиями. Так что если вы, не дай бог, сбили человека, то, как бы он ни убеждал вас, что нисколько не пострадал, оставайтесь на месте ДТП и обязательно наберите «02». Если пострадавший не объявится, материал по факту ДТП закроют.
Если пешеход заявит о каких-либо травмах, будет отдельное разбирательство. Но это – в любом случае лучше, чем быть лишенным водительского удостоверения, когда вас найдут.
…В конце 2015 года произошло ДТП – водитель сбил девушку, которая переходила дорогу вне пешеходного перехода. Спросил, всё ли с ней хорошо, и, получив утвердительный ответ, отвез домой, после чего уехал.
А спустя некоторое время она обратилась в больницу, диагноз – «сотрясение головного мозга». Водителя-виновника того ДТП не нашли. Возможно, он затаился.
Но, может быть, просто не знал, что последствия наезда на человека оказались серьезными.
– А что должен был сделать водитель в той ситуации, когда сбил пешехода?
– Оказать первую помощь и вызвать скорую. Только в крайнем случае – на своем автомобиле доставить пострадавшего в больницу, а затем вернуться к месту происшествия. И в обязательном порядке – позвонить в полицию, причем вне зависимости от состояния пешехода.
– Если говорить о дорожных авариях, в которых повреждена только техника, каков тут градус ответственности участников ДТП?
– Как показывает практика, обе стороны почти всегда остаются на месте происшествия до приезда сотрудников Госавтоинспекции. Либо водители договариваются и разъезжаются: напомню, что при определенных условиях это вполне законно.
Вспомнилась история. В октябре прошлого года одна автоледи, машина которой пострадала в ДТП, растерявшись, уехала с места происшествия.
Нарушитель, виновник происшествия (видимо, человек очень ответственный, желающий честно оформить происшествие), бросился в погоню, но не смог её догнать.
Сразу скажу, что женщину не признали виновной в оставлении места происшествия: спустя минут двадцать после произошедшего она сама позвонила в полицию.
– Ирина Анатольевна, давайте здесь уточним: ответственность за оставление места ДТП распространяется на обе стороны участников происшествия, а не только на виновника? Если пострадали вы (или повреждена ваша машина), но вы уехали с места ДТП (которое требует оформления), вы нарушили правила?
– Да. Участники ДТП могут договориться и разъехаться согласно Правилам дорожного движения, и тогда претензий у Госавтоинспекции нет. Но в случае если сотрудникам ГИБДД приходится проводить какие-либо разыскные мероприятия, то ответственности за оставление места ДТП не избежать, даже пострадавшей стороне.
– Чаще всего с какого рода ДТП водители предпочли скрыться?
– 70 процентов скрывшихся – водители, совершившие наезд на пешехода. Из них установлены только четверть. Уточню: в эту цифру попадают и те, кто поверил заверениям пешеходов о том, что они не пострадали.
– А если я вам предложу по данным трёх последних лет составить портрет среднестатистического водителя, скрывшегося с места происшествия?..
– Все мужчины; средний возраст – 30 лет; все управляли личными автомобилями.
Подавляющее большинство водителей-участников ДТП с пострадавшими составляют мужчины. Только в 13 процентах учетных аварий, в которых нарушители установлены, виновны женщины-водители.
– Оставление места ДТП, особенно если в нем пострадали люди, можно сколько угодно рассматривать в морально-нравственной плоскости. Какая конкретная ответственность предусмотрена для водителя за нарушение правил?
– Часть 2 статьи 12.
27 Кодекса об административных правонарушениях «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием» за оставление водителем в нарушение Правил дорожного движения места дорожно-транспортного происшествия, участником которого он являлся, предусматривает ответственность в виде лишения права управления транспортными средствами на срок от 1 года до 1,5 лет или административный арест на срок до 15 суток.
– Можно ли говорить о том, что со временем КоАП ужесточает ответственность за данные нарушения?
– Да. До 1 января 2008 года у «скрывшихся» водителей оставалась возможность избежать серьезной ответственности за нарушение, заплатив лишь тысячу-полторы штрафа. В настоящее время водителю, скрывшемуся с места происшествия, грозит лишение права управления транспортными средствами или административный арест. Какое наказание применить и в каком объеме – решает суд.
– Ирина Анатольевна, можете ли вы привести какие-либо объяснения нарушителей, почему они оставили место ДТП? Что помимо психологических факторов (испугался и тому подобное) могло повлиять на то, что водитель «взял и уехал»? Может быть, состояние опьянения?
– Классическое заявление: «с места ДТП уехал, так как испугался ответственности» является по своей сути правдой.
Один молодой человек заявил, что убежал с места происшествия (бросив автомобиль), «так как забыл дома водительское удостоверение… и испугался ответственности». Но это – весьма сомнительное заявление. Штраф за забытый документ – 500 рублей, а ответственность за оставление места происшествия намного серьезней.
У Госавтоинспекции часто возникает вопрос, ответственности за что именно испугался водитель: за факт ДТП или за то состояние, в котором он, возможно, находился.
Допустим, нарушителя поймают через 10 минут после происшествия пьяным за рулём. Его накажут за управление транспортным средством в состоянии опьянения или за отказ от освидетельствования – в зависимости от ситуации.
Или найдут трезвым спустя час, сутки, через неделю… дома, на работе, за рулём… В любом случае – состояние, в каком находился нарушитель в момент аварии, считается неустановленным: можно только предполагать. Да, с высокой долей вероятности.
Но, как говорится, «к делу это не пришьёшь», и все подозрения сотрудники ГИБДД оставляют при себе. Однако не надо думать, что нарушитель ушел от ответственности – наказание за оставление места ДТП остается.
…В оправдательных пояснениях своему проступку встречалось и такое: «После ДТП я был в шоке, поэтому убежал домой. А чтобы снять стресс, выпил коньяку».
– Судя по цифрам, за последние три года была установлена только половина нарушителей, скрывшихся с места происшествия. В связи с этим затрону такую тему. На мой взгляд, редкое происшествие остается без очевидцев. Отсюда вопрос: сообщения, публикуемые под рубрикой «Требуется помощь свидетелей», имеют реальный отклик?
– Такие случаи, когда находятся очевидцы и сообщают нам сведения о скрывшемся нарушителе, бывают. Но очень редко.
– Были ли случаи, когда виновник ДТП, оставивший место происшествия, впоследствии заявил о себе сам? И отсюда еще один вопрос: в таком случае ответственность за оставление места ДТП будет мягче?
– В случаях дорожно-транспортных происшествий с пострадавшими такого на моей памяти нет. Если говорить о водителях, совершивших ДТП с менее серьезными последствиями (повреждены машины, знаки, заборы и прочее), такое бывало, но крайне редко.
В случае, о котором вы говорите, сотрудники ГИБДД всё равно обязаны составить административный материал за оставление места происшествия. А решение о наказании нарушителя принимает только суд.
Подготовила Елена Корсак
Источник: https://tk-online.ru/channel/society/2017/02/article-s-mesta-dtp-uehal-tak-kak-ispugalsa-otvetstvennosti
Из потерпевших – в правонарушители. Оставление места ДТП (Инна Еньшина)
Из потерпевших – в правонарушители
Инна ЕНЬШИНА
В прошлом году в Казахстане зарегистрировано более 14 тысяч дорожно-транспортных происшествий, большая часть из которых произошла по вине водителей, прежде всего из-за незнания Правил дорожного движения.
К сожалению, нередки случаи, когда участники ДТП уезжают с места аварии, не обращаясь в органы дорожной полиции и тем самым совершая правонарушение. Об этом наш разговор с судьей специализированного межрайонного административного суда г. Алматы Акмарал ИСАБАЕВОЙ.
– Акмарал Ахметжановна, часто ли сегодня оставляют место ДТП его участники?
– К нам поступает много материалов, связанных с дорожно-транспортными происшествиями, это примерно 70 процентов всех дел. Что касается оставления места ДТП, то в последнее время у нас существенно увеличилось количество дел по данной категории.
В данном случае хотелось бы сказать не о тех лицах, которые стали виновниками ДТП, а о тех, кто пошел навстречу и сам оказался в позиции правонарушителя. Например, происходит ДТП, человек, который виновен в нем, начинает уговаривать потерпевшего на то, чтобы не сообщать об аварии в органы дорожной полиции, обещая возместить ущерб.
Они договариваются, уезжают с места аварии, при этом никуда о ней не сообщают. Далее начинаются сложности: правонарушитель, как правило, понимая, что он уже добился своего, то есть уговорил потерпевшего уехать с места ДТП, начинает увиливать от возмещения ущерба.
Человек, которому причинен материальный вред, начинает паниковать, осознавая, что возмещать ущерб ему никто не намерен, и обращается в дорожную полицию. Его заявление, естественно, принимается, но дело в том, что административное дело за оставление места ДТП возбуждается и в отношении водителя, который является потерпевшим. В данном случае ст.
469 КоАП предусматривает обязательную безальтернативную меру взыскания в виде лишения водительских прав сроком на один год. Бывают моменты, что причинен незначительный материальный ущерб в 5-7 тысяч тенге, но разногласия в позициях потерпевшего и виновника ДТП приводят к тому, что они оказываются в зале суда и начинают обвинять судей в бесчеловечности и нежелании войти в их положение.
И таких материалов очень много. Если брать в процентном соотношении, то примерно 20-30 процентов дел связаны именно со ст. 469 Административного кодекса, то есть с оставлением места ДТП.
– С чем связано такое суровое взыскание по отношению к потерпевшему?
– Прежде всего надо сказать, что раньше существовала альтернативная мера взыскания по 469-й статье в виде штрафа, теперь же применяется безальтернативная. Ужесточение меры взыскания связано с тем, что сейчас нам в ведение переданы дела, связанные с ДТП, повлекшими причинение вреда здоровью средней тяжести.
В данном случае, конечно, факт оставления места ДТП не поддается никакому объяснению, и к такому водителю не могла бы применяться альтернативная мера взыскания. Следует отметить, что сейчас очень большой процент водителей халатно относятся к своей гражданской ответственности, то есть не страхуют машины.
Это приводит к тому, что многие из них намеренно увиливают от ответственности, то есть начинают уговаривать потерпевшего не сообщать о ДТП в дорожную полицию.
При этом о последствиях виновники ДТП, в основном, знают, но рассчитывают на то, что смогут избежать наказания, испугав потерпевшего тем, что и его могут привлечь к административной ответственности.
– Таким образом, потерпевший из-за своей правовой безграмотности и желания пойти навстречу виновнику ДТП сам совершает правонарушение?
– Совершенно верно, из потерпевшего он переходит в правонарушители, потому что в пункте 2.
5 Правил дорожного движения четко и ясно сказано: «При дорожно-транспортном происшествии водитель, причастный к нему, обязан немедленно остановить транспортное средство, включить аварийно-световую сигнализацию, выставить знак аварийной остановки в соответствии с требованием пункта 7.2 Правил.
Не перемещать предметы, имеющие отношение к происшествию, принять возможные меры для оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим, вызвать скорую медицинскую помощь, а в экстренных случаях отправить пострадавших на попутном, а если это невозможно, доставить на своем транспортном средстве в ближайшее лечебное учреждение, сообщить свою фамилию, регистрационный знак транспортного средства с предъявлением документа, удостоверяющего личность, или водительского удостоверения, регистрационного документа на транспортное средство и возвратиться к месту происшествия». Далее водитель обязан «незамедлительно сообщить о случившемся в органы внутренних дел, записать фамилии, адреса очевидцев, ожидать прибытия сотрудников дорожной полиции. Освободить проезжую часть, если движение других транспортных средств невозможно. При необходимости освобождения проезжей части или доставки пострадавшего на своем транспортном средстве в лечебное учреждение предварительно зафиксировать в присутствии свидетелей положение транспортного средства». Вот именно этот пункт Правил дорожного движения наши водители, к сожалению, плохо знают. Когда начинаешь в ходе судебного заседания разъяснять его, то у водителя, естественно, возникает много эмоций, поскольку он считает, что суд лишил его прав незаслуженно.
– Освобождается ли водитель от ответственности по данной статье, если он оставил место ДТП, чтобы доставить пострадавших в больницу?
– Да, действительно, в ст. 469 есть примечание: «Лицо, оставившее место ДТП в связи с оказанием медицинской помощи пострадавшему, освобождается от ответственности по настоящей статье». Но этот факт еще должен быть доказан. Бывают разные случаи. Например, недавно мной рассматривалось такое дело: одна машина была припаркована во дворе, другая выезжала со двора.
Было темно, около двенадцати часов ночи. При выезде водитель, двигаясь задним ходом, задел припаркованную машину. В своей объяснительной он написал, что якобы два часа ждал владельца второй машины, но так и не смог узнать, кому она принадлежит.
В связи с тем, что у него в салоне находилась его беременная родственница, которая, когда он сдавал задним ходом, якобы получила телесные повреждения, он доставил ее в больницу. Это объяснение судом не было принято во внимание, поскольку никакими документами и свидетельскими показаниями не подтвердилось.
То есть, факт оставления места ДТП для оказания медицинской помощи должен быть зафиксирован свидетелями. Только в этом случае может ставиться вопрос об освобождении от ответственности.
– Насколько масштабна правовая безграмотность водителей в данном вопросе?
– К сожалению, подобные правонарушения совершают даже водители с большим стажем. Но дело в том, что здесь человеческий фактор тоже играет свою роль. Многие идут на поводу у виновника ДТП, взывающего к жалости и состраданию, обещающего возместить ущерб.
– Вы сказали о том, что у многих водителей нет страховых полисов. О каком проценте примерно идет речь?
– Приблизительно у 10 процентов водителей нет полисов. Это довольно много. Кроме того, существует другая проблема. Вы знаете, Алматы – большой мегаполис, в котором примерно треть водителей иногородние, прописанные далеко за пределами города и области.
Когда такой водитель становится виновником ДТП и уезжает с места аварии, то потерпевшему очень сложно взыскать ущерб. В данном случае просто-напросто нецелесообразно подавать исковое заявление, поскольку еще нужно установить, в какой области зарегистрирован этот водитель.
Таким образом, здесь очень много критериев, на которые нужно обращать внимание. Но самое главное, что правовая безграмотность, незнание Правил дорожного движения приводит к такой ситуации, что автомобилисты оказываются в зале суда. Понятно, что Административный кодекс водители знать не должны.
Но права и обязанности, предусмотренные Правилами дорожного движения, им знать необходимо.
Источник: https://www.zakon.kz/4544302-iz-poterpevshikh-v-pravonarushiteli..html
Уехал с места ДТП: последствия 2019
Авария является серьезным дорожным инцидентом. Ее участники несут определенную ответственность. Если виновник или пострадавший скрылись с места происшествия, им грозит дополнительное наказание – административный штраф или уголовная ответственность в зависимости от тяжести последствий.
Внимание! Если возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону горячей линии: +7 (800) 550-39-71 Бесплатный звонок для всей России.
Обязанности участника аварии
После аварии участники происшествия обязаны оставаться на своих местах. Прибытие сотрудников ГИБДД позволит на месте определить детали случившегося. Свидетелям, если есть такая возможность, также необходимо лично засвидетельствовать правонарушение.
Если ситуация приобретает другой характер – виновник пытается скрыть факт нарушения, он ухудшает собственное положение. Нарушителю грозит разного рода наказание.
У каждого участника дорожного движения есть обязанности и права. Пострадавшие и виновные лица в результате аварии также обязаны соблюдать определенные правила. Основные нормы, регламентированные законом РФ:
- владелец ТС обязан остановить автомобиль, если есть такая возможность – оставаться в нем до прибытия сотрудников ГИБДД;
- он включает аварийный режим, остается спокойным, держит эмоции под контролем;
- если есть возможность, владелец ТС устанавливает на дороге аварийный знак;
- нельзя передвигать предметы, забирать части пострадавшего автомобиля с дороги, если они не препятствуют общему движению автомобилей;
- владелец ТС обязан оценить обстановку, рассмотреть пострадавших, помочь им, если у него есть такая возможность.
Наличие пострадавших вносит определенные изменения в порядок действия участника ДТП. Он обязан оказать первую медицинскую помощь, вызвать скорую, сотрудников ГИБДД.
Свидетельские показания также пригодятся, поэтому по возможности участник ДТП записывает контактные данные очевидцев.
В каком случае можно покинуть место происшествия
Законодательством России определены случаи, когда автомобилист вправе покинуть место аварии. До прибытия сотрудников ГИБДД, даже если составляется европротокол, нельзя перемещать автомобиль.
Другой случай, если пострадавшие нуждаются в срочной помощи, а рядом нет других транспортных средств. Для водителя приоритетной задачей является помощь тем, кто пострадал. Наказание за отъезд с места аварии для помощи пострадавшим не усугубляется.
Если времени дожидаться скорой помощи нет, участник происшествия обязан помочь пострадавшему лицу – отправить его на любом автомобиле к ближайшему медицинскому учреждению.
Для документального подтверждения места аварии используется видеозапись на телефон, другое устройство. Когда пострадавшего заберут медицинские работники, участник ДТП обязан вернуться в автомобиль или посетить пост ДПС.
Перемещение ТС допускается, когда авария становится причиной пробок, проблем в правильной регулировке дорожного движения. Водитель берет на себя ответственность самостоятельно определить, насколько положение ТС мешает другими автомобилям.
Если из-за происшествия прекращено движение других автомобилей, автомобилист фиксирует происшествие – фото, видеосъемка. Он записывает данные очевидцев, их адреса, контактные номера. Затем гражданин убирает автомобиль с проезжей части и дожидается сотрудников ГИБДД.
Еще один случай, когда удастся без проблем покинуть место происшествия – если участники договорились между собой, пришли к единому соглашению. Инцидент решается сразу без привлечения сотрудников ГИБДД. Участники подписывают расписку об отсутствии встречных претензий.
Составление европротокола также исключает необходимость привлечения ГИБДД: по факту составления протокола участники происшествия покидают место аварии.
Устное разрешение сотрудников полиции позволяет покинуть место происшествия. Остальные случаи являются прямым нарушением законодательства.
Наказание, если уехал с места ДТП
За последние годы в Госдуму были внесены многочисленные правки в наказание за оставление места аварии. Тяжесть ответственности, по мнению депутатов России, должна быть выше. Новая статья, находящаяся на рассмотрении и доработке, предполагает наказание в виде лишения свободы сроком от 2 до 5 лет.
Действия нарушителя закона будут квалифицироваться, как оставление человека в опасности. Состоянием на 2019 года КоАП не включает штрафы за безответственное поведение после ДТП.
Факт побега после аварии – нарушение правил дорожного движения. Нарушителю закона грозит административная ответственность – лишение водительских прав на 1-1,5 года. Административный арест на 15 суток также используется для наказания водителя.
Если водитель пребывал в состоянии стресса и не сумел вовремя заметить последствия своих действий, наказание смягчается. Нарушение не считается грубым, учитывая сложное психоэмоциональное состояние участника ДТП. Намерение покинуть место аварии является решающим. Водитель целенаправленно нарушает законодательство России.
Если судья не увидит состава преступления, дело будет закрыто: часто так решаются вопросы, связанные с тем, что водитель не увидел, как задел чужой автомобиль.
Спорные случаи рассматриваются более детально. На наказание влияет состояние автомобилиста. Вину отягощает алкогольное, наркотическое опьянение. Состояние аффекта смягчает наказание. Если водитель сначала сбежал, а спустя несколько дней признался в содеянном, он вправе избежать самого строгого наказания.
При незначительном
Статья 12 КоАП регулирует форму и тяжесть наказания. Само понятие неумышленного правонарушения в законодательных актах отсутствует, но в них есть множество смягчающих вину обстоятельств. Самые низкие показатели наказания при незначительном повреждении пострадавшего автомобиля.
Масштабность происшествия является решающей. Факт аварии был, но размер возмещения ущерба самый минимальный. Для подтверждения данных проводится дополнительная, независимая экспертиза.
Пострадавший и виновник узнают точную сумму убытков – виновнику в большинстве случаев выдвигается только устное предупреждение, а он компенсирует все убытки.
В деле важно каждое смягчающее обстоятельство. Если водителю удалось скрыться, но пострадавшая сторона не выдвигает дополнительные требования – проводится стандартная компенсация убытков по соглашению сторон. Незначительные убытки предполагают, что пострадал только автомобиль.
С пострадавшими
Если в результате аварии пострадал и автомобиль, и человек, тогда преступление переходит в другую категорию. Водитель, покинувший место аварии, не предоставивший первую помощь пострадавшему, только отягощает свое положение.
Доказательства правонарушения не потребуются. Главное доказательство – показание пострадавшей стороны.
Факт оставления места аварии, чтобы помочь пострадавшему, работает на руку виновнику. Ему не будут предъявляться дополнительные обвинения. Поведение виновника влияет на срок конфискации автомобиля и срок лишения водительских прав.
Смягчающие обстоятельства:
- признание, раскаянье;
- добровольная сдача – виновник сам вызвал сотрудников ГИБДД, сотрудничал, помогал пострадавшим;
- содействие расследованию;
- компенсация всего материального ущерба;
- доказательства, что виновник пребывал в состоянии аффекта;
- особый статус водителя – несовершеннолетнее лицо, беременная женщина.
Полное снятие ответственности законодательством не предусмотрено, потому что есть пострадавший, его интересы стоят выше. Если в результате аварии удалось задеть и другие авто, компенсация рассчитывается на все ТС: дополнительно проводится независимая экспертиза, авто направляется в АЗС.
С летальным исходом
Самый тяжелый случай, если в результате аварии один из пострадавших погиб. Летальный исход само по себе отягощающее обстоятельство.
Если водитель не хочет нести ответственность, сбегает с места аварии, он сам усугубляет свое положение. Сдаться добровольно – первый, самый значимый шаг виновника ДТП.
Сбежавшего водителя объявляют в розыск, а как только находят – заключают под стражу. До суда его не выпустят, чтобы избежать повторного побега. Неумышленность действий после побега доказать очень сложно. Срок лишения свободы будет максимально высоким.
Все участники покинули место аварии
Статьи КоАП едины для всех: пострадавший и виновник, покинувший место аварии, являются нарушителем закона. Обоюдный побег не смягчает вину и ответственность сторон.
Пострадавший вправе покинуть место аварии только по состоянию здоровья. Если гражданин не пострадал физически, он обязан оставаться на месте.
Другой случай, если сначала водители пришли к соглашению, а позже один из них выдвинул претензии. Он вызывал сотрудников ДПС, составил протокол.
Второй участник автоматически является тем, кто покинул место аварии. Чтобы предотвратить опасный момент в будущем, соглашение сторон фиксируется документально с подписями и подтверждением свидетелей.
Что делать, если уехал с места ДТП, не заметив повреждений
Неумышленное покидание места аварии, когда нарушение ПДД не было замечено, доказывается определенными обстоятельствами: голословные заявления виновника не берутся во внимание.
Владелец ТС обязан доказать что из-за погодных условий была плохая видимость, что из-за незначительности ДТП не было никакого подозрительного звука. Неумышленное и умышленное нарушение фактически имеют одинаковое наказание. Если была поцарапана чужая машина, придется оплачивать ее ремонт.
Что грозит, если скрылся с места ДТП, не зная, что задел машину
Оставление места аварии часто заканчивается устным предупреждением. На определение наказания влияет само разбирательство, как обе стороны договариваются.
Если пострадавший готов принять возмещение ущерба без дополнительных претензий, дело чаще закрывается.
Судебная практика неумышленного оставления места аварии
Распространенная судебная практика – определение наказания по сопутствующим условиям. Неумышленное оставление места аварии необходимо доказать, что сделать очень сложно.
Незначительные повреждения частично служат доказательством, что водитель их не заметил. Фиксация повреждений – видео, фотосъемка служат дополнительным доказательством того, как вел себя виновник после случившегося. Суд выносит решение по совокупности обстоятельств.
Аварии с последствиями предполагают наказание. Если водитель задел машину и сбежал, он усугубляет свое положение. Отсутствие на месте аварии, ее последствия влекут за собой наказание – до 15 суток ареста и лишение прав на 1,5 года.
Виновник и пострадавшее лицо несут одинаковую долю ответственности за побег с места аварии. В обоих случаях следует дождаться сотрудников ГИПДД.
ПредыдущаяСледующаяВнимание! Если возникнут вопросы, можете бесплатно проконсультироваться в чате с юристом внизу экрана или позвонить по телефону горячей линии: +7 (800) 550-39-71 Бесплатный звонок для всей России.
Источник: https://yurist-rossiya.ru/avtomobilnoe-pravo/uexal-s-mesta-dtp.html
Оставление места ДТП в 2019: что грозит водителю, если он скрылся с места ДТП, штраф и наказание
ТрансТехСервис 50 300 4
Даже у самого дисциплинированного и законопослушного водителя в первые минуты после аварии, особенно серьезной, нет-нет да и проскочит мысль: «А не уехать ли с места ДТП, вдруг не поймают?». Некоторые в состоянии эмоционального потрясения воплощают этот рискованный план в реальность. Чем это грозит и можно ли избежать наказания? Давайте разбираться.
Мысль скрыться с места ДТП посещает многих водителей, особенно если по их вине серьезно пострадали другие автомобили и люди
К ДТП, согласно определению из Правил дорожного движения, относятся события, которые возникают при участии транспортного средства и наносят ущерб автомобилям, грузам, сооружениям, причиняют вред здоровью и жизни людей. Обязанность оставаться на месте дорожного инцидента для всех водителей – и виновных, и пострадавших – устанавливается ПДД РФ.
Согласно ПДД, после совершения аварии ее участники должны предпринять ряд мер, как то:
- позаботиться о пострадавших (оказать неотложную помощь, вызвать медицинскую бригаду, отвезти в больницу);
- зафиксировать обстоятельства ДТП путем фото/видеосъемки и составления схемы;
- освободить дорогу от автомобилей, чтобы не затруднять дорожное движение;
- найти свидетелей и записать их контактные данные;
- вызвать наряд полиции или договориться с другими участниками автоаварии о самостоятельном урегулировании конфликта, составить европротокол.
Если водитель уезжает, не выполняя данные требования, его ждет неминуемое наказание.
Почему автомобилисты скрываются с места ДТП?
Водители уезжают с места, где произошла авария, по разным причинам:
Умышленное оставление места ДТП
Чаще всего участники аварии пытаются скрыться, потому что надеются избежать ответственности за совершенное ими нарушение ПДД, порчу имущества, нанесение вреда здоровью и жизни людей. Особенно часто эту ошибку допускают виновники аварий, находящиеся в состоянии опьянения.
Неумышленное оставление места ДТП
Далеко не всегда водитель, скрываясь с места аварии, хочет убежать от ответственности.
Иногда виновник аварии просто не замечает, что повредил чужую машину.
Например, выезжая с парковки, он задевает бампер или зеркало стоящего рядом автомобиля, царапает кузов. Владельца поврежденной машины рядом нет, сигнализация не срабатывает. Виноватый водитель не замечает, что испортил чужое имущество, и со спокойной душой едет по своим делам. Возможна и другая ситуация.
После ДТП водители договорились решить конфликт без привлечения страховой компании и ГИБДД, обменялись телефонами и разъехались. Но один из них через какое-то время снова приехал к месту аварии и вызвал наряд полиции. Второй же автоматически стал считаться скрывшимся с места, где произошел дорожный инцидент.
Когда авария несерьезная, водитель может уехать с места ДТП, не заметив нанесенный чужой машине урон
Если водитель покинул место ДТП без злого умысла и сможет это доказать, то вполне вероятно, что суд его оправдает.
Как накажут водителя, который покинул место ДТП без пострадавших и погибших?
В пункте 2 статьи 12.27 КоАП РФ читаем, что водитель, который не остался на месте после дорожно-транспортного происшествия, не содержащего признаков уголовного преступления, лишается права управлять автомобилем и другими ТС на 1-1,5 лет. Также его могут арестовать, срок ареста составит максимум 15 суток.
Как накажут водителя, который покинул место ДТП с погибшими/пострадавшими?
Если в автоаварии пострадали или погибли люди, то наказание за нее устанавливается уже не КоАП, а УК РФ (статья 264). В этом случае оставление места происшествия будет расценено как отягчающее обстоятельство, равноценное нахождению за рулем в состоянии опьянения. Ознакомиться с мерами наказания можно в таблице.
Чем закончилось ДТП | Как накажут |
Причинение здоровью человека/людей тяжкого вреда |
либо
В обоих случаях виновнику аварии на срок до 3 лет запрещают работать на некоторых должностях или осуществлять ряд видов деятельности. |
Гибель человека |
|
Гибель двух и более человек |
|
Как выносится наказание?
Инспектор ГИБДД может выписать штраф за неисполнение действий, связанных с ДТП, в размере 1 000 рублей. Решения обо всех других видах наказаний (принудительных работах, лишении водительских прав, аресте) выносятся только в судебном порядке.
Лишить прав нерадивого водителя могут только через суд
Что касается сроков вынесения наказания, то они следующие:
- на получение постановления по административным делам дается не более 2 месяцев (статья 4.5 КоАП);
- на получение судебного постановления и наказание виновника выделяется 3 месяца;
- постановление о правонарушении (статья 12.8 и статья 12.24 КоАП РФ) должно быть вынесено за 1 год.
Когда нужно уезжать с места ДТП?
- если автоавария оформляется без участия ГИБДД – после составления европротокола и его передачи в ближайший отдел полиции или на пост ГИБДД;
- если автоавария оформляется с участием органов ГИБДД – после составления и подписания протокола о ДТП, протокола об административном правонарушении. Сотрудники правоохранительных органов могут задержать участника дорожного конфликта. Основанием для этого могут быть, например, отсутствие у водителя документов, его потенциальная опасность для окружающих людей и т. д. Часть 1 статьи 27.5 КоАП устанавливает максимальный срок административного задержания. Участников аварии не могут принуждать находится на месте аварии дольше 3 часов с момента оповещения ГИБДД о дорожном происшествии.
Если в ДТП тяжело пострадали люди, участник аварии может на личном автомобиле отвезти их в медицинское учреждение.
Он должен сразу сообщить о дорожном инциденте в ГИБДД или полицию и после передачи пострадавшего медработникам незамедлительно вернуться туда, где произошло ДТП. Если этого не сделать, водителя могут посчитать скрывшимся с места совершения правонарушения.
Может ли водитель, уехавший с места аварии, остаться безнаказанным?
Если место ДТП было оставлено неумышленно и виновнику удастся это доказать, например, с помощью записей с видеокамер наблюдения или показаний свидетелей, то суд может вынести решение в пользу водителя.
Также избежать наказания можно при наличии у виновника аварии веских оснований для того, чтобы покинуть место ДТП.
Например, он вез в больницу тяжелобольного человека и, попав в аварию, не остановился для выполнения предусмотренных ПДД действий.
Но если то же самое водитель сделал, опаздывая на совещание или в аэропорт, уважительной причиной это считаться не будет, так как не было угрозы жизни человека.
Таким образом, чтобы избежать наказания, необходимо доказать суду, что водитель покинул место автоаварии без злого умысла.
Какой срок давности у оставления места ДТП?
В статье 4.5 КоАП РФ говорится, что решение о мере наказания по административным правонарушениям должно приниматься в срок до 3 месяцев. Если за это время судебные органы не вынесли постановление об аресте, лишении прав, направлении на выполнение принудительных работ, санкций за исчезновение с места ДТП уже не последует.
Но нужно помнить, что даже по истечении 3 месяцев пострадавшая сторона может потребовать у водителя возместить ущерб, который был нанесен ей в результате автоаварии.
Срок подачи иска в суд, согласно Гражданскому Кодексу РФ (статья 196), составляет 3 года с момента инцидента.
А если в результате ДТП есть пострадавшие и погибшие, действуют сроки давности по делам уголовного толка – от 2 до 15 лет в зависимости от тяжести преступления (статья 78 УК РФ).
В попытке избежать ответственности, уехав с места ДТП, большинство водителей только ужесточают свое наказание
Покидать место ДТП – большая ошибка. Остаться безнаказанным сегодня, когда практически везде установлены камеры видеонаблюдения, а машины оборудованы системам ГЛОНАСС, практически нереально. Поэтому бегство лишь усугубит наказание, которое ждет виновника аварии. Помните об этом и соблюдайте ПДД и законы.
Renault SANDERO Stepway от 647 490 рублей! / К… смотреть еще SKODA KODIAQ от 1 249 000 рублей, в кредит… смотреть еще Понравилась ли вам статья? Поделитесь статьей со своими друзьями:
Горячая линия по вопросам качества обслуживания клиентов: 8-800-700-49-26 (звонок по России бесплатный)
Источник: https://www.tts.ru/blog/pdd-shtrafy/chto-grozit-voditelyu-esli-on-skrylsya-s-mesta-dtp-shtraf-otvetstvennost/
Уехал с места ДТП как решить вопрос – Все по шагам
Одним из ключевых правил поведения после столкновения автомобилей является запрет на оставление места ДТП. Это условие прямо указано в ПДД, а его нарушение без уважительных причин повлечет административную ответственность, лишение права управления. Разберем, как решить вопрос с возможным наказанием, если водитель уехал с места ДТП.
Что делать если уехал с места ДТП
С какой целью закон требует обязательноеприсутствие обоих участников на месте аварии? Это связано с необходимостьюзафиксировать все обстоятельства происшествия, минимизировать негативныепоследствия от столкновения транспортных средств:
- сразупосле ДТП автовладельцы должны установить, имеются ли пострадавшие граждане, оказатьим первую неотложную помощь;
- участникиинцидента должны вызвать на место аварии медицинских специалистов, а если этоневозможно, то доставить пострадавших в ближайшую больницу попутным транспортомили на личном автомобиле (это практически единственный случай, когда участникДТП может на законном основании временно покинуть место аварии);
- послеоказания помощи пострадавшим необходимо вызвать инспекторов ГИБДД дляоформления процессуальных документов;
- еслив аварии нет пострадавших, в ряде случаев водители могут обойтись без помощисотрудников ГИБДД при заполнении извещения о ДТП;
- поитогам оформления документов обе стороны должны подписать процессуальныебланки, либо указать в них свои возражения.
Обратите внимание! Только при соблюдении перечисленных правил водители смогут предотвратить дополнительные негативные последствия, а затем и получить возмещение по ОСАГО. Оставление места аварии автоматически влечет административные санкции по статье 12.27 КоАП РФ, за исключением случаев, прямо указанных в нормативных актах.
Что делать, если уехал с места ДТП?Водители могут скрываться с места происшествия по следующим причинам:
- умышленно,с целью избежать привлечения к ответственности;
- безумысла, когда оставление места ДТП разрешается по закону, либо сотрудники ГИБДДдлительное время не реагируют на вызов;
- когдаводитель не заметил факт ДТП (например, при незначительном контакте автомобилейв дорожном потоке или на парковке).
Узнайте больше Что такое суброгация в страховании по ОСАГО
Законных оснований для оставления местааварии немного. Прежде всего, оставить место ДТП можно для доставленияпострадавших граждан в лечебное заведение, если вызов скорой помощи илиотправка граждан попутным транспортом невозможны.
В этом случае предполагается,что уехавший водитель обязан вернуться обратно сразу после доставление жертвыДТП в больницу.
Факт законности отъезда будет подтверждаться показаниямипотерпевшего, специалистами медицинской клиники, записями о поступлении пациента.
Также можно оставить место аварии, еслидолжностные лица ГИБДД не отреагировали на неоднократные вызовы водителей, неприбыли для оформления процессуальных бланков. В этом случае нужно учитыватьследующие нюансы:
- послепервого звонка в ГИБДД водители должны оставаться на месте аварии не менее трехчасов, при этом перед отъездом телефонное уведомление должно бытьпродублировано;
- передоставлением места ДТП оба участника должны максимально подробно указать всеобстоятельства аварии в извещении, в том числе зафиксировать местоположение иповреждения автомобилей, сохранить записи видеорегистратора, сделать фотоснимкис различных ракурсов, переписать контактные данные очевидцев, и т.д.;
- послеоформления документов и оставления места ДТП, целесообразно подъехать наближайший стационарный пост ГИБДД и зафиксировать все обстоятельства аварии.
Еще одним законным вариантом является оставление места ДТП, чтобы устранить препятствия для движения других транспортных средств. В этом случае нужно оставить автомобили в непосредственной близости от места столкновения, дождаться сотрудников ГИБДД.
Оставление места аварии как избежать ответственности
Как избежать ответственности, еслипроизошло оставление места ДТП одним или обоими водителями? В этом случае будетнеобходимо доказать законность отъезда с места происшествия. Сделать это можноследующими способами:
- есливодитель доставлял пострадавших до лечебного заведения, нужно указать на этотфакт сотрудникам ГИБДД, а затем получить официальное подтверждение в видепоказаний свидетелей, выписки из приемного отделения больницы;
- еслиотъезд был вызван длительным ожиданием сотрудников ГИБДД, нужно убедиться чтотелефонные вызовы надлежащим образом зафиксированы (целесообразно осуществлять вызовыв присутствии свидетелей, либо под аудио- или видеозапись);
- еслимашины были передвинуты для освобождения свободного движения транспорта,водителям нужно оставаться в непосредственной близости от места аварии, а поприезду сотрудников ГИБДД отметить этот факт в документах.
За оставление места ДТП, вне зависимости от наличия или отсутствия пострадавших, грозят санкции по части 2 статье 12.27 КоАП РФ. В судебном порядке водитель может быть лишен права управления автомобилем на период от года до полутора лет, либо заключен под арест на 15 суток. Штраф за указанное правонарушение не предусмотрен.
Если по данному факту составленпротокол, а материалы переданы на рассмотрение в суд, доказывать законностьотъезда с места ДТП предстоит в рамках административного дела.
С первыхпроцессуальных действий граждане вправе требовать участия адвоката, а всудебном процессе защитник может на законном основании представлять интересыводителя.
Без помощи профессионального защитника добиться отмены протокола почасти второй статьи 12.27 КоАП РФ практически невозможно.
Если в отношении вас возбуждено дело обоставлении места ДТП, решить вопрос помогут наши юристы. На бесплатной консультациивы получите разъяснение норм закона и судебной практики, сможете заказатьподготовку жалоб и возражений. Звоните по телефонам, указанным на сайте, либозаполнитель форму обратной связи. С помощью юриста шанс избежать ответственностизначительно выше!
ГИБДДДТПКоАП РФЛишение водительских правОСАГОПДДСуд
Источник: https://vseposhagam.ru/kak-reshit-vopros-esli-uehal-s-mesta-dtp/