Рейтинг юридических компаний по банкротству физических лиц


Ответ на вопрос: Взыскание денег по старому ДТП при наличии ОСАГО и Каско

 


Взыскание денег по старому ДТП при наличии ОСАГО и Каско

Европротокол: как оформить ДТП без полиции. Правила заполнения европротокола

Взыскание денег по старому ДТП при наличии ОСАГО и Каско

Вы попали в мелкую аварию? Все живы-здоровы, а автомобили лишь слегка повреждены? Не нужно ждать сотрудников полиции, чтобы оформить происшествие. Вы вместе со вторым водителем можете сами задокументировать ДТП, чтобы пострадавший получил страховую выплату. Такая упрощенная процедура называется системой европротокола.

Когда можно использовать европротокол?

Есть несколько обязательных условий:

  • В ДТП участвовали только два транспортных средства (ТС) и повреждены только они.
  • Ничья жизнь или здоровье не пострадали.
  • Участники происшествия имеют действующие страховые полисы ОСАГО. Полис должен содержать данные водителя, который был за рулем в момент аварии, или быть «без ограничений» (это значит, что транспортным средством может управлять любой обладатель водительских прав).
  • Размер ущерба транспортному средству визуально, по вашей оценке, не превышает 100 тыс. рублей — это максимальная страховая выплата по европротоколу в большинстве регионов. Размер возмещения для жителей Москвы, Санкт-Петербурга, Московской и Ленинградской областей может достигать 400 тыс. рублей. Но чтобы получить выплату больше 100 тыс. рублей, нужно оформить происшествие через приложение «ДТП. Европротокол» ( iOS, Android). С 1 октября 2019 года лимит выплат в 400 тыс. рублей при тех же условиях будет действовать по всей стране.

Если хотя бы одно из условий нарушено, европротокол не сработает. Звоните в ГИБДД. Сотрудники автоинспекции или прибудут на место аварии (если случай сложный), или посоветуют вам подъехать к ближайшему посту ДПС.

Европротокол можно использовать, даже если участники ДТП не могут решить, кто из них виновник аварии, а кто — пострадавший. Предполагается, что страховщики могут определить степень вины каждого из водителей, но для этого хотя бы одна из машин должна быть оборудована системой мониторинга либо водители должны оформить происшествие с помощью мобильного приложения «ДТП. Европротокол».

На самом деле страховые компании зачастую не могут однозначно установить обстоятельства происшествия, а потому просто выплачивают каждому из водителей половину возмещения.

Поэтому, если вы уверены в своей правоте и хотите получить полное возмещение, но второй водитель не признает вину, стоит отказаться от европротокола и дождаться сотрудников ГИБДД. Если же вы дорожите своим временем и готовы довольствоваться половиной возмещения, то можете воспользоваться европротоколом.

Как оформить ДТП по европротоколу?

Возможны два варианта.

Первый вариант: разногласий нет и ущерб, по вашим оценкам, не превысит 100 тыс. рублей.

В этом случае можно ограничиться всего одним шагом:

  1. Заполните извещение о ДТП (бланк европротокола). Бланк извещения вам выдает страховая компания в момент покупки полиса ОСАГО (пример бланка). Если вы потеряли или использовали свой бланк, нужно обратиться в любой офис своего страховщика и взять новый бланк европротокола. Он бесплатный.
    Водители заполняют один бланк извещения на двоих, и чей это бланк — неважно. Он состоит из двух листов. Верхний из них — самокопирующийся. Проследите, чтобы информация с лицевой стороны четко отпечаталась на втором листе. Оборотную сторону каждый заполняет самостоятельно.
  2. Но лучше этот шаг дополнить еще двумя действиями:

  3. Сфотографируйте или сделайте видеосъемку места аварии до того, как убрать с дороги ТС. Это не обязательно, но желательно: так вы подстрахуете себя на случай, если второй водитель решит «творчески переосмыслить» произошедшее. Зафиксируйте положение ТС по отношению друг к другу, дорожной разметке и дорожным знакам, снимите повреждения ТС, следы от шин, отлетевшие запчасти или их детали (осколки). На кадрах должны быть видны номерные знаки обоих ТС.
  4. Если есть свидетели ДТП, попросите их дать письменные показания об обстоятельствах аварии и оставить свои контактные данные. Это тоже поможет вам, если у страховой компании возникнут сомнения в реальности аварии или второй водитель решит трактовать ситуацию в свою пользу.
  5. Второй вариант: вы оцениваете ущерб больше 100 тыс. рублей или у вас есть разногласия — кто виноват в аварии.

    В дополнение ко всем предыдущим пунктам нужно воспользоваться мобильным приложением «ДТП. Европротокол».

  6. Скачайте приложение в App Store или Google Play (если вы не сделали этого раньше). Это может сделать любой из участников аварии. В приложении нужно зарегистрироваться и указать данные своего транспортного средства и номер полиса ОСАГО.
  7. Зарегистрируйте аварию. Зайдите в раздел «Регистрация ДТП». Введите данные полисов ОСАГО обоих водителей. С помощью приложения сфотографируйте заполненный бланк европротокола, а также сделайте фотографии с места аварии. Вы увидите подсказки, какие снимки необходимо загрузить. Приложение также автоматически определит координаты места аварии и время заполнения формы.
  8. Дождитесь, пока приложение выдаст вам номер обращения. Этот номер вы должны будете сказать своему страховщику, когда привезете заполненный бланк европротокола.

Когда вы и второй водитель подпишете бланк европротокола и внесете данные в приложение, можете покинуть место аварии.

Первые восемь пунктов может заполнить любой из участников — это общая информация об аварии:

  1. Место ДТП. Укажите город, улицу и номер ближайшего к ДТП здания. Если авария произошла на перекрестке, напишите названия пересекающихся улиц. Если ДТП совершено не в населенном пункте, сообщите название трассы, километр и направление движения.
  2. Дата ДТП. Отметьте не только дату, но и примерное время ДТП.
  3. Количество поврежденных ТС.

    Для европротокола их должно быть только два.
  4. Количество раненых/погибших. В ДТП, по которому может быть оформлен европротокол, их быть не должно. В извещении в этой графе ставьте прочерки.
  5. Освидетельствование участников ДТП на состояние алкогольного опьянения. При оформлении европротокола не проводится. Ставьте галочку в графе «Нет».
  6. Материальный ущерб, нанесенный другим ТС (кроме А и В), может быть только нулевым. Иначе оформить европротокол нельзя.
  7. Свидетели ДТП. Если они есть, укажите их ФИО и адрес фактического проживания.
  8. Проводилось ли оформление сотрудником ГИБДД.

    Отметьте галочкой «Нет», так как европротокол не предполагает участия сотрудников автоинспекции.
  9. Данные ТС: марка, модель, госномер и другие. Возьмите их из свидетельства о регистрации вашего ТС.
  10. Собственник ТС. Впишите данные владельца, указанного в свидетельстве о регистрации, в том числе адрес.
  11. Водитель.

    Здесь вы должны внести данные того, кто управлял ТС в момент аварии. Это не обязательно собственник. Но этот человек должен быть вписан в полис ОСАГО (или полис должен быть без ограничений по количеству водителей). Иначе европротокол не действует.
  12. Страховщик. Полное название страховой компании написано в вашем полисе ОСАГО.

    Впишите также номер полиса и укажите, до какой даты он действует.

  13. Место первоначального удара. Даже если ТС повреждено в нескольких местах, нужно обозначить только точку первого удара.
  14. Характер и перечень видимых повреждений. Внимательно осмотрите и перечислите все видимые повреждения своего ТС.
  15. Замечания.

    Здесь каждый из водителей должен написать, кем он себя считает — потерпевшим или виновником аварии.
  16. Под этим пунктом нужно поставить свою подпись, подтверждающую верность всей предоставленной информации.

  17. Обстоятельства ДТП. Выберите их из предложенных, отметьте галочками и запишите общее количество заполненных клеток.
  18. Схема аварии также общая, ее может нарисовать любой из участников:

  19. Схема ДТП. Обозначьте контуры проезжей части с названием улиц, а также направление движения. Укажите расположение транспортных средств, дорожную разметку, дорожные знаки, светофоры — все, что имеет отношение к ДТП.
  20. Только после того, как заполните все предыдущие графы и внимательно прочтете, что написал второй водитель, ставьте подпись в последнем пункте:

  21. Подписи водителей. Сначала нужно отметить галочкой, есть ли у вас со вторым водителем разногласия относительно причин, обстоятельств и последствий аварии.

    Если разногласий нет, то поставьте галочку в клетке «Отсутствие», если вы не смогли прийти к единому мнению — в клетке «Наличие». После этого оба водителя должны поставить свою подпись.

    Это обязательное условие оформления ДТП по европротоколу.

Затем разделите бланк на два идентичных листа и заполните их оборотные стороны

На оборотной стороне своего экземпляра каждый из водителей указывает обстоятельства ДТП. Если у вас со вторым водителем есть разногласия, подробно опишите их в пункте 7.

Если места не хватает, продолжите описание на чистом листе бумаги и приложите его к бланку. При этом на бланке надо сделать отметку «С приложением». А на приложении укажите, к какому документу оно относится и кем составлено, а также заверьте его подписями обоих участников ДТП.

Что делать с заполненными бланками?

В течение 5 рабочих дней со дня происшествия вы должны передать в свою страховую компанию ваш экземпляр извещения о ДТП. Лучше прийти в офис страховой компании лично. Когда отдадите извещение, потребуйте себе копию с печатью компании и датой приема.

Если доехать до страховщика не получается, можно послать извещение по почте. Оставьте себе копию извещения, а оригинал отправьте страховой компании заказным письмом с уведомлением о вручении.

Сделайте опись вложения в двух экземплярах. На одном из них на почте поставят штамп — этот экземпляр нужно оставить себе.

Когда письмо будет доставлено, вам придет уведомление о вручении — его нужно будет забрать на почте.

Если вы застраховали свое транспортное средство от ущерба, можете передать европротокол страховщику, с которым вы заключили договор каско, а не ОСАГО. В этом случае тоже возьмите копию извещения с печатью и датой.

Обязательно сохраните все документы. Они понадобятся, если возникнут проблемы с выплатами. Ведь если пострадавший не направит документ вовремя, ему могут отказать в возмещении. А если виновник ДТП не сообщит о происшествии своей страховой компании, она имеет право взыскать с него убытки в размере произведенной страховой выплаты.

Как получить страховое возмещение по европротоколу?

Обычно этот процесс занимает один-два месяца.

  1. В течение 5 дней вы должны предоставить в страховую компанию комплект документов:
    • заполненное извещение о ДТП;
    • полис ОСАГО;
    • паспорт и водительское удостоверение;
    • документы, подтверждающие право собственности на ТС;
    • если есть — электронный носитель с фото- или видеосъемкой с места аварии: например, флешку с записью, сделанной на смартфон;
    • если есть — письменные показания свидетелей ДТП;
    • заявление о прямом возмещении убытков;
    • доверенность от собственника ТС на получение возмещения, если в страховую компанию обращается не собственник;
    • банковские реквизиты на случай, если страховая компания возместит вам ущерб не в натуральном виде, отремонтировав ваше ТС, а деньгами и вы хотите получить их не наличными, а переводом на счет.
  2. С документами, которые оформлены в рамках европротокола, также можно обращаться в страховую компанию за получением страховых выплат по полису добровольного страхования — каско.

  3. В течение 20 дней страховая компания рассмотрит ваши документы и определит размер возмещения. В большинстве случаев вам нужно будет представить свое ТС на осмотр. Страховщик или независимый эксперт проведут оценку ущерба. Виновник ДТП не может ремонтировать или утилизировать свое транспортное средство без согласия страховой компании в течение 15 дней со дня происшествия. Возможно, эксперты захотят осмотреть его. Если виновник в этот период проведет какие-то манипуляции с ТС, страховщик имеет право предъявить ему иск на сумму выплаченного возмещения. Когда размер компенсации будет определен, страховая компания направит ваше ТС на ремонт в одну из партнерских станций техобслуживания (СТО) или выплатит вам деньги — наличными либо переводом на счет.

    Возмещение по европротоколу не может превышать 100 тыс. рублей (или в некоторых регионах — 400 тыс. рублей). Если ущерб будет оценен в большую сумму, вы можете доплатить за ремонт на СТО страховщика или получить деньги и поискать другой автосервис.

  4. В течение 30 дней с момента поступления вашего транспортного средства на СТО страховой компании оно должно быть отремонтировано.

Подробнее о возмещении ущерба можно прочитать в статье об ОСАГО.

Что делать, если я не согласен с размером выплаты?

Если страховая компания занижает страховую сумму, не выплачивает вам деньги вовремя, вообще отказывает вам в возмещении, хотя вы предоставили все необходимые документы, для начала подайте письменную претензию в страховую компанию. Страховщик должен рассмотреть ее и дать вам ответ в течение 10 календарных дней с момента получения.

Если компания не ответит вовремя или ответ вас не устроит, еще один вариант — обратиться к финансовому омбудсмену. С 1 июня 2019 года все страховые компании, которые занимаются ОСАГО, обязаны с ним сотрудничать и выполнять его решения.

Если вам кажется, что страховщик нарушает ваши права, направьте письменное обращение в Банк России, который контролирует работу всех страховых компаний.

Последняя инстанция — суд. Вы можете подать иск на страховую компанию с требованием выплатить возмещение. Главное — сохранить и затем представить на суде все документы, включая копию извещения со штампом компании (или с уведомлением о вручении от почты) и отказ страховой компании (если она ответила).

Дополнительную информацию о европротоколе можно получить на сайте Российского союза автостраховщиков (РСА).

Источник: https://fincult.info/article/evroprotokol/

Виновник ДТП заплатит дважды

Взыскание денег по старому ДТП при наличии ОСАГО и Каско
После ДТП с чужой дорогой иномаркой вам, возможно, придется ремонтировать ее за свой счет в стране-производителе

Хотите за свой счет отремонтировать в Германии чужой «мерседес», пострадавший в ДТП? Нет? А придется! По крайней мере, так считают некоторые автостраховщики.

Возмещение «на бис»

В последние несколько месяцев виновникам ДТП, уже урегулировавшим все убытки по полису ОСАГО, стали приходить «письма счастья» от страховых компаний пострадавших с требованием доплатить за ремонт.

В письмах содержится требование возместить разницу между выплаченной суммой по ОСАГО и реальной стоимостью запчастей, лакокрасочных материалов и ремонтных работ.

Требуемая «доплата» в некоторых случаях соизмерима с уже выплаченной суммой.

В «Народном рейтинге» Банки.ру образовалась целая ветка обсуждений таких ситуаций, в качестве главного отправителя таких писем упоминается «Росгосстрах». Посетители Банки.ру в форуме жалуются, что им как виновникам ДТП предлагается, по сути, оплатить полную стоимость ремонта по каско. Причем единственным подтверждением фактической стоимости ремонта часто является акт СТОА.

Например, пользователю под ником El201 «Росгосстрах» предложил в добровольном порядке возместить ущерб на сумму 12 513,28 рубля сверх уже выплаченных «Ингосстрахом» (страховщиком виновника) 53 500 рублей.

Основанием для требования являются акт ремонтной компании на сумму 66 013,28 рубля и платежное поручение от РГС этой компании на эту же сумму.

Согласно экспертному заключению, по которому и осуществлялась выплата за ремонт, восстановление автомобиля пострадавшего было оценено по Единой методике в 55 500 рублей (53 500 — стоимость ремонта с учетом износа). Это не самое большое требование от страховщиков, которые получили наши читатели.

От Vita261991 РГС требует по суду 110 000 рублей при уже осуществленной выплате 90 000 рублей, а пользователю naber спустя три года после ДТП пришло требование от «Тинькофф Страхования» на 130 000 при выплаченном возмещении в 70 000 рублей.

В большинстве описанных случаев эксперт один и тот же — «Автоконсалтинг плюс», что навело наших пользователей на мысли о «схеме».

Пострадавшие от страховщиков виновники ДТП отмечают, что при такой практике страховые могут договариваться: страховая по ОСАГО — оценивать ущерб по минимуму, страховая пострадавшего — ремонтировать в своих центрах по заоблачным ценам, а разницу брать с виновника ДТП, пишут пользователи Банки.ру. «Почему нет? Получается, это вообще может вылиться в некую систему перекладывания ответственности на виновника ДТП и снятия ее со страховой, не только в части износа, а вообще в части всей суммы», — пишут автомобилисты (везде авторская орфография и пунктуация сохранены).

«Я надеюсь, что РГС не станет доводить до суда ситуации, в которых может всплыть схема. Поскольку можно, как минимум, получить встречное обвинение в мошенничестве. Не случайно все письма с требованием возместить ущерб — не заказные, а носят неформальный характер», — пишет El201. Надежды автовладельцев не оправдываются — страховщики активно идут в суды по таким поводам и часто выигрывают.

«Стоит отметить, что до тех пор, пока не сложилась судебная практика по данным делам, судьи зачастую отказывали в удовлетворении исковых требований. Со временем, по мере накопления материалов, суды стали часто принимать положительное решение о взыскании», — отмечает директор департамента урегулирования убытков СК «Абсолют Страхование» Игорь Люкин.

В «Тинькофф Страхования» подтвердили, что в компании сталкивались с такой практикой и есть прецеденты, когда такие случаи доходили до стадии судебного разбирательства. «В некоторых случаях суды удовлетворяют требования страховых компаний, руководствуясь постановлением КС РФ.

Конституционный суд ввел в практику право требования возмещения дополнительного, реального ущерба в тех случаях, когда выплаты по ОСАГО не покрыли расходы на восстановление ТС.

Ранее, до этого постановления, суды отказывали потерпевшим в компенсации расходов в полном размере», — пояснили в компании.

Компании «Абсолют Страхование», «АльфаСтрахование» заявили Банки.ру, что у них самих подобных судебных дел нет (в «АльфаСтраховании», по словам официального представителя компании, действует запрет на взыскание разницы с физических лиц в пределах лимита ОСАГО), однако в целом по рынку они нередки.

От других автостраховщиков комментарии ситуации получить не удалось.

ОСАГО не защищает?

В мировой практике ОСАГО защищает виновника полностью в пределах страховой суммы, возмещая потерпевшему подтвержденную сумму, которая реально затрачена на восстановление его авто, отмечает один из участников форума.

«А уж где потерпевший изволит чиниться — в гараже у турецкого дяди Васи, или в авторизованном сервис-центре — не важно. Виноватого СК и так «наказывает», увеличивая ему тарифы по ОСАГО на следующий срок страхования, — возмущается пользователь Geene.

— А наши законодатели под воздействием лобби страховых компаний извращают смысл страхования как такового».

Автовладелец Geene не совсем прав: в законе об ОСАГО как раз прописано, что если сумма ущерба не превышает лимит 400 тыс. рублей, то никаких дополнительных требований к виновнику ДТП предъявлено быть не может.

«Такие требования о возмещении убытков с виновного водителя являются незаконными, — говорит специалист практики уголовного и административного права Национальной юридической службы «Амулекс» Юрий Суровцов.

— С виновного лица могут быть взысканы лишь убытки страховой компании, превышающие максимальный размер страховой суммы для возмещения имущественного ущерба в размере 400 тысяч рублей (статья 7 закона об ОСАГО)».

В данном случае между страховыми компаниями правоотношения не регулируются законом об ОСАГО, добавляет юрист.

К отношениям между страховщиком, оплатившим потерпевшему ремонт автомобиля по каско, и страховщиком, с которым у виновника заключен договор ОСАГО, должны применяться общие положения законодательства о полном возмещении вреда (статьи 15, 1064 ГК РФ).

Следовательно, страховая компания по каско имеет право требовать полного возмещения убытков, связанных с ремонтом автомобиля потерпевшего в ДТП водителя, от страховой компании по ОСАГО, а никак не от виновника ДТП, застраховавшего свою ответственность.

Невозможность законного обращения требования на страхователя подтверждает и Российский союз автостраховщиков (РСА). Исполнительный директор РСА Евгений Уфимцев, однако, считает, что разница в стоимости ремонта по каско и по ОСАГО — зона ответственности страховщика каско.

«Единственная выплата, которая положена потерпевшему при ущербе до 400 тысяч рублей, — это та, что произвел страховщик в рамках лимита и по Единой методике (ЕМ). Если лимит не был превышен, никаких дополнительных требований к виновнику предъявлено быть не должно, — разъясняет он.

— Если дилерские услуги оказались более дорогими, это не влияет на виновника. Эта разница должна падать на страховщика, который осуществил страхование каско, — для того и существует этот вид страхования. Что ему (страховщику потерпевшего. — Прим. Банки.

ру) положено по закону об ОСАГО, он получил от страховщика виновника. Дальше он не должен предъявлять претензии ни виновнику, ни его страховой компании».

А судьи что?

Если все прописано в законе, откуда же тогда взялись массовые претензии страховщиков к виновникам ДТП и почему суды встают на сторону страховщиков? Мотивируя свою позицию, главный герой постов в «Народном рейтинге» Банки.

ру «Росгосстрах» ссылается на постановление № 6-П от 10.03.17 Конституционного суда РФ (на него же опираются и судьи в реальных делах). «Подробный анализ (Верховным судом. — Прим. Банки.

ру) подобных споров был обусловлен неоднородностью толкования норм действующего законодательства и неоднородной судебной практикой, что порождало нарушение имущественных прав потерпевших, в частности права на полное возмещение вреда, — отмечается в комментарии пресс-службы «Росгосстраха». — С учетом указанного постановления судебная практика изменилась, и теперь потерпевший может рассчитывать на полное возмещение своих расходов».

Конституционный суд в своем разъяснении ссылается на статью 1072 ГК, в которой указано, что в случае, когда гражданская ответственность виновника была застрахована, а страхового возмещения недостаточно для полного возмещения вреда, «разница между страховым возмещением и фактическим размером ущерба подлежит возмещению причинителем вреда». Но не уточняет при этом, о чем идет речь — о компенсации ли износа, о размере ущерба свыше лимита по ОСАГО или о разнице между стоимостью дилерского ремонта (по каско) и ремонта по ценам Единой методики (по ОСАГО). Не уточняется и то, кто должен компенсировать разницу — виновник ДТП или его страховая компания.

В РСА считают, что нечеткость формулировок и привела к появлению волны писем к страхователям, а вслед за ними и исков.

«Было очень специфичное разъяснение Пленума Верховного суда, которое привело к тому, что некоторые филиалы, менеджеры, иногда и компании стали посылать письма (с требованием заплатить компенсацию. — Прим. Банки.

ру), — комментирует этот документ Евгений Уфимцев. — Мы со стороны РСА можем это ограничивать только своими разъяснениями, что так делать не нужно. Другого пути у нас нет».

Исполнительный директор РСА уверен, что «если такие компании пойдут в суд, они со стопроцентной вероятностью выиграют, исходя из разъяснения Верховного суда», хотя в законе стоимость ремонта по Единой методике считается реальным ущербом, который виновник нанес.

Между тем много вопросов и к самой Единой методике расчета — этот вопрос уже поднимался неоднократно.

«Если между ЕМ и стоимостью ремонта по каско, который производится по «оптовым» ценам страховщиков, возникает разница, то это однозначно говорит о «недостатках» методики, которую фактически разрабатывают сами страховщики в рамках их профобъединения», — считает руководитель направления «Страхование» Банки.ру Дмитрий Жуков.

«С возмещением разницы, полученной в результате вычета износа, можно с натяжкой согласиться, хотя вопрос очень спорный», — говорит эксперт, поясняя, что в большинстве случаев поврежденную деталь можно заменить только на новую.

«Выставление же требований страхователю компенсировать разницу между стоимостью запасных частей, лакокрасочных материалов и нормо-часов, обозначенной в ЕМ, и рыночными ценами на эти составляющие ремонта, если не превышена максимальная сумма страхового возмещения 400 тысяч рублей, выходит за грань банальной логики. Если в ЕМ стоимость любой из этих составляющих будет занижена относительно рыночной цены (а таких примеров множество), то при использовании трактовки решения Конституционного суда, применяемой, в частности, «Росгосстрахом», эта разница будет возложена на виновника. А разница может быть соизмерима, а то и превышать компенсированный в рамках ОСАГО ущерб».

Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение.

Страховщики против… страховщиков

Несмотря на высказывания пользователей о том, что подобные иски могут быть выгодны всем страховщикам, теория заговора здесь явно притянута за уши, — Евгений Уфимцев признался, что по мере расширения такой практики вопрос о ее недопустимости неоднократно поднимали сами страховые компании.

Более того, по сведениям Банки.ру, инициативная группа внутри РСА разработала проект позиции союза автостраховщиков по этому больному вопросу (документ имеется в распоряжении Банки.ру).

«В последнее время на страховом рынке появилась активная практика предъявления страховщиками суброгационных требований причинителям вреда наряду с предъявлением такого требования страховщику ОСАГО не только в случае превышения лимита выплаты по ОСАГО, но и в пределах установленной законом об ОСАГО страховой суммы, — говорится в проекте документа. — Такая практика ставит каждое лицо, заключившее договор ОСАГО и уверенное на этом основании в своей защищенности (по крайней мере, в пределах лимита по ОСАГО), в неопределенное положение, поскольку полную защиту от требований к нему как к виновнику ДТП полис ОСАГО не обеспечивает».

Это негативно сказывается на отношении потенциальных потребителей страховых услуг к ОСАГО и провоцирует расширение страхового мошенничества в этой сфере страхования, отмечают составители документа.

Подчеркивая, что такие требования дискредитируют и установленный порядок осуществления выплат по ОСАГО, основанный на ЕМ и правилах проведения независимой технической экспертизы транспортного средства. В этой связи президиуму РСА предлагается «считать нецелесообразным» предъявление подобных требований виновнику ДТП.

Проект документа, по словам источника Банки.ру, находится на согласовании в президиуме РСА. Если он будет принят, то РСА распространит его между всеми своими членами.

Однако пока страховщики пытаются выработать единую позицию, письма страхователям продолжают приходить, а иски поступают в суды. В этой ситуации важно помнить о том, что сдаваться раньше времени не стоит: заявленные фактические расходы на ремонт могут быть оспорены в суде.

Суд может уменьшить размер возмещения, если удастся доказать, что пострадавший и/или его страховая компании завысили сумму или вышли за грани разумного.

То есть если пострадавший в ДТП отремонтировал свой раритетный автомобиль непосредственно в компании-производителе где-нибудь в Германии по договору каско, то, скорее всего, виновнику ДТП удастся избежать дополнительных выплат.

Юрий Суровцов полагает, что в сложившейся ситуации, если заявленная страховой компанией по каско сумма убытков не превышает 400 000 рублей, автовладельцу следует возражать против такого требования. Указав, что в данном случае надлежащим ответчиком должна являться страховая компания, с которой у автовладельца заключен договор ОСАГО.

Ольга КУЧЕРОВА, Banki.ru

Источник: https://www.banki.ru/news/daytheme/?id=10539446

Ремонт вместо денег

Взыскание денег по старому ДТП при наличии ОСАГО и Каско

Что изменилось для автовладельца

Процедура обращения за возмещением осталась прежней. Автовладелец, попавший в ДТП, должен позвонить или написать в компанию, в которой он приобрел ОСАГО.

Страховщик обязан в течение 14 дней выдать потерпевшему направление на ремонт, рассказывает официальный представитель «АльфаСтрахование» Юрий Нехайчук.

При этом страховая компания должна отправить автомобиль на ремонт в станцию техобслуживания не более чем в 50 км от места ДТП или дома потерпевшего. Если подходящих мастерских в радиусе 50 км не окажется, автовладелец имеет право получить денежную выплату.

«Предварительно страховая компания обязана заключить со станцией техобслуживания годовой договор, в котором ремонтники подтверждают работу по ценам и методикам Российского союза автостраховщиков», — рассказывает замгендиректора «РЕСО-гарантии» Игорь Иванов.

Особых критериев, помимо расстояния мастерской от места ДТП или дома потерпевшего, в законе не прописано.

При этом клиент вправе самостоятельно выбрать наиболее подходящую мастерскую из предоставляемого страховой компанией перечня, а страховщик, в свою очередь, обязан организовать транспортировку до нужной мастерской или выплатить страховку деньгами.

Ответственность за ремонт несет сам страховщик, а уже перед ним отвечает станция техобслуживания, уточняет адвокат Вадим Рождественский. Поэтому, согласно новому закону, клиент не должен вступать в споры с ремонтником — со всеми претензиями он будет обращаться к своему страховщику.

При наличии претензий к качеству ремонта клиенту придется направлять жалобу страховщику, который должен будет обратиться к независимым оценщикам, уточняет Рождественский.

По словам главы комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолия Аксакова, некачественный ремонт будет обозначать для страховщиков возможные репутационные или даже финансовые потери (если потерпевший подаст на страховую компанию в суд), так что в их интересах обеспечить хороший уровень ремонтных работ.

Каким должен быть ремонт

Согласно поправкам к закону, ремонтники обязаны использовать для починки автомобиля только новые детали, не учитывая степень его износа. Если новые детали для автомобиля, нуждающегося в ремонте, недоступны, страховщик вправе предложить автомастерской использовать старые детали.

Конечное решение при этом остается за потерпевшим. В законе не оговаривается, кто именно должен быть производителем этих деталей, но если машине меньше двух лет, то мастерская, в которую ее направят на ремонт, должна быть авторизованной производителем авто.

То есть если ремонтируется автомобиль марки Ford, то его должны направить в автосервис с сертификатом компании Ford.

Ремонтник обязан завершить работы над автомобилем за 30 суток. При нарушении сроков ремонтных работ страховщика будут ждать штрафы. В частности, страховая компания должна будет выплатить клиенту компенсацию в 0,5% страхового возмещения за каждый пропущенный день.

Также, если прогнозируемая длительность ремонта — не в заявленный срок, клиент имеет право получить деньги. Гарантия на работу отремонтированных частей составляет полгода, на покраску автомобиля — год.

Согласно поправкам, претензии по гарантии клиент предъявляет своему страховщику.

А что с деньгами?

Впрочем, эти поправки не означают, что клиент больше не сможет получать денежные выплаты: в документе приведен перечень исключений.

Потребитель имеет право на гарантированную денежную выплату, если автомобиль не подлежит ремонту; потерпевший получил средние или тяжелые травмы; страховку получают родственники погибшего в ДТП; потерпевший является инвалидом; ремонт оценен дороже максимальной выплаты (400 тыс. руб.).

Также потерпевший имеет право договориться со страховой компанией о выплате денежных средств без опоры на перечень исключений. В таких случаях решение остается за страховщиком.

 Юрий Нехайчук, впрочем, заявил, что его компания намерена оставить вопрос формата страховой выплаты (деньгами или ремонтом) на усмотрение клиента.

В свою очередь, директор по развитию страхования СК «МАКС» Сергей Печников отмечает, что в каждом конкретном случае решение будет приниматься индивидуально.

Подводные камни

Поправки не решают ряд проблем, связанных с ОСАГО, считает Вадим Рождественский. «Они заменили одну проблему на другую. Если раньше были споры о размере выплат, то теперь будут споры о качестве ремонта», — поясняет он.

Юрист добавляет, что если раньше у клиента была гарантированная возможность доплатить за лучший сервис, то теперь все зависит от решения страховщика.

«Возможно, в ближайшие полгода сложится судебная практика в рамках урегулирования», — заключает эксперт.

Председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин склонен считать, что новый закон снизит популярность ОСАГО.

«После всех неминуемых проблем с качеством ремонта и сроками люди будут возмущаться этому виду навязанного страхования​», — рассказывает Янин.

Частично депутаты смягчили пожелания страхового лобби: например, ввели в закон пункт о новых запчастях и игнорировании изношенности автомобиля, отмечает эксперт.

Также остается открытым вопрос о росте тарифов ОСАГО. «Когда рассчитывалась стоимость тарифов ОСАГО, страховщики не учитывали ремонт новыми запчастями без учета износа.

Следовательно, тарифы будут неизбежно расти», — считает Иванов из «РЕСО-гарантии». С его словами, впрочем, не соглашается директор департамента страхового рынка Центробанка Игорь Жук.

В своем комментарии РБК он отметил, что пока поднимать тарифы компаниям не потребуется, но ЦБ будет внимательно следить за ситуацией.

Андрей Писарев

Источник: https://www.rbc.ru/money/28/04/2017/590338839a7947b2aeb46d6e

Как получить страховку при

Взыскание денег по старому ДТП при наличии ОСАГО и Каско

data-conditions=10 data-eval=if (window.outerWidth

data-conditions=10 data-eval=if (window.outerWidth > 700) { var zid = 'admixer_197e260bd12142478e224ecc4daf3cd7_zone_25846_sect_822_site_809'; if (document.getElementById(zid)) { if (typeof window.admixInited === 'undefined') { window.admixInited = {}; } window.admixInited[zid] = '197e260b-d121-4247-8e22-4ecc4daf3cd7'; } }>

Напомним, ранее мы писали о том, как выбрать надежную страховку КАСКО, как сотрудник ГАИ должен оформлять страховой случай, как возместить ущерб от ДТП, если виновник не застрахован. Теперь мы раскроем проблему наличия и преодоления “узких мест” в договорах КАСКО.

Теперь мы расскажем о том, как возместить стоимость авто при полном конструктивном уничтожении.

Итак, следует начать с того, что каждая страховая компания имеет свой подход к признанию конструктивной гибели застрахованного транспортного средства. При этом такие подходы основываются на соотношении стоимости восстановительного ремонта к стоимости автомобиля на момент страхования (страховой сумме). Однако каждая страховая компания принимает за основу различную величину.

Разброс колеблется в диапазоне 60 – 75%. На практике, это значит, что автомобиль стоимостью 100000 грн может быть признан конструктивно уничтоженным при стоимости восстановительного ремонта 60000 грн в одной компании (60%), а в другой – выплата возмещения будет производиться в обычном порядке (75%).

Этот момент имеет смысл уточнять сразу при заключении договора страхования и, соответственно, исходить из этого при расчете страховой суммы. Более детально на этом моменте остановимся далее.
Принципы выплаты страхового возмещения по конструктивному уничтожению несколько отличаются от обычного страхового случая.

Главной проблемой остается решение вопроса о передаче права собственности на пригодные остатки и их стоимость. Также важным вопросом будет и порядок определения стоимости восстановительного ремонта.

В случае наступления крупного убытка, обычно достаточно сложно визуально определить стоимость восстановительного ремонта. При этом калькуляции авторизированных станций технического обслуживания в расчет не принимаются.

Такая калькуляция станет индикатором необходимости проведения автотовароведческого исследования, и будет носить информативный характер для оценщика.

Процентное соотношение между размером ущерба и стоимостью автомобиля на момент страхования, достаточное для признания факта конструктивного уничтожения указывается в договоре либо правилах страхования.

Кратко и по делу в Telegram

Если расчет ущерба дал сумму, достаточную для признания конструктивного уничтожения, то далее всегда становится вопрос о проведении иного исследования, связанного с определением стоимости пригодных остатков. При этом оценка стоимости пригодных остатков может быть очень значительна.

Расчет возмещения может быть произведен несколькими способами:

1. Автомобиль остается в страховой компании, соответственно страховая выплата будет уменьшаться исключительно на размер франшизы и других вычетов в соответствии с условиями страхования (пропорциональность, износ и т.д.).

2. Автомобиль остается у клиента. В этом случае, кроме всего прочего указанного в первом пункте, вычитаться будут пригодные остатки, оцененные предварительно.

На что следует обратить внимание

1. Страховые компании производят оценку восстановительного ремонта в партнерских либо дочерних экспертных компаниях. Поэтому вполне можно допускать договоренности об искусственном занижении либо завышении, как стоимости ремонта, так и стоимости остатков.

В результате можно получить конструктивное уничтожение, там где его нет, либо не получить, там где оно на лицо. Мотивом таких действий может быть выгодное приобретение остатков либо минимизация ущерба при неликвидных остатках. В любом случае будет создаваться видимость компромисса с клиентом.

Поэтому целесообразно действовать следующим образом, любой из оценщиков, проводя оценку восстановительного ремонта автомобиля, находящегося на грани “тотала”, будет просить представить счет с СТО.

Если же Вас не будет устраивать решение этого оценщика, предложенного страховой компанией, всегда можно получить консультацию у другого, предоставив фотографии и копию счета с СТО.

Если есть альтернативное мнение о результате оценки, проведенной оценщиком от страховой компании, то целесообразно заказать еще одну оценку в другом месте – приватной экспертной компании, либо каком-либо из государственных институтов судебных экспертиз.

2.

Вопрос расчета стоимости пригодных остатков всегда будет решаться после рамочной договоренности со страховщиком о порядке выплаты возмещения. Если автомобиль интересен страховой компании, и Вы его отдаете, то остатки могут быть занижены, а если не отдаете – завышены. Если же компромисса со страховой компанией нет, то оценку стоимости остатков целесообразно будет заказывать самостоятельно и при наличии двух заключений оценщиков продолжать искать компромисс, либо решать вопрос в судебном порядке.

3. Следите за своей страховой суммой. Очень интересными для страховщиков будут автомобили, где страховая сумма бралась из расчета старого курса доллара США.

Так, например, ранее стоимость автомобиля Lancer X в самой простой комплектации составляла 106000 грн, а сейчас 138600. Если же списать износ за один год из расчета 15%, то получим 90100 грн и 117810 грн соответственно.

Полагаем, что увеличение стоимости ремонта также не секрет – то, что ранее стоило 1500 грн, сейчас будет стоить 2500.

Таким образом, на автомобиле стоимостью 90100 конструктивное уничтожение будет при убытке 54060 грн, а на автомобиле стоимостью 117819 при убытке 70686 грн. Разница более чем существенная. Поэтому автомобиль с меньшей страховой суммой будут забирать всегда, только вот хватит ли возмещения на аналогичный?

Какие могут быть варианты

1. Если оценка восстановительного ремонта завышена, а со страховой суммой клиент ошибся, то целесообразнее доказывать такое завышение и проводить альтернативную оценку.

2. Если не договорились о том, что автомобиль не “тотальный”, тогда имеет смысл забирать остатки и рассматривать вариант самостоятельного ремонта, поскольку на аналогичный автомобиль возмещения не хватит.

В таком случае можно рассчитывать на спор по стоимости пригодных остатков, на которые будет уменьшена выплата. Не договоритесь – делайте альтернативную оценку. Выходом может быть ремонт автомобиля не на авторизированном СТО. При этом пытайтесь минимизировать стоимость ремонта. Откажитесь от замены подушек безопасности, например.

Это не очень хорошо, но все же, у вас останется средство передвижения.

3. Если же ошибок при страховании допущено не было, то получайте возмещение и приобретайте новый автомобиль. Хотя сумма затрат, которые не покроет страховая, также может быть существенной – износ, франшиза, оплата регистрации автомобиля, стоимость страхования и т.д.

Кому нужны “тотальные” автомобили

После конструктивного уничтожения пригодные остатки могут интересовать три категории лиц: посредников, опытных участников рынка ремонтных услуг и мошенников.

Посредники стараются получить минимальную оценку пригодных остатков и зарабатывают на разнице между суммой выкупа автомобиля и суммой страхового возмещения, а также перепроданных остатков. Опытные участники рынка ремонтных услуг – владельцы либо руководители СТО, мастера и т.д.

, делают прибыль на разнице между суммой выкупа, затратами на восстановительный ремонт и суммой последующей продажи автомобиля. Мошенники же, как правило, приобретают не остатки, а документы на автомобиль для использования в различных “темных” схемах.

Если придется реализовать пригодные остатки самому, то преимущественно ориентироваться придется именно на эти категории покупателей. Они стараются максимально сбить цену для получения большей рентабельности, все будет зависеть от сроков, в которые необходимо получить деньги. Более долгий срок даст возможность маневра для торга и получения более выгодных условий.

В случае конструктивного уничтожения стоит взвесить все “за” и “против” прежде, чем принимать решение, сопоставить возмещение с возможностью приобретения нового автомобиля.

Спор со страховой компанией в случае конструктивного уничтожения вовсе не означает “конец света”. Может дело и не стоит того, чтобы выводить его на орбиту судебного разбирательства, теряя при этом нервы, время, деньги и стоимость остатков.

Лучше все трезво просчитать и найти наиболее оптимальное решение.

Источник: https://delo.ua/econonomyandpoliticsinukraine/kak-poluchit-strahovku-pri-tot-129475/

«Стоял пять часов». Водители жалуются на долгое ожидание ГИБДД :

Взыскание денег по старому ДТП при наличии ОСАГО и Каско

Российские автомобилисты стали чаще жаловаться на долгое ожидание инспекторов ГИБДД, вызванных для оформления ДТП, в которых нет пострадавших.

Ситуация особенно усложнилась из-за резкого ухудшения погодных условий и заморозков, которые привели к росту числа аварий. Водителям приходится часами ждать сотрудников полиции, если оформление по европротоколу им по каким-то причинам не подходит.

Например, если машины серьезно разбиты, а между участниками ДТП нет согласия в том, кто виноват в произошедшем.

Чтобы ускорить процесс, автомобилистам в полиции зачастую предлагают самим приехать в отделение ГИБДД для оформления. Но и там их ожидают очереди, которые растягиваются на четыре-пять часов. Несколько столичных автомобилистов рассказали, что, попав в мелкие ДТП утром, дождались инспекторов только под вечер. А водитель из Костромы рассказал о девятичасовом ожидании этим летом.

При этом в ряде районов Москвы ждать инспекторов, наоборот, практически не приходится — о быстрой реакции местных сотрудников ГИБДД рассказали жители Преображенского района и Нового Арбата. Autonews.ru обратился с запросом в МВД России с просьбой разъяснить, существуют ли нормативы при оформлении ДТП и насколько законно отказывать водителям в выезде.

Сначала предложат оформить самим

Как объяснили в МВД России, в случае отказа кого-либо из участников ДТП без пострадавших оформить документы по европротоколу сотрудник дежурной группы подразделения Госавтоинспекции, в которое поступило сообщение об аварии, должен проинформировать водителей о возможности оформить документы на ближайшем посту дорожно-патрульной службы или в подразделении ОВД.

Также дежурный должен сообщить о необходимости зафиксировать при помощи фото- и видеосъемки положение транспортных средств по отношению друг к другу, объекты дорожной инфраструктуры, следы и предметы, относящиеся к происшествию, повреждения транспортных средств. Только после этого участники аварии могут уехать с места события.

Согласно ответу из ведомства, решение о направлении уполномоченных сотрудников полиции для оформления документов на месте ДТП принимается должностным лицом в зависимости от наличия обстоятельств, влекущих невозможность оформления документов на посту дорожно-патрульной службы или в подразделении полиции, а также от близости указанных сотрудников полиции к месту происшествия.

«Однозначно, что сроки прибытия на место происшествия должны быть минимальными, — заверили Autonews.ru в МВД России. — Вместе с тем время прибытия наряда ДПС к месту ДТП зависит от многих динамичных и недостаточно прогнозируемых факторов.

К ним относятся: количество поступающих сообщений о других происшествиях на текущий момент, тяжесть их последствий, удаленность места «имущественного» ДТП от места дислокации наряда ДПС или расположения подразделения полиции, загруженность личного состава, степень сложности дорожно-транспортной обстановки, а также ряд других сопутствующих факторов, связанных со спецификой местных дорожных и погодных условий».

Что делать обладателям полисов каско

Автомобилисты, у которых оформлены полисы каско, стараются не оформлять аварии без присутствия ГИБДД. Многих водителей об этом предупреждают сами страховые компании. Однако в МВД России заявили, что это совсем необязательно.

 Александр Рюмин / ТАСС

«При наличии страхового полиса каско помимо страхового полиса ОСАГО участники незначительного ДТП также могут обойтись без вызова сотрудников Госавтоинспекции на место происшествия. В таких случаях задокументировать аварию можно самостоятельно, но не по процедуре европротокола, а по обращению к своим компаниям-страховщикам», — объяснили в ведомстве.

Страховщики согласны с позицией ГИБДД, но с рядом оговорок. При этом мнения представителей отрасли заметно разнятся.

Так, руководитель по связям с общественностью компании «АльфаCтрахование» Мария Карцева заявила Autonews.

ru, что по полисам каско урегулировать убыток действительно можно в рамках европротокола при условии отсутствия разногласий у участников ДТП, а также пострадавших и погибших.

«В таком случае водители, как обычно, заполняют европротокол и заявляют убыток по каско в свою страховую компанию. Но при таком порядке урегулирования страхового события в каско действует лимит возмещения ущерба в 100 тыс. рублей. Если владелец полиса каско не уверен, что данного лимита хватит на ремонт его автомобиля, рекомендуем все-таки вызвать сотрудника ГИБДД», — пояснила Карцева.

В Российском союзе автостраховщиков (РСА) с такой позицией не совсем согласны.

Там уточнили, что правила по выплате страховых премий по каско у всех страховщиков должны соответствовать положениям закона об ОСАГО в части европротокола, в том числе — по набору требуемых от страхователя документов и лимиту выплат.

Там уточнили, что если фиксация аварии происходит при помощи специального приложения или системы ГЛОНАСС, а оба участника аварии пришли к согласию друг с другом, то лимит выплат в таком случае ограничен уже не 100 тыс. руб., а 400 тыс. рублей.

Адвокат не рекомендует оформлять самостоятельно

Адвокат Александр Леманн выступил категорически против рекомендации ГИБДД для водителей с полисами каско. Эксперт заявил, что пока ему не известно ни об одном случае, когда при оформлении документов по принципу европротокола страховые компании выплачивали премии по каско.

«Страховая компания будет искать любой повод, чтобы отказать виновнику ДТП в компенсации ущерба, — считает Леманн.

— Я не рекомендую следовать таким советам, потому что в случае отказа страховой оспорить такое решение в суде будет крайне трудно.

Кроме того, страховые компании должны защищать себя от мошенников: если они будут так легко принимать все документы, их просто завалят такими обращениями».

Адвокат полагает, что новое приложение для оформления ДТП сможет стать разумным компромиссом, но нужно дать ему год-два, чтобы к такой практике привыкли сами страховые компании и суды.

«Поэтому если водитель хочет гарантированно получить страховку по каско, я рекомендую оформляться только с ГИБДД», — подытожил Леманн.

В случае когда инспекторы ГИБДД долго не приезжают на место аварии, адвокат советует жаловаться по телефону дежурной части управления ГИБДД по городу.

В свою очередь юрист Сергей Смирнов предполагает, что страховые компании могут принять от застрахованного по каско водителя бланк извещения, оформленный без участия ГИБДД.

«Но нужно понимать, что такая схема все-таки предназначена для владельцев полисов ОСАГО, — пояснил эксперт.

— Если в договоре каско указано, что нужны документы из компетентных органов, включая ГИБДД, пренебрегать этим нельзя».

Когда и как можно оформить европротокол

С 1 октября стало возможным самостоятельно оформить ДТП по европротоколу с ущербом до 400 тыс. руб. без вызова полиции. Раньше участники аварии могли обойтись своими силами, только если стоимость повреждений не превышала 100 тыс. рублей. Чтобы рассчитывать на возмещение до 400 тыс. руб. при оформлении по европротоколу, участники аварии должны достичь полного согласия в том, кто виноват.

 Олег Лозовой / РБК

Оформить аварию нужно не в виде бумажного извещения, а при помощи специального мобильного приложения «ДТП.Европротокол». Оба водителя должны быть обязательно зарегистрированы на федеральном портале госуслуг. Если договориться не получилось, европротокол оформить тоже можно, но только в электронном виде и при ущербе до 100 тыс. рублей.

Важно помнить, что данные об аварии должны быть переданы в систему обязательного страхования не позднее чем через 60 минут после ДТП. Оформление онлайн не отменяет обязанности водителя в пятидневный срок известить об аварии свою страховую компанию при помощи бумажного документа.

Источник: https://www.autonews.ru/news/5dba9ceb9a79473a38531cd4


.