Законы о видеосъемке и фотосъемке
В этой статье я расскажу об основных законах о видеосъемке и фотосъемке. Где и что снимать можно, а что нельзя или не рекомендуется? Какие препятствия могут возникнуть? Какую ответственность законодательство устанавливает за препятствия фото видеосъемке?
Статья 152.1. Охрана изображения гражданина
[Гражданский Кодекс РФ] [глава 8] [статья 152] [пункт 1]Обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе его фотографии, а также видеозаписи и/или произведения изобразительного искусства, в которых он изображен) допускаются только с согласия этого гражданина. После смерти гражданина его изображение может использоваться только с согласия детей и пережившего супруга, а при их отсутствии – с согласия родителей.
Такое согласие не требуется в случаях, когда:
1) использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
2) изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, и/или на публичных мероприятиях (собраниях, съездах, конференциях, концертах, представлениях, спортивных соревнованиях и подобных мероприятиях), за исключением случаев, когда такое изображение является основным объектом использования;
3) гражданин позировал за плату.
Статья 151. Компенсация морального вреда
[Гражданский Кодекс РФ] [глава 8] [статья 151]Если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, а также в других случаях, предусмотренных законом, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями лица, которому причинен вред.
Статья 152. Защита чести, достоинства и деловой репутациио
[Гражданский Кодекс РФ] [глава 8] [статья 152]1.
Гражданин вправе требовать по суду опровержения порочащих его честь, достоинство или деловую репутацию сведений, если распространивший такие сведения не докажет, что они соответствуют действительности. По требованию заинтересованных лиц допускается защита чести и достоинства гражданина и после его смерти.
2.
Если сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, распространены в средствах массовой информации, они должны быть опровергнуты в тех же средствах массовой информации.
Если указанные сведения содержатся в документе, исходящем от организации, такой документ подлежит замене или отзыву.
Порядок опровержения в иных случаях устанавливается судом.
3. Гражданин, в отношении которого средствами массовой информации опубликованы сведения, ущемляющие его права или охраняемые законом интересы, имеет право на опубликование своего ответа в тех же средствах массовой информации.
4. Если решение суда не выполнено, суд вправе наложить на нарушителя штраф, взыскиваемый в размере и в порядке, предусмотренных процессуальным законодательством, в доход Российской Федерации. Уплата штрафа не освобождает нарушителя от обязанности выполнить предусмотренное решением суда действие.
5. Гражданин, в отношении которого распространены сведения, порочащие его честь, достоинство или деловую репутацию, вправе наряду с опровержением таких сведений требовать возмещения убытков и морального вреда, причиненных их распространением.
6. Если установить лицо, распространившее сведения, порочащие честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, невозможно, лицо, в отношении которого такие сведения.
Статья 137. Нарушение неприкосновенности частной жизни
[Уголовный Кодекс РФ] [Глава 19] [Статья 137]1.
Незаконное собирание или распространение сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну, без его согласия либо распространение этих сведений в публичном выступлении, публично демонстрирующемся произведении или средствах массовой информации – наказываются штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до восемнадцати месяцев, либо обязательными работами на срок от ста двадцати до ста восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до одного года, либо арестом на срок до четырех месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет.
2.
Те же деяния, совершенные лицом с использованием своего служебного положения, – наказываются штрафом в размере от ста тысяч до трехсот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, либо лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок от двух до пяти лет, либо арестом на срок от четырех до шести месяцев, либо лишением свободы на срок от одного года до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет.
Какую ответственность законодательство устанавливает за препятствия фото видеосъёмке
Основная статья, которая применима при незаконных ограничениях съемки – «Самоуправство». Если оно не причинило существенного вреда, то это – административное правонарушение, ответственность за которое предусмотрена ст. 19.1 КоАП. Если существенный вред все же причинен – то уже преступление (ст. 330 УК).
Если частный охранник незаконно препятствует съемке, он могут быть привлечен к уголовной ответственности по статье 203 УК («Превышение полномочий частным детективом или работником частной охранной организации, имеющим удостоверение частного охранника, при выполнении ими своих должностных обязанностей»). Если то же самое делает сотрудник полиции, то он несет ответственность за превышение должностных полномочий по статье 286 УК.
Эти же нормы могут быть применены и при удалении фотографий с карты памяти фотоаппарата: закон (статья 1252 Гражданского кодекса) предусматривает уничтожение экземпляров произведения только в том случае, когда эти экземпляры являются контрафактными, то есть, при их создании были нарушены авторские права.
А изъятие самой камеры или флеш-карты — это уже «грабеж», предусмотренный ст. 161 УК, то есть, «открытое хищение чужого имущества». Стоимость изъятого значения не имеет, состав преступления будет в любом случае.
Если охранники или персонал заведения вызывают полицию для того, чтобы воспрепятствовать якобы «незаконной съемке», имеет смысл попросить приехавших полицейских привлечь к административной ответственности самих вызвавших. На этот случай существует статья 19.13 КоАП, которая называется «заведомо ложный вызов специализированных служб». К таким «службам» относятся полиция, пожарные, «скорая», и другие.
В случае неправомерных препятствий съемке на избирательном участке кому-либо из избирательной комиссии (например, наблюдателю) такие действия могут быть квалифицированы как «воспрепятствование работе избирательных комиссий» по статье 141 УК. Также за такие действия предусмотрена административная ответственность по статье 5.6 КоАП.
Воспрепятствование законной профессиональной деятельности журналистов наказывается по статье 144 УК.
Владелец коммерческой организации, который устанавливает для посетителей запрет на съемку, может быть привлечен к ответственности по статье 14.8 КоАП («Нарушение иных прав потребителей»). Поясню, потребитель вправе получить информацию о товаре и услугах, любым законным способом.
В том числе с помощью фото и видеосъёмки. Поэтому знаки на дверях, запрещающие фото и видеосъёмку в магазинах и прочих подобных заведениях попадают под статью 14.8 КоАП. Вы имеете полное право фотографировать и/или вести видеосъёмку товаров, ценников, витрин.
Запрет распространяется только на съёмку персонала без их на то согласия.
Источник: http://photolime.ru/articles/item/zakony-o-foto-i-videosyomke.html?page=3
Вас прослушивают на уроке?!
Уважаемые коллеги! В прошлом учебном году я случайно узнала, что одна из мам прослушивает все мои уроки. У девочки на руке часы. Мама сидит на работе и слушает…(так потом она мне сказала).
Сначала родительница мотивировала тем, что просто “следит” за ребенком , слушает, как ее дочь отвечает на уроках. Я на перемене поинтересовалась у девочки-действительно ли мама “слушает” все уроки? Тут же раздался звонок.
Мама меня строго спросила: ” По какому праву вы допрашиваете моего ребенка?” И я поняла, что все это так и есть.
Уважаемые коллеги, у вас в классе есть такие часы-прослушки и разрешены ли они администрацией? Мне сказали, что это законно.
Родитель имеет право знать , что происходит на уроке. Но ведь она слушает не только меня и своего ребенка, но и ответы других ребят. Прошу высказать свои мнения..
Ответить на вопросПригласить к дискуссииСледить за дискуссией Нигириш Светлана Владимировна
Знаете, как-то не очень приятно знать, что тебя ежеминутно слушают .
Но после прошла информация, что родители имеют право “слушать” то, что происходит на уроке. Вот интересно, слушала ли мама , что происходит у нас на переменах?::smile0:: Но уточнять не стала…
Хотя такая “прослушка” будет стимулировать учителя …да еще как!
Мезенцева Ирина Ивановна(эксперт сообщества)
Светлана Владимировна, я работаю в детском саду и у нас многие новенькие детки посещают группу именно с такими часиками)) Сначала было удивительно, а сейчас привыкли)) даже спокойнее… МАМА всё слышит и не переживает за своего ребёнка)) Носят часы ну, месяц от силы))) а потом они становятся ни к чему…Возникает доверие между взрослыми и человеческое общение.)))
Спицына Любовь Ивановна(эксперт сообщества)
Очень хотелось бы знать конкретно, на основании какого закона, статьи, пункта “родитель имеет право знать, что происходит на уроке”. И почему тогда учитель не имеет право знать, как готовится к урокам ребенок дома, как и что рассказывает о полученных им оценках!?
Елена Сергеевна(эксперт сообщества)
Ну и слушают и ладно. Я ничего незаконного не совершаю
Коробова Елена Викторовна
Вот такую информацию нашла в 2016 г. мужу, когда у него на работе хотели установить видеонаблюдение. На каком сайте уже не знаю.
И можно ли данное положение каким то образом совместить с частным лицом?”Компания может использовать только открытое видеонаблюдение – то, о котором работники предварительно осведомлены.
Для этого компании нужно ознакомить работника с информацией о том, что в определенных помещениях ведется (будет вестись) видеонаблюдение, и сохранить доказательства такого уведомления.
Подпись работника об ознакомлении может содержаться как в отдельном документе (например, в специальном листе ознакомления с локальным нормативным актом, вводящем видеонаблюдение), так и в трудовом договоре. Кроме того, на практике в каждом помещении, где ведется видеонаблюдение, еще размещают табличку с информацией о ведении видеонаблюдения.”
Коробова Елена ВикторовнаИнтересно почитать про это на сайте: http://xn—-ctbsbazhbctieai.ru-an.
info/%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D1%81%D1%82%D0%B8/%D0%BC%D0%BE%D0%B6%D0%BD%D0%BE-%D0%BB%D0%B8-%D0%B2-%D1%80%D0%BE%D1%81%D1%81%D0%B8%D0%B8-%D0%B7%D0%B0%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D0%BE-%D0%BF%D1%80%D0%BE%D0%B2%D0%BE%D0%B4%D0%B8%D1%82%D1%8C-%D1%81%D0%BA%D1%80%D1%8B%D1%82%D1%83%D1%8E-%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%BE%D0%B7%D0%B0%D0%BF%D0%B8%D1%81%D1%8C/ Аладышева Татьяна Петровна(эксперт сообщества)
Никогда не была против, чтобы родители присутствовали на моих уроках. Но записывать и слушать – это всё равно, что подслушивать. Некрасиво! Учитель должен дать согласие или не согласиться с подобным способом контроля над ним со стороны родительницы. Здесь речь идёт не только о правовой, но и этической стороне ситуации. Такое впечатление, что учителей и школу желают в чём-то подловить и уличить.
Косякова Марина Николаевна(эксперт сообщества)
У нас дети с такими умными часиками пока замечены не были. А вот одна мамочка однажды на портфель своему ребёнку подслушивающее устройство установила (где она его только взяла?).
А учительница в отсутствии детей имела неосторожность высказать коллеге своё отношение к этой мамочке. Хорошо, что сделала она это в тактичной форме. Разборки были на уровне отдела образования.
Нервов учителю потрепали, а ребёнка были вынуждены перевести в другую школу.
Елена Сергеевна(эксперт сообщества)
Сейчас практически все цифровые устройства могут записывать и передавать что происходит вокруг. Запретами использования ничего не добьётесь. Так как не будете же вы обыск ребенка проводить. Ну послушают раз другой и надоест… Если ничего противозаконного не происходит, то чего бояться?
Елена Сергеевна(эксперт сообщества)
Следят за всеми и всегда. Вы не задумывались о том, что в любом магазине нас снимают (хорошо если не в примерочной кабинке), на улицах городов тысячи (если не миллионы) камер. А больницы, вокзалы, школы…. Всё под камерами… Сейчас ещё принят закон Яровой, по которому вся наша переписка сохраняется … Так стоит ли обращать на это внимание?
Медведева Татьяна Петровна(эксперт сообщества)
Признаюсь, слышу впервые про такие заумные штучки и ни у кого из детей не видела таких часиков. Не очень приятно, когда тебя “подседают”
Язенина Ольга Анатольевна(эксперт сообщества)Я поражаюсь: у родителей и их детей сейчас столько прав!!! А вот у учителя прав нет! Только обязанности! До чего дошёл прогресс! Скоро не только прослушку будут ставить, но ещё каждый родитель видео установит…
Тогда мы будем бедные: не так сказали, не так посмотрели, не то спросили….
Ужас! Елена Сергеевна(эксперт сообщества)
Часы предназначены для безопасности ребенка и имеют отслеживание местоположения, историю перемещений, датчик снятия с руки, кнопку SOS, могут передавать ые сообщения, ииеют шагомер, уведомляют о выходе из разрешенной зоны… Они не для слежки за учителем!
Сысуева Екатерина Сергеевна
Добрый день! Светлана Владимировна, мне хочется выразить мнение по этому вопросу. У нас в школах сейчас прозрачная система образования, позволяющая посещать родителям уроки.
Но однажды ко мне на урок без моего ведома пришла родительница, вот тогда у меня возник вопрос по поводу посещения родителями уроков, когда им вздумается. Директор и завуч не возражали, но только при одном условии – согласованности с учителем.
Родители тоже разные, проявляют чрезмерную гиперопеку к своим детям.
Если у них возникли какие-то сомнения, пусть почаще приходят на родительские собрания, вступают в родительский комитет, принимают участие во внеурочной деятельности, проводят беседы, мастер-классы, тогда они будут отслеживать, все что происходит в школе. А так заниматься прослушиванием ::smile19:: и отсиживаться – это каждый может. Вы также можете осуществлять контроль родителей детей на их рабочем месте.
Карине Рафаеловна(эксперт сообщества)
Не понимаю и не пойму никогда.Между людьми должно быть доверие.Смогу ли я уважать родителя,который следит за мной?О каком уважении может быть речь,о каком воспитании?
Елена Сергеевна(эксперт сообщества)
Объясните мне хоть кто-нибудь ЧЕМ вам эти часы мешают??
Пономарева Ирина Анатольевна”…Мама сидит на работе и слушает…” У меня вопрос: “Где и кем работает мама, чтобы иметь возможность слушать, как её дочь отвечает на уроках?” Если часы предназначены для безопасности ребенка, то почему бы родителю не предупредить об этом классного руководителя.
Что за тайна? В учебном процессе все хотят чувствовать себя комфортно: и дети, и педагоги. В противном случае – это очередное унижение учителя. Елена Сергеевна(эксперт сообщества)
Никто из высказавшихся так и не обосновал свое мнение, кроме “неприятно”.
Но в нашей жизни много неприятных вещей…
А польза от этих часов для безопасности ребенка перекрывает неприятные ощущения учителя
Юсупова Т. И. (эксперт сообщества)
Как-то всё равно неприятно о том, что вас прослушивают, узнать СЛУЧАЙНО. Если бы родительница предупредила педагога, сказав, что такие часы исключительно для того, чтобы смотреть, как учится ее ребёнок, тогда понятно. А так ::smile9:: как-то неприятно…
Отредактировано 02-08-2018 18:04
Лихина Елена Викторовна(эксперт сообщества)
После прочтения многих комментариев у меня возникло стойкое убеждение, что желание контролировать все и вся усиливается ежеминутно, передачи по перетряхиванию грязного белья способствуют этому желанию. Но тут же напрашивается вопрос: а что будут делать родители с привычкой к этому тотальному контролю, когда дети взрослеть начнут? Надо бы пересмотреть фильм про Дениску Караблева и подзорную трубу.
Любовь(эксперт сообщества)Законность ношения часов с прослушкой стала объектом многих споров и разногласий. С одной стороны, согласно законодательству, конкретного подтверждения или опровержения найти не удаётся.
Но, если детально рассмотреть этот вопрос со всех сторон, можно отметить, что: – Существует запрет, касающийся использования любых прослушивающих устройств.
– Сложные технические приборы, скрывающиеся под видом бытовых (ручки, часы, брелоки, и прочие, которые таят в себе аудио- и видеозаписывающие устройства), относятся к спецсредствам для негласного получения информации и разрешены только правоохранительным органам.
– За незаконное приобретение и использование устройств прослушки предусмотрена уголовная ответственность. С другой стороны, функциональность часов весьма оправдана со стороны родителей. Можно найти множество причин для их использования. Поэтому, единственным выходом из сложившейся ситуации – принятие локального акта.
Где прописать, что использование во время занятий запрещено. И проблема будет решена. Ведь как не крути, но законодательство запрещает использовать средства для негласного получения информации. Марина Сергеевна
у нас Министерство образования в Республике приняли закон о запрете использования мобильных устройств в учебных учреждениях, но как пользовалась детвора так и пользуется и ни какими способами не отвадить
Отредактировано 07-08-2018 22:56
Зайтуна
У нас один мальчик не регулярно ходил в садик, в неделю один день или два. Мама приносила справку, что ребенок болел, хотя мы его всегда видели на улице. А когда появлялись, постоянно предъявляла претензии детям или воспитателям, что его обижают. А в середине года стал носить такие часы.
Я приглашала маму на занятия, но пообещав она никогда не приходила. Зато записывала и слушала не то как ребенок отвечает и что знает, а слушала чем занимаются другие дети, воспитатели и логопед, то есть впечатление, что она желает нас в чем – то подловить или уличить.
Я тоже считаю что это Некрасиво! Учитель должен дать согласие или не согласиться с подобным способом контроля над ним со стороны родительницы.
Пушенко Ольга Александровна
Прочитала многие мнения. Коллеги, обидно, что нам перестают доверять, пытаются, как уже сказали, нас на чём-либо подловить. Всё это неприятно! И должно быть на законодательном уровне рассмотрено.
Надежда Сергеевна
Здравствуйте, а у меня случай был ребенок вместо того, чтобы классную работу в тетради выполнять записал урок на диктофон. На мой вопрос: – Почему не работаешь в тетради? Ответил: -Домой приду перепишу. Я же все на диктофон записал. Одним словом студент пришел на лекцию. Маму вызывали на педсовет, разговаривали. А она считает это нормально. Куда мы катимся. В шоке.
Источник: https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/discussions/437389.html
Посторонние на уроке
Иван Платонов, опираясь на статьи действующего законодательства, рассказывает о том, как может происходить посещение уроков администрацией, какие условия должны соблюдаться.
Нам понадобятся
– Здравый смысл; – Локальные акты образовательных организаций;
– Приказ Минпроса СССР от 23.12.1985 N 223 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР» (далее – Приказ Минпроса СССР №223) (он до сих пор действует);
– Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации” (далее – ФЗ “Об образовании в Российской Федерации»);
– Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. N 197-ФЗ (ТК РФ)
Практика посещения уроков администрацией
Итак, все учителя рано или поздно подвергаются проверке со стороны администрации. Одной из форм проверок является посещение урока и оценка методики преподавания.
Многие педагоги сетуют на то, что представители администрации приходят без предупреждения или предупреждают за 10 минут до урока. Давайте разберемся, как все-таки должна происходить эта процедура.
Что утверждает закон
Право посещать уроки даровано администрации пп. 13 п.3 ст. 28 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» в рамках самообследования. Что и логично, ведь образовательная организация сама должна быть заинтересована в повышении качества образования и не должна ждать, когда посыпятся жалобы от родителей и обучающихся.
Встает логичный вопрос: кто, когда, каким образом и сколько раз может посещать занятия конкретного педагога в рамках самообследования? Отвечу сразу, что эти вопросы конкретно не урегулированы в законодательстве, их решение отдано образовательным организациям, которые регулируют их в локальных нормативных правовых актах, право принятия которых установлено ст.ст. 8, 22 ТК РФ. Такой локальный акт может называться как угодно, но он регулирует следующие вопросы: – Кто имеет право посещать занятия педагога? – За сколько времени необходимо предупредить педагога о посещении его занятия? – Сколько раз в четверть/ полугодие/ год можно посещать занятия одного педагога?
– и т.д.
А также: – порядок утверждения и принятия графика посещения учебных занятий администрацией; – порядок проведение обследования; – основания для повторного посещения учебного занятия (жалоба родителей/ обучающихся и т.д.); – порядок оценки деятельности педагога; – и т.д.
(я указал основные, на мой взгляд, положения, которые должны быть отражены в локальном акте). Я никогда не слышал, чтобы администрация в ходе посещения учебного занятия вмешивалась в его проведение, но все же для превенции сообщаю следующее: администрация не всесильна, она тоже скована определенными обязанностями и ограничениями.
Т.к. большая часть аудитории – это педагоги школ, то специально для вас и для других (но для других педагогов это через аналогию права, которая не запрещена законом) сообщаю следующее: до сих пор действует Приказ Минпроса СССР от 23.12.
1985 N 223 «Об утверждении Правил внутреннего трудового распорядка для работников общеобразовательных школ системы Министерства просвещения СССР».
Согласно п.36 Приказа Минпроса СССР №223 «…Посторонние лица могут присутствовать во время урока в классе (группе) только с разрешения директора школы или его заместителей. Вход в класс (группу) после начала урока (занятий) разрешается в исключительных случаях только директору школы и его заместителям.
Не разрешается делать педагогическим работникам замечания по поводу их работы во время проведения уроков (занятий) и в присутствии учащихся…» Эти исключительные случаи также должны быть указаны в локальных актах образовательной организации. Таким образом, если администрация опоздала, то педагог имеет право не пустить их на учебное занятие, но не просто так, а потому что это прервет и нарушит ход образовательного процесса (ведь надо поприветствовать (встать), подождать пока они выберут место, пройдут, сядут и т.д.).
Представители администрации не имеют права вмешиваться в ход проведения учебного занятия и мешать ему. И все замечания, выявленные в ходе проведения обследования должны быть доведены до педагога под подпись (например, во многих школах составляется «акт посещения урока»). Обращаю внимание, что педагог имеет полное право ознакомиться с данным актом.
Если данного положения нет в вашей образовательной организации, то это – нарушение.
Если указано, что предупреждение о посещении происходит за сутки, а вас уведомили за 10 минут до урока – нарушение.
Если указано в локальном акте, что происходит посещение одного учебного занятия, а у вас сидят целый день – нарушение.
Если вы ведете свое учебное занятие добросовестно, то и бояться нечего.
фиксация урока
И напоследок, если вы сомневаетесь в объективности администрации, то требуйте видеофиксацию учебного занятия, если же посещающие откажут (администрация), то записывайте урок сами (у большинства сейчас телефоны с камерой), предупредив об этом в начале урока.
Право вести видеосъемку дает пп. 9 п.1 ст.
3 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», который говорит нам, что государственная политика и правовое регулирование отношений в сфере образования основываются на принципе информационной открытости (так, что все возгласы про частную жизнь можно смело игнорировать, как учеников, так и администрации.).
Далее, если администрация к вам придирается, а вы точно уверены, что провели идеальное учебное занятие, то передаете видеозапись юридическому лицу, которое проведет независимую оценку качества образования (ст. 95 ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»). П.
5 вышеназванной статьи указывает, что поступившая соответственно в федеральные органы государственной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственное управление в сфере образования, органы местного самоуправления информация о результатах независимой оценки качества образования подлежит обязательному рассмотрению указанными органами в месячный срок и учитывается ими при выработке мер по совершенствованию образовательной деятельности.
Таким образом, органы исполнительной власти в сфере образования не смогут проигнорировать данный факт и будут обязаны принять свое решение.
Источник – группа “Юрист для учителя”.
Источник: https://pedsovet.org/beta/article/postoronnie-na-uroke
«А потом удивляемся, что дети ведут себя неадекватно. Представьте, у вас такой начальник!»
Очередной скандал в сфере образования Набережных Челнов. Второй день город обсуждает снятый на скрытую камеру инцидент в школе №18: манеру поведения учителя начальных классов и грубое отношение к детям. появилось в интернете накануне и собрало массу гневных комментариев на тему: «а должны ли такие учителя преподавать в школе».
Запись сегодня разбирали в исполкоме города, директору пришлось объясняться за педагога. Дойдет ли дело до наказания, пока не ясно. По крайней мере, директор не видит основания для увольнения, да и заменить учителя не на кого. Кстати, родители, установившие скрытую камеру, сами могут попасть под ответственность. Chelny-biz.
ru разбирался в подробностях этой истории и вспомнил предыдущие ославившие Челны скандалы в школах и детсадах.
«ВОТ ЭТИ ДВОЕ ЧИТАТЬ НЕ УМЕЮТ, ПИСАТЬ НЕ УМЕЮТ. У НИХ ОДНИХ НИЧЕГО ХОРОШЕГО НЕТ!»
Уже более 18,5 тысяч просмотров набрала на You Tube опубликованная накануне запись со скрытой камеры в кабинете первоклассников школы №18. длится 10 минут 13 секунд.
В него вошли часть перемены и часть урока математики, на котором учитель несколько раз повышает голос на детей за то, что те замешкались с ответом на задания, кому-то сразу ставит «двойки», отчитывает перед классом, повторяет, что они ничего не умеют, и вопрошает, зачем они вообще пришли в школу.
Урок начинается вполне безобидно, учитель просит детей открыть тетради, уточняет, написано ли в них «классная работа», и стоит ли число. При этом она уже начинает проявлять нетерпеливость, которую демонстрирует на протяжении записи несколько раз: «Быстрее, у нас времени мало!». Дети начинают по очереди устно решать примеры. Первые два справляются с заданием, а третий замешкался.
<br />
– Не спи, а! – прикрикнула учительница.
– 8+5…
– Ну, 8+2+3! Чего тут трудного?! – нетерпеливо повысила голос она. – 8+2+3! Голова не соображает! Ни математики нет, ни русский нет! – еще громче возмутилась она и передала очередь следующему ученику.
Но и тому досталось из-за того, что он не решил предыдущий, а взялся за следующий пример. – Вот эти двое читать не умеют, писать не умеют, по математике сложить не умеют. Чего они умеют? Они умеют на перемене бегать, дурака валять.
У них одних ничего хорошего нет! Нет!
Дети продолжили отвечать на примеры.
– Тебе два, я у тебя и спрашивать-то не стану! – махнула она рукой на одного из учеников и крикнула следующему. – Читай! Он не знает, где читать… Встаньте, кто не смог прочитать.
Вышли сюда, – пять детей выстроились у доски.
– И что вы сидите на уроке? А зачем вы пришли в школу? Если вы на уроке с нами не умеете работать, зачем вы пришли сюда? Зачем вы занимаете место? Я бы взяла других детей учить!
Учитель торопила детей отвечать на ее вопросы, но они продолжали молчать. Не успевали ответить или просто боялись.
– Что известно из задачи? Быстро говори! Говори! Быстро встань! Садись! Не готов, – молниеносно сделала вывод учитель. Позже она подняла весь класс. – Встали. Вы зачем приходите в школу? Вот зачем вы сюда пришли сегодня?! Если не слышите, не видите, не читаете!
Следом она поставила еще одну двойку ученику, который молчал, и переадресовала вопрос.
– Говори, не сиди, как статуэтка! – на этих криках видео прерывается.
«ЛУЧШЕ ПОМОГЛИ БЫ ЭТИ ВОПРОСЫ РЕШИТЬ ВМЕСТО ТОГО, ЧТОБЫ СНЯТЬ НА КАМЕРУ И ПОКАЗАТЬ НА ВЕСЬ МИР»
запись уже получила оценку в социальных сетях – порядка 500 комментариев в одном из городских пабликов. В основном, негативных по отношению к преподавателю (местами даже резко негативных), но некоторые все же поддерживают учителя:
«Вот таким методом и убивают желание учиться у детей. Они всего лишь первоклашки, и только выпустились из детсада. Кто-то быстро адаптируется к новым правилам, а кто-то только ко второму году обучения. Она даже не дает время на раздумье. Такие не сдержанные педагоги еще и руки любят распускать».
«Это какой-то кошмар. Они не срывали урок и не болтали, были трудности с ответами, но это от того что они ее боятся. Гнать взашей таких учителей!!! И никакого испытательного срока. Она теперь еще больше их возненавидит!»
«Что она себе позволяет, кто ей дал такое право унижать детей и обзывать. Педагог – это призвание!!!»
«Прежде чем осуждать, поставьте себя на ее место. Это раз. Второе, явно не угодила родителям».
«Я думаю, родители сделали правильно. Не надо ломать психику детей с этого возраста. А если у ребенка дома тоже не все хорошо, а тут еще и в школе добивают.
А потом мы удивляемся тому, что у нас дети ведут себя неадекватно.
Представьте, что у вас на работе такой начальник! Каждая мать будет защищать своего ребенка, не для этого мы их рожаем, чтобы кто-то на них вымещал свои недовольства. Это наше будущее!».
«СНИМАТЬ ДЕТЕЙ И ВЫКЛАДЫВАТЬ ВИДЕО КУДА-ТО БЕЗ РАЗРЕШЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ НЕ ИМЕЮТ ПРАВА»
запись с пристрастием рассмотрели и в управлении образования города. Директор школы №18 Наиль Гайнуллин сегодня объяснялся в исполкоме
– Это был не урок, потому что уроки мы так не проводим, – прокомментировал он Chelny-biz.ru. – Во время продленного дня после уроков учительница оставила тех детей, с которыми нужно заниматься дополнительно.
Камера каким-то образом была установлена в начале недели, наверное, во вторник. Получается, родители вырезали момент этот и выставили в Интернет. Некрасиво поступили, конечно, потому что, если есть какие-либо вопросы, их надо решать не таким образом.
Вообще снимать детей и выкладывать видео куда-то без разрешения родителей не имеют права.
По словам Наиля Гайнуллина, учительница, вокруг которой разгорелся скандал, за время работы выпустила два начальных класса, имеет хорошие результаты, активно взаимодействует с родителями, организуя различные совместные мероприятия.
– Ну, есть, наверное, такие родители, которые недовольны, – продолжил директор. – В последние годы трудных детей становится больше. Конечно, повышать голос на детей нельзя, но, наверное, бывают такие моменты… Мы поговорили с учителем, выразили пожелание быть добрее и вежливее.
Хотя, я еще раз повторю, есть разные дети… Я оправдывать не собираюсь, просто со стороны родителей это не очень хорошо. Можно ведь решать вопросы иным образом. Не надо накапливать претензии, нужно подходить, обсуждать. Мы ведь для детей условия создаем.
Решили бы этот вопрос, не доводя до такого.
Наиль Гайнуллин подчеркнул, что увольнять педагога не планируют, на это нужны веские причины. К тому же, школе не приходится выбирать: педагогов, стремящихся обучать начальные классы, не так много.
Сегодня по инициативе родителей в школе пройдет собрание, на котором стороны попытаются найти взаимопонимание.
– Им еще 11 лет учиться и учиться. Только вместе – родитель, учитель и администрация – можно чего-то добиться, – говорит директор учреждения. – Нужно работать над собой. Я переговорил с учителем, она свое отношение изменит.
Об инциденте знают и в профсоюзной организации работников образования города, но комментируют осторожно.
– Я пока однозначно какие-то выводы делать не могу, надо смотреть на эту ситуацию с разных сторон, – отметил в разговоре с Chelny-biz.ru председатель профсоюзной организации работников образования города Набережные Челны Флорит Халиуллин. – Оскорблений конкретных на детей со стороны учителя я не слышал. По видео видно, что в этот день класс был не подготовлен.
Скорее всего, поэтому она говорила громко и эмоционально, переживая за детей. Рукоприкладством она не занималась. Хотя так сильно повышать голос на детей тоже не желательно. Но в данной ситуации однозначно обвинять только учителя не стоит. Очень часто и родители слабовато занимаются с детьми, нет должного контроля, дисциплины.
Лучше помогли бы эти вопросы решить вместо того, чтобы снять на камеру и показать на весь мир.
«ЧЕРСТВЫХ, РАВНОДУШНЫХ И НЕВЕЖЕСТВЕННЫХ ЛЮДЕЙ НАДО ЛИБО ПЕРЕВОСПИТЫВАТЬ, ЛИБО ПРЕДЛАГАТЬ МЕНЯТЬ ПРОФЕССИЮ»
Впрочем, подобные скандалы в школах Челнам не в новинку. Годом ранее скандал разгорелся вокруг школы №35. Тогда учительница с 15-летним преподавательским стажем приклеила первоклассника скотчем (!) к спинке стула.
Со слов одноклассников, причиной стало то, что мальчик «вертелся».
Позже к этому же первокласснику было применено другое наказание: учительница обвела черту вокруг мальчика возле доски и велела делать задание, запретив выходить за линию.
Еще одна история, прогремевшая на всю страну, произошла в детском саду №67. Девочку с диагнозом ДЦП заведующая попросила не выступать на утреннике, чтобы не портить впечатление от праздника. Инцидент привлек внимание Павла Астахова, тогда еще занимавшего должность уполномоченного при президенте по правам ребенка.
«Заведующей детсадом, не пустившей выступить девочку Софью с ДЦП на сцену, необходимо пройти курсы повышения квалификации, – писал Астахов в микро-блоге Твиттер.
– Такие курсы лучше всего организовать либо в детдоме-интернате для умственно-отсталых детей, либо в хосписе.
Черствых, равнодушных и невежественных людей, работающих в системе образования надо, либо перевоспитывать, либо предлагать менять профессию».
История закончилась незамедлительным увольнением заведующей.
Вспоминается и недавний вопиющий случай в школе соседнего Тукаевского района, где директор установил видеокамеры в туалетах для учеников и сотрудников. На протяжении нескольких месяцев он просматривал записи видеорегистратора на своем компьютере.
В итоге его осудили за нарушение неприкосновенности частной жизни, приговорили к одному году лишения свободы условно, с испытательным сроком два года и лишением права заниматься педагогической деятельностью на три года.
Свои действия представитель системы образования объяснял тем, что хотел проследить, кто засоряет унитазы.
из архива школы, Коммерсантъ, РИА «Новости»
Chelny-biz.ru
Источник: https://chelny-biz.ru/society/190513/
Когда можно и нельзя снимать на телефон в школе
Практически у всех учеников есть телефоны с камерами для фотографирования и видеозаписи, с выходом в интернет.
Возникает соблазн использовать телефон в качестве средства фотографирования и (или) получения видеоматериалов непосредственно на уроке, в том числе и в неправомерных целях – для провоцирования учителя, унижения и агрессии по отношению к одноклассникам.
При этом вопросы, связанные с использованием камер телефонов сегодня не имеют однозначных решений с правовой точки зрения. В частности, возможность использования записи, сделанной на диктофон или с помощью фотокамеры телефона, в качестве доказательства по гражданским делам в судах. С точки зрения судебной практики это спорный вопрос.
Нормы законодательства
Применительно к школе действуют общие нормы законодательства. Согласно статье 152.1 Гражданского кодекса Российской Федерации обнародование и дальнейшее использование изображения гражданина (в том числе фотографии или видеозаписи) допускаются только с согласия этого гражданина.
Такое согласие не требуется в случаях, когда:
·использование изображения осуществляется в государственных, общественных или иных публичных интересах;
·изображение гражданина получено при съемке, которая проводится в местах, открытых для свободного посещения, или на публичных мероприятиях;
·гражданин позировал за плату.
Согласно общепринятой точке зрения, школа вполне может рассматриваться как место, открытое для свободного посещения – по крайней мере для обучающихся и работников и (или) как объект, на территории которого проводятся публичные мероприятия.
Поскольку школа реализует образовательные и воспитательные задачи, это допускает возможность появления на ее территории неопределенного количества различных людей, включая родителей школьников.
Но так как здание школы относится к государственной или муниципальной собственности, предназначенной для реализации публичных полномочий, соответственно, правовой статус территории школы нельзя сравнить с квартирой или частным складом.
В этом смысле видеосъемка и фотографирование на территории школы без согласия того, кого снимают на телефон, в принципе возможна. Но из этого не следует автоматическое разрешение снимать всем и всех, тем более во время урока.
Конституция Российской Федерации в части 1 статьи 24 запрещает сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни лица без его согласия.
Так, например, недопустимо на территории школы (во время и вне уроков) снимать на телефон работников школы, учеников и родителей с целью удовлетворения интереса к частной жизни.
В связи с этим считаем оправданным практику, при которой в Устав школы, другие локальные акты вносятся положения, запрещающие применение камер для съемки других лиц и использование полученных таким образом фотографий и видеоматериалов в целях, не связанных с образовательным процессом.
Съемка на уроке возможна только в том случае, если она обусловлена потребностями образовательного процесса и согласована с учителем, ведущим урок.
Так, например, сложно обнаружить что-либо противозаконное в случае, если камера используется учеником для записывания транслируемой учителем информации в ходе проведения урока.
Обязанности учителя
Учитель не имеет права снимать ученика на телефон с целью оказания психологического давления, унижения человеческого достоинства либо угрозы такого рода унижения.
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» в пп. 9 части 1 предусматривает право обучающихся на уважение человеческого достоинства, защиту от всех форм физического и психического насилия, оскорбления личности.
В подпунктах 2, 3, 6 части 1 статьи 48 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» говорится, что педагоги обязаны:
·уважать честь и достоинство учеников,
·соблюдать правовые, нравственные и этические нормы,
·следовать требованиям профессиональной этики,
·учитывать особенности психофизического развития обучающихся и состояние их здоровья.
Этот же закон запрещает применять физическое и психическое насилие по отношению к ученикам.
Сама по себе камера в руках у учителя во время урока не является признаком оказания психологического насилия в отношении школьников. Но камера может быть использована как инструмент для психологического насилия.
Обязанности ученика
Вышеуказанные нормы действуют и в «обратном направлении». Подпункт 4 части 1 статьи 43 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» предусматривает обязанность учеников:
·уважать честь и достоинство одноклассников и работников школы,
·не создавать другим препятствий для получения образования.
Поэтому, если ученик использует включенную камеру как игрушку, чтобы, например, показать всем, что она у него есть, или для того чтобы сорвать урок, спровоцировать учителя на неправомерные действия, а потом выложить в сеть – учитель вправе сделать замечание и потребовать выключить, убрать камеру.
Когда можно снимать?
В Постановлении от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» сказано, что не требуется согласия на обнародование и использование изображения гражданина, если оно необходимо в целях защиты правопорядка и государственной безопасности.
То есть учитель вправе использовать камеру на уроке с целью пресечения правонарушения, например, если в классе на уроке произошла драка или если ученики сами издеваются над учителем.
А) Если нарушитель – ученик
Что делать, если ученик неправомерно использует камеру на уроке, провоцирует учителя и одноклассников, а методы педагогического воздействия не работают? В этом случае необходимо предельно жестко, но без унижения человеческого достоинства, ставить вопрос о нарушении дисциплины.
Процедура дисциплинарного воздействия в отношении учеников, нарушающих установленные нормы, детально прописана в двух документах:
·в Федеральном законе «Об образовании в Российской Федерации»,
·в «Порядке применения к обучающимся и снятия с обучающихся мер дисциплинарного взыскания», утвержденном приказом Министерства образования и науки РФ от 15 марта 2013 года № 185.
Поводом для рассмотрения такого рода возможности может выступать, например, заявление родителей пострадавшего от неправомерных действий школьника.
Б) Если нарушитель – учитель
Что делать, если учитель оказывает неправомерное психологическое давление на школьников, публично оскорбляет, используя нецензурную лексику, угрожает снять на камеру ученика (в том случае, если ученик не нарушает нормы законодательства и/или локальных актов школы)?
Нарушения со стороны учителя при наличии соответствующих доказательств также предполагают дисциплинарное взыскание. Но при условии, если оно будет адекватно проступку.
В качестве одного из доказательств виновности учителя может рассматриваться сделанная на телефон запись, при условии отсутствия сомнений в ее достоверности.
Если работники школы или ученики и их родители не согласны с предпринятыми мерами, они могут обжаловать это в комиссии по урегулированию споров.
Источник: https://vogazeta.ru/articles/2018/11/22/bigdata/5279-kogda_mozhno_i_nelzya_snimat_na_telefon_v_shkole