Страх и ненависть в украинской школе | Оценка | TVi. Настоящие истории
«Я ненавижу школу. Ненавижу ее пуще всего на свете. Нет, даже еще сильнее… Она испортила мне всю жизнь» — с таких слов начинается роман Анны Гавальды «35 кило надежды». Когда мы с сыном начали читать книгу, его глаза моментально загорелись, как наверняка загорелись бы глаза всех его одноклассников, а также учеников младших и старших классов самой обыкновенной киевской школы.
Долгое время казалось, что это только мне приходится буквально каждый день подыскивать «мотивационные», приободряющие, аргументирующие слова, чтобы объяснять ребенку, зачем эта школа в принципе ему нужна.
Я не сразу поняла, что с подобным вызовом сейчас сталкивается подавляющее большинство родителей.
Поскольку пятый год подряд система убеждает меня в том, что она делает все правильно, и дело тут не в ней, а в моем «неудобном» ребенке, а также во мне, которая воспитывает его «неправильно».
Shutterstock
Дело, в принципе, уже сделано — если первоклашкой он на второй день обучения бросил в парке портфель и заявил мне: «Эта школа нужна тебе, а не мне. Сама туда и ходи», то сейчас он уже без сопротивления ходит в школу, потому что «так надо», делает уроки, отвечает у доски. Он наконец понял: систему не переломить и надо просто дотерпеть, хотя бы до конца девятого класса.
И в этой ломке участвовала, конечно же, я, которую не раз и не два отчитывали как первоклашку его учителя. Это сделала я со своим пытливым и смышленым ребенком с недюжинным воображением и жаждой знаний, которая была у него ярко выражена ровно до того момента, как он пошел в первый класс.
Кстати, да, он без моей помощи просек, что после девятого класса из школы можно уйти, и совершенно серьезно собирается это сделать.
«Учитель вам ничего не должен»
Казалось бы, мы потихоньку вслед за Европой подходим к границам осознания того, что каждый ребенок индивидуален — не только в своих наклонностях и потребностях, но и психофизически.
По крайней мере, я уже 15 лет общаюсь с педагогами разных уровней, которые говорят о необходимости «индивидуальных траекторий» и профильного обучения, о подготовке нынешнего поколения к жизни в мире, где нормой будет lifelong learning (обучение в течение всей жизни. —Ред.
), где список профессий и научных направлений тотально обновится, где зубрежка и забивание знаний «гвоздями в мозг» не просто неэффективны, а дают обратный эффект.
Но кто эти мы? Сколько их? Несмотря на незначительный процент энтузиастов, которые организовывают поездки педагогов, например в Финляндию, чья система обучения прославилась на весь мир, собирают учителей на тренинги, онлайн-курсы и конференции (как EdEra и «Смарт Освіта»), система средних общеобразовательных учреждений словно застыла в архаике.
.com/Смарт Освіта
Мышление, восприятие коммуникационных моделей и социальных паттернов у среднестатистического учителя — на уровне даже не вчерашнего, а позавчерашнего дня.
В его сознании ученик все еще должен быть покорным, признавать учителя безусловным авторитетом, не крутиться, не отвлекаться на уроке, в идеале — «проявлять активность», послушно заучивать параграфы из безбожно устаревших учебников, не обдумывая, «сдавать» выученное.
Учителя обижены — на то, что нынешние дети «не такие», и многие родители своих детей в этой инаковости поддерживают.
Посмотрите только, что они пишут сейчас в бурных обсуждениях последнего инцидента: «Как было бы хорошо, если бы педколлективу дали право отказывать в приеме в школу невоспитанным детям», «Учитель вам ничего не должен», «Никто не обязан мотивировать вашего ребенка», «В Японии дети не матерятся и громко не смеются», «Школа сейчас выбирает советский ресурс, и другие не приходят, потому что на 5–6 тыс. грн в месяц выслушивать претензии родителей и их детей терпеть —дурных нет», «Родителей в школу не затащить, а дети голов от телефонов не поднимают», «Школа должна предоставить знания, а воспитание — дело родителей».
«Воспитывать надо лучше»
А еще много говорят об обесценивании их профессии, о том, что в школах остались только женщины, в основном преклонного возраста, о том, что не могут, как раньше, делать детям «замечания».
Но мы же помним эти «замечания» с советских времен! Когда и линейкой по рукам или по лбу было не зазорно, когда наорать на ученика или унизить его при всем классе тоже не считалось преступлением.
Когда и большинству родителей не приходило в голову просто даже возмущаться таким поведением учителей, о котором они не всегда знали, потому что их дети, как правило, боялись говорить о таком в своей семье. Когда действовал общественный уговор: бить ребенка в наказание, назидание и для профилактики — лучшая мотивация.
Shutterstock
Так вот, как оказывается во время нынешних сетевых обсуждений, этот общественный уговор, этот незыблемый устой никуда не делся.
И учителя, и некоторые родители убежденно и агрессивно доказывают: «Воспитывать ребенка надо лучше!», «Интерес — не такая эффективная мотивация, как страх», «Паническая атака от того, что учитель накричал? Не смешите»
Именно поэтому и Министерство образования, и педколлектив школы, в которой произошел инцидент, и все учителя Украины, и практически все СМИ, и добрая часть родителей объединились в едином порыве осуждения «неадекватного папаши», который подрался с учителем физкультуры, и не устают ругать маму ученика, которая рассказала, что на самом деле этот учитель душил ее ребенка и кричал ему на ухо, доведя 10-летнего мальчика до панической атаки, что зафиксировали врачи скорой. Они не слышат слов свидетелей о том, что этот учитель уже не первый год издевается над учениками, о том, что семья мальчика порядочная и благополучная, о том, что папа мальчика, обвиняемый в нанесении тяжких телесных повреждений учителю, пришел в полицию сам.
Cооснователь организации «Родительский контроль»
«С возрастающей тоской и беспокойством слежу за ситуацией, которая разворачивается вокруг ужасного инцидента в школе №157, — развивается по самому худшему и, увы, абсолютно предсказуемому сценарию, —пишет сооснователь организации «Родительский контроль» Зоя Звиняцковская. — Все топят за своих. Педколлектив лицея, Киевский профсоюз работников образования и министерство возмутились, попросили главу МВД взять дело под контроль. Министерство в особом письме называет произошедшее «беспрецедентным проявлением насилия». «Нападающий должен получить справедливое наказание», — напоминают в письме. Интересно, это они про учителя? Потому что хватание ребенка и ор на него тоже являются нападением вообще-то. К сожалению, в данном случае министерство проявило себя не Министерством образования, а министерством учителей».
Итог — папа мальчика в СИЗО, учитель физкультуры — в больнице, мальчику явно требуется психологическая помощь, а учителя снова внедряют в массовое сознание излюбленные аргументы о «невоспитанных детях» и «неадекватных родителях» и спорят в соцсетях, доказывая, что общество их презирает и терроризирует.
tsn.uatsn.ua
«Увольнять оснований нет»
Общество уверено: несмотря на то что ученик утверждает, что учитель поднял на него руку и повысил голос, отец мальчика не имел права отвечать насилием на насилие.
Но самое интересное: общество требует покарать по всей строгости закона «нерадивого папашу», однако ничего не собирается делать с тем, что в зеркальных случаях насилия, которое осуществляют над детьми учителя, они не только не отвечают по закону, но даже остаются на занимаемых должностях.
Вот лишь несколько свежих примеров.
В октябре прошлого года учительницу одной из харьковских школ, которая не разрешила шестикласснице съесть кусок торта, поскольку ее родители не сдавали денег на сладкий стол, после резонанса уволили из школы и вывели из состава родительского комитета (что она делала в родкомитете — другой вопрос). Однако она продолжила работать на полставки в Харьковском национальном педагогическом университете. По словам ректора этого вуза, увольнять ее оснований нет и «как к доценту к ней нет претензий».
/Mariana Pietsukhgoogle.com.ua/Александр Ковтун
Свежая декабрьская история: «Интернат по тебе плачет», —постоянно кричит вслед одному из пятиклассников учительница, которая не так давно написала на его лбу красной ручкой слово «лох». После разговора с родителями ученика уже писать на лбу не может — кричит вслед. И остается на рабочем месте.
Еще одна свежая декабрьская история: в Шостке 70-летняя учительница математики взяла в заложники учеников пятого класса, закрывшись с ними в кабинете, когда к ней на урок пришла аттестационная комиссия.
Детей освобождала полиция, многие после инцидента пережили паническую атаку, у некоторых зафиксировали повышенное давление и рвоту, и все они наотрез отказались ходить в школу.
Решать судьбу этой учительницы будет образовательная комиссия, которая объясняет разъяренным родителям: это — учитель высшей категории, она имеет звания и колоссальный опыт преподавания. Исходя из таких аргументов, вероятнее всего, и она останется на своем рабочем месте.
Преступления без наказания
Как останется на рабочем месте пострадавший учитель физкультуры из школы №157. Как осталась на нем 64-летняя учительница информатики еще одной из киевских школ, на которую в сентябре напал с ножницами ученик восьмого класса.
Она прошла лечение и реабилитацию в санатории и вернулась в педагогические ряды, а вот ее ученик вынужден был покинуть школу, ему предстоят суд и «принудительные воспитательные меры».
И никого не волнует, что в обсуждениях родители учеников этой школы красочно описывали «учительницу-жертву».
Вот один из комментариев: «Эта учительница — жестокая истеричная женщина, которая доводила детей до бешенства. Она действовала как психически больная.
Рвала на девочках браслеты, вырывала из рук телефон и бросала на пол, смешивала их с грязью, унижала, ставила плохие оценки за то, что завис компьютер». Вот еще один: «Оля пришла и рассказала, что у них сегодня было ЧП. Только ее рассказ отличается от того, что рассказывали в новостях.
В новостях говорили, что учительница просто поставила мальчику плохую оценку за самостоятельную, и он ее начал бить ножницами, а затем разбил ей голову стулом. Но про эту учительницу я слышу уже третий год и от учеников, и от родителей.
Она очень несдержанная, кричит на детей, оскорбляет их». Родители свидетельствовали: на учительницу неоднократно жаловались и просили заменить, однако дирекция школы лишь разводила руками.
Не поэтому ли агрессии в школе становится все больше? Как со стороны учеников по отношению друг к другу и учителям, так теперь и их родителей? Наверное, эта агрессия — ответная реакция на годами проявляемую, но никогда не караемую и даже признанную нормальной агрессию учителей? Наверное, ситуация усугубляется именно потому, что и дети, и теперь их родители видят: неминуемость справедливого наказания работает только в одну сторону? Ты отец и ты избил учителя? Пожалуй в СИЗО. Ты ученик и ты напал на учителя? Пожалуй на принудительные меры. Учитель напал на ученика? Так ведь он же учитель высшей категории, да ведь у него колоссальный опыт преподавания, оснований увольнять его нет, и вообще, воспитывать лучше надо.
А ведь дети видят и понимают это лучше нас. Чаще всего молчат, терпят. И ненавидят школу.
Shutterstock
Источник: https://tvi.ua/articles/strakh-i-nenavist-v-ukrainskoj-shkole.html
«Он лежал на полу, ему было больно»: школа насилия
В конце апреля в сети появился ролик, на котором учитель истории пытается насильно усадить за парту нарушившего дисциплину ученика одной из мурманских шко, держа его за плечи и шею. Параллельно мужчина пытался стыдить мальчика за то, что он бегал по коридору во время урока. Даже несмотря на просьбу его одноклассников, учитель отказался отпускать ребенка.
Следственный комитет Мурманской области проверит действия преподавателя. В том числе следователи опросят потерпевшего, его родителей, а также руководство школы. Будут назначены необходимые медицинские обследования, и дана уголовно-правовая оценка.
Выпускница школы, в которой произошел инцидент, заявила, что школьник ранее угрожал учителю ножом, а также говорил, что «убьет его и вырежет всю его семью».
Она также выразила сочувствие педагогу, поскольку тому приходится взаимодействовать с «социально опасными детьми», которых «нельзя выпускать из кабинета», потому что «без наблюдения учителей он совершал акты вандализма» вроде вырывания труб в туалете, натягивания лески, а также нанесения малоприличных граффити на стенах.
О самом педагоге, преподающем историю и обществознание 16 лет, бывшие ученики отзываются положительно, называя того «сдержанным и приличным», «практически не поднимавшим голоса». Ученики считают, что насильно усаженный ребенок «специально спровоцировал педагога».
Еще один инцидент произошел 9 апреля в Советском районе республики Марий Эл. Там преподаватель наступил на ногу 12-летнего мальчика после того, как тот упал на пол. «Он лежал на полу, ему было больно. В это время учитель подошел к ребенку и всем своим весом наступил на его ногу. При этом учитель сказал: «теперь тебе больно».
После этого он схватил его за руку и потащил в свой кабинет. Закрыл дверь, толкнул моего брата, он ударился спиной об стол и снова упал. В это же время учитель обзывал его нецензурными словами.
После того, как он поднялся, учитель ударил его кулаком в лицо, продолжая кричать матом на моего братика», — рассказала старшая сестра школьника местному изданию «Pro Город».
Впоследствии родственники мальчика сняли побои и написали заявление в полицию. По информации сестры пострадавшего, другие преподаватели просят учеников никому не рассказывать об инциденте. Она отметила, что руководство школы хочет выдать произошедшее за несчастный случай.
Впрочем, коллеги педагога называют его «положительным со всех сторон» человеком. Он «не пьющий и не курящий, ведущий здоровый образ жизни, любящий детей. Прекрасный семьянин, отец двух взрослых детей», — рассказал житель Советского района.
19 февраля мать 14-летнего ученика школы Верхневилюйского района республики Якутия рассказала следователям о еще одном случае насилия. Ее ребенка во время занятия избил учитель физкультуры.
«Согласно материалам проверки, в ходе возникшей во время урока физкультуры ссоры между учителем и учеником педагог ударил несовершеннолетнего в область головы, затем, втащив ребенка в раздевалку, несколько раз ударил его по различным частям тела, причинив ему физическую боль», — сообщили в СК.
По результатам проверки следователи возбудили уголовное дело по статье «Ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогическим работником». По этой статье может быть назначен штраф в размере до 100 тыс. рублей или в размере заработной платы, а также лишение свободы на срок до трех лет.
В том же месяце следователи начали расследовать избиение ученика учителем школы города Всеволожск Ленинградской области. Мать 12-летнего мальчика обратилась к медикам после того, как ее сын вернулся из школы с головной болью.
Впоследствии ребенок рассказал ей, что во время перемены один из учителей взял его за шею и ударил о стену.
Сотрудники МВД возбудили против 70-летнего учителя уголовное дело по статье «Причинение легкого вреда здоровью». Дело было передано в следственный отдел Всеволожска.
Как позже установили следователи, 6 февраля около 10:00 преподаватель в коридоре школы «на почве неприязненных отношений схватил за горло малолетнего мальчика и ударил не менее трех раз головой о стену, причинив малолетнему потерпевшему телесные повреждения в виде ушиба мягких тканей».
31 января прокуратура Ивановской области потребовала возбудить уголовное дело в отношении учительницы русского языка и литературы школы города Пучеж, которая, по словам учеников, избивала их во время уроков, в том числе деревянной указкой. «В ходе проведенной проверки установлено, что учитель неоднократно наносила удары учащимся по различным частям тела, причиняя им физическую боль, психические и нравственные страдания», — заявила районный прокурор Валентина Кручинина.
Родители потребовали уволить педагога и возбудить уголовное дело по статьям «ненадлежащее исполнение обязанностей педагогическим работником» и «жестокое обращением с несовершеннолетним». Учительнице может грозить до трех лет лишения свободы.
Хоть матерись, хоть подзатыльники раздавай
Адвокат Виктория Данильченко заявила «Газете.Ru», что педагоги, применившие насилие к школьникам, привлекаются к ответственности далеко не всегда. Она также отметила, что определить, с какого момента поведение учителя становится нарушающим закон, довольно сложно:
«Если преподаватель одернул, схватил ребенка за руку, встряхнул — это одна история, а если причинил телесные повреждения — совсем другая. Да и подзатыльник подзатыльнику рознь. Есть такой юридический казус, описанный в учебниках по уголовному праву.
Один человек дал подзатыльник идущему навстречу прохожему, а того была врожденная аномалия — незаросший родничок. Полученный подзатыльник стал причиной смерти прохожего. Понятно, что смерть причинена по неосторожности, но, тем не менее, исход печален».
Данильченко подчеркнула, что подзатыльник может перерасти из воспитательной меры в нечто, грозящее уголовной ответственностью, если в итоге из-за него был причинен средний или тяжелый вред здоровью.
Юрист также заметила, что в России не предусмотрено наказание за вербальное насилие. То есть родители не смогут привлечь к уголовной ответственности педагога, нецензурно выражающегося на уроке либо постоянно обзывающего и словесно унижающего детей.
«Нецензурная брань в общественном месте попадает под действие статьи мелкое хулиганство. Если учитель ругается матом в школе, вряд ли это повод для возбуждения уголовного дела.
Скорее здесь должны быть применены меры дисциплинарного характера. Имеет смысл записать нецензурную брань преподавателя на диктофон и передать руководству школы.
Такого учителя можно будет уволить за несоответствие занимаемой должности, ТК РФ позволяет это сделать», — объяснила Данильченко.
Если же ребенок рассказал о телесном насилии со стороны учителя, то адвокат советует предпринять следующие действия.
«Если на теле ребенка обнаружились следы от ударов, родителям необходимо отвезти его в травмпункт для снятия побоев. В травмпунке выдадут справку, свидетельствующую о том, что, по словам ребенка, такой-то педагог нанес ему побои. Далее родители пишут заявление в полицейском участке, после чего возбуждается уголовное дело», — рассказала Данильченко.
Юрист отметила, что родители также могут написать заявление на имя директора школы, попросить привлечь педагога к дисциплинарной ответственности и провести служебную проверку.
Данильченко считает, что после возбуждения уголовного дела, а также прикрепления к нему свидетельских показаний и записей с камер видеонаблюдения руководству школы будет крайне сложно утаить противоправные действия своего сотрудника.
Однако, подчеркнула юрист, дети могут обманывать свои родителей, обвиняя учителя в насилии. «Бывают ситуации, когда ребенок, повздорив с учителем, решает с ним расправиться и клевещет на него.
Поэтому, если ребенок говорит, что учитель его стукнул, но никаких следов от удара у него не осталось, и никто при этом не присутствовал, да и сам учитель отпирается, имеет смысл по данному факту обратиться с заявлением к директору школы и попросить провести служебную проверку», — подытожила Данильченко.
Ученики-провокаторы
Опрос, проведенный профсоюзом работников образования России, показал, что более 46% педагогов испытывали насилие со стороны родителей своих учеников, еще почти 35% столкнулись с насильственными действиями самих школьников.
Кроме того, 70% российских педагогов регулярно сталкиваются с различными формами травли со стороны учеников, а 50% учителей получают угрозы физической расправы.
При этом люди узнают лишь о самых резонансных случаях. Так, 27 февраля 2012 года в одной из томских школ учащийся 11-го класса школы №41 избил женщину-педагога и завуча учебного учреждения.
Школьника доставили в отделение полиции. Впоследствии он заявил: «Я даже не понял, как это произошло. Не помню, зачем стал бить учителей».
По словам его одноклассников, аналогичный приступ ярости происходил у молодого человека два года назад.
Грубость, угрозы, написание доносов и жалоб — это обыкновенная школьная практика, считает сопредседатель межрегионального профсоюза работников образования «Учитель» Всеволод Луховицкий. «В последние годы это заметно усиливается.
В обществе устоялось представление об учителе как о жалком несчастном существе, на которого можно свалить все, что угодно — вплоть до результатов выборов.
Родители окончательно поняли, что у учителей очень мало механизмов для защиты, соответственно, любые возникающие проблемы они решают немедленными доносами», — рассказал Луховицкий «Газете.Ru».
Он добавил, что руководство учебного заведения принимает меры по любой жалобе родителей. «Кроме того, я знаю много случаев, когда травлю учителей организовывали сама школьная администрация. А лучший способ запустить процесс — это натравить на педагога родителей», — заявил общественник.
Важен школьный климат
По подсчетам экспертов профсоюза преподавателей России, с начала 2017 года в России зафиксировали 15 различных случаев агрессии к педагогам со стороны школьников.
Один из них произошел 3 октября 2017 года в поселковой школе Иркутской области. Во время одного из уроков 16-летний ученик старших классов зашел не в свой класс. Учитель попросил его выйти из кабинета, подросток начал хамить, а затем схватил стул и бросил им в пожилого педагога. В результате он получил сотрясение мозга и потерял сознание.
Впоследствии выяснилось, что сам молодой человек вырос в неблагополучной семье — кроме того, на момент инцидента он уже имел судимость за кражу — ему назначили год и 2 месяца в Ангарской колонии, однако юношу выпустили по УДО.
После случая с избиением преподавателя комиссия по делам несовершеннолетних добивается отмены условно-досрочного освобождения.
Научный сотрудник лаборатории профилактики асоциального поведения НИУ ВШЭ Мария Новикова рассказала «Газете.Ru», что статистика нападений со стороны школьников, в том числе в США, говорит о том, что
более 70% нападавших были жертвами травли со стороны одноклассников. Кроме того, 80% из них в прошлом имели депрессивные эпизоды или асоциальные намерения и попытки.
«Здесь стоит вопрос доступности профессиональной психологической и психиатрической диагностики ребенка. По данным на 2015-2016 учебные годы, в российских школах в среднем на одного психолога приходилось 880 учеников. Работа с «трудными» детьми — отдельный раздел профессиональных знаний и навыков, с которым порой не сталкиваются даже при учебе в престижных вузах», — сообщила психолог.
Не менее важен, по мнению специалиста, школьный климат — то, какие ценности транслируются в рамках школы, в общении учителей с детьми и между собой. «Дети и взрослые в современной школе находятся в ситуации жесткого давления и перегрузок.
Часто у учителя нет времени и возможности, чтобы побольше узнать о жизни детей из класса, понять, что для них важно.
Исследования показывают, что в школах, в которых учитель «доступен» для ребенка, если у того возникает потребность обсудить какие-то свои темы, где учитель хвалит ребят за удачи и достижения, наблюдается значительно меньше травли и агрессии», — отметила Новикова.
Эксперт добавила, что зачастую педагоги не обладают достаточными знаниями и навыками для того, чтобы своевременно реагировать на ситуации травли. «Это очень важная сфера, в которой необходимо проводить повышение квалификации для педагогов. Почувствовав себя более уверенным, учитель и сам гораздо реже будет вести себя враждебно по отношению к ученикам», — резюмировала Новикова.
Источник: https://www.gazeta.ru/social/2018/05/04/11740111.shtml
Учительницу могут посадить за избиение учеников на уроке (видео) |
О том, что в средней общеобразовательной школе № 3 происходит что-то неладное во Всеволожской прокуратуре заподозрили после того, как 11-летний мальчик попал в больницу с ушибленным виском. Как следует из материалов прокурорской проверки, эту травму школьник получил во время урока по русскому языку.
8 февраля 2008 года педагог Елена Дубодел подошла к третьекласснику и ударила его по голове. В результате рукоприкладства мальчик стукнулся головой о парту настолько сильно, что его родителям пришлось обратиться за врачебной помощью. Медики поставили диагноз – ушиб правой височной области, пишет Фонтанка.ру.
В ходе прокурорской проверки выяснилось, что случай с этим учеником не единичный. В прокуратуру обратилась мать ученика того же класса. Женщина заявила, что учительница русского языка Елена Дубодел неоднократно поднимала руку на ее сына.
Как следует из материалов прокурорской проверки, в мае 2008 года преподавательница ударила головой о парту мальчика, а в декабре прошлого года вывернула ему руку, насильно подвела к доске и толкнула так, что третьеклассник ударился об нее.
Стоит отметить, что оба ребенка учатся в коррекционном классе с отклонениями в развитии.
Коллектив школы не верит, что Дубодел могла избивать детей. Фото с сайта школы
Директор Ирина Кулаева утверждает, что за девять лет работы учительницы Дубодел в школе на неё не поступило ни одной жалобы, а тут вдруг — уголовное дело. Сама учительница свою вину полностью отрицает. Говорит, что была в шоке от неожиданного известия и теперь гадает, почему родители написали на неё в прокуратуру, передает телеканал СТО.
Елена Дубодел, учитель начальных классов школы № 3 г. Всеволожска: «Была ситуация, когда приходил отчим и сказал: «Вы ударили ребёнка по спине!» Я говорю, что тихонько похлопала. Дело в том, что психологи говорят, что детям телесный контакт просто необходим, а теперь получается такая ситуация, что к детям подходить вообще нельзя».
Между тем, у директора уже есть десять родительских заявлений в поддержку Елены Дубодел.
В них содержатся положительные отзывы в адрес учительницы и даже звучат требования ни в коем случае её не увольнять.
В комитете по образованию администрации Всеволожска говорят, что комментировать ситуацию рано: нужно ждать результаты расследования. Если вина Дубодел будет признана, обещают принять адекватные меры.
РЕПОРТАЖ 100 ТВ
Отметим, что подобные случаи, к сожалению, не редкость.
Так, летом прошлого года стало известно о том, что воспитательница детсада № 33 Кировского района «из-за личных неприязненных отношений» несколько раз ударила по лицу и голове 6-летнего ребенка.
В результате — причинила ему физическую боль и сотрясение головного мозга с гематомами лобной области, скулы, щеки, губ. Однако воспитательницу не уволили — теперь она работает в том же детском саду поваром.
Однако самый вопиющий случай произошел в сентябре 2007 года с Ромой Лебедевым.
«Доведение до самоубийства» — такое обвинение было предъявлено бывшему классному руководителю мальчика, покончившего жизнь самоубийством в сентябре 2005 года в пригороде Санкт-Петербурга. Напомним, что подросток лёг под колёса электрички после конфликта в школе, в котором он сам обвинил учительницу — Веру Шелдукову.
Ей также предъявлено обвинение по ст. 130 ч. 1 «Оскорбление, то есть унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме» и ст. 156 «Неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего».
Потерпевшими по делу помимо близких признаны двое одноклассников Ромы Лебедева, также подвергавшихся нападкам педагога.
Трагедия произошла в сентябре 2007 года: на железнодорожных путях в Красносельском районе Санкт-Петербурга было найдено тело Ромы Лебедева с отрезанной колесами поезда головой.
В кармане куртки подростка лежала записка, в которой говорилось, что во всем виновата классный руководитель 8-го «Б» класса 262-й школы Санкт-Петербурга Вера Новак.
В конце сентября о трагедии в Красном Селе под Петербургом заговорила вся страна: восьмиклассник Рома Лебедев покончил с собой, потому что классная руководительница требовала 300 рублей на ремонт кабинета математики.
Ребенок жил с пожилой бабушкой и старшим братом-школьником, сумма была для их семьи непосильна, и учительница заставляла мальчика отрабатывать деньги мытьем полов. Не вынеся издевательств, Рома положил голову под электричку, пишет газета «Известия».
10 февраля 2006 года к уголовной ответственности привлечена бывшая учительница одной из школ Выборгского района. Некоторые из ее учеников до сих пор лечатся в больницах города.
Как пишет ИА «СеверИнформ» ИМА-пресс со ссылкой на прокуратуру Санкт-Петербурга, уголовное дело возбуждено по статье 156 УК РФ (неисполнение обязанностей по воспитанию несовершеннолетнего педагогом, если деяние соединено с жестоким обращением).
В прокуратуру района поступили заявления от родителей учащихся 3-го класса, в которых сообщали о противоправных действиях классного руководителя.
В ходе проверки было установлено, что на протяжении последних трех лет педагог жестоко обращалась с детьми, лишала их прогулок и возможности покинуть помещение класса на перемене за плохую успеваемость, била линейкой по рукам, ставила в угол на целый день, привлекала детей к запрещенным видам труда (уборке грязной посуды в школьной столовой, уборке туалетов).
Кроме того, она унижала достоинство учеников, публично их оскорбляла. В ходе предварительной проверки и опроса учеников установлено, что жестокое обращение с детьми сама учительница оценивала как приемлемые методы воспитания.
Так, она позволяла себе ударить линейкой по руке ученику, если тот разговаривал на уроке, била подставкой для книг по голове, сталкивала детей лбами друг о друга.
Имели место и другие факты: ученика, отказавшегося от обеда, педагог заставляла съедать первое и второе блюдо, смешанные в одной тарелке, что вызывало у него рвоту. Применение физической силы к одному ученику, как правило, происходило в присутствии других детей, что приводило к стрессовым ситуациям.
В результате таких издевательств родители были вынуждены переводить своих детей в другие школы. Некоторые учащиеся после таких «педагогических приемов» до сих пор проходят лечение.
Источник: https://gazeta.spb.ru/119072-0/
Учителя бьют детей: важно не кто виноват, а что делать | Милосердие.ru
Ирина Купченко в фильме «Училка». Фото с сайта filmpro.ru
В прессе всё чаще вспыхивают скандалы по одному сценарию – учитель поднял руку на ученика. Происходящее комментируют для «Милосердия.ru» эксперты, находящиеся «по разные стороны баррикад».
29 января 2019 в Санкт-Петербурге на уроке физкультуры 62-летний учитель «не смог совладать с эмоциями и ударил по голове подростка». Позже медики констатировали у ученика сотрясение мозга. По другим данным, конфликт начался с того, что 63-летний учитель кинул в 13-летнего ученика мяч с близкого расстояния.
Перед этим 16 января появились сообщения о том, что завуч избила ученицу, рисовавшую на уроке биологии.
14 ноября 2018 года учительница избила второклассника в Комсомольске-на-Амуре.
В ноябре 2018-го учитель физкультуры школы №19 Северодвинска отхлестала двоих учеников своего класса скакалкой. Позже появились свидетельства учеников о том, что к побоям педагог, якобы, прибегала неоднократно.
В сентябре 2018-го в школе 111 Санкт-Петербурга учительница на уроке избила ребёнка учебником по голове до сотрясения мозга.
В апреле 2018-го был избит ученик в Марий Эл.
В феврале 2018 учительница физкультуры избила ученика в Якутии.
А в январе родители учеников из города Пучеж написали жалобу в Ивановскую областную прокуратуру на учителя литературы, которая била учеников указкой.
Евгений Ямбург, академик, директор Центра образования №109 (Москва):
Учитель – выжигающая профессия, а тут еще майские указы
Академик РАО, директор школы № 109 Евгений Ямбург. Владимир Трефилов / РИА Новости
— У нас не только учителя стали бить учеников, но и ученики стали бить учителей и друг друга. Таких случаев в прессе много, а ещё больше туда не попадает. И таким дракам есть сразу несколько причин.
Во-первых, эмоциональное выгорание учителей. Исследования показывают, что профессиональное выгорание среди школьных педагогов в два раза выше, чем в МВД. Учитель – это просто выжигающая профессия.
В последние годы выгорание усугубилось выполнением «майских указов» 2012 года. Намерения, конечно, были благие – чтобы зарплата учителей была средней по региону. Беда в том, что там написано «зарплата», а не «ставка».
«Майские указы» — 11 указов президента Владимира Путина, подписанных 7 мая 2012 года. Наиболее известны распоряжением о повышении зарплаты бюджетникам. По распоряжению президента, зарплата школьных учителей, преподавателей колледжей и работников культуры должна быть не ниже средней по региону, а зарплаты научных сотрудников, вузовских преподавателей и врачей превышать среднюю по региону в два раза.
Школы обязаны эти указы выполнять, но, чтобы их выполнить, учителя надо нагрузить на 35-40 часов в неделю.
А это значит, что математик или словесник должен в месяц проверить до десяти тысяч контрольных и тестовых работ.
И это – немыслимое перенапряжение, которое тоже сказывается.
Кроме того, сегодня массовому сокращению подверглись такие важнейшие в школе специалисты как школьные психологи, дефектологи, социальные работники. Это делалось не специально.
Представьте себе: вы – директор школы. Вы обязаны выполнить майские указы, и эта ситуация каждый месяц мониторится отчётами. Если вы что-то не выполнили, вас могут уволить без объяснения причин.
Кого вы будете увольнять в этих условиях? Конечно, не учителя физики. Пострадают «лишние люди» — психологи, логопеды, дефектологи. То есть, ситуация с детьми становится всё сложнее и сложнее, а мы гоним из школ тех, кто отвечает за их «неодинаковость».
Евгений Ямбург — заслуженный учитель РФ, доктор педагогических наук, академик РАО, директор Центра образования № 109 (Москва), больше известного как «Школа Ямбурга». Автор и разработчик адаптивной модели школы. Автор книг «Эта скучная наука управления», «Школа для всех», «Педагогический декамерон».
Невротизированы все
РИА Новости/Антон Уницын
Дети сейчас изменились по очень многим параметрам, и прошлые периоды – те же 80-е годы – не надо сравнивать с тем, что есть сейчас, — считает Евгений Ямбург:
— По данным Союза педиатров, только 12% нынешних детей абсолютно здоровы. Это не значит, что все остальные – глубокие инвалиды, но у них есть особенности – задержки в развитии, синдром дефицита внимания. А на первом месте здесь идёт психоневрология. Это не всегда психические диагнозы, но часто – особенности.
В обществе вообще невероятно возрос невротизм. Невротики теперь все – родители, дети. В детском сообществе всё это индуцируется, причём даже в детском саду.
Наше собственное микроисследование показало, насколько сейчас невротизированы уже четырёхлетние дети. Конечно, они ещё не понимают многого, что говориться вокруг, но они – очень тонко чувствуют. А у нас кругом – одни враги.
Наше население, а даже не только дети, нуждается в длительной терапии. Потому что включаем мы телевизор – а там в ток-шоу взрослые орут друг на другу, никто никого не слышит. И то, о чём писал Окуджава – «святая наука расслышать друг друга» сегодня не существует.
Нельзя исключить провокации со стороны учеников
Фото с сайта betterhelp.com
Другая сторона вопроса состоит в том, что похожие эксцессы были и в 80-е, и в 70-е, и даже в 60-е годы. Но это не попадало в прессу.
— Я совершенно не оправдывают учителей, которые поднимают руку на учеников, — их надо выгнать из профессии, говорит академик Ямбург.
— Но я внимательно наблюдаю то, что снято на видео, с которых начинаются скандалы. Бывает, идёт учительница, ничего ещё не произошло, а её уже снимают. Значит, что-то этому предшествовало, какая-то провокация.
А сегодня набрать лайки – это круто. И набираться эти лайки могут разными способами.
Сегодня даже интеллектуально сохранный ребёнок вполне может сесть посреди класса и начать громко ругаться матом – и каковы ваши действия, господин учитель?
Тронуть хоть пальцем такого ребёнка нельзя, хотя, по идее, его надо взять за шкирку и вывести из класса. Но как только вы так сделали – вы попались, и вас уже снимают.
Вопрос не в том, кто виноват, а что делать
— Так что дело не в вопросе «кто виноват?» Виноваты все, — считает Ямбург. — Вопрос в том, что делать. А делать нужно много. Это и усиление психолого-медико-педагогических служб, и разгрузка учителей, которые захлёбываются.
Быстро эту проблему не решить – она требует постепенных шагов со всех сторон, но начинать разбираться надо.
Катерина Дёмина, детский и семейный психолог: родители просто начали жаловаться
Катерина Дёмина. .com/katerina.demin
— Раньше родители твёрдо знали, что учительница – это последняя инстанция, и, если она тебя бьёт, значит, она права. Теперь я бы осторожно сказала: некоторые люди начинают считать, что детей бить нехорошо.
Ещё десять лет назад, на первом же приёме, когда ещё не идёт речь ни о каком доверии, люди спокойно признавались: «Да, мы его лупим, всё равно не помогает, сделайте что-нибудь», — без малейшей тени смущения. Сейчас бить детей стало не очень прилично, и родители начали жаловаться на учителей.
«Учитель с большим стажем» — часто человек, который оторвался от реальности
— Учителя никогда не были «готовы к детям», — говорит Катерина Демина. — Но обратите внимание: среди пострадавших нет старшеклассников, максимум – ученики средних классов. То есть, привязываются к «мелким». Это история про «я могу тебя ударить, и мне за это ничего не будет».
У учителей часто остаётся абсолютная власть. И, если перед нами – «учитель с большим стажем», нередко это означает, что человек давно оторвался от реальности и парит в небесах собственной непогрешимости, а вокруг него всё меньше людей, которые могут ему сказать, что он делает что-то не то.
Как только в сознание войдёт мысль, что «будет» — например уволят, посадят, — ситуация, я уверена, сразу изменится. И способы взаимодействия, и вежливые слова найдутся.
Катерина Дёмина — детский и семейный психолог, учитель русского языка и литературы, автор книги «Дети и деньги», многодетная мама.
Учителя не умеют отличить плохое поведение от болезни
Руслан Кривобок / РИА Новости
Профессиональный уровень педагогов сейчас настолько низкий, что они не справляются ни с девиантным поведением, ни с детьми с особыми потребностями, ни, наоборот, с детьми одарёнными, — утверждает Демина.
— Знаю случай, когда у ребёнка на уроке случился нервный срыв. И его просто закрыли в подсобке, и даже не позвонили маме. Ребёнок сидел там несколько часов, пока мама не пришла за ним, как всегда после уроков. То есть, никому даже в голову не пришло вызвать скорую, например.
Современные учителя не могут отличить плохое поведение от начинающегося приступа эпилепсии или последствий соматической болезни. В своё время, когда я, сама педагог по первому образованию, училась в пединституте, у нас был про это целый учебный курс. А сейчас это как будто перестало быть вменено в обязанность учителя.
Кроме того, учителя совершенно не имеют представления о возрастных нормах, не умеют отличить норму от девиантного поведения или от последствий жестокого обращения. Нас, опять же, специально обучали, как понять, что ребёнка бьют дома, и как с этим разбираться.
Про инклюзию, которая повсеместно объявлена у нас в школах, надо понимать, что это – не инклюзия, а кидание с гранатами под танки. Настоящая инклюзия устроена совсем иначе. Инклюзия – это когда делают образовательную среду, комфортную для всех, а не когда ребёнка с особыми потребностями просто сажают в общий класс.
Школа перестала быть социальным лифтом, поэтому старые дисциплинарные методы никто не готов терпеть
РИА Новости/Антон Уницын
Но причины столкновений глубже, — считает Екатерина Демина:
— Нынешняя классно-урочная система сформировалась в Англии и Германии в эпоху промышленной революции. Тогда в мире понадобилось огромное количество клерков. И когда чуть позже Англия и Германия стали захватывать трансконтинентальные рынки, стало жизненно необходимо, чтобы эти клерки были обучены единообразно.
Школа в этих условиях была огромным конкурентным преимуществом, потому что человек, умеющий читать и писать, имел гораздо больше шансов найти работу, чем тот, который умел только доить коров. Поэтому детей школили, били – ведь образование было их шансом на кусок хлеба с маслом.
Школа была социальным лифтом, и родители, и ученики это знали. Ещё 30-40 лет назад знаменитая формула «учись, а то дворником станешь», была вполне реальной.
Но мир изменился. За последние 20 лет он стал информационным и цифровым. И почти ничего из того, что сейчас проходят в школе, не применимо на практике.
Раньше учитель был единственным источником информации. Та дисциплина, которую требуют на уроках: «Сели ровно, все смотрим на меня, слушаем», — работает только в этих условиях. Но теперь у каждого в кармане лежит прибор размером с ладошку, в котором скрыты все знания мира.
Роль учителя в процессе образования должна была сильно поменяться, и в тех странах, где заказчиками образования выступают родители, это произошло. Теперь в некоторых странах учебный процесс построен ровно наоборот: дома читаем новый материал, в классе – учимся его применять.
Кроме того, появился ряд компетенций, которые очень нужны ученикам, а у учителей их нет. Умение работать в команде, находить информацию, понимать себя настолько, чтобы написать резюме.
Нынешние казусы с учителями происходят от отсутствия умений, чувства собственного бессилия и очень высокой внутренней агрессии, которая должна куда-то прорываться. Учителей жалко – их фактически выпустили против стада бизонов с одним только даром убеждения.
Я очень сочувствую нынешним учителям, которые, вместо того, чтобы работать с родителями и детьми, вынуждены часами заполнять бумаги. И, наконец, слияние школ в комплексы, которое сейчас происходит в Москве, ухудшило ситуацию ещё во много-много раз. Почти каждый год меняются правила игры, никто не успевает к ним приспособиться.
задача образования сейчас должна состоять в том, чтобы определиться, кого мы готовим и хотим получить на выходе из школы. Но этим, похоже, никто не занимается.
Источник: https://www.miloserdie.ru/article/uchitelya-derutsya-ot-ustalosti/