Защита чести, достоинства и деловой репутации: процедура, особенности | Правоведус
Каждый гражданин РФ имеет право на защиту своей чести, достоинства и деловой репутации. Более конкретно о самих понятиях данных благ, а также о способах их защиты в судебном порядке или об условиях компенсации морального вреда мы расскажем в нашей статье.
Честью в гражданском обществе принято называть социально-этическую оценку со стороны общества, которой определяется мера духовных и социальных качеств человека.
Достоинством человека является представление собственной ценности, как личности, и признается государством для всех членов общества, не исключая при этом, признания заслуг одних перед другими в большей или меньшей степени.
Деловая репутация – есть объективное мнение общества о конкретном гражданине либо о юридическом лице. Деловая репутация человека определяется уровнем его профессионализма, а юридического лица – уровнем и оценкой его вида деятельности с учетом правового статуса организации.
Честь, достоинство и деловая репутация – социально-правовые ценности, занимающие важное место в жизнедеятельности любого государства и общества.
Также, как и доверенность, понятия о чести, достоинстве и деловой репутации имеют прямую связь с правовым институтом, и в случае их утраты либо ограничения уменьшают определенный статус в правоотношениях с иными субъектами.
С гражданско-правовой точки зрения понятия чести, достоинства и деловой репутации являются нематериальными социальными благами, защита которых является важной обязанностью государства, которое устанавливает запрет на посягательство на эти блага с предоставлением судебной защиты, если они были нарушены.
Физическое или юридическое лицо, наделенное определенными правами, получает от государства систему гарантий, позволяющую реализовывать эти права на условиях законности в РФ, а также предусматривающую ответственность обязанных лиц. Право на защиту чести, достоинства и деловой репутации закреплено в ст.
152 Гражданского кодекса РФ, в соответствии с которой каждый гражданин имеет право требовать опровержения сведений, которыми были опорочены его честь, достоинство или деловая репутация, за исключением случаев, когда распространитель сведений может предоставить доказательную базу на соответствие действительности распространенной им информации.
Важно! Право на опровержение порочащих сведений имеет место быть, независимо от способа распространения информации.
Защита чести и достоинства гражданина по требованию заинтересованных лиц может возникнуть и в случае его смерти, тем самым позволив сохранить репутацию и доброе имя семьи гражданина и иных субъектов правоотношений.
В каких случаях для защиты чести, достоинства и репутации следует обращаться в суд
В суд за защитой своих прав могут обращаться все дееспособные граждане и юридические лица, в случае подачи иска несовершеннолетними или недееспособными лицами их интересы в суде должны представлять их законные представители (родители, опекуны и т.д.).
В ряде случаев, требующих защиты чести, достоинства и деловой репутации, пожалуй, в первую очередь, стоит отметить распространение сведений, порочащих честь и достоинство конкретного гражданина либо организации с точки зрения общественного мнения.
К порочащей информации относятся обвинения:
- в незаконном получении средств;
- в националистических высказываниях;
- в нарушении семейного долга;
- в клевете;
- в совершении преступления;
- в профессиональной недобросовестности;
- в оскорблении чести женщины и т.д.
Все эти и иные сведения могут считаться ложной информацией, если не был установлен факт об их достоверности (презумпция добропорядочности).
Действующее российское законодательство в настоящее время не предусматривает полного запрета на диффамацию – разглашение достоверных сведений, приводящих к угнетению лица (например, распространение информации о том, что человек болеет СПИДом).
Соответственно, при наступлении какого-либо случая, касаемо распространения правдивых сведений, порочащих честь, достоинство и репутацию гражданина, российские судебные органы не смогут привлечь к ответственности распространителя.
Распространение сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина или юр.лица, посредством СМИ могут носить два характера:
- Сведения, которые сообщаются непосредственно лицу, к которому они имеют прямое отношение – это не является распространением.
- Сведения, распространяемые через анонимные письма и заявления – у потерпевшего возникает право на защиту своих интересов в судебном порядке (ст. 152 ГК РФ).
При рассмотрении искового заявления судом устанавливаются: имело ли место распространение порочащей информации, являются ли сведения достоверными и порочащими Вашу честь и достоинство.
В соответствии со ст. 208 ГК РФ, исковая давность на требования о защите неимущественных прав, в частности, чести, достоинства и деловой репутации, не распространяется. То есть, защита данных благ может быть осуществлена даже после смерти гражданина, а также после прекращения деятельности юридического лица.
Если лицо, которое распространило сведения, порочащие честь, достоинство и деловую репутацию, не было установлено, на основании с п. 8 ст. 152 ГК РФ пострадавший имеет полное право обратиться в суд с иском о признании распространенной информации не соответствующей действительности.
Невыполнение судебного решения влечет за собой штрафные санкции в размере и порядке, установленном законом, штрафы взыскиваются с нарушителя в доход Российской Федерации. Кроме того, п. 9 ст.
152 ГК РФ предусматривает возможность возмещения пострадавшему лицу морального вреда и убытков, которые были причинены вследствие распространения порочащих сведений.
Способы защиты чести, достоинства и деловой репутации
Гражданское право РФ (ст. 151 – 152 ГК РФ) предусматривает два способа защиты чести, достоинства и деловой репутации:
- Опровержение, то есть доведение соответствующей информации о признании судом ранее распространенных сведений не соответствующими действительности.
- Возмещение морального вреда (компенсация), с признанием о причинении нравственных и физических страданий потерпевшему лицу.
Не соответствующая действительности информация, распространенная через СМИ, должна быть опровергнута посредством этих же источников. Недостоверные сведения, содержащиеся в каком-либо документе, исходящем от организации, могут быть удалены посредством замены, отзыва или уничтожения документа.
Иные ситуации касаемо опровержения информации, порочащей честь, достоинство и деловую репутацию, устанавливаются в судебном порядке (п. 2 ст. 152 ГК РФ). Также, стоит отметить, что в соответствии с п. 2 ст. 152 ГК РФ и ст.
46 Закона «О средствах массовой информации», гражданин, чьи права и интересы были ущемлены посредством распространения недостоверных сведений, вправе осуществить публикацию своего ответа на распространенную информацию в тех же СМИ.
В случаях, если недостоверные сведения были распространены посредством книжных изданий – выпуск данной продукции может быть прекращен по решению суда.
Возмещение морального вреда (компенсация) является одним из способов защиты чести, достоинства и репутации, и равно как и недействительность сделки, определяется судом в соответствии с гражданско-процессуальным законодательством РФ. На основании ст. 1064 ГК РФ истец вправе получить удовлетворение своего иска о возмещении морального вреда. Порядок возмещения определен статьями 151 и 1101 ГК РФ, размер компенсации напрямую зависит от степени вины правонарушителя, с учетом причиненных нравственных и физических страданий потерпевшего лица. Компенсация морального вреда осуществляется только в денежной форме.
Отметим, что моральный ущерб может быть компенсирован только физическим лицам!
Гражданский кодекс РФ предусматривает основания для компенсации морального вреда, которая взыскивается в судебном порядке, в частности:
- в случаях нарушения личных неимущественных прав, а также посягательств на нематериальные блага (честь, достоинство и деловую репутацию);
- в случаях распространения сведений, порочащих честь, достоинство и деловую репутацию гражданина.
Исковые заявления с требованиями о компенсации морального вреда не имеют срока исковой давности, поскольку они являются следствием нарушений личных неимущественных прав и других нематериальных благ (п. 1 ст. 208 ГК РФ).
Судебная защита чести, достоинства и деловой репутации
Судебная защита нематериальных благ граждан и юридических лиц, в частности, их чести, достоинства и деловой репутации представляет собой систему законодательных мер, направленных на охрану прав и свобод человека, а также на ликвидацию их последствий. Право на судебную защиту рассматривается, как субъективное конституционное право физического или юридического лица, реализующееся в гражданском судопроизводстве рядом полномочий.
На основании законодательной базы РФ любое лицо, заинтересованное в защите своих прав и интересов, вправе обратиться в суд, в том числе и с иском об опровержении распространенной информации, не соответствующей действительности и порочащей честь, достоинство и деловую репутацию.
В соответствии со ст. 152 ГК РФ все дела по искам о защите чести, достоинства и деловой репутации возбуждаются в общем порядке, установленном законом.
При рассмотрении искового заявления истец со своей стороны должен доказать, что факт распространения порочащих сведений имел место быть, а ответчик, в свою очередь, доказать достоверность распространенных им сведений.
Отметим, что судебное решение может быть исполнено уже в период принятия и рассмотрения гражданского дела, в том числе это касается исков о защите чести, достоинства и деловой репутации.
Так, судом еще до момента вынесения окончательного решения может быть запрещено дальнейшее распространение сведений, порочащих честь и достоинство истца. Вместе с тем, судом должны быть приняты все меры к урегулированию спора, не ущемляя прав и законных интересов всех сторон.
Источник: https://pravovedus.ru/practical-law/civil/zashhita-chesti-dostoinstva-i-delovoy-reputatsii/
Детские права
Сокращенный перечень прав ребёнка
(приводится по Конвенции о правах ребёнка)
Статья 2. У всех детей равные права независимо от национальности, пола, религиозных или политических убеждений.
Статья 6. Право на жизнь. Выживание и свободное развитие.
Статья 8. Право на сохранение своей индивидуальности.
Статья 9. Право на общение с обоими родителями.
Статья 12 и 13. Право свободно выражать свои взгляды и мнения.
Статья 14. Право исповедовать любую религию.
Статья15. Право на свободу ассоциации и мирных собраний.
Статья 16. Право на защиту от посягательства на личную жизнь, тайну переписки, честь и репутацию.
Статья 17. Право на доступ к информации.
Статья 19. Право на защиту от всех форм насилия.
Статья 27. Право на достойный уровень жизни.
Статья 28. Право на образование.
Статья 31. Право на отдых и досуг.
Статья32. Право на защиту от экономической эксплуатации и выполнения опасной для жизни работы.
Статья 37. Право на защиту от жестокого обращения.
Статья 38. Дети, не достигшие 15-летнего возраста, не должны участвовать в военных действиях.
Статья 40. Право на гуманное обращение с детьми при нарушении ими закона.
Российское законодательство
о защите прав ребенка.
O 1993 г. – Конституция РФ, ГЛ. 2
O «Права и свободы гражданина» ст. 17-64 0 – определяет основы правового статуса личности в Российской Федерации.
O Семейный кодекс РФ
O – закрепляет права ребёнка. Определяет:
· право ребенка жить и воспитываться в семье;
· право ребенка на общение с родителями и другими родственниками;
· право ребенка на защиту;
· право ребёнка выражать свое мнение;
· право ребёнка на имя, отчество и фамилию;
· право на имущество.
O Уголовный кодекс РФ
O . устанавливает серьёзные уголовные наказания за нарушение прав несовершеннолетних
План мероприятий по проведению Всероссийского Дня правовой помощи детям в
МДОБУ «Детский сад № 15 «Вишенка» с 13 по 21 ноября 2017 года.
№ | Мероприятие | Ответственный |
Работа с воспитанниками | ||
Цикл занятий по правовому просвещению детей:”Я – человек”«Что такое права человека»«Право ребенка на имя, отчество и фамилию»« Право ребенка жить и воспитываться в семье»«Право ребенка на охрану здоровья»«Права ребенка на образование»«Права и обязанности ребенка»«Право на защиту»«Право на жилье и неприкосновенность жилища»«Право на свободу» | Воспитатели групп детей старшего дошкольного возраста, зам.зав по УВР | |
Беседы с детьми: «Как дружить без ссоры»«У каждого есть имя»«Жизнь дана на добрые дела» | Воспитатели групп | |
Оформление выставки рисунков:«Я и мои права» | Группы | |
Игры и проблемные ситуации для дошкольников:«Что такое хорошо и что такое плохо»«Не поделили игрушку»«Рядом с тобой друг»«Запрещается – разрешается»«Мы разные, но у нас равные права» | Инспектор по делам несовершеннолетних Васильева Е.П.Воспитатели групп | |
Чтение литературных произведений по теме | Воспитатели групп | |
Работа с родителями | ||
Оформление информационных стендов в учреждение по правовому просвещению родителей | Воспитатели групп детей старшего дошкольного возраста, зам.зав по УВР | |
Консультации для родителей«Правовое образование старших дошкольников»,«История становления законодательства о правах ребёнка»,«Можно ли обойтись без наказания»,«Ребёнок и его права» | Баснер Алексей Александрович((РГПУ им.Герцена)Воспитатели групп | |
Изготовление информационных брошюр и буклетов по вопросам защиты детства для последующего распространения среди родителей, а также размещения на официальном сайте учреждения | Воспитатели групп детей старшего дошкольного возраста, зам.зав по УВР | |
Оформление памяток для родителей:«Наказывая, подумай: зачем?»«Искусство быть родителем»«Четыре заповеди мудрого родителя» | Воспитатели групп | |
Работа с педагогами | ||
Выставка литературы по правовому воспитанию дошкольников | Зам.зав по УВР | |
Консультация для воспитателей «Правовое воспитание дошкольников» | Зам.зав по УВР | |
Семинар-практикум “Охрана прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и ДОУ” | Зам.зав по УВР |
Отчет о проведении Всероссийского Дня правовой помощи детям в
МДОБУ «Детский сад № 15 «Вишенка » с 13 по 21 ноября 2017 года.
№ | Мероприятие | Ответственный |
Работа с воспитанниками | ||
НОД на тему:”Я – человек”«Что такое права человека»«Право ребенка на имя, отчество и фамилию»«Права и обязанности ребенка»«Право на защиту»«Право на жилье и неприкосновенность жилища» | Инспектор по делам несовершеннолетнихВоспитатели: Клыкова Т.Н.,Трифонова О.Б.,Плетухина В,Н.,Секретарева Н.М.,Чекина А.А.,Ростиславина Н.В.,Федосова Л.М.,Майорова Д.В.,Луковицкая А.В. | |
Беседы с детьми: «Как дружить без ссоры»«У каждого есть имя»«Жизнь дана на добрые дела» | Воспитатели: Клыкова Т.Н.,Трифонова О.Б.,Плетухина В,Н.,Секретарева Н.М.,Чекина А.А.,Ростиславина Н.В.,Федосова Л.М.,Майорова Д.В.,Луковицкая А.В. | |
Оформление выставки рисунков:«Я и мои права» | Группы | |
Игры и проблемные ситуации для дошкольников:«Что такое хорошо и что такое плохо»«Не поделили игрушку»«Рядом с тобой друг»«Запрещается – разрешается»«Мы разные, но у нас равные права» | Воспитатели: Клыкова Т.Н.,Трифонова О.Б.,Плетухина В,Н.,Секретарева Н.М.,Чекина А.А.,Ростиславина Н.В.,Федосова Л.М.,Майорова Д.В.,Луковицкая А.В. | |
Работа с родителями | ||
Консультации для родителей«Правовое образование старших дошкольников»,«История становления законодательства о правах ребёнка»,«Можно ли обойтись без наказания»,«Ребёнок и его права» | Баснер А.А.Воспитатели: Клыкова Т.Н.,Трифонова О.Б.,Плетухина В,Н.,Секретарева Н.М.,Чекина А.А.,Ростиславина Н.В.,Федосова Л.М.,Майорова Д.В.,Луковицкая А.В. | |
Оформление памяток для родителей:«Наказывая, подумай: зачем?»«Искусство быть родителем»«Четыре заповеди мудрого родителя» | Воспитатели групп | |
Работа с педагогами | ||
Выставка литературы по правовому воспитанию дошкольников | Зам.зав по УВР | |
Консультация для воспитателей «Правовое воспитание дошкольников» | Зам.зав по УВР | |
Семинар-практикум “Охрана прав и достоинства маленького ребенка. Координация усилий семьи и ДОУ” | Зам.зав по УВР |
Источник: http://vishenka15.caduk.ru/p58aa1.html
Должностные обязанности воспитателя дошкольного образования. Должностная инструкция воспитателя доу. Что входит в обязанности воспитателя детского сада
Вы имеете полное право как законный представитель своего ребенка требовать выполнения от воспитателя его должностных обязанностей.
Должностная инструкция воспитателя.1. Общие положения1.1. На должность воспитателя принимаются лица со средним специальным или высшим образованием, имеющие медицинское заключение.Воспитатель:1.2. Подчиняется заведующему детским садом.1.3. Работает непосредственно под руководством старшего воспитателя.1.4. Принимается на должность и освобождается от должности приказом заведующего.1.5.
Проходит медицинский осмотр 1 раз в полгода.1.6. В своей работе руководствуется нормативными документами, настоящей должностной инструкцией и Правилами внутреннего трудового распорядка.1.7. Продолжительность рабочей недели — 36 часов, работает по графику, согласованному с профсоюзным комитетом и утвержденному заведующей.1.8.
Продолжительность ежегодного очередного отпуска — 42 календарных дня.1.9. Соблюдает трудовую дисциплину.2. Должностные обязанности.2.1. Осуществляет тщательный присмотр за вверенными ему детьми в строгом соответствии с требованиями инструкции по охране жизни и здоровья детей в помещениях учреждения и на детских прогулочных площадках.2.2.
Следит за состоянием и укреплением здоровья каждого ребенка в группе, совместно с медперсоналом учреждения регулярно проводит комплексные мероприятия, способствующие укреплению здоровья, психофизическому развитию детей, осуществляет гигиенический уход за детьми раннего возраста. Особое внимание уделяет детям, пришедшим в детский сад после болезни.2.3.
Планирует и осуществляет воспитательно-образовательную работу в соответствии с программой в тесном контакте с другими воспитателями и специалистами учреждения. Тщательно готовится к проведению занятий.2.4. Изучает индивидуальные способности, склонности и интересы детей. Умело использует результаты изучения в своей педагогической деятельности с целью развития каждого ребенка.
На основании изучения индивидуальных особенностей детей, рекомендаций психолога проводит коррекционно-развивающую работу со своими воспитанниками.2.5. Обеспечивает строгое выполнение установленного режима дня и сетки занятий.2.6. Осуществляет наблюдение за поведением детей в период адаптации, помогает им; в группах раннего возраста ведет дневник наблюдений.2.7.
Регулярно информирует руководителя учреждения и старшую медсестру об изменениях в состоянии здоровья детей. Сообщает старшей медсестре об отсутствующих детях, выясняет причину их отсутствия, ведет табель учета посещаемости.2.8. Ведет работу с родителями по вопросам воспитания детей в семье, привлекает их к активному сотрудничеству с детским садом.
Активно работает с родительским комитетом и отдельными родителями, обеспечивая создание необходимых условий в помещениях группы и на участке для успешной реализации воспитательно-образовательной программы.2.9. С уважением и заботой относится к каждому ребенку в своей группе, проявляет выдержку и педагогический такт в общении с детьми и их родителями.2.10.
Совместно с музыкальным руководителем и инструктором по физической культуре готовит праздники, организует досуг детей.2.11. Заменяет заболевшего воспитателя-сменщика в течение болезни.2.12. Проходит медицинский осмотр строго по графику.2.13. Выполняет требование руководителя, старшей медсестры, старшего воспитателя, связанные с педагогической работой и охраной жизни и здоровья детей.2.14.
Своевременно и четко ведет документацию воспитателя.2.15. Систематически повышает профессиональную квалификацию и педагогический уровень на курсах, семинарах, открытых просмотрах.2.16. На участке совместно с детьми ведет работу по благоустройству согласно программе своей возрастной группы.2.17.
Участвует в педсоветах учреждений, методических объединениях в районе, округе, организует смотры-конкурсы и выставки детских работ к дням открытых дверей, проводит родительские собрания, участвует в праздниках.2.18. Строго выполняет трудовую дисциплину и правила трудового распорядка.2.19. Обеспечивает санитарно-гигиенический режим в группе.2.20.
При передаче смены в конце рабочего дня оставляет в группе образцовый порядок.2.21. Бережно использует имущество учреждения, методическую литературу, пособия.2.22. Смену воспитатель сдает лично второму воспитателю, детей передает по списку.3. Воспитатель должен знать3.1. Конвенцию о правах ребенка.3.2. Основные государственные законы.3.3.
Устав учреждения, Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкции по охране жизни и здоровья детей, санитарно-гигиенические нормы.3.4. Педагогику, психологию, возрастную физиологию и гигиену.3.5. Основы доврачебной медицинской помощи.3.6. Теорию и методику воспитательной работы.3.7. Правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.3.8.
Порядок действий в экстремальных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью детей.4. ПраваИмеет права, предусмотренные Трудовым кодексом РФ, Законом РФ «Об образовании», региональными законами, а также Уставом учреждения и Правилами внутреннего трудового распорядка.5. Ответственность5.1. Несет персональную ответственность за жизнь и здоровье детей во время их пребывания в учреждении.
5.2. Несет ответственность за выполнение всех обязанностей, возложенных настоящей инструкцией.
https://www.youtube.com/watch?v=rLs9lCFtBAY
Воспитатель дошкольного учреждения – человек, который одним из первых встречается ребенку вне дома. Организация его социальной роли в будущем намного зависит от того, какой человек его будет встречать, и учить в первые годы жизни.
Именно в ДДУ ребенок получает первый опыт взаимодействия с учителями, детьми и обучением.
Инструкции разъясняющие права и обязанности для каждого работника детского сада облегчат ежедневное взаимодействие с воспитанниками, родителями и руководством.
Образец типовой должностной инструкции воспитателя детского сада
Типовая должностная инструкция включает в себя основные аспекты обязательных условий для всех воспитателей РФ. Составляя пример инструкций для своего коллектива, заведующая детским садом может внести в него свои дополнения, не противоречащие основным правилам ФГОС и Трудовому кодексу РФ, а также другим нормативным актам, утвержденных Приказом Минобрнауки России.
Общие положения должностной инструкции воспитателя детского сада
Источник: https://zlatamoda.ru/dolzhnostnye-obyazannosti-vospitatelya-doshkolnogo-obrazovaniya-dolzhnostnaya.html