Возможно ли оформление земельного участка в собственность в данном случае?

Переход права аренды при переходе права собственности на недвижимость: автоматическая неавтоматичность

Возможно ли оформление земельного участка в собственность в данном случае?

Хотелось бы сначала сделать небольшое вступление, которым привлечь внимание коллег-юристов к одному из принципов, косвенно заложенных в отечественное земельное законодательство.

“Земля идет за недвижимостью” – таков этот принцип. Правильный он или неправильный, хорошо это или плохо – оценивать и сравнивать не буду, это не тема статьи. Но отмечу, что он кардинально отличается от подходов к приобретению прав на недвижимость многих развитых государств.

“Кто является владельцем земли, тот и владелец здания на земле” – такой обобщенный тезис передовых стран.

Например, законодательство Германии определяет, что здание, дом – это составная части земельного участка, а законодательство США – что здание является принадлежностью главной вещи – земельного участка, и если такое здание построено на земельном участке другим лицом без разрешения собственника такого земельного участка, оно является собственностью владельца земельного участка. Поэтому в таких государствах и нет самовольных застроек, коррупционных узакониваний и т. д.

У нас есть свое законодательство. Его нам и нужно применять.

А теперь по существу.

В Земельном кодексе Украины уже давно содержится норма, фактически в приказном порядке предусматривающая, что если владелец здания меняется, то к новому владельцу переходит право на землю (право собственности или пользования) под этим зданием.

Указанная норма содержится в ст. 120 Земельного кодекса Украины, ст. 377 Гражданского кодекса Украины и в Законе Украины “Об аренде земли”.

Рассмотрим ситуацию, когда земля под зданием, право собственности на которую перешло к новому приобретателю, находилась в пользовании (аренде).

На такой случай ст.

120 ЗК Украины гласит, что при приобретении права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на земельном участке, который находится в пользовании, к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены, на тех же условиях и в том же объеме, что были у предыдущего землепользователя. В случае если право собственности на жилой дом, здание или сооружение приобретается несколькими лицами, право на земельный участок определяется пропорционально долям лиц в праве собственности жилого дома, здания или сооружения.

Существенным условием договора, предусматривающего приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, является кадастровый номер земельного участка, право на который переходит в связи с приобретением права собственности на эти объекты.

Заключение договора, предусматривающего приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, связанное с переходом права на часть земельного участка, осуществляется после выделения этой части в отдельный земельный участок и присвоения ему отдельного кадастрового номера.

В случае приобретения права собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), который расположен на землях государственной или коммунальной собственности, находящихся в пользовании другого лица, и необходимости разделения земельного участка, площадь земельного участка, который формируется, не может быть меньше, чем максимальный размер земельных участков соответствующего целевого назначения, определенных статьей 121 Земельного кодекса Украины (кроме случаев, когда формирование земельного участка в таком размере является невозможным).

Ст.

377 Гражданского кодекса Украины, в свою очередь, акцентирует также на том, что к лицу, которое приобрело право собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), здание или сооружение, переходит право пользования на земельный участок, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения в объеме и на условиях, установленных для предыдущего землепользователя. Размер и кадастровый номер земельного участка, право на который переходит в связи с переходом права собственности на жилой дом, здание или сооружение, являются существенными условиями договора, предусматривающего приобретение права собственности на эти объекты (кроме многоквартирных домов).

В ст. 31 Закона Украины “Об аренде земли” также указано, что договор аренды земли прекращается в случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном другим лицом земельном участке.

То есть из анализа вышеуказанных норм следует, что законодатель прямо связывает момент приобретения права собственности на недвижимость новым владельцем с моментом прекращения землепользователем права пользования земельным участком под недвижимостью.

Суммируем. Похоже, что процесс такого перехода права пользования (аренды) на земельный участок должен быть автоматическим – в силу закона.

Однако…

В Земельном кодексе Украины содержится норма, которая фактически не допускает такой автоматичности. Это ч. 1 ст.

116 ЗК Украины, гласящая, что граждане и юридические лица приобретают право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.

Земельные участки, находящиеся в пользовании граждан или юридических лиц, передаются в пользование по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления только после прекращения пользования ими в порядке, определенном законом.

Данная норма прямо перекликается со ст. 141 ЗК Украины, которая четко указывает, что приобретение другим лицом права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на земельном участке, является всего лишь основанием для прекращения права пользования земельным участком, а не фактом прекращения такого права.

Что по этому поводу скажет нам судебная практика?

Высший хозяйственный суд Украины в своем постановлении от 15 марта 2012 по делу № 6/82/5022-1391/2011 указывает, что возникновение права собственности на объект недвижимости не является основанием для автоматического возникновения права собственности или заключения договора аренды земельного участка, что следует из положений ст.

377 Гражданского кодекса Украины, ст. 120 Земельного кодекса Украины.

Кроме того, право пользования земельным участком, на котором находится недвижимость, переходит к приобретателю объектов недвижимости исключительно при условии, что в момент их отчуждения у предыдущего владельца согласно требованиям земельного законодательства такое право было должным образом удостоверено.

Аналогичная по сути правовая позиция содержится и в постановлении Высшего хозяйственного суда Украины от 20 мая 2015 по делу № 5024/2507/2011, в котором констатируется, что земельным законодательством не предусмотрен автоматический переход прав на земельные участки, а требуется оформление прав на них за определенной процедуре, которую нельзя подменять судебным решением.

Коллегия судей Высшего хозяйственного суда Украины в своем постановлении от 15 апреля 2015 по делу № 28/5005/5627/2012 в подтверждение высказанного выше мнения также указывает, что в соответствии со ст. 377 Гражданского кодекса и ст.

120 Земельного кодекса Украины в случае приобретения права собственности на здание, сооружение, находящееся на земельном участке, предоставленном в пользование, к приобретателю переходит право пользования соответствующим земельным участком в том же объеме, что был у предыдущего землепользователя. Однако при этом договор аренды земельного участка предыдущего владельца недвижимого имущества не прекращается автоматически, а новый собственник может требовать переоформления права пользования земельным участком на себя в установленном действующим законодательством порядке.

То есть мы видим, что в данной ситуации суд выражает следующую позицию: в связи с переходом права собственности на здание к новому владельцу данный факт является основанием для прекращения права пользования земельным участком предыдущим землепользователем и к новому владельцу переходит право пользования земельным участком под зданием. Однако право пользования земельным участком предыдущего пользователя следует прекратить и приобрести (переоформить) владельцем здания в установленном законом порядке. От себя скажу, что, как уже говорилось выше, такой порядок предусматривает необходимость принятия уполномоченными органами решений о прекращении/предоставлении в аренду указанного земельного участка и осуществления государственной регистрации указанных прав. Автоматичность в данном вопросе отсутствует.

Но…

Высший хозяйственный суд своим постановлением от 9 июля 2015 по делу № 910/23058/14 формирует в этом вопросе совсем иную, новую практику. Так, кассационная инстанция недословно указывает, что в Законе Украины “Об аренде земли” содержится ст.

7, часть 3 которой гласит, что к лицу, к которому перешло право собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном земельном участке, также переходит право аренды на этот земельный участок.

Договором, который предусматривает приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, прекращается договор аренды земельного участка в части аренды предыдущим арендатором земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, здание или сооружение.

И теперь внимание. Суд отмечает, что требования ч. 3 ст.

7 Закона Украины “Об аренде земли” следует понимать таким образом, что при возникновении у другого лица права собственности на жилой дом, здание или сооружение право предыдущего пользователя прекращается в силу закона, без оформления прекращения права любыми актами и документами. Эта норма является императивной, отступление от нее на основании договора не допускается. Договор аренды при этом не прекращается в целом, а только в части аренды предыдущим арендатором земельного участка.

То есть имеем кардинально различные правовые позиции, толкования норм, что в совокупности на практике приводит к применению законов по принципу “как кому выгодно”.

Вот и вывод: в украинских реалиях переход права аренды при переходе права собственности на недвижимость является автоматически неавтоматическим.

Источник: http://uz.ligazakon.ua/magazine_article/EA008310

Ответы Юридической службы Московской Патриархии на вопросы, связанные с применением действующей и новой редакций Земельного кодекса Российской Федерации / Официальные документы / Патриархия.ru

Возможно ли оформление земельного участка в собственность в данном случае?

5 февраля 2015 г. 16:00

С 1 марта 2015 вступает в силу Федеральный закон от 23 июня 2014 года № 171-ФЗ, которым внесены существенные изменения в Земельный кодекс Российской Федерации (см. приложение № 1).

В Юридическую службу Московской Патриархии уже начали поступать вопросы, связанные с применением нового закона.

Ответы на данные вопросы подготовлены игуменией Ксенией (Чернегой), руководителем Юридической службы Московской Патриархии, к.ю.н.

Земельно-правовые отношения

1. Сохранены ли в новой редакции ЗК РФ нормы о безвозмездной передаче религиозным организациям земельных участков в собственность?

