Внеплановая налоговая проверка

Внеплановые налоговые проверки

Внеплановая налоговая проверка

Хуже выездной проверки может быть только внеплановая выездная проверка. Такую проверку спрогнозировать сложнее, а значит, время на подготовку к ней очень ограничено. Выездные проверки, как правило, проводятся в отношении компаний, заранее включенных в план выездных проверок на текущий период.

«Основания для выездной налоговой проверки»

Но отсутствие организации в графике, утвержденном территориальными ИФНС, не означает, что налоговики не могут прийти без предупреждения. По каким причинам проводится внеплановая выездная проверка и как избежать ее назначения – читайте в нашей публикации.

В каких случаях проводится внеплановая выездная проверка

Основания для проведения выездных проверок закреплены в нескольких официальных источниках.

В Налоговом кодексе в качестве поводов для проведения внеплановой проверки упоминается только реорганизация и ликвидация предприятия. В этом случае инспекторы могут обрадовать своим визитом независимо от того, когда и по какой причине проводилась предыдущая налоговая проверка, но проверять они могут период не более 3-х лет.

Специалисты 1С-WiseAdvice помогут подготовиться к процедуре реорганизации / ликвидации так, чтобы у налоговой не осталось возможности напоследок доначислить компании налоги, пени и штрафы. Размер подобного ущерба несопоставим со стоимостью консалтинговых услуг.

Федеральный закон от 26.12.2008 № 294-ФЗ не называет напрямую основания, которые непосредственно касаются деятельности ФНС. Перечисленные ситуации относятся к функциям других контролирующих органов – технических, санитарных, трудовых инспекций, Роспотребнадзора и пр.

Однако некоторые пункты можно косвенно отнести к зоне ответственности инспекторов в качестве дополнительного контроля в компании с другими ведомствами.

Их ключевой посыл: поводом для налоговой внеплановой проверки предпринимателя могут послужить сведения, поступившие от физических или юридических лиц, предписания прокуратуры.

Зачастую собственник даже не задумывается, у какого числа потенциальных недоброжелателей есть возможность организовать незапланированный визит инспекторов.

Учитывая, что заинтересованная в проверке сторона должна подтвердить предоставленную информацию – документально или другим способом, – лучше доверить ведение налогового учета специалистам и лишить оппонента шанса обосновать свое обращение.

В Письме ФНС от 30.05.17 № ЕД-2-15/678@ говорится, что основанием для визита налоговиков могут послужить «полученные от граждан документы и иные доказательства, свидетельствующие о возможных нарушениях налогового законодательства организациями и физическими лицами». Нужно учитывать, что сведения недоброжелатель может передать в налоговую не напрямую, а через прокуратуру, ОВД, ФСБ или ОБЭП.

На подозрительные финансовые операции, связанные с фирмами-однодневками, может также указать АСК-НДС 3.

Наличие взаимодополняющих нормативных актов свидетельствует о том, что налоговики не ограничены по возможностям назначения внеплановой ревизии настолько, насколько этого хотелось бы собственникам бизнеса.

Эксперты 1С-WiseAdvice всегда учитывают возможные риски при ведении налогового учета и формировании отчетности. Мы точно знаем, что именно будет смотреть ИФНС и какие данные сопоставлять.

Наши специалисты, где это возможно и не противоречит требованиям законодательства, ведут бухгалтерский учет по правилам налогового – поэтому инспекторы попросту не захотят тратить свое время, чтобы искать несуществующие расхождения.

Интересы и безопасность бизнеса, необходимость реорганизации и ликвидации предприятий, не будут зависеть от внешних угроз.

Отличие внеплановой ВНП от обычной выездной проверки

Порядок проведения внеплановой выездной проверки и ее особенности следуют из оснований для проведения данной проверки.

Целесообразность внеплановой проверки юридического лица в случае ликвидации и реорганизации инспекторы определяют, исходя из имеющейся у них информации о данном предприятии, в том числе данных ликвидационного баланса или передаточного акта. Если у сотрудников ФНС нет поводов усомниться в добросовестности компании, вряд ли они будут тратить время на «бесперспективную» ревизию.

Когда инспекторы получают «сигнал» на компанию от недоброжелателя, запрос прокуратуры или другого ведомства, проводится предварительная проверка: запрашиваются документы и пояснения. В интересах собственника не упустить шанс убедить налоговиков в необоснованности поступивших к ним сведениям.

От того, как поведет себя компания, какие документы и пояснения будет давать, может зависеть итоговое решения ФНС о назначении выездной проверки. Распоряжение о визите налоговиков вы не получите – согласно письму ФНС России от 10 марта 2016 г.

№ ЕД-4-2/3936@), НК не устанавливает сроки уведомления о проведения проверки.

В процессе бухгалтерского обслуживания специалисты 1С-WiseAdvice анализируют и выдерживают около сотни контрольных соотношений в формах бухгалтерской и налоговой отчетности клиента, на которые опираются инспекторы, принимая решение о более тщательной камеральной проверке или назначении выездной ревизии.

В зоне налогового учета, которому наши эксперты уделяют первостепенное внимание, основные риски клиента. Благодаря такому подходу снижается риск проведения внеплановой выездной проверки.

Параллельно инспекторы могут попросить пояснения, а также доказательства нарушения и у инициировавшего проверку ведомства или «оппонента».

Если им удастся бросить тень на какие-то сделки или процессы, связанные с бизнесом, налоговики могут истребовать у компании дополнительные документы, а потом еще и еще.

Главный способ «насытить» налоговиков в этом случае – своевременно предоставлять корректные подтверждающие документы. Тогда ИФНС поймет, что никаких секретов от нее у компании нет и искать у нее нечего.

Уникальная технология обработки «первички», разработанная специалистами 1С-WiseAdvice, позволяет в режиме реального времени отслеживать наличие, полноту, качество этих документов, а соответственно, максимально быстро подготавливать запрашиваемые инспекцией документы.

Результаты предварительной проверки не являются основанием для привлечения налогоплательщика к ответственности.

Но если в ходе предпроверочного анализа инспекторам удалось подтвердить факты нарушения или преступления, значит, вскоре руководитель ИФНС получит на подпись мотивированное представление о назначении внеплановой проверки.

Поэтому правильнее разубедить налоговиков выезжать к вам с ревизией на этапе предварительной проверки, а еще лучше – на стадии формирования отчетности.

Признаки того, что в компанию придет внеплановая выездная проверка

Предсказать внеплановую выездную проверку сложно, поскольку при назначении проверки данного типа не последнюю роль в ее организации играет человеческий фактор.

Если инспекторы вдруг истребовали у компании пакет документов или пояснения, значит, задумываются о целесообразности внеплановой выездной проверки. И предшествовать этому может сам факт сотрудничества с сомнительным контрагентом. Конфликт с ним или конкурентом может усугубить ситуацию и стать поводом для их обращения в прокуратуру или другое ведомство.

Эксперты 1C-WiseAdvice могут сформировать бизнес-справку, которая будет содержать всю необходимую достоверную информацию о потенциальном партнере, из Премиального Контур.Фокус. Данная справка является одним из неопровержимых доказательств проявления должной осмотрительности при выборе контрагентов.

В случае, когда вы все-таки ошиблись с выбором партнера, и инспекторы уже требуют пояснений по конкретным сделкам, лучше не игнорировать запрос ИФНС. 1C-WiseAdvice обладает богатым опытом в сопровождении сложных сделок.

Но несмотря на это, эксперты нашей компании рекомендуют изначально соблюдать должную осмотрительность при выборе партнеров: благодаря системе АСК НДС-3 сегодня прослеживается вся цепочка контрагентов, а значит, не стоит привлекать лишнее внимание к вашей компании.

В разделе 3 приказа ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ перечислены некоторые критерии, которые могут сыграть против компании, если по каким-то основаниям она все-таки попала в поле зрения налоговиков. В их числе:

  • налоговые отчисления компании меньше средних показателей по отрасли;
  • значительные отклонения финансово-хозяйственных показателей текущего периода от показателей аналогичных периодов за предыдущие года;
  • несвоевременные оплаты налоговых платежей, а также уменьшение их размера по сравнению с аналогичными периодами предыдущих лет;
  • противоречия между сведениями, содержащимися в представленных документах, и сведениям, которыми располагает налоговая;
  • ошибки, противоречия и неточности, допущенные при формировании налоговой базы.

Запатентованный 1С-WiseAdvice «Электронный аудитор» каждый день в автоматическом режиме проверяет бухгалтерские базы клиентов на предмет отклонения от стандартов учета, ошибок и подозрительных ситуаций в учете. При обнаружении таковых программой далее уже специалист получает оповещение и перепроверяет операцию вручную, правя при необходимости.

Что делать, чтобы у компании не возникало нежданных выездных проверок?

Передать бухгалтерию на аутсорсинг команде профессионалов, а самим заняться управлением бизнеса и не вникать в нюансы бухгалтерского учета, беспокоясь о возможных проблемах с налоговой.

Правила безопасного поведения, чтобы внеплановая выездная проверка прошла с наименьшими потерями

Если избежать внеплановой выездной проверки не удалось, и инспекторы уже стоят на пороге, необходимо помнить: даже во время ревизии у вас есть права, а у полномочий сотрудников ИФНС – ограничения.

Поэтому с правилами проведения проверок и составления акта выездной проверки лучше ознакомиться заранее, на этапе предварительного анализа.

Таким образом, в руки к налоговикам не попадут лишние документы и прочие доказательства.

Не менее внимательно следует ознакомиться и с решением о проверки, убедиться, что незваные гости действительно сотрудники ИФНС.

Проверяющих лучше максимально быстро изолировать и лишить возможности случайно получить не предназначенную для них информацию.

Необходимо проинформировать сотрудников компании как себя вести в случае ВНП, а также что на рабочих местах должен соблюдаться порядок и все документы должны храниться надлежащим образом, а доступ к компьютеру должен блокироваться при отлучении от рабочего места. В офисе не должно находиться незаконных документов, предметов и бумаг, принадлежащим другим организациям.

Даже в самых угрожающих ситуациях эксперты 1С-WiseAdvice помогут чувствовать себя уверенней и свести потенциальные риски и убытки к минимуму.

Экспертная поддержка наших специалистов защитит интересы клиента на всех этапах взаимоотношений с ИФНС.

Мы не только подготовим аргументированные ответы на запросы и требования налоговиков, дадим пояснения, но и при необходимости будем бороться за благоприятный для вас исход по итогам проверки вплоть до суда.

Как себя вести на выездной проверке

Источник: https://1c-wiseadvice.ru/company/blog/vneplanovye-nalogovye-proverki/

Внеплановая налоговая проверка в Севастополе

Внеплановая налоговая проверка

В данной статье будут рассмотрены различные аспекты, связанные с проведением проверки ФНС.

«Каждый обязан платить законно установленные налоги и сборы»

Статья 57 Конституции Российской Федерации

Проверку ФНС можно разделить на три основных блока:

  1. Понятие, виды, основания налоговых проверок.
  2. Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок.
  3. Оформление результатов проверки, рассмотрение дел о налоговых нарушениях.
  4. Понятие, виды, основания налоговых проверок.

Основным документом, регламентирующим деятельность налоговых органов, их права и обязанности, равно как и права и обязанности налогоплательщиков, является Налоговый кодекс Российской Федерации (НК РФ).

Деятельность специально уполномоченных государством органов, в первую очередь это касается, естественно, Федеральной налоговой службы (ФНС) и её территориальных подразделений, по надзору за соблюдением налогового законодательства называется налоговым контролем (ст.82 НК РФ).  Одной из основных форм контроля является проведение налоговых проверок.

Статья 87 Кодекса предусматривает два вида проверок – камеральные и выездные.

Основные отличия выездной проверки от камеральной состоят в том, что камеральная проверка проводится по факту подачи налогоплательщиком налоговой отчётности, в помещении налогового органа, без специального на то решения руководителя налогового органа и уведомления налогоплательщика о проведении проверки. Камеральная проверка проводится на основании налоговой отчётности, информации, имеющейся у налогового органа, а также на основании пояснений и документов, предоставленных налогоплательщиком.

Как правило, в случае отсутствия ошибок в налоговой отчётности или несоответсвия её данных данным налогового органа, дальнейших действий со стороны налоговых органов не происходит, и дополнительные документы и пояснения не потребуются.

Выездная же проверка (ст.

89 НК РФ), как следует из её названия, проводится в помещении налогоплательщика.

Основанием для неё служит решение руководителя налогового органа, а предметом – вся бухгалтерская документация, бухучёт в электронном виде, любые другие документы и информация, которые имеют значение для правильности и полноты формирования налоговой отчётности и уплаты налогов за проверяемый период.

Законодательно выездные проверки не разделяют на подвиды (за исключением повторной), например, на плановые или внеплановые. Таких норм в НК нет. Но фактически в работе налоговой службы это происходит, что находит отражение и в подзаконных актах.

Так, ещё приказом ФНС от 30.05.2007 года №ММ-3-06/333@ была утверждена Концепция планирования выездных налоговых проверок, а также Общедоступные критерии самостоятельной оценки рисков для налогоплательщиков, используемые налоговыми органами в процессе отбора объектов для проведения выездных налоговых проверок.

Фактически, в зависимости от показателей финансово-экономической деятельности и некоторых других факторов, руководитель налогового органа и определяет частоту проведения проверок того или иного налогоплательщика.

В приказе довольно большой перечень критериев, и читатель может самостоятельно детально с ними ознакомиться.

В качестве основных стоит отметить низкую налоговую нагрузку, низкую среднюю зарплату на предприятии, наличие убытков на протяжении ряда периодов, непредоставление налоговому органу запрашиваемых пояснений и документов, частая «миграция» из одного налогового органа в другой, ведение деятельности с высокой степенью риска (под этим подразумеваются операции с субъектами, к которым у налоговых органов есть претензии, например, с «фирмами-однодневками»).

Но этот подзаконный акт фактически носит рекомендательный характер, а на практике частота проведения выездных проверок отдана на откуп начальникам местного налогового органа. А учитывая, что нормы ст.

89 НК позволяют проводить две выездные проверки в течение года, не считая повторных, а их срок может достигать 6 месяцев, а за счёт приостановки – и более того, то руководитель налоговой службы, которому «не понравился» тот или иной налогоплательщик, может сделать так, что проверки у этого налогоплательщика не будут заканчиваться никогда. А, кроме того, будут тянуться и многочисленные процедуры апелляционного и судебного обжалования результатов предыдущих проверок.

В результате, это предприятие, к которому будет такое «неравнодушное» отношение налогового органа, будет заниматься больше вопросами этих проверок и обжалования их результатов, чем непосредственно своей хозяйственной деятельностью, что неминуемо негативно отразиться не ёё результатах.

В данном случае сам собой напрашивается вывод о законодательном ограничении права налоговых органов на выездные проверки.

К примеру, можно было бы ввести в НК понятия плановых и внеплановых выездных проверок.

Для плановых ввести вышеупомянутые критерии и в зависимости от «группы риска» налогоплательщика проводить одну комплексную проверку по всем налогам и сборам один раз в один, два или три года.

А для внеплановых предусмотреть чёткие основания для их проведения (непредоставление налоговому органу запрашиваемых пояснений и документов, реорганизации или ликвидация налогоплательщика, непредоставление налоговой отчётности и т.д.) и право налогоплательщика не допускать налоговиков к проверке при отсутствии этих оснований с окончательным решением вопроса о проведении проверки в суде.

Это позволило бы значительно минимизировать субъективное отношение налоговиков к тем или иным налогоплательщикам и связанные с этим коррупционные риски, и значительно усилить защиту налогоплательщиков от слишком сильной «заботы» о них.  

  1. Порядок и сроки проведения выездных налоговых проверок.

Как указано выше, выездная налоговая проверка проводится по решению руководителя налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика.

Как исключение, проверка может быть произведена в помещении налогового органа, если у налогоплательщика отсутствует возможность предоставить для проверки необходимое помещение.

Существуют временные и количественные ограничения для проведения проверок:

  1. Не более одной проверки по одним и тем же налогам и за один и тот же период.
  2. Не более двух проверок в течение года.
  3. Может быть проверен период, не превышающий трёх лет, предшествующих текущему году, в котором назначена проверка.
  4. Срок проведения проверки не должен превышать двух месяцев, но может быть продлён до четырёх, а в исключительных случаях – до шести месяцев. Основания для продления указаны в Приложении №6 к приказу ФНС России от 07.11.2018 года №ММВ-7-2/628@.

В процессе проведения проверки законодателем предусмотрен широкий спектр полномочий лицам, осуществляющим проверку, в т.ч.

допрос свидетеля; доступ на любую территорию и в любые помещения, используемые налогоплательщиком; осмотр территории, помещений, предметов и документов; истребование документов как у налогоплательщика, так и у других лиц, в т.ч. и аудиторов; выемка документов и предметов; экспертиза; инвентаризация имущества.

На практике были выявлены следующие проблемные моменты при проведении проверок.

Так, неоднозначно трактуется норма абзаца 2 пункта 4 ст.89 Кодекса, согласно которой в рамках выездной налоговой проверки может быть проверен период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Если со временем начала этого промежутка проблем не возникало, то с моментом его окончания неоднократно возникали споры, которые заключались в том, является ли крайним днём проверяемого периода 31 декабря года, предыдущего году, в котором принято решение о проверке, либо проверкой может быть охвачена и часть года, в котором принято решение о проверке.

В  своём определении от 09 сентября 2014 г. №304-КГ14-737 Верховный Суд Российской Федерации поддержал позицию судов апелляционной и кассационной инстанций, которые пришли к выводу об отсутствии запрета на проведение проверок в текущем году. Таким образом, проверкой может быть охвачено три предыдущих года и часть текущего года, в котором принято решение о проверке.

Пункт 9 ст.89 Кодекса регламентирует основания и сроки приостановления проверок. И в данной норме есть существенный пробел, состоящий в том, что отсутствует прямая ссылка на обязанность налогового органа уведомить налогоплательщика о приостановлении проверки и её возобновлении.

В целом, исходя из прав налогоплательщика, указанных в ст.21 Кодекса, а также из форм решений о приостановлении и возобновлении решений, утверждённых Приложениями №№ 7 и 8  к приказу ФНС России от 07.11.

2018 года №ММВ-7-2/628@, суды сходятся во мнении об обязанности налогового органа уведомить налогоплательщика о приостановлении и возобновлении проверки, но поскольку в Кодексе не указан срок такого уведомления, факт неуведомления/невручения копии решения в день принятия решения или в максимально возможный срок не служит основанием для признания незаконными решений по итогам проверки.

Суд может принять во внимание данный факт, если будет установлено, что такая бездеятельность налогового органа повлекла нарушение прав налогоплательщика. Например, полагая, что налоговая проверка продолжается, налогоплательщик продолжал по собственной инициативе предоставлять налоговой пояснения, документы, другую информацию.

Если на основании в том числе и этих документов и информации в последствии будут приняты решения по результатам проверки, их можно смело оспорить, поскольку имеется прямое нарушение абзаца 5 пункта 9 ст.

89 НК, согласно которого на период действия срока приостановления проведения выездной налоговой проверки приостанавливаются действия налогового органа по истребованию документов у налогоплательщика, которому в этом случае возвращаются все подлинники, истребованные при проведении проверки, за исключением документов, полученных в ходе проведения выемки, а также приостанавливаются действия налогового органа на территории (в помещении) налогоплательщика, связанные с указанной проверкой.

Зачастую между налогоплательщиками и проверяющими возникает конфликт относительно объёма истребуемых при проверке документов (ст.93 НК). К сожалению для налогоплательщиков, в НК и других актах законодательства не указан исчерпывающий перечень документов, которые могут быть истребованы при проверке.

Соответственно и право налогового органа составлять перечень истребуемых документов ограничено быть не может. Непредоставление истребуемых документом влечёт ряд негативных последствий, например, наложение штрафа согласно п.1 ст.126 Кодекса (200 руб.

за каждый непредоставленный документ) и выемку оригиналов документов согласно ст.94 Кодекса.

III. Оформление результатов проверки, рассмотрение дел о налоговых нарушениях

Налоговым кодексом предусмотрены следующие этапы оформления результатов налоговой проверки и их рассмотрения:

  1. Составление акта проверки.
  2. Вручение акта проверки налогоплательщику.
  3. Подача возражений налогоплательщиком на акт проверки.
  4. Проведение дополнительных мероприятий налогового контроля.
  5. Извещение налогоплательщика о дате, времени и месте рассмотрения материалов проверки.
  6. Вынесение решения по результатам рассмотрения материалов проверки.

В процессе рассмотрения проверок налоговики нередко допускают серьёзные промахи, грамотно используя которые, можно выиграть в суде дело, даже бесперспективное с точки зрения самой сути нарушения, т.е., как говорят юристы, «выплыть на процессе».

Пункт 14 ст.101 Кодекса прямо указывает, что несоблюдение должностными лицами налоговых органов требований, установленных настоящим Кодексом, может являться основанием для отмены решения налогового органа вышестоящим налоговым органом или судом.

Источник: https://ruinformer.com/page/vneplanovaja-nalogovaja-proverka-v-sevastopole

Как проводятся внеплановые налоговые проверки — Оператор фискальных данных Первый ОФД

Внеплановая налоговая проверка

Налоговый кодекс устанавливает виды мероприятий для осуществления контроля за деятельностью компаний и предпринимателей. Один из них – налоговая проверка. Сегодня мы поговорим о том, какими они бывают и как проводятся внеплановые мероприятия.

Виды проверок

Выделяют камеральные и выездные варианты проверочных мероприятий. Первые проходят без выезда инспекторов на предприятие. То есть сотрудники просто изучают сданную налоговую документацию и расчеты компании. Поэтому вы можете даже не догадываться, что такая проверка проходит в отношении вас.

Ко второму типу относятся мероприятия, организованные со стороны начальства инспекции ФНС. Чаще всего о таких проверках не сообщается, однако они проводятся в рамках общего плана. Фактор внезапности – это важный нюанс в работе налогового органа. Однако бывают случаи, когда выездная проверка проходит в отношении компании, которой не было в плане.

Основания для проведения внеплановых контрольных мероприятий

В Налоговом кодексе можно найти только одно основание для них – реорганизация или ликвидация фирмы. Однако даже в этом случае ИФНС может не назначить проверку. Это происходит в случае, если у фирмы нет сомнительной репутации или у налоговой просто нет к ней претензий.

Однако внеплановые ревизии могут коснуться и тех, кто не планирует закрываться или реорганизовываться. Основания для этого перечислены в ФЗ-294. К ним относятся жалобы от граждан и предписания от прокуратуры по поводу несоблюдения налогового законодательства. То есть, если в ФНС поступают сведения о том, что вы не добросовестный налогоплательщик, то она может проверить вас внепланово.

Как проводится внеплановая ревизия

Первым этапом часто выступает предварительная проверка. Она проводится в случае, если на вас пожаловались недоброжелатели или прокуратура.

ФНС может запросить у того, кто направил запрос, дополнительные разъяснения, изучить документы, которые находятся в налоговой, провести дополнительные контрольные мероприятия. Затем ИФНС может запросить у фирмы пояснения по вопросам претензий прокуратуры или других лиц.

Если факт нарушения налогового законодательства подтверждается или появляются существенные доказательства, что оно имело место, то привлечь компанию к ответственности нельзя. Зато можно назначить внеплановую проверку.

Дальше все происходит стандартно. ИФНС выбирает период и налоги, которые она будет проверять. Определяются круг лиц, которые будут проводить проверку. Налоговая может запросить документы у вас, ваших контрагентов и других организаций.

Например, получить выписки из банка с вашего счета, чтобы посмотреть движение средств на нем. То же касается ваших контрагентов.

Налоговая может осмотреть офис, склад и другие помещения, которые принадлежат компании или находятся у нее в аренде.

Разумеется, на этапе внеплановой проверки проводится опрос свидетелей. Это может быть гендиректор, простые сотрудники, уволенные специалисты, бухгалтер, то есть любое лицо, владеющее полезной для ИФНС информацией.

Если у инспекторов есть сомнения касательно стоимости имущества, то они могут провести соответствующие экспертизы.

Срок проведения проверки – 2 месяца. Однако ее могут продлить при наличии оснований. Однако чаще всего проверка длится очень долго. Потому что после каждого этапа или запроса она приостанавливается и продолжается вновь, когда нужно получить новые сведения.

Ревизия заканчивается составлением акта и справки. В первом фиксируются нарушения, которые выявила инспекция. Фирма всегда может подать возражения, чтобы доказать их отсутствие. При принятии окончательного решения начальник инспекции всегда руководствуется доказательствами, предоставленными лицом, в отношении которого проходила проверка.

Таким образом, понять, предстоит ли вам внеплановая проверка, очень сложно. Единственный вариант, если вы решили закрыть или реорганизовать бизнес. Тогда у вас есть реальный риск попасть под прицел ИФНС. Еще одно основание полагать, что вы находитесь под прицелом налоговой – это конфликт с сотрудниками или партнерами.

Самое главное, если вас коснулась внеплановая проверка, то первое, что нужно сделать – это успокоиться. Второе – тщательно ознакомиться с ее причинами и претензиями со стороны налоговой.

Третье – проконсультировать своих сотрудников, чтобы они ни в коем случае не предпринимали экспрессивных действий, вели себя спокойно и отвечали на поставленные инспектором вопросы.

В конце концов, нужно будет найти доказательства собственной невиновности и предоставить их инспектору в качестве возражений.

Ответственность в случае нарушений

Если по итогам проверки был установлен факт несоблюдения налогового законодательства, то возможно привлечение к административной или налоговой ответственности. Например, возможно, будет достаточно факта погашения задолженности и пени.

Если же сумма неуплаченных налогов превысила пороговые значения, то налоговая передаст результаты проверки в прокуратуру для возбуждения уголовного дела. Напомним, что такой показатель для юридического лица составляет 5 млн. рублей, для ИП – 900 тыс. рублей.

Источник: https://www.1-ofd.ru/blog/news/kak-provodyatsya-vneplanovye-nalogovye-proverki/

Внеплановая налоговая проверка

Внеплановая налоговая проверка

Налоговая проверка, пожалуй, самая неприятная процедура для любого бизнеса. Особенно если она застает предпринимателя врасплох. Как подготовиться к ней и успешно ее пройти?

Как избежать внеплановой налоговой проверки?

Думайте как налоговая

Задача ФНС — с наибольшей вероятностью определить злостного налогового неплательщика. Как это делается? Основных четыре метода:

I. Математическая модель налогоплательщика.

Анализирует виды деятельности организации, денежный оборот по расчетному счету, наличие филиальной и торговой сети, численность работающих, операции с наличностью, активы предприятия и др.

Все это позволяет с точностью до 5-10% определить реальный доход от бизнеса и понять, насколько эти цифры отличаются от тех, которые вы указали в бухгалтерской отчетности.

II. Налоговый портрет налогоплательщика.

Что смотрят? Объем, детализацию и регулярность уплачиваемых налогов, попытки возмещения уплаченного в бюджет НДС, уровень официальных зарплат сотрудников, результаты предыдущих камеральных и выездных налоговых проверок, попытки внесудебного и судебного урегулирования налоговых споров. Полученные данные сравниваются с показателями компаний, занимающихся аналогичной деятельностью, но признанных добросовестными налогоплательщиками.

III. Юридический портрет налогоплательщика. Проверяют, где находится фирма, соответствует ли этот адрес юридическому и почтовому, есть ли у фирмы необходимые разрешительные бумаги?

IV. Деловой портрет налогоплательщика: торговые, производственные помещения, склады, офисы, наличие и содержимое интернет-сайта, рекламы в открытых источниках, медиаактивность, интенсивность и подробность деловой переписки, место компании в рейтингах, деловая и кредитная репутации компании, ее собственников и топ-менеджеров.

В результате специалисты ИФНС могут с высокой точностью определить сумму поступлений от добросовестного налогоплательщика. И если цифры, которые «выведут» налоговики, более чем на 20-25% отличаются от ваших, вы с вероятностью в 90% попадете в список выездных проверок на ближайший год.

Заранее проверяйте своих контрагентов

Самая частая претензия со стороны ФНС — работа с фирмами-однодневками или уход от налогов. Приготовьте доказательства того, что вы проверили компанию на «добросовестность»:

ознакомились с ее уставом, учредительным договором, образцами договоров, лицензиями и иными разрешительными документами, образцами продукции, описанием услуг и т д.;

встречались с руководством фирмы-партнера (вплоть до приложения к протоколу встречи фотографий и видеозаписей), убедились, что учредители, гендиректор и главбух не являются «массовыми»;

вели протоколы переговоров и подробную интенсивную деловую переписку (оферты, акцепты оферт, спецификации товара, описание услуг и т п.).

Лайфхак: как не попасться на крючок фирмы-однодневки?

1. Перед началом работы знакомьтесь с первичными регистрационными документами контрагента. Перед подписанием основного договора составьте и подпишите соответствующий протокол. Это будет дополнительным свидетельством вашей налоговой добросовестности.

2. Проверяйте соответствие печатей и подписей. Необходимо быть уверенным в том, что печать и подпись — подлинные, что они совпадают с соответствующими образцами (как правило, образцами в банковской карточке, копию которой можно попросить предоставить). Несоответствие подписей или печати делает документ юридически ничтожным.

3. Активно используйте возможности электронного документооборота. Использование электронного инструментария «однодневками» по ряду технических причин невозможно или крайне затруднительно.

4. Проверяйте сквозную нумерацию счетов-фактур, договоров и прочих документов. Несовпадение их номеров на первых и вторых экземплярах существенно увеличивает риск доначислений при проверке. Если счет-фактура, на основании которого НДС принимается к зачету, будет признан при проверке неправильно оформленным, он будет аннулирован.

5. Финансово-хозяйственные документы должны быть подписаны должностными лицами предприятия, имеющими право подписи. Если документы подписываются сотрудниками, не имеющими права подписи, то такие документы считаются юридически ничтожными.

Следует проверить действительность полномочий лиц, назначаемых приказом или решением учредителей (акционеров). Может оказаться, например, что полномочия генерального директора закончились три месяца назад и не продлены решением общего собрания акционеров.

Данная ситуация, кроме рисков бизнеса, несет в себе риски налоговых доначислений, если договор с вашим контрагентом носил характер затрат, включенных в себестоимость вашей продукции (услуг).

6. Избегайте систематической непрофильной деятельности вашей компании, навязываемой вашими бизнес-партнерами.

Например, партнер вашей строительной компании, будучи сам добросовестным налогоплательщиком, предлагает, ссылаясь на общую необходимость снижения издержек, «прокрутить займы» для уменьшения суммы НДС в текущем квартале и поделиться полученной выгодой.

Или вам предлагают стать участником тендера «с гарантией победы», но при этом выполнить несвойственные вашей компании функции агента, то есть фактически стать на время транзитной фирмой для денежного потока. Подобные варианты чреваты проверками как со стороны налоговой, так и МВД.

7. Ориентируйтесь на отзывы и рекомендации заслуживающих доверия бизнес-партнеров вашего контрагента и банка, работающего с ним.

8. Изучайте отзывы о данной компании в интернете и других открытых источниках.

Как долго и насколько успешно она работает на рынке?

Входит ли в профессиональные ассоциации?

Имела ли проблемы с государственными структурами и контрольными органами?

Проводите собственные проверки

Пригласите аудитора, который в течение года несколько раз проверит бухгалтерскую отчетность, разъяснит порядок исчисления и уплаты налогов и подскажет, как своевременно устранить ошибки в отчетности и распознать «схемные» налоговые риски.

Соответствуйте ожиданиям налоговой

В отношении каждого налогоплательщика ФНС имеет свой план по сбору налогов, и организация должна соответствовать его минимальным показателям, в крайнем случае не дотягивать до них 10%. Важно поддерживать у налоговиков убеждение, что вы небогатый, но добросовестный налогоплательщик.

С точки зрения приоритетности по отраслевым показателям:

на первом месте традиционно НДС;

на втором — страховые сборы с фонда заработной платы;

далее — налог на прибыль, НДПИ, налог на имущество, подоходный налог.

Как понять, что грядет налоговая проверка?

Поступают запросы о движении средств по расчетному счету

Налоговые инспекторы могут использовать информацию о динамике входящих и исходящих платежей при определении соответствия предприятия отраслевым налоговым показателям, а также для определения уровня его налоговых рисков.

Поступают запросы к контрагентам 

Инициируя запросы о предоставлении документов, подтверждающих деятельность, к контрагентам, отдел предпроверочного анализа ИФНС готовится к вынесению рекомендации о выездной или камеральной проверке вашей компании.

Звучат требования к контрагентам о встречных проверках

Это прямой сигнал о том, что решение о проверке вашего предприятия в ИФНС уже принято.

Ваш расчетный банк систематически требует предоставить информацию (договоры, счета, счета-фактуры, накладные и т п.), подтверждающую правомерность входящих и исходящих платежей 

Скорее всего, служба финансового мониторинга банка заинтересовалась вопросами законности деятельности вашей фирмы и уже передала запрос о проведении проверки в Росфинмониторинг и параллельно в налоговый орган.

Вас вызвали в налоговую инспекцию для дачи объяснений по хозяйственной деятельности

Это одно из предпроверочных или «психологических» мероприятий, имеющих цель заставить налогоплательщика платить больше налогов, чем сейчас (вызов «на комиссию»). Достаточно часто протокол подобной беседы становится основанием для вынесения постановления о проверке.

Как подготовиться к налоговой проверке?

Приведите первичную документацию организации в соответствие с документацией контрагентов

На предприятии и у контрагентов первые и вторые экземпляры документов должны быть одинаковыми, на них должны иметься идентичные подписи, печати и одинаковая нумерация.

Оповестите всех контрагентов организации о том, что к ним, возможно, придет встречная проверка

Они должны быть готовы выйти на нее, чтобы подтвердить факт хозяйственной деятельности. Если подтверждения нет, то перечисленные им средства, отнесенные на затраты, будут признаны чистой прибылью предприятия — с доначислением НДС, налога на прибыль, пеней и штрафов. Предупреждая контрагентов, вы можете надеяться, что при запросе налоговых органов они тоже предупредят вас.

Приведите в соответствие почтовый, юридический и фактический адрес предприятия

Нужно либо внести изменения в учредительные документы и привести юридический адрес в соответствие с фактическим, либо встать на учет по месту нахождения организации.

Подготовьте офис к визиту налоговиков

Там должны находиться только те документы, наличие которых юридически обоснованно и законно. Необходимо по максимуму ограничить информацию, которая будет поступать к налоговикам. Лишних сведений на бумажных и электронных носителях, а также печатей и штампов, не имеющих отношения к деятельности предприятия, быть не должно.

Выделите для проверяющих отдельное помещение

Все требуемые документы нужно приносить туда. Нельзя допустить, чтобы инспектор свободно ходил по офису, беседовал с любым сотрудником, заглядывал во все компьютеры. Иначе поток получаемой им информации станет неконтролируемым. Организуйте проверяющим «чайный столик» в том же помещении, где они находятся.

Подготовьте сотрудников к визиту налоговиков

Персонал должен знать, что нужно говорить инспекторам, внятно объяснять, чем занимается ваша компания. Лучше, чтобы с налоговиками общался бухгалтер, имеющий опыт прохождения выездных налоговых проверок. Постарайтесь исключить возможность общения с проверяющими остальных сотрудников.

Пригласите налогового консультанта, юриста или адвоката

Они будут защищать ваши права и налоговые интересы, следить, чтобы проверка шла так, как необходимо вам. Опытный налоговый адвокат позволит найти правильный баланс отношений между проверяющими и проверяемыми.

Если сотрудников вызовут для дачи объяснений, их слова не должны противоречить друг другу и сведениям в официальных документах

У персонала могут спрашивать, например, какого числа и в каком размере выплачивается зарплата, чтобы затем сравнить ответ с суммами в ведомостях.

Будьте готовы к участию в проверке экспертов

Налоговики имеют право привлекать экспертов: юристов, бухгалтеров, оценщиков, отраслевых экспертов и т д. Экспертиза назначается в случае, если для разъяснения возникающих вопросов требуются специальные знания в науке, искусстве, технике или ремесле. Как показывает арбитражная практика, такими основаниями может быть необходимость:

установить подлинность документов;

восстановить документ;

уточнить рыночную стоимость товаров, работ, услуг;

определить, соответствуют ли материалы, компоненты, которые используются в фирме, объему продукции или технологии ее производства;

определить, какие ремонтно-строительные работы были выполнены (капитальный ремонт, текущий ремонт, реконструкция).

В проведении проверок могут быть задействованы и свидетели

В качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля.

Показания свидетеля заносятся в протокол, однако с протоколом может знакомиться только лицо, давшее показание.

Налогоплательщик может ознакомиться с таким протоколом только после вручения ему акта налоговой проверки.

Павел Гагарин, председатель совета директоров аудиторско-консалтинговой группы «Градиент Альфа»

Источник: https://www.webohrannik.ru/rukowoditelu/vneplanovaya-nalogovaya-proverka.html

Внеплановая проверка налоговой службы: оспаривание решения

Внеплановая налоговая проверка

Налоговая проверка – комплекс мероприятий, направленных на выявление нарушений исполнения действующего законодательства по налогам и сборам. Существует два вида контроля: плановый и внеплановый, как с выездом на место, так и без.

Проверка по утвержденному графику

Плановая – проверка финансово-хозяйственной деятельности организаций, предприятий, за определенный период, на основании установленного плана проверок.

Общая продолжительность не превышает 20 дней, для малого бизнеса – 5-10 дней. Также законодательством предусмотрено продление плановой проверки, но не более чем на десять дней.

О проведении такого рода контроля предприниматель уведомляется за десять дней до прихода представителей налоговой службы.

Главные виды проверки:

  • документальная;
  • камеральная;
  • фактическая.

В зависимости от вида деятельности предприятия, плановая проверка проводится один раз в год, два или три, не чаще.

Внеплановая проверка

Налоговым кодексом Украины, статья 78, предусмотрены обстоятельства, при которых возможно проведение внеплановой проверки контролирующим органом:

  • если во время проведения встречной проверки выявлены нарушения законодательства в сфере налогового учета предприятия, при этом в течение десяти дней не предоставлены запрашиваемые документы;
  • при нарушениях сроков сдачи предусмотренной отчетности по налогам и финансовой деятельности;
  • при подаче в налоговую службу уточняющего расчета за ранее проверенный период;
  • при выявлении ошибок в сданных финансовых документах по доходам, налогам и сборам и несвоевременном предоставлении пояснений по выявленному факту;
  • предоставление акта  (возражения или жалобы) на результат или выводы проведенной налоговой проверки, в данном случае перепроверяются только документы, которые обжалованы;
  • при реорганизации, банкротстве, закрытии или прекращении деятельности предприятия, когда необходимо снятие с учета налогоплательщика;
  • другие обстоятельства, указанные в статье 78.

Вследствие выявления одного из вышеуказанных обстоятельств, руководителем государственной налоговой службы принимается решение о дате проведения внеплановой проверки, которое оформляется в виде приказа.

Обжалование решения по внеплановой проверке

О проведении внеплановой проверки предприниматель заранее не уведомляется. Представитель налоговой службы обязан предоставить заверенную копию приказа о дате проверки в первый день проверки. В случае не предоставления данного документа, налоговик не имеет права на доступ к документации предприятия.

По итогам проверки налоговой службой предоставляется акт, где указываются выявленные нарушения, период устранения, сумма штрафа. Предприниматель не обязан соглашаться с выводами контролирующего органа, и может смело обжаловать принятое решение в целом или по определенным моментам.

Виды оспаривания:

  • возражение к акту;
  • обжалование акта.

Возражения к акту оформляются и подаются в течение пяти рабочих дней в налоговый орган, который проводил проверку, или по месту налогового учета предприятия (статья 87.

7 НКУ). Рассматриваются и обсуждаются доводы также в течение пяти дней. Налогоплательщик имеет право присутствовать при обсуждении предоставленного возражения к акту. После чего выдается заявителю на руки ответ в течение трех рабочих дней.

Обжаловать акта проверки налоговых органов возможно в судебном порядке. (статья 56 НКУ).

Судебное производство

Если в административном порядке не принято решение частично или полностью в пользу предприятия, необходимо обратиться в суд для защиты собственных прав. В данном случае процесс обжалования проходит в соответствии с кодексом административного судопроизводства Украины.

Подать иск в суд о несогласии с выводами налогового органа можно в течение полугода, с момента получения ответа контролирующей службы. Решение суда также можно обжаловать, подав апелляцию или кассацию.

Обжалование актов внеплановых налоговых проверок в суде

Рассмотрение жалоб или возражений в суде проходит в течение 2-6 месяцев. Конечно, споры с контролирующим органом не всегда решаются быстро и проходят гладко. Поэтому разумно предпринимателю сотрудничать с юристом, который имеет опыт работы с налоговыми структурами и понимает весь процесс, так как законодательство по налогам и сборам регулярно обновляется и дополняется.

Также необходимо учитывать дополнительные распоряжения, постановления, приказы и другие инструкции налогового поля.
Как видно из вышеизложенного, для продуктивной работы, просто необходимо наличие профессионального юриста.

Источник: https://ilf.com.ua/vneplanovaya-proverka-nalogovoj-sluzhby-osparivanie-resheniya/

Юр-консультант.ру
Добавить комментарий