- «Мед-фуд» в школах: за и против. Опрос Заб.ру
- Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой
- Чем кормят наших детей? | Кубанский берег: Брюховецкая информационно-аналитическая газета, Брюховецкий район
- Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика
«Мед-фуд» в школах: за и против. Опрос Заб.ру
На Петербургском международном экономическом форуме губернатор Забайкальского края Наталья Жданова подписала соглашение о взаимодействии с ООО «Мед-Фуд». В рамках сотрудничества планируется организация питания школьников Забайкалья. Редакция портала Заб.ру спросила читинцев, как они относятся к инициативе властей и насколько такое решение, по их мнению, обоснованно?
Читинский общественный деятель, экс-глава Могочинского района, отец шестерых детей Дмитрий Плюхин
– Я не могу ничего сказать про качество питания, но меня настораживает, почему такие крупные сделки подписываются соглашением, а не проходят через торги и аукционы. Достаточно крупный рынок отдается на то, чтобы деньги уходили из края.
С экономической точки зрения заключать соглашение с компанией, которая будет выводить деньги из региона, не верно. Насколько я понимаю, «Мед-фуд» будет обслуживать бюджетные учреждения. Считаю, что те, кто хотели обслуживать эти же объекты, должны обратиться в УФАС по Забайкальскому краю.
Зачем нужна эта монополизация? Я понимаю, что есть естественные монополии, но зачем плодить их еще? У нас развитием бизнеса занимается целое министерство, которое должно обеспечить работой местных предпринимателей, а не тащить сюда «варягов».
Конкуренция должна быть, не будет конкуренции – будет отвратительное качество! С точки зрения экономики, это бездарная выходка.
Председатель Общественной палаты Забайкальского края, отец двоих детей Владимир Лобанов
– Я не являюсь специалистом в области здравоохранения, но, на мой взгляд, с точки зрения экономической безопасности нецелесообразно делать очередную гегемонию.
Ведь «Мед-фуд» – это большая компания, и пока я альтернативных источников не вижу. А всегда должна быть альтернатива. В противном случае, монополист повысит цены.
Относительно качества продукции, к сожалению или счастью, ничего сказать не могу.
Депутат Государственной Думы от Забайкальского края, зампредседателя комитета по охране здоровья, д.м.н, отец двоих детей Николай Говорин
– Нужно понимать, что власти любого региона, заключая договор с какой-то конкретной компанией о сотрудничестве в области организации питания в социальных учреждениях, в том числе школах, больницах, санаториях, несут ответственность как за экономическую составляющую договорённостей, так и за то, насколько качественно организация будет выполнять свои обязательства. Этот момент принципиален.
Одна из проблем неправильного питания школьников, которую нельзя недооценивать, – его несбалансированность, использование газированных напитков, повышенное содержание сахара, что повышает риск развития ряда заболеваний, в том числе появление избыточного веса и ожирения.
Метаболические нарушения у детей – это путь к сахарному диабету и бесплодию, к раннему развитию сердечно-сосудистых заболеваний и преждевременной смертности. Особую тревогу у нас вызывает рост числа детей с признаками избыточного веса и ожирения: 26% мальчиков и 13,3% девочек.
Замечу, что на федеральном уровне вопросам продуктовой безопасности, особенно питания детей, в настоящее время уделяется повышенное внимание.
В частности, в рамках концепции профилактической медицины, будет реализован комплекс мер по усилению контроля за качеством питания школьников.
Что касается компании «Мед-Фуд», то в мой адрес на данный момент никаких жалоб, связанных с её деятельностью, не поступало. Однако если таковые будут, то они не останутся без внимания и мною будут приняты меры реагирования. При этом повторюсь – в основе принятия любых решений на местах, связанных с питанием детей, должен лежать главный принцип – «не навреди».
Завкафедрой акушерства и гинекологии лечебного факультета ЧГМА, к.м.н, врач акушер-гинеколог высшей квалификационной категории, мама двоих детей Марина Мочалова
– Я считаю, что это решение недопустимо. Пусть сначала заключат контракт на такое питание для правительства края или городской администрации. Качество продукции очень низкое, его даже лечебным питанием не назовешь, потому что пациенты постоянно жалуются. Компанией используются многоразовые контейнеры, которые не всегда обрабатываются должным образом.
Я не знаю, для кого это питание можно рекомендовать, но своему ребенку я такое есть не дам, как и другие здравомыслящие родители. Самое главное и ребёнка невозможно заставить это кушать. При этом «питание от Мед-фуда» навязывается медицинским учреждениям по завышенным ценам. Я считаю, что рекомендовать можно только то, что попробовал сам.
Такое питание могут рекомендовать только те, у кого нет детей и внуков.
Учитель истории и обществознания читинской сш №13 Илья Жарков-Заинчковский
– Здесь «палка о двух концах». С одной стороны – проконтролировать цеха питания в каждой отдельной школе очень сложно, и, имея одну организацию, занимающуюся питанием, контроль осуществлять проще. Это плюс. С другой стороны – дети лишаются привычного разнообразия. Это минус.
Исходя из этой позиции, я считаю, что питание в школах от «Мед-фуд» – это хорошо. Но, зная о том, какое качество питания в медицинских учреждениях, могу сказать, что это будет невкусно. Самой компании нужно продумать другой вариант меню для школьников.
Кормить детей тем же, чем кормят пациентов в больницах, нельзя.
Мама читинской школьницы Татьяна Никифорова
– Три года назад я лежала в краевой клинической больнице. Ели, естественно, «Мед-фуд» – еду в лоточках. Это, конечно, не домашняя еда, но вполне пригодная в пищу. Чего-то из ряда вон выходящего я не помню, разве суп с капустой на первое и капуста тушеная на второе – это перебор.
Кроме того, родные приносили фрукты, сладости, сок. Но если «Мед-фуд» с таким же набором «зайдёт» в школы, мне кажется, многие ученики откажутся от питания в образовательном учреждении. У меня есть дочь, племянники, поэтому я знаю, что у детей разные вкусовые предпочтения.
Я думаю, они на эти блюда («Мед-фуда») посмотрят, поморщатся и скажут: «Я не буду это есть».
Источник: https://zab.ru/articles/5720_med_fud_v_shkolah_za_i_protiv_opros_zabru
Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой
Международные документы по правам ребенка, Конституция Российской Федерации, законодательство РФ наделили школьника довольно обширными правами. В частности, школьник имеет право:
- на бесплатное образование;
- на выбор учебного заведения;
- на выбор формы получения образования: в школе и вне школы путем семейного образования и самообразования;
- на выбор формы обучения: очное, заочное, очно-заочное, на дому, по индивидуальному учебному плану;
- на перевод в другую школу по желанию ребенка (при согласии родителей);
- на бесплатное пользование библиотечной (школьной) литературой;
- на участие в школьном самоуправлении;
- на помощь учителей во время обучения;
- на свободу совести и выражение личных убеждений;
- на обучение в безопасных условиях;
- на добровольное посещение дополнительных кружков, секций, занятий;
- на помощь школе на добровольных началах;
- на свободное посещение школьных мероприятий, не входящих в план обучения;
- на доступ к информации;
- на защиту от эксплуатации, выполнения работы, которая вредна для физического или психического здоровья ребенка, препятствует получению образования;
- на предоставление особых условий детям с ОВЗ;
- на тайну переписки, телефонных переговоров, личных данных;
- на участие в культурных мероприятиях, занятия творчеством и искусством;
- имущественные права.
Нарушать права ребенка, в том числе и в школе, недопустимо. Вот что сказано на этот счет в Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» от 24.07.1998 N 124-ФЗ с последующими изменениями:
«При осуществлении деятельности в области образования и воспитания ребенка в семье, образовательном учреждении, специальном учебно-воспитательном учреждении или ином оказывающем соответствующие услуги учреждении не могут ущемляться права ребенка».
Однако, не всегда это бывает так. Приведем несколько характерных ситуаций.
Типичный случай: ученик опоздал на урок, пришел не в установленной школой форме, не с той прической, и учитель не допустил его до уроков. Когда ученика не пустили на урок или удалили с урока, то в этом случае произошло нарушение его права на образование. У учителя нет права решать: пускать или не пускать ученика на урок.
В школе есть Устав, правила поведения, правила ношения школьной формы и т.д. Если же ученик их нарушает, то к нему могут быть применены такие меры как замечание, выговор, исключение из школы. А вот такой меры, как отстранение от урока — нет.
Если ученик не был допущен на урок, то в таких случаях родители или ученик могут написать жалобу директору школы, в управление образования с ходатайством о проведении дисциплинарного расследования, в прокуратуру.
Если же действия ученика угрожают жизни и здоровью других обучающихся, учителю, то учитель обязан вызвать администрацию школы, полицию и других специалистов, которые примут к ученику адекватные меры воздействия. Применение педагогическими работниками мер физического воздействия к ученикам недопустимо.
Бывает, что учитель, классный руководитель занимаются проработкой ученика в присутствии всего класса, или дежурный учитель на школьной линейке прорабатывает провинившихся школьников в присутствии других учеников.
Такие публичные проработки входят в противоречие с правом обучающегося на уважение своего человеческого достоинства, наносят детям огромный моральный вред.
Если такие «методы воспитания» практикуются в школе, то это повод для родителей обратиться в суд.
Обсудить волнующую учителя проблему с учеником учитель может только лично, без посторонних. При этом он не должен также оказывать на ученика давление.
Иногда учителя разговаривают с учеником на повышенных тонах, необоснованно критикуют, шантажируют, предъявляют завышенные требования или подвергают чрезмерным наказаниям.
Это ничто иное как применение мер психического насилия по отношению к ученику, унижение его чести и достоинства.
В таком случае родители вправе не только обратиться к администрации школы, но и в прокуратуру, и в суд.
Не единичны факты, когда школа под разными предлогами принуждает родителей сдавать деньги. Однако ответственность за то, что некоторые родители не сдали деньги, классным руководителем почему-то возлагается на их детей. Этих учеников начинают ругать, преследовать, шантажировать.
Такие действия классного руководителя — прямое нарушение права ребенка на образование, унижение его чести и достоинства. И в этом случае у родителей есть все основания обратиться с жалобой к директору школы, в орган управления образованием, прокуратуру и, если потребуется, – в суд.
Бывает, что школа привлекает учащихся к общественно-полезному труду: уборка класса, генеральная уборка школы или ее территории, работа по благоустройству по месту жительства и др.
В ст.34 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» по этому поводу сказано так: «Привлечение обучающихся без их согласия и несовершеннолетних обучающихся без согласия их родителей (законных представителей) к труду, не предусмотренному образовательной программой, запрещается».
Проблема может быть решена следующим образом: чтобы привлечь учеников к общественным работам, школа должна обратится к ученикам, а не приказывать им, обязательно получить согласие учеников на помощь школе своим трудом и письменное согласие родителей. Это относится и к дежурству учеников по классу и по школе. Если эти условия не будут выполнены, то у родителей будут все основания жаловаться на школу.
Следует отметить, что Министр образования и науки О.Ю.Васильева считает, что общественно-полезный труд следует вернуть в школу: «Мы должны вернуть и сельские бригады, которые у нас были в сельских школах, мы должны вернуть работу на приусадебных участках, которая была всегда, мы должны вернуть уборку помещений школьных, которая никак не граничит с угрозой жизни и здоровью школьника.
Мы должны вернуть, прежде всего, ответственность маленького человека за то место, в котором он проводит 11 лет. Не потребитель маленький, а созидатель, который в этой школе созидает вместе с нами, с учителями и родителями», — заявила она на заседании комитета СовФеда по науке, образованию и культуре 26 сентября 2016 года.
Но для этого необходимо изменить вышеупомянутую норму закона об образовании.
Примеры нарушений прав ребенка в школе можно приводить и дальше. В любом случае, если родитель считает, что права его ребенка нарушены, то он прежде всего должен обратиться к педагогу или администрации школы за разъяснениями сложившейся ситуации.
Если разъяснения его не удовлетворили, то он имеет право написать жалобу директору образовательного учреждения и получить письменный ответ, который содержит объяснения относительно предмета спора. Если ответ администрации не устроил родителя, то можно обратиться за разъяснениями в вышестоящие инстанции управления образованием.
Также в зависимости от характера нарушения прав ребенка и удовлетворенности принятыми по этому поводу мерами можно обращаться к региональному уполномоченному по правам ребёнка, в региональный орган Рособрнадзора, во Всероссийское общество защиты прав потребителей образовательных услуг, в местные органы опеки и попечительства, в Комиссию по делам несовершеннолетних и защите их прав, в прокуратуру, суд, полицию. Главное – не оставлять подобные случаи без разбирательства.
Следует обратить внимание, что юридическая ответственность, в том числе и уголовная, по определению является индивидуальной, а не коллективной. Поэтому ни возбудить уголовное дело, ни подать гражданский иск на группу граждан, например, на школьный класс или группу педагогов, родителей невозможно. Привлекать к ответственности можно только каждого в отдельности, а не коллектив.
Конечно, права школьника не должны нарушаться. Но помимо прав у ученика есть и обязанности, которые он должен знать и неукоснительно выполнять.
К примеру, школьник должен добросовестно учиться, посещать обязательные занятия в соответствии с расписанием, бережно относиться к имуществу школы, уважать честь и достоинство других учеников и работников школы, выполнять требования работников школы по соблюдению правил внутреннего распорядка, и т.д. В школе они определены Уставом, правилами внутреннего распорядка, локальными актами школы, а на федеральном уровне — законом об образовании.
Примечание
С 2009 года в России действует институт уполномоченных по правам ребенка. На Федеральном уровне уполномоченным по правам ребенка в настоящее время является Анна Кузнецова. Есть такая должность и на региональном уровне. Кроме того, в школе тоже может быть уполномоченный по защите прав детей или по защите прав участников образовательного процесса, к которому также можно обращаться.
В соответствии с Федеральным законом от 02.05.2006 № 59- ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» с последующими изменениями, ответ на свою жалобу заявитель должен получить в срок, не превышающий 30 дней.
Основные нормативные документы по вопросам защиты прав детей
Декларация прав ребенка
Конвенция о правах ребенка
Конституция РФ
Семейный Кодекс о правах и обязанностях родителей и детей
Семейный Кодекс о защите прав детей, оставшихся без попечения родителей
Федеральный закон «Об опеке и попечительстве»
Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в РФ»
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»
Также в блоге
Защитим наших детей
Нарушения и наказания — новые правила для обучающихся
Из школы в школу
Защищаем права ребенка в школе
Безопасность ребенка в школе
Школьные конфликты можно урегулировать посредством школьной медиации
Как защитить права ребенка, если они нарушаются школой
Источник: https://eduinspector.ru/2017/02/05/kak-zashhitit-prava-rebenka-esli-oni-narushayutsya-shkoloj/
- на
- ВКонтакте
- в Одноклассниках
Многие родители жалуются на школьное питание, на то, что ребенку ничего не нравится и он предпочитает домашнюю еду. При этом деньги за питание в школе все равно приходится платить. Но есть мамы, которым удалось решить этот вопрос. Мы узнали, можно ли официально отказаться от школьного питания или выбирать блюда, которые ребенок любит?
Анна оформила питание для многодетных, чтобы от нее “отстали”
– В младших классах дети питаются бесплатно, ел ребенок – не ел в школе, я сильно не заморачивалась: всегда его обеспечивала завтраком и обедом дома. Когда денег это не касалось, этот вопрос не поднимала, единственное, просила, чтобы булки-сладости не присутствовали в рационе, потому что у ребенка диабет.
Со следующим ребенком уже встал этот вопрос остро, дочь практически ничего не ела в младших классах, пока это было бесплатное удовольствие, я не имела претензий. С 5 класса нам стали навязать питание за деньги. Мы многодетная семья, пришлось просто оформить бесплатное питание для многодетных, чтобы от нас отстали. Но это формальность: дочка все равно не ест.
Татьяна отказалась от питания после изнуряющего противостояния со школой
– Мы хотели отказаться от питания в школьной столовой, но сделать это оказалось очень сложно. В администрации говорили, что питаться в школе нужно обязательно.
Но я общалась с юристами и выяснила, что школьное питание – это услуга, которая предоставляется даже не школой, а другой организацией – комбинатом школьного питания (КШП). Никакие услуги в нашей стране не являются обязательными.
Если нам предоставляются услуги, у нас есть право пользоваться ими или нет. Тем более, если эти услуги платные.
Школу обязали предоставить детям горячее питание, не родителей обязали, а школу. То, что написано в инструкции об организации школьного питания, относится именно к школе и КШП.
В школе пытались на меня воздействовать, ссылаясь на эту инструкцию, говорили, что питание обязательно должно быть организовано каждые 3 часа и своим отказом от питания я не выполняю родительские обязанности. Опять-таки в законе не написано, что родители обязаны кормить ребенка в школе.
Как мне объяснили юристы, это общие рекомендации, которых можно придерживаться, а можно не придерживаться. Человеческий организм индивидуален: кому-то надо питаться каждые 2 часа, а кому-то – каждые 6.
Задача школы в данном случае ознакомить родителей с рекомендациями, а родители принимают решение сами, как они организуют это питание: захотят – в школе покормят ребенка, захотят – дадут ему “ссобойку”.
Мне пришлось пройти через шантаж по поводу родительских обязанностей вплоть до угроз СОПом. Тогда я позвонила в Комитет по образованию Мингорисполкома. Там признали, что никто не вправе принуждать родителей оплачивать питание, но попытались морально воздействовать, мол, это очень важно для здоровья ребенка.
После звонка в комитет нам удалось отказаться от питания. Школа попросила нас никому не рассказывать о том, что на самом деле можно отказаться от питания в школе. Но на дочку стали оказывать психологическое давление.
Когда другие дети спрашивали, почему она не ест, учитель отвечал, что у нее нет денег. Девочке начали часто делать замечания, появились плохие оценки, хотя она была раньше отличницей. Может быть, меня хотели поставить на место как активную маму.
Мне удалось все это пресечь, но я перестала хранить тайну, и теперь в нашем классе половина детей не питается в школьной столовой.
В прошлом году на собрании учитель попытался давить на жалость, говорил открытым текстом: «Не важно питаются дети или нет, сдайте деньги, меня же депремируют». Конечно, премии никто никого не лишал, это способ давления на родителей.
Этим и неприятно коллективное школьное питание, что, во-первых, всем действительно плевать, едят дети или нет. Во-вторых, дается комплекс без права выбора.
Наталия добилась индивидуального питания для ребенка с аллергией
– В этом учебном году моя младшая дочь пошла в школу в первый класс. Когда мы только подавали документы, у нас в заявлении была фраза о том, что я обязуюсь организовать питание своего ребенка в школьной столовой.
У дочки тяжелая форма аллергии, поэтому ей нужно индивидуальное меню. Но ей нравится общепитовское питание, ей нравится со всеми ходить в столовую, поэтому отказываться от питания я не планировала.
Мне пришлось изучить состав всех блюд в меню. Тогда я узнала, что никаких проблем нет в том, чтобы конкретному ребенку подобрать индивидуальное меню, исходя из тех продуктов, которые предлагаются. Можно даже выписать продукты, которых нет в меню. Для этого нужно письменное заявление в школу, а дальше школа обращается в КШП и решает вопросы.
В итоге мой ребенок питается по индивидуальному меню, в котором исключены все продукты, которые ей нельзя. Мне нравится, что дочка ходит в столовую вместе со всем классом, не чувствует себя «белой вороной», просто некоторые блюда заменены. И я плачу не за комплекс, а только за те блюда, которые ей дают.
Если у кого-то ребенок не ест котлеты, например, можно не покупать ему их, а покупать то, что он ест. Меню доступно на сайте КШП, можно посмотреть меню в школе. Далее письменно или устно донести руководству школы, какие блюда нельзя давать ребенку.
Если в школе на устные просьбы не реагируют, нужно обратиться письменно, пусть ответят обоснованно.
Пока я уточняла вопрос с питанием, узнала, что школьники могут покупать любые блюда в столовой. Если ребенок захотел 3 котлеты, он может пойти и купить их. Можно заплатить наличными, а можно подойти к учителю и сказать, что этот комплекс ему не нужен и попросить салат и булочку, например.
Не все в нашей школе этой возможностью воспользовались: есть те, кто просто не хочет заморачиваться, есть те, кто жалеет учителя и какую-то “статистику”, а кто-то свято верит, что обязан есть, что дают. Но такая возможность есть.
Что говорит закон?
В Постановлении Министерства здравоохранения РБ № 206 от 27.12.2012. Об утверждении Санитарных норм и правил действительно есть пункт, касающийся кратности питания школьников:
Учащиеся учреждений образования должны получать пищу каждые 3,5 – 4 часа.
Учащимся в учреждениях образования предоставляется горячий завтрак (обед), а учащимся, посещающим группы продленного дня, предоставляется двухразовое питание при пребывании в учреждении образования до 8 часов и трехразовое питание – при пребывании более 8 часов.
Однако эти правила установлены для учебных заведений, а не для родителей:
Настоящие Санитарные нормы и правила устанавливают санитарно-эпидемиологические требования (далее – требования) к земельному участку и территории, планировке, санитарно-техническому благоустройству, оборудованию, освещению и содержанию помещений, организации образовательного процесса, гигиенического обучения и воспитания, питания учащихся в следующих видах учреждений общего среднего образования (далее, если иное не установлено настоящими Санитарными нормами и правилами, – учреждения образования): начальная школа; базовая школа; средняя школа; вечерняя школа; гимназия; гимназия-интернат; лицей; специализированный лицей; кадетское училище; суворовское училище; санаторная школа-интернат.
Что говорят в Комитете по образованию?
Мы узнали, действительно ли родители могут отказаться от питания и выбирать блюда из школьного меню на свой вкус?
Галина Балашова, начальник отдела идеологической и воспитательной работы Комитета по образованию Минского городского исполнительного комитета:
– По Постановлению №177 ученик 1-4 класса имеет право получать бесплатно одноразовое горячее питание со всем классом. В этом случае меню утверждено, оно по всем школам одинаковое. Это бюджетные деньги, поэтому заменить какое-то блюдо сложнее, чем при питании ребенка за счет средств родителей, но возможно по договоренности.
Что касается обеденного меню, у детей есть свобода выбора: предлагаются, во-первых, блюда по базовому бесплатному меню для тех, кто получает льготы, во-вторых, есть меню свободного выбора (то, что свободно продается в столовой).
Кроме того, есть право выбора с накрытием стола буфетной продукцией, то есть можно заказать булочку и чай вместо комплекса и за основной обед не платить. Это актуально, потому что дети могут прийти в столовую, встать в очередь в буфет, а звонок прозвенит раньше, чем подойдет очередь. А если ребенок закажет буфетное меню, дежурный накроет на стол, как и всему классу.
Если никакое меню не подходит, то по договоренности представителя класса, родителей и шеф-повара либо заведующего производством данного объекта общественного питания можно заказывать разукомплектованные блюда, например, только гарнир, а к нему сок и булочку из буфета или только буфетную продукцию.
https://www.youtube.com/watch?v=VYSfGCkbv3E
Если ребенок не хочет питаться в школе (неважно, есть какое-то заболевание или просто непринятие общественного питания), по Постановлению № 177 ученики 5-11 классов, получающие питание за средства родителей, могут от него отказаться. Но родители, конечно, должны понимать, что в таком случае они должны давать ребенку с собой еду, чтобы восполнить энергетические потери.
По санитарным нормам, через 3,5-4 часа администрация учебного учреждения должна предоставить ребенку условия для приема пищи. Мы все равно рекомендуем детям кушать вместе со всем классом, выбирая разукомплектованные блюда либо подходящее буфетное меню.
Потому что ребенок должен помыть руки, спокойно сесть за стол, а с “ссобойкой” труднее проследить, помыл ли ребенок руки, где он это съел, может быть, на подоконнике, где санитарно-гигиенические нормы уже будут не те, которые предусмотрены.
Но здесь полная свобода выбора у родителей и у ребенка, никто не должен препятствовать его выбору.
Как сделать заказ?
Галина Балашова рассказала, что заказ по питанию осуществляется сегодня на завтра.
– К 3-4 уроку известно меню на завтра. Нужно подойти к ответственному за питание, выбрать блюда или к комплексу добавить буфетную продукцию и сделать заказ. В школах есть специальные журналы, в которых это отражается. Если утром ребенок передумал, до конца первого урока можно внести изменения.
Если ребенок что-то заменяет в комплексе, то заведующий производством подает классному руководителю информацию, что дети ели, и тот вбивает в ЕРИП данные о том, что каждый ребенок съел.
При оплате питания родителями замена блюд легко осуществляется. Если нет возможности достичь согласия с классным руководителем, есть администрация и есть председатель совета по питанию.
Администрация учебного учреждения об этом знает, надо просто обращаться со своим запросом.
А вашим детям нравится питание в школе? Пробовали ли вы что-то изменить?
Присоединяйтесь к нам на канале Яндекс.Дзен.
Источник: https://rebenok.by/articles/stature/school/26500-mozhno-li-otkazatsya-ot-pitaniya-v-shkole-ili-vybrat-blyudo-po-vkusu.html
Чем кормят наших детей? | Кубанский берег: Брюховецкая информационно-аналитическая газета, Брюховецкий район
Данная тема мною поднималась на страницах «КБ» дважды. Было это почти восемь лет назад. С тех пор практически ничего не изменилось.
Однако в последнее время с легкой руки некоторых наших земляков (в том числе и посетителей «Кубанского берега») питание детей в образовательных учреждениях Брюховецкого района вновь приобретает актуальность.
Управление образования по данному вопросу даже общерайонное родительское собрание провело.
Ниже размещены два видеосюжета, отснятых Брюховецким телецентром. Мы тоже прокомментируем ситуацию.
Восемь лет назад я отобедал в трех школах нашего района – в третьей, в седьмой и в пятнадцатой. Ел вместе с детьми, разговаривал с ними. Серьезных жалоб не поступало. Кто-то отдавал предпочтение запеканке, кто-то пельменям, кто-то курице. Правда, нашелся ребенок, который и гуляшу из говядины был не рад. Но о вкусах не спорят.
В одном из размещенных ниже сюжетов БТЦ допущена неточность – сказано, что дети все чаще отказываются от питания. Подобное утверждение недавно кто-то разместил и на «Кубанском берегу». Дети действительно отказываются, но не «все чаще». Отказываются как вчера, позавчера и пять-семь лет назад.
На тему школьного питания я проконсультировался с начальником управления образования Ольгой Бурхан и с директорами трех школ – Владимиром Канунниковым (школа №20, Брюховецкая), Сергеем Киселевым (школа №15, Переясловская) и Ниной Бростыло (школа №13, Новоджерелиевская).
Причина отказа зачастую связана с чрезмерным доверием родителей своим детям. Дети говорят, что кормят невкусно, а родители, толком не разобравшись, принимают решение об индивидуальном кормлении путем снаряжения тормозков с какими-нибудь колбасно-сырными бутербродами.
Случается, что и с оплатой за питание (около 1 300 рублей в месяц) возникают проблемы. В связи с этим детей из неблагополучных семей (сейчас их называют детьми, находящимися в сложной жизненной ситуации) в школьных столовых кормят бесплатно. Затраты берет на себя муниципалитет. Для многодетных семей предусмотрены льготы.
Но вернемся к отказам из-за того, что кормят невкусно. Здесь следует акцентировать внимание на нескольких моментах. Отказываются в большей степени девочки, мальчишки менее привередливы.
Причем в малых школах вроде десятой (Новое Село) или шестой (хутор Красная Нива) процент детей, питающихся в столовых, достаточно высок. Новосельская школа – 100%. А вот в райцентре «отказников» больше.
Правда, надо отдать должное школе №2, здесь едят в столовой подавляющее большинство детей.
С интересными статистическими данными ознакомил меня директор брюховецкой школы №20 Владимир Канунников. С первого по шестой класс проблем с питанием учеников не возникает – едят почти все. Самыми «провальными» оказываются седьмые-восьмые классы. Но с возрастом школьники становятся более здравомыслящими и к одиннадцатому классу в большинстве своем возвращаются в школьную столовую.
Итак, что мы видим. В разных школах едят по-разному, где-то больше, где-то меньше. Но и в параллелях не всё ровно. И это при том, что меню во всех школах одинаковое.
Полуфабрикаты развозятся из единого центра, а в столовых их доводят до полной готовности. Обращаю внимание, полуфабрикаты – это не обязательно замороженные котлеты.
Охлажденный говяжий или куриный гуляш, фрукты и овощи в вакуумных упаковках – тоже полуфабрикаты.
Как указано выше, управление образования провело родительское собрание в двадцатой школе. После собрания родители пробовали школьную еду, претензий никто не высказал. И тем не менее не все ученики охвачены горячим питанием.
В чем-то виноваты, конечно, мамы и папы, идущие у своих детей на поводу и считающие, что колбасно-сырные перекусы вполне могут заменить полноценный школьный обед.
Но суть проблемы гораздо глубже, родительская уступчивость – это лишь следствие.
Его величество Фастфуд
Недавно беседовал на кулинарные темы с двадцатипятилетней девушкой. В числе прочего она сообщила мне, что самая вкусная еда продается в Макдональдсе, что домашняя пища хуже. Я даже не нашелся, что ответить.
Всегда понимал, что все эти гамбургеры и чизбургеры вредны для здоровья, но на подсознательном уровне мне казалось, что люди едят их вынужденно, из-за отсутствия времени, например. И тут такое заявление.
Ведь это почти религия, настоящий товарный фетишизм.
Было бы полбеды, если б плюшки от Макдональдса являлись высококачественной и полезной пищей. Но ведь вредная это еда! А ей кто-то почти молится. Однако обвинять сами хот доги и чикен гурме в плохом аппетите наших школьников, наверное, не совсем правильно. Первопричина – усилители вкуса, которые туда добавляют. Глутамат натрия – из-за него сложности возникают.
Одни исследователи утверждают, что глутамат натрия вреден для здоровья, другие говорят, что вреда никакого. Пусть изучают, думают, пишут диссертации… Но сегодняшняя пищевая промышленность использует его в неимоверных количествах. Основная задача – из продуктов сомнительного качества сделать вкусную еду.
Конечно, усилители вкуса используются и в колбасах, и в пельменях промышленного производства, и в варениках… словом, везде, где есть возможность усилить вкусовые качества продукта. Но производители фастфуда, надо отдать им должное, освоили данное направление кулинарии на высочайшем профессиональном уровне. Сегодня самый хороший повар – это тот, кто лучше всех заправил еду вкусовой добавкой.
Проблема школьного питания всегда была, есть и будет. Чем детей не корми, кто-то из них обязательно останется недовольным предложенной в столовой пищей. Такова природа человеческая, причем не только детская.
Но в последние десятилетия школьная столовая сталкивается с новыми трудностями. Никогда она не сможет конкурировать с фастфудом, потому как первой для нее задачей является если не польза от предлагаемой еды, то хотя бы ее безвредность.
У Макдональдса, Бургер кинга, KFC и прочих заведений быстрого питания иные принципы.
А родители должны понимать, что вкусно – далеко не всегда значит полезно.
Сергей Гормалев.
Источник: http://kbereg.info/chem-kormyat-nashih-detej/
Новости в России и в мире — Newsland — информационно-дискуссионный портал. Новости, мнения, аналитика, публицистика
Почему одни дети не хотят покупать несъедобную пищу, а другие не могут ее себе позволить
В городе Юрге проводится следственная проверка после того, как по Сети распространился видеоролик, в котором школьницы во время обеденного перерыва размазывают макароны по куску хлеба.
Родители учеников жалуются на низкое качество продуктов в школьных столовых, но администрация школы не собирается принимать меры. Директор назвала инцидент глупой шуткой и в качестве воспитательной меры натравила на школьниц, снимавших видео, учителей.
История школы — лишь одна среди сотен подобных в России. Почему детей в школах кормят некачественной едой и может ли ситуация измениться — выясняли «Известия».
Паста а-ля рус
Ролик, снятый в одной из школ города Юрги, показывает, из чего состоит рацион школьников. Макароны переварены настолько, что при легком нажатии вилкой превращаются в однородную пасту. Для наглядности одна из девочек, снимавших ролик, берет часть слипшейся субстанции ложкой и размазывает по куску хлеба. «Отдаем 60 рублей за какую-то фигню, — жалуется школьница.
— Как собакам прям». Ее подруга добавляет, что может сварить такие же макароны за 30 рублей. После того как отснятое видео попало в Сеть, администрация школы ополчилась на девочек и выступила в СМИ с готовыми обвинениями. Еда, по словам директора школы, была принесена с собой из дома, а школьницы выложили видео из-за недостатка воспитания и желания прославиться.
«Это неудачная шутка детей в связи с недостаточностью воспитания. Это остатки пищи, не всё блюдо, которое было подано. Они так с ней пошутили. Еда подается в надлежащем виде, все службы проверяют: Роспотребнадзор, прокуратура. Тот ребенок, который снимал, он вообще не питается, он питается самостоятельно», — рассказала директор школы в комментарии радиостанции «Говорит Москва».
Через несколько дней мама одной из школьниц выступила с обращением и рассказала, что на ребенка оказывается давление со стороны администрации школы и учителей. По ее словам, вместо того чтобы искать виновных в сложившейся ситуации или попытаться ее исправить, крайними пытаются выставить школьниц. Ирина Кайнова рассказала, что получила видеозапись от дочери и решила выложить ее в Сеть.
«Моя дочь перестала есть в столовой. Я решила выяснить, в чем причина, и попросила дочь объяснить свой отказ, потому что не хочу, чтобы ребенок падал на уроках в голодный обморок, — рассказывает Кайнова. — Она прислала мне видео макарон, которые были в непотребном состоянии… На следующий день она прислала яблоко. Меня эта ситуация настолько возмутила, что я решила выложить это видео».
В школе состоялась пресс-конференция по поводу сложившейся ситуации. Мама девочки утверждает, что слушать ее на этом мероприятии отказались, а детей вскоре вызвали на допрос без присутствия родителей или классного руководителя.
«Многие родители недовольны питанием. Они дают детям деньги, и те вынуждены бежать покупать булочку с соком, либо вообще не кушать, либо приносить в контейнерах. Но пока ребенок досидит до перемены, он будет кушать холодную еду», — добавляет Кайнова. По ее словам, и дети, и родители запуганы, но разбираться в ситуации никто не хочет.
Ее поддержала мать еще одной девочки из той же школы. Жалобы на плохое питание начали поступать с начала учебного года.
«Плохое питание, невкусные котлеты, есть невозможно. Ребенок у меня не привередливый — ест абсолютно всё. Чтобы отказывалась просто так от еды, такого быть не может», — рассказывает мама школьницы.
Мало и плохо
За несколько дней до скандала с питанием в школе Юрги областной уполномоченный по правам ребенка Дмитрий Кислицын рассказал о жалобах родителей на то, что дети недоедают в школе. Он сообщил, что получил несколько обращений о том, что семьям не хватает денег на школьные обеды, и из-за этого дети падают в голодные обмороки.
«Одни дети у нас идут на обед в школах, а другие сидят в классах и не обедают. Участились случаи падения детей в голодные обмороки, что заставляет тревожиться. Нет денег, чтобы покормить ребенка с утра, а тем более дать ему на обед те самые 50 рублей, которые ребенок должен платить за обеды.
Эти случаи не единичные, сначала был один ребенок, теперь покатился целый ком», — заявил Кислицын, добавив, что особенно остро ситуация стоит в поселковых и сельских школах. На проблемы социального расслоения среди учащихся омбудсмену намекнули учителя.
Он обратился к коммерческим предприятиям с призывом обеспечивать детей из малоимущих семей питанием за их счет.
Разобраться в ситуации решил общественник и член регионального штаба ОНФ Максим Учватов. В ходе разговора с родителями школьников он выяснил, что качество питания в школе сильно упало в последние годы. До 2016 года в юргинской школе был прямой контракт на закупку продуктов питания в размере 623 тыс. рублей. Однако после смены директора он был расторгнут, а новый так и не был заключен.
«Та же самая организация продолжает работать. Скорее всего, они закупают питание суммами менее 100 тыс. рублей, чтобы не выходить на торги. А что они закупают и какое реальное качество еды, мы уже видели», — рассказал Учватов в беседе с «Известиями»
«Безусловно, в школе лукавят и откровенно лгут, говоря, что яблоко не из столовой. Опровергается это адекватными и прямыми фактами: достаточно посмотреть меню. Я приезжал в Юргу и общался с родителями. Это произошло еще до выступления уполномоченного по правам ребенка.
Свежее видео на фоне его заявления выстрелило, и получился некий синергетический эффект. Но сложившаяся ситуация имеет определенный положительный эффект: люди, боявшиеся говорить, направляют открытые жалобы. Где-то действительно были случаи обмороков, где-то питание некачественное. Ситуации везде разные.
Комиссия была в школе в Кемеровском районе и выяснила, что из 215 учеников питаются только 89», — уточняет Учватов.
В школах, расположенных в отдаленных районах, дети не питаются по большей части из-за недостатка средств у родителей.
«Отрицание проблемы — это не путь ее решения. На каждое блюдо есть технологические карты, в которых подробно всё описано. Но если школа отдает это на аутсорсинг, то это не снимает с нее ответственности за качество.
Обязанность руководителя учреждения — следить за тем, как работает его подрядчик. Если эти макароны не едят даже учителя, а другие начинают над ними смеяться, это говорит только о том, что все проблему признают, но никто не хочет решать.
Если мы еще запретим еду с собой приносить, то полстраны упадет в голодный обморок», — отмечает член регионального штаба ОНФ.
По его словам, значительно проще было бы контролировать качество продуктов, если бы блюда готовились в одной точке, а уже затем поставлялись в учебные заведения. Тщательно проверять каждую школу и ее подрядчиков — задача фактически невыполнимая. Если бы этот процесс стал более централизованным, себестоимость обедов могла бы снизиться за счет больших масштабов закупок.
Салат с тараканами
Аналогичная ситуация складывается и в ряде других регионов. К примеру, в Удмуртии в конце января в столовой ижевской гимназии № 56 обнаружили полчища тараканов. Насекомых находили не только в самом помещении пищеблока, но и в блюдах, которые покупали школьники.
О сложившейся ситуации общественникам рассказали родители учащихся и попросили провести проверку. Заместитель председателя удмуртской региональной общественной организации «Союз потребителей» София Гунина рассказала, что после обращения в лицей приехали надзорные органы.
По результатам внеплановой проверки подтвердилось, что в детских обедах действительно были живые и мертвые тараканы.
«В гимназии проводили дезинсекцию и уборку. Но особенность этого случая в том, что насекомые живут в вентиляции и расплодились там до неимоверного масштаба. Сейчас идет поиск виновных и путей решения проблемы. Общественность тема очень всколыхнула, жалоб на питание крайне много», — рассказала «Известиям» Гунина.
https://www.youtube.com/watch?v=wLQV7WJdd04
Помимо откровенных санитарных нарушений, поступают жалобы и на качество школьной еды: переваренные каши, супы из консервов, котлеты из хрящей и водянистое картофельное пюре.
«Качество оставляет желать лучшего в большинстве учебных заведений. Это холодная еда, абсолютно невкусные каши — нареканий огромное количество.
Мы знаем, что у них своя технология и детское питание по определению готовится не как в кафе или дома. Но сами эти технологии были придуманы еще в СССР. Еда максимально переваренная.
Понятно, что так они страхуются от кишечных палочек, но каша, варенная три часа, мало похожа на крупу», — поясняет член республиканской общественной палаты.
В конце декабря на проблему обратил внимание губернатор Хабаровского края Сергей Фургал. Во время совещания он отчитал регионального министра образования Аллу Кузнецову за то, что дети получают разные обеды и завтраки в зависимости от уровня достатка семьи. Кузнецова рассказала, что порции распределяются по-разному: кому-то больше, а кому-то меньше.
К льготным категориям, по подсчетам регионального минобрнауки, относятся 29% школьников. Из краевого бюджета на питание каждого из них выделяется от 16 до 26 рублей. Остальные деньги добавляют из муниципального бюджета. Причина разницы в рационе детей, как утверждает региональный министр, в недостаточном финансировании.
Ограничатся ли региональные власти выделением миллионов на уравнивание порций или же обратят внимание и на качество еды для всех школьников — вопрос, волнующий многих родителей.
В особенности тех, кто тратит собственные деньги на школьные обеды, а в итоге сталкивается с отказом ребенка есть некачественную еду или хуже того — отравлением.
Год назад более 100 хабаровских школьников поступили в больницы с отравлением из-за некачественной еды в столовой.
По теме:
Нездоровое питание: треть россиян критикуют еду в школах и больницах
Глава Кузбасса поручил проверить сообщения о голодных обмороках в школах
СКР начал проверку видео с разваренными макаронами из школы в Юрге
Источник: https://newsland.com/community/4765/content/eda-bez-pravil-shkolniki-otkazyvaiutsia-pitatsia-sobachei-edoi/6636577