Согласно действующей редакции ЗК РФ «религиозным организациям, имеющим в собственности здания, строения, сооружения религиозного и благотворительного назначения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, эти земельные участки предоставляются в собственность бесплатно» (п. 1 ст. 36 ЗК РФ).

Аналогичная норма содержится и в новой редакции ЗК РФ , согласно которой «предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, … юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае:… предоставления земельного участка религиозной организации, имеющей в собственности здания или сооружения религиозного или благотворительного назначения, расположенные на таком земельном участке» (п. 2 ст. 39.5 новой редакции ЗК РФ).

Важно отметить, что для применения данной нормы достаточно иметь хотя бы одно здание либо сооружение религиозного или благотворительного назначения, расположенное на соответствующем земельном участке.

Бесплатное предоставление земельного участка в собственность религиозной организации будет по-прежнему осуществляться без проведения торгов (пп. 4 п. 1 ст. 39.17 новой редакции ЗК РФ).

2. Монастырь имеет в пользовании земельный участок сельскохозяйственного назначения, на котором отсутствуют здания и сооружения религиозного или благотворительного назначения. Участок находится в собственности субъекта Российской Федерации. Возможно ли оформление такого земельного участка в собственность на безвозмездной основе?

Напомню, что согласно действующей редакции п. 4 ст.

10 Федерального закона «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», «земельные участки из земель сельскохозяйственного назначения, предоставленные религиозным организациям на праве постоянного (бессрочного) пользования, … могут предоставляться религиозным организациям в собственность бесплатно в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации».

Таким образом, для положительного решения вопроса необходимо наличие двух условий: во-первых, земельный участок сельскохозяйственного назначения, находящийся в государственной или муниципальной собственности, должен быть предоставлен религиозной организации в постоянное (бессрочное) пользование; во-вторых, требуется принятие закона субъекта Российской Федерации, предусматривающего безвозмездное предоставление такого земельного участка в собственность религиозных организаций.

Аналогичная норма включена и в новую редакцию ЗК РФ, согласно которой «предоставление земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, … юридическому лицу в собственность бесплатно на основании решения уполномоченного органа осуществляется в случае:… предоставления земельного участка, предоставленного религиозной организации на праве постоянного (бессрочного) пользования и предназначенного для сельскохозяйственного производства, этой организации в случаях, предусмотренных законами субъектов Российской Федерации» (п. 2 ст. 39.5 новой редакции ЗК РФ).

Вместе с тем, в новой редакции ЗК РФ речь идет теперь только о тех земельных участках, которые предоставлены религиозным организациям для сельскохозяйственного производства. Именно такие земельные участки могут, при соблюдении указанных условий, предоставляться в собственность религиозной организации бесплатно.

Таким образом, земельные участки, предоставленные религиозным организациям в постоянное (бессрочное) пользование в целях рыбоводства, создания защитных лесных насаждений, научно-исследовательских, учебных и иных связанных с сельскохозяйственным производством целей, могут переоформляться в собственность религиозных организаций только путем выкупа.

Источник: http://www.patriarchia.ru/db/text/120856.html

Оформление земли в собственность

Возможно ли оформление земельного участка в собственность в данном случае?

Для того чтобы свободно распоряжаться землёй (передавать её по наследству, продавать, дарить или просто защищать свои законные права в случае возникновения спора с соседом или представителями органов местного самоуправления) необходимо оформить землю в собственность.

Это может быть единоличная, долевая или совместная собственность, но в любом случае, согласно действующему земельному законодательству РФ каждый гражданин имеет право на бесплатное оформление только один раз, все последующие процедуры будут оформляться только в платном порядке.

Когда возможно оформление земли

  1. При наличии права наследуемого пожизненного владения данным участком (чаще всего такая ситуация возникает, когда земля автоматически перешла по наследству, но документов на неё у будущего собственника нет).
  2. В случае предоставления объекта недвижимости с правом бессрочного пользования им (к примеру, от предприятия, кооператива).
  3. Если имеется право аренды на данный участок, заключённый с местной администрацией.

Когда оформление невозможно

  1. Земля имеет стратегическое значение для интересов государства и находится в ведении служб безопасности страны.
  2. Участки, которые могут понадобиться ВС РФ для проведения учений, манёвров, других действий.
  3. Нельзя приватизировать участки, которые находятся на территории кладбищ, государственных заповедников, парков, а также мест, имеющих историческую или культурную ценность.
  4. Запрещено оформление участка в собственность, если он находится на территории объекта атомной энергетики.
  5. В случае выведения определённой территории из земельного оборота (земли лесных фондов, участки, загрязнённые опасными отходами).

Необходимые документы

С момента подачи заявления и пакета необходимых документов свидетельство, подтверждающее право собственности может быть выдано не позднее, чем через 1 месяц. Перечень документов для регистрации земельного участка в собственность включает в себя

  • паспорт заявителя (нотариально заверенная копия);
  • документы, подтверждающие право на данную землю (договор купли-продажи, свидетельство, доказывающее факт вступления в право наследования, приказ/постановление о выделении участка);
  • квитанции об оплате установленных законодательством госпошлин;
  • кадастровый план;
  • согласие совладельцев (если они имеются);
  • заявление.

Большинство сложностей, возникающих в процессе сбора документов для оформления земельного участка в собственность, связаны с отсутствием у заявителя кадастрового плана или должным образом оформленных правоустанавливающих документов.

Как получить кадастровый план

Сегодня оформление земельных участков невозможно выполнить без обращения в территориальные кадастровые органы для получения на руки кадастрового плана. Для этого понадобится паспорт (или любой другой документ, который сможет стать удостоверением личности), квитанция об оплате госпошлины и заявление.

Законодательством закреплён 10-дневный срок для выдачи этого документа в случае, когда границы участка чётко определены и сведения об этом прописаны в кадастре.

Если же такие данные отсутствуют, то заявителю выдаётся справка с перечнем дополнительных документов, необходимых для составления полного кадастрового плана.

Сбор документов для оформления участка в этом случае занимает гораздо больше времени, так как для уточнения расположения его границ необходимо проведение землеустроительных работ (конкретно процедуры межевания).

При этом заявителю будет необходимо будет согласовать расположение границы со своими соседями в частном или судебном порядке. После этого потребуется повторное обращение в кадастровый орган, предъявляя при этом

  • правоустанавливающие документы,
  • описание участка,
  • запрос на прохождение учёта.

Основные этапы регистрации

  1. Регистрирующим органом производится приём документов.
  2. Проводится правовая экспертиза для проверки подлинности представленных документов и законности заключённых сделок.
  3. Ситуация анализируется на наличие уже существующих прав на данный объект недвижимости, других причин для приостановки процедуры оформления документов на землю.
  4. При отсутствии спорных моментов в ЕГРП вносится соответствующая запись.
  5. Производится выдача свидетельства.+

Регистрация права собственности на участок, переданный по наследству

Если в данном случае в силу вступает право пожизненного владения (завещания), процедура максимально упрощается, не требуя никаких дополнительных решений ни в отношении возведённых на этом участке сооружений, ни природных ресурсов. Перед тем как оформить землю необходимо пройти определённую процедуру, порядок действий следующий

  • у нотариуса открывается наследственное дело,
  • получить свидетельство на участок,
  • зарегистрировать свидетельство в УФРС или МФЦ (для этого потребуется собрать установленный пакет документов: паспорт, кадастровый паспорт, свидетельство о смерти, свидетельство, полученное от нотариуса по наследственному делу).

После принятия документов будет выдана расписка о их получении, а в пределах 7 – 10 дней заявителю будет выдано свидетельство о праве собственности.

Как оформить земельный участок на основании договора аренды (бессрочного пользования)

Широко распространёнными являются случаи, когда необходимо оформление земельного участка в собственность, но при этом он является арендованным у местной администрации или места работы собственника. В этом случае необходимо пройти следующие этапы.

  1. Заказать геодезическое исследование участка, чтобы получить его план.
  2. Заказать генплан земельного участка в БТИ.
  3. Написать заявление о передаче земли в частную собственность в районную администрацию или Министерство имущественных отношений и подать его в комплекте с пакетом документов. Решение будет вынесено ориентировочно через 3 месяца. В установленный законодательством пакет документов входит
    • генеральный план участка,
    • акт, свидетельствующий о передаче участка в частное владение,
    • кадастровый паспорт,
    • разрешение в письменной форме от органов опеки, в случае если одним из собственников (или единоличным владельцем) будет несовершеннолетний ребёнок.
  4. Провести межевание участка.
  5. Поставить участок на кадастровый учёт, получить паспорт.
  6. Зарегистрировать право собственности.
    • Обратиться в МФЦ или Регистрационную палату с пакетом документов для оформления земли в собственность:
      • межевым планом,
      • договором-основанием, свидетельствующим о передаче земли администрацией или фактом её выкупа у местных органов власти,
      • кадастровый паспорт,
      • паспорт собственника.
    • Оплатить пошлину.
    • Написать заявление.
    • Получить расписку о принятии документов с датой получения свидетельства (максимум 7 – 10 дней).
    • Забрать документы и свидетельство.

При выполнении процедуры оформления участка земли, который находится в аренде, необходимо принимать во внимание, что в этом случае вначале он должен быть выкуплен у местной администрации по заявленной ею стоимости с получением договора купли-продажи. В случае реализации права бессрочного пользования выкуп земли не требуется.

← Остались вопросы? Напишите в форму слева или позвоните по телефону +7 (495) 673-73-30.

Источник: http://www.geosod.ru/oformlenie-zemli

Оформление прирезок к земельным участкам: новые возможности

Возможно ли оформление земельного участка в собственность в данном случае?

1 марта вступил в силу закон, предоставивший гражданам возможность расширить границы своих земельных участков, соседствующих с государственными и муниципальными землями, за счет оформления “прирезок” (Федеральный закон от 23 июня 2014 г.

№ 171-ФЗ “О внесении изменений в Земельный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации”).

Разберемся, из каких земель можно это сделать, насколько это дорого и как правильно оформить увеличение площади своего участка.

“Прирезка”: что это такое и с чем ее едят

“Прирезкой” называют увеличение фактической площади участка за счет самовольно занятых земель. Раньше такие действия были под запретом, однако это не мешало некоторым гражданам устанавливать свои заборы с захватом чужой территории.

Со временем незаконно занятых земель стало так много, что законодатель принял решение позволить гражданам оформить данные “прирезки”, а тем, кто только мечтает увеличить площадь своих участков и устранить изломанность их границ, – сделать это официально и за небольшую плату. Так в Земельном кодексе РФ появилась глава V.

4, регулирующая порядок перераспределения государственных, муниципальных и частных земель, которая вступила в силу 1 марта.

Новые нормы распространяются на участки, находящиеся в собственности граждан и граничащие с государственными и муниципальными.

Земля, за счет которой осуществляется “прирезка”, не может быть территорией общего пользования, а также выходить за пределы “красных линий” – линий, которые обозначают границы коммуникаций, автомобильных дорог и иных линейных объектов – или относиться к другой территориальной зоне.

Напомним, территориальные зоны – это зоны, для которых в правилах землепользования и застройки определены границы и установлены градостроительные регламенты (п. 7 ст. 1 Градостроительного кодекса РФ).

Узнать, к какой территориальной зоне относится тот или иной земельный участок, можно на официальном сайте конкретного муниципального образования либо сайте администрации муниципалитета (ответственного комитета администрации). Как правило, на этих ресурсах размещена карта, на которой цветом обозначены границы той или иной территориальной зоны – это позволяет найти интересующий пользователя земельный участок и определить, в рамках какой территориальной зоны он расположен.

Обратиться за оформлением “прирезки” может владелец земли, предназначенной для ведения личного подсобного хозяйства, огородничества, садоводства, дачного хозяйства и индивидуального жилищного строительства.

При этом в результате перераспределения земли площадь участка не может превышать предельный максимальный размер, установленный правилами землепользования и застройки территории в пределах градостроительной зоны (п. 1 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ). С этими правилами также можно ознакомиться на указанных сайтах.

Например, в подмосковном Серпухове предельная площадь земли для постройки маленького дома на одну квартиру (с высотой в коньке крыши до 9 м и длиной до 16 м) составляет 200 кв. м.

Цена вопроса

Размер платы за земельный участок, который гражданин хочет “добавить” к имеющемуся, устанавливается собственником земли – государством, субъектом федерации либо муниципальным образованием – в зависимости от ее принадлежности (п. 5 ст. 39.28 Земельного кодекса РФ).

“Для расчета итоговой цены “прирезаемого” земельного участка достаточно знать его площадь, кадастровую стоимость и размер платы за “прирезку”, который устанавливается владельцем земли в процентах от ее стоимости”, – объясняет заместитель генерального директора юридической компании “Прайм Лекс” Александр Агафонов.

Кадастровую стоимость можно выяснить, например, из Публичной кадастровой карты, размещенной на сайте Росреестра. Если на этом ресурсе не оказалось нужных сведений, рекомендуем заглянуть в раздел “Сервисы” (подраздел “Справочная информация по объектам недвижимости в режиме online”) и поискать кадастровую стоимость там.

Для этого необходимо знать кадастровый или условный номер участка или его адрес. Кроме того, можно направить электронный запрос в Росреестр. В этом случае ведомство обязано ответить не позднее, чем через пять дней после получения запроса (п. 41 Порядка предоставления сведений, внесенных в государственный кадастр недвижимости).

Заявитель вправе сам выбрать наиболее приемлемую форму ответа – письмо на электронную почту (для этого нужно указать ее адрес в заявлении) или бумажное письмо (в заявлении необходимо указать почтовый адрес, на который оно должно прийти, или любое отделение Почты России, до востребования). В первом случае необходимо уплатить госпошлину в размере 150 руб.

(платежку следует отсканировать и приложить к запросу), во втором – 400 руб.

“Цена “прирезок”, вероятно, окажется сравнительно ниже рыночной, поскольку иным способом эти участки задействовать в обороте проблематично, а по факту они давно используются гражданами в своих целях и зачастую даже огорожены”, – рассуждает управляющий партнер Коллегии адвокатов Республики Татарстан SERGIS Тимур Сергеев. Действительно, при присоединении земельного участка из федеральных земель гражданину придется заплатить всего 15% от ее кадастровой стоимости (постановление Правительства РФ от 3 декабря 2014 г. № 1308).

Порядок оформления “прирезок”

Перераспределение земель осуществляется на основании соглашения заявителя с уполномоченным органом. Уполномоченным органом выступает орган местного самоуправления, в компетенцию которого входит распоряжение государственными или муниципальными землями.

В Московской области это Правительство Московской области или уполномоченные им центральные исполнительные органы государственной власти Московской области (Закон Московской области от 24 июля 2014 г. № 106/2014-ОЗ).

Именно в эти ведомства желающий расширить границы своего участка должен подать копии правоустанавливающих документов на него, заявление о перераспределении и проект межевания территории, на которой расположен участок (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ).

В случае отсутствия проекта межевания заявителю придется за собственный счет изготовить схему расположения земельного участка. Данный документ оформляется кадастровым инженером на основе данных геодезической съемки (ст. 11.3 Земельного кодекса РФ). Средняя стоимость оформления схемы расположения земельного участка составляет около 5 тыс. руб.

Через 30 календарных дней после получения всех документов уполномоченный орган принимает решение об утверждении новой схемы расположения земельного участка либо об отказе в заключении соглашения о перераспределении. Заместитель генерального директора юридической компании “ИнвестКонсалт Системс”, к. ю. н.

Анастасия Митрохина считает, что именно на этом этапе могут возникнуть основные проблемы: например, может выясниться, что земельный участок переведен в категорию земель общего пользования либо включен в территорию под застройку в соответствии с планом развития территории.

Узнать об этом можно также на сайте Росреестра.

Земельный кодекс РФ содержит перечень оснований для отказа в перераспределении земельных участков (п. 9 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Например, гражданин не сможет “прирезать” землю, ограниченную в обороте, зарезервированную для государственных или муниципальных нужд или выставленную на аукцион.

“Если же перераспределение затрагивает права землепользователей, землевладельцев, арендаторов земли или залогодержателей, то оно должно быть осуществлено с их согласия. Например, если участок находится в ипотеке, то для оформления “прирезки” к нему потребуется разрешение банка”, – разъясняет Александр Агафонов.

Могут возникнуть и иные проблемы, которые во многом связаны с неопределенностью нового порядка.

“Неизвестно, как поступать в ситуации, когда на один участок земли претендуют сразу несколько лиц – в Земельном кодексе РФ нет норм, по которым возможно разрешить данный спор”, – сетует руководитель Управления правового консалтинга аудиторско-консалтинговой группы “ФинЭкспертиза” Виктор Демидов.

При положительном решении уполномоченного органа гражданин должен организовать и оплатить проведение работ по постановке на кадастровый учет всех земельных участков, которые образуются в результате перераспределения (п. 11 ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Как разъяснили порталу ГАРАНТ.

РУ в Минэкономразвития России, речь идет не только об участке, который принадлежит гражданину и границы которого были расширены, но и о государственной (муниципальной) земле, за счет которой произошло такое расширение. При этом оплатить такие работы придется вне зависимости от площади государственного (муниципального) участка, использованного для перераспределения.

“Стоимость услуг кадастрового инженера сильно разнится в зависимости от сложности работы и региона их выполнения. Например, в Можайском районе Московской области постановка участка на кадастровый учет обойдется примерно в 10 тыс. руб, а в Ленинградской области – уже в 30 тыс. руб.

Данные траты – неизбежная для заявителя плата за возможность легально увеличить территорию и приобрести собственность на землю на льготных условиях”, – отмечает Александр Агафонов.

После получения кадастрового паспорта на новый участок гражданин предоставляет его в уполномоченный орган, который подписывает проект соглашения о перераспределении земельных участков, а затем направляет его заявителю для подписания.

Гражданин обязан подписать это соглашение в 30-дневный срок со дня его получения (ст. 39.29 Земельного кодекса РФ). Оплата приобретаемого участка осуществляется в течение месяца с момента подписания соглашения.

Рассрочка и отсрочка платежа не предусмотрены.

Последствия оформления “прирезок”

Оформление “прирезок” выгодно как гражданам, так и государству, поскольку казна получит дополнительный приток денежных средств в виде платы за такие участки. Кроме того, увеличится общий объем частных земель, которые теперь будут облагаться налогом и полноценно участвовать в гражданском обороте.

“А еще запуск такого механизма повлечет за собой актуализацию сведений государственного кадастра недвижимости”, – добавляет руководитель практики недвижимости Юридической компании “Генезис” Артур Стариков.

Александр Агафонов рассказывает, что на западе опыт перераспределения земли между гражданами и государством отсутствует – в большинстве стран Европы все участки уже давно находятся в частной собственности.

А в США федеральные земли хоть и могут передаваться гражданам, но только в случаях, когда государство не может эффективно использовать участок, а его продажа будет способствовать развитию территории или достижению иных общественно полезных целей.

***

В целом эксперты ГАРАНТ.РУ положительно оценили новеллу Земельного кодекса РФ о перераспределении земли. Однако не все так гладко: в связи с отсутствием всех необходимых подзаконных актов и опыта применения новых норм на начальном этапе оформления “прирезок” у граждан и уполномоченных органов могут возникнуть некоторые сложности.

Источник: http://www.garant.ru/article/617655/

Как получить неразграниченные земельные участки в Подмосковье без торгов

Возможно ли оформление земельного участка в собственность в данном случае?

Вся земля в Российской Федерации, находящаяся в государственной и муниципальной собственности, предоставляется через торги, за исключением определенных случаев.

Условия, при которых такие земельные участки могут быть предоставлены без аукциона, регламентируются Земельным кодексом РФ.

О том, кто имеет право на предоставление земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду или собственность без проведения торгов в Подмосковье и что необходимо приложить к заявлению на получение данной услуги, читайте в материале портала mosreg.ru.

Узнайте, как бесплатно получить землю в Подмосковье>>

Что такое неразграниченный земельный участок

Вся земля в Подмосковье, как и по всей РФ, определяется по форме собственности как разграниченная и неразграниченная. Разграниченная земля – это земля, находящаяся в собственности: частной, федеральной, федерального субъекта или муниципальной. Неразграниченная – это та земля, на которую нет правоудостоверяющих документов.

Земля считается неразграниченной (государственной) до возникновения и регистрации прав на нее. Распоряжение земельными участками неразграниченной собственности определено земельным законодательством.

Полномочия по распоряжению землей государственной неразграниченной собственности переданы на уровень органов местного самоуправления, а, следовательно, и предоставление соответствующей услуги жителям области.

В Подмосковье данная деятельность регламентирована законами «О перераспределении полномочий между органами муниципальных образований Московской области и органами государственной власти Московской области» и «О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области отдельными государственными полномочиями Московской области в области земельных отношений».

Узнайте, как оформить градостроительный план земельного участка в Московской области>>

Получатели услуги

Государственная услуга по предоставлению земель неразграниченной государственной и муниципальной собственности в аренду и собственность без проведения торгов предоставляется физическим, юридическим лицам, а также индивидуальным предпринимателям. Однако, согласно статьям 39.3 и 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации, право на получение земли без торгов возникает только при соблюдении определенного ряда условий.

Так, в статье 39.3 Земельного кодекса установлены условия, при которых может осуществляться продажа таких земель, а также перечень лиц, которые могут выступать покупателями. В частности, допускается продажа:

  • земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, − собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного кодекса (то есть если на участке неразграниченной госсобственности стоит дом, права на которые зарегистрированы, собственник дома может претендовать на получение земли в собственность);
  • земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, дачного хозяйства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 Земельного кодекса;
  • земельных участков крестьянскому (фермерскому) хозяйству или сельскохозяйственной организации в случаях, установленных Федеральным законом «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

В статье 39.6 Земельного кодекса РФ определены случаи, когда неразграниченные земли передаются без торгов в аренду. В частности, без торгов предоставляются:

земельный участок, образованный из земельного участка, предоставленного некоммерческой организации, созданной гражданами, для ведения садоводства, огородничества, дачного хозяйства, за исключением земельных участков, отнесенных к имуществу общего пользования, − членам данной некоммерческой организации;

  • земельный участок, на котором расположены объекты незавершенного строительства, однократно для завершения их строительства − собственникам объектов незавершенного строительства в случаях, предусмотренных пунктом 5 статьи 39.6 Земельного кодекса;
  • земельные участки − гражданам, имеющим право на их первоочередное или внеочередное приобретение в соответствии с федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации (например, многодетным семьям);
  • земельный участок взамен земельного участка, предоставленного гражданину или юридическому лицу на праве аренды и изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
  • земельный участок − лицу, которое в соответствии с Земельным кодексом имеет право на приобретение в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, в том числе бесплатно, если такой земельный участок зарезервирован для государственных или муниципальных нужд либо ограничен в обороте;
  • земельный участок − гражданину для сенокошения, выпаса сельскохозяйственных животных, ведения огородничества;
  • земельный участок, расположенный за границами населенного пункта, − гражданину для ведения личного подсобного хозяйства;
  • земельный участок, необходимый для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, − лицу, с которым заключено такое соглашение (например, под инвестпроекты).

Исчерпывающие перечни случаев продажи участков неразграниченной госсобственности или предоставления их в аренду содержатся в Земельном кодексе РФ.

Как получить землю многодетной семье в Московской области>>

Как составить заявление

Заявление на услугу проще всего подать через  личный кабинет регионального портала госуслуг, где необходимо заполнить готовую форму. Подача данного заявления равно предусмотрена как в случае аренды земельных участков, так и при предоставлении их в собственность.

При этом юридическим лицам необходимо указать следующие данные:

  • сведения о ЕГРН;
  • ИНН;
  • наименование организации;
  • адрес организации;
  • организационно-правовая форма.

Физическим лицам нужно указать следующую информацию:

  • ФИО;
  • паспортные данные;
  • СНИЛС;
  • контактные данные.

И физическим, и юридическим лицам нужно указать в заявлении кадастровый номер участка, который требуется предоставить в собственность или аренду, срок аренды, адрес и площадь участка, а также сообщить цель запроса.

В случае если земельный участок не сформирован, то есть не имеет границ и кадастрового номера, нужно сначала обратиться за услугой «Предварительное согласование предоставления земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена».

 В результате осуществления этой услуги определяются границы участка и вид права на него.

Это важно, поскольку в случае, когда запрашиваемые земли по тем или иным объективным причинам не могут быть предоставлены в собственность, заявителю будет предложена альтернатива − аренда участка. 

Узнайте, как зарегистрировать недвижимость в Московской области>>

Куда подавать заявление

Самым удобным и быстрым способом подачи заявления является обращение через РПГУ, поскольку оно позволяет избежать хождения по структурам и дает возможность отследить весь процесс через личный кабинет.

С этой целью сначала нужно зарегистрировать личный кабинет и получить регистрацию в электронной системе ЕСИА.

Подать заявление можно, заполнив форму в личном кабинете портала госуслуг и приложив к ней электронные образцы документов (без ЭЦП). Получить результат услуги нужно будет в МФЦ, где потребуется предъявить оригиналы документов для сверки.

В результате предоставления услуги заявитель получит договор аренды земельного участка либо договор купли-продажи земельного участка.

Читайте об МФЦ Подмосковья: виды услуг для граждан и предпринимателей>>

 Сроки оказания услуги

Срок рассмотрения заявления составляет от 8 до 50 рабочих дней, в зависимости от необходимости осуществления публикации о предстоящем предоставлении земельного участка и рассмотрения вопроса на Межведомственной комиссии по земельно-имущественным отношениям в Московской области и Градостроительном совете Московской области.

Информация о результате рассмотрения заявления будет направлена в личный кабинет заявителя на портале госуслуг. Оригинал договора купли-продажи или договора аренды с подписью уполномоченного должностного лица и печатью администрации можно получить в МФЦ.

Информация о готовности результатов предоставляется также по единому телефонному номеру:  8 (800) 550-50-30.

Андрей Аверкиев: «Наша работа – управлять большим хозяйством Московской области» >>

Иван Пышечкин

Источник: https://mosreg.ru/sobytiya/novosti/news-submoscow/kak-poluchit-nerazgranichennye-zemelnye-uchastki-v-podmoskove-bez-torgov

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий