Как разработать технологию профилактики беспризорных в микрорайоне?

Рекомендации по организации профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся общеобразовательных учреждений

Как разработать технологию профилактики беспризорных в микрорайоне?
 

Руководителям муниципальных органов управления образованием

Руководителям образовательных учреждений

Рекомендации

по организации профилактики безнадзорности и правонарушений обучающихся общеобразовательных учреждений

Настоящие рекомендации подготовлены Министерством образования и науки Челябинской области на основе законодательства Российской Федерации и Челябинской области в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в целях упорядочения деятельности муниципальных органов управления образованием и образовательных учреждений по решению проблем безнадзорности и правонарушений среди обучающихся.

Понятия, употребляемые в работе по профилактике

безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

В соответствии с законодательством Российской Федерации в системе профилактики безнадзорности и правонарушений употребляются следующие основные понятия:

Несовершеннолетний – лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

Безнадзорный – несовершеннолетний, контроль за поведением которого, отсутствует вследствие неисполнения или ненадлежащего исполнения обязанностей по его воспитанию, обучению и (или) содержанию со стороны родителей или законных представителей либо должностных лиц.

Беспризорный –  безнадзорный, не имеющий места жительства и (или) места пребывания.

Несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении,  – лицо в возрасте до 18 лет, которое вследствие безнадзорности или беспризорности находится в обстановке, представляющей опасность для его жизни или здоровья либо не отвечающей требованиям к его воспитанию или содержанию, либо совершает правонарушение или антиобщественные действия.

Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – дети, оставшиеся без попечения родителей; дети-инвалиды; дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии; дети-жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях; дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних – система социальных, правовых, педагогических и иных мер, направленных на выявление и устранение причин и условий, способствующих безнадзорности, беспризорности, правонарушениям и антиобщественным действиям несовершеннолетних, осуществляемых в совокупности с индивидуальной профилактической работой с несовершеннолетними и семьями, находящимися в социально опасном положении.

Правонарушение – родовое понятие, означающее любое деяние, нарушающее какие-либо нормы права, и представляет собой юридический факт, предусматривающий противоправное виновное деяние, совершенное умышленно либо по неосторожности. За правонарушение законом предусматривается соответственно гражданская, административная, дисциплинарная и уголовная ответственность.

Административное правонарушение – противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Административным Кодексом Российской Федерации или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Нормативно-правовые основы организации

профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

При организации работы по профилактике безнадзорности и правонарушений необходимо опираться на действующее международное законодательство, законы Российской Федерации и Челябинской области, нормативные правовые акты органов местного самоуправления.

В муниципальном органе управления образованием и в образовательном учреждении должен быть сформирован пакет законодательных и нормативно-правовых документов, регламентирующих вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних. Муниципальные органы управления образованием могут сформировать такой пакет и направить его во все образовательные учреждения (в бумажном или электронном варианте).

Контроль за деятельностью образовательных учреждений по организации профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся следует осуществлять на основе требований и положений законодательных и нормативных документов.

Структура

формирования пакета законодательных и нормативных правовых  актов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

на муниципальном и институциональном уровнях

Муниципальный уровень(орган управления образованием) -международное законодательство-законы Российской Федерации-указы Президента Российской Федерации-постановления Правительства Российской Федерации-решения советов, комиссий, созданных при Полномочном представителе президента РФ в Уральском федеральном округе-законы Челябинской области-постановления Законодательного собрания Челябинской области-постановления Правительства Челябинской области-постановления и распоряжения Губернатора Челябинской области-решения Совета безопасности при Губернаторе Челябинской области-решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Челябинской области-решения межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью Челябинской области-приказы Министерства образования и науки Российской Федерации-приказы Министерства образования и науки Челябинской области-решения коллегии Министерства образования и науки Челябинской области-инструктивные и методические письма Министерства образования и науки Челябинской области-постановления Главы муниципального образования-решения муниципальных органов представительной власти-решения муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав-приказы муниципального органа управлением образования-инструктивные и методические письма муниципального органа управления образованием
Институциональный уровень (образовательное учреждение) -международное законодательство-законы Российской Федерации-указы Президента Российской Федерации-постановления Правительства Российской Федерации-решения советов, комиссий, созданных при Полномочном представителе президента РФ в Уральском федеральном округе-законы Челябинской области-постановления Законодательного собрания Челябинской области-постановления Правительства Челябинской области-постановления и распоряжения Губернатора Челябинской области-решения Совета безопасности при Губернаторе Челябинской области-решения комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Челябинской области-решения межведомственной комиссии по профилактике правонарушений и борьбе с преступностью Челябинской области-приказы Министерства образования и науки Российской Федерации-приказы Министерства образования и науки Челябинской области-решения коллегии Министерства образования и науки Челябинской области-инструктивные и методические письма Министерства образования и науки Челябинской области-постановления Главы муниципального образования-решения муниципальных органов представительной власти-решения муниципальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав-приказы муниципального органа управлением образования-инструктивные и методические письма муниципального органа управления образованием-приказы руководителя образовательного учреждения-решения педагогического совета-решения совета школы, управляющего совета образовательного учреждения-решения родительского комитета образовательного учреждения-решения совета профилактики школы-методические рекомендации для педагогов

Пакет законодательных и нормативно-правовых актов по данной проблеме может быть сформирован для всех образовательных учреждений и размещен на официальном сайте органа управления образованием или в единой информационной базе, созданной в межшкольном методическом центре.

Систематически необходимо обновлять нормативную базу через различные информационные источники: Интернет, публикации в средствах массовой информации, официальные сайты органов государственной власти и органов местного самоуправления, сборники нормативных документов и т.д.

Необходимо отметить, что нормативно-правовые акты всех уровней требуют постоянной корректировки с учетом изменений законодательства в области профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.

Основные законодательные и нормативно-правовые акты

по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

·        Конвенция о правах ребенка

·        Конституция Российской Федерации

·        Законы Российской Федерации:

Источник: http://waterschool7.edusite.ru/p86aa1.html

Детская беспризорность в контексте проблемы национальной безопасности России

Как разработать технологию профилактики беспризорных в микрорайоне?


Детская беспризорность в нашей стране становится одной из самых важных проблем, стоящих перед государством и обществом. Это не просто проблема отдельных семей, а общенациональная задача, которая может обернуться демографической катастрофой для России.

Так в настоящее время называется цифра в 2–5 миллионов безнадзорных детей, большинство из которых относятся к категории социальных сирот.

Такой разброд в статистике можно объяснить тем, что данной проблемой заняты три ведомства, которые очень плохо согласовывают свою совместную работу, а потому не имеют единого банка данных о состоянии детской беспризорности, предлагая свои сведения, которые не отличаются точностью.

Такое положение дел угрожает национальной безопасности страны, так как беспризорность детей ведет к деградации подрастающего поколения, приводит к оскудению населения, к отсутствию надежной смены поколений.

Решение проблемы беспризорности связано с выявлением причин и поиском методов решения данной задачи. Сразу оговоримся, что данная проблема не имеет простых ответов и является комплексной проблемой, стоящей перед современным российским обществом.

К причинам роста беспризорности среди детей следует отнести сложное экономическое положение, в которое попадают многие семьи после рождения ребенка, что не может не сказаться на отношении к детям.

Экономический кризис привел к сокращению рабочих мест, ухудшению экономического состояния семей, что лишает родителей возможности достойно содержать своих детей и уделять им достаточно времени.

Эту ситуацию усугубляет то обстоятельство, что современное общество переживает кризис семейных институтов, о чем свидетельствует увеличивающееся количество разводов, кратковременных браков, когда супруги живут совместно меньше одного года, увеличивается число отказов от новорожденных, многие дети воспитываются в неполных семьях.

Родители по разным причинам уделяют мало времени детям, о чем говорит тот факт, что более двухсот пятидесяти тысяч родителей были подвергнуты различным мерам административного воздействия за уклонение от обязанностей по воспитанию и содержанию детей. И хотя в докладе П.

Астахова прозвучало, что «в результате проведенной активной работы по сокращению масштабов социального сиротства в стране на 34,2 % снизилось число родителей, лишенных родительских прав. Если в 2011 году таких родителей было более 50 тысяч, то в 2015 году их стало 33,4 тысячи человек» [1], проблема детской безнадзорности в нашей стране остается нерешенной.

Так как практически не уменьшилось количество родителей, злоупотребляющих алкоголем и наркотиками, что зачастую сопровождается жестоким обращением с детьми.

Таким образом, можно считать, что социальное сиротство и безнадзорность имеют глубинные причины, обусловленные как сложностью экономической ситуации в стране, кризисом семьи, утратой семейных ценностей в современной российской культуре, так и отсутствием систематической профилактической работы в семье и школе. Зачастую детьми не занимается ни школа, ни родители, ни государство, которое перестало финансировать бесплатные спортивные секции, кружки по интересам, дома детского творчества и т. п.

Массовое нарушение прав детей в нашей стране мы можем наблюдать на самых различных уровнях. Это и отсутствие в семье того уровня жизни, который необходим ребенку для нормального интеллектуального и физического развития, нарушаемые права на защиту от совращения и сексуальной эксплуатации, защиту от навязываемой средствами массовой информации рекламы спиртных напитков и т. п.

Беспризорность представляет опасность для современного общества, прежде всего потому, что ребенок не усваивает общепризнанные нормы и ценности, в результате чего формируется асоциальная личность, для которой свойственно криминальное поведение, и отсутствие представления о легальных формах заработка.

Во многих случаях беспризорные дети попадают в преступные организации, совершают преступления, насилие, грабежи и даже убийства. Безнадзорные дети не имеет никакой защиты от сексуального рабства, в которое они могут попасть.

По статистике беспризорные девочки, в возврате 14–16 лет успевают поработать в саунах, массажных салонах, банях и многих других заведениях, которые калечат физически и духовно подростков, оставляют неизгладимый след на всю жизнь.

Дети подвергаются домашнему насилию, к которому относят лишение еды, избиение, изнасилование, оскорбление, принуждение к чему — либо. Домашнее насилие зачастую скрыто от глаз соседей, школы, от органов опеки и потому остается длительное время безнаказанным.

Но именно домашнее насилие является основной причиной беспризорности. Будучи многофакторным явлением, домашнее насилие обусловлено причинами индивидуального, семейного и социально-культурного характера, которые оказывают усиливающее влияние друг на друга. [2].

В настоящее время не сформирована единая универсальная теория, которая давала бы объяснение причин жестокого обращения с детьми, однако частные теории объясняют насилие над детьми «комплексом социальных и психологических факторов, характеризующих индивидуальные особенности человека и ступень развития общества» [3, с.14].

Дети и подростки в возрасте 9–15 лет, покидающие свои дома вследствие домашнего насилия, считают, что «улица» научит большему, в отличие от семьи, в которой они живут. Ослабление влияния семьи на ребенка влечет за собой упадок нравственных и моральных ценностей, ребенок перестает различать хорошее и плохое.

Семья является основным социальным институтом в формировании личности ребенка, а также необходимо отметить, что семья — основной носитель моральных ценностей.

Близкие родственники могут оказывать негативное влияние на ребенка, подвергая его психологическому и физическому насилию или даже игнорируя ребенка, делая вид, что его просто нет, не слышат и не видят его.

Ребенок всегда ищет защиту в своей семье, если ему не удается найти ту самую защиту в кругу семьи, ребенок покидает свое постоянное место жительства, ищет защиту и понимание у посторонних людей, которые, зачастую не желают ему добра, так ребенок или подросток становится беспризорным.

По мнению В. М. Константиновой беспризорные дети отличаются более сильным инстинктом самосохранения, повышенной возбудимостью, склонностью к искусственным возбудителям (наркотикам, алкоголю и т. п.). Некоторые из них преждевременно начинают половую жизнь. С. В.

Дармодехин в своих исследованиях приходит к выводу, что беспризорные также отличаются выносливостью, активностью, солидарностью в групповых действиях [4, с.5]. В. П.

Гуляев, исследуя данную проблему с криминалистической точки зрения, отмечает, что у беспризорников жизненные цели могут смещаться в сторону психологического комфорта, получения «сиюминутных удовольствий» [5, с.289]. Б. Н.

Алмазов считает, что для беспризорника, начинающего общаться с себе подобными, все неудобства жизни (голод, холод, гигиеническая запущенность, страх и т. п.) начинают приобретать притягательную силу [6, с.89].

Большинство беспризорных детей попадают в детские дома при живых родителях, которые лишены родительских прав.

В некоторых случаях семьи данных детей переживают социально — экономический кризис; являются лицами, ведущими аморальный образ жизни, либо же родители просто инвалиды, неспособные проявить заботу к своему ребенку.

Но не всегда беспризорные дети являются выходцами из неблагополучных семей, в некоторых случаях, у ребенка благополучная семья, с высоким достатком, но избалованный подросток четырнадцати — шестнадцати лет ссорится с состоятельными родителями, пытаясь проявить себя, сбегает из дома.

Поэтому обществом и государством разработана комплексная программа по борьбе с беспризорностью, которая включает в себя меры как профилактического, так и оперативного характера.

И для реализации этой программы три ведомства, которые осуществляют работу по борьбе с беспризорностью, должны объединить свои усилия и координировать свои действия.

Так, министерство внутренних дел обеспечивает розыск беспризорных детей, выявляет правонарушения ими совершенные, а также пресекает деятельность противоправных группировок, использующих несовершеннолетних в преступных целях.

Министерство здравоохранения проводит работу по профилактике и предотвращению распространения заболеваний и наркомании среди подростков. Министерство социальной защиты оказывает педагогическую и социальную поддержку несовершеннолетним.

Но все эти действия должны быть согласованы между министерствами, а потому необходим орган, координирующий эту работу. Необходимо подключить к данной работе не только государственные, но и общественные объединения, сформировать систему профилактики беспризорности, задействовав правовые, организационные, финансовые и информационные ресурсы страны. Общество должно осознавать свою ответственность за будущее страны.

Подводя итог сказанному, можно отметить, что среди неявных угроз национальной безопасности, к которым относят «демографические проблемы, неконтролируемую миграцию, задачи продовольственной безопасности, проблему бедности» [7, с.211], особое место занимает проблема детской беспризорности.

Так как дети являются будущим нашего государства, именно от них зависит, как Россия будет выглядеть через несколько десятков лет на мировой арене, как сформируются моральные нормы и ценности в будущем обществе.

Распространение детской беспризорности наносит непоправимый вред стабильному развитию государства, влечет за собой рост наркомании, преступности и заболеваний.

Литература:

  1. Козлов В., Стародубцева М. Астахов опубликовал доклад об итогах своей работы. [Электронный ресурс]. — Код доступа: http://www.rbc.ru/politics/01/07/2016/5776456d9a7947f6ca3a01c5 (Дата обращения 11.03.2017)
  2. Ильченко О. Ю. Беспризорность несовершеннолетних как результат насилия в семье // Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. — 2009. — № 99. — С.287
  3. Цымбал Е. И. Жестокое обращение с детьми: причины, проявления, последствия. -М.: РБФ НАН, 2010.– 286 с.
  4. Дармодехин С. В. Безнадзорность детей в России // Педагогика. — 2001. — № 5. — С. 4–10.
  5. Криминология / Под ред. Гуляева В. П. — М.: Юридическая литература, 1997. — 321 с.
  6. Алмазов Б. Н. Психическая средовая дезадаптация несовершеннолетних / Дис. на соиск. уч. степ. к.п.н. — Свердловск, 1986. — 126 c.
  7. Могилевская Г. И., Шепелев М. Е. Молодежная безработица как скрытая угроза национальной безопасности России //Новая наука: Современное состояние и пути развития. 2016. — № 5–3. — С. 211–213.

Основные термины(генерируются автоматически): ребенок, домашнее насилие, детская беспризорность, проблема, семья, экономический кризис, социальное сиротство, современное общество, жестокое обращение, Россия.

Источник: https://moluch.ru/archive/145/40534/

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий