- Безвозмездно, но не даром
- Приватизация квартиры в Киеве — Помощь в приватизации жилья в судебном порядке
- Отказ в приватизации. Анализ судебных споров
- О ходе приватизации в московской области в 1992-1994 годах (утратило силу), решение московской областной думы от 07 сентября 1994 года №5/27
- Приватизация жилья в России. Досье
- Регистрация права собственности на приватизированную квартиру
Безвозмездно, но не даром
Бесплатная приватизация жилья вновь стала бессрочной. Это было одной из самых успешных и популярных реформ 90-х годов. Смена позиции правительства от «продолжать невозможно до продолжения навсегда» заняла менее 3 недель. При этом никаких аргументов за изменение курса не последовало. Кому стоит и кому не стоит приватизировать свою квартиру. Можно ли потом деприватизировать ее и зачем.
Бесплатная приватизация жилья прекращается в России 1 марта 2017 года, гласил принятый 12 лет назад закон. Однако 8 февраля депутаты единодушно сделали бесплатную приватизацию бессрочной, исключив некогда введенное ограничение по сроку.
Так что теперь российские граждане точно должны записать 4 июля в свои праздники. Не потому, что это День независимости США.
Ведь именно в этот день в 1991 году, еще в другом государстве, был принят российский закон, давший им то, чего нет, никогда не было и никогда не будет у жителей западных государств.
Россиянам передавались в собственность, совершенно бесплатно, квартиры, в которых они жили.
Это была настоящая революция, оставшаяся – вот парадокс! – почти незамеченной. Потому что занимаемое ими жилье граждане и так считали своим…
Свое жилье
Сегодня, спустя четверть века, 77,2% жилых помещений, подлежащих приватизации, перешли в собственность граждан (по итогам 2015 года). На самом деле это не так много, как можно было бы ожидать. Из 83 регионов страны (см. карту) только в 7 уровень приватизации жилья превысил 90%.
Рекордсмен тут – Республика Тыва (99,7%). Но в 11 регионах этот уровень составил 70% и ниже. Минимум – на Чукотке (58%) и в Чечне (59%). Ситуацию в Чечне можно объяснить войной, которая шла много лет и привела к разрушению большой части жилого фонда, массовой миграции людей из региона.
Что касается Чукотки, то очевидно, что многие не намерены селиться там навеки, а потому рассчитывают воспользоваться своим однократным правом на приватизацию жилья в каких-то других регионах страны.
Удивительно, что крупнейшие центральные регионы оказались в списке аутсайдеров – например, Московская область (70%).
Москва показала результат, равный среднероссийскому (77%), а Санкт-Петербург – чуть лучше (79%).
Средний класс России
Основой любой демократии является средний класс. Это не просто уровень доходов, это обязательно владение собственностью. В каждой стране он определяется по-своему. Начиная с 1992 года в определение российского среднего класса можно включать обладание собственным жильем.
Ваучерная приватизация 1992–1994 годов не привела к заявляемой ею цели: формированию в стране широкого класса собственников. Тут она потерпела полный провал. Однако именно к этому привел закон о бесплатной приватизации жилья.
Между прочим, абсолютно популистская идея – в последнее время так принято ругать популизм…
На сегодняшний день именно жители бывшего СССР являются рекордсменами по владению своим жильем. В России 87,1% жилья принадлежит гражданам (данные Росстата, 2015), всего в частной собственности более 92% жилья. Нас опережают по этому показателю партнеры по Таможенному союзу и ЕАЭС. Рекордсменом является Армения, в которой 99,3% жилья – частное.
Сравните с США (68%), Японией (61%) или Францией (56%).
Теперь вы понимаете, какое на самом деле богатство получили граждане бывшего СССР с бесплатной приватизацией жилья? Насколько они смогли сэкономить свои расходы на аренду и приобретение жилья? Какое преимущество они имеют перед жителями стран с традиционной рыночной экономикой? Естественным путем такая структура собственности на жилье возникнуть не может, несмотря на великолепно развитые механизмы ипотеки и кредитования. Это наследство социализма и СССР, удивительным образом реально доставшееся людям.
Прерванный крик души
19 января 2017 года премьер-министр Дмитрий Медведев заявил: «… продлевать эти сроки (приватизации жилья.
– «Профиль») бесконечно невозможно, потому что все-таки институт приватизации является следствием того, что абсолютное большинство квартир, которые были созданы к 1991 году, принадлежали гражданам по договору найма социального порядка, то есть договору найма по социальным правилам. Естественно, что основная волна приватизации прошла…».
В терминологии наш премьер явно «плывет»… А аргументация слабовата: волна прошла, ну и что? Для некоторых граждан право на бесплатную приватизацию жилья по-прежнему актуально – в 2015 году почти полмиллиона жилых помещений было приватизировано, это даже больше, чем в 2014‑м.
Бесплатная приватизация стала проблемой для властей. Предоставляешь жилье по соцнайму, а эти подлые граждане приватизируют его.
Ну и что, что приватизировать можно только раз в жизни – ведь все время новые граждане подрастают… Это так мешает развитию рынка арендного жилья и некоммерческого найма, говорит кабмин.
А еще правительство и регионы втайне, может быть, мечтают начать продавать жилье гражданам и зарабатывать на этом в свои такие дефицитные бюджеты?
Закон о приватизации жилья 1991 года не предусматривал никаких сроков на осуществление гражданином своего права на однократную бесплатную приватизацию. Право было бессрочным. Впервые ограничение этого права по времени было внесено в закон в 2004 году с принятием нового Жилищного кодекса. Срок был установлен на 1 января 2007 г. в форме признания утратившей силу ст.
2 закона о приватизации жилья (где идет речь как раз об этом праве). С тех пор этот срок переносился 5 раз, и каждый раз правительство говорило, что этот раз – последний. Поправками 2016 г. он был установлен на 1 марта 2017 г. Вот Медведев и заявил в очередной раз, что продлевать его «бесконечно невозможно».
Инициатором и «мотором» этого вопроса в правительстве традиционно выступал Минстрой (министр – Михаил Мень).
27 января 2017 г.
Госдума приняла при полной поддержке правительства в первом чтении закон депутата-единоросса Александра Сидякина (и других депутатов), по которому срок ограничения бесплатной приватизации не менялся, а лишь предоставлялся дополнительный срок до 1 января 2020 года для детей-сирот, жителей Крыма и Севастополя (не успели они за почти 3 года, видимо) и очередников, чьи дома были признаны аварийными до 1 января 2012 года.
И вдруг – гром среди ясного неба: 7 февраля Медведев пишет в своем Фейсбуке: «Предложил коллегам по партии «Единая Россия» и членам правительства, ответственным за соответствующие вопросы, отказаться от ограничения сроков бесплатной приватизации жилья гражданами. Они идею поддерживают…»
8 февраля в Госдуме на втором чтении законопроекта Сидякина поправка о бессрочном продлении бесплатной приватизации (отмене исключения из закона ст. 2) была принята 422 депутатами, против и воздержавшихся не было. Трогательное единодушие. И такое неожиданное…
«Учитывая, что политические решения вырабатываются иногда длительное время, то сейчас ясно, что фракции парламента и правительство вышли на то решение, которое мы сейчас принимаем», – сказал спикер Госдумы (Вячеслав Володин.
– «Профиль»), подчеркнув, что подобные ситуации повышают не просто политическую дипломатию, а политическую культуру», – пишет официальное издание ФС РФ «Парламентская газета».
Вот как, оказывается, неожиданные и никак не объясняемые публично резкие развороты в решениях на 180 градусов – признак роста политической культуры…
Самое интересное – Медведев так и не сказал ни слова о причинах своего решения. Менее трех недель понадобилось на путь от «невозможно» и 12‑летней последовательной позиции власти до «предложил отказаться». А почему сразу и без лишних обсуждений изменили свою позицию и правительство, и «Единая Россия»?
Ясно, что чуть больше года осталось до выборов президента РФ, а отмена бесплатной приватизации квартир – не самое популярное решение. Возможно, в Кремле подумали, что такое решение не добавит очков на выборах нынешнему президенту. И просто дали возможность Медведеву «сохранить лицо», самому отказавшись от очередного ограничения прав граждан.
Источник: https://profile.ru/economy/bezvozmezdno-no-ne-darom-7607/
Приватизация квартиры в Киеве — Помощь в приватизации жилья в судебном порядке
Для большего понимания за что вы платите – мы разложили для вас услугу на составляющие. Постарались дать максимально точные цены, чтоб вы не тратили время на выяснение стоимости и могли рассчитать примерный бюджет.
Порядок работы:
Консультация: предоставление консультации.
Условия предоставления услуги: на основании доверенности.
Срок: от 1 до 2 месяцев.
Результат: получение свидетельства о праве собственности.
Доставка: наш курьер доставляет готовый документ.
Некоторые наши готовые заказы
Поэтапная инструкция для самостоятельного оформления приватизации квартиры
Шаг 1.
Обратиться в ЖЭК, ОСББ, КП с паспортом (свидетельством о рождении):
- Здесь оформляются бланки форм № 4 или № 5 (для приватизации отдельной или коммунальной квартиры). Эти формы выдают паспортисты в ЖЭКе. В формах перечисляются все, кто прописан в квартире на данный период, а также новорожденные и временно отсутствующие лица, имеющие право на жилье. В формы также вписываются все данные, необходимые для оформления документов на приватизацию (площадь квартиры, лицевой счет).
- С собой также нужно принести копию квартирного ордера и справку с предыдущего места жительства (для тех, кто прописался в квартире после 1993 года) о том, что право на приватизацию квартиры еще не использовано.
- В ЖЭКе нужно взять заявление на оформление технического паспорта на квартиру, который выдает мастер или техническая служба ЖЭКа.
- Затем будет оформляться сама приватизационная заявка. Для этого вся семья должна посетить отделение ЖЭК, потому что им нужно будет поставить подписи на всех документах. Позже эти подписи будут заверены начальником конторы. Из этого следует, что заявление будет оформлено на имя начальника в соответствии со стандартной формой. К заявлению нужно приложить одну из форм (№ 4 или № 5) и технический паспорт.
Шаг 2.
Обратиться в отдел приватизации местной государственной администрации со следующими документами:
- Паспортом или свидетельством о рождении (для лиц, которые еще не получили паспорта). При этом обязательно наличие документов каждого члена семьи. Если кто-то из жителей проживал в квартире с пропиской после 1992 г., то нужно собрать справки из всех прошлых мест жительства. В справках нужно указать, брал ли этот житель участие в приватизации раньше.
- Идентификационные коды и ксерокопии.
- Справкой из отделения ЖЭКа (форма №4).
- Заявлением на приватизацию квартиры (со всеми подписями заверенными начальником ЖЭКа).
- Копией ордера о предоставлении жилой площади.
- Техническим
- Справкой с Ощадбанка по месту жительства.
Шаг 3.
Обратиться в Регистрационную службу (Департамент государственной регистрации) для регистрации права собственности на квартиру.
После прохождения процедуры приватизации, будет получено свидетельство о праве собственности, которое должно пройти обязательную регистрацию в Регистрационной службе.
Подобная регистрация в Регистрационной службе занимает не больше 14 рабочих дней с того момента, как было подано заявление.
Необходимым условием перед началом этого процесса является инвентаризация квартиры, на основании которой выдается технический паспорт.
После чего в Фонд подаются документы, необходимые для приватизации квартиры, а именно:
- Заявление на имя председателя районной в городе Киеве государственной администрации.
- Оформленное заявление на приватизацию квартиры, жилого помещения в общежитии, комнаты в коммунальной квартире.
- Справка о составе семьи и занимаемых помещениях. (Форма 4)
- Копия ордера о предоставлении жилой площади (копия договора найма жилой площади в общежитии). При необходимости – выдержка из распоряжения о переводе личного счета.
- Документ, подтверждающий неиспользование жилищных чеков для приватизации государственного жилищного фонда; (Ощадбанк)
- Копия документа, подтверждающего право на льготные условия приватизации.
- Заявление-согласие временно отсутствующих членов семьи нанимателя на приватизацию квартиры (дома), жилых помещений в общежитиях, комнаты в коммунальной квартире.
- За несовершеннолетних членов семьи нанимателя решение о приватизации жилья принимают родители (усыновители) или опекуны. Согласие на участие в приватизации детей они удостоверяют своими подписями в заявлении возле фамилии ребенка. Если ребенок в возрасте от 14 до 18 лет (наступает неполная гражданская дееспособность лица), дополнительно к заявлению прилагается письменное нотариально удостоверенное согласие родителей (усыновителей) или попечителей
- Документом, подтверждающим неиспользования гражданином жилищных чеков для приватизации государственного жилищного фонда, является справка с предыдущего места жительства всех членов семьи (после 1992 года) о неиспользовании права на приватизацию государственного жилищного фона.
- Наличие паспортов (для несовершеннолетних свидетельств о рождении) всех членов семьи, которые принимают участие в приватизации и их ксерокопии.
- Технический паспорт КП «БТИ»
- Доверенность на представителя.
Законодательство
Квартира приватизируется в порядке, который предусмотрен Законом Украины “О приватизации государственного жилищного фонда” и Положениями государственного комитета Украины насчет жилищно-коммунального хозяйства “О порядке передачи квартир (домов) в собственность граждан”.
Источник: https://nakaz.ua/blog/privatizacija-kvartiri
Отказ в приватизации. Анализ судебных споров
Сейчас получила широкое распространение практика отказа жителям в приватизации жилых помещений, которые предоставлены по договорам социального найма. В такой ситуации для признания права собственности на жилое помещение жителям ничего не остается, как обратиться в суд (ст. 8 Закона Российской Федерации «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации»).
В соответствии со ст. 2 Закона РФ от 04.07.1991 г.
№ 1541-1 «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных этим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного лица, в том числе несовершеннолетнего.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за второй квартал 2005 г., утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 10.08.
2005, указано, что если гражданин по независящим от него причинам не может реализовать свое право на приватизацию принадлежащего ему по договору социального найма жилого помещения, то он вправе обратиться в суд с иском о признании права собственности в судебном порядке.
Основными причинами отказа в приватизации является особый статус помещения:
- Общежития (нужно уточнять статус помещения, а именно, к какому фонду оно относится: к муниципальной или федеральной собственности. Если речь идет о муниципальном имуществе, то при передаче прав собственности статус помещения изменяется автоматически. Такой тип помещения можно приватизировать без каких-либо ограничений);
- помещения, относящиеся к категории служебного жилья (служебное жилье можно подвергнуть процедуре приватизации в ситуациях, когда получено согласие собственника помещения на данное действие);
- аварийное жилье (когда граждане сталкиваются с отказом в приватизации жилья, относящегося к аварийному фонду, основания отказа в приватизации более серьезные. Чаще всего постановление о признании многоквартирного дома в качестве аварийного жилья нельзя признать недействительным через подачу судебного иска. Если дом рассматривается как аварийный, но данный факт документально не зафиксирован, то отказ в передаче квартиры в частную собственность можно обжаловать в судебной инстанции);
- квартиры, расположенные на территории военных городков;
- жилой фонд, подведомственный учреждениям социальной защиты.
Также есть иные основания для отказа в приватизации:
- факт незаконной перепланировки;
- неоплаченные услуги;
- обнаружение документации, которая утратила юридическую силу;
- выявление документальных подделок;
- отсутствие законных прав на имущественные объекты у администрации города или иного населенного пункта.
Бесплатная приватизация квартиры может произойти только однократно.
Проведем анализ судебной практики рассмотрения споров, возникающих из-за отказа в приватизации жилого помещения.
Как показывает практика, высшая судебная инстанция при рассмотрении надзорных жалоб на решения нижестоящих судов о прекращении права пользования жилым помещением, снятии с регистрационного учета лиц, давших согласие на приватизацию жилого помещения и отказавшихся от доли в занимаемом жилом помещении, принимает решения в пользу ответчиков, то есть пользователей жилого помещения, не приобретших права собственности на приватизированное жилье. Так, Верховный суд РФ в определении № 5-В08-78 от 26 августа 2008 г. признал право постоянного бессрочного пользования жилым помещением — комнатой за ответчицей, которая имела равное право на приватизацию жилого помещения с членом своей семьи, но отказалась от реализации данного права в пользу последнего, который в дальнейшем подарил приватизированное жилое помещение истице.
В Обзоре законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ за первый квартал 2008 года, утвержденном Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 28 мая 2008 года, разъяснено, что, исходя из содержания статьи 2 Закона о приватизации жилья, передача жилого помещения в собственность граждан возможна только при обязательном согласии на приватизацию всех совершеннолетних членов семьи нанимателя, в том числе бывших членов семьи нанимателя (ч. 4 ст. 69 ЖК РФ).
Как указано в Апелляционном определении Московского областного суда от 22 мая 2013 по делу № 33-11158/2013, граждане обратились в суд о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации. Свои требования мотивировали тем, что указанная часть была предоставлена семье в 1976 году, как работнику совхоза «Серединский».
Данная часть принадлежала совхозу «Серединский», и после реорганизации совхоза квартира перешла на баланс АОЗТ «Середа». 06.04.2011 истец обратился к ответчику с заявлением о приватизации спорного жилого помещения, но ему было отказано, в связи с отсутствием ордера на жилое помещение.
Однако семья истца другого жилья не имеет, в приватизации жилья ранее не участвовала. Решением Шаховского районного суда Московской области от 18 марта 2013 года исковые требования удовлетворены. В апелляционной жалобе АОЗТ «Середа» просит решение суда отменить, ссылаясь на его незаконность и необоснованность.
Судебная коллегия, рассмотрев апелляционную жалобу ответчика, считает, что исковые требования о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации удовлетворены правомерно, поскольку истец и члены его семьи были вселены в спорное жилое помещение до приватизации совхоза и приобрели право пользования им на условиях договора социального найма, в связи с чем оснований для отказа в приватизации истцам не имеется. Установленные по делу фактические обстоятельства не противоречат действующему законодательству.
Судебная коллегия Московского городского суда установила, что А.С. и О.И., действующие в интересах несовершеннолетней А.А., обратились с иском к ФУП «Главное производственно-коммерческое управление по обслуживанию дипломатического корпуса при Министерстве иностранных дел РФ», Департаменту жилищной политики и жилищного фонда г.
Москвы, ТУ ФАУГИ (Росимущество) в г. Москве о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации, мотивируя свои требования тем, что 13 января 1992 г. А.С. в порядке расселения была получена квартира на основании ордера, выданного исполнительным комитетом Октябрьского районного совета народных депутатов г. Москвы.
Занимаемая квартира является единственным жильем, истцы в приватизации не участвовали. Обратившись с заявлением на приватизацию квартиры к ГлавУпДК при МИД России, ДЖП и ЖФ по г. Москве, Росимущество по г. Москве истцы получили отказ.
Суд первой инстанции, удовлетворяя исковые требования, исходил из того, что квартира, которую истцы просят передать в собственность в порядке приватизации не находится в аварийном состоянии, не является жилым помещением в общежитии, а также не является служебным жилым помещением.
На основании вышеизложенного Московским городским судом апелляционным определением от 20 сентября 2013 г. по делу № 11-28749 решение Кунцевского районного суда г. Москвы от 15 мая 2013 года оставлено без изменения, а апелляционная жалоба — без удовлетворения.
Источник: https://www.top-personal.ru/estatelawissue.html?787
О ходе приватизации в московской области в 1992-1994 годах (утратило силу), решение московской областной думы от 07 сентября 1994 года №5/27
____________________________________________________________________Утратило силу на основании
решения Московской областной Думы от 26 апреля 2000 года N 16/96
____________________________________________________________________
Заслушав и обсудив доклады председателя Комитета по управлению имуществом Администрации области В.О.Власова и председателя Фонда имущества Московской области Н.Н.
Игина, Московская областная Дума отмечает, что малая приватизация в области практически завершена, быстрыми темпами идет процесс акционирования предприятий промышленности, строительства, сельского хозяйства и транспорта.
Однако многие главные цели Государственной программы приватизации не достигнуты, причем их постановка изначально носила декларативный характер.
Учитывая вышеизложенное, Московская областная Дума решила:
1. Принять к сведению отчет Комитета по управлению имуществом Администрации Московской области и Фонда имущества Московской области о ходе приватизации в Московской области в 1992-1994 гг. (Прилагается).
2. Создать комиссию из депутатов Московской областной Думы для проведения анализа результатов первого этапа приватизации. До 01.11.
94 по итогам работы комиссии профильным комитетам и комиссиям Московской областной Думы разработать предложения по дальнейшему проведению приватизации и подготовить проект решения Московской областной Думы о выходе с законодательной инициативой в Федеральное Собрание Российской Федерации. (Приложение).
3. Предложить Главе администрации Московской области предусмотреть в бюджете Московской области на 1995 год средства для послеприватизационной поддержки предприятий.
4. Контроль за выполнением данного решения возложить на комиссию по вопросам экономической реформы (Симаков А.А.).
И.о.председателя Московскойобластной Думы Н.Я.Кечкин
Стр.
1. О ХОДЕ ПРИВАТИЗАЦИИ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ В 1992-1993 гг. И 4 МЕСЯЦА 1994 г. 2
1.1. Общие результаты приватизации 2
1.2. Разграничение собственности 8
1.3. Реорганизация и демонополизация
предприятий 9
2. РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИВАТИЗАЦИОННЫХ ЧЕКОВ 10
3. ПРАВОВЫЕ И СОЦИАЛЬНЫЕ ГАРАНТИИ В ПРОЦЕССЕ
ПРИВАТИЗАЦИИ 11
3.1. Контроль за предоставлением льгот 11
3.2. Регистрация договоров купли-продажи и контроль
за их выполнением 11
3.3. Защита прав акционеров 13
3.4. Арбитражная практика разрешения споров 14
4. УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТЬЮ 15
4.1. Закрепление пакетов акций 15
4.2. Продажа активов и управление имуществом
государственных предприятий 17
5. ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ОРГАНОВ ПРИВАТИЗАЦИИ И ОРГАНОВ ВЛАСТИ 18
5.1. Взаимодействие с местными органами приватизации 18
5.2. Взаимодействие с местными органами власти 19
5.3. Взаимодействие с Мособлсоветом и Московской
областной Думой 20
6. ОСВЕЩЕНИЕ ПРИВАТИЗАЦИИ В СРЕДСТВАХ МАССОВОЙ
ИНФОРМАЦИИ. 21
7. СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ ПРИВАТИЗАЦИИ 22
7.1. Структура отношений собственности 22
7.2. Экономические последствия приватизации 23 ПРИЛОЖЕНИЯ 29
На 01.05.94 Мособлкомимущество и рай(гор)комитеты рассмотрели 4238 заявок на приватизацию предприятий и объектов государственной и муниципальной собственности.
Суммарная стоимость имущества приватизируемых предприятий превысила 36 млрд.рублей, в том числе по муниципальной собственности 9,5 млрд.рублей или 26,4%.
Анализ приватизации за прошедшие три года показывает, что основаня доля в общем числе приватизированных предприятий приходится на объекты муниципальной собственности, т.е. на объекты малой приватизации.
По состоянию на 1 мая текущего года удельный вес объектов малой приватизации составил 63%, соответственно доля объектов государственной собственности – 37%.
Следует отметить, что если в 1992 г. и первой половине 1993 г.
в основном осуществлялась приватизация небольших и средних предприятий объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания, то со второй половины 1993 г. и в 1994 г. активизировался процесс приватизации более крупных предприятий. Об этом свидетельствует тот факт, что по сравнению с 1992 г.
средняя стоимость имущества одного приватизируемого в 1993 г. предприятия возросла в 2,7 раза и составила 12 млн.рублей, а за 5 месяцев 1994 г. этот показатель превысил 17 млн.рублей (приложение 1).
В настоящее время в Мособлкомимуществе и рай(гор)комитетах в стадии рассмотрения находятся документы на приватизацию 447 предприятий, из них 90% составляют предприятия государственной собственности.
Таким образом, на смену малой приватизации пришел новый этап этап “большой приватизации”.
Подробные данные о результатах приватизации государственных и муниципальных предприятий в Московской области содержатся в приложениях 2,3.
Динамика приватизации в основных отраслях народного хозяйства Московской области представлена в таблице:
Источник: http://docs.cntd.ru/document/5800555
Приватизация жилья в России. Досье
ТАСС-ДОСЬЕ. 8 февраля Госдума приняла поправку о бессрочном продлении бесплатной всеобщей приватизации жилых помещений.
Ранее законодательство предусматривало, что бесплатная приватизация завершится 1 марта 2017 г.
Предыстория
До перестройки законодательство СССР не допускало полноценной частной собственности на жилье. Даже индивидуальные жилые дома находились в государственной или личной собственности, которую нельзя было открыто продавать или покупать. Похожий статус был у жилищных и жилищно-строительных кооперативов, которые разрешено стало создавать в 1958 г. для получения жилья в многоквартирных домах.
2 декабря 1988 г. Совет министров СССР принял постановление “О продаже гражданам в собственность квартир в домах государственного и общественного жилищного фонда”.
Согласно документу, получение гражданами квартир в личную собственность должно было “способствовать бережному отношению к жилью и повышению его долговечности, а также закреплению кадров”.
Соответствующие законы были приняты и на уровне РСФСР в 1989 г.
В 1990 г. советским и российским законодательством была разрешена частная собственность, процесс приватизации жилья был запущен в странах Прибалтики и Казахской ССР. Однако в РСФСР к тому времени было приватизировано всего 0,09% жилого фонда, поскольку для этого требовалось выкупить квартиру у государства.
Закон о приватизации
4 июля 1991 г. председатель Верховного Совета РСФСР Борис Ельцин подписал закон “О приватизации жилищного фонда в РСФСР”, который предусматривал “бесплатную передачу или продажу в собственность граждан на добровольной основе занимаемых ими жилых помещений в государственном и муниципальном жилищном фонде”.
С 23 декабря 1992 г. закон носит название “О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации” и действует до сих пор с изменениями.
Согласно документу, жилье может перейти в частную собственность при согласии проживающих в квартире или в доме, при условии своевременной оплаты жилищно-коммунальных услуг и ряда других условий.
В частности, не подлежат приватизации квартиры в аварийных домах и служебные помещения (общежития, жилье в закрытых военных городках).
Приватизация является добровольной. При желании проживающие могут не переводить свое жилье в частную собственность. В этом случае они заключают с собственником (в частности, с муниципалитетом) бессрочный договор социального найма.
В его рамках они не имеют права в полной мере распоряжаться жилым помещением, например, продавать или сдавать в аренду, а также обязаны оплачивать установленную арендную ставку.
Но при этом они освобождаются от налога на недвижимость и платы за капитальный ремонт, что является обязанностью собственников приватизированного жилья.
Действующим законодательством также допускается деприватизация – отказ от ранее осуществленной приватизации и переход на договор социального найма.
Сроки
Закон от 4 июля 1991 г. не вводил каких-либо сроков окончания бесплатной приватизации жилья, однако Жилищный кодекс (ЖК) РФ, подписанный президентом РФ Владимиром Путиным 29 декабря 2004 г. процедуры бесплатной приватизации не предусматривал.
С 1 марта 2005 г., после вступления в силу Жилищного кодекса РФ, почти все действовавшие ранее регулирующие акты в области ЖКХ были отменены, однако для закона о приватизации было сделано исключение.
Первоначального его планировалось отменить 1 января 2007 г., однако затем эти сроки переносились пять раз. 29 февраля 2016 г. Путин отложил окончание сроков бесплатной приватизации жилья до 1 марта 2017 г.
27 января 2017 г. Госдума приняла в первом чтении законопроект, которым было предусмотрено, что после 1 марта бесплатно приватизировать жилье могли только дети-сироты, граждане, проживающие в аварийном жилье, и жители Крыма и Севастополя. 7 февраля премьер-министр Дмитрий Медведев предложил сделать приватизацию жилья бесплатной и бессрочной для всех граждан.
Статистика
По данным Росстата, к 2000 г. в частную собственность перешло 47% от общего числа подлежащего приватизации жилья, к 2010 г. – 75%. Согласно последним публиковавшимся данным Росстата, на 1 января 2015 г.
всего в России приватизировано 30 млн 158 тыс. жилых помещений общей площадью 1 млрд 489 млн кв. м, то есть 79% от подлежащих приватизации. В январе 2016 г.
глава Министерства строительства и ЖКХ Михаил Мень сообщил, что процент приватизированного жилья по России составляет около 80%.
Процент приватизированных квартир между регионами разнится. Например, в Чувашии он составляет 83,3%, в Хабаровском крае – 76,5%. В Москве, по данным департамента городского имущества на апрель 2016 г., приватизировано 2,8 млн квартир (более 85%). Всего в 2016 г., по данным столичного управления Росреестра, было зарегистрировано 75 тыс. 758 прав на жилые помещения.
Источник: https://tass.ru/info/3426534
Регистрация права собственности на приватизированную квартиру
Процесс государственной регистрации права собственности является заключительным и обязательным этапом приватизации.
Данная правовая процедура оформляет переход полномочий владения на жилое помещение от муниципальных и государственных органов власти к гражданам Российской Федерации.
Участники приватизации имеют возможность оформить квартиру как на одного, так и на нескольких лиц, то есть в долевое пользование.
Для того чтобы зарегистрировать право собственности на объект недвижимости необходимо:
После чего регистратор, проверив предоставленные сведения, сможет вынести решение о согласии или отказе в проведении регистрации перехода права собственности.
Оформление жилых помещений в собственность граждан
Граждане, которые занимают жилые помещения государственного и муниципального жилых фондов на основании социального найма, имеют право приобрести данные объекты недвижимости в личную собственность. Переход полномочий владения оформляется договором о приватизации, для заключения которого необходимо собрать следующий пакет документов:
- Паспортные данные (свидетельства о рождении) всех зарегистрированных жильцов.
- Соглашение о социальном найме.
- Заявление установленного образца.
- Технический паспорт.
- Выписки из домовой книги, по лицевому счету.
- Справка, подтверждающая отсутствие собственного жилья у участников сделки.
- Справка о том, что ранее лицо не принимало участия в приватизационном процессе.
Переход прав на приватизированное имущество подлежит обязательной государственной регистрации. Если жилье приватизировано, но не оформлено в собственность, гражданин не признается законным владельцем недвижимости.
Важно то, что права на квартиру, которые возникли до 31 января 1998 года, имеют полную юридическую силу без регистрации.
Обязательное государственное удостоверение полномочий собственника такой недвижимости проводится по его личному желанию (ст. 69 ФЗ от 13.07.2015 № 218-ФЗ).
Пример
Гражданин Р приобрел квартиру в апреле 1997 года, в октябре 2000 года решил продать жилье, собрав необходимые документы, он совместно с покупателем отправился в местное отделение Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии (Росреестр).
В оформление перехода права собственности было отказано, ввиду того что на договоре о приватизации отсутствовал штамп, подтверждающий регистрацию документа.
К тому же в соответствии с ст. 69 ФЗ от 13.07.
2015 № 218-ФЗ государственная регистрация возникшего до 31 января 1998 года права на квартиру обязательна, если появилась необходимость в реализации имущества. Гражданином Р не были предприняты необходимые правовые действия.
Если права муниципальной или государственной собственности на жилое помещение возникли после 31.01.1998, то государственная регистрация прав гражданина на недвижимость осуществляется после регистрации прав владения органами власти.
Долевая собственность при приватизации
Лица, которые проживают в квартире на основании договора социального найма, имеют право приватизировать имущество как на одного собственника, так и в общее владение. Общая собственность на объект недвижимости является долевой.
Для приватизации квартиры на нескольких участников сделки необходимо:
- Обоюдное и добровольное желание каждого зарегистрированного жильца на проведение соответствующей правовой процедуры.
- Решение о приватизации должно быть принято единогласно.
- Один или несколько собственников вправе отказаться от участия в сделке, но в пользу будущего владельца. Данный отказ должен быть оформлен в письменном виде и заверен нотариусом.
- Не допускается получение принудительного согласия жильца, то есть через суд.
- Если в квартире проживают несовершеннолетние или недееспособные граждане, то потребуется получить разрешение от органов опеки и попечительства.
Невозможно приватизировать отдельную долю в общей площади муниципального или государственного объекта недвижимости.
В процессе приватизации квартиры супругами жилая площадь распределяется в долях ввиду того, что объект не является совместно нажитым имуществом, и не может перейти в их совместную собственность.
Государственная регистрация права собственности приватизированного имущества осуществляется по месту нахождения объекта недвижимости как органами Росреестра, так и многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ).
Уполномоченные должностные лица принимают от сторон по сделке документы, которые подлежат правовой экспертизе, а именно:
- Определяется юридическая сила правоустанавливающей документации (договор о приватизации, выписка из единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП).
- Проверяется форма и содержание предоставленных документов, соблюдение нотариального заверения.
- Соответствие полученных сведений требованиям действующих норм права.
- Устанавливается наличие в ЕГРП информации о зарегистрированных правах участников сделки, о наличие обременений на недвижимом имуществе (арест, залог).
- Проводится проверка полномочий представителя одной из сторон сделки, если таковой имеется.
- Регистрирующие органы удостоверяются в том, что в документах нет приписок, зачеркнутых слов, исправлений, отсутствуют записи, исполненные карандашом, нет повреждений, не позволяющих однозначно понять содержание текста.
- Проверяется правовое соответствие иных документов, которые необходимы для осуществления госрегистрации права.
По итогу регистратор принимает решение об отказе или разрешении в оформлении полномочий владения, о чем на заявлении ставится штамп. Отказ, в свою очередь, может быть обжалован в судебном порядке.
Государственная регистрация перехода права собственности осуществляется в срок не более 10 рабочих дней со дня приема пакета документов.
Документы для оформления приватизированной квартиры в собственность
Государственная регистрация права собственности на основании договора о приватизации проводится при сборе следующего пакета документов:
- Заявление установленного образца от одного или нескольких собственников.
- Документы, устанавливающие право собственности на жилое помещение (в данном случае — договор приватизации).
- Кадастровый паспорт, который можно получить в Бюро технической инвентаризации (БТИ).
- Выписки из домовой книги и по лицевому счету. Документы выдаются в отделах жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).
- Паспортные данные всех зарегистрированных граждан, свидетельства о рождении несовершеннолетних лиц.
- Квитанция, подтверждающая оплату государственной пошлины.
Дополнительно могут понадобиться следующие сведения:
- Если интересы лица, представляет посредник, то необходима доверенность, удостоверенная нотариусом.
- Свидетельство о регистрации брака либо о его расторжении.
- Согласие органов опеки и попечительства, если в квартире зарегистрированы несовершеннолетние или недееспособные граждане.
Может быть затребован нотариально заверенный отказ от лиц, которые не принимали участия в приватизации.
В результате его оформления доли в квартире отказавшихся участников перейдут собственнику, осуществляющему регистрацию перехода права.
Госпошлина за приватизацию
За приватизацию объекта недвижимости государственная пошлина не взимается, взносом облагается официальная регистрация перехода права собственности на приватизированное жилье.
В соответствии со ст. 333.33 НК РФ размер пошлины, подлежащей уплате, составляет:
- Для физических лиц — 2000 рублей.
- Для юридических лиц — 22 000 рублей.
Если жилье приобретается в долевую собственность, то каждый госпошлина оплачивается будущими сособственниками в равных долях (п. 2 ст. 333.18 НК РФ). То есть данный взнос должен уплачиваться таким образом: размер пошлины, равный 2000 руб., умножается на размер доли каждого собственника квартиры.
Пример
Участники процесса государственной регистрации перехода права собственности — это двое несовершеннолетних лиц и два взрослых гражданина. То есть каждый обладает долей в праве собственности равной 1/4. За тех, кто не достиг возраста совершеннолетия, пошлину уплачивают родители, попечители или опекуны.
Размер взноса, который подлежит оплате каждым лицом, определяется следующим образом: 2000 × 1/4 = 500 рублей.
Государственная пошлина может уплачиваться как в наличной, так и в безналичной форме. В последнем случае факт уплаты подтверждается платежным поручением с соответствующей отметкой банка о его исполнении (п. 3 ст. 333.
18 НК РФ, Письмо ФНП от 19.09.2016 № 3329/03-16-3).
Важно, что государственная пошлина всегда оплачивается до направления документов на официальную регистрацию, так как без подтверждения факта внесения сбора регистрация не состоится.
Государственная регистрация приватизированного имущества представляет собой юридический процесс на основании, которого признаются и подтверждаются права граждан на объект недвижимости.
Официальная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права (п. 5 ст. 1 Федерального закона от 13.07.
2015 № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости»).
Для проведения регистрации необходимо собрать определенный пакет документов, соблюсти установленный законом порядок, оплатить пошлину, направить бумаги в территориальные отделения Росреестра или МФЦ. Должностные лица регистрирующего органа проверяют поступившие сведения и по итогу выносят решения об отказе или разрешение в государственном оформление прав на объект недвижимости.
Отказ в принятии документов в Росреестре
Мы с супругом приватизировали квартиру, после чего направили заявление и пакет документов на государственную регистрацию. К перечню необходимых сведений приложили сумму в размере 2000 рублей в качестве оплаты государственной пошлины.
В принятии документов нам было отказано, подскажите, почему?
Факт оплаты подтверждается платежным поручением, квитанцией. Данный взнос не оплачивается в отделениях регистрирующих органов.
Государственная пошлина подлежит уплате в банковских учреждениях, в соответствующих территориальных органах Федерального казначейства, или в иных организациях, которые осуществляют открытие и ведение счетов.
Источник: http://kvartirniy-expert.ru/privatizaciya/registraciya-prava-sobstvennosti/