Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы
Федеральный закон от 6 апреля 2011 г. № 64-ФЗ “Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы” (вступил в законную силу с 1 июля 2011 г.) предусматривает введение административного надзора за освободившимися из мест лишения свободы.
его цель – предупреждение совершения преступлений и других правонарушений лицами, в отношении которых устанавливается надзор, а также для оказания на них индивидуального профилактического воздействия.
Административный надзор устанавливается за осужденными за тяжкие и особо тяжкие преступления, умышленные преступления против несовершеннолетних либо за теми, у кого был рецидив. Ограничения вводятся, только если данные лица злостно нарушали порядок отбывания наказания либо в течение года после освобождения дважды и более нарушали общественный порядок.
Кроме того, предусмотрено обязательное введение административного надзора за всеми, кто имеет судимость за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, а также при опасном или особо опасном рецидиве преступлений.
Независимо от иных оснований устанавливается административный надзор в отношении лица, которое в возрасте старше 18 лет совершило преступление против половой неприкосновенности несовершеннолетнего младше 14 лет и страдает педофилией. За ним должны следить в течение принудительного лечения, но не менее срока, необходимого для погашения судимости.
Согласно закону поднадзорному могут запретить находиться в определенных местах, посещать массовые мероприятия, покидать жилье в определенное время суток, выезжать за установленную территорию. Он обязан периодически (1-4 раза в месяц) являться в орган внутренних дел (ОВД) для регистрации. Последний следит за соблюдением поднадзорным установленных ограничений.
Надзор вводится по решению суда на основании заявления исправительного учреждения или ОВД на 1-3 года (но не свыше срока для погашения судимости), а в отношении совершивших преступления против несовершеннолетних и при опасном (особо опасном) рецидиве – на период погашения судимости. Этот срок могут продлить, если поднадзорный систематически нарушает общественный порядок. А могут и сократить при добросовестном поведении.
Закон также определяет права и обязанности поднадзорных, полномочия органов внутренних дел, порядок установления и прекращения надзора.
Административный надзор прекращается в связи с истечением срока, снятием судимости с поднадзорного лица, осуждением лица к лишению свободы за новое преступление, смерти поднадзорного лица либо вступлении в законную силу решения суда об объявлении поднадзорного лица умершим.
Досрочное прекращение административного надзора возможно по истечении не менее половины установленного судом срока надзора при условии, что поднадзорное лицо добросовестно соблюдает административные ограничения, выполняет возложенные на него обязанности и положительно характеризуется по месту работы и (или) жительства.
Суд вправе отказать в досрочном прекращении административного надзора. Повторное заявление в таком случае может быть подано не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения.
В отношении лица, которое отбывало наказание за преступление против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, административный надзор не может быть прекращен досрочно.
При прекращении административного надзора не исключается установление судом административного надзора повторно в течение срока погашения судимости.
За нарушения лицом, в отношении которого установлен административный надзор, ограничений и запретов предусмотрена уголовная и административная ответственность.
Статьей 314.1 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена ответственность за уклонение от административного надзора.
Санкцией этой статьи предусмотрено наказание в виде обязательных работ на срок от ста восьмидесяти до двухсот сорока часов, либо исправительных работ на срок до двух лет, либо лишения свободы на срок до одного года за неприбытие без уважительных причин лица, в отношении которого установлен административный надзор при освобождении из мест лишения свободы, к избранному им месту жительства или пребывания в определенный администрацией исправительного учреждения срок, а равно самовольное оставление данным лицом места жительства или пребывания, совершенные в целях уклонения от административного надзора.
Статья 19.24 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях:
По части первой новой редакции этой статьи несоблюдение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, административных ограничения или ограничений, установленных ему судом в соответствии с федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет наложение административного штрафа в размере от одной тысячи до одной тысячи пятисот рублей либо административный арест на срок до пятнадцати суток.
Частью второй этой статьи установлено наказание в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи рублей за невыполнение лицом, в отношении которого установлен административный надзор, обязанностей, предусмотренных федеральным законом, если эти действия (бездействие) не содержат уголовно наказуемого деяния.
Источник: https://38.xn--b1aew.xn--p1ai/document/2600347
Статья 80. Превентивный надзор
1. Превентивный надзор устанавливается за лицами, указанными в частях 3 и 4 настоящей статьи, для наблюдения за их поведением, предупреждения с их стороны преступлений и оказания на них необходимого профилактического воздействия.
11. Превентивный надзор не устанавливается за постоянно не проживающими в Республике Беларусь иностранными гражданами и лицами без гражданства.
2. Установление, продление и в случаях, указанных в пунктах 1–3 части 11 настоящей статьи, прекращение превентивного надзора, а также изменение требований превентивного надзора осуществляются судом в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь.
3. Превентивный надзор после освобождения из исправительного учреждения устанавливается:
1) за лицом, допустившим особо опасный рецидив преступлений;
2) за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за преступление, совершенное в составе организованной группы или преступной организации.
4. Превентивный надзор после освобождения из исправительного учреждения может быть установлен:
1) за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо судимым два или более раза к наказанию в виде лишения свободы за любые умышленные преступления, если в соответствии с законодательными актами Республики Беларусь на момент освобождения из исправительного учреждения оно признано злостно нарушающим установленный порядок отбывания наказания;
2) за лицом, достигшим восемнадцатилетнего возраста, судимым за совершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо судимым два или более раза к наказанию в виде лишения свободы за любые умышленные преступления, если оно в пределах срока судимости более двух раз в течение года привлекалось к административной ответственности за совершение административных правонарушений, за которые законом предусмотрено административное взыскание в виде административного ареста.
5. За лицом, указанным в пункте 1 части 3 настоящей статьи, превентивный надзор устанавливается до снятия судимости.
6. За лицами, указанными в пункте 2 части 3 и части 4 настоящей статьи, превентивный надзор устанавливается на срок от шести месяцев до двух лет, но в пределах срока судимости.
7. Суд обязывает лицо, за которым установлен превентивный надзор, соблюдать следующие требования превентивного надзора:
1) прибыть в установленный срок к избранному месту жительства и зарегистрироваться в органе внутренних дел;
2) уведомлять орган внутренних дел о перемене места работы и (или) жительства;
3) выезжать за пределы района (города) по служебным и личным делам только с согласия органа внутренних дел.
8. Суд при установлении превентивного надзора или при его осуществлении может обязать лицо, за которым установлен превентивный надзор, соблюдать следующие требования превентивного надзора:
1) не посещать определенные места;
2) не покидать свое жилище в определенное время суток;
3) являться в орган внутренних дел для регистрации от одного до четырех раз в месяц;
4) не выезжать за пределы Республики Беларусь.
9.
При осуждении лица, за которым был установлен превентивный надзор, к наказанию в виде ограничения свободы, ареста или направления его в лечебно-трудовой профилакторий превентивный надзор приостанавливается со дня начала срока отбывания этим лицом наказания или его нахождения в лечебно-трудовом профилактории и считается возобновленным со дня окончания срока отбывания назначенного ему наказания или его нахождения в лечебно-трудовом профилактории соответственно.
10. Исключена.
11. Превентивный надзор прекращается:
1) по истечении срока, на который он был установлен, если превентивный надзор не был продлен судом в соответствии с настоящим Кодексом и иными законодательными актами Республики Беларусь;
2) в случае погашения или снятия судимости;
3) досрочно по представлению органа внутренних дел, если лицо, за которым установлен превентивный надзор, соблюдало требования превентивного надзора и не совершало преступлений и административных правонарушений. При этом в отношении лица, указанного в пункте 1 части 3 настоящей статьи, превентивный надзор прекращается не ранее как по истечении трех лет после отбытия им наказания в виде лишения свободы;
4) в случае осуждения лица, за которым установлен превентивный надзор, к наказанию в виде лишения свободы;
5) в случае смерти лица, за которым установлен превентивный надзор;
6) в случае высылки (депортации) из Республики Беларусь иностранного гражданина либо лица без гражданства, за которыми установлен превентивный надзор.
12.
Превентивный надзор за лицами, указанными в пункте 2 части 3 и части 4 настоящей статьи, может быть продлен судом в пределах срока судимости в случае несоблюдения этими лицами требований превентивного надзора или их привлечения более двух раз в течение года к административной ответственности за совершение административных правонарушений, за которые законом предусмотрено административное взыскание в виде административного ареста.
Источник: http://xn----ctbcgfviccvibf9bq8k.xn--90ais/statya-80
Закон об административном надзоре в 2019-2020 году
10.04.2018
Закон об административном надзоре в 2019-2020 году регламентирует наблюдение за некоторыми категориями граждан. Лица, однажды уже совершавшие правонарушения, могут вновь преступить закон. Поэтому представители власти решили вести за ними обязательный контроль.
Фз № 64: официальный текст и основные положения
Первая редакция законопроекта относится к 2011 г. Тогда его одобрили депутаты Госдумы. ФЗ 64 определяет, кто попадает под надзор, каким образом он может осуществляться, какими полномочиями наделены официальные структуры, ведущие наблюдение. Также официальный текст содержит сведения о возможных ограничениях, накладываемых на лиц, ранее нарушавших закон.
Законопроект представлен 4 главами, каждая из которых содержит подпункты:
- В эту главу включены статьи с 1 по 5. В ней представлены сведения о главных положениях проекта, перечислены цели административного надзора, составлен список граждан, попадающих под государственный контроль. Также в первых статьях дан перечень ограничений, налагаемых на тех, кто находится под надзором, и приведен срок, в течение которого он осуществляется.
- Вторая глава включает информацию о введении, условиях пролонгации, прекращении и способах исполнения надзора.
- Третий раздел определяет права и обязанности лиц, осуществляющих контроль за нарушителями закона. Установлены границы допустимого для служб внутренних дел при исполнении надзора.
- В последней главе законопроекта отведено место лишь заключительным положениям, регламентирующим его вступление в силу.
В отношении кого устанавливается надзор
Проект определяет круг лиц, подлежащих строгому контролю со стороны государственных органов. В первую очередь под наблюдение попадают граждане, ранее осужденные за преступления:
- тяжкие и особо тяжкие;
- намеренные злодеяния в отношении ребенка;
- рецидивы.
Постоянного наблюдения не миновать освобожденным заключенным, если во время отбывания тюремного срока они неоднократно нарушали правила исправительного учреждения либо в течение 12 месяцев больше двух раз были пойманы на административных правонарушениях.
Государственный контроль распространяется на освободившихся осужденных граждан, если они находились в местах лишения свободы за совершение преступлений против половой неприкосновенности несовершеннолетнего.
Перечень возможных ограничений
Ограничения при административном надзоре обычно не действуют в обязательном порядке. В некоторых случаях их могут сначала назначить, а затем отменить (частично либо полностью) по решению суда.
Решение принимается, исходя из того, какой образ жизни ведет освободившийся заключенный и соблюдает ли он законодательные нормы.
В случае если бывший преступник ведет себя не лучшим образом, ограничения дополняют и продляют.
Читать так же: Меры поддержки многодетных семей в 2019-2020 году
На гражданина, находящегося под усиленным наблюдением, чаще всего накладывают ограничения:
- запрет на нахождение в некоторых местах;
- запрет на посещение и участие в мероприятиях, которые собирают большое количество людей;
- ограничение на выход из дома после установленного времени (чаще в ночное время суток, например, с 21.00 до 7.00);
- запрет покидать город (регион, страну), если суд установил определенные границы для поднадзорного.
Достаточно часто освободившимся заключенным предписывают обращаться в отделение полиции по месту жительства несколько раз в месяц, чтобы подтвердить факт своего присутствия в населенном пункте.
Скачать текст закона
Полный список ограничений и условия ведения контроля за гражданами, ранее отбывающими тюремный срок, представлен в тексте законопроекта. Вы можете скачать закон об административном надзоре по следующей ссылке.
Последние правки в закон об административном надзоре
Законопроект определяет всю процедуру наблюдения за гражданином. Первая редакция закона не так часто подвергалась правкам, как некоторые другие проекты. Были внесены следующие изменения в 64 ФЗ:
- парламентарии дополнили 1 статью пунктом о включении в список граждан, подлежащих надзору, тех, кто совершил преступление против половой неприкосновенности, либо повторное преступление той же направленности;
- во 2 статье появился раздел, который позволяет не снимать судимость во время действия государственного наблюдения. Судимость остается непогашенной по решению госорганов, если преступник попадает под усиленный контроль в соответствии с нормами закона, например, при совершении тяжких или особо тяжких преступлениях, во время повторов правонарушения;
- в статьях 4 и 11 фразу «или пребывания» дополнили словосочетанием «или теперешнего нахождения».
Также были внесены незначительные правки, касающиеся дополнения текста некоторых статей более расширенными определениями.
Законопроект об административном контроле был разработан, чтобы после освобождения из исправительных колоний вести наблюдение за лицами, совершившими преступления.
Когда нарушаются предписания суда или не соблюдаются правила освобождения, бывшего заключенного могут опять отправить в колонию.
Законопроект призван подкрепить уверенность жителей страны в том, что за преступниками ведется контроль даже после того, как они были освобождены из исправительных учреждений.
Источник: https://zakonoved.su/zakon-ob-administrativnom-nadzore.html
Как снять административный надзор?
Добрый день. Как снять административный надзор?
Адвокат Антонов А.П.
Добрый день!
Согласно ст. ст.
270-273 Кодекса административного судопроизводства, административное исковое заявление об установлении административного надзора подается в суд:1) исправительным учреждением — в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы;2) органом внутренних дел — в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, а также в отношении лица, отбывающего наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.Административное исковое заявление о продлении административного надзора и административное исковое заявление о дополнении ранее установленных административных ограничений подаются в суд органом внутренних дел.Административное исковое заявление о досрочном прекращении административного надзора и административное исковое заявление о частичной отмене административных ограничений могут подаваться в суд органом внутренних дел или поднадзорным лицом либо его представителем.Прокурор в порядке, установленном частью 1 статьи 39 настоящего Кодекса, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений для защиты прав и свобод поднадзорного лица при условии, что поднадзорное лицо по состоянию здоровья либо по другим уважительным причинам не может само обратиться в суд.Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобождаемого из мест лишения свободы, подается в суд по месту нахождения исправительного учреждения. Административное исковое заявление об установлении административного надзора в отношении лица, освобожденного из мест лишения свободы, подается в суд по месту жительства, месту пребывания или месту фактического нахождения этого лица.Административные исковые заявления о продлении административного надзора, о дополнении ранее установленных административных ограничений, о частичной отмене административных ограничений, о досрочном прекращении административного надзора подаются в суд по месту осуществления административного надзора. В случае отказа суда в досрочном прекращении административного надзора повторное административное исковое заявление может быть подано в суд не ранее чем по истечении шести месяцев со дня вынесения решения суда об отказе в досрочном прекращении административного надзора.Административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, освобождаемых из мест лишения свободы, подается администрацией исправительного учреждения не позднее чем за два месяца до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы.Административное исковое заявление об установлении административного надзора по основаниям, предусмотренным федеральным законом, в отношении лиц, отбывающих наказание в виде ограничения свободы, назначенное в качестве дополнительного вида наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы подается органом внутренних дел не позднее чем за один месяц до истечения срока отбывания осужденным наказания в виде ограничения свободы.Несоблюдение указанных в частях 7 и 8 настоящей статьи сроков не влечет за собой возвращения или отказа в принятии административного искового заявления об установлении административного надзора, а также не является основанием для отказа в его удовлетворении. При таких обстоятельствах суду следует обеспечить рассмотрение административного дела до истечения определенного приговором суда срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы. Несоблюдение установленных частями 7 и 8 настоящей статьи сроков свидетельствует о нарушении законности и является основанием для вынесения частного определения в порядке, установленном статьей 200 настоящего Кодекса.В административном исковом заявлении об установлении, о продлении, досрочном прекращении административного надзора, о дополнении или частичной отмене административных ограничений должны быть указаны:1) сведения, предусмотренные пунктами 1 — 3, 5 и 8 части 2 статьи 125 настоящего Кодекса;2) основания подачи соответствующего административного искового заявления;3) сведения, предусмотренные соответственно частями 4 — 9 настоящей статьи;4) сведения об иных обстоятельствах, имеющих значение для рассмотрения административного дела.Административное исковое заявление исправительного учреждения должно быть подписано его начальником, административное исковое заявление органа внутренних дел — его руководителем, административное исковое заявление лица, в отношении которого установлен административный надзор, о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений — поднадзорным лицом либо его представителем при наличии соответствующих полномочий.К административному исковому заявлению прилагаются документы и материалы, предусмотренные соответственно частями 4 — 9 настоящей статьи, иные необходимые документы и материалы, подтверждающие указанные в заявлении сведения, а также документы, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 126 настоящего Кодекса.В административном исковом заявлении исправительного учреждения об установлении административного надзора указываются сведения о поведении лица, в отношении которого предлагается установить административный надзор, в период отбывания им наказания в исправительном учреждении, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К административному исковому заявлению об установлении административного надзора прилагается копия приговора суда, а также копия постановления начальника исправительного учреждения о признании осужденного злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания.В административном исковом заявлении органа внутренних дел об установлении административного надзора указываются сведения об образе жизни и о поведении лица, в отношении которого решается вопрос об установлении административного надзора, предлагаемые к установлению виды административных ограничений и срок установления административного надзора. К административному исковому заявлению об установлении административного надзора прилагаются копия приговора суда и материалы, свидетельствующие о совершении данным лицом административных правонарушений.В административном исковом заявлении о продлении административного надзора указываются сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица, предлагаемые срок продления административного надзора и виды административных ограничений. К административному исковому заявлению о продлении административного надзора прилагаются материалы, свидетельствующие о совершении указанным лицом административных правонарушений, и материалы, характеризующие его личность.В административном исковом заявлении о дополнении административных ограничений указываются сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица и предлагаемые к дополнению виды административных ограничений. К административному исковому заявлению о дополнении административных ограничений прилагаются материалы, свидетельствующие о совершении указанным лицом административных правонарушений, и материалы, характеризующие его личность.В административном исковом заявлении о частичной отмене административных ограничений указываются сведения об образе жизни и о поведении поднадзорного лица и предлагаемые к отмене виды административных ограничений. К административному исковому заявлению о частичной отмене административных ограничений прилагаются материалы, характеризующие указанное лицо.В административном исковом заявлении о досрочном прекращении административного надзора указываются сведения, характеризующие поднадзорное лицо. К административному исковому заявлению о досрочном прекращении административного надзора прилагаются материалы, характеризующие указанное лицо.Административное исковое заявление, связанное с административным надзором, незамедлительно принимается к производству суда, за исключением случая неподсудности требований данному суду и возвращения административного искового заявления на основании пункта 2 части 1 статьи 129 настоящего Кодекса. После принятия административного искового заявления суд истребует необходимые документы и материалы, а в случаях признания необходимым обязательного участия в судебном заседании лица, в отношении которого решается вопрос об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений, также возлагает на исправительное учреждение или орган внутренних дел, которыми подано административное исковое заявление, обязанность обеспечить участие в судебном заседании этого лица.Обязанность доказывания обстоятельств, приведенных в административном исковом заявлении, связанном с административным надзором, лежит на лице, обратившемся с таким заявлением.О времени и месте рассмотрения административного дела суд извещает лицо, в отношении которого решается вопрос, связанный с административным надзором, соответствующее исправительное учреждение или орган внутренних дел, а также прокурора.Не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенного представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случая, если явка такого представителя будет признана судом обязательной.Не препятствует рассмотрению и разрешению административного дела о досрочном прекращении административного надзора или о частичной отмене административных ограничений неявка в судебное заседание надлежащим образом извещенного прокурора, а также надлежащим образом извещенных поднадзорного лица и представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, за исключением случаев, если явка таких лица и (или) представителя будет признана судом обязательной.В случае неявки без уважительной причины представителя соответствующего исправительного учреждения или органа внутренних дел, явка которого признана судом обязательной, на него может быть наложен судебный штраф в порядке и размере, установленных статьями 122 и 123 настоящего Кодекса.Административные дела, связанные с административным надзором, подлежат рассмотрению в течение десяти дней со дня поступления административного искового заявления в суд. Административные дела об установлении административного надзора в отношении лиц, отбывающих наказание, должны быть разрешены не позднее дня, предшествующего дню истечения срока отбывания осужденным наказания в виде лишения свободы или ограничения свободы, назначенного в качестве дополнительного наказания, или при замене неотбытой части наказания в виде лишения свободы ограничением свободы.При разрешении административного дела об установлении, о продлении административного надзора или о дополнении административных ограничений суд не связан изложенным в административном исковом заявлении мнением о сроке установления административного надзора и (или) видах административных ограничений, предлагаемых к установлению, и с учетом конкретных обстоятельств административного дела может установить иные предусмотренные федеральным законом виды ограничений, а также иные сроки в пределах, установленных федеральным законом.Решение суда по административному делу об административном надзоре принимается по правилам, установленным главой 15 настоящего Кодекса. решения суда по административному делу об административном надзоре должно соответствовать требованиям, установленным статьей 180 настоящего Кодекса и частью 3 настоящей статьи.В резолютивной части решения суда по административному делу об административном надзоре должны также содержаться следующие сведения:1) по административному делу об установлении или о продлении административного надзора — срок административного надзора, конкретные административные ограничения, установленные судом;2) по административному делу о дополнении административных ограничений — конкретные дополнительные административные ограничения, установленные судом;3) по административному делу о частичной отмене административных ограничений — конкретные административные ограничения, отмененные судом.По административным делам об административном надзоре мотивированное решение должно быть изготовлено в день принятия решения.Копии решения суда вручаются под расписку лицам, участвующим в деле, и их представителям или направляются им незамедлительно после изготовления решения способами, позволяющими обеспечить скорейшую доставку.
Таким образом, административный надзор может быть досрочно снят по административному исковому заявлению поднадзорного лица, поданному в районный суд.
Источник: https://pravo163.ru/kak-snyat-administrativnyj-nadzor/
Административный надзор за освобожденными: правила игры на воле
08:05, 30 июля 2012
Под административным надзором понимается система осуществляемых органами внутренних дел временных принудительных профилактических мероприятий наблюдения и контроля за поведением отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы…
Среди задач социального контроля, возложенных на государство, особое значение имеет административный надзор за лицами, освобожденными из мест лишения свободы. Ведь основная цель такого надзора – недопущение совершения повторных преступлений. К кому применим административный надзор, порядок его применения и последствия его несоблюдения выясняла «Судебно-юридическая газета».
К кому применяется административный надзор
В соответствии со ст.
1 ЗУ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» (далее – Закон), под административным надзором понимается система осуществляемых органами внутренних дел временных принудительных профилактических мероприятий наблюдения и контроля за поведением отдельных лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Устанавливается такой надзор в отношении совершеннолетних лиц нескольких групп.
К первой группе относятся совершеннолетние, осужденные за тяжкие, особо тяжкие преступления или осужденные два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления, если во время отбывания наказания их поведение свидетельствовало об упорном нежелании становиться на путь исправления и если такие лица остались опасными для общества.
Вторую группу составляют осужденные к лишению свободы за тяжкие, особо тяжкие преступления или осужденные два и более раза к лишению свободы за умышленные преступления, но уже при условии, что после отбывания наказания или условно-досрочном освобождении от отбывания наказания они, несмотря на предупреждения органов внутренних дел, систематически нарушают общественный порядок и права других граждан, совершают другие правонарушения.
К последней группе относятся осужденные за преступления, связанные с незаконным оборотом наркотических средств, психотропных веществ и прекурсоров.
Порядок установления надзора
Административный надзор устанавливается в судебном заседании единолично судьей районного, районного в городе, городского или горрайонного суда по местонахождению учреждения исполнения наказаний по представлению начальника учреждения исполнения наказаний в отношении лиц, отнесенных к первой и третьей группам.
В отношении же лиц второй группы это происходит также в судебном заседании – решение принимается единолично судьей районного, районного в городе, городского или горрайонного суда по месту жительства лица, освобожденного из мест лишения свободы, по представлению начальника органа внутренних дел.
При этом в представлении для поднадзорного должны быть определены ограничения, которые предлагает установить начальник учреждения исполнения наказаний или органа внутренних дел (например, запрет выхода из дома (квартиры) в определенное время), и обоснование целесообразности таких мероприятий.
Вместе с представлением в суд направляются копия приговора и материалы, свидетельствующие о необходимости установления административного надзора за этим лицом.
В судебное заседание вызывается лицо, в отношении которого внесено представление об установлении административного надзора, а при его ходатайстве – и защитник, а также представитель органа, начальник которого внес представление.
Рассмотрение вопроса начинается с доклада о содержании представления и материалах, поступивших вместе с ним, после чего заслушиваются объяснения лиц, явившихся в судебное заседание.
После рассмотрения дела судья удаляется в совещательную комнату для принятия решения, после чего возвращается в зал заседаний и объявляет постановление об установлении административного надзора и ограничений, которые устанавливаются относительно поведения поднадзорного.
Далее постановление судьи направляется для исполнения начальнику районного (городского) отдела внутренних дел по месту жительства лица или же начальнику учреждения исполнения наказаний.
Администрация учреждения исполнения наказаний в последний день заключения направляет постановление судьи для исполнения органу внутренних дел по месту жительства, которое выбрал отбывший наказание.
Порядок осуществления надзора
Административный надзор осуществляется милицией. Лиц, в отношении которых установлен административный надзор, берут на учет, фотографируют, а в случае необходимости у них берут отпечатки пальцев.
Сотрудники милиции обязаны систематически контролировать поведение этих лиц, предотвращать нарушения ими общественного порядка и прав других граждан и пресекать такие нарушения, а также проводить розыск лиц, которые избегают административного надзора.
Срок административного надзора
Согласно ст. 6 Закона, срок административного надзора устанавливается продолжительностью от одного года до двух лет и начинается со дня объявления лицу постановления судьи. Однако срок надзора не может превышать сроков, предусмотренных законом для погашения или снятия судимости.
В случае же, когда есть основания полагать, что лицо, в отношении которого установлен административный надзор, остается опасным для общества, административный надзор по представлению соответствующего органа внутренних дел может быть продлен в установленном порядке каждый раз на шесть месяцев, но не более срока, предусмотренного законом для погашения или снятия судимости.
Обязанности поднадзорных
В соответствии и со ст.
9 Закона, лица, в отношении которых установлен надзор, обязаны вести законопослушный образ жизни, не нарушать общественный порядок и соблюдать некоторые правила: прибыть в определенное учреждение исполнения наказаний или по месту жительства и зарегистрироваться в органе внутренних дел в установленный срок; являться по вызову милиции в указанный срок и давать устные и письменные объяснения по вопросам, связанным с выполнением правил административного надзора; сообщать работникам милиции, которые осуществляют административный надзор, об изменениях места работы или жительства, а также о выезде за пределы района (города) по служебным делам; в случае отъезда по личным делам с разрешения милиции в другой населенный пункт и пребывания там более суток зарегистрироваться в местном органе внутренних дел.
Ограничение действий поднадзорных
К лицам, в отношении которых установлен административный надзор, постановлением суда также могут быть применены (частично или в полном объеме) некоторые ограничения. Согласно ч. 1 ст.
10 Закона, к таким ограничениям относятся запрет выхода из дома (квартиры) в определенное время (не может превышать восьми часов в сутки); запрет пребывать в определенных местах района (города); запрет выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города); регистрация в милиции от одного до четырех раз в месяц.
При осуществлении административного надзора суд по представлению начальника органа внутренних дел с учетом личности поднадзорного, его образа жизни и поведения может уменьшать или увеличивать объем ограничений, предусмотренных этой статьей.
Порядок прекращения надзора
Административный надзор прекращается постановлением судьи по представлению начальника органа внутренних дел в нескольких случаях. Так, надзор снимается в случае погашения или снятия судимости с лица, находящегося под надзором. При этом поднадзорный может сам подать ходатайство о снятии надзора по данным основаниям.
Досрочно надзор снимается, если поднадзорный не является опасным для общества и положительно характеризуется по месту работы.
Административный надзор автоматически прекращается в трех случаях: при истечении срока, на который он установлен, если органом внутренних дел не подано ходатайство о продлении надзора или судья отказал в продлении надзора; если поднадзорный осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания; если поднадзорный умер.
В соответствии с нормами ст. 395 УК Украины, самовольное оставление лицом места жительства с целью уклонения от административного надзора, а также неявка без уважительных причин в установленный срок на избранное при освобождении из мест лишения свободы место жительства наказываются арестом на срок до шести месяцев.
Егор Желтухин,
«Судебно-юридическая газета»
Источник: https://sud.ua/ru/news/publication/41091-nadzor
Административный надзор
В РФ принят федеральный закон № 64 от 06.04.2011 г. «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», регулирующий вопросы административного надзора за лицами, которые освобождены из мест лишения свободы.
Указанный надзор заключается в том, что контролирующие органы наблюдают за тем, чтобы лицо, которое вышло из мест лишения свободы, соблюдало ограничения его прав и свобод, установленные судом, а также выполняло обязанности, которые предусмотрены законом.
ВНИМАНИЕ: наш адвокат по уголовным делам г. Екатеринбург поможет в вопросе обжалования административного надзора, его снятия: профессионально, на выгодных условиях и в срок. Звоните уже сегодня!
Решение об установлении административного надзора
Решение об установлении административного надзора принимается районным судом. Для того, чтобы суд принял такое решение, ОВД обращается в суд с административным иском по правилам КАС РФ об установлении административного надзора в отношении конкретного лица. Производству по таким делам в КАС РФ посвящена целая 29 глава.
Также в суд может обратиться исправительное учреждение в отношении лица, которое только освобождается.
Максимальный срок административного надзора
Максимальный срок надзора зависит от того, какое по тяжести и по составу преступление было совершено лицом, в отношении которого устанавливается надзор.
Если лицом было:
- совершено тяжкое или особо тяжкое преступление;
- имелся рецидив преступлений;
- лицо совершило два и более преступления по статьям, которые предусмотрены в законе, касающиеся преступлений с наркотическими, психотропными веществами,
Административный надзор может быть установлен от 1 года до 3-х лет, НО этот срок не может превышать срок погашения судимости, который установлен законом.
Если лицом было совершено:
- умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
- преступление, связанное с половой неприкосновенностью и половой свободой несовершеннолетнего;
- имелся опасный или особо опасный рецидив;
- совершено преступление по статьям, которые перечислены в п.3 ч.2 ст. 3 закона № 64, связанные с убийством по мотивам политической, расовой ненависти, с террористическими актами и другими подобными преступлениями;
- если лицо находилось под надзором и в этот период совершило преступление, за которое ему было назначено наказание в виде лишения свободы и было направлено для отбывания наказания,
Административный надзор устанавливается на срок, который установлен законом для погашения судимости.
Если лицо совершило в возрасте старше 18 лет преступление, связанное с половой неприкосновенностью несовершеннолетнего, который не достиг 14 лет, и которое является педофилом, при этом его вменяемость не исключается, надзор устанавливается на срок, на который ему назначены принудительные меры медицинского характера, НО при этом такой срок не может быть меньше срока погашения судимости, который установлен законом.
Максимальный срок для погашения судимости установлен 10 лет после того как лицо отбыло наказания, соответственно, с учетом вышеуказанных положений закона № 64, максимальный срок на который может быть установлен надзор равен 10 годам, все зависит от тяжести совершенного преступления.
ВАЖНО: стоит отметить, что не всегда может быть установлен надзор, если лицо, например, совершило тяжкое преступление. Более подробно о том, в каких случаях устанавливается надзор, смотрите ниже в разделе «как избежать надзора после освобождения».
Как снять надзор после освобождения?
После освобождения лицу может быть установлен надзор на определенный срок. Можно ли до истечения срока, на который установлен надзор, снять его? Можно. Закон 64 предусматривает возможность прекращения административного надзора досрочно при совокупности определенных факторов:
- заявление подается в суд ОВД — поднадзорным лицом или его представителем;
- до обращения в суд должно истечь не менее половины срока административного надзора;
- в течение срока, когда лицо находится под надзором, оно должно добросовестно соблюдать ограничения, выполнять обязанности, предусмотренные законом и положительно характеризоваться.
Суд рассматривает заявление о досрочном прекращении надзора и если приходит к выводу, что имеются все основания для удовлетворения заявления, то выносит соответствующий судебный акт.
ИНТЕРЕСНО: читайте, как убрать судимость из базы данных ИЦ по ссылке
Как избежать надзора после освобождения?
Как мы уже знаем надзор устанавливается при совершении определенных преступлений, а также с учетом того, имелся ли рецидив.
ОБРАТИТЕ ВНИМАНИЕ: в части 3 статьи 3 закона 64 говорится, что надзор в отношении лиц, имеющих непогашенную или неснятую судимость за то, что совершил:
- ♦ тяжкое или особо тяжкое преступление;
- ♦ имеющий рецидив преступлений;
- ♦ умышленное преступление в отношении несовершеннолетнего;
- ♦ два и более преступления по перечисленным в законе статьям, касающихся преступлений с наркотическими, психотропными веществами
устанавливается только в том случае, если:
- лицо, когда отбывало наказание в виде лишения свободы, признавалось злостным нарушителем порядка отбывания наказания;
- лицо отбыло наказание, судимость у него не снята и не погашена, и оно совершает в течение 1 года 2 и более административных правонарушения против порядка управления или совершенные правонарушения посягают на общественный порядок и безопасность, на здоровье населения и общественную нравственность или совершены по ч.7 ст. 11.5, ст. 11.9, ст. 12.8, ст. 12.26 КоАП РФ.
С учетом указанного, чтобы обозначенной категории лиц избежать надзора после освобождения следует не допускать нарушений при отбывании наказания и после освобождения.
Обжалование административного надзора
При установлении судом лицу административного надзора, путем принятия соответствующего решения, лицо вправе обжаловать такое решение суда, если считает его незаконным и нарушающим его права.
Суд разъясняет при оглашении решения суда право на обжалования, а также в самом решении суда, в какой срок и куда можно обжаловать решение суда.
Помощь адвоката по административному надзору
Если у Вас возникли вопросы, связанные с административным надзором, Вы можете обратиться за помощью к нашим адвокатам по уголовным делам, которые
- ► проконсультируют по вопросам административного надзора
- ► разъяснят положения действующего законодательства, регулирующего порядок установления, продления, прекращения надзора
- ► подготовят процессуальные документы, такие как возражения на заявление об установлении административного надзора, заявление о прекращении надзора и другие
- ► могут представлять Ваши интересы в суде
- ►окажут иную юридическую помощь по Вашей проблеме
Источник: https://katsaylidi.ru/blog/administrativnyj-nadzor/