Изменение целевого назначения земельного участка. Порядок 2019
В этой статье мы рассмотрим наиболее распространенный случай изменения целевого назначения земельного участка с личного крестьянского хозяйства (ОСГ) на целевое назначение для строительства и обслуживания жилого дома, хозяйственных зданий и сооружений.
В общем, порядок изменения целевого назначения похож на порядок отвода земельного участка в собственность из земель государственной или коммунальной собственности, однако имеет определенные свои особенности.
Итак, пошаговый порядок изменения целевого назначения с ОСГ на застройку будет выглядеть следующим образом.
Шаг 1. Заявление собственника на изменение целевого назначения
На сегодняшний день разрешение на изменение целевого назначения уже не нужно. Для первого шага собственнику необходимо составить нотариально заверенное заявление на изменение целевого назначения земельного участка. Именно это заявление и будет основанием для разработки проекта землеустройства по изменению целевого назначения земли в следующем шаге.
Шаг 2. Разработка и согласование проекта землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка с ОСГ на застройку
Для разработки проекта землеустройства об изменении целевого назначения необходимо обратиться в землеустроительную организацию, которая имеет в своем штате сертифицированных инженеров-землеустроителей, и заключить соответствующий договор на разработку землеустроительной документации (проект землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка).
Разработка проекта со всеми согласованиями занимает в среднем от 1-го до нескольких месяцев времени, в течение которого необходимо получить дополнительные исходные данные, разработать документацию (составить картографические материалы, чертежи и др.).
Разработанный проект изменения целевого назначения необходимо согласовать в следующих организациях:
- местное управление Госземагентства;
- местный отдел архитектуры и градостроительства;
- другие организации (органы лесхоза, водхоза, охраны культурного наследия, экологии и т.д.) в отдельных индивидуальных случаях.
Относительно детального плана территории
Необходимо также понимать, что наличие утвержденного плана зонирования территории или детального плана территории является обязательным в ходе согласования проекта изменения целевого назначения.
Выяснить, были ли утверждены такие документы по вашей местности, можно в горсовете (сельсовете, поселковом совете), если земельный участок находится в пределах населенного пункта. Если участок находится за пределами населенного пункта, вопросом утверждения указанных документов занимается местная райгосадмининстрация.
Если детальный план территории не разрабатывался ранее, его разработку можно заказать отдельно. Требования об обязательном наличии плана зонирования или детального плана территории установленны ст. 24 Закона Украины “О регулировании градостроительной деятельности”.
В целом получение заключений о согласовании проекта землеустройства, как правило, занимает значительную часть времени.
Шаг 3. Утверждение проекта изменения целевого назначения земельного участка
После получения позитивных заключений в результате согласования, проект землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка передается на утверждение в орган местного самоуправления (поселкового, сельского, городского совета народных депутатов).
Орган местного самоуправления на очередной сессии принимает решение об утверждении или об отказе в утверждении проекта землеустройства. Отказ в утверждении проекта землеустройства может быть обжалован в судебном порядке.
Смотрите решение об утверждении проекта изменения целевого назначения земельного участка в качестве образца.
Здесь стоит также указать, что утверждение проекта по земельному участку, который находится за пределами населенного пункта, осуществляется районной государственной администрацией, а не местным советом, в форме распоряжения об утверждении проекта изменения целевого назначения земельного участка.
Шаг 4. Получение выписки (вытяга) из кадастра (ГЗК) с измененным целевым назначением
После получения всех необходимых согласований, подаем проект по изменению целевого назначения земельного участка государственному кадастровому регистратору с целью внесения сведений об изменении целевого назначения в Государственный земельный кадастр (ГЗК).
Дополнительно к проекту землеустройства необходимо приложить обменный файл в формате XML, который содержит определенный перечень данных, упрощающих регистратору внесение сведений о земельном участке в Государственный земельный кадастр.
Оплата за внесение в земельный кадастр ведомостей об изменении целевого назначения земельного участка отменена.
Смотрите образец выписки из кадастра.
Шаг 5. Получение свидетельства о праве собственности на земельный участок с измененным целевым назначением
После получения решения об утверждении проекта изменения целевого назначения, обращаемся в местное управление Госрегистрационной службы с целью регистрации права собственности на земельный участок с измененным целевым назначением. В течение 14 дней после подачи определенного пакета документов регистратор (уже не кадастровый) обязан выдать соответствующее свидетельство о праве собственности на земельный участок с измененным целевым назначением.
Дополнительно смотрите нашу статью – Порядок регистрации права собственности на земельный участок в Государственном реестре вещных прав на недвижимое имущество.
Предложения по разработке проекта землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка от нашей компании
Наша компания имеет большой опыт, технические возможности и соответствующих специалистов для разработки проекта землеустройства по изменению целевого назначения земельного участка. Мы имеем возможность выполнять полный комплекс работ под ключ.
Начиная с кадастровой съемки земельного участка, разработки непосредственно проекта и заканчивая получением выписки из кадастра.
Мы также имеем возможность провести регистрацию вещного права на земельный участок в Государственном реестре прав на недвижимое имущество и их обременений, получить соответствующее свидетельство и выписку Укргосреестра.
Стоимость проекта изменения целевого назначения: от 4000 грн.
Нажмите для перехода к контактной информации
Срок выполнения: от 1 месяца
Нажмите для перехода к контактной информации
проект отвода земельного участка, нормативно-денежная оценка земельного участка, техническая документация на установление границ земельного участка
Источник: http://zemlevporyadnik.com.ua/ru/izmeneniye-celevogo-naznacheniya-zemli.html
Закон о рынке земли уже в Раде. Что в нем?
Анастасия Зануда ВВС News Украина
Копірайт зображення UNIAN Image caption Уже через год земля в Украине может стать настоящим товаром
Правительство подало на рассмотрение парламента законопроект, который должен запустить продажу земли сельскохозяйственного назначения в Украине.
Это чуть ли не первый случай, когда проект закона разместили изначально не на сайте Верховной Рады, а на сайте министерства, занимающегося его разработкой, – развития экономики, торговли и сельского хозяйства. Кроме того, главные тезисы проекта также обнародовал в своем министр экономики Тимофей Милованов.
Проект, который впоследствии был опубликон на сайте парламента, несколько отличается от обнародованного министерством.
Параллельно с этим в парламент свой законопроект подали и депутаты во главе с лидером “Батькивщины” Юлией Тимошенко. Но текст этого проекта пока отсутствует.
Авторы правительственного проекта считают, что документ должен сформировать “законодательное поле для введения рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения”, а также обеспечить конституционное право граждан свободно распоряжаться своей собственностью.
В результате, как рассчитывают авторы земельной реформы, аграрная отрасль будет развиваться, инвестиции возрастут, вырастет и стоимость земли, поскольку сделки купли-продажи выйдут из тени.
Ранее ожидалось, что запуск рынка земли состоится после принятия отдельного закона “Об обращении земли”. Собственно, такой вариант предлагали и во Всемирном банке, который пытался спрогнозировать последствия введения рынка земли.
Однако новое правительство решило пойти по пути внесения изменений в уже существующие законы, в том числе и в Земельный кодекс. Сам проект закона, который должен кардинально решить земельный вопрос, содержит 4 страницы. Сравнительная таблица к нему – 9 страниц.
Земельный кодекс, закрепивший гарантии права собственности на землю, был принят в 2001 году. Одновременно с этим был введен временный запрет на отчуждение земель сельхозназначения.
Тогда объясняли, что через некоторое время будет подготовлена вся законодательная база для успешного внедрения рынка земли. С тех пор Верховная Рада только регулярно продлевала мораторий на продажу земли. Последнее такое продление состоялось в конце 2018 года и действует до конца этого года.
За время действия моратория, считают в правительстве, в Украине сложился теневой рынок земли, на котором активно используются коррупционные схемы, а отсутствие конкуренции привело к падению арендной платы.
Кроме того, за это время, как заявил президент Зеленский, умерло около 1 млн владельцев участков, которые так и не смогли воспользоваться своим правом распоряжаться землей.
То, что владельцы земли де-факто не могут ею распоряжаться, подтвердил и Европейский суд по правам человека, который в мае 2018 года вынес решение в пользу двух украинских граждан, подавших жалобу на земельный мораторий.
Когда отменят мораторий?
Согласно тексту проекта, запрет на продажу земли сельскохозяйственного назначения отменят 1 октября 2020 года.
Кто сможет купить землю?
- Граждане Украины;
- юридические лица, образованные в соответствии с законодательством Украины
- территориальные общины;
- государство.
Иностранные граждане и лица без гражданства могут получать землю в собственность, если они унаследовали ее. Однако они будут обязаны продать земельный участок в течение года.
Без инопланетян, но с иностранцами?
Этот вопрос, как и в предыдущие годы, вызвал наибольшее количество замечаний, критики и возражений.
На аграрной конференции, где было представлено правительственное видение земельной реформы, президент Зеленский сразу заявил: “Первое и главное: земля принадлежит украинцам”. Он также заверил, что “страшилки о китайцах, арабах или инопланетянах, которые вывезут нашу землю вагонами, – это бред”.
Однако впоследствии, отвечая на вопросы участников конференции, премьер-министр Алексей Гончарук признал, что конечными бенефициарами украинских юридических лиц могут быть и иностранцы:
“В существующей модели могут быть иностранцы. В той модели, по которой мы сейчас дискутируем, это возможно”.
По словам Гончарука, сейчас в Украине насчитывается более тысячи случаев, когда граждане других государств обрабатывают украинскую землю, хоть и не на правах собственности, а на правах аренды, и они заслужили право так или иначе принять участие в открытии рынка:
“Если сейчас ограничить и не предоставить никакого юридического инструмента для защиты подобных людей, это будет выглядеть так, словно Украина выгоняет иностранных инвесторов. Лично для меня это неприемлемая история”.
По словам премьера, иностранцы также приносят современные технологии и инвестиции в украинское сельское хозяйство, создают рабочие места.
“Бояться нужно не юридических лиц. Не иностранцев или украинцев. Нужно бояться “черных “денег”, – также прокомментировал “фобии”, связанные с рынком земли министр экономики Тимофей Милованов.
Есть ли какие-то ограничения?
- Совокупная площадь участков “в одних руках” (включая связанных лиц или юридических лиц, имеющих общего конечного бенефициарного владельца) не может быть больше 15% в одной области и 0,5% в Украине.
- Арендатор будет иметь “преимущественное право” на покупку земельного участка.
- Владельцы фермерских хозяйств на земле, принадлежащей им по праву постоянного пользования или наследования, будут иметь право выкупить землю с рассрочкой в 5 лет по цене нормативной денежной оценки такой земли без торгов.
- Землю не смогут покупать физические или юридические лица, в отношении которых действуют санкции и список которых вводится решением СНБО, согласно закону “О санкциях”. Прямого запрета на покупку земли российскими гражданами или компаниями нет.
Без “совка” и “схематоза”?
По словам президента Зеленского, очень важно, чтобы право на владение землей было настоящим, а не “гибридным”.
“Очень важно: “полноценное” – это право владеть, пользоваться и распоряжаться своей землей, – заявил Владимир Зеленский. – Иначе у нас начинается Советский Союз, “совок”. Когда граждане получали якобы свои квартиры, но не могли их продавать легально. И это – неправильно. Что появилось в результате? Незаконные “серые” схемы и махинации. То же сейчас происходит у нас с землей”.
О том, что определенное “обращение” земли в Украине уже существует, заявил и министр экономики.
“Я хочу подчеркнуть – мы не запускаем оборот земли, ведь он уже есть. Мы хотим вывести его из тени, сделать его прозрачным и обеспечить одинаковые правила игры для всех украинцев”, – заявил Милованов.
Копірайт зображення UNIAN Image caption Чиновники утверждают, что на рынке земли хотят поддержать фермеров. Однако на удешевление кредитов в проекте бюджета пока что заложено 4,4 млрд грн
Вместе с тем, чиновники отмечали и то, что главная “целевая аудитория” свободного рынка земли – не большие, а средние и малые фермерские хозяйства, которых нужно поддержать финансово при открытии рынка.
“Рынок земли может быть открыт только при условии, что у украинского гражданина, украинского бизнеса и фермера есть доступ к финансовым ресурсам, который позволят ему принять активное участие в этом рынке, с одной стороны, а с другой – если такой гражданин и фермер будут защищены , если не будет рейдерства, коррупции и прочего “схематоза”, – заявил премьер-министр Алексей Гончарук.
На сегодня в бюджете заложено 4,4 млрд грн на удешевление кредитов для фермеров.
“Это будет сделано в двух формах. Форма номер один – прямое дотирование ставки. Форма номер два – создание фонда, в который будут вносить средства, в том числе и наши международные партнеры, чтобы гарантировать часть кредита, чтобы банки выдавали кредиты с большей готовностью”, – заявила министр финансов Оксана Маркарова.
По данным, приведенным в пояснительной записке к законопроекту, в настоящее время тремя четвертями сельскохозяйственных угодий владеют частные лица – это более 30 млн га.
В Украине в общей сложности 42 млн га земли сельскохозяйственного назначения.
Что говорят люди?
Копірайт зображення UNIAN Image caption Украинцы традиционно негативно относятся к рынку земли
Согласно результатам опроса, проведенного Фондом “Демократические инициативы” и социологической службой Центра Разумкова в сентябре 2019 года, 49% украинцев не поддерживают закон о рынке земли. Поддерживают – лишь 31%.
Но, как отметила директор Фонда Ирина Бекешкина в интервью ЛигаБизнесИнформ, если спросить респондентов “должен ли человек, владелец земли, иметь право ее продать?”, то та же половина отвечает, что владелец имеет такое право.
По словам Ирины Бекешкиной, опрос также свидетельствуют, что почти половина владельцев земли сдают ее в аренду, а не обрабатывают. “Обрабатывают только 48% владельцев. Причем 38% ведут на ней фактически натуральное хозяйство, для себя выращивают продукты, а не на продажу”, – заявила ученый.
Другой опрос, также проведенный в сентябре Киевским международным институтом социологии, показал, что 52% опрошенных не поддерживают отмену моратория на продажу земли, а 64% опрошенных считают, что этот вопрос должен решаться на референдуме.
Положительно относятся к отмене моратория на продажу земли 35% опрошенных.
Следите за нашими новостями в и Telegram
Источник: https://www.bbc.com/ukrainian/features-russian-49869157
Решение ЕСПЧ в деле «Зеленчук и Цюцюра против Украины
В конце мая сеть взорвала новость об отмене земельного моратория, которую якобы санкционировал Евросуд своим решением по делу “Зеленчук и Цюцюра против Украины”.
Пробежавшись по верхам пресс-релиза ЕСПЧ, как обычно в поисках «жаренного», украинские СМИ с удовольствие разносили по уголкам уанета новость о скорой кончине моратория.
Некоторые СМИ и блоггеры наоборот, говорили о том, что ЕСПЧ ничего такого Украине не предписывал и сеть пополнилась мнениями разного рода специалистов, которые окончательно заговорили эту тему и привнесли еще большую смуту в эту тему.
Так как? Мораторий отменяется или нет?
Мы подготовили перевод решения ЕСПЧ по делу “Зеленчук и Цюцюра против Украины” и теперь вы сами можете прояснить для себя, что конкретно сказал Евросуд.
И да … всем любителям ставить себя автором переводов, копипейстить без ссылок на первоисточник, или с некликабельными ссылками, плагиатить и т.д. и т.п. – не забывайте ставить кликабельную ссылку на этот источник с переводом решения!
ЧЕТВЁРТАЯ СЕКЦИЯ
ДЕЛО «ЗЕЛЕНЧУК И ЦЮЦЮРА ПРОТИВ УКРАИНЫ»
(Заявления № 846/16 и № 1075/16)
РЕШЕНИЕ
СТРАСБУРГ
22 мая 2018 г.
Решение станет окончательным при условиях, изложенных в пар. 2 Статьи 44 Конвенции. Возможны дополнительные правки.
В деле Зеленчук и Цюцюра против Украины,
ЕСПЧ (Четвертая секция), заседая в составе:
Vincent A. De Gaetano, Председатель, Ganna Yudkivska, Paulo Pinto de Albuquerque, Faris Vehabović, Georges Ravarani, Marko Bošnjak,
Péter Paczolay, судьи,
и Marialena Tsirli, секретарь Секции,
Обсудив вопрос за закрытыми дверьми 10 апреля 2018 г.,
Вынес следующее решение, утверждённое в тот же день:
ПРОЦЕСС
1. Дело было инициировано заявлениями № 846/16 и 1075/16 против Украины, поданными в рамках Статьи 34 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод («Конвенция») двух граждан Украины, Зеленчук Софии Степановны и Цюцюры Виктора Антоновича (“заявители”) 22 и 23 декабря 2015 г. соответственно.
2. Интересы заявителей представлял г-н М. Тарахкало, юрист, практикующий в Киеве. При представлении замечаний и претензий заявителей 14 декабря 2016 г. их также представлял Г.А. Бущенко, который на то время практиковал в Киеве. Украинское правительство (“Правительство”) представлял Г.И. Лищина.
3. Заявители утверждали, что законодательные ограничения, установленные для них как собственников сельскохозяйственной земли, нарушили их права в рамках Статьи 1 Протокола № 1 Конвенции.
4. 4 мая 2016 г. Правительство было поставлено в известность о заявлениях.
5. Заявления были получены в письменном виде от EasyBusiness, неправительственной организации, расположенной в Киеве, которой Председатель Секции разрешил вмешаться в качестве третьей стороны (пар. 2, Статья 36 Конвенции пар. 3, Положение 44 Регламента Суда).
ФАКТЫ
I. ОБСТОЯТЕЛЬСТВА ДЕЛА
6. Первая заявительница родилась в 1947 г. и живёт в г. Долина Ивано-Франковской области.
В декабре 1996 г. её мать получила в собственность пай земли в селе Копытково Здолбуновского района Ровненской области (см. параграфы с 11 по 14 ниже касательно паев земли и их последующей конверсии в земельные участки). После смерти матери в ноябре 1999 г.
первая заявительница унаследовала указанный пай и получила сертификат, удостоверяющий, что она стала новым собственником 25 мая 2000 г. 10 января 2006 г.
Здолбуновская районная государственная администрация выделила ей участок земли площадью 2,5917 гектар для использования в качестве частного хозяйства (особисте селянське господарство, см. описание категорий с/х земли в украинском законодательстве в пар. 18 ниже).
Заявительница получила сертификат собственности на землю 13 августа 2007 г. Она сдала 2,0917 га в аренду компании по договору аренды, зарегистрированном 30 мая 2015 г. и действительном до 10 ноября 2021 г.
, и ещё 0,5 га другой компании по договору сроком на 15 лет, зарегистрированном 10 августа 2016 г.
По словам заявительницы, она получает ренту натурой, в виде зерна или подсолнечного масла, в зависимости от того, что выращивается на её земле в определённый год.
7. Второй заявитель родился в 1939 г. и живёт в Тернополе.
В неуточненную дату его мать получила пай земли в селе Раковец Збаражского района Тернопольской области. В ноябре 2004 г. он получил эту землю в наследство от матери. 27 марта 2008 г.
Збаражская районная государственная администрации выделила ему 3,41 га с/х земли, предназначенной для коммерческой с/х деятельности (товарне сілськогосподарське виробництво).
Он получил сертификат собственника 22 июля 2008 г.
Земля сдаётся в аренду обществу с ограниченной ответственности. С 2010 г. второй заявитель получал следующую ренту:
Год | грн (всего) | грн (за 1 гектар) | прибл. эквивалент в евро (за 1 гектар) |
2010 | 729.29 | 213.87 | 20 |
2011 | 749.44 | 219.78 | 20 |
2012 | 1316.02 | 385.93 | 36 |
2013 | 1316.02 | 385.93 | 33 |
2014 | 1316.02 | 385.93 | 19 |
2015 | 2191.73 | 642.74 | 24 |
2016 | 2191.73 | 642.74 | 22 |
8. Земля заявителей подлежит законодательным ограничениям на отчуждение и изменения целевого назначения земли, которые изложены в разделе «Имеющие отношение к делу национальные документы» и в пар. 22 касательно их текущего состояния.
II. ИМЕЮЩИЕ ОТНОШЕНИЕ К ДЕЛУ НАЦИОНАЛЬНЫЕ ДОКУМЕНТЫ
A. Описание законодательной ситуации в Украине касательно владения землей
9. По законодательству УССР, до принятия Земельного кодекса 18.12.1990 («Земельный кодекс»), частные лица и организации не имели права владеть землёе, которая принадлежала исключительно государству.
10. Согласно Статье 17 Земельного кодекса, местные советы получили полномочия передавать землю во владение частным лицам и организациям. Тем не менее, купивший землю в течение шести лет не имел права продать ее или распорядиться ею иным способом (за исключением случаев наследства). Землю можно было только вернуть местному совету. Суд мог сократить этот срок при наличии уважительной причины.
11. В 1990-ых значительная часть с/х земель страны находилась в собственности бывшего советского кооператива и государственных колхозов, которые, в соответствии с Законом от 14.02.1992 были переименованы в «коллективные сельскохозяйственные предприятия» («КСП»).
Источник: https://www.ilf-ua.com/ru/blog/otmeniaetsia-li-zemelnyi-moratorii-ili-net/