Законно ли изъятие транспортного средства в данном случае?

Эвакуация автомобиля: штрафы и правила – Администрация Благодарненского городского округа Ставропольского края

Законно ли изъятие транспортного средства в данном случае?

При неправильной парковке автомобиля или нарушения ПДД машину могут забрать и отогнать на штрафстоянку. Эвакуация машины – это распространенная практика. Однако не все водители понимают правила принудительного отгона и условия, при которых его можно применять. Давайте разберемся, когда, вообще, законна эвакуация и что делать в том случае, если машину забрали не по правилам.

Когда производится эвакуация машины?

В статье №27 КоАП есть перечень нарушений, которые влекут за собой штраф и последующий вывоз автомобиля нарушителя:

  1. Нахождение за рулем лица, у которого нет прав управления транспортом.
  2. Если у автомобиля проблемы с тормозной системой.
  3. Нахождение за рулем водителя в алкогольном опьянении или в состоянии наркотического воздействия.
  4. Водитель при езде не принимает во внимание дорожные знаки, сигналы светофора, разметку на дороге.
  5. Остановка автомобиля на пешеходном переходе или на расстоянии менее 5 метров от него.
  6. Водителем не соблюдены условия транспортировки тяжелого или большого груза.
  7. Водитель перевозит опасный груз неправильно.
  8. Транспортное средство используется как передвижная конструкция для проведения рекламной кампании.

Отметим, что все эти пункты рассматривают конкретные случаи нарушений. Если забирают автомобиль на эвакуаторе, да еще и назначается штраф за эвакуацию машины по другой причине, то это можно считать нарушением и незаконным действием со стороны сотрудников ГИБДД.

Нарушение парковки

И хотя чаще всего автомобили нарушителей эвакуируют из-за стоянки в неположенном месте, не всякое нарушение правил дает право инспекторам изымать машину и переправлять ее на штрафстоянку. Предусмотрен размер выплат и перечень неправильных остановок, при которых автомобиль могут забрать:

  1. Во втором и последующих рядах право парковки имеют только двухколесные транспортные средства без прицепа. В случае парковки других средств владелец будет обязан уплатить штраф в размере 1500 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге сумма может достигать 3000 рублей.
  2. Если водитель оставил свой автомобиль на трамвайных путях либо в месте, где автомобиль мешает движению других транспортных средств, то его могут вполне законно забрать эвакуационные службы. Водителю дополнительно придется заплатить штраф 1500 рублей либо 3000 в Москве.
  3. Автомобилисту, который оставил машину в тоннеле, придется заплатить 2000 рублей. В Москве и Санкт-Петербурге за это полагается штраф в размере 3000 рублей.
  4. Стоянка на пешеходном переходе и на расстоянии до 5 метров от него также запрещена. Владельцу транспортного средства придется заплатить одну тысячу рублей штрафа (3 тысячи для Москвы и Санкт-Петербурга). Также его машина может быть эвакуирована и отправлена на штрафплощадку. То же самое наказание возможно при стоянке на тротуаре.
  5. Нельзя оставлять автомобиль на расстоянии менее 15 метров до остановки общественного транспорта. За это также полагается эвакуация и 1000 рублей штрафа.
  6. Если машина припаркована таким образом, что мешает другим водителям, то за это полагается взыскание в размере 2000 рублей (3000 для Москвы и Санкт-Петербурга).
  7. Если водитель оставил машину под знаком запрещающим стоянку, то ему придется заплатить 1500 рублей штрафа.

Все перечисленные случаи остановки транспорта вызывают затруднения для других водителей или пешеходов. Кроме того, они создают опасность на дорогах (как в случае со стоянкой автомобиля вблизи пешеходного перехода или в тоннеле).

Поэтому отгон транспортного средства на штрафстоянку является правовым действием. Отдельно стоит упомянуть про знаки эвакуации машины, которые могут ставиться под знаком запрета остановки и стоянки.

Остановившись в таком месте, можно практически гарантированно обеспечить отгон своего транспорта.

Иногда водитель видит, как его машину пытаются эвакуировать. Он может успеть на место нарушения до того момента, как автомобиль погрузят. В таком случае можно просто перегнать автомобиль в правильное место, но это не избавит от штрафа.

Порядок и правила эвакуации машин

Перед тем как автомобиль забирают, сотрудник ГИБДД должен составить и предъявить протокол о задержании транспорта. Он составляется в двух экземплярах с подписями обеих сторон ‒ служащим полиции и участником происшествия. При этом должны присутствовать свидетели, а в случае отсутствия таковых сам процесс должен быть снят на видео.

Проверка протокола

В документе должно быть указано время, место и причина отгона, а также статья из КоАП, которая и послужила основанием для проведения эвакуации.

В протоколе прописывается должность сотрудника, его имя, фамилия, а также данные владельца автомобиля или водителя.

Водитель имеет право потребовать от служащего ГИБДД перечислить в документе все вещи, которые находятся в салоне на момент эвакуации машины. К тому же можно описать повреждения и неисправности автомобиля, которые есть на данный момент.

Опечатка автомобиля

После того как документ будет оформлен, на транспортном средстве опечатываются все места доступа к машине (капот, двери, багажник).

С этого момента ответственность за сохранность автомобиля возлагается на плечи специализированных организаций.

В том случае, если будут какие-то новые повреждения на машине после возвращения ее к хозяину, то последний имеет право потребовать возмещение ущерба с компании, которая занималась перевозкой.

Стоимость эвакуации

Мы выяснили, во сколько штраф за отгон машину обойдется хозяину. Однако отдельно придется платить за услугу эвакуации автомобиля. Но цены зависят региона и местных властей. В Москве цены следующие:

  1. Машины категорий A и B (это мотоциклы и автомобили с двигателем мощностью до 80 лошадиных сил) эвакуируют за 3 тысячи рублей.
  2. Автомобили категории B с моторами мощностью 80-250 лошадиных сил уберут за 5 тысяч рублей.
  3. Машины категории B с моторами мощностью свыше 250 лошадиных сил эвакуируют за 7 тысяч рублей.
  4. Также забрать могут и машины категории D стандартных размеров. Стоимость эвакуации в данном случае может составить 27 тысяч рублей.

Также стоит учитывать и стоянку автомобиля на штрафплощадке. В среднем стоимость хранения автомобиля стандартного размера составляет 500 рублей в сутки. Водителям крупногабаритного транспорта придется заплатить 1000 рублей.

Незаконная эвакуация

Машина подлежит отгону на штрафплощадку в том случае, если своим присутствием мешает передвижению других автомобилей. Бывают случаи, когда автомобиль отгоняют с места, где нет никаких запрещающих знаков. В этом случае водитель может судиться и выиграть. На обжалование действий инспекторов владельцу машины дается 3 месяца.

Часто в суде сотрудники ГИБДД предоставляют снимки с мобильного телефона в качестве доказательств. Однако это слабые улики против автомобилиста.

Сложно объяснить все тонкости процесса, но юридически подкованные водители имеют опыт возмещения ущерба от проведения незаконной эвакуации автомобиля.

Если вы уверены, что машину забрали незаконно (основания для эвакуации описаны выше), то смело подавайте в суд.

Благодаря процессу можно вернуть не только стоимость услуг эвакуатора, но также возможно и возмещение материального ущерба из-за порчи продуктов в машине, срыва сроков поставок товара из-за отсутствия автомобиля и т. д.

Проверка эвакуации

Первый шаг поиска своего автомобиля ‒ узнать, на какой именно площадке находится транспортное средство. Указать местоположение площадки могут в дежурной части. Позволить в часть можно по номеру 02 с городского телефона или по номеру 112 ‒ с мобильного.

В поиске может оказать помощь горячая линия парковочного пространства. В Москве позвонить в эту службу можно по номеру 8 (495) 539-54-54. Там можно узнать телефон компании, которая обслуживает штрафплощадку, и уже по нему проверить эвакуацию машины по госномеру.

А вообще, можно посоветовать водителям не парковаться в местах, где этого делать нельзя. И здесь не так страшна возможность остаться без автомобиля на небольшой срок, сколько штраф за эвакуацию машины, а также стоимость ее стоянки на площадке.

Источник:

Порядок действий инспектора и водителя при эвакуации машины на штрафстоянку

При совершении водителем транспортного средства правонарушения, а также в определенных иных случаях, автомобиль может быть вывезен на штрафстоянку. При этом порядок эвакуации авто однозначно устанавливается законодательными нормами.

В случаях, когда таковой порядок нарушается, водитель может потребовать компенсации или обжаловать составленный в отношении него протокол за нарушение ПДД в судебном порядке, а также отказаться на законных основаниях оплачивать услуги эвакуатора.

1. Законные основания для эвакуации автомобиля 2. Порядок действий при эвакуации автомобиля 3. Как избежать эвакуации автомобиля

Законные основания для эвакуации автомобиля

Полный перечень оснований, при наличии которых допускается задержание машины и её эвакуация, перечислен в положениях ст. 27.13 КоАП РФ.

При этом инспектор, обеспечивающий и фиксирующий задержание транспортного средства, обязан назвать таковую причину владельцу транспортного средства или указать её в протоколе задержания ТС.

В частности, к таковым основаниям причисляются:

  • Отсутствие прав на управление транспортным средством у его водителя, либо лишение его таковых;
  • Неисправность тормозов транспортного средства;
  • Нахождение водителя в состоянии алкогольного опьянения или его отказ от освидетельствования;
  • Остановка или стоянка в запрещенных местах в случае, если в таковых местах имеется предупреждение о работе спецтехники, эвакуирующей автомобили;
  • При парковке во втором ряду, на перекрёстках, пешеходных переходах, остановках общественного транспорта;
  • Нарушение нормативов перевоза опасных или крупногабаритных грузов;
  • Употребление наркотических, психоактивных средств, алкоголя после момента совершения ДТП и до прохождения медосвидетельствования.

Транспортное средство ни при каких обстоятельствах не может быть эвакуировано при соблюдении следующих условий одновременно:

  • Когда эвакуатор ещё не начал двигаться;
  • В случае присутствия на месте лица, способного управлять конкретным транспортным средством;
  • В ситуациях, когда причина задержания автомобиля была или может быть им устранена.

Важный факт

Отсутствие водительского удостоверения у водителя не может быть основанием для эвакуации транспортного средства, так как на текущий момент любой инспектор может проверить наличие такового удостоверения в базе.

За отсутствие водительских прав по причине их утери или оставления где-то предусмотрен лишь штраф размером в 500 рублей.

Однако если водительское удостоверение водитель вообще не имел, либо был его лишён по решению суда, то в таковом случае изъятие машины является правомерным.

Порядок действий при эвакуации автомобиля

Инспектор ГИБДД, сопровождающий эвакуацию автомобиля, не имеет права нарушать установленный регламент.

Его нарушение может повлечь выплату административного штрафа сотрудником ГИБДД, а также возможное истребование водителем эвакуированного авто различных компенсаций.

Полный порядок действий работника полиции при эвакуации любого транспортного средства по законным причинам является следующим:

  1. Инспектор ГИБДД составляет протокол про нарушение водителем ПДД и задержание транспортного средства. Под этим протоколом подписывается сам инспектор и водитель, если он присутствует на месте. В случае отсутствия водителя или его отказа, подписи на протоколе ставят двое понятых, либо инспектором проводится обязательная фиксация всей процедуры на видео.
  2. В протоколе указывается следующая информация:
    • Место, дата и время составления;
    • Обоснования для эвакуации транспортного средства и статья КоАП РФ, в соответствии с каковой проводится задержание автомобиля;
    • Полные данные инспектора ГИБДД, который составляет протокол, а именно – должность, звание, фамилия и инициалы, а также информация про орган, работником которого проводится задержание.
    • Сведения про автомобиль и его владельца.
    • Опись имущества, которое находится внутри автомобиля и видно сквозь окна при отсутствии водителя, либо всего имущества – в его присутствии.
    • Опись внешних повреждений и неполадок транспортного средства на момент задержания.
  3. ГИБДД опечатывает все точки доступа к автомобилю – багажник, капот, дверные ручки.
  4. Срок задержания авто начинается от момента составления протокола.

Источник: https://abmrsk.ru/prava-potrebitelej/evakuatsiya-avtomobilya-shtrafy-i-pravila.html

Беспричинная остановка авто – ликбез от Лазуты

Законно ли изъятие транспортного средства в данном случае?

Главный защитник прав казахстанских автомобилистов рассказал, как следует себя вести с дорожным инспектором при остановке авто.

Руководитель проекта «ОСА» (Общество содействия автомобилистам) Руслан Лазута, конечно, славится своеобразным отношением к правоохранительным органам, но он далеко не одинок в своих суждениях.

Лазута в своих выступлениях опирается не только на собственную практику – в арсенале богатый опыт множества членов возглавляемого им общества.

Мы попросили его прокомментировать элементарный, даже обыденный, но очень проблемный вопрос – остановка автомашин сотрудниками полиции. МВД Республики Казахстан уже давным-давно назвало те самые причины, по которым водителей можно останавливать на дороге. Это список из восьми пунктов.

Любые другие варианты исключаются. Но что-то пошло не так: то ли некоторые водители как-то по-своему понимают сообщения, то ли информационное сопровождение подвело, итог такой, что вопросы, недовольство и возмущения как были, так и остались.

Возможно, рекомендации главы Общественного объединения «ОСА» помогут нашим соотечественникам.

Освежим память. Восемь законных причин для остановки:

1. Нарушение Правил дорожного движения. Полицейский должен назвать конкретную статью или пункт ПДД, которые были нарушены.

2. Автомобиль находится в розыске. Данный пункт неприятен тем, что в ориентировках зачастую могут повторяться описания машин.

3. Изъятие транспорта для служебных целей. Данное действие можно назвать самым опасным, учитывая, что всегда есть риск столкнуться с лжеполицейским.

4. Проверка документов. Часто происходит во время проведения каких-либо оперативно-профилактических либо оперативно-розыскных мероприятий (ОПМ, ОРМ). Одна из самых любимых сотрудниками полиции причин остановки. Стопроцентно она дозволена лишь на стационарных постах дорожно-патрульной полиции.

5. Проверка груза и документов на него. В большинстве случаев этот пункт касается коммерческих грузоперевозок.

6. Ограничение или запрещение движение. В данном случае страж закона может лишь пояснить, почему изменена схема проезда или почему он закрыт.

7. Остановка в целях опроса водителя и его пассажиров, когда они стали очевидцами правонарушения. Здесь речь идет только о показаниях. Правда, если водитель пожелает, он может настоять на беседе в присутствие своего адвоката.

8. Регулирование автодвижения. Остановка по соответствующему сигналу регулировщика. Основания понятные – организация движения в случае, к примеру, поломки светофора.

Больше всего нареканий у казахстанских водителей вызывают первые семь пунктов, последний обычно никого не волнует.

Теперь разложим все по полочкам. Называем пункт и приводим комментарии Руслана Лазуты.

Нарушение ПДД:

– Мы обязаны исполнять требования инспектора, даже если они незаконные. И нарушение правил – это самая главная причина и это надо понимать.

Уже потом, если человек посчитает, что были незаконные действия, он их может обжаловать. Водителю в принципе не надо заморачиваться по поводу этих остановок. Потому что всегда найдется какая-то причина.

И это не прихоть конкретного инспектора, хотя и такое бывает. Сами по себе эти пункты ненормальные.

А вообще, по моему мнению, инспектор не имеет права останавливать водителя за исключением случаев, если водитель нарушил ПДД, либо водитель или автомобиль находятся в розыске.

Розыск авто:

– Инспектор сразу, как правило, интересуется наличием документов. Сейчас если и угоняют, то обычно из хулиганских побуждений, чтобы просто покататься. А профессиональный угонщик, который нацелится на элитный автомобиль, уже будет иметь полный пакет липовых документов.

МВД как следует задумалось бы о целесообразности этого пункта, если бы водители заявляли в ответ следующие требования – если у вас есть подозрения, что моя автомашина значится в розыске, составляйте протокол задержания меня, как водителя, ведите в отдел, а машину помещайте на штрафстоянку. Дорожный инспектор не является техническим специалистом, перебитые номера может только техник определить, который составит заключение. А если версия с розыском не подтвердится, подавайте жалобу с требованием возместить моральный ущерб.

Изъятие машины для служебных целей:

– Если бы я был уверен, что поврежденную при поездке мою автомашину, а это вполне вероятно, потом вернули бы в исправном состоянии, я бы без лишних разговоров, при первом же требовании отдал бы инспектору ключи.

Но я слишком хорошо знаю, что когда дело дойдет до компенсации, мне весь мозг вынесут! Я еще не говорю про страховые компании. Я ни к чему не призываю, это только мое мнение. Но заработав своим трудом деньги, на которые купил машину, я не готов просто так расстаться с ней.

Я лично был бы против того, чтобы ею воспользовались в попытке, к примеру, задержать преступника.

Проверка документов:

– ОПМ – самая распространенная причина остановки. Надо знать, что в Конституции у нас написано, что каждый гражданин вправе ознакомиться с теми документами, которые затрагивают его права и свободы. В данном случае применяется мера принуждения в виде остановки. Инспектор остановил автомобиль и просит показать документы.

Казалось бы, секундное дело. Но с другой стороны я попросил бы приказ на ОПМ. Если получаю ответ «позвоните туда-то, съездите туда-то», я тогда скажу «почему я должен Вам на слово верить, Вы же мне на слово не верите, что у меня есть документы на руках?». Инспектор с одной стороны ни в чем не виноват, он же просто выполнят приказы.

Это все вопросы к МВД.    

Но предъявить водитель в любом случае обязан. В законе сказано, водитель обязан иметь при себе и предъявлять по требованию сотрудника полиции передавать документы. Тут надо понимать, что никаких вообще последствий не будет, если это происходит на стационарных постах.

Проверка грузов:

– Вскрытие автомашин, если это необходимо, пусть проводят, но при этом составляют протокол досмотра и тут обязательно наличие двух понятых. И всё. Если же это не будет сделано, я категорически призываю, чтобы водители отказывались допускать полицию к досмотру автомобиля.

Ограниченный или закрытый проезд:

– В целом тут сложностей не должно быть.

Но я приведу пример, когда наблюдается повышенная температура воздуха и должно быть ограничено движение большегрузных автомобилей по трассам республиканского значения.

Полиция должна останавливать такие фуры и выпускать их только вечером, когда спадет жара. Недавно я был в Балхаше, сильная жара стояла и прут большегрузы. Норма не работает, а страдает дорожное покрытие.  

Опрос водителя, как очевидца происшествия:

– Это больше вопрос морали или воспитания. Я, например, был очевидцем и понимаю, что меня будут дергать, опрашивать и сразу оставил свои контакты и водителю и инспектору на случай, если понадобятся мои показания.

Ситуация с аварийностью касается Казахстана в особенности. Здесь резко-континентальный климат, погода меняется по 10 раз на дню и происходит много аварий.

Говоря об адвокате, скажу, наверное, он нужен тем, кто совершил какое-то нарушение. Простым очевидцам это совершенно не нужно.

Регулировка движения:

– Тут комментировать в общем-то нечего. Так должно быть по определению.

Мы не стали упоминать служебные удостоверения и жетоны полицейских, т.к. они априори должны присутствовать у каждого заступившего на службу сотрудника. Скажем, что в дороге не стоит забывать о праве на фото- и видеосъемку.

Ведь когда возникнет необходимость доказывать свою правоту в суде, это будет самым «железным» доказательством. Как сложатся дела при разбирательстве это совсем другой разговор, но максимальная готовность к защите своих прав и свобод не помешает.

Надеемся, что советы эксперта помогут водителям и, наверное, в первую очередь тем, кто только начинает знакомиться с «прелестями» и сюрпризами на дороге. 

Источник: https://www.ktk.kz/ru/blog/article/2016/07/15/70847/

Эвакуация транспортных средств за неправильную парковку: правоохранительная деятельность или преступление? / Статті / АвтоЗакон @ Autoua.net — законодавство України для водія. Закони та статті. Правила дорожнього руху. Закон України «Про дорожній рух»

Законно ли изъятие транспортного средства в данном случае?

Эвакуация транспортных средств за неправильную парковку: правоохранительная деятельность или преступление?

В последние годы в ряде украинских городов, и прежде всего в столице, получила распространение практика принудительной эвакуации на специтальные стоянки (штрафплощадки) неправильно припаркованных автомобилей. Зачастую для этого городскими властями закупается даже специальная техника — автомобили-эвакуаторы.

Возвращают транспортное средство владельцу не только после оформления нарушения, но и оплаты «услуг» эвакуатора и штрафплощадки.

Такая практика вызывает возмущение автомобилистов, особенно учитывая, что нет гарантий от злоупотреблений и эвакуации правильно припаркованных автомобилей (в силу неверного толкования ПДД или сознательных злоупотреблений).

Городские же власти обычно оправдываются необходимостью борьбы с заторами, основной причиной которых будто бы является неправильно припаркованный транспорт (при этом о других причинах эитого явления, например, неправильной организации движения, как-то «забывают»).

Все эти споры обычно ведутся в русле вопроса о целесообразности таких мер. Но крайне редко затрагиваются правовые аспекты ситуации. Мы же рассмотрим проблему именно с этой точки зрения: насколько правомерна в таких случаях принудительная эвакуация транспортного средства?

Прежде всего, отметим, что транспортное средство является объектом права собственности. Согласно ст.41 Конституции Украины, собственность подразумевает возможность владения, пользования и распоряжения вещью, в данном случае автомобилем.

Ограничение права собственности допускается только в строго определённых случаях. Причём случаи эти должны быть предусмотрены законом, а не подзаконными нормативными актами.

Тем более ограничения, не установленные законом, не могут быть введены актами органов местного самоуправления: это будет и грубейшим нарушением прав собственника, и нарушением прав граждан по признаку места проживания (поскольку распространяться такие незаконные ограничения будут, прежде всего, на жителей соответствующей территории), а последнее прямо запрещено ст.24 Конституции Украины.

Итак, нам необходимо выяснить, как относится украинское законодательство к таким мерам, как принудительная эвакуация транспортного средства?

Здесь нужно учитывать, что нарушение правил парковки является административным правонарушением. Следовательно, оформление такого нарушения должно производиться в соответствии с Кодексом об административных правонарушениях (далее КоАП).

Нынешняя редакция КоАП не предусматривает таких мер, как принудительная эвакуация (изъятие) транспортного средства, в качестве обеспечения производства по делам об административных правонарушениях. Кстати, не предусматривает и снятия в таких случаях номерных знаков.

Уже этого было бы достаточно для утверждения о незаконности эвакуации, поскольку в соответствии со ст.

19 Конституции Украины, должностные лица органов государственной власти и местного самоуправления могут действовать только в пределах, в порядке и способом, прямо предусмотренными законом.

Может быть, неправльная стоянка — повод для запрета эксплуатации в соответствии с Законом Украины «О дорожном движении»? Это тоже не так. Во-первых, данный случай не содержится в исключительном перечне оснований для запрета эксплуатации (ст.37 Закона). Во-вторых, Закон «О дорожном движении» вообще не предусматривает запрета эксплуатации путём доставки автомобиля на штрафплощадку.

Таким образом, о законности эвакуации говорить в любом случае не приходится. Получается, что права собственника транспортного средства нарушаются незаконными действиями представителей органов власти!

А как выглядят с правовой точки зрения требования оплатить «услуги» эвакуатора и штрафплощадки, которые водитель не заказывал и в которых не нуждался?

Фактически под угрозой нарушения его прав, — невозврата собственности, — водителя принуждают оплатить услуги, в которых он не нуждался! Такое навязывание услуг не только прямо запрещено Законом Украины «О защите прав потребителей». Помимо этого такие действия подпадают под ст.9 Закона Украины «О защите от недобросовестной конкуренции». И за эти нарушения их организаторы могут и должны нести ответственность.

Однако мы «забыли» о ещё одной проблеме. Ведь происходит не только противозаконный отъём денег у водителей. Фактически, как мы видели, владелец транспортного средства существеннейшим образом ущемляется в своих правах.

Фактически транспортное средство выбывает из его владения противоправным и принудительным образом, против его воли. Тем самым он лишается возможности и пользоваться, а также и распоряжаться транспортным средством.

По крайней мере, до момента его возврата (а возврат обусловлен выплатой каких-то денежных сумм, не имеющих отношения к штрафным санкциям собственно за административное правонарушение).

А когда транспортное средство противоправно выбывает из владения собственника, — это уже совсем не шутки! Такие действия уже прямо подпадают под ст.289 Уголовного кодекса (УК) Украины.

Причём следует учитывать, что такие действия редко совершаются в одиночку (обычно к ним имеют отношение сотрудники ГАИ, оформляющие само админнарушение и «изъятие транспортного средства», и сотрудники службы, осуществляющей собственно эвакуацию транспортного средства).

Кроме того, чаще всего речь идёт об эвакуации не самых дешёвых автомобилей.

А по признакам совершения незаконного завладения транспортным средством организованной группой лиц или относительно транспортного средства стоимостью свыше 250 минимальных размеров заработной платы такие действия относятся к ч.3 ст.289 УК, предусматривающей, между прочим, наказание в виде лишения свободы на срок от десяти до пятнадцати лет с конфискаией имущества.

Так что у водителя, пострадавшего от незаконной эвакуации транспортного средства, есть большой арсенал правовых средств борьбы за свои интересы.

Так, начиная с момента незаконного завладения транспортным средством он вправе заявить в правоохранительные органы (в данном случае в прокуратуру, поскольку нарушение закона совершается при участии сотрудников милиции) о совершении в отношении его преступления.

С момента, когда выяснилось, что автомобиль не просто похищен неизвестными лицами, а «эвакуирован», и понятно, на какой штрафплощадке он находится, водитель может обращаться в прокуратуру с письменным заявлением (можно направить телеграмму с уведомлением о вручении), в котором описать просишедшее и обязательно просить возбудить уголовное дело по признакам преступления, предусмотренного  ч.3 ст.289 УК Украины. Получив такое заявление, прокуратура будет вынуждена реагировать в точном соответствии с нормами УПК. То есть произвести проверку с целью установить, имеются ли признаки состава преступления (как мы убедились, дело обстоит именно так) и, в случае подтверждения этой информации, возбудить уголовное дело. (В случае незаконного отказа в возбуждении уголовного дела его можно обжаловать в у становленном порядке, в том числе и в суд.) Таким образом, виновные в незаконном завладении транспортным средством не уйдут от ответственности.

Действовать таким образом водитель может и после того, как заберёт транспортное средство со штрафплощадки, и если самостоятельно забирать и платить деньги за «услуги» не может или не хочет.

Состав преступления в любом случае будет иметь место.

 В случае, если водитель оплатил требуемые от него суммы и забрал автомобиль, доказательствами по делу будут сохранившиеся доркументы, от протокола изъятия транспортного средства до непосредственно платёжных документов.

Кроме того, — в случае нежелания обращаться в прокуратуру или параллельно с этим, — можно обращаться в органы по защите прав потребителей и органы Антимонопольного комитета Украины с целью привлечения виновных к ответственности за нарушение антимонопольного законодательства и законодательства о защите прав потребителей.

Наконец, при подтверждении неправомерных действий организаций, осуществивших эвакуацию транспортного средства и его хранение на штрафплощадке, автовладелец имеет полное право обратиться в суд с целью возмещения причинённого ему ущерба.

При этом ущерб может быть причинён как повреждением самого автомобиля (в момент возвращения автомобиля владельцу нужно внимательнейшим образом сравнить его состояние с тем, что отмечено в протоколе изъятия.

Если есть повреждения, не отмеченные в протоколе, — это необходимо обязательно зафиксировать. За причинение таких повреждений будут отвечать нарушители законодательства), так и иным образом.

Например, отсутствие возможности какое-то время пользоваться и распоряжаться автомобилем может быть причиной упущенной выгоды, и такую упущенную выгоду также можно потребовать возместить. Можно требовать также и возмещения морального ущерба.

Главное в такой ситуации — занять активную позицию в защите своих прав. При этом нужно понимать, что, поступая так, водитель не просто принимает меры к наказанию правонарушителей и возмещению собственного ущерба. Он тем самым способствует укреплению законности в государстве.

С другой стороны, тем самым он делает невыгодными для организаторов такие нарушения (тем более невыгодными, чем больше будет водителей с активной правовой и гражданской позицией).

А значит, уменьшается вероятность нарушения в будущем прав как данного водиеля, так и его коллег по рулю.

Источник: http://law.autoua.net/articles/147.html

Вас остановил инспектор ДПС

Законно ли изъятие транспортного средства в данном случае?

Что делать, если вас останавливает на дороге инспектор ДПС, а вы не согласны с его требованием? Где инспектор ДПС может остановить ваш автомобиль, и на каких основаниях? Безосновательная остановка вашего транспортного средства — это нарушение ваших водительских прав. Поэтому инструкторы по вождению расскажут вам, как нужно вести себя в такой ситуации, чтобы отстаивать свои права и самим не нарушать закон.

Законные причины для остановки вашего автомобиля

  1. Документом, которым руководствуется сотрудник ГИБДД при работе, является «наставление». В этом документе конкретно прописаны причины, по которым водитель транспортного средства может быть остановлен инспектором.
  2. Нарушение водителем или пассажирами дорожных правил.
  3. Наличие информации о причастности водителя или пассажиров к какому-либо преступлению, нарушению или совершению ДТП. Это могут быть ориентировки, информация дежурного, визуальные признаки и другие. В данном случае вы можете позвонить дежурному для уточнения информации о вашей причастности к тому или иному происшествию.
  4. Наличие сведений о том, что данный автомобиль находится в розыске, а также использование автомобиля в противоправных целях. В целях безопасности вы также можете уточнить предъявляемые вам обвинения, позвонив по телефону дежурному.
  5. Необходимость провести опрос пассажиров или водителя о совершенном ДТП, если есть информация, что они являются свидетелями данного происшествия.

    При этом инспектор ДПС должен рассказать вам о том, что существует ответственность при даче ложных показаний, а также о наличии права не свидетельствовать против себя и против своих близких.

  6. Исполнение решений государственных органов об ограничении или запрете движения.

  7. Привлечение водителя автомобиля или его автомобиля для оказания помощи других участников движения или сотрудникам ДПС. Как пояснили автоинструкторы, данный случай подразумевает изъятие транспортного средства для проведения оперативной работы.

    Вы имеете право отказаться от предоставления своего транспортного средства, тогда на вас будет наложен штраф.

  8. Осмотр документов на право управления автомобилем или на сам автомобиль, а также на груз, перевозимый данным средством. Данную проверку инспектор может производить только на постах ДПС, на КПП или контрольных постах милиции. Также проверка водительских и регистрационных документов допускается во время проведения специальных мероприятий.

Итак, вас остановили

При остановке, инспектор должен представиться с указанием своей должности, звания и фамилии, а также сообщить причину остановки.

Остановка транспортного средства должна проводиться в минимально короткие сроки, поэтому, если инспектор ГИБДД будет необоснованно затягивать время составления протокола, то можно обратиться к нему с просьбой составления протокола о задержании. А оснований на задержание у инспектора нет, поэтому этот протокол будет легко обжалован.

Вы имеете право не покидать автомобиль, ведь в «наставлениях» сказано, что сотрудник может предложить вам выйти из автомобиля всего по нескольким причинам.

Это может быть наличие признаков опьянения у водителя, проведение осмотра автомобиля или груза, необходимость устранения технических неисправностей ТС и других.

Обратите внимание на то, что сотрудник не может потребовать того, чтобы вы вышли из автомобиля, а только может предложить вам это сделать. Поэтому только вам решать, покидать салон автомобиля, или воспользоваться своим правом и остаться в салоне.

Документы передавайте в руки инспектору только при свидетелях, во избежание недоразумений.

Как вести себя, если остановка не законна?

Если вы видите, что вас остановили незаконно, то вы все равно должны остановиться и предъявить документы.

Если вас остановили вне зоны поста и потребовали документы, то напомните инспектору об ответственности за самоуправство, которое приводит к предупреждению или наложению штрафа.

Если это напоминание не подействовало на инспектора, то предупредите, что дальнейшим вашим действием будет звонок по «02» или по телефону доверия.

Конечно, инспектор может попытаться «вывернуться» и обвинить вас в совершении административного нарушения. Это может быть не пристегнутый ремень безопасности, разговор за рулем по телефону и другие обвинения.

В любом случае, эти нарушения доказаны не будут, так как они были получены незаконно.

Подводим итоги

При остановке вашего автомобиля лучше не покидать салон, приоткрыв боковое стекло. Для собственной безопасности, вы имеете право использовать видео- и аудио-съемку, и сотрудник ГИБДД не должен вам в этом препятствовать. Запись начните со слов о дате и времени остановки, затем попросите продемонстрировать его документы и громко прочитайте данные сотрудника.

Затем, если сотрудник не назвал основание для остановки, попросить его огласить ее. Если требование остановки законно, то вы обязаны подчиниться. А если же требование не законно, то напомните ему об ответственности, о том, что вы можете позвонить в соответствующие органы.

После этого сотрудник поймет, что вы юридически грамотный водитель и, скорее всего, пожелает вам счастливого пути.

Служебные обязанности на дороге выполняют инспекторы ДПС.

Также вас могут становить сотрудники других структур полиции. Например, ваш автомобиль может быть остановлен сотрудником ППС в случае ограничения доступа в зону оцепления для проверки документов и даже для осмотра транспортного средства.

Посмотрите видеоматериал об обязанностях инспектора ГИБДД на дороге:

Честных и вежливых вам инспекторов на дороге!

В статье использовано изображение с сайта bestyurist-a177.ru

Источник: http://spokoino.ru/articles/gibdd/vas_ostanovil_inspektor_dps/

Меры обеспечения, применяемые по отношению к имуществу, задействованному в производстве по делу об административном правонарушении

Законно ли изъятие транспортного средства в данном случае?

В целях пресечения нарушений правил эксплуатации, использования транспортного средства и управления транспортным средством соответствующего вида, предусмотренных ч. 1 ст. 11.8.1, ст. 11.9, 11.26, 11.29, ч. 1 ст. 12.3, ч. 2 ст. 12.5, ч. 1 и 2 ст. 12.7, ч. 1 и 3 ст. 12.8, ч. 4 и 5 ст. 12.16, ч. 2—4 и 6 ст. 12.19, ч.

1-6 ст. 12.21.1, ч. 1 ст. 12.21.2, ст. 12.26, ч. 3 ст. 12.27, ч. 2 ст. 14.38 КоАП РФ, применяются задержание транспортного средства, т.е.

исключение транспортного средства из процесса перевозки людей и грузов путем перемещения его при помощи другого транспортного средства и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), и хранение на специализированной стоянке до устранения причины задержания, а при нарушениях, предусмотренных ст. 11.26 и 11.29 КоАП РФ, также до уплаты административного штрафа в случае, если транспортное средство, на котором совершено нарушение, выезжает с территории РФ.

При невозможности по техническим характеристикам транспортного средства его перемещения и помещения на специализированную стоянку в случае совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 1—5 или 6 ст. 12.21.1 или ч. 1 ст. 12.21.2 КоАП РФ, задержание осуществляется путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

В случае если транспортное средство, в отношении которого принято решение о задержании, будет создавать препятствия для движения других транспортных средств или пешеходов, оно до начала задержания может быть перемещено путем управления транспортным средством его водителем либо лицами, указанными в ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ, в ближайшее место, где данное транспортное средство таких препятствий создавать не будет. В случае совершения административных правонарушений, предусмотренных ст. 11.26, 11.29, 12.9, ч. 6 и 7 ст. 12.16, ст. 12.21.3 КоАП РФ, задержание транспортного средства может осуществляться путем перемещения его водителем задержанного транспортного средства либо лицами, указанными в ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ, и помещения в ближайшее специально отведенное охраняемое место (на специализированную стоянку), а также путем прекращения движения при помощи блокирующих устройств.

Задержание транспортного средства прекращается непосредственно на месте задержания транспортного средства в присутствии лица, которое может управлять данным транспортным средством в соответствии с Правилами дорожного движения, если причина задержания транспортного средства устранена до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения на специализированную стоянку (ч. 1.1 ст. 27.13 КоАП РФ).

Решение о задержании, прекращении указанного задержания или возврате транспортного средства принимается должностными лицами, уполномоченными составлять протоколы о соответствующих административных правонарушениях, а также должностными лицами военной автомобильной инспекции (ВАИ). При этом составляется протокол о задержании транспортного средства, после чего они присутствуют на месте до начала движения транспортного средства, предназначенного для перемещения на специализированную стоянку.

Копия протокола о задержании вручается лицу, в отношении которого применена указанная мера обеспечения ПДАП, а также лицу, которое будет исполнять решение о задержании транспортного средства.

Копия протокола, составленного в отсутствие водителя, с решением должностного лица о возврате задержанного транспортного средства вручается его владельцу, представителю владельца или лицу, имеющему при себе документы, необходимые для управления данным транспортным средством, незамедлительно после устранения причины задержания транспортного средства.

Протокол о задержании транспортного средства в отсутствие водителя составляется в присутствии двух понятых либо с применением видеозаписи.

Перемещение транспортных средств Вооруженных Сил РФ, войск национальной гвардии РФ, инженерно-технических, дорожно-строительных воинских формирований при федеральных органах исполнительной власти или спасательных воинских формирований МЧС России на специализированную стоянку, их хранение, оплата расходов на перемещение и хранение, возврат транспортных средств осуществляются в порядке, установленном Правительством РФ.

Перемещение транспортных средств на специализированную стоянку, за исключением транспортных средств, указанных в ч. 9 ст. 27.

13 КоАП РФ, их хранение и возврат владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, оплата лицами, привлеченными к административной ответственности за административные правонарушения, повлекшие применение задержания транспортных средств, стоимости перемещения и хранения задержанных транспортных средств, осуществляются в порядке, устанавливаемом законами субъектов РФ. Возврат задержанных транспортных средств их владельцам, представителям владельцев или лицам, имеющим при себе документы, необходимые для управления данными транспортными средствами, осуществляется незамедлительно после устранения причины их задержания.

Лицо, привлеченное к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, за исключением случаев, указанных в ч. 9 ст. 27.

13 КоАП РФ, оплачивает стоимость перемещения и хранения задержанного транспортного средства в сроки и по тарифам, которые устанавливаются уполномоченным органом исполнительной власти субъекта РФ в соответствии с методическими указаниями, утвержденными ФАС России.

Обязанность лица, привлеченного к административной ответственности за административное правонарушение, повлекшее применение задержания транспортного средства, по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства отражается в постановлении о назначении административного наказания.

В случае прекращения ПДАП по основаниям, предусмотренным п.

1, 2 (за исключением случаев недостижения физическим лицом на момент совершения противоправных действий (бездействия) возраста, предусмотренного КоАП РФ для привлечения к административной ответственности, либо передачи материалов дела прокурору, в орган предварительного следствия или в орган дознания в связи с наличием в противоправных действиях (бездействии) признаков преступления), п. 3, 8, 8.1 и 9 ч. 1 ст. 24.5 КоАП РФ, расходы на перемещение и хранение задержанного транспортного средства относятся на счет федерального бюджета, а в случае прекращения ПДАП, находившемуся в производстве органа исполнительной власти субъекта РФ, — на счет бюджета соответствующего субъекта РФ. В случае прекращения ПДАП по иным основаниям обязанность по оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства возлагается на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей. Решение вопроса об отнесении расходов на перемещение и хранение задержанного транспортного средства на счет федерального бюджета или бюджета субъекта РФ либо о возложении обязанности но оплате стоимости перемещения и хранения задержанного транспортного средства на лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), повлекшие задержание транспортного средства, его родителей или иных законных представителей отражается в постановлении о прекращении ПДАП.

Оплата расходов на перемещение транспортных средств на специализированную стоянку и их хранение не является санкцией за административное правонарушение, не исключается их возмещение лицу, не совершавшему административного правонарушения, в связи с которым было применено задержание транспортного средства, не является основанием рассматривать оспариваемое законоположение как нарушающее конституционные права[1].

Из судебной практики

1. В Обзоре практики рассмотрения арбитражными судами дел о возмещении вреда, причиненного государственными органами, органами местного самоуправления, а также их должностными лицами, изложенном в Информационном письме Президиума ВАС РФ от 31.05.2011 № 145, определены следующие правила.

Суд удовлетворяет требование о возмещении вреда, установив, что мера обеспечения ПДАП не являлась необходимой в конкретных условиях, применена в нарушение принципов разумности и соразмерности при отсутствии достаточных фактических оснований или не соответствовала целям, на достижение которых могут быть направлены такие меры.

Должностными лицами ГИБДД для проверки документов был остановлен автомобиль истца, перевозивший принадлежащий истцу товар по маршруту Москва — СанктПетербург. В связи с тем, что водитель Р., управлявший транспортным средством, не имел при себе документов на право управления им, в отношении Р.

были составлены протоколы об административном правонарушении, предусмотренном ч. 1 ст. 12.3 КоАП РФ, и об отстранении от управления транспортным средством. Несмотря на доводы сотрудников истца о том, что автомобиль мог продолжать движение под управлением другого находившегося в кабине и имевшего право на управление им водителя А.

, транспортное средство на основании ст. 27.13 КоАП РФ было задержано и перемещено на охраняемую стоянку. В связи с задержанием указанного транспортного средства общество понесло дополнительные расходы на оплату хранения транспортного средства на стоянке, проезд сотрудника истца С. из Москвы до места хранения транспортного средства, проживание сотрудников истца Р.

и А. в гостинице в течение двух суток, уплату контрагенту неустойки за просрочку поставки товара.

Применение меры обеспечения производства по делу об административном правонарушении не может быть признано законным, если ее применение осуществлялось хотя и в рамках установленных законом полномочий соответствующего должностного лица, но в нарушение принципов разумности и соразмерности при отсутствии достаточных фактических оснований либо не соответствовало целям, на достижение которых могут быть направлены такие меры, а сама мера не являлась необходимой в данных условиях.

По смыслу ст. 27.13 КоАП РФ задержание транспортного средства применяется с целью пресечения правонарушения. Однако эта цель в данном случае была достигнута применением к водителю Р.

такой меры, как отстранение от управления транспортным средством, и автомобиль истца мог продолжать движение иод управлением другого водителя А.

Задержание транспортного средства не являлось необходимым для пресечения правонарушения и не отвечало принципам разумности и соразмерности, следовательно, не может быть признано законным.

2. Инспектор ДПС на посту ДПС 22 декабря 2009 г. остановил для проверки документов автомобиль марки «MAN 19372» с грузом заявителя. Поскольку документы вызвали сомнения в их подлинности, инспектором ДПС составлен протокол от 22 декабря 2009 г. о задержании транспортного средства на основании ч. 3 ст. 27.13 КоАП РФ.

В тот же день названный автомобиль помещен на автостоянку, протокол о задержании транспортного средства и рапорт инспектора ДПС переданы в отдел по борьбе с экономическими преступлениями (ОБЭП) ОВД. Согласно протоколу осмотра от 23 декабря 2009 г.

, после вскрытия пломбы № 29935695 в кузове автомобиля обнаружены бутылки емкостью 0,3 л с надписью «Дезинфицирующее средство “Антисептин-Марат”» и канистры емкостью 1 л. Протоколом от 23 декабря 2009 г. зафиксировано изъятие образцов перевозимой продукции для исследования. Постановлением начальника ОВД от 1 января 2010 г.

, со ссылкой на справку эксперта, в возбуждении уголовного дела отказано за отсутствием состава преступления. Поскольку действия инспектора ДПС повлекли необоснованный простой автомобиля в течение восьми дней, общество удовлетворило претензию перевозчика и возместило 24 тыс. руб.

за простой транспортного средства, а затем обратилось в суд с заявлением о признании незаконными действий инспектора ДПС и взыскании убытков.

У инспектора ДПС отсутствовали основания для задержания транспортного средства, предусмотренные ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ.

При проведении оперативно-следственных мероприятий в отношении автомобиля проверялось только соответствие перевозимого груза сопроводительным документам, следовательно, действия инспектора ДПС по досмотру и задержанию автомашины под предлогом сомнения в подлинности документов, незаконны и нарушают права общества в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности. Однако протокол о задержании транспортного средства от 22 декабря 2009 г. не содержит указаний на наличие оснований для задержания транспортного средства, предусмотренных ч. 1 ст. 27.13 КоАП РФ. Такие основания не были установлены и в ходе проверки, проведенной сотрудниками ОБЭП, по результатам которой отказано в возбуждении уголовного дела. Более того, протокол о задержании автомашины подписан понятыми А. и К., копия его выдана под роспись водителю А., однако протокол не подписан лицом, его составившим. Также в протоколе и рапорте от 22 декабря 2009 г. на имя начальника ОВД не отражено, в чем именно выразились сомнения в подлинности документов. В рапорте указано на наличие сомнений в соответствии документов персвозимому грузу, между тем осмотр транспортного средства и груза инспектором ДПС нс произведен.

Действия инспектора ДПС по задержанию транспортного средства, перевозившего груз общества, нарушают положения Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Требование ст.

1 Протокола № 1 к Конвенции заключается в том, чтобы любое вмешательство публичных властей в имущественные права частных лиц осуществлялось на законных основаниях и не было произвольным (см., например, постановления Европейского суда по правам человека от 09.06.

2005 по делу «Бакланов против Российской Федерации» (Baklanov v. Russia),

Источник: https://studme.org/206849/pravo/mery_obespecheniya_primenyaemye_otnosheniyu_imuschestvu_zadeystvovannomu_proizvodstve_delu_administrativnom

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий