Как поступить с виновником ДТП, повлекшее вред здоровья

ДТП: кто возместит ущерб? (Сауле Камытбекова, судья Алматинского районного суда г. Астаны)

Как поступить с виновником ДТП, повлекшее вред здоровья

ДТП: кто возместит ущерб?

Сауле Камытбекова, судья

Алматинского районного суда г. Астаны

В каких случаях возмещение ущерба при ДТП является обязанностью страховой компании, а в каких – виновника ДТП, порой удается решить только в зале суда.

Возмещения ущерба при ДТП в полном объеме добиться не такпросто, особенно если речь идет о взыскании морального вреда.

Обязанность по возмещению ущерба при ДТП лежит на страховщике – компании, застраховавшей гражданскую ответственность виновника или другого участника аварии в порядке обязательного страхования. При этом, в силу ст.

24 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств» предельный объем ответственности страховщика по одному страховому случаю (страховая сумма) составляет (в месячных расчетных показателях):

– за вред, причиненный жизни или здоровьюкаждого потерпевшего и повлекший гибель – 1000; установление инвалидности I группы – 800, II группы – 600;  III группы – 500; «ребенок-инвалид» – 500; увечье, травму или иное повреждение здоровья без установления инвалидности – в размере фактических расходов на амбулаторное и (или) стационарное лечение, но не более 300;

– за вред, причиненный имуществу одного потерпевшего, – в размере причиненного вреда, но не более 600;

– за вред, причиненный одновременно имуществу двух и более потерпевших, – в размере причиненного вреда, но не более 600 каждому потерпевшему.

При этом общий размер страховых выплат всем потерпевшим не может превышать 2000. В случае превышения размера вреда над предельным объемом ответственности страховщика страховая выплата каждому потерпевшему осуществляется соразмерно степени вреда, причиненного его имуществу. Количество потерпевших значения не имеет, то есть право на возмещение ущерба при ДТП имеет каждый из них.

На практике нередки случаи отказа страховых компаний в возмещении ущерба при ДТП под различными предлогами.

Чаще всего в качестве оснований для отказа выдвигаются подобные обстоятельства: состояние алкогольного опьянения виновника аварии в момент ее совершения; отсутствие у виновника права управления транспортным средством; совершение ДТП в период, не предусмотренный договором (полисом) ОСАГО; отсутствие при себе полиса ОСАГО у виновника аварии в момент ее совершения; отзыв лицензии у страховой компании.

Однако ни одно из приведенных оснований не является правомерным.

По закону в первых двух случаях страховая компания обязана возместить потерпевшим причиненный им ущерб, сохраняя за собой право обращения впоследствии с иском к виновнику ДТП о взыскании затраченной суммы в порядке регресса.

Возмещение ущерба при ДТП ложится на виновника при наступлении следующих обстоятельств:

– причинении ущерба, размер которого превышает предусмотренные законом страховые лимиты, – в части превышения;

– причинении ущерба не в момент движения (например, повреждение автомобиля на стоянке при неосторожном открытии двери);

– необходимости взыскания морального вреда при ДТП с пострадавшими (то есть в случае причинения участникам аварии телесных повреждений, в том числе повлекших смерть);

– отсутствии у виновника ДТП действующего договора со страховой компанией.

Если автомобиль, водитель которого был признан виновником аварии, принадлежит другому лицу, но при этом у него есть доверенность на управление, то обязанность по возмещению ущерба при ДТП возлагается на виновника аварии. Если автомобиль, водитель которого был признан виновником аварии, принадлежит другому лицу, а у виновника отсутствует доверенность, то обязанность по возмещению ущерба при ДТП возлагается на собственника.

Возмещение вреда при ДТП

В соответствии с положением ст. 931 Гражданского кодекса РК пострадавший имеет право на компенсацию морального вреда независимо от вины его причинителя в случае, если вред был причинен источником повышенной опасности. К таким источникам относятся транспортные средства.

Согласно п. 3 ст. 951 Гражданского кодекса РК моральный вред возмещается независимо от вины причинителя в случаях, если вредпричинен жизни издоровью гражданина источником повышенной опасности.

Таким образом, наличие телесных повреждений любой тяжести, в том числе иповлекших смерть пострадавшего, полученных в результате ДТП, предполагает возможность взыскания с виновника аварии (либо водителя, управляющего автомобилем, непосредственно причинившим вред здоровью) денежной компенсации в счет возмещения морального вреда.

Возмещение вреда здоровью, причиненного вследствие аварии, по сути, есть возмещение ущерба при ДТП, поскольку взысканию подлежит денежная сумма, равная затратам на медицинское обслуживание, восстановление, реабилитацию, лекарственные средства и прочим расходам, связанным с излечением.

Для взыскания с виновника ДТП компенсации за причинение вреда здоровью необходимо медицинское подтверждение наличия физических увечий. Потребуются выписка из истории болезни, амбулаторной карты и пр.

, акт медицинского освидетельствования и заключение судебно-медицинской экспертизы, квалифицирующие тяжесть причиненного вреда.

Также необходимо представить документальное подтверждение всех понесенных расходов (чеки на покупку лекарственных средств, рецепты и т.д.).

При отказе виновника ДТП добровольно возместить причиненный им ущерб, он может быть взыскан в судебном порядке. В этом случае возмещение ущерба при ДТП происходит в несколько этапов:

– возможное направление виновнику ДТП досудебной претензии о возмещении ущерба, в которой следует указать точную сумму и срок ее оплаты;

– обращение в суд по месту жительства виновника с исковым заявлением о возмещении ущерба при ДТП.

Подлежащая взысканию сумма указывается без учета морального вреда, поскольку данное требование облагается государственной пошлиной в размере 50 процентов от МРП. Цена иска помимо фактического ущерба может включать расходы на оплату услуг юриста, госпошлины и иные издержки.

Страховая выплата взыскивается в порядке регресса с виновника ДТП, вина которого установлена по постановлению суда о привлечении его к административной ответственности, если он скрылся с места происшествия, если находился в алкогольном, наркотическом опьянении.

Так, страховая компания «А» обратилась в суд с иском к И. о взыскании с него страховой выплаты в порядке регресса. Решением суда с И. была взыскана страховая выплата, так как его вина была установлена постановлением суда о привлечении к административной ответственности, и он скрылся с места происшествия.

Страховая компания «Б» обратилась в суд с иском к Ж. о взыскании страховой выплаты в порядке регресса. Его вина была установлена постановлением суда о привлечении к административной ответственности, и он в момент совершения аварии находился в состоянии алкогольного опьянения. Решением суда с него взыскана страховая выплата.

Согласно п. 4 Закона «Об автомобильном транспорте» работы и услуги в сфере автомобильного транспорта осуществляются с соблюдением принципов приоритета безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охраны природы и культурных ценностей.

Согласно ст. 18 Закона эксплуатация автотранспортных средств на территории РК допускается только при условии обязательного страхования гражданско-правовой ответственности их владельцев.

Владельцы автотранспортных средств должны помнить, что автомашина является источником повышенной опасности, в связи с чем, обязаны обеспечить безопасную эксплуатацию автотранспортных средств во избежание дорожно-транспортных происшествий.

Источник: https://www.zakon.kz/4747158-dtp-kto-vozmestit-ushherb-saule.html

Юридические тонкости: как «разруливаются» ДТП с пострадавшими

Как поступить с виновником ДТП, повлекшее вред здоровья

ДТП происходит за считаные секунды, а расхлебывать приходится годами

После дорожно-транспортного происшествия многим сложно разобраться в юридических коллизиях, доследственных проверках, а также сроках давности и опротестования решений различных инстанций. Обиднее всего, если из-за незнания всех тонкостей пострадавшему в аварии не удаётся добиться справедливости. Вместе с автоюристом Львом Воропаевым раскрываем всю внутреннюю кухню этой системы.

Для наглядности возьмём в качестве примера ДТП с одним пострадавшим (раненым в результате аварии) и одним виновником. Как после момента столкновения двух автомобилей будут развиваться события? Важная ремарка: есть принципиальные отличия разбирательств по «административке» и «уголовке». Потому и рассматривать их будем отдельно.

Степень тяжести вреда здоровью определяет судмедэксперт.

Тяжкий вред — это, как правило, вред, опасный для жизни человека, потеря зрения, речи, слуха либо какого-либо органа, а также неизгладимое обезображивание лица, значительная или полная утрата трудоспособности.

Средний вред — длительное расстройство здоровья, значительная утрата общей трудоспособности менее чем на треть. Лёгкий вред — кратковременное расстройство здоровья, незначительная стойкая утрата трудоспособности.

Административный коридор

Допустим, действия виновника попадают под статью 12.24 Кодекса об административных правонарушениях (КоАП) «Нарушение ПДД, повлекшее причинение лёгкого или средней степени тяжести вреда здоровью». Срок давности здесь составляет ровно год — то есть в течение 12 месяцев должны быть произведены все процедуры, и вынесено окончательное решение судом.

После совершения аварии разбираться в нём начинает дознаватель. На это ему даётся от одного до шести месяцев (срок может быть и меньше, если в ситуации всё предельно ясно). За это время он должен опросить всех участников ДТП, свидетелей, а также инициировать проведение судмедэкспертизы (если она нужна).

— Обычно при проведении таких экспертиз личного осмотра пострадавшего не требуется. Эксперт просто изучает предоставленные ему дознавателем медицинские документы — справки и больничные карты.

На основе имеющихся там данных и делается заключение о степени вреда здоровью, — объясняет Лев Воропаев. — Соответственно, здесь есть три возможных пути развития событий.

Первый: степень тяжести не определена, ущерб здоровью незначительный — дознаватель пишет постановление о прекращении «административки». Второй: эксперт зафиксировал вред здоровью лёгкой или средней степени тяжести — тогда составляется протокол по делу об административном правонарушении.

Третий: обнаруживается, что был причинён тяжкий вред здоровью — тогда «административка» закрывается, и все материалы идут на доследственную проверку с последующим возбуждением уголовного дела по части 1 статьи 264 УК РФ.

О том, на что нужно обращать внимание, когда врачи фиксируют у вас травмы после ДТП, читайте в материале «Виновник ДТП, в котором пострадала беременная челябинка, ушёл от ответственности».

Оставаясь в рамках «административки», допустим, что у нашего пострадавшего именно травмы лёгкой или средней степени тяжести. В таком случае материалы дела по статье 12.

24 КоАП РФ поступают в районный суд, который в течение двух месяцев должен рассмотреть дело.

Вынесенное им решение можно будет оспорить в течение 10 дней с момента получения копии постановления суда (документа, где подробно расписано решение по делу).

— Областной суд может направить дело на новое рассмотрение в районный суд, отменить решение или же оставить его без изменения, — говорит Лев Воропаев.

— В двух последних случаях постановление сразу же вступает в силу. Тогда его можно будет оспорить, подав надзорную жалобу в областной суд (жалоба на вступившее в силу постановление. — Прим. автора).

А после этого — уже только через Верховный суд.

Евгения Бикунова (инфографика)

Напомним, все эти действия должны уложиться в один год — именно таков срок давности по административным правонарушениям по статье 12.24 КоАП РФ.

Помните вопиющий случай, когда женщина, протаранив чужой автомобиль на парковке и уехав с места ДТП, осталась безнаказанной? Тогда добиться успеха при обжаловании несправедливого, на взгляд пострадавшей стороны, решения не удалось именно из-за истечения сроков давности.

Наказание по ч.1 ст. 12.24 КоАП РФ: при лёгком вреде здоровью — до 5000 рублей штрафа или лишение прав до 1,5 года; при среднем вреде здоровью — штраф до 25 000 рублей или лишение прав до 2 лет.

Уголовный коридор

Допустим, на этапе проведения медэкспертизы выяснилось, что вред, нанесённый пострадавшему в результате ДТП, был тяжким. В такой ситуации дело об административном правонарушении закрывается, а вместо него возбуждается уголовное — по части 1 статьи 264 УК РФ.

— Здесь срок давности увеличивается. Если речь идет о части 1 — до двух лет. Для остальных частей — до 6 лет, — уточняет автоюрист. — Причём в «уголовке» в отличие от «административки» сроки давности могут приостанавливаться: например, если виновный автомобилист скрывается от следствия.

Первый этап работы над уголовным делом — доследственная проверка, которая может длиться до 30 дней. Второй — предварительное следствие, в рамках которого в течение двух-трёх месяцев проводятся опросы участников, свидетелей, а также экспертизы и следственные эксперименты.

— Отмечу, что предварительное следствие по уголовному делу должно быть закончено в срок, не превышающий двух месяцев со дня возбуждения уголовного дела.

До трёх месяцев этот срок может быть продлён руководителем соответствующего следственного органа, — уточнил автоюрист. — Если же расследование представляет какую-то особую сложность, руководитель следственного органа по субъекту может продлить его до 12 месяцев.

Ещё дольше оно может длиться только в исключительных случаях — например, по указанию СК Российской Федерации.

Финалом становится обвинительное заключение, которое передаётся на утверждение прокурору.

— Затем назначается судебное заседание. Причём в отличие от рассмотрения дела об административном правонарушении здесь сроки не установлены — в зависимости от сложности могут назначить день и в пределах двух месяцев и более, — добавляет Лев Воропаев.

— Решение суда первой инстанции можно обжаловать, в течение 10 дней подав апелляционную жалобу в вышестоящий суд. Если и тут желаемого результата добиться не получится, подаётся кассационная жалоба в Президиум регионального суда.

Причем её можно подать в течение неограниченного времени, а не 10 дней, как на предыдущей ступени. Срок в год предусмотрен только для случаев, когда обжалование может ухудшить положение обвиняемого — например, отменить оправдательниый приговор или усилить наказание.

Ну, а следующая ступень — кассационная жалоба в судебную коллегию по уголовным делам Верховного суда Российской Федерации.

Ещё одно существенное отличие уголовного разбирательства от административного: во втором вы можете представлять свои интересы в суде самостоятельно; в первом наличие защитника обязательно (но при этом обвиняемый может отказаться о его услуг). Если нет денег, вам бесплатно предоставят государственного адвоката. Но впоследствии эти издержки на защитника суд может возложить на осуждённого. 

По ч.1 ст. 264 УК РФ максимальное наказание — лишение свободы сроком до двух лет с лишением права занимать определённые должности или заниматься определенной деятельностью (в том числе и вождением) на срок до трёх лет.

Источник: https://63.ru/text/auto/53449621/

​Как правильно воспользоваться полисом ОСАГО

Как поступить с виновником ДТП, повлекшее вред здоровья

Система ОСАГО существует уже более десяти лет и за это время претерпела достаточно значительные изменения. У автолюбителей при страховом случае часто возникают вопросы, как правильно воспользоваться полисом. Приведем ответы на наиболее распространенные вопросы.

Как оформить ДТП

Сегодня доступны две возможности оформления ДТП: без привлечения сотрудников ГИБДД (европротокол) или с привлечением. О том, как правильно оформить европротокол, мы подробно писали ранее.

Такой способ оформление ДТП сэкономит время, но может повлечь проблемы с получением страховой выплаты из-за некорректного оформления документов или неправильной оценки возможности использования европротокола.

Несоблюдение виновником условий по направлению своей части бланка страховщику и представлению транспортного средства (ТС) на осмотр позволит страховщику взыскать с него сумму выплаты в порядке регресса.

Если оформление европротокола невозможно, необходимо зафиксировать ДТП в ГИБДД. С 1 июля 2015 года, в зависимости от ситуации, сотрудник ГИБДД при поступлении звонка может обозначить место оформления происшествия: либо на месте ДТП, либо на ближайшем посту или в отделении ГИБДД.

В период ожидания сотрудников полиции необходимо совместно с другими участниками заполнить бланк извещения о ДТП. Если оформление будет происходить не на месте ДТП, то, согласно пункту 2.6.1. ПДД, нужно зафиксировать с помощью видео- и фотосъемки обстоятельства ДТП (общий план, положение ТС, следы торможения и т. п.

) и только после этого покинуть место происшествия.

Если виновник ДТП скрылся с места происшествия, необходимо в обязательном порядке вызвать ГИБДД и передать всю имеющуюся информацию о виновнике. Страховая выплата будет произведена только при наличии установленного виновника ДТП и данных его полиса ОСАГО.

При оформлении любых документов желательно контролировать правильность их заполнения, что в перспективе поможет сохранить много нервов и времени. Все поля должны быть заполнены, а информация не должна быть противоречивой. В европротоколе и в справке о ДТП должны быть зафиксированы все видимые повреждения, иначе их исключат при расчете выплаты.

Помимо справки о ДТП, необходимо получить копии всех документов, составляемых в рамках административного или уголовного производства (протоколы, постановления, определения). При причинении вреда жизни или здоровью к ним добавляются документы, подтверждающие тот или иной ущерб (свидетельство о смерти, медицинские документы и т. п.).

В случае если на поврежденном в ДТП элементе автомобиля были повреждения, полученные до ДТП, ущерб в объеме не относящихся повреждений возмещаться не будет. Мотивируется это отсутствием убытков согласно пункту 2 статьи 15 ГК РФ.

Логика такая: если элемент требовал ремонта ранее, то при возникновении новых повреждений с тем же объемом ремонта дополнительных убытков не возникло.

При получении новых повреждений после ДТП желательно их зафиксировать в компетентных органах.

Куда обращаться при страховом случае

Со 2 августа 2014 года действует положение о «безальтернативном прямом возмещении убытков».

Обращаться к «своему» страховщику нужно в тех же случаях, когда возможно применение европротокола, но при наличии документов ГИБДД отсутствует ограничение 50 000 рублей.

В остальных случаях нужно обращаться в страховую компанию виновника ДТП либо к ее представителю в регионе. Если виновников ДТП несколько, потерпевший вправе обратиться к страховщику любого из виновников.

После подачи заявления и необходимых документов страховая компания должна провести осмотр самостоятельно или назначить независимую экспертизу.

Предоставить ТС для осмотра необходимо в течение пяти дней, время и место осмотра должны быть согласованы с потерпевшим.

Если страховщик не провел осмотр или независимую экспертизу, у потерпевшего возникает право провести экспертизу самостоятельно, и страховщик обязан ее использовать для определения размера выплаты. Расходы на экспертизу включаются в страховую выплату.

При оформлении ДТП в рамках европротокола обе стороны обязаны в течение пяти дней с момента происшествия предоставить своим страховщикам свои экземпляры бланков европротокола и в течение 15 дней не проводить ремонт ТС, так как страховщик может запросить ТС для осмотра.

Если у виновника отсутствует полис ОСАГО, возместить причиненный ущерб должен непосредственно виновник. Исключение – ДТП, повлекшие вред жизни или здоровью, когда нужно обращаться за компенсационной выплатой в Российский союз автостраховщиков (РСА).

Если у страховщика отозвана лицензия, начата процедура банкротства или страховщик исключен из соглашения о прямом возмещении убытков, потерпевший обращается к страховщику виновника, а если к страховщику виновника применены аналогичные санкции – за компенсационной выплатой в РСА. Помимо указанных случаев, компенсационная выплата может осуществляться за вред жизни и здоровью, если виновник ДТП неизвестен. Процедура обращения в РСА ничем не отличается от стандартной процедуры урегулирования убытков.

Отдельно стоит упомянуть о субъектах РФ, где страховщики перенесли центры урегулирования убытков на значительное расстояние от столиц. Наиболее подходящий вариант в таких случаях – самостоятельная организация экспертизы с уведомлением страховщика о дате и месте осмотра и направление полного пакета документов на официальный адрес страховщика по почте с уведомлением о вручении.

Определение размера выплаты и ее максимальный размер

Страховые суммы относительно недавно были существенно увеличены. Для договоров, заключенных после 1 сентября 2014 года, максимальная сумма выплаты за вред имуществу составляет 400 тыс. рублей на каждого потерпевшего. Для договоров, заключенных после 1 апреля 2015 года, лимит выплаты за вред жизни и здоровью составляет 500 тыс.

рублей на каждого потерпевшего (ранее – 160 тыс. рублей). Размер выплаты за вред жизни фиксирован и составляет 475 тыс. рублей, которые выплачиваются близким родственникам потерпевшего, круг которых закреплен законодательно. Дополнительно оплачиваются документально подтвержденные расходы на погребение в сумме не более 25 тыс.

рублей лицу, понесшему расходы.

Размер выплаты за вред здоровью определяется по специальной таблице, утвержденной постановлением правительства № 1164 от 15 октября 2015 года, и зависит от тяжести травм. Если фактические расходы на лечение и утраченный заработок превышают выплату, потерпевший вправе требовать доплаты, подтвердив расходы документально.

Размер выплаты за вред имуществу определяется по результатам осмотра поврежденного имущества страховщиком или независимой экспертизой. Методика определения размера ущерба ТС утверждена Банком России, а стоимость материалов и запасных частей утверждается РСА и периодически пересматривается.

Особое внимание стоит уделить полноте и корректности описания повреждений в акте осмотра, на основании которого и производится расчет.

Если стоимость восстановительного ремонта превышает стоимость автомобиля до ДТП или восстановление автомобиля невозможно, выплачивается стоимость автомобиля до повреждения за вычетом стоимости годных остатков.

При установлении обоюдной вины или если виновника ДТП установить не удалось, выплата производится в равных долях, если иное соотношение не установлено в судебном порядке.

При получении выплаты в рамках европротокола потерпевший вправе требовать возмещения убытка свыше установленного лимита только в случае, если причинен вред жизни и здоровью, о котором потерпевший не знал на момент оформления ДТП. В этом случае пострадавший обращается к страховщику виновника.

Как осуществляется выплата

Выплата за вред, причиненный автомобилю, возможна как в денежной форме, так и в форме направления на станцию технического обслуживания.

Выплата в натуральной форме закрывает большинство вопросов, связанных с недостаточной оценкой ущерба (кроме ТС со значительным износом), но возникают вопросы с выбором сервиса, устраивающего стороны.

На сегодняшний день без согласия страховщика подобная выплата невозможна.

Во всех остальных случаях выплата возможна только в денежной форме. Выплата производится в течение 20 календарных дней (за исключением праздничных дней). В эти же сроки страховщик, при наличии оснований, должен направить мотивированный отказ в выплате.

При нарушении сроков выплаты страховщик обязан выплатить неустойку в размере 1% от суммы выплаты, а при несоблюдении сроков направления отказа следует санкция в 0,05% от размера страховой суммы по виду причиненного вреда за день просрочки.

Если выплаты недостаточно

Необходимо определить, выполнил ли страховщик свои обязанности в полном объеме, так как из-за учета износа и фиксированной стоимости запасных частей и материалов абсолютно законной выплаты может быть недостаточно.

Запросите у страховщика страховой акт с актом осмотра и калькуляцией ущерба, которые он должен предоставить в течение трех дней после запроса, и при необходимости произведите экспертизу.

Существующая методика расчета ущерба признает статистической погрешностью расхождение в размере до 10% между расчетами двух экспертиз. Если выплата занижена, обязательно обратитесь с досудебной претензией, приложив документы, обосновывающие необходимость доплаты.

На претензию страховщик обязан ответить в течение пяти дней. Если доплаты не последует, обращайтесь в суд. При удовлетворении судом требований физического лица суд взыщет со страховщика штраф в размере 50% от разницы между размером выплаты, определенной судом, и осуществленной выплатой.

Страховщики при взаимодействии в рамках процедуры урегулирования убытков очень формально подходят ко всем процедурам, что, наверное, неизбежно. Важно действовать в таком же формальном ключе. Бурными эмоциями при общении с сотрудниками страховщиков обычно ничего не добиться.

При наличии разногласий лучше требовать формальных (письменных) ответов. При заключении договора старайтесь выбирать наиболее лояльного страховщика, поскольку обращаться в большинстве случаев придется к нему.

Лучшее представление о лояльности дает «Народный рейтинг», составленный на основе отзывов клиентов, а стоимость услуги вы всегда можете рассчитать на специальном калькуляторе.

Источник: https://www.banki.ru/news/columnists/?id=8749032

Потерпевшим в ДТП на заметку: новая судебная практика взыскания с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей

Как поступить с виновником ДТП, повлекшее вред здоровья

Многие автомобилисты, которые понесли убытки в результате дорожно-транспортного происшествия, сталкиваются с невозможностью добиться возмещения причиненного ущерба в полном объеме даже в судебном порядке.

Устоявшаяся практика судов

В случае, когда страховое возмещение недостаточно для того, чтобы полностью возместить причиненный вред, потерпевший вправе обратиться в суд с требованием к виновнику ДТП о возмещении разницы между страховым возмещением и фактическим размером ущерба.

Однако, до недавнего времени такая схема зачастую работала только в теории, когда как на практике возмещение ущерба в полном объеме было практически невозможно. Разница между реальным ущербом и страховым возмещением может составлять десятки тысяч рублей.

Суды при рассмотрении таких споров указывали, что расчет стоимости восстановительного ремонта поврежденного транспортного средства для целей определения размера ущерба, возмещаемого причинителем вреда, осуществляется в соответствии с методикой, которая в свою очередь предусматривает расчет причиненного ущерба с учетом износа деталей и запчастей.

Указанную позицию судов закрепил и Обзор практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.

Вместе с тем, указанный подход судов не отвечает требованиям действующего законодательства, вытекающим из деликтных обязательств причинителя вреда.

Так в силу статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации под убытками понимаются расходы, которые лицо, чье право нарушено, произвело или должно будет произвести для восстановления нарушенного права, утрата или повреждение его имущества (реальный ущерб), а также неполученные доходы, которые это лицо получило бы при обычных условиях гражданского оборота, если бы его право не было нарушено (упущенная выгода).

Исходя из этого, лицо, которое понесло убытки в результате повреждения имущества третьими лицами, может в силу закона рассчитывать на восстановление своих нарушенных прав.

Применительно к случаю причинения вреда транспортному средству это означает, что в результате возмещения убытков в полном размере потерпевший должен быть поставлен в положение, в котором он находился бы, если бы его право собственности не было нарушено, то есть ему должны быть возмещены расходы на полное восстановление эксплуатационных и товарных характеристик поврежденного транспортного средства.

Новый взгляд суда на существующую проблему

В марте 2017 года Конституционный суд РФ, решения которого обязательны для всех судов на территории Российской Федерации, выразил позицию, в корне изменившую положение дел в случае взыскания ущерба, причиненного потерпевшему в результате ДТП.

Конституционный Суд РФ разъяснил, что институт обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств, введенный в действующее законодательство с целью повышения уровня защиты прав потерпевших при причинении им вреда при использовании транспортных средств иными лицами, не может подменять собой институт деликтных обязательств, регламентируемый главой 59 ГК Российской Федерации, и не может приводить к снижению размера возмещения вреда, на которое вправе рассчитывать потерпевший на основании общих положений гражданского законодательства.

При этом, “Единая методика определения размера расходов на восстановительный ремонт в отношении поврежденного транспортного средства” обязательства вследствие причинения вреда не регулирует.

Следовательно, потерпевший при недостаточности страховой выплаты на покрытие причиненного ему фактического ущерба вправе рассчитывать на восполнение образовавшейся разницы за счет лица, в результате противоправных действий которого образовался этот ущерб, путем предъявления к нему соответствующего требования.

Соответственно, при исчислении размера расходов, необходимых для приведения транспортного средства в состояние, в котором оно находилось до повреждения, и подлежащих возмещению лицом, причинившим вред, должны приниматься во внимание реальные, т.е.

необходимые, экономически обоснованные, отвечающие требованиям завода-изготовителя, учитывающие условия эксплуатации транспортного средства и достоверно подтвержденные расходы, в том числе расходы на новые комплектующие изделия (детали, узлы и агрегаты).

Как следует из постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 23 июня 2015 года № 25 «О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации», если для устранения повреждений имущества истца использовались или будут использованы новые материалы, то за исключением случаев, установленных законом или договором, расходы на такое устранение включаются в состав реального ущерба истца полностью, несмотря на то что стоимость имущества увеличилась или может увеличиться по сравнению с его стоимостью до повреждения.

Поскольку полное возмещение вреда предполагает восстановление поврежденного имущества до состояния, в котором оно находилось до нарушения права, в таких случаях — притом что на потерпевшего не может быть возложено бремя самостоятельного поиска деталей, узлов и агрегатов с той же степенью износа, что и у подлежащих замене, — неосновательного обогащения собственника поврежденного имущества не происходит, даже если в результате замены поврежденных деталей, узлов и агрегатов его стоимость выросла.

Впоследствии из Обзора практики рассмотрения судами дел, связанных с обязательным страхованием гражданской ответственности владельцев транспортных средств (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 22.06.2016 г.), был исключен пункт 22, который закреплял противоречащую принципам действующего законодательства позицию судов.

Новая практика

После изложения Конституционным Судом РФ своей позиции относительно порядка определения размера причиненного в результате ДТП ущерба мы начали активно применять данную позицию на практике.

В нашем архиве уже имеются положительные решения о взыскании с виновника ДТП ущерба сверх страхового возмещения без учета износа деталей и запчастей.

Если Вы столкнулись с тем, что выплаченного страховой компанией страхового возмещения недостаточно для возмещения реального ущерба, обращайтесь в наше адвокатское бюро «Антонов и партнеры».

Наш адрес: г. Самара, пр-т. Карла-Маркса, д. 192, оф. 619

Телефон для предварительной записи: +7 (846) 212-99-71

Адрес электронной почты: 2717371@gmail.com

С уважением, адвокат Анатолий Антонов, управляющий партнер адвокатского бюро «Антонов и партнеры».

Задайте их прямо сейчас здесь, или позвоните нам по телефонам в Москве +7 (499) 288-34-32 или в Самаре +7 (846) 212-99-71  (круглосуточно), или приходите к нам в офис на консультацию (по предварительной записи)!

Источник: https://pravo163.ru/poterpevshim-v-dtp-na-zametku-novaya-sudebnaya-praktika-vzyskaniya-s-vinovnika-dtp-ushherba-sverx-straxovogo-vozmeshheniya-bez-ucheta-iznosa-detalej-i-zapchastej/

Если сбил. Адвокат о том, что ждет водителя, совершившего тяжелый наезд на пешехода

Как поступить с виновником ДТП, повлекшее вред здоровья
Сегодня адвокат подробно расскажет о том, какую ответственность несет виновник ДТП с тяжкими телесными повреждениями, какая статья УК и какое наказание грозит водителю, который сбил человека, на какой срок суд назначает лишение прав за наезд на пешехода на пешеходном переходе, какова судебная практика по делам о ДТП и в каких случаях можно прекратить уголовное дело за ДТП с тяжкими телесными повреждениями.   Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Открыть/cкачать видео (67.13 МБ)Внимание! У вас отключен JavaScript, ваш браузер не поддерживает HTML5, или установлена старая версия проигрывателя Adobe Flash Player.
Скачать аудио (15.37 МБ)Программа также доступна в HD-качестве на нашем канале на .Если в результате ДТП потерпевший получил тяжкие телесные повреждения, водитель может быть привлечен к уголовной ответственности за ДТП по части 2 (если был трезв) статьи 317 Уголовного кодекса (далее по тексту – УК) Республики Беларусь.

1. Кто занимается расследованием ДТП с тяжкими повреждениями в Минске?

Расследование ДТП с тяжкими телесными повреждениями в Минске ведут следователи отдела по расследованию преступлений против безопасности дорожного движения СУ управления Следственного комитета по городу Минску, расположенного по адресу: г. Минск, ул. Дзержинского, д. 3.

2. Кем определяется степень тяжести телесных повреждений при ДТП?

Степень тяжести телесных повреждений определяется  в ходе судебно-медицинской экспертизы, которая назначается следователем. Экспертизы проводит Государственный комитет судебных экспертиз. Оспорить судебно-медицинскую экспертизу можно, заявив аргументированное ходатайство о назначении повторной экспертизы. 


3. Обязательно ли возбуждается уголовное дело по факту ДТП, когда причинен тяжкий ущерб здоровью потерпевшего?

Да. Мнение потерпевшего и виновника ДТП при решении вопроса о возбуждении уголовного дела не учитывается.   

4. В каких следственных действиях придется принимать участие водителю после возбуждения уголовного дела?

Водитель участвует в допросах, очных ставках, следственном эксперименте с выездом на место ДТП. Ключевым процессуальным действием по многим уголовным делам является следственный эксперимент, во время которого устанавливаются исходные данные (скорость движения автомобиля, темп движения пешехода, видимость дороги, момент возникновения опасности), на основе которых в последующем проводится автотехническая экспертиза и определяется виновник ДТП.  

5. Может ли водитель отказаться от дачи показаний во время допроса?

Да. Как показывает практика, водителю целесообразно отказаться от дачи объяснений или показаний непосредственно в день ДТП, поскольку водитель, как правило, находится во взволнованном состоянии и не всегда в полной мере осознает тяжесть возможной ответственности и юридическое значение многих обстоятельств. Отказ от дачи объяснений является конституционным правом (ст. 27 Конституции Республики Беларусь), поэтому никто не должен понуждаться к даче объяснений. На более поздней стадии уголовного дела адвокаты по ДТП чаще рекомендуют водителям давать показания, поскольку по этой категории дел показания водителя могут быть единственным источником доказательств.     


6. Могут ли виновника ДТП арестовать до суда?

Да, следователь может принять решение о заключении водителя под стражу. В этом случае водитель содержится в СИЗО-1 УДИН МВД Республики Беларусь или в тюрьме № 8 в городе Жодино.

На практике за ДТП с тяжкими телесными повреждениями водителей заключают под стражу, если они совершили ДТП в состоянии алкогольного опьянения или совершили ДТП с множеством пострадавших, или если виновник скрылся с места ДТП и был задержан. Под стражу может быть заключен иностранный гражданин, который совершил ДТП и не имеет постоянного места жительства в Республике Беларусь, а также виновник ДТП, который уклоняется от явки к следователю или в суд. Более распространенной мерой пресечения является подписка о невыезде и надлежащем поведении, которая обязывает водителя не покидать постоянное или временное место жительства без разрешения следователя или суда, не препятствовать расследованию уголовного дела и рассмотрению его в суде, в назначенный срок являться по вызовам органа, ведущего уголовный процесс

7. Какие еще ограничения могут быть установлены для водителя?

Чтобы гарантировать потерпевшему возмещение вреда в ДТП, следователь может наложить арест на имущество водителя, в первую очередь – на автомобиль, на котором водитель попал в ДТП. Кроме того, арест может быть на иное движимое и недвижимое имущество подозреваемого, а также на банковские счета. Арестованное имущество, как правило, передается на ответственное хранение его владельцу, но в отдельных случаях может помещаться и на охраняемую стоянку. Продажа, дарение и иные сделки с арестованным имуществом запрещены, утрата имущества, переданного владельцу на ответственное хранение, влечет уголовную ответственность.    

8. Что такое тяжкие телесные повреждения и как определяется тяжесть вреда здоровью?

Тяжкими считаются повреждения, имеющие хотя бы один из следующих признаков:

Признаки Описание Примеры
опасность для жизни повреждения, которые сами по себе угрожают жизни человека или при обычном их течении без оказания медицинской помощи заканчиваются смертью. проникающие ранения черепа, позвоночника, глотки, живота, грудной клетки; открытие костей: плечевой, бедренной, большеберцовой костей.
потеря зрения, речи, слуха или какого-либо органа, либо утрата органом его функций полная стойкая слепота на оба глаза или такое состояние, когда имеется понижение зрения до счета пальцев на расстоянии 2 метров и менее острота зрения 0,04 и ниже; потерпевший не слышит разговорной речи на расстоянии 3 – 5 см от ушной раковины.
душевная болезнь диагностика душевного заболевания и его причинная связь с полученной травмой устанавливается психиатрической экспертизой психическое расстройство
расстройство здоровья, связанное с травмой костей скелета на срок свыше 4 месяцев лечение потерпевшего продолжается свыше 4 месяцев перелом шейки бедра
расстройство здоровья, соединенное со стойкой утратой трудоспособности не менее чем на одну треть размеры стойкой утраты общей трудоспособности при повреждениях устанавливаются после определившегося исхода повреждения стойкая утрата трудоспособности свыше 35%
прерывание беременности независимо от ее срока, является тяжким телесным повреждением, если оно не связано с индивидуальными особенностями организма, а состоит в прямой причинной связи с повреждением выкидыш
неизгладимое обезображение лица и шеи если для устранения требуется оперативное вмешательство (косметическая операция), то повреждения лица и шеи считаются неизгладимыми нарушение мимики; рубец.

9. Какую ответственность водителя и наказание за ДТП предусматривает статья 317 УК Республики Беларусь (ДТП с тяжкими последствиями)? 

Вид наказания
Размер наказания Сущность
Основноенаказание
Исправительные работы от 6  месяцев до 2 лет удержание из заработка в размере от десяти до двадцати пяти процентов, но не менее одной базовой величины ежемесячно
Ограничение свободы от 6 месяцев до 5 лет в народе наказание более известно под названием – “химия” и бывает двух видов: “домашняя химия” и “химия с направлением”
Лишение свободы от 6 месяцев до 5 лет в народе наказание более известно под названием “Горки” по названию местонахождения одной из колоний-поселений открытого типа
Дополнительноенаказание
Лишение прав (лишение права заниматься определенной деятельностью) от одного года до пяти лет Лишение прав назначается дополнительно к одному из основных наказаний.

10. Какое наказание за ДТП с тяжкими повреждениями чаще всего назначают суды Республики Беларусь? В практике нашего адвокатского бюро самым частым наказанием за ДТП с тяжкими телесными повреждениями (статья 317 УК) является ограничение свободы без направления в исправительное учреждение открытого типа (в народе “домашняя химия”). Сущность этого наказания состоит в том, что осужденный обязуется в свободное от работы, учебы время постоянно находится в своем жилище (с 19 до 06 часов), периодически являться в орган внутренних для регистрации, иметь постоянное место работы и т.д. (ст. 48 -1 УИК Республики Беларусь).

11. Обязательно ли назначается дополнительное наказание в виде лишения прав за ДТП с тяжкими телесными повреждения (статья 317 УК Республики Беларусь)?

В судебной практике по статье 317 УК Республике Беларусь  дополнительное наказание в виде лишения прав назначается в большинстве случаев, хотя санкция статьи предусматривает возможность и не применять к водителю лишение прав. В последнее время в Минске и Минской области судебная практика меняется в сторону увеличения срока лишения прав, который может достигать 5 лет, даже для водителей, не находящихся в состоянии алкогольного опьянения в момент ДТП, признавших вину, раскаявшихся в содеянном, возместивших моральный вред в результате ДТП в полном объеме. В этом дополнительном наказании есть один момент – лишение прав начинает исчисляться с момента отбытия основного наказания в ограничения или лишения свободы.

Пример. Водителю, совершившему ДТП во дворе жилого дома, назначено основное наказание в виде лишения свободы сроком на 2 года и дополнительно назначено лишение права управления всеми видами транспортных средств сроком на 3 года. Общий срок фактического лишения прав составит 5 лет.       

12. Может ли водитель избежать уголовной ответственности за ДТП с тяжкими телесными повреждениями в связи с примирением с потерпевшим?

Да, может. Для этого водителю необходимо соблюсти одновременно три условия (статья 89 УК Республики Беларусь): – совершение преступления впервые; – примирение с потерпевшим; – возмещение вреда потерпевшему. Однако на практике соблюдение всех трех условий не гарантирует прекращения уголовного дела и освобождения от ответственности – это право, а не обязанность следственных органов, прокуратуры или суда. В последнее время все реже прекращаются за примирением уголовные дела по ДТП, где водитель сбил ребенка, и ДТП на пешеходном переходе, поскольку считается, что в такого рода происшествиях существенным образом страдают общественные интересы. Редко примиряют и бесправников. В рамках данного выпуска не рассмотрены вопросы, которые волнуют потерпевших, а именно: возмещение вреда при ДТП, моральный вред и моральная компенсация при ДТП, возмещение ущерба здоровью при ДТП, получение страховки после ДТП. Мы поговорим об этом позже.

В следующем выпуске программы “Хотите по закону?” адвокат Колтунович Павел Игоревич расскажет о юридических последствиях ДТП со смертельным исходом (часть 2 статьи 317 Уголовного кодекса Республики Беларусь).  Вопросы принимаются на адрес air@tutby.com с пометкой “Хотите по закону?”.

Источник: https://auto.tut.by/news/exclusive/445769.html

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий