Я сирота, могу ли я поступить в университет бесплатно?

Льготы при поступлении в вуз 2020 в подробностях

Я сирота, могу ли я поступить в университет бесплатно?

Все о льготах при поступлении в вуз 2020

Льготы при поступлении существуют для того, чтобы у всех слоев населения был одинаковый доступ к высшему образованию. О том, какие категории абитуриентов могут претендовать на особые права при поступлении и как ими воспользоваться эта статья.

Что такое льготы при поступлении вообще?

Существует несколько видов квот при поступлении:

1) зачисление в учебное заведения без сдачи экзаменов и в обход конкурса;

2) квоты, дающие право поступления на льготных основаниях некоторым категориям абитуриентов;

3) право на преимущественное зачисление при равенстве баллов с другими абитуриентами.

Какие бывают льготы при поступлении? Кто может поступить в вуз по льготам?

Пройдемся по категориям…

1) Итак, на право поступить без сдачи экзаменов и прохождения конкурса могут рассчитывать:

  • победители и призеры заключительного этапа всероссийской олимпиады школьников (подробнее об школьных олимпиадах тут); Важно: далеко не все олимпиады дают право поступления вне конкурса. Подробнее по ссылке чуть выше.Также важно, что по олимпиаде можно поступать в 1 вуз. То есть вы можете подать заявление в 5 вузов, но претендовать на поступление без конкурса можете только в 1-м университете на одну специальность.
  • члены сборных команд Российской Федерации, участвовавших в международных олимпиадах по общеобразовательным предметам Важно, чтобы профиль олимпиады, в которой вы заняли первое место, соответствовал профилю специальности, на которую вы хотите по ней поступить. В противном случае 1-е место ничего не дает.
  • лица, занявшие 1-е месте на Олимпийских, Паралимпийских, Сурдлимпийских играх;
  • чемпионы мира, Европы. ВАЖНО: спортивные достижения дают вам право поступить без конкурса и вступительных экзаменов только на специальности, связанные с физической культурой и спортом. Если вы чемпион Олимпийских игр, но хотите поступить на, например, специальности «Прикладная информатика», то максимум, на что вы можете претендовать, это доп. баллы к ЕГЭ за дополнительные достижения.

2) Поступить льготно при условии успешного по квоте могут следующие абитуриенты:

  • инвалиды I и II групп, дети-инвалиды;
  • инвалиды детства;
  • инвалиды, ставшие ими при прохождении военной службы (военная травма или заболевание, приобретенное в армии).

Для вышеперечисленных абитуриентов каждый год выделяется не менее 10% от всех бюджетных мест.

Важно, чтобы у вас не было противопоказаний к обучению в выбранном университете и вы успешно сдали вступительные испытания.

3) Кто имеет право на преимущественное зачислении при равенство баллов с другими абитуриентами:

  • абитуриенты, которым еще не исполнилось 20 лет, имеющие только 1-го родителя – инвалида I группы при доходе на 1-го человека в семье меньше прожитого минимума;
  • сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей;
  • дети-инвалиды, инвалиды I и II групп;
  • те, кто подвергся действию радиации по причине катастрофы на Чернобыльной АЭС;
  • дети военнослужащих, погибших при исполнении ими обязанностей военной службы или умерших вследствие увечья (ранения, травмы, контузии) либо заболеваний, полученных ими при исполнении обязанностей военной службы;
  • дети умерших или погибших Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы;
  • дети сотрудников органов внутренних дел, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, таможенных органов, погибших (умерших) вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в связи с выполнением служебных обязанностей;
  • дети прокурорских работников, погибших или умерших вследствие увечья или иного повреждения здоровья, полученных ими в период прохождения службы;
  • военнослужащие, которые проходят военную службу по контракту и непрерывная продолжительность военной службы по контракту которых составляет не менее трех лет, а также граждане, прошедшие военную службу по призыву и поступающие на обучение по рекомендациям командиров;
  • инвалиды войны, участники боевых действий, а также ветераны боевых действий;
  • граждане, непосредственно принимавшие участие в испытаниях ядерного оружия, боевых радиоактивных веществ в атмосфере, ядерного оружия под землей, в учениях с применением таких оружия и боевых радиоактивных веществ;
  • те, кто участвовал в ликвидации радиационных аварий на ядерных установках на военных объектах;
  • военнослужащие, выполнявшие задачи в условиях вооруженного конфликта в Чеченской Республике и прилегающих к ней территориях, а также, выполняющие задачи в ходе контртеррористических операций на территории Северо-Кавказского региона.

Как воспользоваться льготами при поступлении?

Для этого вам нужно приложить к подаваемым при поступлении докам документы, которые подтверждают ваше право на получении льгот. Справки, прочие документы и т.д.

Поздравляем пользователей Вузопедии с новым годом и желаем всем поступить в вуз ..

Новый год уже почти на нашем пороге, каждый город и почти каждый дом в России св..

Источник: https://vuzopedia.ru/articles/20

Образование сирот

Я сирота, могу ли я поступить в университет бесплатно?

Татьяна Ткачук: Начало учебного года традиционно воспринимается как праздник не только для первоклашек и школьников вообще, но и для студентов; особенно – первокурсников.

Такое счастье поступить туда, куда хотелось! А если еще и удалось на бюджетное – счастье вдвойне. Этот тонкий момент: не получилось бесплатно – придется родителям платить; лишь бы учиться, лишь бы не терять года! – не распространяется на тех, у кого родителей нет.

Сегодня мы будем говорить о том, как получают образование воспитанники детских домов, дети-сироты.

Гости студии: советник директора Департамента государственной молодежной политики, воспитания и социальной защиты детей Министерства образования Иван Янцукевич; координатор проекта помощи детям- сиротам «Мурзик.Ру», микрохирург Герман Пятов и выпускники детского дома-школы города Шуя Юра Макаров и Костя Артамонов.

Давайте начнем с закона.

Статья 16 федерального закона «Об образовании» от 2000 года (Иван поправит меня, если я в чем-то ошиблась) гласит, что дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, принимаются в государственные образовательные высшие и средне-специальные учреждения вне конкурса, им достаточно успешно (то есть без «двоек») сдать вступительные экзамены. И если раньше возраст детей был ограничен 18 годами, то позже приняли поправку к закону, увеличив диапазон возможностей поступать до 23 лет. Кроме бесплатной учебы, детям без родителей гарантируется полное государственное обеспечение в течение всего обучения.

Получается, что выглядит все буквально безоблачно: хочешь – поступай, конкурсы проходить не будешь, тебе все оплатят… Каковы подводные камни, Иван? Или их нет?

Иван Янцукевич

Иван Янцукевич: Подводных камней, наверное, ни в одном деле избежать нельзя. И конечно, очень многое зависит от подготовленности детей к сдаче экзаменов.

Во-первых, мне бы хотелось сказать, что дети, как правило, выпускники детских домов, не столь сильны, как дети, которые воспитывались в семье.

Конечно, есть вундеркинды, и, кстати, поправка, которая была принята в 2002 году и которая была инициирована непосредственно Сергеем Николаевичем Апатенко в бытность его депутатом Госдумы…

Татьяна Ткачук: Я поясню для слушателей, что Сергей Апатенко – это руководитель департамента, и как раз наш гость Иван Янцукевич – его советник.

Иван Янцукевич: Да.

Как раз была инициирована, и она как раз исходила от директора одного детского дома в Ростовской области, по-моему, в Новошахтинске, которая сказала о том, что дети поступают в детский дом с небольшим отставанием и заканчивают школу, как правило, не в 18, например, а в 19 лет или, может быть, вообще в 20 и уже теряют льготы при поступлении. Поэтому было решено расширить диапазон до 23 лет. Попадаются вундеркинды, и, естественно, такой расширенный диапазон позволит поступать детям.

Какие еще есть подводные камни? Естественно, при поступлении ребенка-сироты в высшее учебное заведение оно должно взять на себя полное обеспечение этого ребенка: выплату ему не просто стипендии, а повышенной стипендии (стипендия сейчас 600 рублей, по-моему, и плюс 50 процентов, то есть – 900 рублей), обязательства по обеспечению его одеждой, жильем, то есть общежитием, и так далее, и тому подобное. Многие руководители вузов пытаются избежать этих вещей. Естественно, если такие вещи есть, их надо пресекать и быстренько как-то сообщать нам, что такие вещи существуют.

Татьяна Ткачук: Иван, а есть какая-то квота для каждого вуза, то есть некое обязательное число таких детей, которых вуз обязан просто взять на обеспечение?

Иван Янцукевич: Нет, такой квоты не существует. Но это же зависит от того, сколько детей сдадут успешно экзамен в вуз.

Татьяна Ткачук: Это понятно.

Иван Янцукевич: Поэтому это может быть совершенно разное количество.

Татьяна Ткачук: Вы просто заговорили о том, что некоторые руководители вузов пытаются от этого уйти. Я пытаюсь понять, есть ли какой-то механизм, какой-то рычаг, который…

Иван Янцукевич: … обязывает, да?

Татьяна Ткачук: Да.

Иван Янцукевич: Нет, к сожалению, никакой квоты на это не существует, иногда пытаются уйти от этого. Но с помощью общественного мнения, каких-то общественных организаций, в том числе, и руководителей детских домов, которые следят за судьбой своих выпускников, как правило, с помощью каких-то неформальных переговоров…

Татьяна Ткачук: Спасибо, Иван. Герман, теперь вопрос к вам.

Тему сегодняшнего разговора в свое время предложили вы, и я, когда начала готовить эту программу, подумала о том, что действительно, судя по регламентированному правилу, по документам, в России в этой сфере все обстоит лучше, чем с какими-то другими моментами, касающимися детей-сирот. Почему эта тема вас тревожит? Почему вы считаете, что это тема для большого, часового разговора, в частности, на Радио Свобода? И какие подводные камни в реальной ситуации видите вы по этой теме?

Герман Пятов

Герман Пятов: Это даже не для часового, я думаю, а для многочасового разговора тема. Конечно, тут о безоблачности говорить не приходится. А почему волнует, потому что любая помощь детям-сиротам в детских домах бессмысленна без последующей социализации, без последующего образования и нормального выбора профессии.

Я хочу сказать, что на самом деле не то что подводные камни, а просто закон не работает вообще. А именно, уточню: говорить о высшем образовании детей-сирот вообще не приходится, какие-то квоты и так далее. Потому что и не светит высшее образование практически 99 процентам.

То есть, очень маленький процент выпускников детских домов реально имеют возможность поступить в высшие учебные заведения.

Почему? Потому что, да, у них есть льготы, они идут вне конкурса, но они должны сдать экзамены хотя бы на «удовлетворительно». И в нормальные вузы, которые действительно дают какую-то востребованную специальность, это не проходит, то есть дети даже на «тройку» не могут сдать.

Что говорить, если сейчас дети и домашние, из обычных семей, не специализированных школ не могут быть подготовлены на уровне, чтобы сдать в МГУ, в Бауманку. Это как бы сверхзадача, но даже в средние рейтинговые вузы они не попадают.

Они попадают только туда, где нет конкурса вообще, и людей, в принципе, могут брать просто с улицы, без экзаменов, вне зависимости, сирота или не сирота, потому что надо заполнить существующие места. Поэтому разговаривать о высшем образовании для сирот в таком аспекте не приходится.

Но самая главная проблема в том, что они даже не имеют возможности получить хотя бы средне-специальное образование в соответствии с их интересами, требованиями и личными взглядами, перспективами.

То есть, если человек элементарно… не каким-то, я не знаю, врачом, юристом, экономистом, а элементарно хочет стать просто водителем автомобиля, не какой-то даже суперкатегории, он не имеет этой возможности просто потому, что не работает этот закон.

То есть детей пихают туда, где есть общежитие, а, соответственно, это самые невостребованные специальности, потому что общежитие невыгодно содержать, и их сохраняют только такие вот училища.

Татьяна Ткачук: Спасибо, Герман, поняла вашу точку зрения. А у меня пока вопрос к ребятам. Костя, могут ли ребята, являющиеся выпускниками детских домов, получать профессию, образование по своему желанию?

Костя Артамонов: Я считаю, что нет.

Татьяна Ткачук: Объясни, почему.

Костя Артамонов: Я объясню на своем примере. У меня, как пример – тоже моего детского дома выпускник, его зовут Вена, ему Герман помог обустроиться в Москве на водителя… ну, не водителя, а вообще хорошо обустроиться, и я хотел так же. А меня отправили в ПТУ, поставили на столяра.

Татьяна Ткачук: Чем объяснили?

Костя Артамонов: Просто поставили. Написали в карточке: «Будешь столяром». Вот так.

Татьяна Ткачук: То есть, не ты решал. А кто решал?

Костя Артамонов: Ну, как, кто… Там написали.

Татьяна Ткачук: Там – это где?

Костя Артамонов: В училище.

Татьяна Ткачук: Директор училища?

Костя Артамонов: Зам директора.

Татьяна Ткачук: Понятно. Иван, одну секунду, хочу еще услышать Юрия, и тогда передам вам микрофон. Юра, твоя ситуация?

Юра Макаров

Юра Макаров: Примерно такая же ситуация. Я всегда учился хорошо, «4» и «5» у меня, в основном «5» даже.

И мне сначала в карточке вообще написали «штукатур-маляр», а это профессия двухгодичная, даже без полного среднего образования. То есть, я выхожу просто штукатуром, и неполное среднее образование.

Я стал просить, чтобы мне… Мне сказали: «Без «троек» сдашь экзамены, тогда пойдешь. Не сдашь – пойдешь штукатуром-маляром». Я сдал, естественно…

Татьяна Ткачук: Без «троек».

Юра Макаров: … да, без «троек», и меня послали тоже на столяра.

Татьяна Ткачук: А кем ты хотел бы быть?

Юра Макаров: Ну, как минимум – столяром. Так-то у меня были и выше, но меня сразу как бы обломали. Ну, это грубо сказано, конечно. Я хотел все время идти адвокатом каким-нибудь, юристом, но мне сказали – так как папа у меня был в местах лишения свободы, то мне туда дорога закрыта.

Татьяна Ткачук: А ты знал о том, что ты можешь поступать без конкурса в вуз, достаточно тебе без «троек» написать вступительные экзамены? Ты вообще об этом знал?

Юра Макаров: Нет.

Татьяна Ткачук:

Источник: https://www.svoboda.org/a/263034.html

Льготы для детей-сирот при поступлении в вузы продлят на два года

Я сирота, могу ли я поступить в университет бесплатно?

Сейчас дети-сироты и дети, которые остались без попечения родителей, могут стать студентами вузов двумя путями: поступить по квоте или отучиться полгода на бесплатном подготовительном отделении вуза и сдать успешно экзамены.

Обычно вузовская льготная квота составляет 10 процентов от всех мест. Большая часть детей-сирот выбирает именно этот путь. Так в вузы поступает примерно 4,5 тысяч абитуриентов. Чтобы стать студентами, таким выпускникам достаточно принести ЕГЭ с минимальными баллами. Понятно, что уровень знаний у этих первокурсников гораздо ниже, чем у тех, кто поступил по конкурсу.

В итоге, по данным Минобрнауки, после первой же сессии отчисляется до 7 процентов льготников, а среди “конкурсных” студентов таких всего 1,2 процента. Еще одна важная деталь: правило льготного поступления по квоте действует только до 2017 года. “Сейчас действует так называемая переходная норма”, – пояснил руководитель комитета по образованию Госдумы Вячеслав Никонов.

Пять вузов из России вошли в рейтинг лучших университетов Европы

Подготовительные отделения, которые должны подтягивать абитуриентов, большой популярностью у детей-сирот не пользуются. В прошлом году, например, вузы получили 2281 место, а дети-сироты заполнили только 402.

Причин много: во время учебы на подготовительном отделении дети-сироты не имеют полного гособеспечения как студенты-первокурсники, не получают право на бесплатный проезд к месту учебы и обратно, гораздо ниже стипендия и нет гарантий на получение места в общежитии. Закон “Об образовании” дает койко-место только студентам.

Сказывается и психологический фактор: студентом, пусть и слабым, ты становишься сегодня, а что будет через год – неизвестно.

На подготовительных отделениях вузов учатся не только дети-сироты, но и военнослужащие.

Демобилизованные, как правило, могут приступить к учебе только в октябре-ноябре, поэтому начать учебный год с 1 сентября подготовительному факультету сложно.

В этом году, например, предлагается начать учебу на подготовительных отделениях с 10 января. “Аттестаты дети-сироты получат в июне. Что они будут делать до января? Где жить? Что есть?”- замечает Никонов.

Владимир Путин поручил помочь предприятиям при вузах

Депутаты Госдумы рекомендовали правительству проработать вопрос о социальной поддержке детей-сирот, выбравших подготовительные отделения.

В том числе, предоставить полное гособеспечение слушателям, бесплатный проезд к месту учебы и бесплатный проездной, а Минобрнауки – регламентировать начало учебного года, чтобы оно не было “плавающим”, обеспечить местом проживания выпускников интерната до момента поступления на подфаки вузов, бесплатный проезд для зачисления.

Вместе с этим все эксперты поддержали предложение продлить для детей-сирот льготный период для поступления по квоте еще на два года. В Минобрнауки пообещали, что к 2019 году в России будут созданы все условия для выравнивания учебных возможностей социально незащищенных детей и детей из семей.

Кто имеет право учиться на бесплатном подготовительном отделении

– дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;

– дети-инвалиды, инвалиды I и II группы, которым не противопоказано обучение в высшем учебном заведении;

– граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя – инвалида I группы, при условии среднедушевого дохода семьи ниже прожиточного минимума;

– граждане, пострадавшие во время аварии на Чернобыльской АЭС;

– дети военнослужащих, погибших при исполнении воинских обязанностей или умерших вследствие ранений или заболеваний, полученных при исполнении воинских обязанностей;

– дети Героев Советского Союза, героев РФ и полных кавалеров ордена Славы;

– дети сотрудников органов внутренних дел, уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотиков, таможенных органов, которые погибли при исполнении служебных обязанностей;

– дети прокурорских работников, погибших при исполнении служебных обязанностей;

– военнослужащие по контракту, продолжительность службы которых составляет не менее трех лет, а также военнослужащие запаса, прошедшие военную службу по призыву и по контракту и поступающие в вузы по рекомендации командиров;

– инвалиды войны, участники боевых действий, ветераны боевых действий;

– граждане, принимавшие участие в испытании ядерного оружия;

– военнослужащие, принимавшие участие в боевых действиях в “горячих точках”.

Источник: https://rg.ru/2016/03/15/lgoty-dlia-detej-sirot-pri-postuplenii-v-vuzy-prodliat-na-dva-goda.html

Льготы детям-сиротам при поступлении в вуз

Я сирота, могу ли я поступить в университет бесплатно?

«Мы – опекуны (дядя и тетя) ребенка. Когда у мальчика погибли родители, ему было 6 лет. В июне ему исполнится 18. Собирается поступать в технический университет. Какие льготы будут у него при поступлении и как нам будут платить после того, как ему исполнится 18 лет?» Семья ДОРОДНЫХ (Курск).

Отвечает председатель комитета соцобеспечения Курской области Ольга НОВИКОВА: «Данный вопрос отнесен к компетенции органов опеки и попечительства.

Вместе с тем, в законе Курской области от 21 июня 2006 года №30-ЗКО «О размере и порядке выплаты денежных средств на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством)» указано: выплата денежных средств на содержание ребенка сохраняется в случае достижения ребенком, находящимся под попечительством, возраста 18 лет в период его обучения в общеобразовательном учреждении – до окончания его обучения, но не более чем до достижения 19 лет. Данное положение не распространяется на лиц, обучающихся в высших учебных заведениях.

В соответствии с ч. 3 ст. 11 Федерального закона от 22 августа 1996 года №125-ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» вне конкурса при условии успешного прохождения вступительных испытаний в государственные и муниципальные высшие учебные заведения принимаются дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей».

Вверх  —  Отзывы читателей (120)  —  Написать отзыв  —  Версия для печати

Анастасия11 июля 2009, 14:20:46
e-mail: Poroh86@mail.ru, город: Иркутск

Я сирота, живу в детдоме, у меня есть опекуны, я сдавала экзамены в МВД г. Иркутска, не добрала 9 баллов по истории, а в остальном все отлично, есть ли у меня льготы на поступления, брать меня вообще не хотят, и денег на комерческую основу нет….

ирина2 октября 2009, 15:01:57
e-mail: fibi2901@mail.ru, город: Ярославль

Подскажите пожалуйста до скольких лет сохраняется льгота детям сиротам?

Олег31 марта 2010, 11:10:41

А если я закончил школу в 18 лет,и собираюсь поступить через год.Будут ли сохранятся мне льготы при поступлении?

Ольга31 июля 2010, 01:01:15
e-mail: perevyshko_olga@mail.ru, город: Курган

Приемной девочке в марте 2010 г. исполнилось 18 лет, в это время она училась в 11 классе. Выплата пособия закончилась. В опеке сказали, если поступит в ВУЗ, будет на гособеспечении. Сейчас уже знаем, что девочка поступила. Но на гособеспечении она будет с сентября 2010 г.

А как содержали ее с апреля по август никого не интересует (кормили, платили за квартиру, покупали кое что из одежды уже без пособия). У нас с мужем трое приемных детей (2 родных). На следующий год 18 лет исполнится второй приемной девочке, правда в июле, но в августе мы тоже уже не получим пособие на нее, т. к. только закончит 11 класс.

Почему сироты, заканчивающие 11 класс в 17 лет и поступающие в ВУЗы, плавно переходят на гособеспечение, а наши дети выпадают из этой категории на пять и один месяцев?

Юлия2 марта 2011, 18:12:42
e-mail: julya_2104@mail.ru, город: Магнитогорск

я сирота, учусь в институте и нахожусь на гособеспечении, но после января размер денежных выплат уменьшился почти в 2 раза, объяснили это тем, что по новому положению сократили выплату на проезд и питание. На самом ли деле это так? и что это за положение? заранее спасибо.

Анастасия13 марта 2011, 09:15:35
e-mail: sedanorm951@mail.ru, город: Шелехов

Я сирота. Учусь на первом курсе в колледже.На гос. обеспечение не состою.Сдала документы на соц. степендию, но мне отказали в выплате.Объяснив это тем, что мне назначена академ. степендия 420р.+280р. за питание, что в это сумму якобы уже входит соц. степендия. Так ли это?Пыталась подать заявление на материальную помощь, тоже не взяли.

Хочу знать какие льготы мне положены, как сироте?

Анастасия23 марта 2011, 17:04:59
e-mail: sedanorm951@mail.ru, город: Шелехов

Я сирота, учусь в колледже, на соц. обеспечение не состою. С третьего курса у нас вводится доп. предмет “обучение на компьютере”, за который я должна заплатить сумму в размере 8000 руб. Должна ли я вносить эту сумму?

Настя24 апреля 2011, 21:53:50
e-mail: schizic92@yandex.ru, город: вологда

ТАкой вопрос,до скольки действует льгота на поступление в вуз?
Я закончила школу в 17 . Поступила в институт и теперь вот в конце года хочу поступить в другой..не моя профессия,дак смогу ли я проёти вне конкурса если мне уже исполнилось 18?

Здравствуйте! У моего молодого человека умерла мама во время сдачи его выпускных экзаменов.Его отец записан в свидетельстве о рождении, но этого самого отца он никогда не видел.

И ситуация встала таким образом, он не успевает лишить отца родительский прав так этот самый отец 17 лет назад скрылся в неизвестном направлении! И так как отец вписан в свидетельство о рождении то он не является круглой сиротой! А денег на коммерческую форму обучения у него конечно нет.

Может ли он рассчитывать на бесплатное обучение в высшем учебном заведении?

Буду очень признательна за помощь!!! Заранее спасибо!!!!

Уважаемая Кристина! Можно попытаться через суд доказать, что отец 17 лет не принимает участия в его судьбе. Ну и к экзаменам надо серьезно готовиться. Переадресуем вопрос юристам, но они ответят лишь в порядке живой очереди. Попробуйте проконсультироваться с адвокатом в Новосибирске.

Люди вы о чем разве в Москве другие законы!!!!Согласно Порядка приема в государственные образовательные учреждения высшего профессионального образования (высшие учебные заведения) Российской Федерации, учрежденные федеральными органами исполнительной власти (утв. приказом Минобразования РФ от 14 января 2003 г.

N 50) вне конкурса при условии успешной сдачи вступительных испытаний в высшие учебные заведения принимаются:-дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей;-дети-инвалиды, инвалиды I и II групп, которым согласно заключению учреждения Государственной службы медико-социальной экспертизы не противопоказано обучение в соответствующих высших учебных заведениях;-граждане в возрасте до двадцати лет, имеющие только одного родителя — инвалида I группы, если среднедушевой доход семьи ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации;-граждане, уволенные с военной службы и поступающие в соответствующие высшие учебные заведения на основании рекомендаций командиров воинских частей, участники боевых действий и инвалиды боевых действий, а также граждане других категорий, предусмотренных законодательством.Федеральный закон от 21 декабря 1996 г. N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (с изм. и доп. от 8 февраля 1998 г., 7 августа 2000 г., 8 апреля 2002 г., 10 января 2003 г., 22 августа 2004 г.)Извлечения. Статья 6. Дополнительные гарантии права на образование.Дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, получившие основное общее или среднее (полное) общее образование, имеют право на обучение на курсах по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования без взимания платы. Размер и порядок возмещения расходов курсов по подготовке к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования на обучение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, устанавливаются нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации.Лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обучающиеся во всех типах государственных или муниципальных учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования, а также обучающиеся, потерявшие в период обучения обоих или единственного родителя, зачисляются на полное государственное обеспечение до окончания ими данного образовательного учреждения.

Обучающимся федеральных государственных образовательных учреждений из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, помимо полного государственного обеспечения выплачивается стипендия, размер которой увеличивается не менее чем на пятьдесят процентов по сравнению с размером стипендии, установленной для обучающихся в данном образовательном учреждении, ежегодное пособие на приобретение учебной литературы и письменных принадлежностей в размере трехмесячной стипендии, а также сто процентов заработной платы, начисленной в период производственного обучения и производственной практики.

Источник: http://www.dddkursk.ru/number/667/consumer/000409/

Почему только единицы детей-сирот в России поступают в вузы и кто им в этом помогает

Я сирота, могу ли я поступить в университет бесплатно?

В 2018 году почти 300 тысяч абитуриентов поступили в вузы на бюджет, из них только 200 человек — дети-сироты.

Почти четверть из них готовились к поступлению по программе «Шанс» фонда «Арифметика добра», где главное — онлайн-занятия с репетиторами по школьным предметам, в том числе подготовка к ЕГЭ.

Мы поговорили с участницей и преподавателем программы «Шанс» о том, как она помогает поступить в вузы.

Рассылка «Мела»

Мы отправляем нашу интересную и очень полезную рассылку два раза в неделю: во вторник и пятницу

Я занимаюсь по программе «Шанс» уже четыре года. С 9 по 11 класс учила математику, русский язык и обществознание, а сейчас — английский язык.

Мы разбирали с репетиторами нужные для экзамена темы, которые не изучали в школе. Вообще, если на уроке тебе что-то неясно, то нужно либо после самостоятельно это выяснить, либо вообще забыть. Поднять руку посередине урока и задать вопрос многие стесняются.

Менеджеры программы подбирали понимающих преподавателей. С учительницей по обществознанию мы готовились к экзамену и обсуждали темы, которые нас волнуют. Она сильно поддержала меня и мотивировала на учёбу, научила ставить перед собой цели и быть более открытой.

Две мои сестры остались в доме-интернате и тоже занимаются по программе «Шанс». Средняя сестра оканчивает 11 класс и тоже решила поступать в Москву, когда узнала, что у меня здесь всё хорошо сложилось.

Меня пытались отговорить от поступления в Москве

С девятого класса я готовилась поступать в вуз, но рассматривала город поближе и поменьше — Казань или Йошкар-Олу. О Москве задумалась только в 11 классе благодаря «Шансу».

Каждый год в конце лета программа проводит профориентационный лагерь под Москвой, и я очень хотела туда попасть. Но он проходит как раз тогда, когда студенты расселяются в общежитие.

Поэтому мне точно нужно было быть в Москве в это время.

Директор моей школы-интерната вместе с другими преподавателями пытались меня отговорить от поступления в Москве. Мне говорили, что Москва — это дорогой город, а люди здесь злые. Я согласилась отвезти документы в казанский вуз.

Но когда я приехала, оказалось, что у меня с собой не было важной справки из отдела опеки. Мои документы не приняли. Самое смешное, что когда я вернулась домой, то обнаружила эту справку в своей папке.

Это было сигналом, что теперь точно нужно ехать в Москву.

Меня отпускали только в сопровождении взрослого, и я договорилась с нашим социальным педагогом. Сняла деньги с книжки, на которую мы получаем алименты, и поехала. Успела в последний день подать документы в МПГУ, а на следующий уже увидела свою фамилию в списках поступивших.

Второе образование хочу получить в области бизнеса и маркетинга

Педагогическое образование я выбрала, чтобы правильно воспитать своих детей. Я вижу, что многие матери ругаются, когда их дети вырастают не такими, какими бы им хотелось. Но, по сути, они сами виноваты, что не так воспитали своего ребёнка.

Кроме того, я одновременно получаю второй диплом специалиста по инклюзивному образованию и смогу работать с детьми с ограниченными возможностями

После бакалавриата хочу поработать репетитором или учителем в школе, но если мне станет скучно или я пойму, что отдала детям всё, что могла, то займусь чем-нибудь другим. Мне кажется, больше пяти лет я в школе не протяну. Второе образование хочу получить в области бизнеса и маркетинга, чтобы открыть своё маленькое дело — например, цветочную оранжерею.

Моё окружение в Москве даже более отзывчивое, чем дома

Мои сверстники боятся не того, что не потянут учёбу в университете, а того, что не сдадут ЕГЭ или не пройдут по баллам. Про Москву думают вовсе единицы. Если бы не «Шанс», я бы сюда не приехала. Друзья и сверстники были в шоке от моего решения и отмалчивались. Но я понимала, что они хотят сказать.

Мне кажется, моё окружение в Москве даже более отзывчивое, чем дома. Я уже нашла друзей. То и дело удивляюсь, как им не безразлично. Когда я только приехала, у меня не было чайника, и девочка, с которой мы теперь хорошо общаемся, отдала мне свой — и в этом для неё не было ничего особенного. Приезжие, как ни странно, оказались менее дружелюбными.

Я думала, что буду привыкать к жизни в Москве минимум полгода, но адаптировалась практически за неделю. Я впервые оказалась так далеко от сестёр, от привычной обстановки. Здесь у меня есть наставник, тоже по программе фонда «Арифметика добра». Она должна встречаться со мной дважды в месяц, но на самом деле мы каждую неделю выбираемся куда-то вместе.

Я думала, что в Москве не буду отходить от учебников, но у меня достаточно свободного времени, и я даже успеваю подрабатывать. Мне так понравилось учиться, что я сама не ожидала. Преподаватели — энергичные, чувствуется, что у них большой опыт. В школе учителя проводят урок как на автомате. Здесь, в университете, они делают так, что нам всегда интересно.

За три года более 70 ребят отлично сдали ЕГЭ и смогли поступить в вузы. В 2018 году из 51 одиннадцатиклассника в вуз поступили 28 человек. Почти 300 человек поступили в ССУЗы.

С ребятами работает около 120 преподавателей. Почти треть из них в проекте с самого начала его работы в октябре 2015 года.

Кроме онлайн-занятий, в рамках программы фонд проводит для сирот летний кампус, выездные тренинги и забеги.

Я попала на программу случайно: увидела передачу по телевизору, а после нашла контакты организаторов в интернете и связалась с ними. Не могу сказать, что меня интересовала работа с детьми-сиротами. Скорее хотелось приобрести новый опыт и испытать свой профессионализм на прочность.

Я всю жизнь проработала в вузе, некоторое время и в школе, но такого, как в «Шансе», не делала нигде. Например, вчера у меня было три занятия.

Первый час был посвящён быту периода Нового Времени в западной Европе и Америке. Второй — первой американкой революции, а на третьем уроке мы занимались феодальной раздробленностью Руси.

В школе или вузе такой разброс невозможно представить. Это сложно, но интересно.

Будущее образования за онлайн-преподаванием

Мне не пришлось привыкать к преподаванию онлайн: я уже проводила лекции и вебинары в интернете и считаю, что будущее образования за этим. Университеты будут вынуждены измениться, потому что на это есть общественный запрос.

Сложность онлайн-преподавания в том, что не всегда можно понять, насколько ученик вовлечён в урок. Он склоняется над тетрадкой, что-то записывает, и я просто не вижу человека на экране. Ещё на семинаре у большой аудитории можно задать вопрос и отдохнуть, пока кто-то отвечает. Здесь вы работаете один на один. Если ребёнок не хочет либо не может тебе ответить, расслабиться не получится.

Не вижу разницы между детьми из детских домов и обычных семей

Перед началом занятий психологи фонда «Арифметика добра» проводили с нами вебинары о том, как общаться с такими детьми.

Нас предупредили: дети воспринимают вас не как учителя, а как очередного взрослого, от которого неизвестно, чего ждать. Если вы в течение часа занятий не затронете тему урока, ничего страшного. Наша задача — социально адаптировать детей.

Сиротам нельзя задавать вопросы, так или иначе связанные с семьёй, но в истории от семейных связей не уйдёшь

Если мы разбираем начало XIX века в России, то, чтобы объяснить характер Александра I, мне нужно показать, как он лавировал между отцом и бабушкой. У ребёнка может возникнуть ассоциативный ряд, но я не могу этого избежать.

В «Шансе» не принято давать учителям информацию о прошлом ребёнка, приходится быть очень осторожным. Из-за этого я один раз оказалась в неловкой ситуации.

Спросила, почему мальчик пропустил занятие, в полной уверенности, что он болел или ездил куда-то с приютом. Оказалось, он был в суде.

Не вижу разницы между детьми из детских домов и обычных семей. Хотя вначале меня предупреждали: многие учителя отказываются участвовать, когда узнают, что придётся работать с сиротами.

Я успокаивала ученицу, что третьей мировой войны не будет

Нам приходится быть более гибкими, чем обычному преподавателю, и адаптироваться к интересам и потребностям каждого ребёнка. Одна ученица в мае сообщила мне, что после 9 класса идёт в колледж учиться на парикмахера — и два последних занятия мы посвятили истории причёски и косметических средств.

Недавно мы обсуждали с другой девочкой войну за независимость в Америке, хотя начался урок с первых декретов советской власти и Гражданской войны в России. Сложная тема — я чувствую, что ей это совершенно неинтересно.

Вдруг она говорит, что её подружки видели по телевизору передачу, где говорили про политику США против России. Я её успокоила, что третьей мировой войны не будет, и спросила, не интересно ли ей узнать что-нибудь об истории Америки. Она согласилась.

Так мы два занятия посвятили заселению Америки и образованию США.

С кем-то отношения, наоборот, не складываются. Двух ребят я не смогла заинтересовать. Один ученик несколько раз оставался на второй год, и когда его записывали ко мне на урок, ему было абсолютно всё равно, что учить, историю или химию.

Его нужно было занять хоть чем-то. Другой мальчик с удовольствием обсуждал со мной жизненные вопросы. Когда я пыталась рассказать ему что-то по курсу, он скучал.

А когда понял, что я не буду отпускать его с занятий просто так, стал прогуливать.

Эти ребята никуда бы не поступили из-за своих страхов

Сейчас я занимаюсь с шестью учениками. Начинаю урок с того, что всегда интересуюсь их здоровьем, тем, чего хорошего произошло у них за время, пока мы не виделись. Это всегда вызывает у детей оторопь: они не понимают, как отвечать на этот вопрос? В итоге привыкают — и относятся ко мне, как к бабушке.

По уровню подготовки ребята очень разные. У меня был ученик из коррекционной школы. Хороший, пунктуальный парень, но у него совершенно не работала память. Он просто не мог запомнить того, что я ему говорю. Когда мы разбирали дворцовые перевороты, смены правителей я объясняла ему по принципу «мальчик — девочка». Смотри, вот Пётр I — мальчик, за ним правила девочка — Екатерина I, и так далее.

Тех, у кого есть вкус к предмету, единицы. У меня есть чудесная ученица — отличница, но она очень зажатая и до ужаса боится ошибиться. Если бы не мощнейшая психологическая поддержка «Шанса», эти ребята никуда бы не поступили — в первую очередь, из-за своих страхов.

Источник: https://mel.fm/deti-siroty/1720684-orphans_education

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий