Как добиться ремонта дороги в своём городе
Любая дорога кому‑то принадлежит, и за её состояние отвечает владелец. В городе это муниципальная собственность, поэтому ремонтом занимаются городские власти.
Дорога у торгового центра, скорее всего, находится под контролем его владельца, поэтому латать её должна администрация. Во дворе — это придомовая территория или муниципальные владения.
В зависимости от собственника, ремонтировать эти участки должна либо управляющая компания, либо ТСЖ, либо городские власти.
Не так важно, кто собственник дороги. Главное, что любую дорогу можно отремонтировать.
На какие проблемы можно жаловаться
Состояние дорог регламентирует ГОСТ . В нём записаны допустимые требования к полотну, обочинам, велодорожкам и другим элементам инфраструктуры. Если есть отклонения от нормативов, их обязаны устранить. В случае с дорогами нарушениями являются такие условия:
- Ямы длиннее 15 см (представьте сторублёвую купюру), шире 60 см (две длины листа А4) и глубже 5 см (высота банковской карточки).
- Выбоины меньшего размера, но на участке дороги протяжённостью от 100 м.
- Волны глубиной больше 3 см на магистральных улицах и больше 5 см на улицах местного значения.
- Колеи глубиной 2–3 см в зависимости от категории дороги. Колею более 5 см устраняют с помощью капитального ремонта.
- Занижены или завышены больше чем на 1 см рельсы, железнодорожные пути, решётки ливнестоков и люки колодцев.
Эти нарушения должны устранить за 1–14 дней в зависимости от проблемы и загруженности дороги. Например, яму на автомагистрали, которая проходит через весь город, необходимо ликвидировать за день, а на велодорожке или в жилой застройке — за 12 дней.
Раньше действовал ГОСТ Р 50597‑93, но сейчас он неактуален. Нужно ориентироваться на новый ГОСТ Р 50597‑2017. Он не предусматривает отклонения от установленных параметров дорожного покрытия, о чём говорит пункт 5.2.4: «Покрытие проезжей части не должно иметь дефектов в виде выбоин, просадок, проломов, колей и иных повреждений».
Юрий Аванесов, ведущий юрист Европейской юридической службы
Куда обращаться
Существует немало сервисов, принимающих обращения граждан. Это и государственные сайты, и интернет‑ресурсы активистов.
Администрация города
Первый способ — написать обращение в местную администрацию или в управление благоустройства вашего города. Зайдите на официальный сайт населённого пункта и найдите раздел «Обращения». К письму прикрепите фотографии и укажите точный адрес проблемного места. Ждать отклика придётся примерно 33 дня: три занимает регистрация обращения, 30 даётся на ответ.
Однако это не самый действенный способ. Вам могут написать, что яма не найдена, денег нет или ремонт этого участка не запланирован.
Часто чиновники даже не пытаются пошевелить пальцем: они привыкли к безнаказанности, поэтому никто ничего не делает. Зачем суетиться, если тебе ничего не грозит за бездействие? А человек верит в чудо, что от одной бумажки все чиновники сразу бросятся работать. Но это не так.
Владимир Костров, организатор «РосЯма Липецк»
Сайты активистов
Эффективнее написать обращение через сервисы активистов. Один из популярных — «РосЯма».
Он автоматически формирует письмо по тем данным, которые вы вводите, и отправляет их в ГИБДД. К обращению лучше приложить фотографии и отметить на карте место, о котором идёт речь, чтобы сотрудник инспекции смог его найти. Перед подачей информации нужно зарегистрироваться на сайте, чтобы вы могли получить ответ на электронную почту.
В некоторых городах есть сообщества активистов, например «Красивый Петербург», «Красивый Липецк», «Красивый Киров». На их сайтах можно пожаловаться не только на дороги, но и на другие проблемы: разбитый тротуар, несанкционированную свалку или парковку на газоне.
Ресурс автоматически формирует сообщение и отправляет его ответственному муниципальному органу, но не в ГИБДД. И в этом минус: вам могут прислать отписку.
Если обращение подействовало и дорогу отремонтировали, измените статус жалобы на сайте и похвастайтесь успехом в соцсетях. Необходимые работы могут быть выполнены не лучшим образом, но это всё равно победа.
Сайт ГИБДД
За безопасностью на дорогах следит ГИБДД, поэтому самый эффективный способ — обратиться напрямую туда. Сделать это можно через официальный сайт. При этом неважно, кому принадлежит и где находится дорога: во дворе, на парковке или на центральной улице города.
После получения обращения сотрудник ГИБДД проверяет, есть ли проблема. Если да — выдаёт собственнику дороги предписание на ремонт. Его должны выполнить в течение 1–14 дней согласно ГОСТу. Шаблоны заявлений можете скачать здесь, в шапке не забудьте поменять регион на свой.
У сайта ГИБДД есть особенность: в поле «Текст обращения» нельзя вставлять скопированный текст. Таким образом ведомство пресекает массовое отправление сообщений путём копипасты.
Мы обошли эту систему и стали прикладывать вместе с фотографиями текст обращения в вордовском документе, а в самом поле писать короткую фразу: «Прошу рассмотреть моё заявление (заявление и фотографии правонарушения прилагаются в файлах)».
Желательно делать обращение в формате Word 97–2003, чтобы в ГИБДД смогли его открыть и прочитать.
Владимир Костров
Если видите, что где‑то нет люка или есть опасные ямы, из‑за которых может произойти авария, сообщайте о них сразу по телефону в дежурную часть ГИБДД, чтобы ответственные сотрудники быстрее приняли меры. Возможно, этим обращением вы предотвратите ДТП или спасёте чью‑то жизнь, а не только добьётесь ремонта дороги.
Что делать, если прислали отписку, а дорогу не отремонтировали
Активисты движения «Красивый Липецк» подсчитали, что в среднем устраняются проблемы по 20–25% обращений, а в остальных случаях они получают отговорки. Сервис «РосЯма» даёт примерно такую же статистику. Но это не повод опускать руки.
Шаг 1. Обратиться второй раз
Если первое письмо не сработало, напишите ещё раз. Привлеките соседей, друзей и коллег — пусть каждый отправит обращение о проблеме. Чем больше их будет, тем больше вероятность, что муниципальные власти начнут что‑то предпринимать.
Мы делаем второй шаг и продолжаем обращаться с заявлениями до получения результата. Если получил отписку — направляешь повторное обращение в ГИБДД и одновременно пишешь в прокуратуру. За 2018 год я отправил 140 заявлений и несколько десятков жалоб, а в 2015‑м — больше 300.
Владимир Костров
Важно, чтобы ГИБДД работала по закону. Выезжающий на место сотрудник должен не только составить предписание о ремонте проблемного участка, но и возбудить дело об административном правонарушении. Если это происходит, должностному лицу грозит штраф 50–100 тысяч рублей — так у городских властей появляется гораздо больше мотивации ремонтировать дороги.
Шаг 2. Обратитесь в прокуратуру
Если яму не устраняют, а ГИБДД не возбуждает дело, нужно обращаться в прокуратуру. Она подаст исковое заявление в суд, который обяжет подрядчика сделать ремонт. Однако срабатывает это не всегда. Иногда прокуроры не хотят портить отношения с городскими чиновниками и стараются замять проблему.
Шаг 3. Напишите жалобу в МВД РФ и Прокуратуру РФ
Последняя стадия — жалоба в МВД России на несоблюдение закона сотрудниками ГИБДД или в Прокуратуру РФ на бездействие регионального прокурора. Первое обращение федеральное ведомство пересылает на уровень региона, так что оно тоже может не подействовать. Во второй раз жалобу начнут рассматривать — и тогда ждите решения проблемы.
Жалоба липецких активистов на сотрудников ГИБДД Липецкой области. После сотен таких обращений удалось добиться возбуждения административных дел. Сумма выписанных штрафов в адрес собственников дорог в 2018 году составила 29,4 миллиона рублей
Что запомнить
- Хорошие дороги — требование безопасности дорожного движения.
- Любую дорогу должны отремонтировать в срок 1–14 дней безо всяких отговорок.
- Если приходит отписка — нужно отправлять обращения повторно, пока проблему не решат.
- Молчание — знак согласия с разбитыми дорогами.
- Стоит подключать к делу друзей и знакомых. Если хотя бы 5% автомобилистов начнут требовать порядка, то ГИБДД утонет в горах бумаги. Им станет проще устранять проблемы не дожидаясь обращений.
Источник: https://lifehacker.ru/remont-dorog/
Жалуйтесь правильно: как добиться ремонта дороги во Владивостоке – Новости Владивостока на VL.ru
Ежедневно по дорогам Владивостока ездят тысячи автомобилей. Из-за рельефа, климата и некачественного ремонта асфальт быстро приходит в негодность. Ямы и выбоины становятся причинами пробок, аварий и износа ходовой части машин. Кто должен ремонтировать дороги и куда жаловаться, если ремонта нет, разбирался VL.ru.
Кто отвечает за дороги
дорог на придомовой территории − обязанность управляющих компаний и ТСЖ. Внутриквартальными проездами и магистральными дорогами занимается администрация Владивостока.
Часто ямочный ремонт выполняют сотрудники МУП « городских территорий». Большие участки, требующие капитального ремонта, включают в городские и федеральные программы и ремонтируют крупные подрядчики.
Самая масштабная федеральная программа − «Безопасные и качественные дороги».
Если дорога находится на спорной территории (например, рядом дом, но дорога межквартальная), обращение можно направить сразу и в управляющую компанию, и в администрацию Владивостока.
В администрации Владивостока отмечают, что денег на качественный ремонт обычно не хватает, их даже недостаточно на простые заплатки. Например, в 2018 году бюджет на аварийно-восстановительный ремонт израсходовали в конце октября. Если бы краевая администрация не выделила 20 миллионов рублей из дорожного фонда Приморья, многие проблемные участки в этом году не отремонтировали бы.
Как составить жалобу
Жалобу можно составить в свободной форме, указав, от кого она и кому (в мэрию проще всего писать на имя главы города), подробно описать ситуацию и озвучить то, что необходимо исправить. Желательно приложить фотографии. Управляющая компания должна ответить в течение 10 рабочих дней (или 30 дней, если заявление подал не жилец дома), у администрации Владивостока на ответ есть 30 дней.
Упростить отправку жалоб помогает сервис «Отключения воды и света на VL.ru». Здесь можно написать заявление и в пару кликов отправить его во все нужные инстанции. Если ведомства не реагируют, а жалобы на одну и ту же проблему становятся массовыми, юристы бесплатно возьмут на себя роль координаторов.
«У управляющих компаний всегда по-разному, а вот администрация города отвечает обычно за две-три недели, − рассказывает юрист сервиса “Отключения воды и света на VL.ru” Майя Кузнецова. − Однако нужно понимать, что скорее всего одной жалобой не обойтись и затянется все это минимум на полгода.
Самый популярный ответ − отписка об отсутствии денег на ремонт. Поэтому приходится писать в прокуратуру. Если проблема волнует многих людей, мы помогаем переписать заявление с правильными формулировками и делаем его массовым.
Благодаря действиям надзорного органа проблемные участки дороги включаются в планы ремонта на следующий год».
Обратиться в мэрию
Отправить жалобу можно несколькими способами: отправить письмо почтой, сообщить в интернет-приемную, оставить обращение в ящике для корреспонденции на фасаде Океанского пр-та, 15/3 или отнести его в кабинеты № 1 или 2. Можно написать на WhatsApp на номер: 8 (914) 703-00-11, однако в этом случае официального ответа не будет.
«Обращение регистрируется и направляется в профильное управление на отработку. В случае с дорогами − в управление дорог и благоустройства, они ведут реестр и план работ, − рассказывают в пресс-службе мэрии.
− Сначала организуется выезд на место и просчитывается возможный объем работ. В случае с известными проблемными участками этого не требуется, в управлении отдельные специалисты знают свои районы от и до».
Попадет объект в программу на следующий год или нет, зависит от финансирования. Приоритет у дорог, по которым ходит общественный транспорт и на которых в целом большая интенсивность движения.
Внутриквартальные проезды тоже важны, для их ремонта существует несколько городских программ, некоторые получают софинансирование из дорожного фонда Приморского края.
Основные магистрали финансируют по федеральной программе «Безопасные и качественные дороги».
Дать наказ депутату
Депутаты вправе передавать к исполнению обращения людей по любой проблеме, возникшей на их округе. Как сделать, чтобы ваше пожелание стало наказом и привело к реальным действиям властей, VL.ru писал в прошлом году.
Как и в случае с жалобами в администрацию города, быстро решить проблему вряд ли получится. Принцип такой же: обращаетесь в этом году – в лучшем случае выполнят просьбу в следующем. Работать с обращениями и наказами на округе депутатов обязывает закон. При этом, даже если вашего депутата не переизберут, наказы передадут следующему созыву Думы.
Если вы не знаете своего депутата, найти его фамилию и контакты можно в разделе «Телефоны служб» на странице своего дома на сервисе «Отключения воды и света на VL.ru».
Затем нужно записаться на прием к депутату или его помощнику по телефону или прийти в приемную в урочные часы. Адреса и часы работы приемных можно посмотреть здесь. Если ваш проект признают осуществимым, останется только ждать.
На исполнение депутатских наказов предусмотрены деньги в городском бюджете. На 2019 год выделят почти 178 млн рублей.
Написать на VL.ru
По данным сервиса «Отключения воды и света на VL.ru», больше всего люди жалуются на плохие дороги и отсутствие горячей воды. Вторую проблему решить сложнее: во Владивостоке крайне изношен весь коммунальный фонд. А вот с дорогами есть все шансы на успех.
Показательный пример − дорога у Кипарисовой, 2. Массовые жалобы с просьбой отремонтировать участок межквартальной дороги владивостокцы писали на «Отключения воды и света на VL.ru» еще в августе 2017 года. В сентябре мэрия ответила отказом, и юристы сервиса обратились в прокуратуру.
«Жалобы отдельные жильцы дома № 2 на Кипарисовой и по соседству писали около шести лет. В основном так же присылали отписки − денег нет, − говорит юрист сервиса “Отключения воды и света на VL.ru” Дмитрий Бондарь.
− Только резонанс и создание инициативной группы помогли сдвинуть дело с мертвой точки.
Мы помогли жителям написать более корректные в юридическом плане заявления, а сбор подписей шел в том числе и на родительских собраниях в школах неподалеку».
В итоге прокуратура принудила администрацию Владивостока устранить нарушения, и дорогу отремонтировали в октябре 2018 года.
«Проблемы гораздо эффективнее решаются только в случае массовых заявлений, − резюмирует руководитель сервиса “Отключения воды и света на VL.ru” Александр Федореев. − На Кипарисовой подписывались 135 человек, такие вещи надзорным органам игнорировать гораздо сложнее.
Такая же история была на Кузнецова, 90 (подписались 95 человек) и Ладыгина, 11 (66 человек). Проблемы, “засвеченные” на сервисе, как правило, решаются. На начало ноября было 98 проблем по придомовым дорогам, на которые пожаловались 469 пользователя.
Из них по 366 заявлениям решены 24 проблемы».
Пожаловаться можно не только на разбитую дорогу. Владивостокцы сообщают на «Отключения воды и света на VL.ru» о длительных отключениях воды или отопления, неработающих лифтах, требующих капитального ремонта домах, двойных квитанциях и фальшивых извещениях, не вывезенном мусоре, стихийных свалках и стоянках, бездействии управляющих компаний.
Источник: https://www.newsvl.ru/vlad/2018/11/14/175450/
Дай дорогу: Кто и как чинит сельские дороги?
Источник фото: Gaming
Кто должен контролировать состояние сельских и региональных дорог? И на каком этапе находится их восстановление?
В 2014 году в популярной британской телепередаче об автомобилях TopGear украинские дороги окрестили «путешествием из ада». Причина всему — печальное состояние отечественных трасс, не говоря уже о сельских дорогах. Ведущий Джереми Кларксон, проводивший тогда экспедицию с юга на север страны, отметил, что в Украине дорог нет вообще, только сплошные ямы.
Это и неудивительно, ведь у балованных англичан при государственном транспортном департаменте работает целый комплекс статистических данных по The Road Condition Indicator (RCI), по которому определяют состояние дорог, перегруженность и количество траффика.
Все данные находятся в открытом доступе, а годовой отчет со сравнением к 10-летней давности можно найти на правительственном сайте. Исходя из этих данных, государство принимает решение о ремонтных работах.
Стоит отметить, что примерно 80% — это дороги класса «B» и «C» — то есть местные и сельские, и мало какие из них находятся в плохом состоянии.
Стыдно и видно
В течение 10 лет строительство, капитальный ремонт и реконструкция дорог в Украине почти не проводились. Наибольший процент дефектов, обнаруженных на ремонтах дорог в 2017 году, был зафиксирован в Донецкой, Луганской и Николаевской областях.
Причин такому состоянию уйма. Начиная от недофинансирования основного дорожного фонда, заканчивая приоритетностью магистралей международного значения над межобластными соединениями.
Это учитывая, что стоимость 1 км дороги оценивается до 3 млн грн. Денег хватало пока в основном на косметические и ямковые ремонты.
Хотя ямковые ремонты считаются временной экстренней мерой для проезда машин на аварийном участке дороги.
Кстати, деньги тут тоже важный фактор — мало просто выделить средства, нужно проследить их эффективное использование. На деле многие подрядчики экономили на стройматериалах, в результате получили халтурные дороги, которые не выдерживали даже гарантийные пару лет. Все погрешности приходилось «латать» за государственный счет.
Кроме того, на дорогах сказалась и география военных действий на востоке, и перегруженность автомагистралей грузовым транспортом, за которую особо не штрафовали.
Так кто чинит дороги?
С 2018 года «Укравтодор» ответственный за ремонт и содержание дорог только государственного значения — 46,9 тыс. км. Средства для ремонта дорог местного значения — 123 тыс. км — передаются в областные государственные администрации.
Проще говоря, ремонтом сельских дорог должны заниматься облгосадминистрации, которые и перенаправляют средства внутри области. Далее выбирают подрядчика через систему тендерных закупок ProZorro. Все действия подрядчика контролируют местные органы.
Кто за это все платит?
По финансовому ресурсу есть два основных источника подачи денег на дороги — это Государственный дорожный фонд и областной бюджет.
Дорожному фонду поступает 50% поступлений от акцизов на топливо, специальных пошлин и штрафов за такие нарушения, как превышение лимита веса.
Еще одним источником средств для ремонта дорог является так называемый «таможенный эксперимент», когда половина сверхплановых поступлений от работы таможни идет на дорожные потребности.
«Источниками финансирования ремонтных работ, строительства и реконструкции местных дорог и улиц коммунальной собственности в населенных пунктах могут быть средства местных бюджетов и субвенции из госбюджета на местные бюджеты», — пояснили нам в «Укравтодоре».
В этом году на ремонт и строительство дорог будет направлено около 32 млрд грн из Государственного дорожного фонда. Из этой суммы на ремонт дорог местного значения уйдет 11,5 млрд грн. При этом некоторые области получат больше, некоторые — меньше, в зависимости от общего состояния дорожного покрытия.
Что уже сделано?
И действительно, если посмотреть отчеты деятельности областных администраций, ремонты дорог проводятся, причем как межобластного значения, так и сельских соединений.
Кстати, ввели и новые стандарты качества дорог. Для среднего и промежуточного ремонта — гарантия до 5 лет, для капитального — до 10 лет. Причем все дороги, сделанные с начала 2017 года, — качественные, поскольку теперь все «косяки» подрядчики исправляют за собственный счет.
Начиная с 2016 года, правительство стартовало программу восстановления автодорог. В 2016 году восстановлено 900 км дорог, в 2017-м — уже более 2100 км. Это наибольшая протяженность дорог, которая отремонтирована с 2005 года. Самые высокие показатели по качеству дорог в результате государственных проверок оказались во Львовской, Винницкой и Одесской областях.
Достичь этого удалось по большому счету благодаря закону о децентрализации, который расширил полномочия местных органов власти. Чем больше бюджетных средств будет поступать в казну, тем больше будут мобилизировать на инфраструктурные объекты. Вот, к примеру, 6 областей по самым высоким и низким показателям качества дорог за прошлый год:
Винницкая область
Государственный дорожный фонд — 623 млн грн
По последним данным в Винницкой области на спецфонд перечислено 29,5 млн грн на ремонт дорог. Такую сумму удалось получить за счет перевыполнения плана объема ежемесячных показателей поступлений таможенных платежей.
А с конца марта госпредприятие «Винницкий облавтодор» сообщило о 22 тыс. м2 починенных участков дорог в области, с начала 2018 года этот показатель составил 97 тыс. м2, из которых местного значения — 1,6 тыс. м2.
Львовская область
Государственный дорожный фонд — 583 млн грн
На территории Львовской области есть более 6500 км автодорог местного значения. В частности, в сельской местности — почти 5700 км. На дороги общего значения предусмотрели 251,9 млн грн из областного бюджета. Также органы местного самоуправления по состоянию на 1 июня предусмотрели из своих бюджетов 25,7 млн грн на дороги общего пользования местного значения.
Одесская область
Государственный дорожный фонд — 470 млн грн
Служба автомобильных дорог в Одесской области передала на баланс Одесской ОГА 5,5 тыс. км дорог местного значения. Из них 1,5 тыс. км — областного значения и 3,9 тыс. км — районного. На балансе службы осталось 2,8 тыс. км автодорог. Среди них:791,5 км — дороги международного значения; 96,9 км — национального; 607,3 — регионального и 1,2 тыс. местного значения.
В этом году уже открыли 44 км дороги Спасское-Вилково и заканчивают ремонт 139 км трассы Одесса-Рени. Всего до конца 2017 года должны привести в порядок 347 км автодорог. Сейчас на ремонт всех дорог в Одесской области нужно 36 млрд грн.
Николаевская область
Государственный дорожный фонд — 657 млн грн
В этом году будет восстановлено около 4000 км дорог. Основные суммы предусмотрены для капитального ремонта Александровка-Кропивницкий-Николаев общей протяженностью 11,8 км, поточных ремонтов Днепр-Николаев (через г. Кривой Рог) общей протяженностью 30,6 км, Николаев-Парутино-Очаков-база отдыха «Черноморка» общей протяженностью 15,6 км.
Выделенные из областного бюджета средства размером 147,9 млн грн будут направлены на дострой дороги Калиновка-Снигиревка, начатой в 2017 году, и ремонт дорог местного значения.
Донецкая область
Государственный дорожный фонд — 557 млн грн
Ситуация в области в плане дорог, где ведутся военные действия, крайне непростая. Всего на балансе области есть 1865 км дорог государственного значения, из которых на подконтрольной территории — 1146. Нуждаются в ремонте почти 480 км, это ориентировочно стоит около 6-7 млрд грн.
В этом году выделено 1,3 млрд грн на восстановление дорожного покрытия.
Некоторые работы уже стартовали, в частности, в планах департамента развития базовых отраслей промышленности замкнуть маршрут на Луганск, будут завершены работы на участке дороги Торское-Кременная, выход на Северодонецк и отремонтирована дорога Лиман-Заречное.
Луганская область
Государственный дорожный фонд — 352,6 млн грн
На баланс структурного подразделения передано 146 областных автодорог протяженностью 1731,9 км и 470 районных автодорог протяженностью 2216,1 км.
В частности, на текущий мелкий ремонт и эксплуатационное содержание автомобильных дорог общего пользования местного значения предусмотрено выделить 140 млн грн, на текущий средний ремонт — 140 млн грн, которые будут направлены на восстановление четырех участков общей протяженностью 23,5 км. Кроме того, на капитальный ремонт автомобильных дорог местного значения предусмотрено выделить 71,7 млн грн на восстановление трех мостов и одного участка автомобильной дороги протяженностью 5,5 км.
Из первых уст
Валентин Резниченко, глава Днепропетровской ОГА:
«Децентрализация дала толчок для качественных изменений украинских автодорог. Четкое распределение ответственности за дороги между центральными органами и властями на местах позволяет обеспечить адресное направление средств.
В этом году впервые в истории балансодержателем дорог общего пользования местного значения стали облгосадминистрации. В частности, на баланс Днепропетровской ОГА перешли более 6 тыс. км «укравтодоровских» дорог. Теперь отвечаем за их ремонт, обслуживание и содержание.
Финансирование — за счет средств Государственного дорожного фонда».
Иван Кавчак, первый заместитель председателя Верхнянской ОТГ, Ивано-Франковская область:
«Каждая яма — это бельмо на глазу. Население где-то видит, что изменения есть, но один вопрос звучит на всех уровнях: почему не делают центральные дороги? В прошлом году мы даже выделили 1,4 млн грн.
Должны были делать дорогу и в Зборе, и в Станьковой, и в Неговцах. Инфраструктурная субвенция нам пришла как капитальный трансфер, а Служба автомобильных дорог не проводит капитальный ремонт дорог, а только текущий.
Поэтому эту субвенцию мы не можем направить на капремонт».
Михаил Федоров, председатель Росохацкого сельского совета, Ивано-Франковская область:
«Ранее предполагалось, что все дороги, где есть транспортное сообщение, относятся и обслуживаются «Укравтодором» и его областными отделениями.
На данный момент, с 1 января 2018 года, есть изменения, на ремонт дорог можно частично использовать средства общины.
Конечно, между селами мы финансово не в состоянии положить дороги, но есть надежда, что хотя бы в селе сможем теперь за местные средства сделать дороги. А межсельские и межрайонные дороги пусть уже государство ремонтирует».
Наталия Ключникова, AgroPortal.ua
дороги,дорожный вопрос
Источник: https://agroportal.ua/publishing/rassledovaniya/dai-dorogu-kto-i-kak-chinit-selskie-puti/