Как быть, если кадастровая стоимость земельного участка изменилась?

Изменение кадастровой стоимости

Как быть, если кадастровая стоимость земельного участка изменилась?

Печатная версияЭлектронный журнал

Организации признаются плательщиками земельного налога, если обладают на праве собственности земельными участками (п. 1 ст. 388 Налогового кодекса РФ). Налоговым периодом признается календарный год.

Его сумма к уплате в бюджет рассчитывается как произведение налоговой базы и установленной ставки (п. 1 ст. 396 Налогового кодекса РФ). Налоговой базой является кадастровая стоимость участка по состоянию на 1 января налогового периода. По земле, право собственности на которую возникло у предприятия в течение года, в расчет принимается кадастровая стоимость на дату ее постановки на учет (ст.

390, п. 1, 3 ст. 391 Налогового кодекса РФ). Для этого проводится государственная кадастровая оценка земель в соответствии с законодательством Российской Федерации об оценочной деятельности (п. 2 ст. 66 Земельного кодекса РФ). Такая оценка основывается на классификации земель по целевому назначению и виду функционального использования (п.

4 Правил проведения государственной кадастровой оценки земель, утвержденных постановлением Правительства РФ от 8 апреля 2000 г. № 316).

Не признаются объектами налогообложения земельные участки, которые:

– изъяты из оборота. Это земли, которые не могут находиться в частной собственности, а также быть объектами продажи, дарения и т. д. Полный перечень таких земель указан в пункте 4 статьи 27 Земельного кодекса РФ;

– ограничены в обороте. Это земли, которые не предоставляются в частную собственность, за исключением случаев, установленных законодательством. Полный перечень таких земель указан в пункте 5 статьи 27 Земельного кодекса РФ.

Пересмотр кадастровой оценки

Действующее законодательство допускает пересмотр кадастровой стоимости земельного участка при определении его рыночной стоимости. Результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены в арбитражном суде или созданной на территории субъекта РФ комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Таким образом, в случае несогласия с установленной кадастровой стоимостью предприятие вправе пригласить независимого оценщика для определения рыночной стоимости.

Затем результаты оценки нужно подать в территориальную комиссию или обратиться в арбитражный суд с соответствующим иском.

Установление судом рыночной стоимости земельного участка является основанием для внесения изменений в государственный кадастр недвижимости с момента вступления в силу судебного акта (постановление Президиума ВАС РФ от 28 июня 2011 г. № 913/11).

Например, ФАС Волго-Вятского округа в постановлении от 24 мая 2013 г. № А11-13011/2011, установив наличие значительной разницы между кадастровой стоимостью земельного участка и его рыночной стоимостью, удовлетворил исковые требования предприятия.

В случае если кадастровая стоимость земельного участка не определена, то для целей налогообложения земельным налогом применяется нормативная цена земли (п. 13 ст. 3 Закона от 25 октября 2001 г. №137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации»).

На это указывают и чиновники главного финансового ведомства (письмо Минфина России от 28 августа 2013 г. № 03-05-05-02/35289).

Ставки от категории земель

Ставки по земельному налогу устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от категории земель или разрешенного использования земельного участка и не могут превышать:

– 0,3 процента в отношении земельных участков, отнесенных к землям сельскохозяйственного назначения или к землям в составе зон сельскохозяйственного использования в населенных пунктах и используемых для сельскохозяйственного производства, занятых жилищным фондом и объектами инженерной инфраструктуры жилищно-коммунального комплекса, приобретенных или предоставленных для жилищного строительства;

– 1,5 процента в отношении прочих земельных участков.

Одно из условий применения пониженной ставки налога – это фактическое использование земельного участка сельскохозяйственного назначения для производства сельхозпродукции (п. 1 ст. 394 Налогового кодекса РФ).

Использование земельного участка не по целевому назначению в соответствии с его принадлежностью к той или иной категории земель в течение срока, установленного законодательством, влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от 40 тыс. до 100 тыс. руб.

(ст. 8.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Недолгая собственность

В случае когда предприятие владело земельным участком не весь налоговый период, сумма налога исчисляется с учетом коэффициента. Он определяется как отношение числа полных месяцев, в течение которых данный земельный участок находился в собственности, к числу календарных месяцев в налоговом (отчетном) периоде.

При этом, если возникновение (прекращение) указанных прав произошло до 15го числа соответствующего месяца включительно, за полный месяц принимается месяц возникновения указанных прав.

Если возникновение (прекращение) таких прав произошло после 15-го числа соответствующего месяца, за полный принимается месяц прекращения названных прав (п. 7 ст. 396 Налогового кодекса РФ).

Интересна ситуация, когда земельные участки, приобретенные после 15-го числа, реализуются до 15-го числа следующего месяца в пределах одного отчетного периода (квартала). Например, компания приобрела участок 18 апреля (зарегистрировано право собственности) и продала его 12 мая (переход права собственности к покупателю).

В таких случаях земельного налога к уплате не возникает, так как данная обязанность возникает со дня внесения записи в ЕГРП и прекращается со дня внесения в реестр записи о праве иного лица на соответствующий земельный участок.

Такое разъяснение дали судьи в пункте 1 постановления Пленума ВАС РФ от 23 июля 2009 г. № 54 «О некоторых вопросах, возникших у арбитражных судов при рассмотрении дел, связанных с взиманием земельного налога».

А вот от подачи налоговой декларации по земельному налогу компания не освобождается, так как в течение налогового периода возник объект налогообложения.

Изменение кадастровой стоимости может происходить в течение года на основании решения суда или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Также это может произойти в результате перевода земель из одной категории в другую или изменения вида разрешенного использования земельного участка.

Вопрос расчета земельного налога в таких случаях налоговым законодательством не урегулирован.

Долгое время чиновники придерживались мнения, что изменение кадастровой стоимости в течение налогового периода никак не влияет на расчет земельного налога и для расчета налога нужно брать кадастровую стоимость, установленную на 1 января налогового периода.

Новая же кадастровая стоимость применяется со следующего налогового периода (письма Минфина России от 10 октября 2012 г. № 03-05-05-02/104, от 5 октября 2012 г. № 03-05-05-02/101, от 9 июля 2008 г. № 03-05-04-02/40).

При применении такого подхода изменение кадастровой стоимости в течение года при расчете налога можно не учитывать.

Однако в постановлении Президиума ВАС РФ от 6 ноября 2012 г. № 7701/12 судьи пришли к выводу, что отсутствие в главе 31 Налогового кодекса РФ нормы, регулирующей определение налоговой базы по земельному налогу при изменении вида разрешенного использования земельных участков, не препятствует исчислению налога с учетом этого обстоятельства.

Минфин принял к сведению это судебное решение и в письме от 13 марта 2013 г. № 03-05-04-02/7507 предложил при расчете земельного налога в случае изменения кадастровой стоимости в течение года использовать коэффициент, установленный в пункте 7 статьи 396 Налогового кодекса РФ.

Он указал, что право на перерасчет сумм земельного налога по вновь установленной кадастровой стоимости возникает с даты ее изменения. А те в свою очередь учитываются только после их внесения в государственный кадастр недвижимости (письмо Минфина России от 12 июля 2013 г. № 03-05-05-02/27214, п. 3 письма Минэкономразвития России от 16 мая 2011 г. № Д06-2506).

Однако в последних письмах чиновники опять поменяли свою точку зрения. В письме от 16 июля 2013 г. № 03-05-04-02/27809 Минфин России вновь рекомендует исчислять земельный налог в течение года без учета изменений кадастровой стоимости земельного участка. А новую кадастровую стоимость учитывать по состоянию на 1 января года, следующего за тем, в котором она изменилась.

Однако в том случае если изменения в государственный кадастр недвижимости в части установления кадастровой стоимости земельного участка внесены по состоянию на 1 января текущего года, то исчислять земельный налог нужно с применением указанной стоимости за весь налоговый период с этой даты. То есть и за текущий год (письмо Минфина России от 5 сентября 2013 г. № 03-05-05-02/36540).

Таким образом, если кадастровая стоимость участка в течение года изменится, то при расчете налога нужно учитывать последние разъяснения чиновников или быть готовым отстаивать свою позицию в арбитражном суде.

Источник: https://www.glavbukh.ru/art/22246-kak-platit-zemelnyy-nalog-esli-kadastrovaya-stoimost-uchastka-izmenilas

Обжаловать завышенную кадастровую стоимость земли и снизить налоговое бремя можно

Как быть, если кадастровая стоимость земельного участка изменилась?

Генеральный директор УК ТМ “Своя Земля”

Романов П.Н.

Многие собственники земельных участков в Подмосковье столкнулись с проблемой значительного увеличения размера земельного налога. Счета, получаемые владельцами участков для уплаты земельного налога за 2011–2012 годы, содержат суммы, в разы превышающие те, которые приходили годом ранее.

Причина этому — не совсем корректный механизм кадастровой оценки земельных участков, проведенной в 2009 году, когда кадастровая стоимость земли выросла в 10-20 раз, превысив рыночную стоимость земли. Вот отсюда и высокий земельный налог.

Вопрос завышенной кадастровой стоимости земельных участков в большей степени коснулся земель сельскохозяйственного назначения с разрешенным видом использования «для дачного строительства».

Однако каждому собственнику следует знать, что в судебном порядке можно вернуть адекватную кадастровую (соответствующую рыночной) стоимость своего земельного участка и законный размер земельного налога.

Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» содержит раздел «Государственная кадастровая оценка». Согласно этому документу, кадастровая оценка земель должна проводиться не реже чем один раз в пять лет. Две последние кадастровые оценки земельных участков в Московской области проводились в 2005 и в 2009 годах.

Кадастровая оценка, как правило, проводится методами массовой оценки, то есть путем создания модели оценки земельного участка, с помощью которой определяется средний удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв. м по муниципальному району. В 2009 году эти показатели были определены, например, в Раменском районе — 2179 руб. за 1 кв.

м, в Сергиево-Посадском районе — 1406 руб. за 1 кв. м. Кроме этого, оценщики определили средний удельный показатель кадастровой стоимости по субъекту РФ, то есть по Московской области, который составил 2409 руб. за 1 кв. м. Этот показатель применяется в тех случаях, когда удельный показатель кадастровой стоимости 1 кв.

м по муниципальному району по какой-либо причине не был определен, например, так произошло в Воскресенском, Коломенском районах. Стоимость конкретного земельного участка кадастровая палата рассчитывает путем умножения площади земельного участка на удельный показатель стоимости 1 кв. м.

Для сравнения, в 2005 году аналогичные показатели составляли: в Воскресенском районе — 101 руб. за 1 кв. м земельного участка, в Раменском районе — 157 руб. за 1 кв. м земельного участка.

Не трудно заметить, что разница в кадастровой стоимости земель оказалась колоссальной, другими словами, в 2009 году кадастровая стоимость земли увеличилась в 10-20 раз, по сравнению с кадастровой стоимостью земли в 2005 году, и это притом, что рыночная стоимость земли за эти годы изменилась незначительно.

Такой скачок цен, скорее всего, образовался в силу создания оценщиками не совсем корректной модели оценки земель.

Четыре года назад для кадастровой переоценки была построена модель на основе рыночной стоимости земельных участков в уже сформировавшихся дачных поселках, где построены дома, живут люди и обеспечена необходимая инфраструктура.

И эту модель оценки применили ко всем земельным участкам, в том числе и к еще не освоенным, которые, безусловно, стоят на рынке гораздо меньше, чем земля в сформировавшихся дачных поселках.

В результате этого во многих случаях получилось так, что человек, купивший участок на рынке за 100 000 руб. (без дома, без коммуникаций), должен заплатить земельный налог как за дачный участок в сформировавшемся дачном поселке, который стоит на рынке более 2 000 000 руб.

В 2012 году, в соответствии с Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», при Росреестре по Московской области была создана комиссия по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Однако эта комиссия в настоящее время не рассматривает споров, так как законодательная норма предписывает, что собственник может обратиться в данную инстанцию в течение 6 месяцев начиная с даты внесения результатов определения кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Учитывая, что оценка кадастровой стоимости была проведена в 2009 году, то заявление собственника согласно закону уже не может быть принято комиссией.

Таким образом, только если в 2013 году будет проведена новая кадастровая оценка земель, то в данную комиссию смело можно будет обращаться в течение первых 6 месяцев с даты внесения новой кадастровой стоимости в государственный кадастр недвижимости.

Согласно Федеральному закону «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» помимо комиссии существует второй путь оспаривания завышенной кадастровой стоимости земли (кстати, по закону она не должна быть выше рыночной) — это судебный порядок обжалования.

Спор о размере кадастровой стоимости земли суд обязан рассмотреть в порядке искового производства. Для таких споров срок исковой давности составляет три года.

Таким образом, если в 2011 году пришло требование об уплате завышенного земельного налога, то в 2013 году еще есть возможность обратиться в суд и обжаловать завышенную кадастровую стоимость земельного участка.

Положительное решение суда позволит снизить размер земельного налога и вернуть излишне уплаченные денежные средства, а также в дальнейшем платить адекватный земельный налог. Установленная судом кадастровая стоимость вносится в государственный кадастр недвижимости на основании вступившего в законную силу решения суда и действует до следующей кадастровой оценки земли.

В суде собственнику предстоит доказать, что рыночная стоимость его земельного участка ниже, чем кадастровая. Сделать это можно, заказав независимую оценку рыночной стоимости земельного участка на ту дату, на которую была определена его кадастровая стоимость.

Если собственник по какой-либо причине не может представить отчет независимого оценщика, то он вправе попросить суд назначить судебную экспертизу рыночной стоимости земельного участка за его счет.

В конечном итоге, если собственник выигрывает суд, то расходы по оплате судебной экспертизы несет проигравшая сторона.

Таким образом, сегодня оспорить результаты определения кадастровой стоимости земельных участков, расположенных на территории Московской области, можно только в арбитражном суде. Если собственник грамотно составит исковое заявление и соберет необходимые доказательства реальной рыночной стоимости земельного участка, то суд он выиграет без проблем.

Например, мы предоставляем своим клиентам консалтинговые услуги по оспариванию кадастровой стоимости земельных участков начиная с 2011 года.

Сегодня мы имеем на руках положительные судебные решения, вступившие в законную силу более чем по 2000 земельным участкам, а на различных стадиях судебного процесса находятся исковые заявления еще по 1700 земельным участкам.

Следует отметить, что судиться с налоговыми органами по завышенному земельному налогу нет смысла, так как они не определяют налоговую базу — кадастровую стоимость земли, а только используют ее для расчета земельного налога. Кстати, налоговые органы привлекаются судом при рассмотрении споров по кадастровой стоимости в качестве третьих лиц.

к списку

Источник: https://www.svoya-zemlya.ru/expert/obzhalovat-zavyshennuyu-kadastrovuyu-stoimost-zemli-i-snizit-nalogovoe-bremya-mozhno/

Что изменилось в «дачном» законодательстве: вопрос – ответ

Как быть, если кадастровая стоимость земельного участка изменилась?

В последние недели интерес к ситуации с дачными постройками продолжает расти. Так ли страшны произошедшие изменения и стоит ли спешно продавать свою дачу? Что можно строить на садовых участках? Как определяется стоимость дачи? Нужно ли платить налог за теплицы? На эти и другие вопросы жителей края отвечает заместитель директора Кадастровой палаты по Алтайскому краю Ольга Мазурова. 

– Я слышал, что с этого года меняется исчисление налога  на недвижимость. Что меняется?

– С точки зрения исчисления налога на имущество физических лиц и земельного налога в 2019 году ничего не изменилось. А вот с 1 января 2020 года, в соответствии с законом Алтайского края 97-ЗС, налог на имущество физических лиц будет исчисляться исходя из кадастровой стоимости объектов недвижимости.

То есть, базой для расчета налога будет величина кадастровой стоимости объекта недвижимости. Кадастровая стоимость для уже существующих объектов определяется при проведении государственной кадастровой оценки (ГКО). Для новых объектов, которые будут построены после завершения ГКО, такая стоимость будет рассчитываться дополнительно, по специальным методикам.

Согласно 237-му Федеральному закону от 3 июля 2016 года «О государственной кадастровой оценке» государственная кадастровая оценка объектов недвижимости, проводимая в текущем году, вступит в силу в следующем году.

В этом году проводится государственная кадастровая оценка земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности и объектов капитального строительства. Проводит оценку «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки».

То есть, в нашей ситуации, результаты оценки земель сельскохозяйственного назначения, земель промышленности и объектов капитального строительства будет применяться с 01 января 2020 года.

Поэтому налоговые уведомления по новой кадастровой оценке люди получат в 2021 году.

И то только на садовые и огородные участки, расположенные на землях сельхозназначения, а также на объекты капитального строительства.

Причем, согласно Налоговому кодексу, налогом на имущество физических лиц облагаются только те хозяйственные постройки, сведения о которых представлены в налоговые органы органами Росреестра из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) или БТИ. 

– У меня в собственности дачный участок. Теперь такого понятия в законе нет. Нужно ли мне менять документы?

В соответствии с ранее действовавшим 66-м Федеральным Законом «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан» предусматривалось три вида земельных участков: садовые, огородные и дачные.

По сути указанные виды земельных участков отличались только объектами капитального строительства, которые могли на них размещаться. Так, на садовом участке возможно было размещение жилого строения, на дачном земельном участке допускалось возведение как жилого строения, так и жилого дома.

Действующий с 1 января 2019 года новый Закон понятие «дачный участок» упразднил. Садовый участок «включил» в себя ранее существующее понятие «дачного участка». Однако в повседневной жизни эти названия по-прежнему используются как синонимы. По новому Закону садовый земельный участок допускает размещение садовых домов, жилых домов, хозяйственных построек и гаражей.

Огородный земельный участок предназначается для отдыха и выращивания гражданами различных сельскохозяйственных культур. На нем можно размещать только хозяйственные постройки для хранения инвентаря и урожая, не являющиеся объектами недвижимости. Строить жилые дома на таких участках нельзя.

Зарегистрированные права на дачные участки переоформлять не надо, равно как и получать новые документы. Ведь закон обратной силы не имеет. Все ранее зарегистрированные права и оформленные документы действительны. 

– Когда будет определена кадастровая стоимость дачных участков? Где посмотреть – во сколько оценили мою дачу?

– Кадастровая стоимость садовых участков, расположенных на землях сельхозназначения, должна быть определена в этом году. Результаты государственной кадастровой оценки будут утверждены к концу 2019 года, а применяться она будет с 1 января 2020 года.

Также существуют дачи, расположенные на землях населенных пунктов. Кадастровую оценку этих земель планируется провести в 2020-2021 годах.

Узнать, во сколько оценили земельный участок или другой объект недвижимости достаточно просто.

Согласно 237-мому Федеральному закону кадастровую стоимость объекта можно посмотреть в отчетах о результатах кадастровой оценки. Размещаются они в фонде данных государственной оценки на сайте Росреестра.

Там же есть специальный раздел «Кадастровая оценка», где содержится полная и разнообразная информация на тему кадастровой стоимости.

После утверждения результатов кадастровой оценки сведения о кадастровой стоимости объектов будут внесены в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Узнать информацию о кадастровой стоимости своей загородной недвижимости можно с помощью сервисов «Справочная информация по объектам недвижимости онлайн» и «Публичная кадастровая карта» на сайте Росреесстра.

Кроме того, можно сделать соответствующий запрос через МФЦ или все тот же портал Росреестра. В этом случае Кадастровая палата предоставит выписку о кадастровой стоимости. Такие сведения бесплатны.

Сведения о действующей в настоящее время кадастровой оценке земель можно посмотреть в Постановлении № 630 от 07.11.2011 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель садоводческих  и огороднических объединений и земель особо охраняемых территорий и объектов Алтайского края». 

– От чего зависит величина кадастровой стоимости?

– На величину кадастровой стоимости земельного участка влияет категория земель, к которой он относится; вид разрешенного использования — это то, для чего участок используется, что на нем можно делать; и его площадь.

На кадастровую стоимость объекта капитального строительства, то есть домов, квартир, гаражей и других капитальных строений, влияет вид объекта, его назначение и площадь.

Кроме того, оценщиками учитываются и другие факторы. Например, наличие инженерных коммуникаций, транспортной и социальной инфраструктуры, местоположение, а для объектов капстроительства – ещё и год постройки, материал стен.

Следует отметить, что кадастровая стоимость — это не налог, это база для исчисления налога. Налог определяется путем умножения кадастровой стоимости на установленные нормативными документами налоговые ставки. 

– Как определяется – капитальное строение на даче или нет?

Признаки капитальности объекта заложены различными нормативными документами. Для разных видов объектов они могут различаться.

Главным отличительным признаком капитального строения является наличие фундамента. Именно он выступает своеобразной связью с земельным участком.

Исходя из особенностей строения, таких как: наличие фундамента  и подведенные подземные коммуникации, материал стен, связанность конструктивных элементов с фундаментом, срок предполагаемой эксплуатации и т.д., определяется, является ли оно — в том числе теплица и сарай — объектом капитального строительства.

Важно то, что все объекты капитального строительства являются объектами недвижимости, то есть их перемещение без ущерба их назначению невозможно.

– На моем участке расположены неоформленные теплица и сарай. Надо ли их регистрировать? Могут ли на меня наложить штраф?

В соответствии с законодательством кадастровый учет и регистрация прав носят заявительный характер. Это означает, что закон не обязывает граждан оформлять принадлежащие им объекты недвижимости. Проведение этих процедур возможно только по желанию их владельцев.

Таким образом, владелец хозпостройки сам определяет, нужно ему обращаться в органы Росреестра для ее регистрации в качестве недвижимости в ЕГРН или нет.

При этом важно, что для проведения кадастрового учета и регистрации прав на постройку она должна отвечать признакам недвижимости: быть прочно связана с землей, и ее перемещение невозможно без несоразмерного ущерба ее назначению.

Хозпостройки, которые не относятся к недвижимости, а также объекты движимого имущества в ЕГРН не регистрируются, налогом на имущество не облагаются. Речь идет о не имеющих капитального фундамента теплицах, сборно-разборных хозблоках, бытовках, навесах, некапитальных временных строениях и т.п.

Соответственно, штрафы за то, что постройка не стоит на кадастровом учете, законом не предусмотрены.

Штраф может быть наложен госземинспектором, если садовый участок используется не по назначению, т.е. отличается от предусмотренных установленным видом разрешенного использования. Например, на нем располагаются объекты для предпринимательской деятельности — магазин, автомастерская и пр. Здесь речь идет о нарушениях земельного законодательства.

Граждане, отдыхающие на своем участке и построившие для этих целей летний дом, сарай для инвентаря и теплицу, и выращивающим овощи на грядках, могут не волноваться.

Садоводам, которые думают, стоит ли ставить свой объект, имеющий все признаки недвижимости, на кадастровый учет, и регистрировать права на него можно дать совет.

Учет и регистрация прав — не только налоговое бремя, но и возможность его подарить, продать, завещать по наследству, заложить в ипотеку, застраховать, защитить от посягательств, получить компенсацию в случае изъятия для государственных нужд, подвести к построенному дому свет, воду и газ, прописаться в нем. Кадастровый паспорт объекта недвижимости по функциональности можно сравнить с паспортом гражданина.

– До какого года будет действать дачная амнистия? Как можно узаконить все постройки?

В настоящее время нормативно-правовой акт, продляющий упрощенный порядок оформления жилых и садовых домов — так называемую дачную амнистию, – не опубликован.

После официального продления дачной амнистии осуществить постановку на кадастровый учет и зарегистрировать права на жилые и садовые дома будет возможно, как и ранее, без применения сложного уведомительного порядка.

Для этого будет достаточно представить технический план здания и декларацию об объекте недвижимости.

При этом декларацию заполняет собственник земельного участка, на котором расположены дом или строение, а технический план готовит кадастровый инженер. 

Сколько стоит размежевать участки? Сколько участков в Барнауле не прошли межевание? Сколько по краю?

По данным Единого государственного реестра объектов недвижимости на 1 мая в Барнауле и прилежащих территориях чуть более 90 тысяч земельных участков с межевой информацией и установленными границами. Всего в Барнауле и пригороде более 102 тысяч земельных участков.

В Алтайском крае более 820 тысяч участков с межевой информацией при общем количестве около 1 миллиона 175 тысяч. То сеть, почти 90 % земельных участков в Барнауле и более 70% в крае имеют установленные границы и координаты.

Эта информация актуальна для всех земельных участков — без отнесения к конкретному виду разрешенного использования и категории земель, т.е. не только для садовых и огородных.

Стоимость работ по определению границ земельного участка определяется заказчиком и исполнителем кадастровых работ — кадастровым инженером, так как это сфера гражданско-правовых отношений. Однако в крае установлены предельные максимальные цены на выполнение кадастровых работ. Причем для разных видов участков эти расценки будут отличатся.

Поэтому для каждого конкретного участка стоимость лучше уточнять у кадастрового инженера.

Найти и выбрать подрядчика можно с помощью сайта Росреестра. Там есть специальный сервис – государственный реестр кадастровых инженеров. Кроме того, сведения о кадастровых инженерах содержатся в реестрах членов саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, публикуемых на их официальных сайтах.

Сроки проведения работ также определяются заказчиком и кадастровым инженером. Однако фактически сроки подготовки межевого плана без согласования границ участка с соседями обычно составляет около 12 дней.

Всего в крае постоянно работает около 300 кадастровых инженеров. 

– Когда будут оценены все дома? Где можно оспоритькадастровуюстоимость дома, квартиры,дачи, если она, на мой взгляд, слишком большая?

– Очень важно отметить: оценку объектов недвижимости проводит не Росреестр, а созданные в регионах бюджетные учреждения. В Алтайском крае государственную кадастровую оценку проводит краевое государственное бюджетное учреждение «Алтайский центр недвижимости и государственной кадастровой оценки».

Законодательством предусмотрено уточнение сведений по спорным объектам в период проведения оценки. Эта работа также входит в функции организации-оценщика.

После утверждения результатов государственной оценки кадастровую стоимость можно будет оспорить в Комиссии по рассмотрению споров об определении кадастровой стоимости или в суде.

При этом основанием для обращения в комиссию будет являться установление в отношении объекта недвижимости рыночной стоимости.

В случае, если правообладатель считает, что при определении кадастровой стоимости допущена ошибка, он может обратиться с заявлением к оценщику, выполнявшему работы, или в МФЦ.

Источник: https://barnaul.org/news/chto-izmenilos-v-dachnom-zakonodatelstve-vopros-otvet.html

Изменилась кадастровая стоимость земельного участка. Действия бухгалтера бюджетного учреждения

Как быть, если кадастровая стоимость земельного участка изменилась?

В настоящее время учреждения госсектора используют земельные участки, в том числе расположенные под объектами недвижимости, на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Учитывают такие земельные участки на счете 10300 «Непроизведенные активы». Основанием для учета на балансе земельного участка служит документ — свидетельство, подтверждающее право пользования земельным участком.

Учитывают землю по кадастровой стоимости. Об этом говорится в п.71 Инструкции 157н.

Повышение квалификации в Контур.Школе: Бухгалтерский учет в бюджетных организациях. Главному бухгалтеру бюджетного, казённого, автономного учреждения. Диплом о профессиональной переподготовке 272 ак.часа.

, 30 онлайн-уроков: теория и практикаКроме того, учреждение может иметь земельные участки на праве безвозмездного пользования или арендовать земельный участок по договору аренды (субаренды).

Такие участки земли в соответствии с действующими инструкциями учитываются на забалансовых счетах.

Право оперативного управления землей Земельный кодекс РФ не предусматривает.

Государственные (муниципальные) учреждения являются плательщиками земельного налога, если земельные участки закреплены за ними на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Земельный налог — это местный налог, устанавливается гл.

31 Налогового Кодекса РФ, нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований.

Земельный налог и авансовые платежи по нему уплачиваются организациями в бюджет по месту нахождения земельных участков, признаваемых объектом налогообложения в соответствии со ст. 389 НК РФ.

На основании статьи 388 НК РФ организации, имеющие земельные участки на праве безвозмездного пользования, в том числе праве безвозмездного срочного пользования, или переданные им по договору аренды, не платят земельный налог.

Налоговой базой для начисления налога на землю, согласно ст. 390 Налогового кодекса, служит кадастровая стоимость земельного участка. Это та сумма, которая облагается налогом. Именно поэтому всем организациям госсектора стоит знать кадастровую стоимость собственного участка земли, следить за ее изменением, поскольку она напрямую связана с размером налога на землю, подлежащему уплате.

Пунктом 14 статьи 396 НК РФ установлено, что по результатам проведения государственной кадастровой оценки земель, территориальные органы Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии бесплатно предоставляют налогоплательщикам земельного налога сведения о кадастровой стоимости земельных участков в виде кадастрового номера объекта недвижимости и его кадастровой стоимости по письменному заявлению налогоплательщика.

Заказать выписку из ЕГРН можно на официальном сайте Росреестра, в МФЦ, в территориальном органе кадастровой палаты.

В соответствии с п. 1 ст. 391 НК РФ налоговая база определяется, исходя из кадастровой стоимости земельных участков, признаваемых объектом налогообложения по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.

Если земельный участок образован в течение налогового периода,то налоговая база определяется как его кадастровая стоимость на день внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН).

Налоговым периодом по земельному налогу признается календарный год. Отчетными периодами для налогоплательщиков-организаций являются первый квартал, второй квартал и третий квартал календарного года (ст. 393 НК РФ). Для земельного налога муниципальные образования, а так же города федерального значения Москва, Санкт-Петербург и Севастополь вправе не устанавливать отчетный период.

Учреждение госсектора, имея право постоянного (бессрочного) пользования на земельный участок, может быть освобождено от уплаты земельного налога. Перечень льгот по земельному налогу приведен в статье 395 НК РФ. Например, согласно п. 1 ст.

395 НК РФ освобождаются от обложения земельным налогом организации и учреждения уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции РФ в отношении земельных участков, предоставленных для непосредственного выполнения возложенных на эти организации и учреждения функций.

Кроме того, в каждом конкретном регионе РФ могут быть предусмотрены льготы для учреждений по уплате земельного налога.

Сам земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством.

Как рассчитать земельный налог

Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Например, у казенного учреждения на праве постоянного (бессрочного) пользования имеется земельный участок, кадастровая стоимость которого — 2 500 000 руб. Учреждение не имеет налоговых льгот в соответствии с НК РФ и местным законодательством. Налоговая ставка по земельному налогу установлена в размере 0,3%. Муниципальным законодательством предусмотрены авансовые платежи по налогу.

Сумма земельного налога составит:
2 500 000 руб. х 0,3%=7500руб.

Сумма авансового платежа за 1-й, 2-й и 3-й кварталы составит:
2 500 000 руб. х 0,3% х ¼=1875руб.

Сумма налога, подлежащая уплате в бюджет по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, исчисленной по приведенной выше формуле, и суммами подлежащих уплате в течение налогового периода авансовых платежей по налогу (п. 5 ст. 396 НК РФ):

7500 руб. – (3 x 1875 руб.) = 1875 руб.

В соответствии с Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н расходы на уплату земельного налога относятся на статью 290 «Прочие расходы» КОСГУ по коду вида расходов 851 «Уплата налога на имущество организаций и земельного налога».

Но кадастровая стоимость земельного участка может изменяться. Как определить налоговую базу для расчета земельного налога при изменении кадастровой стоимости в течение налогового периода?

Действия бухгалтера при расчете земельного налога

Действия бухгалтера по расчету земельного налога будут зависеть от причины изменения кадастровой стоимости земли.

Рассмотрим несколько случаев:

1.Переоценка кадастровой стоимости земли. Согласно Федеральному закону от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке» не реже, чем один раз в пять лет и не чаще, чем раз в три года (для Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя — два года) происходит оценка кадастровой стоимости земли.

Если в связи с этим изменилась кадастровая стоимость земельного участка и произошло это в течение налогового периода, то, согласно действующей редакции НК РФ такое изменение не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, то есть действует на будущее время. Новая кадастровая стоимость земли будет служить налоговой базой с 1 января следующего налогового периода.

2. Изменение вида разрешенного использования земельного участка, его перевод из одной категории земель в другую или изменение площади земельного участка, приводящее к изменению кадастровой стоимости земельного участка.

В этом случае действует следующее положение статьи 391 НК РФ: «изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка, его перевода из одной категории земель в другую и (или) изменения площади земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости».

Действует это положение с 1 января 2018г. (в пункт 1 статьи 391 внес изменение Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. № 335-ФЗ)

Данное изменение кадастровой стоимости земельного участка теперь нужно учитывать при расчете налоговых обязательств не со следующего налогового периода, а со дня внесения сведений в Единый государственный реестр недвижимости.

3. Успешное оспаривание результатов определения кадастровой стоимости в суде или комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Если кадастровая стоимость завышена и ее сумма больше рыночной стоимости земельного участка, то такую кадастровую стоимость можно оспорить.

Лицензированный эксперт установит реальную рыночную стоимость земли. На основании заключения специалиста комиссия или суд примет соответствующее решение и изменит кадастровую стоимость.

На практике это означает, что можно существенно сократить расходы по налогу на землю.

Оспаривание кадастровой стоимости юридическими лицами происходит в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц.

  Оспорить кадастровую стоимость земли могут также органы государственной власти, органы местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности.

Оспаривание кадастровой стоимости происходит двумя способами:

  • путем обращения в суд;
  • при помощи обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.

Порядок оспаривания результатов кадастровой стоимости земельного участка определен статьей 24.18 Федерального закона от 29.07.

1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» и статьей 22 Федерального закона от 03.07.2016 № 237-ФЗ «О государственной кадастровой оценке».

 По официальной статистике Росреестра, почти половина всех обращений в комиссию по пересмотру кадастровой стоимости заканчиваются успехом заявителя.

В случае положительного решения Росреестр самостоятельно внесет все необходимые изменения в ЕГРН на основании решения комиссии, которое она обязана направить в Росреестр в течение 5 рабочих дней со дня принятия (п. 19 ст. 22 Закона № 237-ФЗ).

При изменении кадастровой стоимости земельного участка по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда, измененная кадастровая стоимость учитывается при определении налоговой базы по земельному налогу, начиная с налогового периода, в котором подано заявление о ее пересмотре, но не ранее даты внесения в ЕГРН, которая являлась предметом оспаривания (ст. 391 НК РФ, письма Минфина России от 29.03.2017 № 03-05-05-02/18237, от 01.03.2017 № 03-05-05-02/11335, от 22.02.2017 № 03-05-05-02/10148).

Применение установленной решением комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решением суда кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной стоимости за периоды, предшествующие году подачи заявления об оспаривании, Налоговым кодексом не предусмотрено (письмо Минфина России от 24.08.2017 № 03-05-06-02/54275).

Например, если организация в феврале 2018 года подает в комиссию заявление об установлении кадастровой стоимости земельного участка в размере его рыночной цены и комиссия удовлетворит требование, то новую кадастровую стоимость организация должна применить при налогообложении с 1 января в 2018 года.

4.Исправление ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости участка. Такую ошибку исправляет регистрирующий орган, Росреестр. Об этом должны уведомить владельца участка в течение 3 рабочих дней, направив уведомление по форме, утвержденной Приказом Минэкономразвития России от 25.03.2016 № 173.

При расчете земельного налога такое изменение кадастровой стоимости, в соответствии со статьей 391 НК РФ нужно учитывать, начиная с того налогового периода, в котором была применена ошибочно определенная кадастровая стоимость.

Например, в мае 2017 года учреждение получило уведомления от регистрирующего органа об исправлении ошибки, допущенной при определении кадастровой стоимости. Налогоплательщику нужно подать в инспекцию уточненный расчет за I квартал 2017 года и пересчитать сумму авансового платежа по земельному налогу за этот период.

Изменение стоимости земельных участков, учитываемых в составе нефинансовых активов, в связи с изменением их кадастровой стоимости необходимо отразить в бухгалтерском учете. В соответствии с п. 28 Инструкции № 157н.

сделать это нужно в том финансовом году, в котором произошли изменения кадастровой стоимости, с отражением указанных изменений в бухгалтерской отчетности. Дата отражения в учете и отчетности изменения стоимости земельного участка должна быть согласована с учредителем учреждения.

Этот факт следует отразить в пояснительной записке (ф.0503160, ф.0503760).

Обобщим основные моменты. Если учреждение госсектора на праве постоянного (бессрочного) пользования имеет земельный участок, то оно является плательщиком земельного налога.

Земельный налог относится к местным налогам, и в связи с этим налоговые ставки и налоговые льготы для налогоплательщиков устанавливаются муниципальным законодательством. Расчет суммы налога учреждение производит самостоятельно.

Чтобы рассчитать земельный налог без ошибок и избежать штрафов, бухгалтеру нужно внимательно отслеживать изменения кадастровой стоимости земельного участка.

Источник: https://school.kontur.ru/publications/1584

Успеть пересмотреть

Как быть, если кадастровая стоимость земельного участка изменилась?

Замечания на проект отчета об определении кадастровой стоимости земель населенных пунктов можно подать до 7 октября.

Кадастровая стоимость — это основа расчета налога на недвижимое имущество. Для того чтобы налог начислялся справедливо, требуется регулярная актуализация данных о кадастровой стоимости. Проводят государственную кадастровую оценку специально созданные в регионе государственные бюджетные учреждения. В нашей республике это “Чуваштехинвентаризация”.

Если есть к чему придратьсяВ 2019 году предварительный отчет о проведенной оценке был размещен “Чуваштехинвентаризацией” 19 августа на своем сайте chuvti.ru. Документ должен находиться там в течение 60 дней, чтобы собственники недвижимости могли с ним ознакомиться и высказать свои замечания. Однако это можно сделать в течение 50 дней, до 7 октября.

Предварительное рассмотрение результатов оценки позволяет еще на начальном этапе исправить ошибки и откорректировать кадастровую стоимость (до того, как начнут начисляться налоги) и исключить необходимость обращаться в суд или комиссию для пересмотра. При этом собственники не несут никаких материальных затрат.

Длительный срок рассмотрения предварительных результатов оценки дает возможность обработать максимальное количество обращений до утверждения результатов определения кадастровой стоимости.

Казалось бы, дело ясное, о том, как оспорить кадастровую оценку, мы писали не раз. Например, в № 63 от 28 августа.

Но в редакцию продолжают поступать вопросы читателей, касающиеся этого и смежных вопросов. На некоторые из них мы попросили ответить Управление Росреестра по Чувашии.

Дом тот же, стоимость новая

  • Почему в 2019 году изменилась кадастровая стоимость моего жилого дома, я ничего не менял в доме?

В 2018 году в нашей республике была проведена очередная государственная кадастровая оценка стоимости жилых домов, дач, гаражей и иных объектов капитального строительства.

Кадастровая оценка проводится по решению республиканских органов исполнительной власти не реже одного раза в пять лет и не чаще чем раз в три года. Периодичность установлена Федеральным законом “О государственной кадастровой оценке”.

Поэтому, даже если объект не изменялся, стоимость пересчитывается.

Хочу перерасчет

  • Куда обратиться с заявлением о пересмотре новой кадастровой стоимости земельного участка?

В случае выявления несоответствий в проекте отчета собственники смогут скорректировать сведения о своих земельных участках, направив в бюджетное учреждение замечания с приложением подтверждающих документов.

Замечания могут быть представлены в БУ “Чуваштехинвентаризация” или в МФЦ:— лично,— почтовым отправлением,— с использованием сети Интернет, включая портал государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).

Также на сайте БУ “Чуваштех­инвентаризация” размещен налоговый калькулятор, с помощью которого любой пользователь земельного участка категории населенных пунктов может узнать предварительную кадастровую стоимость своего участка.

Кроме того, с 3 сентября специалистами БУ “Чуваштехинвентаризация” организованы выезды в администрации муниципальных районов и городских округов, в рамках которых проводятся встречи с населением, представителями предпринимательского сообщества, а также главами сельских поселений по вопросам кадастровой оценки земельных участков и представления замечаний к проекту отчета об итогах кадастровой оценки.

  • Хочу, чтобы пересчитали кадастровую стоимость магазина. Куда обращаться?

Кадастровую стоимость объектов капитального строительства в Чувашии также рассчитывало БУ “Чуваштехинвентаризация”, поэтому заявление о пересмотре кадастровой стоимости можно подать в региональную комиссию при Минюсте Чувашии. Если в пересмотре отказано, то можно обратиться в Верховный суд Чувашской Республики.

Только через нотариуса

  • Можно ли пересмотреть в комиссии при Управлении Росреестра по Чувашии кадастровую стоимость земельного участка, имеющего категорию “земли населенных пунктов”, если стоимость определена в июле 2019 года?

Можно.

К заявлению нужно приложить отчет об оценке рыночной стоимости, который должен быть составлен на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость; выписку о кадастровой стоимости из Единого государственного реестра недвижимости (ЕГРН) и документы, которые подтверждают право заявителя на земельный участок, причем копию правоудостоверяющего или правоустанавливающего документа необходимо прежде заверить у нотариуса.
После подачи комплекта документов Управление обязано сообщить о дате заседания в течение семи дней и в течение месяца рассмотреть заявление по сути. При положительном решении комиссия уведомляет об этом владельца недвижимости и орган местного самоуправления, на территории которого расположен объект. Внесение новой кадастровой стоимости в ЕГРН происходит без участия заявителя.

За выпиской — в МФЦ

  • Как получить выписку из ЕГРН?

ЕГРН — это Единый государственный реестр недвижимости. Он является единственным источником, содержащим актуальные данные об объектах недвижимости и их владельцах.Выписки из ЕГРН можно получить как в бумажной, так и электронной форме, независимо от места нахождения объекта недвижимости. Бумажный вариант можно получить, обратившись в МФЦ.

Документ будет распечатан на обычных листах, заверен подписью и скреплен печатью.Выписку из ЕГРН в электронном формате можно получить самостоятельно, оформив документы через сайт Росреестра либо через портал госуслуг. В этом случае вы получите электронный файл, который открывается на компьютере. Электронная выписка заверяется усиленной электронно-цифровой подписью.

Бумажная выписка стоит дороже, чем электронная. Но на практике граждане чаще всего пользуются именно распечатанной справкой. Независимо от того, на бумаге или в электронном виде будет представлена информация, документы во всех случаях сохраняют свою юридическую значимость.С момента подачи запроса в МФЦ данные из ЕГРН могут быть выданы спустя 3 рабочих дня.

При этом, если требование предоставить какие-либо данные противоречит законодательству или в реестре нет сведений, выдается отказ с пояснением, что информация по данному объекту недвижимости не зарегистрирована. Имейте в виду, что на территории Чувашии реестр недвижимости ведется с 1 июня 1998 года.

Права на недвижимое имущество, которые возникали ранее, регистрировались и продолжают регистрироваться по мере поступления документов от собственников.

Я арендатор

  • Арендую земельный участок, плачу большую арендную плату, которая зависит от кадастровой стоимости. Выяснилось, что кадастровая оценка завышена. Могу ли я как арендатор взять на себя решение вопроса о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка?

Арендаторы также имеют право подать заявление о пересмотре кадастровой стоимости объекта, если кадастровая стоимость является базой для начисления арендных платежей.

К заявлению нужно приложить отчет об оценке рыночной стоимости, который должен быть составлен на дату, по состоянию на которую определена кадастровая стоимость; выписку о кадастровой стоимости из ЕГРН и документы, которые подтверждают право заявителя на земельный участок, причем копию правоудостоверяющего или правоустанавливающего документа необходимо прежде заверить у нотариуса. Также необходимо предоставить договор аренды. В случае если участок находится в частной собственности, то необходимо заручиться согласием собственника.

Два месяца на обмен

  • Почему в выписке из Единого государственного реестра прав (ЕГРН) не указана кадастровая стоимость дачного дома, построенного в 2019 году?

С 2019 года кадастровую стоимость объектов капитального строительства определяет бюджетное учреждение “Чуваштехинвентаризация”.

Для того чтобы у вновь учтенных объектов появилась стоимость, потребуется время для обмена информацией между органом регистрации прав и БУ “Чуваш­техинвентаризация”.

Узнать кадастровую стоимость недвижимости можно будет через два месяца, получив выписку о кадастровой стоимости из ЕГРН.

Первоисточник: Грани

Источник: http://minust.cap.ru/press-centr/2019/09/27/uspetj-peresmotretj

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий