Оформление права собственности на земельный участок, который был в собственности у юр лица

Государственная регистрация права собственности на землю

Оформление права собственности на земельный участок,  который был в собственности у юр лица

Земельным законодательством предусмотрено, что право собственности на земельный участок возникает с момента регистрации этого права (ст. 125 ЗК). Как осуществляется такая процедура и какие документы следует подавать для регистрации земли, рассмотрим в данной консультации.

Куда обращаться для регистрации

Право собственности на землю подлежит регистрации в Государственном реестре прав на недвижимое имущество в соответствии с Законом № 1952.

За регистрацией следует обращаться к субъектам госрегистрации прав, наделенным соответствующими полномочиями, или нотариусам. Нотариусы наделены полномочиями госрегистраторов прав на недвижимое имущество   и могут регистрировать права без осуществления нотариальных действий относительно такого имущества (п. 1 ч. 2 Заключительных и переходных положений Закона № 834).

Субъектами госрегистрации прав являются (ст. 6 Закона № 1952):

  • органы госрегистрации прав, созданные   Минюстом (до момента принятия КМУ решения о прекращении ими своих полномочий, но не позднее 30 апреля 2016 года);
  • исполнительные органы местных советов, Киевской, Севастопольской горгосадминистраций (в случае принятия местным советом решения об осуществлении полномочий в сфере госрегистрации прав);
  • аккредитованные субъекты (юридические лица, состоящие в трудовых отношениях не менее чем с тремя госрегистраторами).

Регистрация права собственности на земельный участок проводится любым госрегистратором независимо от местонахождения такого участка в пределах области.

Если право собственности на земельный участок возникает в результате совершения нотариальных действий (например, при купле-продаже, дарении земельного участка или его наследовании), то госрегистрацию права собственности осуществляет нотариус. Нотариусы регистрируют право собственности на землю независимо от местонахождения земельного участка (ч. 5   ст. 3 Закона № 1952).

Какие документы  необходимы для регистрации

Регистрация права собственности на землю проводится на основании заявления гражданина или юридического лица – предполагаемого собственника земельного участка. Заявление подается отдельно по каждому земельному участку (ч.

5 ст. 18 Закона № 1952). Если право собственности на земельный участок приобретается одновременно с приобретением права собственности на жилой дом, здание или сооружение, достаточно одного заявления (на строение и на землю).

Перечень документов, которые подаются вместе с заявлением для регистрации права собственности, определен Постановлением № 1127. Информацию о необходимых документах заявителю обязан предоставить госрегистратор (ч. 2   ст. 18 Закона № 1952).

Для проведения такой регистрации подаются оригиналы следующих документов:

  • если регистрируется право собственности на сформированный земельный участок в порядке его отвода из земель государственной и коммунальной собственности – решение органа исполнительной власти, органа местного самоуправления об утверждении документации по землеустройству относительно отвода земельного участка и предоставлении его в собственность или об утверждении документации по землеустройству относительно отвода земельного участка (в случае подготовки лотов к проведению земельных торгов)   (п. 45 Порядка № 1127);
  • если регистрируется право собственности на земельный участок, который зарегистрирован до 01.01.13 г., в связи с утратой, повреждением государственного акта на право собственности или права постоянного пользования – копия утраченного или поврежденного госакта   и объявление об утрате документа в печатных СМИ по месту размещения земельного участка (п. 50 Порядка № 1127);
  • если регистрируется право собственности на сформированный земельный участок путем разделения или объединения участков – документ, удостоверяющий право собственности на участок до его разделения или объ-  единения, извлечение из Госземкадастра   о вновь сформированном земельном участке, письменное согласие всех совладельцев (если раздел или объединение касается участка, находящегося в общей собственности)   (п. 51 Порядка № 1127);
  • если право собственности приобретается   в связи с выполнением условий сделки – документ, подтверждающий факт выполнения соответствующих условий сделки (п. 53 Порядка № 1127);
  • если в документах отсутствуют сведения о кадастровом номере земельного участка – извлечение из Госземкадастра о таком участке (п. 55 Порядка № 1127);
  • документ, подтверждающий уплату регистрационного сбора (либо документ, подтверждающий право на освобождение от уплаты такого сбора).

Заявление о госрегистрации права собственности и оригиналы необходимых документов подаются в бумажной или электронной форме. Во время принятия письменного заявления госрегистратор (нотариус) обязательно изготовляет электронные копии поданных документов путем сканирования (ст. 16 Закона № 1952).

После получения документов госрегистратор устанавливает соответствие заявленных прав и поданных документов требованиям законодательства, в частности проверяет соблюдение формы сделки, полномочия лица, подавшего документы, наличие обременений на земельный участок и т. п. (ч. 3 ст. 10 Закона № 1952).

По результатам рассмотрения заявления и представленных документов госрегистратор принимает решение о регистрации права собственности на землю или об отказе в такой регистрации (ст. 11, 18 Закона № 1952).

После внесения сведений в Государственный реестр прав с помощью программных средств он формирует информацию, которая размещается на веб-портале Минюста для доступа к ней заявителя в целях просмотра, загрузки и печати (п. 22 Порядка № 1127).

Такая информация может предоставляться по желанию заявителя и в бумажной форме. Заметим, что обе формы (и электронная, и бумажная) имеют одинаковую юридическую силу (ст. 21 Закона № 1952).

В какие сроки  проводится регистрация

Госрегистрация права собственности на земельный участок проводится в срок не более 5 рабочих дней (ч. 1 ст. 19 Закона № 1952). Возможна также сокращенная процедура регистрации, правда, за срочность размер административного сбора гораздо выше (подробнее об этом   см. ниже).

Нотариус проводит регистрацию сразу после удостоверения сделки, на основании которой возникло права собственности на землю.

Следует отметить, что в случаях, перечисленных в ст. 23 Закона № 1952, рассмотрение заявления о регистрации права собственности может быть приостановлено. Если в течение 30 рабочих дней с момента принятия решения о приостановлении рассмотрения заявления заявитель не выполнит требования регистратора, последний принимает решение об отказе в регистрации права собственности.

Сколько стоит регистрация?

Как уже было отмечено выше, за регистрацию права собственности взимается административный сбор, размер которого зависит от сроков осуществления регистрации (ст. 34 Закона № 1952).   Так, если регистрация проводится в срок:

  • до 5 рабочих дней – сбор составляет   0,1 МЗП;
  • 2 рабочих дня – 1 МЗП;
  • 24 часа с момента принятия заявления (кроме выходных и праздничных дней) –   2 МЗП;
  • 2 часа с момента принятия заявления (кроме выходных и праздничных дней) – 5 МЗП.

Административный сбор рассчитывается от МЗП, установленной законом на 1 января календарного года, в котором подаются соответствующие документы для проведения государственной регистрации прав, и округляется до ближайших 10 грн.

Следует отметить, что в случае отказа в регистрации прав или отзыва заявления административный сбор не возвращается. Некоторые категории граждан, указанные в ч. 4 ст. 34 Закона   № 1952 (например, инвалиды I и II групп), а также лица, определенные решениями местных советов, исполнительные органы которых выполняют функции субъектов госрегистрации прав, освобождены от уплаты админсбора.

Вита ВАСИЛЕНКО

Источник: https://uteka.ua/publication/agro-4-zemlya-ta-zemelni-pravovidnosini-32-gosudarstvennaya-registraciya-prava-sobstvennosti-na-zemlyu

Оформление в собственность земельных участков в Московской области

Оформление права собственности на земельный участок,  который был в собственности у юр лица

Оформление земельного участка в собственность осуществляется по правилам, установленным федеральным и региональным законодательством. Чтобы избежать ошибок, разумнее будет обратиться к опытным юристам, которые помогут со сбором необходимых документов и возьмут на себя оформление земли.

Чтобы оформить в собственность земельный участок в целях осуществления на нём предпринимательской или некоммерческой деятельности, заинтересованное лицо обращается в исполнительный орган местного самоуправления муниципального образования Московской области либо в Министерство имущественных отношений Московской области, в зависимости от размера запрашиваемого земельного участка, с заявлением на покупку земельного участка (в 3-х экземплярах).

К заявлению по оформлению земли прилагаются:

– Заверенная нотариально на дату подачи заявления копия документа, удостоверяющего право на испрашиваемый земельный участок (Государственный акт, свидетельство о государственной регистрации прав на землю, договор аренды земельного участка и др.

) и в случае приобретения объектов недвижимости, находящихся на земельном участке, представленном в пользование иному лицу – Уведомление по рекомендуемой форме о том, что правообладатель не возражает против переоформления принадлежащего ему права на земельный участок.

– Заверенная нотариально на дату подачи заявления копии свидетельств государственной регистрации права собственности на каждый из объектов недвижимости (здания, строения, сооружения, объекты незавершённого строительства), расположенных на данном земельном участке (при наличии объектов недвижимости).

– Копия плана приватизации и копия решения о приватизации расположенных на земельном участке объектов недвижимости или копия иного документа о приватизации таких объектов (при наличии объектов недвижимости и если объекты ранее приватизировались из государственной или муниципальной собственности), либо документы, подтверждающие, что объекты недвижимости никогда не находились в государственной или муниципальной собственности.

– Кадастровый план земельного участка (выписка из государственного земельного кадастра) по форме В1, В2, В3, В4, изготовленный в установленном порядке и удостоверенный соответствующим территориальным органом, на который возложены функции по ведению государственного земельного кадастра (подлинник в 3-х экземплярах).

– Справка о размере земельного налога и площади земельного участка (подлинник в 3-х экземплярах), заявленного для приобретения в собственность, подписанная руководителем ИМНС РФ по соответствующем городу (району) – для застроенных земельных участков.

– Нотариально заверенные копии учредительных документов.

– Нотариально заверенная копия свидетельства о государственной регистрации юридического лица и нотариально заверенная копия свидетельства ИМНС РФ о внесении записи о регистрации юридического лица в ЕГРЮ.

– Выписка из протокола заседания (решения) уполномоченного в соответствии с учредительными документами органа юридического лица о приобретении в собственность земельного участка, заверенная печатью юридического лица.

– Выписка из протокола заседания (решения) уполномоченного органа юридического лица о назначении руководителя, заверенная печатью юридического лица.

– В случае представления интересов заявителя другим лицом – оригинал доверенности, выданной представителю на право действовать от имени покупателя.

– В случае покупки земельного участка, арендодателем которого является Минмособлимущество – справку из отдела аренды Минмособлимущества об отсутствии задолженности по арендной плате на подаче заявления на покупку земельного участка.

– Сведения о доле Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования в уставном капитале юридического лица (выписка из реестра акционеров для акционерных обществ или иной документ для других обществ).

– Сопроводительное письмо.

Если у вас есть хоть малейшее сомнение, что вы сделаете грамотное оформление земли в собственность, лучше не рисковать. Обратившись за помощью к специалистам, вы получите не только экономию времени, но и уверенность в том, что оформление земли в собственность сделано юридически грамотно.

Оформление земли в собственность — достаточно трудный процесс, особенно для людей, впервые сталкивающихся с этой проблемой. Наши опытные юристы помогут собрать все необходимые для оформления документы, что позволит вам сэкономить колоссальное количество времени, сил и нервов. Берегите себя, а оформление земли доверьте профессионалам.

Источник: https://law-partner.ru/oformlenie2.html

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

Оформление права собственности на земельный участок,  который был в собственности у юр лица

ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Раздел II. ПРАВО СОБСТВЕННОСТИ И ДРУГИЕ ВЕЩНЫЕ ПРАВА

О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав, см. Постановление Пленума Верховного Суда РФ N 10, Пленума ВАС РФ N 22 от 29.04.2010.

Глава 13. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Статья 209. права собственности

1. Собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом.

2.

Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

3. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами в той мере, в какой их оборот допускается законом (статья 129), осуществляются их собственником свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов других лиц.

4. Собственник может передать свое имущество в доверительное управление другому лицу (доверительному управляющему). Передача имущества в доверительное управление не влечет перехода права собственности к доверительному управляющему, который обязан осуществлять управление имуществом в интересах собственника или указанного им третьего лица.

Статья 210. Бремя содержания имущества

Собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 211. Риск случайной гибели имущества

Риск случайной гибели или случайного повреждения имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором.

Статья 212. Субъекты права собственности

1. В Российской Федерации признаются частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности.

2.

Имущество может находиться в собственности граждан и юридических лиц, а также Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований.

3. Особенности приобретения и прекращения права собственности на имущество, владения, пользования и распоряжения им в зависимости от того, находится имущество в собственности гражданина или юридического лица, в собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования, могут устанавливаться лишь законом.

Законом определяются виды имущества, которые могут находиться только в государственной или муниципальной собственности.

4. Права всех собственников защищаются равным образом.

Статья 213. Право собственности граждан и юридических лиц

1. В собственности граждан и юридических лиц может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которое в соответствии с законом не может принадлежать гражданам или юридическим лицам.

2.

Количество и стоимость имущества, находящегося в собственности граждан и юридических лиц, не ограничиваются, за исключением случаев, когда такие ограничения установлены законом в целях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1 настоящего Кодекса.

3. Коммерческие и некоммерческие организации, кроме государственных и муниципальных предприятий, а также учреждений, являются собственниками имущества, переданного им в качестве вкладов (взносов) их учредителями (участниками, членами), а также имущества, приобретенного этими юридическими лицами по иным основаниям.

(в ред. Федерального закона от 03.11.2006 N 175-ФЗ)

4. Общественные и религиозные организации (объединения), благотворительные и иные фонды являются собственниками приобретенного ими имущества и могут использовать его лишь для достижения целей, предусмотренных их учредительными документами.

Учредители (участники, члены) этих организаций утрачивают право на имущество, переданное ими в собственность соответствующей организации.

В случае ликвидации такой организации ее имущество, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, используется в целях, указанных в ее учредительных документах.

Статья 214. Право государственной собственности

1. Государственной собственностью в Российской Федерации является имущество, принадлежащее на праве собственности Российской Федерации (федеральная собственность), и имущество, принадлежащее на праве собственности субъектам Российской Федерации – республикам, краям, областям, городам федерального значения, автономной области, автономным округам (собственность субъекта Российской Федерации).

2.

Земля и другие природные ресурсы, не находящиеся в собственности граждан, юридических лиц либо муниципальных образований, являются государственной собственностью.

3. От имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации права собственника осуществляют органы и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

4. Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства соответствующего бюджета и иное государственное имущество, не закрепленное за государственными предприятиями и учреждениями, составляют государственную казну Российской Федерации, казну республики в составе Российской Федерации, казну края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа.

5. Отнесение государственного имущества к федеральной собственности и к собственности субъектов Российской Федерации осуществляется в порядке, установленном законом.

Статья 215. Право муниципальной собственности

1. Имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является муниципальной собственностью.

2.

От имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления и лица, указанные в статье 125 настоящего Кодекса.

3. Имущество, находящееся в муниципальной собственности, закрепляется за муниципальными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и распоряжение в соответствии с настоящим Кодексом (статьи 294, 296).

Средства местного бюджета и иное муниципальное имущество, не закрепленное за муниципальными предприятиями и учреждениями, составляют муниципальную казну соответствующего городского, сельского поселения или другого муниципального образования.

Статья 216. Вещные права лиц, не являющихся собственниками

1. Вещными правами наряду с правом собственности, в частности, являются:

право пожизненного наследуемого владения земельным участком (статья 265);

право постоянного (бессрочного) пользования земельным участком (статья 268);

сервитуты (статьи 274, 277);

право хозяйственного ведения имуществом (статья 294) и право оперативного управления имуществом (статья 296).

2.

Вещные права на имущество могут принадлежать лицам, не являющимся собственниками этого имущества.

3. Переход права собственности на имущество к другому лицу не является основанием для прекращения иных вещных прав на это имущество.

4. Вещные права лица, не являющегося собственником, защищаются от их нарушения любым лицом в порядке, предусмотренном статьей 305 настоящего Кодекса.

Статья 217. Приватизация государственного и муниципального имущества

Имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества.

При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.

Глава 14. ПРИОБРЕТЕНИЕ ПРАВА СОБСТВЕННОСТИ

Статья 218. Основания приобретения права собственности

1. Право собственности на новую вещь, изготовленную или созданную лицом для себя с соблюдением закона и иных правовых актов, приобретается этим лицом.

Право собственности на плоды, продукцию, доходы, полученные в результате использования имущества, приобретается по основаниям, предусмотренным статьей 136 настоящего Кодекса.

2.

Право собственности на имущество, которое имеет собственника, может быть приобретено другим лицом на основании договора купли-продажи, мены, дарения или иной сделки об отчуждении этого имущества.

В случае смерти гражданина право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

В случае реорганизации юридического лица право собственности на принадлежавшее ему имущество переходит к юридическим лицам – правопреемникам реорганизованного юридического лица.

3. В случаях и в порядке, предусмотренных настоящим Кодексом, лицо может приобрести право собственности на имущество, не имеющее собственника, на имущество, собственник которого неизвестен, либо на имущество, от которого собственник отказался или на которое он утратил право собственности по иным основаниям, предусмотренным законом.

4. Член жилищного, жилищно-строительного, дачного, гаражного или иного потребительского кооператива, другие лица, имеющие право на паенакопления, полностью внесшие свой паевой взнос за квартиру, дачу, гараж, иное помещение, предоставленное этим лицам кооперативом, приобретают право собственности на указанное имущество.

Статья 219. Возникновение права собственности на вновь создаваемое недвижимое имущество

Право собственности на здания, сооружения и другое вновь создаваемое недвижимое имущество, подлежащее государственной регистрации, возникает с момента такой регистрации.

Статья 220. Переработка

1. Если иное не предусмотрено договором, право собственности на новую движимую вещь, изготовленную лицом путем переработки не принадлежащих ему материалов, приобретается собственником материалов.

Однако если стоимость переработки существенно превышает стоимость материалов, право собственности на новую вещь приобретает лицо, которое, действуя добросовестно, осуществило переработку для себя.

2.

Если иное не предусмотрено договором, собственник материалов, приобретший право собственности на изготовленную из них вещь, обязан возместить стоимость переработки осуществившему ее лицу, а в случае приобретения права собственности на новую вещь этим лицом последнее обязано возместить собственнику материалов их стоимость.

3. Собственник материалов, утративший их в результате недобросовестных действий лица, осуществившего переработку, вправе требовать передачи новой вещи в его собственность и возмещения причиненных ему убытков.

Статья 221. Обращение в собственность общедоступных для сбора вещей

В случаях, когда в соответствии с законом, общим разрешением, данным собственником, или в соответствии с местным обычаем на определенной территории допускается сбор ягод, добыча (вылов) рыбы и других водных биологических ресурсов, сбор или добыча других общедоступных вещей и животных, право собственности на соответствующие вещи приобретает лицо, осуществившее их сбор или добычу.

Источник: http://cikrf.ru/law/federal_law/zakon_94_51fz/razdel2.php

Статья «Как зарегистрировать право собственности на земельный участок в порядке наследования»

Оформление права собственности на земельный участок,  который был в собственности у юр лица

Как зарегистрировать право собственности на земельный участок в порядке наследования

Государственная регистрация прав на недвижимое имущество и сделок с ним – это юридический акт признания и подтверждения государством возникновения, ограничения (обременения), перехода и прекращения прав на недвижимое имущество. Государственная регистрация является единственным доказательством существования зарегистрированного права.

Последовательность действий заявителя

Какие документы необходимы

1. Заявление правообладателя или его представителя о государственной регистрации права. Если с заявлением обращается представитель правообладателя, необходимо представить нотариально удостоверенную доверенность. Бланк заявления можно скачать на сайте Росреестра, получить в офисе Росреестра, Кадастровой палаты и МФЦ.

2. Документ, удостоверяющий личность заявителя.

3. Свидетельство о праве на наследство (оригинал и копия).

4. Соглашение о разделе наследственного имущества (если соглашение совершено в простой письменной форме – оригинал в 2-х экземплярах; если соглашение нотариально удостоверено – в 2 экземплярах, один из которых оригинал).

Для юридических лиц дополнительно потребуются учредительные документы (оригинал или копия, заверенная нотариусом или руководителем юридического лица), а также документы, подтверждающие полномочия представителя юридического лица действовать от его имени (оригинал или нотариально заверенная копия).

Заявитель по желанию может представить документ об уплате государственной пошлины. Если подтверждение об уплате пошлины не было получено от заявителя, Росреестр запросит его в рамках системы межведомственного информационного взаимодействия*.

Если информация об уплате отсутствует в Государственной информационной системе о государственных и муниципальных платежах, документы для регистрации прав не рассматриваются и будут возвращены заявителю.

* Возможность получения подтверждения об уплате государственной пошлины в порядке межведомственного взаимодействия уточните на сайте Росреестра, у оператора центра телефонного обслуживания или у специалиста в офисе.

Сроки предоставления и стоимость услуги

За государственную регистрацию права собственности на земельный участок в порядке наследования взимается государственная пошлина.

Размер государственной пошлины Для физических лиц* Для юридических лиц
Для участков, предназначенных для ведения личного подсобного и дачного хозяйств, огородничества, садоводства, индивидуального гаражного строительства, индивидуального жилищного строительства 200 руб.
Для земель сельскохозяйственного назначения 200 руб. 200 руб.
Для доли в праве общей собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения 50 руб. 50 руб.
Для остальных земельных участков 1 000 руб. 15 000 руб.

* От уплаты государственной пошлины освобождаются физические лица, признаваемые малоимущими в соответствии с Жилищным кодексом Российской Федерации (в этом случае необходимо представить документ, выданный в установленном порядке и подтверждающий признание гражданина малоимущим). Если земельный участок поступает в общую долевую собственность нескольких наследников, в связи с чем каждый из них обращается за государственной регистрацией принадлежащей ему доли в праве общей долевой собственности, государственную пошлину в соответствующем размере уплачивает каждый наследник.Свидетельство о государственной регистрации права (оригинал) или выписка из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество и сделок с ним (ЕГРП) по выбору заявителя выдается в срок не более 18 календарных дней со дня приема заявления и документов органом, осуществляющим государственную регистрацию прав. Свидетельство или выписка из ЕГРП могут быть выданы лично или направлены почтовым отправлением при наличии соответствующего указания в заявлении о государственной регистрации прав. Выписка из ЕГРП также может быть направлена в форме электронного документа.Если принято решение об отказе в государственной регистрации, сообщение о таком отказе должно быть направлено заявителю в срок не более 5 дней после окончания установленного срока регистрации.

Возможные причины для приостановления государственной регистрации прав:

  • возникновение у государственного регистратора сомнений в наличии оснований для государственной регистрации прав, подлинности представленных документов или достоверности указанных в них сведений;
  • отсутствие необходимых документов или сведений, запрашиваемых по межведомственным запросам;
  • письменное заявление правообладателя (его представителя);
  • поступление определения или решения суда, в том числе о запрете осуществления регистрационных действий.

Возможные причины для отказа в государственной регистрации прав:

  • с заявлением о государственной регистрации обратилось ненадлежащее лицо;
  • представленные документы не соответствуют требованиям законодательства;
  • не представлены документы, необходимые для государственной регистрации, если обязанность по их представлению лежит на заявителе;
  • имеются противоречия между заявленными и уже зарегистрированными правами;
  • ответ органа государственной власти или органа местного самоуправления на межведомственный запрос свидетельствует об отсутствии документа или информации, необходимых для государственной регистрации прав, если соответствующий документ не представлен заявителем по собственной инициативе;
  • земельный участок не считается учтенным в соответствии с Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости» (за исключением случаев, предусмотренных законом);
  • в государственном кадастре недвижимости нет сведений о границах земельного участка, на государственную регистрацию прав на который представлены документы, или одна из границ такого участка пересекает одну из границ другого участка (за исключением случаев, предусмотренных законом).

Для получения подробной информации посетите сайт Росреестра или обратитесь к специалисту в офисе. Зарегистрировать право собственности на земельный участок в порядке наследования можно любым из предложенных способов:

1. Подать документы в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг (МФЦ). Удостоверьтесь, что МФЦ предоставляет данную услугу.

2. Обратиться в офис Росреестра или Кадастровой палаты.

Запишитесь на прием заранее:

  • на официальном сайте Росреестра в разделе «Офисы и приемные»;
  • по единому номеру центра телефонного обслуживания Росреестра.

3. Отправить нотариально заверенные документы почтовым отправлением с описью вложения и уведомлением о вручении в офис Росреестра или Кадастровой палаты по месту нахождения объекта недвижимости.

4. Подать заявление и необходимые документы, подписанные электронной подписью, на сайте Росреестра в разделе «Электронные услуги»*.

* Возможность предоставления документов на данную услугу в электронном виде уточните на сайте Росреестра, у оператора центра телефонного обслуживания или у специалиста в офисе.

Вы можете оперативно отслеживать статус рассмотрения своего заявления с помощью электронного сервиса «Проверка статуса запроса» на сайте Росреестра независимо от того, каким способом вы подали документы.

Управление мониторинга и повышения качества государственных услуг Росреестра

Источник: http://www.zemvest.ru/uslugi-rosreestra/registratsiya-prav/03/

Переход права аренды при переходе права собственности на недвижимость: автоматическая неавтоматичность

Оформление права собственности на земельный участок,  который был в собственности у юр лица

Хотелось бы сначала сделать небольшое вступление, которым привлечь внимание коллег-юристов к одному из принципов, косвенно заложенных в отечественное земельное законодательство.

“Земля идет за недвижимостью” – таков этот принцип. Правильный он или неправильный, хорошо это или плохо – оценивать и сравнивать не буду, это не тема статьи. Но отмечу, что он кардинально отличается от подходов к приобретению прав на недвижимость многих развитых государств.

“Кто является владельцем земли, тот и владелец здания на земле” – такой обобщенный тезис передовых стран.

Например, законодательство Германии определяет, что здание, дом – это составная части земельного участка, а законодательство США – что здание является принадлежностью главной вещи – земельного участка, и если такое здание построено на земельном участке другим лицом без разрешения собственника такого земельного участка, оно является собственностью владельца земельного участка. Поэтому в таких государствах и нет самовольных застроек, коррупционных узакониваний и т. д.

У нас есть свое законодательство. Его нам и нужно применять.

А теперь по существу.

В Земельном кодексе Украины уже давно содержится норма, фактически в приказном порядке предусматривающая, что если владелец здания меняется, то к новому владельцу переходит право на землю (право собственности или пользования) под этим зданием.

Указанная норма содержится в ст. 120 Земельного кодекса Украины, ст. 377 Гражданского кодекса Украины и в Законе Украины “Об аренде земли”.

Рассмотрим ситуацию, когда земля под зданием, право собственности на которую перешло к новому приобретателю, находилась в пользовании (аренде).

На такой случай ст.

120 ЗК Украины гласит, что при приобретении права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на земельном участке, который находится в пользовании, к приобретателю переходит право пользования земельным участком, на котором они размещены, на тех же условиях и в том же объеме, что были у предыдущего землепользователя. В случае если право собственности на жилой дом, здание или сооружение приобретается несколькими лицами, право на земельный участок определяется пропорционально долям лиц в праве собственности жилого дома, здания или сооружения.

Существенным условием договора, предусматривающего приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, является кадастровый номер земельного участка, право на который переходит в связи с приобретением права собственности на эти объекты.

Заключение договора, предусматривающего приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, связанное с переходом права на часть земельного участка, осуществляется после выделения этой части в отдельный земельный участок и присвоения ему отдельного кадастрового номера.

В случае приобретения права собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), который расположен на землях государственной или коммунальной собственности, находящихся в пользовании другого лица, и необходимости разделения земельного участка, площадь земельного участка, который формируется, не может быть меньше, чем максимальный размер земельных участков соответствующего целевого назначения, определенных статьей 121 Земельного кодекса Украины (кроме случаев, когда формирование земельного участка в таком размере является невозможным).

Ст.

377 Гражданского кодекса Украины, в свою очередь, акцентирует также на том, что к лицу, которое приобрело право собственности на жилой дом (кроме многоквартирного), здание или сооружение, переходит право пользования на земельный участок, на котором они размещены, без изменения его целевого назначения в объеме и на условиях, установленных для предыдущего землепользователя. Размер и кадастровый номер земельного участка, право на который переходит в связи с переходом права собственности на жилой дом, здание или сооружение, являются существенными условиями договора, предусматривающего приобретение права собственности на эти объекты (кроме многоквартирных домов).

В ст. 31 Закона Украины “Об аренде земли” также указано, что договор аренды земли прекращается в случае приобретения права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном другим лицом земельном участке.

То есть из анализа вышеуказанных норм следует, что законодатель прямо связывает момент приобретения права собственности на недвижимость новым владельцем с моментом прекращения землепользователем права пользования земельным участком под недвижимостью.

Суммируем. Похоже, что процесс такого перехода права пользования (аренды) на земельный участок должен быть автоматическим – в силу закона.

Однако…

В Земельном кодексе Украины содержится норма, которая фактически не допускает такой автоматичности. Это ч. 1 ст.

116 ЗК Украины, гласящая, что граждане и юридические лица приобретают право пользования земельными участками из земель государственной или коммунальной собственности по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления в пределах их полномочий, определенных этим Кодексом, или по результатам аукциона.

Земельные участки, находящиеся в пользовании граждан или юридических лиц, передаются в пользование по решению органов исполнительной власти или органов местного самоуправления только после прекращения пользования ими в порядке, определенном законом.

Данная норма прямо перекликается со ст. 141 ЗК Украины, которая четко указывает, что приобретение другим лицом права собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на земельном участке, является всего лишь основанием для прекращения права пользования земельным участком, а не фактом прекращения такого права.

Что по этому поводу скажет нам судебная практика?

Высший хозяйственный суд Украины в своем постановлении от 15 марта 2012 по делу № 6/82/5022-1391/2011 указывает, что возникновение права собственности на объект недвижимости не является основанием для автоматического возникновения права собственности или заключения договора аренды земельного участка, что следует из положений ст.

377 Гражданского кодекса Украины, ст. 120 Земельного кодекса Украины.

Кроме того, право пользования земельным участком, на котором находится недвижимость, переходит к приобретателю объектов недвижимости исключительно при условии, что в момент их отчуждения у предыдущего владельца согласно требованиям земельного законодательства такое право было должным образом удостоверено.

Аналогичная по сути правовая позиция содержится и в постановлении Высшего хозяйственного суда Украины от 20 мая 2015 по делу № 5024/2507/2011, в котором констатируется, что земельным законодательством не предусмотрен автоматический переход прав на земельные участки, а требуется оформление прав на них за определенной процедуре, которую нельзя подменять судебным решением.

Коллегия судей Высшего хозяйственного суда Украины в своем постановлении от 15 апреля 2015 по делу № 28/5005/5627/2012 в подтверждение высказанного выше мнения также указывает, что в соответствии со ст. 377 Гражданского кодекса и ст.

120 Земельного кодекса Украины в случае приобретения права собственности на здание, сооружение, находящееся на земельном участке, предоставленном в пользование, к приобретателю переходит право пользования соответствующим земельным участком в том же объеме, что был у предыдущего землепользователя. Однако при этом договор аренды земельного участка предыдущего владельца недвижимого имущества не прекращается автоматически, а новый собственник может требовать переоформления права пользования земельным участком на себя в установленном действующим законодательством порядке.

То есть мы видим, что в данной ситуации суд выражает следующую позицию: в связи с переходом права собственности на здание к новому владельцу данный факт является основанием для прекращения права пользования земельным участком предыдущим землепользователем и к новому владельцу переходит право пользования земельным участком под зданием. Однако право пользования земельным участком предыдущего пользователя следует прекратить и приобрести (переоформить) владельцем здания в установленном законом порядке. От себя скажу, что, как уже говорилось выше, такой порядок предусматривает необходимость принятия уполномоченными органами решений о прекращении/предоставлении в аренду указанного земельного участка и осуществления государственной регистрации указанных прав. Автоматичность в данном вопросе отсутствует.

Но…

Высший хозяйственный суд своим постановлением от 9 июля 2015 по делу № 910/23058/14 формирует в этом вопросе совсем иную, новую практику. Так, кассационная инстанция недословно указывает, что в Законе Украины “Об аренде земли” содержится ст.

7, часть 3 которой гласит, что к лицу, к которому перешло право собственности на жилой дом, здание или сооружение, расположенные на арендованном земельном участке, также переходит право аренды на этот земельный участок.

Договором, который предусматривает приобретение права собственности на жилой дом, здание или сооружение, прекращается договор аренды земельного участка в части аренды предыдущим арендатором земельного участка, на котором расположен такой жилой дом, здание или сооружение.

И теперь внимание. Суд отмечает, что требования ч. 3 ст.

7 Закона Украины “Об аренде земли” следует понимать таким образом, что при возникновении у другого лица права собственности на жилой дом, здание или сооружение право предыдущего пользователя прекращается в силу закона, без оформления прекращения права любыми актами и документами. Эта норма является императивной, отступление от нее на основании договора не допускается. Договор аренды при этом не прекращается в целом, а только в части аренды предыдущим арендатором земельного участка.

То есть имеем кардинально различные правовые позиции, толкования норм, что в совокупности на практике приводит к применению законов по принципу “как кому выгодно”.

Вот и вывод: в украинских реалиях переход права аренды при переходе права собственности на недвижимость является автоматически неавтоматическим.

Источник: http://uz.ligazakon.ua/magazine_article/EA008310

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий