- Обязаны платить членские взносы гаражному кооперативу
- Как успешные предприниматели зарабатывают миллионы в гаражах
- Оформление гаража в собственность — Журнал кадастрового инженера
- Верховный суд объяснил, кто может стать хозяином стоянки в кооперативе
- Закон о гаражной амнистии в 2019-2020 году
- Расшифровка гск
Обязаны платить членские взносы гаражному кооперативу
Здравствуйте, читатели блога “Кооперативы против бедности”!
Гаражному кооперативу достаточно сложно осуществлять свою деятельность в условиях когда члены кооператива не платят членские взносы.
На сайт поступил вопрос от Николая, члена Совета гаражного кооператива, из Пскова.
Всем привет, из ПСКОВА.Николай ,ЧЛЕН СОВЕТА КООП.обращаюсь по поводу юридического обмена инф. Вопрос как всегда по теме гаражных кооперативов. Интересует опыт по работе с неплательщиками в гаражном кооперативе. Россия сейчас на переходном этапе формирования области права по части земельного оборота – читай недвижимости.
Вот многие члены кооператива нашего не платят по несколько лет даже. Чувствуют правоту и неподсудность.
Как выгнать таких? Ведь за ними суд признает их стену и крышу? Их же имущество? А платят за хозведение и за все остальное в кооперативе остальные много лет… Как регулировать устав в этой проблемной части уставных отношений? Есть же практика? Николай. Псков.
Практика регулирования вопросов неуплаты членских взносов, других платежей гаражному кооперативу многообразна. Решается путём соглашений между сторонами, а также в судебном порядке.
Гаражные кооперативы, это разновидность потребительских кооперативов, деятельность которых регулируется ст. 116 ст.123.
2 «Основные положения о потребительском кооперативе» Гражданского Кодекса РФ (ГК РФ), специализированными законами РФ, Законом о кооперации в СССР (в частях, не противоречащих действующему законодательству).
В области, не урегулированной законами, деятельность гаражных потребительских кооперативов регулируется и контролируется Уставом кооператива.
В гаражном потребительском кооперативе Устав выходит на первое место по урегулированию правоотношений членов кооператива и самого кооператива, как юридического лица. Следовательно, Устав кооператива подробнейшим образом должен включать все важнейшие детали по управлению кооперативом и контролем его деятельности. С примерным Уставом потребительского гаражного кооператива, некоммерческой корпорацией можно познакомиться здесь.
Теперь о главном. Для того чтобы ответить на Ваш вопрос, Николай, надо знать какие действия предпринимались руководством гаражного кооператива, например, обращались ли вы с исковым заявлением в суд о взыскании с неплательщиков задолженности? Имеются ли у вас на руках решения судов? Возбуждено ли исполнительное производство? Что у вас указано в Уставе по поводу исключения из членства?
Коротко порядок действий в отношении членов кооператива, которые систематически нарушают Устав кооператива, в частности, перестали платить членские взносы.
Председатель гаражного кооператива (Совет ГК) подготавливает письмо, в котором члену ГК указывается на то, что он не соблюдают уставные требования кооператива, не платит членские взносы и в соответствии с Уставом может быть исключён из членов кооператива.
Укажите, что членские взносы формируются из расходов кооператива на его содержание и осуществление уставной деятельности согласно Устава кооператива, не зависимо от того, является ли член кооператива собственником гаража или нет, платить членские взносы он обязан. Укажите какие последствия его ждут после исключения из членов кооператива.
Письмо (заказное) отправить адресату. Возможно, процедуру надо будет повторить. Если нет ответа, а письмо вручено адресату, то на общем собрании, обратите внимание — не забудьте уведомить неплательщика или неплательщиков о созыве общего собрания, указать какие вопросы будет рассматривать общее собрание.
Далее, важно в точности соблюсти всё процедуру исключения в соответствии с Уставом, и на общем собрании исключить неплательщика из кооператива. Сообщить ему об этом, выслав заказным письмом протокол собрания.
Теперь дальнейшие действия – обращение в суд по поводу принуждения владельца недвижимости- гаражного бокса или строения… на территории гаражно-строительного кооператива к оплате расходов, связанных с охраной, платой за землю, з/п охранникам и руководству гаражному кооперативу и т.д. Составьте грамотно заявление в суд. Важно не распыляться. Выделите сначала небольшую проблему, например, пусть оплатит по суду те расходы, которые были уже сделаны. Это работа не трудоёмкая, но надо проводить её постоянно по отношению к неплательщикам взносов, конечно если эти взносы обоснованы и кооператив действительно несёт расходы, связанные с гаражами своих членов. На первом этапе суд может отказать по каким-то причинам. Причины устранить и снова в суд. В суде поймут, что открутиться не возможно, и примут правильное решение.
Лишить право собственности на гараж кооператив не сможет, но создать невыносимые условия для владельца гаража, не члена кооператива можно всегда, значительно увеличив плату за землю, охрану.
Привожу высказывание одного из руководителей ГК:
Нас, последние два года, пытались брать с разных сторон (не мытьём так катанием), но мы как стояли так и стоим. Прошли множество приглашений в ОВД, УВД, прокуратуру, мировые суды, федеральные суды, в том числе и Верховный суд, и как видите даже пёрышко не упало.
Нас защищают правильное поведение и правильные и своевременные бумаги или иначе — вовремя приложенные мозги. Сегодня вот к примеру были приглашены в отдел уголовного розыска. Правда-правда!!! Сами были немало удивлены, но факт есть факт.
Очередное заявление жалобщика-злостного неплательщика потерпела фиаско. Так бывает…».
Если владелец гаража не пользуется им, и не бывает на собраниях, то всё равно уведомляйте члена кооператива о неуплате взносов. Вся переписка должна сохраняться, чтобы в последствии предъявить суду.
Для примера, приведу небольшую выдержку из решения Ростовского областного суда об удовлетворении требования об обязании заключить договор пользования инфраструктурой гаражного кооператива, поскольку собственник гаража не несет соответствующих расходов. Как раз наш случай.
17 октября 2011 года г. Ростов-на-Дону
Судебная коллегия по гражданским делам Ростовского областного суда в составе:председательствующего судьи Ковалева А.М.,судей Татуриной С.В, Тихенко С.Л.,при секретаре Недоруб А.Г., заслушав в открытом судебном заседании по докладу судьи Татуриной С.В. дело по кассационной жалобе Бражникова В.Д. на решение Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 06.09.2011г.
УСТАНОВИЛА:
Бражников В.Д. обратился в суд с исковыми требованиями к ГСК «Форсаж», ООО «ОП «Гармония» о признании действий председателя правления ГСК по запрету заезда автомобиля в принадлежащий на праве собственности гаражный бокс № незаконными, обязании ответчиков не чинить препятствий в пользовании гаражным боксом и обязании кооператив заключить с ним договор возмездного оказания услуг.
ГСК «Форсаж» предъявило встречный иск к Бражникову В.Д., Бражникову А.В., Бражниковой Н.И., Канышеву В.В.
об обязании заключить договор на пользование объектами инфраструктуры, имуществом и услугами кооператива, подать в правление кооператива заявление о выдаче пропуска на территорию гаражно-строительного кооператива и получить пропуск, о взыскании задолженности по взносам в сумме …руб. … коп., ссылаясь на то, что он прекратил свое членство в кооперативе.
ООО «ОП «Гармония» также предъявило встречный иск к Бражникову В.Д. о признании действий незаконными, обязании не чинить препятствий в осуществлении охранной деятельности самовольным въездом на территорию кооператива.
Решением Октябрьского районного суда г. Ростова-на-Дону от 25.11.2010г. иск Бражникова В.Д. оставлен без удовлетворения, иски гаражно-строительного кооператива «Форсаж», ООО «ОП «Гармония» удовлетворены.
Суд обязал Бражникова В.Д.
не чинить препятствий ООО «ОП «Гармония» в осуществлении охраны имущества кооператива, пропускного режима, осуществлять проезд и проход на территорию кооператива по предъявлению пропуска, заключить с кооперативом договор возмездного пользования инфраструктурой, имуществом, услугами кооператива по тарифам, утвержденным решениями общего собрания кооператива. Кроме того, суд обязал Бражникова А.В., Бражникову Н.И., Канышева В.В. осуществлять проход и проезд на территорию кооператива по предъявлении сотрудниками охраны пропуска, установленного правлением кооператива образца. Суд взыскал с Бражникова В.Д. в пользу кооператива задолженность по взносам в размере … руб., расходы по оплате госпошлины — … руб., услуги представителя — … руб. и с Канышева В.В. в пользу ООО «ОП «Гармония» — возмещение расходов по оплате государственной пошлины — … руб.
Источник: https://pravo-wmeste.ru/obyazany-platit-chlenskie-vznosy-garazhnomu-kooperativu.html
Как успешные предприниматели зарабатывают миллионы в гаражах
А. Таранин
Пятидесятишестилетний Владимир Кувшинов из Казани прошел типичный путь предпринимателя из гаража: от домашнего производства до ИП в гаражном кооперативе. Сейчас он шьет чехлы на кресла автомобилей. «У меня есть фишка: я быстро обмеряю кресло, делаю рисунок-чертеж и чехол садится как родной», – поясняет Кувшинов.
Его мастерская выполняет по 30–50 заказов в месяц, средний чек – 7000 руб., но бывают заказы и на 25 000–30 000 руб., когда клиенты просят обновить весь салон автомобиля. Чистая прибыль колеблется от 15 000 до 100 000 руб., рассказывает Кувшинов. Свои два смежных гаража на пр-те Победы он расширил до 80 кв. м, вырыв яму под ними: сейчас в подполье печка и склад.
Ворота заменил окном во всю стену. Теперь в гараже светло, что важно для швейного дела, говорит Кувшинов. Среди его клиентов есть и авиаторы, которые хотят обновить чехлы сидений в самолетах. Мастер признается, что чинил даже обветшавшие сиденья вертолетов руководителей региона.
Он сам и замерщик, и закройщик, менеджер по работе с клиентами, поставщик тканей и бухгалтер. Помогает ему наемная швея и немного жена.
Термин «гаражная экономика» появился с легкой руки фонда «Хамовники», который в 2015 г. провел полевые исследования этого явления. Эксперты фонда сделали 163 интервью в гаражных кооперативах (ГСК) в 60 городах России.
В понимании исследователей, гаражная деятельность – не бизнес в классическом представлении, а промысел. Потому что люди работают не на приумножение капитала, а на выживание и не передают дело по наследству, объясняет Сергей Селеев, соавтор исследования.
«Промысел существует до тех пор, пока работает промысловик, ведь на него завязано всё: производство, сбыт, улаживание проблем», – уточняет он. Как правило, предпринимателю из гаража 35–45 лет и живет он в регионах, а не в столицах.
Многие работают нелегально, но некоторые регистрируются как ООО или ИП и исправно платят налоги. Авторы работы насчитали 16 881 производство в гаражах в 12 городах, в одном только Ульяновске – 11 700. В гаражную экономику Ульяновска вовлечено 15% населения.
Исследователи классифицировали виды деятельности в гаражах. Получилось 15 направлений – от сельского хозяйства и оптовой торговли до образовательных услуг. Чаще всего в ГСК поселяются услуги, связанные с автомобилями.
В Димитровграде в гараже работает уникальный специалист по автомобильным карбюраторам Наиль Порошин – он вывешивает ролики о том, как усовершенствовать карбюратор, в и привлекает клиентов со всей страны.
В Саратове есть целая гаражная улица в 1,5 км – около 600 боксов, 195 из них – автосервисы, мойки и шиномонтажи, у каждого своя клиентура. Одна мойка на две машины, например, зарабатывает от 40 000 до 250 000 руб. в месяц.
В российских гаражах коптят рыбу, выращивают домашнюю птицу и скот, производят мебель, ювелирные изделия и надгробные памятники, делают двери и окна, радиоэлектронику, шьют одежду и пекут пирожки. Для работников крупного ГСК на территории даже открываются кафе, сауны, спортзалы и мастерские флористов – как в офисном центре.
Регионы имеют специализацию.
Например, в Кимрах Тверской области, где издавна были развиты обувные производства, местная обувная фабрика распределяет заказы по гаражам, их выполняют кустари, рассказывает Селеев.
Гаражи полностью оснащены, а сырье поставляет фабрика. В Набережных Челнах сложился гаражный кластер, который занимался выпуском восстановленных запчастей для «Камазов», уточняет Селеев.
Некоторым одиночкам удается вырасти в крепкий малый бизнес. Бывшие учителя математики и физики из Тольятти, братья Павел и Александр Новаки, ушли в гаражи, чтобы заработать на кусок хлеба.
39-летний Александр уволился из школы и занялся производством конструкций для наружной рекламы. 28-летний Павел присоединился к нему после окончания института. Сейчас их ИП, которое производит настенные турники для домашних занятий, занимает семь гаражных боксов в ГСК.
В месяц фирма продает 600–700 турников по 2000–3500 руб., рассказывает Павел. Продажи они ведут в том числе через сайт «Русский турник», а после размещения объявления на eBay стали поступать единичные заказы из-за границы: из Эстонии, Израиля, Финляндии, Аргентины.
У братьев шесть наемных работников, которые, по словам Селеева, получают высокую по меркам города зарплату.
Из 12 городов, по которым фонд «Хамовники» представил статистику, самыми вовлеченными в гаражную экономику оказались Анапа, Ульяновск и Димитровград. Например, из 3407 гаражей в Анапе 51% участвует в гаражном бизнесе. На втором месте Ульяновск с 32% из 36 320 гаражных боксов, третье место занял Димитровград (16% из 1470). А по численности занятых лидирует Ульяновск – 81 628 человек.
В Тольятти снять или купить гараж гораздо дешевле, чем арендовать цех, поясняет Павел. Например, аренда обычного бокса на две машины в ГСК, если это не центр города, стоит 1500 руб. в месяц. Поначалу Новаки снимали небольшое производственное помещение за 40 000 руб. в месяц, но после кризиса 2008 г. купили гараж за 250 000 руб. А когда дело стало расти, арендовали соседние боксы.
Мастер по пошиву чехлов Кувшинов из Казани работал сначала дома, а потом снял угол в ателье. Арендодатель поднимал ему арендную плату несколько раз, видя, что дела идут хорошо. Коммерческая недвижимость была мастеру не по карману, в жилых домах открывать мастерскую незаконно, поэтому он в 2005 г.
купил гараж в ГСК за 55 000 руб. Для этого, правда, пришлось продать собственный, который для мастерской не подходил. Потом, когда мастеру стало тесно, он перебрался в более просторный гараж.
«Здесь дышится легче, есть дровяная печка и проведены воздухоотводы, которые нейтрализуют неприятные производственные запахи», – утверждает Кувшинов.
Эволюция предпринимателей в гаражах происходит во всех городах по похожей схеме: сначала человек покупает стандартный гараж площадью 24 кв. м, потом ему там становится тесно – и он осваивает соседние боксы или пристраивает новые помещения, отмечает Селеев.
Когда Кувшинов менял гаражные ворота на стеклянное окно для мастерской, местный комитет по землепользованию предъявил мастеру претензию, что земля используется не по назначению, рассказал он. Предприниматель выяснил: в законах прямого запрета на организацию швейных мастерских в гаражах нет.
Наоборот, статья 34 Конституции разрешает гражданину вести предпринимательскую деятельность на своей собственности. Кувшинов ходил по властным кабинетам, ссылался на Конституцию и санитарные нормы, и от него отстали.
«Мой бизнес связан с обслуживанием автомобилей, а в уставе ГСК сказано, что гараж предназначен для хранения автотранспорта и его обслуживания», – рассуждает он.
Кадастровый статус земли, на которой стоит гараж, не предусматривает его использование в коммерческих целях, но никакая деятельность не запрещена, если не противоречит Уголовному кодексу, замечает Селеев. «Заниматься доказательством, что кто-то ведет экономическую деятельность в гараже, власти не будут, – поясняет он. – Это сложно и больших сборов государству не даст».
Гараж может быть в собственности физлица либо юрлица – гаражного кооператива, поясняет Роман Щербинин, старший партнер коллегии адвокатов «Железников и партнеры».
Физлица обычно владеют паями в ГСК и только собрание членов кооператива может санкционировать чей-то бизнес в гараже, замечает юрист.
К каждому предприятию – автосервису, кафе или пищевому производству – предъявляются свои требования и, если оно их не соблюдает, его деятельность считается незаконной, объясняет Щербинин.
Например, здание, в котором размещается кафе, должно отвечать санитарным требованиям, иметь аварийные выходы и инженерные системы, в том числе освещение, горячую и холодную воду, канализацию, отопление и вентиляцию, перечисляет юрист. Вряд ли гараж может соответствовать всем этим требованиям, говорит Щербинин.
Заниматься производством в гаражах неправильно, признают и сами предприниматели, которые вынуждены работать в ГСК. В гараже больше рисков, например, возгорания, есть проблемы с электричеством, водопроводом, обычно нет туалетов. И поэтому многие мечтают перебраться из гаража в нормальный цех.
Александр Синеркин из Ульяновска, который выпускает мебель под маркой «Форт» в двухэтажном гаражном здании площадью 800 кв. м, рассказал, что планирует переехать в фабричное здание, как только скопит необходимые 30–50 млн руб. А пока он отстаивает интересы коллег в местной Ассоциации мебельщиков.
Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве «Ведомостей» (смарт-версия)
Источник: https://www.vedomosti.ru/management/articles/2016/04/22/638676-kak-uspeshnie-predprinimateli-zarabativayut-millioni-garazhah
Оформление гаража в собственность — Журнал кадастрового инженера
Собственникам земельных участков
В данной статье пойдет речь на тему «Оформление гаража в собственность».
Каким образом можно оформить гараж в собственность, если у вас нет никаких правоустанавливающих документов на гараж, но вы пользуетесь им как собственник 15 и более лет? Как оформить гараж, если вы являетесь членом гаражного кооператива? Как оформить в собственность землю под гаражом? На все эти и некоторые другие вопросы вы найдете ответы в данной статье.
Итак, вы, наверное, задались вопросом: «А зачем мне вообще оформлять гараж в собственность?» Ну, самое главное, зачем нужно это сделать, это возможность впоследствии после оформления продать, завещать или подарить гараж. Без свидетельства о государственной регистрации права собственности на гараж никаких сделок вам совершить не удастся.
Тогда может возникнуть другой вопрос: «Зачем мне оформлять гараж, если я не собираюсь его продавать?» Если у вас есть гараж, но нет разрешения на строительство гаража, а также нет никаких документов на землю под гаражом, то у вас могут изъять этот кусочек земли в пользу администрации, если нагрянет проверка, а также заставят убрать гараж с этого места, выпишут вам штраф за самовольную постройку. В этом случае вы уже не успеете оформить свой гараж в собственность, так как это достаточно длительная процедура. Таким образом, вы лишитесь своего гаража.
Как оформить гараж, если вы являетесь членом кооператива?
Согласно статье 218 Гражданского кодекса РФ если гараж кооперативный, и вы полностью внесли за него пай, то вы являетесь собственником данного гаража.
Итак, процесс оформления:
- обратитесь к председателю кооператива за справкой, подтверждающей ваше членство в гаражном кооперативе и выплату пая
- сделайте копию свидетельства (договора аренды) на землю, выделенную гаражному кооперативу
- обратитесь к кадастровому инженеру с заявлением о составлении технического плана на гараж
- с техническим планом идете в Росреестр (кадастровую палату) и получаете кадастровый паспорт на гараж
- с кадастровым паспортом идете в регистрационную палату и получаете свидетельство на гараж
Но здесь есть свои нюансы.
Если ваш гараж входит в линейку гаражей, то есть имеет смежные гаражи, с которыми у вас есть общие стены, то эта линейка гаражей считается зданием, а ваш гараж помещением в нем.
То есть вы получите кадастровый паспорт помещения (бокса/гаража). И поставить на кадастровый учет такое помещение возможно только при том условии, что такое здание (линейка гаражей) уже стоит на учете. Либо можно сделать это одновременно — поставить на учет здание и помещение (ваш гараж).
Для подготовки технического плана здания потребуются следующие документы:
- проектная документация здания и разрешение на ввод здания в эксплуатацию
- или изготовленный до 1 января 2013 г. технический паспорт здания
- или, если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие проектной документации и разрешения на ввод здания в эксплуатацию, декларация
Для подготовки технического плана помещения (гаража) потребуются следующие документы:
- проектная документация здания или сооружения и разрешение на ввод здания или сооружения, в котором расположено помещение, в эксплуатацию
- или изготовленный до 1 января 2013 г. технический паспорт здания или сооружения, в котором расположено помещение
- или изготовленный до 1 января 2013 г. технический паспорт помещения
- или, если в случаях, предусмотренных законодательством в области градостроительной деятельности, не требуется изготовление или принятие проектной документации и разрешения на ввод в эксплуатацию здания или сооружения, в котором расположено помещение, декларация
Если ваш гараж расположен в гаражном кооперативе и не имеет смежных стен с другими гаражами, то ваш гараж будет считаться зданием. Этот случай более редкий.
В результате вы получите кадастровый паспорт здания, а затем свидетельство о государственной регистрации права на гараж как на здание. Но в данной ситуации для технического плана потребуются документы, необходимые для подготовки технического плана здания.
Как оформить гараж, если он не входит в гаражно-строительный кооператив, и является отдельно стоящим?
Если у вас отдельно стоящий гараж, не входящий в гаражно-строительный кооператив, то у вас должен быть на руках документ на земельный участок под гаражом (договор аренды земли или свидетельство о гос. регистрации права собственности на землю).
Имея такой документ на руках, вы можете обратиться к кадастровому инженеру для подготовки технического плана на гараж. Впоследствии технический план предоставляется в кадастровую палату для рассмотрения, выдается кадастровый паспорт на гараж.
С кадастровым паспортом и документом на земельный участок вы можете зарегистрировать право собственности на гараж.
Если у вас нет документа о предоставлении земельного участка под гаражом, то сначала вам нужно обратиться в местную администрацию с заявлением о предоставлении земли в аренду или в собственность.
Приватизируем землю под гаражом
Земельный участок под гаражом – очень ценная вещь. Если у вас на руках будут свидетельство на гараж + свидетельство на земельный участок под гаражом, то никто и ни при каких обстоятельствах не отнимет у вас ваш автодомик. Ваш гараж будет полностью защищен законодательно.
Согласно статье 39.20 Земельного кодекса собственник гаража имеет право выкупить из государственной или муниципальной собственности земельный участок под гаражом.
Если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Вам придется пройти процедуру постановки на государственный кадастровый учет земельного участка под гаражом.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
Если земельный участок предоставляется через аукцион:
Начальной ценой предмета аукциона по продаже земельного участка является по выбору уполномоченного органа рыночная стоимость такого земельного участка, определенная в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее — Федеральный закон «Об оценочной деятельности в Российской Федерации»), иликадастровая стоимость такого земельного участка, если результаты государственной кадастровой оценки утверждены не ранее чем за пять лет до даты принятия решения о проведении аукциона.
Совместно с органом местного самоуправления будет оформлен договор купли-продажи на землю, с которым нужно пойти в Росреестр и зарегистрировать право собственности на земельный участок.
Если же вы собственник гаража в кооперативе, то здесь процедура немного иная. Земля под гаражами кооператива должна быть оформлена целиком. Для этого необходимо, чтобы все собственники гаражей кооператива имели на руках свидетельства на свои гаражи, оформленные правильно. Тогда будет иметь место общедолевая собственность на земельный участок под гаражами.
Источник: https://cadastral-engineer.ru/oformlenie-garazha-v-sobstvennost/
Верховный суд объяснил, кто может стать хозяином стоянки в кооперативе
Выплатить до копейки пай в гаражном кооперативе советских времен и десятилетиями пользоваться своим боксом – оказывается, еще не значит получить основания считать себя собственником гаража. Так решили местные суды. Они отказали гражданину в просьбе оформить свою, как он был уверен, собственность.
Но Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда РФ встала на сторону владельца гаража.
Эта история началась в районном суде, куда гражданин принес иск к гаражно-строительному кооперативу о признании за ним права собственности на свой бокс. Истец в заявлении указал, что еще в 1992 году полностью выплатил паевой взнос и с тех пор владеет этим боксом.
Но спустя 15 лет городское управление Росреестра отказало ему в государственной регистрации права собственности на гараж.
В решении написано, что отказано “в связи с непредставлением документов, подтверждающих создание ГСК объекта недвижимости и ввод его в эксплуатацию, либо документов, подтверждающих право собственности кооператива на передаваемый истцу объект недвижимого имущества”.
Гражданин пошел в суд. Но там проиграл. Апелляция с решением согласилась. Проигравший истец дошел до Верховного суда. Там дело изучили и объяснили, почему хозяин бокса прав в своих требованиях.
Верховный суд разъяснил, кого и когда хозяин обязан пустить в квартиру
Из дела видно, что в далеком 1987 году исполком горсовета разрешил строительство кооперативных гаражей. Районная власть своим решением разрешила организовать гаражно-строительный кооператив, а городская власть отвела под него участок земли. В 1999 году за ГСК городская власть “установила право пользования участком на условиях краткосрочной аренды”. Спустя 13 лет договор аренды продлили.
Райсуд в решении написал – у ГСК земля в аренде и не доказано, что ему вообще выделили когда-то эту землю. По мнению суда, нет никаких доказательств, что ввод гаража-стоянки в эксплуатацию был произведен “в установленном законом порядке”. Апелляция с таким решением согласилась.
А вот Судебная коллегия по гражданским делам Верховного суда с таким решением коллег не согласилась и объяснила, почему. Разъяснение высокий суд начал с Гражданского кодекса. Там в статье 130 дается определение, что такое “недвижимая вещь”.
Это участки земли, недр и все, что прочно связано с землей, то есть объекты, переместить которые без “несоразмерного” ущерба для них – невозможно. Плюс к этому к таким объектам относятся не только готовые здания, но и недостроенные.
К недвижимым вещам, естественно, относятся и гаражи (машино-места), но при условии, если границы таких помещений, частей зданий или сооружений “описаны в установленном законодательством о государственном кадастровом учете порядке”.
Право собственности членов гаражного кооператива возникает с момента выплаты пая
Еще Верховный суд напомнил про свой пленум (N25 от 23 июня 2015 года). Из материалов пленума видно, что по закону вещь является недвижимой либо из-за своих природных свойств, либо из-за прямого указания закона.
Верховный суд подчеркнул – государственная регистрация прав на вещи “не является обязательным условием для признания ее объектом недвижимости”.
В том же Гражданском кодексе (статья 218) сказано, что граждане, члены жилищных, жилищно-строительных, дачных, гаражных и иных потребительских кооперативов, которые полностью выплатили пай за квартиру, дачу, гараж или “иное помещение”, приобретают право собственности на это имущество.
Верховный суд РФ защитил вкладчика в его споре с банком
Вывод Верховного суда из этих разъяснений – в силу закона право собственности членов кооператива на недвижимость возникает с момента выплаты паевого взноса и не зависит от государственной регистрации данного права.
Местный суд, отказывая гражданину, сделал вывод, что участок специально под строительство гаража “как объекта капитального строительства” не выделялся, земля в собственности истца или ответчика не находится, а по договору аренды кооператив получил землю “без права возведения капитальных зданий и сооружений”.
На это Верховный суд ответил – местные суды не учли факт, что договор аренды заключен “значительно позже” возведения гаража, а землю дали в аренду для эксплуатации уже существующего гаража. Чиновники, подписывая договор аренды не могли не знать о наличии на этой земле гаража.
А сам участок был передан кооперативу по акту приема-передачи без каких-либо условий.
Еще один важный момент, на который не обратили внимание местные суды, – на момент возведения гаража-стоянки как капитального строения и полной выплаты пая гражданином действовало законное распоряжение городского Совета о разрешении строительства и отведении под это участка. И было решение исполкома горсовета об организации гаражно-строительного кооператива.
На основании тех старых советских документов в деле Верховный суд делает вывод – строительство гаража на этом участке было разрешено ГСК уполномоченным органом госвласти.
А еще в деле есть свежее письмо из управы, в котором подтверждено, что строительство ГСК шло “в установленном законом порядке”. И судя по показаниям истца, некоторые члены ГСК оформили собственность на свои гаражи.
Так что решения местных судов придется пересматривать.
Источник: https://rg.ru/2019/06/17/verhovnyj-sud-obiasnil-kto-mozhet-stat-hoziainom-stoianki-v-kooperative.html
Закон о гаражной амнистии в 2019-2020 году
14.05.2018
Автолюбители в последние годы высказывают серьезные опасения по поводу владения собственными гаражами. У них нет возможности официально подтвердить свое право собственности. Закон о гаражной амнистии в 2019-2020 году призван установить юридический статус построек.
Что говорит федеральный закон № 218 о праве владения гаражами:
ФЗ-218 определяет законодательно установленные правила регистрации недвижимости, к которой при соблюдении определенных условий может относиться и гараж. В частности, таковым может быть гараж, являющийся капитальным строением.
Однако на практике владельцы гаражей сталкиваются со всевозможными проблемами в процессе легализации строений, среди которых:
- несоответствие санитарным, техническим, градостроительным или иным правовым нормам, возникшее ввиду допущенных ошибок при строительстве или появившееся ввиду технического износа, реконструкции постройки,
- отсутствие правоустанавливающих документов,
- отсутствие письменных или иных доказательств добросовестного приобретения гаража, владения этим имуществом,
- нарушение прав иных лиц,
- использование постройки не по назначению и т.д.
Не меньше трудностей появляется и из-за невозможности оформить право собственности на постройку, в том числе:
- сложности с подводом коммуникаций;
- невозможность страхования помещения;
- запрет на легальную куплю-продажу.
Также владельцы построек опасаются, что из-за отсутствия разрешающих документов их могут снести. С проблемами сталкиваются и чиновники. Гаражи не облагаются налогом, и владельца нельзя привлечь к ответственности за неправомерные действия на территории.
В связи с этим государство решило рассмотреть законопроект, устанавливающий имущественный статус гаражей. В середине 2017 г.
был разработан правовой документ, который поступил на рассмотрение депутатов Госдумы. Законопроект предусматривал внесение изменений в ФЗ 218 «О государственной регистрации недвижимости».
Последние поправки касаются гаражной амнистии, которая призвана установить следующие положения:
- вводится раздел о государственном кадастровом учете нежилых построек;
- дополняется статья, регламентирующая процедуру регистрации нежилых построек в составе комплекса гаражей.
Чтобы человек мог воспользоваться своим правом, требуется предоставить документ, в котором будет содержаться информация об оплате паевого взноса за помещение, относящееся к комплексу гаражей. Также необходим документ, фиксирующий факт выделения земельного участка гаражному кооперативу.
Но по тем или иным причинам указанный законопроект так и не доходил до стадии принятия.
Что предлагают разработчики
В настоящее время законопроект находится на стадии обсуждения. Если его одобрят, владельцы построек смогут оформлять их в собственность. Однако не стоит радоваться раньше времени.
«Гаражная амнистия» не предполагает стопроцентной легализации всех строений гаражного типа на территории РФ.
И тем более, в законопроекте не идет речи о передачи земли под гаражами в собственность граждан бесплатно.
Читать так же: Закон о зарплатном рабстве в 2019-2020 гг
Определенные послабления предусмотрены для тех, кто построил индивидуальный гараж или использовал кооперативный гараж до введения в действие Градостроительного кодекса РФ, т. е. до 30.12.2004 г. Таким лицам могут предложить упрощенную схему легализации при предоставлении ими необходимых справок. К примеру, оформление земли под постройкой в аренду на 5 лет без проведения торгов.
В остальной же части законопроект направлен главным образом на регламентацию и упорядочение гаражной сферы и процедуры легализации гаражей в стране. В настоящее время четкого законодательного алгоритма просто нет. Более того, в законодательстве не закреплен даже сам термин «гараж».
Официальный текст предложенного документа содержит пункт о признании гаража полноценным нежилым помещением. После принятия закона постройки можно будет продавать, страховать и даже оформлять в ипотеку. Для владельцев это упростит подвод коммуникаций и избавит от опасений по поводу возможного сноса.
Законопроект предлагает ввести в гражданско-правовой оборот такие понятия, как:
- «индивидуальный гараж» (который, в свою очередь, может иметь подвал/погреб, общие с другими гаражами стены, крышу и фундамент),
- «машино-место»,
- «территория гаражного назначения»
- «коллективный гараж»,
- «гаражный кооператив».
Все эти помещения или расположения на определенной территории объекты относятся к капитальным строениям, имеющим фундамент.
По словам самих авторов проекта, НПА будет носить, по большому счету, социальный характер, поскольку позволит упростить также процедуру возведения гаражных построек инвалидам. В проекте будет предусмотрено еще одно понятие «некапитальный гараж».
Его введение даст возможность предоставлять инвалидам вне очереди места для возведения гаражей или автостоянки вблизи их места проживания (по закону “О соцзащите инвалидов в РФ”).
Сейчас наибольшие трудности возникают по поводу формирования земельного участка с целью последующего возведения гаража или обустройства стоянки на территории, занятой МКД.
Важно! Рассматриваемый проект закона вообще не коснется:
- гаражей, построенных рядом с индивидуальными жилыми и садовыми домами (такие гаражные постройки считаются вспомогательными объектами и регистрируются по-другому),
- подземных гаражей,
- гаражных помещений, находящихся внутри МКД,
- коммерческих объектов, к примеру, торговых, офисных, бизнес- центров.
Следующее существенное изменение, планируемое к внесению в действующее законодательство — запрет на использование гаражей любого типа (включая машино-места) в предпринимательских целях.
Что есть сейчас
Сегодня собственники могут доказать свои права только через суд. Однако и в этом случае существует большая вероятность отказа.
Гаражная амнистия позволит оформлять право собственности без привлечения судебной инстанции. Для постановки помещения на учет потребуется собрать и предоставить все необходимые документы.
Гараж будет поставлен на кадастровый учет, его занесут в систему налогообложения.
Предполагается, что оформление постройки в собственность обойдется владельцу в 15 – 20 тыс. руб. Исключение предлагают сделать для ветеранов, позволив им регистрировать гаражи бесплатно. Процедура оформления будет производиться в несколько последовательных этапов:
- владелец собирает необходимые документы, которые могут подтвердить его право на владение объектом недвижимости;
- специалисты проводят кадастровую оценку и оформляют технический план помещения, затем вносят его в систему налогообложения;
- окончательная регистрация происходит в отделении Росреестра (либо МФЦ).
Читать так же: Задержка зарплаты в 2019-2020 году
Процедура оформления должна занять до 12 рабочих дней. К сумме, которую владельцу придется затратить на проведение всех необходимых действий, добавится оплата госпошлины за регистрацию. Она составит 2 тыс. руб. (при оформлении в общем порядке).
Госрегистрация права собственности физлица на земельный участок, документально предназначенный (выделяемый) для индивидуального гаражного строительства, либо на создаваемый или созданный на таком земельном участке объект недвижимого имущества обойдется в 350 руб.
Скачать закон о гаражной и дачной амнистии
Закон о гаражной амнистии предполагает внесение изменений в уже существующий правовой документ «О государственной регистрации недвижимости». Официально он действует с начала 2017 г. Проект, хоть и был принят недавно, уже неоднократно дорабатывался парламентариями.
Поправки в него вносят раз в несколько месяцев. Предлагаем скачать текст закона по следующей ссылке. В нем содержится последняя редакция документа, в которой приведены изменения, касающиеся создания положений об упрощенной регистрации права собственности.
Заключение
В случае принятия законопроекта о гаражной амнистии текст федерального закона № 218 будет дополнен новыми положениями, определяющими юридический статус гаражных построек. Вы можете также скачать предложенный разработчиками документ, чтобы понять, как изменится существующее законодательство в сфере постановки на учет объектов недвижимости.
Закон о гаражной амнистии позволит владельцам нежилых построек узаконить свой правовой статус и более свободно распоряжаться собственным имуществом.
Специалисты считают, что после принятия законопроекта увеличится стоимость земельных участков и владельцы смогут более выгодно продавать гаражи.
В дальнейшем это может привести к более интенсивной застройке гаражных кооперативов и развитию районов, где они располагаются.
Источник: https://zakonoved.su/zakon-o-garazhnoy-amnistii.html
Расшифровка гск
Сделки с гаражами, расположенными в ГСК, требуют особой внимательности и со стороны продавца, и со стороны покупателя. Чтобы правильно продать гараж в кооперативе, придется собрать множество документов и затратить достаточно времени, сил и средств.
Документальное оформление купли-продажи недвижимости возможно лишь при условии зарегистрированного в установленном порядке праве собственности. Кооперативная автостоянка считается собственностью члена ГСК сразу после того, как все паевые взносы в полном объеме уплачены.
Регистрация права собственности на кооперативный гараж
Автовладельцы, имеющие машиноместа в кооперативе, пользуются ими по членской книжке, откладывая официальную регистрацию «на потом». Такое время наступает, когда возникает необходимость продать гараж в кооперативе.
Упрощенная схема продажи гаража в ГСК без оформления
Самый простой способ продажи кооперативного гаража – его отчуждение без регистрации перехода права собственности. В таких случаях обе стороны должны обратиться к председателю кооператива. Бывший владелец гаража должен получить у председателя справку о полном погашении пая и написать заявление о выходе из ГСК.
В свою очередь, покупатель письменно извещает председателя и членов ГСК о своем намерении вступить в кооператив. На основании решения общего собрания председатель выдает новому владельцу гаража членскую книжку, и он становится владельцем кооперативного гаража.
Преимущество такого неофициального и неправильного вида купли-продажи гаража – в быстроте и простоте оформления. Дополнительным бонусом для покупателя может стать и более низкая, по сравнению с рыночной, цена на гараж.
Минусы, которые имеет подобная покупка, значительно перевешивают сомнительную прибыль:
- покупатель не имеет законного права собственности на имущество и не вправе распоряжаться им;
- если земля под кооперативными гаражами будет изъята на государственные нужды, доказать свое право на достойную компенсацию без права собственности не удастся.
Что потребуется для регистрации права собственности
Регистрационные действия в отношении кооперативного гаража проводится территориальным подразделением Росреестра. Для правильного оформления вместе с соответствующим заявлением владелец должен представить:
- гражданский паспорт или удостоверение личности;
- справка о действительном членстве в ГСК и полной выплате паевых взносов;
- квитанция, подтверждающая факт уплаты госпошлины;
- кадастровый паспорт на гараж, полученный в БТИ по результатам обмера.
Если продавец машиноместа будет первым из членов кооператива, инициирующих оформление права собственности, то к перечисленному пакету справок следует добавить документы на ГСК:
- свидетельство о государственной регистрации ГСК, как юридического лица, и свидетельство ИФНС о постановке на учет;
- устав кооператива;
- протокол общего собрания членов ГСК об избрании председателя;
- правоустанавливающие документы на земельный участок под кооперативными комплексами (договор долгосрочной аренды, постановление органа городской власти о выделении земли под строительство гаражей).
Сложности при оформлении кооперативного гаража в собственность
Чтобы получить кадастровый паспорт на гараж, его владельцу потребуется обратиться в Кадастровую палату, имея на руках технический паспорт сооружения. Если кооперативные авто-места построены в виде линейного сооружения, разделенного на отдельные боксы, поставить на кадастровый учет можно только весь комплекс.
Важно знать: Правильное оформление гаража в собственность в гаражном кооперативе
Особенной проблемой для членов кооператива можно назвать оформление земельного участка под стояночным комплексом. Для приватизации земли потребуется провести межевание, которое возможно только при полном согласии всех членов кооператива.
Помимо этого, в силу несерьезного отношения к требованиям законодательства, возможны случаи несвоевременного продления договора аренды земельного участка председателем кооператива. В случае истечения срока аренды или при распаде ГСК все постройки, возведенные на муниципальной земле, будут снесены.
Сделка купли-продажи кооперативного гаража
Чтобы покупка автостоянки в ГСК была составлена правильно и не подлежала дальнейшему оспариванию в суде, обе стороны должны предпринять ряд действий.
Что требуется от продавца
Продавец гаража в ГСК должен иметь следующие документы:
- свидетельство из Росреестра о праве собственности на гараж;
- согласие супруга/супруги на отчуждение имущества (нотариально удостоверенное);
- справка о кадастровой (инвентаризационной) стоимости гаража;
- подготовленный договор купли-продажи.
Что надлежит знать покупателю
Во избежание потенциального риска по признанию покупки недействительной и финансовых потерь, покупателю имеет смысл заранее проверить все правоустанавливающие документы на продаваемый гараж. Запрос на получение выписки из ЕГРП доступен каждому заинтересованному лицу. Для этого достаточно уплатить небольшую пошлину и подать заявление в Росреестр.
В выписке будет указан истинный собственник объекта, который имеет право на проведение сделок по отчуждению недвижимости. Кроме того, здесь можно получить информацию о любых имеющихся обременениях (арест, залог, аренда).
Правильным шагом будет проверка договора аренды земли под гаражным комплексом и учредительных документов ГСК.
Договор купли-продажи
Законодательство позволяет заключать договор по покупке-продаже гаража без нотариального удостоверения, в простой письменной форме. Одновременно с составлением договора, должен быть оформлен акт приема-передачи объекта недвижимости.
Заключенный договор обязательно нужно зарегистрировать в Росреестре переход права собственности к новому владельцу машиноместа.
Кто платит налоги
При покупке-продаже кооперативного гаража налоги должен заплатить только продавец. Покупка места в ГСК никакими налогами не облагается. Размер налога зависит от двух обстоятельств:
- цена продаваемого объекта недвижимости;
- период нахождения в собственности.
Если хозяин гаража владел им более трех лет, то никаких налогов при продаже ему платить не придется.
Источник: https://gbu-tn.ru/avarijnoe-i-vethoe-zhile/rasshifrovka-gsk-garazhnyj-kooperativ-kak-nekommercheskaya-organizatsiya-chto-eto-takoe-pochemu-nazyvayut-potrebitelskim-kooperativom-i-kakaya-spravka-potrebuetsya-dlya-oformleniya-prava-sobstvennosti.html