Законопроект о запрете рекламы и продвижения электронных сигарет

Регулирование и налогообложение электронных сигарет является правильным решением

Законопроект о запрете рекламы и продвижения электронных сигарет

Электронная сигарета (фото: Pixabay creative commons license).

В настоящее время регулирование потребления табака посредством акцизного налогообложения, ограничения на курение в общественных местах, ограничения на доступ молодежи к табачным изделиям и запрета продажи табачных изделий несовершеннолетним является общепринятой политической мерой по предотвращению вредного воздействия табака на здоровье человека.

Решение Федерального районного суда США, которое обязало четырех крупнейших в стране производителей сигарет сделать «корректирующие заявления» для информирования общественности о негативных последствиях курения сигарет, включая легкие сигареты и сигареты с низким содержанием никотина, в форме телевизионных роликов в лучшее эфирное время и рекламных объявлений в газетах на всю полосу в течение одного года, начиная с 26 ноября 2017 года, только подтверждает факты, уже известные по доказательствам, накопившимся за последние полвека: манипуляции с дизайном и составом сигарет с целью обеспечения оптимальной доставки никотина приводят к наркотической зависимости, ухудшению здоровья, преждевременной смерти и инвалидности среди курильщиков и тех лиц, которые подвержены воздействию окружающего табачного дыма /пассивных курильщиков.Недавнее решение Ватикана о запрете на беспошлинную продажу сигарет является хорошим примером того, как изменилось отношение общества к потреблению табака: суверенное государство готово отказаться от доходов, поступающих за счет продажи товаров, которые однозначно наносят вред здоровью человека. В последние годы политические дискуссии на глобальном уровне по поводу того, должны ли электронные сигареты и другие бездымные системы доставки никотина классифицироваться как табачные изделия, и, следовательно, регулироваться таким же образом, как и сигареты, приобрели повышенное значение, поскольку их производство лежит в основе новых диверсифицированных бизнес-планов табачных компаний наряду с производством и сбытом сигарет. В то время как электронные сигареты, представляющие собой устройства на батарейке, нагревающие никотиносодержащую жидкость, которая испаряется и вдыхается курильщиком как сигарета, преподносятся как технологическая инновация для снижения вреда и для защиты курильщиков от вредного воздействия сигарет, по-прежнему продающихся по всему миру, мы должны задать вопрос: имеются ли веские научные доказательства, подтверждающие такое заявление и позволяющие исключить электронные сигареты из числа продуктов, подлежащих регулированию в качестве табачного изделия? В обзоре, опубликованном в Медицинском журнале Новой Англии, делается следующий вывод: «В настоящее время не представляется возможным достигнуть консенсуса касательно безопасности электронных сигарет, кроме утверждения о том, что они более безопасны, чем традиционные сигареты, но также могут представлять собой риск для здоровья человека, который отсутствует при неупотреблении любого из этих продуктов».

По результатам комплексного обзора имеющихся доказательств, который был проведен главным санитарным врачом США в 2016 г., сделан вывод о том, что употребление подростками и молодыми людьми табака в любой форме, включая электронные сигареты, является небезопасным, и что в последние годы с пугающей скоростью растет использование электронных сигарет, которые становятся наиболее широко используемым табачным изделием среди молодежи Соединенных Штатов Америки.

В докладе также делается предупреждение о том, что поскольку электронные сигареты являются табачным изделием, которое поставляет никотин (токсичное вещество, вызывающее быстрое привыкание), то они могут также представлять риск того, что многие из сегодняшних подростков и молодых людей, использующих электронные сигареты, завтра станут курильщиками сигарет, чтобы удовлетворять свою зависимость от никотина. Более того, воздействие никотина может нанести вред развитию мозга таким образом, что отрицательно повлияет на неврологическое развитие и психическое здоровье подростков и молодых людей.Регулятивные меры касательно электронных сигарет в США и Европейском союзе (ЕС) четко указывают на потенциальные риски употребления электронных сигарет для здоровья человека. Электронные сигареты, как и другие сигаретные продукты, теперь подлежат контролю и государственному регулированию со стороны Управления США по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов. Это соответствует рекомендациям, представленным в докладе главного санитарного врача США о том, что комплексная борьба против употребления табака и стратегии профилактики курения среди молодежи должны охватывать все табачные изделия, включая электронные сигареты, и что дальнейшее сокращение употребления табака и внедрение такой идеи среди молодежи достижимы путем регулирования производства, распределения, сбыта и продажи всех табачных изделий, в том числе электронных сигарет.В мае 2017 года Европейский суд одобрил новый закон, согласно которому электронные сигареты так же, как и традиционные сигареты, должны подвергаться аналогичному жесткому регулированию, включая широкий запрет на рекламу и другую деятельность по продвижению продукта. Обновленная директива ЕС о табачных изделиях, в которой впервые было введено положение о строгом регулировании электронных сигарет, была разработана пару лет назад, но была оспорена рядом ведущих компаний в табачной индустрии.Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) и Секретариат Рамочной конвенции ВОЗ по борьбе против табака (РКБТ) ясно рекомендовали странам обращаться с электронными сигаретами и регулировать их использование таким же образом, как и в случае с другими табачными изделиями. Группа Всемирного банка (ГВБ) с 1990-х гг. придерживается совершенно однозначной глобальной политики в отношении табака, пресекающей кредитование, предоставление грантов или гарантирование инвестиций, займов или кредитов на производство, переработку и сбыт табака/табачных изделий. Изначально выступая в качестве сторонника РКБТ, ГВБ также предоставляет техническую помощь правительствам стран по вопросам повышения налогов на табачные изделия как беспроигрышной политической меры для улучшения здоровья населения и мобилизации внутренних ресурсов.

Считаю, что мы все, работая над продвижением большого дела охраны здоровья населения мира, не должны отступать от своего стремления поддерживать развитие здоровых обществ. При этом нам следует помнить, что употребление табака является ведущей предупреждаемой причиной смертности в мире, от которой ежегодно умирают 7 миллионов человек. Двигаясь вперед, мы должны извлечь уроки из истории, руководствоваться имеющимися научными доказательствами и удвоить наши усилия по поддержке на мировом уровне полной реализации мер РКБТ по сокращению спроса и предложения в целях борьбы против употребления табака во всех его формах, включая электронные сигареты.

Источник: http://blogs.worldbank.org/ru/europeandcentralasia/regulating-and-taxing-e-cigarettes-right-thing-do

Россия ищет свой путь –

Законопроект о запрете рекламы и продвижения электронных сигарет

Тема регулирования альтернативных средств доставки никотина (АСДН) в России стала подниматься с 2015 года, когда стало понятно, что приходящие на смену сигаретам продукты развиваются из нишевого товара в самостоятельную отрасль. Каким будет это регулирование — таким же жестким, как для традиционных табачных изделий, или все же менее драконовским с учетом потенциально меньшего вреда для здоровья новых устройств — этот вопрос пока еще остается открытым.

В России производство и оборот табачных продуктов регулируются 15-ФЗ «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака».

Закон был принят еще в 2013 году и устанавливает нормативы главным образом для традиционных сигарет, на которые приходится основная доля продаж всей табачной продукции в стране. Шесть лет назад, когда закон разрабатывался и принимался, власти не обращали особого внимания на АСДН.

Но с тех пор оборот этого рынка стал расти такими значительными темпами, что стало очевидно: без создания специальной нормативно-правовой базы не обойтись. В действующем же законодательстве пока даже нет терминологии, которая бы давала определение устройствам, относящимся к АСДН.

Следовательно, ни под одно из положений, регулирующих сигареты и другую табачную продукцию, они не подпадают.

Первые попытки регуляторной работы начали предприниматься c июня 2015 года.

Конфедерация обществ защиты прав потребителей и Коалиция по контролю за табаком, которые активно сотрудничают с западными фондами, финансирующими борьбу с «табачной эпидемией», в своем письме в Минздрав предложили приравнять АСДН к рецептурным препаратам, а также проконтролировать использование в них фармакологического никотина. Кроме того, они выступали за продажу электронных сигарет исключительно в аптеках и только совершеннолетним покупателям. Значимых последствий эти предложения не имели, однако обозначили жесткую позицию антитабачных общественников. На тезис о меньшем вреде электронных сигарет по сравнению с обычными они отвечали, что данный аспект еще недостаточно всесторонне изучен. Примерно тогда же на площадке Федеральной антимонопольной службы все крупнейшие производители табачной продукции подписали «Публичную декларация добросовестных участников рынка», которая описывает добровольные принципы по саморегулированию продаж и маркетинга электронных систем доставки никотина, жидкостей для электронных систем доставки никотина, изделий из нагреваемого табака и обозначает перечень жестких индивидуальных ограничений для маркетинговой деятельности табачных компаний.

Мнения чиновников разделились

Российские чиновники в вопросе о регулировании АСДН разделились на два лагеря. Первый, где условным предводителем был Минздрав, настаивал на том, что электронные сигареты должны подчиняться уже существующему антитабачному законодательству.

У второго лагеря, во главе которого встал Минпромторг, мнение было другим: инновационные устройства менее вредны для здоровья, поскольку при их использовании в организм не попадают продукты горения или тления табака, а раз так, то регулирование электронных и аналоговых сигарет должно быть дифференцированным.

Конкретные действия к началу регулирования АСДН Минздрав предпринял в 2016 году, представив проект «Концепции осуществления государственной политики противодействия потреблению табака на 2017–2022 годы и дальнейшую перспективу».

В него были включены серьезные запретительные и ограничительные пункты для АСДН, по сути приравнивающие их к обычным табачных изделиям. Для электронных устройств, в частности, предлагалось установить те же ограничения по продаже и использованию в общественных местах.

Проект концепции вызвал много критики со стороны как отрасли, так и чиновников из других министерств. Минздрав несколько раз менял документ перед тем, как отправить его в Белый дом. Внесенный итоговый вариант правительству не понравился — оно возвратило его министерству на доработку. На текущий момент концепция все еще не утверждена.

Вероятно, для подстраховки Минздрав включил часть антитабачных ограничений, включая те, что касаются АСДН, в другой свой документ — «Стратегию формирования здорового образа жизни граждан России до 2025 года». Ее пока также не приняли.

Следующий шаг — отрегулировать продажу и использование АСДН — был сделан в феврале 2017 года депутатами Николаем Герасименко и Маратом Бариевым. Их предложения, оформленные в виде поправок к 15-ФЗ, шли в фарватере идей Минздрава.

«Законопроект распространяет ограничения на обращение, продажу, запрет на потребление несовершеннолетними гражданами, а также использование в общественных местах, продвижение на рынке бестабачных курительных изделий по аналогии с ограничениями и запретами, принятыми для табачных изделий»,— говорилось в пояснительной записке к законопроекту парламентариев.

Правительство их инициативу в целом поддержало, но указало при этом на ряд несоответствий. Там, например, высказались против того, чтобы потребители АСДН пользовались обычными курилками, так как это «противоречит основным принципам охраны здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий употребления табака».

В настоящее время законопроект находится на рассмотрении думского Комитета по экономической политике, промышленности, инновационному развитию и предпринимательству.

Позицию Минпромторга по раздельному регулированию для АСДН поддержали сенаторы Валерий Рязанский и Игорь Чернышев, а также депутаты Максим Шингаркин и Сергей Катасонов. Весной 2016 года они разработали и внесли в Госдуму свой законопроект «Об особенностях оборота электронных систем доставки никотина».

В этом документе АСДН было впервые дано определение. Нормы законопроекта предусматривали запрет на продажу таких устройств несовершеннолетним и разрешали их использование в заведениях общепита.

При этом, как и обычные сигареты, АСДН предлагалось запретить использовать на объектах транспорта и спорта, а также в медицинских и образовательных учреждениях.

Одновременно авторы законопроекта предлагали внести поправки в закон «О рекламе» и Кодекс об административных правонарушениях.

Так, производителям запрещали указывать, что электронные сигареты безопаснее курения, помогают отказаться от пагубной привычки, а также являются изделиями медицинского назначения. Существенные запреты должны были коснуться рекламы изделий в СМИ, на рекламных щитах и в общественном транспорте.

Поправки в КоАП предусматривали штрафы за вовлечение в использование и продажу устройств несовершеннолетним, а также штрафы за использование АСДН в общественных местах.

В декабре 2017 года в первом же чтении законопроект отклонили, поскольку думский Комитет по охране здоровья, возглавляемый господином Герасименко, посчитал целесообразным регулировать АСДН в рамках уже существующего 15-ФЗ.

Минпромторг в начале 2018 года подготовил уже свой проект закона, регулирующий инновационные табачные продукты.

Документ предлагал некоторые послабления в действующих для обычных табачных изделий ограничениях по продаже, использованию и рекламе электронных сигарет и систем нагревания табака.

Их потребителей уже не отправляли в общие курилки — на усмотрение работодателя использование АСДН допускалось и в специально оборудованных помещениях. Как и отклоненный законопроект депутатов и сенаторов, документ Минпромторга не вводил ограничений на использование АСДН в отдельных зонах в ресторанах и кафе.

Что касается продвижения АСДН, то Минпромторг выступил за то, чтобы рекламы устройств не было на наружных носителях, в эфире радио и телевидения, а также на первых и последних полосах печатных изданий.

Вводился также запрет их рекламы на любых носителях в общественном транспорте, медицинских, детских, общеобразовательных учреждениях, домах и дворцах культуры, музеях, цирках, театрах, библиотеках, на объектах спорта.

При этом допускалась реклама в местах продажи при условии отсутствия в ней обращения к некурящим, а также несовершеннолетним. Такое регулирование Минпромторг предлагал ввести уже с 1 января 2019 года.

Минздрав инициативу коллег ожидаемо не поддержал. Точку в споре двух министерств в июне 2018 года поставили вице-премьеры Дмитрий Козак и Татьяна Голикова. Они сочли, что создавать отдельный закон для АСДН нецелесообразно.

Сейчас прорабатываются возможные варианты законодательного регулирования оборота АСДН в рамках 15-ФЗ, сообщили “Ъ” в пресс-службе Минпромторга.

Там также отметили, что внимание министерства сосредоточено на результатах исследований инновационной продукции, которые свидетельствуют о ее пониженном вреде для здоровья потребителей в сравнении с обычными сигаретами.

«Мы считаем, что, безусловно, результаты исследований должны учитываться при выработке законодательных мер регулирования оборота инновационной никотинсодержащей продукции. Поэтому сейчас рано говорить о каких-то конкретных сроках внесения изменений в закон»,— заявили в Минпромторге.

Замминистра здравоохранения Олег Салагай в декабре на заседании комитета Госдумы по охране здоровья назвал более конкретные сроки обсуждения поправок, касающихся АСДН. По его словам, первая встреча по этой теме в правительстве с участием депутатов Госдумы состоится, возможно, уже в начале года.

Регионы не стали ждать

Пока органы федеральной власти находятся в поиске компромисса по вопросу регулирования АСДН, на региональном уровне уже давно идет работа в этом направлении.

В основном она касается пока только ограничений, связанных с предотвращением продажи устройств несовершеннолетним. Одним из пионеров еще в марте 2017 года стал Ставропольский край. За продажу АСДН лицам, не достигшим 18 лет, там ввели штраф в размере 1–1,5 тыс.

руб. для физических лиц, ответственность для юридических лиц предусмотрена в пределах 20 тыс. руб.

Законодатели Саратовской области одновременно запретили продажу несовершеннолетним не только электронных сигарет и жидкостей для них, но и безалкогольных тонизирующих напитков в детских, спортивных, культурных, образовательных, медицинских организациях и учреждениях.

С 1 февраля текущего года в Астраханской области вне закона станет само пребывание несовершеннолетних в местах продажи АСДН и сопутствующих товаров. Сегодня в регионе зарегистрировано примерно три десятка торговых точек по продаже АСДН. Многие из них — так называемые островки в крупных торговых центрах.

Их владельцам придется подыскивать другие, изолированные от свободного доступа помещения.

В Волгоградской области отдельный закон принимать не стали — дополнили существующий «О мерах по предупреждению причинения вреда здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию».

К уже действующему запрету на пребывание детей и подростков в местах продажи товаров сексуального характера и алкогольной продукции добавили точки по реализации электронных сигарет.

Также запреты на продажу АСДН несовершеннолетним уже введены в Ингушетии, Бурятии, в Челябинской, Тюменской, Пензенской, Ростовской, Новгородской, Владимирской, Нижегородской, Московской, Ленинградской, Оренбургской областях, в Еврейской и Чукотской автономной областях, в Ненецком АО и в Санкт-Петербурге.

В Дагестане, Чувашии, в Алтайском, Приморском краях, Москве, Тамбовской области, в Ханты-Мансийском АО законопроекты, запрещающие продажу АСДН не достигшим 18-летнего возраста лицам, находятся на рассмотрении. Готовы приступить к аналогичной работе и парламентарии Пермского края.

Еще в двух регионах — Магаданской и Томской областях — работа над законопроектами временно приостановлена, поскольку пока не ясно, кто и как будет следить за исполнением запретов.

Дополнительный запрет на использование АСДН в общественных местах (в медицинских, санаторно-курортных учреждениях, в общественном транспорте, на детских площадках и пляжах, в лифтах и общих помещениях многоквартирных домов) пока начал действовать только в одном российском регионе — Вологодской области.

Татьяна Кокина

Источник: https://www.kommersant.ru/doc/3880845

Электронные сигареты могут запретить курить в общественных местах | ЮРЛІГА

Законопроект о запрете рекламы и продвижения электронных сигарет

24 декабря Кабмин одобрил законопроект относительно адаптации законодательства к требованиям Директивы 2014/40/ЕС Европейского Парламента (об охране здоровья населения от вредного влияния табака).

Он разработан в рамках реализации Рамочной конвенции борьбы против табака. Законопроект значительно усилит борьбу с курением, заполнит пробелы в украинском законодательстве, установит требования к обращению электронных сигарет и новейших табачных изделий в Украине.

Вкусовые добавки в сигаретах

Минздрав предлагает запретить все вкусовые добавки, которые делают сигареты “вкусными” и поощряют несовершеннолетних и молодых людей к курению.

В запрещенные вещества входят:

– дополнения, имеющие свойства делать дым цветным;

– вкусо-ароматические дополнения в любых компонентах, таких как фильтры, бумага, упаковка, капсулы, или имеющие любые технические характеристики, позволяющие изменять запах или вкус или интенсивность дыма;

– кофеин, таурин или другие примеси, которые могут ассоциироваться с бодростью.

Витамины, которые ошибочно могут спровоцировать мнения о пользе сигарет, и вкусовые примеси в сигаретах будут запрещены.

Новые правила маркировки

Вводится новая маркировка для табачных изделий: графические предупреждения о вреде курения будут изменены на европейские и занимать значительно большую часть упаковки сигарет – 65 %. Будет проходить постоянная ежегодная ротация медицинских графических предупреждений.

Правила к предупреждению об опасности для здоровья вводятся для всех видов табачных изделий, электронных сигарет и заправочных контейнеров (30 % от общей площади).

Реклама табачных изделий не будет использовать возможные позитивные ассоциации табака с бодростью, здоровьем, силой или молодостью. Под запретом реклама или намеки на меньшую вредность, иной вкус или добавки, которые уменьшают негативное влияние на окружающую среду.

Проект Закона также предусматривает запрет производства “крепких” сигарет – это сигареты, в которых показатели содержимого никотина, смолы и монооксида углерода у дыма одной сигареты превышают: никотина – 1,0 мг, смолы – 10 мг, монооксида углерода – 10 мг.

Обновлена терминология для лучшего контроля

Расширяется перечень табачных изделий, позволяющих контролировать их распространение, рекламу и упаковку. Среди перечня есть такие виды: жевательный, нюхательный, табак для самокруток, трубок, для кальяна и для перорального употребления.

Также законопроект предлагает ввести определение травяного изделия для курения – это изделие на основе растений, трав или фруктов, не содержащее табака и которое можно потреблять через процесс сгорания.

Проект также предусматривает определение новейших табачных изделий (например, т. наз. табачных изделий для электрического нагревания) – новых девайсов, получивших значительную популярность на украинском рынке.

Это табачное изделие, которое не входит в такие определения, как: сигареты, табак для самокрутки, табак для трубки, табак для кальяна, сигары, сигарилы, жевательный табак, нюхательный табак и табак для перорального употребления.

Е-сигареты

Впервые в Украине предлагается урегулировать понятие “электронная сигарета”.

В документе дается определение для е-сигарет в соответствии с правилами в ЕС: это изделие, которое можно использовать для потребления пара, содержащего никотин, через мундштук, или любой компонент этого изделия, в том числе картридж, резервуар и устройство без картриджа или резервуара.

Также предлагается запретить курение электронных сигарет и новейших табачных изделийв общественных местах.

Более высокий уровень подотчетности корпораций

Предложено, чтобы ежегодно они подавали в Минздрав информацию о: а) перечне всех ингредиентов и их количестве, используемых в производстве табачных изделий, в порядке уменьшения массы каждого ингредиента, входящего в состав табачных изделий; б) уровнях выбросов смолы, никотина, монооксида углерода в дыме сигарет; в) информацию о других выбросах и их предельных уровнях. Минздрав будет обязан обнародовать эту информацию для общественности.

Проверить производителя традиционных и новейших табачных изделий можно в удобном сервисе CONTR AGENT от ЛІГА:ЗАКОН. Сервис можно протестировать по ссылке.

Только до 28 декабря действуют новогодние скидки до -40 % на решения для эффективного ведения бизнеса в новом году. Воспользуйтесь акционным предложением, перейдя по ссылке.

Источник: https://jurliga.ligazakon.net/news/192000_elektronnye-sigarety-mogut-zapretit-kurit-v-obshchestvennykh-mestakh

Ни парить, ни дымить. Электронные сигареты хотят приравнять к обычным

Законопроект о запрете рекламы и продвижения электронных сигарет

Электронные сигареты могут приравнять к обычным в начале следующего года.

Это значит, что на электронные сигареты будут распространяться точно такие же ограничения антитабачного закона: запрет на курение в общественных местах, на рекламу и стимулирование продаж и так далее.

На днях депутаты Госдумы приняли в третьем чтении законопроект Минфина о введении акциза на устройства нагревания табака, такие как IQOS и glo, а также на многоразовые электронные сигареты.

Правительство России поддержало законопроект о распространении антитабачного закона на электронные сигареты и кальяны. Также в правительстве обратили внимание на возможность усилить административную ответственность индивидуальных предпринимателей и юридических лиц за нарушения законодательства в сфере охраны здоровья граждан от воздействия табачного дыма.

Впервые ограничение на распространение табачной продукции появилось в России в 2013 году с принятием антитабачного закона: с тех пор существует запрет на рекламу сигарет и на курение в общественных местах.

До этого в стране не было принято практически ни одной эффективной антитабачной нормы, что некоторые эксперты связывали с сильным табачным лобби. На этом фоне Россия оставалась одним из мировых лидеров по курению.

Как утверждает председатель правления Международной конфедерации обществ потребителей Дмитрий Янин, сейчас в России выкуривается почти на 100 миллиардов сигарет меньше, чем до принятия закона.

По данным Всемирной организации здравоохранения, в мире наблюдается сокращение курильщиков обычных сигарет, но стремительно растет число пользователей электронных сигарет: в 2011 году их курили 7 млн человек, а в 2016-м уже 35 млн.

В России электронные сигареты и кальяны по-прежнему находятся за рамками закона – на них не распространяются никакие ограничения, кроме тех, которые накладывают отдельные компании. Например, запрещено курить электронные сигареты в поездах и самолетах, но теоретически можно в школах.​

– Россия – одна из немногих стран, где полностью свободный рынок, где можно раздавать бесплатно эту продукцию, где можно ее рекламировать в интернете, в газетах, где угодно, – говорит Янин.

– Потреблять в теории эту продукцию можно в школе, в детском саду, в университете, в аэропорту, в офисе. То есть практически везде вы можете затянуться, и полицейский вам ничего не сможет сделать.

Налогов здесь тоже значительно меньше, это приводит к тому, что продукт достаточно доступен по цене.

В других странах по-разному относятся к электронным сигаретам. Как рассказал Янин, в Турции, в Дании, в Аргентине использование таких продуктов незаконно. В Великобритании, наоборот, достаточно либеральный подход, и электронные сигареты рассматриваются как средство терапии от никотиновой зависимости.

Дмитрий Янин

– Мы говорим о том, что такая продукция должна быть на рынке, но она не должна продвигаться. Ее может назначить врач или сам курильщик может ее купить, но здесь не должно быть рекламы, и использовать эту продукцию в ресторане, в школе, в университете неправильно.

Для курильщика, который отказывается от сигарет и переходит на заменители, это, безусловно, меньший вред. Но есть и обратная сторона: люди, которые никогда не курили, начинают потреблять никотин через электронные сигареты.

Сейчас все эти девайсы кажутся подросткам модными и не опасными. Маркетинг достигает их через интернет, а Федеральная антимонопольная служба не ограничивает рекламу такого рода продукции.

И это приводит к тому, что потребление электронных сигарет и бездымных форм потребления табака в России растет ежегодно. Это, по сути, эпидемия.

Как утверждает Янин, во власти и в близких к ней структурах по-прежнему есть сильное табачное лобби. Например, к лоббистам он относит главу Российского союза промышленников и предпринимателей Александра Шохина, у которого есть совместный проект с компанией “Филип Моррис”.

Как писал в 2018 году Янин, вливания “Филип Моррис” в дочернюю структуру РСПП – Бизнес-школу РСПП (АНО ДО “Центр регионального развития и бизнес технологий РСПП”) за два года составили более $800 тыс.

Также к лоббистам Янин относит целые ведомства: Минпромторг, который в свое время написал отдельный закон вместе с табачными компаниями; ФАС, который создал специальный совет с табачными компаниями, чтобы блокировать Минздрав.

По словам Янина, к исследованию и лоббированию идеи меньшего вреда нагреваемого табака был привлечен бывший глава антидопингового агентства России и экс-руководитель Росздравнадзора Рамил Хабриев.

С ФАС у Международной конфедерации обществ потребителей недавно произошло разногласие относительно электронных сигарет. Конфедерация пожаловалась в ведомство на стенды с рекламой IQOS в магазинах, заявив, что это подпадает под запрет рекламы табака согласно закону “О рекламе”.

Однако ФАС решил иначе: стенды IQOS в магазинах не являются рекламой табака, поскольку устройства могут использоваться в медицине.

Заместитель руководителя ФАС Андрей Кашеваров заявил РБК, что реклама, на которой не изображены картриджи, содержащие никотин, не является нарушением.

– Мы не ожидали, что ФАС, который в 2012 году поддерживал практически все жесткие запреты против курения, на 180 градусов изменит свою позицию и станет табачным лоббистом, – говорит Дмитрий Янин. – За последние двадцать лет руководство ФАС не сильно изменилось. Наверное, это традиция в России – заходить на двадцать и более лет во власть.

И наверное, когда-то там будут новые люди, и с ними нужно будет заново обсуждать все табачные вопросы. Когда ФАС нам ответил, что в целом это устройство для потребления табачных изделий можно использовать для употребления витаминов и полезной продукции, мы сочли этот ответ издевательским.

Будем ждать смены власти в ФАС и с новыми руководителями что-то обсуждать, с этими обсуждать бесполезно.

По данным Минздрава в России ежегодно от болезней, связанных с потреблением табака, погибают от 300 тысяч до 400 тысяч граждан.

Курение электронных сигарет не является безопасным. Это подтверждается различными исследованиями, например, в работе 2017 года, опубликованной в журнале JAMA Internal Medicine, изучен химический состав пара от вапоризатора бренда IQOS.

Как выяснили исследователи, никотина в нем содержится почти столько же, сколько в обычной сигарете той же номинальной крепости, но помимо этого в дыме от электронной сигареты есть химические вещества, вызывающие рак: летучие органические соединения, оксид углерода, полициклические ароматические углеводороды.

– В электронных средствах доставки никотина содержатся канцерогены, такие как формальдегид и акролеин, которые приводят к онкологическим заболеваниям, – говорит член Координационного совета по борьбе против табака при Минздраве России Виктор Зыков.

– Содержатся летучие органические вещества, табакспецифичные нитрозамины, металлы, частицы силиката, то есть соединения, многие из которых являются токсичными и имеют последствия для здоровья и вызывают значительные патологические изменения.

Некоторые из этих веществ в электронных сигаретах могут достигать такого же уровня, как в обычных, или превышать его. Это касается, например, формальдегида. Хром, никель, свинец – это металлы, концентрация которых в электронных сигаретах может быть больше, чем в обычных.

Поэтому медицинское сообщество говорит, что в электронных средствах доставки никотина уровень содержания канцерогенов достаточен для возникновения заболеваний.

В США сейчас расследуют массовое заболевание курильщиков вейпа: 380 человек столкнулись с загадочным заболеванием легких, семеро умерли. Изначально вейпинг позиционировали как более безопасную альтернативу курению, однако внезапно несколько сотен человек столкнулись с серьезным заболеванием, и до сих пор доподлинно неизвестно, что именно в жидкостях для вейпа стало причиной.

– Эта история прояснила еще одну особенность средств доставки никотина: происходит термическое разложение ингредиентов в жидкости при высоких температурах, но не все ингредиенты испаряются.

То есть часть ингредиентов, и это, видимо, связано с растительными маслами, попадает в легкие в виде жидкости.

Соответственно, это остается там, накапливается, происходит воспаление в легких, и мы получаем осложнения в виде очень сложной пневмонии, как это сейчас происходит в США, либо это может привести к хронической обструктивной болезни легких, тяжелейшему заболеванию, – объясняет Виктор Зуев.

По мнению Зуева, в России тоже могут быть люди, заболевшие пневмонией из-за курения вейпа, но специально этот вопрос пока никто не изучал.

Радио Свобода попросило комментарии насчет законопроекта у двух табачных компаний, продвигающих наиболее популярные системы электронного табакокурения, “Филип Моррис” (производитель IQOS) и “БАТ Россия” (производитель glo). Обе компании на запросы не ответили.

Однако ранее представитель “БАТ Россия” Яна Гуськова говорила журналистам РБК, что компания поддерживает необходимость регулирования инновационной никотинсодержащей продукции, но оно должно быть основано на научных исследованиях о степени ее риска.

А вице-президент по корпоративным вопросам аффилированных компаний “Филип Моррис Интернэшнл” в России Сергей Слипченко рассказал изданию, что регулирование должно устанавливать критерии оценки качества инновационных продуктов, и в первую очередь уровня риска, а также технические стандарты в отношении того, как они должны разрабатываться и производиться.

Источник: https://www.svoboda.org/a/30173339.html

Реклама табака – наживка для соцсетей?

Законопроект о запрете рекламы и продвижения электронных сигарет
Правообладатель иллюстрации Nkolay Galkin/TASS Image caption Алена Долецкая перешла с обычных сигарет на электронные

Накануне 31 мая, Всемирного дня без табака, более 100 организаций общественного здравоохранения и борьбы против курения из 48 стран обратились с призывом к компаниям , Instagram, и Snapchat принять оперативные меры, чтобы ограничить скрытую рекламу табачных изделий на своих платформах.

В письме активисты опирались на исследование Рейтер, в котором говорится, что производитель сигарет Philip Morris использует молодых лидеров мнений в сети “Инстаграм” для продажи своей электронной системы для курения IQOS (устройства для нагревания табака, похожего на электронную сигарету).

Борцы с курением заявили, что социальные сети недостаточно следят за тем, какие товары продвигают лидеры мнений. Некоторых из них корпорации используют для продвижения продукции с никотином.

Онлайн-продажа электронных сигарет не ограничена в ряде стран, но соцсети утверждают, что у них есть политика, ограничивающая рекламу табачных изделий.

Борцы с курением в своем письме заявили, что открытое или скрытое спонсирование инфлюенсеров создает лазейку в политике онлайн-платформ.

“Кто-то, выражающий свое мнение”?

Компания и принадлежащая ей сеть “Инстаграм” изучают вопрос, чтобы понять, что и как можно улучшить, сказала пресс-секретарь корпорации Стефани Отвей.

“При разработке правил пользования для миллиардов пользователей компания должна проводить черту между рекламой, рекламными сообщениями и просто кем-то, выражающим свое мнение”, – говорит Отвей.

Пресс-секретарь компании Элизабет Люк заявила Рейтер, что компания запрещает продвижение табачных изделий, аксессуаров и брендов по всему миру, но отказалась комментировать, включает ли это инфлюэнсеров.

В свою очередь, табачный гигант Philip Morris использовал молодых влиятельных инфлюэнсеров для продвижения своего устройства IQOS. 10 мая он сообщил, что она начал внутреннее расследование и приостановил все подобные кампании.

Серая зона закона

Однако новые посты от инфлюэнсеров, рекламирующих IQOS, появлялись в сетях и позднее.

В Египте, Польше, Армении, Италии и Иране за последнюю неделю появились публикации, в которых молодые мужчины и женщины используют эти устройства.

Правообладатель иллюстрации Getty Images Image caption В штаб-квартире Philip Morris утверждают, что делают всё для уменьшения числа курильщиков “обычных” сигарет

При этом пресс-служба Philip Morris также утверждает, что их кампания в соцсетях носит чисто информационный характер и табачный гигант информирует покупателей о вреде курения.

Компания-дистрибьютор IQOS в США – Altria уже заявляла, что отказывается от рекламы в социальных сетях. Но известно, что в марте этого года она искала через открытые HR-платформы специалиста по цифровому маркетингу для рекламы электронных сигарет.

Цифровая реклама табачных изделий остается серой зоной для регуляторов во всем мире. Правила публикации рекламных сообщений об изделиях с никотином в ряде стран были созданы еще до появления рекламных компаний в социальных сетях.

Всемирная организация здравоохранения, призывает страны всего мира полностью запретить рекламу табака. Но в докладе ВОЗ за 2018 год признаются проблемы, связанные с регулированием этой сферы.

“Привлекательный статус”?

Как объяснял Би-би-си научный сотрудник Центра исследования раковых заболеваний Fox Chase в Филадельфии Илья Серебрицкий, если общество махнет рукой на это “меньшее по отношению к обычным сигаретам зло”, новые продукты с никотином могут стать очень популярны

“Если вместо того, чтобы то же самое количество курильщиков, которое есть сейчас, перешли на электронные сигареты и, может быть, часть из них бросили бы курить, возникнет ситуация, когда мы создадим привлекательный социальный статус курению. И мы получим большее количество курильщиков”, – считает Серебрицкий.

В России IQOS также вёл активную рекламную кампанию с помощью лидеров мнений в соцсетях.

Правообладатель иллюстрации Vyacheslav Prokofiev/TASS Image caption Певец и телеведущий Антон Лаврентьев активно делился опытом использования IQOS

Бывший главный редактор журналов Vogue Россия и Interview Алена Долецкая, певец и телеведущий Антон Лаврентьев, актриса Виктория Исакова, стилист Александр Рогов, актёр Константин Крюков – все они так или иначе положительно отзывались о своём опыте использования электронной системы курения.

Причём, как призналась Би-би-си Долецкая, в итоге она бросила обычные сигареты, испытав “невероятное облегчение после 40 лет курения”.

Подобно другим странам, изображения IQOS в личных аккаунтах инфлюэнсеров в России не попадает под федеральный закон “Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака”. Демонстрация курения в СМИ регулируется крайне жестко.

Источник: https://www.bbc.com/russian/features-48386830

Парламент Якутии готовит законопроект, ограничивающий розничную продажу электронных сигарет несовершеннолетним | Государственное Собрание (Ил Тумэн) Республики Саха (Якутия)

Законопроект о запрете рекламы и продвижения электронных сигарет

В Государственном Собрании (Ил Тумэн) разработан проект закона «Об ограничении розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотина и жидкостей для них на территории Республики Саха (Якутия)».

Автором законодательной инициативы является народный депутат республики, председатель постоянного комитета по делам семьи и детства Алена Атласова.

Документ разработан в соответствии с федеральным законом № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и федеральным законом № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» в целях защиты жизни и здоровья лиц, не достигших восемнадцатилетнего возраста.

Проект закона устанавливает на территории республики ограничения продажи электронных систем доставки никотина (ЭСДН), жидкостей для ЭСДН, а также безникотиновых жидкостей для ЭСДН несовершеннолетним.

В пояснительной записке отмечено, что спрос на использование электронных сигарет или вейпинг стал расти в стране после введения в 2013 году официального запрета курения табака в общественных местах.

Производители электронных сигарет позиционируют свой товар в качестве вспомогательного средства при отказе от курения, однако в настоящее время фактических данных о том, что они могут быть эффективными, нет.

Изделия имеют картридж с раствором, содержащим никотин в концентрации от нуля до 4,8%, чаще всего используются растворы 1,2%-2,4% никотина, и фактически могут способствовать распространению никотиновой зависимости и увеличению потребления никотина. Используемые в ЭСДН растворы содержат и другие химические вещества, некоторые из которых считаются токсичными.

Пользователи сами заправляют жидкость в электронные сигареты, таким образом, уровень никотина определяет не производитель, а пользователь. При некорректном использовании взрослыми и, особенно, детьми жидкость может привести к негативным последствиям.

Краткосрочные последствия пользования ЭСДН включают раздражение глаз и дыхательных путей под воздействием содержащегося в них пропиленгликоля.

Кроме того, Федеральная служба по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека обращает внимание на то, что производители используют агрессивное продвижение устройств для вейпинга. Они сегодня чрезвычайно популярны среди школьников и подростков.

В мае 2019 года Всемирная организация здравоохранения разместила информацию о том, что с точки зрения охраны общественного здоровья эти устройства вызывают серьезные опасения, что продажи ЭСДН быстро выросли с момента их появления на рынке в 2012 году: по прогнозам, к 2023 году они достигнут 26,84 млрд долларов США. Отмечается быстрый рост объемов рекламы, маркетинга и продвижения сбыта ЭСДН с использованием, главным образом, сети Интернет и социальных сетей.

В Российской Федерации на сегодняшний день отсутствует регулирование реализации ЭСДН, жидкостей для ЭСДН, безникотиновых жидкостей для ЭСДН, в связи с этим к ним имеют доступ несовершеннолетние.

Есть вероятность того, что многие из школьников и подростков, а также молодых людей, использующих ЭСДН, завтра станут курильщиками сигарет.

Помимо этого, воздействие никотина может нанести вред развитию мозга таким образом, что отрицательно повлияет на неврологическое развитие и психическое здоровье подростков и молодых людей.

Как сообщила Алена Атласова, законы об установлении ограничений розничной продажи несовершеннолетним электронных систем доставки никотинав настоящее время приняты в 27 субъектах федерации.

Разработка проекта закона на территории Республики Саха (Якутия) обусловлена ростом популярности использования ЭСДН среди детей и молодежи, категории граждан, защита здоровья которых должна быть приоритетной.

Статья 2 проекта закона вводит понятия ЭСДН, жидкостей для ЭСДН, безникотиновых жидкостей для ЭСДН.

Статья 3 проекта закона устанавливает запрет на продажу ЭСДН, жидкостей для ЭСДН, безникотиновых жидкостей для ЭСДН несовершеннолетним на территории Республики Саха (Якутия).

Статья 4 проекта закона за нарушение требований настоящего Закона предусматривает ответственность в соответствии с законодательством Республики Саха (Якутия).

Принятие и реализация проекта закона способно привести к снижению как потребления табака, так и использования ЭСДН, и окажет положительное влияние на здоровье жителей республики в целом, предотвратит и уменьшит распространение данной вредной привычки среди несовершеннолетних. Законопроект не потребует дополнительных расходов из государственного бюджета Республики Саха (Якутия).

В настоящий момент законопроект получил положительное заключение Правительства РС (Я) и Управления Министерства юстиции РФ по РС (Я). Проект закона планируется внести на рассмотрение десятого (очередного) пленарного заседания Государственного Собрания (Ил Тумэн)».

Пресс-служба Ил Тумэна

Фото из открытых источников

Источник: http://iltumen.ru/content/parlament-yakutii-gotovit-zakonoproekt-ogranichivayuschiy-roznichnuyu-prodazhu-elektronnykh

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий