Как правильно обжаловать действия командования части

Гвп отвечает: обжалование дисциплинарного взыскания

Как правильно обжаловать действия командования части

Вопрос:

Здравствуйте! Объявили несколько строгих выговоров от командира воинской части подряд, практически за одно и тоже.

Я с ними не согласен, как я могу их обжаловать, куда лучше и действеннее обратиться? В какой срок я имею право обратиться с заявлением об обжаловании, после объявления приказа о наказании? Вернут ли, при удовлетворении моего заявления, надбавку за добросовестное выполнение служебных обязанностей, которой меня лишили из-за дисциплинарного взыскания?! Должен ли я получить разрешение у командования или уведомлять его о намерении обратиться в военную прокуратуру, военный суд или к вышестоящему командиру?

Михаил, г. Москва

Ответ начальника управления Главной военной прокуратуры генерала-майора юстиции Александра Никитина:

В соответствии со статьями 47 – 49, 83, 86 Дисциплинарного устава Вооружённых Сил Российской Федерации (далее – Устав) военнослужащие привлекаются к дисциплинарной ответственности за дисциплинарный проступок (то есть противоправное, виновное действие (бездействие), выражающееся в нарушении воинской дисциплины), который

в соответствии с законодательством Российской Федерации не влечет за собой уголовной или административной ответственности. Военнослужащий, привлекаемый к дисциплинарной ответственности, имеет право давать объяснения, представлять доказательства, обжаловать действия и решения командира, осуществляющего привлечение его к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий привлекается к дисциплинарной ответственности только за тот дисциплинарный проступок, в отношении которого установлена его вина, и не может быть привлечен к такой ответственности по истечении одного года со дня совершения дисциплинарного проступка. Запрещается за один и тот же дисциплинарный проступок применять несколько дисциплинарных взысканий или соединять одно взыскание с другим.

ГВП отвечает: Учебный отпуск для контрактников

Применение дисциплинарного взыскания к военнослужащему, совершившему дисциплинарный проступок, производится в срок до 10 суток со дня, когда командиру (начальнику) стало известно о совершенном дисциплинарном проступке, но до истечения срока давности привлечения военнослужащего к дисциплинарной ответственности.

Военнослужащий, считающий себя невиновным, имеет право в течение 10 суток со дня применения дисциплинарного взыскания подать жалобу. Право на обжалование неправомерных действий закреплено в статье

21 Федерального закона от 27 мая 1998 года № 76-ФЗ “О статусе военнослужащих”.

В соответствии со статьей 108 Устава военнослужащий вправе подать жалобу на незаконные в отношении него действия командира (начальника) или других военнослужащих непосредственному командиру (начальнику) того лица, действия которого обжалует. Кроме того, решения воинских должностных лиц о незаконном привлечении к дисциплинарной ответственности обжалуются в соответствующий военный суд.

Согласно статье 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации военнослужащий вправе обратиться в суд

с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно

о нарушении его прав и свобод.

Также в соответствии со статьей 2 Федерального закона от 2 мая

2006 года № 59-ФЗ “О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации” военнослужащий вправе направить жалобу на незаконное привлечение к дисциплинарной ответственности соответствующему военному прокурору. Ограничение сроков на обращение в органы военной прокуратуры, равно как и необходимость уведомления командования

о намерении обратится за защитой своих прав в уполномоченные органы государственной власти, законодательством не предусмотрены.

Премия за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, в соответствии с пунктами 77-81 приказа Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 “Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных сил Российской Федерации” выплачивается на основании приказа соответствующего командира (начальника). Ее конкретный размер определяется, в том числе с учетом имеющихся у военнослужащего дисциплинарных взысканий за дисциплинарные проступки.

В случае отмены приказа о применении дисциплинарного взыскания подлежат отмене и решения, в том числе по лишению премии за добросовестное и эффективное исполнение должностных обязанностей, принятые в связи с его изданием.

При необходимости в случае нарушения Ваших прав воинскими должностными лицами Вы можете обратиться в Московскую городскую военную прокуратуру по адресу: г. Москва, Хорошевское ш., д. 38д, стр. 2.

Источник: https://rg.ru/2016/03/09/gvp-otvechaet-obzhalovanie-disciplinarnogo-vzyskaniia.html

Инструкция о порядке расследования фактов получения травм военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации : Министерство обороны Российской Федерации

Как правильно обжаловать действия командования части

I. Общие положения

1.

Инструкция о порядке расследования фактов получения травм* военнослужащими в Вооруженных Силах Российской Федерации** устанавливает порядок расследования фактов получения травм военнослужащими (гражданами, призванными на военные сборы), обязательный для всех воинских частей и организаций Вооруженных Сил Российской Федерации в мирное время. Порядок расследования фактов получения травм военнослужащими в период мобилизации, военного положения и в военное время устанавливается иными нормативными правовыми актами Министерства обороны Российской Федерации.

2. Командир воинской части несет личную ответственность за организацию и своевременное проведение расследования причин и обстоятельств получения травмы военнослужащим.

3.

По факту получения травмы, повлекшей гибель (смерть) военнослужащего, либо при наличии признаков преступления в действиях других лиц в отношении пострадавшего или в действиях самого пострадавшего военнослужащего, командир воинской части, как орган дознания, руководствуется Инструкцией органам дознания Вооруженных Сил и иных воинских формирований Российской Федерации, введенной в действие приказом Министра обороны Российской Федерации 1994 года № 275.

Факт получения травмы, повлекшей гибель (смерть) военнослужащего может расследоваться дополнительно командиром вышестоящего органа военного управления.

4.

При получении травмы военнослужащим, прикомандированным к воинской части (находящимся на излечении в военно-медицинском учреждении), расследование организуется и проводится командиром этой воинской части (начальником военно-медицинского учреждения), а материалы расследования и принятое по его завершении решение направляются командиру воинской части, являющейся постоянным местом военной службы этого военнослужащего.

5. По факту получения травмы военнослужащим при обстоятельствах, не связанных с исполнением обязанностей военной службы (при нахождении в увольнении, отпуске и т.п.

), командир воинской части проводит расследование на основе представленных военнослужащим (его родственниками) документов, подтверждающих факт получения травмы.

При этом, при необходимости, в ходе расследования могут направляться запросы в соответствующие медицинские учреждения и правоохранительные органы.

6. Факт получения травмы военнослужащим, явившийся следствием происшествия на объекте (в подразделении, на оборудовании и др.

), подлежащем государственному надзору (техническому, энергетическому, пожарному, санитарно-эпидемиологическому, архитектурно-строительному надзору, надзору за ядерной и радиационной безопасностью, безопасностью полетов и др.

) расследуется с привлечением специалистов соответствующих надзорных органов и учетом специальных требований и норм, регулирующих правила выяснения обстоятельств причинения вреда здоровью людей на поднадзорных этим органам объектах.

Пищевые отравления, происшедшие с военнослужащими, расследуются в порядке, установленном Главным военно-медицинским управлением Министерства обороны Российской Федерации.

7. При обращении близких родственников пострадавшего военнослужащего командир воинской части обязан проинформировать их о ставших известными в результате расследования обстоятельствах получения травмы и принятых мерах по обеспечению прав военнослужащего, а также по отношению к виновным лицам, если травма явилась следствием правонарушения с их стороны.

II. Порядок расследования факта получения травмы военнослужащим в воинской части

8. О факте получения травмы военнослужащим начальник медицинской службы воинской части (далее именуется – начальник медицинской службы) в тот же день письменно рапортом докладывает командиру воинской части.

В рапорте указывается характер, возможный механизм и последствия причиненного вреда здоровью военнослужащего (утрата трудоспособности), в том числе, в обязательном порядке отмечается могла ли полученная травма явиться результатом причинения вреда здоровью военнослужащего другим лицом или членовредительства.

Кроме того, основаниями для проведения расследования факта получения травмы военнослужащим могут быть: непосредственное обнаружение травмы командиром воинской части; заявление пострадавшего; уведомление руководителя медицинского учреждения о поступлении на стационарное лечение или обращении за медицинской помощью военнослужащего; сообщение руководителя правоохранительного органа;

рапорт должностного лица воинской части или заявления иных лиц, в том числе родственников пострадавшего военнослужащего.

9.

По факту получения травмы, не повлекшей утрату трудоспособности, и при отсутствии признаков преступления в действиях других лиц по отношению к пострадавшему или в действиях самого пострадавшего военнослужащего на основании представленных рапорта начальника медицинской службы (уведомления, сообщения, заявления других лиц, указанных в пункте 8 настоящей Инструкции) и письменного подтверждения травмированным военнослужащим факта получения травмы по неосторожности, в том числе личной, командир воинской части принимает решение о проведении профилактических мероприятий и, при необходимости, привлечении виновных к дисциплинарной ответственности.

10.

По рапорту начальника медицинской службы, уведомлению (рапорту, сообщению, заявлению) иных вышеуказанных лиц командир воинской части обязан в этот же день принять решение о проведении расследования по каждому факту получения травмы военнослужащим, повлекшей утрату трудоспособности, а также если факт получения травмы военнослужащим мог явиться следствием причинения вреда его здоровью другим лицом, членовредительства или других правонарушений.

11. Для проведения расследования командир воинской части назначает должностное лицо, имеющее опыт проведения расследований (разбирательств).

Групповые факты получения травм военнослужащими (два и более пострадавших) расследуются одним из заместителей командира воинской части.

12.

Расследование проводится с целью определения: обстоятельств и причин получения травмы; степени вины пострадавшего военнослужащего; лиц, непосредственно причинивших травму; должностных лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, определенных руководящими документами, регулирующими порядок поведения военнослужащих и их начальника на конкретном объекте или при проведении того или иного мероприятия (уборка закрепленной территории, физическая зарядка, обслуживание боевой техники, занятия по специальной и иным видам подготовки и т.д.);

наличия прямой причинной связи между действиями (бездействием) лиц, допустивших нарушение (не обеспечивших соблюдение) требований безопасности, и наступившими последствиями (получение травмы, длительность расстройства здоровья, гибель).

13. Расследование проводится посредством опроса пострадавшего, его сослуживцев, очевидцев случившегося, должностных и иных причастных к событию лиц, сбора необходимых документов (письменных объяснений, справок, заявлений, данных осмотра места получения травмы, заключений и пояснений специалистов и иных материалов).

14. Расследование факта получения травмы военнослужащим проводится в течение трех суток с момента назначения расследования.

15. Расследование завершается оформлением заключения об итогах расследования факта получения травмы военнослужащим (далее именуется – заключение) по форме согласно приложению к настоящей Инструкции.

В заключении делаются выводы об отсутствии (наличии) признаков преступления или об отсутствии достаточных данных о признаках преступления в обстоятельствах получения травмы.

16. В случае утверждения заключения с выводом о наличии в обстоятельствах получения травмы признаков преступления или об отсутствии достаточных данных о признаках преступления командир воинской части, как орган дознания, принимает решение о производстве проверки обстоятельств получения травмы в соответствии с требованиями статьи 109 Уголовно-процессуального кодекса РСФСР.

17. По итогам расследования командир воинской части в 10-дневный срок принимает решение на устранение причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим и привлечение виновных должностных лиц к ответственности. Данное решение, как правило, объявляется приказом командира воинской части.

18. На основании заключения, при необходимости, составляются соответствующие документы, направляемые в установленном порядке в страховую организацию, военно-медицинские и другие учреждения (организации).

19. Материалы расследования, решение командира воинской части на устранение причин и условий, способствовавших получению травмы военнослужащим, и другие документы по факту получения травмы хранятся в штабе воинской части в установленном порядке.

Вместе с указанными документами хранятся и рапорты начальника ме-дицинской службы с резолюциями командира воинской части и с приложенными к ним объяснениями пострадавших военнослужащих по фактам получения травм, решение о проведении расследования по которым командиром воинской части не принималось.

_______________________________ * Под травмой понимается повреждение органа, ткани в результате внешнего воздействия. В порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией, расследованию также подлежат факты отравлений, тепловых ударов, утоплений, поражений электрическим током, мол-нией и ионизирующим излучением, укусов насекомых и пресмыкающихся.

** Далее в тексте, если не оговорено особо, для краткости будут именоваться: Инст-рукция о порядке расследования фактов получения травм военнослужащими в Вооружен-ных Силах Российской Федерации – Инструкцией; воинские части и организации Вооруженных Сил Российской Федерации – воинскими частями; военнослужащие (граждане, призванные на военные сборы) – военнослужащими.

НАЧАЛЬНИК УПРАВЛЕНИЯ СЛУЖБЫ ВОЙСК И БЕЗОПАСНОСТИ ВОЕННОЙ СЛУЖБЫ ГЕНЕРАЛЬНОГО ШТАБА ВООРУЖЕННЫХ СИЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

генерал-лейтенант
В. Новиков

Источник: https://doc.mil.ru/documents/quick_search/more.htm?id=10431914@egNPA

Порядок подачи рапорта о переводе

Как правильно обжаловать действия командования части

Военные, в отличие от гражданских лиц, подчиняющихся ТК РФ, зачисляются на должности и освобождаются от них особым порядком, предусмотренным ст. 43 ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» и разделом IV «Положения о порядке прохождения военной службы».

Исходя из положений этих НПА, офицер может быть переведен на новое место службы по следующим причинам:

  • служебная необходимость;
  • продвижение по службе;
  • в связи с оргштатными мероприятиями;
  • в связи с зачислением в адъюнктуру, военную докторантуру, другое военно-учебное заведение и отчислением из него;
  • в связи с плановой заменой;
  • если назначено наказание в виде ограничения по военной службе;
  • по состоянию здоровья;
  • по семейным обстоятельствам и личной просьбе.

При этом на перемещения по инициативе командования согласие военнослужащего не требуется, и рапорт о переводе в другую часть ему подавать нет необходимости.

Но существуют случаи, когда перевести офицера в другое место можно только с его согласия:

  • состояние здоровья служащего или совместно проживающих с ним членов семьи не позволяет проживать в климате нового места службы;
  • члены семьи офицера не могут переехать вместе с ним;
  • имеются родственники, требующие ухода, что делает переезд невозможным.

Если инициатива о перемещении на другую должность исходит от самого военнослужащего, то ему необходимо изложить свою просьбу командованию и получить от него разрешение. Для этого и составляется соответствующее донесение.

Помимо изменения места службы, военнослужащий может захотеть занять другую должность, как равнозначную, так и вышестоящую. В этом случае он должен подать соответствующее прошение, а решение о целесообразности такого перемещения принимает командование части по результатам аттестации, которую проводит специально собранная комиссия.

Переход на другую должность может быть как постоянным, так и на ограниченный срок. Если он носит временный характер, в рапорт о переводе в другую воинскую часть обязательно необходимо включить сведения о его длительности.

Сотрудники МВД хоть и подчиняются другим законам и положениям, но также в случае наличия у них желания сменить место работы должны подавать соответствующее прошение. Оформляется оно примерно по тем же правилам, что и у военных.

Как пишется рапорт о переводе

Унифицированной формы таких документов не существует. Принято включать в рапорт о переводе в другое подразделение следующие сведения:

  1. Кому адресуется: Ф.И.О., воинское звание, должность.
  2. Данные офицера: Ф.И.О., воинское звание, должность, личный номер.
  3. Дата составления.
  4. Суть просьбы: указание должности или реквизитов (адрес, номер, наименование) подразделения, куда военнослужащий хочет попасть, причин переезда.
  5. Законное обоснование таких действий (обычно ст. 15 Положения о порядке прохождения военной службы).
  6. Перечень приложений.

В рапорт на перевод в другой батальон (полк, дивизию и т. д.) могут включаться и другие сведения, необходимые для подкрепления позиции желающего сменить место службы офицера.

Как подать

На практике сложился следующий порядок подачи рапорта о переводе:

  1. Военный составляет прошение в 2 экземплярах, включая в него все необходимые сведения. Целесообразно также приложить документы, подтверждающие необходимость перемещения.
  2. Документ подается непосредственному начальнику.
  3. После резолюции начальника рапорт передается командованию части, которое оценивает ситуации и принимает решение. Общий срок рассмотрения — 1 месяц.
  4. Если решение принято в пользу военного, командование части оформляет все необходимые документы.

Нужно отметить, что вероятность положительного решения напрямую зависит о того, насколько убедительно военнослужащий смог обосновать необходимость перемещения, и места, куда он хочет попасть. Рапорт о переводе в другую роту в пределах одной части будет удовлетворен с большей вероятностью, чем прошение о переходе в другой округ.

Что делать, если отказали

Следует понимать, что военная служба по контракту, помимо льгот, несет и определенные ограничения, в том числе в выборе места работы.

В соответствии со ст. 11 «Положения о порядке прохождения военной службы», офицеры, занимающие руководящие должности, вправе самостоятельно решать вопрос о назначениях подчиненных лиц, т. е. отказ военнослужащему в его просьбе возможен как со стороны непосредственного начальника, так и со стороны командования части.

Чтобы уменьшить вероятность такого отказа, необходимо самостоятельно подыскать новое место службы и заручиться согласием командования «новой» части на прием. Для этого оформляется специальный документ — отношение. В нем фиксируется факт наличия вакантной должности и подтверждается возможность зачисления на нее военнослужащего.

Отношение не обязывает командование «отпустить» желающего перевестись, но вкупе с другими документами, подтверждающими необходимость перемещения (медицинские заключения, справки и др.), может оказать положительный эффект.

Если руководство все-таки возражает, военнослужащему остается только обжаловать решение командования в вышестоящих структурах или в суде.

Источник: https://clubtk.ru/forms/voyennosluzhashchiye/poryadok-podachi-raporta-o-perevode

Порядок расчета военнослужащих при увольнении с военной службы

Как правильно обжаловать действия командования части

Анализ обращений лиц, уволенных с военной службы, за защитой своих прав в судебные инстанции и органы военной прокуратуры свидетельствует о необходимости подробного разъяснения процедуры исключения уволенных военнослужащих из списков личного состава воинских частей и проведения с ними расчетов.

В соответствии со статьей 38 Федерального закона от 28 марта 1998 года № 53-ФЗ «О воинской обязанности и военной службе» окончанием военной службы считается дата исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части.

Уволенный военнослужащий должен быть исключен из указанных списков в день истечения срока военной службы (уволенный досрочно – не позднее дня истечения срока военной службы) и не позднее чем через месяц со дня поступления в воинскую часть выписки из приказа об увольнении с военной службы, за исключением случаев, специально предусмотренных законодательством (нахождение в отпусках, на стационарном лечении и др.).

До этого дня военнослужащим сдаются дела, должность, и с ним производятся необходимые расчеты, в том числе с полным обеспечением по установленным нормам денежным довольствием, иными выплатами, вещевым имуществом и в ряде случаев продовольственным пайком.

Порядок сдачи дел и должности определен статьями 90–92 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации. Срок сдачи дел устанавливается в зависимости от должностного положения военнослужащего.

Лицам, чьи должности не указаны в статье 90 названного Устава, этот срок определяется старшим командиром (начальником).

В соответствии с приказом министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2011 года № 2700 «Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации» расчеты с уволенным военнослужащим должны быть произведены в течение пяти дней.

Согласно статье 34 Положения о порядке прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года № 1237, до проведения с военнослужащим всех необходимых расчетов он из списков личного состава воинской части без его согласия не исключается.

В ряде случаев военнослужащие состоят на обеспечении всеми или отдельными видами довольствия не по месту прохождения службы, а в других воинских частях или организациях.

Однако данное обстоятельство не освобождает командиров войсковых частей от обязанности исключать таких военнослужащих из списков личного состава части при увольнении со службы только после получения ими причитающихся видов довольствия.

Следует особо отметить, что несоблюдение командованием указанного условия в большинстве случаев на практике является безусловным основанием для признания судом приказа об исключении военнослужащего из списков личного состава воинской части незаконным и для восстановления военнослужащего в списках личного состава воинской части со дня издания такого незаконного приказа.

Федеральным законом от 7 ноября 2011 года № 306-ФЗ «О денежном довольствии военнослужащих» предусмотрена выплата увольняемым военнослужащим единовременного пособия при увольнении в зависимости от общей продолжительности их военной службы: при выслуге менее 20 лет – два оклада денежного содержания, 20 лет и более – семь окладов денежного содержания.

Размер указанного пособия увеличивается на один оклад для военнослужащих, награжденных в период прохождения военной службы государственными наградами или удостоенных почетных званий СССР или Российской Федерации. Указанное пособие не выплачивается следующим лицам: уволенным в связи с переходом на службу в иные государственные органы, не выдержавшим испытание, а также уволенным по так называемым «дискредитирующим основаниям» – например, в связи с невыполнением военнослужащим условий контракта.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 июня 2006 года № 390 «О вещевом обеспечении в федеральных органах исполнительной власти, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, в мирное время» военнослужащие Вооруженных Сил Российской Федерации, увольняемые по возрасту, по истечении срока военной службы, по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятями, по собственному желанию, в связи с переходом на службу в иные органы, а также общая продолжительность военной службы которых составляет свыше 20 лет, имеют право на денежную компенсацию за неполученное вещевое имущество личного пользования, право на получение которого возникло в течение последних 12 месяцев военной службы. В соответствии со статьями 29 и 31 Положения о порядке прохождения военной службы при увольнении предоставление отпусков военнослужащему осуществляется полностью до дня истечения срока его военной службы.

При невозможности использования основного и дополнительных отпусков до указанного времени они могут быть предоставлены военнослужащему при его увольнении последовательно, без разрыва между отпусками.

В этом случае исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части производится по окончании последнего из отпусков и после сдачи дел и должности.

Основной отпуск предоставляется пропорционально прослуженному времени и исчисляется путем деления его установленной продолжительности на 12 и умножения полученного количества суток на количество полных месяцев военной службы, прошедших до предполагаемого дня исключения военнослужащего из списков личного состава воинской части. Округление количества неполных суток и месяцев производится в сторону увеличения. Дополнительные отпуска в год увольнения с военной службы, в том числе ветеранам боевых действий, предоставляются военнослужащим в полном объеме.

В случае, когда невозможно своевременное исключение военнослужащего из списков личного состава воинской части, на день его увольнения производится расчет недоиспользованного времени основного отпуска с предоставлением его военнослужащему.

Кроме этого, законодательством предусмотрен отпуск по личным обстоятельствам продолжительностью 30 суток, который предоставляется военнослужащим, имеющим общую продолжительность военной службы свыше 20 лет, в год увольнения с военной службы по состоянию здоровья, в связи с организационно-штатными мероприятиями либо в один год из трех лет до достижения предельного возраста пребывания на военной службе. Действия командиров (начальников), связанные с нарушением порядка исключения из списков личного состава воинской части, военнослужащие могут обжаловать вышестоящему командиру (начальнику), военному прокурору или в суд. В соответствии со статьей 219 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление необходимо подать в суд в течение трех месяцев со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении командованием его прав, свобод и законных интересов. Пропуск срока обращения в суд без уважительной причины, а также невозможность восстановления пропущенного (в том числе по уважительной причине) срока обращения в суд является основанием для отказа в удовлетворении административного иска.

Алексей Иванов/ТРК «Звезда»

Источник: https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201601291359-jp70.htm

Порядок увольнения военнослужащего с военной службы

Как правильно обжаловать действия командования части

Порядок увольнения военнослужащего с военной службы — это последовательность действий, установленная в законодательстве, итогом которой является освобождение гражданина от несения воинской службы. Опишем основные этапы этой процедуры и правила оформления рапорта.

КонсультантПлюс ПОПРОБУЙТЕ БЕСПЛАТНО

Получить доступ

Увольнение по собственному желанию с военной службы нельзя назвать распространенной ситуацией. Несущий службу гражданин не располагает теми же правами, что и трудящийся на предприятии в соответствии с трудовым законодательством. В одностороннем порядке отказаться от исполнения обязанностей с уведомлением за определенный срок военнослужащий не вправе.

И законодатель идет по пути постоянного ужесточения законодательства: так, недавно принята поправка, в соответствии с которой, если военнослужащий подлежит увольнению с военной службы за виновные действия (несоблюдение условий, нарушение запретов и т. д.

), он не вправе выбрать основание прекращения взаимоотношений, даже если у него они есть (достижение предельного возраста, например).

Контракт заключается на определенный срок, не менее двух лет, и досрочное его расторжение по-прежнему вызывает большие вопросы в правоприменительной практике.

Законодательная основа увольнения военнослужащего

ФЗ № 53 “О воинской обязанности в военной службе”, принятый еще в 1998 году, устанавливает общие положения несения этой обязанности гражданами.

Понятие «увольнение» может быть отнесено не только к контрактникам, осуществляющим ее на основании отдельного документа, заключенного между сторонами.

Этот же термин действует и в отношении срочников, однако обычно вопросы вызывает именно расторжение соглашения с контрактниками.

По ст. 50 ФЗ № 53, военнослужащие увольняются:

  • в запас (если они достигли определенного возраста — могут быть в будущем призваны на военные сборы);
  • в отставку (достигли предельного возраста запаса или имеют серьезные проблемы со здоровьем и признаны негодными к службе).

Порядок увольнения офицеров до звания полковника или капитана 1 ранга определен Указом Президента РФ от 16.09.1999 № 1237.

В ст. 51 ФЗ 53 указаны основания увольнения военнослужащих с военной службы, их можно поделить на три основные группы:

  • по не зависящим от сторон причинам (истечение срока, достижение предельного возраста, состояние здоровья);
  • по волеизъявлению командования (за виновные действия, при утрате доверия);
  • по инициативе служащего.

Таким образом, не существует отдельной статьи увольнения с военной службы по контракту, все основания прекращения контракта перечислены в одной статье ФЗ 53. Досрочное увольнение с военной службы по контракту по собственному желанию гражданина возможно при наличии уважительных причин.

Кроме того, взаимоотношения сторон регулируются Положением о порядке прохождения военной службы, утвержденным Указом Президента № 1237 в 1999 году.

Уважительные причины для увольнения

В соответствии с Постановлением Пленума ВС РФ № 8, принятым в 2014 году и обобщающим судебную практику по вопросам расторжения контрактов с военными, уважительными признаются причины, обстоятельства, не позволяющие полностью выполнять гражданину возложенные на него обязанности.

Исходя из практики, таковыми являются:

  • состояние здоровья;
  • переезд жены или детей;
  • необходимость присмотра за родственниками;
  • перевод на новое место с понижением;
  • невыполнение командованием условий контракта, существенное и периодическое;
  • несоответствие должности образованию.

Порядок действий для контрактников

Как уволиться с военной службы по контракту? Гражданину необходимо совершить следующие действия в соответствии с законодательством:

  • подготовить доказательства уважительных обстоятельств или обстоятельств, не зависящих от волеизъявления сторон (например медзаключение);
  • составить рапорт и передать командованию.

Дальнейшее будет происходить лишь при пассивном участии военнослужащего. Алгоритм будет следующим:

  1. Командир проводит беседу и выясняет возможности продолжения службы с учетом полученной информации.
  2. Командир собирает пакет документов (рапорт, лист беседы, личное дело) и направляет их в аттестационную комиссию, которая не решает вопрос о прекращении контракта (это прерогатива командира), но дает ему рекомендации.
  3. Комиссия рассмотрит рапорт, оформит решение протоколом и донесет суть решения до гражданина.

На завершающей стадии происходит оформление расторжения контракта, составление приказа, выплата компенсаций.

Заявитель вправе обжаловать решение комиссии при несогласии с ним.

Таков порядок увольнения военнослужащего с военной службы, при этом нужно понимать, что увольнение, кроме тех, с кем расстались по состоянию здоровья, происходит в запас.

Для прекращения взаимоотношений с контрактниками законодателем предусмотрены дополнительные основания, перечисленные в ч. 2 ст. 51 ФЗ 53, в числе которых невыполнение условий, нарушение запретов, требований, ограничений и т. д. Кроме того, контрактники имеют право на обеспечение жильем при определенных условиях, выплаты и т. д.

Как срочнику уволиться досрочно

Уволиться досрочно с военной службы можно, лишь имея на то веские причины:

  • ухудшение состояния здоровья военнослужащего (подтвержденное заключением военно-врачебной комиссии);
  • близкие родственники нуждаются в уходе (об этом имеется заключение медико-санитарной экспертизы);
  • есть опекаемые до 18 лет;
  • является отцом-одиночкой или отцом 2 и более детей, или отцом ребенка-инвалида в возрасте до 3 лет;
  • переходит на должность военного судьи или стал депутатом.

Процедура будет соответствовать описанной выше. Для подтверждения обстоятельств, вызвавших необходимость досрочного прекращения службы, могут использоваться медицинские заключения, справки из органов опеки и тому подобные документы.

Составление рапорта

Документы при увольнении с военной службы, составляемые самим заявителем, — это рапорт. Он составляется в свободной форме на имя командира. В рапорте нужно указать данные о служащем и обязательно сослаться на причины расторжения соглашения.

Подтверждающие документы и справки нужно приложить к рапорту в копиях или оригиналах и обязательно перечислить в приложениях, чтобы была отметка об их получении.

Кроме того, стоит упомянуть, каким образом заявитель намерен решить вопрос об обеспечении жильем.

В случае окончания контракта

Вопросы выплат регулирует ФЗ от 07.11.2011 № 306-ФЗ “О денежном довольствии военнослужащих…”. Кроме того, в соответствии с Приказом Минобороны № 2700, при досрочном расторжении соглашения по собственному желанию заявителя положены следующие выплаты:

  • единовременное пособие, размер которого зависит от срока исполнения соответствующих обязанностей;
  • премия, до 25% от оклада;
  • материальная помощь (в размере до одного оклада).

Окончательная сумма зависит от срока и звания на момент прекращения взаимоотношений.

Если при выполнении воинских обязанностей военнослужащий получил военную травму, ему полагаются выплаты:

  • контрактнику — 2 000 000 рублей;
  • срочнику или призванному на военные сборы — 1 000 000 рублей.

Для получения выплат также нужно составить рапорт.

Рапорт на получение выплат

Источник: https://ppt.ru/forms/voennie/uvolnenie-po-jelaniyu

1. Военнослужащие имеют право на защиту своих прав и законных интересов путем обращения в суд в порядке, установленном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы.

2. Неправомерные решения и действия (бездействие) органов военного управления и командиров могут быть обжалованы военнослужащими в порядке, предусмотренном федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и общевоинскими уставами.

Неправомерными, ущемляющими права военнослужащих, являются как коллегиальные, так и единоличные действия (решения) органов военного управления и воинских должностных лиц, в результате которых:

  1. нарушены права и свободы военнослужащего;
  2. созданы препятствия осуществлению военнослужащим его прав и свобод;
  3. на военнослужащего незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконно привлечен к какой-либо ответственности.

Военный суд (военный судья), в частности, рассматривает жалобы на следующие действия органов военного управления и воинских должностных лиц:

  • о необоснованной задержке присвоения очередного воинского звания;
  • о незаконном снижении или лишении воинского звания в дисциплинарном порядке;
  • о применении других дисциплинарных взысканий;
  • об отказе в переводе по службе в другую местность по состоянию здоровья военнослужащего и членов его семьи, по семейным обстоятельствам, по выслуге установленных сроков службы в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями;
  • о необоснованном понижении в должности;
  • о необоснованном и незаконном увольнении с военной службы;
  • об отказе в увольнении с военной службы при наличии оснований, предусмотренных законом и иными нормативными актами;
  • о возложении обязанностей, не предусмотренных законодательством, положения-ми о прохождении службы и воинскими уставами;
  • о незаконном возложении материальной ответственности;
  • о необеспечении положенными видами довольствия (денежным, вещевым, квартирным и др.) и по другим вопросам, возникающим при прохождении военной службы и касающимся установленных законами дополнительных прав и преимуществ военнослужащих;
  • об отказе в постановке на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, снятии с учета, переносе очереди на получение жилого, помещения;
  • об отказе в выдаче или свидетельствовании органами военного управления и воинскими должностными лицами копий документов, касающихся прав и законных интересов обратившихся к ним военнослужащих и др.

Если вышестоящий орган военного управления или вышестоящее должностное лицо по жалобе военнослужащего в связи с запросом военного суда либо по собственной инициативе пересмотрит решение подчиненного органа военного управления или должностного лица и примет собственное решение по существу данного вопроса, то может быть обжаловано решение этого органа военного управления или воинского должностного лица.

Если при принятии жалобы судом установлено, что имеется спор о праве, подведомственный судам общей юрисдикции, военнослужащему, подавшему жалобу, разъясняется, что этот спор может быть разрешен путем предъявления иска в суд общей юрисдикции. При этом в соответствии с ч. 3 ст. 129 ГПК РСФСР должно выноситься определение об отказе в принятии жалобы с указанием, в какой суд вправе обратиться с иском заявитель.

В соответствии со ст.

239-3 ГПК РСФСР не могут быть обжалованы в суд следующие действия государственных органов, общественных организаций и должностных лиц:

  1. индивидуальные и нормативные акты, проверка которых отнесена к исключительной компетенции Конституционного Суда Российской Федерации;
  2. индивидуальные и нормативные акты, касающиеся обеспечения обороны (оперативного управления войсками, организации боевого дежурства, обеспечения боевой готовности) и государственной безопасности Российской Федерации;
  3. индивидуальные и нормативные акты, в отношении которых законом предусмотрен иной порядок судебного обжалования.

В соответствии со ст.

239-4 ГПК РСФСР военнослужащий имеет право подать жалобу в военный суд по месту своего жительства и службы либо по месту нахождения органа военного управления или воинского должностного лица, действия которых обжалуются.

Для обращения с жалобой в суд установлены следующие сроки:

    а) три месяца со дня, когда военнослужащему стало известно о нарушении его права;

    б) один месяц со дня получения военнослужащим письменного уведомления об отказе вышестоящего органа военного управления или воинского должностного лица в удовлетворении жалобы или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если военнослужащим не был получен на нее письменный ответ.

В жалобе, с которой военнослужащий обращается в военный суд, должно быть указано:

  • наименование военного суда, в который подается жалоба;
  • фамилия, имя, отчество заявителя, его место службы, должность, воинское звание, местожительство;
  • наименование органа военного управления, место его нахождения или фамилия, имя, отчество, должность и воинское звание лица, действия которых обжалуются;
  • какие действия органа военного управления или воинского должностного лица обжалуются и время их совершения;
  • какие конкретно права и свободы военнослужащего нарушены этими действиями (решениями);
  • подавалась ли аналогичная жалоба в вышестоящий в порядке подчиненности орган или должностному лицу и, если подавалась, какой получен ответ;
  • требования заявителя;
  • перечень прилагаемых к жалобе документов, в том числе письменные ответы органа военного управления или воинского должностного лица, в связи с действиями которых подана жалоба.

Жалоба должна быть оформлена применительно к правилам, предусмотренным ст.ст.

126, 127 ГПК РСФСР и оплачивается государственной пошлиной в установленном Законом Российской Федерации «О государственной пошлине» размере, который составляет 15 процентов от минимального размера оплаты труда. Суд (судья) вправе освободить военнослужащего от уплаты пошлины или уменьшить ее размер (см. ст.ст. 80—81 ГПК РСФСР).

Военнослужащие, проходящие военную службу по призыву, освобождаются от уплаты государственной пошлины за подачу жалобы в суд по вопросам, связанным с прохождением военной службы.

НОРМАТИВНЫЕ АКТЫ, НЕОБХОДИМЫЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ СВОИХ ПРАВ:

Закон Российкой Федерации от 27 апреля 1993 года N 4866-1 “Об обжаловании в суд действий и решений, нарушающих права и свободы граждан”. (в ред. Федерального закона от 14.12.1995 N 197-ФЗ).

Источник: http://old.nasledie.ru/voenpol/14_23/article.php?art=40

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий